Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

55 страниц

389.00 ₽

Купить СТ ССФЖТ ЦТ ЦЛ ЦВ-137-2002 — официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Устанавливает обязательную для применения типовую методику испытаний буксовых подшипников качения подвижного состава железных дорог. Стандарт используют при проведении сертификационных испытаний буксовых подшипников качения.

  Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Определения

4 Объекты испытаний

5 Виды испытаний

6 Определяемые показатели

7 Методы, условия испытаний

8 Средства испытаний

9 Обработка данных и оформление результатов испытаний

10 Требования безопасности и охраны окружающей среды

Приложение А. Схема измерения неперпендикулярности бортиков к дорожке качения в сторону торца (развал) колец

Приложение Б. Схемы для измерения параметров роликов

Приложение В. Схема измерения неперпендикулярности осевых поверхностей гнезд к базовому торцу латунного сепаратора

Приложение Г. Схемы для измерения радиального внутреннего зазора (обязательное)

Приложение Д. Схемы для измерения радиального внутреннего зазора (рекомендуемое)

Приложение Ж. Методика определения низкотемпературной прочности полиамидных сепараторов

Приложение И. Испытания подшипников на долговечность

Приложение К. Методика определения гамма-процентной наработки подшипников до отказа

Библиография

Показать даты введения Admin

СТ ССФЖТ ЦТ ЦЛ ЦВ-137-2002


СТАНДАРТ СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Подвижной состав магистральных железных дорог Буксовые подшипники качения Типовая методика испытаний

Издание официальное

Москва

СТ ССФЖТ ЦТ ЦЛ ЦВ-137-2002

ПРЕДИСЛОВИЕ

1 РАЗРАБОТАН Государственным унитарным предприятием Всероссийский    научно-исследовательский    институт

железнодорожного транспорта МПС России (ГУП ВНИИЖТ МПС России), Открытым акционерным обществом «ВНИИ!»

ВНЕСЕН Центральным органом Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте - Департаментом технической политики МПС России, Департаментом локомотивного хозяйства МПС России, Департаментом пассажирских сообщений МПС России, Департаментом вагонного хозяйства МПС России

2    ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Указанием МПС России от 04. У У, 2002 г. № Р - */040и

3    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения МПС России.

и

СТ ССФЖТ ЦТ ЦЛ ЦВ-137-2002

6.2.4    Макро и микроструктура колец и роликов.

6.2.5    Основные размеры:

-    отклонение среднего диаметра отверстия (наружного диаметра) в единичной плоскости (Л0трУ,

-    отклонение действительной монтажной высоты подшипника

Дп,

-    непостоянство диаметра отверстия (наружного диаметра) в единичной плоскости КЛр (К^р);

-    непостоянство среднего диаметра отверстия (наружного диаметра) Frfnip(FbmP);

-    непостоянство ширины внутреннего кольца УВъ.

6.2.6    Геометрическая точность:

-    неперпендикулярность торца внутреннего кольца относительно отверстия S/,

-    неперпендикулярность наружной поверхности наружного кольца относительно торца

6.2.7    Параметры внутренней конструкции подшипника

6.2.7    Л Непостоянство ширины дистанционного кольца.

6.2.7.2 Допуск посадочного диаметра задней крышки (втулки).

6.2.8    Осевой внутренний зазор Ga.

6.2.9    Марка (тип) смазки.

6.2.10    Гамма - процентная наработка подшипников до отказа.

7 Методы, условия испытаний

7.1    Методы контроля марки стали подшипников и их элементов

7.1.1    Марку стали (6.1.1 и 6.2.1) контролируют по ГОСТ 801 и ГОСТ 4543.

Контроль марки стали проводят на трех подшипниках.

7.1.2    Допускается выполнять экспертную оценку марки стали по сертификату.

7.2    Методы контроля твердости поверхностей элементов подшипников

7.2.1    Твердость (6.1.2, 6.1.3,6.2.2) измеряют по ГОСТ 9013.

7.2.2    Измерения проводят на трех подшипниках.

7.3 Методы контроля шероховатости поверхностей элементов подшипников

7.3.1    Шероховатость поверхности элементов подшипников R(6.1.4, 6.1.8.3, 6.2.3) измеряют по ГОСТ 2789.

7.3.2    Измерения выполняют на трех подшипниках, на всех кольцах, сепараторах и на трех роликах от каждого подшипника.

Контроль шероховатости выполняют одним их трех методов:

7

-    контактным профильным;

-    бесконтактным оптическим;

-    визуальным.

7.4    Методы контроля макро и микроструктуры колец и роликов

7.4.1    Макро и микроструктуру колец и роликов (6.1.5, 6.2.4) контролируют травлением или по излому по ГОСТ 801, ГОСТ 10243.

7.4.2    Контроль макро и микроструктуры проводят на образцах от колец трех подшипников, на трех роликах от каждого подшипника.

7.5    Методы контроля основных размеров и геометрической точности

7.5.1    Основные размеры (6.1.6, 6.2.5) и геометрическую точность (6.1.7, 6.2.6) колец подшипников измеряют на приборах по схемам, приведенным в ГОСТ 520.

7.5.2    Измерения проводят на пяти подшипниках.

7.6    Методы контроля параметров внутренней конструкции подшипника

7.6.1    Методы контроля параметров колец (6.1.8.1,6.2.7)

7.6.1.1    Непостоянство единичного диаметра дорожек качения внутренних и наружных колец измеряют на приборах по схемам для измерения наружного диаметра наружных колец и отверстия подшипника, приведенным в ГОСТ 520.

Измерения проводят на кольцах трех подшипников.

7.6.1.2    Непостоянство ширины борта со стороны базового торца наружных и внутренних колец, непостоянство ширины плоского упорного кольца и непостоянство ширины дистанционного кольца измеряют на приборах по схемам для измерения ширины подшипника, приведенным в ГОСТ 520.

Измерения проводят на кольцах трех подшипников.

7.6.1.3    Неперпендикулярность бортиков к дорожке качения в сторону торца (развал) наружного, внутреннего и плоского упорного колец определяют измерением отклонения от параллельности поверхности бортика относительно торца по схеме, приведенной на рисунке Приложения А.

Измерительный наконечник перемещают в радиальном направлении по внутренним торцам бортиков на длине 6 мм от центра к дорожкам качения (для наружных колец) и к центру (для внутренних и упорных колец).

Измерения проводят на внутренних торцах колец трех подшипников в двух диаметральных плоскостях, расположенных под углом 90°.

СТ ССФЖТ ЦТ ЦЛ ЦВ-137-2002

Неперпендикулярность бортиков определяют как разность наибольшего и наименьшего показаний измерительного прибора.

7.6.2 Методы контроля параметров роликов (6.1.8.2)

7.6.2.1    Параметры роликов измеряют в соответствии с ГОСТ 22696 по схемам, приведенным в Приложении Б на рисунках Б1 и Б2.

Измерения выполняют на роликах пяти подшипников.

1.6.22 Отклонение среднего диаметра ролика в единичной плоскости /Wmp и разноразмерность диаметра роликов в подшипнике Vowl измеряют по схеме, приведенной на рисунке Б1.

Измерительный наконечник устанавливают в среднем сечении ролика, при вращении ролика вокруг оси не менее чем на пол-оборота определяют наибольшее и наименьшее значения единичных диаметров.

Значения ^Wmp и VDwl по выполненным измерениям определяют по ГОСТ 22696.

7.6.2.3    Непостоянство длины ролика в подшипнике измеряют по схеме, приведенной на рисунке Б2.

Измерительный наконечник устанавливают на расстоянии Зг от образующей ролика (/* - номинальная координата фаски).

Значение VLwL определяют по ГОСТ 22696.

7.6.3    Методы контроля параметров сепараторов (6.1.8.3, 6.1.8.4)

7.6.3.1    Параметры сепараторов контролируют на трех подшипниках.

7.6.3.2    Марку материала сепаратора определяют экспертно по сертификату.

7.6.3.3    Радиус сопряжения торцовых стенок с продольными перемычками контролируют шаблоном.

В каждом сепараторе вырезают по три окна под углом 120°. Контроль проводят по четырем углам наружной стороны каждого окна.

7.6.3.4    Непостоянство единичного диаметра центрируемой поверхности, разность диаметров и конусообразность центрируемых поверхностей сепаратора контролируют по схемам для измерения наружного диаметра наружных колец, приведенным в ГОСТ 520.

7.6.3.5    Непостоянство ширины сепаратора контролируют по схемам для измерения ширины колец подшипника, приведенным в ГОСТ 520.

7.6.3.6    Разнотолщинность торцовых стенок гнезд сепаратора определяют по схемам для измерения ширины колец подшипника, приведенным в ГОСТ 520.

7.6.3.7    Неперпендикулярность осевых поверхностей гнезд к

9

базовому торцу латунного сепаратора измеряют по схеме, приведенной на рисунке Приложения В.

Измерения выполняют на всех осевых перемычках гнезд сепаратора трех подшипников.

Боковые упоры, контактирующие с наружной поверхностью, устанавливают в крайнем сечении, а базовый упор и измерительный наконечник - на максимально удаленном расстоянии друг от друга в пределах окна.

Отклонение от перпендикулярности определяют как отклонение показаний прибора от настроенного значения по стандартному образцу.

7.6.3.8 Разнотолщинность осевых перемычек гнезд латунного сепаратора измеряют штангенциркулем в плоскости параллельной базовому торцу.

Измерения проводят на трех подшипниках.

7.6.4 Методы контроля посадочного диаметра задней крышки (6.2.7.2) (втулок) подшипников конических двухрядных кассетного типа

7.6.4.1    Измерения проводят на задних крышках пяти подшипников.

7.6.4.2    Допуск посадочного диаметра задней крышки (втулки) определяют по схемам для измерения отверстия подшипника, приведенным в ГОСТ 520.

7.7    Методы контроля внутренних зазоров подшипников

7.7.1    Внутренние зазоры подшипников контролируют на пяти подшипниках.

7.7.2    Радиальный внутренний зазор Gr (6.1.9) измеряют по схемам, приведенным в Приложениях Г, Д.

7.7.3    Осевой внутренний зазор Ga (6.2.8) определяют расчетным путем исходя из фактических размеров дистанционного кольца и паза между наружными кольцами собранного двухрядного конического подшипника.

7.8    Методы контроля зазора между бортиками наружного кольца и торцами роликов (6.1.10)

7.8.1    Измерение зазора между бортиками наружного кольца и торцами роликов проводят на пяти подшипниках.

7.8.2    За величину зазора принимают среднее арифметическое значение трех измерений при повороте наружного кольца ца 120° вокруг оси.

7.8.3    Минимальное значение зазора любого из трех измерений не должно быть менее нижнего предела нормативного значения зазора.

7.9    Методы, условия испытаний при определении низкотемпе-

СТ ССФЖТ ЦТ ЦЛ ЦВ-137-2002

ратурной прочности полиамидных сепараторов

7.9.1    Низкотемпературную прочность полиамидных сепараторов (6 Л Л1) определяют при ударных испытаниях.

7.9.2    Методика проведения ударных испытаний приведена в Приложении Ж.

7Л0 Методы, условия испытаний подшипников роликовых радиальных с короткими цилиндрическими роликами на долговечность

Испытания на долговечность проводят по рабочим программам и методикам аккредитованных в ССФЖТ испытательных центров (лабораторий), разрабатываемым на основе типовой методики, указанной в Приложении И.

7.11 Методы контроля марки (типа) смазки подшипников конических двухрядных кассетного типа

Марку (тип) смазки (6.2.9) контролируют по сертификату.

7Л2 Методы определения гамма - процентной наработки до отказа подшипников

Гамма - процентную наработку до отказа подшипников (6.1.13,6.2.10) определяют:

-    при проведении эксплуатационных испытаний на надежность;

-    по экспертной оценке аккредитованного в ССФЖТ испытательного центра (лаборатории) для подшипников, выпускаемых за-водами-изготовителями серийно более пяти лет по согласованной с департаментами МПС России конструкторской документации.

Методика определения гамма - процентной наработки подшипников до отказа изложена в Приложении К.

8 Средства испытаний

8.1 Испытательное оборудование должно быть аттестовано в соответствии с ГОСТ Р 8.568, а средства измерений поверены.

Погрешность приборов, используемых для измерения линейных размеров, должна отвечать требованиям ГОСТ 8.051.

-    8.2 Измерение твердости поверхностей выполняют твердоме

рами по ГОСТ 23677.

8.3    При контроле шероховатости поверхности элементов подшипников используют профилографы - профилометры типа 252 и другого типа приборы, отвечающие требованиям ГОСТ 2789.

8.4    При определении макро и микроструктуры колец и тел качения используют средства измерений, указанные в ГОСТ4543.

8.5    Измерения основных размеров выполняют приборами, удовлетворяющими установленным требованиям по схеме контроля

11

и допустимой погрешности.

Для измерения диаметра отверстия и наружного диаметра используют приборы типа 064-2М, 61-155, УД-2В, Д-415М, Д313-2М.

Для измерения параметров ширины используют приборы РМ103, В-903.

Для измерения параметров геометрической точности используют приборы типа 064-2М, Д-415М, УД-2В.

8.6    Для измерения непостоянства единичного диаметра дорожек качения внутренних и наружных колец, отклонения среднего диаметра отверстия в единичной плоскости задней крышки (втулки) используют приборы типа 064-2М, 61-155,289.

Для измерения непостоянства ширины борта со стороны базового торца наружных и внутренних колец, непостоянства ширины плоского упорного кольца подшипников роликовых радиальных с короткими цилиндрическими роликами, непостоянства ширины дистанционного кольца подшипников конических двухрядных кассетного типа, разнотолщинности торцовых стенок гнезд сепаратора и непостоянства его ширины используют приборы типа РМ103, В-903М, УД-2В.

Для измерения неперпендикулярности бортиков к дорожке качения в сторону торца (развал) наружного, внутреннего и плоского упорного колец используют приборы типа В-903М, 61-1294М.

Для измерения непостоянства единичного диаметра и разности диаметров центрируемых поверхностей сепаратора исцользуют приборы Д313-2М.

Для измерения разнотолщинности торцовых стенок гнезд сепаратора могут быть использованы приборы 61-636, микрометр гладкий МК-25, штангенциркуль по ГОСТ 166.

Для измерения осевых перемычек гнезд сепаратора используют микрометр гладкий МК-25.

Для измерения неперпендикулярности осевых поверхностей \ гнезд к базовому торцу сепаратора используют прибор В-903М.

Для измерения разноразмерности диаметра и отклонения среднего диаметра ролика используют приборы типа УМ-402, 262-2М, Д-312М.

Для измерения непостоянства длины ролика используют приборы РМ-101, В-902М.

Для измерения радиального внутреннего зазора Gr используют прибор М525М.

8.7    Измерение зазора между бортиками наружного кольца и торцами роликов производят щупами по ТУ 2-034-255 [4].

8.8    При ударных испытаниях по определению низкотемпературной прочности полиамидных сепараторов используют холодиль-

12

СТ ССФЖТ ЦТ ЦЛ ЦВ-137-2002

ную камеру, обеспечивающую охлаждение сепараторов до температуры минус 60°С, с погрешностью не более ±2°С.

8.9 Испытания подшипников на долговечность выполняют на стендах В НИШ 1-545, ЦКБ-44К и других аналогичных этим стендам.

9 Обработка данных и оформление результатов испытаний

9.1    Результаты, полученные при измерении твердости элементов подшипника сравнивают со значениями, указанными в конструкторской документации, согласованной с причастными департаментами МПС России.

Результаты заносят в протокол испытаний.

9.2    Результаты измерений шероховатости, поверхностей элементов подшипников сравнивают с нормативными по ГОСТ 22696 , результаты заносят в протокол испытаний.

9.3    Макро и микроструктуру колец и тел качения сравнивают с образцами, результаты заносят в протокол испытаний.

9.4    Результаты измерений основных размеров и геометрической точности колец подшипников, параметров роликов, сепараторов сравнивают с нормативными значениями, указанными в ГОСТ 520 и в конструкторской документации, согласованной с причастными департаментами МПС России.

Результаты заносят в протокол испытаний.

9.5    Результаты измерений радиального внутреннего зазора, зазора между бортиками наружного кольца и торцами роликов подшипников роликовых радиальных с короткими цилиндрическими роликами сравнивают с величинами, содержащимися в конструкторской документации, согласованной с причастными департаментами МПС России.

Результаты заносят в протокол испытаний.

9.6    При ударных испытаниях полиамидных сепараторов их поверхность осматривают, подсчитывают количество поврежденных и неповрежденных сепараторов.

Положительным является результат, при котором количество поврежденных сепараторов не превышает 10% от общего числа испытываемых сепараторов.

Результаты заносят в протокол испытаний.

9.7    Обработку результатов испытаний подшипников роликовых радиальных с короткими цилиндрическими роликами на долговечность выполняют по рабочим программам и методикам аккредитованных в ССФЖТ испытательных центров (лабораторий), разрабатываемым на основе типовой методики, указанной в Приложении

13

И.

9.8    Результаты эксплуатационных испытаний подшипников на надежность оценивают исходя из наличия или отсутствия отказов, включая оценку допускаемых норм содержания механических примесей и воды в смазочном материале подшипников, определенными настоящей ТМ.

По результатам эксплуатационных испытаний составляют протокол испытаний.

9.9    Экспертную оценку гамма - процентной наработки до отказа подшипников, выпускаемых серийно более пяти лет, оформляют в виде заключения аккредитованного в ССФЖТ испытательного центра (лаборатории).

10 Требования безопасности и охраны окружающей среды

10 1 Все работы по подготовке и проведению испытаний проводят под непосредственным руководством и контролем руководителя испытаний с соблюдением требований производственной санитарии, правил и инструкций по охране труда и технике безопасности в промышленности.

10.2    Все участники испытаний перед началом испытаний проходят инструктаж по технике безопасности. Порядок и виды обучения, а также организация инструктажа участвующих в работах по подготовке и проведению испытаний осуществляют в соответствии с ГОСТ 12.0.004.

10.3    Применяемые во время подготовки и проведения испытаний оборудование, вспомогательные средства, инструмент должны быть аттестованы, обеспечивать безопасность обслуживания и использования, иметь соответствующие свидетельства о поверках, удовлетворять требованиям ГОСТ 12.2.003

14

СТ ССФЖТ ЦТ ЦЛ ЦВ-137-2002

Приложение А (обязательное)

Схема измерения неперпендикулярности бортиков к дорожке качения в сторону торца (развал) колец

*- Схема взята из [3]

16

СТ ССФЖТ ЦТ ЦЛ ЦВ-137-2002

СОДЕРЖАНИЕ

1    Область применения    1

2    Нормативные ссылки    1

3    Определения    3

4    Объекты испытаний    4

5    Виды испытаний    4

6    Определяемые показатели    4

7    Методы, условия испытаний    7

8    Средства испытаний    11

9    Обработка данных и оформление результатов

испытаний    13

10    Требования безопасности и охраны окружающей

среды    14

Приложение А Схема измерения неперпендикулярности бортиков к дорожке качения в сторону торца (развал) колец    16

Приложение Б Схемы для измерения параметров роликов 17 Приложение В Схема измерения неперпендикулярности осевых поверхностей гнезд к базовому торцу латунного сепаратора    18

Приложение Г Схемы для измерения радиального внутреннего зазора (обязательное)    19

Приложение Д Схемы для измерения радиального внутреннего зазора (рекомендуемое)    21

Приложение Ж Методика определения низкотемпературной прочности полиамидных сепараторов    22

23

Приложение И Испытания подшипников на долго-

вечность

ш

СТ ССФЖТ ЦТ ЦЛ ЦВ 137-2002


Приложение Б (обязательное)

Схемы для измерения параметров роликов*



Рисунок Б1 //////



j

Рисунок Б2


Схемы взяты из [3]


17


СТ ССФЖТ ЦТ ЦЛ ЦВ-137-2002

СТАНДАРТ СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Подвижной состав магистральных железных дорог Буксовые подшипники качения

Типовая методика испытаний

Дата введения 2.002- iУ- /У

1 Область применения

1.1    Настоящая типовая методика испытаний (далее ТМ) устанавливает общий методический порядок проведения испытаний отечественных и зарубежных буксовых подшипников качения подвижного состава магистральных железных дорог.

1.2    Настоящую ТМ используют при проведении сертификационных испытаний буксовых подшипников качения.

1.3    Настоящая ТМ распространяется на испытательные центры (лаборатории), аккредитованные в Системе сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (далее ССФЖТ).

1.4    На основе настоящей ТМ испытательные центры (лаборатории) при необходимости разрабатывают рабочие методики испытаний, учитывающие требования программы испытаний конкретного типа буксовых подшипников качения.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:

1

ГОСТ 8.051-81 Погрешности, допускаемые при измерении линейных размеров до 500 мм

ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ. Организация обучения работающих безопасности труда. Общие положения

ГОСТ 12.2.003-91 ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности

ГОСТ 27.002-89 Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения

ГОСТ 166-89 Штангенциркули. Технические условия

ГОСТ 520-89 Подшипники качения. Общие технические условия

ГОСТ 801-78 Сталь подшипниковая. Технические условия

ГОСТ 2477-65 Нефть и нефтепродукты. Метод определения содержания воды

ГОСТ 2789-73 Шероховатость поверхности. Параметры и характеристики

ГОСТ 4543-71 Прокат из легированной конструкционной стали Технические условия

ГОСТ 9013-59 Металлы. Методы измерения твердости по Роквеллу

ГОСТ 10243-75 Сталь. Методы испытаний и оценки макроструктуры

ГОСТ 16504-81 Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения

ГОСТ 18321-73 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции

ГОСТ 18855-94 Подшипники качения. Динамическая расчетная грузоподъемность и расчетный ресурс (долговечность)

ГОСТ 22696-77 Подшипники качения. Ролики цилиндрические короткие

ГОСТ 23677-79 Твердомеры для металлов. Общие технические требования

ГОСТ Р 8.568-97 Аттестация испытательного оборудования. Основные положения

ОСТ 37.006.008-81 Тела качения подшипников. Погрешности, допускаемые при измерении линейных размеров

СТ ССФЖТ ЦТ ЦЛ ЦВ-137-2002

ОСТ 37.006.010-82 Кольца подшипников качения. Погрешности, допускаемые при измерении линейных размеров

СТ ССФЖТ 1.0-98 Система нормативного обеспечения сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации. Основные положения

СТ ССФЖТ 1.1-98 Система нормативного обеспечения сертификации, на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации. Порядок разработки нормативных документов по сертификации

СТ ССФЖТ 1.2-98 Система нормативного обеспечения сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению нормативных документов по сертификации

3 Определения

В настоящем стандарте используют следующие термины с соответствующими определениями.

3.1    ПОДШИПНИК КОНИЧЕСКИЙ ДВУХРЯДНЫЙ КАССЕТНОГО ТИПА: автономная сборочная единица, базирующаяся на двухрядных конических роликовых подшипниках с заложенной смазкой, отрегулированным осевым зазором, встроенными уплотнениями и деталями торцевого крепления.

3.2    ОТКАЗ ПОДШИПНИКА: событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния.

3.3    ЯВНЫЙ ОТКАЗ: отказ, обнаруживаемый визуально или штатными методами и средствами контроля и диагностирования в процессе применения подшипника по назначению, характеризуемый признаками:

-    заклиниванием и разрушением подшипника;

-    повреждением сепаратора (разрушение, трещины);

-    наличием трещин в кольцах и роликах;

-    нагревом буксы до температуры свыше 80°С.

3.4    ДЕГРАДАЦИОННЬШ ОТКАЗ: отказ, обусловленный естественными процессами старения, изнашивания, коррозии и усталости при соблюдении правил и (или) норм проектирования, изготовления и эксплуатации, характеризуемый:

-    наличием признаков контактной усталости металла на любом из колец или телах качения в виде раковин и отслоения;

-    наличием коррозии на рабочих поверхностях деталей подшипников конических двухрядных кассетного типа;

3

-    превышением норм содержания механических примесей и воды в смазочном материале подшипников.

3.5 ГАММА - ПРОЦЕНТНАЯ НАРАБОТКА ДО ОТКАЗА ПОДШИПНИКОВ: наработка партии подшипников при заданном в млн. км пробеге подвижного состава, в течение которого в подшипнике не возникнут отказы с вероятностью у, выраженной в процентах.

Остальные определения по МС ИСО 1132-1 [1], МС ИСО 5593 [2], ГОСТ 16504, ГОСТ 18855.

4    Объесты испытаний

Объектами испытаний по настоящей методике являются буксовые подшипники качения роликовые радиальные с короткими цилиндрическими роликами в сборе, подшипники конические двухрядные кассетного типа и отдельные детали указанных подшипников.

Отбор образцов для испытаний в количествах, указанных в соответствующих разделах настоящего стандарта, производят представители PC ФЖТ методом случайной выборки по ГОСТ 18321.

5    Виды испытаний

5.1    Измерения основных размеров подшипников и параметров отдельных деталей подшипников.

5.2    Измерения геометрической точности подшипников.

5.3    Измерения внутренних зазоров подшипников.

5.4    Ударные испытания полиамидных сепараторов подшипников роликовых радиальных с короткими цилиндрическими роликами при низких температурах.

5.5    Стендовые испытания подшипников на долговечность.

5.6    Эксплуатационные испытания на надежность.

6    Определяемые показатели

6.1    Показатели подшипников роликовых радиальных с короткими цилиндрическими роликами

6.1.1    Марка стали.

6.1.2    Твердость HRC колец и роликов из стали марки ШХ15:

-    торцовых поверхностей внутренних и наружных колец;

-    цилиндрической поверхности качения роликов.

6.1.3    Твердость HRC колец и роликов из сталей ШХ4, 20Х2И4А:

СТ ССФЖТ ЦТ ЦЛ ЦВ-137-2002

-    торцовых поверхностей и осевого сечения внутренних и наружных колец;

-    цилиндрической поверхности качения и осевого сечения роликов.

6.1.4    Шероховатость поверхности элементов подшипников:

-    дорожек качения колец и поверхности качения роликов;

-    торцов роликов и скосов на роликах;

-    внутренних торцов бортиков колец;

-    цилиндрических поверхностей направляющих бортиков колец.

6.1.5    Макро и микроструктура колец и роликов.

6.1.6    Основные размеры:

-    отклонение среднего диаметра отверстия (наружного диаметра) в единичной плоскости Д/„ф (ADmp)\

-    отклонение единичной ширины внутреннего (наружного) кольца ABs, (ACs);

-    непостоянство диаметра отверстия (наружного диаметра) в единичной плоскости Vdsp (К^р);

-    непостоянство среднего диаметра отверстия (наружного диаметра) Vdmp (VDnip);

-    непостоянство ширины внутреннего (наружного) кольца VBs (Vcs). 1

6.1.7    Геометрическая точность:

-    неперпендикулярность торца внутреннего кольца относительно отверстия Sd;

-    разностенность дорожки качения внутреннего кольца относительно отверстия Kt;

6.1.8    Параметры внутренней конструкции подшипника

6.1.8.1    Параметры колец:

-    непостоянство единичного диаметра дорожек качения внутренних и наружных колец;

-    непостоянство ширины борта со стороны базового торца наружных и внутренних колец, непостоянство ширины плоского упорного кольца;

-    неперпендикулярность бортиков к дорожке качения в сторону торца (развал) наружного, внутреннего и плоского упорного колец.

6.1.8.2    Параметры роликов:

-    отклонение среднего диаметра ролика в единичной плоскости Дожтр)

-    разноразмерность диаметров роликов в подшипнике F/>wL;

-    непостоянство длины роликов в подшипнике

6.1.8.3    Параметры сепараторов латунных с окнами:

5

-    марка материала;

-    шероховатость направляемой наружной и внутренней поверхностей и гнезда сепаратора;

-    радиус сопряжения торцовых стенок сепаратора с продольными перемычками;

-    непостоянство единичного диаметра центрируемой поверхности;

-    конусообразность центрируемой поверхности сепаратора;

-    разнотолщинность торцовых стенок гнезд сепаратора и непостоянство его ширины;

-    разнотолщинность осевых перемычек гнезд сепаратора;

-    неперпендикулярность осевых поверхностей гнезд к базовому торцу.

6.1.8.4 Параметры сепараторов полиамидных:

-    марка материала;

-    непостоянство единичного диаметра центрируемой поверхности;

-    разность диаметра центрируемых поверхностей;

-    разнотолщинность торцовых стенок гнезд сепаратора.

6.1.9    Радиальный внутренний зазор Gr.

6.1.10    Зазор между бортиками наружного кольца и торцами

роликов.

6.1.11    Низкотемпературная прочность полиамидных сепараторов.

6.1.12    Долговечность (ресурс) при 90% надежности подшипников с диаметром отверстия до 130 мм включительно.

6.1.13    Гамма - процентная наработка подшипников до отказа.

6.2 Показатели подшипников конических двухрядных кассетного типа:

6.2.1    Марка стали.

6.2.2    Твердость HRC колец и роликов из сталей марки ШХ15:

-    торцовых поверхностей внутренних и наружных колец;

-    цилиндрической поверхности качения роликов.

Твердость HRC колец и роликов из сталей ШХ4,20Х2Н4А:

-    торцовых поверхностей и осевого сечения внутренних и наружных колец;

-    цилиндрической поверхности качения и осевого сечения ролика.

6.2.3    Шероховатость поверхности элементов подшипника:

-    дорожек качения колец и поверхности качения роликов;

-    торцов роликов;

-    внутренних торцов бортиков колец.