Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

55 страниц

Купить СТ РК 1411-2005 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на новые и реконструируемые внутрихозяйственные автомобильные дороги сельскохозяйственных предприятий и организаций не зависимо от их организационно-правовой формы и устанавливает требования по их проектированию.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Определение

4 Общие положения

5 Технические нормы на проектирование основных элементов внутрихозяйственных дорог

     5.1 Расчетные скорости

     5.2 Поперечный профиль

     5.3 План и продольный профиль

     5.4 Внутриплощадочные дороги

     5.5 Внутрихозяйственные дороги для движения транспортных средств, сельскохозяйственных и других машин на гусеничном ходу (тракторные дороги)

     5.6 Ландшафтное проектирование

6 Пересечения и примыкания

7 Земляное полотно

     7.1 Общие положения

     7.2 Грунты

     7.3 Верхняя часть земляного полотна

     7.4 Насыпи и выемки

     7.5 Водоотводные и защитные устройства

8 Дорожные одежды

9 Водопропускные сооружения

10 Обустройство дорог

11 Здания и сооружения дорожной и автотранспортной служб

12 Охрана окружающей среды

Приложение А Дорожно-климатические зоны Республики Казахстан

Приложение Б Типы местности по характеру и степени увлажнения

Приложение Библиография

 
Дата введения01.02.2020
Добавлен в базу01.01.2019
Завершение срока действия01.07.2006
Актуализация01.02.2020

Организации:

12.12.2005УтвержденКомитет по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан466
РазработанТК 42 Автомобильные дороги
РазработанАО КаздорНИИ
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ДОРОГИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ

Требования по проектированию

СТ РК 1411-2005

Издание официальное

Комитет по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан

Астана

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Акционерным обществом «Казахстанский дорожный научно-исследовательский институт» АО «КаздорНИИ», Техническим комитетом по стандартизации ТК 42 «Автомобильные дороги».

ВНЕСЕН Комитетом развития транспортной инфраструктуры Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан.

2    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Комитета по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан от 12 декабря 2005 года № 466

3    В настоящем стандарте реализованы нормы Закона Республики Казахстан «Об автомобильных дорогах».

4 СРОК ПЕРВОЙ ПРОВЕРКИ    2011    год

ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПРОВЕРКИ    5    лет

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Комитета по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан

5 Технические нормы на проектирование основных элементов внутрихозяйственных дорог

5.1    Расчетные скорости

5.1.1    Расчетные скорости движения транспортных средств для проектирования элементов плана, продольного и поперечного профилей, а также других элементов дороги, зависящих от скорости движения, следует принимать по таблице 2.

Таблица 2

Категория

дороги

Расчетные скорости, км/ч

основные

допускаемые на трудных участках местности

пересеченной

горной

1-с

70

60

40

П-с

60

40

30

Ш-с

40

30

20

Примечания

1    К трудным участкам пересеченной местности относится рельеф, прорезанный часто чередующимися глубокими долинам и с разницей отметок долин и водоразделов более 50 м на расстоянии не более 0,5 км, с боковыми глубокими балками и оврагами, с неустойчивыми склонами.

2    К трудным участкам горной местности относятся участки перевалов через горные хребты и участки горных ущелий со сложными, сильноизрезанными или неустойчивыми склонами.

При наличии вдоль трассы внутрихозяйственных дорог капитальных и дорогостоящих сооружений и лесных массивов, а также в случаях пересечения дорогами земель, занятых особо ценными сельскохозяйственными культурами и садами, при соответствующем технико-экономическом обосновании допускается принимать расчетные скорости, установленные в таблице 2, для трудных участков пересеченной местности.

5.1.2    Расчетные скорости на смежных участках дорог не должны отличаться более чем на 20 %.

5.2    Поперечный профиль

5.2.1    Основные параметры поперечного профиля земляного полотна и проезжей части следует принимать по таблице 3.

5.2.2    Для дорог П-с категории при отсутствии или нерегулярном движении автопоездов допускается ширину проезжей части принимать 3,5 м, а ширину обочин - 2,25 м (в том числе укрепленных - 1,25 м).

Таблица 3

Параметры поперечного профиля

Значения параметров для дорог категорий

1-с

П-с

Ш-с

Число полос движения

2

1

1

Ширина полосы движения, м

3,0

4,5

3,5

Ширина дорожной одежды, м

7,0

6,0

4,5

в т.ч.

- проезжей части, м

6,0

4,5

3,5

-укрепленной обочины

(наименьшая ширина), м

0,5

0,75

0,5

Ширина обочины, м

2,0

1,75

1,5

Ширина земляного полотна, м

10,0

8,0

6,5

Примечание- Дорожная одежда по всей ее ширине, включая укрепленную часть обочины, должна быть одной конструкции._

На участках дорог, где требуется установка ограждений барьерного типа, при регулярном движении крупногабаритных сельскохозяйственных машин (шириной более 5,0 м) ширина земляного полотна должна быть увеличена (за счет уширения обочин) в соответствии с 10.8.

5.2.3    Ширину земляного полотна, возводимого на ценных сельскохозяйственных угодьях, допускается принимать: 8,0 м - для дорог 1-с категории, 7,0 м - II- с категории, 5,5 м - III- с категории, за счет уменьшения ширины обочин.

Примечание-К ценным сельскохозяйственным угодьям относятся орошаемые, осушенные и другие мелиорированные земли, участки, занятые многолетними плодовыми насаждениями и виноградниками, а участки с высоким естественным плодородием почв и другие, приравниваемые к ним в установленном порядке, земельные угодья.

5.2.4    На дорогах II-с категории допускается устройство колейных конструкций дорожной одежды с шириной колесопровода 1,0 м, расстоянием между колесопроводами 0,9 м и шириной земляного полотна 5,0 м. Обочины и пространство между колесопроводами должны быть укреплены на полную ширину. Площадки для разъезда транспортных средств и сельскохозяйственных машин следует предусматривать согласно 5.2.15 - 5.2.17.

5.2.5    Проезжую часть следует принимать с двухскатным поперечным профилем на прямолинейных участках дорог и на кривых в плане радиусом более 600 м для дорог 1-с категории, более 400 м - II-с категории и более 300 м - Ш-с категории.

На кривых участках дорог в плане с меньшими радиусами следует предусматривать устройство виражей (односкатных поперечных профилей с уклоном к центру кривой).

9

На прямых участках и кривых в плане радиусом более 400 м дорог II-с категории с монолитными цементобетонным покрытием допускается устраивать проезжую часть с односкатным поперечным профилем.

5.2.6 Поперечные уклоны проезжей части при двухскатном поперечном профиле следует назначать в зависимости от типа дорожной одежды по таблице 4.

Таблица 4

Типы дорожных одежд

Поперечный уклон проезжей части, %

Капитальные с покрытием:

асфальтобетонным и цементобетонным

15-20

остальных видов

20-25

Облегченные

25-30

Переходные

30-35

Низшие

35-40

5.2.7    Поперечные уклоны обочин при двухскатном поперечном профиле следует принимать на 10-20 % более поперечных уклонов проезжей части.

5.2.8    Поперечные уклоны проезжей части на виражах следует принимать по таблице 5. При этом уклоны виража должны быть не менее поперечного уклона проезжей части на прямых участках.

Таблица 5

Скорость

движения,

км/ч

Поперечный уклог ради;

I провесах К]

(жей части на виражах, %о, при ривых в плане, м

600-400

300

250

200

150

100

50 и менее

70

20

25 3

)

40 51

) (40)

60 (40)

60 (40)

60

20

20 2

5

30

40

50 (40)

60 (40)

40 и менее

20

20 2

0

25

30

40

60 (40)

Примечания

1    Значения поперечных уклонов на виражах, указанные в скобках принимаются для дорог, располагаемых в районах с длительными периодами гололеда.

2    Для промежуточных значений радиусов кривых уклон на виражах принимается как

ближайшего меньшего радиуса._

5.2.9 Переход от двухскатного ( односкатного) поперечного профиля проезжей части дороги на прямых участках к односкатному на виражах следует осуществлять на протяжении переходной кривой, а при ее отсутствии - на

CT РК 1411-2005

прилегающем к кривой прямом участке, протяжением равным нормативной длине переходной кривой.

5.2.10    Поперечный уклон обочин на вираже следует принимать одинаковым с уклоном проезжей части дорог. Переход от принятого уклона обочин на прямых участках дороги к уклону проезжей части на виражах следует производить на протяжении не менее 10 м от начала отгона виража.

5.2.11    Дополнительный продольный уклон наружной кромки проезжей части по отношению к проектному продольному уклону на участках отгона виража не должен превышать:

10 % - в равнинной местности;

20 % - в пересеченной и горной местности.

5.2.12    Для дорог 1-с и П-с категорий при радиусах кривых в плане 1000 м и менее необходимо предусматривать уширение проезжей части с внутренней стороны кривой за счет обочин согласно таблице 6. При этом ширина обочин после уширения проезжей части должна быть не менее 1,0 м.

Таблица 6

Радиус кривой в плане, м

Уширение проезжей части, м, для движения

одиночных транспортных средств (L<8 м)

автопоездов

с полуприцепом с одним или двумя прицепами (8 м^ L й 13 м)

с полуприцепом и одним прицепом; с тремя прицепами (13 м< L < 23 м)

1000

-

0,4

800

-

0,4

0,5

600

0,4

0,4

0,6

500

0,4

0,5

0,7

400

0,5

0,6

0,9

300

0,6

0,7

1,3 (0,4)

200

0,8

0,9

1,7 (0,7)

150

0,9

1,0

2,5 (1,5)

100

1,1

1,3 (0,4)

3,0 (2,0)

80

1,2 (0,4)

1,5 (0,5)

3,5 (2,5)

60

1,6 (0,6)

1,8 (0,8)

-

50

1,8 (0,8)

2,2 (1,2)

-

40

2,2 (1,2)

2,7 (1,7)

-

30

2,6 (1,6)

3,5 (2,5)

-

15

3,5 (2,5)

-

-

11

Радиус кривой в плане, м

Уширение проезжей части, м, для движения

одиночных транспортных средств (L<8 м)

автопоездов

с полуприцепом с одним или двумя прицепами (8 м^ L й 13 м)

с полуприцепом и одним прицепом; с тремя прицепами (13 мй L £ 23 м)

Примечания

1    L - расстояние от переднего бампера до задней оси автомобиля, полуприцепа или прицепа.

2    В скобках приведены уширения для дорог П-с категории с шириной проезжей части 4,5 м.

3    При движении автопоездов с количеством прицепов и полуприцепов, а также рас

стоянием L, отличными от приведенных в таблице, требуемые уширение проезжей части следует определять расчетом._

Для дорог III-с категории величину уширения проезжей части, установленную в таблице 6, следует уменьшать в два раза.

При недостаточной ширине обочин для размещения уширенной проезжей части следует предусматривать соответствующее уширение земляного полотна. Уширение проезжей части должно быть выполнено в пределах переходной кривой, а при ее отсутствии- на прямом участке, примыкающем к кривой, длиной не менее 20 м.

5.2.13    Ширину проезжей части дорог I-с и II-с категорий в пределах части вогнутых кривых в продольном профиле, сопрягающих участки с продольным уклоном с алгебраической резкостью 60 % и более, следует увеличивать с каждой стороны на 0,25 м в сравнении с нормами по таблице 3. Длина участков с уширенной проезжей частью должна быть не менее 50 м, а переходных участков - не менее 15 м.

5.2.14    Целесообразность применения кривых малых радиусов с ушире-нием проезжей части следует обосновывать в проекте сопоставлением с вариантами увеличения радиусов кривых в плане, при которых величина уширения снижается.

5.2.15    На внутрихозяйственных дорогах следует предусматривать площадки (уширения дороги) для разъезда транспортных средств в следующих случаях:

-    на дорогах с одной полосой движения;

-    на дорогах с двумя полосами движения (1-с категории), когда предполагается регулярное движение крупногабаритных сельскохозяйственных машин и транспортных средств.

5.2.16    Площадки разъездов следует устраивать за счет одностороннего уширения дорожной одежды с соответствующим уширением земляного полотна; ширина обочины при этом должна быть не менее 1,0 м. Расстояние между площадками разъездов следует принимать равным расстоянию видимости

CT РК 1411-2005

встречного транспортного средства, но не менее 0,5 км. При этом, площадки должны, как правило, совмещаться с местами съездов на поля, фермы, отделения, бригады и т. п.

5.2.17    Ширину площадок для разъезда по верху земляного полотна следует принимать 8,0 м, 10,0 м и 13,0 м при предполагаемом движении сельскохозяйственных машин и транспортных средств шириной соответственно до

3.0    м, свыше 3,0 м до 6м и свыше 6,0 до 8,0 м, а длину- в зависимости от длины машин и транспортных средств (включая автопоезда), но не менее 15,0 м. Участки перехода однополосной проезжей части к площадке для разъезда должны быть длиной не менее 15,0 м, а для двухполосной части - не менее

10.0    м.

5.2.18    В случаях, когда вывоз урожая с полей, завоз удобрений и посевного материала на поля намечается выполнять автопоездами или тракторными поездами с развозкой на поля и обратный вывоз прицепов к дороге в одиночку, в местах примыкания вспомогательных полевых дорог к дорогам других категорий на последних должны предусматриваться специальные площадки за счет уширения их проезжей части не менее чем на 3,5 м длиной, равной длине автопоезда, но не менее 15,0 м.

5.2.19    Ширина насыпей дорог поверху на длине не менее 10,0 м от начала и конца мостов (путепроводов) должна превышать расстояние между перилами моста (путепровода) на 0,5 м в каждую сторону. При необходимости следует уширять земляное полотно; переход от уширенного земляного полотна к нормальному выполнять по длине (15 - 25) м.

5.3 План и продольный профиль

5.3.1 При определении параметров плана и продольного профиля дорог 1-с и П-с категорий в качестве основных допускается принимать:

-    продольные уклоны    до    40 %о

-    расстояние видимости:

1)    для остановки    не    менее    175 м

2)    встречного автомобиля    не    менее    350 м

-    радиусы кривых в плане    не    менее    1500    м

-    радиусы кривых в продольном профиле:

1)    выпуклых    не    менее    5000    м

2)    вогнутых    не    менее    2500    м

В случаях, когда по местным условиям для дорог 1-с и П-с категории не представляется возможным или экономически целесообразным (что связано со значительными объемами работ и стоимостью строительства) применить указанные параметры, допускается использовать нормы, приведенные в таблице 7, которые следует применять также для дорог Ш-с категории, при соответствующем обосновании.

13

Таблица 7

Параметры плана и про-дольного профиля

Значения параметров, м, при расчетной скорости движения, км/ч

70

60

40

30

20

Наибольший продольный уклон, %о

60

70

80

90

90

Параметры плана и про-дольного профиля

Значения параметров, м, при расчетной скорости движения, км/ч

70

60

40

30

20

Расчетное расстояние видимости, м:

-    для остановки

-    встречного автомобиля

100

200

75

150

50

100

40

80

25

50

Наименьшие радиусы кривых, м:

- в плане

200

150

80

80

80

-    в продольном профиле:

-    выпуклых

-    вогнутых

-    вогнутых на трудных участках местности

4000

2500

800

2500

2000

600

1000

1000

300

600

600

200

400

400

100

Примечание-В местах с длительными периодами гололеда продольные уклоны должны быть уменьшены на 20 %о._

5.3.2 На внутрихозяйственных дорогах, располагаемых на трудных участках пересеченной и горной местности, в целях снижения объемов строительных работ и снижения площади занимаемых земель:

а)    наибольший продольный уклон по сравнению с таблицей 7 допускается увеличивать на:

-    20% - для пересеченной местности;

-    30% - для горной местности;

б)    радиусы кривых в плане допускается уменьшать до:

-15м- для дорог с движением одиночных транспортных средств;

-    30 м - для дорог с движением автопоездов с одним полуприцепом, с одним или двумя прицепами, а также с длинномерными грузами;

14

CT РК 1411-2005

- 50 м - для дорог с движением автопоездов с полуприцепом и прицепом или с тремя прицепами.

При движении автопоездов, составляющих более 25 % в общем составе движения, наибольший продольный уклон следует принимать не более 70 %.

5.3.3 Переходные кривые следует предусматривать для дорог 1-с и П-с категорий при радиусах кривых в плане менее 600 м, а для дорог III-с категории при радиусах менее 300 м. Наименьшие длины переходных кривых следует принимать по таблице 8.

Таблица 8

Элементы кривой в плане

Значения элементов кривой в плане, м

Радиус

15

30

60

80

100

150

200

250

300

400

500

600

Длина переходной кривой

20

30

40

45

50

60

70

80

70

60

50

50

5.3.4    Смежные элементы продольного профиля при алгебраической разности уклонов 10 %о и более для дорог 1-с и П-с категорий и 20 %о и более для дорог III- с категории следует сопрягать кривыми, радиус которых следует принимать в соответствии с 5.3.1.

Смежные кривые в продольном профиле допускается проектировать примыкающими одна к другой без прямых вставок.

5.3.5    При радиусах кривых в плане менее 60 м необходимо предусматривать смягчение наибольшего продольного уклона (таблица 7) по 5 %о на каждые 5,0 м уменьшения радиуса кривой.

5.3.6    На трудных участках горной местности допускаются затяжные уклоны (более 60 %о), протяженность которых должна быть не более значений, приведенных в таблице 9, с обязательным включением участков с уменьшенными продольными уклонами (20 %о и менее) протяжением не менее 200 м или площадок для остановки автомобилей.

Таблица 9

Продольный уклон, %

Длина участка, м, при высоте местности под уровнем моря, м

1000

2000

3000

4000

60

2500

2200

1800

1500

70

2200

1900

1600

1300

80

1900

1600

1400

1100

90

1500

1200

1000

-

5.3.7 В случаях необходимости резкого изменения направления дорог I-с и П-с категории в горных условиях допускается устройство серпантин. Нормы проектирования серпантин следует принимать по таблице 10.

Таблица 10

Параметры элементов серпантин

Нормы проектирования серпантин при расчетной скорости движения, км/ч

30

20

15

Наименьший радиус кривых в плане, м

30

20

15

Поперечный уклон проезжей части на вираже, %

60

60

60

Длина переходной кривой, м

30

25

20

Уширение проезжей части, м

2,2

3,0

3,5

Наибольший продольный уклон в пределах серпантин, %

30

35

40

Примечание - Серпантины радиусом менее 30 м допускается только при запрещении движения автопоездов с габаритами по длине свыше 11м._

5.3.8    Проезжую часть на серпантинах допускается уширять на 0,5 м за счет внешней обочины, а остальную часть уширения следует предусматривать за счет внутренней обочины и дополнительного уширения земляного полотна.

5.3.9    Расстояние между концом сопрягаемой кривой одной серпантины и началом сопрягающей кривой другой следует принимать возможно большим, но не менее 200 м.

5.3.10    Во всех случаях, когда по местным условиям возможно попадание на дорогу с придорожной полосы людей или животных, следует обеспечить боковую видимость прилегающей к дороге полосы на расстоянии не менее 10,0 м от кромки проезжей части, предусматривая при необходимости (в полосе с посевами высокорослых культур и плодово-ягодных насаждений) установку дополнительных дорожных знаков, ограничивающих скорость движения транспортных средств.

5.4 Внутриплощадочные дороги

5.4.1    Расположение автомобильных дорог (проездов, подъездов) на территории сельскохозяйственного объекта (предприятий и организаций) следует принимать согласно [1].

5.4.2    Внутриплощадочные дороги следует проектировать по прямоугольной замкнутой (кольцевой), тупиковой или смешанной схемам.

На крупных сельскохозяйственных производственных комплексах предпочтение следует отдавать схемам дорог с кольцевым движением транспортных средств.

CT РК 1411-2005

При устройстве тупиковых дорог должны быть предусмотрены в конце тупика площадки для разворота транспортных средств и перевозимых грузов, но не менее, указанных в 11.10.

5.4.3    Радиусы кривых в плане следует принимать не менее 100 м без устройства виражей и переходных кривых.

При намечаемом движении автомобилей и тракторов с полуприцепами, с одним или двумя прицепами радиус кривой допускается уменьшать до 50 м, а при движении одиночных транспортных средств - до 30 м.

5.4.4    Уширение проезжей части двухполосной дороги на кривой в плане следует принимать согласно 5.2.12 ( таблица 10); для однополосной дороги уширение, установленное в таблице 10, следует уменьшать вдвое.

Радиусы кривых в плане по кромке проезжей части и уширение проезжей части на кривых при въездах в здания, теплицы и т. п. должны определяться расчетом в зависимости от типа подвижного состава.

5.4.5    Поперечный профиль внутриплощадочных дорог следует проектировать в увязке с проектом планировки и благоустройства территории сельскохозяйственного предприятия и во всех случаях, когда это возможно, по архитектурно-планировочным условиям, санитарным требованиям и условиям водоотвода, принимать с обочинами без бордюра.

При технико-экономическом обосновании и в случаях, обусловленных необходимостью обеспечения безопасности прохода обслуживающего персонала, соблюдения санитарных требований и проектирования закрытого водоотвода (ливневой канализации, закрытых лотков и т. п.), допускается устройство бордюра и тротуара с одной стороны проезжей части и обочины - с другой или устройство бордюров и тротуаров с двух сторон проезжей части. Тротуары следует проектировать в соответствии с требованиями [3].

5.4.6. Ширину проезжей части и обочин внутриплощадочных дорог следует принимать в зависимости от назначения дорог и организации движения транспортных средств по таблице 11.

Таблица 11

Параметры

Значение параметров, м, для дорог

производственных

специальных

Ширина проезжей части при движении транспортных средств:

двухстороннем

6,0

-

одностороннем

4,5

3,5

Ширина обочины

1,0

0,75

Ширина укрепления обочины

0,5

0,5

17

CT РК 1411-2005

Содержание

Область применения    1

Нормативные ссылки    1

Определение    2

Общие положения    3

Технические нормы на проектирование основных элементов 8 внутрихозяйственных дорог

5.1    Расчетные скорости    8

5.2    Поперечный профиль    8

5.3    План и продольный профиль    13

5.4    Внутриплощадочные дороги    16

5.5    Внутрихозяйственные дороги для движения транспортные 18 средств, сельскохозяйственных и других машин на гусеничном ходу (тракторные дороги)

5.6    Ландшафтное проектирование    20

Пересечения и примыкания    21

Земляное полотно    24

7.1    Общие положения    24

7.2    Грунты    25

7.3    Верхняя часть земляного полотна    26

7.4    Насыпи и выемки    28

7.5    Водоотводные и защитные устройства    32

Дорожные одежды    34

Водопропускные сооружения    40

Обустройство дорог    42

Здания и сооружения дорожной и автотранспортной служб    45

Охрана окружающей среды    47

Приложение А Дорожно-климатические зоны

Республики Казахстан Приложение Б Типы местности по характеру и    49

степени увлажнения Приложение Библиография    50

III

Ширину проезжей части производственных дорог допускается принимать:

-    3,5 м с обочинами, укрепленными на полную ширину, - в стесненных условиях существующей застройки;

-    3,5 м с обочинами, укрепленными согласно таблице 11 - при кольцевом движении, отсутствии встречного движения и обгона транспортных средств;

-    4,5 м с одной укрепленной обочиной шириной 1,5 м и бортовым камнем с другой стороны- при возможности встречного движения или обгона транспортных средств и необходимости устройства одностороннего тротуара.

Примечание - Проезжую часть дорог со стороны каждого бордюра следует дополнительно уширять не менее чем на 0,5 м.

5.4.7    Поперечные уклоны проезжей части и обочин на внутриплоща-дочных дорогах следует принимать в соответствии с 5.2.6 и 5.2.7.

5.4.8    Продольные уклоны внутриплощадочных дорог следует назначать в увязке с проектом вертикальной планировки прилегающей к дороге территории предприятия и принимать, как правило, не менее 5% и не более 30%. Для дорог, располагаемых в трудных условиях рельефа местности (крутые уклоны, террасное решение вертикальной планировки), при соответствующем обосновании допускается увеличивать продольный уклон до 60%, а в особо трудных условиях - до 90%.

5.4.9    Смежные элементы продольного профиля при алгебраической разности уклонов 15% и более для производственных дорог и 20% и более для специальных дорог следует сопрягать кривыми радиусом не менее, м: выпуклых - 600, вогнутых - 200.

Смежные кривые в продольном профиле допускается проектировать примыкающими одна к другой без прямых вставок.

5.5 Внутрихозяйственные дороги для движения транспортных средств, сельскохозяйственных и других машин на гусеничном ходу (тракторные дороги)

5.5.1 Внутрихозяйственные дороги для движения тракторов, тракторных поездов, сельскохозяйственных, строительных и других самоходных машин на гусеничном ходу (тракторные дороги) следует предусматривать:

-    на отдельном земляном полотне - при интенсивности движения в сутки месяца «пик» более 10 единиц транспортных средств и самоходных машин на гусеничном ходу; эти дороги должны располагаться рядом с существующими внутрихозяйственными автомобильными дорогами и, как правило, с подветренной стороны в расчете на господствующие ветры в летний период;

-    на совмещенном земляном полотне с отдельными полосами движения для автомобилей и транспортных средств (самоходных машин) на гусеничном ходу при нерегулярном (не более 10 единиц в сутки) их движении, на подходах к водным преградам, требующих устройства мостов, на участках болот, при проложении дороги по ценным сельскохозяйственным угодьям.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ДОРОГИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ

Требования по проектированию

Дата введения 2006.07.01

1    Область применения

Настоящий стандарт распространяется на новые и реконструируемые внутрихозяйственные автомобильные дороги сельскохозяйственных предприятий и организаций не зависимо от их организационно-правовой формы и устанавливает требования по их проектированию.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

CT РК 1053-2002 Автомобильные дороги. Термины и определения.

СТ РК 1125-2002 Знаки дорожные. Общие технические условия.

СТ РК 1124-2003 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Технические требования.

СТ РК 1223-2003 Смеси полимерасфальтобетонные дорожные, аэродромные и полимерасфальтобетон.Технические условия.

СТ РК 1225-2003 Смеси асфальтобетонные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия.

СТ РК 1285-2004 Грунты. Методы лабораторного определения максимальной плотности.

СТ РК* Земляное полотно железных и автомобильных дорог. Требования к проектированию.

СТ РК* Технические средства организации дорожного движения. Правила применения.

СТ РК* Опоры железобетонные дорожных знаков. Технические условия.

СТ РК* Мостовые сооружения и водопропускные трубы на автомобильных дорогах. Нагрузки и воздействия

ГОСТ 17.5.3.04-83 Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель.

♦Стандарт находится на стадии разработки

Издание официальное

ГОСТ 17.5.3.06-85 Охрана природы. Земли. Требования к определению норм снятия плодородного слоя почвы при производстве земляных работ.

ГОСТ 26633-91 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия.

ГОСТ 25100-95 Грунты. Классификация.

3 Определения

3.1    В настоящем стандарте применяются термины и определения в соответствии с CT РК 1053, ГОСТ 25100, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1    Внутрихозяйственные дороги: Автомобильные дороги сельскохозяйственных предприятий и организаций, независимо от их организационноправовой формы, соединяющие подразделения сельскохозяйственных предприятий и организаций между собой, с автомобильными дорогами общего пользования, а также с отдельными сельскохозяйственными объектами и их составляющими частями.

3.1.2    Естественная влажность грунта: Влажность грунта в естественном состоянии в карьере, резерве, выемке.

3.1.3    Влажность оптимальная грунта: Влажность грунта, при которой обеспечивается максимальное уплотнение грунта.

3.1.4    Водопропускные сооружения: Инженерные сооружения на автомобильных дорогах на пересечениях или водотоках, предназначенные для пропуска воды.

3.1.5    Колесопровод: Полоса дорожной одежды под одну продольную «нитку» колес транспортного средства; на одной полосе движения - два коле-сопровода (две параллельные полосы), разделенные полосой поверхности земляного полотна без дорожной одежды.

3.1.6    Обочина укрепленная: Полоса обочины, прилегающая к кромке проезжей части и имеющая такую же дорожную одежду как на проезжей части.

3.1.7    Селитебная территория: Часть территории населенного пункта, на которой расположены или планируется расположить жилые общественные здания, предусмотреть места отдыха и развлечения, сады и парки.

3.1.8    Совмещенное земляное полотно: Земляное полотно внутрихозяйственных дорог для движения автотранспорта на гусеничном ходу (тракторных дорог), устраиваемое вплотную к земляному полотну внутрихозяйственной дороги 1-е, П-с, Ш-с.

3.1.9    Укрепленный грунт: Смесь, получаемая смешением грунтов (на дороге или в установках) с органическими или минеральными вяжущими (или их комбинации) с активными добавками или без них.

3.1.10    Коэффициент уплотнения грунта: Отношение плотностиуплот-ненного грунта земляного полотна к максимальной плотности данного грунта, определяемой по методу стандартного уплотнения.

CT РК 1411-2005

3.1.11 Верхняя часть земляного полотна (рабочий слой): Часть полотна, от низа дорожной одежды на 2/3 глубины промерзания, но не менее 1,5 м от поверхности покрытия проезжей части.

4 Общие положения

4.1    Земли для строительства внутрихозяйственных автомобильных дорог предоставляются в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

4.2    Внутрихозяйственные дороги сельскохозяйственных предприятий и организаций (далее - внутрихозяйственные дороги, дороги) в зависимости от их назначения и расчетного объема грузовых перевозок подразделяются на категории в соответствии с таблицей 1.

Таблица 1    Категории внутрихозяйственных дорог

Назначение внутрихозяйственных дорог

Расчетный объем грузовых перевозок, тыс. т., нетто, в месяц «пик»*

Категория

дороги

Дороги, соединяющие центральные усадьбы сельскохозяйственных предприятий и

организаций с их бригадами и отделениями, животноводческими комплексами, фермами, полевыми станами, пунктами за

Свыше 10,0

1-с

готовки, хранения и первичной переработки продукции птицефабриками и другими сельскохозяйственными объектами, а также

автомобильные дороги, соединяющие указанные сельскохозяйственные объекты с дорогами общего пользования и между собой, за исключением полевых вспомогательных и внутриплощадочных дорог Дороги полевые вспомогательные, предна

До 10,0

П-с

значенные для транспортного обслуживания отдельных сельскохозяйственных угодий или их составных частей

-

Ш-с

* - Месяц «пик» - месяц года, в течение которого наблюдается резкое увеличение объема грузовых перевозок относительно других месяцев.

4.3 В случаях, когда общая расчетная интенсивность движения на дорогах II-с категории превышает 150 транспортных единиц в сутки внутрихозяй-

ственные дороги следует проектировать по нормам, установленным для дорог 1-е категории.

4.4    Внутриплощадочные дороги, располагаемые в пределах животноводческих комплексов, птицефабрик, ферм, тепличных комбинатов и других подобных объектов, в зависимости от их назначения подразделяются на:

-    производственные, обеспечивающие технологические и хозяйственные перевозки в пределах территории сельскохозяйственного объекта, а также связь с внутрихозяйственными дорогами, расположенными за пределами указанной территории;

-    специальные, обеспечивающие проезд специальных транспортных средств (авто- и электрокаров, автопогрузчиков, пожарных машин и т. п.).

4.5    Расчетный объем грузовых перевозок для установления категории внутрихозяйственной дороги следует определять суммарно по движению транспорта в обоих направлениях в месяц «пик» в соответствии с планами развития сельскохозяйственных предприятий и организаций, которые в перспективе (не менее чем на 15 лет) предполагают пользоваться проектируемой внутрихозяйственной дорогой, исходя из:

-    грузообразующих и грузопоглощающих площадей и производственных объектов, прилегающих к дороге;

-    проектной производительности или мощности животноводческих комплексов, птицефабрик, ферм, тепличных комбинатов и других объектов сельскохозяйственного производства;

-    планируемого увеличения сельскохозяйственных площадей, совершенствования структуры посевов и повышения урожайности сельскохозяйственных культур;

-    объемов перевозок кормов, навоза, минеральных удобрений, горючесмазочных материалов, а также строительных грузов, связанных со строительством и расширением сельских населенных пунктов, объектов основного и вспомогательного производства внутрихозяйственных дорог;

-    объемов перевозок других предприятий и организаций, находящихся в регионе проектируемой дороги или по соседству с ней.

4.6    Местоположение внутрихозяйственных дорог, их плановую конфигурацию при проектировании следует определять в соответствии с требованиями [1] и с учетом:

-    существующего и перспективного размещения полей севооборота, садово-ягодных участков, пастбищ, сенокосов и других сельскохозяйственных угодий, усадеб бригад и отделений, полевых станов на основе комплексных перспективных планов социально-экономического развития административных районов, сельскохозяйственных предприятий и организаций, схем и проектов землеустройства;

-    получения наибольшего экономического эффекта от производственных, пассажирских и культурно-бытовых перевозок, обеспечения оптимальной связи с сельскими населенными пунктами, с существующими и плани-

4

CT РК 1411-2005

руемыми автомобильными дорогами общего пользования и дорогами для других видов транспорта;

-    климатических, рельефных, инженерно-геологических и гидрогеологических условий;

-    требований рационального использования земель и охраны окружающей природной среды, и необходимости мероприятий по предотвращению затопления, заболачивания или чрезмерного осушения сельскохозяйственных угодий, против водной и ветровой эрозии почвы, образования или развития оврагов и оползней, а также других неблагоприятных для сельского хозяйства процессов;

-    возможностей рациональной организации сельскохозяйственного производства, размещения сельскохозяйственных полей и угодий, устройства лесных полезащитных, водорегулирующих, приовражных и других насаждений, водоемов, а также направлений мелиоративных каналов, линий электропередач и связи, сложившейся сети внутрихозяйственных дорог смежных сельскохозяйственных предприятий и организаций.

4.7    Площадь сельскохозяйственных земель, занимаемая внутрихозяйственной дорогой, должна быть минимальной и включать полосу, необходимую для размещения земляного полотна, водоотводных канав и предохранительных полос шириной 1,0 м с каждой стороны дороги, откладываемых от подошвы насыпи или бровки выемки, либо от внешней кромки откоса водоотводной канавы.

В случае потребности дополнительных площадей для размещения и устройства дорожных объектов ( автобусные остановки, пересечения дорог, площадки для формирования автопоездов и т. п.) их размер и местоположение должны определяться проектом на строительство по согласованию с заказчиком.

Земельные участки, временно занимаемые на период строительства (реконструкции) дороги, после его завершения должны быть приведены в состояние, соответствующее требованиям нормативных документов по восстановлению земель, нарушенных при проведении строительных и иных работ, и возвращены собственникам земель, землепользователям и арендаторам.

4.8    Основные технические решения проектов на строительство новых или реконструкцию существующих внутрихозяйственных дорог (план, продольный и поперечный профили, типы пересечений и примыканий дорог, конструкция земляного полотна и дорожной одежды) должны приниматься на основе результатов сравнения технико-экономических показателей по возможным вариантам строительства с учетом:

-    категории дороги и ее назначения;

-    объема грузовых перевозок;

-    технологии работ по строительству или реконструкции;

-    наличия строительных материалов и конструкций;

-    возможностей дорожно-строительных организаций;

5

-    ценности сельскохозяйственных угодий;

-    технологии и сезонности сельскохозяйственного производства;

-    возможности стадийного выполнения работ по конструктивным элементам дороги;

-    климатических, топографических, инженерно-геодезических, экологических, инженерно-геологических, гидрогеологических и других условий района работ.

При этом выбранный вариант проектного решения должен обеспечивать:

-    комплексность конструктивных решений земляного полотна, дорожной одежды, систем водоотвода поверхностных и грунтовых вод, с обеспечением их прочности, устойчивости и долговечности;

-    экономию строительных материалов;

-    широкое использование местных дорожно-строительных материалов, отходов и побочных продуктов производства;

-    сохранность перевозимых грузов;

-    рациональное использование сельскохозяйственных угодий, лесов, водоемов и других природных ресурсов;

-    сохранение окружающей природной среды;

-    возможность механизации и автоматизации строительных и ремонтных работ; сокращение продолжительности строительства;

-    оптимальные эксплуатационные качества дорог и их отдельных элементов;

-    безопасность движения по дороге;

-    минимально необходимые единовременные капитальные вложения в строительство или реконструкцию;

-    минимальные приведенные затраты, учитывающие: стоимость строительства, затраты на ремонт, содержание и реконструкцию внутрихозяйственных дорог, размер прямых и косвенных потерь сельского хозяйства, снижение транспортных расходов, экономию горюче-смазочных материалов, улучшение социально-бытовых и производственных условий сельского населения и другие показатели.

4.9 Очередность и сроки строительства или реконструкции внутрихозяйственных дорог в проекте следует предусматривать в увязке со схемами развития соседних дорог, исходя из возможности и целесообразности сооружения отдельных дорог или их участков и элементов в целях обеспечения в первые годы эксплуатации дорог нормальную деятельность сельскохозяйственного предприятия или организации. При этом в первую очередь следует обеспечивать транспортную связь центральной усадьбы с бригадами и отделениями, животноводческими комплексами, птицефабриками, фермами и другими важными объектами, а также предусматривать сооружение и реконструкцию участков дорог, являющихся трудно проезжаемыми, с устройством необходимых водопропускных сооружений.

CT РК 1411-2005

На первой стадии допускается предусматривать дорожные одежды менее капитальных видов (чем установленные для дороги данной категории на расчетный объем грузовых перевозок) при условии обеспечения их нормальной работы до планового капитального ремонта, а для дорог с двухполосной проезжей частью предусматривать устройство дорожной одежды для одной полосы движения (с асимметричным ее размещением); при этом земляное полотно должно быть возведено на всю ширину, установленную для двухполосной проезжей части.

При поэтапном строительстве дорог проектно-сметная документация должна разрабатываться одновременно на все стадии, с выделением стоимости по каждого этапа.

4.10    Дороги, соединяющие центральные усадьбы с автомобильными дорогами общего пользования, следует проектировать в соответствии с техническим заданием на проектирование и с учетом норм, требований и рекомендаций [2].

Проектирование дорог (проездов, подъездов), располагаемых на территории сельскохозяйственных предприятий и организаций для технического обслуживания, ремонта и хранения сельскохозяйственных машин и транспортных средств, складов общего назначения, промышленных предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, карьеров местных строительных материалов, предприятий по изготовлению строительных конструкций, изделий и деталей; энергетических и других объектов промышленного назначения, включаемых в состав агропромышленного объединения, должно осуществляться в соответствии с [2].

При проектировании участков внутрипоселковых дорог, располагаемых в пределах селитебной территории сельских населенных пунктов, в том числе в зоне перспективной их застройки, должны соблюдаться требования [3].

4.11    Проекты вновь строящихся и реконструируемых внутрихозяйственных дорог и их отдельных элементов должны содержать мероприятия по обеспечению безопасности и организации дорожного движения, включая схемы расстановки дорожных знаков и указателей, в том числе для проезда гусеничных машин или крупногабаритных сельскохозяйственных машин на дорогах I-с и II-с категорий, указателей для ориентирования водителей о местоположении площадок для разъезда, а также схемы установки ограждений и разметки проезжей части.

4.12    Порядок разработки, состав, содержание, порядок согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство и реконструкцию внутрихозяйственных дорог следует устанавливать в задании заказчика на инженерно-изыскательские работы. При этом рекомендуется учитывать указания соответствующих нормативных документов на строительство и реконструкцию для автомобильных дорог общего пользования.

Проекты дорог 1-с и II-с категорий подлежат согласованию с областными органами дорожной полиции.

7