Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

33 страницы

319.00 ₽

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Устанавливает общие правила проведения работ по стандартизации Общероссийской негосударственной некоммерческой организацией "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство" (НОСТРОЙ), ее членами и сторонними организациями, организационную структуру Системы стандартизации НОСТРОЙ, а также основные функции ее участников.

Заменен на СТО НОСТРОЙ 1.0-2017: Основные положения

Оглавление

Введение

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины, определения и сокращения

4 Основные цели, задачи и принципы стандартизации в НОСТРОЙ

5 Структура Системы стандартизации НОСТРОЙ, основные функции участников

6 Документы Системы стандартизации НОСТРОЙ и общие требования к ним

7 Взаимодействие НОСТРОЙ в области стандартизации со сторонними организациями

8 Научные исследования в области стандартизации

9 Участие в работах по национальной и международной стандартизации

10 Планирование и финансирование работ и услуг по стандартизации

Библиография

Показать даты введения Admin

НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ СТРОИТЕЛЕЙ

Стандарт организации

Система стандартизации Национального
объединения строителей

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

СТО НОСТРОЙ 1.0-2010

Москва 2011

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН

Национальным объединением строителей

2 ПРЕДСТАВЛЕН НА УТВЕРЖДЕНИЕ

Департаментом технического регулирования Национального объединения строителей

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ

Решением Совета Национального объединения строителей от 29.09.2010 № 13

4 ВВЕДЕН

ВПЕРВЫЕ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 1

1 Область применения. 2

2 Нормативные ссылки. 2

3 Термины, определения и сокращения. 3

4 Основные цели, задачи и принципы стандартизации в НОСТРОЙ.. 4

5 Структура Системы стандартизации НОСТРОЙ, основные функции участников. 6

6 Документы Системы стандартизации НОСТРОЙ и общие требования к ним.. 9

7 Взаимодействие НОСТРОЙ в области стандартизации со сторонними организациями. 12

8 Научные исследования в области стандартизации. 12

9 Участие в работах по национальной и международной стандартизации. 13

10 Планирование и финансирование работ и услуг по стандартизации. 13

Библиография. 13

Введение

Настоящий стандарт разработан в соответствии с «Приоритетными направлениями деятельности и задачами Национального объединения строителей на 2010 - 2011 годы», утвержденными на Всероссийском съезде саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства (протокол от 15 апреля 2010 № 2).

Целью разработки стандарта является реализация в Национальном объединении строителей Градостроительного кодекса Российской Федерации [1], Федерального закона от 27 декабря 2002 г № 184-ФЗ «О техническом регулировании» [2], Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «О безопасности зданий и сооружений» [3], Федерального закона от 1 декабря 2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» [4] и иных законодательных и нормативных актов, действующих в области градостроительной деятельности.

В стандарте реализованы основные цели и принципы стандартизации в Российской Федерации, установленные правилами применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 и ГОСТ Р 1.4-2004.

Авторский коллектив: Л.С. Баринова, С.В. Пугачев, В.И. Тимашков, Р.С. Акиев, Н.И. Фролов, О.В. Иванова, В.А. Бородин, Я.Р. Мельник, Е.Н. Фадеева (Национальное объединение строителей).

СТАНДАРТ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ СТРОИТЕЛЕЙ

СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ
НАЦИОНАЛЬНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ СТРОИТЕЛЕЙ

Основные положения

Дата введения 2011.01.20

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает общие правила проведения работ по стандартизации Общероссийской негосударственной некоммерческой организацией «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство» (далее - НОСТРОЙ), ее членами и сторонними организациями, организационную структуру Системы стандартизации НОСТРОЙ, а также основные функции ее участников.

1.2 Положения настоящего стандарта применяются структурными подразделениями аппарата и членами НОСТРОЙ.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения

ГОСТ Р 1.0-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения

ГОСТ Р 1.1-2005 Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации. Порядок создания и деятельности

ГОСТ Р 1.4-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения

ГОСТ Р 1.12-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения

СТО НОСТРОЙ 1.1-2010 Система стандартизации Национального объединения строителей. Стандарты Национального объединения строителей. Порядок разработки, утверждения, оформления, учета, изменения и отмены

Р НОСТРОЙ 1.1-2010 Система стандартизации Национального объединения строителей. Стандарты саморегулируемой организации. Порядок разработки, оформления, изменения и учета

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальных сайтах национального органа Российской Федерации по стандартизации и НОСТРОЙ в сети интернет или по ежегодно издаваемым информационным указателям, опубликованным по состоянию на 1 января текущего года. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться новым (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения и сокращения

В настоящем стандарте применены термины в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации [1], Федеральным законом «О техническом регулировании» [2], ГОСТ 1.1, ГОСТР 1.4, ГОСТР 1.12, а также следующие термины с соответствующими определениями и сокращениями:

3.1 информационный фонд документов по техническому регулированию НОСТРОЙ (Информационный фонд): Систематизированный массив информации о документах по стандартизации и техническому регулированию, действующих в НОСТРОЙ, корректируемый на основании сведений об их принятии (утверждении), отмене, замене, изменениях и дополнениях и имеющий справочно-поисковый аппарат.

3.2 документ: Материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначенный для передачи информации во времени и в пространстве.

3.3 исполнитель работ по стандартизации (разработчик): саморегулируемая организация, осуществляющая работы по стандартизации по направлению основной деятельности в соответствии с уставом этой организации, документами Системы стандартизации, а также сторонняя организация, участвующая в разработке документов Системы стандартизации и осуществляющая другие работы по стандартизации.

3.4 комплекс СТО НОСТРОЙ: Совокупность взаимосвязанных стандартов СТО НОСТРОЙ, объединенных общей целевой направленностью и устанавливающих согласованные требования к взаимосвязанным объектам стандартизации.

3.5 саморегулируемая организация (СРО): Некоммерческая организация, основанная на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих строительство, реконструкцию, ремонт капитальных объектов и являющаяся членом Общероссийской негосударственной некоммерческой организации «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство».

3.6 Система стандартизации НОСТРОЙ (Система стандартизации): Совокупность участников работ и документов по стандартизации НОСТРОЙ, способствующих достижению оптимальной степени упорядочения деятельности НОСТРОЙ в сферах производства и повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой членами НОСТРОЙ продукции, а также выполняемых членами НОСТРОЙ работ или оказываемых членами НОСТРОЙ услуг.

3.7 служба стандартизации: Подразделение СРО, обеспечивающее организацию и проведение работ по стандартизации в соответствии с уставом этой организации и документами Системы стандартизации.

3.8 совместный стандарт национальных объединений (СТО ССНО): Документ Системы стандартизации, разработанный на основе соглашения, заключаемого между национальными объединениями и утвержденный руководящими органами НОСТРОЙ и других (другого) национальных объединений, в котором устанавливаются для совместного и многократного использования требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав и системам инженерно-технического обеспечения), строительным конструкциям, материалам и изделиям, инженерным изысканиям, процессам проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, сноса и утилизации, а также требования по выполнению работ или оказанию услуг в области строительства.

3.9 совместная стандартизация национальных объединений: Стандартизация объектов, представляющих общий интерес для НОСТРОЙ, Национального объединения саморегулируемых организаций, основанного на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и Национального объединения саморегулируемых организаций, основанного на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации.

3.10 сторонние организации: Юридические лица (в том числе зарубежные), не являющиеся членами НОСТРОЙ, индивидуальные предприниматели, физические лица, не являющиеся сотрудниками НОСТРОЙ.

3.11 стандарт НОСТРОЙ (СТО НОСТРОЙ): Стандарт организации, разработанный, утвержденный и введенный в действие в установленном в НОСТРОЙ порядке или совместный стандарт национальных объединений, введенный в действие в установленном в НОСТРОЙ порядке, в котором для многократного использования определены требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям и системам инженерно-технического обеспечения), строительным конструкциям, материалам и изделиям, инженерным изысканиям, процессам проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, сноса и утилизации, а также требования по выполнению работ или оказанию услуг в области строительства.

3.12 стандарт СРО (СТО СРО): Стандарт организации, утвержденный и введенный в действие в установленном в СРО порядке, в котором для многократного использования определены требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям и системам инженерно-технического обеспечения), строительным конструкциям, материалам и изделиям, инженерным изысканиям, процессам проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, сноса и утилизации, а также требования по выполнению работ или оказанию услуг в области строительства, учитывающий специфику и условия деятельности, виды допусков, выдаваемых СРО.

3.13 ответственный по стандартизации: Сотрудник НОСТРОЙ или СРО, обеспечивающий организацию и проведение работ по стандартизации в соответствии с должностной инструкцией и документами Системы стандартизации.

3.14 пользователь документов Системы стандартизации (пользователь документов): Структурное подразделение аппарата НОСТРОЙ, СРО или член СРО, сторонняя организация, применяющие документы Системы стандартизации.

3.15 рекомендация Р НОСТРОЙ: Документ Системы стандартизации, утвержденный в установленном в НОСТРОЙ порядке и содержащий советы организационно-методического характера, способствующих достижению целей СРО, применению стандартов, а также положений, которые целесообразно предварительно проверить на практике до их установления в стандартах.

3.16 руководящий орган Системы стандартизации: Структурное подразделение аппарата НОСТРОЙ, осуществляющее организацию и координацию деятельности участников Системы стандартизации, а также обеспечение участия НОСТРОЙ в работах по техническому регулированию и выступающее заказчиком при выполнении в НОСТРОЙ работ по стандартизации.

3.17 член СРО: Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, выполняющее строительство, реконструкцию, ремонт капитальных объектов и зарегистрированное в качестве члена СРО.

4 Основные цели, задачи и принципы стандартизации в НОСТРОЙ

4.1 Стандартизация в НОСТРОЙ осуществляется в целях:

- формирования единого механизма технического регулирования в НОСТРОЙ, СРО и членах СРО;

- содействия выполнению требований технических регламентов, распространяющихся на область деятельности СРО и членов СРО;

- повышения уровня качества и безопасности строительства (работ и услуг), выполняемого членами СРО с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

- повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой членами СРО продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг членами СРО;

- защиты членов СРО от недоброкачественной и опасной продукции (работ, услуг);

исключения дублирования и противоречий в стандартах СРО;

- повышения энергоэффективности зданий и сооружений, экономии и рационального использования ресурсов, нормирования расхода ресурсов, формирования запасов использования оборудования;

- технической и информационной совместимости, а также защиты информации;

- сопоставимости результатов измерений и испытаний, технических и экономико-статистических данных на международном, национальном уровне, а также на уровне СРО и ее членов;

- стимулирования научно-технического прогресса в СРО и членах СРО;

иных целях, не противоречащих действующему законодательству в области технического регулирования.

4.2 Задачи стандартизации в НОСТРОЙ:

- развитие Системы стандартизации с использованием предшествующего опыта в строительстве и промышленности строительных материалов, опыта СРО и членов СРО, российского и международного опыта, адаптированного к требованиям и запросам ее участников и рынка;

- установление правил, рекомендаций и процедур разработки и утверждения стандартов НОСТРОЙ, стандартов СРО и организаций, обеспечивающих привлечение всех заинтересованных сторон к работам по стандартизации;

- обеспечение контроля соблюдения требований документов по техническому регулированию и стандартов НОСТРОЙ в СРО и членах СРО;

- создание условий для приоритетного использования сводов правил, национальных стандартов и стандартов организаций (НОСТРОЙ и СРО) в интересах членов СРО;

- повышение уровня гармонизации разрабатываемых и применяемых в НОСТРОЙ и СРО, а также в членах СРО, документов по стандартизации с международными и региональными (СНГ, Европейский Союз) документами;

- систематизация и анализ требований к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям и системам инженерно-технического обеспечения), строительным конструкциям, материалам и изделиям, инженерным изысканиям, процессам проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, сноса и утилизации, а также требований по выполнению работ или оказанию услуг в области строительства, содержащихся в действующих в НОСТРОЙ документах различного уровня с позиций принципов технического регулирования и стандартизации; обеспечение взаимозаменяемости продукции; создание информационных ресурсов (баз данных, классификаторов и др.), содержащих полную, достоверную, актуальную информацию, необходимую для обеспечения деятельности СРО и членов СРО в сфере технического регулирования;

- внедрение планирования в области технического регулирования, повышение эффективности управления реализации указанного планирования;

- совершенствование применяемой в НОСТРОЙ, СРО и членах СРО нормативной базы в области технического регулирования, пересмотр (при необходимости) действующих и разработка новых документов по стандартизации, их интеграция и совместное использование в рамках сотрудничества с Национальным объединением СРО, основанном на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и Национальным объединением СРО, основанном на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, сторонними организациями;

- защита интеллектуальной собственности НОСТРОЙ и СРО в области технического регулирования в соответствии с действующим законодательством;

- создание единой системы мониторинга и контроля эффективности технического регулирования в НОСТРОЙ и СРО;

- разработка и реализация программ подготовки и повышения квалификации специалистов в области технического регулирования, развитие необходимой образовательной инфраструктуры и методического обеспечения.

4.3 Стандартизация в НОСТРОЙ осуществляется в соответствии с принципами:

- приоритетного добровольного использования СРО и членами СРО при организации и выполнении работ (оказании услуг) требований и рекомендаций документов Системы стандартизации;

- обязательного выполнения СРО и членами СРО требований стандартов СТО НОСТРОЙ, утвержденных на общем собрании СРО в соответствии со статьей 55.10 «Градостроительного кодекса Российской Федерации», если иное не установлено в конкретном стандарте;

- максимального учета интересов СРО и членов СРО при разработке документов Системы стандартизации;

- недопустимости установления таких требований в стандартах НОСТРОЙ, а также в стандартах СРО, которые противоречат обязательным требованиям технических регламентов, сводов правил и национальных стандартов;

- открытости участия в разработке документов Системы стандартизации для всех заинтересованных сторонних организаций;

- доступности документов Системы стандартизации, в том числе их проектов, а также информации о них;

- централизации направления официальных экземпляров документов Системы стандартизации, изменений и поправок к ним в СРО;

- обеспечения условий для единообразного применения документов Системы стандартизации.

5 Структура Системы стандартизации НОСТРОЙ, основные функции участников

5.1 Участниками Системы стандартизации являются:

- руководящий орган Системы стандартизации;

- комитеты НОСТРОЙ;

- исполнители работ по стандартизации;

- службы стандартизации СРО;

- ответственные по стандартизации;

- пользователи документов.

5.2 Участники Системы стандартизации взаимодействуют с:

- национальным органом Российской Федерации по стандартизации (далее - национальный орган по стандартизации);

- федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию;

- федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие сводов правил в строительстве и актуализацию строительных норм и правил;

- федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принимающими решения в области технического регулирования;

- техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство» и другими техническими комитетами по стандартизации в сфере деятельности НОСТРОЙ и его членов;

- международными и региональными организациями по стандартизации, профильными техническими комитетами этих организаций;

- национальными организациями по стандартизации зарубежных стран;

- структурными подразделениями аппарата и комитетами НОСТРОЙ, СРО и членами СРО;

- сторонними организациями, использующими документы Системы стандартизации при выполнении работ в сфере интересов НОСТРОЙ, СРО и (или) членов СРО.

5.3 Участники Системы стандартизации осуществляют следующие основные функции.

5.3.1 Руководящий орган Системы стандартизации:

- формирование и управление Системой стандартизации, в том числе организация разработки и актуализации комплекса основополагающих стандартов Системы стандартизации;

- общее руководство деятельностью Системы стандартизации; обеспечение участия НОСТРОЙ в работах по техническому регулированию, проводимых в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, в том числе в разработке технических регламентов, национальных стандартов и сводов правил, стандартов НОСТРОЙ, в соответствии с требованиями Федерального закона [2];

- организация и координация деятельности участников Системы стандартизации;

- подготовка, оформление и согласование проектов решений Совета НОСТРОЙ об утверждении и введении в действие документов Системы стандартизации, изменений и поправок к ним;

- представление на утверждение Совету НОСТРОЙ документов Системы стандартизации, изменений и поправок к ним;

- организация согласования с Национальным объединением СРО, основанном на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и Национальным объединением СРО, основанном на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, совместных стандартов национальных объединений, изменений и поправок к ним;

- представление на утверждение руководящим органам Национального объединения СРО, основанного на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и Национального объединения СРО, основанного на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, совместных стандартов национальных объединений, изменений и поправок к ним;

- организация и проведение планирования разработки документов по техническому регулированию и стандартизации, формирование и подготовка проекта Программы стандартизации Национального объединения строителей (далее также Программа стандартизации) и представление его на утверждение Совету НОСТРОЙ;

- контроль выполнения Программы стандартизации и подготовка сводного отчета Совету НОСТРОЙ о ходе его реализации с предложениями по уточнению;

- сбор, обобщение и экспертиза предложений комитетов и координаторов НОСТРОЙ, СРО, членов СРО и сторонних организаций к проекту Программы стандартизации;

- организация разработки, проведения экспертизы и согласование проектов документов Системы стандартизации НОСТРОЙ, изменений и поправок к стандартам НОСТРОЙ;

- создание и ведение Информационного фонда НОСТРОЙ по техническому регулированию;

- координация участия экспертов НОСТРОЙ, СРО и членов СРО в деятельности профильных технических комитетов по стандартизации;

- мониторинг хода публичного обсуждения проектов технических регламентов, национальных стандартов и сводов правил, в том числе рассылка материалов в заинтересованные комитеты НОСТРОЙ, СРО, подготовка отзывов НОСТРОЙ на указанные документы.

Функции руководящего органа Системы стандартизации исполняет Департамент технического регулирования НОСТРОЙ.

5.3.2 Комитеты НОСТРОЙ в закрепленных сферах деятельности:

- координация работ по стандартизации;

- подготовка и представление в руководящий орган Системы стандартизации предложений в проект Программы стандартизации;

- рассмотрение и согласование проекта Программы стандартизации;

участие в разработке, актуализации и пересмотре стандартов; рассмотрение, подготовка отзывов и согласование проектов документов Системы стандартизации.

5.3.3 Исполнители работ по стандартизации:

- подготовка и представление предложений в проект Программы стандартизации в руководящий орган Системы стандартизации;

- подготовка предложений по разработке, пересмотру, изменению или отмене технических регламентов, сводов правил, национальных стандартов (ГОСТ Р), межгосударственных стандартов (ГОСТ), принятых в качестве национальных стандартов Российской Федерации, документов Системы стандартизации и представление этих предложений в руководящий орган Системы стандартизации;

- подготовка предложений по применению международных стандартов, региональных стандартов, стандартов зарубежных стран, национальных стандартов, стандартов сторонних организаций, распространяющихся на деятельность НОСТРОЙ, СРО и членов СРО;

- разработка проектов документов Системы стандартизации, организация и проведение их экспертиз;

- участие в работе технических комитетов по стандартизации.

Выбор исполнителей работ по стандартизации осуществляется в установленном в НОСТРОЙ порядке.

Выполнение функций, возложенных на исполнителей работ, могут осуществлять структурные подразделения аппарата НОСТРОЙ, СРО, члены СРО и сторонние организации.

5.3.4 Службы стандартизации и ответственные по стандартизации СРО:

- организуют рассмотрение проектов документов Системы стандартизации;

- осуществляют подготовку отзывов и заключений на проекты документов Системы стандартизации;

- направляют в руководящий орган Системы стандартизации предложения по разработке документов Системы стандартизации;

- осуществляют учет, хранение, тиражирование официальных копий документов Системы стандартизации, предоставление их пользователям документов;

- подготавливают, оформляют и организуют согласование проектов решений общего собрания СРО о введении в действие документов Системы стандартизации, изменений и поправок к ним;

- вносят утвержденные изменения и поправки в имеющиеся документы Системы стандартизации;

- организуют разработку и экспертизу проектов СТО СРО; осуществляют учет, тиражирование и внедрение официальных экземпляров утвержденных СТО СРО;

- осуществляют планирование работ по стандартизации в СРО, а также другие функции, определяемые руководящим органом СРО.

5.3.5 Пользователи документов:

- применяют стандарты и рекомендации НОСТРОЙ;

- направляют в руководящий орган Системы стандартизации замечания и предложения по внесению изменений и поправок в стандарты и рекомендации НОСТРОЙ на основе их практического применения.

5.4 Участники Системы стандартизации в своей деятельности по вопросам, входящим в их компетенцию и связанным с разработкой, согласованием и применением документов в области стандартизации, взаимодействуют (в объеме возложенных на них настоящим стандартом функций) с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, национальным органом по стандартизации, техническими комитетами по стандартизации, а также сторонними организациями (в том числе зарубежными).

5.5 Участники Системы стандартизации в своей деятельности руководствуются действующим законодательством, техническими регламентами, нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения в сфере капитального строительства и документами межведомственного характера, принимаемыми федеральными органами исполнительной власти, национальными стандартами Российской Федерации (ГОСТ Р), межгосударственными стандартами (ГОСТ), принятыми в качестве национальных стандартов в установленном порядке, строительными нормами и правилами Российской Федерации (СНиП), сводами правил, другими документами в области проектирования, строительства, эксплуатации зданий и сооружений, правилами и руководствами по предупреждению чрезвычайных ситуаций, документами в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, а также документами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

6 Документы Системы стандартизации НОСТРОЙ и общие требования к ним

6.1 К документам Системы стандартизации относятся: стандарты организаций в форме:

а) стандарты НОСТРОЙ - СТО НОСТРОЙ;

б) совместные стандарты национальных объединений - СТО ССНО;

в) стандарты СРО - СТО СРО;

г) рекомендации НОСТРОЙ - Р НОСТРОЙ;

д) указатели документов по техническому регулированию и стандартизации, действующих в НОСТРОЙ.

6.1.1 Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов НОСТРОЙ установлен СТО НОСТРОЙ 1.1.

В зависимости от объекта стандартизации и аспекта стандартизации, а также содержания устанавливаемых к ним требований разрабатывают стандарты НОСТРОЙ следующих видов с учетом требований ГОСТ Р 1.0:

- стандарты основополагающие (организационно-методические и общетехнические);

- стандарты, устанавливающие требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям и системам инженерно-технического обеспечения), строительным конструкциям, материалам и изделиям, инженерным изысканиям, процессам проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, сноса и утилизации;

- стандарты, устанавливающие требования по выполнению работ или оказанию услуг в области строительства;

- стандарты на методы контроля (испытаний, определений, измерений, анализа);

стандарты в области оценки соответствия; стандарты на термины и определения.

Примечание - Стандарты на термины и определения могут относиться как к основополагающим стандартам, так и к стандартам других видов.

6.1.1.1 Основополагающие стандарты разрабатывают для установления общих организационно-технических положений деятельности НОСТРОЙ, СРО и членов СРО, а также общетехнических требований и правил, обеспечивающих взаимопонимание, техническое единство и взаимосвязь различных областей строительного производства в процессах создания и использования продукции, охрану окружающей среды, безопасность продукции, процессов и услуг для жизни, здоровья, имущества, повышения энергоэффективности, качества и конкурентоспособности продукции (работ, услуг) и достижение других целей стандартизации, определенных в 4.1.

6.1.1.2 Стандарты на строительные материалы, конструкции и изделия разрабатывают при необходимости установления всесторонних требований к указанной продукции на уровне НОСТРОЙ.

Примечание - Всесторонние требования включают технические требования, требования безопасности и охраны окружающей среды, требования к порядку приемки, методам контроля, транспортированию и хранению, а при необходимости и другие требования.

6.1.1.3 В стандартах на инженерные изыскания, процессы проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) устанавливают требования к техническим и технологическим процессам (работам) по проектированию (включая изыскания), строительству, монтажу, наладке, эксплуатации, сносу и утилизации зданий и сооружений, которые осуществляются членами СРО.

В стандартах на процессы (работы) устанавливают:

- общие требования к их проведению;

- термины и определения;

- классификацию;

- требования к оборудованию, приспособлениям, инструменту и материалам, методам и средствам измерений, используемым в процессе (работе);

- последовательность выполнения отдельных технологических операций (работ) с приведением при необходимости принципиальной технологической схемы;

- способы и/или приемы выполнения отдельных работ в технологических процессах;

- требования к технологическим режимам и другие нормы выполнения различного рода работ в технологических процессах;

- допуски, припуски, напуски, которые необходимо соблюдать для оптимального проведения технологического процесса; методы контроля качества;

- требования безопасности и/или охраны окружающей среды (для технологических процессов, проведение которых связано с риском техногенных катастроф, аварий, реальной или потенциальной опасностью для жизни или здоровья человека, возможностью загрязнения окружающей среды);

- требования по эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации продукции;

- требования к контролю состояния объектов.

6.1.1.4 В стандартах на услуги (работы) регламентируют конкретные требования (нормы) НОСТРОЙ к данным услугам (работам), показатели качества и безопасности услуг (работ), методы контроля данных показателей.

6.1.1.5 В стандартах на методы контроля (испытаний, измерений, анализа) устанавливают требования к методам контроля (испытаний) для обеспечения всесторонней и объективной проверки продукции на соответствие техническим требованиям. Если технические требования к методам контроля являются общими для нескольких групп однородной продукции, требования к которым установлены в других стандартах, то эти требования излагают в отдельном стандарте. При этом наименование классификационной группировки, охватывающей все указанные группы однородной продукции, включают в заголовок стандарта (групповой заголовок).

В обоснованных случаях в отдельном стандарте могут быть установлены один, два или несколько альтернативных методов контроля (определения, анализа или испытания на соответствие) одного показателя, широко применяемого в различных стандартах для установления технических требований к нескольким группам однородной продукции или более высоким классификационным группировкам продукции.

6.1.1.6 Стандарты в области оценки соответствия разрабатывают для обеспечения проведения работ по оценке соответствия: зданий и сооружений (в том числе входящих в их состав сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения), строительных конструкций, материалов и изделий, результатов изыскательских и проектных работ, результатов строительства на всех этапах жизненного цикла (монтажа, наладки, эксплуатации, сноса и утилизации).

6.1.1.7 Стандарты на термины и определения разрабатывают для обеспечения единообразного толкования терминов и создания единой терминологической системы НОСТРОЙ.

6.1.1.8 Совокупность взаимосвязанных стандартов НОСТРОЙ, объединенных общей целевой направленностью и/или устанавливающих согласованные требования к взаимосвязанным объектам стандартизации могут объединяться в комплексы стандартов.

6.1.2 Порядок разработки, утверждения, применения, обновления (внесения изменений), отмены совместных стандартов национальных объединений (СТО ССНО) устанавливается в соответствующих совместных стандартах национальных объединений на основе соглашений, заключаемых между национальными объединениями.

6.1.3 Порядок разработки, содержания, оформления, учета, изменения и отмены стандартов СРО устанавливается СРО самостоятельно с учетом рекомендации Р НОСТРОЙ 1.1-2010 в соответствующем нормативноправовом документе или стандарте (рекомендации) СРО, разработанном специально для установления данных процедур.

6.1.4 Порядок разработки, содержания, оформления, учета, изменения и отмены рекомендаций Р НОСТРОЙ устанавливается в соответствующем стандарте СТО НОСТРОЙ.

6.1.5 Порядок публикации и распространения указателей документов по техническому регулированию, действующих в НОСТРОЙ, формирования и ведения Информационного фонда, а также правила пользования этим фондом, в том числе порядок представления информации об утвержденных документах Системы стандартизации, изменениях к ним, обеспечение пользователей информацией, устанавливается в соответствующем стандарте НОСТРОЙ.

6.2 Планирование и разработка документов Системы стандартизации осуществляются в соответствии с требованиями раздела 10.

6.3 Экспертизы проектов документов Системы стандартизации организуются и проводятся в соответствии с порядком, устанавливаемым в соответствующих СТО НОСТРОЙ. Экспертиза стандартов в области, закрепленной за ТК 465 «Строительство», проводится в техническом комитете на основе специального соглашения, заключаемого с ТК 465.

6.4 Исключительное право издания и переиздания документов Системы стандартизации, кроме стандартов СРО, принадлежит НОСТРОЙ (если иное не предусмотрено договорами на их разработку или специальными соглашениями) и осуществляется в порядке, установленном соответствующим стандартом НОСТРОЙ. СРО имеют право тиражировать полученные официальные экземпляры документов Системы стандартизации НОСТРОЙ для использования в работе СРО.

6.5 Издание и переиздание стандартов СРО, осуществляют утвердившие их СРО самостоятельно с учетом рекомендации Р НОСТРОЙ 1.1-2010.

6.6 Аутентичные электронные версии официальных экземпляров документов Системы стандартизации и информация о деятельности НОСТРОЙ в области технического регулирования, в том числе в области стандартизации, размещаются на официальном сайте НОСТРОЙ в разделе «ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ».

6.7 Документы, не относящиеся к документам Системы стандартизации (например, технические документы, технологические документы, технологические регламенты, эксплуатационные документы, ремонтные документы и т.п.), разрабатываются, оформляются, согласовываются и утверждаются в порядке, предусмотренном соответствующими национальными и межгосударственными стандартами, иными нормативными актами федеральных органов исполнительной власти с учетом документов Системы стандартизации (если таковые имеются).

6.8 Порядок организации и проведения контроля в НОСТРОЙ и СРО за соблюдением требований документов Системы стандартизации устанавливается в СТО НОСТРОЙ и СТО СРО.

7 Взаимодействие НОСТРОЙ в области стандартизации со сторонними организациями

7.1 Документы Системы стандартизации могут использоваться сторонними организациями только на основе соответствующих соглашений (договоров) с НОСТРОЙ (для СТО НОСТРОЙ, Р НОСТРОЙ) или СРО (для СТО СРО).

7.2 Основными задачами взаимодействия НОСТРОЙ со сторонними организациями в области стандартизации являются:

- создание условий для применения единых документов в области стандартизации организациями, осуществляющими деятельность в сфере капитального строительства, а также для обеспечения охраны труда и техники безопасности, охраны окружающей среды на объектах, размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию и эксплуатации объектов;

- оказание помощи в разработке гармонизированных нормативных документов с документами Системы стандартизации сторонним организациям, осуществляющим деятельность в области проектирования (включая изыскания), строительства и эксплуатации объектов;

- обеспечение единства измерений в соответствии с Федеральным законом [5];

- установление и применение единых терминов и определений; повышение качества и конкурентоспособности продукции (работ, услуг) членов СРО;

- разработка национальных, межгосударственных и международных стандартов на основе документов Системы стандартизации на новые конкурентоспособные виды продукции (работ, услуг) и технологии, в том числе созданные в результате двустороннего и многостороннего сотрудничества со сторонними организациями;

- работы по гармонизации национальных стандартов, применяемых СРО и членами СРО, документов Системы стандартизации с международными стандартами и национальными стандартами зарубежных стран;

- обеспечение защиты взаимных интересов СРО и сторонних организаций при совместной разработке национальных, межгосударственных и международных стандартов;

- обеспечение нормативной базы, направленной на признание результатов оценки соответствия на продукцию (работы, услуги) членов СРО в сторонних организациях;

- проведение совместных научных исследований, обмен опытом и информацией, взаимные консультации, обучение кадров и др.

7.3 Взаимодействие со сторонними организациями в области стандартизации осуществляется на двусторонней и многосторонней основе в рамках соглашений, договоров и протоколов о взаимодействии (сотрудничестве), заключаемых НОСТРОЙ со сторонними организациями в установленном порядке.

7.4 Требования документов Системы стандартизации подлежат соблюдению другими субъектами хозяйственной деятельности и приобретателями, если эти документы указаны в сопроводительной технической документации, декларации о соответствии продукции (работ, услуг) изготовителя (поставщика) продукции, исполнителя работ (услуг), или в договоре (контракте, соглашении), или, если изготовитель (поставщик) продукции, исполнитель работ (услуг) применил обозначение стандартов в маркировке, в эксплуатационной или иной документации;

Также требования документов Системы стандартизации подлежат соблюдению производителем или поставщиком продукции (работ, услуг), если его продукция (работы, услуги) прошли процедуру оценки соответствия требованиям стандартов СТО НОСТРОЙ.

8 Научные исследования в области стандартизации

8.1 Научные исследования в области стандартизации проводятся для совершенствования Системы стандартизации и разработки документов по стандартизации на основе научно обоснованных требований к продукции, процессам, услугам, работам, методам испытаний и др.

8.2 Научные исследования в области стандартизации проводятся в установленном в НОСТРОЙ порядке исполнителями работ по стандартизации.

9 Участие в работах по национальной и международной стандартизации

9.1 Руководящий орган Системы стандартизации НОСТРОЙ, СРО и члены СРО осуществляют работы по национальной стандартизации путем участия в работе национальных технических комитетах по объектам стандартизации, представляющим интерес для НОСТРОЙ и СРО в соответствии с ГОСТ Р 1.1.

9.2 Взаимодействие НОСТРОЙ с национальным органом по стандартизации осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в соответствии с заключаемыми при необходимости соглашениями.

9.3 НОСТРОЙ осуществляет работы по международной стандартизации, если они представляют интерес для НОСТРОЙ, СРО и членов СРО, в порядке, установленном национальным органом по стандартизации, через экспертов НОСТРОЙ, СРО и членов СРО, участвующих в работе технических комитетов международной организации по стандартизации ИСО (ТК ИСО), других международных (региональных) организаций по стандартизации.

10 Планирование и финансирование работ и услуг по стандартизации

10.1 Работы по стандартизации в НОСТРОЙ проводятся в соответствии с планами (программами) стандартизации, принятыми в установленном порядке в НОСТРОЙ.

Основной формой планирования разработки документов по техническому регулированию в НОСТРОЙ является Программа стандартизации, формируемая на период не менее одного года, но не более трех лет.

Формирование, согласование и утверждение Программы стандартизации и внесение в нее изменений осуществляется установленным в НОСТРОЙ порядке.

10.2 Формами планирования разработки документов по стандартизации СРО являются планы разработки документов по техническому регулированию и стандартизации.

Плановые документы по стандартизации в СРО составляются в соответствии со стандартами этих организаций.

10.3 Работы по стандартизации в НОСТРОЙ финансируются в порядке, установленном в НОСТРОЙ.

10.4 Разработка и внедрение стандартов СРО финансируется этими организациями самостоятельно.

10.5 При разработке планов (программ) НОСТРОЙ, финансируемых полностью или частично из централизованных средств НОСТРОЙ, в них при необходимости включают разделы нормативного и метрологического обеспечения.

Библиография

[1] Градостроительный кодекс Российской Федерации

[2] Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»

[3] Федеральный закон от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»

[4] Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»

[5] Федеральный закон от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»

Ключевые слова: стандарт организации, система стандартизации, Национальное объединение строителей, основные положения