Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

7 страниц

136.00 ₽

Купить СТО-НСОПБ 9/ДО — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Требования определяют формы документов, используемых в Системе добровольной сертификации в области пожарной безопасности. Формы документов являются обязательными для применения всеми участниками НСОПБ.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Общие положения

2 Документы, используемые для организации ведения реестров

     2.1 Форма журнала сертифицированной продукции в Системе добровольной сертификации в области пожарной сертификации

     2.2. Форма Сведений для реестра сертифицированной продукции в Системе добровольной сертификации в области пожарной безопасности

     2.3. Форма реестра органов по сертификации, испытательных лабораторий и сертификационных центров, в системе добровольной сертификации в области пожарной

     2.4. Форма реестра экспертов, аттестованных в Системе добровольной сертификации в области пожарной безопасности

 
Дата введения01.01.2019
Добавлен в базу01.10.2014
Актуализация01.01.2019

Организации:

16.11.2010УтвержденНациональный союз организаций в области обеспечения пожарной безопасности7
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7

НСОПБ

Национальный союз организаций в области обеспечения пожарной безопасности

Система добровольной сертификации в области пожарной безопасности (НСОПБ)

УТВЕРЖДЕНО Протоколом заседания Правления Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности от 16.11.2010 №7

Требования

к органам по сертификации продукции Системы добровольной сертификации в области пожарной безопасности СТО - НСОПБ-10/УЧ

г. Москва 2010

Требования к органам по сертификации

1. Общие положения.

Официальным признанием полномочным органом правомочности юридического или физического лица проводить в НСОПБ сертификацию в соответствии с областью оценки соответствия является уполномочивание его как органа по сертификации.

Юридическое или физическое лицо, претендующее на признание компетентности в проведении работ по добровольному подтверждению соответствия и функционирование в НСОПБ в качестве органа по сертификации, должно быть независимой от заявителя (изготовителя, продавца) и потребителя в рассматриваемых вопросах, обладать компетентностью, позволяющей проводить сертификацию в заявленной области пожарной безопасности.

Орган по сертификации (далее - ОС) имеет право на проведение сертификации НСОПБ в законодательно регулируемой сфере только после того, как он прошел процедуры подтверждения компетентности в соответствии с требованиями настоящего документа и получил зарегистрированный в реестре НСОПБ свидетельство о подтверждении компетентности.

Орган по сертификации получает свидетельство о подтверждении компетентности только в отношении строго определенных видов объектов сертификации и их характеристик, которые могут быть объективно оценены органом по сертификации.

Область оценки соответствия органа по сертификации должна однозначно определяться номенклатурой видов объектов сертификации и требований, контролируемых (подтверждаемых) при сертификации.

Область оценки соответствия органа по сертификации должна быть обеспечена испытаниями (соответствовать областям оценки соответствия собственной и привлеченных подтвердивших свою компетентность испытательных лабораторий (далее - ИЛ), областями аттестации штатных экспертов по сертификации продукции и документированными процедурами доказательств (схемами сертификации).

При оценке компетентности и независимости органа по сертификации используются критерии, приведенные в настоящем документе. Центральный орган НСОПБ может устанавливать дополнительные (специальные) критерии, обусловленные проведением сертификации конкретного объекта. В этом случае центральный орган НСОПБ может обращаться для консультации в организации или к отдельным специалистам, имеющим необходимую техническую компетентность в соответствующих областях деятельности. Указанные общие и дополнительные критерии должны быть опубликованы (официально установлены) и (или) предоставлены заинтересованным сторонам по их запросу.

2

и документированными процедурами, позволяющими проводить сертификацию в соответствии с требованиями НСОПБ.

8. Субподряд.

Органы по сертификации в соответствии с договором (контрактом) проводят работы самостоятельно.

Орган по сертификации может передать часть работ по сертификации, за исключением подготовки решений (по заявкам, о выдаче или отказе в выдаче), об отмене (приостановлении, возобновлении действия) сертификатов), выдачи сертификатов на условиях субподряда другому органу по сертификации или испытательной лаборатории. При этом орган по сертификации должен быть уверен в том, что его субподрядчик удовлетворяет критериям компетентности, которые установлены правилами НСОПБ и настоящим документом.

Орган по сертификации может заключить субподряд на проведение определенных работ только в том случае, если субподрядчик подтвердил свою компетентность на эти работы в НСОПБ. Однако центральный орган НСОПБ в виде исключения может обоснованно разрешить выдачу субподряда на проведение работ не подтвердившим свою компетентность в НСОПБ органам по сертификации и испытательным лабораториям. В этом случае орган - подрядчик должен принять необходимые меры, чтобы организация, выполняющая работы на основе субподряда, соблюдала соответствующие требования настоящего документа. Орган - подрядчик также должен проводить в исходящих отчетных документах четкое различие между собственной работой и работой, выполненной им на основе субподряда. Орган - подрядчик должен располагать материалами, подтверждающими соответствие субподрядчика критериям компетентности, необходимым для проведения поручаемых работ и представлять их центральному органу НСОПБ по его запросу.

Орган по сертификации должен уведомить заказчика о своем намерении поручить часть работ другой организации. Субподрядчик должен быть одобрен заказчиком.

Орган по сертификации должен регистрировать и хранить документацию, подтверждающую компетентность и соответствие субподрядчиков предъявляемым требованиям, а также должен вести регистрацию всех работ, выполняемых на условиях субподряда.

Объем работ по субподрядам должен составлять не более 25 % общего объема работ по сертификации (в количественном выражении), выполняемых органом в пределах его области оценки соответствия, если при подтверждении компетентности органа не были установлены другие лимиты на объем выполняемых им работ по субподряду (в области оценки соответствия).

В документах, содержащих результаты работ, должны быть четко

11

СТО - НСОПБ - 10/УЧ

выделены результаты, которые получены субподрядчиком.

Орган по сертификации несет полную ответственность за все работы, выполненные по субподряду.

Наличие договоров субподряда не может быть основанием для расширения области оценки соответствия органов.

9.    Испытания и инспекционный контроль.

Входящая в состав органа по сертификации испытательная лаборатория должна соответствовать установленным требованиям и пройти процедуры подтверждения компетентности по установленным правилам. Если испытания проводит другая ИЛ, орган по сертификации должен быть уверен, что эта лаборатория соответствует установленным требованиям и подтвердить свою компетентность в НСОПБ по соответствующим правилам.

Проведение испытаний в целях сертификации вне местонахождения ПЛ (в том числе на базе заказчика) возможно только по решению центрального органа НСОПБ.

При организации испытаний в целях сертификации орган по сертификации выбирает соответствующую лабораторию и в качестве заказчика работ поручает ей проведение испытаний. Орган по сертификации не вправе предоставлять ИЛ информацию о заказчике сертификации. Договор на проведение испытаний заключается между органом по сертификации и испытательной лабораторией.

Инспекционный контроль, проводимый органом по сертификации, должен отвечать требованиям НСОПБ. Конкретные правила проведения органом по сертификации инспекционного контроля за сертифицированными объектами устанавливают в Руководстве по качеству органа по сертификации.

Если инспекционный контроль проводит другая организация по поручению органа по сертификации, последний должен обеспечить выполнение требований нормативных правовых актов НСОПБ.

Если орган по сертификации регулярно пользуется услугами другой организации, в этом случае необходимо заключить с ней документально оформленное соглашение (договор), включая соблюдение конфиденциальности.

10.    Конфиденциальность.

Орган по сертификации должен обеспечить конфиденциальность информации, получаемой в процессе проведения сертификации.

Персонал органа по сертификации должен быть проинструктирован о недопущении разглашения конфиденциальной информации. Проведение инструктажа должно быть подтверждено документально.

11.    Информация о работе по сертификации.

Орган по сертификации должен иметь полный перечень (реестр) сертифицированных объектов с указанием обладателей сертификатов. Этот

12

перечень должен быть доступен для заинтересованных лиц и организаций.

12.    Апелляции.

Орган по сертификации должен установить правила рассмотрения апелляций (жалоб) при проведении сертификации.

13.    Внутренние проверки.

Орган по сертификации должен регулярно (но не реже 2-х раз в год), осуществлять внутренние проверки или оценки своего соответствия требованиям настоящего документа и других документов НСОПБ.

Такие проверки должны быть зарегистрированы и их данные, а также принятые по ним корректирующие мероприятия должны быть доведены до сведения персонала. Они также должны быть доступны лицам, имеющим право на эту информацию.

14.    Порядок (процедура) подтверждения компетентности.

Порядок (процедура) подтверждения компетентности органов по сертификации должен соответствовать требованиям настоящего документа и правилам НСОПБ.

Работа по подтверждению компетентности включает следующие этапы: представление заявителем заявки на подтверждение компетентности органа по сертификации;

экспертизу документов; аттестацию заявителя;

анализ всех материалов органа по сертификации и принятие решения о подтверждении компетентности;

оформление, регистрацию и выдачу заявителю свидетельства о подтверждении компетентности (либо отказа).

Каждый последующий этап проводят при положительном результате предыдущего этапа.

Все процедуры, связанные с подтверждением компетентности, должны быть документированы.

15.    Представление заявки на подтверждение компетентности органа по сертификации.

Юридическое или физическое лицо, претендующее на признание компетентности в качестве органа по сертификации, подает заявку в центральный орган НСОПБ.

В заявке на подтверждение компетентности должны быть отражены: заявляемая область оценки соответствия органа по сертификации; осведомленность о правилах функционирования Системы; готовность заявителя в полной мере выполнять процедуру подтверждения компетентности, в том числе принять группу экспертов (комиссию) по аттестации органа по сертификации, оплатить расходы, связанные с работой по подтверждению компетентности (независимо от результата), и последующему инспекционному контролю;

13

Стандарт Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности

НСОПБ

^    СТО - НСОПБ - 10/УЧ

подтверждение заявителем своего согласия выполнять требования, обусловленные подтверждением компетентности.

Центральный орган НСОПБ предварительно должен предоставить организациям-заявителям возможность ознакомления с описанием процедуры подтверждения компетентности и документами, в которых сформулированы правила и обязанности органов по сертификации, подтвердивших свою компетентность в НСОПБ (включая расходы, оплачиваемые организациями-заявителями и подтвердившими свою компетентность органами по сертификации).

Дополнительную информацию по вопросам подтверждения компетентности представляет центральный орган НСОПБ заявителям по их запросам.

К заявке прилагают комплект документов, содержащий информацию, необходимую и достаточную для оценки готовности органа по сертификации к подтверждению компетентности и возможности проведения его аттестации:

проект Положения об органе по сертификации;

заявляемую область оценки соответствия;

Руководство по качеству;

приказ о создании органа по сертификации;

перечень организаций, взаимодействующих с органом по сертификации;

организационно-экономическое обоснование работы в заявляемой области, в котором описываются предполагаемые: заказчики работ (с указанием конкретных организаций и их местоположения, а также взаимодействуют ли они с другими органами по сертификации в заявляемой области), стоимость выполнения работ (с приведением расчетных калькуляций на каждый вид выполняемых работ), объем работ в год (в пересчете на количество сертификатов и в стоимостном выражении);

анкета о готовности;

нотариально заверенные копии положения (устава) организации и свидетельства о государственной регистрации.

Вместе с заявкой и указанным комплектом документов заявителем дополнительно должна быть представлена следующая информация (если она не содержится в вышеперечисленных документах):

общая характеристика организации-заявителя (наименование, адрес, юридический статус, персонал и технические средства) и общие сведения об организации-заявителе (основная область деятельности, отношения с вышестоящими организациями, наличие лабораторной базы, компетентность и авторитетность в заявленной области, информация о ее практической деятельности, научном и техническом опыте). Указанную информацию, как правило, приводят в Положении об органе по сертификации и Справке о

14

СТО - НСОПБ - 10/УЧ

деятельности организации-заявителя;

перечень должностных лиц (с указанием фамилии, имени, отчества), несущих ответственность за качество выполнения отдельных операций;

описание внутренней организации и системы качества органа по сертификации для того, чтобы обеспечить доверие к качеству проводимой сертификации;

описание процедуры сертификации заявленных объектов (указанную информацию приводят в Руководстве по качеству органа по сертификации и (или) Порядке сертификации);

формы документов, которые будет использовать орган по сертификации.

Центральный орган НСОПБ рассматривает заявку и прилагаемые материалы на соответствие их состава и объема информации требованиям настоящего документа, организационно-экономическое обоснование для определения целесообразности подтверждения компетентности и принимает решение по организации работ с учетом положений настоящего документа.

Дальнейшие работы проводятся после подписания обеими сторонами договора на уполномочивание.

16. Экспертиза документов и назначение экспертов, проводящих работы по подтверждению компетентности органов по сертификации.

Центральный орган НСОПБ поручает соответствующему эксперту, организацию экспертизы комплекта документов, представленных организацией-заявителем. Уполномоченный эксперт рассматривает материалы и составляет экспертное заключение, которое должно содержать оценку соответствия предъявленной вместе с заявкой информации правилам НСОПБ и критериям подтверждения компетентности, установленным настоящим документом. При необходимости он вносит в центральный орган НСОПБ предложения о привлечении к экспертизе других специалистов по направлениям (экспертов по сертификации, т.п.). Экспертное заключение подписывают все специалисты, участвовавшие в его подготовке, а центральный орган НСОПБ доводит его до сведения заявителя.

Собранную информацию используют для подготовки и проведения аттестации на месте. При обращении с ней должна обеспечиваться соответствующая степень конфиденциальности.

При отрицательных результатах экспертизы центральный орган НСОПБ принимает решение об отказе в подтверждении компетентности и доводит его до сведения организации-заявителя с указанием причин отказа.

Если несоответствие критериям подтверждения компетентности не носит принципиального характера, заявитель может доработать документы и представить их в центральный орган НСОПБ на повторную экспертизу (но не ранее чем через 6 месяцев после получения отказа в подтверждении компетентности).

15

СТО - НСОПБ - 10/УЧ

При положительном результате экспертизы центральный орган НСОПБ разрабатывает и утверждает программу проведения аттестации (задание). В программе должны быть определены задания по проверке соответствия органа по сертификации критериям подтверждения компетентности методы проведения этих проверок, в том числе проведение опытной сертификации.

Одновременно с программой подготавливают контрольные заявки для проведения опытной сертификации по каждому разделу заявленной области оценки соответствия органа по сертификации.

Центральный орган НСОПБ для проведения аттестации официально назначает комиссию из представителей центрального органа НСОПБ, экспертов    и квалифицированных специалистов по    вопросам,

рассматриваемым при аттестации. Дата (период) проведения аттестации сообщается заявителю заблаговременно (не менее чем за неделю до начала).

17. Аттестация органа по сертификации.

Аттестацию проводят непосредственно у заявителя в соответствии с утвержденной программой аттестации.

Комиссия оценивает все подразделения заявителя на соответствие критериям подтверждения компетентности, проверяет    соответствие

фактического состояния заявителя представленным документам, его способность выполнять заявленные функции, рассматривает результаты опытной сертификации, проводимой заявителем на основании контрольных заявок. Работу комиссии организует ее председатель.

Опытная сертификация проводится с целью проверки на качество проведения сертификации. При проведении опытной сертификации орган по сертификации должен продемонстрировать практические навыки по всем операциям сертификации.

Комиссия оценивает правильность и обоснованность принятия решения по заявке, процедуру прохождения документов до оформления сертификата и его регистрации. При этом оценивают также соответствие выполняемых процедур положениям документов органа по сертификации.

По результатам аттестации комиссия оформляет акт и передает его в центральный орган НСОПБ.

Копия акта по результатам проведенной аттестации должна быть направлена заявителю, который может представить свои замечания по указанному акту и в необходимых случаях, сообщить о проведенных мероприятиях по устранению выявленных недостатков или о планировании таких мероприятий в течение определенного срока.

Акт о проведении аттестации органа по сертификации содержит заключения по каждому пункту программы, общую оценку соответствия заявителя критериям подтверждения компетентности и рекомендации о возможности выдачи свидетельства о подтверждения компетентности. В акте указываются все выявленные и не устраненные в ходе работы комиссии

16

несоответствия, которые необходимо устранить для удовлетворения всех критериев подтверждения компетентности.

При необходимости, комиссия предлагает Заявителю разработать конкретные меры для устранения выявленных несоответствий. В зависимости от значимости и трудоемкости реализации мероприятий комиссия принимает решение о способе проверки выполнения мероприятий, о чем дополнительно указывают в акте.

Если орган по сертификации имеет подразделения, находящиеся на других территориях, эти подразделения должны пройти аттестацию в полном объеме.

18.    Анализ материалов, связанных с подтверждением компетентности, и принятие соответствующего решения.

Центральный орган НСОПБ проводит анализ заявки, информации, полученной от заявителя и собранной при экспертизе и аттестации, акта аттестации, замечаний со стороны органа по сертификации по акту аттестации, документов, подтверждающих выполнение мероприятий по устранению выявленных несоответствий (при их наличии) и всю другую информацию, полученную в связи с подтверждением компетентности. Целью этого анализа является оценка соответствия органа по сертификации критериям подтверждения компетентности и возможным дополнительным критериям.

Решение о подтверждении компетентности органа по сертификации или об отказе в ней центральный орган НСОПБ принимает на основании результатов этой оценки. Решение должно быть изложено в письменном виде. Общая политика и процесс принятия решения должны соответствовать правилам НСОПБ и требованиям настоящего документа.

19.    Решение об отказе в подтверждении компетентности принимается при наличии хотя бы одного существенного или неустранимого несоответствия правилам НСОПБ, требованиям настоящего документа либо при наличии более пяти несущественных несоответствий. К существенным несоответствиям относятся:

нарушение требований законов Российской Федерации в области подтверждения соответствия;

несоответствие любому из требований к юридическому статусу, беспристрастности, независимости и неприкосновенности, изложенным в настоящем документе;

необеспеченность области оценки соответствия соответствующими испытаниями и (или) экспертами по сертификации;

некомпетентность экспертов, отмеченная при проведении любой опытной сертификации, влияющая на ее результат.

Все остальные несоответствия относятся к несущественным.

Подтверждение соответствия может быть ограничено по времени и

17

связано с определенными условиями. В необходимых случаях решение, связанное с отказом в подтверждении компетентности или с ограничением области его действия, может быть принято по результатам заслушивания полномочного представителя органа по сертификации.

20.    Оформление и выдача свидетельства о подтверждении компетентности.

При положительном решении центральный орган НСОПБ:

оформляет, регистрирует и выдает органу по сертификации свидетельство о подтверждении компетентности с приложением к нему утвержденной им области оценки соответствия. В свидетельстве о подтверждении компетентности устанавливают срок его действия, но не более 5 лет;

подписывает с органом по сертификации договор, определяющий его взаимоотношения с ним;

согласует Положение об органе по сертификации;

регистрирует орган по сертификации в Государственном реестре НСОПБ.

При отрицательном результате центральный орган НСОПБ направляет заявителю мотивированный отказ в подтверждении компетентности.

21.    Инспекционный контроль за органом по сертификации, подтвердившим свою компетентность.

После подтверждения компетентности органа по сертификации необходимо обеспечить регулярное проведение мероприятий, гарантирующих и в дальнейшем его соответствие критериям подтверждения компетентности.

Инспекционный контроль за деятельностью органов по сертификации проводит центральный орган НСОПБ. Центральный орган НСОПБ и орган по сертификации должны взаимно сообщать обо всех изменениях, которые могут вызвать несоответствие органа по сертификации действующим в данное время требованиям.

Контроль за соответствием органа по сертификации критериям подтверждения компетентности включает в себя внутренние проверки, проводимые органом по сертификации, и инспекционный контроль, проводимый центральным органом НСОПБ. Инспекционный контроль может осуществляться путем:

периодических или внеплановых проверок деятельности органа по сертификации на месте;

представления органом по сертификации регулярной информации о результатах периодических собственных внутренних проверок системы обеспечения качества, о претензиях клиентов и т.д.;

18

СТО - НСОПБ - 10/УЧ

сбора и анализа информации от обществ защиты прав потребителей, торговых инспекций и других организаций, осуществляющих общественный и государственный контроль за качеством продукции;

любых других действий контрольного характера, которые могут обеспечить уверенность в том, что орган по сертификации в течение срока действия свидетельства подтверждении компетентности постоянно обеспечивает соответствие требованиям, предъявляемым к нему.

Общие порядок и правила проведения инспекционного контроля за органом по сертификации, подтвердившим свою компетентность в НСОПБ, должны соответствовать правилам НСОПБ и требованиям настоящего документа. Порядок инспекционного контроля за деятельностью конкретного органа по сертификации в течение срока действия свидетельства о подтверждении компетентности определяется при проведении процедур его подтверждения компетентности. Условия и содержание инспекционного контроля могут устанавливаться в договоре, заключаемом центральным органом НСОПБ с органом по сертификации.

Инспекционный контроль проводят в течение всего срока действия свидетельства подтверждении компетентности в форме систематического анализа информации о деятельности органа по сертификации, периодических и при необходимости, внеплановых инспекционных проверок на месте. Периодичность инспекционных проверок устанавливает центральный орган НСОПБ, как правило, не реже одного раза в год.

Внеплановые инспекционные проверки проводят по решению центрального органа НСОПБ, а также в случаях поступления отрицательных сведений о деятельности органа по сертификации.

Инспекционные проверки проводят в соответствии с утвержденной программой (заданием).

Процедуры инспекционного контроля не должны противоречить тем, которые определены настоящим документом для проведения подтверждения компетентности данного органа по сертификации.

Инспекционные проверки не проводятся, если в период после подтверждения компетентности или последней проверки работы по сертификации не проводились.

При инспекционном контроле за деятельностью органа по сертификации проверяется:

выполнение обязанностей;

своевременность актуализации и правильность ведения фонда нормативных документов на объекты подтверждения соответствия и методы испытаний, указанные в области оценки соответствия, в том числе внесение изменений в нормативные документы и их пересмотр с точки зрения актуализации номенклатуры характеристик (показателей) объектов, подтверждаемых при сертификации, а также их учет и хранение;

19

квалификация сотрудников (в том числе и внештатных), наличие должностных инструкций, знание сотрудниками своих прав и обязанностей, нормативных документов на объекты подтверждения соответствия и методы ее контроля, формы повышения квалификации сотрудников, применяемая система их аттестации;

соблюдение правил приема и рассмотрения заявок на сертификацию, а также апелляций, подготовка решений по ним и взаимодействие с заявителями при проведении сертификации;

правильность организации проведения испытаний и проверки производства;

правильность оформления и своевременность выдачи сертификатов, их регистрации в Государственном реестре;

соблюдение порядка проведения инспекционного контроля за сертифицированными объектами;

деятельность по принятию мер по результатам инспекционного контроля, в том числе отмена или приостановление действия выданных сертификатов пожарной безопасности и принятие оперативных мер по информации о нарушении требований к сертифицированным объектам;

деятельность органа по сертификации, направленная на поддержание соответствия органа по сертификации установленным требованиям, в том числе проведение внутренних проверок выполнения процедур сертификации, систем регистрации и хранения документации, конфиденциальности информации и т.д.

соблюдение порядка представления в центральный орган НСОПБ отчетов о сертификации объектов

По результатам инспекционного контроля центральным органом НСОПБ могут быть приняты следующие решения:

принять к сведению результаты контроля (при положительных результатах);

провести корректирующие мероприятия по устранению обнаруженных недостатков и нарушений в деятельности органа по сертификации и их последствий;

приостановить действие свидетельства о подтверждении компетентности, либо ограничить область оценки соответствия.

При нарушении условий подтверждения компетентности (в том числе и не предоставления возможности проведения инспекционного контроля) центральный орган Системы принимает решение о приостановлении действия или досрочной отмене действия свидетельства о подтверждении компетентности. Орган по сертификации извещается об этом не позднее 15 дней после принятия решения. Он может подать в связи с этим апелляцию в Комиссию по апелляциям центрального органа НСОПБ.

Деятельность по инспекционному контролю оплачивается органом по

20

СТО - НСОПБ - 10/УЧ

Подтверждение компетентности органов по сертификации в НСОПБ проводится в порядке, установленном настоящим документом, при необходимости - с участием представителей других организаций, подтвердивших свою компетентность в НСОПБ.

Орган    по    сертификации    должен    обеспечить заявителям

беспрепятственный доступ к информации об услугах органа по сертификации. Ему не следует выдвигать неприемлемых финансовых или других условий. Процедуры, с помощью которых указанный орган осуществляет свою деятельность, не должны содержать положения дискриминационного характера.

Орган    по    сертификации    в своей    деятельности должен

руководствоваться законодательством Российской Федерации, нормативными, правовыми актами НСОПБ, Положением об органе по сертификации и документами, устанавливающими порядок и правила проведения сертификации в данном органе.

Орган по сертификации должен:

выполнять функции, обеспечивающие проведение соответствующих процедур сертификации;

быть беспристрастным, независимым от заявителя (изготовителя, продавца) и потребителя (являться третьей стороной), не иметь каких-либо коммерческих интересов, не быть частью организации и не быть связанным административными, финансовыми, коммерческими или иными отношениями с организацией, имеющей непосредственную коммерческую заинтересованность в объекте, подвергаемом сертификации. Орган по сертификации и его персонал не должны подвергаться коммерческому, финансовому, административному или другому давлению, способному оказать влияние на результаты сертификации;

обладать компетентностью, позволяющей объективно и достоверно проводить сертификацию.

Орган по сертификации не должен заниматься деятельностью, способной подорвать доверие в отношении его независимости в принятии решений и беспристрастности при проведении сертификации.

Юридические или физические лица, претендующие на признание компетентности, или признание или наделение полномочиями для проведения работ и функционирование в НСОПБ в качестве органа по сертификации, должна иметь:

организационно правовой статус в соответствии с законодательством Российской Федерации;

организационную структуру в соответствии с настоящим документом, юридические и экономические возможности (условия) для обеспечения работ по сертификации;

определенный опыт работы в области испытаний, оценки качества,

з

Стандарт Национального союза организации в области обеспечения пожарной безопасности

НСОПБ

^    СТО - НСОПБ - 10/УЧ

сертификации на условиях, установленных в договоре между ним и центральным органом НСОПБ.

22.    Приостановка действия свидетельства о подтверждении компетентности.

Действие свидетельства о подтверждении компетентности органа по сертификации может быть приостановлено, либо ограничено центральным органом Системы сертификации в области пожарной безопасности в следующих случаях:

несоответствие органа по сертификации критериям подтверждения компетентности и требованиям, обусловленным признанием компетентности;

самостоятельное решение органа по сертификации о досрочном прекращении действия свидетельства о подтверждении компетентности;

ликвидация органа по сертификации (или организации, на базе которой он функционировал (либо ее реорганизация);

снижение количества работ по сертификации с момента последней процедуры подтверждения компетентности до уровня выдачи менее 5 сертификатов за два года.

Решение о приостановлении действия свидетельства о подтверждении компетентности или досрочной отмене свидетельства о подтверждении компетентности, либо об ограничении области оценки соответствия органа по сертификации принимается после заслушивания представителя органа по сертификации или рассмотрения представленных объяснительных материалов в центральный орган НСОПБ.

После устранения отмеченных несоответствий, если они не носили умышленного и систематического характера и не привели к существенным нарушениям правил НСОПБ, может быть принято решение о снятии ограничений области оценки соответствия либо о возобновлении свидетельства о подтверждении компетентности.

Орган по сертификации должен быть извещен о принятом решении. В связи с этим он может в течение срока, установленного центральным органом НСОПБ, опротестовать решение в комиссии по апелляциям центрального органа НСОПБ.

После приостановления свидетельства о подтверждении компетентности орган по сертификации должен вернуть все документы, выданные центральным органом НСОПБ, по его требованию, а также в случае ограничения области оценки соответствия передать в центральный орган НСОПБ все материалы, на основании которых производилась выдача соответствующих сертификатов, действие которых не закончилось.

23.    Подтверждение компетентности в дополнительной области.

При необходимости расширения области оценки соответствия органа по сертификации его руководитель должен направить в центральный орган

21

Стандарт Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности

наш

^    СТО - НСОПБ - 10/УЧ

работы с нормативными документами и авторитет в заявленной области; необходимые средства и документированные процедуры; материально - техническую базу (помещение, оборудование и т. д.); квалифицированный персонал, прошедший подготовку по сертификации продукции в области пожарной безопасности (экспертов);

актуализированный    фонд    нормативных    документов,

регламентирующих требования к продукции и методам испытаний, в соответствии с областью оценки соответствия.

Планируемый объем работ должен быть таким, чтобы, обеспечивать загрузку экспертов из расчета не менее 5 объектов подтверждения соответствия в год.

2. Функции, права и обязанности органа по сертификации.

Основной функцией органа по сертификации в области пожарной безопасности является проведение сертификации по правилам НСОПБ в соответствии с его областью оценки соответствия.

В соответствии с правилами НСОПБ, орган по сертификации: принимает и рассматривает заявки на сертификацию и принимает решения по ним;

выбирает схемы сертификации, определяет процедуры проведения сертификации в соответствии с документами, устанавливающими порядок и правила проведения сертификации в области пожарной безопасности;

организует и проводит сертификацию объектов, включая организацию проведения сертификационных испытаний, принятие решения по результатам испытаний, анализ состояния производства и инспекционный контроль, выдачу сертификатов;

отменяет или приостанавливает действие выданных сертификатов в случае нарушения условий их выдачи;

участвует в разработке корректирующих мероприятий и контролирует их выполнение;

вносит предложения в центральный орган НСОПБ по изменению Перечня продукции, подлежащей сертификации в НСОПБ, нормативных документов, которым она должна соответствовать;

формирует (комплектует) и актуализирует фонд нормативных документов, используемый при сертификации;

взаимодействует с испытательными лабораториями, другими органами по сертификации (в том числе и других стран), центральным органом НСОПБ;

взаимодействует с изготовителями (продавцами) продукции, с организациями, осуществляющими государственный контроль и надзор за продукцией, с общественными организациями по защите прав потребителей;

ведет документацию по всем вопросам своей деятельности (в том числе реестр выданных им сертификатов);

4

СТО - НСОПБ - 10/УЧ

обеспечивает информацией о результатах сертификации, в том числе об объектах, не прошедших сертификацию, или о выявленных нарушениях и несоответствии продукции установленным требованиям все заинтересованные стороны.

Орган по сертификации обязан:

соблюдать требования, установленные в НСОПБ и настоящем документе;

проводить сертификацию по правилам НСОПБ и выдавать сертификаты пожарной безопасности установленного образца;

приостановить (прекратить) деятельность по сертификации в случае приостановления действия (отмены) свидетельства о подтверждении компетентности;

создавать необходимые условия для проведения центральным органом НСОПБ инспекционного контроля за деятельностью органа по сертификации, повторной процедуры подтверждения компетентности органа по сертификации и принятия решения по жалобам, включая доступ подтвердивших свою компетентность лиц к необходимой документации, персоналу и всем сферам деятельности, а также обеспечивать ознакомление их с результатами проверок деятельности, проведенных самим органом по сертификации, оплату инспекционного контроля в соответствии с установленным порядком;

представлять ежегодно, к 20 января и 20 июля, в центральный орган НСОПБ информацию о деятельности органа;

своевременно извещать центральный орган НСОПБ о структурных и качественных изменениях, связанных с деятельностью органа по сертификации, а также изменениях юридического адреса и платежных реквизитов;

обеспечивать по договоренности с заявителем (изготовителем) конфиденциальность информации, полученной    при    проведении

сертификации;

предоставлять заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции;

установить правила рассмотрения жалоб    при    проведении

сертификации;

иметь документированные процедуры для отмены или приостановления действия выданных им сертификатов пожарной безопасности.

заявлять о своем признании компетентности только в отношении деятельности, включенной в область оценки соответствия;

не использовать свое признание компетентности таким образом, который мог бы подорвать доверие к центральному органу НСОПБ;

не делать заявлений относительно своего признания компетентности, которые могли бы ввести в заблуждение потребителей его услуг или органы

5

СТО - НСОПБ - 10/УЧ

управления;

не допускать использования своего признания компетентности таким образом, который позволил бы предположить, что сертифицированные органом по сертификации объекты одобрены центральным органом НСОПБ;

после приостановления или отмены действия свидетельства о подтверждении компетентности не делать никаких заявлений, которые содержат ссылку на нее, вернуть документы, выданные или утвержденные, или согласованные центральным органом НСОПБ, которые потребовал центральный орган НСОПБ, а также в случае отмены действия свидетельства о подтверждении компетентности, либо ограничении области оценки соответствия передать в центральный орган НСОПБ все материалы, на основании которых производилась выдача соответствующих сертификатов, действие которых не закончилось.

3. Юридический статус и структура органа по сертификации.

В качестве органа по сертификации в НСОПБ могут быть признаны компетентными в проведении работ по добровольному подтверждению соответствия зарегистрированные юридические лица любой формы собственности или их подразделения, а также физические лица, изъявившие желание и удовлетворяющие требованиям настоящего документа.

Для проведения работ по сертификации в качестве органа по сертификации могут быть признаны компетентными в проведении работ по добровольному подтверждению соответствия некоммерческие организации, имущество которых в соответствии с законодательством является надежным и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятий.

Не могут быть признаны компетентными в проведении работ по добровольному подтверждению соответствия в качестве органов по сертификации организации, осуществляющие надзорные функции.

Юридический статус органа по сертификации должен быть таким, чтобы его административная подчиненность и финансовое положение исключали возможность административного, коммерческого или иного влияния на результаты сертификации со стороны изготовителей (разработчиков) и потребителей продукции, то есть он должен являться третьей стороной.

Разграничение полномочий и ответственности органа по сертификации, не являющегося юридическим лицом, и организации, на базе которой он функционирует, должны быть организационно оформлены соответствующим распорядительным документом, предусматривающим, в том числе, обязательства юридического лица, на базе которого он функционирует, по невмешательству в деятельность органа по сертификации, связанную с подтверждением соответствия, и ответственность ее руководства в случае вмешательства в деятельность органа по сертификации.

6

^    СТО - НСОПБ - 10/УЧ

Орган по сертификации должен иметь кадровый состав и структуру, обеспечивающие возможность выполнения всех возложенных на него функций по сертификации в соответствии с областью оценки соответствия.

Не допускается подпись сертификатов пожарной безопасности руководителем органа по сертификации и экспертом, если они являются одним лицом.

Структура    органа    по сертификации должна    обеспечивать

беспристрастность и равные возможности участия всех заинтересованных сторон в функционировании НСОПБ. Для этого должно быть предусмотрено участие представителей заинтересованных организаций и (или) лиц при рассмотрении в органе по сертификации жалоб и апелляций.

Орган по сертификации должен иметь постоянный (штатный) персонал, не менее 2-х штатных экспертов, возглавляемый руководителем. При этом должно быть исключено воздействие на персонал со стороны лиц или организаций,    которые    имеют непосредственную    коммерческую

заинтересованность в результатах проводимой сертификации.

Назначение руководителя органа по сертификации производится по согласованию с центральным органом НСОПБ.

Орган по сертификации должен иметь и представлять по запросам:

организационную схему, четко определяющую структуру органа по сертификации. Структура органа по сертификации должна обеспечивать выполнение работ по сертификации в заявленной области оценки соответствия;

схему взаимодействия с испытательными лабораториями и другими участниками НСОПБ;

сведения об источниках финансирования деятельности органа по сертификации;

документированное описание правил и процедур сертификации;

документацию, определяющую его юридический статус.

4. Персонал органа по сертификации.

Персонал органа по сертификации должен обладать необходимой компетентностью для выполнения своих обязанностей.

Орган по сертификации должен обеспечить обучение и повышение квалификации персонала, вести учет сведений о квалификации, обучении и профессиональном опыте каждого своего сотрудника. Эти сведения должны постоянно обновляться.

Все сотрудники должны располагать четкими должностными инструкциями, определяющими их служебные обязанности и связанную с ними ответственность. Инструкции должны постоянно обновляться.

Специалисты органа по сертификации, осуществляющие оценку соответствия и инспекционный контроль, должны быть экспертами по

7

Стпндарт Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности

НСОПБ

^    СТО    -    НСОПБ    -    10/УЧ

сертификации продукции в области, соответствующей области оценки соответствия органа по сертификации. Область оценки соответствия органа по сертификации должна соответствовать областям аттестации экспертов, входящих в его штат.

Работы по сертификации продукции могут проводиться внештатными экспертами органа по сертификации при условии наличия письменного разрешения руководителя организации (органа по сертификации), где данный эксперт работает на постоянной основе. Общий объем таких работ, выполняемых внештатными экспертами, не должен превышать 20 % от общего количества за отчетный период.

Эксперты по сертификации не могут принимать непосредственное участие в проведении сертификационных испытаний (исследований, измерений) объектов, оценку соответствия которых они осуществляют.

Эксперты по сертификации могут присутствовать при проведении сертификационных испытаний продукции в необходимых случаях (для обеспечения независимости проведения испытаний, по поручению руководства органа, в состав которого входит лаборатория, проводящая испытания, и т.п.)

5. Документация органа по сертификации и ее актуализация.

Орган по сертификации должен располагать актуализированным фондом правовых и организационно-методических документов, необходимых для его функционирования в НСОПБ и осуществления сертификации, системой контроля этой документации и обеспечивать:

наличие на рабочих местах, действующих в настоящее время документов;

своевременное внесение изменений или поправок в документы в соответствии с установленными правилами, которое должно обеспечивать их прямое и быстрое введение в действие;

изъятие устаревшей документации как в самом органе по сертификации, так и в организациях, сотрудничающих с ним и использующих такую документацию;

заблаговременное оповещение держателей сертификатов пожарной безопасности и других пользователей о внесении изменений и поправок в документацию с помощью средств связи или путем периодических публикаций.

Орган по сертификации должен иметь полный комплект актуализированных нормативных документов, устанавливающих требования к объектам сертификации, методам контроля и испытаний в соответствии с областью оценки соответствия и соответствующие процедуры, необходимые для их актуализации.

К организационно - методическим документам относятся:

- Положение об органе по сертификации;

8

Стандарт Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности

НСОПБ

^    СТО - НСОПБ - 10/УЧ

- Руководство по качеству органа по сертификации, а также приказы и распоряжения, касающиеся функционирования органа по сертификации.

Орган по сертификации должен иметь Положение об органе по сертификации. Положение об органе по сертификации должно быть согласовано с центральным органом НСОПБ. Положение также должно содержать:

характер взаимодействия органа по сертификации с центральным органом НСОПБ и другими организациями;

перечень организаций, взаимодействующих с органом по сертификации;

финансовую деятельность органа по сертификации; сведения о персонале (фамилии, имена, отчества, квалификацию (в том числе и образование), практический опыт работы и полномочия).

В Положении об органе, проводящем сертификацию, в отношении его финансовой деятельности должны быть установлены и обоснованы следующие положения:

орган по сертификации работает на некоммерческой основе, т.е. прибыль, остающаяся после осуществления установленных законом выплат, направляется только на осуществление и развитие деятельности в области сертификации;

исключается прямая зависимость заработной платы персонала от размера дохода органа;

исключается возможность раздела имущества органа при прекращении его деятельности, т.е. должно обеспечиваться использование этого имущества только для целей сертификации;

оплата работ по сертификации осуществляется заявителем (по договору с органом по сертификации) в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О техническом регулировании".

Орган по сертификации должен иметь Руководство по качеству и документированные процедуры, устанавливающие порядок подтверждения соответствия органа по сертификации требованиям настоящего документа. Эти материалы должны содержать:

заявление о политике в области качества, в виде отдельного документа; краткое описание юридического статуса органа по сертификации; сведения об организации деятельности органа по сертификации, включая подробные данные о составе органа и правилах выполнения процедур;

фамилии, данные о квалификации, практическом опыте работы и полномочиях руководителя и персонала органа по сертификации как штатного, так и нештатного, в том числе сведения об аттестованных в НСОПБ    экспертах (включая    регистрационные номера документов,

подтверждающих аттестацию и области их аттестации);

9

подробные сведения о повышении квалификации персонала, занятого в области сертификации;

должностные инструкции персонала, указывающие его служебные обязанности и ответственность;

организационную схему, отражающую подчиненность, ответственность и распределение обязанностей персонала;

сведения о процедуре оценки результатов сертификационных и инспекционных испытаний продукции;

сведения об используемых средствах испытаний (в том числе средствах измерений);

сведения о процедуре инспекционного контроля;

перечень субподрядчиков и подробные сведения о процедурах оценки и проверки их компетентности;

подробные сведения о порядке подачи и рассмотрения апелляций; порядок внутренней проверки деятельности органа по сертификации; порядок ведения архивов; сроки хранения документов;

процедуру приостановки (прекращения) деятельности в случае приостановления (отмены) действия свидетельства о подтверждении компетентности.

Для составления Руководства по качеству и включения в него других необходимых сведений могут быть использованы документы испытательных лабораторий, должностные инструкции, программы обучения и т.д. или их подробные перечни и описания.

Персонал ОС должен быть ознакомлен с Руководством по качеству. ОС должен располагать документальным подтверждением ознакомления сотрудников с Руководством по качеству.

6.    Протоколы и регистрационные записи.

Орган по сертификации должен поддерживать в рабочем состоянии систему регистрации и протоколирования. Протоколы и регистрационные записи должны показывать, каким образом была выполнена каждая процедура сертификации. Все протоколы и регистрационные записи должны надежно храниться в течение срока, установленного органом с учетом законодательства и соглашений по признанию сертификатов или протоколов испытаний при соблюдении конфиденциальности по отношению к интересам заявителя (изготовителя), если это не противоречит законодательству, но не менее 3 лет после окончания срока действия основанных на них сертификатов на серийный выпуск (или не менее срока службы (годности) продукции, которая сертифицирована как партия).

7.    Процедуры сертификации.

Орган по сертификации должен располагать необходимыми средствами

ю