Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

22 страницы

258.00 ₽

Купить СТО-НСОПБ 22/УЧ — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Документ является обязательным для применения всеми участниками НСОПБ.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Общие положения

2 Функции, права и обязанности органа по сертификации

3 Юридический статус и структура органа по сертификации

4 Персонал органа по сертификации

5 Документация органа по сертификации и ее актуализация

6 Протоколы и регистрационные записи

7 Процедуры сертификации

8 Субподряд

9 Испытания и инспекционный контроль

10 Конфиденциальность

11 Информация о работе по сертификации

12 Апелляции

13 Внутренние проверки

14 Порядок (процедура) уполномочивания

15 Представление заявки на уполномочивание органа по сертификации

16 Экспертиза документов и назначение экспертов по уполномочиванию органов по сертификации

17 Аттестация органа по сертификации

18 Анализ материалов, связанных с уполномочиванием и принятое решение об уполномочивании

19 Решение от отказе

20 Оформление и выдача свидетельства об уполномочивании

21 Инспекционный контроль за уполномоченным органом по сертификации

22 Приостановка уполномочивания

23 Уполномочивание в дополнительной области

24 Повторное уполномочивание

25 Порядок рассмотрения апелляций

26 Переходный период

 
Дата введения01.01.2019
Добавлен в базу01.10.2014
Актуализация01.01.2019

Организации:

16.11.2010УтвержденНациональный союз организаций в области обеспечения пожарной безопасности7
РазработанНСОПБ
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22

НСОПБ

Национальный союз организаций в области обеспечения пожарной безопасности

Система добровольной сертификации в области пожарной безопасности (НСОПБ)

УТВЕРЖДЕНО Протоколом заседания Правления Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности от 16.11.2010 №7

Требования

к органам по сертификации систем менеджмента качества Системы добровольной сертификации НСОПБ

СТО - НСОПБ - 22/УЧ

г. Москва 2010

Стандарт Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности

наш

^    СТО - НСОПБ - 22/УЧ

Требования к органам по сертификации

1. Общие положения.

Официальным признанием полномочным органом правомочности юридического или физического лица проводить в НСОПБ сертификацию в соответствии с областью уполномочивания является уполномочивание его как органа по сертификации.

Юридическое или физическое лицо, претендующее на уполномочивание и функционирование в НСОПБ в качестве органа по сертификации, должно быть независимой от заявителя (изготовителя, продавца) и потребителя в рассматриваемых вопросах, обладать компетентностью, позволяющей проводить сертификацию в заявленной области пожарной безопасности.

Орган по сертификации (далее - ОС) имеет право на проведение сертификации в области пожарной безопасности в законодательно регулируемой сфере только после того, как он прошел уполномочивание в соответствии с требованиями настоящего документа и получил зарегистрированный в реестре НСОПБ свидетельство об уполномочивании.

Орган по сертификации уполномочивают только в отношении строго определенных видов объектов сертификации и их характеристик, которые могут быть объективно оценены органом по сертификации.

Область уполномочивания органа по сертификации должна однозначно определяться номенклатурой видов объектов сертификации и требований, контролируемых (подтверждаемых) при сертификации.

Область уполномочивания органа по сертификации должна быть обеспечена испытаниями (соответствовать областям уполномочивания собственной и привлеченных уполномоченных испытательных лабораторий (далее - ИЛ), областями аттестации штатных экспертов по сертификации продукции и документированными процедурами доказательств (схемами сертификации).

При оценке компетентности и независимости органа по сертификации используются критерии, приведенные в настоящем документе. Центральный орган НСОПБ может устанавливать дополнительные (специальные) критерии, обусловленные проведением сертификации конкретного объекта. В этом случае центральный орган НСОПБ может обращаться для консультации в организации или к отдельным специалистам, имеющим необходимую техническую компетентность в соответствующих областях деятельности. Указанные общие и дополнительные критерии должны быть опубликованы (официально установлены) и (или) предоставлены заинтересованным сторонам по их запросу.

Уполномочивание органов по сертификации в НСОПБ проводится в порядке, установленном настоящим документом, при необходимости - с участием представителей других уполномоченных организаций.

2

СТО - НСОПБ - 22/УЧ

удовлетворяет критериям компетентности, которые установлены правилами НСОПБ и настоящим документом.

Орган по сертификации может заключить субподряд на проведение определенных работ только в том случае, если субподрядчик уполномочен на эти работы в НСОПБ. Однако центральный орган НСОПБ в виде исключения может обоснованно разрешить выдачу субподряда на проведение работ не уполномоченным в НСОПБ органам по сертификации и испытательным лабораториям. В этом случае орган - подрядчик должен принять необходимые меры, чтобы организация, выполняющая работы на основе субподряда, соблюдала соответствующие требования настоящего документа. Орган - подрядчик также должен проводить в исходящих отчетных документах четкое различие между собственной работой и работой, выполненной им на основе субподряда. Орган - подрядчик должен располагать материалами, подтверждающими соответствие субподрядчика критериям компетентности, необходимым для проведения поручаемых работ и представлять их центральному органу НСОПБ по его запросу.

Орган по сертификации должен уведомить заказчика о своем намерении поручить часть работ другой организации. Субподрядчик должен быть одобрен заказчиком.

Орган по сертификации должен регистрировать и хранить документацию, подтверждающую компетентность и соответствие субподрядчиков предъявляемым требованиям, а также должен вести регистрацию всех работ, выполняемых на условиях субподряда.

Объем работ по субподрядам должен составлять не более 25 % общего объема работ по сертификации (в количественном выражении), выполняемых органом в пределах области его уполномочивания, если при уполномочивании органа не были установлены другие лимиты на объем выполняемых им работ по субподряду (в области уполномочивания).

В документах, содержащих результаты работ, должны быть четко выделены результаты, которые получены субподрядчиком.

Орган по сертификации несет полную ответственность за все работы, выполненные по субподряду.

Наличие договоров субподряда не может быть основанием для расширения области уполномочивания органов.

9. Испытания и инспекционный контроль.

Входящая в состав органа по сертификации испытательная лаборатория должна соответствовать установленным требованиям и быть уполномоченной по установленным правилам. Если испытания проводит другая ИЛ, орган по сертификации должен быть уверен, что эта лаборатория соответствует установленным требованиям и уполномочена по соответствующим правилам.

Проведение испытаний в целях обязательной сертификации вне

11

СТО - НСОПБ - 22/УЧ

местонахождения ИЛ (в том числе на базе заказчика) возможно только по решению центрального органа НСОПБ.

При организации испытаний в целях обязательной сертификации орган по сертификации выбирает соответствующую лабораторию и в качестве заказчика работ поручает ей проведение испытаний. Орган по сертификации не вправе предоставлять ИЛ информацию о заказчике сертификации. Договор на проведение испытаний заключается между органом по сертификации и испытательной лабораторией.

Инспекционный контроль, проводимый органом по сертификации, должен отвечать требованиям НСОПБ. Конкретные правила проведения органом по сертификации инспекционного контроля за сертифицированными объектами устанавливают в Руководстве по качеству органа по сертификации.

Если инспекционный контроль проводит другая организация по поручению органа по сертификации, последний должен обеспечить выполнение требований нормативных правовых актов НСОПБ.

Если орган по сертификации регулярно пользуется услугами другой организации, в этом случае необходимо заключить с ней документально оформленное соглашение (договор), включая соблюдение конфиденциальности.

10.    Конфиденциальность.

Орган по сертификации должен обеспечить конфиденциальность информации, получаемой в процессе проведения сертификации.

Персонал органа по сертификации должен быть проинструктирован о недопущении разглашения конфиденциальной информации. Проведение инструктажа должно быть подтверждено документально.

11.    Информация о работе по сертификации.

Орган по сертификации должен иметь полный перечень (реестр) сертифицированных объектов с указанием обладателей сертификатов. Этот перечень должен быть доступен для заинтересованных лиц и организаций.

12.    Апелляции.

Орган по сертификации должен установить правила рассмотрения апелляций (жалоб) при проведении сертификации.

13.    Внутренние проверки.

Орган по сертификации должен регулярно (но не реже 2-х раз в год), осуществлять внутренние проверки или оценки своего соответствия требованиям настоящего документа и других документов НСОПБ.

Такие проверки должны быть зарегистрированы и их данные, а также принятые по ним корректирующие мероприятия должны быть доведены до сведения персонала. Они также должны быть доступны лицам, имеющим право на эту информацию.

12

СТО - НСОПБ - 22/УЧ

14.    Порядок (процедура) уполномочивания.

Порядок (процедура) уполномочивания органов по сертификации должен соответствовать требованиям настоящего документа и правилам НСОПБ.

Работа по уполномочиванию включает следующие этапы: представление заявителем заявки на уполномочивание органа по сертификации;

экспертизу документов по уполномочиванию; аттестацию заявителя;

анализ всех материалов по уполномочиванию органа по сертификации и принятие решения об уполномочивании;

оформление, регистрацию и выдачу заявителю свидетельства об уполномочивании (либо отказа в уполномочивании).

Каждый последующий этап уполномочивания проводят при положительном результате предыдущего этапа.

Все процедуры, связанные с уполномочиванием, должны быть документированы.

15.    Представление заявки на уполномочивание органа по сертификации.

Юридическое или физическое лицо, претендующее на уполномочивание в качестве органа по сертификации, подает заявку на уполномочивание в центральный орган НСОПБ.

В заявке на уполномочивание должны быть отражены: заявляемая область уполномочивания органа по сертификации; осведомленность о способе действия системы уполномочивания; готовность заявителя в полной мере выполнять процедуру уполномочивания, в том числе принять группу экспертов (комиссию) по аттестации органа по сертификации, оплатить расходы, связанные с работой по уполномочиванию (независимо от результата), и последующему инспекционному контролю;

подтверждение заявителем своего согласия выполнять требования, обусловленные уполномочиванием.

Центральный орган НСОПБ предварительно должен предоставить организациям-заявителям возможность ознакомления с описанием процедуры уполномочивания и документами, в которых сформулированы правила и обязанности уполномоченных органов по сертификации (включая расходы, оплачиваемые организациями-заявителями и уполномоченными органами по сертификации).

Дополнительную информацию по вопросам уполномочивания представляет центральный орган НСОПБ заявителям по их запросам.

К заявке прилагают комплект документов, содержащий информацию, необходимую и достаточную для оценки готовности органа по сертификации

13

Стандарт Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности

НСОПБ

^    СТО - НСОПБ - 22/УЧ

к уполномочиванию и возможности проведения его аттестации: проект Положения об органе по сертификации; заявляемую область уполномочивания;

Руководство по качеству;

приказ о создании органа по сертификации;

перечень организаций, взаимодействующих с органом по сертификации;

организационно-экономическое обоснование работы в заявляемой области, в котором описываются предполагаемые: заказчики работ (с указанием конкретных организаций и их местоположения, а также взаимодействуют ли они с другими органами по сертификации в заявляемой области), стоимость выполнения работ (с приведением расчетных калькуляций на каждый вид выполняемых работ), объем работ в год (в пересчете на количество сертификатов и в стоимостном выражении); анкета о готовности;

нотариально заверенные копии положения (устава) организации и свидетельства о государственной регистрации.

Вместе с заявкой и указанным комплектом документов заявителем дополнительно должна быть представлена следующая информация (если она не содержится в вышеперечисленных документах):

общая характеристика организации-заявителя (наименование, адрес, юридический статус, персонал и технические средства) и общие сведения об организации-заявителе (основная область деятельности, отношения с вышестоящими организациями, наличие лабораторной базы, компетентность и авторитетность в заявленной области, информация о ее практической деятельности, научном и техническом опыте). Указанную информацию, как правило, приводят в Положении об органе по сертификации и Справке о деятельности организации-заявителя;

перечень должностных лиц (с указанием фамилии, имени, отчества), несущих ответственность за качество выполнения отдельных операций;

описание внутренней организации и системы качества органа по сертификации для того, чтобы обеспечить доверие к качеству проводимой сертификации;

описание процедуры сертификации заявленных объектов (указанную информацию приводят в Руководстве по качеству органа по сертификации и (или) Порядке сертификации);

формы документов, которые будет использовать орган по сертификации.

Центральный орган НСОПБ рассматривает заявку и прилагаемые материалы на соответствие их состава и объема информации требованиям настоящего документа, организационно-экономическое обоснование для определения целесообразности уполномочивания и принимает решение по

14

СТО - НСОПБ - 22/УЧ

организации работ по уполномочиванию с учетом положений настоящего документа.

Дальнейшие работы проводятся после подписания обеими сторонами договора на уполномочивание.

16. Экспертиза документов и назначение экспертов по уполномочиванию органов по сертификации.

Центральный орган НСОПБ поручает эксперту по уполномочиванию, организацию экспертизы комплекта документов, представленных организацией-заявителем. Уполномоченный эксперт рассматривает материалы и составляет экспертное заключение, которое должно содержать оценку соответствия предъявленной вместе с заявкой информации правилам НСОПБ и критериям уполномочивания, установленным настоящим документом. При необходимости он вносит в центральный орган НСОПБ предложения о привлечении к экспертизе других специалистов по направлениям (экспертов по сертификации, т.п.). Экспертное заключение подписывают все специалисты, участвовавшие в его подготовке, а центральный орган НСОПБ доводит его до сведения заявителя.

Собранную информацию используют для подготовки и проведения аттестации на месте. При обращении с ней должна обеспечиваться соответствующая степень конфиденциальности.

При отрицательных результатах экспертизы центральный орган НСОПБ принимает решение об отказе в уполномочивании и доводит его до сведения организации-заявителя с указанием причин отказа.

Если несоответствие критериям уполномочивания не носит принципиального характера, заявитель может доработать документы и представить их в центральный орган НСОПБ на повторную экспертизу (но не ранее чем через 6 месяцев после получения отказа в уполномочивании).

При положительном результате экспертизы центральный орган НСОПБ разрабатывает и утверждает программу проведения аттестации (задание). В программе должны быть определены задания по проверке соответствия органа по сертификации критериям уполномочивания и методы проведения этих проверок, в том числе проведение опытной сертификации.

Одновременно с программой подготавливают контрольные заявки для проведения опытной сертификации по каждому разделу заявленной области уполномочивания органа по сертификации.

Центральный орган НСОПБ для проведения аттестации официально назначает комиссию из представителей центрального органа НСОПБ, экспертов по уполномочиванию и квалифицированных специалистов по вопросам, рассматриваемым при аттестации. Дата (период) проведения аттестации сообщается заявителю заблаговременно (не менее чем за неделю до начала).

15

17.    Аттестация органа по сертификации.

Аттестацию проводят непосредственно у заявителя в соответствии с утвержденной программой аттестации.

Комиссия оценивает все подразделения заявителя на соответствие критериям уполномочивания, проверяет соответствие фактического состояния заявителя представленным документам, его способность выполнять заявленные функции, рассматривает результаты опытной сертификации, проводимой заявителем на основании контрольных заявок. Работу комиссии организует ее председатель.

Опытная сертификация проводится с целью проверки на качество проведения сертификации. При проведении опытной сертификации орган по сертификации должен продемонстрировать практические навыки по всем операциям сертификации.

Комиссия оценивает правильность и обоснованность принятия решения по заявке, процедуру прохождения документов до оформления сертификата и его регистрации. При этом оценивают также соответствие выполняемых процедур положениям документов органа по сертификации.

По результатам аттестации комиссия оформляет акт и передает его в центральный орган НСОПБ.

Копия акта по результатам проведенной аттестации должна быть направлена заявителю, который может представить свои замечания по указанному акту и в необходимых случаях, сообщить о проведенных мероприятиях по устранению выявленных недостатков или о планировании таких мероприятий в течение определенного срока.

Акт о проведении аттестации органа по сертификации содержит заключения по каждому пункту программы, общую оценку соответствия заявителя критериям уполномочивания и рекомендации о возможности выдачи аттестата уполномочивания. В акте указываются все выявленные и не устраненные в ходе работы комиссии несоответствия, которые необходимо устранить для удовлетворения всех критериев уполномочивания.

При необходимости, комиссия предлагает Заявителю разработать конкретные меры для устранения выявленных несоответствий. В зависимости от значимости и трудоемкости реализации мероприятий комиссия принимает решение о способе проверки выполнения мероприятий, о чем дополнительно указывают в акте.

Если орган по сертификации имеет подразделения, находящиеся на других территориях, эти подразделения должны пройти аттестацию в полном объеме.

18.    Анализ материалов, связанных с уполномочиванием, и принятие решения об уполномочивании.

Центральный орган НСОПБ проводит анализ заявки, информации, полученной от заявителя и собранной при экспертизе и аттестации, акта

16

аттестации, замечаний со стороны органа по сертификации по акту аттестации, документов, подтверждающих выполнение мероприятий по устранению выявленных несоответствий (при их наличии) и всю другую информацию, полученную в связи с уполномочиванием. Целью этого анализа является оценка соответствия органа по сертификации критериям уполномочивания и возможным дополнительным критериям.

Решение об уполномочивании органа по сертификации или об отказе в ней центральный орган НСОПБ принимает на основании результатов этой оценки. Решение должно быть изложено в письменном виде. Общая политика и процесс принятия решения должны соответствовать правилам НСОПБ и требованиям настоящего документа.

19.    Решение об отказе в уполномочивании принимается при наличии хотя бы одного существенного или неустранимого несоответствия правилам НСОПБ, требованиям настоящего документа либо при наличии более пяти несущественных несоответствий. К существенным несоответствиям относятся:

нарушение требований законов Российской Федерации в области подтверждения соответствия;

несоответствие любому из требований к юридическому статусу, беспристрастности, независимости и неприкосновенности, изложенным в настоящем документе;

необеспеченность области уполномочивания соответствующими испытаниями и (или) экспертами по сертификации;

некомпетентность экспертов, отмеченная при проведении любой опытной сертификации, влияющая на ее результат.

Все остальные несоответствия относятся к несущественным. Уполномочивание может быть ограничено по времени и связано с определенными условиями. В необходимых случаях решение, связанное с отказом в уполномочивании или с ограничением области его действия, может быть принято по результатам заслушивания полномочного представителя органа по сертификации.

20.    Оформление и выдача свидетельства об уполномочивании.

При положительном решении центральный орган НСОПБ: оформляет, регистрирует и выдает органу по сертификации

свидетельство об уполномочивании с приложением к нему утвержденной им области уполномочивания. В свидетельстве об уполномочивании устанавливают срок его действия, но не более 5 лет;

подписывает с органом по сертификации договор, определяющий его взаимоотношения с ним;

согласует Положение об органе по сертификации;

регистрирует орган по сертификации в Государственном реестре НСОПБ.

17

Стандарт Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности

НСОПБ

^    СТО - НСОПБ - 22/УЧ

При отрицательном результате центральный орган НСОПБ направляет заявителю мотивированный отказ в уполномочивании.

21. Инспекционный контроль за уполномоченным органом по сертификации.

После уполномочивания органа по сертификации необходимо обеспечить регулярное проведение мероприятий, гарантирующих и в дальнейшем его соответствие критериям уполномочивания.

Инспекционный контроль за деятельностью уполномоченных органов по сертификации проводит центральный орган НСОПБ. Центральный орган НСОПБ и орган по сертификации должны взаимно сообщать обо всех изменениях, которые могут вызвать несоответствие органа по сертификации действующим в данное время требованиям.

Контроль за соответствием органа по сертификации критериям уполномочивания включает в себя внутренние проверки, проводимые уполномоченным органом по сертификации, и инспекционный контроль, проводимый центральным органом НСОПБ. Инспекционный контроль может осуществляться путем:

периодических или внеплановых проверок деятельности органа по сертификации на месте;

представления органом по сертификации регулярной информации о результатах периодических собственных внутренних проверок системы обеспечения качества, о претензиях клиентов и т.д.;

сбора и анализа информации от обществ защиты прав потребителей, торговых инспекций и других организаций, осуществляющих общественный и государственный контроль за качеством продукции;

любых других действий контрольного характера, которые могут обеспечить уверенность в том, что орган по сертификации в течение срока действия свидетельства об уполномочивании постоянно обеспечивает соответствие требованиям, предъявляемым к нему при уполномочивании.

Общие порядок и правила проведения инспекционного контроля за уполномоченным органом по сертификации должны соответствовать правилам НСОПБ и требованиям настоящего документа. Порядок инспекционного контроля за деятельностью конкретного органа по сертификации в течение срока действия свидетельства об уполномочивании определяется при его уполномочивании. Условия и содержание инспекционного контроля могут устанавливаться в договоре, заключаемом центральным органом НСОПБ с органом по сертификации при его уполномочивании.

Инспекционный контроль проводят в течение всего срока действия свидетельства об уполномочивании в форме систематического анализа информации о деятельности органа по сертификации, периодических и при необходимости, внеплановых инспекционных проверок на месте.

18

Стандарт Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности

НСОПБ

^    СТО - НСОПБ - 22/УЧ

Периодичность инспекционных проверок устанавливает центральный орган НСОПБ, как правило, не реже одного раза в год.

Внеплановые инспекционные проверки проводят по решению центрального органа НСОПБ, а также в случаях поступления отрицательных сведений о деятельности органа по сертификации.

Инспекционные проверки проводят в соответствии с утвержденной программой (заданием).

Процедуры инспекционного контроля не должны противоречить тем, которые определены настоящим документом для проведения уполномочивания данного органа по сертификации.

Инспекционные проверки не проводятся, если в период после уполномочивания или последней проверки работы по сертификации не проводились.

При инспекционном контроле за деятельностью органа по сертификации проверяется:

выполнение обязанностей;

своевременность актуализации и правильность ведения фонда нормативных документов на объекты подтверждения соответствия и методы испытаний, указанные в области уполномочивания, в том числе внесение изменений в нормативные документы и их пересмотр с точки зрения актуализации номенклатуры характеристик (показателей) объектов, подтверждаемых при сертификации, а также их учет и хранение;

квалификация сотрудников (в том числе и внештатных), наличие должностных инструкций, знание сотрудниками своих прав и обязанностей, нормативных документов на объекты подтверждения соответствия и методы ее контроля, формы повышения квалификации сотрудников, применяемая система их аттестации;

соблюдение правил приема и рассмотрения заявок на сертификацию, а также апелляций, подготовка решений по ним и взаимодействие с заявителями при проведении сертификации;

правильность организации проведения испытаний и проверки производства;

правильность оформления и своевременность выдачи сертификатов, их регистрации в Государственном реестре;

соблюдение порядка проведения инспекционного контроля за сертифицированными объектами;

деятельность по принятию мер по результатам инспекционного контроля, в том числе отмена или приостановление действия выданных сертификатов пожарной безопасности и принятие оперативных мер по информации о нарушении требований к сертифицированным объектам;

деятельность органа по сертификации, направленная на поддержание соответствия органа по сертификации установленным требованиям, в том

19

Стандарт Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности

НСОПБ

^    СТО - НСОПБ - 22/УЧ

числе проведение внутренних проверок выполнения процедур сертификации, систем регистрации и хранения документации, конфиденциальности информации и т.д.

соблюдение порядка представления в центральный орган НСОПБ отчетов о сертификации объектов

По результатам инспекционного контроля центральным органом НСОПБ могут быть приняты следующие решения:

принять к сведению результаты контроля (при положительных результатах);

провести корректирующие мероприятия по устранению обнаруженных недостатков и нарушений в деятельности уполномоченного органа по сертификации и их последствий;

приостановить действие свидетельства об уполномочивании, либо ограничить область уполномочивания.

При нарушении условий уполномочивания (в том числе и не предоставления возможности проведения инспекционного контроля) центральный орган Системы принимает решение о приостановлении действия или досрочной отмене уполномочивания. Орган по сертификации извещается об этом не позднее 15 дней после принятия решения. Он может подать в связи с этим апелляцию в Комиссию по апелляциям центрального органа НСОПБ.

Деятельность по инспекционному контролю оплачивается органом по сертификации на условиях, установленных в договоре между ним и центральным органом НСОПБ.

22. Приостановка уполномочивания.

Уполномочивание органа по сертификации может быть приостановлена, либо ограничена центральным органом НСОПБ в следующих случаях:

несоответствие органа по сертификации критериям уполномочивания и требованиям, обусловленным уполномочиванием;

самостоятельное решение органа по сертификации о досрочном прекращении уполномочивания;

ликвидация органа по сертификации (или организации, на базе которой он уполномочен (либо ее реорганизация);

снижение количества работ по сертификации с момента последнего уполномочивания до уровня выдачи менее 5 сертификатов за два года.

Решение о приостановлении действия свидетельства об уполномочивании или досрочной отмене уполномочивания, либо об ограничении области уполномочивания органа по сертификации принимается после заслушивания представителя органа по сертификации или рассмотрения представленных объяснительных материалов в центральный орган НСОПБ.

20

Орган    по    сертификации    должен обеспечить заявителям

беспрепятственный доступ к информации об услугах органа по сертификации. Ему не следует выдвигать неприемлемых финансовых или других условий. Процедуры, с помощью которых указанный орган осуществляет свою деятельность, не должны содержать положения дискриминационного характера.

Орган    по    сертификации    в своей деятельности должен

руководствоваться законодательством Российской Федерации, нормативными, правовыми актами НСОПБ, Положением об органе по сертификации и документами, устанавливающими порядок и правила проведения сертификации в данном органе.

Орган по сертификации должен:

выполнять функции, обеспечивающие проведение соответствующих процедур сертификации;

быть беспристрастным, независимым от заявителя (изготовителя, продавца) и потребителя (являться третьей стороной), не иметь каких-либо коммерческих интересов, не быть частью организации и не быть связанным административными, финансовыми, коммерческими или иными отношениями с организацией, имеющей непосредственную коммерческую заинтересованность в объекте, подвергаемом сертификации. Орган по сертификации и его персонал не должны подвергаться коммерческому, финансовому, административному или другому давлению, способному оказать влияние на результаты сертификации;

обладать компетентностью, позволяющей объективно и достоверно проводить сертификацию.

Орган по сертификации не должен заниматься деятельностью, способной подорвать доверие в отношении его независимости в принятии решений и беспристрастности при проведении сертификации.

Юридические или физические лица, претендующие на уполномочивание, или признание или наделение полномочиями для проведения работ (далее - уполномочивание) и функционирование в НСОПБ в качестве органа по сертификации, должна иметь:

организационно правовой статус в соответствии с законодательством Российской Федерации;

организационную структуру в соответствии с настоящим документом, юридические и экономические возможности (условия) для обеспечения работ по сертификации;

определенный опыт работы в области испытаний, оценки качества, работы с нормативными документами и авторитет в заявленной области; необходимые средства и документированные процедуры; материально техническую базу (помещение, оборудование и т. д.); квалифицированный персонал, прошедший подготовку по

з

После устранения отмеченных несоответствий, если они не носили умышленного и систематического характера и не привели к существенным нарушениям правил НСОПБ, может быть принято решение о снятии ограничений области уполномочивания либо о возобновлении свидетельства об уполномочивании.

Орган по сертификации должен быть извещен о принятом решении. В связи с этим он может в течение срока, установленного центральным органом НСОПБ, опротестовать решение в комиссии по апелляциям центрального органа НСОПБ.

После приостановления свидетельства об уполномочивании орган по сертификации должен вернуть все документы, выданные центральным органом НСОПБ, по его требованию, а также в случае ограничения области уполномочивания передать в центральный орган НСОПБ все материалы, на основании которых производилась выдача соответствующих сертификатов, действие которых не закончилось.

23. Уполномочивание в дополнительной области.

При необходимости расширения области уполномочивания уполномоченного органа по сертификации его руководитель должен направить в центральный орган НСОПБ официальную заявку, содержащую сведения о дополнительной области уполномочивания.

К заявке прилагают дополнительную область уполномочивания, оформленную в установленном порядке, и другие документы органа по сертификации, в которые внесены изменения в связи с расширением области уполномочивания.

При создании подразделения, находящегося на другой территории, орган по сертификации вместе с заявкой представляет документы, содержащие новую организационную структуру и необходимые изменения к ранее принятым документам, включая описание организации работ по сертификации с учетом этого подразделения (взаимодействие этого подразделения с другими подразделениями органа по сертификации), другие документы, необходимые для уполномочивания подразделения.

Уполномочивание в дополнительной области может быть проведено по полной или сокращенной процедуре. Степень сокращения устанавливает в каждом конкретном случае центральный орган НСОПБ (в том числе с учетом минимизации затрат).

Уполномочивание в дополнительной области может быть проведено в рамках инспекционного контроля за данным органом по сертификации.

При положительном решении центральный орган НСОПБ утверждает дополнения к области уполномочивания передает заявителю.

При отрицательном результате центральный орган НСОПБ направляет заявителю мотивированный отказ в уполномочивании в дополнительной области.

21

Стандпрт Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности

НСОПБ

^    СТО - НСОПБ - 22/УЧ

сертификации продукции в области пожарной безопасности (экспертов);

актуализированный    фонд    нормативных    документов,

регламентирующих требования к продукции и методам испытаний, в соответствии с областью уполномочивания.

Планируемый объем работ должен быть таким, чтобы, обеспечивать загрузку экспертов из расчета не менее 5 объектов подтверждения соответствия в год.

2. Функции, права и обязанности органа по сертификации.

Основной функцией органа по сертификации в области пожарной безопасности является проведение сертификации по правилам НСОПБ в соответствии с его областью уполномочивания.

В соответствии с правилами НСОПБ, орган по сертификации: принимает и рассматривает заявки на сертификацию и принимает решения по ним;

выбирает схемы сертификации, определяет процедуры проведения сертификации в соответствии с документами, устанавливающими порядок и правила проведения сертификации в области пожарной безопасности;

организует и проводит сертификацию объектов, включая организацию проведения сертификационных испытаний, принятие решения по результатам испытаний, анализ состояния производства и инспекционный контроль, выдачу сертификатов;

отменяет или приостанавливает действие выданных сертификатов в случае нарушения условий их выдачи;

участвует в разработке корректирующих мероприятий и контролирует их выполнение;

вносит предложения в центральный орган НСОПБ по изменению Перечня продукции, подлежащей сертификации в НСОПБ, нормативных документов, которым она должна соответствовать;

формирует (комплектует) и актуализирует фонд нормативных документов, используемый при сертификации;

взаимодействует с испытательными лабораториями, другими органами по сертификации (в том числе и других стран), центральным органом НСОПБ;

взаимодействует с изготовителями (продавцами) продукции, с организациями, осуществляющими государственный контроль и надзор за продукцией, с общественными организациями по защите прав потребителей;

ведет документацию по всем вопросам своей деятельности (в том числе реестр выданных им сертификатов);

обеспечивает информацией о результатах сертификации, в том числе об объектах, не прошедших сертификацию, или о выявленных нарушениях и несоответствии продукции установленным требованиям все заинтересованные стороны.

4

СТО - НСОПБ - 22/УЧ

Орган по сертификации обязан:

соблюдать требования, установленные в НСОПБ и настоящем документе;

проводить сертификацию по правилам НСОПБ и выдавать сертификаты пожарной безопасности установленного образца;

приостановить (прекратить) деятельность по сертификации в случае приостановления действия (отмены) свидетельства об уполномочивании;

создавать необходимые условия для проведения центральным органом НСОПБ инспекционного контроля за деятельностью органа по сертификации, повторной процедуры уполномочивания органа по сертификации и принятия решения по жалобам, включая доступ уполномоченных центральным органом НСОПБ лиц к необходимой документации, персоналу и всем сферам деятельности, а также обеспечивать ознакомление их с результатами проверок деятельности, проведенных самим органом по сертификации, оплату инспекционного контроля в соответствии с установленным порядком;

представлять ежегодно, к 20 января и 20 июля, в центральный орган НСОПБ информацию о деятельности органа;

своевременно извещать центральный орган НСОПБ о структурных и качественных изменениях, связанных с деятельностью органа по сертификации, а также изменениях юридического адреса и платежных реквизитов;

обеспечивать по договоренности с заявителем (изготовителем) конфиденциальность информации, полученной    при    проведении

сертификации;

предоставлять заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции;

установить правила рассмотрения жалоб    при    проведении

сертификации;

иметь документированные процедуры для отмены или приостановления действия выданных им сертификатов пожарной безопасности.

заявлять о своем уполномочивании только в отношении деятельности, включенной в область уполномочивания;

не использовать свое уполномочивание таким образом, который мог бы подорвать доверие к центральному органу НСОПБ;

не делать заявлений относительно своего уполномочивания, которые могли бы ввести в заблуждение потребителей его услуг или органы управления;

не допускать использования уполномочивания таким образом, который позволил бы предположить, что сертифицированные органом по сертификации объекты одобрены центральным органом НСОПБ

после приостановления или отмены уполномачивания не делать

5

никаких заявлений, которые содержат ссылку на нее, вернуть документы, выданные или утвержденные, или согласованные центральным органом НСОПБ, которые потребовал центральный орган НСОПБ, а также в случае отмены уполномочивания либо ограничении области уполномочивания передать в центральный орган НСОПБ все материалы, на основании которых производилась выдача соответствующих сертификатов, действие которых не закончилось.

3. Юридический статус и структура органа по сертификации.

В качестве органа по сертификации в НСОПБ могут быть уполномочены зарегистрированные юридические лица любой формы собственности или их подразделения, а также физические лица, изъявившие желание и удовлетворяющие требованиям настоящего документа.

Для проведения работ по сертификации в качестве органа по сертификации могут быть уполномочены некоммерческие организации, имущество которых в соответствии с законодательством является надежным и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятий.

Не могут быть уполномочены в качестве органов по сертификации организации, осуществляющие надзорные функции.

Юридический статус органа по сертификации должен быть таким, чтобы его административная подчиненность и финансовое положение исключали возможность административного, коммерческого или иного влияния на результаты сертификации со стороны изготовителей (разработчиков) и потребителей продукции, то есть он должен являться третьей стороной.

Разграничение полномочий и ответственности органа по сертификации, не являющегося юридическим лицом, и организации, на базе которой он функционирует, должны быть организационно оформлены соответствующим распорядительным документом, предусматривающим, в том числе, обязательства юридического лица, на базе которого он функционирует, по невмешательству в деятельность органа по сертификации, связанную с подтверждением соответствия, и ответственность ее руководства в случае вмешательства в деятельность органа по сертификации.

Орган по сертификации должен иметь кадровый состав и структуру, обеспечивающие возможность выполнения всех возложенных на него функций по сертификации в соответствии с областью уполномочивания.

Не допускается подпись сертификатов пожарной безопасности руководителем органа по сертификации и экспертом, если они являются одним лицом.

Структура органа по сертификации должна обеспечивать беспристрастность и равные возможности участия всех заинтересованных сторон в функционировании НСОПБ. Для этого должно быть предусмотрено

6

Стандарт Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности

НСОПБ

^    СТО - НСОПБ - 22/УЧ

участие представителей заинтересованных организаций и (или) лиц при рассмотрении в органе по сертификации жалоб и апелляций.

Орган по сертификации должен иметь постоянный (штатный) персонал, не менее 2-х штатных экспертов, возглавляемый руководителем. При этом должно быть исключено воздействие на персонал со стороны лиц или организаций, которые имеют непосредственную коммерческую заинтересованность в результатах проводимой сертификации.

Назначение руководителя органа по сертификации производится по согласованию с центральным органом НСОПБ.

Орган по сертификации должен иметь и представлять по запросам:

организационную схему, четко определяющую структуру органа по сертификации. Структура органа по сертификации должна обеспечивать выполнение работ по сертификации в заявленной области уполномочивания;

схему взаимодействия с испытательными лабораториями и другими участниками НСОПБ;

сведения об источниках финансирования деятельности органа по сертификации;

документированное описание правил и процедур сертификации;

документацию, определяющую его юридический статус.

4. Персонал органа по сертификации.

Персонал органа по сертификации должен обладать необходимой компетентностью для выполнения своих обязанностей.

Орган по сертификации должен обеспечить обучение и повышение квалификации персонала, вести учет сведений о квалификации, обучении и профессиональном опыте каждого своего сотрудника. Эти сведения должны постоянно обновляться.

Все сотрудники должны располагать четкими должностными инструкциями, определяющими их служебные обязанности и связанную с ними ответственность. Инструкции должны постоянно обновляться.

Специалисты органа по сертификации, осуществляющие оценку соответствия и инспекционный контроль, должны быть экспертами по сертификации продукции в области, соответствующей области уполномочивания органа по сертификации. Область уполномочивания органа по сертификации должна соответствовать областям аттестации экспертов, входящих в его штат.

Работы по сертификации продукции могут проводиться внештатными экспертами органа по сертификации при условии наличия письменного разрешения руководителя организации (органа по сертификации), где данный эксперт работает на постоянной основе. Общий объем таких работ, выполняемых внештатными экспертами, не должен превышать 20 % от общего количества за отчетный период.

7

Эксперты по сертификации не могут принимать непосредственное участие в проведении сертификационных испытаний (исследований, измерений) объектов, оценку соответствия которых они осуществляют.

Эксперты по сертификации могут присутствовать при проведении сертификационных испытаний продукции в необходимых случаях (для обеспечения независимости проведения испытаний, по поручению руководства органа, в состав которого входит лаборатория, проводящая испытания, и т.п.)

5. Документация органа по сертификации и ее актуализация.

Орган по сертификации должен располагать актуализированным фондом правовых и организационно-методических документов, необходимых для его функционирования в НСОПБ и осуществления сертификации, системой контроля этой документации и обеспечивать:

наличие на рабочих местах, действующих в настоящее время документов;

своевременное внесение изменений или поправок в документы в соответствии с установленными правилами, которое должно обеспечивать их прямое и быстрое введение в действие;

изъятие устаревшей документации как в самом органе по сертификации, так и в организациях, сотрудничающих с ним и использующих такую документацию;

заблаговременное оповещение держателей сертификатов пожарной безопасности и других пользователей о внесении изменений и поправок в документацию с помощью средств связи или путем периодических публикаций.

Орган по сертификации должен иметь полный комплект актуализированных нормативных документов, устанавливающих требования к объектам сертификации, методам контроля и испытаний в соответствии с областью уполномочивания и соответствующие процедуры, необходимые для их актуализации.

К организационно - методическим документам относятся:

-    Положение об органе по сертификации;

-    Руководство по качеству органа по сертификации, а также приказы и распоряжения, касающиеся функционирования органа по сертификации.

Орган по сертификации должен иметь Положение об органе по сертификации. Положение об органе по сертификации должно быть согласовано с центральным органом НСОПБ. Положение также должно содержать:

характер взаимодействия органа по сертификации с центральным органом НСОПБ и другими организациями;

перечень организаций, взаимодействующих с органом по сертификации;

8

СТО - НСОПБ - 22/УЧ

финансовую деятельность органа по сертификации; сведения о персонале (фамилии, имена, отчества, квалификацию (в том числе и образование), практический опыт работы и полномочия).

В Положении об органе, проводящем сертификацию, в отношении его финансовой деятельности должны быть установлены и обоснованы следующие положения:

орган по сертификации работает на некоммерческой основе, т.е. прибыль, остающаяся после осуществления установленных законом выплат, направляется только на осуществление и развитие деятельности в области сертификации;

исключается прямая зависимость заработной платы персонала от размера дохода органа;

исключается возможность раздела имущества органа при прекращении его деятельности, т.е. должно обеспечиваться использование этого имущества только для целей сертификации;

оплата работ по сертификации осуществляется заявителем (по договору с органом по сертификации) в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О техническом регулировании".

Орган по сертификации должен иметь Руководство по качеству и документированные процедуры, устанавливающие порядок подтверждения соответствия органа по сертификации требованиям настоящего документа. Эти материалы должны содержать:

заявление о политике в области качества, в виде отдельного документа; краткое описание юридического статуса органа по сертификации; сведения об организации деятельности органа по сертификации, включая подробные данные о составе органа и правилах выполнения процедур;

фамилии, данные о квалификации, практическом опыте работы и полномочиях руководителя и персонала органа по сертификации как штатного, так и нештатного, в том числе сведения об аттестованных в НСОПБ экспертах (включая регистрационные номера документов, подтверждающих аттестацию и области их аттестации);

подробные сведения о повышении квалификации персонала, занятого в области сертификации;

должностные инструкции персонала, указывающие его служебные обязанности и ответственность;

организационную схему, отражающую подчиненность, ответственность и распределение обязанностей персонала;

сведения о процедуре оценки результатов сертификационных и инспекционных испытаний продукции;

сведения об используемых средствах испытаний (в том числе средствах измерений);

9

сведения о процедуре инспекционного контроля;

перечень субподрядчиков и подробные сведения о процедурах оценки и проверки их компетентности;

подробные сведения о порядке подачи и рассмотрения апелляций;

порядок внутренней проверки деятельности органа по сертификации;

порядок ведения архивов;

сроки хранения документов;

процедуру приостановки (прекращения) деятельности в случае приостановления (отмены) действия свидетельства об уполномочивании.

Для составления Руководства по качеству и включения в него других необходимых сведений могут быть использованы документы испытательных лабораторий, должностные инструкции, программы обучения и т.д. или их подробные перечни и описания.

Персонал ОС должен быть ознакомлен с Руководством по качеству. ОС должен располагать документальным подтверждением ознакомления сотрудников с Руководством по качеству.

6.    Протоколы и регистрационные записи.

Орган по сертификации должен поддерживать в рабочем состоянии систему регистрации и протоколирования. Протоколы и регистрационные записи должны показывать, каким образом была выполнена каждая процедура сертификации. Все протоколы и регистрационные записи должны надежно храниться в течение срока, установленного органом с учетом законодательства и соглашений по признанию сертификатов или протоколов испытаний при соблюдении конфиденциальности по отношению к интересам заявителя (изготовителя), если это не противоречит законодательству, но не менее 3 лет после окончания срока действия основанных на них сертификатов на серийный выпуск (или не менее срока службы (годности) продукции, которая сертифицирована как партия).

7.    Процедуры сертификации.

Орган по сертификации должен располагать необходимыми средствами и документированными процедурами, позволяющими проводить сертификацию в соответствии с требованиями НСОПБ.

8.    Субподряд.

Органы по сертификации в соответствии с договором (контрактом) проводят работы самостоятельно.

Орган по сертификации может передать часть работ по сертификации, за исключением подготовки решений (по заявкам, о выдаче или отказе в выдаче), об отмене (приостановлении, возобновлении действия) сертификатов), выдачи сертификатов на условиях субподряда другому органу по сертификации или испытательной лаборатории. При этом орган по сертификации должен быть уверен в том, что его субподрядчик

ю