Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

32 страницы

394.00 ₽

Купить СП 417.1325800.2018 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Cвод правил устанавливает требования и распространяется на проектирование новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых железнодорожных вокзалов, а также на организацию участков размещения вокзалов. Cвод правил не распространяется на проектирование пассажирских павильонов, зданий и сооружений сезонного назначения, в том числе размещаемых на территории вокзалов и вокзальных комплексов.

 Скачать PDF

Зарегистрирован Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины, определения и сокращения

     3.1 Термины и определения

     3.2 Сокращения

4 Общие положения

5 Требования к участкам размещения зданий вокзалов

6 Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям зданий вокзалов

     6.1 Организация движения потоков пассажиров и ручного багажа

     6.2 Требования к объемно-планировочным решениям

     6.3 Требования к конструктивным решениям

7 Обеспечение пожарной безопасности

8 Обеспечение комплексной безопасности

9 Требования к инженерному оборудованию

10 Обеспечение санитарно-эпидемиологических требований

Приложение А. Виды железнодорожных пассажирских сообщений

Приложение Б. Классификация вокзалов по расчетной вместимости

Приложение В. Определение расчетной вместимости вокзалов для дальних пассажирских сообщений

Приложение Г. Определение расчетной вместимости вокзалов для пригородных пассажирских сообщений

Приложение Д. Нормы площадей и число пассажиров в помещениях вокзалов

Приложение Е. Состав и площади помещений зданий вокзалов

Приложение Ж. Нормы расхода воды для вокзалов

Приложение И. Расчетная температура воздуха для отопления и кратность воздухообмена в помещениях вокзалов

Библиография

 
Дата введения06.06.2019
Добавлен в базу01.02.2020
Актуализация01.02.2020

Этот документ находится в:

Организации:

05.12.2018УтвержденМинистерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации788/пр
ИзданСтандартинформ2019 г.
РазработанООО АКБ Монолит
РазработанПетербургский университет путей сообщения
РазработанООО Главный конструктор
РазработанООО Пожарный инженер
РазработанАО ЦНИИЭП жилища - институт комплексного проектирования жилых и общественных зданий
РазработанЗАО ПромтрансНИИпроект
РазработанОАО ЦНИИпромзданий

Buildings of railway stations. Design rules

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


СВОД ПРАВИЛ    СП    417.1325800.2018


ЗДАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОКЗАЛОВ

Правила проектирования


Издание официальное


Москва

Стаидартииформ

2019


Сведения о своде правил

1    ИСПОЛНИТЕЛИ — Закрытое акционерное общество «Проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт промышленного транспорта» (ЗАО «ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ»), Акционерное общество «ЦНИИЭП жилища — институт комплексного проектирования жилых и общественных зданий» (АО «ЦНИИЭП жилища»)

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»

3    ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

4    УТВЕРЖДЕН Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 5 декабря 2018 г. № 788/пр и введен в действие с 6 июня 2019 г.

5    ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

6    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

В случае пересмотра (замены) или отмены наслюящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет

© Минстрой России, 2018 ©Стандартинформ, оформление, 2019

Настоящий свод правил не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания на территории Российской Федерации без разрешения Минстроя России II

В малых и средних вокзалах для хранения ручной клади следует предусматривать автоматические камеры хранения, работающие по принципу самообслуживания, с использованием стандартных индивидуальных ячеек, объединенных в блоки или стационарные камеры хранения, оборудованные стеллажами; для хранения громоздких вещей — багажные помещения. Число автоматических камер хранения определяется в задании на проектирование.

В больших и крупных вокзалах кроме автоматических камер хранения для ручной клади следует предусматривать автоматизированную систему хранения заранее зарегистрированного багажа, сдаваемого пассажирами при регистрации под ответственность перевозчика. Помещения таких систем следует располагать в непосредственной взаимосвязи с зонами систем обработки, сортировки и досмотра багажа.

6.2.16    Багажные помещения следует проектировать с учетом технологий сортировки, комплектования. погрузки и выгрузки багажа, складских, почтовых и других аналогичных операций. Подъезды к багажным помещениям следует устраивать со стороны перрона.

При расположении камер хранений и багажных помещений в разных уровнях для спуска и подъема следует предусматривать подъемники или лифты.

6.2.17    Багажные кассы и автоматы для оплаты хранения ручного багажа должны размещаться вблизи мест хранения.

6.2.18    Помещения торговли должны располагаться рядом с распределительным залом и залом ожидания, торговые киоски и автоматы допускается располагать непосредственно в зале ожидания.

6.2.19    Предприятия общественного питания допускается предусматривать в виде непроходных помещений, расположенных смежно с распределительным залом и залом ожидания либо в виде зон в этих залах.

Площади помещений предприятий общественного питания следует принимать в соответствии с СП 118.13330 и [19) в зависимости от вместимости вокзала, контингента обслуживаемых пассажиров и принятых на вокзале видов предприятий общественного питания.

6.2.20    При размещении предприятий общественного питания для пассажиров на втором уровне и выше следует предусматривать устройство грузопассажирских лифтов в загрузочной.

6.2.21    Проектирование предприятий общественного питания, расположенных в здании вокзала, приведено в [19].

6.2.22    Помещения длительного отдыха пассажиров и отдыха персонала должны быть изолированы от основных потоков пассажиров. Требования к проектированию помещений длительного отдыха приведены в (17).

Состав и площади помещений длительного отдыха пассажиров, а также число мест принимаются в зависимости от расчетной вместимости зданий вокзала по приложению Е.

При строительстве отдельных вокзалов для скоростного или высокоскоростного движения наличие комнат длительного отдыха пассажиров определяется заданием на проектирование.

6.2.23    Комнаты матери и ребенка следует проектировать в стороне от шумных помещений, с отдельным входом (выходом) из пассажирского зала (17).

При расположении комнат матери и ребенка на третьем этаже и выше следует предусматривать устройство лифтов.

Состав, площади помещений комнат матери и ребенка и число мест принимаются в зависимости от расчетной вместимости здания вокзала по приложению Е.

При строительстве отдельных вокзалов для скоростного или высокоскоростного движения наличие комнат матери и ребенка определяется заданием на проектирование.

В помещениях комнат матери и ребенка при необходимости допускается устанавливать несколько ячеек камер хранения, работающих по принципу самообслуживания.

Не допускается располагать окна спальных и игровых комнат над окнами кухни, уборных и санузлов и размещать вход в лостирочную напротив входов в помещения спальных и игровых комнат.

В уборной (горшечной) и умывальной (с душем) высота установки детских санитарных приборов от пола помещений до борта прибора должна быть:

- 0.5 м — для умывальников;

-0,3 м— для душевого поддона.

Высота расположения душевой сетки над днищем поддона должна составлять 1.5 м. Следует применять душевые сетки с гибким шлангом.

Уборные должны быть оборудованы подвесными антивандальными унитазами с инсталляцией, устанавливаемыми в кабинах с дверями и экранными стенками мехщу кабинами высотой 1.8—2.0 м. не доходящими до пола на 0,20 м.

6.2.24    В больших и крупных вокзалах необходимо предусматривать медицинский пункт, правила проектирования которого приведены в [20].

Медицинский пункт должен располагаться в уровне подъезда к зданию вокзала (с учетом рельефа). быть связан с залом ожидания и выходом на перрон. Расположение, ширина дверей и проходов должны обеспечивать возможность движения с медицинскими носилками.

6.2.25    В здании вокзала на каждом из этажей должны предусматриваться уборные. Уборные следует проектировать раздельными (мужские и женские), без непосредственного выхода в вестибюль, операционный, распределительный, кассовый залы, зал ожидания, объединенный пассажирский зал.

При размещении уборных в здании вокзала расстояние от них до любого пассажирского помещения должно быть не более 75 м.

В больших и крупных вокзалах уборные должны быть с двойными шлюзами, секционной группировкой кабин, допускающей возможность уборки или ремонта отдельных секций.

Общее число санитарных приборов в уборных для пассажиров следует принимать согласно приложению Е.

Число санитарных приборов в женских уборных (унитаз) следует принимать не менее числа санитарных приборов в мужских уборных (унитаз и писсуар).

Все санитарные приборы должны быть напольными или подвесными, в антивандальном исполнении с инсталляцией. В больших и крупных вокзалах в составе женских уборных следует предусматривать как минимум одну комнату для личной гигиены женщин.

В больших и крупных вокзалах кроме уборных следует предусматривать душевые кабины размерами 100 * 200 см. Число душевых кабин принимается по заданию на проектирование.

6.2.26    Помещения для хранения уборочных машин, оборудования и инвентаря должны размещаться на каждом этаже и быть оборудованы поливочными кранами со смесителями холодной и горячей воды и трапами [17].

6.2.27    Размещение и площадь помещений справочных бюро, сервис-центра, парикмахерских и других помещений бытового обслуживания пассажиров определяется технологическими требованиями и заданием на проектирование.

6.2.28    В вокзалах городов — административных центров (области, края, автономной республики) по заданию на проектирование предусматриваются представительские и депутатские комнаты.

6.2.29    Административные помещения для обслуживания пассажиров следует располагать вблизи вестибюля и залов ожидания.

Служебные помещения, связанные с работой касс, а также бытовые помещения (отдыха кассиров, душевые, уборные и комнату старшего кассира) размещают в одном блоке с билетными кассами.

Для касс, размещаемых на этажах кроме первого, предусматриваются грузовые подъемники для бланков.

Другие административные и служебно-технические помещения вокзала следует проектировать в одном блоке и располагать в здании вокзала, устраивая для них отдельный вход.

6.2.30    Помещение дежурного по станции следует размещать в одном уровне с пассажирскими платформами.

6.2.31    Бытовые помещения для работников вокзала следует проектировать обособленно от основных пассажирских помещений в соответствии с СП 44.13330 и с учетом штатного расписания.

6.2.32    При новом строительстве размещение в здании вокзала помещений диспетчерского пункта управления движением поездов (посты электрической централизации и т. п.) и сопутствующих технических помещений (релейная, узел технологической связи и др.) не допускается.

Служебно-технические здания железнодорожной автоматики и телемеханики допускается блокировать со зданиями вокзалов.

6.2.33    Блокировка зданий вокзалов со служебно-техническими, вспомогательными зданиями, помещениями и транспортными устройствами (багажными отделениями, постами электрической централизации, тепловыми пунктами, гаражами для автокаров и легковых автомобилей и др.) допускается при соблюдении технологических, санитарно-гигиенических требований и условий планировки и застройки вокзальных комплексов, требований по транспортной безопасности.

6.2.34    Вспомогательные сооружения [гараж малой механизации, трансформаторная подстанция (ТП). насосные, венткамеры и т. п.] допускается встраивать в здание вокзала с учетом раздела 7.

6.2.35    Помещения, предназначенные для предоставления территориальным органам Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации. следует предусматривать в соответствии с 5.48 СП 118.13330.2012.

В соответствии с (11). (12] следует:

-    выделять и оборудовать отдельные помещения или участки помещений для размещения работников подразделений транспортной безопасности, для проведения досмотра физических лиц. для управления техническими средствами и силами обеспечения транспортной безопасности;

-    оснащать пункты управления обеспечением транспортной безопасности необходимыми средствами управления и связи и обеспечивать их круглосуточное непрерывное функционирование, видеонаблюдение. аудио- и видеозапись для документирования действий сил обеспечения транспортной безопасности на контрольно-пропускных пунктах и постах, пунктах управления обеспечением транспортной безопасности;

-    предусматривать отдельное помещение для организации пункта управления транспортной безопасности. Для размещения комендатур военного сообщения в зданиях вокзалов необходимо предусматривать соответствующие помещения согласно заданию на проектирование.

6.2.36    Требования к размещению в здании вокзала помещений и сооружений, необходимых для организации санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, приведены в [21].

6.2.37    При размещении в здании вокзала санитарно-контрольного пункта или пограничного санитарно-карантинного поста следует предусматривать комнаты начальника, медицинского персонала и подсобное помещение [21] и (22).

6.2.38    Необходимость размещения в здании вокзала пунктов пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза определяется заданием на проектирование (23].

6.2.39    При проектировании вновь строящихся зданий вокзалов минимальную высоту помещений в вокзалах от пола до низа выступающих конструкций перекрытия или покрытия следует принимать не менее:

-    3.6 м — для пассажирских помещений и залов, в том числе и подземных;

-    2.5 м — для остальных надземных помещений, включая технические.

При реконструкции зданий вокзалов высоту технических помещений допускается принимать меньше указанной, обеспечивая соблюдение технических требований к размещаемому оборудованию.

6.2.40    В вокзалах различного назначения при значительных подъемах и спусках (более 5 м) следует предусматривать эскалаторы по ГОСТ 33966.1.

6.2.41    При расположении вокзалов на рельефе с перепадами более 10 м необходимо предусматривать пассажирские и грузовые лифты.

6.2.42    На главных пешеходных путях вокзалов с пассажиропотоками 25 чел/мин и более и протяженностью более 100 м следует предусматривать пассажирские конвейеры по ГОСТ 33966.1.

6.3 Требования к конструктивным решениям

6.3.1    Сохранение прочности и устойчивости несущих конструкций зданий вокзалов следует обеспечивать в соответствии с разделом 9 СП 118.13330.2012.

6.3.2    Нормативные значения нагрузок для расчета конструкций зданий вокзалов следует принимать по СП 20.13330 с учетом нагрузок от технологического оборудования, устанавливаемого по заданию на проектирование.

6.3.3    При расчете конструкций должны быть рассмотрены аварийные ситуации, возникающие в связи со взрывом, столкновением, пожаром, которые приводят к отказу или ослаблению какого-либо элемента конструкции и служат причиной прогрессирующего обрушения в соответствии с ГОСТ 27751.

6.3.4    При использовании подземного пространства под зданием вокзала и на участке его размещения следует учитывать СП 47.13330, СП 104.13330, СП 116.13330.

6.3.5    Вестибюль, операционный, распределительный, кассовый залы и зал ожидания следует проектировать с пролетами, при которых размещение опор не препятствует организации движения основных потоков пассажиров и допускает изменения при эксплуатации отдельных помещений и залов с их многовариантным зонированием и трансформацией.

6.3.6    Покрытие полов, облицовку стен и колонн в операционных залах, зонах ожидания и движения основных потоков пассажиров, ступени главных лестниц следует предусматривать из естественного камня твердых пород или из других высокопрочных материалов.

6.3.7    В помещениях для хранения и перемещения багажа или грузов, а также в вестибюле вокзала. зале ожидания и других помещениях, где возможно движение пассажиров с багажом, следует предусматривать защиту колонн, выступов стен и проемов дверей или ворот от повреждения средствами транспорта и механизации.

6.3.8    Покрытия зданий вновь строящихся вокзалов следует предусматривать с внутренними водостоками. Применение наружных водостоков допускается для малых вокзалов.

6.3.9    В проектах вокзалов, расположенных в южных районах (климатических районах III и IV согласно СП 131.13330). необходимо предусматривать солнцезащиту помещений и сквозное проветривание основных пассажирских помещений.

6.3.10    В проектах вокзалов, расположенных в районах Крайнего Севера (климатические подрайоны IA, IB. 1Г согласно СП 131.13330), необходимо предусматривать защиту основных пассажирских и служебных помещений от господствующих ветров.

6.3.11    Элементы, детали, оборудование со сроками службы, меньшими, чем предполагаемый срок службы здания, должны быть заменяемыми в соответствии с установленными в проекте межремонтными периодами.

6.3.12    Конструкции и детали должны быть выполнены из материалов, обладающих стойкостью к возможным воздействиям влаги, низких температур, агрессивной среды, биологических и других неблагоприятных факторов, или защищены от их влияния в соответствии с СП 28.13330.

7 Обеспечение пожарной безопасности

7.1    По вопросам обеспечения пожарной безопасности вокзалы следует относить к зданиям функциональной пожарной опасности ФЗ.З согласно (3).

7.2    Требования по обеспечению пожарной безопасности вокзалов следует предусматривать по (1). (31 и СП 153.13130.

7.3    Подъезд пожарных автомобилей следует предусматривать в соответствии с (3). СП 4.13130. Для зданий вокзалов железнодорожные пути допускается учитывать как подъезд пожарных подразделений пожарных поездов.

7.4    При планировании прилегающей к зданию вокзала территории следует учитывать возможность рассредоточения людей при эвакуации на прилегающей территории из расчета не менее 0.25 мна человека (исчисляется по числу единовременных посетителей с учетом ожидаемых интервалов движения средств внешнего и подвозящего транспорта).

7.5    Устройство камер хранения, предприятий торговли, бытовых услуг и общественного питания, технических и других помещений, предназначенных для обслуживания пассажиров и обеспечения работы вокзала, следует предусматривать в соответствии с нормативными документами для конкретных помещений с учетом классов функциональной пожарной опасности.

7.6    Встроенные гостиницы и стоянки автомобилей должны быть выделены в самостоятельные пожарные отсеки с самостоятельными путями эвакуации.

7.7    При устройстве комнат длительного отдыха (не более трех) и комнат матери и ребенка (не более трех) допускается предусматривать их устройство без выделения в пожарный отсек, при этом их следует размещать на первом этаже с устройством эвакуационного выхода наружу или в общий вестибюль с выходом наружу.

7.8    Подземные этажи должны отделяться от надземных перекрытием с пределом огнестойкости не менее REI 150.

7.9    Вестибюль (зал регистрации пассажиров), выполненный в виде многосветного пространства, должен отделяться от остальной части здания ограждающими конструкциями с пределом огнестойкости не менее E1180. Ширина путей эвакуации по галереям должна быть не менее ширины путей эвакуации по коридорам.

7.10    Разгрузочные помещения, а также помещения сортировки багажа следует отделять от иных помещений ограждающими конструкциями с пределом огнестойкости не менее EI 45 с заполнением проемов противопожарными дверями EI 30. Защиту технологических проемов этих помещений допускается осуществлять с помощью автоматических дренчерных завес с интенсивностью орошения не менее 1 л/с на 1 лог. м и временем работы 1 ч, проектируемых в соответствии с СП 5.13130.

7.11    Для обеспечения нормативных пределов огнестойкости допускается применять конструктивную огневую защиту. В вестибюльных группах и залах регистрации и ожидания пассажиров допускается огневая защита тонкослойными огнезащитными покрытиями (красками), кроме несущих конструкций здания, участвующих в его общей устойчивости и геометрической неизменяемости здания при пожаре.

7.12    Внутренний противопожарный водопровод для зоны разгрузки и сортировки багажа следует предусматривать в соответствии с СП 10.13130 из расчета не менее двух струй с расходом каждой не менее 5 л/с, а для общественной части здания не менее двух струй с расходом каждой не менее 2,5 л/с. 10

7.13    Систему оповещения и управления эвакуацией при пожаре следует предусматривать по СП 3.13130. Сигнальные знаки должны соответствовать ГОСТ Р 12.2.143 и ГОСТ 12.4.026. требования к ним приведены в (24).

7.14    Электроснабжение систем противопожарной защиты, включая эвакуационное освещение, должно осуществляться по первой категории по надежности электроснабжения в соответствии с СП 6.13130 и (25]. Если для здания вокзала предусмотрена особая группа первой категории по надежности электроснабжения. системы противопожарной защиты также должны быть запитаны по особой группе.

8    Обеспечение комплексной безопасности

8.1    Здания вокзалов следует защищать от угроз природного и техногенного характера.

8.2    В состав раздела 12 комплекта проектной документации [14] здания вокзала включается подраздел «Комплексное обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности».

Комплексное обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности вокзала должно быть предусмотрено организационными, инженерно-техническими и специальными мероприятиями для создания безопасных условий функционирования, предотвращения несанкционированных действий, нейтрализации проектных угроз террористического и криминального характера, способных привести к чрезвычайным ситуациям, а также для минимизации последствий в соответствии с ГОСТ Р 56461. СП 132.13330. (6). (11).

Требования к техническим средствам обеспечения транспортной безопасности приведены в (15).

В комплексную систему безопасности должны быть включены структурированная система мониторинга и управления инженерными системами здания (СМИС) и система мониторинга конструкций здания (СМИК).

8.3    Входы в служебные помещения, опасные места, опоры выступающих конструкций, изменения в уровне пола, направление и границы полосы движения к выходу, места размещения средств противопожарной защиты, средств связи, медицинских кабинетов, аптечек первой помощи и т. п. следует обозначать соответствующими знаками безопасности и сигнальной разметкой согласно ГОСТ 12.4.026.

Знаки и пиктограммы для информирования и оповещения пассажиров должны соответствовать ГОСТ Р 51885.

8.4    При проектировании вокзалов необходимо предусматривать монтаж структурированной кабельной сети с высокой пропускной способностью каналов связи для подключения камер видеонаблюдения и других устройств электронного контроля.

8.5    При проектировании следует предусматривать проектные решения и мероприятия по охране объекта в период строительства с включением их в раздел 6 «Проект организации строительства».

9    Требования к инженерному оборудованию

9.1    В зданиях вокзалов следует предусматривать хозяйственно-питьевое, противопожарное и горячее водоснабжение, канализацию и водостоки, в соответствии с СП 5.13130. СП 6.13130. СП 8.13130. СП 10.13130. СП 30.13330. СП 31.13330. СП 118.13330.

Отопление, вентиляцию, противодымную защиту, кондиционирование воздуха следует проектировать в соответствии с ГОСТ 30494. СП 7.13130. СП 60.13330, СП 118.13330.

Учет потребления энергоресурсов в зданиях вокзалов следует организовывать согласно (2).

9.2    Инженерные коммуникации (водопровод, канализация, вентиляция, отопление, электропроводка. радио, связь и др.), расположенные в основных пассажирских помещениях и залах, должны проектироваться со скрытым размещением и обеспечением доступа к ним устройством подвесных потолков. сквозных шахт и подобных устройств.

9.3    Для средних, больших и крупных вокзалов необходимо предусматривать централизованное горячее водоснабжение здания.

9.4    При проектировании хозяйственно-питьевого водопровода и горячего водоснабжения вокзалов нормы расхода воды следует принимать по приложению Ж. Необходимые параметры приведены в (17).

9.5    В зданиях малых вокзалов расчетной вместимостью до 100 пассажиров допускается устройство отопления от автономного источника тепла (АИТ).

9.6    Требования к проектированию тепловых пунктов приведены в (26].

В случае использования в качестве теплоносителя для систем теплоснабжения приточных вентиляционных установок перегретой воды или при устройстве в вокзальных комплексах нескольких тепло-

вых пунктов трубопроводы, транспортирующие теппоноситепь с температурой выше 95 "С от тепповых пунктов до вентипяционных камер, а также от центрапьного теппового пункта (ЦТП) к индивидуапьному тейповому пункту (ИТП) следует прокладывать в каналах или тоннелях, исключающих в случае возникновения аварии воздействие транспортируемой среды на пассажиров и обслуживающий персонал.

9.7 Расчетную температуру воздуха для отопления и кратность воздухообмена в помещениях вокзалов следует принимать по приложению И. Необходимые параметры приведены в [17].

9 8 При проектировании средних, больших и крупных вокзалов в климатических районах III и IV системой кондиционирования воздуха следует оборудовать операционные залы, залы ожидания, помещения общественного питания, комнаты матери и ребенка.

9.9    На системе холодоснабжения при холодильной нагрузке более 0.6 МВт следует применять чиллер, менее — фреоновые системы с переменным расходом хладагента.

9.10    Тепловые избытки системы вентиляции залов следует снимать посредством фанкойлов.

9.11    Вентиляцию общественных уборных и уборных индивидуального пользования допускается объединять и выделять в обособленную систему.

9.12    Систему вентиляции для пассажирских залов, билетных касс необходимо проектировать с системой теплоутилизации. с защитой от замерзания. В случае раздельного размещения систем следует предусматривать систему рекуперации с промежуточным теплоносителем.

9.13    Системы вентиляции следует предусматривать в соответствии с функциональным назначением групп помещений и эксплуатационным режимом. Системы вентиляции помещений с автоматическим пожаротушением допускается объединять с системой вентиляции технических помещений.

9.14    В помещениях с переменным числом пассажиров (залы ожидания, билетные кассы, распределительные вестибюли) допускается изменять уровень рециркуляции воздуха в приточно-вытяжных системах в зависимости от фактического заполнения помещения людьми.

9.15    Для установки чиллеров и наружных блоков систем кондиционирования необходимо предусматривать обособленное место (площадку) с ограниченным доступом сотрудников.

9.16    В помещениях диспетчерских следует предусматривать систему кондиционирования с озонированием воздуха.

9.17    Электроснабжение, электротехнические устройства и искусственное освещение следует проектировать в соответствии с [11], СП 52.13330, СП 256.1325800.

9.18    При проектировании малых вокзалов первую категорию надежности электроснабжения допускается не предусматривать, кроме систем противопожарной защиты.

9.19    Питание электроэнергией автоматов для торговли, продажи билетов, автоматических камер хранения ручного багажа, внутренних и наружных световых и динамических указателей, систем громкоговорящего оповещения и видеонаблюдения, рекламного и иллюминационного освещения осуществляется по самостоятельным групповым линиям, начиная от вводно-распределительного устройства или ТП.

9.20    Наружное освещение вокзала, привокзальной площади и перрона должно быть с дистанционным управлением освещения, а внутреннее освещение помещений, предназначенных для пассажиров, — централизованным.

9.21    Аварийное освещение должно предусматриваться по СП 52.13330 в следующих помещениях вокзалов:

-    в вестибюлях, операционных и кассовых залах, коридорах, переходах, галереях, на лестницах, эскалаторах и пассажирских конвейерах:

-    в помещениях, в которых одновременно могут находиться более 100 чел.;

-    в уборных и иных помещениях, доступных для пассажиров, с общей площадью более 50 м2;

-    в диспетчерских, радиоузлах, помещениях связи, билетных и багажных касс, кабинах лифтов, комнатах матери и ребенка, сберегательных кассах, служебных помещениях военного коменданта и транспортной полиции, пунктах централизованного управления системами инженерного оборудования;

-    в местах размещения вызывных устройств и телефонов экстренных служб, тревожных кнопок и кнопок пожарной сигнализации, огнетушителей и иных средств спасения.

9.22    При необходимости установки информационных знаков в помещении и на участке размещения вокзала они должны соответствовать ГОСТ 12.4.026 и ГОСТ Р 12.2.143.

Антипаническое освещение следует выполнять в соответствии с 7.6.4 СП 52.13330.2016.

9.23    Требования к молниезащите зданий вокзалов приведены в [27].

9.24    На зданиях вокзалов, проектируемых в районах расположения аэродромов и воздушных трасс, предусматривают установку заградительных огней [28].

9.25 Виды и средства связи и сигнализации выбирают по нормам технологического проектирования вокзалов.

9 26 В проектируемых зданиях вокзалов должны быть предусмотрены структурированные кабельные сети, объединяющие автоматизированные рабочие места. Проектирование сетей выполняется в соответствии с ГОСТ Р 53246.

9.27 Коммутационные шкафы и другое оборудование должно размещаться в отдельных помещениях с ограниченным доступом.

9    28 Для перемещения багажа, в том числе в зонах таможенного досмотра вокзалов, должны использоваться транспортеры и другие движущиеся устройства.

10    Обеспечение санитарно-эпидемиологических требований

10.1    Требования к проектированию вокзалов приведены в |7], [13], [29].

10.2    Санитарно-гигиенические требования для общественных помещений приведены в СП 118.13330. требования к предприятиям торговли — в [30]. общественного питания — в [19].

10.3    Отделка помещений вокзалов должна быть устойчивой к дезинфекции.

10.4    В строительстве и отделке основных помещений вокзалов следует применять экологически чистые и безопасные материалы, допущенные к применению в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

Применяемые отделочные материалы, арматура, фурнитура и регулирующие устройства должны исключать возможность травматизма.

10.5    Допустимые условия микроклимата и воздушной среды в производственных помещениях (помещениях с технологическими процессами) принимаются в соответствии с СанПиН 2.2.4 548.

10.6    Требования к качеству воздуха в помещениях вокзала приведены в ГОСТ 30494, ГОСТ РЕН 13779. [17].

10.7    Защита от внутренних источников шума (инженерное оборудование, встраиваемые автономные источники теплоснабжения, системы кондиционирования и т. л.) должна обеспечивать нормативные уровни шума в соответствии с СП 51.13330 и СН 2.2.4/2.1.8.562.

10.8    В помещениях вокзала значения вибрации от внешних и внутренних источников должны быть не более указанных в СП 51.13330. СН 2.2.4/2.1.8.566.

10.9    Требования к естественному освещению помещений вокзалов для пассажиров и производственных помещений с постоянным пребыванием людей приведены в СП 52.13330. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278. [31].

10.10    Уровень шума в зданиях вокзалов, в местах размещения инженерного оборудования должен быть не более требуемых параметров по отношению к окружающей застройке в соответствии с СП 51.13330.

10.11    Поверхности стен и полов основных помещений должны быть доступными для проведения влажной уборки и дезинфекции.

10.12    В производственных помещениях предприятий общественного питания, в уборных и санитарных узлах и других помещениях с влажным режимом работы полы, стены и перегородки следует выполнять из влагостойких материалов; стены и перегородки следует облицовывать керамической плиткой на высоту не менее 2 м.

10.13В зданиях вокзалов следует предусматривать раздельный сбор вторичных материальных ресурсов (отходов бумаги, картона, стекла, пластика и т. д.) согласно [8]. соблюдая при этом СанПин 2.1.7.1322.

Приложение А Виды железнодорожных пассажирских сообщений

Таблица А 1

Железнодорожное пассажирское сообщение

Дальность

Международное

При следовании за пределы Российской Федерации

Дальнее (в том числе скоростное и высокоскоростное)

При следовании за пределы одной дороги

Местное

Свыше 200 км при следовании в пределах одной дороги

Пригородное

До 200 км

Внутригородское

При следовании в границах города

Смешанное

При сочетании двух и более видов пассажирских сообщений

Таблица Б 1

Тип вокзала

Расчетная вместимость эдакий, пас

Малые

До 200

Средние

От 200 до 700

Большие

От 700 до 1500

Крупные

От 1500

Расчетная вместимость вокзала (или расчетная вместимость нормируемых пассажирских помещений вокзала) Ng определяется числом одновременно обслуживаемых пассажиров дальнего следования отправления с учетом пассажиров дальнего следования прибытия, провожающих и встречающих, которые могут единовременно разместиться в пассажирских помещениях вокзала, предназначенных для кратковременного пребывания в них пассажиров (вестибюли, операционные, кассовые залы, залы ожидания и др (таблица Д2)] при соблюдении нормативных условий обслуживания и нормативных площадей на одного пассажира

Расчетная вместимость вокзала (пассажиров в час) для дальних пассажирских сообщений определяется по формуле (В 1), округляется в большую сторону и принимается кратной 100 (для малых вокзалов 50)

^вд=п£д^-    (В1)

где пКд — расчетный годовой поток пассажиров отправления с конкретного вокзала, рассчитывается по формуле

(В-2);

Н — норма расчетной вместимости вокзала, % среднесуточного за расчетный год; поток пассажиров С принимается по таблице В 1 и относится к пассажирским помещениям вокзала (таблица Д2). Н принимается (в пределах каждой ее градации и уточняется по местным условиям) более высокой для относительно меньших значений С при неравномерном распределении потоков пассажиров в течение суток, при отправлении большинства пассажирских поездов в ночное время;

С — среднесуточный за расчетный год поток пассажиров отправления, С = П^*я/365.

Таблица В1

Среднесуточный поток пассажиров отправления С. пас

Норма расчетной вместимости вокзала Н. % от С

До 500

39—36

Св 500 до 1000

36—32

Се 1000 до 2000

32—29

Св 2000 до 4000

29-25

Св 4000 до 7000

25—21

Св 7000 до 12 000

21—19

Св 12 000 до 18 000

19-17

Св 18 000 до 25 000

17—16

Св 25 000

16—15 (или по заданию на проектирование)

Расчетный суточный поток пассажиров для вокзала, обслуживающего дальние пассажирские сообщения Пвд- пас в сутки, определяется за расчетные сутки по формуле

^ =    (В    2)

где _ расчетный годовой поток пассажиров, определяется числом пассажиров отправления, которых намечено обслуживать проектируемым вокзалом за расчетный год; устанавливается на основании технико-экономических обоснований по данным о предполагаемой численности и подвижности населения в обслуживаемом регионе на перспективу: для малых, средних и больших вокзалов — на 10-й год эксплуатации вокзала после окончания его строительства (реконструкции), для крупнейших — по заданию на проектирование;

ку — коэффициент сезонной неравномерности, учитывающий изменение среднесуточных потоков пассажиров за три наиболее загруженных месяца года по сравнению с С; принимается от 1.1 до 1.3; относительно большее значение коэффициента принимается для вокзалов, расположенных в местах массового отдыха, курортных, исторических.

к2 — коэффициент, учитывающий число пассажиров прибытия, а также встречающих и провожающих, принимается от 1.1 до 1,25 и уточняется по местным условиям.

Л3 — коэффициент суточной неравномерности, учитывает изменение суточных потоков пассажиров по двум наиболее загруженным дням недели по сравнению с С и принимается не более 1,20

1    Область применения..................................................................1

2    Нормативные ссылки..................................................................1

3    Термины, определения и сокращения....................................................3

3.1    Термины и определения...........................................................3

3.2    Сокращения.....................................................................3

4    Общие положения....................................................................4

5    Требования к участкам размещения зданий вокзалов.......................................4

6    Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям зданий вокзалов...........5

6.1    Организация движения потоков пассажиров и ручного багажа............................5

6.2    Требования к объемно-планировочным решениям......................................5

6.3    Требования к конструктивным решениям..............................................9

7    Обеспечение пожарной безопасности...................................................10

8    Обеспечение комплексной безопасности................................................11

9    Требования к инженерному оборудованию...............................................11

10    Обеспечение санитарно-эпидемиологических требований.................................13

Приложение А Виды железнодорожных пассажирских сообщений.............................14

Приложение Б Классификация вокзалов по расчетной вместимости...........................15

Приложение В Определение расчетной вместимости вокзалов

для дальних пассажирских сообщений.......................................16

Приложение Г Определение расчетной вместимости вокзалов

для пригородных пассажирских сообщений ...................................17

Приложение Д Нормы площадей и число пассажиров в помещениях вокзалов..................18

Приложение Е Состав и площади помещений зданий вокзалов...............................19

Приложение Ж Нормы расхода воды для вокзалов.........................................24

Приложение И Расчетная температура воздуха для отопления

и кратность воздухообмена в помещениях вокзалов............................25

Библиография........................................................................26

Расчетный поток пассажиров отправления вокзала П®^, пас/ч. определяется по формуле

(г„

где Пг — годовой расчетный поток пассажиров отправления на основании технико-экономических расчетов на 10-й год эксплуатации вокзала после окончания его строительства.

С = П/365 — среднесуточный поток пассажиров отправления с вокзала, устанавливаемый от годового расчетного потока пассажиров.

лч — число часов в сутки, в течение которых следует работать вокзалу, обычно принимается по местным условиям и составляет 18—20 ч;

Л, —коэффициент сезонной (месячной) неравномерности, учитывающий изменение среднесуточных потоков пассажиров за три наиболее загруженных месяца по сравнению со среднесуточным потоком С. принимается от 1,00 до 1,20, относительно большее значение коэффициента принимается для вокзалов, наиболее удаленных от головной станции;

*2 — коэффициент, учитывающий пассажиров прибытия, встречающих и провожающих, обычно принимается за 1;

Л3 — коэффициент суточной неравномерности, учитывающий изменение суточных потоков пассажиров по двум наиболее загруженным дням недели по сравнению со среднесуточным потоком С; для вокзалов, расположенных в крупных городах и на крупных головных станциях, принимается от 1,15 до 1,25; в остальных случаях — от 1.1 до 1,15; к4 — коэффициент часовой неравномерности, учитывающий часовые колебания пассажиропотока отправления в течение суток; принимается от 1.4 до 1.7; относительно большее значение коэффициента принимается для вокзалов, близко расположенных к головной станции, fcg — коэффициент неравномерности распределения потока в течение одного часа — до 1.4 (для внутригородского железнодорожного транспорта с тактовым движением)

Расчетная вместимость пассажирского здания пригородного вокзала, пас , определяется по формуле

nb зд “    (^2)

где П®^ — расчетный поток пассажиров отправления вокзала, пас/ч, определяется по формуле (Г.1);

к6 — коэффициент, учитывающий число пассажиров, пользующихся пассажирским павильоном в зависимости от интервалов движения поездов; в интенсивное время движения поездов при интервалах до 15 мин принимается 0.3; 0.4 — при интервалах свыше 15 до 30 мин; 0.5 — при интервалах свыше 30 мин;

к7 — коэффициент, учитывающий климатические условия района строительства; принимается равным 1.0 для климатического района I; 0.75 —для климатического района II и 0.5 — для климатических районов III и IV.

Расчетная вместимость пассажирского здания пригородного вокзала, пас., определяется по формуле (Г.2), округляется в большую сторону и принимается кратной 100 пас Павильоны расчетной вместимостью до 200 пассажиров принимаются кратными 25, свыше 200 пассажиров — кратными 50

Настоящий свод правил разработан с учетом требований федеральных законов от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», от 23 ноября 2009 г. Ns 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 22 июля 2008 г. Ns 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Настоящий свод правил разработан в развитие СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06—2009 Общественные здания и сооружения».

Свод правил разработан авторским коллективом ЗАО «ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ» (руко-водитель работы — \В.А. СидяковЬ. АО «ЦНИИЭП жилища» (руководитель работы — канд. архитектуры, проф. IAA МагаЖ ответственный исполнитель — канд. архитектуры, доц. Н.В. Дубынин. исполнители — ЮЛ. Кашулина. канд. техн. наук Д.Г. Пронин. ЕВ. Кашулина, канд. архитектуры АО. Родимое. А.И. Хорунжая. В.В. Коновалова). ООО «Главный конструктор» (С.А Тимонин). ООО «Пожарный инженер» (Д.В. Дунько). Петербургский университет путей сообщения (д-р техн. наук. проф. ТА. Белаш). ООО «АКБ Монолит» (Л.А. Бондарь). ОА «ЦНИИПромзданий».

СВОД ПРАВИЛ

ЗДАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОКЗАЛОВ Правила проектирования

Buildings of railway stations Design rules

Дата введения — 2019—06—06

1    Область применения

1.1. Настоящий свод правил устанавливает требования и распространяется на проектирование новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых железнодорожных вокзалов (далее — вокзалы). а также на организацию участков размещения вокзалов.

1.2 Настоящий свод правил не распространяется на проектирование пассажирских павильонов, зданий и сооружений сезонного назначения, в том числе размещаемых на территории вокзалов и вокзальных комплексов.

2    Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 12.4.026-2015 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

ГОСТ 27751-2014 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения ГОСТ 30494-2011 Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях ГОСТ 33942-2016 Услуги на железнодорожном транспорте. Обслуживание пассажиров. Термины и определения

ГОСТ 33966.1-2016 (EN 115-1:2008+А1:2010) Эскалаторы и пассажирские конвейеры. Требования безопасности к устройству и установке

ГОСТ Р 12.2.143-2009 Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля

ГОСТ Р 51885-2002 (ИСО 7001:1990) Знаки информационные для общественных мест ГОСТ Р 52382-2010 (ЕН 81-72:2003) Лифты пассажирские. Лифты для пожарных ГОСТ Р 53246-2008 Информационные технологии. Системы кабельные структурированные. Проектирование основных узлов системы Общие требования

ГОСТ Р 56461-2015 Безопасность транспортная Общие требования

ГОСТ Р ЕН 13779-2007 Вентиляция в нежилых зданиях. Технические требования к системам вентиляции и кондиционирования

СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности

СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям

СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования (с изменением № 1)

СП 6.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности

Издание официальное

СП 7.13130.2013 Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности

СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности (с изменением № 1)

СП 10.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности (с изменением Ns 1)

СП 20.13330.2016 «СНиП 2.01.07—85* Нагрузки и воздействия» (с изменением № 1)

СП 28.13330.2017 «СНиП 2.03.11—85 Защита строительных конструкций от коррозии» (с изменением № 1)

СП 30.13330.2016 «СНиП 2.04.01—85* Внутренний водопровод и канализация зданий»

СП 31.13330.2012 «СНиП 2.04.02—84* Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» (с изменениями №1.2. 3)

СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01—89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»

СП 44.13330.2011 «СНиП 2.09.04—87* Административные и бытовые здания» (с изменениями № 1.2)

СП 47.13330.2016 «СНиП 11-02—96 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения»

СП 51.13330.2011 «СНиП 23-03—2003 Защита от шума» (с изменением № 1)

СП 52.13330.2016 «СНиП 23-05—95* Естественное и искусственное освещение»

СП 59.13330.2016 «СНиП 35-01—2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»

СП 60.13330.2016 «СНиП 41-01—2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха»

СП 104.13330.2016 «СНиП 2.06.15—85 Инженерная защита территории от затопления и подтопления»

СП 116.13330.2012 «СНиП 22-02—2003 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения»

СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06—2009 Общественные здания и сооружения» (с изменениями № 1.2)

СП 119.13330.2017 «СНиП 32-01—95 Железные дороги колеи 1520 мм»

СП 131.13330.2018 «СНиП 23-01—99* Строительная климатология»

СП 132.13330.2011 Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования

СП 140.13330.2012 Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения (с изменением № 1)

СП 153.13130.2013 Инфраструктура железнодорожного транспорта. Требования пожарной безопасности (с изменением № 1)

СП 160.1325800.2014 Здания и комплексы многофункциональные. Правила проектирования СП 256.1325800.2016 Электроустановки жилых и общественных зданий. Правила проектирования и монтажа (с изменением № 1)

СанПиН 2.1.7.1322—03 Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278—03 Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий

СанПиН 2.2.4 548—96 Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений СИ 2.2.4/2.1.8.562—96 Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки

СН 2.2.4/2.1.8.566—96 Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий

Примечание — При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений Если заменен ссылочный документ, на кото-

рый дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия) Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов

3 Термины, определения и сокращения

3.1 Термины и определения

В настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими определениями: 3.1.1

3.1.4    привокзальная площадь: Прилегающая к участку размещения вокзала территория с подъездами и подходами к вокзалу, остановочными пунктами общественного и индивидуального транспорта. местами парковки, стоянками автомобилей, элементами благоустройства и объектами технологического и коммерческого назначения.

3.1.5    пропускная способность вокзала: Эксплуатационный показатель вокзала, определяемый расчетным потоком пассажиров, обслуживаемых в течение расчетного часа (пикового пассажиропотока).

3.1.6    расчетная вместимость вокзала: Показатель, производный от пропускной способности, равный максимальному общему числу пассажиров и посетителей, одновременно находящихся в здании вокзала.

3.1.7    расчетный поток пассажиров: Число пассажиров отправления, с учетом числа пассажиров прибытия, провожающих и встречающих, обслуживаемых в течение расчетного времени при соблюдении нормативных условий обслуживания в вокзале.

3.1.8    участок размещения вокзала: Прилегающая к зданию вокзала территория с соответствующим правовым статусом, предназначенная для передвижения пешеходов (пассажиров) вокруг него и ко входам.

3.2 Сокращения

АСОКУПЭ — автоматизированная система оплаты, контроля и учета проезда в электропоездах;

БПА — билетопечатающий автомат;

ИТП (ЦТП) — индивидуальный (центральный) тепловой пункт:

КХС — камера хранения самообслуживания;

ТТС — транзакционный терминал самообслуживания.

4 Общие положения

4.1    При проектировании вокзалов следует соблюдать СП 118.13330.

4.2    Проектирование вокзалов расчетной вместимостью менее 50 пассажиров допускается осуществлять по заданию на проектирование в зависимости от номенклатуры и площадей технологических помещений с указанием перечня помещений и требований к ним.

4.3    Вокзалы классифицируются по:

а)    преобладающим видам пассажирских сообщений (приложение А) на:

-    международные;

-    дальние;

-    местные;

-    пригородные;

-    внутригородские;

-    смешанные;

б)    расчетной вместимости (приложение Б) на:

-    малые:

-    средние;

-    большие;

-    крупные.

Пассажиры подразделяются на категории в зависимости от дальности следования согласно видам пассажирских сообщений.

4    4 Расчетная вместимость вокзалов для дальних пассажирских сообщений определяется по приложению В. для пригородных пассажирских сообщений — по приложению Г.

4.5    При расчете числа одновременно обслуживаемых пассажиров учитываются пассажиры отправления. прибытия и провожающие и встречающие, которые единовременно размещаются в пассажирских помещениях вокзала, предназначенных для кратковременного и длительного пребывания (вестибюли, операционные, кассовые залы, залы ожидания, зоны общественного питания и др.) при соблюдении единичных норм площади согласно приложению Д.

4.6    По заданию на проектирование допускается предусматривать блокирование (объединение) здания вокзала с другими служебными и техническими объектами при условии соблюдения технологических. санитарно-гигиенических, противопожарных требований и требований транспортной безопасности.

Объединение вокзала с другими зданиями и сооружениями не должно противоречить организации технологического процесса работы.

При объединении здания вокзала с объектами иного назначения (торгово-развлекательный или бизнес-центр, гостиница, почта и др.) следует соблюдать требования СП 160.1325800.

4.7    Планировка и оборудование зданий вокзалов по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями должны соответствовать СП 59.13330.

Расчетное число пассажиров с ограниченными возможностями следует принимать в зависимости от местных условий, но не менее 2 % общей расчетной вместимости вокзала (отдельно для пассажиров каждой категории (дальние, пригородные), но не менее двух человек].

4.8    При размещении вокзалов в зданиях — памятниках истории и культуры — необходимо соблюдать требования (4] в соответствии с архитектурно-реставрационным заданием.

4.9    Требования к проектированию вокзалов, обслуживающих в том числе международные сообщения, приведены в [9]. [10].

5    Требования к участкам размещения зданий вокзалов

5.1 Размещение зданий вокзалов (вокзальных комплексов) должно соответствовать СП 42.13330, генеральным планам населенных пунктов и документам территориального планирования согласно (5].

На участках размещения зданий вокзалов следует предусматривать мероприятия по обеспечению их доступности для маломобильных групп населения в соответствии с СП 59.13330 и СП 140 13330.

Генеральный план вокзала следует разрабатывать как часть комплекса, включающего: привокзальную площадь или территорию, примыкающую к железнодорожной станции, собственно здание вокзала и перрон железнодорожной станции.

5.2    Пассажирская зона вокзала должна быть изолирована от зоны багажных помещений.

5.3    Размерами и конфигурацией участка для размещения вновь строящегося вокзала должна быть предусмотрена возможность перспективного развития здания вокзала.

5.4    Средняя длина пешеходного пути пассажиров от остановочных пунктов городского общественного транспорта до выхода на посадку, а также необходимость применения механических средств передвижения (пассажирские конвейеры, эскалаторы и др.) должны приниматься в соответствии с 6.3.8 и 6.3.9 СП 140.13330.2012, требования к длине пешеходных путей приведены в (16].

5.5    На участке размещения вновь проектируемых вокзалов при необходимости передвижения пешеходов (пассажиров) должны устраиваться тротуары шириной не менее 5 м.

5.6    Входы в вокзал необходимо оборудовать конструкциями для защиты от атмосферных осадков и устройствами соблюдения внутреннего температурного режима здания.

5.7    Железнодорожные перроны и платформы следует проектировать по СП 119.13330, а для железнодорожных перронов и платформ с тактовым движением — с учетом нормы площади 0,6—0,7 мна одного пассажира.

6 Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям зданий вокзалов

6.1    Организация движения потоков пассажиров и ручного багажа

6.1.1    При проектировании вокзалов необходимо предусматривать возможно более полное разделение потоков пассажиров по категориям (в зависимости от дальности следования) и направлениям (отправления, прибытия).

6.1.2    Пути следования потоков пассажиров должны быть безопасными, максимально короткими, преимущественно без пересечений и встречных движений в одном уровне — с учетом требований законодательства в области транспортной безопасности.

Основная зона движения пешеходов определяется из значения расчетной ширины полосы пешеходного движения 0,75 м в одном направлении.

6.1.3    На пути движения пассажиров и багажа подъемы и спуски должны быть сведены к минимуму.

При наличии подъемов и спусков высотой до 0.5 м они должны оборудоваться специальными наклонными съездами и подъемами, а свыше — специальными подъемным и спускаемым оборудованием с высокой пропускной способностью.

6.1.4    Помещения и оборудование вокзала следует располагать с учетом рациональной технологической последовательности совершаемых пассажирами операций, при которой возвратные движения и массовое скопление пассажиров в отдельных местах вокзала должны быть сведены к минимуму.

6.1.5    Для пассажиров отправления помещения кассы (в том числе автоматы для продажи билетов. БПА. ТТС и др ). справочные бюро, отделения связи, камеры хранения ручной клади и багажа, залы ожидания и учреждения обслуживания должны располагаться в последовательности, исключающей возвратное движение и пересечение основных потоков (кроме малых и средних вокзалов).

6.1.6    Для пассажиров прибытия следует предусматривать наиболее короткие пути выхода к остановочным пунктам общественного и личного транспорта с исключением столкновения с потоками пассажиров отправления и минуя основные помещения вокзала.

6.2 Требования к объемно-планировочным решениям

6.2.1    Здания вокзалов должны включать помещения различного назначения, необходимые для обслуживания пассажиров, обеспечения административных и технических функций.

6.2.2    В вокзалах допускается размещать помещения, предназначенные для управления движением транспортных средств, осуществления грузовых и почтовых операций. Служебно-технические здания железнодорожной автоматики и телемеханики допускается блокировать с вокзалами.

6.2.3    Состав и площади основных пассажирских и служебных помещений (17] следует устанавливать исходя из их вместимости в соответствии с приложением Е.

6.2.4    В подвальных этажах вокзалов допускается размещать камеры хранения, санитарно-гигиенические помещения для пассажиров и персонала, а также другие технические и вспомогательные помещения, приведенные в приложении ДСП 118.13330. с учетом требований пожарной безопасности (раздел 7).

6.2.5    Допускается размещение в цокольных этажах вокзалов пассажирских помещений кроме комнат пассажиров с детьми, матери и ребенка и длительного отдыха пассажиров при условии обеспечения пожарной безопасности и соблюдения санитарно-гигиенических требований размещения персонала.

6.2.6    При объемно-планировочном решении вокзала с технологическим обслуживанием пассажиров в двух уровнях и выше или в нескольких этажах следует предусматривать устройство эскалаторов и пассажирских лифтов, число которых принимается по расчету, но не менее двух, соблюдая СП 59.13330 и ГОСТ Р 52382.

6.2.7    В вестибюле вокзала на входе и выходе предусматриваются два ряда дверей для снижения скорости движения воздуха в зоне пассажирского потока.

6.2.8    Операционный, распределительный и кассовый залы следует группировать со стороны главного входа с привокзальной площади. В этих помещениях должно быть необходимое число устройств (17) для проведения соответствующих операций и удобные взаимосвязи с залами ожидания, привокзальной площадью, перроном.

6.2.9    Билетные кассы следует располагать блоками, объединяя их по категориям пассажиров (по дальности следования).

Перед билетными кассами необходимо предусматривать свободную зону накопления пассажиров глубиной не менее: 3 м — на вокзалах вместимостью до 500 пассажиров, 4 м — в остальных случаях.

Для касс, размещаемых на этажах кроме первого, по заданию на проектирование предусматриваются грузовые подъемники для бланков.

Комнаты раскассечивания (обслуживания) автоматических касс, подсчета и сдачи выручки следует размещать в составе кассового блока по заданию на проектирование.

Сейфовые помещения в кассовых блоках предусматривают по заданию на проектирование.

Требования к объемно-планировочным решениям билетных касс приведены в (17).

На малых и средних вокзалах с числом кассовых ячеек до шести допускается совмещение комнаты отдыха с комнатой приема пищи и гардероба для верхней одежаы в подсобном помещении площадью не менее 12 м2. санитарный узел оборудуется гигиеническим душем (вместо отдельного помещения для гигиены женщин).

По заданию на проектирование допускается предусматривать кассовые ячейки «открытого» типа.

На больших и крупных вокзалах по заданию на проектирование допускается предусматривать систему электронной очереди.

Для вокзалов пригородного сообщения по заданию на проектирование следует предусматривать применение АСОКУПЭ.

6.2.10    Залы ожидания должны быть связаны с вестибюлем, предприятиями общественного питания и выходами на перрон, а также с залами, размещенными в подземном этаже и на втором этаже.

В больших и крупных вокзалах допускается устройство одного или нескольких залов ожидания для различных категорий пассажиров (по дальности следования), а также транзитных пассажиров, военнослужащих и др.

6.2.11    Рекомендации по обеспечению комфортной акустической среды при проектировании помещений для пребывания пассажиров приведены в (18). Звукопоглощение облицовкой должно соответствовать СП 51.13330.

6.2.12    Зал ожидания допускается разделять на части, размещаемые в цокольном этаже и на антресолях.

6.2.13    Операционный, распределительный, кассовый залы и залы ожидания допускается объединять в одном помещении с обеспечением его функционального зонирования.

6.2.14    В вокзалах, расположенных в южных климатических районах (ША. 1ИБ. IIIB. ivr согласно СП 131.13330). для отдыха и ожидания пассажиров в наиболее напряженные по пассажиропотоку летние дни допускается использовать открытые, обеспеченные затенением пространства (плоские кровли. балконы, террасы). Такие пространства и конструкции должны быть рассчитаны с резервом не менее 25 % общего расчетного числа пассажиров и посетителей.

В вокзалах с сезонным характером работы следует предусматривать возможность перевода простаивающих в малолюдный сезон помещений в режим экономичной эксплуатации с ограничением доступа пассажиров и посетителей, снижением уровня освещения и отопления до нижней границы соответствующих нормативных значений, приведенных в СП 60.13330 и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278.

6.2.15    Камеры хранения ручной клади следует располагать вблизи путей следования пассажиров прибытия в местах, удобных для использования пассажирами, в соответствии с заданием на проектирование или приложением Е.