Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

183 страницы

964.00 ₽

Купить СН 41-58 — официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Правила и нормы планировки и застройки городов распространяются на все города Советского Союза, за исключением городов, расположенных в особых климатических условиях северных и северо-восточных районов страны, в границах, нанесенных на прилагаемой карте.

  Скачать PDF

Оглавление

I. Основные положения

II. Общая организация территории города и пригородной зоны

1. Определение перспектив развития города

2. Выбор территории для строительства нового и расширения существующего города

3. Функциональная организация территории города

4. Система городских улиц и дорог

5. Баланс городской территории

6. Пригородная зона

III. Территория промышленная, складская и внешнего транспорта

1. Общие требования к размещению промышленных предприятий

2. Планировка промышленных районов города

3. Выбор территории для строительства промышленных предприятий

4. Территория складов

5. Территория внешнего транспорта

а) Общие требования к размещению сооружений и устройств внешнего транспорта

б) Территория железнодорожного транспорта

в) Территория морского транспорта

г) Территория речного транспорта

д) Территория внешнего автомобильного транспорта

е) Территория воздушного транспорта

IV. Селитебная территория

1. Организация селитебной территории

2. Общественные центры

3. Зеленые насаждения

4. Охранные зоны памятников культуры

5. Зонирование жилой застройки

V. Учреждения культурно-бытового обслуживания

1. Общие положения

2. Детские учреждения

3. Учебные заведения

4. Учреждения здравоохранения

5. Культурно-просветительные учреждения

6. Предприятия торговли

7. Предприятия общественного питания

8. Физкультурные и спортивные сооружения

9. Коммунальные предприятия

10. Административные, общественные учреждения и хозяйственные организации

11. Учреждения обслуживания, размещаемые в жилых домах или в отдельно стоящих зданиях, объединяющих несколько обслуживающих учреждений

VI. Жилая застройка

1. Планировка микрорайонов и кварталов

2. Застройка жилой территории микрорайонов и кварталов многоэтажными и малоэтажными домами

3. Застройка жилой территории микрорайонов и кварталов домами с индивидуальными участками

4. Размещение школ, детских учреждений и магазинов

5. Жилые улицы и внутриквартальные проезды

6. Гаражи и стоянки автомобилей индивидуального пользования

7. Энергоснабжение

8. Внутриквартальные инженерные сети

9. Помещения и площадки для мусоросборников

10. Вертикальная планировка

VII. Парки, сады, бульвары и другие виды зеленых насаждений

1. Зеленые насаждения общего пользования на селитебной территории

а) Общие положения

б) Городской парк

в) Районные парки

г) Детские парки

д) Сады жилых районов

е) Сады микрорайонов (межквартальные)

ж) Скверы

з) Бульвары

2. Внеселитебные зеленые насаждения

а) Лесопарки

б) Кладбища и крематории

в) Питомники и цветочно-оранжерейное хозяйство города

VIII. Улицы, площади и дорожные сооружения

1. Улицы и городские дороги

а) Общие положения

б) Главные улицы

в) Набережные

г) Магистральные улицы

д) Улицы местного значения (жилые улицы, улицы промышленных и складских районов)

е) Городские дороги

2. Площади

а) Общие положения

б) Главные площади города и районов

в) Площади перед театрами, клубами и другими общественными зданиями

г) Площади у торговых зданий и рыночные площади

д) Вокзальные площади

е) Площади для распределения транспортных потоков и предмостные площади

3. Дорожные сооружения

а) Мосты

б) Пересечения городских улиц и дорог с железными дорогами

в) Пересечения магистральных улиц в разных уровнях

г) Автомобильные стоянки

IX. Инженерное оборудование городов

1. Санитарно-техническое оборудование

а) Общие положения

б) Водоснабжение

в) Канализация

г) Очистка населенных мест

2. Энергоснабжение

а) Общие положения

б) Электроснабжение

в) Теплоснабжение

г) Газоснабжение

X. Инженерные подземные сети

XI. Инженерная подготовка территории

1. Общие положения

2. Отвод поверхностных вод

3. Защита от затопления и подтопления

4. Защита от селевых потоков

5. Понижение уровня грунтовых вод

6. Орошение городских территорий

7. Борьба с оврагообразованием

8. Берегоукрепительные сооружения и благоустройство береговой полосы

9. Борьба с оползнями и прочие работы

10. Противомалярийные мероприятия

11. Вертикальная планировка

Приложение

Показать даты введения Admin

Издание официальное

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ комитет СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА

ПРАВИЛАМ НОРМЫ ПЛАНИРОВКИ И ЗАСТРОЙКИ ГОРОДОВ

СН 41-58

Утверждены Государственным комитетом Goeera Министров СССР по делам строительства по поручению Совета Министров СССР I декабря 1958 г. .

Q-CuMJUi&a с ~ 1- ~ г.

<• 1/г. (*■?. еИипЯ-км~ел.

euti биС-Т* а/ ^

^9i c' 7*

ГОСУДдрстВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО ЛИТЕРАТУРЫ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ, АРХИТЕКТУРЕ И СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛАМ Москва — 1959

ний и монументов, объединенных единым архитектурно-композиционным решением. Городской центр должен быть связан транспортом с жилыми и промышленными районами города и, вместе с тем, хорошо изолирован путем устройства обходных магистралей от транзитных по отношению к центру потоков транспорта.

32.    При организации, развитии и упорядочении системы магистральных улиц города следует добиваться создания кратчайшей и удобной связи важнейших частей города между собой, а также с пригородной зоной, имея в виду необходимость максимального использования существующих улиц и дорог.

В проектах планировки крупных городов следует предусматривать, в связи с конкретными условиями и с учетом перспективы роста автомобильного движения, устройство скоростных городских дорог и необходимых транспортных развязок, обеспечивающих движение с высокой скоростью. Эти дороги должны отделяться зелеными насаждениями от жилой застройки.

Городские магистральные улицы и дороги должны быть удобно связаны с загородными автомобильными дорогами.

33.    В городах, через которые проходят автомобильные дороги общего пользования I и II категорий, следует в зависимости от соотношения между объемами транзитного и местного движения предусматривать строительство объездов в обход города для пропуска транзитного движения, а при строительстве новых дорог указанных категорий их следует располагать за пределами населенных мест.

34.    Парки, сады и скверы следует размещать в городах с обеспечением равномерного обслуживания жилых районов, связывая их бульварами и зелеными полосами между собой и с пригородными зелеными массивами в единую систему озеленения города.

35.    Планировка и застройка городов должна учитывать необходимость проведения мероприятий: по санитарной охране воздушного бассейна от вредных выбросов промышленных предприятий, санитарной охране источников водоснабжения, очистке вредных промышленных сточных вод, охране водоемов и почвы от загрязнений, созданию санитарно-защитных зон между жилыми и промышленными районами, а также по ликвидации малярийных и других очагов, могущих вызвать распространение эпидемических заболеваний.

10

36. Архитектурное решение застройки, озеленения и внешнего благоустройства должно предусматривать создание простого и привлекательного по своему облику города, с творческим развитием лучших национальных традиций и современного зодчества народов СССР, с использованием местных природных особенностей, с обеспечением бытовых удобств для населения и требований экономичности строительства.

II. ОБЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА И ПРИГОРОДНОЙ ЗОНЫ

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ГОРОДА

37.    Перспективы развития города при разработке проектов планировки и застройки следует определять на основе текущие и перспективных планов развития народного хозяйства страны., в соответствии с перспективными предложениями Госпланов союзных республик, министерств, ведомств и совнархозов, а также соответствующих научно-исследовательских и проектных организаций.

Перспективы развития города должны также основываться на изучении и анализе исторического опыта его формирования, демографического процесса и данных природной среды.

38.    В проектах планировки должно предусматриваться комплексное решение архитектурно-строительных, экономических, санитарно-гигиенических и инженерно-технических вопросов как на перспективный срок 20—25 лет, так и на первую очередь строительства 5—10 лет.

На основе определения перспектив развития города в проектах планировки устанавливается численность трудящихся предприятий и учреждений градообразующего значения для установления общей расчетной численности населения.

К предприятиям и учреждениям градообразующего значения относятся:

а)    все промышленные предприятия, за исключением предприятий, обслуживающих только нужды населения данного города (предприятий легкой и пищевой промышленности, коммунальных и торговых предприятий и др.);

б)    предприятия, устройства и учреждения внешнего транспорта (железнодорожного, морского, речного, воздушного и автомобильного);

в)    административные, общественные и хозяйственные учреждения союзного, республиканского, областного (краевого) и районного (внегородского) значения;

г)    научно-исследовательские учреждения;

д)    высшие и специальные средние учебные заведения (без учета вечерних и заочных учебных заведений);

е)    строительно-монтажные и проектно-изыскательские организации, осуществляющие новое промышленное, жилищногражданское и коммунальное строительство, а также их проектирование;

ж)    курортные учреждения (санатории, дома отдыха), больницы и другие лечебные учреждения внегородского значения.

Примечание. В состав градообразующих кадров включаются полностью педагогический и обслуживающий персонал вузов и специальных средних учебных заведений и 50% учащихся.

39.    Определение перспектив развития городов в районах со сложными планировочными условиями расселения (см. п. 13) должно производиться с учетом всего строительства в районе и в увязке со схемой районной планировки.

40.    Проектные расчеты территории, жилой площади, объемов учреждений культурно-бытового обслуживания населения и различных видов благоустройства городов надлежит производить, исходя из перспектив развития города и на основе расчетной численности населения.

Расчетная численность населения устанавливается в проектах планировки городов, исходя из удельного веса численности трудящихся предприятий и учреждений градообразующего значения в общей численности населения города, по формуле

где Я—искомая расчетная численность населения города;

К — абсолютная численность трудящихся предприятий и учреждений градообразующего значения;

П — удельный вес градообразующей группы в общей численности городского населения в проц. (в соответствии с п. 41).

4L Удельный вес трудящихся предприятий и учреждений градообразующего значения в общей численности населения города на расчетный срок рекомендуется принимать в 27— 35%, в зависимости от конкретных условий.

Примечания. !. В отдельных случаях удельный вес градообразующей группы может быть снижен в зависимости от местных особенностей (профессиональная занятость населения, климатические условия и др.),по согласованию с Госпланом союзной республики, до 25%.

2. Для поселков строящихся предприятий при определении расчетной численности населения допускается повышать удельный вес градообразующей группы до 40%, имея в виду, что на первый период строительства контингент строителей может состоять из малосемейных и молодежи.

13

2. ВЫБОР ТЕРРИТОРИИ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА НОВОГО И РАСШИРЕНИЯ СУЩЕСТВУЮЩЕГО ГОРОДА

42.    Территория, выбираемая для строительства нового или расширения существующего города, должна иметь:

а)    достаточные размеры для размещения всех видов городского строительства с учетом необходимых резервов;

б)    рельеф с уклонами, допускающими возможность устройства дорог, строительства зданий, отвода атмосферных вод, укладку подземных инженерных сетей с наименьшим объемом земляных работ;

в)    грунты, допускающие строительство промышленных, жилых и общественных зданий без устройства дорогостоящих оснований, и почвы, пригодные для произрастания зеленых насаждений;

г)    благоприятные условия для устройства водоснабжения, энергоснабжения, канализации и очистки населенных мест;

д)    в орошаемых районах — возможность самотечного орошения.

Территорию для строительства городов рекомендуется выбирать с наиболее благоприятными естественными и санитарными условиями, преимущественно вблизи рек, открытых водоемов и крупных массивов зеленых насаждений; малые города желательно размещать по одну сторону железнодорожной магистрали.

Примечания. 1. Выбор территории для строительства или расширения города в сложных случаях следует производить путем разработки вариантов в целях сравнения их по экономическим, гигиеническим, архитектурно-планировочным и техническим показателям и признакам.

2.    В случае расположения городов в малярийных и угрожаемых малярией местностях должны быть предусмотрены противомалярийные мероприятия в соответствии с действующим законодательством.

3.    При выборе территории для городов у рек с блуждающим руслом или у крупных водохранилищ необходимо предусматривать соответствующее удаление городской застройки от них, либо закрепление требуемого участка русла или береговой полосы.

43.    Выбор селитебной территории должен осуществляться одновременно с выбором территории для промышленного строительства.

44.    Инженерно-строительные и гигиенические качества селитебной территории должны быть не ниже указанных в табл. 1.

И

Характеристика природных условий территории по степени пригодности для жилой застройки

Таблица 1

л/п

При

родные

факто

ры

Пригодные территории

Ограниченно пригодные территории

Непригодные

территории

Рель

еф

С уклоном до 10%

С уклоном до 20%, а в горной местности до 30%

С уклоном более 30%

Груя-

ТЫ

Допускающие использование естественных оснований для зданий и сооружений

Требующие устройства искусственных оснований для зданий и сооружений и усиления фундаментов

Грун-

товые

воды

Допускающие строительство без проведения работ по понижению уровня грунтовых вод или без устройства сложной гидроизоляции заглубленных в землю помещений и фундаментов

Требующие производства специальных работ по понижению уровня грунтовых вод, устройству сложной гидроизоляции заглубленных в землю помещений и фундаментов или проведению противокоррозийных мероприятий

Забо

лочен

ность

Не имеющие заболоченности или допускающие возможность осушения территории простейшими методами

Т ребующие специальных работ по осушению

С торфяниками слоем 2 м и более, требующие сложных мероприятий по осушению тер-

Затоп

ляе

мость

Незатопляемые

Затопляемые не чаще одного раза в 25 лет с наивьгсшим горизонтом высоких вод над поверхностью земли не более 0,6 м или территории с более высоким уровнем затопления, но допускающие проведение несложных инженерных мероприятий по ограждению от затопления

ритории

Затопляемые чаще одного раза в 25 лет и требующие сложных инженерных мероприятий по ограждению от затоп• ления

Оползни, карсты и овраги

Отсутствуют

Имеются недействующие старые и действующие активные оползни,

Имеют значительное распре-

15

Продолжение

Ко

п/п

При

родные

факто

ры

Пригодные территории

Ограниченно пригодные территории

Непригодные

территории

карсты, овраги на небольшой площади, требующие несложных инженерных мероприятий

странение действующие оползни, карсты и овраги, требующие сложных инженерных мероприятий

Примечания. 1. Допускается использовать ограниченно пригодные территории, а в отдельных случаях и непригодные (в районах, характеризуемых неблагоприятными природными условиями), при условии предварительного проведения технически и экономически целесообразных инженерных мероприятий с соблюдением санитарных требований.

2. При определении пригодности территории для строительства в районах, подверженных землетрясениям, следует руководствоваться «Нормами и правилами строительства в сейсмических районах» (СН 8-57).

45. Размещение различных видов застройки не допускается:

а)    над,местами залегания полезных ископаемых (угля, руды и др.), имеющих промышленное значение, и в зонах обрушения от горных выработок;

б)    в 1-м поясе зоны санитарной охраны курортов и источников водоснабжения, устанавливаемой в соответствии с действующим законодательством;

в)    в санитарно-защитных и специальных зонах промышленных предприятий (см. пп. 102, 103 и 104);

г)    на участках, загрязненных органическими отбросами, до истечения определенного срока, устанавливаемого органами Государственной санитарной инспекции;

д)    в зоне перспективного развития транспортных устройств, а также на недостаточных по площади участках, расположенных между транспортными магистралями (железными дорогами и автомобильными дорогами I и II категорий);

е)    на территории археологических и других заповедников, а также охранных зон памятников культуры (архитектуры, искусства, истории и археологии);

ж)    на участках, расположенных в зонах интенсивного воздействия селевых потоков и снежных лавин.

Примечание. Размещение жилищного строительства над местами залегания полезных ископаемых или в зонах санитарной охраны допускается в исключительных случаях по согласованию с органами Госгортехнадзора или Государственной санитарной инспекции — по принадлежности.

3. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА

46. Территория городов по своему назначению подразделяется на следующие зоны:

а)    селитебную, где должны размещаться жилые микрорайоны, кварталы, участки общественных зданий и сооружений, улицы и площади, парки, сады, скверы, бульвары, участки коммунально-бытовых предприятий, не выделяющих санитарных вредностей (см. п. 105);

б)    промышленную, где должны размещаться промышленные предприятия и связанные с ними транспортные сооружения, склады, улицы и дороги;

в)    коммунально-складскую, где должны размещаться склады, гаражи и коммунальные предприятия;

г)    внешнего транспорта, где должны располагаться железнодорожные станции, морские и речные пристани и порты, аэропорты;

д)    прочие земли в городской черте, где размещаются санитарно-технические сооружения, обслуживающие город, городские подсобные хозяйства, санитарно-защитные зоны, внесели-тебные зеленые насаждения, кладбища, питомники и др.

Примечания. 1. Под зоной понимается часть городской территории, предназначенная преимущественно для какого-либо однородного использования (промышленного, транспортного, жилищного строительства и др.) и расположенная в средних и малых городах преимущественно в виде компактных массивов, а в крупных и больших—состоящая из нескольких массивов.

2. В сейсмических районах следует производить разделение территории на зоны с учетом сейсмического микрорайонирования территории города.

В указанных зонах при необходимости допускается расположение отдельных обособленных участков для размещения трамвайных, троллейбусных и автобусных парков и других коммунальных предприятий. Размещение в селитебной зоне указанных предприятий не должно нарушать санитарно-гигиенических условий жизни населения.

17

47. Университетские, институтские и больничные городки, специальные научно-исследовательские учреждения, занимающие значительные по площади участки земли, рекомендуется располагать обособленно, за пределами городской застройки. В городах, имеющих курортное значение, выделяются курортные зоны, в которых размещаются санатории, дома отдыха, курортные парки и группы общественных и лечебных учреждений.

2 Зак. 1288

48. Селитебную зону следует располагать на возвышенных и здоровых территориях, с наветренной стороны, а также выше по течению рек по отношению к промышленным предприятиям с производственными вредностями и отделять от них санитарно-защитными зонами. Наветренная и подветренная стороны определяются по розам повторяемости и скорости ветров, построенным по данным ближайших метеорологических станций.

49.    Зеленые насаждения могут входить в состав всех зои города. На селитебной территории в систему зеленых насаждений входят городские парки, сады, скверы, бульвары, сады микрорайонов и внутриквартальные насаждения. В состав зеленых насаждений, располагаемых на внеселитебной территории, входят насаждения промышленных и складских районов, санитарно-зашитных и охранных зон, на территориях внешнего транспорта, а также загородные парки, лесопарки, мелиоративные, ветрозащитные и другие виды насаждений.

50.    Функциональная организация города должна- определять целесообразное взаимное расположение селитебных, промышленных, складских, транспортных и других территорий с обеспечением:

а)    санитарных и специальных требований;

б)    пешеходной доступности или удобной транспортной связи между жилыми районами и местами приложения труда;

в)    построения рациональной системы основных улиц и дорог;

г)    возможности, в случаях необходимости, развития каждой из территориальных зон города.

51.    В крупных городах часть новой жилой застройки при соответствующем технико-экономическом обосновании может размещаться за пределами города и окружающих его лесопарков в виде обособленных небольших городов-спутников, удобно связанных с центральной частью города и основными промышленными районами железнодорожным и автомобильным транспортом.

52.    В крупных и больших городах необходимо учитывать целесообразность расчленения территории на городские районы, разделяющиеся в свою очередь на жилые районы с использованием в качестве разрывов между ними зеленых насаждений и естественных рубежей (речных пойм, озер, крутых склонов, оврагов и т. п.), а также искусственных преград— существующих железнодорожных линий, линий высоковольтной передачи и т. п.

18

Если городские районы обособлены и находятся на значительном расстоянии друг от друга, функциональную .организацию территории каждого из них рекомендуется осуществлять самостоятельно (свои промышленная зона, селитебная зона и др.), но исходя из общего построения плана города.

Малые, а при известных условиях и средние города могут располагаться компактно, без расчленения их на обособленные городские и жилые районы. Не должно допускаться чересполосного размещения селитебных, промышленных, транспортных и других территорий.

Примечание. При определении в проектах планировки городских районов рекомендуется учитывать их значение в административном районировании города.

53.    При реконструкции существующих городов рекомендуется на основе специальных технико-экономических обоснований предусматривать необходимые меры по устранению имеющихся недостатков в функциональной организации территории путем постепенного выноса из селитебных зон вредных в санитарном отношении производств, складов, а также неудобно расположенных железнодорожных сооружений и устройств.

4. СИСТЕМА ГОРОДСКИХ УЛИЦ И ДОРОГ

54.    Городские улицы и дороги должны проектироваться как единая система городских путей сообщения, с учетом перспективного развития пассажирского и грузового движения и в увязке с движением пешеходов. Система городских путей сообщения должна обеспечивать возможность осуществления основных транспортных связей по кратчайшим направлениям с минимальными затратами времени я с максимальной безопасностью для пассажиров и пешеходов. Городские улицы и дороги должны иметь удобные выходы на внегородские автомобильные дороги и хорошие связи с устройствами внешнего транспорта при наименьших затратах на строительство и эксплуатацию транспортных линий.

При решения системы городских путей сообщения необходимо предусматривать последовательность развития автомобильного движения, сетей и сооружений транспорта на основе расчета перспективных пассажиропотоков и грузопотоков, выбирать наиболее целесообразные виды городского массового пассажирского транспорта и количество его подвижного состава, а также необходимые земельные участки для размещения трамвайных парков, троллейбусных депо и гаражей (автобусов, грузовых и легковых автомобилей).

19

«Правила и нормы планировки и застройки городов» разработаны в развитие главы П-В. 1 Строительных норм и правил (СНиП).

Правила и нормы составлены на основе изучения и обобщения передовой отечественной градостроительной практики, а также с учетом прогрессивных приемов планировки и застройки городов за рубежом

Редакционная ком и г си я: СВЕТЛИЧНЫЙ В* И. (председатель), БАБУРОВ В. В., ДЕСЯТКОВ Г. В., КРАСИЛЬНИКОВ II. А, КУДРЯВЦЕВ А. О., СВЕТЛИЧНЫЙ Б. Е., СМИРНОВ Н. С., ШКВАРИКОВ В. А.

55. Городские улицы и дороги по своему назначению, размерам и характеру движения разделяются на категории е соответствии с табл. 2.


Категории городских улиц и дорог

Таблица 2


м

п/п


Категории улиц и дорог


Основное назначение улицы или дороги


1


2


3


4

5


6


I—Магистральные улицы общегородского значения


Транспортная связь между собой жилых, промышленных, складских районов, а также с центром города, объектами общегородского значения (вокзал, парк, стадион, товарная станция) и с городскими дорогами


И—Магистральные улицы районного значения


III—Жилые    улицы

(местного значения)


IV    — Улицы промышленных и складских районов (местного значения)

V    — Скоростные городские дороги


Транспортная и пешеходная связь жилых и промышленных районов с магистральными улицами общегородского значения и городскими дорогами, местная связь между смежными районами города и отдельными объектами в пределах района

Транспортная и пешеходная связь микрорайонов, жилых кварталов и отдельных групп зданий с магистральными улицами и городскими дорогами


Транспортная связь отдельных промышленных предприятий и складов с магистральными улицами и городскими дорогами

Скоростная транспортная связь между собой удаленных районов города и с внегородскими автомобильными дорогами I, II и III категорий, с пропуском массовых потоков автомобильного транспорта, с полной или частичной развязкой движения в разных уровнях


VI — Городские доро- Транспортная разгрузка центрального ги местного значения района города, связь между обособленными

районами города и между промышленными предприятиями, складскими районами, подъезды к расположенным за пределами городской застройки больницам, университетским и институтским городкам, коммунальным и другим сооружениям и устройствам


Примечания. 1. В малых и средних городах могут отсутствовать улицы и дороги отдельных категорий.

2. К городским дорогам местного значения относятся также устраиваемые в отдельных случаях парковые дороги прогулочного назначения для автомобильного, велосипедного и пешеходного движения.

24


Государственный комитет

Правила и нормы

Совета Министров СССР

планировки и застройки

СН 41-58

по делам строительства

городов

I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.    «Правила и нормы планировки и застройки городов» распространяются на все города Советского Союза, за исключением городов, расположенных в особых климатических условиях северных и северо-восточных районов страны, в границах, нанесенных на прилагаемой карте.

2.    Впредь до издания специальных «Правил и норм планировки и застройки поселков» настоящие Правила и нормы могут распространяться на поселки городского типа в части выбора территории, функционального зонирования и организации территории, санитарных требований, правил и норм жилой застройки, а также при расчетах потребности в учреждениях культурно-бытового обслуживания населения.

3.    В Правилах и нормах в ряде случаев приведены «верхний» и «нижний» показатели норм (плотности населения и жилой площади, радиусы обслуживания, нормы обеспечения учреждениями культурно-бытового обслуживания и т. п.). В таких случаях необходимо применять (в указанных нормами пределах) показатели, которые в конкретных условиях данной местности являются наиболее целесообразными и экономичными.

4.    Правила и нормы, относящиеся к промышленным предприятиям, сооружениям и устройствам внешнего транспорта, складским территориям и т. п., ограничены преимущественно вопросами их рационального размещения в городе, а также некоторыми вопросами их внутреннего устройства и планировки, затрагивающими общие интересы города.

Внесены Академией строитель

Утверждены Государствен

Срок введе

ства и архитектуры СССР и

ным комитетом Совета Ми

ния

отделом планировки и зас трой

нистров СССР по делам

С 1 февраля

ки городов Госстроя СССР

строительства

1959 г.

3

5.    При проектировании городов следует наряду с Правилами и нормами также руководствоваться и отраслевыми нормами, на которые в тексте Правил и норм в необходимых случаях делаются ссылки. Перечень этих нормативных документов дается в приложении.

6.    В Правилах и нормах в целях дифференциации нормативных данных все города подразделены по численности населения на четыре группы: к крупным городам отнесены города с населением 250 тыс. человек и более, к большим — с населением 100—250 тыс. человек, к средним — с населением 50— 100 тыс. человек и к малым городам — с населением до 50 тыс. человек.

7.    Советы Министров союзных республик, а также Мосгор-исполком в случае необходимости могут издавать по согласованию с Госстроем СССР дополнительные указания к настоящим Правилам и нормам, учитывающие величину и значение городов, местные климатические, бытовые и другие особенности.

8.    Строительство новых городов и развитие существующих должно производиться в соответствии с утвержденными в надлежащем порядке проектами их планировки и застройки. Разработка проектов планировки и застройки должна осуществляться на основе настоящих Правил и норм.

9.    Планировка и застройка городов имеет целью обеспечить создание благоприятных условий жизни населения и необходимые условия промышленного производства в городах, в соответствии с общими задачами непрерывного улучшения благосостояния народа, развития народного хозяйства и подъема социалистической культуры страны.

10.    Проектирование и строительство городов должно осуществляться на основе новейших достижений науки, с учетом современных требований гигиены, экономики, техники и архитектуры. На всех стадиях проектирования, строительства и реконструкции городов необходимо добиваться наиболее прогрессивных и экономичных решений, способствующих повышению качества и снижению стоимости строительства.

11.    В проектах планировки крупных городов (по списку городов, утвержденному Советом Министров СССР) новое промышленное строительство, а также расширение действующих заводов и фабрик не должны предусматриваться, за исключе; «нем строительства предприятий, непосредственно связанных с обслуживанием города (коммунально-бытовых, пищевых, строительной индустрии).

12.    Новое промышленное строительство целесообразно размещать в существующих и новых малых и средних городах, имеющих благоприятные условия для развития промышленности и расселения, не допуская при этом излишнего сосредоточения промышленных предприятий в крупных городах и чрезмерного роста их населения. Расчетная численность населения этих городов, как правило, не должна выходить за пределы 200—250 тыс. человек.

13.    Планировка городов в районах, где расположены или намечаются к строительству группы промышленных предприятий, связанных между собой единой системой расселения, общей сырьевой и энергетической базой, объединенной системой транспорта, дорог и инженерных сооружений и сетей, должна производиться с учетом всего строительства в районе и на основе схемы районной планировки.

14.    Планировку крупных и больших городов рекомендуется производить совместно с планировкой их пригородной зоны как единое целое — для правильного решения вопросов расселения, а остальных городов — с учетом прилегающего к городу района.

15.    Территорию для строительства новых и расширения существующих городов следует выбирать с наиболее благоприятными естественными и санитарными условиями, исключающими дорогостоящие работы по инженерной подготовке территории, учитывая необходимость обеспечения удобного взаимного расположения жилых и промышленных районов, создания между ними озелененных санитарно-защитных зон. Разрывы между городами, а также между жилыми и промышленными районами следует устанавливать с учетом специальных требований.

16.    При проектировании городов следует предусматривать четкое распределение городской территории по видам ее использования: для жилищного и общественного строительства, промышленного строительства, складов, коммунальных и других сооружений и устройств, сооружений железнодорожного, водного, воздушного и автомобильного транспорта.

Размещение строительства в городе должно строго соответствовать установленному зонированием назначению отдельных частей городской территории.

17.    Территорию города следует, исходя из требований лучшей организации жизни населения, членить на отдельные городские и жилые районы, ограниченные по площади и разделенные между собой озелененными разрывами. Целесообразно в качестве этих разрывов использовать участки леса, речные поймы, крутые склоны, овраги и искусственные преграды (су-

шествующие, железнодорожные линии, линии высоковольтной передачи и т. п.)..

Существующие разрывы между сложившимися обособленными районами в крупных городах следует использовать преимущественно под зеленые насаждения, избегая объединения этих районов в один массив сплошной застройки.

18.    В городах, расположенных на берегах морей, рек и других крупных водоемов, необходимо предусматривать правильное распределение прибрежной полосы для различных целей (жилой застройки, промышленного строительства, морского и речного транспорта, прочих сооружений и т. п.), в увязке с мероприятиями по санитарной охране водоемов и источников водоснабжения, обеспечивая использование лучшей ее части для устройства городских набережных, парков, садов, пляжей и физкультурных сооружений.

19.    Промышленные предприятия в городах следует размещать в обособленных промышленных районах ограниченной величины, располагаемых, как правило, в крупных и больших городах в разных частях города, с соблюдением санитарных, противопожарных и специальных требований. В малых городах допускается, в зависимости от характера промышленности, размещение предприятий в одном промышленном районе.

20.    Промышленные районы необходимо проектировать и застраивать как часть города, к планировке, застройке и благоустройству которой должны быть предъявлены Требования, вытекающие из общих интересов планировки города в целом.

21.    Новые крупные сортировочные и технические железнодорожные станции, перевалочные районы портов, судоремонтные заводы и аэропорты должны размещаться за пределами селитебной территории города. Следует, как правило, предусматривать ограничение развития указанных транспортных устройств, расположенных в пределах селитебной территории, а в случае необходимости при соответствующих технико-экономических обоснованиях проектировать постепенный их вынос за пределы города.

22.    Складские районы следует размещать рассредоточенно, преимущественно вне еелитебной территории города, на специальных подъездных железнодорожных ветках и воднотранспортных путях, с соответствующими разрывами от магистральных железных дорог и сортировочных станций. Не рекомендуется размещать в городах и в непосредственной близости от

6

городов крупные склады и перевалочные базы, не имеющие непосредственного отношения к обслуживанию данного города.

23.    Жилые районы надлежит членить. на микрорайоны и кварталы, предусматривая наиболее рациональную организацию и равномерное размещение на их территории учреждений культурно-бытового обслуживания населения повседневного пользования, целесообразное распределение зеленых насаждений.

Школы, детские учреждения и межквартальные сады необходимо размещать так, чтобы при их посещении не приходилось пересекать улиц с интенсивным движением городского транспорта. Магистральные улицы должны проходить вне территории микрорайонов.

24.    Жилищное строительство в ближайшие годы должно вестись в основном на свободных территориях без сноса существующих строений и преимущественно крупными массивами, избегая разбросанности строительных площадок, с максимальным использованием существующего и проектируемого инженерного оборудования.

Жилищное строительство для близко расположенных промышленных предприятий следует размещать в объединенных поселках или жилых районах городов, не допуская без особой необходимости строительства мелких обособленных поселков при отдельных предприятиях.

25.    Жилищное строительство в крупных городах может частично размещаться при соответствующих технико-экономических обоснованиях в городах-спутниках с населением порядка 30—50 тыс., но не более 80 тыс. жителей, располагаемых в некотором отдалении от крупного города на расстоянии, определяемом местными условиями и специальными требованиями. В городах-спутниках целесообразно предусматоивать размещение промышленных предприятий, не выделяющих значительных производственных вредностей, научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений, преимущественно выводимых из крупного города, в связи с его реконструкцией и разуплотнением. Города-спутники желательно располагать на основе существующих, населенных пунктов, которые могут служить базой для начала строительства. При создании городов-спутников необходимо стремиться к тому, чтобы их население было обеспечено работой в этих городах.

26.    Жилищное строительство должно осуществляться по типовым проектам с применением индустриальных методов строительства. При этом необходимо, чтобы микрорайоны и кварталы были удобны для населения, обеспечены необходи-

7

мыми озелененными площадками и устройствами для физкультуры, детских игр и отдыха населения, хозяйственными дворами, а также имели надлежащее инженерное оборудование и внешнее благоустройство. При озеленении внутриквартальных пространств должны использоваться простые экономичные формы, рекомендуется широко применять газоны в качестве основного покрова, избегая излишних асфальтовых покрытий внутриквартальных дворов. Для защиты жилых домов от за-пыления и шума, вызываемого уличным движением, а в условиях III и IV климатических поясов и для затенения зданий, жилых дворов и улиц должны использоваться древесные насаждения и кустарники.

27.    В целях обеспечения хорошей инсоляции и проветривания квартир и кварталов, целесообразного использования рельефа местности и существующих зеленых насаждений, для создания привлекательного вида застройки улиц и внутриквартальных пространств рекомендуется широкое применение приемов свободной планировки и застройки микрорайонов и кварталов с разнообразной группировкой зданий и открытых пространств

При этом необходимо обеспечить единство архитектурного решения застройки и благоприятные условия для индустриальных способов производства строительных работ.

Не рекомендуется применять периметральные приемы застройки жилых кварталов с фронтальным расположением зданий по красным линиям в тех случаях, когда это приводит к сплошной коридорной застройке улиц, неблагоприятным условиям солнечного освещения жилых зданий, препятствует нормальному проветриванию кварталов и вызывает неоправданные затраты по вертикальной планировке вследствие излишних объемов земляных работ. Периметральные приемы застройки могут применяться на севере и в районах с особо сильными ветрами.

28.    При намечаемой в проектах на перспективу реконструкции существующей за стройки рекомендуется предусматривать мероприятия по укрупнению маломерных кварталов и постепенному разуплотнению жилых районов, имеющих недостаточную площадь зеленых насаждений и свободных пространств, и выделять необходимые участки для зданий культурно-бытового обслуживания населения: школ, детских учреждений, магазинов.

В существующих жилых районах и кварталах крупных и больших городов, где .плотность застройки превышает,, установленные нормы, строительство отдельных зданий в выбороч-

«

ном порядке допускается только на основе предварительно разработанных проектов реконструкции соответствующих жилых районов и кварталов.

Нельзя допускать, чтобы плотности застройки и жилого фонда кварталов в результате их реконструкции превышали установленные нормы, ухудшая тем самым условия проживания населения.

29.    Для застройки городов должны приниматься в основном жилые дома в 4—5 этажей, а для небольших городов и поселков преимущественно дома в 2—3 этажа.

При строительстве городов должны применяться жилые дома таких типов, которые соответствуют местным природным и бытовым особенностям, обеспечивают широкое использование местных строительных материалов и являются в конкретных условиях каждого города наиболее удобными и экономичными.

30.    Необходимо создавать благоприятные условия для дальнейшего широкого развития кооперативного и индивидуального строительства, выделяя удобные для застройки участки, с обеспечением их необходимыми видами благоустройства, учреждениями культурно-бытового обслуживания (школами, детскими садами и яслями, магазинами, банями и прачечными) и нормальной транспортной связью с городом и его промышленными районами.

В крупных городах, а также в городах с недостаточными земельными ресурсами индивидуальное строительство для экономии городской территории рекомендуется осуществлять в виде блокированных двухэтажных домов с ириквартирными участками.

Рекомендуется, особенно в крупных я больших городах, объединять застройщиков в жилищно-строительные кооперативы и коллективы индивидуальных застройщиков на началах трудовой взаимопомощи для строительства многоквартирных жилйх домов.

31.    При проектировании на перспективу городского центра следует исходить из того, что центр должен быть местом сосредоточения общественной жизни населения* поэтому рекомендуется застраивать его крупными зданиями и сооружениями, имеющими наиболее важное общественное и архитектурное значение.

Городской центр должен представлять собой целостную и компактную планировочную систему, состоящую, в зависимости от величины и значения города, из одной или нескольких площадей, главных улиц, садов и парков, общественных зда-