ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА (ГОССТРОЙ СССР)
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГРУНТОВ,
УКРЕПЛЕННЫХ
ВЯЖУЩИМИ
МАТЕРИАЛАМИ,
ДЛЯ УСТРОЙСТВА ОСНОВАНИЙ И ПОКРЫТИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И АЭРОДРОМОВ
СН 25-74
МОСКВА 1975
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА (ГОССТРОЙ СССР)
ИНСТРУКЦИЯ
по ПРИМЕНЕНИЮ ГРУНТОВ,
УКРЕПЛЕННЫХ
ВЯЖУЩИМИ
МАТЕРИАЛАМИ,
ДЛЯ УСТРОЙСТВА ОСНОВАНИЙ И ПОКРЫТИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И АЭРОДРОМОВ
GH 25-74
Утверждена постановлением
Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 24 октября 1974 г. № 218
МОСКВА СТРОЙ ИЗДАТ 1975
Продолжение табл. 4 |
№ конструкций j |
Схемы конструкций дорожных одежд и аэродромных покрытий с применением грунтов, укрепленных вяжущими материалами и добавками других веществ |
Толщина слоя, см |
Дорожно-климатические зоны |
Категории дорог |
Классы аэродромов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
А |
Б |
В |
Г |
д |
Е |
аэродромы с.-хоз. авиации |
|
Основание из це-ментогрунта1 класса прочности или грунта, укрепленного битумной эмульсией совместно с цементом, либо грунта, укрепленного золой-уно-са или золой-уно-са в сочетании с известью или цементом |
15—20 |
— |
— |
III,
IV, V |
— |
— |
— |
— |
hi,
IV, V |
и, ш,
IV, V
1 |
К> ►—1 >—* |
— |
— |
Нижний слой основания из цемен-тогрунта II класса прочности или грунта, укрепленного золой-уноса либо золой-уноса в сочетании с цементом или известью |
12—20 |
|
5 |
Покрытие из горячих или теплых битумоминеральных смесей |
8- |
-12 |
|
|
|
|
|
Основание из це-ментогрунта I или II класса прочности или грунта, укрепленного золой уноса либо золой-уноса в сочетании с цементом или известью, либо грунта, укрепленного битумной эмульсией совместно с цементом I, II класса прочности или битумной эмульсией с добавкой извести |
12- |
-20 |
— |
— |
ш,
IV, V |
II, III, IV |
Продолжение табл. 4 |
1 № конструкций |
Схемы конструкций дорожных одежд и аэродромных покрытий с применением грунтов, укрепленных вяжущими материалами и добавками других веществ |
Толщина слоя, см |
Дорожцо-климэтические зоны |
Категории дорог |
Классы аэродромов |
г |
2 |
3 |
4 |
5 |
А |
Б |
Б |
г | Д |
Е |
аэродромы с.-хоз. авиации |
|
Нижний слой основания из цемеи-тогрунта II, III класса прочности или битумогрунта, либо дегтегрунта с добавкой или без добавки извести или грунта, укрепленного известью либо известковошлаковым цементом |
12—20 |
|
|
ш,
IV, V |
и, ш,
IV |
|
|
|
|
IV, V |
ш,
IV, V |
и, ш,
IV |
1 |
6 |
Двойная поверхностная обработка |
2—3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
} |
|
|
|
|
— |
— |
н, ш,
IV |
II, III, IV |
|
Покрытие из грунта, укрепленного битумной эмульсией совместное цементом или битумной эмульсией с карбамидной смолой |
8—16 |
Основание из цементогрунта I, II класса прочности или грунта, укрепленного золой-уно-са либо золой-уно-са в сочетании с цементом или известью, или грунта, укрепленного битумными вяжущими совместно с цементом II класса прочности |
12—20 |
7 |
Покрытие из теплого или холодного асфальтобетона |
3-6 |
— |
— |
II, ш IV, V |
— |
— |
— |
— |
i
1 |
1 |
IV, V |
III, IV, V |
— |
— |
— |
— |
— |
III, IV, V |
II, III, IV, V |
|
II, иь IV, V |
Продолжение табл, 4 |
JSi |
Схемы конструкций |
|
|
|
|
Дорожно-климатические |
зоны |
|
|
|
|
в |
дорожных одежд н аэродромных по- |
|
|
Категории дорог |
|
|
|
Классы аэродромов |
|
|
ь
и
h-f
о
Vj*
£ |
крытий с применением грунтов, укрепленных вяжущими материалами и добавками других веществ |
Толщина слоя, см |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
А |
Ь |
В |
Г |
Д |
£ |
аэродромы с -хоз. авиации 1 |
|
Основание из грунта, укрепленного битумными вяжущими совместно с цементом I, II класса прочности, цементогрунта с добавками органических веществ, грунта, укрепленного золой-уноса или золой-уноса в сочетании с известью или цементом |
12—25 |
|
|
и, III,
IV, V |
|
|
|
|
|
|
ш.
IV, V |
п, hi,
IV, V |
И, III, IV, V |
8 |
Покрытие из битумоминеральных смесей горячих, теплых, холодных |
3—8 |
— |
— |
— |
II, III, IV, V |
II, III |
|
— |
— |
— |
— |
II, III, IV, V |
или,
IV, V |
|
|
Основание из це-ментогрунта, грунта, укрепленного битумной эмульсией, битумогрун-та, дегтегрунта, грунта, укрепленного золой-уноса, золой-уноса в сочетании с известью или цементом, грунта, укрепленного битумными вяжущими совместно с цементом II класса прочности |
12—22 |
9 |
Двойная поверхностная обработка |
2—3
i |
Покрытие из грунтов, укрепленных всеми видами вяжущих |
12—20 |
Основание — грунт земляного полотна с коэффициентом уплотнения не менее 1 на глубину 30—40 см |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
— |
II, III, IV, V |
— |
— |
— |
— |
— |
IV, V |
|
III,
IV, V |
Продолжение табл. 4 |
№ конструкций |
Схемы конструкций дорожных одежд и аэродромных покрытий с применением грунтов, укреп лепных вяжущими материалами и добавками других веществ |
Толщина
СЛОЯ, СМ |
Дорожно-климатические зоны |
Категории дорог |
Классы аэродромов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
аэродромы с.-хоз. авиации |
10 |
Покрытие из грунтов, укрепленных битумными вяжущими совместно с цементом I и II классов прочности |
12—18 |
— |
— |
— |
— |
и. ш.
IV, V |
— |
— |
— |
— |
— |
ш,
IV, V |
И, III IV, V |
Основание — грунт земляного полотна с коэффициентом уплотнения не менее 1 на глубину 30—40 см |
|
|
Примечания: 1. Для устройства оснований под цементнобетонные покрытия применяют грунты, укрепленные минеральными вяжущими I и II классов прочности. При этом битумогрунты и дегтегрунты применяют для устройства оснований только с добавкой извести или других веществ с учетом требовании, изложенных в табл. 5. Грунты, укрепленные известью, применяют в слое основания только в IV—V дорожпо-климатических зонах.
2. Конструкцию Кя б применяют на дорогах IH категории с интенсивностью движения не более 1500 автомашин в сутки и на дорогах IV категории с интенсивностью движения более 600 автомашин в сутки.
3. Битумогрунты или дегтегрунты применяют как основание только при устройстве покрытий из холодных битумоминеральных смесей.
4. Минимальные значения толщины слоя в конструктивных слоях принимаются в условиях IV и V дорожноклиматической зон.
2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВАНИЙ И ПОКРЫТИЙ ИЗ ГРУНТОВ, УКРЕПЛЕННЫХ ВЯЖУЩИМИ МАТЕРИАЛАМИТребования к грунтам и вяжущим материалам и составу их смесей
2Л. Для устройства дорожных и аэродромных оснований н покрытий из укрепленных грунтов разрешается применять все виды и разновидности крупнообломочных, песчаных и глинистых грунтов в соответствии с классификацией, установленной Указаниями по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог.
Кроме того, разрешается применять гравийно-песчаные, щебеночно-песчаные смеси, удовлетворяющие требованиям СНиП на материалы и изделия для автомобильных дорог, а также отходы от камнедробления, удовлетворяющие по гранулометрическому составу требованиям Указаний по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог.
При определении пригодности 1рунтов для укрепления вяжущими материалами должны учитываться следующие дополнительные требования:
крупнообломочные грунты, применяемые как в естественном-ви-де, так и в смесях подобранного состава, не должны содержать частиц размером крупнее 40 мм;
при отсутствии в крупнообломочных грунтах частиц размером крупнее 25 мм суммарное количество частиц размером от 2 до 25 мм не должно быть более 70% массы грунта. Для частиц размером менее 0,6 мм, входяших в состав крупнообломочных грунтов, число пластичности (lFn) должно быть не более 12;
жирные глины с числом пластичности более 27 не пригодны длй укрепления любыми вяжущими материалами;
не допускается применение для устройства оснований и покрыг тин в III—V дорожно-климатических зонах грунтов, содержащих более 4% и во II — более 2% гумусовых веществ.
Малопрочные щебеночные и гравийные материалы, имеющие показатели по дробимости и износу больше максимально допустимых для 4-го класса прочности (но не более чем на 20%), допускается укреплять вяжущими и применять для устройства нижних слоев оснований на дорогах 4—5-й категорий в III—V дорожно-климатиче^ ских зонах, при этом указанные грунты не должны содержать ча~ стиц крупнее 15 мм.
2.2. При подборе состава искусственных смесей крупнообломочных грунтов следует руководствоваться кривыми оптимального гранулометрического состава, приведенными на рис. 1,
Допускается применять смеси, близкие к оптимальному гранулометрическому составу, в случае, когда отклонение в процентном содержании отдельных фракций составляет не более 10, за исключением максимальных и минимальных значений. Допускается также укреплять вяжущими материалами крупнообломочные грунты прерывистого гранулометрического состава, если наибольшие и наименьшие размеры частиц не выходят за пределы кривых оптимального гранулометрического состава.
При подборе состава смесей из крупно обломочных грунтов должна быть обеспечена минимальная пооистость грунта.
2—114
Крупнообломочные грунты неопгимального состава и одноразмерные пески допускается укреп пять вяжущими только с добавками других веществ (при надлежащем технико-экономическом обосновании).
°)
|
Размеры частиц ,мм
РИС. 1. КРИВЫЕ ОПТИМАЛЬНОГО ГРАНУЛОМЕТРИЧЕСКОГО СОСТАВА КРУПНООБЛОМОЧНЫХ ГРУНТОВ, УКРЕПЛЯЕМЫХ ВЯЖУЩИМИ МАТЕРИАЛАМИ
« — границы смесей с максимальным содержанием частиц / — 5 мм; 2 — то же, 15 мм; б —то же; <3—25 мм; 4 — то же, 40 мм |
2,3. Крупнообломочные грунты, содержащие фракции щебня или гравия, отвечающие требованиям I и II класса прочности щебня и гравия и соответствующим им маркам по дробимости и износу, должны применяться для устройства верхнего и нижнего слоя основания на автомобильных дорогах 1—4-й категорий и аэродромах всех классов во II—V дорожно климатических зонах
Крупнообломочные грунты, содержащие фракции щебня или гравия, отвечающие III и IV классу прочности щебня и гравия,
18
должны применяться для устройства нижнего слоя оснований на дорогах i—2-й категории и аэродромах класса Б, В и Г в III—V дорожно-климатических зонах, а также для устройства верхнего и нижнего слоя оснований на дорогах 3—4-й категории и аэродромах класса Д и Е во II—V дорожно-климатических зонах.
Для устройства покрытий облегченного типа на дорогах 4-5-й категории и аэродромах класса Е и сельскохозяйственной авиации во II—V дорожно-климатических зонах надлежит применять крупнообломочные грунты, содержащие фракции щебня или гравия I—IV класса прочности.
2.4. Пригодность грунтов, перечисленных в п 2.1 настоящей Инструкции, для укрепления их вяжущими материалами должна устанавливаться на основании лабораторных испытаний подобранных составов смесей грунта и вяжущих материалов (приложение 3 и 4) на соответствие показателей их физико-механических свойств требуемым данным.
Для подбора составов смесей и проведения лабораторных испытаний укрепленных грунтов при изысканиях для строительства автомобильных дорог или аэродромов должны быть отобраны средние пробы массой 40—50 кг для каждой разновидности глинистых и песчаных грунтов и 60—80 кг для крупнообломочных грунтов.
При определении пригодности грунтов для укрепления вяжущими материалами в зависимости от условий работы укрепленного грунта в дорожной одежде или аэродромном покрытии, а также вида применяемого вяжущего материала надлежит учитывать дополнительные требования и ограничения, указанные в пп 2 6—2.32, 2.40—2.72 и 2 78—2.83 настоящей Инструкции
2.5. Вяжущие материалы и добавки различных веществ при комплексном методе укрепления грантов должны приниматься в зависимости от вида грунта и дорожно-климатической зоны в соответствии с табл. 5.
Таблица 5 |
№
п/п |
Грунты |
Вяжущие материалы и добавки |
Доро ясно-климатические зоны |
1 |
Крупнообломочные несцементированные, близкие к оптимальному составу, пески гравелистые, крупные и средние разнозер-иистые |
Портландцемент; битумные эмульсии совместно с цементом или с добавкой извести; золы-уноса либо золы-уноса в сочетании с цементом или известью или с добавкой электролитов; жидкие битумы с добавкой активных веществ, каменноугольные дегти с добавкой извести |
II, III, IV, V |
Жидкие нефтяные битумы совместно с цементом, жидкие битумы и каменноугольные дегти |
IV, V |
|
19 |
Инструкция по применению грунтов, укрепленных вяжущими материалами, для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог и аэродромов разработана Государственным всесоюзным дорожным научно-исследовательским институтом Союздорнии Министерства транспортного строительства с участием Государственного проектно-изыскательского и научно-исследовательского института Аэропроект Министерства гражданской авиации.
С введением в действие настоящей Инструкции с 1 июля 1975 г. утрачивают силу Указания по применению в дорожном и аэродромном строительстве грунтов, укрепленных вяжущими материалами (СН 25-64),
Редакторы — инженеры И. Д, Демин, В. И. Серегина (Госстрой СССР), д-р геолого-минералогических наук В. М. Безрук, канд. геолого-минералогических наук Л. Н. Ястребова (Союздорнии), канд. техн. наук М. С, Сардаров (ГПИ и НИИ Аэропроект).
Инструкт.—нормат., I вып.—5—75.
Продолжение тобл. 5 |
№
п/п |
Г рунты |
Вяжущие материалы и добавки |
Дорожно
климатические
зоны |
2 |
Крупнообломочные несцементированные грунты неоптималыюго состава, одноразмерные крупные, средние и мелкие пески |
Портландцемент с добавкой зол-уноса или органических веществ (высокосмолистой сырой нефти или жидкого битума) ; золы-уноса или золы-уноса в сочетании с цементом или известью или добавкой электролитов; битумные эмульсии совместно с цементом или с добавкой извести |
п, III, IV, V |
Битумные эмульсии совместно с карбамидными смолами |
и, III |
Жидкие нефтяные битумы совместно с цементом; жидкие битумы с добавкой активных веществ; каменноугольные дегти |
IV, V |
3 |
Пылеватые пески, различные супеси с числом пластичности менее 3 |
Портландцемент; портландцемент с добавкой золы-уноса или органических веществ (высокосмолистой сырой нефти или жидкого битума); золы-уноса, либо золы-уноса в сочетании с цементом или известью, или с добавкой электролитов; битумные эмульсии совместно с цементом или с добавкой извести; жидкие битумы с добавкой активных веществ, каменноугольные дегти с добавкой извести |
и, Ш, IV, V |
Битумные эмульсии совместно с карбамидными смолами |
II, III |
Жидкие нефтяные битумы совместно с цементом, каменноугольные дегти |
IV, V |
|
20 |
Строительные нормы |
СН 25-74 |
Инструкция по применению грунтов, укрепленных вяжущими материалами, для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог и аэродромов |
Взамен СН 25-64 |
Г осударственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства (Госстрой СССР)
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Требования настоящей Инструкции должны выполняться при проектировании и устройстве оснований и покрытий из грунтов* укрепленных вяжущих материалами, вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорог общего пользования (общегосударственного, республиканского и местного значения), подъездных и внутренних дорог сельскохозяйственных и промышленных предприятий, аэродромов, городских улиц и площадей.
Примечание. Требования настоящей Инструкции не распространяются на проектирование п устройство указанных дорожных и аэродромных оснований и покрытий в районах вечной мерзлоты (в I дорожно-климатической зоне).
1.2. Целесообразность применения укрепленных грунтов в конструктивных слоях дорожных одежд или аэродромных покрытий должна подтверждаться разработкой вариантов со сравнением технико-экономических показателей (стоимости строительства, затрат на ремонт и содержание, повышения производительности труда, уменьшения перевозок строительных материалов и др.).
1.3. Грунты, укрепленные вяжущими материалами (укрепленные грунты), в зависимости от их физико-механических свойств, категории автомобильной дороги или класса аэродрома, дорожно-климатической зоны и других факторов должны применяться для устройства верхнего или нижнего слоя основания под усовершенствованные капитальные и усовершенствованные облегченные покрытия, а также для устройства усовершенствованных облегченных, переходных или низших покрытий с устройством слоя износа.
1.4. Основания и покрытия из укрепленных грунтов должны предусматриваться при строительстве автомобильных дорог и аэродромов в следующих дорожно-климатических зонах:
II и III—при первом типе местности, а также при втором, если высота насыпи земляного полотна дороги более 1 м;
IV — при первом и втором типах местности;
V — при первом, втором и третьем типах местности.
Внесена |
Утверждена |
Срок введения |
Минтрансстроем |
постановлением |
в действие |
и МГА |
Государственного комитета Совета Министров СССР |
1 июля 1975 г. |
|
по делам строительства |
|
|
от 24 октября 1974 г. J&218 |
|
|
3 |
При устройстве дорожных и аэродромных оснований и покрытий из укрепленных грунтов в выемках в условиях переувлажненных глинистых и песчаных грунтов одновременно должно предусматриваться осушение с помощью дренажных устройств верхней части земляного полотна согласно требованиям главы СНиП по проектированию автомобильных дорог (в части повышения низа дорожной одежды над расчетным уровнем горизонта грунтовых вод).
Пр имечанпе. Дорожно-кпиматические зоны и тип местности устанавливают согласно СНиП по проектированию автомобильных дорог.
1.5. Назначение и расчет толщины конструктивного слоя из укрепленного грунта должны производиться с учетом категории дороги или класса аэродрома в соответствии с Указаниями по проектированию аэродромных покрытий, утвержденными Госстроем СССР и Инструкцией по проектированию одежд нежесткого типа, утвержденной Минтрансстроем и согласованной с Госстроем СССР.
При расчете конструктивных слоев из грунтов, укрепленных минеральными вяжущими и битумными эмульсиями совместно с цементом или карбамидными смолами, в качестве расчетных характеристик должны приниматься модуль упругости (модуль деформации) и допускаемое напряжение на растяжение при изшбе; при укреплении грунтов органическими вяжущими с добавками или без добавок в качестве расчетной характеристики должен приниматься только модуль упругости (модуль деформации).
1.6. Расчетные значения модуля упругости при проектировании дорожных оснований и покрытий из укрепленных грунтов должны назначаться в соответствии с данными табл А и Б приложения 1.
При этом для грунтов, укрепленных минеральными вяжущими материалами, расчетное значение модуля упругости надлежит принимать для I класса прочности от 5000 до 8000 кгс/см2, Для И — от 2500 до 5000 кгс/см2 и для III —от 800 до 2500 кгс/см2; для грантов, укрепляемых битумными эмульсиями совместно с цементом или карбамидными смолами, расчетное значение модуля упругости надлежит принимать для I класса прочности от 5000 до 8000 кгс/см2 и для II — от 4000 до 5000 кгс/см2; для грунтов, укрепляемых органическими вяжущими материалами, расчетные значения модуля упругости надлежит принимать от 2000 до 3000 кгс/см2 при укреплении битумными эмульсиями и от 800 до 2500 кгс/см2 при укреплении жидкими битумами и дегтями.
При проектировании аэродромных покрытий вместо значений модуля упругости должны приниматься значения модуля деформации в соответствии с указаниями по проектированию аэродромных покрытий.
Для обеспечения принятою расчетного значения модуля упругости (модуля деформации) следует рассчитывать и подбирать составы смесей согласно разделу 2 и приложениям 3 и 4 настоящей Инструкции.
1.7. Укрепленные грунты, применяемые в конструкциях покрытий на аэродромах класса А — Г, должны обладать физико-механическими свойствами, удовлетворяющими требованиям I класса прочности, а на аэродромах класса Д и Е—-II, устанавливаемых по табл. 1.
Укрепленные грунты, физ и ко-механические свойства которых удовлетворяют требованиям III клгсса прочности, могут применять-
4
ся в качестве нижних слоев оснований под асфальтобетонные покрытия на аэродромах класса Д — Е или в качестве покрытий на аэродромах сельскохозяйственной авиации с обязательным устройством слоя износа в виде поверхностной обработки.
1.8. Расчетное значение допускаемого напряжения на растяжение при изгибе для всех видов грунтов, укрепленных минеральными вяжущими материалами, а также битумными эмульсиями совместно с цементом или карбамидными смолами, должно применяться не менее кгс/см2:
для I класса прочности — 4;
» II » » —2;
» III » » —1.
1.9. Класс прочности укрепленных грунтов надлежит устанавливать в зависимости от полученных при лабораторном подборе составов смесей показателей физико-механических свойств грунтов при укреплении их;
минеральными вяжущими без добавок или в сочетании с добавками других веществ согласно данным табл. 1;
битумными эмульсиями или жидкими битумами совместно с цементом, а также битумными эмульсиями совместно с карбамидными смолами согласно данным табл. 2.
Показатели физико-механических свойств укрепленных грунтов, полученные при лабораторном подборе составов смесей грунтов с битумными эмульсиями с добавками извести, с жидкими битумами и каменноугольными дегтя ми с добавками активных и поверхностно-активных веществ или без добавок, должны удовлетворять данным табл. 3.
Примечание При подборе составов смесей грунтов с вяжущими материалами для устройства в V дорожно-климатической зоне оснований и покрытий дорог 4-й и 5-й категорий и аэродромов класса Д и Е, а также аэродромов сельскохозяйственной авиации допускается уменьшать на 25% значения показателей прочности укрепленного грунта, указанных в табл. 1, 2 и 3.
Таблица f |
Физико механические |
Показатели по классам прочности |
свойства |
I |
II |
III |
Предел прочности при сжатии водонасыщенных образцов, кгс/см2 . . . |
60—40 |
40—20 |
20—10 |
Предел прочности на растяжение при изгибе водонасыщенных образцов, кгс/см2, не менее . |
10 |
6 |
2 |
Коэффициент морозостойкости (отношение предела прочности при сжатии после замораживания-оттаивания к пределу прочности при сжатии водонасыщенных образцов), не менее , . , |
0.7Й |
0.7 |
0,65 |
|
5 |
Продолжение табл, 1 |
Физико-механические |
Показатели по классам прочности |
свойства |
I |
и |
Ш |
Влажность образца после испытания на замораживание-оттаивание,
% массы, не более , * |
2 сверх оптимальной влажности при уплотнении |
4 сверх оптимальной влажности при уплотнении |
4 сверх оптимальной влажности при уплотнении |
|
Примечание. Показатели физико-механических свойств при укреплении грунтов портландцементом или шлакопортландцементом даны для образцов, твердевших 28 сут, при укреплении грунтов золой-уноса, золои-уноса с добавками цемента или извести, известково-зольным или известково-шлаковым цементом или известью для образцов, твердеющих 90 суток.
Таблица 2 |
Физико-механические |
Показатели по классам прочности |
свойства |
I |
и |
Предел прочности при сжатии водонасыщенных образцов при 20°С, кгс/ /см2....... . |
40—25 |
25-15 |
Предел прочности при сжатии при 50°С, кгс/см2, не менее ...... |
20 |
12 |
Предел прочности на растяжение при изгибе водонасыщенных образцов при 20°С, кгс/см2, не менее ....... |
10 |
6 |
Коэффициент морозостойкости, не менее . . |
0,85 |
0,8 |
В о дон а сыщен и е, % объема, не более , . . |
3 |
5 |
|
Примечание. Показатели физико-механических свойств даны для образцов, твердевших 28 сут.
6
Таблица 3 |
|
|
Показатели |
|
Физико механические свойства |
грунтов, укрепленных битумными эмульсиями с
добавкой извести |
грунтов, укрепленных жидкими битумами, каменноугольными дегтями с добавкой активных и поверхностно активных веществ или без добавки их |
|
верхний слой основания или покрытия |
верхний слой основания или покрытия |
нижний СЛОЙ основания |
Предел прочности при сжатии неводонасыщенных образцов при 20°С, кгс/см2, не менее . . . |
15 |
12 |
Не опреде |
То же, при 50°С, кгс/ /см2, не менее .... |
9 |
7 |
ляется То же |
Предел прочности при сжатии водонасыщенных образцов при 20°С, кгс/ /см2, не менее . . . |
7 |
6 |
4 |
Набухание, % обьема, не более...... |
4 |
5 |
Не опреде |
Капиллярное водонасы-щение, % объема, не более ......... |
Не определяет |
5 |
ляется То же |
Коэффициент морозостойкости, не менее . . |
ся
0,7 |
0,6 |
» |
|
Примечание. Показатели физико-механических свойств даны для образцов, твердевших 7 сут, за исключением коэффициента морозостойкости, который определяют на образцах, твердевших 28 сут
1Л0. При проектировании конструкций дорожных одежд и аэродромных покрытий с применением укрепленных грунтов для различных категорий дорог и классов аэродромов надлежит руководствоваться схемами, указанными в табл. 4.
1.11. В случае, если в конструкции дорожной одежды, устраиваемой из укрепленных грунтов, предусмотрен морозозащитный слой из дренирующих материалов, приготовление смеси грунта с вяжущими материалами должно производиться в смесительных установках.
В районах, не обеспеченных требуемыми дренирующими материалами для устройства морозозащитного слоя, его разрешается устраивать из цементогрунта. При этом толщина морозозащитного слоя из цементогрунта должна быть уменьшена по сравнению с расчетной толщиной морозозащитного слоя из дренирующих материалов на 15—20% при толщине расчетного слоя до 30 см и на 20—30% при толщине расчетного слоя более 30 см, а показатели физико-механических свойств грунта должны соответствовать II или III классу прочности в соответствии с данными табл. I.
№ конструкций |
Схемы конструкций дорожных одежд и аэродромных покрытии с применением грунтов, укрепленных вяжущими материалами и до-банками других веществ |
Толщина слоя, см |
Покрытие из мо |
20 и более |
нолитного или |
|
сборного цементобетона |
|
Основание из ук |
12—20 |
репленных грунтов |
|
|
Дорожно-климатические зоны
Покрытие из монолитного песчаного цементобетона
Основание из укрепленных грунтов
18—24
10—20 |
Категории дорог |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
пли |
II, III, |
II, III, |
|
|
IV, V |
IV, V |
IV |
|
|
|
IV, V |
II, III, |
|
|
|
|
IV, V |
|
|
|
А
II, Ш, IV, V |
аэродромы с -хоз, авиации
3 |
Покрытие из двухслойного горячего или теплого асфальтобетона |
9—12 |
— |
или»
IV |
II, III |
Основание из грунта, укрепленного битумной эмульсией совместно с цементом 1 класса прочности или битумной эмульсией совместно с карбамидной смолой |
12—18 |
Основание из це-ментогрунта 1 класса прочности |
15—20 |
4 |
Покрытие из двухслойного горячего или теплого асфальтобетона |
9—12 |
— |
— |
III,
IV, V |
— |
— |
— |
Ill,
IV, V |
Ill,
IV, V |
II, III, IV |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
III,
IV, V |
или,
IV, V |
II, III, IV, V |
|
1 _ |