Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

62 страницы

422.00 ₽

Купить СНиП III-Д.5-62 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Документ распространяется на строительство и переустройство автомобильных дорог общей сети Союза ССР и промышленных предприятий, а также сельских дорог. Правила и нормы не распространяются на строительство дорог в районах вечной мерзлоты, песчаных пустынь и на строительство грунтовых, грунтовых улучшенных и временных дорог.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Организация строительства автомобильных дорог

2 Подготовка дорожной полосы

3 Устройство земляного полотна

4 Устройство морозозащитных изолирующих и дренирующих слоев

5 Устройство оснований и покрытий из грунтов, грунтогравийных и грунто-щебеночных смесей, укрепляемых органических и неорганическими вяжущими материалами

6 Устройство щебеночных, гравийных и шлаковых оснований и покрытий

7 Устройство мостовых

8 Устройство черных щебеночных и гравийных оснований и покрытий

9 Устройство асфальтобетонных покрытий

10 Устройство цементно-бетонных покрытий (оснований)

11 Правила производства работ в притрассовых карьерах местных материалов

12 Приемка выполненных работ и законченных строительством автомобильных дорог в эксплуатацию

Приложение 1. Выбор средств механизации для основных видов земляных работ

Приложение 2. Основные требования к вяжущим материалам и грунтам

Приложение 3. Допускаемые отклонения от проектных размеров при приемке работ по устройству земляного полотна, оснований и покрытий

Приложение 4. Форма акта приемки в эксплуатацию Государственной приемочной комиссией законченной строительством автомобильной дороги

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА СССР (ГОССТРОЙ СССР)

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

Часть HI, раздел Д

Г л а в а 5

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ

ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА И ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ ПРИЕМКА В ЭКСПЛУАТАЦИЮ

ЗиМемеи

СНиП Ш-Д.5-62

СИсоП т-ъг-К

п. См '

Издание официальное


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА СССР (ГОССТРОЙ СССР)

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

Часть III, раздел Д

Глава 5

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ

ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА И ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ ПРИЕМКА В ЭКСПЛУАТАЦИЮ

СНиП Ш-Д.5-62

Утверждены Государственным комитетом по делам строительства СССР 21 марта 1963 г.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО ЛИТЕРАТУРЫ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ, АРХИТЕКТУРЕ И СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛАМ Москва — 1963

— 10 —

СНиП II 1-Д.5-62

до плотности, определяемой нормами главы СНиП П-Д.5-62.

3.21.    Ориентировочные значения толщин слоев уплотняемых грунтов в плотном теле и количества проходов уплотняющих машин по одному месту приведены в прил. 1.

3.22.    Во избежание повреждения опор мостов запрещается уплотнение грунта трамбующими машинами ближе 2—3 м от них. При уплотнении трамбующими машинами насыпей над трубами толщина засыпки, предварительно уплотненной другими средствами, должна быть не менее 2 м.

3.23.    При использовании дизель-трамбо-вочных самоходных машин уплотнение следует начинать от края насыпи с перекрытием следа предыдущего прохода на 0,1—0,15 м.

3.24.    В нулевых местах и в выемках грунт, не имеющий в естественном состоянии достаточной плотности, должен быть доуплотнен.

3.25.    Для предотвращения обрушения откосов во время укатки вблизи бровки насыпи край вальца катка должен быть не ближе 0,3 м от бровки.

Планировочные, отделочные и укрепительные работы

3.26.    Планировочные работы должны выполняться вслед за окончанием основных земляных работ.

Перед началом планировочных работ необходимо проверить и восстановить положение оси и бровок земляного полотна.

3.27.    Для планировки откосов насыпей и выемок (при рабочих отметках до 2 м) рекомендуется использовать двухосные автогрейдеры со всеми ведущими и поворотными колесами, а также гусеничные тракторы с откосниками навесного типа и бульдозеры с дополнительными откосоп л ани ров щи ка ми. В условиях равнинного рельефа допускается использовать бульдозер с откосопланировщи-ком в сцепе с прицепным грейдером.

3.28.    Планировку откосов дорожных насыпей высотой 2,5—'4 м необходимо производить в два приема — вначале верхнюю часть откоса с помощью опущенного вниз отко-сопланировщика, затем нижнюю часть откоса— поднятым откосопланировщиком.

3.29.    При планировке откосов выемки большой глубины планировочным отвалом, смонтированным на стреле экскаватора, необходимо «предварительно произвести плани

ровку земляного полотна с тем, чтобы обеспечить плавность движения экскаватора.

3.30.    Окончательную отделку земляного полотна необходимо осуществлять вслед за работами по устройству покрытия проезжей части автомобильной дороги. В период производства отделочных работ необходимо ликвидировать все временные въезды и съезды, не предусмотренные проектом.

3.31.    Присыпные обочины должны устраиваться послойно в процессе постройки дорожной одежды, за исключением цементнобетонных покрытий, при которых присыпные обочины должны отсыпаться после укладки покрытия.

Для подвозки грунта, предназначенного для устройства присыпных обочин, целесообразно использовать автосамосвалы с боковой разгрузкой.

3.32.    Поверхность откосов земляного полотна до засева травами должна быть покрыта слоем растительного грунта. Для лучшего сцепления растительного грунта грунт откосов необходимо разрыхлить на глубину 0,1—0,15 м при помощи рыхлителя, смонтированного на стреле экскаватора — планировщика откосов. При планировке откосов ковшом драглайна дополнительного рыхления поверхности откосов не требуется.

Распределение растительного грунта следует производить после устройства покрытия проезжей части.

3.33.    Заготовку растительного грунта в карьерах при толщине почвенного слоя 0,6 м и более целесообразно вести драглайном с погрузкой в автосамосвалы (лучше с боковой разгрузкой) «ли скреперами с выгрузкой на обочины или бровки выемок и с последующим перемещением на откосы автогрейдерами или бульдозерамн.

3.34.    При укреплении откосов вяжущими материалами предварительное перемешивание грунта с вяжущими производится в смесительной установке или на отдельной площадке с применением фрез и автогрейдеров.

Производство земляных работ в зимних условиях

3.35.    В зимний период рекомендуется производить следующие работы по возведению земляного полотна:

а) разработку выемок и резервов в сухих песках, гравийно-галечных и скальных грунтах и возведение насыпей из них;


СНиП 111-Д.5-62


б) возведение насыпей на болотах при условии замерзания их на глубину, обеспечивающую безопасную работу землеройных и транспортных машин.

3.36.    Разработка мелких резервов большой протяженности в зимнее время не допускается. Следует закладывать глубокие резервы, пригодные для работы экскаваторов.

Минимальный объем земляных работ для организации работ в зимних условиях может быть установлен ориентировочно в 50 тыс. м3.

3.37.    Для возведения зимой больших насыпей на поймах рек .рекомендуется организовывать предварительную добычу песка и гравийно-галечного грунта на пойме или в русле и хранение его в отвалах до наступления морозов.

3.38.    Рыхление мерзлого грунта дроблением при помощи свободно падающего молота шаровидной или грушевидной формы весом 2—2,5 т может быть применено при толщине промерзания до 0,6 м.

3.39.    При больших объемах работ наиболее эффективна разработка мерзлых грунтов взрывным способом.

Применяют следующие способы взрывания: при глубине промерзания до 1,5 м (но не менее 0,6 м) —шпуровыми зарядами при диаметре шпуров 45—50 мм (вертикальное или наклонное положение); 1,5—2 м—шпуровыми зарядами при диаметре шпуров 60—■ 70 мм; более 2 м—скважинными зарядами.

3.40.    Основания под насыпи должны быть заранее подготовлены, а перед началом укладки грунта очищены от снега и льда.

3.41.    Во избежание промерзания грунтов период времени от разработки до окончательного уплотнения в насыпи не должен превышать 2—3 ч при температуре воздуха до —10° С, 1—2 ч при температуре —10—20° С и не более 1 ч при температуре ниже —20° С. При сильном ветре (более 3—4 баллов) эти промежутки времени должны быть уменьшены в 2 раза. В соответствии с этим назначают длины участков возводимых насьгпгй и выбирают тип уплотняющих машин.

3.42.    Для организации бесперебойной работы автосамосвалов в зимнее время надлежит принимать меры по предотвращению примерзания талого грунта к кузовам, смазывая их раствором хлористого кальция или подогревая днище выхлопными газами.

3.43.    Размер мерзлых комьев (ориентировочно равный половине толщины уплотняемого слоя) при уплотнении насыпи катками

на пневматических шинах весом до 40 г не должен превышать 0,15—0,2 м, а предельное содержание мерзлого грунта 15—20%. При уплотнении трамбующими машинами я плитами указанные нормы могут быть повышены на 50%.

3.44.    Укладка мерзлого грунта допускается на расстояние не ближе 1 м от поверхности откосов насыпи. Верхнюю часть насыпи на толщину 0,8—1,2 м следует отсыпать только из талого грунта. Не допускается попадание снега и льда в тело насыпи.

3.45.    Уплотнение грунтов производят до плотности согласно нормам главы СНиП П-Д.5-62.

3.46.    Насыпи из хорошо дренирующих грунтов (гравелистых, песчаных, скальныхУ могут отсыпаться в зимнее время любой высоты вне зависимости от температуры.

Отсыпка насыпей из связных грунтов вы* сотой менее 2 м, как правило, не допускается.

При средней, за период производства работ, температура воздуха не ниже —вы* сота насыпей, возводимых зимой, не ограничивается.

3.47.    Для засыпки мостовых устоев, подпорных стенок и дорожных труб должны применяться только талые дренирующие грунты.

3.48.    В часть насыпи, расположенную ниже уровня грунтовых вод, на болотах с полным или частичным выторфовыванием разрешается укладывать ■мерзлые мелкокомковатые грунты. Верхняя часть насыпи должна быть возведена из талых грунтов.

3.49.    Не допускается отсыпка насыпей из грунтов, сильно насыщенных водой (жирные глины, суглинки, лесс, чернозем, мелкий илистый и пылеватый песок), а также из меловых, тальковых, трепельных грунтов, торфа, солончаков.

3.50.    Насыпи следует отсыпать горизонтальными слоями на всю ширину земляного полотна с обеспечением стока воды с поверхности слоя. Отдельные участки насыпи должны сопрягаться между собой уступами шириной ,не менее 1 м по каждому слою. Не допускается укладка грунтов наклонными слоями ввиду возможности оползания их при оттаивании.

3.51.    В качестве основных средств уплотнения свежеотсыпанного грунта в зимних условиях следует применять трамбующие машины и катки.


Режим работы машин при уплотнении грунтов устанавливают опытным путем.

3.52. Насыпи из связных грунтов необходимо отсыпать и уплотнять в незамерзшем состоянии. Температура талого грунта в момент окончания уплотнения должна быть не ниже +2°С.

3.53 Работы по глубинному уплотнению грунтов песчаными сваями должны производиться при температуре воздуха не ниже —5°С, при этом песок или песчано-гравий-«ая смесь не должна содержать кусков льда, снега и смерзшихся комьев грунта.

Возведение земляного полотна на болотах

3.54.    Насыпи на болотах следует возводить с учетом типа болота, его глубины и свойств грунтов.

Примечание. Типы болот установлены в главе СНиП П-Д.5-62.

3.55.    В зависимости от типа и категории дороги насыпи на болотах следует возводить: без выторфовывания с отсыпкой непосредственно на поверхность болота, с полным или частичным выторфовыванием, с посадкой на минеральное дно.

Возведение земляного полотна на болотах 1 типа

3.56.    Выторфовывание на болотах I типа следует осуществлять механическим, взрывным или гидромеханизированным способом:

а)    при глубине болота до 4 м (продоль-яым или поперечным способом) с помощью экскаваторов или взрыванием на выброс;

б)    при глубине болота свыше 4 м взрыванием на выброс или комбинированным способом.

3.57.    Порядок работ по выторфовыванию и отсыпке может быть принят по одному из следующих способов:

а)    выторфовывание осуществляют из двух продольных траншей при помощи экскаватора, стоящего на щитах, положенных на торф и выгружающего выбранный торф в боковые продольные отвалы, в которых необходимо оставлять разрывы для оттока воды. Между экскаватором и машинами, возводящими земляное полотно, должен выдерживаться разрыв около 15 мш,

б)    выторфовывание производят из одной траншеи при помощи экскаватора, стоящего на возводимой насььпи и погружающего вы

бранный торф в автосамосвалы, освобожденные от завезенного грунта;

в)    выторфовывание ведут из трех последовательно откапываемых продольных траншей с засыпкой грунта при помощи бульдозера;

г)    выторфовывание ведут из поперечных траншей со взрыванием торфа на выброс ь засыпкой грунта при помощи бульдозера;

д)    намыв насыпи методом гидромеханизации (безэстакадным способом).

3.58.    Уплотнение грунта в траншеях следует производить экскаваторами с трамбующими плитами при слое грунта 1—1,5 м.

При глубине болота более 1,5 м насыпь следует возводить из гравелистых, песчаных и скальных грунтов с трамбованием их.

3.59.    Для ускорения осадки отсыпаемого земляного полотна и ускорения уплотнения торфяных грунтов в основаниях насыпей, устраиваемых на плотных, хорошо разложившихся торфах, могут быть применены вертикальные песчаные дрены или дренажные траншеи. При толщине торфа менее 10 иг вертикальные песчаные дрены следует устраивать, как правило, до минерального дна болота. Для устройства вертикальных песчаных дрен применяют специальный комплект оборудования.

Расстояние между вертикальными дренами принимают по расчету. После устройства всех дрен земляное полотно досыпают до проектного профиля.

3.60.    При возведении земляного полотна на участках с мощностью торфа менее 3 м .устраивают дрены в виде прорезей-траншей, заполняемых пескам. Рытье дренажных траншей осуществляют при помощи экскаватора на уширенных гусеницах,, оборудованного обратной лопатой. Песок, подвезенный к прорезям-траншеям, засыпают в них при помощи бульдозера.

Возведение земляного полотна на болотах II типа

3.61. Широкие насыпи на болотах II типа рекомендуется возводить узкими секциями, т. е. сначала при помощи взрывов следует опустить на минеральное дно осевую часть насыпи шириной, равной одной трети ширины насыпи, с последующими досыпкой и по-


СНиП 111-Д.5-62


гружением (взрыванием) боковых частей насыпи.

3.62.    Боковые траншеи образуют направленным взрывом одновременно с двух сторон от осевой части насыпи или поочередно, взрывая и отсыпая сначала одну сторону, а затем другую. Длина траншеи определяется ежесменной производительностью землеройно-транспортных средств. Перед посадкой насыпи на дно производят отсыпку ее до проектной высоты с учетом толщины удаляемого мягкого основания. Эту поправку определяют контрольным бурением по оси и по бокам насыпи через каждые 20 м.

3.63.    Насыпи на болотах II типа можно возводить отсыпкой грунта «с головы» или продольным способом при достаточной несущей способности растительно-корневого слоя.

3.64.    Для посадки насыпи на минеральное дно болот II типа глубиной до 3 м перед началом производства работ по опусканию насыпи поверхность болота в придорожной полосе следует подготовить для принятия выдавливаемого насыпью мягкого основания (жидких сапропелей и торфа). Для этого поверхность болота разрыхляют взрывами мелких зарядов, закладываемых на полосе 10 м в каждую сторону от насыпи в неглубокие (до 1 —1,2 л) скважины.

3.65.    На болотах с более мощной и плотной торфяной корой для принятия выжимаемых насыпью торфов устраивают направленным выбросом специальные канавы-торфо-приемниш на расстоянии 3—4 м от подошвы насыпи с каждой стороны.

3.66.    Для ускорения посадки насыпи на минеральное дно рекомендуется обкатывать насыпь тяжеловесной нагрузкой или производить поднасыиные взрывы. Эти взрывы можно производить только в тех случаях, когда общая толщина насыпного слоя грунта в 2 раза больше толщины слоя торфа, расположенного под «им.

3.67.    Через сутки после взрыва под насыпью следует произвести контрольное бурение для определения результатов взрыва. При неравномерной осадке насыпи плохо осевшие части насыпи подрывают, а затем досыпают до проектной отметки и делают повторное контрольное бурение через насыпь, чтобы установить факт погружения насыпи на минеральное дно.

3.68.    При недостаточном углублении в горф откосов насыпи и для придания ей со

ответствующей проекту формы в поперечнике производят дополнительные взрывные работы под откосами насыпи, закладывая мелкие скважины на глубину 0,7—0,8 м при расстоянии между ними 2—2,5 м.

Возведение земляного полотна на болотах III типа

3.69.    Насыпи на болотах III типа можно возводить путем отсыпки грунта «с головы» или продольным способам с перемещением грунта автомобильным транспортом, причем последний применяют при достаточно мощном слое торфяной корки-сплавины, допускающем устройство подъездного землевозного пути.

3.70.    Валы из болотного ила, выпирающие из-под основания насыпей, возводимых путем отсыпки грунта «с головы», и мешающие посадке насыпи на минеральное дно, рекомендуется удалять взрывами на выброс зарядами в наклонных скважинах.

3.71.    При продольном способе отсыпки насыпь погружают на минеральное дно болота вместе со оплавиной. В сплавине при этом устраивают две продольные прорези шириной не менее 1 м каждая. В необходимых случаях сплавину разделяют на отдельные части поперечными прорезями. Для равномерного погружения насыпи ее следует отсыпать равномерно по всей длине и ширине с постепенным увеличением поперечного сечения. В процессе возведения насыпи необходимо тщательно наблюдать за ходом ее осадки.

Возведение земляного полотна в скальных грунтах

3.72.    Выемки в разрушенных скальных грунтах разрабатывают при помощи экскаваторов, а полувыемки — бульдозерами. Скальные грунты, не поддающиеся разработке экскаваторами, разрабатывают с помощью взрывов.

3.73.    Выемки в скальных грунтах следует разрабатывать с небольшим перебором во избежание последующей трудной и дорогостоящей работы по снятию недовыбраиного тонкого слоя скальных грунтов. Дорожное полотно выравнивают до проектных отметок мелким рваным камнем и щебнем.

3.74.    Рыхление скальных пород взрыванием и погрузку их экскаваторами ведут параллельно. В случае применения шпуровых


СНиП 111-Д.5-62

зарядов для рыхления грунта в выемках или уступах глубиной до 5 ж буровзрывные работы должны опережать погрузку не менее чем на сменный объем взорванной породы.

3.75.    Выемки в сильно трещиноватых, тонкослоистых и выветрившихся скальных грунтах в случае использования скального грунта в насыпь разрабатывают взрывным способом с частичным выбросом грунта.

3.76.    Верхний слой насыпей, устраиваемый из каменного материала, полученного при разработке выемок, отсыпают из наиболее мелкого камня, приближающегося по своим размерам к размеру щебня основания дорожной одежды. Откосы насыпи выкладывают из крупных подобранных камней, устанавливаемых тычком к поверхности откоса.

3.77.    Насыпи, возводимые из скальных предварительно разрыхленных грунтов, должны отсыпаться с запасом на осадку (ориентировочно до 5% от высоты насыпи).

Возведение земляного полотна на засоленных грунтах

3.78.    Зе мляные работы на засоленных грунтах с высоким уровнем стояния грунтовых вод следует производить в летний и осенний периоды (до начала дождей) при связных грунтах и в весенний период и начало лета — при песчаных грунтах.

Отсыпку малых насыпей (безрезервнаго профиля или с резервами глубиной менее 0,5 ж) в условиях сильного засоления грунтов следует проводить в весенний период, когда засоление грунта в верхних горизонтах понижается.

3.79.    Возможность использования засоленных грунтов следует устанавливать в результате лабораторного анализа.

3.80.    Технология возведения земляного полотна на засоленных грунтах в значительной степени должна приниматься в зависимости от степени и качества засоления грунтов.

3.81.    Удаление за пределы насыпи и резервов самого верхнего слоя «пухлых» солончаке® в случае использования для насыпи грунта из слоев, лежащих на 0,2—0,3 ж ниже дневной поверхности, производится бульдозерами или автогрейдерами.

Применение грейдер-элеваторов для возведения насыпей на солончаках может быть допущено, если грунтовые воды залегают не ближе 1 ж от поверхности земли.

Во избежание возможности подтопления резервов атмосферными водами, стекающими с поверхности окружающей местности, удаляемый грунт должен быть уложен в валин за пределами резервов.

3.82.    При возведении насыпей на солонцах грунт следует брать из верхних горизонтов, за исключением растительного слоя

Резервы глубиной 0,2—0,3 ж, шириной 25—30 ж закладывают .по обе стороны от оси дороги.

3.83.    Грунт в насыпь следует укладывать горизонтальными слоями, толщина которых устанавливается в зависимости от типа уплотняющих машин.

3.84.    Во всех случаях возведения земляного полотна на засоленных грунтах, при наличии опасности хотя бы временного подтопления основания насыпи грунтовыми иля атмосферными водами, целесообразно насыпь отсыпать по специальным правилам.

3.85.    Уплотнение солонцов, тяжелых солонцовых грунтов и тяжелых глия во избежание налипания грунта необходимо производить при влажности, равной 0,9 от оптимальной. При большей влажности грунтов уплотнение каждого слоя следует начинать лишь после его предварительного подсушивания на воздухе. При меньшей влажности следует прозиводить искусственное увлажнение.

Возведение земляного полотна в засушливых зонах пустынь и полупустынь

3.86.    Земляное полотно в районах с за сушливым и жарким климатом следует воз .водить в период времени, когда грунты наи более влажные (за исключением районов залегания такыров).

3.87.    При возведении земляного полотна на подвижных песках на придорожной полосе, в пределах 40—50 ж с каждой стороны, следует создать незаносимый поперечны» профиль и убрать остатки материалов.

3.88.    Земляное полотно в районах подвчж пых песков возводится бульдозерами и экскаваторами-драглайнами.

3.89.    Для предотвращения выдувания песка работы по сооружению земляного полотна следует вести непрерывно.

Укрепление земляного полотна необходи-


СНиП Ш-Д.5-62

мо производить немедленно после его возведения.

3.90. Работы по закреплению песков в прилегающей к земляному полотну полосе следует выполнять одновременно с сооружением полотна.

Контроль за качеством работ в процессе возведения земляного полотна

3.91.    При возведении и укреплении земляного полотна должен быть организован систематический контроль за тем, чтобы возводимые насыпл отсыпали из однородного грунта надлежащего качества горизонтальными слоями и на всю ее ширину; грунт откосов насыпи был не с худшими дренирующими свойствами, чем грунт, уложенный в тело насыпи; грунты, различные по своим свойствам, не отсыпались беспорядочно в насыпь; уплотнение было выполнено в соответствии с изложенными ранее требованиями и был обеспечен надлежащий водоотвод в процессе производства работ.

3.92.    Испытания плотности грунта насыпи следует проводить:

взятием не менее трех образцов (по оси и в 1,5 м от бровок земляного полотна) на каждые два пикета отсыпаемого слоя насыпи высотой до 3 ж (при сосредоточенных работах пробы отбираются через каждые 50 .и);

Необходимо также следить за равномерностью уплотнения по ширине поперечного профиля и в продольном направлении.

Все данные о степени уплотнения грунтов, толщине слоев'и технологии производства работ, полученные в процессе систематического контроля, заносят в журнал контроля уплотнения насыпей.

3.93.    В местах появления признаков нарушения устойчивости земляного полотна следует систематически производить контроль за его состоянием с занесением данных наблюдений в журнал.

3.94.    Перед кратковременным перерывом в работе по возведению замляного полотна (I—2 суток) надлежит проверить качество планировки поверхности незаконченной насыпи.

3.95.    Досыпка весной насьшей, возведенных из глинистых грунтов и промерзших в зимнее время, допускается только после оттаивания и лросыхания грунтов и приобретения ими устойчивого состояния.

3.96.    Необходимо особенно следить за тем, чтобы не были допущены переборы или неправильная закладка резервов вблизи расположения малых искусственных сооружений.

3.97.    При контроле качества укрепительных работ необходимо проверять пригодность (почвы для засева травами и прочность закрепления на откосах дороги бетонных плит.

3.98.    В зимнее время должен быть обеспечен повседневный контроль за качеством уплотнения, влажностью и составом грунта (количество мерзлого грунта не должно превышать установленных пределов).

3.99.    При возведении высоких насыпей в зимнее время следует организовать полевые контрольные посты, которые должны следить за соблюдением правил производства работ и вести соответствующий журнал.

При наступлении весеннего потепления необходимо установить тщательное наблюдение за разработаннькми зимой выемками и возведенными насыпями и устранять появившиеся деформации.

3.100.    Производство земляных работ в зимних условиях должно находиться под усиленным контролем руководящего технического персонала и лаборатории строек.

3.101.    Все скрытые работы по сооружению земляного полотна и отдельных его элементов подлежат обязательному освидетельствованию с участием представителя заказчика.

До составления актов о приемке скрытых работ приступать к следующим за ними работам запрещается.

К скрытым работам относятся:

устройство уступов под насыпью на косогорах круче 1 :5, удаление слабых грунтов, выторфовывание, осушение основания, корчевка -пней, удаление дерна и другие работы по подготовке оснований насыпей;

устройство дренажей;

работы по замене грунтов в основании выемок;

устройство обратных фильтров под укреплениями откосов земляного полотна.


4 Зак. 561

СНиП 111-Д.5-62

3.102.    Качество дренажей следует проверять по мере готовности отдельных их элементов.

3.103.    Перед началом устройства дорожной одежды необходимо выполнить контрольное определение плотности грунтов земляного полотна на глубину не менее 1 —1,5 м.

3.104.    Контроль качества намываемых насыпей состоит в проверке:

а)    размеров и расположения в плане намытого земляного полотна;

б)    высоты намытого слоя грунта и отметок поверхности насыпи;

в)    соответствия гранулометрического состава намытых грунтов допускаемому проектом;

г)    соответствия расчетных характеристик намытых грунтов (сжимаемость, сопротивление сдвигу и водопроницаемость) требованиям проекта;

д)    плотности грунтов земляного полотна.

3.105.    Качество работ при возведении насыпей на 'болотах проверяют:

после корчевки пней, устройства прорезей и выторфовывания;

после засыпки траншей;

перед удалением торфа из-под насыпи взрывным способом и после погружения насыпи на минеральное дно.

При погружении насыпи на минеральное дно болот взрывным способом должна быть проверена фактическая глубина ее посадки путем бурения контрольных скважин (три скважины по поперечникам не реже чем через 50 м по длине насыпи).

4. УСТРОЙСТВО МОРОЗОЗАЩИТНЫХ, ИЗОЛИРУЮЩИХ И ДРЕНИРУЮЩИХ СЛОЕВ

4.1.    Поверхность грунта, на которой уст

раиваются морозозащитные, изолирующие и дренирующие слои, должна быть спланирована с уклоном 2—4%    в сторону откосов.

Указанные слои устраиваются, как правило, на всю ширину земляного полотна.

При вывозке и распределении материалов слоев должны быть приняты меры против повреждения поверхности земляного полотна.

4.2.    Слон различного назначения (выравнивающие, противозаиливающие и др.) долж

ны устраиваться с соблюдением правил данного раздела.

Морозозащитные слои

4.3.    Морозозащитные слои следует устраивать путем отсыпки их из грунтов и материалов, не увеличивающихся в объеме при замерзании (гравийные н щебеночные материалы, ракушечник, металлургические и топливные шлаки, пески, легкие супесчаные грунты).

Примечание. Зернистые материалы, с коэффициентом фильтрации в уплотненном состоянии не менее 1 м/сутки, а также материалы, содержащие не более 10®/» по весу частиц размером менее 9,071 мм, как правило, годны для морозоустойчивых слоев; для определения годности грунтов и материалов с более низ ким коэффициентом фильтрации необходимо проведение специальных испытаний; морозозащитные свойства местных естественных материалов могут быть улучшены путем обработки малыми лозами чяжуших материалов (цементы, битумы, дегти, известь) или гидро-фобизирующими добавками.

4.4.    При устройстве морозозащитного слоя из крупнопористого материала (гравий, щебень, шлак) в основание слоя должен укладываться противозаиливаюший слой в соответствие с правилами, изложенными ниже.

В морозозащитном слое из крупнопористого 'Материала невысокой прочности (щебень, топливный шлак) крупные поры в процессе разравнивания и уплотнения материала должны быть заполнены каменной или шлаковой мелочью.

4.5.    Обработку местных грунтов органическими или неорганическими вяжущими материалами и введение гидрофобизирующих добавок рекомендуется производить в полу-стационарных смесительных машинах либо на специально подготовленных площадках с помощью однопроходных смесительных машин или фрез.

4.6.    Для устройства морозозащитного слоя в выемках и нулевых местах естественный грунт удаляют на толщину этого слоя. В процессе 'Производства работ из котлована должен быть обеспечен отвод воды

Изолирующие слои

4.7.    Изолирующие слои устраиваются с применением пористых (песка, гравия, щебня) « рулонных материалов, а также грунтов, обработанных вяжущими.

4.8.    Изолирующий слой из крупнопористых материалов (гравий, щебень) в суглинистых, глинистых и пылеватых грунтах дол-


СНиП III-Д.5-62

жен быть уложен на противозаиливающем слое, который устраивается и сверху изолирующего слоя.

4.9.    Для устройства изолирующих слоев из пористых материалов необходимо выполнить следующие работы:

а)    отсыпку валиков из каменного материала по краям земляного полотна;

б)    вывозку и распределение материала для создания слоя требуемой толщины с учетом запаса на уплотнение;

в)    уплотнение материала.

4.10.    Изолирующие слои из рулонных материалов устраивают путем их расстилки полосами, начиная с низовой (по отношению к направлению стока воды) стороны, с перекрытием на 0,1 м и склеивания горячей клебе-массой или специальными клеями.

4.11.    Изолирующие слои из грунтов, обработанных вяжущими материалами, могут устраиваться способом смешения на месте ■или с применением готовых омесей.

Обработка грунта на месте работ- способом смешения с использованием однопроходных гру.нтоомесительных машин и фрез пе-. лесообразна, когда изолирующий слой укладывают на участках большой длины (порядка нескольких сотен метров).

При использовании готовой смеси приготовление ее в смесительных установках должно производиться по правилам разд. 5 данной главы.

Распределение готовой смеси следует производить асфальтоукладочными .машинами, бульдозерами и автогрейдерамн; уплотнение— самоходными катками на пневматических шинах или самоходными катками с гладкими барабанами.

Первый слой грунта поверх изолирующего слоя следует отсыпать на толщину не менее 0,3 .и и. как правило, «от себя» с разравниванием грунта специальным распределителем либо бульдозером. После того как первый слой грунта будет уплотнен, дальнейшую отсыпку разрешается производить обычным способом.

В процессе укладки грунта поверх изолирующего слоя необходимо строго следить за тем, чтобы изолирующий слой не был нарушен. Движение транспортных средств по изолирующему слою, как правило, запрещается. Исключением являются лишь слои из грунта, обработанного вяжущими материала.ми, по которым движение допускается при условия организации тщательного надзора.

4.12.    Устройство противозаиливающих слоев, укладываемых на контакте слоев из крупнопористых (гравий, щебень) и мелкозернистых материалов (грунт), аналогично устройству изолирующих слоев.

Для устройства противозаиливающих слоев используют песок (исключая пылеватый), мелкий гравий, высевки, шлаковую мелочь и другие зернистые материалы, а также грунт, обработанный вяжущими материалами.

Дренирующие слои

4.13.    Для устройства дренирующих слоев применяют различные местные фильтрующие материалы: песок, гравий, щебень, шлак идр.

4.14.    Отвод воды из дренирующего слоя, устраиваемого на ширину проезжей части, может быть осуществлен путем устройства сплошного слоя из фильтрующего материала под обочинами либо с помощью продольных ■и поперечных дрен.

4.15.    Дренирующий слой должен устраиваться на спланированном и уплотненном грунте земляного полотна.

4.16.    Для устройства дренирующих слоев необходимо выполнить следующие работы:

а)    вывозку фильтрующего материала;

б)    укладку вывезенного материала под обочинами и устройство продольных и поперечных дрен для отвода воды из дренирующего слоя (в случае устройства слоя на ширину проезжей части);

в)    разравнивание материала для создания дренирующего слоя требуемой толщины с учетом запаса на уплотнение;

г)    уплотнение .материала;

д)    планировку поверхности с целью придания слою требуемого поперечного профиля.

При вывозке и разравнивании материала следует обеспечить сохранность земляного полотна и не допускать загрязнения материала.

4.17.    Движение транспорта для доставки материалов может быть допущено непосредственно по подготовленному земляному полотну лишь при условии, если на полотне не образуется колеи, выбоины и других неровностей.

В отдельных случаях, особенно в сырую погоду, может быть разрешена вывозка материала по дренирующему слою, укладывае-ииому «от себя».

4.18.    При распределении и упдотнеции материала, планировке поверхности могут быть


приманены машины, .используемые при устройстве земляного пОлотна (бульдозеры, автогрейдеры, виброкатки, катки на пневматических шинах и др.).

4.19.    При устройстве дренирующего слоя на ширину земляного полотна по краям спланированного и уплотненного замляиого полотна должны отсыпаться валики из щебня или гравия, предназначенные для предотвращения вымывания материала дренирующего слоя. Уплотнение валиков следует производить пневмо- или электротрамбовками.

4.20.    Грунт или местный материал, отсыпаемый на обочинах поверх дренирующего слоя, вывозится автосамосвалами с боковой разгрузкой, с последующим разравниванием автогрейдерам и уплотнением. Необходимо тщательно следить, чтобы при вывозке, разравнивании и уплотнении грунта не загрязнялся дренирующий слой.

4.21.    При устройстве дренирующего слоя из крупнопористого материала (гравий, щебень) перед отсыпкой обочин поверх слоя должен быть уложен материал средней крупности, выполняющий роль обратного фильтра.

4.22.    Продольные и поперечные трубчатые-дрены для отвода воды из дренирующего слоя укладывают из керамических, асбестоцементных или других труб диаметром 80— J00 мм.

Для обеспечения нормального осушения дренирующего слоя длина труб не должна превышать 1 м. При более длинных трубах должны быть сделаны пропилы на 0,3 диаметра через 0,5—1 м по длине трубы.

4.23.    Работы по устройству трубчатого дренажа выполняют непосредственно перед распределением дренирующего материала в следующем порядке:

а)    по краягм дренирующего слоя укладывают трубы с зазорами между стыками до 3 мм (пропилами вниз);

б)    в местах выпуска воды из продольного дренажа укладывают поперечные трубы под обочинами.

Сопряжение труб продольного дренажа с поперечными трубами следует производить с помощью асбестоцементных или бетонных тройников;

в)    стыки труб обсыпают щебнем или гравием фракции 10—15 мм на толщину дренирующего слоя, а в местах пропилов — на высоту трубы.

При устройстве поперечных дрен из крупного щебня (25—60 мм) укладывают изоля

цию .ив толя, рубероида или из грунта, обработанного органическими вяжущими материалами, или устраивают обратный фильтр для предохранения материала дрены от заиливания.

4.24.    По законченному дренирующему слою не допускается, как правило, движение транспорта.

Последующие работы по устройству дорожной одежды следует производить без значительного разрыва во времени после устройства дренирующего слоя.

4.25.    Дренирующий слой может быть уложен по земляному полотну, возведенному в зимнее время.

Устройство дренирующего слоя зимой следует производить на небольшом участке с расчетом завершения уплотнения материала до начала его смерзания.

Не должно допускаться попадание снега в материал дренирующего слоя.

4.26.    При устройстве дренирующего слоя должны проверяться:

а)    качество материала путем выборочного взятия образцов и испытания их в лаборатории;

б)    правильность планировки и соответствие поперечных уклонов проектным;

в)    толщина слоя по оси и у кромок проезжей части не реже чем на одном поперечнике через 100 м;

г)    качество уплотнения путем определения объемного веса образцов материала, отобранных не менее одного на 100 м дороги, и сопоставления с требуемой плотностью.

5. УСТРОЙСТВО оснований

И ПОКРЫТИИ ИЗ ГРУНТОВ, ГРУНТОГРАВИЙНЫХ И ГРУНТОЩЕБЕНОЧНЫХ

смесей, укрепляемых ОРГАНИЧЕСКИМИ

И НЕОРГАНИЧЕСКИМИ ВЯЖУЩИМИ МАТЕРИАЛАМИ

5.1.    Требования к грунтам и составу смесей, к прочности и другим характеристикам укрепленных грунтов приведены в прил. 2.

Органические вяжущие материалы должны отвечать требованиям главы СНиП 1-В. 17-62.

5.2.    Для устройства оснований и покрытий из грунтов, укрепленных вяжущими материалами, необходимо выполнить следующие работы:


СНиП 111-Д.5-62

а)    размельчение грунтов и введение гранулометрических добавок;

б)    дозировку и перемешивание грунтов с вяжущими материалами до однородного состояния;

в)    увлажнение грунтов до установленной оптимальной влажности;

г)    перемешивание смеси до однородного состояния;

д)    профилирование готовой смеси и ее уплотнение;

е)    обеспечение формирования уплотненного слоя при оптимальном режиме влажности и температуры.

Примечание. Порядок работ уточняется в зависимости от применяемых вяжущих материалов.

5.3.    Связные грунты до введения вяжущих материалов должны быть размельчены до такой степени, чтобы количество агрегатов (комков) крупнее 5 мм не превышало 25% общего объема грунта, в том числе агрегатов крупнее 10 лш—-не более 10%. Наилучшее размельчение связных грунтов достигается при влажности их, указанной в прил. 2.

5.4.    Объем потребного грунта и гранулометрических добавок (при необходимости их внесения) и количество вяжущих материалов определяются исходя из проектных размеров укрепляемого слоя в плотном теле, при этом объемный вес уплотненного слоя принимается ориентировочно равным 2 т1м3.

5.5.    При производстве работ на несвязных грунтах следует применять передвижные смесители, на связных грунтах — грунтосмесительные машины и дорожные фрезы.

5.6.    Длительная эксплуатация покрытия из укрепленных грунтов без устройства защитного слоя в виде поверхностной обработки не допускается.

Покрытия и основания из грунтов, грунтогравийных и грунтощебеночных смесей, укрепляемых органическими вяжущими материалами

5.7.    Смешение грунтов, грунтогравийных и грунтощебеночных смесей с органическими вяжущими материалами (битумом, дегтем, битумными эмульсиями) производят непосредственно на дороге, в карьере или на базе с последующей транспортировкой готового материала к месту производства работ.

5.8.    При смешении на дороге грунт, подлежащий обработке, вывозится или подается

землеройными или транспортными машинами на спланированное и уплотненное земляное полотно.

5.9.    Укрепление грунтов должно производиться однопроходными гру.нтосмесительными машинами, которые за один проход производят размельчение обрабатываемых грунтов, дозирование вяжущих материалов, перемешивание их с грунтом, планировку и частичное уплотнение (перекрытие смежных полос производится на 0,1—0,2 м).

5.10.    При использовании навесных дорожных ф-рез в качестве ведущей машины размельчение обрабатываемого грунта производится за 1—2 прохода фрезы по одному месту. Размельчение грунта может быть совмещено с одновременным внесением в грунт вяжущих материалов. Рекомендуется одновременная работа двух-трех фрез.

5.11.    При использовании передвижных смесительных установок в качестве ведущей машины размельчение связных грунтов необходимо производить фрезами с последующим собиранием размельченного грунта в валик автонрейдером.

5.12.    При укреплении несвязных грунтов (грунтогравийных и грунтощебеночных смесей, песчаных н легких супесчаных грунтов) обрабатываемый грунт собирается автогрейдером в валик, из которого подается погрузчиком в передвижную смесительную установку и обрабатывается битумом или дегтем.

5.13.    При одновременном укреплении грунтов известью и битумом, цементом и битумом (дегтем или эмульсией) перед размельчением грунта производится россыпь извести «ли цемента в установленной норме с помощью дозировщика сыпучих материалов, после чего грунт перемешивается фрезой за 1—2 прохода. Для обеспечения взаимодействия грунта с известью влажность смеси должна быть равной 0,6—0,7 от границы текучести грунта. При меньшей влажности должно производиться доувлажгнение грунта поливочными машинами. Розлив вяжущих материалов н смешение их с грунтом производятся на следующий день.

5.14.    При использовании навесной фрезы или передвижного смесителя в грунт вводится сразу полная норма вяжущего материала с помощью распределительных устройств, установленных на этих механизмах.

Подвозка вяжущих материалов производится битумными цистернами или автогудронаторами.


Глава СНиП Ш-Д.5-62 «Автомобильные дороги. Правила организации строительства и производства работ. Приемка в эксплуатацию» разработана Гицроавтотраисом Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР, Научно-исследовательским институтом Союздор-НИИ и Государственным проектным институтом Союздор-проект бывш. Министерства транспортного строительства.

С введением в действие главы СНиП Ш-Д.5-62 отменяется глава СНиП III-В.3 издания 1955 г.

Редакторы — инж. Б. Н. ПАВЛОВ (Госстрой СССР), лауреат Государственной премии инж. В. А. БОЧИН, канд. воен. наук Б. С. НЕМИРОВСКИИ (Междуведомственная комиссия по пересмотру СНиП), инж. A. Mi НЕЧАЕВ (Гипроавтотранс Минавтошосдора РСФСР).

СНиП 1П-Д.5-62

Температуры нагрева вяжущих материалов приведены в разд. 8.

5.15.    Смешение грунтов с жидким битумом или дегтем должно производиться в сухую погоду при температуре воздуха не ниже + 15°С (смешение при более низких температурах и при дожде не разрешается).

Приготовление смеои в смесительных установках, в карьерах или на базах разрешается производить при температуре воздуха не ниже +8°С.

Обработка грунта битумной эмульсией допускается при температуре воздуха не ниже + 5°С, влажность обрабатываемого грунта при этом должна быть не менее 0,5 от границы текучести.

5.16.    Приготовленная в карьерах и на базах смесь должна транспортироваться к месту работ и распределяться по проезжей части с учетом коэффициента уплотнения, ориентировочно принимаемого в пределах 1,4—1,6 в зависимости от состава обрабатываемого грунта. До укладки смеси в дорожную одежду она может храниться на складе в штабелях (до 3 мес.).

5.17.    Грунт, обработанный эмульсией, должен быть доставлен к месту укладки сразу после обработки, распределен по проезжей части, спланирован и уплотнен.

5.18.    Готовую смесь необходимо планировать автогрейдером с проверкой поперечного профиля шаблоном и последующим уплотнением слоя смеси до требуемой плотности.

Укатку производят самоходными катками на пневматических шинах (для уплотнения слоя смеси требуется 8—10 проходов катка весом 12—25 т по одному месту).

При укатке катками с металлическими вальцами необходимо сначала произвести предварительную подкатку (2—3 прохода) катками легкого веса (5—6 г) и затем окончательное уплотнение катками тяжелого веса (10—12 г).

Толщина слоя при уплотнении катками на пневматических шинах не должна превышать 0,25 м в рыхлом теле, при уплотнении катками с металлическими вальцами — 0,15 м.

5.19.    Укатка должна быть закончена не более чем в 2—3 дня. Коэффициент уплотнения должен быть не ниже 0,95.

Примечание. - Коэффициент уплотнения определяется отношением объемного веса вырубки с ненарушенной структурой к объемному весу образцов из этой вырубки, переформованных при оптимальной влажности под нагрузкой 300 кГ/см*.

5.20.    Поверхностная обработка слоя грунта, укрепленного битумом или дегтем, должна быть произведена сразу же по окончании его укатки.

Поверхностная обработка слоя грунта, укрепленного битумной эмульсией, должна устраиваться не ранее 7—10 дней, в течение которых по дороге может быть допущено автомобильное движение.

5.21.    Требуемые (ориентировочные) влажности при производстве работ по укреплению грунтов органическими вяжущими (для различных технологических операций) приведены в прил. 2.

5.22.    При устройстве дорожной одежды в два слоя каждый слой устраивается в описанной выше последовательности.

5.23.    Движение транспорта разрешается открывать сразу же по окончании уплотнения при условии регулирования его в первое время равномерно по всей ширине проезжей части.

Покрытия и основания из грунтов, грунтогравийных и грунтощебеночных смесей, укрепляемых неорганическими вяжущими материалами

5.24.    Подготовка грунта для смешения производится так же, как и при укреплении грунтов органическими вяжущими материалами, с учетом специфических особенностей машин, используемых для приготовления смеси.

Смешение грунтов с неорганическими вяжущими материалами (портландцементом и известью) производится при температуре воздуха не ниже +5°С. В весенний и, в порядке исключения, в осенний периоды допускается производство работ при температуре воздуха до минус 8°С. При этом в цементногрунтовую или известково-грунтовую смесь необходимо добавлять 0,5—2% хлористого кальция или смеси хлористого кальция и хлористого натрия.

5.25.    В. грунт должна вводиться сразу полная норма вяжущих материалов. Влажность грунта перед введением цемента или извести должна быть не более 0,6 от границы текучести грунта. При применении молотой извес-ти-кипелки в смесь должно быть введено дополнительное количество воды, равное весу извести.

5.26.    Укрепление грунтов должно производиться однопроходными грунтосмеситель-


Правила и .нормы .главы СНиП Ш-Д.5-62 распространяются на строительство и переустройство автомобильных дорог общей сети Союза ССР и промышленных предприятий, а также сельских дорог.

Примечание. Правила и нормы не распространяются на строительство дорог в районах вечной мерзлоты, песчаных пустынь и на строительство грунтовых, грунтовых улучшенных и временных дорог.

I. ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Основные положения

1.1.    Строительство автомобильных дорог .должно осуществляться поточным методом в •соответствия с проектом организации строительства и проектом производства работ.

Примечание. Исключение могут составлять лишь обособленные объекты небольшого протяжения ■{до 5—10 км), на которых применение поточного метода практически не осуществимо.

1.2.    Сроки строительства автомобильных дорог должны назначаться в соответствии с действующими нормами продолжительности .строительства, приведенными в главе СНиП Ш-А.3-62.

1.3.    Поточный метод строительства автомобильных дорог заключается в равномерном и непрерывном производстве всех дорожно-строительных работ.

1.4.    Календарные сроки выполнения отдельных строительных процессов должны назначаться с учетом их технологических особенностей, в соответствии с правилами производства работ, содержащимися в данной главе. Отклонения от установленных в правилах сроков выполнения работ могут допу

скаться лишь в исключительных случаях при соответствующем обосновании и выполнении работ по специально разработанным инструкциям или правилам производства работ.

1.5.    При организации строительства поточным методом и разработке мероприятий по индустриализации строительства автомобильных дорог надлежит руководствоваться правилами главы СНиП Ш-А.2-62, при этом должен предусматриваться высокий уровень индустриализации всех основных строительных процессов, в первую очередь строительства искусственных сооружений, линейных зданий, подпорных стенок и других допускающих широкое применение сборных конструкций и готовых изделий индустриального изготовления и максимальное повышение уровня индустриализации устройства дорожных одежд.

1.6.    Производительность производственных предприятий строительства должна определяться из условия обеспечения принятой скорости потока с учетом возможности использования существующих районных предприятий и баз.

1.7.    Оборудование и сооружения притрас-. совых производственных предприятий строительства должны применяться передвижными со сборно-разборными конструкциями и агрегатной компоновкой технологического оборудования.

1.8.    Разработку притрассовых месторождений дорожно-строительных материалов (включая переработку и обогащение) наиболее целесообразно производить специализированными передвижными машино-карьерными подразделениями, производительность которых определяется принятой скоростью потока.

1.9.    Комплексная механизация и автома-

Строительные нормы и правила

СНиП Ш-Д.5-62

Государственный комитет по делам строительства СССР (Госстрой СССР)

Автомобильные дороги Правила организации строительства и производства работ Приемка в эксплуатацию

Взамен главы СНиП II1-B.3 издания 1955 г.


w Утверждены Государственным комитетом    Срок введения

по делам строительства СССР    1 июля 1963 г.

21 марта 1963 г.


Внесены Академией строительства и архитектуры СССР


2 Зак. 561



— 4 —

СНиП Ш-Д.5-62

тизация дорожно-строительных работ должны обеспечиваться в соответствии с правилами и указаниями главы СНиП Ш-А.4-62.

1.10.    Комплексно-механизированное выполнение основных дорожно-строительных процессов должно предусматривать механизацию следующих операций:

а)    при возведении земляного полотна — снятие растительного слоя, рыхление и разработку грунта, транспортирование грунта, послойное разравнивание грунта в насыпях, увлажнение и уплотнение грунта, зачистку выемок и планировку резервов, планировку откосов, обочин и поверхности земляного полотна, устройство плакировочного слоя;

б)    при устройстве дорожной одежды — заготовку и переработку материалов и приготовление полуфабрикатов, погрузку, разгрузку и транспортирование их на трассу, распределение их по ширине дорожной одежды, уплотнение, устройство боковых упоров или установку рельс-форм, окончательную отделку поверхности и устройство швов на бетонных покрытиях.

1.11.    Автоматизация производственных процессов на дорожном строительстве должна разрабатываться по следующим направлениям:

а)    автоматизация управления работой основных производственных предприятий и баз строительства (асфальтобетонных и цементно-бетонных заводов, дробильно-Сортировочных и обогатительных установок, битумоплавильных баз и т. д.);

б)    автоматический контроль и автоматизированное управление установкой органов отдельных землеройных и дорожных машин (нож автогрейдера, диск грейдер-элеватора, распределительный ковш бетоноукладочной машины и пр.);

в)    автоматический контроль за качеством выполняемых работ (ровность и толщина укладываемого слоя покрытия или основания, степень уплотнения грунта или асфальтобетонной смеси, правильность уклонов);

г)    автоматический контроль за эффективным использованием техники (заполнение ковша скрепера, загрузка кузовов автомобилей и тракторных прицепов и т. д.).

1.12.    Основные строительные процессы при поточном методе производства работ должны осуществляться соответствующими специализированными подразделениями в

следующей технологической последовательности:

а)    организация связи строительства, постройка временных жилищно-бытовых и производственных сооружений и производство подготовительных работ, обеспечивающих нормальное развертывание потока;

б)    постройка зданий и сооружений дорожно-эксплуатационной и автотранспортной служб;

в)    строительство малых искусственных сооружений;

г)    строительство мостов, путепроводов и других инженерных сооружений на дороге;

д)    производство сосредоточенных земляных работ по возведению земляного полотна;

е)    устройство земляного полотна (линейные земляные работы) и укрепительные работы;

ж)    устройство основания дорожной одежды;

з)    устройство покрытия дорожной одежды;

и)    отделочные работы, включая обстановку пути.

Примечания: 1. К сосредоточенным работам относятся строительство крупных мостов, производство больших объемов земляных работ и другие.

2. Строительство больших мостов, малых искусственных сооружений и линейных зданий при значительных объемах работ осуществляется специализированными субподрядными организациями.

1.13.    Для обеспечения принятой скорости и ритмичной работы потока необходимо предусматривать заблаговременное выполнение сосредоточенных работ силами специально организуемых подразделений с таким расчетом, чтобы эти работы были закончены до подхода соответствующих подразделений, выполняющих линейные работы.

1.14.    Сосредоточенные земляные работы по возведению насыпей должны заканчиваться, как правило, за год до устройства асфальтобетонных или цементно-бетонных покрытий. Устройство асфальтобетонных или цементно-бетонных покрытий на насыпях высотой более 1,5 м в один календар-ный год с возведением насыпей допускается как исключение с разрешения инстанции, утвердившей проект, при условии принятия всех необходимых мер по обеспечению устойчивости и требуемой плотности грунтов земляного полотна.

1.15.    В зависимости от протяжения проектируемой дороги и принятых сроков строительства могут быть организованы один или


не сколько строительных потоков, имеющих определенные участки, рассчитанные на один год или несколько лет работы.

Выбор количества комплексных строительных потоков и их скоростей производится в проекте организации строительства на основе технико-экономического сравнения вариантов общей схемы организации строительства с учетом укрупнения строительных подразделений и концентрации производственных процессов, оптимальной скорости выполнения наиболее сложных и трудоемких определяющих строительных процессов и других организационных и экономических факторов.

1.16.    Нормальная работа линейных строительных подразделений обеспечивается:

а)    наличием передвижного или легко транспортируемого жилого фонда для личного состава подразделений;

б)    постоянной технической готовностью машин и оборудования, входящих в состав подразделений, своевременным профилактическим осмотром и их ремонтом с широким использованием передвижных ремонтных мастерских на автомобилях;

в)    бесперебойным снабжением линейных подразделений материалами, полуфабрикатами и сборными конструкциями;

г)    постоянной связью (линейные подразделения, производственные предприятия, базы, карьеры и управление комплексным потоком);

д)    поддержанием в проезжем состоянии сети временных дорог.

Организационно-техническая подготовка к строительству

1.17.    Организационно-техническая подготовка к строительству автомобильных дорог должна осуществляться в соответствии с правилами главы СНиП III-A.6-62 и с выполнением следующих мероприятий:

а)    разработка детальных графиков производства работ для всех строительных процессов;

б)    разработка строительной организацией строительно-финансового плана;

в)    своевременная организация производственной базы строительства (постройка и ввод в действие основных производственных предприятий, вскрытие притрассовых карьеров, постройка или освоение существующих разгрузочных путей на станциях железных

дорог или причалов на водных путях, постройка необходимых складских помещений и устройств и т. д.);

г)    подготовка жилищно-бытовых помещений для личного состава подразделений и административных помещений;

д)    обеспечение технической готовности средств механизации и транспортных средств, включаемых в состав производственных подразделений, и обеспечение линейных подразделений необходимыми подвижными ремонтными средствами;

е)    подготовка необходимых квалифицированных кадров рабочих-механизаторов;

ж)    подготовка временных дорог строительства;

з)    обеспечение строительства электроэнергией, водой, тепловой энергией, средствами связи и необходимым запасом материалов.

1.18.    Проекты организации строительства разрабатываются для строительства автомобильной дороги в целом или для отдельных участков дороги, а также для строительства отдельных сложных объектов и сооружений, выделяемых в самостоятельные титулы.

1.19.    Проект организации строительства разрабатывается проектной организацией на основе задания на проектирование, выдаваемого организацией-заказчиком, с использованием данных и согласований, полученных проектной организацией в процессе изысканий.

1.20.    При разработке проектов организации строительства автомобильных дорог главное внимание должно уделяться вопросам проектирования наиболее рациональных схем обеспечения строительства материалами и полуфабрикатами, сборными конструкциями и изделиями, которые являются решающими для определения стоимости строительства автомобильных дорог.

Как правило, должно составляться несколько вариантов схемы организации строительства с целью их технико-экономического сопоставления в процессе проектирования и выявления наиболее рационального и экономичного варианта по следующим показателям:    сроки строительства, производитель

ность труда, стадийность строительства, степень механизации и использования машин.

1.21.    Технико-экономические сопоставления и выбор наиболее рационального варианта схемы организации строительства должны осуществляться по показателям наиболее сложного и трудоемкого строительного про-

СНиП 111-Д.5-62


2‘



— 6

СНиП 1П-Д.5-62

цесса, имеющего наибольшее удельное значение в общей стоимости строительства. (Для дорог в равнинной и пересеченной местности — устройство дорожной одежды. Для горных дорог — устройство земляного полотна и искусственных сооружений).

Сравнение вариантов по стоимости производится по следующим показателям:

а)    заготовительная или отпускная стоимость используемых строительных материалов;

б)    стоимость транспортирования этих материалов на трассу и на производственные предприятия, а также продукции этих предприятий на трассу;

в)    стоимость работы всех дорожных машин и оборудования;

г)    затраты на заработную плату;

д)    амортизационная стоимость временных сооружений и временных дорог (с учетом использования постоянных сооружений):

е)    стоимость содержания административно-технического персонала.

1.22.    При технико-экономических сопоставлениях вариантов схем организации строительства должны учитываться также следующие показатели комплексных потоков:

а)    скорость движения потоков;

б)    годовые и полные участки работы потоков;

в)    годовое и полное время работы потоков;

г)    длины комплексных и специализированных потоков;

д)    длительность периодов развертывания и свертывания потоков.

1.23.    При изучении и согласовании возможностей и условий постройки необходимых для строительства дороги производственных предприятий особое внимание должно быть обращено на изучение возможностей кооперирования с имеющимися в районе строительства предприятиями и другими строительными организациями.

1.24.    Работы по подготовке к строительству и по освоению территории, отводимой для строительства, должны проектироваться в составе комплексного потока с учетом требуемого опережения ими основных строительных работ на каждом годовом участке работы комплексного потока.

1.25.    При разработке проектов реконструкции эксплуатируемых автомобильных до

рог должны быть освещены порядок и способы организации и производства работ без перерыва движения на них.

1.26.    При разработке проектов производства работ должны быть сохранены проектные решения утвержденного проектного задания и основные положения содержащейся в нем схемы организации строительства (количество и скорости потоков, размещение и мощность производственных предприятий строительства, источники и условия обеспечения строительства материалами, полуфабрикатами, сборными конструкциями и изделиями).

Примечание. Изменения основных положений утвержденного проекта организации строительства, в целях удешевления строительства и совершенствова ния технологии, могут осуществляться при условии со гласозакия их с проектной организацией, разработав шей проект, и инстанцией, утвердившей проект.

1.27.    Организационно-техническая подго тонка к строительству должна осуществляться отдельно для каждого комплексного потока на годовой объем работ.

1.28.    Организация контроля за строительством должна осуществляться в соответствии с правилами главы СНиП III-A.9-62.

2. ПОДГОТОВКА ДОРОЖНОЙ ПОЛОСЫ

2.1. В подготовительный период на дорожной полосе должны быть выполнены следующие работы:

а)    восстановление и закрепление трассы дороги, полосы отвода и находящихся за е*-прёделами площадей для размещения резервов, карьеров, подъездных дорог, постоянных и временных сооружений;

б)    расчистка полосы отвода, а также других притрассовых и внетрассовых площадей, предусмотренных проектом, от леса, пней, кустарника, камней и других предметов;

в)    снос, перенос или переустройство пре дусмотренных проектом наземных и подземных сооружений, строений и коммуникаций, л также постройка жилых домов для размещения переселяемых лиц и пересадка ценных пород деревьев;

г)    строительство новых или ремонт существующих подъездных дорог и других сооружений, необходимых для строительства дороги.


СНиП III-Д.5-62


Примечание. До подготовки дорожной полосы должен быть оформлен отвод земельных участков под строительство дороги и сооружений на ней, а также земельных участков для карьеров, резервов, временных зданий и сооружений, предусмотренных проектом.

Восстановление и закрепление трассы

2.2.    Восстановление и закрепление трассы дороги и главных осей отдельных сооружений должны выполняться проектной организацией и сдаваться по акту строительной организации.

Проектное положение трассы дороги должно быть надежно закреплено на местности.

2.3.    В состав работ по восстановлению и закреплению трассы входят:

а)    восстановление и закрепление начальных, конечных и промежуточных точек трассы, всех ее углов и точек начала и конца кривых с установкой необходимых закрепительных знаков;

б)    восстановление и закрепление полосы отвода дороги, осей искусственных сооружений, отведенных строительных площадок, площадей карьеров, трасс временных дорог и других площадей временного использования;

в)    восстановление реперов.

2.4.    Восстанавливаемая трасса должна строго совпадать с проектной. Незначительные изменения трассы при ее восстановлении могут допускаться только с разрешения проектной организации, разработавшей проект дороги.

2.5.    На трассе должны быть восстановлены временные реперы и установлены необходимые дополнительные реперы в следующих местах:

вблизи искусственных сооружений;

у глубоких выемок и высоких насыпей;

на площадке комплексов эксплуатационных зданий;

на пересеченной местности через 1 км, а в равнинной — через 2 км.

Расчистка полосы отвода

2.6.    Расчистка дорожной полосы от леса, кустарника и пней должна выполняться в минимально необходимых .размерах до начала работ по возведению земляного полотна, на площадях, занимаемых земляным полотном строящейся дороги, и временных дорог. При возведении насыпей допускается оставление корней деревьев и кустарника, срезанных «заподлицо» с землей, при высоте насыпей от

1,5 до 2 ж и оставление пней высотой до 10 см при высоте насыпей свыше 2 м.

2.7.    В пределах площадок, отводимых для строительства постоянных и временных зданий и сооружений, расчистка от деревьев должна производиться лишь на площадях, непосредственно занимаемых зданиями, сооружениями и дорогами внутри комплексов. С целью сохранения особо ценных и крупных деревьев рекомендуется вносить необходимые коррективы в генеральную планировку комплексов.

2.8.    Деревья ценных пород в пределах расчищаемых площадей, как правило, должны выкапываться и пересаживаться в назначенные места в сроки, устанавливаемые в соответствии с агротехническими требованиями.

2.9.    Работы по валке леса, обрубке сучьев, трелевке и раскряжевке хлыстов, погрузке и транспортировке лесоматериалов и очистке мест вырубки должны быть максимально механизированы и осуществляться по соответствующим инструкциям и правилам ведения лесозаготовительных работ с соблюдением правил по технике безопасности работ.

Примечание. Ручные работы и применение средств малой механизации могут допускаться только при незначительных объемах работ.

2.10.    Крупные камни и другие предметы, препятствующие производству строительных работ, должны быть убраны за пределы зоны работ.

2.11.    Снос или перенос зданий и сооружений должен осуществляться с обеспечением максимальной сохранности материалов и конструкций, допускающей их использование на новом месте или на строительстве других объектов.

Перенос или переустройство подземных и наземных коммуникаций

2.12. Переносу или переустройству подлежат наземные и подземные коммуникации, мешающие строительству или эксплуатации дороги и ее сооружений:

а)    воздушные линии связи « электропередач;

б)    кабельные линии связи и электропередач;

в)    трубопроводы — водоводы, газопроводы, канализационные сети и др.


3 Зак. 561

СНиП 111-Д.5-62

2.13.    Проекты переноса или переустройства коммуникаций и проекты производства этих работ должны предусматривать:

а)    соблюдение проектных условий и сроков строительства дороги;

б)    согласованные сроки переустройства коммуникаций;

в)    нормальные условия и безопасность движения по дороге и объездам в зоне работ;

г)    возможность ремонта коммуникаций в период эксплуатации дороги без перерыва движения по ней.

2.14.    Работы по переносу или переустройству коммуникаций должны осуществляться теми специализированными организациями, к области постоянной деятельности которых они относятся.

2.15.    Сеть временных автомобильных дорог строительства должна определяться в результате тщательного обследования проез-жаемости ближайших существующих автомобильных дорог, летних дорог, тракторных путей и установления возможности использования их для транспортирования строительных грузов в период строительства, а также с учетом использования для временного проезда строящейся дороги.

2.16.    Строительство временных автомобильных дорог и ремонт существующих следует производить с учетом очередности работ на отдельных годовых участках строительства с необходимым опережением основных работ.

* *

*

2.17.    Работы по подготовке дорожной полосы или других площадей за ее пределами, а также по переносу или переустройству подземных и наземных коммуникаций и все другие специальные работы принимаются с привлечением представителей земельных органов, местных Советов, соответствующих специализированных и других заинтересованных организаций.

3. УСТРОЙСТВО ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА

3.1 При организации механизированных земляных работ надлежит руководствоваться правилами глав СНиП Ш-Б.1-62 и П-Д.5-62.

3.2. Земляное полотно следует возводить с заделом, протяженность которого должна обеспечить нормальные условия производст

ва последующих работ по устройству оснований и покрытий.

3.3.    В процессе производства работ вы полняющая их строительная организация обязана следить за соответствием проекта грунтовым гидрогеологическим и геологическим условиям и при необходимости требовать внесения в рабочие чертежи соответствующих коррективов.

3.4.    Объем грунта, перемещаемого из резервов и выемок в насыпи, следует определять с учетом уплотнения. Коэффициент уплотнения определяется опытным путем.

3.5.    Возведение земляного полотна состоит из следующих работ:

а)    удаления дернового покрова и растительного слоя грунта с поверхности основания насыпи, а также подготовки основания насыпей;

б)    устройства дренажей и водоотводящих сооружений (подкюветный и перехватыва ющий дренаж, нагорные забанкетные и водоотводные канавы и др.);

в)    устройства дренирующих и изолирующих слоев, замены грунтов, не обеспечивающих прочности и устойчивости земляного полотна (в соответствии с разд. 4 данной главы СНиП);

г)    разработки грунта в резерве, выемке или карьере и перемещении его в тело насыпи;

д)    разравнивания грунта в теле насыпи слоями требуемой толщины и его послойного уплотнения;

е)    предварительной планировки откосов насыпи, планировки и отделки резервов;

ж)    профилирования, планировки, укатки н окончательной отделки поверхности земляного полотна, включая откосы;

и)    транспортирования и распределения растительного слоя на откосах, досыпки, уплотнения -и отделки обочин;

к)    укрепительных работ.

3.6.    При возведении земляного полотна должен быть обеспечен водоотвод как из резервов и выемок, так и с полотна дороги.

3.7.    Грунт над трубами нужно отсыпать равномерно и одновременно с обеих сторон горизонтальными слоями толщиной 0,15— 0,2 м при -непрерывном его уплотнении. При засыпке трубы необходимо обеспечить сохранность ее изоляции.

3.8.    Земляное полотно следует отсыпать до отметок низа дорожной одежды с учетом


СНиП 1П-Д.5-62

запаса на уплотнение в соответствии с п. 3.4 и на небольшую срезку при планировке.

3.9.    На участках задела земляного полотна верх его должен быть тщательно спрофилирован под двускатный или односкатный профиль и уплотнен, откосы спланированы для поперечного поверхностного водоотвода. Перед длительным перерывом работ поверхность незаконченной насыпи следует тщательно уплотнить, спланировать с уклоном, обеспечивающим беспрепятственный сток. Водоотводные устройства и резервы не должны иметь участков, где могла бы стоять вода. На откосах насыпей и выемок не должно быть местных углублений, препятствующих свободному стоку дождевой воды.

3.10.    При выборе наиболее рациональных средств механизации земляных работ необходимо сопоставить различные варианты схем производства работ, руководствуясь данными лрил. 1.

3.11.    Нагорные и водоотводные канавы должны быть вырыты до начала производства работ по возведению земляного полотна. Немедленно по окончании разработки выемки, особенно в лессовидных грунтах, необходимо нарезать кюветы при помощи канавокопателей с погрузкой грунта в автосамосвалы или другие средства перемещения и вывезти его за пределы выемки; перед нарезкой кюветов дно выемки должно быть спланировано.

3.12.    Грунт нагорных и водоотводных канав, устраиваемых на косогорах, направляемый в отвал, должен быть в -виде призмы уложен вдоль канавы с низовой стороны. Укладывать грунт с нагорной стороны запрещается.

Разработка выемок и возведение насыпей

3.13.    Разработку выемок в нескальных грунтах надлежит вести с недобором. Величина недобора при работе драглайнов и прямых лопат должна быть не более 0,2 м.

3.14.    Разработку глубоких выемок прямой лопатой необходимо начинать с устройства продольной траншеи. От нулевой отметки следует устраивать съезд крутизной не более 15% для транспортировки грунта. Рытье траншеи необходимо вести до глубины, позволяющей обеспечить заполнение ковша.

3.15.    Послойную отсыпку грунта, транспортируемого в насыпь автосамосвалами, думперами и тракторными тележками, не

обходимо производить на полную ширину сл оя, начиная с его краев. Целесообразно -применение автосамосвалов с -боковой разгрузкой и прицепов-самосвалов.

При связных грунтах движение машин по свежеуложенному грунту должно быть организовано со систематической планировкой отсыпаемого слоя.

При песчаных грунтах следует производить предварительное уплотнение и регулировку движения по всей ширине отсыпаемого слоя.

3.16. Отсыпку и уплотнение грунта следуе! производить при оптимальной его влажности, определяемой методом стандартного уплотнения.

При недостаточной влажности грунт необходимо искусственно увлажнять до оптимальной влажности. Несвязные и малосвязные грунты следует увлажнять в слое, отсыпаемом в насыпи незадолго до уплотнения. Связные грунты, в которых перераспределение влаги идет медленнее, надлежит увлажнять на месте их разработки (в карьере, резерве) после предварительного рыхления. Увлажнение следует производить в несколько приемов с применением поливочных машин. Рекомендуется при розливе дополнительно рыхлить грунт бороной, прицепляемой к поливочной машине.

3.17 Перед уплотнением отсыпанный грунт должен быть спланирован с приданием поверхности слоя поперечных уклонов —

2—4% к бровкам земляного полотна.

3.18.    Устройство земляного полотна в задел без уплотнения (в расчете на естественную осадку) не допускается.

3.19.    Для уплотнения связных грунтов необходимо применять два типа уплотняющих машин, из которых первый тип служит для предварительного уплотнения, а второй для доведения их до требуемой плотности.

Предварительное уплотнение грунтов должно производиться более легкими машинами (30—40% общего потребного количества проходов).

3.20.    Предварительного уплотнения не требуется в случаях, когда слой грунта отсыпается скреперами, автосамосваламя. тракторными тележками и равномерно уплотняется ими по всей ширине насыпи до плотности более чем 0,9 от оптимальной. В этом случае при помощи специальных уплотняющих машин необходимо доуштотнять грунт