Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

35 страниц

319.00 ₽

Купить СНиП III-Д.10-72 — официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Документ распространяется на строительство вновь сооружаемых и реконструируемых стальных магистральных трубопроводов диаметром условного прохода до 1400 мм включительно: газопроводов, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, конденсатопроводов и ответвления газопроводов до газораспределительных станций населенных мест и промышленных станций населенных мест и промышленных предприятий, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов для подачи нефти и нефтепродуктов на нефтебазы и предприятия, а также трубопроводов газонефтепромысловых сетей, промысловых и межпромысловых коллекторов нефтяных и газовых промыслов и станций подземного хранения газа.

  Скачать PDF

Оглавление

1 Организация строительства магистральных трубопроводов

Общие указания

Организация управления строительством магистральных трубопроводов с применением систем сетевого планирования и управления (СПУ)

2. Работы подготовительного периода

3. Земляные работы

4. Сборка, сварка и контроль сварных соединений

Общие положения

Испытание сварщиков, контроль допускных стыков

Сборка и сварка трубопроводов

Контроль сварных соединений

Гнутье труб и изготовление фасонных частей

Транспортировка труб и плетей

5. Защита магистральных трубопроводов от коррозии изоляционными покрытиями

Общие указания

Очистка и огрунтовка трубопроводов

Защита подземных и наземных (обвалованных) трубопроводов от почвенной коррозии

Защита крановых узлов и задвижек

Защита надземных трубопроводов от атмосферной коррозии

Контроль качества изоляции

6. Укладка трубопровода

7. Строительство переходов через естественные и искусственные препятствия

Общие указания

Строительство подводных переходов

Строительство переходов под автомобильными дорогами и железнодорожными путями

Строительство надземных переходов

8. Прокладка трубопроводов в особых условиях

Прокладка трубопроводов через болота и обводненные участки

Прокладка трубопроводов в горных районах

Прокладка трубопроводов в тоннелях

Прокладка трубопроводов в условиях горных выработок

Прокладка трубопроводов в просадочных грунтах

Строительство трубопроводов в барханных песках, на поливных землях и при пересечении соров

9. Электрическая защита стальных трубопроводов от подземной коррозии

10. Очистка полости и испытание трубопроводов

Очистка полости трубопроводов

Испытание трубопроводов

11. Линии технологической связи магистральных трубопроводов

12 Приемка магистральных трубопроводов в эксплуатацию

Показать даты введения Admin

Издание официальное


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА (ГОССТРОЙ СССР)

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

Часть III, раздел Д

Глава 10

МАГИСТРАЛЬНЫЕ ТРУБОПРОВОДЫ

ПРАВИЛА ПРОИЗВОДСТВА И ПРИЕМКИ РАБОТ

СНиП Ш-Д.10-72

Утверждены

Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 21 июня 1972 г.

ЗАМЕНЕН в Ик /7 к    ~ SO

(чём) ~

ОСНОВАНИЕ ^_

(наименован** источника,

~~ те И», иёмор отр~ дата) ’    ~

ИЗДАТЕЛЬСТВО ЛИТЕРАТУРЫ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ Москва— 1973

УДК 69(083.75) : [622.691.4 +622.692.4]


Глава СНиП Ш-Д.10-72 «Магистральные трубопроводы. Правила производства и приемки работ» разработана Всесоюзным научно-исследовательским институтом по строительству магистральных трубопроводов при участии института Гипро-газ, Государственной газовой инспекции Мингазпрома и института Гипротрубопровод Миннефтепрома.

С введением в действие настоящей главы утрачивает силу глава СНиП Ш-Д10-62 «Магистральные трубопроводы. Правила организации строительства, производства работ и приемки в эксплуатацию».


Редакторы — инж. С. Ф. Гусаков (Госстрой СССР), канд. техн. наук В. И. Прокофьев (ВНИИСТ)


С


0324—240


047(01)—73


Инструкт.-нормат , II—Ш кв —1/14—71


СНиП Щ-Д.10-72

центраторов для труб диаметром 529 мм и выше. Трубы меньшего диаметра можно собирать с использованием наружных центраторов. Сборка захлестов также производится на наружных центраторах.

4.15.    При сборке труб или плетей в непрерывную нитку на местности с поперечным уклоном, превышающим 3°, особенно в сторону траншеи, под лежки должны подкладываться выравнивающие опоры или устраиваться земляные призмы. При поперечном уклоне более 6° плеть или трубы должны закрепляться с помощью врытых в землю якорей (столбов).

4.16.    Величина скоса и притупления кромок труб перед сваркой устанавливается инструкцией на соответствующий метод сварки.

4.17.    Смещение кромок труб при сборке под сварку допускается на величину до 25% толщины стенки трубы (минимальной из свариваемых), но не более 3 мм на участке, не превышающем 'Д длины окружности трубы, при этом данный участок должен располагаться в верхней части трубы.

4.18.    При сборке труб под сварку зазор должен быть равномерным по всему периметру стыка. Величина зазора в зависимости от метода сварки указывается в соответствующих технологических инструкциях.

4.19.    Сборка труб с заводским продольным швом, сваренным с одной стороны, должна производиться так, чтобы продольные швы каждой трубы были смещены по отношению к швам смежных труб не менее чем на 100 мм.

При сборке труб, у которых заводской продольный шов сварен с двух сторон, смещение продольных швов может не производиться.

4.20.    Каждый стык должен иметь клеймо сварщика, выполнявшего сварку. Клеймо наносится несмываемой краской на расстоянии 100—150 мм от стыка. В случае сварки одного стыка несколькими сварщиками стык должен иметь столько же клейм, сколько сварщиков в бригаде, либо одно клеймо, присвоенное всей бригаде.

4.21.    При сварке трубопровода в нитку должна производиться привязка сварных стыков к пикетам в соответствии с технологической инструкцией.

4.22.    Приварка патрубков для ответвления в местах расположения поперечных кольцевых и продольных заводских сварных швов не допускается.

Расстояние между швами трубопровода и швом приварки патрубка или усилительно-

2—670

го кольца (воротника) должно быть не менее 100 мм.

4.23.    Количество слоев шва при сварке стыков трубопроводов дуговыми методами определяется технологической инструкцией.

4.24.    Каждый слой шва, выполняемый дуговой сваркой, перед наложением последующего должен тщательно очищаться от шлака.

4.25.    После сварки, выполненной прессовыми методами, должен быть удален внутренний и наружный грат в соответствии с требованиями п. 4.44«г» настоящей главы.

4.26.    Сборка и вварка катушек, арматуры, а также сварка захлестов должны производиться при минимальной суточной температуре.

4.27.    При сварке разностенных кольцевых элементов (вварка катушек, кранов и т. д.) необходимо применять переходные кольца.

4.28.    Электродуговая сварка труб при отрицательных температурах должна производиться в срответствии со специальными технологическими инструкциями.

4.29.    После окончания работы концы нитки необходимо надежно закрыть заглушками для предотвращения попадания внутрь трубопровода снега, грязи и т.д.

Контроль сварных соединений

4.30.    Контроль осуществляется строительно-монтажной организацией, выполняющей сварочные работы.

4.31.    Контроль сварных стыков трубопроводов, выполненных электродуговой сваркой, производится:

а)    систематическим пооперационным контролем, осуществляемым в процессе сборки и сварки трубопроводов;

б)    внешним осмотром сварного соединения;

в)    проверкой сварных стыков без их разрушения физическими методами контроля: просвечиванием рентгеновскими или гамма-лучами, магнитографическим или ультразвуковым способами.

4.32.    Пооперационный контроль включает проверку:

а)    соответствия труб и сварочных материалов требованиям проекта и техническим условиям на их поставку;

б)    качества сборки;

в)    соблюдения технологии и режима сварки.

Примечание. Использование труб и сварочных материалов без сертификатов запрещается.


СНиП 1П-Д.10-72


4.33.    Пооперационный контроль выполняется производителем работ. Результаты контроля должны фиксироваться в сварочном журнале.

4.34.    Все стыки, выполненные дуговой сваркой, очищаются от шлака и подвергаются внешнему осмотру. При этом они не должны иметь трещин, прожогов, подрезов глубиной более 0,5 мм, недопустимых смещений кромок, кратеров и выходящих на поверхность пор. Усиление шва должно быть равномерным, с высотой в пределах от 1 до 3 мм.

Примечания:    1. При сварке трубопроводов,

предназначенных для работы при температурах ниже минус 30° С, видимые невооруженным глазом подрезы не допускаются.

2. При двусторонней сварке осмотр стыков производится с наружной и внутренней стороны.

4.35.    Стыки, выполненные дуговыми методами сварки, подвергаются контролю физическими методами в объеме:

а)    100% стыков участков трубопроводов

I    категории и воздушных переходов, а также все косые стыки и все стыки захлестов, катушек и ввариваемой арматуры просвечиваются рентгеновскими или гамма-лучами;

б)    100% стыков участков трубопроводов

II    категории (из них не менее 25% просвечиваются рентгеновскими или гамма-лучами);

в)    100% стыков участков трубопроводов

III    категории (из них не менее 10% просвечиваются рентгеновскими или гамма-лучами);

г)    не менее 10% стыков участков трубопроводов IV категории (из них не менее 2% просвечиваются рентгеновскими или гамма-лучами);

д)    сварные стыки участков трубопроводов I, II и III категорий при наземной и надземной укладке контролируются в том же объеме и теми же методами, как при подземной укладке трубопроводов тех же категорий;

е)    сварные стыки участков трубопроводов

IV    категории при наземной и надземной прокладке должны быть подвергнуты 100%-ному контролю физическими методами, из них не менее 10% стыков просвечиваются рентгеновскими или гамма-лучами;

ж)    сварные стыки трубопроводов, указанных в п. 1.1 «б» настоящей главы, должны быть подвергнуты контролю в соответствии со специальной инструкцией Государственной газовой инспекции Мингазпрома, согласованной с Госстроем СССР.

ПР имечание. Проверка качества сварки стыков осуществляется в соответствии с ГОСТ 7512-69 и инструкциями. Контролю не подвергаются соединения труб и арматуры, выполненные заводами-поставщиками.

4.36.    Кроме стыков, проверяемых физическими методами контроля по нормам, установленным п. 4.35 настоящего раздела, проверяются отдельные стыки, назначаемые к контролю представителями Госгортехнадзора СССР и Государственной газовой инспекции Мингазпрома.

4.37.    При неудовлетворительных результатах проверки физическими методами хотя бы одного стыка трубопроводов IV категории производится повторная проверка тем же методом в количестве 25% сваренных стыков (из числа стыков, выполненных данным сварщиком с момента его предыдущей проверки).

Если при повторной проверке хотя бы один стык окажется неудовлетворительным, сварщик от работы отстраняется до повторной сдачи испытаний, а сваренные им стыки подвергаются 100%-ному контролю физическими методами по норме участков II категории. Забракованные стыки исправляются или удаляются из нитки трубопровода.

4.38.    При контроле физическими методами годными считаются сварные швы, в которых:

а)    отсутствуют трещины любой протяженности;

б)    отсутствуют скопления дефектов по группе «В», ГОСТ 7512-69;

в)    суммарная глубина непровара и шлаковых включений по группам «А» и «Б», ГОСТ 7512-69, не превышает 10% толщины стенки трубы (но не более 1 мм).

4.39.    Ремонт забракованных стыков, выполненных дуговыми методами сварки, допускается в следующих случаях:

а)    если суммарная длина дефектных участков не превышает XU периметра стыка;

б)    если длина выявленных в стыке трещин не превышает 50 мм.

Примечания:    1.    Дефектные    участки    в    корне

шва любой протяженности (кроме трещин) могут подвергаться ремонту изнутри трубы.

2. В случае наличия трещины длиной свыше 50 мм стыки подлежат удалению.

4.40.    Исправление дефектов в стыках, выполненных дуговыми методами сварки, следует производить следующими способами:

а) наружные и внутренние подрезы, превышающие установленные настоящими правилами нормы, должны исправляться путем наплавки ниточных валиков высотой не более 3 мм. Перед выполнением подварки необходимо зачистить поверхности дефекта механическим способом до металлического блеска;

б) участки со шлаковыми включениями


— и

СНиП И1-Д.10-72

и порами вышлифовываются и завариваются вновь;

в) при ремонте стыка с трещиной длиной до 50 мм засверливаются два отверстия на расстоянии не менее 30 мм от краев трещины, дефектный участок вышлифовывается и заваривается вновь в несколько слоев.

4.41.    Все исправленные участки стыков должны быть подвергнуты просвечиванию рентгеновскими или гамма-лучами и удовлетворять требованиям п. 4.38 настоящего раздела.

4.42.    Рентгеновские пленки, ленты записи с ультразвуковых приборов и ферромагнитные ленты со стыков, подвергавшихся контролю, хранятся в полевой лаборатории (ПИЛ) до сдачи трубопровода в эксплуатацию.

4.43.    Контроль качества стыков, выполненных прессовыми методами сварки, следует производить:

а)    систематическим пооперационным контролем, осуществляемым в процессе сборки и сварки трубопроводов;

б)    механическими испытаниями образцов в соответствии с пп. 4.9, 4.10 настоящего раздела.

4.44.    Пооперационный контроль стыков, выполненных прессовыми методами сварки, включает:

а)    проверку подготовки труб к сварке в соответствии с п. 4.13 настоящей главы, а также качества и размера зачистки поверхностей труб под контактные башмаки сварочной машины;

б)    проверку центровки труб в сварочной головке перед сваркой. При этом допускается смещение кромок до 25% толщины стенки трубы, но не более 2 мм. Смещение кромок труб перед сваркой должно быть равномерным по всему периметру стыка;

в)    проверку параметров сварки, заданных технологической инструкцией;

г*) выборочную проверку качества удаления внутреннего и наружного грата; при этом высота остающегося усиления с наружной и внутренней стороны шва не должна превышать 25% толщины стенки трубы, но не более 3 мм;

д) обмер величины смещения стыка (губы) производится на участке 300 мм по периметру трубы с помощью специального шаблона. Величина смещения не должна превышать 25% толщины стенки трубы, но не более 3 мм.

4.45.    Стыки, выполненные прессовыми ме

тодами сварки, следует подвергать контролю в объеме:

а)    100% стыков подвергается проверке на величину смещения кромок и высоту остающегося наружного усиления шва в соответствии с п. 4.44 настоящей главы; стыки, не удовлетворяющие требованиям по смещению кромок или величине усиления (грата), вырезаются и свариваются вновь;

б)    1% стыков (контрольные стыки) подлежит вырезке для проведения механических испытаний в соответствии с п. 4.9 настоящей главы; независимо от количества сваренных стыков вырезка и испытание контрольного стыка производится не реже одного раза в месяц и после перерыва в работе трубосварочной контактной установки более 10 дней.

Примечание. Во избежание вварки катушек вырезку контрольных стыков необходимо производить по указанию контролера непосредственно в процессе контактной сварки трубопроводов.

4.46.    При неудовлетворительных результатах механических испытаний стыков, сваренных прессовыми методами сварки, из нити трубопровода вырезается еще два контрольных стыка и испытания на загиб производятся на 12 образцах (по 6 образцов из каждого стыка).

При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы одного повторно вырезанного стыка необходимо:

а)    сварку прекратить, установить причину получения неудовлетворительного качества сварного соединения; работа может быть продолжена данным сварщиком на той же установке, только после получения удовлетворительных результатов испытаний дополнительно сваренного пробного стыка в соответствии с п. 4.43 настоящей главы;

б)    все стыки, сваренные сварщиком с момента последней проверки, подвергнуть тщательной проверке комиссией в составе представителей заказчика, Государственной газовой инспекции и монтажной организации и принять решение о качестве сварки по каждому стыку в отдельности. Для этого каждый стык, находящийся в нитке трубопровода, подвергается силовому воздействию путем подъема его на высоту 1—1,3 м.

4.47.    При неудовлетворительных результатах испытаний стыков, сваренных на базе прессовыми методами, все стыки, сваренные после предыдущих механических испытаний, подвергаются контролю на трассе, в соответст-


вии с требованиями п. 4.46«б» настоящего раздела.

Гнутье труб и изготовление фасонных частей

4.48.    Повороты трубопроводов в вертикальной и горизонтальной плоскостях следует осуществлять упругим изгибом, приваркой кривых, согнутых в холодном или горячем состоянии или сваренных из отдельных сегментов.

4.49.    Упругий изгиб трубопровода, сваренного в плеть, следует осуществлять при помощи кранов-трубоукладчиков или других подъемных механизмов в процессе монтажа и укладки трубопровода в траншею.

Минимально допустимые радиусы упругого изгиба трубопроводов, если они не оговорены в проекте, принимаются по табл. 3.

Таблица 3

Минимально допустимые радиусы упругого изгиба трубопровода

Диаметры трубопровода, мм

Радиусы упругого изгиба, м

1420

1300

1220

1100

1020

900

820

720

630

750

650

550

Допускается уменьшение величины радиуса изгиба на 10%

530

500

426

400

300—400

300

200—300

200

Таблица 4

Минимально допустимые радиусы кривых при гнутье труб в холодном состоянии

Наименьший радиус изгиба трубы, м

Диаметр трубопровода, мм

Толщина

стенки,

мм

при минимальных толщинах стенки

при максимальных толщинах стенки

1420

12—20

70

40

1220

10—18

60

30

1020

9—16

50

25

820

8—12

35

25

Допускается

720

7—12

30

20

уменьшение вели-

630

6—11

25

15

чины наименьшего радиуса изгиба на

530

6—9

15

10

10%

400

6—9

10

8

300^00

4—8

8

5

200—300

4—7

5

3

Таблица 5 Допуски на овальность гнутых труб

Диаметры трубопровода, мм

Овальность труб, мм

1420

16

1220

13

1020

11

820

9

720

8

630

7

530

6

426

5

300—400

4

200—300

3

Примечание. Овальность труб определяется как разность между максимальным и минимальным диаметром гнутых труб.


4.50.    В холодном состоянии гнутье труб должно производиться на специальных трубогибочных станках. Радиусы изгиба кривых должны приниматься в соответствии с табл. 4.

4.51.    После гнутья труба должна иметь ровную поверхность. Глубина плавных гофр не должна превышать толщины стенки трубы и быть не более 10 мм. Гофры недопустимы на кривых, изготавливаемых для надземной укладки трубопроводов. Овальность концов труб должна быть не более данных, приведенных в табл. 5.

4.52.    Холодное гнутье сварного кольцевого шва не разрешается. Расстояние от зоны изгиба до кольцевого шва должно быть не менее 0,5 диаметра трубы.

4.53.    При гнутье труб продольной сварной шов должен располагаться по нейтральной линии изгиба.

4.54.    Сварные швы, выполняемые на трассе при сварке трубопровода, должны быть, как правило, перпендикулярны оси трубопровода. В случаях, когда по условиям монтажа невозможно применять сварные колена и фасонные детали заводского изготовления (угольники), допускается для выполнения поворота с углом не более 5° сварка трубопроводов III и IV категории путем скоса концов привариваемых труб (косым стыком) с соответствующей подготовкой кромок.

В отдельных случаях угол косого стыка может быть увеличен до 12°30' при условии


СНиП 111-Д.10-72

увеличения толщины стенки свариваемых труб на 10—15%.

4.55.    При изготовлении фасонных частей и кривых сваркой на трассе сварные швы должны подвергаться 100% -ному контролю просвечиванием гамма- или рентгеновскими лучами.

Транспортировка труб и плетей

4.56.    Перевозку труб и плетей в зависимости от объема грузов, дальности перевозок, времени года и местных условий следует осуществлять железнодорожным, водным (баржи, метод сплава), автомобильным, тракторным и воздушным (самолеты, вертолеты) транспортом.

Выбор вида транспорта, а также длина перевозимого груза определяется технико-экономическим расчетом.

4.57.    Транспортные средства должны быть снабжены устройствами, обеспечивающими сохранность перевозимого груза (труб и плетей) и безопасность движения.

Трубы и плети при перевозках должны быть надежно закреплены для предупреждения их перемещений (продольных и поперечных) .

Примечание. Перевозка труб и плетей железнодорожным, воздушным и водным транспортом должна осуществляться с соблюдением правил, установленных соответствующими министерствами.

4.58.    Допустимые поперечные габариты труботранспортного автопоезда с грузом должны соответствовать ГОСТ 9314-59.

4.59.    Количество и расположение труб и плетей на тягаче и роспуске, при перевозках автотракторными средствами должны соответствовать грузоподъемности подвижного состава и вписываться в продольный и поперечный профиль пути.

4.60.    Для предохранения наружной поверхности труб и плетей от вмятин, царапин и задиров грузонесущие балки автотракторных поездов должны быть снабжены амортизирующими подкладками (дерево, резина и т. д.).

4.61.    При перевозке изолированных труб и плетей должны устанавливаться амортизирующие подкладки с выемками по радиусу трубы, а при перевозке нескольких труб между трубами должны быть уложены мягкие прокладки.

4.62.    Торцы труб во избежание попадания грязи и посторонних предметов должны быть

закрыты заглушками (чехлами). Запрещается перевозить трубы волоком.

4.63.    Перевозку труб в горной местности следует производить автоприцепами, тракторными тележками или на подсанках, причем во всех случаях должны быть приняты меры, гарантирующие от сползания труб с транспортных средств при перевозке.

Прицепы для развозки труб должны иметь крестообразную сцепку, обеспечивающую движение роспусков по следу тягача.

4.64.    При больших продольных уклонах отдельные изолированные секции трубопроводов могут транспортироваться по дну траншеи на специальных подсанках. Места опи-рания трубопровода на подсанки должны быть футерованы деревянными рейками.

4.65.    На крутых подъемах к полкам, при подъемах по косогорам, а также при спусках с них и на особо трудных участках трассы на каждые 10 км трассы необходимо предусматривать дежурные тракторы-тягачи или тракторные самоходные лебедки.

4.66.    При невозможности доставки труб или трубных секций автотранспортом непосредственно к местам работ на трассу или сварочные пункты в необходимых местах следует предусматривать промежуточные пункты перевалки труб или секций с автомобильной на тракторную тягу.

Пункты перевалки должны быть оснащены необходимым крановым оборудованием и инвентарем.

Места размещения перевалочных пунктов следует выбирать с расчетом обеспечения разворота и обгона машин, а также создания оперативного запаса труб или трубных секций.

4.67.    При перевозке грузов через пустыни, полупустыни, тундру и тайгу у конечных станций железной дороги или пристаней, а также по трассе путей развозки материалов, на расстоянии не более дневного перехода транспортных средств, должны быть организованы полевые опорные пункты, обеспеченные запасом питьевой и технической воды, пищи, топлива, передвижными ремонтными мастерскими, жильем и радиосвязью.

4.68.    При перевозке грузов через пустыни, тундру, тайгу автомобили и тракторы должны передвигаться группами; в кабинах должны находиться вторые водители; головная машина должна иметь рацию.

Транспортные средства должны быть оборудованы и оснащены устройствами, обеспечивающими нормальные условия работы во-


СНиП 111-Д. 10-72

дительского состава и агрегатов машин в зависимости от времени года и климатических условий.

4.69. При разгрузке и складировании труб должны приниматься меры, обеспечивающие сохранность труб.

Разгрузка и складирование должны осуществляться при помощи кранов и трубоукладчиков, оборудованных крюками специальной конструкции.

Перемещение труб на стреле трубоукладчика в пределах рабочей зоны допускается на расстояние не более 0,5 км, при этом необходимо применять специальные приспособления, обеспечивающие устойчивое и горизонтальное положение трубы во время транспортировки.

Сбрасывание труб или стаскивание их с торца при разгрузке железнодорожных вагонов и автомобилей не допускается.

Для предупреждения образования вмятин перекатку труб разрешается производить только по лагам.

Трубы должны укладываться в штабеля высотой не более 3 м.

При укладке должна быть исключена возможность раскатывания труб; для чего устанавливаются упоры и прокладки.

5. ЗАЩИТА МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ ОТ КОРРОЗИИ ИЗОЛЯЦИОННЫМИ ПОКРЫТИЯМИ

Общие указания

5.1.    Защита трубопроводов от почвенной и атмосферной коррозии должна выполняться в соответствии с требованиями проекта, правил производства и приемки работ (СНиП) по защите подземных металлических сооружений от коррозии и правил настоящей главы.

5.2.    Изоляционные покрытия на трубопроводы или трубы могут наноситься непосредственно на трассе, на заводах и полустаци-онарных базах. Как правило, они должны наноситься механизированным способом.

5.3.    Все изоляционные материалы должны храниться и перевозиться в условиях, исключающих их порчу, увлажнение и загрязнение.

5.4.    При складировании, погрузке, разгрузке и перевозке труб, изолированных на заводах или базах, должны приниматься меры по предохранению изоляционных покрытий от повреждений.

Очистка и огрунтовка трубопроводов

5.5.    Изолируемые трубопроводы перед нанесением грунтовочного слоя должны быть очищены от ржавчины, земли, пыли, влаги, копоти и поддающейся механической очистке окалины.

5.6.    Очищенная поверхность должна иметь серый цвет с проблесками металла. Налет ржавой пыли, оседающей на поверхности труб, удаляется.

5.7.    Очистка поверхности стальных трубопроводов должна производиться механизированным способом.

5.8.    Некачественные консервационные покрытия (пропуски, ржавчина на трубах) перед нанесением изоляционных покрытий очищаются щетками очистной машины, после чего на трубопровод наносится грунтовка в соответствии с п. 5.9 настоящего раздела.

5.9.    Очищенная поверхность трубопровода сразу же должна быть загрунтована. Грунтовку наносят на сухую поверхность ровным слоем, без пропусков, сгустков, подтеков и пузырей.

В зависимости от применяемого изоляционного материала могут быть использованы битумные или клеевые грунтовки. Для покрытий из липких лент следует применять клеевые или битумно-клеевые грунтовки.

5.10.    Битумная грунтовка должна приготовляться из обезвоженного битума IV марки и авиационного бензина в соотношении 1:2 по объему. В летнее время разрешается применять автомобильный бензин. Применение этилированного бензина запрещается.

Защита подземных и наземных (обвалованных) трубопроводов от почвенной коррозии

5.11.    Применяемые для изоляции трубопроводов битумно-резиновые мастики должны удовлетворять требованиям ГОСТ 15836-70 (см.табл.6).

5.12.    Битумно-резиновые мастики, как правило, следует изготовлять в заводских условиях. В случае изготовления их на трассе в битумоплавильных установках либо передвижных котлах должно осуществляться механическое перемешивание мастики. Составы мастик приводятся в табл.7.


СНиП И 1-Д. 10-72

Таблица 6

Основные физико-механические свойства битумно-резиновых мастик, область применения и температурные условия в период их нанесения

О

Н • Я

2 аи

га 2 о

щ § .

& *

1» а я

si £ в

а £

я 5

о

ю

а

1*5

я в 2

Е

с

Я я £ О _ К

§

а

2

г

а

о.

га

§а

2 а

fug

л? S

R й1> » В « ►» £-,ч а §

о 2 .

§ а

Ж я К 2>

со й)

емпература (его воздухе анесения мае

Область применения

£

Н №

и ч «

Рн х

н а я

МБР-65

65

40

4

От +5,

Применяются

до —30

на негорячих уча-

МБР-75

75

30

4

От+15

стках трубопрово-

до—15

да в северных и центральных райо-

нах при производстве работ в зим-

них условиях

МБР-90

90

20

3

От+35

Применяются на

до —10

горячих участках

МБР-100

100

15

2

От +40 до —5

трубопроводов и в южных районах

при производстве работ в летних ус-

ловиях

Примечания: 1. Температура размягчения битумно-резиновых мастик должна быть не менее чем на 25° выше максимальной температуры транспортируемого продукта.

2. В случае нанесения мастик МБР-90 и МБР-100 в зимнее время изоляционные работы должны вестись с одновременным подогревом и укладкой трубопровода в траншею (по совмещенному методу) и засыпкой его рыхлым грунтом.

Таблица 7

Составы битумно-резиновых мастик

Состав в % по весу

Марка

мастики

Битумы нефтяные изоляционные

Резиновая крошка из

Пласти

фикатор

БН-И-IV

БН-И-V

амортизированных автопокрышек

(зеленое

масло)

МБР-65

88

5

7

МБР-75

88

7

5

МБР-90

93

7

МБР-ЮО-М

45

45

10

МБР-100-2

83

12

5

Примечания: 1. В исключительных случаях допускается применение нефтяных строительных битумов (по ГОСТ 6617-56).

2.    Состав мастик уточняется местными производственными лабораториями в зависимости от свойств применяемого битума.

3.    При отсутствии зеленого масла для мастики МБР-75 может быть использован один из следующих пластификаторов:

а)    осевое масло;

б)    автотракторное масло;

в)    трансформаторное масло;

г)    полидиен.

Указанные пластификаторы добавляются в количестве 7%.

5.13.    Не допускается хранение битумно-резиновой мастики в разогретом виде при температуре 190—200° С более одного часа и при температуре 160—180° С более трех Засов.

5.14.    Доставку разогретой мастики к месту производства изоляционных работ следует осуществлять специальными битумовозами или в передвижных котлах с устройствами для подогрева.

5.15.    Для защиты подземных (и обвалованных) трубопроводов от коррозии следует применять битумные, полимерные пленочные и другие покрытия, конструкция которых приводится в нормах (СНиП) проектирования магистральных трубопроводов.

Допускаемые отклонения по толщине битумных покрытий не должны превышать:

до 4 мм — 0,3 мм;

более 4 мм—±0,5 мм.

5.16.    Для предохранения изоляционного покрытия трубопроводов от механических повреждений, а также на «горячих» участках должны применяться наружные обертки из прочного негниющего рулонного материала (ПДБ — полимернодегтебитумного, ПРДБ — полимернорезинодегтебитумного, бризола, сте-клоизола, стеклорубероида, гидроизола и изола).

В скальных, каменистых и щебенистых грунтах, а также сухих комковатых и мерзлых грунтах изолированные трубопроводы с обертками должны укладываться в траншеи на подсыпку из мягкого грунта толщиной не менее 10 см над выступающими неровностями основания траншей и таким же грунтом засыпаться на 20 см над верхней образующей трубопровода.

5.17.    На переходах, прокладываемых через водные преграды, и переходах через железные и автомобильные дороги для защиты изоляционного покрытия от механических повреждений следует применять обертку из рулонных материалов, наносимую в два слоя, и футеровку (деревянными рейками и др.).

5.18.    При выполнении изоляционных работ при отрицательных температурах окружающего воздуха в качестве обертки должны применяться морозостойкие рулонные материалы.

5.19.    Нанесение грунтовки и изоляционных покрытий на влажную поверхность трубопровода, а также очистные и изоляционные работы во время снегопада, дождя, тумана, силь-


— 16 -

СНиП П1-Д.10-72

ного ветра, пылевых бурь без высушивания и дополнительной очистки поверхности трубопроводов не разрешаются.

В случае образования влаги на трубопроводе (в виде инея или росы) грунтовка и изоляционные покрытия наносятся только после предварительной просушки поверхности трубопровода с помощью сушильных устройств, исключающих образование копоти и попадания топлива на поверхность трубопровода.

5.20.    Битумно-резиновые мастики должны наноситься сплошным слоем заданной толщины с обеспечением необходимого сцепления с поверхностью трубопровода и последующими слоями в соответствии с п. 5.38.

5.21.    Оберточные рулонные материалы (ПДБ, ПРДБ, бризол, стеклоизол, стеклорубе-роид, гидроизол, изол) накладываются на защитное покрытие с нахлестом витков на 2— 2,5 см.

Защитная обертка должна плотно (без пустот, морщин и складок) прилегать к покрытию. Конец обмотки следует перекрыть началом следующей ленты не менее чем на 10 см и приклеить или закрепить бандажом.

5.22.    Как правило, изоляция стыков производится теми же материалами, что и изоляция трубопроводов. Допускается изоляция стыков полимерными липкими лентами на трубопроводах, заизолированных другими изоляционными материалами.

5.23.    Выполнение изоляционно-укладочных работ по совмещенному методу при применении битумно-резиновых мастик допускается при температуре окружающего воздуха не ниже—30° С. Опущенный в траншею трубопровод в тот же день должен быть проверен и засыпан грунтом с соблюдением требований п. 3.16 настоящей главы. При раздельном способе производства изоляционно-укладочных работ очистку и изоляцию трубопровода битумно-резиновой мастикой допускается производить при температуре не ниже —30° С, а опускание изолированного трубопровода — при температуре не ниже—20° С, избегая длительного хранения его незакрытым. Сплошность изоляции таких трубопроводов следует проверять повторно.

5.24.    Липкие полимерные ленты, как правило, должны применяться при совмещенном методе изоляционно-укладочных работ. Температурные пределы нанесения и эксплуатации покрытий из липких лент должны соответствовать показателям технических условий на данный тип ленты.

5.25.    Нахлест витков ленты при однослойной намотке должен быть в пределах 2+2,5 см. Для получения двухслойного покрытия нахлест наматываемой ленты должен перекрыть ранее уложенный виток на 50% его ширины плюс 2—2,5 см. Ширина ленты должна составлять 0,5—0,7 диаметра изолируемого трубопровода.

Защита крановых узлов и задвижек

5.26.    Крановые узлы и задвижки должны изолироваться на всей подземной части и на 15 см выше уровня земли. Тип и конструкция изоляционного покрытия крановых узлов и задвижек должны соответствовать типу и конструкции изоляционного покрытия примыкающих к ним трубопроводов.

Защита надземных трубопроводов от атмосферной коррозии

5.27.    Защиту надземных трубопроводов от атмосферной коррозии, как правило, следует осуществлять липкой полиэтиленовой пленкой (изготовляемой из полиэтилена высокого давления с добавкой сажи), а при ее отсутствии — липкой поливинилхлоридной пленкой (типа 251 рецептуры), наносимой на трубопроводы в два слоя. Очистка и грунтовка трубопровода под полимерные пленочные покрытия производится в соответствии с пп. 5.6—5.9 настоящего раздела; нанесение липких полимерных пленок на трубопроводы производится механизированным способом в соответствии с пп. 5.24—5.25 настоящего раздела.

Примечание. Лакокрасочные и жировые смазки применяются для защиты надземных трубопроводов лишь в случае отсутствия липких полиэтиленовых или поливинилхлоридных пленок.

5.28.    Лакокрасочные покрытия наносятся на трубопроводы, предварительно очищенные от ржавчины, земли, слабо сцепленной окалины, масел, пыли при положительной температуре окружающего воздуха и его относительной влажности не выше 75% • Защищаемую поверхность перед окраской необходимо обезжиривать бензином Б-70, ацетоном или уайт-спиритом.

5.29.    Лакокрасочные материалы, содержащие растворитель, должны наноситься не менее чем в два слоя (в соответствии с проектом) с тщательной сушкой каждого слоя. Наиболее


СНиП Н 1-Д. 10-72


стойкими в атмосферных условиях являются грунтовки на основе фенолоформальдегидных смол, эпоксидные шпаклевки, а также пер-хлорвиниловые и пентафталевые эмали и лаки.

5.30.    Лакокрасочные покрытия, как правило, следует наносить с помощью краскораспылителей. Нанесение лакокрасочных покрытий вручную кистями либо валиками допускается лишь на небольших участках.

5.31.    В северных районах страны для защиты надземных трубопроводов допускается применять жировые смазки с добавкой 15— 20% алюминиевой пудры.

5.32.    Нанесение жировых смазок должно осуществляться по очищенной от грязи и ржавчины сухой поверхности сплошным слоем толщиной 0,2—0,5 мм с помощью кольцевой распылительной головки или эластичной обечайки.

Контроль качества изоляции

5.33.    Контроль качества изоляционных работ следует осуществлять пооперационно в процессе очистки, огрунтовки, изоляции и укладки трубопровода в траншею.

5.34.    При контроле качества битумно-резиновой мастики следует проверять:

правильность дозировки составляющих;

правильность режима разогрева мастики и введения в нее наполнителей и пластификаторов;

физико-механические свойства мастики.

От каждой варки (котла) берется контрольная проба мастики для определения тем-пературы размягчения по КиШ. Определение растяжимости и пенетрации мастики производится периодически (для каждой партии материалов) и по требованию заказчика.

5.35.    Качество очистки трубопровода проверяется внешним осмотром поверхности в соответствии с требованиями п. 5.6 настоящей главы.

5.36.    Качество нанесения грунтовки проверяется внешним осмотром на отсутствие пропусков, сгустков, подтеков и пузырей.

5.37.    Качество изоляционного покрытия, нанесенного на трубопровод, проверяется по мере его нанесения, а также перед укладкой и после укладки плетей в траншею.

5.38.    При проверке качества битумных изоляционных покрытий устанавливается:

а)    отсутствие дефектов;

б)    равномерность толщины покрытия —

проверяется толщиномером через каждые 100 м и при остановке изоляционной машины (не менее чем в четырех точках по окружности трубопровода и во всех местах, вызывающих сомнение);

в)    сплошность покрытия — проверяется выборочно искровым дефектоскопом с напряжением: при изоляции толщиной до 4 мм — 16 тыс. в, при толщине покрытия более 4 мм — 24 тыс. в (проверка производится в местах, вызывающих сомнение, и при наладке изоляционной машины);

г)    прилипаемость покрытия к металлу — проверяется посредством надреза в покрытии треугольника под углом 45—60° и отделения изоляции от металла трубы, начиная от вершины угла надреза. Проверка прилипаемости должна производиться через 500 м. Изоляция считается хорошо прилипшей к трубопроводу, если покрытие отрывается от металла отдельными кусочками и часть его остается на трубопроводе.

5.39. Изоляционное покрытие из полимерных липких лент проверяется на ширину и герметичность нахлеста, а также на сплошность. Герметичность считается удовлетворительной, если нахлесты склеены полностью. Сплошность покрытия проверяется дефектоскопом при напряжении 6 тыс. в.

5.40. При контроле качества лакокрасочных покрытий следует проверить:

а) равномерность- слоя, отсутствие пропусков, подтеков, пузырей — внешним осмотром;

б)    толщину покрытия — индукционным толщиномером;

в)    прилипаемость покрытия к металлу — путем решетчатого надреза покрытия.

5.41.    Качество покрытий из жировых смазок проверяется внешним осмотром на сплошность и отсутствие видимых повреждений покрытия, а также путем измерения толщины слоя смазки (штангенциркулем).

5.42.    Выявленные дефектные места в изоляции должны исправляться таким образом, чтобы обеспечивались монолитность и требуемые защитные свойства покрытия.

5.43.    С января 1973 г. при приемке изоляционных покрытий законченных строительством участков трубопроводов, кроме способов контроля качества наносимой изоляции, указанных в пп. 5.38—5.41 настоящего раздела, следует производить проверку ее сплошности способом катодной поляризации.


— 18 —

СНиП II 1-Д.10-72

6. УКЛАДКА ТРУБОПРОВОДА

6.1.    Укладка трубопровода должна производиться с обеспечением:

а)    предохранения трубопровода от перенапряжения, изломов, вмятин, а также сохранности изоляции, что обеспечивается правильной расстановкой трубоукладчиков и минимально необходимой для производства работ высотой подъема трубопровода над землей;

б)    плотного прилегания трубопровода ко дну траншеи, что достигается либо подбивкой грунта под трубопровод, либо планировкой дна траншеи;

в)    проектного положения трубопровода.

6.2.    Укладку трубопроводов в траншеи следует выполнять в зависимости от характера производства работ и местных условий следующими способами:

опусканием заизолированных плетей непосредственно после прохода изоляционной машины при совмещенном способе изоляционно-укладочных работ;

опусканием с бермы траншей, ранее заизолированных плетей или секций при раздельном способе производства работ;

продольным протаскиванием ранее подготовленных плетей (по грунту или наплаву) вдоль траншеи с последующим погружением (или опуском) их на дно.

6.3.    Производство изоляционно-укладочных работ совмещенным способом должно осуществляться с применением кранов-трубо-укладчиков с троллейными подвесками. При необходимости подъема (поддержания) изолированного трубопровода кранами-трубоук-ладчиками сразу вслед за нанесением изоляции должны применяться гибкие полотенца специальной конструкции.

6.4.    При раздельном способе производства изоляционно-укладочных работ изолированные секции и плети следует опускать кранами-трубоукладчиками с гибкими полотенцами. Резкие рывки, удары трубопровода о стенки, дно траншеи и основание постели при наземной укладке, а также резкие вертикальные и горизонтальные перегибы трубопровода не допускаются.

7. СТРОИТЕЛЬСТВО ПЕРЕХОДОВ ТРУБОПРОВОДОВ

ЧЕРЕЗ ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ИСКУССТВЕННЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ

Общие указания

7.1. Правила настоящего раздела распространяются на строительство переходов через

естественные и искусственные препятствия (водные преграды, овраги, железные и автомобильные дороги и другие инженерные коммуникации), не выполняемых согласно п. 1.12 в общем потоке строительства линейной части трубопровода.

7.2. Сроки производства работ в пределах русла реки или водоема должны быть согласованы в установленном порядке с организациями, эксплуатирующими речные и озерные пути сообщения, органами Государственной инспекции по охране водных источников Мин-водхоза СССР, а также с органами Главного управления по охране и воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства Минрыбхоза СССР.

Строительство подводных переходов

7.3.    Строительство несложных подводных переходов через водные преграды шириной при меженнем уровне до 30 м, а также более 30 м, но глубиной до 1,5 м следует осуществлять по типовым проектам производства работ.

Строительство подводных переходов по индивидуальным проектам производства работ следует выполнять в следующих случаях:

а)    переходы через горные реки;

б)    переходы через озера и водохранилища длиной свыше 500 м;

в)    переходы через равнинные реки с шириной зеркала воды в межень свыше 200 м;

г)    все переходы, где прокладываются трубы диаметром свыше 1020 мм.

Примечание. Необходимость разработки индивидуального проекта производства работ в других случаях должна определять строительная организация.

7.4.    До начала разработки траншей подводных переходов необходимо измерить глубину по проектным створам. Если черные отметки выше указанных в проекте, глубину траншей следует увеличить до отметок укладки трубопровода, указанных в проекте. Если черные отметки ниже проектных, трубопровод должен быть заглублен на величину, указанную в проекте, с пересчетом прежних проектных отметок заложения трубопровода.

Изменения должны быть оформлены актом с участием представителей заказчика и проектной организации.

7.5.    Перед началом земляных работ должно быть произведено обследование участка дна реки или водоема на ширину подводной


Строительные нормы и правила

СНиП Ш-Д.10-72

Магистральные трубопроводы Правила производства и приемки работ

Взамен главы СНиП П1-Д.10-62


Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства (Госстрой СССР)


1. ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ

Общие указания

1.1. Нормы и правила настоящей главы распространяются на строительство вновь сооружаемых и реконструируемых стальных магистральных трубопроводов диаметром условного прохода до 1400 мм включительно: а) газопроводов, нефтепроводов, нефтепро-дуктопроводов, конденсатопроводов и ответвления газопроводов до газораспределительных станций населенных мест и промышленных предприятий, нефтепроводов и нефтепро-дуктопроводов для подачи нефти и нефтепродуктов на нефтебазы и предприятия, а также трубопроводов газонефтепромысловых сетей, промысловых и межпромысловых коллекторов нефтяных и газовых промыслов и станций подземного хранения газа;

б) газопроводов, нефтепроводов, нефте-продуктопроводов и конденсатопроводов, тран. сортирующих товарную продукцию в пределах площадок компрессорных и газораспределительных станций на магистральных газопроводах, дожимных компрессорных станций на нефтяных и газовых промыслах, перекачивающих насосных станций нефтепроводов.

1.2 Правила настоящей главы не распро

страняются на строительство трубопроводов, прокладываемых:

а)    на территории промышленных предприятий, за исключением предприятий газовой, нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности, городов и населенных пунктов;

б)    по железнодорожным и автодорожным мостам;

в)    в зоне вечномерзлых грунтов;

г)    в районе с сейсмичностью 9 баллов;

д)    для транспортирования газа с повышенным содержанием сероводорода.

Строительство трубопроводов в этих условиях осуществляется с соблюдением требований соответствующих глав СНиП и других нормативных документов, утвержденных Гос-строем СССР и Мингазпромом по согласованию с Госстроем СССР.

1.3. В состав линейной части магистральных трубопроводов входят:

а) собственно трубопровод с отводами и лупингами, отключающей и запорной арматурой, переходами через естественные и искусственные преграды, конденсатосборниками (для газопроводов), компенсаторами, опорами надземных трубопроводов, защитными противопожарными средствами (для нефтепродук-топроводов);

Утверждены

Внесены

Государственным комитетом

Срок введения

Министерством газовой промышленности

Совета Министров СССР по делам строительства 21 июня 1972 г.

1 октября 1972 г.



СНиП 111-Д. 10-72


траншеи поверху и выявлена засоренность его посторонними предметами.

7.6.    Заглубление подводного трубопровода на проектные отметки ниже дна водоема должно осуществляться путем предварительной выемки грунта (устройством подводной траншеи) или с последующим заглублением трубопровода способом подмыва.

7.7.    Крутизна откосов обводненных береговых траншей принимается согласно табл. 8.

Таблица 8 Допустимая крутизна отхосов обводненных береговых траншей

Наименование

Крутизна откосов при глубине траншеи, м

и характеристика грунтов

ДО 2

более 2

Пески мелкозернистые .

1:1,5

1:2

Пески средние и крупнозернистые .....

Г. 1,25

1:1,5

Суглинки ......

1:0,67

1:1,25

Гравелистые игалечни-ковые (гравия и гальки свыше 40%).....

1:0,75

1:1

Глины.......

1:0,5

1:0,75

Разрыхленный скальный грунт ......

1:0,25

1:0,25

Примечания: 1. Крутизна откосов дана с учетом грунтовых вод.

2. Для грунтов, не указанных в табл. 8, крутизна откосов определяется в проекте по материалам инженерных изысканий.

Таблица 9

Допустимая крутизна откосов подводных траншей

Наименование и характерис-

Крутизна откосов при глубине траншеи, м

тика грунтов

ДО 2,5

более 2,5

Пески пылеватые и мелкие .......

1:2,5

1:3

Пески среднезернистые

1:2

1:2,5

Пески разнозернистые.

1:1,8

1:2,3

Пески крупнозернистые

1:1,5

1:1,8

Гравелистые и галеч-никовые (гравия и гальки свыше 40%) ....

1:1

1:1,5

Супеси......

1:1,5

1:2

Суглинки.....

1:1

1:1,5

Глины.......

1:0,5

1:1

Разрыхленный скальный грунт ......

1:0,5

1:1

Примечание. Для грунтов, не указанных в табл. 9, крутизна откосов определяется проектом по материалам инженерных изысканий.

Крутизна откосов подводных траншей определяется по материалам изысканий. Для предварительных расчетов следует принимать значения крутизны откосов, указанных в табл. 9.

7.8.    Разработку подводных траншей следует производить высокопроизводительными земснарядами, землесосами, гидромониторными и гидроэжекционными установками.

Применение малопроизводительных ручных гидромониторов и грунтососов и скреперных установок и гидромониторных установок, работающих на размыв, допускается лишь как исключение, если проектом установлена нецелесообразность использования более производительных земснарядов.

7.9.    Земляные работы по рытью подводных траншей должны заканчиваться одновременно с подготовкой трубопровода и устройством спускового пути.

7.10.    Разработка подводных траншей земснарядами должна производиться по типовым технологическим картам производства работ.

7.11.    Рефулируемый грунт не должен мешать судоходству и нарушать установившийся режим речного потока в районе перехода.

7.12.    Участок подводной траншеи, подвергающийся интенсивному заносу грунтом, должен разрабатываться непосредственно перед укладкой трубопровода.

7.13.    Производство взрывных и буровзрывных работ на подводных переходах должно осуществляться в полном соответствии с проектом производства работ Едиными правилами безопасности при взрывных работах, утвержденных Госгортехнадзором СССР, и Правилами техники безопасности при производстве подводно-технических работ на • реках и водохранилищах, утвержденных Минречфло-том РСФСР.

7.14.    Способ пригрузки и закрепления трубопроводов должен быть указан в проекте, исходя из конкретных местных условий на участках трассы на основании технико-экономических расчетов.

7.15.    Балластные грузы, получаемые с заготовительных баз или заводов-изготовителей, должны иметь маркировку с указанием объема и веса.

7.16.    При установке и закреплении балластных грузов должны проводиться необходимые мероприятия по предохранению изоляции от повреждения. Под грузы и анкерные пояса необходимо наклеивать коврики из 3—4 слоев бризола.


СНиП Н1-Д.10-72

б)    установки электрохимической защиты трубопроводов от коррозии;

в)    линии технологической связи: кабельные, воздушные и радиорелейные, радиосвязи на время строительства;

г)    сооружения линейной производственно-диспетчерской службы;

д)    вдольтрассовые дороги.

1.4.    В комплекс работ по сооружению ли

нейной части магистральных трубопроводов входят следующие работы:    подготовитель

ные, транспортные, земляные, сварочно-монтажные, изоляционно-укладочные, очистка, испытание трубопроводов и сдача в эксплуатацию.

1.5.    Строительство наземных сооружений магистральных трубопроводов (компрессорные и насосные станции, газораспределительные станции, сооружения линейной производственно-диспетчерской службы) осуществляется с соблюдением требований соответствующих глав III части СНиП, с максимальным использованием блочно-комплектных устройств.

1.6.    Категории участков магистральных трубопроводов определяются нормами проектирования магистральных трубопроводов.

1.7.    Продолжительность строительства магистральных трубопроводов должна устанавливаться в соответствии с нормами продолжительности строительства предприятий, зданий и сооружений. Календарные сроки выполнения отдельных видов работ определяются совмещенным графиком строительства.

1.8.    Организационно-техническую подготовку к строительству следует проводить в соответствии с требованиями главы СНиП по организационно-технической подготовке к строительству и требованиями, приведенными в настоящей главе.

1.9.    Организация материально-технического хозяйства должна соответствовать требованиям главы СНиП по организации материально-технического хозяйства.

1.10.    Сооружение магистральных трубопроводов следует осуществлять индустриальными методами в соответствии с требованиями главы СНиП по индустриализации строительства, широко применяя машины, электрифицированный и пневматический инструмент, максимально используя унифицированные узлы и изделия, изготовляемые централизованным способом, и соблюдая правила по технике безопасности в строительстве, а также санитарные и противопожарные правила.

1.11.    Строительство магистральных трубопроводов должно вестись передвижными механизированными колоннами поточным методом, обеспечивающим последовательность и непрерывность производства всего комплекса работ от инженерной подготовки трассы до испытания трубопроводов. Шаг колонн, оснащение механизмами и организация работы колонны должны выполняться в соответствии с требованиями указаний, утвержденных Мингазпромом по согласованию с Госстроем СССР.

1.12.    Сооружение трудоемких сложных переходов, осуществляемых по отдельным проектам, которые не могут быть выполнены по ходу работы механизированными колоннами, осуществляется отдельными бригадами и должно быть закончено ко времени подхода колонн.

1.13.    Строительно-монтажные работы на участках трассы, позволяющих передвижение строительной техники, следует выполнять в течение всего года с максимальным использованием летнего периода, а на участках со сложными природно-климатическими условиями (болотистые и таежно-болотистые районы, а также участки с переувлажненными грунтами) — преимущественно в зимнее время года.

1.14.    Оформление журналов, актов на скрытые работы и промежуточную приемку работ, очистку полости и испытание магистральных трубопроводов и другой документации должно производиться по формам, утвержденным Мингазпромом по согласованию с Госстроем СССР.

1.5. Типы, размеры, материал и марки стали труб, фасонных частей и запорной арматуры, а также материалы, типы и конструкции изоляции устанавливаются проектом.

Организация управления строительством магистральных трубопроводов с применением систем сетевого планирования и управления (СПУ)

1.16.    Оперативное управление и контроль за выполнением строительно-монтажных работ на наиболее крупных и ответственных стройках следует осуществлять по сетевым графикам.

1.17.    Основные мероприятия, обеспечивающие практическое внедрение систем СПУ


СНиП 111-Д. 10-72

(структура, организация, порядок функционирования, технические средства связи, вычислительной и организационной техники и др.), должны определяться при составлении проектов организации строительства и уточняться в проектах производства работ.

1.18.    Техническое обеспечение систем СПУ должно осуществляться строительными организациями.

1.19.    Диспетчерский контроль и регулирование строительства магистральных трубопроводов должны проводиться в соответствии с требованиями главы СНиП по оперативному планированию и диспетчеризации и Инструкции о порядке составления и утверждения проектов организации строительства и проектов производства работ.

1.20.    Проектирование связи для диспетчерского контроля и регулирования строительства наиболее крупных и сложных магистральных трубопроводов должно осуществляться по заданию заказчика в виде специального раздела проекта.

2. РАБОТЫ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ПЕРИОДА

2.1.    Подготовительные работы на строительстве магистральных трубопроводов должны выполняться в соответствии с проектом организации строительства и производства работ, включающими требования, изложенные в п. 2.3.

2.2.    Подготовительные работы на трассе строящихся трубопроводов должны технологически увязываться с общим потоком основных строительно-монтажных работ, при этом механизированным колоннам должен обеспечиваться не менее чем десятидневный фронт работы.

2.3.    До начала производства основных строительно-монтажных работ необходимо выполнить при их надобности следующие подготовительные работы:

обследовать трассу и определить на местности условия производства работ и места подъездов к трассе;

уточнить разбивку трассы трубопровода, линий связи и мест расположения подземных, наземных и надземных сооружений, пересекаемых трассой будущего трубопровода и расположенных в пределах охранной зоны трубопровода;

восстановить и закрепить разбивку осей трассы трубопровода;

отвести в натуре полосу временного отвода земли для производства строительно-мон

тажных работ в соответствии с действующими нормами отвода земель;

оформить лесорубочные билеты; расчистить полосу отвода от леса, кустарника, пней и валунов, удалить отдельные деревья, находящиеся вне полосы отвода, но угрожающие падением в зону полосы отвода; срезать крутые продольные склоны; удалить нависшие части скал и камни; провести защитные противообвальные и противооползневые мероприятия в соответствии с проектом;

провести мероприятия, обеспечивающие минимальное промерзание грунта в полосе траншеи под трубопровод;

построить временные дороги, водопропускные и водоотводные сооружения на подъездах к трассе и вдоль нее, а также мосты и переправы через реки, ручьи и овраги;

защитить подъездные дороги от снежных заносов;

устроить временные приобъектные и пристанционные базы для хранения материалов и оборудования;

устроить временные пристани и причалы; подготовить временные производственные базы и площадки для производства сварочных, битумоплавильных и других работ;

подготовить временные городки из передвижных вагончиков, обеспечивающие необходимые жилищные, санитарные и культурно-бытовые условия;

создать систему диспетчерской связи; подготовить вертолетные площадки; создать водомерный пост вне зоны производства работ по устройству перехода через водную преграду (отметка нуля рейки или сваи водомерного поста должна быть привязана нивелировкой к высотной съемке трассы трубопровода);

подготовить строительные площадки для производства строительно-монтажных работ по сооружению переходов трубопроводов через естественные и искусственные препятствия и при прокладке трубопроводов в тоннелях с необходимыми временными бытовыми и технологическими помещениями, сооружениями и дорогами.

2.4.    К производству работ по строительству трубопроводов строительная организация имеет право приступать только после приемки трассы и получения необходимой технической документации от заказчика.

2.5.    Разбивка трассы должна выполняться с соблюдением следующих требований:


— 4 —

СНиП II 1-Д. 10-72

а)    обязательной установки постоянных реперов в местах, указанных в проекте (на переходах через реки, болота, железные и автомобильные дороги, в горной и пересеченной местности и др.);

б)    закрепления и привязки осей и углов поворота трассы к постоянным объектам на местности (зданиям, сооружениям, опорам линии электропередачи и связи) или установленным на трассе столбам;

в)    установки на поверхности земли специальных знаков на пересечениях трубопроводов с существующими подземными сооружениями.

2.6.    Плодородный слой почвы на площади, занимаемой траншеями и котлованами, до начала основных земляных работ должен быть снят в размерах, установленных проектом, и уложен в отвалы для использования его в последующем для восстановления (рекультивации) нарушенных или малопродуктивных сельскохозяйственных угодий. При производстве вышеуказанных работ должны соблюдаться требования проекта и Основные положения по восстановлению земель, нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых, проведении геологоразведочных, строительных и иных работ, утвержденные ГК.НТ СССР, Госстроем СССР, Минсельхозом СССР и Гослесхозом СССР.

2.7.    Ширина полосы отвода земли на время строительства трубопроводов и на период эксплуатации их принимается в соответствии с действующими нормами.

2.8.    Расчистка трассы трубопровода на период строительства должна производиться в установленных границах полосы отвода.

2.9.    В зимнее время расчистка просеки должна производиться сначала для зимней дороги, а затем по всей ширине полосы отвода трубопровода на длину, обеспечивающую работу в течение смены.

2.10.    Места складирования срубленных деревьев и выкорчеванных пней должны располагаться на полосе отвода.

2.11.    Корчевка пней должна производиться на сухих участках трассы по всей ширине полосы отвода, а на болотистых участках только на полосе будущей траншеи. В местах, где корчевка не делается, пни срезаются в уровень с землей.

2.12.    Корчевку пней диаметром до 40 см следует производить корчевателями, бульдо

зерами, а диаметром более 40 см в талых и более 30 см в мерзлых грунтах — взрывным способом.

Примечание. При прокладке трубопроводов, параллельно действующим, взрывные работы разрешается производить только при наличии согласия организации, эксплуатирующей трубопровод.

2.13.    Планировка, необходимая для транспортных целей строительных организаций, должна быть указана в проекте организации строительства.

2.14.    Временные дороги для проезда строительных и транспортных машин следует устраивать однополосными с уширением в местах разворотов, поворотов и разъездов. Разъезды устраиваются на расстоянии прямой видимости. На прямых участках трассы разъезды устраиваются на расстоянии не менее 500—600 м. Тип, конструкция и ширина дорог определяется проектом организации строительства и уточняется в проекте производства работ.

Примечание. На болотах протяженностью более 0,5 км и при невозможности устройства объезда для прохода транспортных машин следует устраивать двухполосную лежневую дорогу.

2.15.    Прокладка зимних дорог по полосе отвода земли не должна препятствовать производству основных работ.

2.16.    При строительстве зимних дорог следует, как правило, ограничиваться уплотнением снежного покрова с намораживанием ледяной корки, промораживанием поверхности грунта и поддержанием рабочей полосы в проезжем состоянии, без возведения земляного полотна.

2.17.    При строительстве и эксплуатации ледовых дорог, проложенных по рекам, ручьям и озерам, должны периодически определяться несущая способность льда в осенний и весенний периоды и проводиться работы по поддержанию ледового покрова в рабочем состоянии.

2.18.    Планировочные работы на участках, проходящих через местность с подвижными песками, должны производиться непосредственно перед началом основных строительномонтажных работ.

2.19.    При вскрытии кабельных линий связи, пересекающих трассу трубопроводов, должны соблюдаться «Правила охраны линий связи», утвержденные Советом Министров СССР, а также «Условия производства работ в пределах охранных зон и просек на трассах линий связи и радиофикации», ут-


СНиП II 1-Д. 10-72

вержденные Министерством связи СССР по согласованию с Госстроем СССР.

2.20. При обнаружении на месте производства работ подземных коммуникаций и сооружений, не значащихся в проектной документации, работы должны быть приостановлены и приняты меры для предохранения от повреждений коммуникаций, а заинтересованные организации должны быть поставлены в известность для принятия необходимых решений.

3. ЗЕМЛЯНЫЕ РАБОТЫ

3.1.    Земляные работы на строительстве магистральных трубопроводов должны выполняться в соответствии с требованиями правил производства и приемки работ по возведению земляных сооружений и указаниями настоящего раздела, а в особых условиях (в горных районах, на переходах через естественные и искусственные препятствия и др.) по правилам соответствующих разделов настоящей главы.

3.2.    Размеры и профили траншей устанавливаются проектом в зависимости от типа и назначения трубопроводов, глубины промерзания грунта, диаметра труб и других условий.

При этом ширина траншей по низу должна быть не менее:

для трубопроводов диаметрами до 700 лиг— D-f-ЗОО мм\

для трубопроводов диаметрами 700 мм и более — 1,5 D.

При диаметрах трубопроводов 1220 и 1420 мм и при рытье траншей с откосами ширина траншей по дну должна быть D+500 мм, где D — диаметр условного прохода трубопровода.

При разработке грунта одноковшовыми землеройными машинами ширина траншей должна соответствовать ширине режущей кромки рабочего органа машины, принятой проектом, но не менее указанной выше. Ширина траншей при балластировке трубопровода анкерными устройствами или утяжеляющими грузами устанавливается проектом.

3.3.    Типы машин для разработки траншей следует выбирать в зависимости от местных условий в соответствии с проектом организации строительства и проектом производства работ, с преимущественным применением роторных экскаваторов и других высокопроизводительных механизмов.

3.4. При рытье траншей роторными экска-ваторами для получения более ровной поверхности дна траншей на проектной отметке вдоль оси трубопровода на ширине не менее 3 м должна проводиться предварительная планировка микрорельефа местности.

3.5. Крутизна откосов траншей устанавлй* вается в соответствии с нормами и правилами производства и приемки работ по возведению земляных сооружений.

При изменении физико-механических свойств грунтов по сравнению с установленными в период полевых изысканий (резкое уменьшение или увеличение влажности) по согласованию с проектной организацией допускается соответствующее изменение крутизны откосов.

3.6.    При разработке грунта в траншеях допускается перебор грунта до 5 см. Недобор грунта не допускается.

3.7.    Разработка траншей одноковшовыми экскаваторами в мерзлых грунтах без предварительного рыхления допускается:

с ковшом емкостью 0,5—0,65 м3 — при толщине мерзлого слоя до 0,25 м;

с ковшом емкостью 1—2 мг — при толщине мерзлого слоя до 0,4 м.

Разработку траншей в грунтах с глубинок промерзания более 0,4 м следует выполнять с предварительным рыхлением грунта на требуемую глубину и последующим удалением разрыхленного грунта одноковшовыми экскаваторами либо разработку траншей выполнять роторными экскаваторами в соответствии с их техническими паспортами.

3.8.    Ширина траншей на кривых, при укладке трубопровода из предварительно заготовленных сегментов, должна быть равной двукратной величине по отношению к прямолинейным участкам.

3.9.    Разработку траншей на болотах следует выполнять одноковшовым экскаватором с обратной лопатой на уширенных или обычных гусеницах со еланей.

На сильно обводненных болотах для разработки траншей следует использовать одноковшовые экскаваторы, оборудованные драг-лайном.

При прокладке трубопроводов через болота методом сплава разработку траншей и плавающего торфяного слоя (корки) на сплавинных болотах следует выполнять взрывным способом.

3.10.    При разработке траншей в скальных и мерзлых грунтах с глубиной промерзания


СНиП II 1-Д. 10-72

более 0,4 м предварительное рыхление грунта следует производить буровзрывным способом мелкошпуровыми зарядами или механическим способом.

3.11.    При разработке траншей с предварительным рыхлением грунта буровзрывным способом переборы грунта допускаются не более 20 см. Недоборы не допускаются. Перебор ликвидируется за счет подсыпки мягкого грунта с уплотнением.

3.12.    Основания под трубопроводы и кабели связи в скальных грунтах выравниваются мягким грунтом толщиной слоя не менее 10 см.

3.13.    в целях предотвращения обрушения и оплывания стенок траншей, а также смерзания отвала грунта (зимой) сменный темп разработки траншей должен соответствовать сменному темпу изоляционно-укладочных работ. Разработка траншей взадел не допускается.

3.14.    На сложных участках трассы (углах поворота, участках с пересеченным рельефом местности), а также на переходах через железные и автомобильные дороги, овраги, ручьи, реки, балки и др., на которые разрабатываются индивидуальные рабочие чертежи, и при сооружении трубопроводов диаметром более 1220 мм перед укладкой трубопровода в траншее должна проводиться нивелировка дна траншеи.

3.15.    Засыпка траншей производится непосредственно вслед за спуском трубопровода.

3.16.    При засыпке трубопровода и кабеля связи мерзлым грунтом, содержащим комья размером более 50 мм в поперечнике, а также грунтом, содержащим щебень, крупный гравий и другие крупные включения, изоляционное покрытие следует предохранять от повреждений присыпкой мягким грунтом на толщину 20 см или применять защитные покрытия и приспособления.

3.17.    Минимальная величина засыпки грун

та б л и ц а 1

Крутизна откосов траншей, разрабатываемых на болотах

Характеристика торфа

Крутизна откосов траншей на болотах типа

I

II

III сильно обводненных

Слабо разложившийся .......

1:0,75

1:1 1

Хорошо разложившийся .......

1:1

(

1:1,25 j

По проекту

та над верхом трубы принимается в соответствии с проектом.

3.18.    Крутизна откосов траншей, разрабатываемых на болотах, принимается согласно табл. 1.

Типы болот следует определять в соответствии с п. 8.2 настоящей главы.

3.19.    Обвалование наземного трубопровода в условиях болот разрешается выполнять как в летнее, так и в зимнее время года.

Обсыпку торфяного валика наземного трубопровода минеральным без растительных остатков грунтом следует осуществлять после осадки или уплотнения торфяного валика.

3.20.    Для устройства основания и обвалования наземного трубопровода запрещается использовать мерзлый грунт с комьями размером более 50 мм в поперечнике.

3.21.    Толщина обваловочного слоя над верхней образующей трубопровода должна быть в уплотненном состоянии не менее 0,8 м.

4. СБОРКА, СВАРКА И КОНТРОЛЬ СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИИ

Общие положения

4.1.    Стальные магистральные трубопроводы могут свариваться механизированными и ручными методами электродуговой сварки плавлением и прессовыми методами на установках с автоматическим управлением процессом сварки.

4.2.    Технология сварки на каждый из применяемых методов устанавливается соответствующими инструкциями, при этом она должна обеспечить равнопрочность сварного шва и металла трубы и механические свойства сварного соединения в соответствии с требованиями пп. 4.6—4.10 настоящего раздела.

4.3.    К прихватке и сварке магистральных трубопроводов допускаются сварщики не ниже 5-го разряда, сдавшие экзамены в соответствии с «Правилами испытаний электросварщиков и газосварщиков» Госгортехнадзора СССР и имеющие соответствующие удостоверения.

Испытание сварщиков.

Контроль допускных стыков

4.4.    Сварщик (по любому виду сварки) должен сваривать допускной (пробный) стык, независимо от наличия удостоверения, в следующих случаях:


СНиП Ш-Д.10-72

Рис 1. Схема вырезки образцов для механических испытаний

а — трубы диаметром 75—325 мм; б — трубы диаметром свыше 325 мм; / — образец на излом с надрезом (схема образца представлена на рис. 2); 2 — образец на изгиб корнем шва наружу (ГОСТ 6996—66, тип XXVII или XXVIII) илн на ребро (схема образца представлена на рис. 3); 3 — образец на изгиб корнем шва внутрь (ГОСТ 6996-66, тип XXVII или XXVIII) или на ребро (рис 3); 4—образец для испытания на растяжение (ГОСТ 6996-66, тип XII)

если он впервые приступил к сварке магистральных трубопроводов или имел перерыв в своей работе более трех месяцев;

если сварка труб осуществляется из новых марок сталей или с применением новых сварочных материалов, технологии и оборудования.

При этом условия сварки допускного сты-

н

нн

~4

2-J-

хЗ" -

Г

о.

к.

_%

JL

ч

200

У

-250

Рис. 2. Схема образца для испытания на излом с надрезом (усиление не снимается)

-^-7-

_V_

ЧУ

Г

Г 1---

1 1 1 •

£4

-

/*2,5

Рис. 3. Схема образца для загиба на ребро

ка должны быть тождественными с условиями сварки трубопровода на трассе.

4.5.    Допускной (пробный) стык, выполненный дуговыми методами сварки, подвергается:

а) внешнему осмотру, при котором сварной шов должен удовлетворять требованиям п.4.34 настоящей главы;

б)    контролю просвечиванием рентгеновскими или гамма-лучами, при этом он должен удовлетворять требованиям п. 4.38 настоящей главы;

в)    механическим испытаниям образцов, вырезанных из сварного соединения в местах, указанных на рис. 1—3.

Примечания: 1. Образцы для проведения механических испытаний должны быть подготовлены в соответствии с требованиями ГОСТ 6996-66.

2. Минимальное количество образцов для различных видов механических испытаний приведено в табл. 2.

4.6.    Методы и технология сварки, а также сварочные материалы для дуговых методов сварки должны обеспечивать предел прочности сварного соединения не ниже нижнего предела прочности металла трубы по ГОСТ или ТУ на их изготовление.

4.7.    Оценка результатов испытаний на из-лом образцов с надрезом:

а) суммарная глубина шлаковых включений, газовых пор и непроваров не должна


Таблица 2

Кольцевые швы. Количество образцов для квалификационных испытаний

Количество образцов для

испытаний

Наружный диаметр трубы,

К

S ,

о о Ч а.

на загиб с расположением корня шва

ММ

о.®

S *

на не с над зом

на

ружу

внутрь

всего

ребро

Толщина стенки трубы до 12,5 мм

75—325 ....

2

2

2

2

0

Свыше 325 . .

4

4

4

4

0

Толщина стенки трубы свыше 12,5 мм

75—325 ....

2

2

0

0

4

Свыше 325 . .

4

4

0

0

8

превышать 10% толщины стенки трубы, но не более 1 мм;

б) в изломе допускается наличие единичных дефектов по группе А, ГОСТ 7512-69.

4.8.    Среднее арифметическое значение угла загиба образцов, вырезанных из стыка, выполненного дуговыми методами сварки, должно быть не менее 120°, а минимальное его значение не ниже 100°.

4.9.    Качество сварки допускного (пробного) стыка, выполненного прессовыми методами сварки, следует определять:

а)    по внешнему осмотру, при котором сварной шов должен удовлетворять требованиям п. 4.44 настоящей главы;

б)    по результатам механических испытаний на загиб образцов, вырезанных из сварного соединения; для проведения механических испытаний из сварного соединения вырезаются равномерно по периметру 6 образцов из труб диаметром до 529 мм и 12 образцов из труб диаметром более 529 мм по ГОСТ 6996—66 (тип XXVII или XXVIII).

4.10.    Среднее арифметическое значение угла загиба для прессовых методов сварки должно быть не менее 70°, а минимальное его значение не ниже 40°. При этом средний угол загиба образцов, вырезанных из стыка, определяется с учетом величины критического угла загиба образцов, равного 110°.

4.11.    В случае неудовлетворительных результатов при сварке дуговыми методами допускного стыка необходимо соблюдать следующие правила:

а) если стык не проходит по внешнему осмотру, он бракуется и другим методам конт

роля не подвергается, а сварщик признается не выдержавшим испытание;

б)    если стык не удовлетворяет требованиям сплошности при контроле просвечиванием рентгеновскими или гамма-лучами, производится повторный контроль двух других допускных стыков; в случае получения при повторном просвечивании неудовлетворительных результатов, хотя бы в одном из стыков, сварщик признается не выдержавшим испытание;

в)    если образцы, вырезанные из пробного стыка, имеют неудовлетворительные механические свойства, производятся повторные испытания на удвоенном количестве образцов, вырезанных из повторно сваренного пробного стыка.

Примечания: 1. Повторные испытания сварных стыков трубопроводов диаметром менее 150 мм или стыков, выполненных прессовыми методами сварки, проводятся на образцах, вырезанных из двух других пробных стыков.

2. При обнаружении пор в швах сварку разрешается повторить после просушки электродов или флюса, зачистки сварочной проволоки и т. п.

4.12.    Результаты испытаний допускных стыков и результаты приемки стыков, сваренных на трассе, заносятся в формуляр, который заполняется на каждого сварщика сварочно-монтажной организацией.

Сборка и сварка трубопроводов

4.13.    Перед сваркой и сборкой труб необходимо:

а)    очистить их от попавшего внутрь грунта, грязи, снега, льда и других предметов;

б)    выправить кромки или обрезать концы, деформированные при перевозке, в соответствии с технологической инструкцией.

Примечание. После газовой резки кромок труб, подлежащих электродуговой сварке, необходимо поверхности реза механически зачистить;

в)    при электродуговой сварке необходимо очистить до металлического блеска кромки и примыкающие к ним внутренние и наружные поверхности труб на ширину не менее 10 мм; следы влаги не допускаются;

г)    при прессовой (электроконтактной) сварке на трубах зачищается до металлического блеска пояс шириной 100 мм под контактные башмаки сварочной машины (на расстоянии 50 мм от торца трубы).

4.14.    Сборка труб под сварку должна производиться в соответствии с технологической инструкцией с использованием внутренних