Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

56 страниц

389.00 ₽

Купить СНиП III-Д.1-62 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Правила главы распространяются: на организацию строительства: при сооружении новых железных дорог колеи 1524 мм, переустройстве железных дорог, находящихся в эксплуатации (сооружении двухпутных вставок и вторых путей, развитии железнодорожных станций и узлов, смягчении продольного профиля пути, реконструкции средств автоматики, телемеханики и пр.), и при электрификации железных дорог; на производство и приемку специальных работ по укладке верхнего строения железнодорожного пути и по устройству автоматики и телемеханики (СЦБ); на приемку железнодорожных линий и сооружений во временную и постоянную эксплуатацию.

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общие положения

     Общие указания

     Обеспечение безопасности движения поездов при производстве строительных и монтажных работ на эксплуатируемых железных дорогах

2. Порядок развертывания и последовательность строительства

     Строительство новых железных дорог

     Переустройство эксплуатируемых железных дорог

     Электрификация железных дорог

3. Подготовка строительства и организация его хозяйства

     Общие указания

     Разбивка трассы, отвод и освоение земель

     Организация строительной связи

     Производственные предприятия строительства

     Энерго- и водоснабжение строительства

     Организация внутрипостроечного транспорта п складского хозяйства

     Организация ремонта машин

4. Организация и производство работ при сооружении железнодорожного пути

     Сооружение земляного полотна

     Возведение малых искусственных сооружений

     Укладка верхнего строения пути

5. Организация и производство работ при постройке зданий, а также линий и сооружений энерго- и водоснабжения, канализации, автоматики, телемеханики и связи

     Постройка железнодорожных зданий

     Прокладка наружных сетей водо-, газо-, теплоснабжения и канализации

     Строительство линий и сооружений энергоснабжения

     Строительство линий и устройств автоматики, телемеханики и связи

6. Приемка железнодорожных линий и сооружений в эксплуатацию

Приложение 1. Содержание акта технической готовности железнодорожной линии для открытия временной эксплуатации

Приложение 2. Перечень документации, подлежащей представлению Государственной приемочной комиссии при приемке железнодорожных линий и отдельных сооружений в эксплуатацию

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

(ГОССТРОЙ СССР)

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

Часть III, раздел Д

Глава 1

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА И ПРИЕМКИ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ

СНиП Ш-Д.1-62

6CJ л/3,    с    AG


ЗйМемем СМиЛ

Москва — 1 963

Издание официальное


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА СССР (ГОССТРОЙ СССР)

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

Часть III, раздел Д

Глава 1

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА И ПРИЕМКИ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ

СНиП Ш-Д.1-62

Утверждены Государственным комитетом по делам строительства СССР 22 апреля 1963 г.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО ЛИТЕРАТУРЫ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ, АРХИТЕКТУРЕ И СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛАМ Москва — 1963

навливать, руководствуясь п. 2.2., а также следующими указаниями:

а)    очередность выполнения работ, включаемых в подготовительный период, определяется с учетом последовательности выполнения работ, включаемых в основной период;

б)    в основной период строительства за

канчиваются постройка и реконструкция всех сооружений, необходимых для сдачи объектов или отдельных их частей в посто иную эксплуатацию:    возведение    и    переустройство

земляного полотна (включая работы по укреплению и устройству водоотводов), постройка искусственных сооружений, устройство связи и СЦБ, сооружение новых или переустройство существующих приемо-отправочных и сортировочных путей, парков и сортировочных горок, развязка подходов, соединительных и обходных ветвей, сооружение новых или развитие существующих устройств локомотивного, вагонного, грузового и других хозяйств на развиваемых станциях и узлах; в этот же период устраняются дефекты, выявленные при предварительном осмотре сооружений, и заканчивается составление документации, которая должна быть предъявлена при сдаче сооружений в эксплуатацию;

в)    в заключительный период осуществляется передача объектов в эксплуатацию, после чего кадры, а также техническое оснащение и имущество строительства перемещаются на другие объекты.

2.10.    Очередность и сроки строительства или реконструкции линий и сооружений энергоснабжения, водоснабжения, СЦБ, связи и других специальных устройств устанавливаются в зависимости от потребностей эксплуатации переустраиваемых объектов в период производства работ; при этом сооряжения, которые могут быть использованы дпя нужд строительства, выполняются в первую очередь.

Сооружение двухпутных вставок и вторых путей

2.11.    Порядок развертывания и последовательность строительства двухпутных вставок и вторых путей должны обеспечивать соблюдение установленных сроков ввода в действие отдельных перегонов дороги с тем, чтобы в возможно короткие сроки был получен наибольший эксплуатационный эффект.

При сооружении двухпутных вставок и вторых путей значительной протяженности,

осуществляемом в течение нескольких лет, объемы работ по годам строительства распределяются с учетом обеспечения сдачи этих путей в постоянную эксплуатацию в установленные сроки, а также создания заделов, необходимых для выполнения работ в последующие годы.

2.12.    Последовательность строительства вторых путей на участках и перегонах, а также развития раздельных пунктов должны определяться в зависимости от местных строительных и эксплуатационных условий. При этом учитываются:

а)    эксплуатационный эффект, зависящий от очередности ввода в действие второго пути на различных участках и перегонах, а также развития раздельных пунктов;

б)    расположение строительных карьеров;

в)    расположение объектов с сосредоточенными объемами работ;

г)    объемы строительных перевозок по существующему пути;

д)    возможность использования существующего пути для строительных нужд;

е)    необходимость предельного уменьшения передислокаций строительных по разделений и перемещения средств производства.

2.13.    Первоочередные работы по развитию станционных путей в объеме, необходимом для нужд строительства, следует заканчивать с опережением работ по сооружению вторых путей на примыкающих перегонах, имея в виду использование этих станционных путей для приема и отправления материальных поездов.

2.14.    Возведение земляного полотна и искусственных сооружений, а также укладку и балластировку пути надлежит осуществлять согласно п. 2.5 настоящей главы, сосредоточивая работы на небольших участках трассы и последовательно переходя с одного участка на другой. При этом необходимо производить:

а)    работы по возведению земляного полотна и искусственных сооружений — на головных участках;

б)    работы по укладке и балластировке пути, а также замене временных инвентарных мостов постоянными — на участках (перегонах) с законченным земляным полотном и законченными искусственными сооружениями.

2.15.    Строительство сооружений с крупными сосредоточенными объемами работ (насыпей, выемок, тоннелей, мостов и др.) может осуществляться независимо от принятой последовательности постройки отдельных пере-


гонов второго .пути, но с обязательным окончанием работ в установленные сроки ввода перегонов в эксплуатацию.

Развитие (переустройство) железнодорожных станций и узлов

2.16.    Последовательность выполнения работ по развитию (переустройству) железнодорожных станций и узлов должна быть установлена с учетом поэтапного ввода в эксплуатацию отдельных парков, путей, горловин, СЦБ и других станционных устройств и сооружений, обеспечивающих увеличение пропускной и перерабатывающей способности станций.

При этом должны соблюдаться действующие графики движения поездов, а также сортировочная и местная работа станций.

2.17.    При необходимости производства работ по развитию крупных станций или узлов, вызывающих длительное и значительное ограничение их эксплуатационной работы или дополнительные непроизводительные затраты средств на сооружение временных обходов и экипировочных устройств либо удлинение продолжительности строительства, по согласованию с Министерством путей сообщения и дорогой-заказчиком допускается:

а)    временное переключение части эксплуатационной работы на другие станции (узлы);

б)    временное изменение специализации путей и парков, а также работы отдельных элементов и устройств станции;

в)    укладка временных путей и стрелочных переводов, устройство обходов, переключение отдельных парков и путей;

г)    перерывы («окна») в работе отдельных элементов и устройств станций, а также ограничения скоростей движения поездов и маневровой работы.

2.18.    Перерывы в графике движения поездов («окна»), предоставляемые для производства работ на примыкающих к станции перегонах, должны быть использованы для выполнения в горловинах и на главных путях станции строительных работ, которые не могут осуществляться без прекращения движения поездов через станцию.

2.19.    Основные работы по развитию станции (узла) следует начинать с переустройства земляного полотна, а также искусственных сооружений, сетей водоснабжения и других коммуникаций.

Балластировка пути на первый слой должна предшествовать работам по укладке, пе

рекладке и рихтовке путей, а также стрелочных переводов.

Работы по автоматике и телемеханике (СЦБ) следует выполнять параллельно с основными строительными и путевыми работами по переустройству станции (узла), за исключением установки стрелочных электроприводов, ключевых замков, путевых коробок, дросселей, кабельных стоек и других устройств, которые выполняются после окончания путевых работ.

Ко времени ввода в эксплуатацию путей, ■парков, горловин или узлов должны быть закончены соответствующие работы по СЦБ и связи.

2.20.    Строительные и монтажные работы в пределах станции необходимо вести, соблюдая следующие требования:

а)    не закрывать, по возможности, путей и стрелок, входящих в маршруты пропуска поездов через станции;

б)    предельно сокращать продолжительность занятия станционных путей и уст ойств;

в)    при значительных объемах работ распределять их на отдельные этапы, обеспечивая бесперебойное производство работ на каждом из них;

г)    выполнять в первую очередь работы, обеспечивающие улучшение условий эксплуатации станции.

Если проектом предусмотрено одновременно с удлинением или переустройством существующих путей и парков увеличение числа путей (например, постройка новых парков), то в первую очередь выполняются работы по устройству новых путей (новых парков^ для того, чтобы после ввода их в эксплуатацию можно было разгрузить горловины и пути существующих парков для их переустройства.

2.21.    Удлинение путей и развитие станций на целом направлении (или участке) железных дорог следует выполнять поэтапно по отдельным станциям и на каждой из них.

Выбор станций для первоочередного удлинения путей надлежит производить с расчетом обеспечения пропуска тяжеловесных и длинносоставных поездов на данном участке в кратчайшие сроки. В первую очередь следует выполнять работы на предузловых (предуча-стковых) раздельных пунктах, а также на станциях и разъездах, где происходят систематические скрещения или обгоны поездов.

Примечание. Во избежание затруднений в работе участка железной дороги не следует допускать одновременного переустройства путей, деповских и дру-


гих одноименных устройств на расположенных рядом участковых, сортировочных и узловых станциях, а также на двух рядом расположенных станциях с техническими операциями или нескольких промежуточных станциях.

2.22.    Строительные и монтажные работы, связанные с развитием (переустройством) станций, надлежит разбивать на этапы, включая в каждый из них полный комплекс работ, необходимых для усиления пропускной способности станции или отдельных ее элементов, в том числе работ по укладке временных съездов, стрелок, обходов, соединений и других путей, обеспечивающих в период строительства временные выходы с действующих путей и парков на главные пути, а также вытяжки к местам погрузки и выгрузки.

Сосредоточенные объемы работ следует выделять преимущественно в отдельные этапы.

Примечание. В отдельных . случаях укладка временных путей, горловин, обходов и постройка других временных сооружений, выполняемых в период переустройства станции для изменения действующей специализации путей и переключения эксплуатационной работы с одних парков и устройств на другие, могут выделяться в самостоятельные этапы.

2.23.    При переустройстве горловин не допускается ограничение эксплуатационной работы одновременно в обоих концах станции.

При развитии горловин на станции с несколькими парками переустройство горловин каждого парка или отдельных групп путей осуществляется поочередно.

Работы по переустройству горловин следует выполнять в порядке, обеспечивающем:

а)    прием и отправление поездов и локомотивов, а также сквозной пропуск поездов через станцию;

б)    изоляцию маневровой работы на вытяжных путях от маршрутов следования поездов;

в)    обслуживание пунктов погрузки, выгрузки и другой местной работы станции.

2.24.    Работы по развитию (переустройству) станционных путей следует производить по технологическим схемам, устанавливающим порядок и очередность укладки стрелочных переводов, съездов и глухих пересечений и предусматривающим для каждого этапа необходимые условия для эксплуатационной работы станции, а также дальнейшего развертывания фронта строительных работ.

2.25.    Работы по постройке или расширению (реконструкции) служебно-технических зданий, локомотивных и вагонных депо, а

также сооружений грузового и коммерческого хозяйств надлежит выполнять, как правило, без прекращения производственной деятельности существующих устройств.

Примечания: 1. Для обеспечения заданных размеров местной работы станции на период переустройства грузовых дворов или отдельных погрузочно-разгрузочных устройств допускаются по согласованию с дорогой-заказчиком временное изменение действующей специализации складов, фронтов погрузки и выгрузки, использование подъездных путей и складских мест клиентуры (по согласованию с ней) или организация новых погрузочно-разгрузочных фронтов у станционных путей, не служащих для пропуска организованных поездов.

2. При капитальном переустройстве локомотивного хозяйства допускается по согласованию с дорогой-заказчиком частичный перенос работ по ремонту и экипировке локомотивов на другие деповские пункты развиваемого узла или соседних станций.

ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

2.26.    Порядок развертывания и выполнения строительных и монтажных работ при электрификации железных дорог должен обеспечивать: рациональное распределение объемов работ и капиталовложений по годам и кварталам строительства, своевременное выполнение подготовительных работ, а также увязку сроков производства отдельных видов строительных работ и строительных работ с монтажными.

Последовательность производства работ надлежит устанавливать,    руководствуясь

л. 2.2, а также следующими указаниями:

а)    в основной период строительства выполняются сооружение контактной сети, тяговых подстанций, дежурных пунктов контактной сети, постов секционирования, экипировочных и ремонтных устройств для электровозов и постройка жилых домов для эксплуатационного персонала;

б)    в заключительный период выполняются: исправления по замечаниям приемочной комиссии, окончательное оформление технической документации, связанной со сдачей электрифицированного участка в эксплуатацию, перемещение специализированных подразделений и механизмов на другие участки.

Необходимое переустройство железнодорожных сооружений (путевого развития раздельных пунктов, пассажирских устройств и др.), как правило, должно быть выполнено до начала работ по электрификации участка железной дороги.

2.27.    Перевод отдельных участков дороги на электрическую тягу следует осуществлять


в порядке, согласно которому длина каждого из них принимается равной или кратной длине тягового плеча, а на пригородных линиях — расстоянию между зонными станциями.

2.28.    Электрификация участка железной дороги протяжением, равным длине тягового плеча и более, осуществляемая в течение полутора-двух лет, должна выполняться в такой последовательности:

а)    в течение первого (задельного) года выполняются все работы подготовительного периода, включая снос и перенос линий связи и других устройств, препятствующих сооружению контактной сети и тяговых подстанций; кроме того, на части участка развертываются работы по сооружению опор контактной сети и тяговых подстанций с подготовкой фронта работ на нескольких перегонах для монтажных организаций, которые в конце первого года строительства должны приступить к монтажу контактной сети и оборудования тяговых подстанций;

б)    в течение второго (пускового) года ведутся остальные строительные и монтажные работы, в том числе работы, связанные с окончанием монтажа контактной сети (согласно проектной схеме секционирования) и оборудования тяговых подстанций с включением в работу .постов секционирования, с окончанием переустройства линий автоматики, телемеханики и связи, обеспечивающего нормальную работу последних при электрической тяге, а также с окончанием строительства локомотивного хозяйства, жилых домов и других сооружений, необходимых для перевода участка на электрическую тягу, в том числе внешнего энергоснабжения.

2.29.    Установку опор контактной сети следует начинать лишь после создания необходимого фронта работ, обусловленного переустройством путей на остановочных пунктах и выполнением работ по автоматике, телемеханике и связи, лимитирующих установку опор, а также после заготовки конструкций фундаментов и опор в количестве, обеспечивающем бесперебойную работу машин.

Опоры надлежит устанавливать в порядке, позволяющем подготавливать под монтаж целые анкерные участки и перегоны, а также отдельные парки и станции.

Монтаж контактной сети следует начинать с учетом обеспечения нормального фронта работ электромонтажного поезда.

2.30.    Сооружение контактной сети надле-3—1671

жит осуществлять с применением машин, работающих «с поля» и «с пути».

Способ работ «с поля» должен применяться во всех возможных по условиям подъезда случаях. При этом объем работ на одном перегоне должен соответствовать не менее чем односменной производительности машин.

При применении способа работ «с пути» в графике движения поездов по электрифицируемому участку должны выделяться «окна», продолжительность которых необходимо устанавливать на основе технико-экономических расчетов с учетом строительных расходов по сооружению контактной сети и затрат, связанных с задержками и простоями поездов и локомотивов при выделении «окон».

2.31.    Сроки сооружения тяговых подстанций должны быть увязаны с окончанием работ по контактной сети, а также со сроками ввода в эксплуатацию, устройств внешнего энергоснабжения (питающих ЛЭП, подстанций энергосистем и др.).

Строительные и монтажные работы по сооружению тяговых подстанций следует вести поточно, по совмещенным графикам. В зависимости от сроков перевода линии на электрическую тягу строительство тяговых подстанций может осуществляться последовательным, параллельно-последовательным и параллельным методами.

2.32.    Постройку новой железной дороги, для которой предусмотрена электрическая тяга, следует начинать с сооружения устройств электроснабжения — питающих линий электропередачи, понизительных трансформаторных подстанций, линий продольного энергоснабжения, используемых для нужд строительства.

Контактная сеть и тяговые подстанции сооружаются преимущественно после открытия рабочего движения поездов по вновь строящейся железной дороге.

3. ПОДГОТОВКА СТРОИТЕЛЬСТВА И ОРГАНИЗАЦИЯ ЕГО ХОЗЯЙСТВА

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

3.1. Строительство железнодорожных сооружений должно начинаться с тщательной его подготовки в соответствии с требованиями главы СНиП III-A. 6-62 и настоящей главы.


3.2.    Техническая подготовка к строительству комплексных железнодорожных сооружений (новых железных дорог, вторых путей, узлов, крупных станций и др.) включает:

тщательное изучение технической документации и внесение в нее в случае необходимости улучшений или исправлений (по согласованию с проектной организацией и утверждающей инстанцией);

разбивку и закрепление трассы с проведением в необходимых случаях дополнительных съемок и технических обследований района строительства (в особенности крупных площадок, ответственных и сложных сооружений);

составление проектов производства работ;

привязку к местности типовых проектов звеносборочных и других баз, прелприятий строительной индустрии, автомобильных и железнодорожных подъездных путей, причальных или пристанских устройств и других временных сооружений;

уточнение месторасположения, размеров и условий разработки карьеров грунта и местных строительных материалов, расположения и мощности пунктов временного водоснабжения и т. д.

3.3.    При производственной и хозяйственной подготовке к строительству комплексных железнодорожных сооружений осуществляются:

а)    передислокация в район строительства мобильных специализиррванных подразделений (механизированных колонн, мостостроительных, строительно-монтажных поездов и др.), обеспечение подразделений недостающими средствами механизации, транспорта и другим оборудованием;

б)    постройка и оборудование индустриальных и ремонтных предприятий, звеносборочных баз, складов, гаражей, сооружений временного энерго-, тепло- и водоснабжения;

в)    отвод земель, постройка временных автомобильных дорог и строительной связи, расчистка трассы (рубка леса, корчевка пней, снос и перенос существующих строений, линий связи и коммуникаций), осушение в необходимых случаях района строительства, постройка подъездных путей к открываемым индустриальным предприятиям, базам, складам и карьерам, сооружение временных причалов, пристаней, переправ и т. д.;

г)    постройка поселков, состоящих из служебных, жилых, культурно-бытовых, лечебносанитарных и других зданий, необходимых для

нужд строительства и возводимых с учетом возможного использования постоянных (предусмотренных проектом) и арендуемых зданий.

3.4.    Постройка временных путей и дорог, линий строительной связи и энергоснабжения, производственных, жилых и других временных помещений и устройств в пунктах примыкания трассы к действующим путям сообщения и на начальных (головных) ее участках, а также другие подготовительные работы, выполняемые для обеспечения первоочередного развертывания строительства железнодорож-ных сооружений, должны быть закончены в подготовительный период строительства.

Подготовительные работы на участках, удаленных от пунктов примыкания к действующим путям сообщения, могут выполняться совместно с основным периодом строительства, но с таким расчетом, чтобы к началу основных строительных и монтажных работ на этих участках вся требуемая подготовка к ним была бы закончена.

3.5.    Работы подготовительного периода следует осуществлять в соответствии с утвержденным планом.

План работ подготовительного периода разрабатывается генеральной подрядной и субподрядными организациями в соответствии с проектом организации строительства, уточненным на предстоящий год строительства.

РАЗБИВКА ТРАССЫ, ОТВОД И ОСВОЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ

Разбивка и закрепление трассы

3.6.    Проектная трасса железной дороги должна быть перенесена на местность и надежно закреплена для возможности производства всех необходимых разбивочных работ в течение всего периода строительства.

При перенесении трассы на местность необходимо:

а)    надежно закрепить вершины углов поворота и створных точек на длинных прямых;

б)    произвести разбивку круговых и переходных кривых с закреплением их начала, конца и промежуточных точек через каждые 20 м;

в)    закрепить пикеты и плюсовые точки;

г)    проверить отметки существующих реперов и установить дополнительные реперы в необходимом количестве с учетом максимального использования постоянных сооружений и землеустроительных знаков;


д)    произвести продольное нивелирование всех точек линии и при необходимости съемку поперечных профилей;

е)    проверить и закрепить расположение осей искусственных сооружений, а также уточнить их месторасположение з новом пикетаже (если имеются какие-либо изменения в длине линии);

ж)    разбить и закрепить базисы в местах расположения участковых станций.

3.7. Для измерения горизонтальных углов и вешания трассы следует применять теодолит. Промеры линий следует производить двумя стальными лентами или одной лентой дважды. Продольную нивелировку необходимо выполнять два раза.

Измерения углов и расстояний, а также нивелирование трассы должны выполняться с точностью не менее указанной в табл. 1.

3.8.    Трасса на местности закрепляется кольями (точками) и сторожками по оси пути, а также выносными столбами и кольями, устанавливаемыми вне зоны расположения земляного полотна и производства работ. Выносными столбами и кольями закрепляются осевые точки (стоянки теодолита) не реже чем через 1000 м на длинных прямых, а также все четные пикеты, точки начала и конца переходных кривых, середины круговых кри-зых и месторасположения мостов и труб.

3.9.    Углы поворота трассы закрепляются установкой в их вершинах кольев и столбов-сторожков с необходимыми надписями.

Если вершина угла поворота попадает в

J*

зону производства работ, то для ее закрепления устанавливаются по два створных столба на продолжении линии тангенсов с расстоянием не менее 20 м один от другого.

3.10.    Выносные столбы и колья должны быть снабжены обращенными в сторону линии надписями, указывающими вид закрепляемой точки и расстояние от центра столба или кола до соответствующей точки на оси линии.

Выноски производятся теодолитом: на прямых участках — перпендикулярно к оси пути, а на кривых — перпендикулярно к линии тангенсов. Часть вынесенных точек (не менее 5 шт. на 1 км) следует увязывать нивелировкой с соответствующими им точками на оси пути.

3.11.    Реперы надлежит устанавливать в стороне от оси пути не реже чем через каждые 2 км. Кроме того, необходимо устанавливать по одному реперу у каждого малого искусственного сооружения и по два репера у больших и средних мостов, на станционных площадках и у всех выемок и насыпей глубиной (высотой) более 5 м.

В качестве реперов могут служить как местные предметы (цоколи зданий и пр.), так и специально вкопанные и закрепленные столбы.

3.12.    Разбивка трассы новых однопутных линий производится по оси пути. При сооружении вторых путей положение оси второго пути определяется относительно оси существующего пути.

Разбивка и закрепление положения станционных путей и стрелочных переводов, а также путей примыкания к существующим линиям выполняются согласно указаниям проекта.

3.13.    В лесных районах до расчистки просеки закрепляются только вершины углов поворота и осевые точки (стоянки теодолита) трассы через 1000 м выносками, устанавливаемыми вне пределов просеки, а после ее расчистки выполняются остальные работы по разбивке и закреплению трассы, приведенные в п. 3.6 настоящей главы.

Закрепление трассы не должно препятст' вовать нормальной работе машин и механизмов при сооружении земляного полотна.

3.14.    При выполнении работ по разбивке и закреплению трассы необходимо вести журнал выносок, в который заносятся схемы расположения выносных знаков, отметки и расстояния до соответствующего знака на оси линии, а также направления выносок.

Таблица 1

Точность измерений при разбивке трассы

Вид невязки

Допусти

мая

величина

Расхождение между измерениями горизонтального угла в мин ......

2

Невязка в сумме измеренных горизонтальных углов хода при числе измеренных углов п в мин.......

зуТ

Относительная разность между первым и вторым промерами расстояний в условиях местности:

обычных .............

1/1000

трудных .............

1/500

Невязка в отметках по двойному

40|/"Г

нивелирному ходу длиной L (в км) в мм


Отвод и освоение земель

3.15.    Отвод земель постоянного и временного пользования, необходимых для постройки железной дороги и размещения всех сооружений и устройств, в том числе и не прилегающих непосредственно к пути (поселков, карьеров, заводов, лесонасаждений и т. п.), производится согласно проектам размещения этих сооружений и устройств в соответствии с требованиями глав СНиП 11-Д. 1-62 и Н-Д. 2-62 и «Инструкцией о нормах и порядке отвода земель для железных дорог и использовании полосы отвода».

Примечание. Ширина полосы постоянного отвода земель определяется на основании проекта железной дороги и ее сооружений, а земельные участки, подлежащие временному отводу на период строительства железной дороги (для размещения производственных предприятий, складов, гаражей, звеносборочных баз, подъездных путей и других временных устройств, необходимых для нужд строительства) — на основании проекта организации строительства.

3.16.    Оформление полосы отвода с установкой в натуре граничных знаков выполняется заказчиком после отвода земель в установленном порядке.

Приступать к использованию намеченных к отводу земельных участков до получения соответствующего разрешения запрещается.

Примечания: 1. Отвод земель для постройки промышленных железных дорог производится одновременно с отводом земель для строящегося промышленного предприятия в целом.

2. Отвод земель в натуре может производиться отдельными участками по мере освоения их по прямому назначению; землепользователи должны быть предупреждены о предстоящем изъятии отведенных земель не менее чем за один год.

3.17.    Сплошную вырубку леса и кустарника на перегонах следует производить согласно проекту в пределах расположения земляного полотна, включая бермы, резервы и кавальеры, а также в местах устройства водоотводных канав, линий связи, СЦБ и энергоснабжения, .железнодорожных зданий, временных дорог, карьеров и других сооружений. Вне пределов сплошной вырубки необходимо срубить деревья, угрожающие падением на путь и могущие повредить линии связи, СЦБ, энергоснабжения, а также деревья, ухудшающие видимость сигналов и переездов.

Вырубку леса и кустарника в заносимых местах, на поймах рек, в особых зонах, районах Крайнего Севера, а также на участках

с особо ценными землями и садовыми культурами следует выполнять по индивидуальным проектам.

На -станциях, разъездах и остановочных пунктах вырубка леса осуществляется лишь на площадях, предназначенных для укладки путей, застройки зданиями, прокладки дорог и постройки других станционных сооружений согласно проекту их расположения.

Корчевку пней в основаниях под насыпи, а также в пределах расположения выемок, резервов и временных землевозных дорог надлежит производить согласно главе СНиП Ш-Б.1-62.

Срубленные деревья, кустарник и выкорчеванные пни необходимо удалять за пределы расчищаемой полосы.

3.18.    Расчистку трассы и строительных площадок от кустарника и ру-бку отдельных деревьев в степных и малозалесен-ных районах выполняют механизированные колонны или другие подразделения, осуществляющие основные строительные работы.

При прохождении строящейся железной дороги в районах лесных массивов для расчистки трассы организуются специальные механизированные отряды.

Древесину, получаемую при расчистке трассы, необходимо использовать для изготовления строительных конструкций и деталей.

3.19.    Работы по расчистке трассы от леса и кустарника должны быть комплексно механизированы и выполняться с применением бульдозеров, специальных корчевателей, кусторезов, электро- и мотопил, трелевочных или других тракторов, приспособленных для вывозки хлыстов за пределы расчищаемой полосы.

3.20.    Перенос строений, линий энергоснабжения, связи, СЦБ и других коммуникаций требуется выполнять по согласованию и под наблюдением организаций, ведающих указанными сооружениями, а в сложных случаях — этими организациями.

Подключение перенесенных коммуникаций к действующим должно производиться организациями, ведающими коммуникациями,

ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ

3.21.    Устройства строительной (временной) связи при сооружении новых железных дорог должны обеспечивать:

а)    диспетчерскую строительную связь;

б)    прямую телефонную связь основных


строительных подразделений 'между собой и с управлением строительства;

в)    линейную связь, соединяющую строительные подразделения с линейными объектами и предприятиями строительной индустрии;

г)    местную телефонную связь.

К моменту открытия движения поездов устройства связи должны, кроме того, обеспечивать: поездную диспетчерскую, межстанционную поездную и стрелочную связи.

3.22.    Устройства строительной связи при сооружении вторых путей, развитии (переустройстве) железнодорожных станций и электрификации железных дорог должны обеспечить диспетчерскую связь управления строительства со всеми его строительными и производственными подразделениями, а также со службами дороги-заказчика и линейную связь подразделений строительства между собой.

3.23.    Диспетчерская строительная связь осуществляется по типу диспетчерской поездной связи с оборудованием студии диспетчера и установкой соответствующей аппаратуры.

Линейная строительная связь, как правило, осуществляется с избирательным вызовом. Для включения перемещающихся абонентов применяются переносные промежуточные пункты избирательной связи.

На строительных площадках, карьерах и полигонах, где производство строительных работ носит массовый характер, может оборудоваться радиосвязь громкоговорящего типа.

3.24.    Строительная связь (линейная и местная) осуществляется с максимально возможным использованием строящихся по проекту постоянных линий, сетей и других устройств связи, а также местных возможностей (существующих линий связи других министерств и ведомств, в том числе Министерства путей сообщения).

В начальный этап строительства новых железных дорог до сооружения столбовой линии связи и развития местных телефонных сетей организуется беспроводная связь с применением радиорелейной связи или радиосвязи. По мере готовности столбовой линии связи оборудование радио- и радиорелейной связи передается на глубинные участки строительства.

Для размещения и монтажа оборудования связи используются как постоянные, так и временные (щитовые сборно-разборные дома, палатки и др.), а также передвижные поме

щения (железнодорожные вагоны и вагончики на автоходу).

Устройства строительной связи должны вводиться в действие к началу основных строительных работ.

Примечания:    1. Для ускорения организации

строительной связи в подготовительный период строительства разрешается установка столбов постоянной линии связи, строящейся по проекту, через один, кроме пролетов над дорогами, зданиями и сооружениями, а также в других местах, где изменение пролетов может привести к нарушению габарита или опасному снижению устойчивости линии.

2. При строительстве железной дороги под электрическую тягу на переменном токе временная строительная связь устраивается по индивидуальному проекту.

3.25.    Содержание и эксплуатация устройств связи осуществляются создаваемой генеральной подрядной организацией группой связи, в обязанности которой входят: приемка во временную эксплуатацию выполненных по проекту постоянных устройств связи, прокладка временных линий, установка телефонных аппаратов и выполнение других работ по обеспечению связи строительства.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА

3.26.    Производственные предприятия строительства создаются и организуются согласно главе СНиП Ш-А.5-62 и требованиям настоящей главы.

Построечные (притрассовые) предприятия — полигоны, стройдворы, карьеры — создаются при невозможности или нецелесообразности получения соответствующих строительных материалов, полуфабрикатов и конструкций от постоянно действующих предприятий совнархозов или районных предприятий строительных министерств и ведомств.

Срок ввода в эксплуатацию предприятий устанавливается планом подготовительных работ.

3.27.    Номенклатура строительных материалов, конструкций и деталей, для добычи, изготовления или переработки которых экономически целесообразно создавать построечные производственные предприятия, устанавливается в проекте организации строительства на основании технико-экономических расчетов.

Конструкции, для производства которых требуется специальное технологическое оборудование (центрифугированные изделия, пустотелые настилы, предварительно напряженные пролетные строения мостов, стропильные


фермы, железобетонные шпалы, крупные стеновые панели и др.), поставляются на строительство заводами.

Примечание. В отдельных случаях при налитка экономических обоснований на притрассовых производственных предприятиях могут быть созданы технологические линии, оборудованные специальными устройствами. При этом следует учитывать возможность обеспечения продукцией этих предприятий смежных г.-троек независимо от их подчиненности.

3.28.    Построечные производственные пред-яриятия должны быть преимущественно инвентарными — перевозимыми на железнодорожном или автомобильном подвижном составе с помещениями и обустройствами сборно-разборного типа.

3.29.    Длина участка строительства железнодорожной линии, обслуживаемого построечным предприятием (радиус действия предприятия), устанавливается экономическим расчетом, учитывающим единовременные затраты на монтаж, демонтаж и перебазирование предприятия с одного участка на другой, а также стоимость перевозки продукции к объектам строительства.

При размещении производственных предприятий необходимо учитывать наличие и расположение источников сырья, воды, энергии, топлива, а также другие факторы, влияющие на качество и стоимость выпускаемой продукции.

3.30.    Производственные предприятия до звода в эксплуатацию должны быть обеспечены:

а)    технологическим оборудованием, погрузочно-разгрузочными машинами и транспортными средствами;

б)    подъездными путями (рельсовыми или безрельсовыми);

в)    жилыми, служебными и складскими помещениями;

г)    устройствами энерго- и водоснабжения;

д)    лабораторией для испытания материалов;

е)    телефонной связью с линейными подразделениями и управлением строительства.

3.31.    При строительстве промышленных железных дорог следует использовать производственные предприятия генерального подрядчика, строящего промышленное предприятие. Для этого при проектировании организации строительства промышленного предприятия необходимо учитывать потребности железнодорожного строительства.

ЭНЕРГО- И ВОДОСНАБЖЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА.

3.32.    Электро-, тепло-и водоснабжение объ^ ектов железнодорожного строительства организуется согласно главам СНиП Ш-А.5-62 и III-A.6-62, а также указаниям настоящей главы.

3.33.    Электроснабжение железнодорожного строительства в зависимости от расположения объектов работ, потребных мощностей и местных условий следует организовывать с использованием существующих в районе строительства энергосистем, передвижных электростанций и энергопоездов, электростанций, реконструируемых (или сооружаемых вновь) в связи с постройкой вторых путей и развитием станций, а также временных электростанций.

3.34.    Выбор типов и мощности источников, а также схем электроснабжения строительства следует производить на основе техникоэкономических расчетов.

Усиление мощности и реконструкцию существующих железнодорожных электростанций, а также постройку новых в связи с сооружением второго пути или развитием станции надлежит выполнять в начальный период строительства с целью использования создаваемого резерва мощности для электроснабжения строительных объектов.

Снабжение электроэнергией объектов строительства новых железных дорог, сооружаемых под электрическую тягу или для которых проектом предусматривается продольное энергоснабжение эксплуатационных потребителей, следует осуществлять, руководствуясь указаниями п. 2.32 настоящей главы,

3.35.    Электроснабжение потребителей, расположенных на перегонах вдоль сооружаемой железной дороги (второго пути), следует осуществлять с использованием передвижных электростанций или энергопоездов либо е устройством временных сетей от постоянных источников энергии.

3.36.    Снабжение энергией потребителей, расположенных в пределах или вблизи железнодорожной станции (строительство зданий, искусственных сооружений, устройств водоснабжения, земляные и путевые работы, производственные предприятия и пр.), должно осуществляться от одного объединенного источника электрической энергии. При этом следует использовать имеющиеся постоянные


железнодорожные электростанции, трансформаторные подстанции и энергосистемы.

3.37.    Временное электроснабжение надлежит осуществлять с широким применением комплектных передвижных и столбовых трансформаторных подстанций, а также инвентарных элементов электросетей (переносных опор, гибких резиновых шланговых проводов и др.). Силовые и осветительные установки следует питать от общей (совмещенной) сети.

3.38.    Выбор типа и мощности источников теплоснабжения необходимо обосновывать технико-экономическими расчетами с учетом эксплуатационных расходов, стоимости монтажа и демонтажа тепловой установки, а также сроков и условий производства работ.

Для теплоснабжения объектов строительства и производственных предприятий применяются стационарные котельные установки, передвижные и стационарные локомобили и передвижные парообразователи, приспособленные к работе на местном низкосортном топливе.

В отдельных пунктах строительства (мосты больших и средних отверстий, строительные дворы и др.) с сосредоточенным потреблением электрической, тепловой и паровой энергии следует совмещать (агрегировать) источники электроснабжения с источниками теплоснабжения.

3.39.    Обеспечение потребностей строительства в воде организуется, если это целесообразно по технико-экономическим соображениям, с использованием постоянных (предусмотренных проектом) устройств водоснабжения, осуществляя строительство их в подготовительный период.

До укладки пути требуется ввести в действие ту часть устройств постоянного водоснабжения, которая необходима для обеспечения водой потребностей производства, а также паровозов, если последние применяются в период рабочего движения и временной эксплуатации дороги. Остальные работы по устройству постоянного водоснабжения могут выполняться после укладки пути.

При невозможности или нецелесообразности использования сооружений постоянного водоснабжения в пунктах сосредоточения большого количества рабочих или механизмов, а также в пунктах расположения производственных предприятий сооружаются устройства временного водоснабжения.

3.40.    Устройства временного водоснабжения для локомотивов необходимо сооружать

с расчетом, чтобы к моменту подхода путеукладочных работ к пункту водоснабжения последний мог обеспечить бесперебойное снабжение водой локомотивов, работающих на укладке и балластировке пути, рабочее движение поездов, а в дальнейшем и временную эксплуатацию железнодорожной линии.

3.41.    Временные пункты водоснабжения следует сооружать с наименьшей затратой средств и материалов, применяя инвентарные устройства. В местах сосредоточенного строительства необходимо предусматривать резерв воды для аварийно-пожарных целей.

Источниками временного водоснабжения могут служить поверхностные или легко доступные подземные воды.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРИПОСТРОЕЧНОГО

ТРАНСПОРТА И СКЛАДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Общие требования

3.42.    Организация работы внутрипостро-ечного транспорта должна обеспечивать:

а)    максимально возможное сокращение перегрузочных операций путем подачи строительных материалов и конструкций непосредственно к строящимся объектам;

б)    наименьшую дальность транспортирования строительных материалов и конструкций и сокращение порожнего пробега транспортных средств;

в)    комплексную механизацию погрузочно-разгрузочных работ;

г)    максимальное использование по мере готовности вновь сооружаемого железнодорожного пути для перевозок строительных грузов.

3.43.    Виды построечного транспорта (железнодорожный, автомобильный, водный и воздушный, а также различные их комбинации) выбираются на основе технико-экономического сравнения вариантов с учетом условий строительства, порядка развертывания к последовательности его осуществления.

3.44.    При строительстве комплексных железнодорожных сооружений внутрипостроеч-ный транспорт следует организовывать как единый технологический процесс, увязывающий транспортную работу производственных предприятий, складов, баз, карьеров, пунктов (станций) примыкания и объектов строительства.

3.45.    Перевозка грузов в период временной эксплуатации новостроящейся железной


УДК 692,6 + 625.1 (083.7)


Глава Ш-Д.1-62 СНиП «Железные дороги. Правила организации строительства и приемки в эксплуатацию» разработана Всесоюзным научно-исследовательским институтом транспортного строительства (ЦНИИС) при участии Государственных проектно-изыскательских институтов Мосгипротранс и Гипротранссигналсвязь Государственного производственного комитета по транспортному строительству, Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожного транспорта Министерства путей сообщения и Государственного проектно-изыскательского института Промтрансниипроект Госстроя СССР.

С введением в действие главы Ш-Д.1-62 утрачивает силу глава Ш-В.З СНиП издания 1955 г.

Редакторы — инженеры Н, Ф. ГЕЙКО (Госстрой СССР), Н. В. ИСАЕВ (Междуведомственная комиссия по пересмотру СНиП), Я. А. ГРИНЕВСКИЙ (ЦНИИС).

дороги осуществляется отделением временной эксплуатации, которое организует на строительстве движение поездов с учетом обращения в пределах новостроек:

а)    маршрутных поездов и вертушек—для перевозки массовых грузов от пунктов погрузки до пунктов выгрузки без расформирования;

б)    групповых поездов, формируемых на станции примыкания и обращающихся на готовом участке железной дороги без переработки, а на участке дороги, где производятся работы, как сборные;

в)    хозяйственных поездов, ежедневно обращающихся по линии со сборно-раздаточными вагонами, — для перевозки грузов мелкими партиями.

Движение поездов осуществляется по графику.

Основным типом локомотива на -строительстве железных дорог должен быть тепловоз.

Примечание. Перевозку грузов к объектам производства работ в период рабочего движения поездов по новостроящейся железной дороге осуществляет отделение временной эксплуатации или специальная транспортная колонна, организуемая согласно указаниям раздела 6 настоящей главы.

3.46.    Перевозку строительных грузов при сооружении вторых путей и развитии (переустройстве) станций необходимо организовывать с наибольшим использованием эксплуатируемого пути для подачи грузов непосредственно к объектам производства работ или ближайшим раздельным пунктам, откуда они доставляются автотранспортом к объектам производства работ.

Движение по эксплуатируемым путям в организованных поездах вагонов или специально сформированных строительных поездов— -вертушек, предназначенных для перевозки строительных грузов, осуществляется по графику, утвержденному управлениями железной дороги и строительства. В необходимых случаях в графике заранее должны быть установлены «окна» для выгрузки прибывших строительных грузов у возводимых сооружений.

3.47.    Автомобильные перевозки массовых строительных конструкций, материалов и полуфабрикатов выполняются создаваемой в системе генеральной подрядной организации центральной автотранспортной базой, производящей (на основе хозрасчета) все транспортно-эксплуатационные операции: приемку, перевозку и сдачу грузов, уход, техническое

обслуживание, все виды ремонта и хранение автомобилей и машин.

Для обслуживания объектов с сосредоточенными объемами работ или расположенных на значительном расстоянии от автобазы последняя может выделять автоколонны, оснащенные мобильными средствами для ремонта автомобилей, жилыми помещениями и др.

Временные автомобильные дороги

3.48.    Временные автомобильные дороги вдоль трассы строящейся железной дороги устраиваются с искусственными сооружениями преимущественно из местных материалов и гравийными покрытиями, укладываемыми на дренирующий слой или непосредственно на профилированный и укатанный грунт.

Выбор категорий дорог и типов их покрытий должен быть обоснован технико-экономическими расчетами.

Подъезды длительного действия с большими объемами перевозок (к тоннелям, большим мостам, жилым поселкам и т. д.) также устраиваются с гравийным покрытием. Подъезды кратковременного действия в зависимости от их грузонапряженности могут устраиваться грунтовыми или грунтовыми улучшенными.

На болотах и заболоченных участках, а также в районах Крайнего Севера дороги сооружаются по индивидуальным проектам с применением инвентарных покрытий.

3.49.    Трассу временных снежных дорог (автозимников), устраиваемых для глубинного завоза материалов при строительстве железных дорог в таежных и тундровых условиях Крайнего Севера, необходимо подготавливать в летнее время.

Для обеспечения нормальной эксплуатации автозимника необходимо:

а)    устроить вдоль трассы через каждые 40—50 км пункты обогрева и ремонта машин;

б)    организовать постоянную очистку проезжей части дороги от снега (бульдозерами, снегоочистителями и др.) и накатку снежного покрытия; в заносимых местах установить вехи высотой 3—4 м по обеим сторонам дороги;

в)    обеспечить строительную связь;

г)    организовать круглосуточное дежурство тракторов для быстрой ликвидации возможных аварий.

3.50.    Надзор за состоянием временных автомобильных дорог, их текущее содержание


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

1.1. Правила настоящей главы распространяются:

на организацию строительства: при сооружении новых железных дорог колеи 1524 мм, переустройстве железных дорог, находящихся в эксплуатации (сооружении двухпутных вставок и вторых путей, развитии железнодорожных станций и узлов, смягчении продольного профиля пути, реконструкции средств автоматики, телемеханики и пр.), и при электрификации железных дорог;

на производство и приемку специальных работ по укладке верхнего строения железнодорожного пути и по устройству автоматики и телемеханики (СЦБ);

на приемку железнодорожных линий и сооружений во временную и постоянную эксплуатацию.

Сооружение и приемка в эксплуатацию мостов, труб (под насыпями) и тоннелей осуществляются по правилам глав СНиП 111-Д.2-62 и Ш-Б.8-62, а устройств энергоснабжения электрифицируемых- железных дорог— по правилам глав СНиП Ш-Д.9-62 и Ш-И.6-62.

Общестроительные и специальные работы при возведении железнодорожного земляного полотна, постройке зданий; линий и сооружений связи, энерго- и водоснабжения, а также других железнодорожных сооружений следу

ет выполнять по правилам соответствующих глав III части СНиП.

1.2.    Строительство новых, переустройство существующих и электрификация железных дорог, а также постройка отдельных железнодорожных сооружений должны осуществляться в соответствии с утвержденными проектами.

1.3.    Продолжительность строительства, переустройства и электрификации железных дорог, а также постройки отдельных железнодорожных сооружений не должна превышать норм, приведенных в главе СНиП III-A.3-62.

1.4.    Строительство (переустройство) железнодорожных линий и сооружений необходимо организовывать и осуществлять индустриальными методами, широко применяя сборные конструкции, комплексную механизацию и передовые способы производства работ с учетом правил глав СНиП Ш-А.2-62 и III-A.4-62.

При проектировании организации и осуществлении строительства следует:

а)    постройку сооружений массового характера выполнять поточными методами, а сосредоточенные объемы работ, связанные с возведением отдельных участков земляного полотна, искусственных и других сооружений, выполнять одновременно (параллельно) с постройкой массовых сооружений с увязкой сроков окончания строительства;

б)    применять сборные конструкции, строительные детали и полуфабрикаты, изготовляемые на заводах или на механизированных

Государственный комитет

Строительные нормы и правила

СНиП Ш-Д.1-62

по делам строительства СССР

Железные дороги.

(Госстрой СССР)

Взамен главы Ш-В.З

Правила организации строительства и приемки в эксплуатацию

СНиП издания 1955 г.


Утверждены Государственным комитетом по делам строительства СССР 22 апреля 1963 г.


Внесены Академией строительства и архитектуры СССР


Срок введения 1 октября 1963 г.



предприятиях строительства с использованием местных материалов;

в)    при выборе типов и количества машин для комплексной механизации работ обеспечивать взаимную увязку производительности машин и наиболее полное их использование; на тех работах, где применение мощных средств механизации нецелесообразно, пользоваться механизированным инструментом, простыми транспортными приспособлениями и другими средствами малой механизации; исправное состояние машинного парка обеспечивать применением системы планово-предупредительного ремонта машин;

г)    строительные и монтажные работы выполнять передовыми высокопроизводительными методами, основанными на изучении и отборе наиболее эффективных способов и приемов работ;

д)    использовать инвентарные временные сооружения и устройства (здания, склады, навесы, подмости, опалубку и пр.);

е)    обеспечивать комплексное и бесперебойное снабжение строительства материально-техническими ресурсами.

1.5.    Качество материалов, сборных конструкций и деталей, применяемых при строительстве железнодорожных сооружений, а также порядок приемки и способы хранения и перевозки материалов и изделий должны удовлетворять требованиям соответствующих глав I части СНиП.

1.6.    Организация строительства сооружений, указанных в п. 1.1 настоящей главы, а также производство работ, связанных с этим строительством, должны осуществляться в соответствии с утвержденными проектами организации строительства и проектами производства работ, составленными согласно главе СНиП Ш-А.6-62 с учетом нижеследующих специальных для железнодорожного строительства требований.

Проекты организации строительства и проекты производства работ по сооружению вторых путей, развитию (переустройству) железнодорожных станций и узлов, линий и устройств автоматики и телемеханики, электрификации железных дорог, а также в других случаях выполнения строительных и монтажных работ на перегонах и станциях эксплуатируемых железных дорог, кроме материалов, предусмотренных правилами главы СНиП Ш-А.6-62, должны содержать:

а) указания о последовательности (этап-

ности) строительства и переустройства сооружений;

б)    графики строительно-монтажных работ по отдельным сооружениям, перегонам и станциям, увязанные с графиками движения поездов и содержащие указания о продолжительности и времени предоставления «окон» (интервалов в графике движения поездов), а также кратковременных перерывов в работе отдельных элементов и устройств станций для производства строительных и монтажных работ;

в)    мероприятия по обеспечению безопасности движения поездов при производстве строительных и монтажных работ (в том числе порядок ограждения и ограничения скорости движения поездов) в соответствии с пп. 1.11 —1.21 настоящей главы.

Проектные решения по указанным вопросам должны согласовываться с управлениями железных дорог или Министерством путей сообщения.

1.7.    Труд рабочих в звеньях и бригадах,, выполняющих строительные и монтажные работы, должен быть организован согласно технологическим картам, входящим в состав проектов производства работ и привязанным к конкретным условиям строительства, в соответствии с правилами главы СНиП Ш-А.7-62.

Технологические карты на производство выдаются до начала соответствующих работ для обеспечения своевременного проведения необходимой подготовки.

1.8.    Управление строительством сооружений, указанных в п. 1.1 настоящей главы, должна осуществлять генеральная подрядная организация, которая обязана:

а)    оперативно руководить:

всеми строительными и монтажными организациями, привлекаемыми к данному строительству, в том числе субподрядными;

подчиненными предприятиями по изготовлению конструкций, деталей и материалов;

подчиненными ремонтными, хозяйственными и прочими предприятиями;

централизованным внутрипостроечным транспортом (железнодорожным и автомобильным) ;

б)    обеспечивать собственные, а также в. пределах утвержденных положений и договоров субподрядные организации материалами и изделиями, изготавливаемыми на собственных предприятиях или получаемыми от поставщиков;


в)    обеспечивать строительство, оборудование и содержание базовых жилых поселков, а также центральных производственных предприятий, карьеров и ремонтных мастерских;

г)    организовывать и осуществлять диспетчерское управление строительством в соответствии с главой СНиП III-A.8.-62.

1.9. Производство работ по строительству или переустройству железных дорог и связанных с ними сооружений следует организовывать и вести в течение круглого года с предельно возможным использованием зимнего периода.

В зимнее время допускается производство строительно-монтажных работ всех видов, за исключением работ, для выполнения которых зимой требуется затрата значительных дополнительных средств.

При зимней организации работ, связанных с железнодорожным строительством, надлежит учитывать правила главы СНиП П1-А.2-62, а также следующие указания:

а) в зимнее время осуществляются преимущественно:

рубка леса и кустарника при расчистке полосы отвода;

устройство зимних дорог, ледовых переправ, причальных сооружений и подвоз материалов, оборудования, механизмов и других строительных грузов;

сооружение земляного полотна в сухих дренирующих грунтах;

разработка скальных выемок взрывными способами и возведение насыпей из скальных грунтов;

сооружение насыпей на болотах с использованием мерзлой коры болот для перемещения транспортных средств, а также выторфовывание болот взрывами и экскаваторами;

укрепительные работы в руслах рек: устройство и опускание фашинных тюфяков со льда, устройство каменной наброски, укладка габионов и т. п.;

устройство эстакад для отсыпки насыпей; разработка льдонасыщенных и разжижающихся после оттаивания грунтов, мерзлых и мокрых выемок и котлованов методом вымораживания, вырезка ископаемых льдов, а также другие работы на объектах строительства в условиях Крайнего Севера, для которых проектом предусматривается сохранение грунтов оснований в мерзлом состоянии;

работы по постройке искусственных сооружений (мостов, труб, тоннелей) согласно указаниям глав СНиП Ш-Д.2-62 и Ш-Б.8-62; 2—1671

заготовка звеньев пути и стрелочных переводов на звеносборочных базах и укладка пути и стрелочных переводов на подготовленное земляное полотно;

балластировка пути сухим балластом вслед за укладкой пути;

бетонирование массивных конструкций методом термоса;

монтаж металлических и сборных железобетонных конструкций;

кладка стен зданий способом замораживания (из кирпича, мелких и крупных блоков) и монтаж крупнопанельных стен, внутренние отделочные работы в зданиях, а также кровельные работы (кроме кровель из рулонных материалов, укладываемых на мастике); плотничные работы;

монтаж санитарно-технического и технологического оборудования;

электромонтажные работы внутри помещений;

установка опор и монтаж цепной подвески контактной сети;

подвеска проводов линий связи и высоковольтно-сигнальных линий автоблокировки;

монтаж силовых опор, воздушных мачтовых подстанций, установка трехполюсных разъединителей, а также монтаж напольных и постовых устройств автоматики и телемеханики (СЦБ);

изготовление на производственных предприятиях конструктивных элементов сооружений;

заготовка песка, гравия и камня в карьерах;

б) в зимний период при обосновании технико-экономическими расчетами с учетом сокращения общих сроков строительства и улучшения использования машин и механизмов в течение года допустимы следующие работы:

разработка выемок глубиной более 3 м в связных грунтах с перемещением последних в кавальеры или насыпи согласно указаниям главы СНиП Ш-Б.1-62;

устройство штолен и глубоких дренажных прорезей;

наружные работы по сооружению водопровода и канализации;

бетонирование на месте тонкостенных железобетонных конструкций;

установка опор линий связи и высоковольтно-сигнальных линий автоблокировки, а также прокладка кабелей автоматики, телемеханики и связи;


строительные работы, требующие устройства тепляков;

в) в зимнее время, характеризуемое длительными отрицательными температурами, как правило, не допускается производить:

планировку площадей при малых рабочих отметках (до 1 м) и при большом слое мерзлоты (более 0,5 м), в том числе планировку верха и откосов земляного полотна в связных грунтах;

разработку выемок глубиной до 3 м, отсыпку насыпей из резервов и устройство мелких канав, русел и дамб в связных грунтах;

балластировку пути мокрым балластом;

наружные штукатурные и облицовочные работы;

небольшие по объему работы, разбросанные по объектам, удаленным от баз снабжения материалами.

1.10.    Строительство (переустройство) железных дорог и связанных с ними зданий и сооружений должно осуществляться с соблюдением:

а)    правил техники безопасности и охраны труда согласно главе СНиП Ш-А.11-62;

б)    правил производства взрывных работ;

в)    правил противопожарной охраны;

г)    санитарных норм.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ И МОНТАЖНЫХ РАБОТ НА ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ

1.11.    Строительные и монтажные работы при сооружении вторых путей, развитии (переустройстве) железнодорожных станций и узлов, электрификации железных дорог, а также в других случаях, когда они осуществляются на перегонах и станциях эксплуатируемых железных дорог, должны производиться при обеспечении безопасности следования поездов и, как правило, без нарушения графика их движения.

Для выполнения сложных и больших по объему работ (разработка выемок взрывным способом, установка пролетных строений мостов, переключение путей, сооружение контактной сети и др.) в графике движения поездов необходимо предусматривать «окна», главным образом, в светлое время суток.

Строительные работы, для выполнения которых «окна» в графике движения поездов не предусмотрены, следует производить, как

правило, в периоды наименее интенсивного движения поездов.

1.12.    Места производства работ, опасные для следования поездов, должны ограждаться с обеих сторон переносными сигналами независимо от того, ожидается поезд или нет.

О производстве работ, которые ограждаются сигналами остановки или уменьшения скорости, поездам необходимо выдавать предупреждения.

Строительным организациям запрещается:

а)    приступать к работам до ограждения сигналами мест производства работ, опасных для следования поездов;

б)    снимать сигналы, ограждающие места производства работ, до полного окончания работ, проверки состояния пути, контактной сети и других сооружений дороги, а также соблюдения габарита.

1.13.    Закрытие или открытие перегона или путей для выполнения строительно-монтажных работ осуществляется приказом поездного диспетчера перед началом и по окончании работ.

Приступать к производству строительных и монтажных работ до получения приказа поездного диспетчера (в форме письменного уведомления, телефонограммы или телеграммы) о состоявшемся закрытии перегона или путей запрещается.

1.14.    Строительные и монтажные работы, выполняемые на станционных путях и требующие ограждения сигналами остановки или уменьшения скорости движения поездов, должны производиться только с согласия дежурного по станции.

1.15.    Работы по вырубке просек, корчевке пней, рытью траншей и котлованов, взрывные и другие работы на участках станций и перегонов, могущие привести к повреждению устройств автоматики, телемеханики и связи, линий энергоснабжения, контактной сети, пути и других железнодорожных сооружений, или выполнение которых связано с нарушением (или возможностью нарушения) целостности пути и сооружений, допускаются только с разрешения дистанции сигнализации и связи, участка энергоснабжения (отдела энергетического хозяйства отделения дороги), дистанции пути или других служб дороги, в районе которых находится данный перегон или станция, под непрерывным наблюдением их ответственных представителей.

До получения разрешения на производство указанных работ и при отсутствии ответ-


ственных представителей дороги приступать к работам запрещается.

1.16.    Строительные и монтажные работы, осуществляемые на эксплуатируемых путях в условиях плохой видимости (в глубоких выемках, в пределах крутых кривых и пр.), а также с применением пневматических, электрических и моторизованных инструментов, ухудшающих слышимость, должны быть обеспечены сигнализацией, автоматически оповещающей о приближении поезда.

При отсутствии автоматической сигнализации должны быть назначены сигналисты для предупреждения рабочих о приближении поезда.

Поездам должно быть выдано предупреждение об особой бдительности и подаче звуковых сигналов .при проходе мест производства работ.

1.17.    Порядок закрытия или открытия перегонов или отдельных путей перед началом и по окончании строительных работ, ограждения мест производства работ сигналами, выдачи и отмены предупреждений поездам, а также оформление и порядок выезда, следование по перегону, работа на перегоне и возвращение на станцию рабочих (хозяйственных) поездов и машин устанавливаются Правилами технической эксплуатации железных дорог и соответствующими инструкциями.

1.18.    Строительные конструкции и материалы складируются с соблюдением требований габарита приближения строений, а взрывоопасные и огнеопасные материалы, кроме того, — требований соответствующих норм и правил.

1.19.    Строительные организации, выполняющие работы на эксплуатируемых путях, должны проверить к моменту открытия движения поездов соблюдение габарита приближения строений (при разгрузке материалов и конструкций, установке машин) и в необходимых случаях привести пути, сооружения и устройства в состояние, обеспечивающее безопасность движения.

1.20.    Подъездные пути строительных баз, карьеров, а также и временные ветки, обслуживающие строительство, должны, как правило, обеспечивать возможность приема и отправления рабочих (хозяйственных) поездов строительства независимо от маршрутов следования поездов по эксплуатируемой железной дороге.

В местах пересечения эксплуатируемых железнодорожных .путей с временными (пост-2*

роечными) автодорогами должны быть устроены переезды с отсыпкой подходов, укладкой настилов и оборудованием предупредительными знаками:    «Берегись поезда» и

«Свисток», а в ночное время — световыми сигналами. В необходимых случаях (плохая видимость, большое движение) должны устраиваться охраняемые переезды.

В местах массового перехода людей и переноски материалов через пути на период производства работ устраиваются настилы в уровень с головкой рельсов, устанавливаются сигналы и назначаются сигналисты с необходимыми сигнальными принадлежностями.

Постройка и эксплуатация рабочих путей, переездов и других временных устройств при производстве строительных работ должны быть согласованы с управлением соответствующей железной дороги.

1.21. Места производства работ, выполняемых в «окна» в графике движения или с предупреждениями поездов, должны быть обеспечены постоянно действующей телефонной или радиосвязью с поездным диспетчером, дежурным по станции, а в необходимых случаях с диспетчером энергоучастка (на электрифицированных железных дорогах) и с соответствующими дистанциями — пути, сигнализации, связи и др.

2. ПОРЯДОК РАЗВЕРТЫВАНИЯ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СТРОИТЕЛЬСТВА

СТРОИТЕЛЬСТВО НОВЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

2.1.    Порядок развертывания и последовательность строительства новых железных дорог должны обеспечивать рациональное распределение объемов работ, материально технических ресурсов и капиталовложений в увязке со сроками ввода отдельных участков и всей дороги во временную и постоянную эксплуатацию.

В процессе строительства следует максимально использовать вновь укладываемые постоянные пути для перевозки строительных грузов, открывая движение поездов по этим путям на строящихся перегонах и раздельных пунктах, не ожидая полного окончания строительства всей линии в целом.

2.2.    Последовательность строительства новых железных дорог следует устанавливать, разделяя все работы на три периода: подготовительный, основной и заключительный.


В подготовительный период осуществляется техническая, производственная и хозяйственная подготовка строительства в соответствии с общими правилами, приведенными в главе ‘СНиП III-A.6-62, а также в разделе 3 настоящей главы, для обеспечения развертывания строительных и монтажных работ по возведению сооружений на начальных (головных) участках железной дороги.

В основной период строительства железная дорога (или отдельные ее участки) подготовляется к вводу во временную эксплуатацию; за этот период, должны быть закончены: возведение земляного полотна с водоотводными устройствами и необходимыми укрепительными работами, постройка искусственных сооружений, укладка и балластировка (на первый слой) пути, а также постройка других постоянных и временных сооружений в объеме, который позволяет открыть движение юездов согласно требованиям раздела 6 настоящей главы.

В заключительный период завершается строительство предусмотренных проектом сооружений, необходимых для сдачи дороги в постоянную эксплуатацию; при этом заканчиваются работы: по укреплению земляного полотна, замене всех временных сооружений постоянными, ликвидации обходов и отсыпке насыпей в местах с временно пониженным профилем, завершению путевого развития раздельных пунктов, балластировке путей (главных, станционных и др.) на второй слой, а также по строительству всех служебно-технических и жилых зданий.

В этот же период устраняются дефекты, выявленные при предварительном осмотре сооружений; ликвидируются стройдворы, базы и другие временные сооружения и устройства; оформляется техническая (исполнительная) и отчетная документация; передислоцируются кадры, а также техническое оснащение и имущество строительных организаций на другие объекты.

Работы, выполняемые в основной и заключительный периоды строительства, следует максимально совмещать во времени.

2.3. Строительство железной дороги в целях его ускорения и снижения стоимости работ необходимо начинать одновременно во всех пунктах примыкания ее к действующим железнодорожным, автомобильным или водным путям, которые могут быть эффективно

использованы для материально-технического снабжения.

Если постройка отдельных крупных сооружений (мостов, тоннелей, высоких насыпей и др.) может лимитировать срок ввода в эксплуатацию железнодорожной линии, то строительство таких сооружений следует организовывать и вести ускоренными темпами одновременно и параллельно с работами на головных (начальных) участках строящейся дороги.

2.4.    Строительство железных дорог в условиях Крайнего Севера (в тундровой, лесотундровой и других зонах) следует осуществлять с концентрацией необходимых ресурсов, выполняя работы в основной период (т. е. после необходимой его подготовки согласно п. 2.2 настоящей главы) поэтапно:

1- й этап — работы по возведению железнодорожного пути и других сооружений на го ловных участках трассы в объемах, допускающих открытие рабочего движения поездов, а также подготовительные работы на глубинных участках (с устройством -перевалочных баз, автозимников и др.);

2- й этап — работы по возведению железнодорожного пути и других сооружений на глубинных участках трассы в объемах, допускающих открытие рабочего движения поездов, и заключительные работы на головных участках, обеспечивающие ввод этих участков во временную эксплуатацию;

на последующих этапах — заключительные работы на глубинных участках, обеспечивающие ввод их во временную эксплуатацию и подготовка всей строящейся линии к сдаче в постоянную эксплуатацию.

2.5.    Работы по возведению земляного полотна, постройке искусственных сооружений, укладке и балластировке пути необходимо выполнять с соблюдением следующих требований:

а)    сроки окончания работ по возведению земляного полотна на отдельных участках, за исключением крупных выемок и насыпей, а также выполнения земляных работ в особо сложных условиях, должны обеспечивать непрерывность укладки и балластировки пути установленными темпами;

б)    постройка малых и средних мостов и труб при всех условиях не должна задерживать возведение земляного полотна, укладку и балластировку (на первый слой) пути, а также открытие рабочего движения поездов; работы по постройке искусственных сооружений не должны вызывать длительных переры-


bob и ограничений скорости движения поездов;

в) если постройка мостов с высокими опорами и большими пролетами не может быть своевременно закончена, то во избежание задержки укладки пути и открытия временного движения поездов допускается (при наличии в проекте организации строительства техникоэкономических обоснований) устройство временных мостов на обходах.

2.6.    Временные обходы не должны ограничивать пропускную и провозную способность линии в период производства балластировоч-ных работ и в период временной эксплуатации, если к открытию последней эти обходы не могут быть ликвидированы. Обходы должны обеспечивать беспрепятственный пропуск кранов, применяющихся для монтажа искусственных сооружений.

Целесообразность постройки обходов необходимо обосновывать технико-экономическими расчетами.

Уклоны обходов надлежит выбирать с учетом строительных и эксплуатационных расходов.

2.7.    Возведение зданий и сооружений энергоснабжения, водоснабжения, связи, СЦБ, а также других технических устройств железной дороги осуществляется в увязке с очередностью и сроками окончания строительства дороги с учетом целесообразности постройки в первую очередь тех зданий и сооружений, которые могут быть использованы для нужд строительства (с соответствующим сокращением объемов постройки временных сооружений). При этом необходимо:

а)    на станциях в первую очередь возводить постоянные здания и сооружения, требуемые для обеспечения нужд временной эксплуатации;

б)    к постройке зданий на станциях примыкания к существующим железным дорогам приступать в общестроительный подготовительный период с тем, чтобы эти здания могли быть использованы для нужд строительства;

в)    здания на промежуточных станциях и разъездах строить после укладки пути и балластировки его на первый слой, если доставка индустриальных конструкций для этих зданий по вновь сооружаемому пути экономически целесообразна.

2.8.    Строительство железных дорог в равнинных и среднехолмистых районах осуществляется комплексно-поточным методом с соблюдением следующих основных (положений:

а)    в комплексный поток включаются технологически связанные между собой специализированные потоки, в том числе по постройке малых искусственных сооружений, возведению земляного полотна с необходимыми укрепительными и водоотводными устройствами, укладке пути и его балластировке на первый слой;

б)    работы, включенные в комплексный поток, подчиняются единому темпу, обеспечивающему окончание строительства отдельных участков дороги и открытие на них рабочего движения поездов в установленные сроки; при этом работы по постройке малых искусственных сооружений, возведению земляного полотна, укладке и балластировке пути должны выполняться концентрированно так, чтобы разрывы между ними не превышали длины одного перегона;

в)    работы, включаемые в специализированные потоки (см. л. «а»), выполняются передвижными строительно-монтажными подразделениями (поездами, колоннами, бригадами), которые, продвигаясь вдоль трассы железнодорожной линии, выполняют все работы, необходимые для открытия рабочего движения поездов по сооружаемой дороге и ее последующей временной эксплуатации;

г)    продолжительность и сроки балластировки пути на второй слой, а также постройки станционных зданий и других сооружений, не включаемых в комплексный поток, устанавливаются в соответствии с общими сроками строительства железной дороги согласно п. 2.7;

д)    сосредоточенные работы по возведению насыпей большой высоты, разработке глубоких выемок, постройке средних и больших мостов и других сооружений, не включаемые в комплексный поток, должны быть закончены к открытию временного движения поездов.

ПЕРЕУСТРОЙСТВО ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

Общие требования

2.9. Последовательность производства строительных и монтажных работ по переустройству эксплуатируемых железных дорог (сооружению вторых путей, развитию железнодорожных станций и узлов, смягчению продольного профиля пути, переустройству отдельных сооружений и т. д.) надлежит уста-