Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

58 страниц

422.00 ₽

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Документ распространяется на производство и приемку земляных работ, выполняемых землеройными, землеройно-транспортными машинами, способами гидромеханизации и взрывными способами на строительстве и при реконструкции промышленных, жилых, общественных, сельскохозяйственных зданий и сооружений, внешних инженерных сетей, магистральных трубопроводов, сооружений транспорта и связи, мелиоративных систем, гидротехнических и энергетических сооружений.

Заменяет СНиП III-Б.4-62: Правила производства и приемки работ
Заменяет СНиП III-Б.2-62: Правила производства и приемки гидромеханизированных и землечерпательных работ
Заменяет СН 50-59
Заменяет СН 48-59
Заменяет СН 31-53
Заменяет СНиП III-Б.1-62: Общие правила производства и приемки работ
Заменен на СНиП III-8-76: Правила производства и приемки работ

Оглавление

1. Общие положения

2. Подготовительные работы

   Отвод поверхностных вод

   Землевозные дороги

   Разбивка земляных сооружений

3. Производство земляных работ

   Вертикальная планировка

   Траншеи и котлованы

   Насыпи и выемки транспортных сооружений

   Насыпи гидротехнических сооружений

   Каналы и дамбы

   Планировка орошаемых земель

4. Карьеры

5. Гидромеханизированные работы

   Общие указания

   Разработка грунта гидромониторами

   Разработка грунта плавучими землесосными снарядами

   Гидравлическое транспортирование грунта

   Намыв земляных сооружений, штабелей и отвалов

6. Дноуглубительные работы

   Общие указания

   Подготовительные работы

   Основные работы

7. Буро-взрывные работы

   Общие указания

   Взрывчатые вещества и средства взрывания

   Буровое и горнопроходческое оборудование

   Рыхление грунтов

   Буро-взрывные работы в гидротехническом строительстве

8. Земляные работы в зимних условиях

9. Земляные работы в районах распространения вечномерзлых грунтов

10. Уплотнение грунтов

11. Отделка земляных сооружений

12. Укрепление поверхности земляных сооружений

13. Контроль качества и приемка работ

   Земляные работы, выполняемые сухим способом

   Гидромеханизированные и дноуглубительные работы

  Буро-взрывные работы

Приложения

Показать даты введения Admin

Страница 1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА (ГОССТРОЙ СССР)

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

Часть III, раздел Б

Глава 1

ЗЕМЛЯНЫЕ СООРУЖЕНИЯ

ПРАВИЛА ПРОИЗВОДСТВА И ПРИЕМКИ РАБОТ

I ИЗМЕНЕН (дополнен)__ __

I <-* части__,_____

(раздел, пункт)

(ОСНОВАНИЕ I) SC-Г а/£5", Ш/гг..

I__(нанмойов.источн.На    дата    N? тр.) |

Москва — 1972

Страница 2

Издание официальное

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА (ГОССТРОЙ СССР)

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

Часть III, раздел Б

Глава 1

ЗЕМЛЯНЫЕ СООРУЖЕНИЯ

ПРАВИЛА ПРОИЗВОДСТВА И ПРИЕМКИ РАБОТ

СНиП Ш-Б.1-71

Утверждены Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 10 августа 1971 г.

ИЗДАТЕЛЬСТВО ЛИТЕРАТУРЫ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ Москва—1972

Страница 3

УДК №(083 75) + G24 \М

Глава СНнП 1И-Б 1-71 «Земляные сооружения Правила производства н приемки работ» разработана ЦНИИОМТП Госстроя СССР при участии ПК треста Трансгндроыеханиза-ния Мивтрансетроя. Гидропроскта и трсс»а Гидромеханизация Минэнерго СССР, Гилроводхоза Минводхоза СССР. Леимор-ниипроекта Мннморфлота, треста Союзвзрывпром Минмонтаж-спеистроя

С введением в действие настоящей главы утрачивают силу главы СНяП 1М-Б1-62. UI-62-62. III-Б 4 62. СН 31-58. СН 48 59 и СН 50-59.

Редакторы — инженеры С. Ф. Гусаков, В И Серегина (Госстрой СССР), Л. Ф. Лукьяненко. В. И. Гадзеви% А В Куртинов (ЦНИИОМТП), С. Т. Розиноер (трест Гидромеханизация)

Страница 4

Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства (Госстрой СССР)

Строительные нормы и правила

СНиП 1М-Б.1-71

Земляные сооружения. Правила производства и приемки работ

Взамен глав СНиП 111-Б. 1-62; 111-Б.2-62; Ш-Б.4-02; СН 31-53; СН 48-59 и СН 50*59

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Нормы и правила настоящей главы распространяются на производство и приемку земляных работ, выполняемых землеройными, землеройно-транспортными машинами, способами гидромеханизации и взрывными способами на строительстве и при реконструкции промышленных, жилых, общественных, сельскохозяйственных зданий и сооружений, внешних инженерных сетей, магистральных трубопроводов, сооружений транспорта и связи, мелиоративных систем, гидротехнических и энергетических сооружений.

1.2.    При производстве земляных работ на строительстве специальных сооружений (тоннелей, метрополитенов, горных выработок, магистральных трубопроводов, сооружений транспорта и связи, внешних инженерных коммуникаций, гидротехнических, мелиоративных сооружений, строительстве на просадоч-ных грунтах) кроме правил настоящей главы должны соблюдаться требования соответствующих глав III части СНиП.

1.3.    При производстве земляных работ кроме правил настоящей главы следует соблюдать требования СНиП по технике безопасности в строительстве, единых правил безопасности при взрывных работах, утвержденных Госгортехнадзором СССР, а при работах на судоходных путях — «Правил плавания по внутренним судоходным путям РСФСР» Мнн-речфлота РСФСР и аналогичных документов Мннречфлота других союзных республик, а в портовых водах — извещений мореплавателям

и обязательных постановлений по соответствующим портам.

1.4.    Соблюдение правил настоящей главы обязательно при производстве земляных работ, составлении проектов организации строительства и, проектов производства работ, а также при проектировании земляных сооружений.

1.5.    Исходными материалами для составления проектов организации строительства земляных сооружений должны служить:

а)    топографические планы с указанием рельефа (в горизонталях), глубин воды (в изобатах) и проектных отметок; на плане должна быть нанесена стройплощадка и прилегающее к ней пространство по 200 м с каждой стороны, а также места, отводимые для отвалов грунта, грунтовых карьеров и временных землевозных дорог, а при применении гидромеханизации — для прокладки трубопроводов и устройства отстойников;

б)    чертежи котлованов или фундаментов, а также чертежи всего подземного хозяйства;

в)    проекты плотин, дамб, каналов и прочих земляных сооружений;

г)    проекты сооружений и устройств для пропуска воды в период строительства (в необходимых случаях);

д)    продольные профили по трассам линейных сооружений с нанесенными на них геологическими разрезами и гидрогеологическими данными, а для плотин, расположенных в глубоких ущельях с крутыми откосами, на раз-

Виесеиы

Центральным

научно-исследовательским

Утверждены

и проехтно-акспериментальиым

Государственным комитетом

Срок введения 1 января 1972 г.

институтом

Совета Министров СССР

организации, механизации

по делам строителетва

и технической помощи

10 августа 1971 г.

строительству Госстроя СССР

Страница 5

резах по оси плотины и на поперечных разрезах должно быть показано также геологическое строение берегов на высоту не менее высоты плотины, считая от се гребня;

е)    ведомости попнкетных объемов основных н дополнительных земляных работ или картограммы земляных работ;

ж)    данные геологических изысканий и геотехнические характеристики грунтов и массивов;

з)    генплан строительства;

н) гидрогеологические и метеорологические характеристики района работ;

к) данные геологических изысканий по участкам, отводимым для карьеров песка, суглинка, камня и других грунтов, требующихся для возведения земляных сооружений, в объеме, устанавливаемом в каждом отдельном случае программой изысканий.

Исходными данными для составления проекта производства земляных работ служат материалы проекта организации строительства и рабочие чертежи, а также данные, приведенные в настоящем пункте, уточненные при разработке рабочих чертежей.

Примечание. При применении буровзрывных работ для рыхления грунтов на топографических планах должно быть показано окружающее пространство на 200—300 м от мест взрывных работ, а при взрывах на выброс или сброс это пространство определяется радиусом взрывоопасной зоны.

1.6.    Геологическая разведка в районе строительства сооружений, выемок и грунтовых карьеров должна производиться по прямоугольной сетке 200 X 200 м. которая может быть сокращена в зависимости от условий залегания и литологического состава грунтов.

При производстве работ способам гидромеханизации сетка скважин может быть принята 100 X 100; 50 X 50; 25 X 25 м.

Разведочные выработки должны проходить всю толщу грунтов, подлежащих разработке, н не менее чем на 2 м ниже подошвы котлованов или других земляных сооружений.

При наличии в грунте включений разведкой должны быть установлены их размеры, процентное содержание и характер расположения по разведанному массиву, а при необходимости — физико-механические характеристики.

Количество геологоразведочных выработок при линейных сооружениях должно определяться в соответствии с нормами инструкции по инженерным изысканиям для линейного строительства.

1.7.    При исследовании физико-механиче

ских свойств грунтов необходимо определять:

а)    гранулометрический состав;

б)    удельный и объемный вес скелета грунта;

в)    объемный вес и влажность грунта в условиях естественного залегания;

г)    пределы и число пластичности, а также показатель консистенции;

д)    минералогический состав грунта и данные о наличии в нем растительных остатков и гумуса;

е)    коэффициент фильтрации (в необходимых случаях);

ж)    угол внутреннего трения и коэффициент сцепления (при необходимости расчета устойчивости сооружений);

з)    степень засоленности и другие специфические свойства грунта (размокасмость, набухание, усадка и пр.), в необходимых случаях;

и)    временное сопротивление сжатию и характеристику трещиноватости (для скальных грунтов);

к)    максимальную плотность и оптимальную влажность грунтов по методу стандартного уплотнения (при необходимости их уплотнения);

л)    степень засоренности грунта топляками, корнями деревьев, взрывоопасными предметами и другими включениями (при разработке грунта способом гидромеханизации и на дноуглубительных работах);

м)    группу грунта по трудности разработки по установленным классификациям в зависимости от предполагаемых способов разработки;

и) несущую способность грунта на-требуе-мых отметках.

Примечание. Степень засоренности грунтов выемки или карьера определяется инженерно-геологической разведкой н, при необходимости, дополняется материалами обследования местных условии, вызвавших засоренность. Степень засоренности должна учитываться техническим проектом.

При производстве работ способом гидромеханизации и дноуглубления степень засоренности забоя уточняется но фактическим данным о простоях для очистки рабочего колеса или всасывающего наконечника. При этом учитываются потери времени на промывку пульповода и врезку в забой при каждой остановке и пуске снаряда.

При определении гранулометрического состава грунтов, используемых для намыва сооружений, должны быть выделены следующие фракции в мм:

глина — менее 0.005 (по Стоксу); пылеватый грунт— 0.005—0.01 И 0,01—0.05; песок тонкий—0.05—0.1; песок мелкий—0.1—0.25; пе-

Страница 6

сок средней крупности— 0,25—0,5; песок крупный—0,5—1 и 1—2; гравий — 2—5; 5—10; 10— 20; галька — 20—40; 40—60; 60—80; 80—100; 100—120; 120—150; 150—200; валуны — более 200.

1.8.    Объем и состав проекта организации строительства и проекта производства работ должны соответствовать требованиям инструкции о порядке составления и утверждения проектов организации строительства и проектов производства работ.

1.9.    Гидромеханизированные работы должны быть обеспечены надежными источниками водоснабжения. Возможность использования рек с небольшими расходами воды или малых водоемов должна устанавливаться водохозяйственным расчетом, учитывающим санитарный минимум потребности в воде ниже-расположеиных районов, потери на фильтрацию. испарение и насыщение грунта.

1.10.    При производстве гидромеханизиро-ванных работ не допускается затопление и подтопление населенных пунктов, промышленных предприятий, дорог, а также земель, используемых для сельского хозяйства или занятых лесами и т. п.

Мероприятия по очистке и осветлению сбрасываемой с карт намыва воды, а также спуск ее в реки и водоемы производятся только с разрешения органов по регулированию использования и охране вод после согласования с органами, осуществляющими государственный санитарный надзор, охрану рыбных запасов, и другими заинтересованными органами.

1.11.    Строительные предприятия и организации обязаны не допускать загрязнения сельскохозяйственных и других земель производственными и другими отходами, а также сточными водами.

1.12.    В проекте организации строительства должен составляться баланс земляных масс, разрабатываемых и укладываемых в пределах строительной площадки. Баланс составляется из расчета наивыгоднейшего распределения и перемещения грунта с учетом последовательности производства земляных работ по срокам на объектах строительства, с учетом осадок основания и тела насыпей при заданной степени их уплотнения, а также потерь грунта при транспортировании, определяемых в соответствии с п. 3.59.

Баланс земляных масс для работ, выполняемых способом гидромеханизации, должен учитывать сброс грунта, технологические по-

2 Зак») Л*

тери, переборы или перемыв и другие потери, отражаемые в проектах.

В случаях, когда невозможно получить равенства объемов грунта полезных выемок и насыпей на строительной площадке, следует предусматривать в проекте организации строительства устройство карьеров или отвалов.

Размещение их на территории промузлов должно быть согласовано с заказчиками строящихся предприятий, а вне пределов промузлов — с местными исполнительными комитетами Советов депутатов трудящихся.

1.13.    Отвалы грунта следует, как правило, располагать в естественных углублениях рельефа (замкнутых котлованах, оврагах, балках, болотах, старых выработках и т. п.). Размещение отвалов и отстойников в оврагах и понижениях, перемычки, обвалование и водосбросные сооружения должны проектироваться с учетом геологических и гидрогеологических условий. Расположение и форма отвалов не должны препятствовать стоку поверхностных вод или должен быть предусмотрен их отвод. К окончанию работ поверхность отвалов должна быть спланирована и в необходимых случаях укреплена посевом трав во избежание заноса грунтом водопропускных, водоотводных или других сооружений. Правила по организации гидроотвалов приведены в пп. 5.48—5.50.

1.14.    Земляные работы должны, как правило, осуществляться специализированными организациями или специальными подразделениями общестроительных трестов.

На строительстве линейных сооружений (автомобильных и железных дорог, каналов, линий электропередачи и связи, линий трубопроводов и т. п.) земляные работы, как правило, следует осуществлять поточным способом специализированными механизированными колоннами.

1.15. Выбор комплекта машин для выполнения основных и подготовительных земляных работ должен быть экономически обоснован.

В проекте организации строительства должно быть учтено наличие машин у строительной организации и возможное пополнение парка. Если по производству земляных работ строительная организация не определена, предусмотренный в проекте парк машин должен быть согласован с главным управлением соответствующего строительного министерства.

1.16.    Земляные работы на болотах, засоленных грунтах и в условиях барханных песков

Страница 7

должны осуществляться в соответствии с требованиями соответствующих глав III части СНиП и указаниями в проекте.

2. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

2.1.    В подготовительный период выполняются работы, предусмотренные правилами СНиП по организационно-технической подготовке к строительству, а также правилами, приведенными в данном разделе.

2.2.    Для строительства должны быть отведены площади не только под строящиеся объекты, но также под грунтовые карьеры и резервы, под постоянные н временные отвалы грунта и вскрышных пород, под временные землевозные дороги, трубопроводы и линии электропередачи с учетом необходимой ширины полосы отвода для производства работ, а также площади, необходимые при работах способом гидромеханизации для устройства водоемов и отстойников.

2.3.    Вырубка леса и кустарника на территории расположения земляных сооружений и всех вспомогательных устройств, указанных в п. 2.2, должна производиться в границах, установленных проектом.

2.4.    Валку деревьев следует производить вместе с корнями или спиливанием. При мерзлом грунте деревья следует спиливать, руководствуясь существующими указаниями по лесозаготовительным работам.

2.5.    Срезку кустарника и мелколесья следует производить кусторезом или бульдозером.

2.6.    Для вывозки хлмстов за пределы расчищаемой площади следует применять, как правило, специальные трелевочные тракторы. Допускается применение тракторов общего назначения, приспособленных для этой цели.

2.7.    Корчевка пней должна осуществляться:

а)    на участках расположения мелких выемок и берм, траншей, канав;

б)    под дорожными насыпями при высоте их до I м для железных дорог и до 1,5 м — для автомобильных;

в)    в пределах оснований подушек, дамб и гидротехнических насыпей — независимо от их высоты;

г)    в пределах планировочных насыпей высотой до 0.5 м,

д)    в пределах территории выемок, резервов и грунтовых карьеров, грунт из которых используется для возведения насыпей;

е)    по трассе подземных магистральных

трубопроводов — на ширину полосы, указанную в проекте организации строительства.

Пни разрешается оставлять:

а)    в основании насыпей автомобильных дорог высотой более 1,5 м\ при этом при высоте насыпи от 1,5 до 2 м пни должны быть срезаны в уровень с землей, а при высоте насыпи более 2 м пни могут быть оставлены высотой не более 10 см (над естественной поверхностью земли);

б)    в основании насыпей железных дорог высотой более 1 м, при этом пни могут быть оставлены высотой не более 20 см (над естественной поверхностью земли);

в)    в основании планировочных насыпей высотой более 0,5 м; при этом пни могут быть оставлены высотой не более 20 см (над естественной поверхностью земли).

2.8.    Необходимость предварительной корчевки пней на участках расположения выемок, траншей и канав глубиной более 0,5 м устанавливается проектом организации строительства в зависимости от вида и типоразмера землеройной машины, принятой для разработки и назначения разработанного грунта.

2.9.    Корчевка пней может производиться механизированным или взрывным способом с одновременным удалением выкорчеванных пней с очищаемой территории.

Для этих целей следует применять машины:

а)    при диаметре пней до 30 см — тракторы, бульдозеры, корчеватели-собиратели;

б)    при диаметре пней 30—40 см — бульдозеры, корчеватели-собиратели, экскаваторы со специальным оборудованием;

в)    при диаметре пней 40—50 см — корчева-тельные лебедки н машины.

При диаметре пней более 50 см, а также пней с сильно развитой корневой системой или при диаметре пней более 30 см в мерзлом грунте для корчевки следует применять взрывной способ.

2.10.    Валуны (камни), находящиеся на поверхности земли в местах устройства выемок в нескальных грунтах, должны удаляться до начала земляных работ только в том случае, если они для применяемой землеройной машины являются «негабаритными».

Примечание. «Негабаритными» считаются камни (валуны), наибольший поперечный размер которых превышает:

а)    для экскаваторов, оборудованных прямой или обратной лопатой.— */» ширины ковша;

б)    для экскаваторов, оборудованных драглайном,— V* ширины ковша:

Страница 8

в)    для скреперов — */» наибольшей конструктивной глубины копания;

г)    для бульдозеров и грейдеров — >/* высоты отвала;

д)    для автосамосвалов — ‘/» ширины кузова, а по весу — половину его паспортной грузоподъемности;

е)    для дробилки — */« меньшей стороны приемного отверстия (если предусмотрено последующее дробление камня).

Для средств гидромеханизации и дноуглубления величина «негабаритных» камней устанавливается проектом.

«Негабаритные» валуны (камни) удаляются за пределы зоны работ бульдозером или дробятся взрывным способом согласно требованиям п. 7.17.

В отдельных случаях допускается закапывать камни в грунт на глубину не менее 0,3 м от проектной отметки дна выемки или планировочной насыпи. Этот способ запрещается в местах устройства основания под покрытия, в пределах траншей для подземных коммуникаций и в основаниях гидротехнических сооружений, дамб, подушек и каналов.

Отдельные камни, находящиеся на поверхности земли в местах устройства выемок в скальных грунтах, независимо от их размеров должны удаляться до начала буро-взрывных работ. Это правило должно соблюдаться и в тех случаях, когда скальный грунт рыхлится взрывным способом без предварительного удаления покрывающего слоя мягкого грунта.

2.11. Растительный слой грунта в основании насыпей, дамб, подушек, отвалов и на площади, занимаемой выемками, траншеями, резервами и карьерами, до начала основных земляных работ должен быть предварительно снят в размерах, установленных проектом, и уложен в отвалы для использования его в последующем для укрепления откосов и для восстановления (рекультивации) нарушенных или малопродуктивных сельскохозяйственных земель. Снятие растительного слоя для восстановления (рекультивации) нарушенных или малопродуктивных сельскохозяйственных земель должно быть выполнено до наступления морозов.

При производстве вышеуказанных работ должны соблюдаться «Основные положения по восстановлению земель, нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых, проведении геологоразведочных, строительных и иных работ», утвержденные Государственным комитетом Совета Министров СССР по науке и технике.

ОТВОД ПОВЕРХНОСТНЫХ И ГРУНТОВЫХ вод

2.12.    Все виды выемок (котлованы, траншеи, каналы и т. п.), а также грунтовые карьеры должны быть ограждены от стока поверхностных вод.

Водоотвод следует осуществлять до начала производства основных земляных работ с помощью постоянных или временных устройств.

Для временного водоотвода могут быть использованы существующие; резервы, кавальеры, располагаемые с нагорной стороны выемок, а также специальные оградительные обвалования, нагорные и водоотводные канавы и спланированная территория, прилегающая к выемке.

2.13.    Поперечное сечение и уклоны всех временных водоотводных устройств должны быть рассчитаны на пропуск ливневого расхода воды, от таяния снега или смешанного с повторяемостью в три раза более срока строительства ограждаемого сооружения. Бровка временных водоотводных канав должна возвышаться над расчетным уровнем воды не менее чем на 0,1 м.

2.14.    Предельные значения неразмывающей скорости течения воды для временных водоотводных устройств следует принимать по нормам СНиП на проектирование сооружений мелиоративных систем с увеличением их на 20%.

2.15.    Продольный уклон временных водоотводных устройств должен быть не менее 0,003 (в исключительных случаях 0,002). В пределах речных пойм и болотистых мест уклон может быть уменьшен до 0,001.

2.16.    Все водоотводные устройства в период строительства должны содержаться строительной организацией в исправном состоянии.

2.17.    При устройстве временных водотвод-ных сооружений должны соблюдаться следующие правила:

а)    расстояние от бровки откоса выемки до бровки ближайшей нагорной канавы (при отсутствии между ними отвала грунта или кавальера) должно быть не менее 5 м для постоянной выемки и не менее 3 м для временной;

б)    при наличии кавальеров с нагорной стороны расстояние от подошвы полевого откоса кавальера до бровки нагорной канавы должно приниматься равным 1—5 м в зависимости от условий снегозаносимости и фильтрационной способности грунта; поверхность земли между кавальером -и нагорной канавой должна быть спланирована с уклоном 0,02 в сторону нагорной канавы;

Страница 9

в)    ширина бермы между подошвой откоса насыпи н ближайшей бровкой резерва или водоотводной канавы должна приниматься, как правило, не менее 3 м\

г)    поверхности забоя в карьерах, разрабатываемых сухим способом, следует придавать продольный уклон в сторону начала разработки 0,005 п поперечный уклон 0,02.

Примечание. Кавальеры с низовой стороны должны отсыпаться согласно требованиям п. 3. 57.

2.18.    Вдоль насыпей землевозных дорЪг высотой до 2 л водоотводные канавы следует устраивать с обеих сторон. При высоте насыпи более 2 .и и поперечном уклоне местности менее 0,02 водоотводные кинавы не устраиваются.

При хорошо выраженном поперечном уклоне местности (круче 0,04) продольные водоотводные канавы вдоль насыпей линейных сооружений должны устраиваться Только с нагорной стороны.

При высоте насыпи автомобильных дорог до 0,6 м сечение устраиваемых кюветов должно быть треугольным, глубина — равной 0,3 м, внутренние откосы — 1: 3 и наружные — 1:2.

При высоте насыпи автомобильных дорог свыше 0,6 м сечение кюветов принимается треугольным, крутизна откосов 1:1.5 и глубина не менее: 0,35 м — в гравийных и песчаных грунтах; 0,55 м — в супесях и пылеватых песках; 0,75 м — в суглинках и глинах.

2.19.    Грунт из нагорных м водоотводных канав, устраиваемых на косогорах, должен быть уложен в виде призмы вдоль этих канав с низовой стороны. Укладывать грунт с нагорной стороны запрещается.

При расположении нагорных и водоотводных канав в непосредственной близости от выемок линейных сооружений между выемкой и канавой должен быть устроен треугольный банкет; поверхности банкета придается уклон 0,02—0,04 в сторону нагорной канавы.

2.20.    Выпуск воды из всех водоотводных устройств, а также из резервов и грунтовых карьеров должен осуществляться в пониженные места, удаленные от строящихся и существующих сооружений, при этом не должно допускаться заболачивание местности или размыв грунта.

Примечание. Если самотечный водоотвод из карьера не может быть осуществлен, то в проекте организации строительства должен быть предусмотрен механизированный водоотлив.

2.21.    При наличии грунтовых вод в пределах выемок или вблизи их дна мокрыми следует считать не только грунты, расположенные

ниже уровня зеркала грунтовых вод и находящиеся под их воздействием (в период производства работ), но и расположенные выше этого уровня на величину, указанную в табл. 1, что должно быть учтено в проекте.

Таблица I

Размер слоя мокрого грунта, расположенного выше уровня зеркала грунтовых вод

Наичеиомияе грунта

Стоя а м

Пески и легкие супеси ..........

0.3

Пески пылеватые и тяжелые супеси ....

0.5

Суглинки, глины и лессовые грунты . . .

1

2.22.    При разработке выемок в лёссовых грунтах необходимо принимать специальные меры против застоя воды во время производства работ, которые должны быть предусмотрены в проекте в соответствии с правилами производства и приемки работ (СНиП) по строительству на просадочных грунтах.

2.23.    Устройство каналов, траншей и других линейных выемок следует начинать с низовой стороны, удаляя стекающую воду в места с пониженными отметками.

Если канал или траншея примыкают к водотокам или водоемам, то во избежание их затопления следует оставлять грунтовую перемычку необходимой ширины по условиям производства работ и обеспечивающую минимальную фильтрацию воды.

Для удаления воды, стекающей по каналу или выемке к перемычке, следует предусматривать открытый водоотлив.

2.24.    Работы по открытому водоотливу и водопонижению следует выполнять в соответствии с правилами производства и приемки работ (СНиП) по открытому водоотливу и искусственному понижению уровня грунтовых вод.

ЗЕМЛЕВОЗНЫЕ ДОРОГИ

2.25.    Для транспортирования грунта следует максимально использовать существующую дорожную сеть. Кроме того, должна быть использована запроектированная и построенная сеть постоянных внутриплощадочиых и городских дорог, для чего необходимо в проекте организации строительства увязывать сроки их строительства со сроками производства земляных работ. При невозможности использовать только постоянную сеть необходимо предусматривать устройство временных землевозных дорог.

Страница 10

Примечание. При проектировании автомобильных дорог промышленных предприятий должны учитываться грузонапряженность и интенсивность движения транспорта в период строительства в соответствии с нормами СНиП проектирования генеральных планов промышленных предприятий.

2.26.    Временные землевозные дороги следует устраивать, как правило, для двустороннего движения. Однополосные дороги допускаются только при кольцевом движении.

2.27.    Ширина проезжей части землевозной дороги при движении по ней автомобилей-самосвалов грузоподъемностью до 12 т должна быть при двустороннем движении 7 м, а при одностороннем — 3.5 м.

При грузоподъемности автомобилей-самосвалов более 12 г ширину проезжей части землевозных дорог следует назначать по расчету в проекте организации строительства.

2.28.    Ширина каждой обочины должна быть не менее 1 м. В стесненных условиях и на въездах и съездах указанная ширина может быть уменьшена до 0.5 м.

В забоях, на отвалах и дорогах без покрытий обочины не устраиваются.

Ширина обочин временных дорог, устраиваемых по косогорам или по откосам возводимых насыпей, а также на откосах карьеров и выемок, должна составлять с нагорной стороны 0,5 л, ас подгорной — 1 м.

При установке на обочинах надолб или парапетов ширина обочин должна быть не менее 1,5 м.

2.29.    Радиусы закруглений временных автомобильных землевозных дорог должны назначаться в зависимости от интенсивности и скорости движения в соответствии с табл. 2.

Таблица 2

Радиусы закруглений временных автомобильных землевозных дорог

Число автомашин в одном направлении D 1 Ч

*5

|

it

lh

Более 100 . .

300

15-100. . .

200

Менее 15. . .

100

В забоях н на

отвалах недавней-

мо от числа авто-

машин......

50

Допускаемые скорости движения в км/ч прп рекомендуемых радиусах закруглений

без с пира, вира мя жом

ЛопуСхаемыс

скорости ДНИ

«синя

ь км ч

при наимсиь-

ших радиусах

закруглений

без

с вира-

виража

жом

25

40

20

30

15

20

2.30. На кривых участках радиусом менее 125 м проезжую часть временных автомобильных землевозных дорог следует уширять с внутренней стороны согласно табл. 3.

Таблица 3

Ушмреиис проезжей части двухполосных автомобильных землевозных дорог на кривых участках

Радиус кривой в м

90-125 |70-80|40-60

30

20

Уширение в м

1 | 1.25 | 1.4

2

2.5

Примечания: !. При другом числе полос величина ушнрения изменяется пропорционально числу полос.

2. Ширина обочин при уширенни проезжей части не изменяется.

2.31.    Руководящий уклон автомобильных землевозных дорог следует принимать равным 0.65. Наибольший уклон следует принимать не более 0,08, а в исключительных случаях (сложные топографические условия, выезды из котлованов и карьеров, въезды на насыпи и т. п!) величина уклона может быть повышена до 0,1 и при специальном обосновании — до 0,15.

При кольцевом движении для порожнего направления величину наибольшего уклона дороги следует принимать равным 0,12. а в исключительных случаях 0,15.

При назначении величины уклона дороги следует учитывать тип покрытия.

2.32.    При длинных затяжных уклонах величиной более 0,08 необходимо через каждые 600 .« устраивать вставки с уклоном не более 0,03 и длиной не менее 50 м.

При совпадении подъема с кривой в плане предельный продольный уклон дороги должен быть уменьшен согласно табл. 4.

Таблица 4

Величина снижения продольного уклона на кривых в плане

Радиус кривой в м

50

45

40

35

30

25

20

Уменьшение уклона в м

0,01

0.015

0.02

0,025

3

о

0,035

о

2

Горизонтальные участки дороги в выемках могут быть допущены длиной не более 100 м при двустороннем выпуске воды из кюветов и не более 50 м при одностороннем.

Страница 11

Во всех случаях следует обеспечить сток воды по кюветам, которые должны иметь уклон не менее 0,003, а в исключительных случаях не менее 0,002.

2.33.    Для временных автомобильных землевозных дорог, проходящих на влажных песчаных грунтах, покрытие не устраивается, а производится только профилирование и укатка земляного полотна. При земляном полотне из сухих песчаных грунтов производится подсыпка из суглинка толщиной 0,3—0,5 м, а из глинистых грунтов — из мелочи горной породы или шлака толщиной 0,4 м.

При устройстве выездов из котлованов и въездов на насыпи кроме перечисленных подсыпок следует применять при соответствующем технико-экономическом обосновании сплошное или колейное покрытие из сборных железобетонных плит.

Примечание. При глинистых грунтах сборные железобетонные плиты должны укладываться на основание из дренирующих материалов.

2.34.    При большом объеме перевозимого грунта и длительном сроке эксплуатации на временных автомобильных землевозных дорогах следует устраивать усовершенствованные типы покрытий, назначаемые с учетом:

а)    срока эксплуатации дороги;

б)    грузонапряженности дороги;

в)    грузоподъемности автомобилей-самосвалов;

г)    наличия крутых уклонов;

д)    грунтовых и климатических условий;

е)    наличия материалов.

Выбор покрытия должен быть экономически обоснован в проекте организации строительства.

2.35.    При устройстве автомобильных землевозных дорог с небольшой интенсивностью движения на слабых грунтах, болотах и заболоченных участках допускается использование колейных покрытий из инвентарных сборных элементов (щитов и т. п.), а также сплошных поперечных настилов.

2.36.    На автомобильных землевозных дорогах, возводимых в скальных выемках и на насыпях из скального грунта, покрытия следует устраивать путем выравнивания неровностей слоем укатанной карьерной мелочи с наибольшим размером отдельных щебенок 30—70 мм.

2.37.    Ледяные переправы через водоемы следует сооружать согласно проектам производства работ только для одностороннего движения. Для встречного движения устраиваются смежные (вторые) переправы, при этом

расстояние между обочинами дорог должно быть не менее 100 м.

2.38. Землевозные дороги для скреперов следует устраивать с наименьшим числом поворотов в грузовом направлении.

Наибольший уклон дорог для скреперов следует назначать согласно табл. 5.

Таблица 5 Наибольшие уклоны землевозных дорог для скреперов

Напр* олеине

Тил скрепера

грузовое

порожнее

подъем

спуск

подъем

спуск

Прицепной .... Самоходный ....

0.15

0,12

0,25

0.20

0,17

0,15

8» о о

2.39.    Ширина проезжей части въездов и съездов при одностороннем движении скреперов должна быть (в м) не менее:

для скреперов с емкостью ковша менее 6м*. . . 4 >    »    »    »    »    > 6—10 » . . . 4,5

*    *    *    *    *    более 10 » ... 6,5

2.40.    Наименьшая ширина площадки для поворота скреперов на обратный ход должна быть (в м) не менее:

при емкости ковша За1......... 7

>    >    *    6»     12,5

»    »    >    8»    .........14

»    *    *    10    *    .........15

»    >    »    более    Юм*......21

2.41.    Землевозные дороги должны в летнее время периодически поливаться водой, очищаться от грязи и пыли, в зимнее время очищаться от снега и льда, а при гололеде, кроме того, посыпаться песком, шлаком и пр.

2.42.    Ширина однопутного земляного полотна временных рельсовых землевозных путей колен 1524 мм должна составлять 4,6—5 м при балластируемых путях, 4.2—4,5 м при отсутствии балластного слоя.

2.43.    Предельный уклон временных рельсовых путей не должен превышать 0,03 при тепловозной тяге и 0,04 при электровозной тяге. Передвижные путл в забоях и на отвалах могут иметь уклон не круче 0,0025, а при работе без отцепки локомотива 0,015.

2.44.    Наименьший радиус закругления временных рельсовых путей нормальной колен должен составлять 200 м. В особо сложных условиях радиус может быть уменьшен до пре-

Страница 12

делов, допускаемых конструкцией подвижного состава, что должно быть обосновано в проекте организации строительства.

2.45.    Тип рельсов, число шпал на 1 км, материалы для устройства пути и толщина балластного слоя устанавливаются проектом организации строительства.

РАЗБИВКА ЗЕМЛЯНЫХ СООРУЖЕНИИ

2.46.    На строительстве земляных сооружений разбивка и закрепление трассы производится силами и средствами заказчика и передается строительной организации по акту.

2.47.    Установка реперов для линейных сооружений производится с учетом рельефа местности через 1—2 км один от другого, а также у естественных преград. Кроме того, должно быть установлено по одному реперу у выемок с глубиной более 5 м и у насыпей высотой более 5 м.

2.48.    Закрепление разбивочных знаков земляных работ следует производить деревянными кольями с установкой выносных столбов вне расположения земляных сооружений, резервов или кавальеров.

Закрепление основных разбивочных точек производится металлическими, железобетонными или иными прочными знаками. В скальных грунтах положение точек разбивки может быть обозначено пересечением двух канавок, высеченных в скале. Точки при этом обкладываются камнями, а надписи обозначаются масляной краской.

2*49. Производство земляных работ разрешается только посте геодезической разбивки сооружений и постановки соответствующих разбивочных знаков.

2.50.    Представители строительной организации и заказчик до начала производства земляных работ должны совместно освидетельствовать рабочую разбивку сооружений, выполненную подрядчиком, установить ее соответствие проектной документации и составить акт, к которому должны быть приложены схемы разбивки и привязки к опорной геодезической сети.

2.51.    В процессе производства земляных работ строительная организация должна обеспечить сохранность всех разбивочных и геодезических знаков и при повреждениях немедленно их восстанавливать.

2.52.    Разбивка земляных сооружений должна производиться при помощи геодезических инструментов, с тщательным соблюде

нием расположения проектных осей и отметок сооружений. При разбивке насыпей (в соответствующих случаях) должна учитываться их последующая осадка.

2.53.    При гидромеханизированных и дноуглубительных работах основными разбивоч-ными линиями должны быть:

а)    продольная осевая линия симметричных прорезей;

б)    для прорезей несимметричных одна из бровок и ее дополнительные оси (последние выбираются в зависимости от конфигурации прорези).

Линии разбивки отдельных элементов прорези должны быть привязаны к основным раз-бивочным линиям.

2.54.    При гидромеханизированных и дноуглубительных работах разбивка и эксплуатация разбивочных знаков должны осуществляться с соблюдением следующих правил:

а)    осевые и бровочные створные разбивоч-ные знаки следует устанавливать на берегу по данным инструментальной разбивки;

б)    береговые и плавучие разбивочные знаки должны быть надежно закреплены против воздействия волн, льда, приливов и т. п.;

в)    разбивочные знаки следует предохранять от смещений и повреждений в процессе производства работ;

г)    для работы в темное время все створные знаки должны быть оборудованы ясно видимыми световыми сигналами;

д)    водомерная рейка должна устанавливаться вблизи места работы снаряда, быть неподвижной и удобной для пользования ею.

3. ПРОИЗВОДСТВО ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТ

ВЕРТИКАЛЬНАЯ ПЛАНИРОВКА

3.1.    Производство работ по вертикальной планировке территорий промышленных предприятий и населенных мест, а также специальных площадок (стадионов, станционных площадок и пр.) допускается только при наличии проекта планировки, проектов всех подземных сооружений и общего баланса грунта.

3.2.    Планируемая территория или отдельные ее участки до начала работ и в процессе строительства должны быть ограждены от поступления поверхностных вод.

При производстве планировочных работ не допускается оставлять замкнутые понижения, не предусмотренные проектом.

Страница 13

3.3.    Отсыпку грунта в насыпи планировки следует вести слоями, толщина которых определяется в зависимости от применяемых машин Я оборудования для уплотнения грунта.

Грунт на участках, подлежащих уплотнению. следует укладывать горизонтальными или слабонаклонными слоями с уклоном не выше 0,005 в сторону отвода воды.

Насыпи без искусственного уплотнения при наличии основания, не лающего осадки, следует отсыпать с запасом на осадку при скальных грунтах до 6%. а при нескальных до 9%. Величина осадки должна уточняться в проекте в зависимости от высоты насыпи и способа производства работ.

3.4.    Для работ по вертикальной планировке в зависимости от объемов работ и дальности перемещения грунта следует применять следующее оборудование: экскаваторы-планировщики, автогрейдеры — при дальности перемещения до 20 м, бульдозеры — при дальности перемещения до 100 м. скреперы — при дальности перемещения более 100 м и одноковшовые экскаваторы с автотранспортом или с другими видами транспорта — при грунтах, не допускающих разработку скреперами, или при большой дальности транспортирования грунта.

3.5.    Количество и грузоподъемность транспортных средств должны быть установлены проектом организации строительства в зависимости от объемов и видов земляных работ, дальности перемещения, условий погрузки и укладки грунта, а также с учетом других условий для данного строительства.

3.6.    Грузоподъемность землевозных автотранспортных средств должна назначаться в зависимости от емкости ковша экскаватора и дальности транспортирования грунта. Рациональную грузоподъемность указанных средств следует принимать по табл. 6.

Таблица 6

Рациональная грузоподъемность автомобилей-самосвалов в зависимости от емкости ковша экскаватора и расстояния транспортирования грунта

Расстояние транспортирования ■ км

Грузоподъемность аатомобплсй-самосвалов (а т) при емкости ковша экскаватора в м‘

0.4

0.65

1

1.25

1.6

2.5

4.6

0.5

4.5

4.5

7

7

10

1

7

7

10

10

10

12

27

1.5

7

7

10

10

12

18

27

2

7

10

10

12

18

18

27

3

7

10

12

12

18

27

40

4

10

10

12

18

18

27

40

5

10

10

12

18

18

27

40

Примечания: 1. При выборе грузоподъемности и типа автомобиля-самосвала необходимо учитывать тип и состояние дорог и искусственных сооружений на пути следования автомобилей-самосвалов.

2. При больших объемах работ и большом парке автомобилей-самосвалов необходимо обосновывать вы бор типа и грузоподъемности автомобилей-самосвалов на основании технико-экономических расчетов._

Наименьшая грузоподъемность автомобилей-самосвалов приведена в табл. 7.

Таблица 7

Наименьшая грузоподъемность автомобилей-самосвалов в зависимости от емкости ковша экскаватора

ЕМКОСТЬ KOBUJ.1 экскаватора в я‘

0.4 — 0.65

1-1,6

2.$

4.6

Наименьшая грузоподъемность автомобиля-самосвала в m.........

4.5

7

12

18

3.7.    При эксплуатации землевозного автомобильного транспорта надлежит руководствоваться «Правилами движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР», утвержденными МВД СССР, и «Правилами техники безопасности для предприятий автомобильного транспорта», утвержденными ЦК профсоюза рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог.

3.8.    Конвейерный транспорт на земляных работах следует применять при сосредоточенных объемах или при очень стесненных условиях работ, а также при разработке грунта землеройными машинами непрерывного действия.

Целесообразность конвейерного транспорта грунта обосновывается технико-экономическими расчетами в проекте организации строительства.

3.9.    В зависимости от местных условий может применяться комбинированный транспорт. Целесообразность применения комбинированного транспорта обосновывается технико-экономическими расчетами в проекте организации строительства.

3.10.    При разработке планировочных выемок в мягких грунтах недоборы и переборы допускаются в пределах, установленных примечанием 4 к табл. 23.

При скальных грунтах допускаются недоборы до 10 см и переборы до 20 см. Переборы должны быть засыпаны мелким местным скальным грунтом, а недоборы не должны-препятст-вовать стоку поверхностных вод.

Страница 14

Поверхности планировочных насыпей при скальных грунтах должны быть выровнены мелким скальным грунтом, соблюдая проектные уклоны.

3.11.    Вертикальная планировка на участках выемок должна быть осуществлена до устройства на них коммуникаций и фундаментов, а на участках насыпей — после устройства тех же сооружений, с соблюдением в обоих случаях требований п. 3. 2.

ТРАНШЕИ И КОТЛОВАНЫ

3.12.    Наименьшая ширина траншей по дну для укладки трубопроводов должна назначаться согласно табл. 8 и п. 3.49.

Таблица 8

Наименьшая ширина траншей с вертикальными стенками по дну для укладки трубопроводов

Ширина траншей по дну (• и) без учета креплений

Способ укладки трубопроводов

X

3

*8

п

Л Ь-

я 8

И 3 V с

iliis

mi

E*sf В ItiH

ilfi

Ii.il

1.    Плетями или отдельными секциями при наружном диаметре О труб в м:

До 0.7.......

более 0,7.....

2.    Отдельными трубами при наружном диаметре D в м:

0+0.3. ко не менее 0.7 I.5D

до 0,5.......

D+0.5

0+0,6

O+0.8

от 0,5 до 1.6 ... от 1.6 до 3.5 (общих и водосточных

0+0,8

O+l

0+1,2

коллекторов) ....

0+1,4

0+1,4

0 + 1,4

Примечания: I. Ширина траншей по дну для укладки трубопроводов диаметром свыше 3.5 м, а также

на кривых участках трассы устанавливается проектом.

2.    Ширина траншей по дну в грунтах естественной влажности при рытье траншей с откосами должна быть нс менее О + 0.5 м при укладке отдельными трубами, а при укладке плетями или секциями О + 0.3 м независимо от диаметра труб.

3.    Ширина траншей для трубопроводов в мокрых грунтах, разрабатываемых с открытым водоотливом, должна приниматься с учетом водосборных н водоотливных устройств согласно указаниям проекта.

4.    Ширина траншей для прокладки тепловых сетей н магистральных трубопроводов устанавливается в соответствии с нормами и правилами производства и приемки работ (СНиП) по наружным сетям теплоснабжения и магистральным тр>бопроводам.

3 Заказ М, Ш

3.13.    Ширина траншей при устройстве искусственных оснований под трубопроводы, коллекторы, когда основание более ширины траншеи, принятой в соответствии с п. 3.12, а также при устройстве оснований под проходные и непроходные каналы и пр. устанавливается по ширине основания с увеличением на 0.2 м.

3.14.    При необходимости работы людей в траншее с вертикальными стенками наименьшее расстояние в свету между боковой поверхностью возводимого сооружения и досками крепления или шпунтом должно составлять не менее 0,7 м.

3.15.    Ширина котлованов и траншей по дну для ленточных и отдельно стоящих фундаментов должна назначаться с учетом ширины конструкций, гидроизоляции, опалубки и крепления с добавлением 0,2 м.

При необходимости спуска людей в котлован наименьшая ширина между боковой поверхностью конструкции и креплением должна составлять не менее 0.7 м.

Для котлованов с откоса мл расстояние между подошвой откоса и сооружением сокращается до 0.3 м.

3.16.    Размеры котлованов под массивные фундаменты отдельных сооружений (мостов, градирен, бетонных плотин и т. п.) и крупного оборудования (прокатных станов, кузнечно-прессового оборудования и т. п.) должны указываться в проекте.

3.17.    Наименьшая ширина траншей по дну при разработке грунта землеройными машинами должна соответствовать ширине режущей кромки рабочего органа машины с добавлением в песчаных и супесчаных грунтах 0,15 м\ в глинистых и суглинистых—0.1 м.

3.18.    В грунтах естественной влажности при отсутствии грунтовых вод и расположенных поблизости подземных сооружений рытье котлованов и траншей с вертикальными стенками без крепления может осуществляться на глубину (в м) не более:

в песчаных н гравелистых грунтах.....1

» супесях........ 1,25

» суглинках и глинах ........... 1,5

> особо плотных нескалышх- грунтах .... 2

3.19.    Необходимость крепления вертикальных стенок траншей и котлованов или разработка их с откосами обосновывается проектом в зависимости от глубины, состояния грунта, величины притока грунтовых вод и других местных условий. При сильном притоке грунтовых вод необходимо предусматривать искус-

Страница 15

ственное водопонижение или открытый водоотлив, а при илистых оплывающих грунтах или при возможном выносе частиц грунта следует применять шпунтовое крепление.

Конструкция креплений, порядок их установки и способ разработки грунта должны быть взаимно увязаны.

Крепление траншей и котлованов в процессе их обратной засыпки следует разбирать, за исключением тех случаев, когда это является технически невозможным или может повлечь деформацию существующих зданий и сооружений, что должно быть обосновано в проекте.

3.20.    Разработка траншей с вертикальными стенками роторными и траншейными экскаваторами в связных грунтах (суглинках, глинах) Ц/ПЯ укладки трубопроводов плетями допускается без креплений на глубину не более 3 м.

В местах спуска рабочих в траншею для выполнения работ следует устраивать на необходимом расстоянии откосы или крепления.

3.21.    Наибольшую крутизну откосов траншей и котлованов, устраиваемых без креплений в однородных материковых связных грунтах естественной влажности, следует принимать в соответствии с табл. 9.

Таблица 9

Наибольшая допустимая крутизна откосов траншей и котлованов в грунтах естественной влажности

Грунты

Глубина выемки в м. до

\.ь

3

S

угол между направлением откоса и горизонталью

и град.

отношение высоты откоса к его заложению

угол между направлением

откоса я горизонталью и град.

отношение высоты откоса к его заложению

угол между направлением

откоса н горизонталью в град.

отношение высоты откоса к его заложению

Насыпные ...........

56

1:0,67

45

1:1

38

1:1,25

Песчаные и гравелистые влаж-

ные (ненасыщенные).......

63

1:0,50

45

1:1

45

1:1

Глинистые:

супесь ...........

76

1:0,25

56

1:0.67

50

1:0,85

суглинок ..........

90

1:0

63

1:0.50

53

1:0,75

глина ............

90

1:0

76

1:0,25

63

1:0.50

лессовый сухой .......

90

1:0

63

1:0.50

63

1:0,50

Моренные:

песчаные и супесчаные ....

76

1:0.25

60

1:0.57

53

1:0,75

суглинистые ........

78

1

1:0.20

63

1:0,50

57

1:0,65

Примечания: I. При напластовании различных видов грунта крутизну откоса для всех пластов надлежит назначать по более слабому виду грунта.

2. Ширина полок и крутизна откосов траншей для совмещенной прокладки трубопроводов должны назначаться проектом.

3- Крутизна откосов для моренных грунтов установлена для районов Крайнего Севера европейской части СССР при наличии сильно выраженного структурного сцепления (цементации) и при разработке их без предварительного рыхления взрывным способом.

4. К насыпным грунтам относятся грунты, пролежавшие еотвалах менее б месяцев и не подвергавшиеся искусственному уплотнению (проездом, укаткой н т. п.).

3.22.    Крутизна откосов траншей и котлованов глубиной более 5 м во всех случаях, глубиной менее 5 м при неблагоприятных гидрогеологических условиях и при грунтах, не предусмотренных табл. 9, должна устанавливаться в проекте по расчету.

3.23.    Планировка откосов траншей и котлованов не должна производиться. В скальных грунтах после уборки взорванной массы с откосов должны быть удалены неустойчивые куски породы.

3.24.    Складирование материалов, движение транспортных средств и установка строительных машин вдоль бровок траншей и котлованов допускается на расстоянии не менее указанного в правилах техники безопасности в строительстве.

3.25.    Излишний и непригодный для использования грунт, вынимаемый из котлованов и траншей, следует, как правило, направлять сразу в места его укладки, не допуская устройства временных отвалов.

Страница 16

3.26.    Временные отвалы грунта, вынутого из котлованов и предназначенного для обратной засыпки и других нужд, не должны создавать затруднений при выполнении строительных и монтажных работ и должны размещаться, как правило, с одной стороны выемки.

В отдельных случаях, обоснованных в проекте организации строительства, временные отвалы грунта, пригодного для обратной засыпки, разрешается устраивать на специальных резервных площадках.

В необходимых случаях поверхность отвалов должна быть спланирована в целях предотвращения переувлажнения их.

3.27.    Основания траншей и котлованов, подлежащих уплотнению, должны разрабатываться с недобором, величина которого устанавливается в проекте и при необходимости уточняется по результатам опытного уплотнения.

3.28.    В районах с сильными или продолжительными ветрами отвалы раздуваемых грунтов следует размещать с подветренной стороны траншеи или котлована.

3.29.    Переходы через водные пространства, а также устройство подземных каналов для бестраншейной прокладки трубопроводов способами прокалывания, продавливания, горизонтального бурения или щитовым осуществляются по правилам соответствующих нормативных документов.

Выбор наиболее экономичного способа дол

жен быть сделан в.проекте организации строительства.

3.30.    Разработку траншей и котлованов, а также последующие строительные работы в них и особенно в траншеях с незакрепленными вертикальными стенками следует осуществлять в предельно короткие сроки.

Размеры приямков для монтажа трубопроводов следует принимать не менее указанных в табл. 10.

3.31.    В котлованах гидротехнических сооружений и других особо ответственных сооружений разработку грунтов, меняющих свои свойства под влиянием атмосферных воздействий, следует осуществлять с оставлением защитного слоя, величина которого устанавливается проектом сооружения. Защитный слой удаляется непосредственно перед началом возведения сооружений. В проекте сооружения должен быть указан способ механизации работ по снятию защитного слоя в соответствии с п. 3.33.

3.32.    В мягких грунтах котлованы и траншеи под фундаменты, а также каналы, подлежащие облицовке, и иные подземные сооружения, разрабатываемые одноковшовыми экскаваторами, следует устраивать без нарушения естественной структуры грунта в основании с недобором, не превышающим величин, приведенных в табл. 11.

Таблица 11

Таблица 10

Размеры приямков

Трубы

Тип

стыкового

соединения

Стальные

Сварное

Чугунные

Раструбное

Асбоцемент-

Муфтовое

ные

Бетонные и

Раструбное и

желсзобс-

муфтовое

тонные

Пластмассо-

Все виды

вые

стыковых

Керамиче-

соединений

Раструбное

скис

Наружный диаметр трубопровода О • мм

Размер приямков я м

Ж

i

X2

5

13

5-3

1

0В+1.2

0.7

0.55

0.5

0.3

1

D.+0.7

0.4

0.7

0*-fO.5

0.2

0.9

Z?e+0.7

0.3

1

D#-f0,5

0.3

1

0.+ 1.O

0.4

0.6

7?e-f-0,5

0.2

0.5

0.+O.6

0.3

Для всех диаметров \ До 326 вкл. /Более 326 1 До 325 вкл. / Более 324 \ До 640 вкл. /Более 640

Примечание. D% — наружный диаметр раструба, муфты и бетонного пояска.

Допускаемые иедоборы грунта в основании в см при работе одноковшовыми экскаваторами

Рабочее оборудование экскаватора

Емкость ковша экскаватора а ас*

0.25—0.4

0,5—0.6S

0.5-1.25

1.5-2.5

3-5

Лопата:

прямая

5

10

10

15

20

обратная

10

15

20

Драглайн

15

20

25

30

30

При выполнении земляных работ многоковшовыми экскаваторами и скреперами недобор при доработке выемок не должен превышать 5 см, а бульдозерами — 10 см.

Примечания: I. Недоборы должны быть ликвидированы в соответствии с п. 3.33.

2.    Недоборы при рытье траншей для магистральных газонефтспроводов не допускаются.

3.    Недоборы в котлрваиах гидротехнических сооружений не предусматриваются в случае, если защитный слой в основании равен или превышает величины, указанные в табл. 11.

Страница 17

4. Недоборы. приведенные в табл II, могут быть сокращены при применении экскаваторов-планировщиков. экскаваторов с гидроприводом или экскаваторов обычного типа с ковшами с прямой режущей кромкой или специальных насадок на ковши с зубьями.

3.33.    Разработку недоборов грунта, как правило, необходимо производить механизированным способом. При зачистке недоборов дна котлованов бульдозерами, экскаваторами со специальными зачистными ковшами или другими планировочными машинами остающийся недобор до проектной отметки не должен превышать 5—7 см, который в местах установки фундаментов дорабатывается вручную.

3.34.    Переборы при устройстве котлованов в мягких грунтах, как правило, не разрешаются. При соответствующем технико-экономическом обосновании в проекте сооружения разрешаются переборы грунта с последующим заполнением их грунтом, однородным с грунтом основания, или песчаным грунтом, щебнем и другими несвязными материалами с соответствующим уплотнением.

Случайные переборы грунта в местах установки фундаментов должны быть восполнены грунтом или перечисленными материалами, при этом материал заполнения и степень уплотнения должны быть согласованы с проектной организацией.

В котлованах под особо ответственные сооружения места переборов должны заполняться бетоном.

3.35.    Для контроля за соблюдением проектных уклонов и отметок дна выемок следует применять специальные приборы, установленные на землеройных машинах.

При разработке траншей траншейными экскаваторами при отсутствии специальных приборов поверхность грунта вдоль трассы трубопровода на ширине не менее 3 м должна быть предварительно спланирована.

3.36.    Перед укладкой труб случайные переборы грунта в траншее должны быть заполнены грунтом, однородным с основанием траншеи, или песчаным грунтом с соответствующим уплотнением, а в местах недоборов под трубу должен быть устроен лоток. Недоборы в траншеях для закрытого дренажа не допускаются.

3.37.    В скальных грунтах дно котлованов, траншей и каналов, а также откосы каналов не должны иметь недоборов.

Переборы после окончательной зачистки этих поверхностей должны быть не более указанных в табл. 20.

Переборы по дну траншей н котлованов в скальных грунтах следует заполнять песчаным или местным мягким грунтом с тщательным уплотнением.

3.38.    Разработка траншей и котлованов в непосредственной близости и ниже уровня заложения фундаментов существующих зданий и сооружений, а также действующих подземных коммуникаций должна производиться лишь при условии принятия мер против осадки этих сооружений и предварительного согласования с организациями, эксплуатирующими эти здания и сооружения.

Мероприятия, обеспечивающие сохранность существующих зданий и сооружений, должны быть разработаны в проекте.

3.39.    Разработка грунта в траншеях и котлованах при пересечении ими всех видов подземных коммуникаций допускается лишь при наличии письменного разрешения организации, эксплуатирующей эти коммуникации, или соответствующих управлений или отделов Исполнительного комитета Советов депутатов трудящихся и в присутствии ответственных представителей строительной организации и организации, эксплуатирующей подземные коммуникации.

Организации, эксплуатирующие подземные коммуникации, обязаны до начала производства работ обозначить на местности хорошо заметными знаками оси и границы этих коммуникаций.

3.40.    При пересечении траншеи с действующими подземными коммуникациями разработка грунта механизированным способом разрешается на расстоянии не более 2 м от боковой стенки и не более 1 м над верхом трубы, кабеля и др.

Грунт, оставшийся после механизированной разработки, должен дорабатываться вручную без применения ударных инструментов и с принятием всех мер, исключающих возможность повреждения этих коммуникаций.

3.41.    В случае обнаружения действующих подземных коммуникаций и других сооружений, не обозначенных в имеющейся проектной документации, земляные работы должны быть приостановлены, на место работы вызваны представители организаций, эксплуатирующих эти сооружения, с одновременным ограждением указанных мест и принятием необходимых мер по предохранению от повреждений обнаруженных подземных устройств.

3.42.    Засыпка траншей с уложенными тру-

Страница 18

бопроводами должна производиться в два приема:

1)    сначала мягким грунтом засыпаются и подбиваются приямки и пазухи, одновременно с обеих сторон, а затем засыпается траншея на 0,2 м выше верха труб с разравниванием грунта слоями и с уплотнением ручными и навесными элсктровибротрамбовкаЛи; для трубопроводов из керамических, асбестоцементных н полиэтиленовых труб высота слоя засыпки грунта над трубой должна быть 0,5 м\

2)    остальная часть траншеи после испытания трубопроводов засыпаегся любым грунтом без крупных включений с выполнением всех операций механизированным способом с обеспечением сохранности труб.

Примечание Засылка магистральных трубопроводов должна производиться в соответствии с нормами и правилами производства и приемки работ (СНиП) по магистральным трубопроводам.

3.43.    При укладке трубопроводов в скальных Грунтах или грунтах, содержащих щебень, крупный гравий и другие твердые включения, необходимо устраивать подушку из мягкого грунта толщиной не менее 10 см над выступающими неровностями основания.

3.44.    Грунт засыпки траншей и пазух котлованов, служащий основанием для фундаментов под оборудование, полы и отмостки, должен уплотняться. Плотность грунта устанавливается проектом.

3.45.    Обратная засыпка котлованов и пазух гидротехнических сооружений производится согласно указаниям в проекте.

3.46.    Уплотнение грунта при засыпке траншей и пазух котлованов следует производить в соответствии с указаниями пп. 10.1—10.11 настоящей главы.

3.47.    Обратная засыпка траншей, на которые не передаются дополнительные нагрузки (кроме собственного веса грунта), может выполняться без уплотнения грунта, но с отсыпкой по трассе траншеи валика, размеры которого должны учитывать последующую естественную осадку грунта.

3.48.    Траншеи на участках пересечений с дорожным полотном, имеющим усовершенствованные покрытия, а также проходящие вдоль городских улиц и проездов, под проезжей частью, должны засыпаться на всю глубину песчаным грунтом с увлажнением его до насыщения или с послойным уплотнением.

3.49.    Для механизированной засыпки, разравнивания и уплотнения грунта в пазухах фундаментов и траншей при технико-экономи

ческом обосновании разрешается увеличивать размеры котлованов и траншей в пределах, обеспечивающих беспрепятственную работу разравнивающих и уплотняющих машин.

3.50.    В местах пересечения траншей с подземными коммуникациями или кабелями, проложенными в пределах глубины траншеи, засыпка последней производится песчаным грунтом слоями, толщина которых назначается в зависимости от применяемых уплотняющих машин.

При засыпке трубопроводов, проложенных с уклоном более 20°, следует принимать меры против сползания грунта и размыва его ливневыми водами. Способ укрепления грунта должен быть указан в проекте.

Примечание. В местах пересечений траншей или котлованов с кабельными линиями связи производство работ следует осуществлять в соответствии с «Условиями производства работ в пределах охранных зон и просек на трассах линий связи и радиофикации», утвержденными Министерством связи СССР по согласованию с Госстроем СССР

3.51.    В местах пересечения траншей с осушительными. нагорными, мелиоративными и другими каналами (канавами) надлежит принимать меры против проникания воды в траншеи.

Способы засыпки траншей в местах указанных пересечений, а также способы укрепительных работ должны быть установлены проектом.

НАСЫПИ И ВЫЕМКИ ТРАНСПОРТНЫХ СООРУЖЕНИЯ

3.52.    Земляное полотно автомобильных и железных дорог следует возводить, руководствуясь типовыми и индивидуальными поперечными профилями, утвержденными для данного строительства.

3.53.    При устройстве насыпей на устойчивых косогорах крутизной от I : 10 до 1 : 5 и высоте насыпи до 1 м необходимо производить срезку дерна; при большей высоте насыпи срезка дерна не производится, но перед отсыпкой насыпи из глинистых грунтов следует производить вспахивание основания насыпи.

При крутизне косогора от 1 : 5 до I : 3 в пределах основания насыпи должны быть устроены уступы шириной от 1 до 3 м с уклоном 0,01—0,02 в направлении падения косогора. При высоте уступов до 1 м стенки их должны быть вертикальными, а при большей высоте — с откосом крутизной 1 : 0,5.

На косогорах, сложенных из дренирующих

Страница 19

грунтов (рыхлые пески, гравий, галька, дресва, обломки слабовыветривающихся пород и т. п.), не покрытых растительностью, устройства уступов не требуется.

На косогорах, сложенных скальными породами, подготовка основания насыпи должна осуществляться по проекту.

3.54.    На косогорах положе 1 :10 удаление дерна не обязательно, за исключением нулевых мест и насыпей высотой менее 0,5 м для железных дорог и 1 м для автомобильных дорог.

3.55.    При возведении насыпей на сырых основаниях необходимо до начала отсыпки насыпи обеспечить отвод поверхностных вод и осушение основания. В необходимых случаях в соответствии с проектом должны быть выполнены противопучинные мероприятия.

Примечание. К сырым относятся основания, которые могут периодически увлажняться; при этом для глинистых грунтов влажность в верхнем метровом слое в предморозный период должна быть от U7p+0,25 Vдо W р+ 0.75 Гп.

Мокрыми считаются основания при отсутствии поверхностного стока и при влажности верхнего метрового слоя для глинистых грунтов более П7р+0.75 где ITp— влажность на границе раскатывания; VF„ — число пластичности.

3.56.    Излишний грунт из выемок, при невозможности полного использования в насыпи, следует использовать при экономически целесообразной дальности возки для упола-живания откосов земляного полотна, засыпки пониженных мест, оврагов, тальвегов или отсыпать в кавальеры с учетом указаний п. 1.13.

3.57.    Кавальеры, расположенные с низовой стороны, должны отсыпаться с разрывами в пониженных местах, но не реже чем через каждые 50 м. Ширина разрывов понизу должна быть не менее 3 м.

С верховой стороны кавальеры должны отсыпаться без разрывов.

3.58.    Устройство кавальеров не допускается:

а)    с нагорной стороны полувыемок;

б)    на территории промышленных предприятий, станционных площадок и населенных пунктов;

в)    в местах, где они могут способствовать образованию снежных или песчаных заносов.

3.59.    При транспортировании грунта в возводимые насыпи или другие земляные сооружения необходимо учитывать его потери в размере 0,5—1,5% в зависимости от вида транспорта, категории грунта и расстояния.

3.60.    Размеры карьеров и резервов должны назначаться в проекте с учетом:

потерь грунта при транспортировании (п. 3.59);

степени уплотнения грунтов;

осадок основания и тела насыпей.

3.61.    Виды грунтов, используемых для отсыпки насыпей, должны устанавливаться в проекте.

3.62.    Насыпи следует, как правило, возводить из однородных грунтов. Отсыпаемый грунт должен разравниваться горизонтальными или слабонаклонными слоями, толщина которых назначается в зависимости от используемых уплотняющих средств и норм плотности.

3.63.    При необходимости отсыпки насыпи из неоднородных грунтов должны соблюдаться следующие условия:

а)    поверхность слоев из менее дренирующих грунтов, располагаемых под слоями из более дренирующих, должна иметь уклон в пределах 0,04—0,1 от оси насыпи к краям;

б)    поверхность слоев из более дренирующих грунтов, располагаемых под слоями менее дренирующих, должна быть горизонтальной;

в)    запрещается покрывать откосы насыпей грунтом с худшими дренирующими свойствами, чем у грунта, уложенного в тело насыпи;

г)    возведение насыпей из неоднородных грунтов, состоящих из песка, суглинка и гравия, допускается лишь в виде естественной карьерной смеси.

3.64.    Отсыпку слоев грунта следует вести от краев насыпи к середине. На переувлажненных и слабых основаниях отсыпка слоев грунта должна вестись от середины насыпи к краям до достижения высоты 3 л, а далее — от краев к середине.

Примечание. Возведение насыпей земляного полотна без уплотнения (в расчете на естественную осадку) не допускается для всех видов грунтов, за исключением скальных слабовыветривающихся. В этом случае должен быть дан запас на осадку в соответствии с п. 33.

3.65.    Отсыпка насыпи с эстакад может применяться в исключительных случаях, при этом методы производства работ и конструкция эстакад должны определяться проектом.

3.66.    Отсыпка насыпи «с головы» допускается при пересечении узких и глубоких логов и только из несвязных грунтов.

3.67.    Выбор машин для разработки выемок и возведения насыпей должен быть обоснован технико-экономическим расчетом.

Страница 20

3.68.    При разработке грунта скреперами следует:

а)    производить для легких скреперов послойное рыхление плотных грунтов на глубину резания скрепера;

б)    не допускать передвижение и набор грунта на уклонах более указанных в паспорте машины;

в)    применять при наборе грунта тракторы-толкачи;

г)    применять скреперы с принудительным наполнением;

д)    производить разгрузку грунта на насыпи при движении скрепера параллельно продольной оси насыпи;

е)    отсыпать каждый слой грунта в насыпи, начиная от откосов к оси продольными полосами;

ж)    возводить насыпи попеременно на картах согласно указанию п. 3.89.

3.69.    При глубине резерва или выемки до 1 м устройство выездов не обязательно, расстояние между въездами при глубине карьеров, резервов или выемок до 2—5 м следует назначать соответственно 50 и 100 м. При более глубоких карьерах или выемках расстояния между въездами, а также съездами на насыпи должны быть указаны в проекте с соответствующим обоснованием.

3.70.    Разработку грунта бульдозерами следует вести под уклон, наибольшая величина которого не должна превышать допустимых уклонов, указанных в паспорте машины.

3.71.    Для увеличения объема грунта, перемещаемого бульдозером, и уменьшения его потерь следует применять боковые щитки, уширители и открылки к отвалам бульдозеров, вести разработку траншейным способом, работать с промежуточными валами, а также применять спаренную или строенную работу бульдозеров.

3.72.    Наиболее эффективная высота забоя для экскаватора с прямой лопатой должна быть в пределах 0,8—1,2 высоты напорного вала, но не больше паспортной наибольшей высоты резания для данного экскаватора.

Наименьшая высота забоя, обеспечивающая наполнение ковша экскаватора на 50%, должна быть не меньше (/з высоты до напорного вала в мягких грунтах и '/< высоты до напорного вала в скальных грунтах.

Примечание. Высота забоя в скальных грунтах при равномерном разрыхлении, исключающем образование козырьков, может быть увеличена в 1,5 раза против высоты резания экскаватора при условии, что высота развала не превышает высоты резания экскаватора.

3.73.    Для разработки мягких .грунтов экскаваторы следует оборудовать ковшами со сплошной режущей кромкой, а также обычными ковшами увеличенной емкости.

3.74.    Площадка стоянки одноковшового экскаватора при работе должна быть, как правило, горизонтальной или иметь уклон в сторону разгрузки ковша не более 0,09.

3.75.    Выемки дорожных сооружений в мягких грунтах необходимо разрабатывать с недобором и без нарушения структуры грунта в основании. Величина недобора по основанию не должна превышать данных, приведенных в табл. 11. Переборы грунта ниже проектных отметок не допускаются.

Случайные переборы в основании выемок должны заполняться грунтом, однородным с грунтом основания, с соответствующим уплотнением.

Случайные переборы на откосах должны быть спланированы без подсыпки грунта с плавным переходом к проектному профилю.

3.76.    Передвижение одноковшовых гусеничных экскаваторов собственным ходом на расстояние более 5 км, как правило, не разрешается.

3.77.    Необходимость оставления в насыпях прогалов для строительства водопропускных сооружений должна быть обоснована проектом.

Ширину прогала понизу следует назначать из расчета обеспечения расстояния между торцовым откосом насыпи и трубой не менее 4 м. Ширина прогала понизу должна быть не менее 10 м.

3.78.    Засыпку водопропускных труб следует производить тем же грунтом, из которого возведена насыпь. Грунт должен укладываться горизонтальными слоями по всей длине трубы одновременно с обеих ее сторон на одинаковую высоту и уплотняться послойно.

3.79.    При отсыпке насыпи или засыпке прогалов скальным грунтом или грунтом, содержащим камни размером более 100 мм, водопропускная труба должна быть предварительно засыпана мягким грунтом (согласно п. 3.78) на высоту не менее 0,5 м над верхом трубы. Ширина этой засыпки поверху должна быть не менее ширины трубы плюс 1 м.

3.80.    Конусы и участки насыпей, примыкающих к устоям мостов, должны отсыпаться из гравелистых, щебенистых или песчаных грунтов (за исключением пылеватых песков) горизонтальными слоями с уплотнением.

3.81.    Ширина присыпки к существующей