Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

59 страниц

422.00 ₽

Купить СНиП II-47-80 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Нормы должны соблюдаться при проектировании новых, реконструкции и расширении существующих летных полей аэродромов (вертодромов), располагаемых на территории Союза ССР.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Общие положения

2 Элементы аэродромов и вертодромов

     Элементы аэродромов

     Элементы вертодромов

     Приаэродромная территория

3 Вертикальная планировка

4 Грунтовые основания

     Общие указания

     Основания на вечномерзлых грунтах

     Основания на пучинистых грунтах

     Основания на набухающих грунтах

     Основания на просадочных грунтах

     Основания на торфах, заторфованных и слабых глинистых грунтах

     Основания на засоленных грунтах

5 Покрытия и искусственные основания

     Материалы для покрытий и искусственных оснований

     Конструирование покрытий и искусственных оснований

     Расчет аэродромных покрытий

6 Водоотводные и дренажные системы

     Общие указания

     Принципиальные схемы водоотводных и дренажных систем

     Элементы водоотводных и дренажных систем

     Особенности проектирования водоотводных и дренажных систем для аэродромов, располагаемых в сложных инженерно-геологических условиях

7 Охрана окружающей среды

     Природоохранные мероприятия

     Удаление аэродромов (вертодромов) от городов и населенных пунктов

     Защита от воздействия установок, излучающих сверхвысокие частоты

     Защита от загрязнения поверхностными сточными водами

Приложение 1. Расчет эквивалентного коэффициента постели и модуля упругости грунтовых естественных и искусственных оснований из материалов, не обработанных вяжущими

Приложение 2. Теплотехнические расчеты оснований на вечномерзлых грунтах

Приложение 3. Графики для расчета грунтового основания

Приложение 4. Графики и номограммы для расчета аэродромных покрытий

Приложение 5. Значения функций f(альфа), g(альфа), f(кси)

Приложение 6. Единичные изгибающие моменты Мxi и Мyi, действующие в расчетном сечении плиты аэродромного жесткого покрытия, от воздействия i-го колеса опоры воздушного судна

Приложение 7. Расчет толщины искусственных оснований под жесткие покрытия из материалов, обработанных вяжущими

Приложение 8. Гидравлический расчет водоотводных систем

 
Дата введения01.01.1981
Добавлен в базу01.09.2013
Завершение срока действия01.01.1986
Актуализация01.01.2019

Этот документ находится в:

Организации:

10.04.1980УтвержденГосстрой СССР (Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства)49
ИзданСтройиздат1981 г.
РазработанГосударственный научно-исследовательский институт гражданской авиации
РазработанКиевский институт инженеров гражданской авиации МГА
РазработанГосударственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт ГА Аэропроект
РазработанЛенаэропроект
РазработанМАДИ Минвуза СССР (Московский автомобильно-дорожный институт)

Airfields

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА

ГОССТРОЙ СССР


СНиП

11-47-80


СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА


Часть II


НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ


Виевгн сд к

поет й П ет Г БОТ _

Москва 1981


Аэродромы


af.ot.es


СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

3

4 4

4

5

6 6

7

8 *0 >0 >2

1.    Общие положения................

2.    Элементы аэродромов и вертодромов............

Элементы аэродромов ................

Летные и взлетно-посадочные полосы...........

Рулежные дорожки (РД)..............

Перроны, места стоянок самолетов площадки специального назначения

Элементы вертодромов................

Приаэродромная территория..............

3.    Вертикальная планировка ...............

4.    Грунтовые основания .    ,    .    ,    ............

Общие указания .................

Основания на вечномерзлых грунтах............

Основания на пучинистых грунтах............

Основания на набухающих грунтах.............

16

*6

16

17

20

20

21

23

25

26 27 27 32

32

33 33

33

34

37

38

38

39

40 40

Основания на просадочных грунтах............

Основания на торфах, заторфованных и слабых глинистых грунтах Основания на засоленных грунтах.............

5.    Покрытия и искусственные основания............

Материалы для покрытий и искусственных оснований.......

Конструирование покрытий и искусственных оснований.......

Общие указания.................

Жесткие аэродромные покрытия.............

Деформационные швы в жестких аэродромных покрытиях ......

Нежесткие аэродромные покрытия............

Усиление существующих покрытий при реконструкции аэродромов

Расчет аэродромных покрытий..............

Расчет жестких аэродромных покрытий...........

Расчет нежестких аэродромных покрытий..........

Расчет усиления существующих покрытий при реконструкции аэродромов

6.    Водоотводные и дренажные системы............

Общие указания..................

Принципиальные схемы водоотводных и дренажных систем......

Элементы водоотводных и дренажных систем.........

Особенности проектирования водоотводных и дренажных систем для аэродромов располагаемых в сложных инженерно-геологических условиях ....

2. Охрана окружающей среды...............

Природоохранные мероприятия..............

Удаление аэродромов (вертодромов) от городов и населенных пунктов Защита от воздействия установок, излучающих сверхвысокие частоты

Защита от загрязнения поверхностными сточными водами......

41

43

46

47 50

Приложение 1, Расчет эквивалентного коэффициента постели и модуля упругост грунтовых естественных и искусственных оснований из материалов, не обработан

ных вяжущими................

Приложение 2. Теплотехнические расчеты оснований на вечномерзлых грунтах

Приложение 3. Графики для расчета грунтового основания..... .

Приложение 4. Графики и номограммы для расчета аэродромных покрытий

Приложение 5. Значения функций /(а), g(a) и /(£)........

50

52

54

Приложение 6 Единичные изгибающие моменты Mxt и Муи действующие в расчет ном сечении плиты аэродромного жесткого покрытия, от воздействия t-ro колеса

опоры воздушного судна...............

Приложение 7 Расчет толщины искусственных оснований под жесткие покрытия из

материалов, обработанных вяжущими...........

Приложение 8. Гидравлический расчет ведоотводных систем......

Продолжение табл. 13

Вид уклонов

Максимально допускаемые уклоны элементов вертодромов для обслуживания вертолетов весовой категории

тяжелые и средние

легкие

Поперечный уклон:

ИВПП

0,015

0,015

гвпп

0,02

0,02

Продольный и поперечный уклоны рабочей площади посадочной площадки

0,03

0,03

Поперечный уклон полосы безопасности

0,035

0,035

Поперечный уклон поверхности территории, непосредственно примыкающей к полосе безопасности

0,1

0,1

Продольный и поперечный уклоны МС, швартовочной площадки и перрона

Уклоны РД:

0,015

0,015

продольный

0,03

0,03

поперечный

0,02

0,02

Поперечный уклон обочин

РД

0,03

0,03

Примечания: 1. Продольный и поперечный уклоны ЛП и посадочных площадок, располагаемых на крышах зданий и приподнятых платформах, не должен превышать 0,01.

2. Уклоны ИВПП должны быть не менее: продольные— 0,0025: поперечные — 0,005; уклоны грунтовой поверхности ЛП — не менее 0,005.

3.2.    Для обеспечения надежного стока дождевой воды с поверхности искусственных покрытий и уменьшения опасности глиссирования колес воздушных судов поперечный профиль ИВПП необходимо проектировать симметричным двускатным.

В виде исключения при надлежащем технико-экономическом обосновании допускается принимать односкатный поперечный профиль ИВПП.

3.3.    Поперечный профиль РД в зависимости от особенностей естественного рельефа и принятой схемы водоотвода надлежит принимать как двускатным, так и односкатным.

3.4.    Уклоны элементов аэродрома должны быть не менее:

поперечные уклоны ИВПП .....    0,008

поперечные уклоны РД, МС, перронов и площадок специального назначения .    0,005

поперечные уклоны грунтовых обочин ИВПП, РД, перронов и площадок специального назначения.......0,015

продольные и поперечные уклоны грунтовых элементов при грунтах:

глинистых и суглинистых ....    0,007

супесчаных, песчаных, гравелистых и щебеночных......... 0,005

3.5.    Для участков магистральных РД, расположенных на поворотах, следует предусматривать устройство виражей, поперечные уклоны которых во всех случаях не должны превышать 0,025.

3.6.    Поверхности элементов аэродрома в продольном направлении следует сопрягать вертикальными кривыми радиусом не менее приведенного в табл. 14.

Таблица 14

Элементы аэродрома

Минимальные радиусы, м, вертикальных кривых в продольном направлении для элементов аэродромов классов

А

Б, В

Г, д

Е

ИВПП

30000

20000

10000

6000

РД:

магистральные и

6000

6000

4000

3000

соединительные

вспомогательные

3000

3000

3000

2500

ГВПП

10000

10000

6000

6000

БПБ и КПБ

6000

6000

4000

4000

3.7.    Величина излома Д/макс поверхностей элементов аэродрома в пределах вертикальной кривой должна удовлетворять условию:

Алманс <    (1)

где а — шаг проектирования вертикальной кривой, м;

Ямин — минимальный радиус, м, вертикальной кривой, принимаемый по табл. 14.

3.8.    Величина излома А/ в точке сопряжения продольных уклонов для аэродромов всех классов (кроме класса Е) не должна превышать 0,015; для аэродромов класса Е — 0,02.

При применении волнообразного продольного профиля (в местах перехода через основные тальвеги и водоразделы) расстояние L, м, между соседними точками сопряжения продольных уклонов ИВПП должно удовлетворять условию:

/• > /?мин (Д/т Ч" А/а),    (2)

где Д/i и Д/г — алгебраическая разность уклонов в соседних точках сопряжений продольных уклонов.

3.9.    Продольный уклон ИВПП должен обеспечивать:

взаимную видимость на расстоянии не менее половины длины ИВПП двух точек, нахо-


дящихся на высоте 3 м от поверхности ИВГТП для аэродромов классов А, Б, В, Г, Д и на высоте 2 м — для аэродромов класса Е;

видимость антенны курсового радиомаяка с опорной точки радиомаячной системы (РМС) аэродрома в зависимости от категории РМС, устанавливаемой проектом в соответствии с нормами по проектированию объектов управления воздушным движением, радионавигации и посадки.

Продольный профиль РД должен обеспечивать свободный обзор поверхности РД из любой точки, расположенной на высоте 3 м и на расстоянии 300 м, — для аэродромов классов А, Б, В, Г, Д и из любой точки, расположенной на высоте 2 м и на расстоянии 250 м,— для аэродромов класса Е.


Таблица 15


Тип местности


Показатели увлажнения


1


Поверхностный сток обеспечен, грунтовые воды не оказывают существенного влияния на увлажнение верхней ' толщи грунтов естественного основания


— сухие места


2 — сырые места


Поверхностный стбк не обеспечен, грунтовые воды залегают ниже глубины промерзания грунтов; почвы с признаками поверхностного заболачивания; весной и осенью появляется застой воды на поверхности


3 — мокрые места


Грунтовые воды или длительно стоящие (более 20 сут) поверхностные воды залегают выше глубины промерзания грунтов; почвы торфяные, оглеенные с признаками заболачивания


4. ГРУНТОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ


4.1.    Грунтовые основания аэродромных покрытий надлежит проектировать исходя из условий обеспечения устойчивости конструкций искусственных покрытий независимо от погодных условий и времени года, а также грунтовых и гидрогеологических условий участка строительства, в первую очередь путем соответствующего высотного положения проектной поверхности покрытий.

Примечание. Требования настоящего раздела, изложенные для аэродромов, распространяются также на проектирование вертодромов.

4.2.    Грунтовые основания следует проектировать с учетом:

деления территории Союза ССР на дорожно-климатические зоны в соответствии с рис. 1;

типов местности по гидрогеологическим условиям, приведенных в табл. 15;

видов и свойств грунтов в районе строительства аэродрома.

4.3.    Минимальное возвышение дна корыта (поверхности грунтового основания) над уровнем грунтовых вод или верховодки для участков аэродрома, за исключением сложенных грунтами, имеющими особые свойства (вечномерзлыми, пучинистыми, просадочными, набухающими, засоленными, торфяными и слабыми глинистыми), следует принимать в соответствии с табл. 16.

4.4.    При проектировании оснований для аэродромов, располагаемых в сложных инже-

Примечания: 1. Для I дорожно-климатической зоны тип местности в каждом конкретном случае должен определяться при проведении изысканий с учетом места расположения элементов аэродрома (террасы рек и озер, тундра и лесотундра и т. д.), наличия торфомохового покрова, сплошности его распространения и толщины, наличия подземного льда, надмерзлотных вод и др.

2. Грунтовые воды не оказывают существенного влияния на увлажнение верхней толщи грунтов, если уровень грунтовых вод в предморозный период залегает ниже расчетной глубины промерзания:

на 2 м и более — в глинах, суглинках пылеватых; на 1,5 м и более — в суглинках, супесях пылеватых; на 1 м и более — в супесях, песках пылеватых.

Таблица 16

Вид грунта основания (насыпи)

Минимальное возвышение дна корыта (поверхности грунтового основания или насыпи) над уровнем грунтовых вод или верховодки, м, для аэродромов, располагаемых в пределах дорожно-климатических зон

н

ш

IV

v

Песок средней крупности Песок мелкий, супесь

0,8

0,7

0,6

0,5

1.3

0,9

0,9

0,8

Песок, супесь и суглинок пылеватые

2

1,6

1,5

1,4

Глина, суглинок

2

1,5

1,2

1,1

Примечание. За расчетный уровень грунтовых вод следует принимать осенний уровень, а при отсутствии необходимых данных — наивысший возможный уровень, определяемый по верхней линии оглеения грунтов.


Рис. 1. Схематическая карта дорожно-климатических зон территории СССР


СНиП И-47-80


12 —

СНиП 11-47-80

нерно-геологических условиях, необходимо учитывать:

осадки (просадки) грунтов основания, происходящие при производстве земляных работ, а также в процессе дальнейшей консолидации грунтового основания до устройства аэродромного покрытия;

деформации грунтового основания совместно с искусственным основанием и покрытием, происходящие в период эксплуатации покрытия под влиянием природно-климатических факторов.

4.5.    Расчетная величина допускаемых вертикальных эксплуатационных деформаций основания не должна превышать для покрытий: капитальных — 2 см; переходных — 4 см; облегченных — 6 см.

Расчетные коэффициенты постели С, кгс/см3,

Модули упругости Е, кгс/смг.

цля дорожно-

климати-

Грунта естествен-

для дорожно-климатических зон

ческих зон

ного основания

I

II

III

IV

V

I

1 н

1 I»

i IV

V

Песок гравелистый, песок круп-

16

16

16

17

18

1300

1300

1300

1300

1300

ный

Песок средней крупности

12

13

14

15

16

1000

1200

1200

1200

1200

11

12

13

14

15

Песок мелкий

7

8

8

9

10

600

1000

1000

1000

1000

6 (5)

7 (6)

7 (6)

8 (7)

9 (8)

Песок пылеватый

4

6

8

10

11

300

500

500

500

500

3 (2)

5 (4)

6 (5)

7 (6)

8 (7)

Супесь

4

6

8

10

11

300

390

420

450

450

3 (2)

5 (4)

6(5)

7 (6)

8 (7)

370(350)

390 (390)

420 (420)

450 (420)

Глина, суглинок

4

5

7

8

9

200

280

340

420

600

3 (2)

4 (3)

5 (4)

6(5)

8(7)

240(210)

280(280)

340 (340)

420 (340)

Супесь и суглинок пылеватые

3

4

5

7

8

180

240

280

340

420

2 (1)

3 (3)

4 (3)

5 (4)

6 (5)

210(200)

240(240)

280 (280)

340 (340)

Примечания: 1. Над чертой указаны значения коэффициентов постели и модулей упругости грунтов для местности 1 типа, под чертой — 2 типа, в скобках — 3 типа, приведенного ко 2-му типу путем осушения, понижения уровня грунтовых вод и других инженерных мероприятий.

2.    Приведенные значения коэффициентов постели связных грунтов соответствуют естественной плотности их сложения при коэффициенте пористости е, равном 0,5—0,8; при е>0,8 значения коэффициентов постели следует понижать на 35%.

3.    Если прогибы центра плиты превышают 2 мм, значения коэффициентов постели следует понижать на 30%.

4.    Значения коэффициентов постели и модулей упругости грунтов для районов, расположенных восточнее линии, проходящей по рекам Волга — Северная Двина, следует повышать на 20%.


4.6.    Номенклатура грунтов, используемых для естественного основания, должна устанав

ОСНОВАНИЯ НА ВЕЧНОМЕРЗЛЫХ ГРУНТАХ

4.8. При проектировании аэродромов, размещаемых в районах сплошного распростране

ливаться в соответствии с главой СНиП по проектированию оснований зданий и сооружений, а также главой СНиП по проектированию оснований и фундаментов на вечномерзлых грунтах. При этом глинистые грунты следует дополнительно подразделять на пылеватые разновидности (супесь пылеватая, суглинок пылеватый, глина пылеватая), в которых содержание пылеватых частиц размером 0,05— 0,005 мм больше, чем песчаных, в % от массы грунта.

4.7. Расчетные характеристики грунтов — коэффициент постели (для жестких покрытий) и модуль упругости (для нежестких покрытий) надлежит устанавливать для однородных грунтов по табл. 17 и уточнять по данным полевых испытаний, для многослойных грунтовых оснований— по приложению 1.

Таблица 17

ния сливающихся вечномерзлых грунтов, в зависимости от инженерно-геокриологических (инженерно-геологических, мерзлотных, гидрогеологических) и климатических условий следует принимать один из следующих принци-


-13-

пов использования грунтов в качестве естественных оснований аэродромных покрытий:

принцип I — грунты основания используются в мерзлом состоянии, сохраняемом в течение всего заданного периода эксплуатации аэродромных покрытий;

принцип II — вечномерзлые грунты основания используются в оттаявшем состоянии (с допущением оттаивания их в процессе эксплуатации аэродромного покрытия на часть толщины слоя сезонного оттаивания или на полную его толщину).

4.9.    Выбор принципа использования вечномерзлых грунтов основания аэродромных покрытий, а также средств, которыми достигается сохранение предусмотренного проектом состояния основания (мерзлого или оттаявшего), производится в зависимости от конкретных условий района строительства с учетом стоимости, материалоемкости, трудоемкости и продолжительности строительства.

4.10.    Принцип I должен применяться, если грунты основания аэродромных покрытий можно сохранить в мерзлом состоянии при экономически целесообразных затратах на мероприятия, обеспечивающие сохранение такого состояния.

Принцип II должен применяться при наличии в основании скальных грунтов или вечномерзлых грунтов, деформация которых при оттаивании не превышает предельно допускаемых значений для проектируемых аэродромов, а также при несплошном распространении вечномерзлых грунтов, неодинаковой глубине залегания верхней поверхности вечномерзлых грунтов и в тех случаях, когда по технологическим или конструктивным особенностям аэродрома экономически целесообразно применить принцип II.

4.11.    Для аэродромов, располагаемых в районах сплошного распространения вечномерзлых грунтов, используемых в качестве естественных оснований по принципу I, вертикальную планировку следует осуществлять подсыпкой в виде теплоизолирующей насыпи без нарушения сложившегося торфомохового покрова.

В качестве основных материалов для теплоизолирующей насыпи следует применять грунты или другие материалы, не подвергающиеся деформациям при промерзании или оттаивании: крупнообломочные грунты (валунные, галечниковые, щебенистые, гравийные), пески крупные и средней крупности, грунто-гравийные смеси, горелые породы и др, с со-3—692

держанием в них частиц размером до 0,25 мм не более 50% по массе.

Толщину теплоизолирующей насыпи следует определять на основании теплотехнического расчета согласно приложению 2.

4.12.    В теле грунтовой насыпи надлежит предусматривать теплоизолирующие слои из:

теплоизоляционных материалов (пенопластов типа пенополистирола, пенополиуретана и т. п.) с коэффициентом теплопроводности менее 0,05 ккал/(ч-м-°С);

мха, торфа и других местных материалов;

керамзитобетона и шлакобетона.

При возможном замачивании теплоизоляционные материалы (кроме мха, торфа и других местных материалов) следует гидроизоли-ровать пленками из полимерных материалов или другими рулонными и окрасочными гидроизоляционными материалами, удовлетворяющими требованиям главы СНиП по производству и приемке работ по устройству кровель, гидроизоляции, пароизоляции и теплоизоляции.

Требуемая толщина теплоизолирующего слоя должна определяться из условия, чтобы расчетная глубина оттаивания или промерзания грунтового основания не превышала допускаемых величин.

4.13.    При использовании грунтов в качестве оснований по принципу II, а также по принципу I, если в процессе производства земляных работ допускается временное оттаивание грунтов основания, необходимо предусматривать устройство дренирующего слоя толщиной не менее 0,5 м из гравелистых, крупных и средней крупности песков, крупнообломочных грунтов и других материалов, имеющих коэффициент фильтрации не менее 7 м/сут. При этом следует учитывать нагрузки от транспортных средств с тем, чтобы при отсыпке дренирующего слоя не происходило повреждения торфомохового слоя или вдавливания материала в талый подстилающий слой.

4.14.    Величину ожидаемой осадки вечномерзлых грунтов S0, см, при их использовании в качестве основания, следует определять по формуле

So = 2 б0; hai г    (3)

1=1

где п—число слоев грунта, на которое разбивается оттаивающее основание в пределах активной зоны в зависимости от просадочных свойств грунтов;

бoi —значение относительной осадки t-ro слоя грунта, определяемое согласно главе СНиП по проектированию оснований и фундаментов на


СНиП 11-47-80

вечномерзлых грунтах при величине уплотняющего давления 1,5 кгс/см2. Значение 60i допускается определять по графикам рис. 12 приложения 3 в зависимости от весовой влажности грунта W и числа его пластичности /р, а для уплотненного торфомохового слоя принимать равным 0,03—0,05, для неуплотненного — 0,5;

h0i—толщина /-го слоя сжимаемого грунта в природном состоянии, см.

4.15.    Допускаемую глубину сезонного оттаивания или промерзания Аоп, см, грунтов,основания при использовании принципа II надлежит определять по формулам:

п

[ДАЭ] -2 «01 А*

Аоп=    д ” I    (4)

Од

Аг = А0г(1 —б0г).    (5)

где [ААЭ] — расчетная величина допускаемых вертикальных эксплуатационных деформаций, принимаемая по п. 4.5; hi — толщина /-го слоя грунта с учетом строительной осадки, см.

ОСНОВАНИЯ НА ПУЧИНИСТЫХ ГРУНТАХ

4.16.    Основания из пучинистых грунтов (песков мелких и пылеватых, глинистых грун-

тов, а также крупнообломочных грунтов с пылеватым и глинистым заполнителем) для аэродромных покрытий должны удовлетворять условию

^пуч < ГАдуч] *    (6)

где Апуч — равномерная деформация пучения поверхности грунтового основания:

Апуч — ^Спуч Нм;    (7)

{Адуч! — допускаемое значение равномерной деформации пучения, принимаемое согласно п. 4.5;

Кпуч — коэффициент морозного пучения, принимаемый по табл. 18 и уточняемый экспериментально и по данным лабораторных испытаний на промораживание образцов грунтов ненарушенной структуры; расчетная глубина сезонного промерзания грунта при оголенной от снега поверхности, определяемая согласно главе СНиП по проектированию оснований зданий и сооружений или устанавливаемая на основе результатов непосредственных наблюдений, выполняемых в полевых условиях.

4.17. Для грунтовых оснований, характеризуемых Й1гуч>[Лпуч]» в целях выполнения условия (6) следует предусматривать:

устройство теплоизолирующих насыпей с применением в отдельных случаях слоев из теп-

Таблица 18

Степень морозной пучиниетости грунта

Вид и разновидность грунта

Тип

местности

Коэффициент морозного пучения, Кпуч

Сильнопучинистый

Песок пылеватый; супесь пылеватая; суглинок пылеватый

2 и 3

0,07 и более

Среднепучинистый

Супесь, суглинок, глина

2 и 3

0,04—0,07

Супесь пылеватая, суглинок пылеватый

1

Слабопучинистый

Песок мелкий с содержанием частиц размером менее 0,05 мм меньше 15%

2 и 3

0,02—0,04

Песок пылеватый, супесь, суглинок, глина

1

Практически непучини' стый

Песок гравелистый, крупный и средней крупности с содержанием частиц размером менее 0,05 мм меньше 2%

2 и 3

Менее 0,01

Песок гравелистый, крупный и средней крупности с содержанием частиц размером менее 0,05 мм меньше 15%; песок мелкий с содержанием частиц размером менее 0,05 мм меньше 2%

1

Песок гравелистый, крупный и средней крупности с содержанием частиц размером менее 0,05 мм меньше 15%; песок мелкий с содержанием частиц размером менее 0,05 мм меньше 2%

2 и 3

0,01—0,02

Песок мелкий с содержанием частиц размером менее 0,05 мм меньше 15%

1



СНиП 11-47-80

лоизоляционных материалов для уменьшения глубины промерзания пучинистого грунта или полного исключения его промерзания;

полную или частичную замену пучинистого грунта в зоне промерзания непучинистым грунтом;

уменьшение пучинистости грунтов основания путем обработки их на расчетную глубину солями NaCl, СаСЬ, MgCb, органическими и минеральными вяжущими материалами, а также электрохимической обработки.

4.18. Минимально допускаемую высоту Ят теплоизолирующей насыпи (включая искусственное основание и покрытие), обеспечивающей снижение деформации пучения huy4 до допускаемой [йпуч], следует определять по формуле

ят= 2 л««= 2 (А|Кп|).    (8)

i=i    i=i

где hUi — толщина отдельных слоев искусственного основания, покрытия и непучинистого грунта, заменяющего пучинистый грунт; hi — толщина отдельных слоев пучинистого грунта, заменяемых непучинистым грунтом, искусственным основанием и покрытием;

нию с пучинистым грунтом, табл. 19.

принимаемый по

Таблица 19

Грунты и материалы основания и покрытия

Коэффициент промерзания Кп

Песчано-гравийная смесь

Песок крупный и средней крупности

Щебень

1,15—1,3 1,05—1,2 1,2-1,3

Шлаки:

металлургические

топливные

Пенополистирол

Бетон

0,65—0,75 0,7—0,8 0,1—0,12 1,3-1,4

При этом общую толщину пучинистого грунта Ей/, подлежащего замене, надлежит устанавливать из отношения ЕЛ,/#М, определяемого по графику рис. 13 приложения 3.

Примечание. Для грунтового основания, проектируемого в виде насыпи, установленную расчетом толщину пучинистого грунта, заменяемого непучинистым, следует увеличивать на 20%.

Кщ — коэффициент промерзания, учитывающий изменение глубины промерзания грунтов и материалов основания и покрытия по сравне-

ОСНОВАНИЯ НА НАБУХАЮЩИХ ГРУНТАХ

4.19. Свойство набухания глинистых грунтов, используемых для основания, следует учи-3*

тывать, если при замачивании водой или химическими растворами величина их относительного свободного (без нагрузки) набухания бнаб^0,04.

Абсолютная величина вертикальной деформации грунтового основания при набухании йнав не должна превышать значений допускаемых деформаций [йНаб], указанных в п. 4.5.

Для грунтовых оснований, характеризуемых йНаб>[йнаб], следует предусматривать полную или частичную замену слоя набухающего грунта ненабухающим.

Относительное набухание грунта бЯаб в условиях свободного набухания, а также вертикальные деформации йНаб оснований, сложенных набухающими грунтами, надлежит определять в соответствии с главой СНиП по проектированию оснований зданий и сооружений.

ОСНОВАНИЯ НА ПРОСАДОЧНЫХ ГРУНТАХ

4.20.    Просадочные свойства грунтов, используемых для основания, следует учитывать, если они, находясь в напряженном состоянии под действием внешней нагрузки или собственного веса, при замачивании водой дают относительную деформацию просадки б„р>0,01.

Относительную просадочность грунтов бпр, а также подразделение грунтовых оснований на типы в зависимости от возможности проявления просадки грунтов от собственного веса при замачивании следует принимать в соответствии с главой СНиП по проектированию оснований зданий и сооружений.

4.21.    При проектировании оснований на просадочных грунтах следует предусматривать мероприятия, исключающие вредное влияние возможных просадок на эксплуатационную пригодность аэродромных покрытий; уплотнение (трамбование, укатка и т. д.) грунта, устраняющее или уменьшающее просадочность на глубине 2,5 м, а также конструктивные мероприятия, предупреждающие увлажнение природного грунта.

4.22.    Для возведения насыпи следует предусматривать недренирующие грунты.

4.23.    Значения расчетных коэффициентов постели С и модулей упругости Е после устранения просадочных свойств грунта основания следует принимать по табл. 17.


ОСНОВАНИЯ НА ТОРФАХ, ЗАТОРФОВАННЫХ И СЛАБЫХ ГЛИНИСТЫХ ГРУНТАХ

4.24.    При проектировании грунтовых оснований под аэродромные покрытия, располагаемых на торфах, заторфованных и слабых глинистых грунтах, следует предусматривать замену торфа и заторфованных грунтов на всю глубину их залегания или замену слабых глинистых грунтов на всю глубину сжимаемой толщи.

ОСНОВАНИЯ НА ЗАСОЛЕННЫХ ГРУНТАХ

4.25.    Засоленные грунты в зависимости от минимального суммарного содержания легко-и среднерастворимых солей в % от массы воздушно-сухого грунта следует классифицировать в соответствии с главой СНиП по проектированию оснований зданий и сооружений.

4.26.    Засоленные грунты с суммарным содержанием легко- и среднерастворимых солей св. 5% до 8% массы воздушно-сухого грунта допускается использовать только на сухих участках с обязательным принятием мер, обеспечивающих предохранение верхней части основания от увеличения засоления, а также от увлажнения.

Грунты с засоленностью св. 8% применять в качестве оснований не допускается.

4.27.    При проектировании оснований, сложенных засоленными грунтами, необходимо производить оценку выщелачивающего действия грунтовых и поверхностных вод на грунты основания и агрессивность засоления по отношению к материалам аэродромной конструкции, При этом следует предусматривать мероприятия по предотвращению этого действия путем устройства насыпей, водоотводных систем, понижения уровня грунтовых вод, устройства капилляропрерывающих, изолирующих и защитных прослоек и стенок, укрепления грунтов вяжущими материалами и др.

Толщину прослоек следует принимать не менее: из щебня или гравия—15 см, из природного грунта, обработанного битумом,—5 см.

4.28.    Для аэродромов, располагаемых на грунтах, имеющих засоленность св. 2% до 8%, возвышение дна корыта (поверхности грунтового основания) над уровнем грунтовых вод или верховодки следует принимать на 20% больше значений, приведенных в п. 4.3 (табл. 16) настоящей главы.

4.29.    Если засоленные грунты являются одновременно просадочными или набухающими, то при проектировании оснований следует учитывать дополнительные требования к этим грунтам, изложенные в настоящей главе.

4.30.    Возможность использования засоленных грунтов, укрепленных вяжущими материалами, в качестве оснований под аэродромные покрытия следует устанавливать в соответствии с Инструкцией по применению грунтов, укрепленных вяжущими материалами, для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог и аэродромов в зависимости от степени и вида засоления грунтов, а также вида применяемых вяжущих материалов.

5. ПОКРЫТИЯ И ИСКУССТВЕННЫЕ ОСНОВАНИЯ

5.1.    Аэродромная конструкция, воспринимающая нагрузки и воздействия от воздушных судов, эксплуатационных и природных факторов, должна включать:

покрытие — верхний несущий слой, непосредственно воспринимающий нагрузки от колес воздушных судов, воздействия природных факторов (переменного температурно-влажностного режима, пучения или набухания подстилающих грунтов, многократного замораживания и оттаивания, влияния солнечной радиации, ветровой эрозии и др.), тепловые и механические воздействия газовых струй реактивных двигателей;

искусственное основание — несущая часть аэродромной конструкции, обеспечивающая совместно с покрытием передачу нагрузок и воздействий на грунтовое основание и состоящая из отдельных конструктивных слоев, которые выполняют также дренирующие, проти-возаиливающие, морозотеплозащитные, гидроизолирующие, капилляропрерывающие и другие функции;

грунтовое основание — спланированные и уплотненные местные или привозные грунты, воспринимающие распределенные нагрузки через вышележащую многослойную конструкцию покрытия и искусственного основания.

5.2.    Аэродромные покрытия надлежит подразделять:

по характеру сопротивления действию нагрузок— на жесткие (бетонные, армобетон-ные, монолитные и сборные железобетонные) и нежесткие (асфальтобетонные; из прочных каменных материалов подобранного состава, обработанных органическими вяжущими;


грунтощебеночные и грунтогравийные; грунтовые, обработанные минеральными или органическими вяжущими материалами);

по сроку службы и степени совершенства — на капитальные (все жесткие и асфальтобетонные покрытия), облегченные (из прочных щебеночных материалов подобранного состава, обработанных органическими вяжущими материалами) и переходные (из щебеночных и гравийных материалов, грунтов и местных материалов, обработанных органическими и минеральными вяжущими материалами).

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОКРЫТИИ И ИСКУССТВЕННЫХ ОСНОВАНИИ

5.3. Для жестких аэродромных покрытий следует предусматривать тяжелый бетон, отвечающий требованиям ГОСТ 8424-72 и настоящих норм.

Проектные марки бетона должны соответствовать:

Таблица 20

Элементы аэродромных покрытий

Минимальные проектные марки бетона по прочности

на растяжение при изгибе

на сжатие

Однослойное покрытие: монолитное и сборное желе-

Ри 50

М400

зобетонное предварительнонапряженное, армированное проволочной арматурой или арматурными канатами; монолитное железобетонное предварительно-напряженное, армированное стержневой арматурой; бетонное, армобетонное и железобетонное с ненапрягаемой арматурой

сборное железобетонное

Ри 45

М300

предварительно-напряженное, армированное стержневой арматурой Верхний слой двухслойного

Ри 50

М400

покрытия

Нижний слой двухслойного

Ри 35

М250

покрытия и подшовные плиты

Примечания: 1. Для железобетонных покрытий с ненапрягаемой арматурой проектную марку бетона следует предусматривать только по прочности на сжатие и принимать не ниже М 400.

2.    Для покрытий, рассчитанных под V и VI категории нормативных нагрузок, допускается принимать проектные марки бетона не ниже Ри 40 и М 300.

3.    Для анкеров монолитных предварительно-напряженных железобетонных покрытий следует предусматривать бетон марки не ниже М 300.

по прочности на растяжение при изгибе — Ри 35, Ри 40, Ри 45, Ри 50, Ри 55, Ри 60, Ри 65, Ри 70, Ри 75, Ри 80;

по морозостойкости — Мрз 50, Мрз 75, Мрз 100, Мрз 150, Мрз 200.

При соответствующем технико-экономическом обосновании допускается применять мелкозернистый (песчаный) бетон.

5.4.    Проектные марки бетона по прочности необходимо принимать не ниже указанных в табл.20.

Морозостойкость бетона должна быть при расчетной среднемесячной температуре наружного воздуха наиболее холодного месяца: для однослойного покрытия и верхнего слоя двухслойного покрытия: от 0°С до минус 5° С . не менее Мрз 100 ниже минус 5° С до минус

15° С........»    »    Мрз    150

ниже    минус    15° С    .    .    .    »    »    Мрз    200

для нижнего слоя двухслойного покрытия: от 0° С до минус 5° С . . не менее Мрз 50 ниже минус 5° С до минус

15° С.......»    »    Мрз    75

ниже    минус    15° С    .    .    .    »    »    Мрз    100

Примечание. Расчетная среднемесячная температура наружного воздуха принимается в соответствии с главой СНиП по строительной климатологии н геофизике.

5.5.    Нормативные и расчетные характеристики тяжелого и мелкозернистого (песчаного) бетонов следует принимать по табл. 21.

5.6.    Вид и класс арматуры надлежит устанавливать в зависимости от типа покрытия и назначения арматуры.

В качестве напрягаемой арматуры следует преимущественно применять:

термически упрочненную арматурную сталь классов Ат-IV, At-V и At-VI, горячекатаную арматурную сталь классов A-V и A-VI — для плит сборных покрытий;

высокопрочную арматурную проволоку классов В-П и Вр-Н, арматурные канаты класса К-7 — для монолитных покрытий.

В качестве ненапрягаемой арматуры следует применять обыкновенную арматурную проволоку классов Вр-I и В-I (в сварных сетках и каркасах), горячекатаную арматурную сталь периодического профиля классов А-Н и А-Ш. В качестве монтажной, распределительной и конструктивной арматуры, а также для элементов стыковых соединений следует применять горячекатаную арматурную сталь гладкую класса A-I и обыкновенную арматурную гладкую проволоку класса Вр-1.


Таблица 21

Значения характеристик бетона, кгс/см’, при проектной марке по прочности на растяжение при

Характеристика бетона

Ри 35

Ри 40

Ри 45

Ри 50

Ри 55

Ри 60

Ри 65

Ри 70

Ри 75

Ри 80

Нормативное сопротивление растяжению при изгибе Яр"И

35

40

45

50

55

60

65

70

75

80

Расчетное сопротивление растяжению при изгибе: при расчете по прочности

^?ри

23

28

31

35

38

42

45

49

52

56

66

при расчете по образованию трещин Яти

38

42

45

50

54

58

62

Начальный модуль упругости £в:

тяжелого бетона

265000

290 000

310 000

330000

360000

360000

380 000

380000

390000

390 000

мелкозернистого (песчаного) бетона

220 000

235000

250000

265000


Характеристики арматурных сталей следует принимать в соответствии с главой СНиП по проектированию бетонных и железобетонных конструкций.

5.7.    Якорные фундаменты следует предусматривать из бетона марок М 200 и М 250. ,

Для изготовления металлического анкера, заделываемого в бетон, и якорного кольца надлежит применять горячекатаную арматурную сталь класса A-I марки ВСтЗсп2, а также класса А-П марки 10ГТ, класса А-Ш марки 25Г2С и класса A-IV марки 20ХГ2Ц. При расчетной температуре наружного воздуха наиболее холодной пятидневки ниже минус 40° С применять арматуру класса A-I не допускается.

5.8.    В качестве материалов для заполнения деформационных швов жестких покрытий должны применяться резинобитумные вяжущие и полимерные герметики, укладываемые в холодном состоянии, битумно-полимерные мастики, укладываемые в горячем состоянии, или готовые эластичные прокладки, удовлетворяющие требованиям, преъявляемым к материалам для герметизации швов жестких покрытий.

5.9.    Асфальтобетонные покрытия необходимо предусматривать из асфальтобетонных смесей, отвечающих требованиям ГОСТ 9128— 76 и удовлетворяющих прочностным характе-ррстикам, приведенным в табл. 22.

5.10.    Для искусственных оснований жестких покрытий и термоизоляционных слоев следует применять мелкозернистый (песчаный) бетон, керамзитобетон и шлакобетон (с запол-

Таблица 22

Асфальто

бетонные

смеси

Модуль упругости Е&6, кгс/см2, при расчетной температуре асфальтобетона

Сопротивление растяжению при изгибе Цри, кгс/см2, при расчетной температуре асфальтобетона

ПЛЮС

10 °с

ПЛЮС

20 °С

ПЛЮС

30 °с

ПЛЮС

10 °с

ПЛЮС

20 °С

ПЛЮС

30 °о

Плотные

марок:

I

15 000

10000

7000

28/24

25/21

21/18

и

12 000

8 000

5000

22/19

20/17

17/14,5

ш

9000

6 000

4000

21/18

19/16

16/13,5

IV

6000

4 000

3000

13/11

12/10

10/8,5

Пористые

9 000

6000

4000

17/14,5

15/13

13/11

Примечания; 1. Перед чертой указаны значения сопротивления асфальтобетона растяжению при изгибе при среднесуточном числе приложений колесных нагрузок главных опор по одному следу до 50, после черты — св. 50.

2. Под расчетной температурой асфальтобетона следует понимать максимальную температуру покрытия в период года, когда несущая способность грунтового основания наименьшая. При отсутствии данных непосредственных наблюдений за температурой покрытия в указанный период расчетную температуру асфальтобетона допускается принимать во II дорожно-климатической зоне плюс 10° С, в III зоне —плюс 15° С, в IV зоне — плюс 20° С, в V зоне — плюс 30° С.

нителем из металлургического шлака), а также щебень, гравий, песчано-гравийные, грунтогравийные и грунтощебеночные смеси и другие местные материалы и грунты, обработанные и необработанные вяжущими материалами.


Издание официальное

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА (ГОССТРОЙ СССР)

СНиП

СТРОИТЕЛЬНЫЕ

11-47-80

НОРМЫ И ПРАВИЛА

Часть II

НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Глава 47

АЭРОДРОМЫ

Утверждены

постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 10 апреля 1980 г. № 49

Москва Стройиздат 1981

— 1<9

СНиП 11-47-80

Таблица 23

Бетон конструктивных слоев искусственных оснований для жестких покрытий

Проектная марка бетона по прочности на растяжение при изгибе

Расчетное сопротивление растяжению при изгибе Яри, кгс/см2

Начальный модуль упругости fig, кгс/см2

Ри 20

12

120 000

Керамзитобе-

Ри 25

15

130000

тон

Ри 30

18

140 000

Ри 35

21

150000

Мелкозерни-

Ри 20

12

140000

стый (песча-

Ри 25

15

170 000

ный) бетон

Ри 30

18

200000

Шлакобетон

Ри 20

12

95000

Таблица 24

Материал конструктивных слоев искусствен-

Прочностные характеристики, кгс/см2, при содержании цемента марки 400, % от массы песка (грунта) оптимальной влажности

ных оснований для жестких покрытий

10

12

16

Модуль упругости Е

Пескоцемент

Грунтоцемент, приготовленный с использованием:

29 000

40 000

60000

оптимальных

грунтовых

смесей

29 000

40 000

60000

супесчаных и

суглинистых

грунтов

15 000

22 000

37 000

пылеватых супесей и суглинков

9 000

14 000

19 000

Расчетное сопротивление

растяжению при изгибе Rpa

Пескоцемент

6

8

10

Грунтоцемент

5

6

8

Примечания: 1. Значения модулей упругости и расчетных сопротивлений растяжению при изгибе приведены для материалов, получаемых способом перемешивания на месте.

Для материалов, получаемых путем смешения в установке, приведенные значения следует повышать на 30%. Значения модуля упругости при укреплении грунта цементом марки 300 надлежит понижать на 25%.

2. Модули упругости грунтов, обработанных известью, золами уноса, битумными эмульсиями и другими вяжущими материалами, должны приниматься в соответствии с Инструкцией по применению грунтов, укрепленных вяжущими материалами, для устройства оснований н покрытий автомобильных дорог и аэродромов.

Продолжение табл. 24

3. Для искусственных оснований нежестких покрытий значения модулей упругости следует понижать:

для грунтоцемента, приготовленного из оптимальных грунтовых смесей, и пескоцемента — на 84%; для остальных грунтоцементов — на 76%.

Таблица 25

Материал конструктивных слоев искусственных оснований для жестких и нежестких покрытий

Модуль упру* гости £, кгс/см2

Щебень из природного камня, уложенный по принципу расклинцовки, с пределом прочности при сжатии исходного скального грунта, кгс/см2, не менее:

1000

800

600

4500

3500

3000

Нефракционированный щебень и гравий с пределом прочности при сжатии не ниже 600 кгс/см2, содержащие частицы:

крупнее 2 мм, % мельче 0,05 мм, %

более 85 до 3 >70 >7 >60 >10 >50 >12

2600—2900

2000—2300

1700—2000

1500—1700

Щебень, обработанный вязким битумом или дегтем смешением в установке, с пределом прочности при сжатии, кгс/см2:

800—1000

600—800

300—600

Щебень, обработанный вязким битумом способом пропитки на толщину 6,5—8 см

6000—9000

5000—6000

3000—5000

5000—6000

Песок:

гравелистый

крупный

средней крупности Кислые металлургические шлаки, уложенные по принципу расклинцовки

1400—1500

1300

1000

4000—4500

Основные металлургические шлаки: подобранного гранулометрического состава

неподобранного гранулометрического состава

3500—4000

2500—3000

Дресва:

из изверженных горных пород из осадочных известняков и мелкий ракушечник Малопрочные песчаники

1300—1500

800—1000

1100—1200

Примечание. Меньшие значения модуля упругости материалов указаны для II дорожно-климатической зоны, большие — для IV и V зон. Для III дорожно-климатической зоны следует принимать промежуточные значения модуля упругости.


УДК 725.39.011(083.75)

СНиП 1147-80. Аэродромы/Госстрой СССР.—М.: Стройиздат, 1981, —56 с.

Разработана Государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом «Аэропроект», его Ленинградским филиалом «Ленаэропроект» МГА и организациями Минобороны с участием Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации, Киевского института инженеров гражданской авиации МГА и Московского автомобильно-дорожного института Минвуза СССР.

С введением в действие главы СНиП 1147-80 «Аэродромы» утрачивают силу с 1 января 1981 г. Указания по проектированию аэродромных покрытий (СН 120-70).

Редакторы — инж, И. Д. Демин (Госстрой СССР); кандидаты техн. наук В. £. Тригони, А. И. Дон и инж. В. Л. Квонкин (ГПИ и НИИ «Аэропроект»); канд. техн. наук В. С. И скрин (ГПИ и НИИ «Ленаэропроект»); канд. техн. наук Б. И. Демин (организация Минобороны).

Госстрой СССР

СНиП П-47-80 Строительные нормы и правила Часть II. Нормы проектирования ГЛАВА 47. АЭРОДРОМЫ

Редакция инструктивно-нормативной литературы Зав. редакцией Г. А. Жигачева Редактор Л. Г. Б а л ь я и Мл. редактор Л. И. Месяцева Технический редактор В. Д. Павлова Корректор О. В. Стигнеева

Н/К

Сдано в набор 13.03.81. Подписано в печать 30.09.81. Формат 84Xl08'/ie. Бумага тип. № 1. Гарнитура «Литературная». Печать высокая. Уел. печ. л. 5,88. Уел. кр.-отт. 6,38. Уч.-изд. л. 6,37. Тираж 35 000 экз, Изд. № XII—9084. Заказ № 692. Цена 35 коп.

Стройиздат 101442, Москва, Каляевская, 23а Владимирская типография «Союзполиграфпрома» при Государственном комитете СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. 600000, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 7

30213—254

С- Инструкт.-нормат., II вып. — 1.5—81.    3201000000 © Стройиздат,    1981

047(01)—81

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Нормы настоящей главы должны соблюдаться при проектировании новых, реконструкции и расширении существующих летных полей аэродромов (вертодромов), располагаемых на территории Союза ССР.

Примечания:    1.    Требования    разделов    2    и    3

настоящей главы распространяются только на проектирование аэродромов (вертодромов) гражданской авиации, предназначенных для воздушных судов, выполняющих пассажирские и грузовые перевозки. Требования, соответствующие приведенным в указанных разделах и подлежащие соблюдению при проектировании аэродромов (вертодромов) другого назначения, устанавливаются ведомственными нормативными документами, согласованными Госстроем СССР.

2.    При разработке проектов аэродромов (вертодромов) или (и) их отдельных элементов должны также соблюдаться соответствующие требования нормативных документов, утвержденных или согласованных Госстроем СССР, государственных стандартов и других законодательных актов. При проектировании аэродромов международных аэропортов должны, кроме того, соблюдаться стандарты и рекомендации Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

3.    Под вертодромами здесь и далее понимаются аэродромы, предназначенные для взлета, посадки, руления, хранения и технического обслуживания вертолетов.

1.2.    Технические решения проектов новых или реконструкции (расширения) существующих аэродромов (вертодромов) должны приниматься на основе результатов сравнения технико-экономических показателей вариантов, учитывая класс аэродрома, его назначение и категорию нормативной нагрузки на опору воздушного судна, предполагаемую интенсивность движения воздушных судов, особенности воздействия на аэродромное покрытие газовых струй от двигателей воздушных судов, климатические, инженерно-геологические, гидрогеологические и другие условия района строительства; при этом выбранный вариант проектного решения должен обеспечивать:

безопасность и регулярность выполнения взлетно-посадочных операций;

надежность, долговечность и экономичность сооружений аэродрома (вертодрома);

прочность и устойчивость грунтового и искусственного оснований и покрытия;

ровность, износоустойчивость, беспыль-ность и шероховатость поверхности покрытия;

комплексность решений вертикальной планировки, конструкций покрытий, систем водоотвода поверхностных и грунтовых вод, агротехнических мероприятий и др.;

экономное расходование металла и вяжущих материалов в строительстве; широкое использование местных строительных материалов;

минимально необходимые единовременные капитальные вложения на строительство отдельных элементов аэродрома (вертодрома) и возможность их дальнейшего поэтапного сооружения, усиления и расширения;

максимальную индустриализацию, механизацию и высокую технологичность строительных и ремонтных работ; сокращение продолжительности строительства;

оптимальные эксплуатационные качества аэродрома (вертодрома) и его отдельных элементов.

1.3.    Проектирование аэродромов (вертодромов) следует осуществлять с учетом обеспечения эксплуатации предусмотренных техническим заданием воздушных судов и интенсивности их движения в течение 10 лет после ввода аэродрома (вертодрома) в эксплуатацию, а также с учетом возможности дальнейшего развития аэропорта (вертолетной станции) в последующие 10 лет.

1.4.    Размеры земельных участков, отводимых для аэродрома (вертодрома), следует устанавливать в соответствии с Нормами отвода земель для аэропортов.

Земельные участки, отводимые на период строительства аэродрома (вертодрома) для размещения временных производственных баз, временных подъездных дорог и для других нужд строительства, подлежат возврату тем землепользователям, у которых эти участки были изъяты, после приведения их в состоя-

Государственный комитет СССР

Строительные нормы и правила

СНиП 11-47-80

по делам строительства (Госстрой СССР)

Аэродромы

Взамен СН 120-70


Утверждены постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 10 апреля 1980 г. № 49


Срок введения в действие с 1 января 1981 г.


Внесены Министерством гражданской авиации



ние, предусмотренное Основными положениями по восстановлению земель, нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых, проведении геологоразведочных, строительных и иных работ, утвержденных ГКНТ, Госстроем СССР, Минсельхозом СССР и Гос-лесхозом СССР.

1.5. Классификационные показатели нагрузок аэродромов гражданской авиации должны устанавливаться в соответствии с табл. 1.

Таблица 1

Класс

аэродрома

Категория

нормативной

нагрузки

Класс

аэродрома

Категория

нормативной

нагрузки

А

В/к, I

г

IV

Б

II

Д

V

В

III

Е

VI

Примечания: 1. В/к — внеклассная категория нормативной нагрузки.

2. Характеристика категорий нормативной нагрузки приведена в табл. 37.

2. ЭЛЕМЕНТЫ АЭРОДРОМОВ И ВЕРТОДРОМОВ

ЭЛЕМЕНТЫ АЭРОДРОМОВ

2.1.    В составе аэродромов следует предусматривать следующие основные элементы:

летные полосы (ЛП), в том числе взлетно-посадочные полосы (ВПП) с искусственным покрытием (ИВПП) и (или) грунтовые (ГВПП); боковые (БПБ) и концевые (КПБ) полосы безопасности; рулежные дорожки (РД): места стоянки воздушных судов (МС); перроны;

площадки специального назначения. Функциональное назначение аэродрома и его отдельных элементов следует принимать по ГОСТ 23071-78.

Летные и взлетно-посадочные полосы

2.2.    Направление и расположение ЛП следует назначать с учетом метеорологических факторов (ветровой режим, туман, дымка, низкая облачность и пр.), наличия препятствий на приаэродромной территории, направления и расположения ЛП соседних аэродромов, перспективы развития прилегающих к аэродрому населенных пунктов, рельефа местно

сти, а также особенностей зимней эксплуатации аэродрома.

2.3. Требуемые длины элементов ЛП следует устанавливать в соответствии с требованиями ведомственных нормативных документов.

Ширину отдельных элементов ЛП следует принимать по табл. 2.

Таблица 2

Элементы ЛП

Ширина, м, элементов ЛП для аэродромов классов

А

Б

/

В

г

д

Б

ИВПП

60

45

42

35

28

21

ГВПП

100

100

85

75

75

60

БПБ

60

60

50

50

40

30

Примечания: 1. Для аэродромов гражданской авиации, располагаемых в стесненных и сложных инженерно-геологических условиях (на вечномерзлых грунтах при необходимости устройства термоизоляционных насыпей, ценных сельскохозяйственных землях, при наличии объектов, не подлежащих переносу, и т. п.) ЛП допускается проектировать без ГВПП.

2. При соответствующем технико-экономическом обосновании допускается принимать значения ширины ИВПП, отличные от указанных в таблице, с учетом конкретных типов воздушных судов и применяемой строительной техники.

2.4. Ветровая загрузка летной полосы аэродрома (вероятная частота использования какого-либо определенного направления полосы, выраженная в процентах от всех направлений ветров) должна быть не менее приведенной в табл. 3.

Таблица 3

Класс

аэродрома

Минимальная ветро* ван загрузка, %

Максимально допустимая скорость нормальной составляющей ветра, м/с

А, Б, В, Г

98

12

Д

95

8

Е

90

6

Расчет ветровой загрузки надлежит производить для 8 или 16 румбов по данным наблюдений ближайшей к аэропорту метеорологической станции за возможно длительный период, но не менее чем за 5 лет.

2.5.Необходимое количество и взаимное расположение ВПП следует определять расчетом, исходя из интенсивности движения воздушных судов и требований обеспечения безопасности и регулярности полетов.


СНиП 11-47-80

2.6. При отсутствии магистральной РД следует предусматривать уширение концевого участка ИВПП аэродрома, обеспечивающее безопасный разворот воздушного судна расчетного типа и выход его на ось ИВПП на минимальном расстоянии от ее конца.

Грунтовые участки, примыкающие к торцам ИВПП, необходимо укреплять. При этом ширину укрепляемых торцевых участков надлежит постепенно уменьшать до % ширины ИВПП.

Ширину ИВПП в местах уширения и протяженность укрепляемых грунтовых участков, примыкающих к торцам ИВПП, следует принимать по табл. 4.

новании следует предусматривать соединительные РД, в том числе скоростного схода под углом 30—45° к ИВПП.

2.11. Ширину РД аэродромов необходимо принимать в соответствии с табл. 5.

Таблица 5

Ширина РД, м, для аэродромов классов

РД

А

Б, В Г

Д

Е

Магистральная

22,5

21

16

14

10

или соединитель-

ная

Вспомогательная

21

18

14

12

8

Пр имечание. Ширину магистральной или соединительной РД с жестким покрытием аэродромов классов Б и В допускается увеличивать до 22,5 м исходя из ширины захвата бетоноукладочных машин.


Таблица 4

Класс

аэродрома

Ширина концевого участка ИВПП с уширением, м

Протяженность укрепляемого грунтового участка, примыкающего к торцу ИВПП, м

А

95

75

Б, В

75

50

Г, Д

45

30

2.7. Вдоль кромок ИВПП следует предусматривать грунтовые обочины шириной не менее 25 м.

Рулежные дорожки (РД)

2.8.    Количество РД необходимо определять из условия обеспечения маневрирования воздушных судов с учетом интенсивности их движения при минимальной протяженности путей руления между ИВПП и другими элементами аэродрома. Расположение РД должно, как правило, исключать возможность встречного движения воздушных судов, средств транспорта и механизации, а также пересечения рабочей зоны глиссадных радиомаяков системы инструментального захода на посадку воздушных судов. Для летного поля необходимо предусматривать мероприятия и устройства (световую сигнализацию, специальные указатели, разъезды и др.), обеспечивающие безопасность движения по РД.

2.9.    Для аэродромов классов А и Б совмещение магистральной РД с МС, перронами и площадками специального назначения не допускается.

2.10.    Для увеличения пропускной способности ИВПП и сокращения путей руления воздушных судов при соответствующем обос-2—692

2.12. Для аэродромов классов А, Б и В вдоль РД с обеих сторон, а также в местах разворота воздушных судов на торцевых уши-рениях ИВПП следует предусматривать* укрепленные обочины шириной, указанной в табл. 6.

Таблица 6

РД

Ширина, м, укрепляемых обочин РД и уширений ИВПП для аэродромов классов

А, Б

в

Магистральная или сое-

9

5

динительная

Вспомогательная

2

2

Примечание. Ширину укрепляемых обочин магистральных и соединительных РД аэродромов классов А и Б допускается принимать равной 5 м, если на них не предусматривается эксплуатация воздушных судов с расстоянием между внешними двигателями 30 м и более.

2.13.    Вдоль боковых кромок искусственных покрытий ИВПП, РД, МС, перронов и площадок специального назначения, где не предусматриваются укрепленные обочины, следует проектировать укрепленные отмостки (сопряжения) шириной 0,5—1,5 м.

2.14.    Расстояния между кромками искусственных покрытий РД, ИВПП и неподвижными препятствиями следует принимать по табл. 7.


Таблица 7

Расстояния

Минимальные величины расстоянии, м, для аэродромов классов

А

Б, В

Г

Д

Е

Между кромками покрытий магистральной РД и ИВПП (при отсутствии РД — между кромками покрытий ИВПП и перрона, МС или площадкой специального назначения)

190

190

175

150

75

150

150

125

75

Между кромками покрытий параллельных РД

60

50

40

35

25

Между кромкой покрытия РД и неподвижными (временными или постоянными) препятствиями, расположенными вне пределов РД

40

40

30

25

20

Примечание. Если между ИВПП и РД не располагаются радиообъекты, следует принимать расстояния, указанные под чертой.

— 0 —


2.15. В местах примыкания РД к ИВПП перронам, МС и другим РД, а также в местах их пересечения следует предусматривать закругления внутренних кромок покрытия в плане радиусом, принимаемым по табл. 8.

Таблица 8

Вид сопряжения РД с другими элементами

Радиус закругления по внутренней кромке покрытия РД, м, для аэродромов классов

аэродрома

А

Б, В

Г

д

Е

Примыкание к ИВПП, МС или перрону

60

50

30

20

10

Примыкание к другим РД или их пересечения

50

40

25

20

10

Перроны, места стоянок самолетов и площадки специального назначения

2.16. Размеры и конфигурация перрона, МС и площадки специального назначения должны обеспечивать:

размещение расчетного количества воздушных судов и их безопасное маневрирование;

проезд и размещение средств специального автомобильного транспорта и перронной механизации;

размещение передвижного и стационарного оборудования, предназначенного для технического обслуживания воздушных судов;

размещение устройств заземления (для снятия статического электричества), крепления воздушных судов, а также других необходимых устройств;

возможность механизированной очистки покрытия от снега.

2.17.    Вдоль кромок РД, перронов и МС следует предусматривать грунтовые обочины шириной не менее 10 м.

2.18.    Расстояния, м, от крайней точки крыла (или габарита) воздушного судна, стоящего на перроне, МС или площадке специального назначения, должны быть не менее:

до здания (сооружения, устройства), крайней точки крыла стоящего в ряд или движущегося воздушного судна с максимальной взлетной массой:

св. 30 т — 7,5;

10—30 т —6; менее 10 т — 4; до кромки покрытия — 4.

ЭЛЕМЕНТЫ ВЕРТОДРОМОВ

2.19.    В составе вертодромов следует предусматривать следующие основные элементы:

летные полосы (ЛП), в том числе ВПП, БПБ и КПБ;

рулежные дорожки (РД); перроны;

места стоянки вертолетов (МС); девиационную площадку; швартовочную площадку.

2.20.    Размеры элементов вертодромов следует принимать в соответствии с табл. 9.

2.21.    Размеры и конфигурация перрона и площадок специального назначения должны обеспечивать одновременное размещение расчетного количества и безопасное маневрирование вертолетов и обслуживающих их специальных транспортных средств.

2.22.    Места стоянки вертолетов следует располагать вне зон воздушных подходов к вертодрому. При наличии нескольких направлений взлета и посадки вертолетов места стоянки допускается располагать в зонах воздушных подходов направлений, имеющих наименьшую ветровую загрузку.

Продольная ось индивидуального МС должна, как правило, совпадать с направлением господствующих ветров большой скорости.


Таблица 9

Размеры» м, элементов вертодрома для вертолетов весовой категории

Элементы вертодрома

тяжелые (св. 16 тс)

средине (5—16 тс)

легкие (менее б тс)

длина

В

а.

is

длина

В

а,

а 9 Я в

длина

В

|« а в

Летнце полосы (ЛП)

200

50

120

50

130

35

Взлетно-посадочные полосы (ИВПП) при взлетах и посадках вертолетов по-само-летном*у

Полосы безопасности:

190

20

110

20

по

15

концевые (КПБ)

5

5

10

боковые (БПБ)

15

15

10

посадочных площадок

--

30

15

10

Посадочные площадки при взлетах и посадках по-вертолет-ному

80

80

50

50

35

35

Рабочая площадь посадочных площадок с искусственным покрытием

30

30

20

20

10

10

То же, расположенных на крышах зданий и приподнятых платформах

35

28

21

17

15

12

Рулежные дорожки

(РД)

Полосы обеспыливания:

15

12

8

вдоль боковых кромок РД

12

8

4

вдоль кромок швартовочных площадок

Индивидуальные места стоянки (МС) при способах установки вертолета:

10

5

на тяге несущего винта или с помощью буксировщика

46

32

24

18

18

14

подлет на малой высоте

22

12

14

10

Швартовочные площадки

24

24

18

18

Примечание. Ширина РД должна быть не менее удвоенной колеи шасси.

2.23.    При расположении вертодромов (посадочных площадок) в горных, приморских и других районах, в которых скорость ветра достигает 20 м/с и более, а также при расположении МС на крышах зданий и приподнятых платформах следует предусматривать оборудование МС якорными креплениями.

2.24.    В местах примыкания РД к ВПП, МС и перронам следует предусматривать закругления внутренних кромок покрытия в плане радиусом, равным удвоенной ширине РД.

2.25.    Расстояния между элементами вертодрома (в зависимости от диаметра D несущего винта и колеи Кш шасси вертолета расчетного типа) должны быть не менее указанных в табл. 10.

Таблица 10

Минимальные значения расстояний при способе

Расстояния

перемещения вертолетов

на тяге

с помощью

подлет

несущего

буксиров-

на малой

винта

щика

высоте

Между осями:

ЛП и МС

3D

3D

3D

смежных МС

1.5D

1,25 0

3D

МС и РД

1,5 D

1,50

РД и швартовочной площадкой

2D

2D

2D

Между кромкой покрытия МС и сооружением (уст-

D

0,50

2,50

ройством)

Между осью швартовочной

3D

3D

3D

площадки и боковой кромкой покрытия ЛП или сооружением (устройством) Между концами лопастей

0,50

Кт

несущих винтов вертолетов, расположенных на площадках специального назначе-

ния

ПРИАЭРОДРОМНАЯ ТЕРРИТОРИЯ

2.26. Размеры приаэродромной территории (прилегающей к аэродрому или вертодрому местности, над которой в воздушном пространстве производится маневрирование воздушных судов) и допускаемые высоты естественных и искусственных препятствий в ее границах следует устанавливать в соответствии с ведомственными нормативными документами исходя из условия обеспечения безопасности: продолжения взлета воздушного судна в случае отказа одного из двигателей после отрыва;

захода на посадку по прямоугольным маршрутам, с прямой, с отворотом и выходом на посадочный курс;

посадки по единой глиссаде и ухода на второй круг в условиях плохой видимости.


8 —

СНиП 11-47-80

3. ВЕРТИКАЛЬНАЯ ПЛАНИРОВКА

3.1. Максимально допускаемые продольные и поперечные уклоны элементов аэродромов (вертодромов) следует принимать по табл. 11—13.

Таблица И

Вид уклонов

Максимально допускаемые уклоны элементов с искусственным покрытием для аэродромов классов

А, Б, Б

г

д

Е

Продольный уклон участков ИВПП:

среднего

0,0125

0,015

0,015

0,02

крайних

0,008

0,015

0,015

0,015

Поперечный уклон ИВПП Продольный уклон РД:

0,015

0,015

0,02

0,02

магистральных и соединительных

0,015

0,025

0,025

0,03

вспомогательных

0,02

0,03

0,03

0,035

Поперечный уклон РД

0,015

0,02

0,02

0,02

Продольный и поперечный уклоны перронов, МС и площадок специального назначения

0,01

0,01

0,01

0,02

Продольный уклон укрепляемых участков, примыкающих к торцам ИВПП

0,008

0,015

0,015

Поперечный уклон укрепляемых участков, примыкающих к торцам ИВПП

0,015

0,015

0,015

—•

Поперечный уклон укрепляемых отмосток ИВПП, перронов, МС и площадок специального назначения; обочин РД (вне пределов летной полосы)

0,025

0,03

0,03

0,03

Примечания: 1. Длина крайних участков ИВПП при назначении продольных уклонов принимается для аэродромов классов А, Б и В равной Ve, для аэродромов остальных классов — 74 длины ИВПП.

2.    На крайних участках ИВПП продольные уклоны должны быть одного направления.

3.    При реконструкции существующих аэродромов значения продольных и поперечных уклонов, указанные в таблице, допускается увеличивать в пределах 20%.

4.    Уклоны РД и обочин РД, располагаемых в пределах ЛП, должны соответствовать уклонам, принятым для ЛП.

Таблица 12

Вид уклонов

Максимально допускаемые уклоны грунтовых элементов для аэродромов классов

А, Б. В

г. д

Е

Продольный уклон участков ГВПП: среднего

0,02

0,025

0,03

крайнего:

нисходящий

0,02

0,025

0,025

восходящий

0,008

0,015

0,015

Поперечный уклон ГВПП: при односкатном профиле

0,02

0,025

0,025

при двускатном профиле

0,02

0,025

0,025

Продольный уклон участков КПБ: нисходящий

0,02

0,025

0,03

восходящий

0,008

0,015

0,02

Поперечный уклон КПБ: при односкатном профиле

0,02

0,025

0,025

при двускатном профиле

0,03

0,03

0,03

Продольный уклон участков БПБ: среднего

0,02

0,03

0,03

крайнего:

нисходящий

0,02

0,025

0,03

восходящий

0,008

0,015

0,015

Поперечный уклон БПБ

0,025

0,03

0,03

Продольный уклон РД

0,02

0,025

0,03

Продольный уклон групповых МС

0,02

0,02

0,025

Поперечный уклон групповых МС

0,015

0,015

0,02

Поперечный уклон грунтовых обочин:

ИВПП, перронов и групповых

0,025

0,025

0,025

РД н площадок специального

0,03

0,03

0,03

назначения

Примечания: 1. Длина крайних участков ГВПП и БПБ при назначении продольных уклонов принимается для аэродромов классов А, Б и В равной 7в, для аэродромов остальных классов — Ча длины ГВПП.

2. Обочины РД, расположенные в пределах летного поля, должны плавно сопрягаться с его проектной поверхностью и иметь продольный и поперечный уклоны не более соответствующих допускаемых уклонов рассматриваемого грунтового элемента ЛП.

Т а бли ца 13

Вид уклонов

Максимально допускаемые уклоны элементов вертодромов для обслуживания вертолетов весовой категории

тяжелые и средние

легкие

Продольный уклон: ИВПП

0,02

0,025

ГВПП

0,025

0,03