Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

37 страниц

319.00 ₽

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Нормы распространяются на проектирование зданий общеобразовательных школ и школ-интернатов.

Заменяет СН 22-58
Заменяет СНиП II-В.11: Общественные здания Параграф 6
Заменен на СНиП II-65-73: Общеобразовательные школы и школы-интернаты

Заменен СНиП II-65-73 с 01.01.1974 (БСТ № 11, 1973 год, стр.15)

Оглавление

1. Общие указания

2. Требования к земельным участкам

3. Требования к объемно-планировочным решениям зданий

4. Естественное освещение

5. Противопожарные требования

6. Требования к отделке зданий и помещений

7. Требования к санитарно-техническим и электротехническим устройствам

Приложение 1. Примерная номенклатура типов универсальных зданий общеобразовательных школ, типы и организационно-педагогическая структура школ, размещаемых в универсальных зданиях

Приложение 2. Примерная номенклатура типов зданий школ-интернатов и их организационно-0педагогическая структура

Приложение 3. Примерные составы и площади зон участков школ и школ-интернатов

Приложение 4. Примерные составы и площади помещений универсальных зданий общеобразовательных школ

Приложение 5. Примерные составы и площади помещений универсальных зданий общеобразовательных школ-интернатов

Приложение 6. Примерный строительный объем зданий школ и школ-интернатов в м3

Показать даты введения Admin

Страница 1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА СССР. (ГОССТРОЙ СССР)

СТРОИТЕЛЬНЫЕ нормы и ПРАВИЛА

Часть II, раздел Л

Глава 4

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ И ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

СНиП И-Л.4-62

*#м.еяен СМи.п с J. /Г- 49Wi.    •

ЬСТ А- ",    е.    /Г

ftl о <* к в а — 1 О Я 4

Страница 2

Издание официальное

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ комитет ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА СССР (ГОССТРОЙ СССР)

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

Часть II, раздел Л ^

и^агилиш vj-e Ct.ei 6JT    ГоесЛ«*    ^    /    ?    43    f0.tr    -

-6С7 yUf4ft</e.c.4C

JTcnjJCLt*С4 -

15 СТ А/ У, 49 fS г. Л /£'

Глава 4

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ И ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

СНиП II-Л.4-62

Утверждены Гоеударственным комитетом по делам строительства СССР 30 декабря 1963 г. по представлению Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госетров СССР

ИЗДАТЕЛЬСТВО ЛИТЕРАТУРЫ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ Москва —1964

Страница 3

УДК 727.1.0)1 <С*3.7«)

Глава СНиП 11-Л.4-62 «Общеобразовательные школы и школы-интернаты Нормы проектирования» разработана НИИ общественных зданий и сооружений Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР совместно с Министерством просвещения РСФСР, НИИ школьной гигиены и фиэичесхого воспитания и НИИ теории и истории педагогики Академии педагогических наук РСФСР. Институтом гигиены детей и подростков и Институтом питания Академии медицинских наук СССР. Гипропро-сом Госстроя РСФСР. Гипроторгом Государственного комитета по торговле при СНХ СССР. Центральным советом Союза спортивных обществ и организаций СССР при участии ЦНИИЭП жилища и НИИ архитектуры сооружений (Киев) Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР. НИИ строительной физики Госстроя СССР. Всесоюзного научно-исследовательского светотехнического института Государственного комитета по электротехнике при Госплане СССР, Московского НИИ санитарии и гигиены им. Ф. Ф Эрисмана Министерства здравоохранения РСФСР.

С введением в действие главы СНиП II-Л.4-62 «Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Нормы проектирования» с I апреля 1964 г. утрачивают силу § 6 главы П-В.II СНиП издания 1968 г. и «Нормы и технические условия проектирования зданий общеобразовательных школ» (СН 22—58).

Редакторы: инж. В. Д. НЕСОВ (I осстрой СССР); арх. Д. В. КУЛАКОВ (Государственный комитет по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР); арх. Г. Д. ЛЕЛАДЗЕ (НИИ общественных зданий н сооружении Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР).

Страница 4

Государственный комитет по делам строительства СССР (Госстрой СССР)

Строительные нормы и правила

СНиП II-Л.4-62

Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Нормы проектирования

Взамен § 6 главы П-В. 11 СНиП (издания 1958 г.) и СН 22—58

1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

1.1.    Настоящие нормы распространяются на проектирование зданий общеобразовательных школ (в том числе школ с продленным днем) и школ-интернатов.

Нормы не распространяются на проектирование зданий санаторно-лесных и специализированных школ и школ-интернатов (музыкальных. художественных, для слепых, глухонемых. умственно отсталых детей и др.), а также на проектирование зданий учебно-производственных цехов и мастерских средних школ с производственным обучением.

Примечания: I. При реконструкции зданий школ и школ-интернатов допускаются отдельные отступления от настоящих норм при надлежащем обосновании и согласовании с госстроями и министерствами просвещения союзных республик, а также с местными органами государственного пожарного и санитарного надзора.

2. При проектировании зданий школ и школ-интернатов надлежит дополнительно пользоваться другими главами II части СНиП и нормативными документами, содержащими требования по проектированию’конструкций. отдельных помещений, санитарно-технического, электротехнического и другого оборудования зданий, утвержденными (согласованными) Госстроем СССР или его органами

1.2.    Здания общеобразовательных школ и школ-интернатов следует проектировать типовыми. причем здания общеобразовательных школ должны быть, как правило, универсальными для размещения в них школ различного назначения (неполных средних, средних и др.).

Примечания: I. Для каждого универсального здания типы школ, размещаемые в нем, устанавливаются в зависимости от вместимости и организационно-педагогической структуры школ.

2.    Примерная номенклатура и организационно-педагогическая структура школ, размещаемых в универсальных зданиях, приведены в приложении I. номенклатура школ-интернатов — в приложении 2.

Здания вместимостью, не указанной в приложениях 1 и 2. следует проектировать по заданиям, составленным с учетом требований настоящей главы и согласованным с органами Госстроя СССР в установленном порядке.

3.    Общеобразовательные школы следует проектировать с учетом возможности устройства при них: веранд для дневного аса учащихся — при использовании зданий для школ с продленным днем, пристроек спальных корпусов — при организации интерната для части учащихся школы, а также пристроек к .зданиям школ на 16 классов и более и к зданиям школ-интернатов на 16 классов дополнительных гимнастических залов (по расчету).

1.3.    Количество ученических мест в типовых проектах зданий школ и школ-интернатов следует принимать не более:

в школах —1400.

в школах-интернатах — 560.

1.4.    Здания школ и школ-интернатов должны быть, как правило. II класса. Здания III класса допускаются вместимостью не более 320 ученических мест.

1.5.    Степень огнестойкости зданий школ и школ-интернатов в зависимости от их этажности следует принимать согласно табл. 1.

Внесены

Государственным комитетом по гражданскому строительству к архитектуре при Госстрое СССР

Утверждены Государственным комитетом по делам строительства СССР (Госстроем СССР)

30 декабря 1863 г.

Срок введения 1 апреля 1964 г.

2-405

Страница 5

Таблиц* I

Степень огнестойкости зданий школ и школ-интернатов в зависимости от их этажности

м

П|'П

Наименование зданий

Этаж

ность

Степень огнестойкости (ис ниже)

1

Здания школ н

1

V (при вмсстимо-

учебные корпуса

сти до 320 учениче-

школ-интернатов

скнх мест)

III (при вместимо-

сти более 320 уче-

ничсских мест)

2-4

III

2

Спальные корпуса

1

V

школ-интернатов

2-3

.III

4

11

Примечания:    I.    Здания    школ,    учебных

корпусов и отдельных спальных корпусов школ-интернатов рекомендуется проектировать не выше трех этажей. В стесненных условиях городской застройки или при специальных обоснованиях допускается проектировать четырехэтажные здания школ вместимостью не менее 960 ученических мест.

2.    Степень огнестойкости пристраиваемых веранд должна соответствовать степени огнестойкости зданий школ. Веранды V степени огнестойкости должны быть вместимостью каждая не более 50 учащихся и расположены в первом этаже.

3.    Ограждающие конструкции зданий школ и спальных корпусов школ-интернатов V степени огнестойкости следует защищать изнутри от возгораии*.

4.    Допускается проектировать двухэтажные

спальные корпуса вместимостью не более 140 спальных мест и здания школ вместимостью не более 320 ученических мест деревянные рубленые и брусчатые V степени огнестойкости при защите стен и перег-ь родок изнутри от возгорания._______

2. ТРЕБОВАНИЯ К ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКАМ

2.1. Площадь земельных участков для школ и школ-интернатов следует принимать согласно табл. 2.

Таблица 2 Площадь земельных участков в га

Начальные

Полные и неполные средине школы с количеством классных помещений

Школы-интернаты с количеством воспитанников

школы

8“ 12

16

24

32

370

ДО

ц

та

0.5-1

1.7

2

2.8

3

2

2.2

2.5

0.7

Примечание. Размеры участков загородных школ-ннгернатов допускается при соответствующих обоснованиях увеличивать с учетом местных условии и учебно-производственного профиля школы-интерната.

2.2. Здания школ и школ-интернатов следует размещать на участке с учетом рельефа местности и в зависимости от ориентации окон помещений по сторонам горизонта согласно требованиям табл. 3.

Таблица 3

Ориентация окон помещений школ и школ-иитериаюч

Климатические районы*

2*

Наименование помещений

1.

II. Ill

IV

в/п

Ориентация окон

оптимальная

допускаемая

оптимальная

допускаемая

1

Классные комнаты, кабинеты и лаборатории (кроме указанных в пп. 2 и 3 настоящей таблицы)

ю. В. юв

Не более 25?в помещений на ЮЗ. 3

ю. В. ЮВ

Любая, кроме 3. ЮЗ

о

Кабинеты черчения и рисования

С. СВ. сз

Любая

С. СВ. сз

Любая, кроме 3. ЮЗ

3

Лаборатория биологии

ю

ЮВ. ЮЗ. В. 3

Ю

В. ЮВ. ЮЗ. 3

4

Спальные комнаты

Любам, кроме северной части горизонта

от 315 до 45'

Примечание. В III я IV климатических рл Тонах ис рекомендуется ориентировать окна спальных комнат иа запахнуто сторону горизонта в пределах от 200 до 29J-; при kco-Scojhuocth такой ориентации следует предусматривать солнце »лц иные устройства, согласно п. -«Л настоящей главы.

• Смотри главу СНиИ II-A. 6-62 .Строительна* климатология и геофизика. Основные положения проектирования*.

Страница 6

2.3.    На участках школ и школ-интернатов должны быть предусмотрены зоны: спортивная. учебно-опытная, отдыха и зона хозяйственного двора. На участках вечерних школ учебно-опытная зона не предусматривается.

Примечание. Примерные составы и площади зон участков приведены в приложении 3.

2.4.    Площадь озеленения должна составлять 40—50% площади участка.

Примечания: I. $ площадь зеленых насаждений следует включать площади, занимаемые учебно-опытной зоной, защитной зеленой полосой, живой из-горолью, а также газонами н зелеными насаждениями в спортивной зоне и зоне отдыха.

2. При примыкании участков непосредственно к лесным и садовым массивам площадь озеленения участка допускается сокращать до 30%.

2.5.    Проезды и основные подходы к зданиям (в пределах участка), а также хозяйственный двор должны Сыть с твердым покрытием.

2.6.    Участок должен быть огражден по всему периметру, причем дли ограждения, как правило, следует применять живые изгороди.

2.7.    Разрывы между зданиями следует предусматривать с учетом размеров выступающих частей перспективных пристроек к зданиям школ веранд, спальных корпусов и гимнастических залов в зависимости от степени огнестойкости пристроек.

3. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫМ РЕШЕНИЯМ ЗДАНИИ

Общие требования

3.1. Состав помещении следует принимать в зависимости от назначения и вместимости зданий школ и школ-интернатов в соответствии с Положениями об общеобразовательной школе, утвержденными в установленном порядке. при соблюдении следующих основных требований:

а)    для классов неполной средней школы должны быть классные комнаты, закрепленные за каждым классом;

б)    для классов средней школы вместо классных комнат должны быть учебные кабинеты (специализированные по учебным предметам классные комнаты);

в» количество учебных кабинетов и лабораторий следует определять, исходя из их пропускной способности при условии проведения всех занятий в неполных средних, в средних 2*

школах и в школах-интернатах в одну смену, а в средних вечерних школах в две смены. При этом рекомендуется предусматривать универсальное использование учебных помещений для занятий по различным предметам.

Примечание. Примерные составы и площади помещений. а также строительные объемы универсальных ?даний школ на 8. 12. 16. 24 и 32 классных помещений и школ-интернатов на 8. II и 16 классов приведены в приложениях 4. 5 и 6.

Здания, нс указанные в этих приложениях, надлежит проектировать по заданиям, разработанным на основе норм настоящей главы и утвержденным в установленном порядке.

3.2.    Высоту надземных этажей зданий школ и школ-ннтернатов (от пола до пола вышележащего этажа) следует принимать 3,3 м, кроме гимнастического и актового залов, высоту которых следует принимать в соответствии с пп. 3.15 и 3.34 настоящей главы.

Примечание. Высоту надземных этажей в спальных корпусах интернатов следует принимать 2.7— 2.8 м в зависимости от конструктивных схем здании при высоте помещений в чистоте 2.5 и.

Структура зданий

3.3.    Школы и школы-интернаты следует проектировать, как правило, в одном сблокированном здании. В IV климатическом районе допускается размещать школы и школы-интернаты в отдельных * зданиях (корпусах) без соединения их переходами.

3.4.    Здания школ следует проектировать с учетом группировки помещений в следующие секции и группы:

а)    учебные секции — раздельно для классов неполной средней и классов средней школы в составе, как правило, четырех, но не бх>-лее шести классных комнат или учебных кабинетов на одну учебную секцию и соответствующих рекреационных помещений и санитарных узлов;

б)    группы общешкольных учебных и учебно-производственных помещений;

в)    группы учебно-спортивных помещений и помещений для проведения культурно-массовой работы;

г)    помещения общешкольного назначения (столовая, буфеты, помещения административно-хозяйственного, медицинского обслуживания н лр.).

В школах-интернатах, кроме того, следует создавать секции спальных помещений в составе: спален для классов каждой возрастной группы, комнат для чистки одежды и обуви и санитарных узлов.

Страница 7

Примечания- 1 Допускается объединение санитарных узлов для двух учебных секций, размещаемых на одном этаже

2.    В школах-интернатах дли воспитанников 1—IV классов в учебные секции рекомендуется включать комнаты для игр. выделяемые за счет площадей спальных помещений

3.    Помещения для I и 11 классов рекомендуется размещать в обособленных учебных секциях.

4.    Спальные комнаты, санитарные узлы, умывальные. уборные, душевые, раздевальные при душевых, раздевальные при гимнастических залах следует проектировать раздельно для мальчиков и девочек.

3.5. Учебные секции, а также учебно-жилые блоки в школах-интернатах (сблокированные учебные и спальные секции) для учащихся одной возрастной группы не должны быть

проходными для учащихся других возрастных групп.

3.6. Группы учебно-спортивных помещений и помещений для проведения культурно-массовой работы рекомендуется размещать на первом этаже изолированно от учебных и спальных секций. Проходы в эти группы помещений не должны быть через учебные и спальные секции.

Учебные помещения

3.7. Площадь учебных помещений следует принимать согласно табл. 4.

Площадь учебных помещений

I а о л и ц а а

11*0-шиь • *1'

Количсстпо мест

.4

J.II

Наимскоххнис помещений

• классах неполной средней шкоды

а классах средней школы

1

Классные комнаты и кабинеты литсрат>ры. языков, истории, математики и географии . . .

50

В школах — 40 В школах-интернатах —

35

В шкапах — 36 В школах-интернатах — 30

В вечерних шкапах — 30

2

Лаборатории физики, химии, биологии, кабинеты черчения и рисования ........

66

То же

То же

3

Лаборантские помещения при лабораториях физики, химии и биологии .........

15

Примечания: 1. В зависимости от местных строительных и других условий в начальных школах допускается принимать площадь классов на 40 учеников—46 м*.

2. Количество лаборантских помещений следует принимать в зависимости от количества лабораторий. но не менее трех.

3.8. Ширину проходов и расстояний между оборудованием в учебных помещениях (рис. 1) надлежит принимать в с.и:

/7| — между рядами двухместных

столов или парт.....нс    менее    60

П| —между рядами одноместных

столов или парт......    ,    50

Пг— между рядами столон или парт и наружной продольной

с геной.......... 50

Па — между рядами столов или парт и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами. стоящими вдоль этой стены .....    .    50

/7« — между передними столами и

демонстрационным столом .    .    .    80

Р, — от классной доски до передних СТОЛОН или парт для всех рядов при трехрядкой и для средних рядов при четырехрядной расстановке двухместных столов или парг    .    .    160

Pj — от классной доски до передних двухместных столов или парт для крайних рядов при

четырехрядной расстановке Pt — от задних столов до задней стены (перегородки) . . .

не менее • •

215

65

Pj — от задних парт до задней стены (перегородки) . . .

• •

5

Ра — от задних столов до шкафов, стоящих вдоль задней стены (перегородки) ......

80

Ра — от задних парт до шкафов, стоящих вдоль задней стены (перегородки) ......

50

/>« — между столом преподавателя и передней стеной (перегородкой) ........

65

Ра — от демонстрационного стола до классной доски .... Д| — между стопами и ряду . .

• • • •

90

50

Страница 8

б)

Рис. I. Схемы планировок учебных помещений

а — учебное помещение со столом учителя (пример с трехрядкой расстановкой парт и шкафами у поперечной стены); б — учебное помещение с демонстрационным столом (пример с четырехрядной расстановкой столов и шкафами v продольной стены), в — вид по /—/. / — парты двухместные; ? — ученические столы двухместные со стульями: Я — сто.» учителя ео стулом; 4 — стол демонстрационны!) со стулом учителя. 5 - классная доска длиной (-3 и. 6 — помост. 7 — блок секционных шкафов-стеллажей;

Я — место дли установки проектора

л» — между столом преподавател i и переднимп стазами или партами учеников .... нс мсисс 50 У — наибольшая удаленность по

следнего места ) чаще» оси от классной доски в классной комнате н о учсСно.ч

кабинете........ ООО

У — наибольшая удаленность п> с.-елиего места учащегося от классной доски в лаборатории ......... 1000

В — высота нижнего края классной доски над полом (в рабочем наложении) для I—

IV классов....... 75—80

В — высота нижнего крап классной доски над полом (в рабочем положении) для V--

VIII классов...... 80—85

В — высота нижнего кран клас • сной доски над палом (в рабочем положении) для классов средней школы .    85—90

Примечания; I. Допускается уменьшать расстояние (/73) между внутренней продольной стеной (перегородкой) н рядами одноместных парт или столов до 10 см при условии увеличения прохода (77() между пристенным и соседним рядами одноместных парт или столов до 60 см.

2.    Когда пход и учебно* помещение vcrpoe i со стороны задних парт или столов, для обеспечения учащимся свободного прохода к своим рабочим местам /7j или Р\. или /** следует принимать не менее 120 см.

3.    Когда в учебном помещении задняя стена является наружной, размер Р: должен быть принят при оборудовании помещений столами 100 см, партами — 50 см.

4.    Угол а должен быть не менее 30е.

5.    Шкафы-стеллажи предусматриваются п лабораториях и учебных кабинетах; установка шкафов-гтеллажей в классных комнатах площадью 50 м1 2 3 4 5 6 допускается только при наличии в классе нс более 35 ученических мост.

6.    В учебных помещениях следует предусматривать место (шкаф) для хранения уборочного инвентаря.

3.9.    Учебные помещения нс допускается размещать в подвальных и цокольных этажах.

3.10.    Учебные помещения следует изолнро-пать от помещений, являющихся источниками распространения шума и запахов (мастерские, спортивные и актовые залы, столовые и др.).

Страница 9

3.11.    Двери в учебные помещения надлежит предусматривать из рекреационных помещении или коридоров. Входы в классные комнаты. кабинеты и лаборатории должны быть расположены, как правило, со стороны передних столов или парт.

Примечание. Количество учебных помещений £ входами со стороны задних столов или парт не должно чревышать 25% общего количества учебных помещений, птчем планировка таких помещений должна соответствовать требования:! примечания 2 к п. 3.8 настоящей

■ 1ЭВы(.

3.12.    Лаборантские следует располагать смежно с соответствующими лабораториями и соединять с ними дверями. Между лабораториями и лаборантскими химии и физики следует предусматривать встроенные вытяжные шкафы с возможностью работы в них из лаборатории и из лаборантской.

Лаборантская при лаборатории химии должна быть расположена со стороны классной доски.

Из лаборантской химии следует предусматривать второй выход в коридор, на лестницу, в рекреационное или другое смежное помещение.

Учебно-производственные помещения

3.13.    Площадь учебно-производственных помещений следует принимать согласно табл. 5.

Таблица 5 Площадь учсСио-лроиэподствеиных помещений

i

м

п,и

Ихимсиовакие почсщсниД

Пло-

щг'.ь

Количество работ»! мест в ощом уч eC.no-прои «01СТМИИ0М помет мши

1 ____

« Л'

ШКОДЫ

школы-

иигсрииа

11

Учебные мастерские:

а) ручного трупа дли I—IV классов ......

50

40

35

б) по обработке металла .....

66

20

13

в) по обработке древесины . . . .

66

20

18

г) инструментальная

15

2

Кабинеты:

а) домоводства . .

50

20

18

б) основ првизпот-ства (машиноведения) . . . .

50

18

15

Примечание. В кабинете

домоводства для

учебной кухни, как правило, следует устанавливать

электроплиты.

3.14. Учебно-пронзподствснные помещения рекомендуется располагать на первом этаже и размещать их в торцах зданий, причем из мастерской по обработке древесины необходимо предусматривать выход непосредственно наружу или через коридор, примыкающий к мастерской.

Учебно-спортивные помещения

3.15. Размеры и площади учебно-спортивных помещений следует принимать согласно табл. 6.

Та блина б

Размеры и площадь учебно-снортионых помещений

Наименование

П.Ю-

Размеры в м (в ратби вечных модульных оса»)

«В

О

sag

* Я

a Is til

С

т

%

помещений

Щ1&Ь

• м‘

JJ

г

&

3

5 С la

llH

hi:

gsf

Щ

■ sg

Xw A

1

Малый гимнастический зал.....

18

0

5.4

40

2

Малый спортивно-гимнастический зал

_

24

12

6

40

3

Снарядная

16

В зависимости от габаритов снарядов

2.4

••

1

Комната для инструктора

8

Не корми руютси

2.4

5

Раздевальные ....

Яне пи 15

То же

2.4

! 20

1

6

Душевые

Две по 3

2.4

2 душевые сетки

7

Уборные

Две но 2

*

2.4

1 унитаз и 1 умывальник

Страница 10

3.16.    Снарядную следует соединять с гимнастическим залом дверью или открытым проемом шириной не менее 2 м и высотой не менее 2.2 м.

Пол снарядной надлежит устраивать в одном уровне с полом зала (без порога).

Из снарядной или зала должен быть предусмотрен выход на участок (для выноса снарядов и как второй эвакуационный выход).

3.17.    Из раздевальных необходимо предусматривать вход в гимнастический зал непосредственно или через обособленный коридор.

3.18.    Ширина прохода между стеной (перегородкой) и скамьями в раздевальных должна быть не менее I м, а проход между противо

стоящими скамьями —не менее 1.2 .и. В раздевальных перед дверями при необходимости следует предусматривать щнты-экраны высотой от пола 1,75 м, не доходящие до пола на 0.2 м.

3.19. Переходы, соединяющие гимнастический зал с другими корпусами школы или школы-интерната, в 1, II и III климатических районах должны быть утепленными.

Спальные помещения

3.20. Площадь спальных помещений следует принимать в соответствии с табл. 7.

Таблица f

Плошали спальных помещений

.4

Ill'll

Наименование помещений

Расчетные нормы глохни помещений в м'

1

Спальные комнаты в школах-интернатах н ь школах с интернатом для части учащихся

4 — на 1 спальное место

2

Веранды для дневного сна учащихся в школах с продленным днем

2.5 — на 1 спальное место (следует устраивать только для учащихся с ослабленным здоровьем — 10% количества ученических мест в 1—VIII классах)

3

Спальные места для дневного сна учащихся I— II классов школ с продленным днем

2.5 — на I спальное место (следует располагать о актовых и рекреационных залах, шириной не менее 5 м. с соблюдением правил эвакуации)

4

Раздевальные при верандах

0.8 — на 1 спальное место на веранде

Примечания: 1. В IV климатическом районе допускается вместо веранд устраивать открытые террасы или защищенные от сквозного продувания навесы.

2. Для учащихся 1—IV классов рекомендуется выделять комнаты для игр (но 0.5 м* на 1 ученическое место) за счет площадей, предусмотренных для спальных комнат этих классов.

3.21.    Спальные комнаты следует проектировать, как правило, на 8—10 мест для учащихся I —IV классов и на б мест для учащихся V класса и старше.

3.22.    Расстояния между кроватями и стенами в спальных помещениях должны быть нс менее (в см):

между длинными сторонами кроватей . . ВО

*    изголовьями кроватей.....20

*    рядами кроватей......100

*    кроватью и наружной стеной    . .    60

3.23.    Планировка раздевальных при верандах должна отвечать требованиям п. 3.18 настоящей главы.

Столовые и буфеты

3.24.    Столовые следует предусматривать в неполных средних и средних школах с производственным обучением и в школах-интернатах; буфеты —в вечерних (сменных, сезонных) школах.

3.25.    Столовые и буфеты следует проектировать. как правило, с учетом получения полуфабрикатов для столовых и готовой продукции для буфетов из централизованных заготовочных предприятий или из базовых столовых.

3.26.    Площадь и вместимость обеденных залов и буфетов следует принимать согласно табл. 8.

3.27.    Школьные столовые, как правило, следует размещать на первом этаже.

Страница 11

Плошали и вместимость обеденных залов и буфетов

Таблица .8

.4

Я II

Площадь помещений

ПДОЩДДЬ Я]

1 посадочное место • л*

Расчет вместимости тала

1

Обеденный зал: менее 20 мест

1

1. В школах-интернатах: исходя из посадки учащихся п

от 20 до 39 мест

0.9

2 очереди, а в школах — не более чем в -1 очереди.

» 40 до 59 *

0.85

2. Вместимость обеденного зала должна быть кратной

» 60 до 79 *

0.75

вместимости классов

2

* 80 и более * Б) феты

0.65 0.8—0.9

Одно посадочное место на 15 учащихся вечерней школы

Примечание В вечерних школах для буфетов допускается использовать рекреационные помещения.

Примечания: I. Допускается размещение обеленных залой и производственных помещений столовых и цокольных этажах, заглубленных не более чем на 1.5 и от уровня тротуара или отмостки, при обеспечении этих помещений нормированным естественным освещением и при отметках пола не менее чем на I м выше намвысшего уровня грунтовых вод.

2. Складские помещения столовых, а также бытовые помещения для персонала, при обеспечении последних вентиляцией с механическим побуждением, допускается размещать в подвальных этажах с отметкой пола не менее чем на I м выше наивысшего уровня грунтовых воя.

3.28. Размеры проходов и расстояний между столами и стенами в обеденных залах столовых и буфетов, а также размеры столов, устанавливаемых в них (рис. 2). следует принимать (в см):

Д4Н1ШМС Квадрат- Круг, столп иые лис оголи столы

//i — проход между стэ-

ламп и раздаточным или приемным окном (дверью), не менее ....

200

150

К*

Иг — проход между рядами столов (главный проход). iH: менее .....

100

НА)

12#

//j-TO Же.....

150

fit — проход между столами (ВТОрОСТС-ленкмй проход), не менее ....

100

40

И

П% — то же......

70

11% — проход между ст >• ламн н стеной (перегородкой), не менее ......

70

40

54

//у — то же.....

70

Р | — расстояние между столами и стеной (перегородкой). Не менее ....

20

30

Pt — расстояние между столами, не меж-с

40

Д.11-КИЦС

Квадрат-

Круг

ПОДО

Iff liC

ЛЬ С

СТОЛЫ

пош

Д — диагональ квадрат-

кого или диаметр

круглого стола, не

более .....

105

85

Ш,

— ширина стола, п

пределах ....

65-70

70-85

ш.

— ширина табурет-

ки (скамейки) . .

25-30

30

3»)

3.29.    Умывальники в столовых и буфетах следует предусматривать из расчета I кран или 0.6 м желобкового умывальника на 20 посадочных мест в обеденном зале. Умывальники следует размешать в проходах или коридорах. ведущих в обеденный зал.

3.30.    Площадь производственных, складских и бытовых помещений столовых и буфетов следует принимать согласно табл. 9.

Т я б л и ц а 9 Площадь производственных, складских и бытовых помещений столовых н буфетов а н7

Наименование помещений

Шко.гм Г КПЛИЧСГТПОМ

ученических мест

Шшм-кигсрмитм С К0.1ИЧС-

CTUOM воспитанников

с

с

2

S

8

8

1

§

g

8

V*

&

rt

8

§

1

Столовые

Кухия-доготопоч-ная........

I

30—4040—50

50-60

40

55

2

Моечная ....

14-19 19—2222-25

18

22

3

Кладовая сухих продуктов .....

5-6

6-7

со

т

N.

7

8

4

Охлаждаемая камера с фреоновой установкой ....

5-7

7-9

9-П

5-9

12

Страница 12

a) I

Л,

ш,

Л.

ш,

Лк

Рис. 2. Схемы расстановки столов в обеденных залах н буфетах

_ щ ЧСЧГТ б — при квадратных а - при длинных столах на в—ГО **"*•    ма    4    песта

столах на 4 места; в - при круглы*

3-405

Продолжение табл. 9

С

с

г

Млимспоыиис помещений

Школы с количеством У'|«ИЯ‘1ССКИС мест

Школы-

ИИТСИ1ТЫ

С количеством нос-питлпклкоа

8

*

8

8

3

1

8

i

8

3

5

Загрузочная и тар-

пая........

6-3

£- 10 10—12

10

12

6

Гардероб персо-

нала . • .....

I

7

Санитарный узел

| G—&

8—10

10-12

10

12

персонала .....

1

Буфеты

(для вечерних

школ)

8

Кухня-раздаточ-

пан........

24

32

_

__

_

9

Кладовая для про-

луктов (с ХОЛОДИЛ!.-

мим шкафом) . . .

6

8

10

Тарная .....

2

3

Примечания; 1

Для белья и

инвентаря сто-

.попои следует предусматривать встроенные шкафы

в

коридорах столовой.

5. В санитарном узле для персонала

столовой

необходимо предусматривать душ на

1 душевую се«-

ку с каьнион для переодевания и уборную на 1 унм-

таз с 1 умывальником i

шлюзе.

3.31.    Производственные и складские помещения столовых и буфетов следует проектировать с учетом размещения в них. как правило, электронагревательных приборов и механизмов с электроприводами.

Помещения для проведения культурно-массовой работы

3.32.    Площадь актового зала-киноаудито-рин и подсобных помещений при нем следует принимать согласно табл. 10.

Таблица 10 Площадь актовых залов-киноаудиторий

м

н.п

Нлимсноалиис

поысш.нн.1

Площади • м*

Расчетные нормы

1

Актовый зал-киноаудитория

0.6 на 1 зрительное место

Количество мест в зале следует принимать: в школах— нс менее чем на 25% общего количества ученических мест; н школах-интернатах—50% общего количества воспитанников. Количество мест в зале должно быть кратно вместимости классов

Страница 13

Продолжение табл. 10

t*

on

Наныемодэнис

помещений

Площадь

Расчетные нормы

2

3

Эстрада . . . Киноаппарат-

27—36

4

ка»? и радиоузел . Комната дли

25

занятий кружков

24-32

Предусматривает ся в школах-интернатах

Примечания: I. Актовый зал в зависимости от типа школы должен быть использован и в качестве учебной аудитории для занятий по музыке и пению, для физкультурных занятий учеников младших классов, а также для дневного сна учащихся в шко-лах с продленным днем.

2. В актовых залах, используемых также для дневного сна учащихся, или в смежных с ним помещениях надлежит предусматривать встроенные шкафы глубиной не менее 0,75 м для хранения кроватей-раскладушек (1.5 мг на 10 кроватей) и мягкого постельного инвентаря (0,5 м2 на 10 комплектов).

3.33.    Устройство амфитеатра в актовом зале не допускается.

3.34.    Высоту актовых залов (от пола до пола вышележащего этажа) следует принимать: при площади менее 150 м2 —- 3.3 .и, при площади 150 м2 и более —4.2 м.

Примечание. Высота актовых залов-киноаудн-торий должна удовлетворять требованиям демонстрации кинофильмов.

3.35.    Глубина эстрады должна быть не менее 3 м. пол эстрады должен быть выше пола зала на 1.1 —1,2 м.

Под эстрадой необходимо предусматривать хранение тележек с уложенными на них складывающимися в пачки стульями и скамьями.

3.36.    Киноаппаратную и радиоузел рекомендуется размешать в одной общей комнате. Киноаппаратная должна отвечать требованиям устройства кинопроекционных в кинотеатрах.

3.37.    Площадь библиотеки-книгохранилища. фотолаборатории и комнаты общественных организаций следует принимать согласно табл. 11.

Таблица II Площадь библиотеки-книгохранилища, фотолаборатории, комматы общественных организаций

я

г

Накмеиоыиие

помещений

Плоиидь а а»* при количестве учена-чески» мест

а шкода.»

а школа» интернатах

320- 640— 6»» 960

1000-

1400

-

503

1

Библиотека-

книгохранилище

24—3J32—5J5O-6O

24

32

32

Продолжение табл. II

Площадь в м' при кааичсствс ученически» мест

п

Наименование

помещений

школ:»

а шквала-интернатах

51

J2C-

Г0.1

6Ю_

1*0

Юио-

U00

sto

зга

яо

2

Фотолаборатория .......

6

6

б

6

6

6

3

Комната общественных организаций ....

15

24-32

32-50

15

24

32

Примечание. В вечерних школах: з) фотолаборатория не предусматривается;

б)    площадь комнаты общественных организации независимо от вместимости школы следует принимать 15 м*;

в)    читальный зал следует предусматривать в библиотеке, д-'.я чего к указанной плошали добавляется 25—35 м1 в зависимости от вместимости школы.

3.38. Стеллажи для книг и читальные столы в библиотеке следует размещать перпендикулярно стене с оконными проемами. Расстояние между стеллажами должно быть не менее 0.9 -и; допускается непосредственное примыкание стеллажей к стенам, простенкам и перегородкам.

Расстояние между столами на одно-два места при одностороннем размещении читателей за столами и наличии проходов у обоих торцов стола следует принимать нс менее 0.5 м: между столами ка 3 и более человек или на 2 человека с проходом только с одного торца стола — не менее 0.7 м; при двухстороннем размещении читателей за столами эти расстояния соответственно следует принимать не менее 1 и 1,3 м. Проходы между рядами столов должны быть не менее 0,6 .и.

Рекреационные помещения и гостиные

3.39. Площадь рекреационных помещений и гостиных следует принимать согласно табл. 12.

Таблица 12

Площадь рекреационных помещений и гостиных

N

п,п

Наименование помещений

Расчетные нормы а м'

1

Рекреационные помещения

24 — на 1 классную комнату на 35—40 ученических мест

Страница 14

Продо.*жгние табл. 12

м

п п

Иэимсповакме помещений

Расчетные нормы » ж*

2

Гостиные в интер-

0,1 — на 1 ученическое

патах

место, но не менее

16 м*

Примечания: 1. При меньшей вместимости классных комнат площадь рекреационного помещения следует принимать из рзечета 0.6 м2 на 1 ученическое место.

2. В рекреационных залах, используемых для дневного сна учащихся (к школах с продленным днем), надлежит предусматривать встроенные шкафы для кроватей-раскладушек и мягкого постельного инвентаря и соответствии с требованиями п. 3.32 настоящей главы.

3.40. Рекреационные помещения следует проектировать, как правило, в виде залов. Ширина коридоров для рекреации должна быть не менее 2.8 м.

Коридоры, н которые выходят двери учебных помещений, должны быть шириной не менее 1.8 м, а прочие коридоры, используемые учащимися. — не менее 1.4 м.

Вспомогательные помещения

3.41. Площадь вестибюля, гардероба, сушилки для одежды, комнаты для чистки одежды и обуви следует принимать согласио табл. 13.

Таблица 13

Площадь вестибюля, гардероба, сушилки для одежды, ' комнаты для чистки одежды и обуви

.4

Наименование помещений

Площадь • ж* и* 1 ученическое место » иаиият

я,п

школы

шхолы-

кнтериата

1

Вестибюль.......

0.1

0.1

2

Гардероб .......

0,15

J 0.2 0.1

НЫМ ДН^М

3

4

Сушилки для одежды . . Комната для чистки одежды и обуви ......

Примечание. В школа)

С ПрОДЛС!

сушильные шкафы следует предусматривать на площади гардероба.

3.42. Вестибюли и гардеробы следует проектировать централизованными или раздельными для учащихся младшего, среднего и старшего возрастов в зависимости от принятого архитектурно-планировочного решения здания.

3*

Централизованные гардеробы следует дифференцировать по возрастным группам путем соответствующей расстановки вешалок.

3.43.    Гардеробы для преподавателей должны быть предусмотрены из расчета 2 места на I классное помещение и выделены в гардеробах для учащихся.

3.44.    Ширина проходов между открытыми вешалками в гардеробах должна быть не менее 1.5 м (в осях), а свободное расстояние от торцов вешалок до противоположной стены — не менее 2 м, между торцами параллельных рядов вешалок — нс менее 3 м.

Количество крючков на 1 пог. .и вешалок в гардеробах и шкафах следует принимать из расчета 10 крючков на вешалках для учащихся и 7 крючков на вешалках для преподавателей, причем в гардеробах, совмещенных с сушилками, расчетное количество крючков должно быть уменьшено вдвое.

3.45.    Глубина встроенных гардеробных н сушильных шкафов должна быть не менее 0.45 м. Высота шкафов в чистоте должна быть не менее 1.6 м. В шкафах должны быть пре дусмотрены устройства для проветривания и просушки одежды, головных уборов н обуви.

3.46.. В вестибюлях должны быть предусмотрены тамбуры с тремя дверями в I климатическом районе, с двумя дверями во II и III климатических районах и с одной дверью в IV климатическом районе.

Служебные помещения

3.47. Площадь служебных помещений следует принимать согласно табл. 14.

Таблица il

Площадь служебных помещений

Площадь в м

Н МЗМИ1Х

.4

П,Ц

Наименование

помещений

школ с количеством классных помещений

ишол-митерма-то* с количеством классов

8

12

16

1М

32

"

11

16

1

Учительская н комната учебных пособий ....

24

32

40

50

66

24

32

40

2

Кабинет заведующего учебной частью . . .

8

8

8

8

8

8

8

8

3

Кабинет директора ......

15

15

15

15

15

15

15

15

4

Канцелярия. .

8

8

8

15

15

Ь

15

13

5

Кабинет старшего воспитателя

8

8

8

Страница 15

Продолжение табл. 14

н

а. и

Нхкмс-номинс

помещений

Плошай, а м‘ о зданиях

школ с количеством классных помещений

школ-интерна тоя с количеством клакой

*1

12

16

24

32

8

и

16

6

Комната лс-

журиых воспитл-

тедей ......

8

Две

Две

но 8

по 8

7

Комната техни-

ческого персона-

ла и хозяйствен-

пая кладовая . .

8

10

12

15

15

8

12

12

кастелянской и комнат для починки бельм и платья .........

комнаты для починки обуви кладовых для сезонмоб одежды и обуви . . . .

кладовых для индивидуального cnopiHBiioio инвентаря ........

0,1 (на 1 воспитанника)

12 (на интернат)

0,2 (на 1 воспитанника)

0,1 (на 1 воспитанника)

Примечание. Кладовые для хранения ct-тонной одежды, белья, обуви, а также кладовые для хранения спортивного инвентаря допускается располагать в подвальных помещениях с отметкой пола не менее чем на I ж выше наивысшего уровня грунтовых вод.

Хозяйственные помещения интернатов

Медицинский пункт

3.48. Площадь хозяйственных помещений интернатов следует принимать (в -м?):

3.49. Площадь помещений медицинского пункта следует принимать согласно табл. 15.

Таблица i5

Площадь помещений медицинского пункта

м

II п

Наименование помещений

Рлсчетиай норм*

Плоимаь • ж*

1

А. В школах Кабинет врача (медицинская комната)

Одна комната на школу

10-15

2

Кабинет зубного врача

То же, при вместимости 800 ученических

12

3

Б. В школах-интернатах Кабинет врача

мест и более Одна комната на интернат

10

4

Кабинет зубного врача

То же

12

5

Процедурная

>

15

6

Палаты

Одна койка на 70 воспитанников

6 на 1 койку

7

j 8

Изоляционная палата на 1 койку с входным шлюзом и санитарным узлом на 1 унитаз с умывальником я шлюзе при уборной Буфет-раздаточная

Две палаты на интернат

Одна комната на медицинский пункт

9 на 1 палату

6-8

0

Ванная комната (1 ванна и 1 умывальник)

То же

3

1“

Уборная на 1 унитаз с умывальником в шлюзе

>

2

Примечания: 1. В вечерних школах площадь кабинета врача допускается принимать 8 ж*.

2.    Допускается предусматривать один входной шлюз и санитарный узел на две изоляционные палаты.

3.    Допускается кабинет врача и кабинет зубного врача проектировать объединенными в одном по-I мощении площадью не менее 20 ж*; при этом один из размеров в плане помещения должен быть не ме-

i пес 5 ж. а размещение кабинета должно обеспечить при нем изолированное место для ожидания.

!

4. В кабинете зубного врача следует предусматривать вытяжной шкаф.

3.50.    Вход в медицинский пункт следует проектировать самостоятельным с участка школы-интерната.

3.51.    Кабинеты врачей и процедурная в школах-интернатах должны быть смежными и иметь сообщение как с группой спальных помещении, так и с другими помещениями меди

цинского пункта, причем их следует изолировать от помещений, являющихся источником шума.

Остальные помещения медицинского пункта не должны иметь непосредственного сообщения с помещениями спального корпуса.

Страница 16

Санитарные узлы

3.52.    Расчетные нормы количества санитарных приборов н площади санитарных узлов следует принимать согласно табл. 16.

3.53.    Унитазы в уборных для учащихся следует размешать в открытых кабинах. Ка

бины должны быть отделены не доходящими на 0.2 .и до пола перегородками-экранами высотой не менее 1,75 м, считая от пола. Размеры кабин в чистоте надлежит принимать 0.8X I м. Одну из кабин уборных для девочек следует проектировать с дверью.

Таблица 1Ь

Расчетные нормы площади, количестял санитарных прибороа и мест в санитарных узлах

*

П II

Ншчсноошис помещений

Норм* П.-.ОШ11М в м>

Количество «кипрмых приборов и мест в помещении

А. В зданиях школ и учебных корпусах школ-интернатов

1

1

Уборные и умывальные для учащихся:

|

а) леоочек ..........

0.1 — на одно ученическое место в здании

1 унитаз на 30 девочек;

1 умывальник на 60 девочек

2

б) мальчик.«и.........

Уборные н умывальные для персонала (индивидуальные) ........

То же

2 —на один санитарный узел

1 унитаз на 40 мальчиков:

1 писсуар на 40 мальчиков:

1 умывальник на 60 мальчиков

1 унитаз и 1 умывальник в санитарном узле из расчета один санитарный узел на 12 классных помещений, но нс более двух санитарных узлои на шкальное здание или учебный корпус школы-интерната

3

Уборные и умывальные при актовом эз-ле-киноаудитории в школе:

а) женские.........

2.5 —на санитарный узез с одним унитазом; 4 — с двумя унитазами

1 унитаз н 1 умывальник для залов вместимостью до 160 мест включительно; 2 унитаза н 1 умывальник для 31-лов вместимостью более 160 мест

б) мужские

Б. В спальных корпусах

3,5 — на санитарный узел

1 унитаз. 1 писсуар и 1 умывальник дли залов вместимостью до 320 мест включительно

4

Уборные и умывальные для учащихся: а) девочек ..........

0,35 — на одно спальное место в здании

1 унитаз на 15 девочек;

1 умывальник на 8 девочек:

1 ножная ванна на 12 девочек

б) мальчиков .........

То же

1 унитаз на 20 мальчиков;

1 писсуар на 20 мальчиков:

1 умывальник на 8 мальчиков;

1 ножная ванна на 12 мальчиков

5

6

Кабины личной гигиены для девочек . Душевые:

3 — на одну кабину

1 гигиенический душ (била);

1 унитаз и 1 умывальник на кабину; одна кабина на 70 девочек

а) душевые кабины с ванной .

1,6 — на одну кабину г проходом и 2.5 на одно место для ванны

1 душевая сетка на 18 спальных мест; 1 ванна на душевую

б) раздевальные

0.8 — на одно место

2 места на одну душевую сетку (по j 0.5 м длины скамейки на место)

п) уборные .........

2 — на одну уборную

1 унитаз н 1 умывальник в шлюзе по-i | уборной; одна уборная на раздевая.,- [ ную

Страница 17

Продолжение табл. 16

м

по

Наименование помещений

Норма площади ■ м1

Количество санитарные приборов и мест а помещениях

7

Уборные и умывальные для персона та (индивидуальные) ........

2 —на один санитарный

I унитаз н 1 умывальник на 370 спаль-

узел

кых мест а здании

Примечания: I. Плошали и количество санитарных приборов в санитарных узлах, проектируемых при гимнастических залах, столовых, в медицинских пунктах и хозяйственных корпусах, следует принимать согласно требованиям пи. 3.15. 3.29. 3.30. 3.49 и 3.58 настоящей главы.

2.    При учебно-жилых блоках в зданиях школ-интернатов уборные и умывальные для учащихся следует проектировать едиными для учебных и спальных помещений по расчетным нормам для спальных корпусов (см. и. 4 настоящей таблицы).

3.    Допускается проектировать иа школу-интернат душевую с расчетом использования се мальчиками и девочками поочередно; в этих случаях при душевой следует проектировать уборную и предусматривать ванну.

4.    В зданиях школ с актовыми залами-киноаудиториями допускается не проектировать уборные и умывальные для персонала, если расстояние от наиболее удаленного учебного помещения до санитарного узла при актовом залс-киноаудитории не будет превышать 100 м.

5.    В санитарных узлах для учащихся при каждой учебной и спальной секции или учебно-жилых блоках надлежит предусматривать встроенные шкафы для уборочного инвентаря (по 0.7—0.8 мг площади на шкаф).

Размеры индивидуальных уборных в чистоте должны быть не менее (в м):

при открывании дверей наружу . . . 0.8Х1.2 »    »    » внутрь .... 0.8x1..'»

Проход между кабинами уборных и противоположной стеной должен* быть не менее (в .и);

при отсутствии писсуаров на противоположной стороне.............1.1

при наличии писсуаров на противоположной стороне...............1,8

3.54.    Расстояние между кранами индивидуальных умывальников должно быть нс менее 0,6 м, между кранами общего умывальника — 0,55 м.

Высоту установки раковин умывальников над полом следует принимать 0.6 .м для учащихся I—IV классов и 0.7 м для учащихся V класса и старше.

Проход между умывальниками и стеной должен Сыть не менее 1.1 .и; между двумя рядами умывальников — не менее 1,ё м. '

Примечание. Умывальные с количеством кранов не более четырех допускается размещать в шлюзах при уборных.

3.55.    Уборные и умывальные для учащихся в двухэтажных зданиях школ вместимостью до 640 учащихся допускается размешать только на первом этаже.

3.56.    Входы в уборные и умывальные для учащихся запрещается устраивать из лестничных клеток и размешать против входов в учебные и спальные помещения.

В уборных для учащихся перед входными дверями при необходимости следует предусматривать перегородки-экраны, не доходящие до пола на 0.2 м и высотой 1,75 л:, считая от пола.

3.57.    Душевые кабины следует проектировать размером в чистоте 0.85 x 0,85 м.

Проход между рядами душевых кабин, а также между ванной и рядом душевых кабин должен быть не менее 1,2 м. а между рядом кабин или ванной и стеной (перегородкой) помещения — не менее 0.8 .ч.

Хозяйственные корпуса, сараи и навесы

3.58.    Площадь помещений в хозяйственном корпусе школ-интернатов следует принимать согласно табл. 17.

Таблица 17

Плошадь иомештей в то’яйствснаои корпусе

Маи помогшие nouciucnin

IJ.wuuji. ном. |ц«-им,> ■ * в \о:гаЛстэсниом корпусе ыкол-интср-

И.1ТОВ

3

с

9.

in 2НП -ЗТо! оосшгик- 1

ИНКОВ

на &U Воспитанников

1

Гараж на 1 машину с мастерской но обслуживанию автомобиля ........

50

50

2

Мастерская хозянстн-шная

24

30

3

Хозяйственная кладоная . .

15

зи

А

Кладовая для удобрений и химикатов .......

10

15

Страница 18

Продолжение табл. 17

Нтмснопапис помещений

Площадь помещений л м' з хозяйственном корпусе шкод-интернатов

*

с

9.

на 2Ю—370 воспитанников

Hi S® воспитан

НИКОВ

5

Прачечная:

а) комната для разборки грязного белья . . .

15

24

б) стиральный зал . . .

30

50

в) сушильни • гладильный зал........

40

G0

г) комната для чистого белья .......

15

24

д) комната для персонала

8

15

6

Санитарный узел для персонала (1 душ, 1 унитаз м 1 умывальник).....

4

4

Итого . . . .

211

302

7

Навес для сельскохозяйственного инвентаря .....

8

12

8

Навес для спортинвентаря (допускается размещать ь спортивной зоне) ....

30

40

Итого . . .

38

52

Всего . . .

249

354

3.59. Площадь хозяйственных сараев и навесов при школах следует принимать по табл. 18.

Таблица IS

Площадь хозяйственных сараев и навесов при школах

П II

1Ьиисио«»име

Расчетная норма п.кнвахи на 1 классное помещение ■ *’

1

Сарай:

а) кладовая для хозяйствен-

иого инвентаря .... б) кладозля для сельскохо.

0.6

зяйствечного нньеитаря

0.6

о) кла.юиая для удобрений

0.3

г)    кладовая для тары . .

д)    кладовая для спортинвен-

0.3

таря........

0.9

2

Навес:

а)    для хранения инвентаря

б)    для велосипедов учащих-

1

гя.........

0.6

с) для мусоросборников . .

о.з

Примечание. Навес для велосипедов в зави-

епмости от местных условий допускается ие преду-

сматривать.

3.60. Площади помещений тепловых пунктов (элеваторных узлов, бойлерных и др.) и вентиляционных камер надлежит принимать в соответствии с проектами.

4. ЕСТЕСТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ

4.1.    Помещения зданий школ и школ-интернатов должны иметь прямое естественное освещение.

Примечания: I. Допускается освещение вторым светом коридоров, не являющихся рекреационными, комнат для учебных пособий, умывальных в школах и учебных корпусах школ-иитернато», а также, в виде исключения. раздевальных при гимнастических залах.

2. Освещение только искусственным светом допускается в складских и бытовых помещениях и коридорах столовых, хозяйственных и инвентарных кладовых, уборных для персонала, снарядных при гимнастических залах. душевых и уборных при раздевальных.

4.2.    Значение коэффициента естественного освещении для помещений школ и школ-интернатов следует принимать согласно указаниям главы СНиП 11-Д.8-62 «Естественное освещение. Нормы проектирования» в пределах рабочей зоны (ученических мест). При определении коэффициента естественного освещения учебно-производственных помещений школ и школ-интернатов эти помещения следует приравнивать к помещениям производственных зданий с точными работами (III разряд работ), а рабочие места для обучении кройки и шитью —к II разряду работ.

4.3.    Направленность основного светового потока в учебных помещениях должна быть с левой стороны от учащегося, а на рабочих местах в учебно-производственных помещениях в соответствии с технологическими требованиями.

Соотношения между яркостями поверхностей, находящихся в поле зрения учащихся, должны быть (не более):

между рассматриваемым предметом (книга. тетрадь) и дальним фоном (пол, поверхность парты, стола) —3:1;

между рассматриваемым предметом (книга, тетрадь) и ближайшим к нему фоном (классная доска, мебель) — 10:1;

между светопроемом и окружающим его фоном стены — 20 : I.

Примечания: I. Допускается предусматривать устройство дополнительных световых проемов справа от учащихся, с тем чтобы освещение справо не доминировало нал освещением от световых проемов слева, а также устройство дополнительного верхнего света.

2. Устройство световых проемов в стене, на которой расположена классная доска, ие допускается.

Страница 19

4.4.    Б учебных и учебно-производственных помещениях, в гимнастических залах и в производственных помещениях столовых и буфетов независимо от системы вентиляции в окнах следует предусматривать фрамуги.

4.5.    Солнцезащитные приспособления и устройства в световых проемах надлежит предусматривать в учебных, учебно-производственных помещениях и гимнастических залах во II, III и IV климатических районах при необходимости устранения слепящего действия от прямой или отраженной блескости при инсоляции.

5. ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

5.1.    Населенность этажа а зданиях школ и шкат-интернатов при расчете ширины путей эвакуации следует определять исходя из вместимости учебных, учебно-производственных и спальных помещений, а также гимнастического и актового залов, находящихся на том же этаже.

Примечание. Вместимость помещений следует определять согласно оп. 3.7, 3.13, 3.15, 3.20. 3.32 настоящей главы.

5.2.    Наибольшие расстояния от дверей любого помещения (кроме уборных, умывальных, душевых н других обслуживающих помещений) до ближайшего выхода наружу или в лестничную клетку следует принимать согласно табл. 19.

Таблица 19

Наибольшие расстояния от дверей помещений до выхода наружу или в лестничную клет«у

Степень

огнестойкости

элагша

Наибольшие расстояние *о выхода а м

мл помещений, рдгположемны* межау лестничными клетками или наружными выходами

из помещений с выходом в тупиковый коридор

I И II

40

25

111

30

15

IV

25

12

V

20

10

Примечания: I. Расстояние от наиболее удаленной точки пола помещения до дверей, ведущих к эвакуационному выходу, должно бить не более указанных в табл. 19 для помещений с выходом в тупиковый коридор.

2. В гимнастических залах расстояние от наиболее удаленной точки пола помещения до дверей, ведущих к эвакуационному выходу, допускается принимать до 27 м.

5.3.    В зданиях школ и школ-интернатов

IV    и V степенен огнестойкости перекрытия над подвальными помещениями должны быть трудносгораемыми с пределом огнестойкости не менее 0,75 ч.

5.4.    В зданиях II степени огнестойкости чердачные перекрытия над гимнастическими, обеденными и актовыми залами допускается принимать трудносгораемыми с пределом огнестойкости не менее 0,75 ч.

В зданиях III степени огнестойкости перекрытия под обеденными и актовыми залами (используемыми в качестве обедениых залов и буфетов) и кухнями столовых, располагаемых во втором этаже и выше, должны быть несгораемыми с пределом огнестойкости не менее 1 ч.

5.5.    В зданиях школ н школ-интернатов устройство огневых сушилок для одежды и обуви запрещается.

5.6.    Стены, перегородки и перекрытия киноаппаратных должны быть несгораемыми с пределом огнестойкости не менее 1 ч.

В зданиях школ и школ-интернатов IV и

V    степеней огнестойкости киноаппаратные следует размещать в пристройках к основным зданням, располагаемых за противопожарной стеной. Устройство в этих противопожарных стенах каких-либо отверстий, кроме проекционных и смотровых, не допускается. При установке проекторов с лампами накаливания допускается устройство трудносгораемых стен, перегородок и перекрытий пристройки с пределом огнестойкости не менее 0,75 ч.

Кинопроекционная и перемоточная должны иметь выход непосредственно в тамбур.

Тамбур должен быть шириной не менее 1,2 м и иметь самостоятельный выход наружу, или на специальную служебную лестницу, или на открытые балконы, галереи и плоские крыши. сообщающиеся с путями эвакуации.

В случае устройства при киноаппаратной двойного тамбура с тремя дверями, имеющими предел огнестойкости не менее 0.75 ч, допускается:

а)    устраивать выход из тамбура в любое помещение, за исключением актового зала, учебных и рекреационных помещений, вестибюля и коридоров, являющихся путями эвакуации из актового зала;

б)    устраивать выход из тамбура в закрытые лестничные клетки общего пользования, когда этот выход расположен на 1,6 м выше отметки эвакуационных выходов на ту же лестничную клетку.

Страница 20

5.7.    Размещение актовых залов-киноауди-торий в зданиях III степени огнестойкости допускается не выше второго этажа.

5.8.    Устройство мансард в школах и школах-интернатах не допускается.

5.9.    Перекрытия над помещениями котельных и складов топлива, размещаемых в подвальных и цокольных этажах, должны быть несгораемыми с пределом огнестойкости: в зданиях II и III степеней огнестойкости — нс менее 1.5 ч, а в зданиях IV и V степеней огнестойкости — не менее 1 ч.

5.10.    Дверные полотна в дверных проемах из мастерской по обработке древесины в эвакуационные коридоры должны иметь предел огнестойкости не менее 0,75 ч.

5.11.    Размещение в подвальных этажах зданий школ и спальных корпусов складов сгораемых материалов, за исключением кладовых для белья, одежды, обуви и спортивного инвентаря, не допускается. Размещение лы-жехранилиш непосредственно под спальными помещениями не допускается. Выход из подвала, где размещаются кладовые для белья, одежды, обуви и спортивного инвентаря, должен быть предусмотрен непосредственно наружу.

5.12.    Печное отопление в зданиях школ и школ-интернатов, в спальных корпусах школ с частичным интернатом не допускается, за исключением одноэтажных зданий сельских школ вместимостью не более 160 ученических мест.

6. ТРЕБОВАНИЯ К ОТДЕЛКЕ ЗДАНИЙ И ПОМЕЩЕНИЙ

6.1.    Отделка зданий школ и школ-интернатов должна отвечать «Указаниям об ограничении применения штукатурки в строительстве жилых и общественных зданий и сооружений» (СН 268—64).

6.2.    Поверхности стен, полов, потолков и дверей должны быть гладкими и матовыми.

6.3.    Полы в помещениях должны быть:

а)    в классах и учебных кабинетах — нескользкими. устойчивыми к истиранию, без щелей;

б)    в лабораториях, кроме требований подпункта «а», —также стойкими против действия химических реактивов; сопряжение плин

тусов с полом и стенами не должно допускать скопления ртути;

в)    в мастерских — не впитывающими смазочных масел, хорошо сопротивляющимися механическим ударам;

г)    в гимнастических залах — упругими с покрытием теплым, звукопоглощающим, нескользким. одноцветным, обеспечивающим хорошую видимость разметочных линий; металлические детали для крепления снарядов должны быть заделаны заподлицо с уровнем чистого пола;

д)    в рекреационных помещениях — хорошо сопротивляющимися истиранию;

е)    в спальных комнатах и раздевальных — удовлетворяющими требованиям норм тепло-усвоения I группы, а во всех остальных помещениях—II группы согласно главе СНиП II-A.7-62 «Строительная теплотехника. Нормы проектирования».

Полы во всех помещениях не должны деформироваться от мытья и дезинфекции.

6.4.    Стены учебных помещений, библиотек, гимнастического, обеденного и актового залое. рекреационных помещении, спален, вестибюля и лестничных клеток при применении силикатных, полнвиннлацетатных и других эмульсионных красителей рекомендуется окрашивать в один тон на всю высоту (без панелей). При применении клеевых красок стены указанных помещений следует окрашивать на высоту не менее 1.8 .и от пола в виде панелей красками, допускающими влажную очистку.

6.5.    Окраска потолков гимнастических залов не должна сохранять следы от ударов мяча.

6.6.    Коэффициенты отражения ограждающих поверхностей и мебели в учебных и учебно-производственных помещениях должны быть не менее:

потолков .... 0,7 оконных переплетов 0.7 верхних частей стен 0.6 дверей . . * . . 0.7

панелей стен . . . 0.5 мебели.....0.35

полов.....0.25

6.7.    Остекление оконных проемов в гимнастических залах должно выдерживать удары мячей, в противном случае на окнах должны быть предусмотрены защитные устройства.

6.8.    В гимнастических залах приборы отопления с защитными сетками или решетками не должны выступать из плоскости стены или должны быть расположены выше пола на 2 м.