Купить СНиП 10-01-94 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Нормы и правила определяют основные цели, принципы и общую структуру Системы нормативных документов, требования к нормативным документам, их содержанию, построению, изложению и оформлению, порядок разработки, принятия и применения.
Положения документа обязательны для органов управления и надзора, предприятий, организаций и объединений независимо от форм собственности и принадлежности, осуществляющих разработку и применение нормативных документов в строительстве.
Введение
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Определения
4 Основные цели, принципы и структура Системы
5 Нормативные документы
6 Содержание, построение, изложение и оформление нормативных документов
7 Разработка и принятие нормативных документов
8 Применение нормативных документов
Приложение А Термины Системы нормативных документов в строительстве и их определения
Приложение Б Структура Системы нормативных документов в строительстве
Приложение В Форма обложки нормативных документов
Приложение Г Форма первой страницы нормативных документов
Дата введения | 01.01.1995 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.09.2013 |
Завершение срока действия | 01.10.2003 |
Актуализация | 01.01.2021 |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
Система нормативных документов в строительстве
СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИСТЕМА
НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
СНиП 10-01-94
Министерство строительства Российской Федерации
(Минстрой России)
Москва
1994
Предисловие
1. РАЗРАБОТАНЫ Управлением стандартизации, технического нормирования и сертификации, Государственным предприятием - Центр методологии, нормирования и стандартизации в строительстве (ГП ЦНС) и экспертным советом в составе ведущих специалистов по нормированию и стандартизации научно-исследовательских и проектных организаций Минстроя России.
ВНЕСЕНЫ Управлением стандартизации, технического нормирования и сертификации Минстроя России
2. ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстроя России от 17 мая 1994 г. № 18-38
3. ВЗАМЕН СНиП 1.01.01-82*, СНиП 1.01.02-83, СНиП 1.01.03-83* и ГОСТ 24369-86
4. ИЗДАНЫ с учетом Постановления Минстроя России от 25 июля 1994 г. № 18-2
Содержание
Введение 1. Область применения 2. Нормативные ссылки 3. Определения 4. Основные цели, принципы и структура Системы 5. Нормативные документы 6. Содержание, построение, изложение и оформление нормативных документов 7. Разработка и принятие нормативных документов 8. Применение нормативных документов Приложение А. Термины Системы нормативных документов в строительстве и их определения Приложение Б. Структура Системы нормативных документов в строительстве Приложение В. Форма обложки нормативных документов Приложение Г. Форма первой страницы нормативных документов |
Система нормативных документов Российской Федерации в строительстве создается в соответствии с новыми экономическими условиями, законодательством и структурой управления на базе действующих в России строительных норм, правил и государственных стандартов в этой области.
Главная направленность вновь разрабатываемых нормативных документов Системы - защита прав и охраняемых законом интересов потребителей строительной продукции, общества и государства при развитии самостоятельности и инициативы предприятий, организаций и специалистов.
Одним из основных средств решения этой задачи является переход к новым методическим принципам, которые находят все большее распространение в практике международной стандартизации. В отличие от традиционно сложившегося, так называемого, «описательного» или «предписывающего» подхода, когда в нормативных документах приводят подробное описание конструкции, методов расчета, применяемых материалов и т.д., вновь создаваемые строительные нормы и стандарты должны содержать, в первую очередь, эксплуатационные характеристики строительных изделий и сооружений, основанные на требованиях потребителя.
Разрабатываемые в соответствии с настоящими строительными нормами и правилами нормативные документы должны не предписывать как проектировать и строить, а устанавливать требования к строительной продукции, которые должны быть удовлетворены, или цели, которые должны быть достигнуты в процессе проектирования и строительства. Способы достижения поставленных целей в виде объемно-планировочных, конструктивных или технологических решений должны носить рекомендательный характер.
СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Основные положения
SYSTEM OF NORMATIVE DOCUMENTS IN CONSTRUCTION
Basic principles
Дата введения 1995-01-01
Настоящие нормы и правила определяют основные цели, принципы и общую структуру Системы нормативных документов в строительстве (далее Системы), требования к нормативным документам, их содержанию, построению, изложению и оформлению, порядок разработки, принятия и применения.
Положения настоящего документа обязательны для органов управления и надзора, предприятий, организаций и объединений независимо от форм собственности и принадлежности, осуществляющих разработку и применение нормативных документов в строительстве.
Требования по применению нормативных документов Системы установлены разделом 8 настоящих строительных норм и правил.
В настоящих нормах и правилах использованы ссылки на следующие документы:
ГОСТ Р 1.0-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения".
ГОСТ Р 1.2-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов".
ГОСТ Р 1.4-93 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения."
ГОСТ Р 1.5-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов."
В настоящих нормах и правилах применены термины в соответствии с приложением А и ГОСТ Р 1.0.
4.1 Система нормативных документов в строительстве представляет собой совокупность взаимосвязанных документов, принимаемых компетентными органами исполнительной власти и управления строительством, предприятиями и организациями для применения на всех этапах создания и эксплуатации строительной продукции в целях защиты прав и охраняемых законом интересов ее потребителей, общества и государства.
4.2 Система, исходя из общих целей стандартизации, должна способствовать решению стоящих перед строительством задач с тем, чтобы обеспечить:
- соответствие строительной продукции своему назначения и создание благоприятных условий жизнедеятельности населения;
- безопасность строительной продукции для жизни и здоровья людей в процессе ее производства и эксплуатации;
- защиту строительной продукции и людей от неблагоприятных воздействий с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций;
- надежность и качество строительных конструкций и оснований, систем инженерного оборудования, зданий и сооружений;
- выполнение экологических требований, рациональное использование природных, материальных, топливно-энергетических и трудовых ресурсов;
- взаимопонимание при осуществлении всех видов строительной деятельности и устранение технических барьеров в международном сотрудничестве.
4.3 Объектами стандартизации и нормирования в системе являются:
- организационно-методические и общие технические правила и нормы, необходимые для разработки, производства и применения строительной продукции;
- объекты градостроительной деятельности и строительная продукция - здания и сооружения и их комплексы;
- промышленная продукция, применяемая в строительстве - строительные изделия и материалы, инженерное оборудование, средства оснащения строительных организаций и предприятий стройиндустрии;
- экономические нормативы, необходимые для определения эффективности инвестиций, стоимости строительства, материальных и трудовых затрат.
4.4 Система формируется как открытая для дальнейшего развития единая Система государственных строительных норм, правил и стандартов, а также других нормативных документов в строительстве, разрабатываемых на общей методической и научно-технической основе.
4.5 Правовой базой стандартизации и нормирования в строительстве является законодательство Российской Федерации, определяющее взаимоотношения участников инвестиционной деятельности, их права, обязанности и ответственность за качество продукции и услуг. Строительные нормы, правила и стандарты являются одним из средств межотраслевого регулирования и управления при проектировании и строительстве в целях реализации требований законодательства.
4.6 Предусматривается повышение самостоятельности и развитие инициативы предприятий, организаций и специалистов в решении экономических и технических задач проектирования и строительства при сокращении числа обязательных требований и увеличении доли норм и правил рекомендательного характера. Обязательными должны быть требования по обеспечению безопасности жизни и здоровья людей, охране окружающей природной среды, надежности возводимых зданий и сооружений, совместимости и взаимозаменяемости продукции и применяемых в строительстве технических решений.
4.7 Разработку нормативных документов в строительстве предусматривается осуществлять на принципах, принятых государственной системой стандартизации Российской Федерации и международными организациями по стандартизации при обеспечении необходимой гармонизации и сопоставимости с международными стандартами в области строительства, строительным законодательством и стандартами технически развитых зарубежных стран.
4.8 Структура Системы (приложение Б) определяется номенклатурой объектов стандартизации и нормирования. Для каждой группы однородных объектов формируется комплекс взаимосвязанных документов различных видов, объединяемых единством их цели и задач. В составе комплексов, при необходимости, разрабатывают основополагающие нормативные документы, в которых устанавливают положения, общие для объектов комплекса.
5.1 Нормативные документы Системы подразделяют на государственные федеральные документы, документы субъектов Российской Федерации и производственно-отраслевые документы субъектов хозяйственной деятельности. С учетом требований ГОСТ Р 1.0 в составе системы разрабатывают следующие документы.
Федеральные нормативные документы: |
|
- строительные нормы и правила Российской Федерации |
- СНиП |
- государственные стандарты Российской Федерации в области строительства |
- ГОСТ Р |
- своды правил по проектированию и строительству |
- СП |
- руководящие документы Системы |
- РДС |
Нормативные документы субъектов российской Федерации: |
|
- территориальные строительные нормы |
- ТСН |
Производственно-отраслевые нормативные документы: |
|
- стандарты предприятий (объединений) строительного комплекса и стандарты общественных объединений |
- СТП и СТО |
В качестве федеральных нормативных документов применяют также межгосударственные строительные нормы и правила и межгосударственные стандарты (ГОСТ), введенные в действие на территории Российской Федерации.
5.2 Строительные нормы и правила Российской Федерации устанавливают обязательные требования, определяющие цели, которые должны быть достигнуты, и принципы, которыми необходимо руководствоваться в процессе создания строительной продукции.
5.3 Государственные стандарты Российской Федерации в области строительства устанавливают обязательные и рекомендуемые положения, определяющие конкретные параметры и характеристики отдельных частей зданий и сооружений, строительных изделий и материалов и обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве и эксплуатации этой продукции.
5.4* Своды правил по проектированию и строительству устанавливают рекомендуемые положения в развитие и обеспечение обязательных требований строительных норм, правил и общетехнических стандартов Системы или по отдельным самостоятельным вопросам, не регламентированным обязательными нормами.
5.5* Руководящие документы Системы устанавливают обязательные и рекомендуемые организационно-методические процедуры по осуществлению деятельности в области разработки и применения нормативных документов в строительстве, архитектуре, градостроительстве, проектировании и изысканиях.
5.4-5.5 (Измененная редакция, Изм. № 1).
5.6 Территориальные строительные нормы устанавливают обязательные для применения в пределах соответствующих территорий и рекомендуемые положения, учитывающие природно-климатические и социальные особенности, национальные традиции и экономические возможности республик, краев и областей России .
5.7 Стандарты предприятий (объединений) устанавливают для применения на данном предприятии или в объединении положения по организации и технологии производства, а также обеспечению качества продукции. При этом, строительные акционерные общества, ассоциации, концерны и другие объединения в соответствии с правами, делегированными им их учредителями, устанавливают в стандартах предприятий (объединений) положения, необходимые для деятельности входящих в объединение производственных организаций и предприятий.
На поставляемую (сдаваемую заказчику) продукцию стандарты предприятия не разрабатывают. Требования к этой продукции при отсутствии государственных стандартов должны устанавливаться в технических условиях (ТУ) в составе технической документации.
5.8 Нормативные документы Системы не должны нарушать положений, установленных законодательными актами Российской Федерации.
Нормативные документы субъектов Российской Федерации, нормативные документы субъектов хозяйственной деятельности и технические условия на продукцию не должны нарушать обязательных положений федеральных строительных норм и правил и государственных стандартов.
5.9 Наряду с нормативными документами системы в строительстве применяют:
- государственные стандарты и другие документы по стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта России;
- нормы, правила и нормативы органов государственного надзора;
- стандарты отраслей, нормы технологического проектирования и другие нормативные документы, принимаемые отраслевыми министерствами, государственными комитетами и комитетами в соответствии с их компетенцией.
5.10 Нормативные документы отраслевых министерств, государственных комитетов и комитетов, органов государственного надзора не должны содержать положений, относящихся к компетенции Минстроя России и территориальных органов управления строительством.
Минстрой России в установленном порядке дает заключения по направляемым ему федеральными органами исполнительной власти и органами государственного надзора нормативным документам, затрагивающим вопросы проектирования и строительства, в части соответствия этих документов обязательным требованиям строительных норм и государственных стандартов.
Разрабатываемые и утверждаемые министерствами нормы технологического проектирования представляют на заключение в Главгосэкспертизу при Минстрое России.
6.1 Нормативные документы Системы должны основываться на современных достижениях науки, техники и технологии, передовом отечественном и зарубежном опыте проектирования и строительства и учитывать международные и национальные стандарты технически развитых стран.
Они должны содержать в необходимом объеме технически и экономически обоснованные положения, направленные на достижение целей Системы и обеспечивающие решение конкретных задач каждого документа в соответствии с областью его применения.
Нормативные документы Системы не должны устанавливать требований по вопросам, которые должны регулироваться гражданским правом, законодательством о труде либо другими законодательными актами.
6.2 Положения нормативных документов могут быть обязательными, рекомендуемыми или справочными. Обязательные положения устанавливаются на минимально необходимом или максимально допустимом уровне, рекомендуемые - на уровне лучших отечественных и мировых достижений.
К обязательным относят те положения, которые в соответствии с принципами Системы подлежат безусловному соблюдению.
К рекомендуемым относят нормы, правила и характеристики, которые могут изменяться в соответствии с конкретными потребностями и возможностями потребителя или условиями производства.
В вводной части нормативных документов, содержащих обязательные и рекомендуемые положения, указывают номера разделов и пунктов (подпунктов), носящих обязательный характер.
6.3 В составе нормативных документов следует предусматривать положения, определяющие эксплуатационные характеристики зданий и сооружений, их частей, строительных изделий и материалов, которые должны быть обеспечены при проектировании, строительстве и эксплуатации (эксплуатационные положения).
Эксплуатационные положения должны быть основаны на требованиях потребителя и устанавливаться в соответствии с различными уровнями потребностей или условиями эксплуатации вне зависимости от конструктивного устройства, формы, размеров, применяемых материалов или технологии производства.
Эксплуатационные положения следует излагать в нормативных документах с применением следующих или аналогичных им формулировок:
- Сооружение (здание) должно быть запроектировано и построено таким образом, чтобы ....
- Должно быть обеспечено ....
Для каждой эксплуатационной характеристики в нормативных документах должен быть предусмотрен метод контроля и оценки степени удовлетворения соответствующей потребности. При невозможности прямого нормирования обязательных эксплуатационных характеристик, в том числе в связи с отсутствием методов контроля, эти характеристики могут регламентироваться косвенно путем установления соответствующих описательных положений.
6.4 В строительных нормах и правилах устанавливают обязательные положения, общие для всей территории Российской Федерации или ряда ее регионов с определенными климатическими, геологическими и другими природными условиями.
Строительные нормы и правила должны содержать основные организационно-методические требования, направленные на обеспечение необходимого уровня качества строительной продукции, общие технические требования по инженерным изысканиям для строительства, проектированию и строительству, а также требования к планировке и застройке, зданиям и сооружениям, строительным конструкциям, основаниям и системам инженерного оборудования.
Эти требования должны определять:
- надежность зданий и сооружений и их систем в расчетных условиях эксплуатации, прочность и устойчивость строительных конструкций и оснований;
- устойчивость зданий и сооружений и безопасность людей при землетрясениях, обвалах, оползнях и в других расчетных условиях опасных природных воздействий;
- устойчивость зданий и сооружений и безопасность людей при пожарах и в других расчетных аварийных ситуациях;
- охрану здоровья людей в процессе эксплуатации, необходимый тепловой, воздушно-влажностный, акустический и световой режимы помещений;
- эксплуатационные характеристики и параметры зданий и сооружений различного назначения и правила их размещения с учетом санитарных, экологических и других норм;
- сокращение расхода топливно-энергетических ресурсов и уменьшение потерь теплоты в зданиях и сооружениях.
Строительные нормы и правила не должны содержать требований к технологическим процессам, для которых предназначены здания или сооружения, а также других положений, относящихся к компетенции соответствующих отраслевых органов федеральной исполнительной власти. В необходимых случаях в строительных нормах и правилах следует приводить ссылки на санитарные, экологические и другие нормативные требования.
6.5 В государственных стандартах в зависимости от их вида устанавливают обязательные и рекомендуемые положения в соответствии с ГОСТ Р 1.0 и ГОСТ Р 1.5, в том числе:
- требования к нормативной, проектной, технологической и другим видам документации;
- требования по размерной и функциональной совместимости и взаимозаменяемости в строительстве;
- контролируемые характеристики и параметры помещений и конструктивных частей зданий и сооружений, а также элементов инженерных систем;
- требования к группам однородной продукции предприятий стройиндустрии и стройматериалов, к наиболее массовым конкретным видам строительных изделий, материалов и оборудования;
- правила приемки и методы контроля (испытаний и измерений) в строительстве и при производстве строительных изделий, материалов и оборудования.
6.6* В сводах правил приводят с необходимой полнотой рекомендуемые в качестве официально признанных и оправдавшие себя на практике положения, применение которых позволяет обеспечить соблюдение обязательных требований строительных норм, правил и стандартов и будет способствовать удовлетворению потребностей общества. Своды правил, в частности, могут содержать:
- положения по организации, технологии и правилам производства работ при инженерных изысканиях для строительства, проектировании и строительстве, эксплуатации зданий и сооружений, а также ведению градостроительного кадастра и осуществлению архитектурной и градостроительной деятельности;
- общие градостроительные, типологические и социальные нормативы;
- объемно-планировочные и конструктивные решения зданий, сооружений и их частей;
- методы расчета и проектирования строительных конструкций и оснований.
В своды правил могут включаться извлечения из обязательных положений строительных норм, правил и стандартов (со ссылкой на них), в развитие которых эти своды правил разработаны .
Примечание - Своды правил, как нормативные документы являются признанными техническими правилами. Их следует отличать от рекомендаций, руководств, пособий, и других документов, не являющихся нормативными и содержащих результаты новых разработок, инструктивно-методические и другие материалы различной степени детализации в расчете на исполнителей различной квалификации.
6.6 (Измененная редакция, Изм. № 1).
6.7 В территориальных строительных нормах устанавливают в соответствии с настоящими нормами и правилами организационные, градостроительные, типологические, социально-экономические и необходимые технические положения, которые в федеральных нормативных документах не устанавливаются или приводятся в качестве рекомендуемых.
6.8 Требования к содержанию стандартов предприятий и стандартов общественных объединений - по ГОСТ Р 1.4.
6.9 В технических условиях устанавливают требования к продукции, ее изготовлению, контролю, приемке и поставке (сдаче заказчику), которые целесообразно выделить из состава конструкторской, проектной и другой технической документации для использования в договорах (контрактах) на поставку продукции или строительство объекта.
Построение, изложение и оформление технических условий - в порядке, установленном Госстандартом России.
6.10 Построение, изложение и оформление нормативных документов Системы - в соответствии с требованиями, установленными для стандартов в ГОСТ Р 1.5, и с учетом настоящих норм и правил.
Титульные листы и первые страницы строительных норм и правил, сводов правил, территориальных строительных норм и руководящих документов оформляют в соответствии с приложениями В и Г, а в заголовках применяют прямой порядок слов.
Нормативные ссылки и определения применяемых терминов при нецелесообразности размещения непосредственно в тексте документа из-за большого объема помещают в приложениях.
В предисловии к сводам правил (СП) указывают: "одобрен Минстроем России (письмо N ... от .... ) и согласован с ..... (указывают соответствующие органы надзора и номера документов)".
Строительные нормы и правила издают типографским способом форматом 210´297 мм.
6.11 Обозначения строительных норм и правил, сводов правил, руководящих документов и территориальных строительных норм состоят из индекса (СНиП, СП, РДС, ТСН), номера комплекса в структуре Системы, а затем через дефис - порядкового номера документа данной категории в комплексе и двух последних цифр года принятия документа. При этом порядковые номера СНиП начинаются с номера 01, СП - с номера 101, РДС с номера 201, ТСН - с номера 301. В обозначение территориальных строительных норм после цифр года их принятия включают наименования соответствующей территории.
Обозначения нормативных документов по стандартизации - в соответствии с требованиями ГОСТ Р 1.5.
В предисловии к стандарту, кроме сведений, приводимых в соответствии с требованиями ГОСТ Р 1.5, указывают: "В системе нормативных документов в строительстве входит в комплекс .
7.1 Разработку государственных федеральных нормативных документов и территориальных строительных норм осуществляют в соответствии с настоящими нормами и правилами научно-исследовательские, проектные и другие организации и объединения, а также творческие коллективы, обладающие научным потенциалом и необходимым опытом практической работы в соответствующей области. В разработке документов участвуют также создаваемые Минстроем России технические комитеты по стандартизации и техническому нормированию в строительстве (ТКС).
Заказчиком на разработку документа может быть организация, на которую возложено его принятие, или любая другая заинтересованная организация (предприятие).
Разработку стандартов предприятий и общественных объединений осуществляют по ГОСТ Р 1.4, технических условий - в соответствии с указаниями Госстандарта России и настоящих норм и правил.
7.2 Разработку нормативных документов осуществляют по следующим стадиям:
1-я стадия - организация разработки документа;
2-я стадия - разработка проекта документа в первой редакции;
3-я стадия - подготовка проекта документа в окончательной редакции разработчика и представление его заказчику;
4-я стадия - рассмотрение, принятие (утверждение) и регистрация документа;
5-я стадия - издание документа.
Примечание - Допускается совмещение стадий или выделение отдельных этапов в составе стадии, например, разработка макета (основных положений) документа, опытное проектирование и др.
7.3 Организация разработки документа включает в себя представление предполагаемым разработчиком обоснованной заявки, согласование объемов работ и заключение договоров на их выполнение между заказчиком, основным разработчиком и соисполнителями.
При заключении договора заказчик утверждает краткое техническое задание на разработку нормативного документа, в котором указывает основные цели и задачи разработки, этапы работы и сроки их выполнения, организации-соисполнители, а также организации, которым документ направляют на отзыв и на согласование.
При этом предусматривается, что нормативные документы, положения которых затрагивают вопросы, входящие в компетенцию органов надзора, согласовываются с этими органами.
Территориальные строительные нормы в числе других заинтересованных организаций направляют на заключение также научно-исследовательским и проектным институтам, выполняющим функции головных по соответствующим направлениям нормирования и стандартизации.
Информация о начале разработки строительных норм и правил и государственных стандартов публикуется Минстроем России в журнале "Бюллетень строительной техники" (БСТ). На основе этой информации заинтересованные организации и предприятия представляют разработчику заявки о направлении им на отзыв разрабатываемого проекта документа (первой редакции).
7.4 Разработка проекта нормативного документа организуется основным разработчиком и соисполнителями в согласованном между ними порядке, обеспечивающем качественную подготовку документа в сроки, установленные договором. Подготовленный проект документа рассматривают на научно-техническом совете основного разработчика и рассылают на отзыв с пояснительной запиской по ГОСТ Р 1.2 (первая редакция).
Отзыв по проекту документа направляют разработчику не позднее , чем через два месяца со дня получения проекта. Изложение отзыва - по ГОСТ Р 1.2. При отсутствии отзывов каких либо организаций разработку документа продолжают в соответствии с календарным планом.
7.5 Подготовку проекта нормативного документа для представления его на утверждение осуществляют с учетом полученных отзывов.
Для рассмотрения замечаний и предложений по проекту основной разработчик при необходимости рассмотрения разногласии проводит согласительное совещание с ответственными представителями заинтересованных организаций. Принятые на совещании решения оформляются протоколом и отражаются в сводке отзывов.
В тех случаях, когда по соответствующему направлению нормирования и стандартизации Минстроем России создан технический комитет (ТКС), проект документа рассылается также на отзыв всем членам ТКС. Рассмотрение проекта документа в этом случае, его научно-техническую экспертизу и доработку по результатам рассылки проводит ТКС и разработчик в порядке, установленном Положением о ТКС.
7.6 Согласование проекта документа с органами государственного надзора и другими организациями, указанными в техническом задании на его разработку, осуществляет разработчик до представления документа на утверждение. Согласование федеральных документов осуществляют с федеральными органами, документов субъектов федерации и субъектов хозяйственной деятельности - с соответствующими территориальными органами надзора.
Проект документа направляют на согласование в окончательной редакции разработчика. Рассмотрение проекта осуществляют в срок до 30 дней со дня его поступления. Согласование оформляют письмом. Запись "Согласовано с замечаниями" не допускается.
Разногласия, возникшие при согласовании проекта документа, оформляют совместным протоколом. Решения по разногласиям после их дополнительного рассмотрения с заинтересованными органами принимает Минстрой России.
7.7 Проект нормативного документа разработчик представляет в трех экземплярах, один из которых должен быть первым, с сопроводительным письмом и следующей документацией в одном экземпляре:
- пояснительной запиской к проекту документа по ГОСТ Р 1.2 с обоснованиями, данными об использованных результатах научно-исследовательских работ и о результатах сопоставления документа с международными и зарубежными стандартами;
- проектом документа, рассылавшегося на отзыв (первая редакция) и перечнем организаций, которым проект документа был направлен;
- подлинными заключениями организаций, которым документ рассылался на отзыв и сводкой отзывов;
- протоколами заседаний НТС, согласительного совещания или ТКС по рассмотрению проекта нормативного документа;
- подлинными документами, подтверждающими согласование проекта органами государственного надзора и другими организациями или протокол разногласий (если согласование требовалось техническим заданием);
-предложениями об отмене действующих документов или проектами изменений в них, связанными с введением нового нормативного документа.
В случаях, установленных техническим заданием, один экземпляр проекта нормативного документа представляется на машинном носителе.
7.8 При рассмотрении представленного проекта нормативного документа для решения вопроса о его принятии проводят его проверку на соответствие требованиям законодательства и действующих нормативных документов, общим методологическим принципам нормирования и стандартизации, требованиям настоящих норм и правил, стандартов ГСС и технического задания. По результатам рассмотрения документа разработчик вносит в него необходимые уточнения.
При принятии нормативного документа устанавливают дату введения его в действие. Одновременно отменяют документы, взамен которых он разработан.
7.9 Строительные нормы и правила (СНиП) и государственные стандарты (ГОСТ) в области строительства принимаются и вводятся в действие постановлениями Минстроя России.
Своды правил по проектированию и строительству (СП) принимает разработчик. Согласованные с соответствующими органами надзора своды правил перед утверждением направляют для одобрения в Минстрой России. Одобрение свода правил оформляется письмом Минстроя России.
Руководящие документы Системы (РДС) принимает (утверждает) Минстрой России в установленном им порядке.
Территориальные строительные нормы (ТСН) принимают органы исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации в установленном ими порядке.
7.10 Изменения к нормативным документам разрабатывают и утверждают в порядке, аналогичном порядку разработки и утверждения этих документов. В случаях, предусмотренных техническим заданием, порядок разработки изменений может быть упрощен.
Отмену нормативных документов осуществляют органы, их утвердившие.
7.11 Регистрацию, учет и издание утвержденных строительных норм и правил, государственных стандартов, сводов правил, руководящих документов, изменений к этим документам, а также регистрацию территориальных строительных норм осуществляет Минстрой России в установленном им порядке. При этом государственные стандарты в области строительства и изменения к ним проходят государственную регистрацию в органах Госстандарта России.
При регистрации территориальных строительных норм проводится проверка их соответствия обязательным требованиям федеральных нормативных документов. Территориальные строительные нормы не соответствующие этим требованиям, не регистрируют и не включают в Перечень действующих нормативных документов. Издание зарегистрированных территориальных норм осуществляют соответствующие органы субъектов Российской Федерации.
7.12 Технические условия на строительные материалы, изделия, конструкции и другую продукцию промышленных предприятий разрабатывают организации-разработчики или производители указанной продукции как составную часть проектной, конструкторской или технологической документации на ее изготовление.
Согласование и утверждение технических условий на продукцию предприятий должно производиться в соответствии с порядком, установленном Госстандартом России ("Правила согласования и утверждения технических условий" ПР 50.1.001-93).
При этом вновь разрабатываемые и пересматриваемые технические условия на продукцию, от качества которой зависят прочность, несущая способность, долговечность и другие эксплуатационные характеристики строительных конструкций, а также инженерных систем зданий и сооружений должны пройти научно-техническую экспертизу в организациях, перечень которых определяет Минстрой России.
По требованию заказчика проектной документации на строительство в составе этой документации разрабатывают технические условия, необходимые для приемки строящихся объектов, которые становятся обязательными, если их применение предусмотрено договором подряда.
7.13 Информация о действующих федеральных и территориальных нормативных документах публикуется Минстроем России в виде специальных ежегодных перечней (указателей).
Текущую информацию об утверждении, изменении и отмене этих документов Минстрой России публикует в журнале "Бюллетень строительной техники" (БСТ) и информационно-справочных изданиях ГП "Центр проектной продукции массового применения" Минстроя России.
Информация о государственных стандартах в строительстве публикуется также в ежемесячных и ежегодных указателях "Государственные стандарты Российской Федерации" Госстандарта России.
7.14 Участие в разработке межгосударственных и других региональных, а также международных нормативных документов (стандартов) организует Минстрой России в установленном им порядке.
8.1 Нормативные документы Системы применяют в пределах установленной каждым документом области в соответствии с положениями настоящих норм и правил, законом Российской Федерации "О стандартизации" и ГОСТ Р 1.0 (для нормативных документов по стандартизации).
Межгосударственные строительные нормы и правила применяют на территории Российской Федерации в качестве федеральных нормативных документов путей принятия соответствующих строительных норм и правил Российской Федерации в установленном Минстроем России порядке.
Международные, межгосударственные и другие региональные стандарты, а также национальные стандарты других стран применяют в строительстве непосредственно в качестве стандартов Российской Федерации в порядке, установленном ГОСТ Р 1.0.
8.2 Обязательные требования нормативных документов подлежат применению всеми органами управления и надзора, предприятиями и организациями независимо от формы собственности и принадлежности, гражданами, занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью или осуществляющими индивидуальное строительство, а также общественными и иными организациями, включая совместные предприятия с участием зарубежных партнеров, зарубежными юридическими и физическими лицами.
Отсутствие в договоре (контракте) ссылок на нормативные документы, содержащие обязательные требования, не освобождает исполнителя от их соблюдения.
Разрешение на отступление от обязательных требований нормативного документа в обоснованных случаях может дать только орган, который этот документ введен на территории Российской Федерации, при наличии компенсирующих мероприятий и согласований органов надзора.
8.3 Рекомендуемые положения нормативных документов применяют по усмотрению исполнителя (производителя продукции) или по требованию заказчика.
Указанные положения становятся обязательными для применения, если в договоре (контракте) на выполнение работ или поставку продукции предусмотрены соответствующие указания со ссылкой на эти документы.
При отсутствии в договоре (контракте) таких указаний экспортирующие или контролирующие органы не вправе требовать применения рекомендуемых положений для обеспечения выполнения обязательных требований, или запрещать применение решений, отсутствующих в нормах.
Исполнитель может разработать и осуществить собственное или любое другое решение, как наиболее рациональное в конкретной ситуации. Возможность применения таких решений должна быть подтверждена расчетом, результатами исследований, экспериментов или другим способом. Применение рекомендуемых норм следует рассматривать лишь как один из способов выполнения соответствующих обязательных требований.
8.4 На проектирование и строительство уникальных и экспериментальных объектов, при необходимости, следует разрабатывать технические условия, которые утверждает заказчик по согласованию с Минстроем России и органами надзора.
8.5 На существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений.
При изменении функционального назначения существующих зданий (сооружений) или отдельных помещений в них, должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений.
8.6 Юридические и физические лица несут ответственность за нарушение обязательных требований и правильность применения положений нормативных документов в соответствии с законодательством.
(обязательное)
ТЕРМИНЫ
СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
NN пп |
Термин и его эквивалент на английском языке |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ |
Документ, на основе которого дано определение |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ |
|||
1.1 |
Нормативный документ |
Документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся определенных видов деятельности или их результатов и доступный широкому кругу потребителей Примечания 1 Термин "нормативный документ" в Системе нормативных документов в строительстве охватывает такие понятия, как строительные нормы и правила, свод правил, территориальные строительные нормы, стандарт. 2 Деятельность, проявляющаяся при разработке, опубликовании и применении нормативных документов Системы обозначается термином "нормирование и стандартизация". Термины, определяющие цели и другие аспекты нормирования и стандартизации, принимают по ГОСТ Р 1.0 |
ИСО/МЭК-2:1991
|
1.2 |
Строительные нормы и
правила |
Нормативный документ в области строительства, принятый органом исполнительной власти и содержащий обязательные требования Примечания 1 Строительные нормы и правила являются частным случаем технического регламента (technical regulation) 2 В Системе нормативных документов в строительстве к области строительства относятся объекты нормирования и стандартизации в соответствии с приложением Б |
ИСО/МЭК
-2:1991 |
1.3 |
Свод правил (по
проектированию и строительству) |
Нормативный документ, рекомендующий технические решения или процедуры инженерных изысканий для строительства, проектирования, строительно-монтажных работ и изготовления строительных изделий, а также эксплуатации строительной продукции, и определяющий способы достижения ее соответствия обязательным требованиям строительных норм, правил и стандартов |
ИСО/МЭК
-2:1991 |
1.4 |
Территориальные строительные нормы Provincial Normative document (in building construction) |
Нормативный документ в области строительства, принятый на уровне одной территориальной единицы страны |
ИСО/МЭК
-2:1991 |
1.5 |
Стандарт международный, региональный (межгосударственный), национальный стандарт и стандарт предприятия Standard, international, Regional, National standard and Company standard |
По ГОСТ Р 1.0 |
|
1.6 |
Технические условия Technical specification |
Документ, устанавливающий технические требования, которым должна удовлетворять продукция, процесс или услуга Примечания 1 В документе технических условий должны быть указаны процедуры, с помощью которых можно установить, соблюдены ли данные требования. 2 Технические условия могут быть стандартом (стандарт вида технических условий), или самостоятельным документом на конкретную продукцию. 3 В соответствии с законом "О стандартизации" технические условия как самостоятельный документ разрабатывают в составе технической документации на продукцию. Технические условия, на которые сделаны ссылки в договорах (контрактах) на поставляемую продукцию по ГОСТ Р 1.0, применяют в качестве нормативного документа. |
ИСО/МЭК
- |
1.7 |
Признанное технические правило Acknowledged rule of technology |
Техническое положение, признаваемое большинством компетентных специалистов в качестве отражающего уровень развития техники
Примечание - Нормативный документ считается признанным технически правилом. |
ИСО/МЭК
- 2:1991 |
1.8 |
Комплекс нормативных документов
Series of normative documents |
Совокупность взаимосвязанных нормативных документов, объединенных общей целевой направленностью и устанавливающих согласованные требования к взаимосвязанным объектам стандартизации (нормирования) |
|
2 СОДЕРЖАНИЕ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ |
|||
2.1 |
Положение (нормативного документа) Provision |
Логическая единица содержания нормативного документа. Положения нормативных документов в строительстве подразделяются: - по форме представления на нормы, правила и сообщения; - по степени обязательности на обязательные, рекомендуемые и справочные; - по содержанию на эксплуатационные, описательные и методические. |
ИСО/МЭК
- |
2.2 |
Норма |
Положение, устанавливающее количественные или качественные критерии, которые должны быть удовлетворены Примечания 1 В документах ИСО приведенное определение соответствует английскому термину "Requirement" (требование). 2 Для норм, характеризующих расчетную потребность в натуральной или стоимостной форме, выраженную в абсолютных или относительных показателях, применяют также термин " норматив". |
ИСО/МЭК
- 2:1991 |
2.3 |
Правило |
Положение, описывающее действия, предназначенные для выполнения |
ИСО/МЭК
- |
2.4 |
Сообщение |
Положение, содержащее информацию |
ИСО/МЭК
- |
2.5 |
Обязательное положение - (требование) |
Положение (норма или правило), применение которого обязательно по закону |
ИСО/МЭК
- |
Примечание - В соответствии с документами ИСО положение нормативного документа может быть: |
|||
Mandatory requirement |
обязательным по общему закону или в связи со ссылкой в регламенте; |
||
Exclusive requirement |
обязательным с точки зрения достижения соответствия тому документу, в котором это положение содержится; |
||
optional requirement |
обязательным в рамках выбора или дополнительно для определенных случаев (альтернативное требование). |
||
2.6 |
Рекомендуемое положение |
Положение (норма или правило), содержащее совет или указание, не носящее обязательного характера |
ИСО/МЭК
- |
2.7 |
Справочное положение |
Положение, содержащее информацию (сообщение) |
ИСО/МЭК
- |
2.8 |
Эксплуатационное положение |
Положение, которое содержит характеристики соответствия продукции своему назначению, связанные с поведением этой продукции при ее использовании (эксплуатационные характеристики) |
ИСО/МЭК
- ИСО 6240 ИСО 6241 |
2.9 |
Описательное положение |
Положение, которое содержит характеристики соответствия продукции своему назначению, связанные с ее производством Примечания 1 Описательные положения обычно содержат описание проекта, конструктивных деталей и т.д. с указанием размеров и состава материалов. 2 В материалах ИСО по строительству для стандартов, содержащих описательные положения, применяется также термин "предписывающий (prescriptive) стандарт". |
ИСО/МЭК
- |
2.10 |
Методическое положение |
Положение, указывающее один или несколько способов достижения соответствия требованию нормативного документа (направленное на достижение соответствия) |
ИСО/МЭК
- |
3 ГАРМОНИЗАЦИЯ СТАНДАРТОВ И ДРУГИХ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ |
|||
3.1 |
Гармонизированные стандарты (нормативные документы) Harmonized standards |
Стандарты на один и тот же объект, утвержденные различными органами по стандартизации и обеспечивающие взаимозаменяемость продукции, процессов и услуг и взаимное понимание результатов испытаний или информации. Примечание - Гармонизированные стандарты могут иметь различия в форме представления или даже в содержании. |
ИСО/МЭК
- |
3.2 |
Идентичные стандарты
(нормативные документы) |
Гармонизированные стандарты, которые идентичны по содержанию и по форме представления |
ИСО/МЭК
- |
3.3 |
Сопоставимые стандарты |
Стандарты на один и тот же объект, утвержденные различными органами по стандартизации и основанные на одних и тех же методах, которые позволяют однозначно сопоставить различия в требованиях Примечание - Сопоставимые стандарты не являются гармонизированными стандартами |
ИСО/МЭК
- |
4 ОБЪЕКТЫ НОРМИРОВАНИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ |
|||
4.1 |
Объекты градостроительной деятельности |
Системы расселения, города, другие поселения и их части |
|
4.2 |
Строительная продукция |
Законченные строительством здания и другие строительные сооружения, а также их комплексы Примечания 1 Применяемое на практике словосочетание "здания и сооружения" в Системе нормативных документов понимается как "здания и другие строительные сооружения" 2 Предметом рассмотрения в Системе нормативных документов в строительстве является строительная часть зданий и сооружений, а также инженерное оборудование, функцией которых является обеспечение нормальных условий для ведения соответствующих технологических процессов |
- |
4.3 |
Строительное сооружение |
Единичный результат строительной деятельности, предназначенный для осуществления определенных потребительских функций. |
- |
4.4 |
Здание |
Наземное строительное сооружение с помещениями для проживания и (или) деятельности людей, размещения производств хранения продукции или содержания животных |
- |
4.5 |
Помещение |
Пространство внутри здания, имеющее определенное функциональное назначение и ограниченное строительными конструкциями |
- |
4.6 |
Строительная конструкция |
Часть здания или другого строительного сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции |
- |
4.7 |
Строительное изделие |
Изделие, предназначенное для применения в качестве элемента строительных конструкций зданий и сооружении |
|
4.8 |
Строительный материал |
Материал (в т.ч. штучный). Предназначенный для создания строительных конструкций зданий и сооружений и изготовления строительных изделий |
(обязательное)
СТРУКТУРА
СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Комплексы документов |
Основные направления стандартизации и нормирования |
1 |
2 |
1 ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ |
|
10 Стандартизация, нормирование, сертификация |
Цели, задачи, объекты, методология и организация работ по стандартизации, нормированию и сертификации в строительстве |
11 Инженерные изыскания для строительства и проектирование |
Состав, общие требования и порядок проведения инженерных изысканий для строительства, предпроектных и проектных работ Порядок согласования, экспертизы и утверждения проектов. Виды, содержание и оформление градостроительной и проектно-сметной документации |
12 Производство |
Организация строительства, технологическая подготовка и общие правила строительного производства, механизация строительства, обеспечение безопасности труда и охрана окружающей среды в процессе строительства. Контроль качества и приемка законченных строительством объектов. Организация производства строительных изделий и материалов. Виды, содержание и оформление технологической и исполнительной документации |
13 Эксплуатация |
Общие правила технического обслуживания, обследования и ремонта строительных конструкций и систем инженерного оборудования зданий и сооружений. Виды, содержание и оформление ремонтно-эксплуатационной документации |
14* Градостроительный кадастр |
Общие правила создания и ведения градостроительного кадастра. Виды, содержание и оформление документации градостроительного кадастра |
15* Архитектурная и градостроительная деятельность |
Организационно-методические положения, определяющие структуру и функции единой системы органов архитектуры и градостроительства. Правила и методы осуществления архитектурной деятельности ее участниками. |
2 ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ |
|
20 Основные положения надежности строительных сооружений |
Общие принципы обеспечения безопасности, эксплуатационной пригодности и долговечности строительных сооружений, инженерных систем, конструкций и материалов. Основные понятия надежности, классификация строительных сооружений по степени ответственности, нагрузки и воздействия различных видов. Классификация отказов, параметры расчетных моделей и принципы установления нормативных требований по надежности строительных сооружений, конструкций и оснований. Основы статистического приемочного контроля в строительстве |
21 Пожарная безопасность |
Общие принципы обеспечения пожарной безопасности при решении градостроительных, объемно-планировочных и конструктивных задач, классификация зданий, сооружений и их элементов по огнестойкости и пожарной опасности, средства противопожарной защиты, пути эвакуации и зоны безопасности. Пожарно-технические показатели строительных конструкций, материалов и изделий, принципы расчета, методы контроля и испытаний |
22 Защита от опасных геофизических воздействий |
Общие принципы инженерной защиты и характеристики опасных геофизических воздействий (сейсмика, оползни, обвалы, лавины, сели, эрозия, подрабатываемые, карстовые, затопляемые и подтопляемые территории и др.). Требования к инженерным изысканиям для строительства, градостроительным, объемно-планировочным. Конструктивным и строительно-технологическим мероприятиям по обеспечению безопасности людей, а также эксплуатации сооружений инженерной защиты |
23 Внутренний климат и защита от вредных воздействий |
Общие принципы обеспечения теплового, воздушно-влажностного, акустического и светового режима помещений. Характеристики воздействия окружающей среды (в т.ч. климатические воздействия, вибрация, шум, излучения, токсичные выделения и другие). Расчетные методы и конструктивное обеспечение защиты здоровья людей от этих воздействий, методы контроля и испытаний |
24 Размерная взаимозаменяемость и совместимость |
Общие принципы обеспечения размерной взаимозаменяемости и совместимости в строительстве, правила координации размеров, допуски геометрических параметров. Методы измерений и контроля точности |
3 НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ, ЗДАНИЯМ И СООРУЖЕНИЯМ |
|
30 Градостроительство |
Основные положения расселения, размещения производительных сил, развития межселенной, инженерной и транспортной инфраструктуры территорий, планировка и застройка территорий, поселений и их отдельных частей |
31 Жилые, общественные и производственные здания и сооружения |
Классификация и технические требования к жилым, общественным, производственным и складским зданиям, сооружениям и их частям. Основные положения по производству работ, правила приемки, методы контроля и испытаний |
32 Сооружения транспорта |
Классификация, нагрузки и воздействия, геометрические параметры и технические требования к сооружениям и элементам автомобильных и железных дорог, метрополитена, морского, речного, воздушного, промышленного и городского транспорта. Основные положения по расчету, проектированию и производству работ, правила приемки, методы контроля и испытаний |
33 Гидротехнические и мелиоративные сооружения |
Классификация, нагрузки и воздействия, основные требования к плотинам, каналам, дамбам, берегоукрепительным и другим сооружениям. Основные положения по расчету, проектированию и производству работ, правила приемки, методы контроля и испытаний |
34 Магистральные и промысловые трубопроводы |
Классификация, нагрузки и воздействия, геометрические параметры и технические требования к трубопроводам и хранилищам для газа, нефти и нефтепродуктов, а также их размещению. Основные положения по расчету, проектированию и производству работ, правила приемки, методы контроля и испытаний |
35* Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения |
Основные положения и общие требования по обеспечению доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения |
4 НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ НА ИНЖЕНЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ И ВНЕШНИЕ СЕТИ |
|
40 Водоснабжение и канализация |
Классификация систем и потребителей, технические требования к наружным сетям, сооружениям и их размещению, внутренним системам. Нормы потребления воды, водоподготовка и очистка стоков. Основные положения по проектированию и производству работ, режиму эксплуатации. Санитарно-техническое оборудование, арматура, приборы и канализационные трубы. Правила приемки, методы контроля и испытаний. |
41 Теплоснабжение, отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха |
Классификация систем и потребителей, технические требования к наружным сетям и сооружениям, их размещению, сетевой воде, внутренним системам и оборудованию. Нормы потребления теплоты, очистка выбросов, использование вторичных тепловых ресурсов. Основные положения по проектированию и производству работ, режиму эксплуатации. Отопительные приборы, арматура и воздуховоды. Правила приемки, методы контроля и испытаний. |
42 Газоснабжение |
Классификация систем, технические требования к газопроводам, оборудованию и отключающим устройствам. Нормы потребления газа. Основные положения по проектированию и производству работ, режиму эксплуатации. Правила приемки, методы контроля и испытаний |
Примечание - Требования к оборудованию других инженерных систем зданий принимают в соответствии со стандартами Госстандарта России, Правилами устройства электроустановок Госэнергонадзора и соответствующими нормативными документами других органов. |
|
5 НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ НА СТРОИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ И ИЗДЕЛИЯ |
|
50 Основания и фундаменты зданий и сооружений |
Классификация и расчетные характеристики грунтов. Методы расчета и проектирования оснований и свайных фундаментов. Основные положения по производству работ, режиму эксплуатации и диагностике состояния. Правила приемки, методы контроля и испытаний |
51 Каменные и армокаменные конструкции |
Общие требования к каменным и армокаменным конструкциям зданий и сооружений. Методы расчета и проектирования конструкций и их соединений, основные положения по возведению конструкций, режиму их эксплуатации и диагностике состояния. Правила приемки, методы контроля и испытаний |
52 Железобетонные и бетонные конструкции |
Общие требования к монолитным, сборным и сборно-монолитным бетонным и железобетонным конструкциям. Методы расчета и проектирования конструкций и их соединений, основные положения по изготовлению, возведению конструкций, защите от коррозии, режиму их эксплуатации и диагностике состояния. Железобетонные и бетонные конструкции заводского изготовления. Правила приемки, методы контроля и испытаний |
53 Металлические конструкции |
Общие требования к несущим и ограждающим, в том числе с эффективным утеплителем, конструкциям из стали и алюминиевых сплавов. Методы расчета и проектирования конструкций и их соединений, основные положения по изготовлению, монтажу конструкций, защите от коррозии, режиму их эксплуатации и диагностике состояния. Металлические конструкции заводского изготовления. Правила приемки, методы контроля и испытаний |
54 Деревянные конструкции |
Общие требования к деревянным конструкциям зданий и сооружений. Методы расчета и проектирования конструкций и их соединений, основные положения по изготовлению, монтажу конструкций, защите от коррозии, режиму их эксплуатации и диагностике состояния. Деревянные конструкции и изделия заводского изготовления. Правила приемки, методы контроля и испытаний |
55 Конструкции из других материалов |
Общие требования к асбестоцементным и конструкциям из других материалов. Методы расчета и проектирования конструкций и их соединений, основные положения по изготовлению, монтажу конструкций, режиму их эксплуатации и диагностике состояния. Конструкции заводского изготовления. Правила приемки, методы контроля и испытаний |
56 Окна, двери, ворота и приборы к ним |
Общие требования к изделиям. Технические условия на изделия и комплектующие детали. Правила приемки, методы контроля и испытаний |
6 НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ НА СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ИЗДЕЛИЯ |
|
60 Стеновые кладочные материалы |
Общие требования к кирпичу и стеновым камням из различных материалов. Технические условия на конкретные разновидности, типы, марки. Правила приемки, методы контроля и испытаний |
61 Минеральные вяжущие вещества |
Общие требования к цементу и другим вяжущим. Технические условия на конкретные разновидности, типы, марки. Правила приемки, методы контроля и испытаний |
62 Бетоны и растворы |
Общие требования к бетонам различных видов, бетонным смесям, строительным растворам. Технические условия на конкретные разновидности. Правила приемки, методы контроля и испытаний |
63 Щебень, гравий и песок для строительных работ |
Общие требования к щебню, гравию, песку, искусственным и природным пористым заполнителям. Технические условия на конкретные разновидности. Правила приемки, методы контроля и испытаний |
64 Теплоизоляционные, звукоизоляционные и звукопоглощающие материалы |
Общие требования к минераловатным изделиям, изделиям из ячеистого бетона, плитам на основе пенопластов и другим теплоизоляционным материалам. Технические условия на конкретные разновидности. Правила приемки, методы контроля и испытаний |
65 Кровельные, гидроизоляционные и герметизирующие материалы и изделия |
Общие требования к рулонным кровельным материалам, кровельным мастикам, изоляционным и герметизирующим материалам. Технические условия на конкретные разновидности. Правила приемки, методы контроля и испытаний |
66 Отделочные и облицовочные материалы |
Требования к полимерным, керамическим, древесным и другим отделочным и облицовочным материалам и изделиям. Правила приемки, методы контроля и испытаний |
67 Асбестоцементные изделия |
Требования к асбестоцементным плоским и волнистым листам, трубам, экструзионным изделиям. Правила приемки, методы контроля и испытаний |
68 Дорожные материалы |
Требования к асфальтобетону, асфальтобетонным смесям и другим дорожным материалам. Правила приемки, методы контроля и испытаний |
69 Строительное стекло |
Требования к листовому стеклу и изделиям из стекла для строительства. Правила приемки, методы контроля и испытаний |
7 НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ НА МОБИЛЬНЫЕ ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ, ОСНАСТКУ, ИНВЕНТАРЬ И ИНСТРУМЕНТ |
|
70 Мобильные здания и сооружения |
Классификация и общие технические требования . Технические условия на конкретные типы зданий и сооружений. Правила приемки, методы контроля и испытаний |
71 Оснастка строительных организаций |
Общие технические требования к лесам и подмостям, опалубке для бетонных работ, монтажной оснастке и креплениям, ручному инструменту, средствам пакетирования и контейнеризации. Правила приемки, методы контроля и испытаний |
72 Специализированная оснастка предприятий стройиндустрии |
Общие технические требования к оснастке, смазке для оснастки и форм. Правила приемки, методы контроля и испытаний |
8 НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ЭКОНОМИКЕ |
|
80 Экономика строительства |
Организационно-методические положения по вопросам эффективности инвестиционных проектов, договорных отношений и регулирования инвестиционной деятельности |
81 Ценообразование и сметы |
Правила и методы определения стоимости проектно-изыскательских работ и строительства в составе предпроектной и проектной документации. Сметная нормативная база для определения потребности в капитальных вложениях, формирования свободных (договорных) цен на строительную продукцию и осуществления расчетов между участниками строительства |
82 Материальные и топливно-энергетические ресурсы |
Правила и методики разработки и применения нормативных показателей расхода материальных и топливно-энергетических ресурсов для строительства |
83 Трудовые ресурсы |
Правила и методики определения трудоемкости элементов строительной продукции, а также потребности средств на заработную плату |
(Измененная редакция, Изм. № 1, 2)
(обязательное)
ФОРМА ОБЛОЖКИ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
Система нормативных документов в строительстве _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ (вид документа - строительные нормы в правила Российской Федерации, территориальные строительные нормы, свод правил, руководящий документ) |
|
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ (наименование документа) _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ (обозначение документа)
Издание официальное |
|
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ (наименование органа, утвердившего документ) _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ ( город, где расположен орган ) _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ (год издания) |
ë______________________________ Цветная полоса: СНиП - красная
СП - синяя
РДС - зеленая
(обязательное)
ФОРМА ПЕРВОЙ СТРАНИЦЫ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
------------------------------------- обозначение документа
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ (вид нормативного документа) |
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ (наименование документа на русском языке) _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ (наименование документа на английском языке - для федеральных нормативных документов) |
Дата введения _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ (год, месяц, число)
ТЕКСТ
---------------------------------------------------------------------------------------------------------- издание официальное |
Ключевые слова: стандартизация, нормирование, система нормативных документов, цели, задачи, принципы, структура, объекты стандартизации и нормирования, разработка, принятие, применение нормативных документов