Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

25 страниц

300.00 ₽

Купить Р 50-601-13-89 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Рекомендации содержат пояснения и практические советы по применению ГОСТ 15.009-89 "Система разработки и постановки продукции на производство. Непродовольственные товары народного потребления" с учетом специфики разработки различных видов товаров и опыта применения ранее действовавшего порядка.

 Скачать PDF

Издание второе, дополненное

Оглавление

Общие положения

Приложение 1. Примерный перечень сложной бытовой техники

Приложение 2. Рекомендации по составлению технического описания образца

Приложение 3. Рекомендации по применению образцов-эталонов

Приложение 4. Форма ярлыка к образцу-эталону

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25

ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ИНСТИТУТ СЕРТИФИКАЦИИ (ВНИИС)
ГОССТАНДАРТА РОССИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

СИСТЕМА РАЗРАБОТКИ
И ПОСТАНОВКИ ПРОДУКЦИИ
НА ПРОИЗВОДСТВО

Р 50-601-5-89; Р 50-601-13-89;
Р 50-601-4-89

Москва 1990

РАЗЪЯСНЕНИЯ
по использованию рекомендаций Р 50-601-13-89
совместно с ГОСТ 15.009-91

С 01.07.91 взамен ГОСТ 15.009-89, на который распространялись рекомендации Р 50-601-13-89, действует новый ГОСТ 15.009-91, утвержденный постановлением Госстандарта СССР от 27.05.91 № 744.

Новый стандарт по сравнению с ранее действовавшим имеет следующие особенности:

- все требования стандарта разделены на обязательные и рекомендуемые;

- разработчику и изготовителю предоставлена большая самостоятельность в организации приемочной комиссии и взаимодействии е основным потребителем;

- повышена информативность стандарта за счет включения в его содержание ряда положений из данных рекомендация.

Ранее действовавший порядок является одним из вариантов применения положений ГОСТ 15.009-91, поэтому продолжение деятельности по нему не противоречит этому стандарту.

Настоящие рекомендации можно применять совместно с новым стандартом с учетом следующего:

- в связи с новой нумерацией пунктов стандарта отнесение текста рекомендаций не принимать во внимание;

- по пункту 2 рекомендаций: привлечение основного потребителя на стадии разработки не является обязательным, а рекомендуется для учета интересов потенциальных потребителей будущей продукции;

- по пункту 7 рекомендаций: председателя приемочной комиссия определяет заказчик, а при его отсутствии - разработчик и изготовитель, при этом им может быть не обязательно основной потребитель.

При использовании рекомендаций необходимо иметь ввиду, что в соответствии с ГОСТ 15.009-91 обязательными требованиями являются следующие:

1. Опытные образцы подлежат комплексной оценке потребительских свойств продукции и проверке ее на соответствие требованиям, обеспечивающим безопасность для жизни и здоровья населения и охрану окружающей среды.

2. Приемочные испытания являются обязательными, за исключением случаев, когда потребительские свойства продукции или их изменения (при модернизации или модифицировании) же выражаются количественными значениями показателей качества, требующими экспериментального подтверждения, и могут быть полностью оценены экспертным методом при демонстрации образцов продукции.

3. Испытания опытных образцов (опытных партий) продукции на соответствие требованиям, обеспечивающим безопасность для жизни и здоровья населения и охрану окружающей среды, установленные в стандартах и (или) технических заданиях, являются обязательными и проводятся независимыми испытательными лабораториями (центрами), аккредитованными Госстандартом СССР. По согласованию с Госстандартом СССР допускается проведение испытаний другими организациями (предприятиями).

4. Разработчик разрабатывает документ, определяющий требования к качеству продукции (стандарт, технические условия, техническое описание образца). Если качество продукции не может быть полностью определено технической документацией, а возможные отклонения внешнего вида и других признаков, определяемых органолептическим методом, влияют на потребительские свойства продукции, то совместно с документацией применяют образец-эталон.

5. Новые образцы игрушек утверждают межведомственные художественно-технические советы или комиссии при министерствах (комитетах) народного образования союзных республик.

6. Решение о производстве продукции принимает изготовитель при условии:

положительных результатов приемочных испытаний и (или) экспертной оценки опытных образцов (партий);

положительного заключения органов, осуществляющих надзор за безопасностью, охраной здоровья и природы (если необходимость получения такого заключения для данного вида продукции определена документами этих органов);

наличия документа, определяющего требования к качеству продукции и утвержденного образца-эталона (если его утверждение предусмотрено на этой стадии).

7. Необходимость изготовления установочной серии определяет изготовитель. При этом, если образец-эталон не был утвержден на стадии опытных образцов, то изготовление и квалификационные испытания установочной серии являются обязательными. Предприятие-изготовитель по согласованию с основным потребителем (при его наличии) утверждает в качестве образца-эталона образец из установочной серии.

Возможность реализации продукции потребителям в период освоения ее производства - в соответствии с ГОСТ 15.001-88, разд. 5.

8. Для предприятия, начавшего производство продукции, ранее освоенной на другом предприятии, проводят квалификационные испытания образцов установочной серии и утверждают свой образец-эталон из установочной серии.

Заместитель председателя ТК 65

А.Л. Теркель

РЕКОМЕНДАЦИИ

Группа Т 52

Рекомендации

Система разработки и постановки продукции
на производство

ПРИМЕНЕНИЕ ГОСТ 15.009-89

Р 50-601-13-89*

_______________

* Издание второе, дополненное

Настоящие рекомендации содержат пояснения и практические советы по применению ГОСТ 15.009-89 "Система разработки и постановки продукции на производство. Непродовольственные товары народного потребления" с учетом специфики разработки различных видов товаров и опыта применения ранее действовавшего порядка.

1. ГОСТ 15.009 устанавливает основные положения разработки и постановки на серийное (массовое) производство непродовольственных товаров народного потребления государственными, кооперативными и иными общественными организациями, предприятиями и объединениями.

Стандарт применяется при разработке и постановке на производство всех видов непродовольственных товаров народного потребления, кроме продукции легкой промышленности, которая разрабатывается и ставится на производство по ГОСТ 15.007.

По ГОСТ 15.009 разрабатывается продукция (изделия, вещества, материалы), предназначенная для продажи населению, а не для нужд предприятий и организаций, даже если она засчитывается в плане производства как товары народного потребления, например:

1) материалы и комплектующие изделия, предназначенные для производства товаров народного потребления;

2) изделия, предназначенные для коллективного платного пользования (оборудование прачечных самообслуживания, игровые автоматы и т.п.);

3) медицинские изделия;

4) лекарственные средства.

Продукция, указанная в перечислении 1 и 2 разрабатывается по ГОСТ 15.001, в перечислении 3 - по ГОСТ 15.013, в перечислении 4 - в порядке, установленном Минздравом СССР.

Продукция, создаваемая для нужд предприятий и организаций, часть которой будет реализована населению, разрабатывается и ставится на производство по ГОСТ 15.001 или ГОСТ 15.013 с учетом п. 12 настоящих рекомендаций.

Под действие стандарта подпадают товары независимо от сложности, новизны (новые, модернизированные, модифицированные) и способа реализации населению (через государственную торговую сеть, торговую сеть потребительской кооперации, через другие виды торговых организаций, а также при реализации непосредственно изготовителем).

Разработка и постановка на производство товаров, относящихся к средствам измерений, осуществляется с учетом требований Государственной системы обеспечения единства измерений.

2. (п. 1)* Разработка товаров преимущественно является инициативной, т.е. осуществляемой без заказчика конкретного товара.

В этом случае к разработке привлекается основной потребитель.

________________

* Здесь и далее в скобках указан пункт ГОСТ 15.009, к которому относится текст пункта рекомендаций.

Если инициатива производства товара исходит от изготовителя, не имеющего возможности разработать товар, то он заказывает его разработку как научно-техническую продукцию и является заказчиком по отношению к разработчику.

В этом случае, помимо положений ГОСТ 15.009, могут выполняться дополнительные требования, определяемые сторонами при заключении договора на создание научно-технической продукции.

Условия заключения и выполнения таких договоров - в соответствии с "Положением о договорах на создание (передачу) научно-технической продукции", утвержденным постановлением ГКНТ от 19.11.87 № 435.

Возможны случаи, когда заказчиком может выступать организация торговли, в том числе при выдаче ею имеющегося образца для его воспроизведения в серийном (массовом) производстве.

Основным потребителем товаров, предназначенных для реализации через государственную торговую сеть, являются организации, определяемые Минторгом СССР и союзных республик, а для реализации через торговую сеть потребительской кооперации - Центросоюз СССР. По товарам, предназначенным для реализации населению непосредственно их изготовителем (без посредников), основного потребителя не определяют.

Разработка товаров может проводиться на конкурсной основе.

3. Совет Министров СССР постановлением от 9 января 1989 г. № 21 отменил институт головных министерств по товарам народного потребления. Этим постановлением ответственность за технический и эстетический уровень товаров, соответствие их потребительских свойств спросу населения, обеспечение надежности и безопасности в эксплуатации возлагается непосредственно на предприятия, объединения и организации, которые разрабатывают и изготавливают указанные товары.

Возложение ответственности на разработчика и изготовителя предполагает осведомленность и выполнение ими обязательных требований к данному виду продукции.

Это могут быть общие технические требования, установленные стандартами, требования безопасности, охраны здоровья и природы, определенные нормативными документами органов, осуществляющих надзор за соблюдением этих требований в стране (Минздрав СССР, Госкомприрода СССР, МВД СССР и др.).

Выполнение установленных требований к продукции разработчиком и изготовителем не исключает возможность их контроля со стороны надзорных органов в соответствии с положениями о них. Например, при разработке игрушек необходимо получить заключение Санэпидемстанции о соответствии их санитарно-гигиеническим требованиям.

По продукции, предназначенной для дооборудования или повышения эффективности использования выпускаемых другим предприятием изделий, рекомендуется от этого предприятия или другой компетентной организации получить заключение о допустимости и целесообразности применения продукции с исходным изделием (изделиями).

Например, при разработке принадлежностей, новых функциональных элементов автомобилей, присадок к топливу, маслам и смазкам, влияющих на эксплуатационные свойства автомобиля за заключением можно обратиться в центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ) или непосредственно к предприятию-изготовителю автомобилей.

Заключение выдается на основе испытаний, подтверждающих совместимость продукции с исходным изделием, технический эффект и сохранение (не снижение) уровня безопасности для человека и природы при совместном использовании исходного изделия с разработанной продукцией.

О наличии заключения указывают в эксплуатационной документации на продукцию.

4. (п. 2). Порядок разработки товара разработчик определяет самостоятельно, а при наличии заказчика - совместно с ним. При этом может использоваться типовой, состав работ, содержащихся в ГОСТ 15.001, а именно:

1) разработка технического задания;

2) разработка технической и нормативно-технической документации;

3) изготовление и испытания образцов продукции;

4) приемка результатов разработки;

5) подготовка и освоение производства.

Конкретное содержание работ и их последовательность определяется исходя из назначения товара, его сложности, новизны, необходимости и формы технического обслуживания и ремонта при эксплуатации потребителем, а также географии и масштабов реализации.

Техническое задание, как правило, разрабатывается на сложную бытовую технику и утверждается разработчиком по согласовании с заказчиком (при его наличии).

Необходимость согласования ТЗ с основным потребителем определяет заказчик, а при его отсутствии - разработчик. То же относится к согласованию ТЗ с органами, осуществляющими надзор за безопасностью, охраной здоровья и природы.

Разработка продукции должна опираться на результаты изучения и прогнозирования спроса населения с учетом возрастных, социальных и национальных групп потребителей, а также направлений развития ассортимента и моды. При этом должна использоваться действующая в стране нормативно-техническая документация на данный вид продукции.

В процессе проектирования изделий проводят работы по художественному конструированию (дизайну), направленные на отработку композиционных и эстетических решений во взаимной связи с его функциональным назначением. При этом выполнение эскизов, макетов или художественно-конструкторского проекта может осуществляться специализированной дизайнерской организацией или отдельными специалистами по заказу разработчика. Ответственность за эстетический уровень разрабатываемых изделий несет разработчик товара, независимо от исполнителя дизайнерских проработок.

Для изделий с предусмотренным централизованным техническим обслуживанием и (или) ремонтом необходимо провести отработку продукции на ремонтопригодность. Отработку обеспечивает разработчик с привлечением изготовителя (его сервисной службы) и при необходимости специализированных организаций бытового обслуживания населения, в системе которого будет осуществляться гарантийный и послегарантийный ремонт этой продукции. Одной из таких организаций является Центральный научно-исследовательский институт бытового обслуживания населения (ЦНИИбыт).

5. (п. 3). Обеспечение проведения приемочных испытаний возложено на разработчика. Это означает ответственность не только за организацию испытаний, но и за полноту программ испытаний, объективность и достоверность их результатов.

При отсутствии у разработчика необходимых условий для проведения полноценных испытаний, он привлекает изготовителя или передает образцы для испытаний сторонней организации (испытательному центру, лаборатории и др.). На стороне могут проводиться весь комплекс испытаний или отдельные виды, например климатические, акустические, токсикологические. Разработчик обобщает результаты испытаний всех видов и несет ответственность за достоверность результатов испытаний в целом.

Испытаниям подвергают опытные образцы (опытные партии), изготовленные по рабочей документации, или экспериментальные образцы, на которые еще не имеется документации.

Экспериментальные образца товаров должны быть функционально пригодными и законченными в эстетическом отношении.

Разновидностью экспериментальных образцов являются авторские образцы, созданные отдельными специалистами, в том числе в порядке личной инициативы.

Приемочные испытания проводят в соответствии с требованиями действующих документов:

1) стандартов общих технических требований (общих технических условий), или методов испытаний данного вида продукции;

2) стандартов методов испытаний для определения отдельных свойств продукции (надежности, герметичности, устойчивости и т.д.);

3) стандартов системы безопасности труда (ССБТ) и охраны природы;

4) типовых программ и методик испытаний;

5) технических условий на аналогичную продукцию.

Если требований в указанных документах недостаточно для проведения испытаний образцов конкретной продукции, то разрабатывается программа и методика испытаний этой продукции или только программа.

Приемочные испытания допускается не проводить, если потребительские свойства продукции или их изменения (при модернизации или модифицировании) могут быть полностью оценены расчетным или экспертным методом (вазы для цветов, шкатулки, вешалки, различные изделия декоративного назначения и др.). По усмотрению разработчика перед приемочными могут проводиться предварительные испытания.

6. (п. 4). Выбор категории нормативно-технического документа на продукцию или документа, его заменяющего при изготовлении и поставке, определяется изготовителем и основным потребителем, исходя из того, что разработка технических условий или стандарта является обязательной для сложной бытовой техники и бытовой химии, а на отдельные товары может быть составлено техническое описание образца.

При этом стандарт не запрещает разработку технических условий или стандарта на любую продукцию. Например, когда при отсутствии стандарта на группу однородной продукции необходимо обеспечить совместимость и взаимозаменяемость изделий, выпускаемых несколькими изготовителями, или создать условия для специализации производства данных товаров.

Примерный перечень товаров, отнесенных к сложной бытовой технике, приведен в приложении 1.

Технические условия подлежат согласованию, утверждению и государственной регистрации по ГОСТ 1.3.

Техническое описание образца утверждается предприятием-разработчиком или предприятием-изготовителем по согласованию между ними и не подлежит государственной регистрации.

Если товар разработан до введения в действие ГОСТ 15.009 и на него имеется стандарт технических условий или технические условия, то заменять их техническим описанием образца не следует.

Рекомендации по составлению технического описания образца приведены в приложении 2.

7. (п. 5). Приемочную комиссию организуют разработчик и изготовитель или один из них по договоренности.

В состав комиссии входят представители разработчика, изготовителя, основного потребителя, заказчика (при его наличии), а также представитель Государственной приемки на предприятии-изготовителе.

В комиссию могут привлекаться представители союзов (обществ, клубов) потребителей, внешнеторговых организаций, органов, осуществляющих надзор за безопасностью, охраной здоровья и природы и др.

Для оценки ремонтопригодности и обеспечения своевременной подготовки системы технического обслуживания и ремонта разработанной сложной бытовой техники в приемочную комиссию включают представителя организации бытового обслуживания населения или фирменного технического обслуживания и ремонта.

Председателем приемочной комиссии назначают представителя основного потребителя по договоренности с ним. При отсутствии основного потребителя (см. п. 2 Рекомендаций) председателя приемочной комиссии определяет изготовитель.

Функции приемочной комиссии может выполнять имеющийся в организации (на предприятии) художественно-технический или другой аналогичный совет. В этом случае в принятии решения приглашенные представители пользуются правами членов совета, а представитель основного потребителя - председателя совета.

Для приемки результатов разработки разработчик и изготовитель вправе воспользоваться действующими межведомственными приемочными комиссиями (советами).

Так для сложной бытовой техники действует приемочная комиссия общесоюзного объединения "Союзпромвнедрение" Минторга СССР, которая дает всестороннюю оценку качества образца и документации. При положительных результатах она определяет объем возможной реализации товара в стране, рекомендует его торгующим организациям, дает рекомендации по организации гарантийного и послегарантийного ремонта. Она же может присвоить изделию индекс "Н".

На эту комиссию целесообразно представлять образцы товаров общесоюзной сферы потребления и особенно типовых представителей типоразмерных рядов и семейств изделий.

Образцы игрушек представляют на утверждение межведомственным художественно-техническим советам или комиссиям при министерствах (комитетах) народного образования союзных республик*, которые оценивают образцы игрушек на соответствие педагогическим требованиям, связанным с воспитанием в семье и в дошкольных учреждениях, определяют возрастную ориентацию конкретной игрушки и оценивают ее эстетический уровень.

______________

* В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 26.06.89 № 510.

8. (п. 6). Документы, представляемые разработчиком на приемочную комиссию, должны быть достаточными для оценки качества будущего товара, условий его производства и применения.

Характеристика товара и отдельные значения параметров могут помимо результатов приемочных испытаний подтверждаться результатами других проведенных разработчиком испытаний (предварительных, исследовательских и т.п.).

Приемочной комиссии представляется проект документа, определяющего требования к товару. Это либо технические условия, либо стандарт технических условий, либо техническое описание образца. При наличии действующих стандартов, относящихся к данному виду продукции, они также представляются на комиссию.

Одновременно представляют эксплуатационную и ремонтную документацию, если она необходима на данный товар.

На приемочную комиссию рекомендуется также представлять имеющиеся у разработчика материалы, содержащие информацию об аналогичных изделиях, выпускаемых в стране и за рубежом.

На товары народного потребления, как правило, утверждается образец-эталон. Однако он может не потребоваться, если качество конкретного товара полностью определяется технической документацией, а возможные отклонения внешнего вида и других признаков, определяемых органолептическим методом, не влияют на потребительские свойства товара.

Например образец-эталон не требуется на такие товары, как стиральные порошки, клеи и т.п. Для них, при необходимости, может утверждаться образец-эталон на индивидуальную упаковку.

Вопрос о возможности не применять образец-эталон для данного товара решается с основным потребителем, при условии, что его обязательность не установлена в нормативно-технической документации.

10. (п. 7). Образец товара утверждают в качестве образца-эталона на приемочной комиссии, если он полностью соответствует будущей серийной (массовой) продукции. Если на этом этапе невозможно утвердить образец-эталон, например при представлении экспериментального образца, то в акте приемочной комиссии указывают, что утверждение образца-эталона проводится из установочной серии.

Утверждение образца-эталона приемочной комиссией отражают в ярлыке указанием номера и даты акта приемочной комиссии и подписью председателя комиссии. Рекомендации по применению образца-эталона приведены в приложении 3, форма ярлыка к образцу-эталону - в приложении 4.

Для сложной бытовой техники и новых товаров бытовой химии приемочной комиссии рекомендуется оценивать технический уровень товаров, сравнивая их с лучшими отечественными и зарубежными образцами. На основе этой оценки комиссия прогнозирует конкурентоспособность товара на конкретном рынке. Такой прогноз целесообразно делать и по другим видам товаров.

11. (п. 8). Постановка на производство разработанных товаров осуществляется по ГОСТ 15.001 с учетом следующего.

Если на приемочной комиссии не утвержден образец-эталон, изготовление установочной серии обязательно. В этом случае образцы для их утверждения в качестве образца-эталона отбираются из установочной серии. Утверждает такой образец-эталон руководитель предприятия-изготовителя по согласованию с основным потребителем без организации комиссии.

Для предприятия, начавшего производство товара, ранее освоенного на другом предприятии, утверждается свой образец-эталон из установочной серии и техническое описание образца (если на этот товар нет действующих стандартов или технических условий).

12. По требованию торговых организаций на продукцию производственно-технического назначения, выпускаемую предприятием и частично реализуемую населению через торговую сеть, утверждают образец-эталон.

13. (п. 9). Изготовленные товары установившегося серийного (массового) производства проходят те же категории испытаний, что и продукция производственно-технического назначения: приемо-сдаточные и, при необходимости, периодические испытания в соответствии с нормативно-техническим документом.

Приемку продукции ОТК или Государственной приемкой проводят на соответствие требованиям нормативно-технического документа (технического описания образца) и образцу-эталону.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ СЛОЖНОЙ БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ

Нагревательные приборы

Машины и приборы для хранения продуктов

Машины для механизации кухонных работ

Машины и приборы для обработки белья

Машины для уборки помещений

Машины и приборы для поддержания микроклимата в помещениях

Швейные, вязальные и прядильные машины

Электро и бензоинструменты, агрегаты сварочные бытовые

Машины для механизации работ на приусадебном участке

Бытовая радиоэлектронная аппаратура

Персональные бытовые компьютеры, микрокалькуляторы, электронные игры

Фото и киноаппаратура бытовая, приборы для фотокиноработ, наблюдательные приборы

Электромузыкальные инструменты и электронные (электрические) средства музыкального сопровождения

Аппараты телефонные

Мотоциклы, мотороллеры, мокики, мопеды и велосипеды, снегоходы (мотонарты) и прицепы к ним. Прицепы к легковым автомобилям

Мотолодка, катера, яхты прогулочные, виндсерферы, двигатели лодочные стационарные и подвесные

Электрические и механические приборы для туалета и личного обихода

Ружья охотничьи и спортивные

Сифоны автоматические и баллончики для них

Автотрансформаторы, трансформаторы бытовые, стабилизаторы напряжения и зарядно-выпрямительные устройства

Часы всех видов и другие средства измерений с нормируемыми метрологическими характеристиками

Машинки пишущие

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ТЕХНИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ ОБРАЗЦА

1. Техническое описание образца в соответствии с ГОСТ 1.3* составляют на товары, потребительские свойства которых определяются самим образцом без необходимости установления количественных значений его показателей качества или когда эти показатели установлены стандартами.

_____________

* С учетом Изменения № 4, утвержденного 12.12.89 постановлением Госстандарта СССР № 3695.

2. Техническое описание составляют на одно или несколько конкретных изделий, для которых предусмотрены образцы-эталоны.

3. В техническом описании образца в общем случае указывают:

1) краткое описание (характеристика) изделия (внешний вид, цвет, масса, отделка и т.п.);

2) параметры, а также требования к форме, конструкции, модели, размеру изделия и при необходимости требования к приемке;

3) обозначение материалов, применяемых при изготовлении данного изделия (при необходимости);

4) транспортирование, хранение, гарантии изготовителя.

В техническом описании образца при необходимости помещают рисунок, эскиз или фотографию изделия.

4. Отдельные требования в техническом описании образца могут даваться в виде ссылок на стандарты, конструкторские документы и т.д.

5. Титульный и последующие листы технического описания образца выполняют на листах формата А4 по ГОСТ 9327 машинописным способом на одной стороне листа через два интервала.

6. Структуру и порядок присвоения обозначения технического описания образца устанавливает предприятие-разработчик,

7. Проставлять код продукции по Общесоюзному классификатору промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП) в техническом описании образца не требуется.

8. Правила учета, хранения и внесения изменений в техническое описание образца устанавливает предприятие-изготовитель.

Изменения технического описания образца согласовываются с основным потребителем.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ОБРАЗЦОВ-ЭТАЛОНОВ

1. Образцом-эталоном следует считать готовое изделие (комплект изделий), утвержденное в качестве представителя конкретной продукции и предназначенное для сличения с ним выпущенной продукции по внешнему виду и другим признакам, определяемым органолептическими методами.

2. Неотъемлемой частью образца-эталона является ярлык, содержащий сведения о продукции, ее изготовителе и об утверждении образца-эталона. Ярлык закрепляют на образце способом, исключающим возможность оспаривания подлинности образца-эталона.

3. При выпуске продукции различных цветовых решений можно утверждать образец-эталон одного цветового решения с приложением к нему комплекта всех предусмотренных цветофактурных образцов материалов или покрытий.

4. Количество образцов-эталонов устанавливается по согласованию с основным потребителем. Предпочтительным является утверждение двух образцов-эталонов.

5. Индивидуальная упаковка, имеющая самостоятельное декоративное или рекламное значение, утверждается, как правило, вместе с образцом-эталоном продукции.

6. Срок действия образца-эталона не устанавливается за исключением случаев, когда свойства продукции не могут длительно сохраняться.

7. Образцы-эталоны хранятся у изготовителя и у основного потребителя. При утверждении образца-эталона в одном экземпляре, он хранится у изготовителя, а основному потребителю по его требованию представляются цветные фотографии образца-эталона.

Образцы-эталоны, согласованные Союзпромвнедрением или его филиалом, хранятся в Союзпромвнедрении как у основного потребителя.

8. Образцы-эталоны должны храниться у изготовителя в течение всего периода выпуска данной продукции и времени для предъявления возможных претензий и рекламаций по последней выпущенной партии продукции.

9. Для обеспечения соответствия изготовляемой продукции образцу-эталону в производственном процессе могут применяться контрольные образцы, являющиеся копиями образца-эталона (дубликата) или его части. Контрольный образец должен быть опломбирован, а его ярлык, подписанный руководителем службы технического контроля изготовителя, содержать запись о соответствии контрольного образца образцу-эталону (дубликату). При наличии на предприятии-изготовителе Государственной приемки контрольный образец должен быть опломбирован также Государственной приемкой в соответствии с ГОСТ 26964.

10. Предприятие-получатель продукции может потребовать представления в составе партии продукции контрольного образца для осуществления входного контроля партии.

11. При возникновении разногласий в оценке соответствия продукции контрольному образцу окончательное решение принимают при сравнении ее с образцом-эталоном.

12. Изменения в выпускаемую продукцию, влияющие на признаки, контролируемые по образцу-эталону, вносят при условии утверждения нового образца-эталона.

При необходимости расширения вариантов внешнего оформления составных частей продукции новая составная часть согласовывается с основным потребителем и с дополнительным ярлыком закрепляется на образце-эталоне продукции.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ФОРМА ЯРЛЫКА К ОБРАЗЦУ-ЭТАЛОНУ

Образец-эталон

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО1

____________________________

наименование организации

Комиссией (художественно-техническим советом)

 

Протокол № _____ от ______ 19__ г.

____________________________

должность

Председатель комиссии (совета)

 

 

Личная подпись

Расшифровка подписи

Личная подпись

Расшифровка подписи

 

 

Образец-эталон ___________________________________________________________

наименование продукции

Наименование реквизитов2:

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Срок действия образца-эталона

и другие сведения3 ________________________________________________________

___________________________________________________________________________

 

Руководитель предприятия-изготовителя (разработчика)

 

Личная подпись

Расшифровка подписи

 

Дата

М.П.

_________________

1. В случае утверждения руководителем предприятия (организации) должность, личную подпись, расшифровку подписи и дату помещают под грифом "УТВЕРЖДАЮ"

2. Указывают обозначение нормативно-технического документа на продукцию, предприятие-изготовитель и т.д.

3. Указываются при необходимости

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАНЫ ВНИИС Госстандарта СССР

РАЗРАБОТЧИКИ А.Л. Теркель, канд. техн. наук; Ю.А. Кияшев; Л.П. Белоусова; З.А. Игнатенко

2. УТВЕРЖДЕНЫ Приказом ВНИИС от 10.07.89 № 95

3. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта, приложение

ГОСТ 1.3-85

6

ГОСТ 15.001-88

1, 4, 11

ГОСТ 15.007-88

1

ГОСТ 15.013-86

1

ГОСТ 9327-60

Приложение 2

ГОСТ 26964-86

Приложение 3

СОДЕРЖАНИЕ

Приложение 1. Примерный перечень сложной бытовой техники. 8

Приложение 2. Рекомендации по составлению технического описания образца. 9

Приложение 3. Рекомендации по применению образцов-эталонов. 9

Приложение 4. Форма ярлыка к образцу-эталону. 10