Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

85 страниц

486.00 ₽

Купить Р 361-79 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В Руководстве освещены вопросы по выбору оптимальных вариантов выполнения земляных работ при строительстве линейной части магистральных трубопроводов, осуществляемых в различных природно-климатических и грунтовых условиях.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Общие положения

2 Машины и механизмы для выполнения земляных работ

3 Технологические схемы производства земляных работ

     Общие положения

     Выполнение работ в нормальных условиях

     Производство работ на обводненных и заболоченных участках

     Особенности производства земляных работ в зимних условиях

     Особенности разработки и засыпки траншей оттаявшим грунтом

     Производство земляных работ в условиях песчано-барханной местности

     Производство земляных работ в скальных грунтах

4 Общие требования при засыпке траншей

5 Выбор и обоснование оптимальных вариантов выполнения земляных работ

Приложения

 
Дата введения30.07.1979
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.02.2020

Этот документ находится в:

Организации:

30.07.1979УтвержденВНИИСТ
ИзданРотапринт ВНИИСТа1981 г.
РазработанВНИИСТ
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ВСЕСОЮЗНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ



ВНИИСТ

ПО ВЫБОРУ ОПТИМАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТ ПРИ СООРУЖЕНИИ ЛИНЕЙНОЙ ЧАСТИ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ

Р 361-79

Москва 1981

ВСЕСОЮЗНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ

ВНИИСТ

ПО ВЫБОРУ ОПТИМАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТ ПРИ СООРУЖЕНИИ ЛИНЕЙНОЙ ЧАСТИ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ

Р 361-79

Москва 1980

ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ Б НОРМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

3.7. Нормальными условиями, с точки зрения строительства магистральных трубопроводов, являются местности о уклонами до 8°, с устойчивыми грунтами 1-1У категорий,с малым количеством препятствий, с прямолинейным или малой кривизны направлением будущей траншеи,

3*8* Разработка траншей в нормальных условиях производится роторными траншейными-экскаваторами, марку которых подбирают в зависимости от размеров траншеи.

Для рытья траншей в грунтах 1-1У категорий при строительстве магистральных трубопроводов указанных ниже диаметров ис -пользуются экскаваторы следующих марок:

S) = 529 мм - ЭТР-162, ЭТР-224;

35 = 720, 820 мм - ЭТР-204;

3D = 1020 мм - ЭТР-223;

2) = 1220 мм - ИР-231}

2) = 1420 мм - ЭТР-231А, ЭТР-253, ЭТР-253А, ЭТР-254.

3.9.    На участках производства земляных работ по разработке траншеи, где невозможно или нецелесообразно использовать роторные экскаваторы, работы ведутся одноковшовыми экскаваторами.

К таким участкам относятся: выраженная холмистая, сильно пересеченная местность; местность, неоднократно прерывающаяся различными преградами, в том числе и водными; участки местности с повышенной влажностью, обводненные участки; участки кривых вставок трубопроводов; участки мягких грунтов с включением валунов; участки перемычек, в том числе и между захватками роторных экскаваторов.

3.10.    Основным способом разработки траншей в нормальных условиям принят способ, при котором около 40J6 протяженности траншеи разрабатывается роторными траншейными экскаваторами и около 60% - одноковшовыми экскаваторами (вариант 1а).

Другим способом разработки траншей в нормальных условиях рекомендуется способ, при котором роторный экскаватор, подходя к концу захватки, не выходит из забоя, а продолжает работу и передвижение по оси траншеи до соединения разрабатываемой траншеи с_траншеей, образованной впереди идущим экскаватором. После этого второй по ходу движения экскаватор подни-


Рис Л. Последовательный способ разработки траншей путей прохода нескольких роторных

экскаваторов

мает рабочий орган в транспортное положение и выезжает из траншеи по инвентарному настилу, предварительно уложенному краном-трубоукладчикон поперек траншеи. Б случае необходимости выхода экскаватора в сторону отвала грунта его на атом участке разравнивает или сдвигают бульдозером на ширину, равную ширине прохода машины. С одного участка на другой щиты перевозятся на автомашине (вариант 1г).

Для производства работ по рыты» траншеи в нормальных условиях в плотных грунтах (ракушечниках, плотных глинах) для трубопроводов больших диаметров может применяться способ разработки траншеи путем последовательного прохода нескольких роторных экскаваторов (вариант Хб). При этом варианте роторные экскаваторы выполняют 60% работ, а одноковшовые экскаваторы - 40% (рис.1).

3.11.    При рытье траншей одноковшовые экскаваторы с ковшом обратная лопата работают захватками, длина каждой из которых, как правило, выбирается равной дневной производительности выбранного экскаватора. Экскаватор перемещается на новую захватку в конце рабочего дня или во время пересмены звеньев.

3.12.    Грунт разрабатывают лобовым забоем. При этом экскаватор, вынимая грунт перед собой, отсыпает его в отвал, который располагается параллельно траншее.

При этом, для малых диаметров трубопроводов применяют экскаваторы 30-50I5A, ЭО-3322, Э-302Г, Э-304В с объемом ковша 0,4 и3; для средних и больших'диаметров-Э-652Б, ЭО-4123, i>Q-4I2I, мТП-71, ЭО-4221, ТБ-ЗМ, Э-ЮОПД и некоторые другие с объемом ковша 0,6-1,6 м3.

3.13.    На участках с повышенной влажностью грунтов используются одноковшовые экскаваторы с увеличенной опорной поверхностью, к которым относятся: ЭО-4221 (УТП-71) и ТЭ-ЗУ - (вариант Цд).

3.14.    Кроме вышеописанных раздельных способов производства работ по рытью траншеи роторными и одноковшовыми экскаваторами, применяют два способа комбинированной разработки грунтов:

одноковшовыми экскаваторами и бульдозерами;

роторными экскаваторами и бульдозерами.

3.13. Способ разработки траншеи одноковшовым экскаватором и бульдозером (вариант ][б) рекомендуется применять в различных 12

грунтовых условиях (за исключением обводненных грунтов), в которых нельзя использовать роторные экскаваторы. Этот способ рекомендуется использовать и в нормальных условиях в целях уменьшения объема разработки грунта, выполняемого одноковшо -вши экскаваторами, и для увеличения (при необходимости) глубины разработки траншеи.

Сущность способа заключается в том, что бульдозер разрабатывает пионерную траншею максимально возможной глубины, в которой перемещается один или несколько одноковшовых экскаваторов, дорабатывающих эту пионерную траншею до проектных отметок.

Бульдозером разрабатывается 40% грунта, одноковшовым экскаватором - 60%. Для 1420 мм-соответственно 35 и 65%, Ширина пионерной траншеи должна быть не менее ширины гусеничного хода экскаватора. Глубина траншеи должна равняться высоте поворотной платформы экскаватора. Для экскаваторов типа ЭО-4121 он составляет 0,9 и, для экскаватора Э-652 - 1,0 м. При большей глубине пионерной траншеи для поворотной платформы экскаватора необходимо разработать полку шириной 1-1,5 м на стороне, противоположной отвалу грунта.

При разработке пионерной траншеи поперечными проходами бульдозера необходимость в разработке полки отпадает.

Разработку пионерной траншеи следует выполнять послойно, преимущественно продольными проходами. Б нормальных грунтах целесообразно применять бульдозеры с поворотными отвалами.Один бульдозер может отрыть пионерную траншею заданной глубины для нескольких одноковшовых экскаваторов, количество которых определяется конкретными условиями ведения работ; Этот состав машин является рабочим комплектом, число которых принимают исходя из заданного сменного или суточного темпа строительного потока.

3.16. Способ устройства траншей роторными экскаваторами и бульдозерами рекомендуется применять преимущественно под трубопроводы больших диаметров в грунтах I-I категорий (вариант 1в).

Применение указанного способа позволяет: отказаться от внутрисменных перегонов роторных и обслуживающих их одноковшовых экскаваторов;

исключить перемычки между роторными экскаваторами;

13

Направление ведения работ

~хг~

Рис.2* КоыОинированный способ разработки траяаей с п ос л ед оават ельным яроходои одного или двух бульдозеров и роторных экскаваторов

освободить одноковшовые экскаваторы» применяемые для разработки перемычек, однако это не исключает применения одноковшовых экскаваторов на других -видах работ;

обеспечить возможность разработки более глубоких траншей экскаваторами, имеющими небольшую глубину копания.

При этом спосоое один из роторных экскаваторов разрабатывает пионерную траншею неполного профиля, затем с помощью бульдозера меняют ее профиль и доводят ширину траншеи до величины, равной длине отвала бульдозера с уменьшением ее глубины. Второй роторный экскаватор перемещается по траншее, образованной бульдозером, доводя ее размеры до проектных. Роторными экскаваторами разрабатывается 80% объема грунта траншеи, одноковшовыми - 20%.

Для обеспечения поточности разработки траншеи необходимо, чтобы оба роторных экскаватора имели одинаковые рабочие скорости перемещения. При этом юс загрузка должна быть одинаковой. При разной мощности экскаваторов загрузка должна быть пропорциональна этим мощностям.

Наиболее широко в данном варианте используется способ, при котором устройство пионерной траншеи глубиной 0,8-1,2 и производится бульдозером, а доработка до проектной отметки выполняется затем роторным экскаватором, перемещающимся по образованному лотку. В этом случае исключаются затраты на использование роторного экскаватора для образования пионерной траншеи (рис.2).

ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ НА ОБВОДНЕННЫХ И ЗАБОЛОЧЕННЫХ УЧАСТКАХ

3.17.    Болотом (со строительной точки зрения) называется избыточно-увлажненный участок земной поверхности, покрытый слоем торфа мощностью 0,5 м и более.

Участки, имеющие значительное водонасыщение с мощностью торфяной залежи менее 0,5 м,о4носятся к заболоченным,

3.18.    Болота по характеру передвижения по ним строительной техники делят на несколько типов:

Первый - болота, целиком заполненные торфом, допускающие работу и неоднократное передвижение болотной техники с удель-

15

о

ным давлением 0,2-0,3 кгс/cir, или работу обычной техники с помощью щитов, еланей, либо дорог, обеспечивающих снижение удельного давления на поверхность залежи до 0,2 кгс/см^.

Второй - болота, целиком заполненные торфом, допускающие работу и передвижение строительной техники только по щитам, еланям либо по дорогам, обеспечивающим снижение удельного давления на поверхность залежи до 0,1 кгс/см^.

Третий - болота, заполненные растекающимся торфом и водой с плавающей торфяной коркой (сплавиной) и без сплавины, допускающие работу только специальной техники с плавучих средств.

3.19. В зависимости от типа болота, способа прокладки, времени строительства и используемой техники назначают следующие схемы ведения земляных работ на болотистых участках: разработка траншей с предварительным выторфовыванием; разработка с применением специальной техники и устройств, снижающих удельное давление на поверхность грунта; разработка траншей в зимнее время после промерзания торфяного покрова; разработка траншей взрывом.

3.20.    На болотах с мощностью торфяного слоя до I м и подстилающим основанием, имеющим высокую несущую способность, траншея разрабатывается с предварительным выторфовыванием, которое осуществляется бульдозером или одноковшовым экскаватором. Для проведения работы по указанным схемам рекомендуется применять технику в болотном исполнении (с увеличенной опорной поверхностью), например, бульдозеры типа Д-694; экскаваторы типа Э-304Б, Э-304В, ИТП-71,. ЭО-4221. Последующая разработка траншеи на полный профиль осуществляется одноковшовым экскаватором по варианту 21а при толщине слоя торфа 0,5 м, по варианту Т%0 при толщине слоя торфа 1,0 м. Ширина образуемой при этом выемки должна обеспечивать нормальную работу экскаватора, перемещающегося по поверхности минерального грунта и разрабатывающего траншею на полную глубину после выторфовывания. Поскольку в период от момента разработки траншеи до укладки в нее трубопровода возможно оплывание ее откосов, траншея должна разрабатываться на 0,15-0,2 ы ниже проектной отметки прокладываемого трубопровода," что должно быть указано в проекте (рис.З).

3.21.    На болотистых участках с мощностью торфяной залежи более I м и имеющих низкую несущую способность используется

16

Направление работы





Рис.З. Разработка траншеи экскаватора» с предварительным выторфовыванием бульдозером


схема разработки траншей с применением специальной техники, щитов или еланей (вариант У1в).

Для разработки траншей на этих грунтах следует использовать экскаваторы типа 2KiQ4B, МТП-71, ТЭ-оМ, Э0-4?21, оборудованные обратной лопатой или драглайном. Технология разработки траншеи в этом случае практически не отличается от технологии их в нормальных условиях.

На сильно обводненных участках разработка траншеи может осуществляться экскаватором, установленным на пене-волокуше.

В этом случае может использоваться обычный экскаватор.

В процессе работы экскаватор размещается на 5-6 пакетах еланей, а остальные перекладываются по мере его перемещения.

5.22.    При разработке траншеи экскаватором, находящимся на пене-волокуше, она перемещается по створу перехода болота с помощью мощного трактора, находящегося на сухом участке

( или лебедки ) и соединенного с пеной-волокушей канатом (вариант 7Jr). В качестве тягового средства могут быть использованы различные тяжелые тракторы или бульдозеры на оазе этих тракторов (рис.4).

3.23.    Методы производства работ и используемая техника при засыпке траншей на болотах в летнее время зависят от типа и структуры болот. На болотах! и 1 типа засыпку траншей осуществляют бульдозерами на болотном ходу (типа Д-694), если движение таких машин обеспечено, либо экскаватором, оснащенным драглайном или обратной лопатой на уширенном ходу (МТП-71). Может также использоваться экскаватор на обычном ходу на еланях. До засыпки траншеи необходимо предварительно спланировать отвал грунта двумя проходами бульдозера на ширину, обеспечивающую укладку перекидных еланей. Если грунта для засыпки траншеи недостаточно, его следует разрабатывать экскаватором из боковых резервов, которые должны закладываться на расстоянии не менее трех глубин траншеи. Полученнный при засыпке избыточный грунт укладывают в надтраншейный валик, высота которого определяется с учетом его осадки.

На глубоких болотах с торфом, имеющим текучую консистен* цию, включения сапропелита или покрытых сплавинами (болота Ж типа ), после укладки трубопровода на твердое основание его можно не засыпать.

18

Направление роботы энскавотора

Рис.4. Разработка траншеи на болоте экскаватором, находящимся

на пене-волокуше:

I - будьдозер,переиещающиЙ пену-волокушу; 2 - трос


Ш 621.643.002.2 с083.% )

В настоящей Руководстве освещены вопросы по выбору оптимальных вариантов выполнения земляных работ при строительстве линейной части магистральных трубопроводов, осуществляемых в различных природно-климатических и грунтовых условиях.

Руководство разработано на основании изучения отечественного и зарубежного опыта производства земляных работ при сооружении линейной части магистральных трубопроводов.

Кроме того, были использованы результаты анализа и обобщения прогрессивных методов ведения земляных работ в СССР и за рубежом с применением новых машин и механизмов, внедренных в практику строительства в последние годы; при этом были сопоставлены экономические показатели различных вариантов с учетом требований качественного выпол -нения работ и темпов их проведения.

Руководство предназначено для специалистов строительных организаций миннефтегазстроя, ведущих выполнение земляных работ при сооружении линейной части магистральных трубопроводов.

Руководство составили: кандидаты техн. наук В.П.Ментюков, И.А.Ьорисенков; инженеры is.А. Корщиков, Н.г.феофилова ушйит) при участии м.Ь. Ледянкина (Главтрубопроводстрой).

Замечания и предложения просьба направлять по адресу: ЮэОэв, Москва, Окружной проезд, 19, ЬНИИСТ, J1T0C.

©Всесоюзный научно-исследовательский институт по строительству магистральных трубопроводов (ВНийСТ), 1980

Б зимнее время при смерзании грунта отвала работы по засыпке траншей ведутся одним из методов, характерным для мерзлых грунтов.

ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТ В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ

3,24. При наличии низких температур, снежного покрова и промерзшего грунта производство земляных работ зимой относится к особым условиям ведения работ. Чтобы грунт не промерзал на большую глубину,целесообразно заранее, до начала разработки траншеи провести специальные мероприятия.

В районах с обильными снегопадами вдоль оси траншеи устраивается валик из рыхлого снега высотой 0,8-1,5 м и шириной в 2-2,5 раза больше ширины траншеи по верху. Валик отсыпается бульдозерами различных марок с широкими отвалами. Предпочти -тельнее для этой цели использовать бульдозеры в северном исполнении типа ДЗ-27С, ДЗ-34С и другие. Устройство обвалования над полосой будущей траншеи выполняют за счет сгребания снега с no-v лосы дороги. При отсыпке снега бульдозерами необходимо следить за тем, чтобы он не уплотнялся на валике, так как с увеличением плотности теплопроводность снега существенно повышается. Увеличения естественного снежного покрова можно достигнуть устройством щитов снегозадержания*.

Осенью вдоль оси траншеи осуществляется предварительная вспашка верхнего слоя грунта, глубина которой зависит от местных условий (климата, величины снежного покрова, характеристики грунтов и т.п.) и сроков производства работ.

В тех случаях, когда разработка траншей в центральной европейской части страны намечается на первую треть зимы, грунт разрыхляют на глубину 35-45 см с последующим борованием на полосе шириной на I и больше ширины траншеи. Рыхление грунта выполняется стоечными рыхлителями типа: Д-652А, Д-576Б, ДП-26С, на базе тракторов класса 25 т и другими.

При выполнении работ по рытью траншеи со второй трети зимы рекомендуется предохранять грунты от промерзания путем полного рыхления на глубину заложения укладываемого трубопровода,либо на глубину максимального промерзания грунта.

20

Руководство    ГГ

BHrtttCT

561-79

по выбору оптимальной технологии    j

производства земляных работ при    j

сооружении линейной части магист-    ;

ральных трубопроводов    ;

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

I.I. В современных условиях, когда строительство магистральных труоопроводов осуществляется поточным методом крупными механизированными комплексами, для повышения эффективности и качества строительства весьма важное значение имеет оптимизация выполнения земляных работ линейной части-сооружения.

Эта оптимизация требует учета использования новых землеройных машин, механизмов и технологии их применения, а также прогрессивных приемов ведения работ потока.

Б 1^76 г. ЬНмиСТом было разработано "Руководство по оптимальной технологии и организации поточно-механизированного строительства магистральных трубопроводов" (к., ЬНйиСТ, 1У76), в котором освещена прогрессивная технология всех строительных процессов и предусмотрена оснащенность специализированных бригад современными машинами и механизмами.

Указанное Руководство находит применение в строительных организациях миннефтегазстроя, при этом выявилась необходимость оптимизации одного из важнейших видов работ - земляных работ, определяющих во многом темп выполнения всего комплекса строительства трубопровода.

Это вызвано как появлением новых типов землеройной техники, требующей учета ее места в технологическом комплексе всего потока, так и изменением нормативных и руководящих документов в области строительства магистральных трубопроводов.

Вместе с тем применение на практике разработанной ранее руководяще*, и методической документации по технологии строи -

Внесено лабораторией

“Т“

Утверждено ВНш£Том

~“Т—

1

Разрабо-

технологии и органи-

30.07.1У7У г.

тано

зации строительства магистральных трубопроводов (ЛТОС )

впервые

3

тельстьа линейной части трубопроводов позволило накопить некоторый опыт, обеспечивающий возможность отыскания оптимальных вариантов земляных работ с учетом их выполнения в различных природно-клинических и грунтовых условиях. Указанная оптимизация обеспечивает возможность повышения эффективности и качества выполнения земляных работ с нанесением меньшего ущерба окружающей среде и с соблюдением требований техники безопасности на более высоком уроьне. Но в то же время необходимо помнить, что выбор метода разработки траншеи, а также типа и количества землеройных машин, необходимых для выполнения заданных объемов работ, зависит от конкретных условий строительства и производится в строгой увязке с принятыми темпами и сроками выполнения земляных работ, обеспечиваемыми минимальными затратами труда и средств и устанавливается технико-экономическим расчетом.

Ъ поточном строительном производстве успех работ определяется не отдельной, даже высокопроизводительной машиной, а согласованностью действия всего комплекса машин, каждая из которых может и не работать на пределе своей максимальной производительности. В этих условиях возникает острая необходимость ь технико-экономическом анализе при выборе как отдельных землеройных машин, так и при комплектовании их в колонны. На основе этого анализа и осуществляется выбор оптимального варианта механизации этого процесса строительного производства. Таким образом, под оптимизацией выполнения земляных работ линейной части сооружения магистральных трубопроводов понимается выбор оптимального состава землеройной техники и ее комплектование в колонну, вписывающуюся в общий поток строительства трубопроводов соответствующего диаметра, применительно к рпличным природно-климатическим и грунтовым условиям с «аксималь -ным технико-экономическим эффектом,

а.2. Как известно, главный объем земляных работ при сооружении линейной части магистрального трубопровода составляют работы по рытью и засыпке траншей* йменно эти работы являются основными, обеспечивающими темп, неразрывность и успех поточного строительного производства*

1*3* Техлические характеристики ьехаяизмоь и малин, предлагаемых для производства земляных раоот, приведены в приложениях 1 - 15.

Расшифровка марок одноковшовых и роторных экскаваторов дана в приложениях 16 и 17.

2. МАШИНЫ И МЕХАНИЗМЫ

ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТ

2.1.    Выполнение определенного вида земляных работ даже при наличии конкретного комплекса машин может быть осуществлено различными методами, которые могут быть конкурентноспособными. Для сравнения конкурирующих вариантов и отыскания среди них оптимального необходимо иметь критерии оптимизации. Для выполнения землеройных работ таким критерием может быть выбрана стабильная производительность одной машины или колонны машин, работающих в составе потока, обеспечивающая заданную производительность всего потока.

2.2.    При производстве земляных работ на строительстве магистральных трубопроводов используется как общестроительная землеройная техника (бульдозеры, скреперы, одноковшовые экскаваторы), так и специализированная, применяемая только при сооружении линейно протяженных объектов (роторные траншейные экскаваторы, роторные траншеезасыпатели), а также вспомогатель -ныв механизмы (механические рыхлители, перфораторы, бурильные машины).

2.3.    Марка экскаваторов подбирается в соответствии с диаметром прокладываемого трубопровода и геотехнических характеристик разрабатываемых грунтов.

2л. Выбор одноковшовых экскаваторов производят так же, как и роторных, учитывая диаметр трубопровода. С увеличением диаметра трубопровода емкость ковша выбранного экскаватора должна повышаться. Емкость ковша подбирается также с учетом характеристик разрабатываемых грунтов. В средних и тяжелых грунтах применяют экскаваторы с ковшами нормальной емкости, а в легких - с ковшом повышенной емкости.

2.3.    При разработке траншеи на слабонесущих грунтах применяют экскаваторы, имеющие увеличенную опорную поверхность соприкосновения с грунтом за счет уширения или удлинения ходовой части. К таким экскаваторам относятся: ТЭ-Зк - с гибкой

5

подвеской рабочего органа, МТП-71 и ЭО-4221 с жесткой подвеской рабочего органа. Эти экскаваторы способны работать на торфяниках с нагрузкой на грунт 0,18 кгс/см2.

2.6.    Скреперы на строительстве магистральных трубопроводов применяются относительно редко, главным образом при возведении насыпей под дороги и трубопроводы, а также при больших объемах планировочных работ (например в барханных песках). Применяют как полуприцепные и прицепные скреперы типа Д-374А, так и самостоятельные типа Д-375М, имеющие емкость ковшей 6-9 м3.

2.7.    При строительстве дорог, точной планировке полосы, устройстве канав, отсыпке насыпей из боковых резервов, устройстве полок, а также при уплотнений снежного покрова и очистке полотна дороги от снега применяются, главным образом, самоходные грейдеры типа Д-144, Д-263, Д-598А. Для повышения производительности мащини на ней, устанаьдивайт специальный ущиритель с целью увеличения длины отвала. Используются также автоматизированные грейдеры типа ДЗ-31 и ДЗ-61А, обеспечивающие повышение производительности труда в 1,3-2 раза по сравнению с обычными грейдерами.

2.8.    При выполнении планировочных работ, устройстве дорог и расчистке трассы; возведений насыпей, устройстве постелей и полок, разработке и засыпке траншей применяют бульдозеры различных классов, а именно: 1,4-3 т; 6-10 т; 15-23 т.

2.9.    При использовании бульдозеров для работы в плотных, мерзлых или некрепких скальных грунтах на них, кроме отвалаустанавливается навесное оборудование типа рыхлителей с одним, двумя или тремя зубьями. Особенно это относится к бульдозерам иностранных марок. На некоторых бульдозерах рыхлительные устройства могут поворачиваться в горизонтальной плоскости в обе стороны на 15°.

2.10.    Для засыпки траншей используют бульдозеры, драглайны, особенно применение их эффективно при работе на болотах.

Для выполнения работ по засыпке траншеи в различных условиях

и особенно в мерзлых грунтах должны применяться траншеезасыпа-тели типа TP-35I. Этот траншеезасыпатель способен брать грунт для засыпки не только из отвалое грунта, но из вскрышного мягкого грунта глубиной до 45 см. При необходимости эта машина может осуществить рытье пионерной траншеи шириной 3,5 м и на ту же ширину выполнять рекультивационные работы.

В качестве базовой машины здесь используется трактор K-70I, а гусеничная часть - от трактора Т-130.

2.11.    Для производства .работ по бурению шпуров и скважин в скальных, и мерзлых грунтах используют различного типа перфораторы и буровые установки.

Легкие перфораторы (массой до 18 кг) типа ПР-13Л и ПР-18Л применяются для бурения шпуров в слабых скальных грунтах.

В скальных грунтах средней крепости бурения шпуров глубиной до 2,^ м осуществляется перфораторами средней массы ( до 30кг) типа ПР-20, ПР-22, ПР-23, ПР-24ЛБ, ПР-ЗОЛБ, ПРО-ЗОЛ, ПР-ЗОК. Для бурения шпуров глубиной более 2,3 м в породах средней крепости и крепких используются тяжелые колонковые перфораторы типа КЦМ-4.

2.12.    К буровым установкам, нашедшим более широкое применение в трубопроводном строительстве в скальных грунтах,от-носятся: БМ-276, БМ-253, БМ-?54, БТС-2, ШПА-2 и др.

Использование этих машин существенно повышает эффективность буровых работ. Наибольшее применение из этих машин в трубопроводном строительстве имеют БМ—276» БМ-253, БМ-23^, которые обеспечивают возможность бурения шпуров и скважин в скальных грунтах У-УШ категорий по буримости и в мерзлых грунтах. Эти машины вращательного бурения идентично устроены и имеют по два буровых шпинделя, расположенных на расстоянии I м друг от друга, и смещены относительно друг от друга на 0,6 м.

Бурение крепких пород осуществляется трехшарошечными долотами типа 76 GK, в мерзлых грунтах - резцами.,армированными твердыми сплавами ВК-8В или BK-I5.

Для буровой машины БМ-276 базовым является трактор T-IOOM3, БМ-253 - трактор Т-130Г, а БМ-254 - трелевочный трактор ТДТ-55А.

Машина БМ-254 обеспечивает возможность бурения как вертикальных, так и наклонных скважин, а также скважин, расположенных ниже подошвы машины, что позволяет обуривать дно траншеи. Для обеспечения работы этих машин требуется подача сжатого воздуха от компрессоров типа ДК-9М или ДК-10.

2.13.    Для бурения скважин в мерзлых грунтах под установку свайных опор, а также для бурения скважин при производстве взрывных работ в скальных грунтах применяют буровые станки

7

ТБС и ГГЬС терыомеханического принципа действия, имеющие набор рабочих органов различных диаметров (от 150 до 600 мм). Работа станка - со скоростью 25-30 м/ч основана на принципе ослабления прочности мерзлого грунта при помощи огнеструйных горелок и механической разработки грунта резцами или шарошками. При работе в скальных грунтах горелка отключается.

3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ ПРОИЗВОДСТВА ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТ

ОБЩЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3.1.    Основным способом прокладки магистральных трубопроводов в предварительно разработанных траншеях является подземный. Поэтому в дальнейшем будут рассмотрены вопросы, связанные с разработкой траншеи.

3.2.    Размеры и профили траншей для магистральных трубопроводов устанавливаются проектом в зависимости от диаметра сооружаемого трубопровода, способа его закрепления в проектном положении, от рельефа местности, грунтовых и других условий. Ширина траншеи на криволинейных участках увеличивается по сравнению с прямолинейными участками..

Глубина траншеи при прокладке магистральных трубопроводов принимается равной диаметру трубы плюс необходимая величина засыпки грунта над ней, которая предусматривается проектом и должна быть (согласно СНиП П-45-75) не менее:

при диаметре до 1000 мм - 0,8 м; и 11    1000    мм    и более -1м;

на болотах или торфяных грунтах, подлежащих осушению -

1,1 и;

в песчаных барханах, считая от нижних отметок межбарханных оснований,- I м;

в скальных грунтах, болотистой местности при отсутствии проезда автотранспорта и сельскохозяйственных машин - 0,6 м.

Ширину траншеи по низу следует принимать не менее:

+ 300 мм-для трубопроводов диаметром до 700 мм;

1»5^С)-ддя трубопроводов диаметром 700 мм и более.

При диаметрах трубопроводов 1200 и 1400 uu и при траншеях с откосом более 1:0,5 ширину траншеи по низу допускается уменьшать до величины £)+ 500 мм, где 2)- условный диаметр трубопровода.

3.3.    Разработка траншей должна опережать изоляцию и укладку трубопровода. Время опережения зависит от характеристики грунтов и не должно превышать 3-5 дней, чтобы предотвратить заплывание траншеи.

3.4.    Целесообразность прокладки трубопроводов через болота большой протяженности в летнее время обосновывается техникоэкономическими расчетами и определяется проектом организации строительства магистрального трубопровода.

Болота глубокие и большой протяженности с низкой несущей способностью торфяного покрова следует проходить зимой.

В зимний период в результате промерзания грунта значительно увеличивается его несущая способность, что позволяет использовать обычную землеройную технику (роторные и одноковшовые экскаваторы) без применения устройств, снижающих удельное давление на грунт.

На участках с глубоким промерзанием торфа работы следует выполнять комбинированным способом: рыхление мерзлого слоя -буровзрывным методом и разработка грунта до проектной отметки - одноковшовым экскаватором.

3.5.    Темпы ведения земляных работ в зимнее время должны быть строго синхронизированы с темпами изоляционно-укладочных работ, допуская разрыв между этими работами не более 2-х дней. При опережений земляных работ даже на 2-3 дня отвал грунта может смерзнуться, и его придется разрыхлять или потребуется присыпка уложенного трубопровода другим грунтом перед обратной засыпкой.

3.6.    Технико-экономические характеристики применяемых вариантов при разработке траншей в различных условиях приведены в табл.1-6 настоящего Руководства.

Подсчет машиносыен, трудозатрат и приведенных затрат, указанных в таблицах, выполнен с учетом нормативной производительности роторных и одноковшовых экскаваторов.