Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

49 страниц

389.00 ₽

Купить Р 203-75 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В Руководстве изложены основные конструктивные решения подземных компенсаторов-упоров, методика расчета их напряженно-деформированного состояния и программа решения на ЭВМ.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Общие положения

2 Конструктивные решения

3 Исходные данные для расчета

4 Расчетная схема, основные принципы и алгоритм расчета

5 Реализация метода расчета подземных компенсаторов-упоров на ЭЦВМ (программа "ШАГ-1")

Приложения

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ВСЕСОЮЗНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ

ВНИИСТ

РУКОВОДСТВО

ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПОДЗЕМНЫХ КОМПЕНСАТОРОВ-УПОРОВ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ТРУБОПРОВОДОВ БОЛЬШИХ ДИАМЕТРОВ

Р 203-75

Москва 1976

Уда 622.692+621.643ЛЗ

В настоящем Руководстве наложены основные конструктивные ременыя подземных компенсаторов-упоров, методика расчета их напряженно-деформированного состояния к программа реиенкя на ЭВМ. контрольный экземпляр программы хранится в лаборатории математических методов исследований (ЛММИ) ВНИИСТа. На основе вариантного проектирования с учетом ограничений по предельному состоянию определяется рациональная конструктивная схема подземного компенсатора-упора для данных конкретных условий.

Руководство разработано лабораторией методов расчета и конструирования трубопроводов совместно с лабораторией математических методов исследований на основе анализа опубликованных работ, проведенных теоретических и экспериментальных исследований.

Руководство составлено кандидатами техн. наук А.Б.АЙнбкндером, И.П.Петровым, инженерами С.к.Гмльзжным иГ.А.нацкой.

Замечания и предложения просим направлять по адресу: Москва 105058, Окружной проезд, 19,

(С) Всесоюзный научно-исследовательский институт по строи-теяьству магистральных трубопроводов (ВКШСТ), 1976

Дхшцг каждой пряной определяет по формуле

Ьг    а>

Углы поворотов стержней, прямых» щдх в первоначально пря-шммнейным участкам, опред ваяют по формуле

и> _= ip —    ,    (2)

Ъ Уп+1 — о»

Рмсл. Схема замены кривой совокупности» прямых (для п = +)

TI

Углы поворотов остальных участков по формуле

(3)

Ц> _ (Я    _    =    if —    ^6*    .

с.     п

(Вое необходимые обовначенмя прквадвны на рас .4),

Рекомендуется углы поворота более 45°, выполненные с поводы) отводов о рад кусом К8гиба оок JD — 5&н наменять двумя-тремя прямыми, то есть принимать п - 2-3, а при пршенеяии отводов оо средиш радиусом изгиба оси Jb = 40-70,2* при угле поворота более 30° принимать д в 4-8.

4.6.    Зависимость сопротивления грунта от поперечных горизонтальных перемещений трубы принимается линейной, зависимость сопротивления грунта от продольных (осевых) перемещений трубы принимается нелинейной - билинейной.

Учет физической нелинейности грунта производят методом упругих ранений.

Нумерация узлов и элементов принята слева направо (ом. рис.З).

Угол поворота мещду знеыеятами JpL принимается положительным, если он образован вращением продолжения предыдущего злемента до направления последующего по часовой стрелже.

4.7.    Составляются уравнения, выражающие кинематическую совместимость деформаций всей конструкции. Система уравнений линейна относительно узловых усилий Хс (усилий по концам моментов). Ниже приведена система уравнений для уела L :

a(3i-Z)(3i-5) X3Ls +    X3L^ + CL(3L^L-3) X JL.3    +

+ a(3t-2)(jL-^ X3i-Z + a^-Z){3L-i)X3L-j +a-(3L-Z)(3i)X3i +    ►

*a(3L-i)(3Ln)^3L-H * ^&~z)bL+z)Xai*z*

P3i-z;

а(з1-Ш-3)^ЗС-5 * a^i~t)(3i^)    + d^L4)(3i-^ %3i-3 + 1

(5)

+    *3i-l    +    X3L,f    +CLl3i.lK3i)Xli +    '

a(3fc-f)(3t+^3fr+f +    + a(3L-№L+ifi3i**n%iri

12

a(3i)(3i-3)^3i-5 + °(3i)(3i-i/) Xsi.*, + a^Lj(3L-3) %3i-J +    ^

J

(6)

+ a^3i-li^3L-l +a(3L}(3L-1)^3L-i +aCsL)(3L) ^3i +

+ a(3i)(bi-H)^3i+l + a(3i)(3i+Z) ^3i+z +a(3L)(3L*3^3i*3SP3L .

Уравнения составимте и дня всех у ахов ov I до К вягочн -тенью ( i изменяется ос I до К).

4.8. Матрица коэффициентов £■/ при неизвестных (патрица податливости) определяется на остове начальных параметров ос единичных узловых усилий.

Матрица свободных членов Р-к (матрица натру аки) определяется на основе начальных параметров от внутреннего давления н температуры.

м^спця моаФФициентов:

a(3L-Z)(3L-s) =    a(8i-ZX3i-t) = ~ ^<Р(Ц >

(7)

a(3i-Z)(3i-3) — О j    а(з1-г№~2) — Zljpf +fil !fc

й(л1-г)(si- i)~J3    V* ^cos^i J J а(?1-ф^£<Рг    >■

a,(ii-^(3Ctf)~~^£>b *^>    a(3L-t)(3i*z)~    jr*/3*/    cos^L*ij

a(3i-t)(3i+3) = - ~л    sin    %

V*    &OC-0(?i-Q    J3    j/l    A    '<**%]>

13


- -f

jf %<Qco^; Outoi-j-jfsiiiJL s й*>™ - i Art« -£ff

P)

B-WiiUij—O ; atD^T~fUt Ч^ьУиё ащ&.+зг-^

ШЯРШШ свободных довод:

Ъ-fO> е*.,=^ ** ¥■ s*Krwtjgj(fce,(V}

_ z« col Уд p /.. , z. x £2 N

w rsMftetc«w+e- -%,^n.A>, ’

где 2, м 2, - усилия, учмтывамцие граничные условия на * концах рассчитываемой системы;

2У - усилие на нема конце рассматриваемого участка, который считается неонецавцяыоя;

Н, - внеанее уоннне, учнтываяаее отпор примыкам-с цей конструкции.

4.9. Ненввестное X, индекс при котором (3L -I), (3t -2),

(3 I -3), (3 t -4), (3 I -5) равен иди ненъие нудя идн больно ЗХ, принимается равным нули.

В формулах (10) функции Et(i) и Et(l) учитывают во э-мокнооть действия внеанего усилия только по концаи рассматриваемого участка и определяются следувцин обраэом:

Ъ ( i ) - I1' f - 1

^ ' I ' г

:/l. t-10,

п    L0, i ф I

= к

X

Дня рассматриваемых коыпевсаторов-упоров (см.рис.3,б,в) при дливе левого участка более 500 Д, Ъ-=-£ЕР ; при наличии

14

заглушке шк угла поворота (пренебрегая отпором приныхавще! конструкция) 2г- 0.

Для пршера прнвекенм матрицы ховффициентов пря неизвестных я свободных членах для числа узлов К - 4, то есть числа аиеиентов-етеряней, равного 5.

4.10. Безразмерные параметры в формулах (7)-(9), характе-рнзувине взаниоде1ствне трубопровода с грунтом (в поперечной направленни):


/f~

л"~


(P


cMjlalli)-CQ$ZJS0ll* -фг


PL


(p


A-


r?-

J*l~

л"-

X-

X-


m£kijiailL}-Jin2jS0i' a®-j

-J

^Atal sinfi0llL)+ Jhji/P- cot a i(i) '    qW--'

Ckz(Q+cofi2JbattQ-Z

1 в^Ле'+ w г a e(i)~sifizM(L)~z

e fbt ~ CO? ZJb0 i(L>- sLnEfioB1^

"I '^cojzAeW-juiz/So^z

e Ле< - COS    ZJS0Zli}

г^*Лбй


au


a2)


15


Матраца нежавестшх ■ свободных чхенов (правые таен) для сжстеш уравнен жК (4)- (6) при К ■ 4

{Aj.{x}-{p}

W - матраца жоеффацаентов канонических уравнена!;


- матраца-отохбец вававеотшх;


X


16



Матрица коэффициентов при нечестных для системы уравнений (*)-(б) при Н- 4 Ь    pW    £ р<»> | Аа^Ь, [ 4йиЧ. ЛйГ IT I *

Безразмерные параметры в формулах (7)- (9), характеризуемые взаимодействие трубопровода с грунтом (в продольном вправлении):


Я= су*

r‘ ih ’


аз)



i

skTi


а+)


4.II. Параметры нормальной жесткости системы в формухах (7)-Р)


да)


Коэффициент нормального сопротивления грунта, иго/ом8


Л    Р>01^Егр £гр (, _ гПЁ*)


ае)


Параметре касательной местности системы

Г-Т,г- 07)

4.12. Безразмерные значения нольцевнх напряжений, осевого и вивинадентного усилий в стенках трубы для неподвижного сечения в Формуле ( IU):


17


F _ Рж Я*"

хц- ZEF


(18)


N^— -cCAb +■


-«As;


хц


(19)


£


-cCAt ~(l-ZjtL)


(20)


4.13. Решается система линейных алгебраических уравнений (4)-(6), определяются обобщенные узловые усилия X • По пос-ледним определяются параметры, описывающие напряженно-деформированное состояние каждого элемента системы. Основными параметрами, характеризующими напряженно-деформированное состояние трубопровода, являются продольные перемещения, осевые продольные усилия, поперечные перемещения и изгибающие моменты.

Ниже приведены уравнения, описывающие изменение этих параметров по длине, полученные на основе ремения дифференциальных уравнений равновесия конечного элемента, который находится в среде с двусторонними (продольными и поперечными) линейными связями под воздействием узловых усилий, температуры и внутреннего давления.

Уравнение продольных перемещений по длине трубопровода


+ X3L-f^~


(21)


Величина продольных перемещений положительна, если она направлена слева направо.

Уравнение продольных усилий в стенках трубы по длине трубопровода


18


a1Z. J

’,22)

Д

Здесь JF безразмерная текучая координата ( f ~~^r ) с вачадом отсчета на левом юнце элемента; величина у изменяется от 0 до I. По уравнениям (21), (22) производят внчжсле -ння для всех стержней, то есть при значениях 1^= 'и~ К+1.

Величина продольных осевых усилий N^. положительна при растяжении.


Уравнение поперечных переиецений по длине трубопровода

Величина поперечных переиецений «у положительна, если она направлена вниз от оси элеыента.

(2*)

Уравнение ивгибаниях иоиентов по длине трубопровода

■h e** ^    j

вшшет I !

Руководство по применен» подземных компенсаторов-упоров при строительстве трубопроводов большое диамет

1-

| Р 203-75 i

!

ров

J_

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Настовдее Руководство разработано в развитие главы СНаП "Магистральные трубопроводы. Нормы проектирования".

1.2.    Проектирование подземных компенсаторов-упоров осуие-ствляетсн в соответствии с действующими нормативными докумея -тами.

1.3.    При проектировании и расчете подвенных компенсаторов-упоров, сооружаемых на участках, где возможны деформации грун -та, связанные с изменением его структуры (просадки, пучения

и т.в.),необходимо учитывать связанные с этим дополнительные воздействия.

1.4.    Определение фнзико-механических характеристик грунта производится в соответствии с требованиями Государственных стандартов при инженерных изысканиях трассы трубопровода.

1.5.    Определение нагрузок и воздействий производится в соответствии о главами СИЛ "Магистральные трубопроводы. Нормы проектирования" и "Нагрузки и воздействия. Нормы проектцрова -ния".

1.6.    В проекте указывается минимальная и максимальная температуры замыкания трубопровода на расчетном участке, определенные в соответствии с принятым в расчете температурным перепадом.

2. КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ

2.1. Подземные компенсаторы-упоры применяет с цел» умень-иения перемещений подземных трубопроводов в местах выхода на

Внесено лабораторией Утверждено Всесоюзным научно-! Раграбо-методов расчета м исследовательским институтом {    та но

конструирования тру-!по строительству магистраль- i впервые бопроводов ВНШЮТа {них трубопроводов 15 октября {

Венина нагибающего момента М- полоамтельш, волн растянуты ннжннв волоки аленевта. '

«« . ЭН( J 5    ;

\

В уравнениях (23) н (24) значения коэффициентов внчмсля-ются по формулам

А?- X**/? - -J*

x„j*f * i

<f - *>* /f - x ;

(25)

^    +    J1 ^3^ /''7^

A?- **«/? - ■j(Xu^i-X^,asl^,

B?- ***/? * 7 (ksWi-X^ai&jrti

of - **-:/? - -J fa sin*i -X^asQrfi Л “ Хзс-г 7 ^ + 7    -    хк_,    cosyfyji®^

4.14. На первом этапе расчета в качестве характеристик линейно-упрут их связей принимаются начальше коэффициента пропорциональности между сопротивлениями грунта и перемещениями, то есть начальные коэффициенты нормального и касательного сопротивления грунта.

Диве производится учет физической нелинейности грунта при продольных перемещениях трубы. Для этого определит про -долине перемещения середины каждого элемента системы. Продольное перемещение вычисляется для середины каждого элемента по уравнению (21)

li'Cp = | U{L) ("РИ У =0.5 .    (26)

4.15. йспольвуя аналитическую зависимость сопротивления грунта от перемещения, по найденному перемещению определяют секущий коэффициент пропорциональности, то есть усреднений коэффициент касательного сопротивления грунта для каждого элемента

20

поверхность у надземных переходов, около мест запуска м приема очистных устройств, в местах примыкания трубопроводов к комп -рессорным и газораспределительным станциям, в местах установки тройников и кранов, около подводных переходов и в других случаях.

2.2.    Подземными компенсаторами-упорами называются уложенные в грунт участки трубопроводов трапецеидальной, Z -образной или иной формы, по очертанию аналогичные открытым компенсато -рам. Такие участки трубопроводов частично компенсируют продольные деформации в прилегающем с одной стороны участке трубопровода (за счет смещений труб в грунте) и одновременно являются упорами, намного уменьшающими перемещения трубопровода с другой стороны номпенсатора-упора, где продольные перемещения должны иметь ограниченную величину.

2.3.    Компенсаторы-упоры трапецеидальной формы в больней степени ограничивают продольные перемещения трубопроводов, чем компенсаторы 2 -образной формы.

С увеличением угла поворота трубопровода уменьшаются его продольные перемещения, но возрастают ивгибные напряжения в трубах.

2.4.    Трапецеидальные компенсаторы-упоры проектируют с меньшим углом поворота оси трубопровода со стороны передачи усилия (порядка 23-45°) и большим углом поворота оси трубопровода (порядка 30-75°) со стороны, где величины продольных перемещений трубопровода ограничиваются проектом; углы поворота оси ^ -образных компенсаторов устанавливают в пределах 45-75°.

При необходимости подземные компенсаторы-упоры можно совмещать с углом поворота оси трассы.

Вылет компенсаторов-упоров принимают равным 15-25 диаметрам труб.

Углы поворота и размеры элементов компенсаторов определяют расчетом.

2.5.    Углы поворота компенсаторов-упоров выполняют из отводов, изготовленных в соответствии с действующими нормативными документами, с радиусом изгиба оси не менее 5 диаметров трубопроводов.

С целью уменьшения изгибных напряжений рационально применять отводы, изготовленные способом холодного гнутья со сред -ним радиусом нагиба оси 30-60 диаметров труб.

4

Возможно выполнение углов поворота в компенсаторах-упорах ■8 набора отводов 6-12° с яебольиши прямолинейными вставши между яммм.

2.6.    Компенсаторы-упоры следует располагать по возможности ближе к узлу, где величина продольных перемещений должна быть ограничена.

2.7.    Компенсирующая способность компенсатора-упора возрастает с уменьиением плотности грунта вокруг компенсатора. Учитывая это, рекомендуется траннее в пределах компенсатора-упора и на прилегающих участках трубопровода в пределах 13-20 днамет -ров труб васыпать рыхлым податливым грунтом.

2.8.    Для выбора рациональных параметров подземных компенсаторов-упоров производят расчет различных вариантов по ниже -изложенной программе "fiAT-I". Из рассмотренных вариантов при -нимавт такой, который обеспечивает минимальное перемещение свободного конца компенсатора-упора при выполнении условий прочности и технологических требований.

3. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ РАСЧЕТА

Для расчета по программе "ШАГ-1" проектировщик должен иметь исходные данные, состоящие из геометрических и физико-механических характеристик трубы (п.3.1), определяемых из справочной литературы; физико-механических характеристик грунта^п.3.2), определяемых на основании данных инженерных изысканий; геометрических параметров компенсатора-упора (п.3.3), принимаемых на основании выбранного проектного ранения; характеристик нагрузок и воздействий (п.3.4), определяемых в соответствии с главой СИЛ "Магистральные трубопроводы.Нормы проектирования".

3.1. Геометрические и фивико-механические характеристики трубы:

Вн - наружный диаметр трубы, см;

Вен - внутренний диаметр трубы, см;

S - номинальная толщина стенки трубы, см;

г    - радиус инерции сечения стенок трубы,    см;

F    - площадь сечения стенок трубы, см2;

5

-    момент сопротивления сечения стенок трубы, см8;

-    момент инерции сеченин стенок трубы, см*;

-    коэффициент линейного расиврения метвиа, град-1;

-    моду» упругости метим, кгс/см2;

-    масса единицы джинн трубы, кг/ом;

-    нормативное сопротивление, кго/ом^;

-    коэффициент Пуассона дня метажжа.

3.2. Фиалко-механические характеристики грунта:

^гр ~ объемная масса, кг/см8;

-    угож внутренвего трения, град;

Су    - сдвижение, кгс/см^;

Ерр    - модуль деформации грунта, кгс/см2;

*1гр - коэффициент снижения коэффициента нормажьного ооп-ротивжения грунта, учитнвеюций геометрические рааиерн транмеи, в которую уложен трубопровод, определяют по графику рмз.1 в за-вмвимоотн от отноиенжя д (минимального расстояния по горн -зоитажн от трубы до стенки транмеи) к k0 - расстояние от верха засыпки до оси трубы;

Рис.1. График для определения %гр


6


С - коэффициент, учитвавдий обравованже свода естественного равновесая, опрадедяется по графику ржв.2 в вависимоо-п от отношения k (раостоянжя о* верха ввошхж до верхней обрааувцеК трубы) к варухножу диаметру труЛ jjh ;

Рио.2. График дхя оиредедения Си\ 1-песчашм грунт; 2-глжнжсше грунт

JJ^rp - жовффициеп Пуасоона грунта. Дня гния и тверди и нохутвердкх оугдинжов JL^ = 0,1-0,15; да тугошастичюа супников jtLrp* 0,3-0,4 и дхя текучих Jirp - 0,45-0,5; дхя супеси (в зависимости от консистенции) Jlrp * 0,15-0,30; дхя песков Jlrpm 0,20-0,25;

С%.о. ~ обобиенннХ конффициевт жасатедьного еовротивхеяия грунта (кто/ом8). Дхя иеочаних и оупесчаинг грунтов нрииимавт

7

разним 0,19-0,33 (дня сухих рыхлых песков - 0,19, для плотной влажной супеси - 0,33); для глин н суглинков ос 0,21 до 0,41 в зависимости от плотности.

Примечание. Модуль деформации грунта Егр

можно определять на основании главы СНжП П-15-74 "Основания и фундаменты. Норны проектирования”.

3.3.    Геометрические параметры кошенсатора-упора:

k - расстояние от верха засыпки до верхней образующей трубы, ом;    у

h0 - *о же до оси трубы ( hg=k+-g)% ом;

О. - минимальное расстояние по горизонтали от трубы до стенки траннеи, он;

У,2    -    углы    поворота    трубопровода,    град;

о\ 7 >РМиусы криви8ны оси отводов, си.

3.4.    Нагрувки и воздействия:

Р - нормативное (рабочее) давление продукта, кгс/см2;

At - нормативный температурный перепад, °С, положительный при нагревании;

Z,#Z2- усилия (кто), учитывающие граничные условия по кончай компенсатора-упора, определяемые в соответствии с п.4.9.

4. РАСЧЕТНАЯ СХЕМА, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И АЛГОРИТМ РАСЧЕТА

4.1. В качестве расчетной схемы компенсаторов-упоров принято сочетание криволинейных (круговых) и прямолинейных участков. Наиболее часто встречающиеся схемы представлены на рюс.З (а, б,в).

Считается, что один на прямолинейных участков трубопровода (со стороны действия усилия Zf ) имеет длину до ближайме-го угла поворота не менее 500 диаметров труб, когда можно пренебречь влиянием угла поворота на работу компенсатора-упора (рис.3,б,в).

Прямолинейный участок, расположенный с другой стороны компенсатора-упора, имеет ограниченную длину и на его конце приложена внеиняя сила Z2 (отпор от примыкающей конструкции).

8

Рис.З. Схемы рагбквкк подземного трубопровода на ахементн:

а-дхя угда поворота трассы; б-джя Z -образного компенсатора; в-дхя трапецеидального компенсатора

9

4.2.    Рассчитываемая с же тема равбжвается на ряд прямолинейных м криволинейных (круговых) участков, прж этом узловые точке обязательно назначаются в начале ж конце каждой кривой. Система принята плоской, состоящей жз упругих элементов трубчатого сечения. Зависимость напряжений от деформаций металла труб выражается обобщенным законом Гука.

4.3.    Для определения напряженно-деформированного состояния подземного номпенсатора-упора используется численный метод, являющийся одной из разновидностей метода конечных элементов. Он основан на замене исследуемой конструкции некоторым числом дискретных элементов.

£ качестве конечного элемента принимают прямолинейный упругий стержень, находящийся в среде с двусторонними линейно -упругими свяэями. Криволинейные участки заменяют совокупностью прямых, являющихся хордами данного сектора.

Число узлов К или число элементов, равное К + I, на которое раэбивается вся система, в первую очередь определяется математическим обеспечением ЭВМ, в основном возможностью использования стандартных подпрограмм для решения линейных алгебраических уравнений порядка ЗК.

4.4.    Первый прямолинейный участок трубы (см.рис.3,6,в)

рекомендуется разбивать на 6-II элементов, соответственно углы поворота между ними будут равны нулю. Длины первых двух-трех элементов принимают наибольшими возможными из условия, чтобы произведение J5C t1 или ^ Lt не превышало величины 18 (значения JbQ и ^ определяют по формулам (15) и (17). Можно рекомендовать принимать    11 ~ 100 Цн . Далее длины уча

стков уиеньаают пропорционально их номеру таким образом, чтобы длина последнего элемента на первом прямолинейном участке составляла 6-10 м. Прямолинейные вставки между криволинейными участками в зависимости от вылета компенсатора-упора и длины его полки разбивают на 2-4 элемента.

4.5.    Круговые участки разбивают на совокупность прямых, соединенных под углом друг к другу, являющихся хордами сектора.

На рис.4 представлена схема замены круговой кривой радиуса j)t с углом поворота dii на совокупность п прямых.