Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

50 страниц

389.00 ₽

Купить РТМ 31.2006-78 — официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Руководящий технический материал распространяется на технологические процессы мойки грузовых танков и топливных цистерн на надводных морских танкерах и нефтерудовозах всех классов, типов и назначений.

  Скачать PDF

Отсутствует в "Перечне стандартов организаций, руководящих документов и рекомендаций, регулирующих деятельность объектов морского транспорта", по состоянию на 1 февраля 2011 года.

Действие завершено 01.01.1988

Оглавление

1. Технические требования

2. Технология мойки грузовых танков

2.1 Общие положения

2.2 Классификация способов мойки грузовых танков

2.3 Типовой технологический процесс водной мойки танков

2.4 Технология мойки танков сырой нефтью

2.5 Рекомендации по выбору способа мойки

2.6 Методы контроля воздушной среды и качества мойки

2.7 Технологический график

3. Технология мойки топливных цистерн

3.1 Общие положения

3.2 Классификация способов мойки топливных цистерн

3.3 Типовой технологический процесс водной мойки междудонных топливных цистерн

3.4 Методы контроля донных отложений и воздушной среды

4. Требования безопасности

Приложение 1 (рекомендуемое). График для определения предельно допустимой интенсивности слива промывочной воды за борт (критерий 60 л/милю)

Приложение 2 (рекомендуемое).

Приложение 3 (рекомендуемое).

Приложение 4 (рекомендуемое).

Приложение 5 (справочное). Методика определения характера донных нефтяных отложений

Приложение 6 (справочное). Метод определения плотности

Приложение 7 (справочное). Сведения об оборудовании и инвентаре для мойки танков

Приложение 8 (справочное). Термины и определения, применяемые в РТМ

Показать даты введения Admin

МИНИСТЕРСТВО



ГРУЗОВ


МОСКВА* 1985


МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА

7-М

ОБЩИЕ

И СПЕЦИАЛЬНЫЕ

ПРАВИЛА

ПЕРЕВОЗКИ

НАЛИВНЫХ

ГРУЗОВ

МОСКВА

В/О «МОРТЕХИНФОРМРЕКЛАМА» 1985

a)



Рис. 3. Типовая схема мойки грузовых танков по разомкнутому циклу: а ~ с двухступенчатым отстоем промывочной жидкости; б — с одноступенчатым отстоем промывочной жидкости;

1 — моечный насос; 2 — зачистной насос; 3 — подогреватель моющей воды;

23*

4 — моечная машина.

355

Рис. 4. Типовая схема мойки грузовых танков по разомкнутому циклу с двухступенчатым отстоем в грузовых танках при использовании эжектора в качестве зачистного средства: 1 — моечный насос (используется грузовой); 2 — зачиетной эжектор; 3 — подогреватель моющей воды; 4 — шланговая лебедка; 5 — моечная машинка

Рис. 5. Типовая схема мойки танков грузом сырой нефти двухэтапным способом: а — 1-й этап — мойка переборок; б — 2-й этап — мойка днища; 1 — грузовой насос, используемый для зачистки; 2 — зачиетной насос; 3 — стационарная моечная машинка

ПОДГОТОВКА СИСТЕМ И ПРОКАЧКА МОЕЧНОЙ МАГИСТРАЛИ


ПОДГОТОВКА ПЕРЕНОСНОГО МОЕЧНОЮ ОБОРУДОВАНИЯ И ИНВЕНТАРЯ


ПОДГОТОВКА ЗАПАСА МОЮШЕЙ ВОДЫ ИЛИ РАСТВОРА ХИМ-ПРЕПАРАТА


ПРИДАНИЕ СУДНУ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КРЕНА И ДИФФЕРЕНТА


ПЕРЕБАЛЛАСТИРОВКА


КОНТРОЛИРУЕМЫЙ СЛИВ БАЛЛАСТНОЙ ВОДЫ ЗА БОРТ


ОСНОВНЫЕ ОПЕРАЦИИ

> К >11НЛ'( >ни n.- Ш .Hi JH ОПЕРАЦИИ

г

ПРОМЫВКА ГРУЗОВОГО ТРУБОПРОВОДА


ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ *.


\ со стаиио- / Хнарными / Xмашин-/ Хками/

\ с перенос- / \ нымн ма- / \ шинка- /

\ ми /

РАЗНОСКА

РАЗНОСКА

ПРИВОДОВ

ШЛАНГОВ С

И УСТАНОВКА

МОЮШИМИ

ИХ НА СТА-

МАШИНКАМИ

ШОНАРНЫЕ

К ГОРЛОВИ-

МАШИНКИ

НАМ

-1-

\

1

1

УСТАНОВКА

УСТАНОВКА

СТВОЛОВ СТА-

МОЮШИХ

ЦИОНАРНЫХ

МАШИН В РА-

МАШИНОК В

БОЧИХ ПОЛО-

ИСХОДНОЕ ПО-

ЖЕНИЯХ

ЛОЖЕНИЕ

1~


ТОЛЬКО ПРИ РАЗОМКНУТОМ ЦИКЛЕ

МОНКА

МЕХАНИЗИ

РОВАННАЯ

МОЙКА

\ ГРУЗОВЫХ / \ ТАНКОВ/

УДАЛЕНИЕ

ПРОМЫВОЧНОЙ

ВОДЫ

СЕПАРАЦИЯ ПРОМЬГООЧНОЙ ВОДЫ ОТ НЕФТИ

КОНТРОЛИРУЕМЫЙ СЛИВ ПРОМЫВОЧНОЙ ВОДЫ ЗА БОРТ

ВЕНТИЛЯЦИЯ ТАНКОВ И КОНТРОЛЬ ЗА ВОЗДУШНОЙ СРЕДОЙ


КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА МОЙКИ И ДОМЫВОЧНЫЕ РАБОТЫ


СЛИВ ЧИСТОЙ ВОДЫ ИЗ ОТСТОЙНЫХ ТАНКОВ


ОСУШЕНИЕ ОТСТОЙНОГО ТАНКА П СТУПЕНИ


ТОЛЬКО ПРИ РАЗОМКНУТОМ ЦИКЛЕ

КОНТРОЛИРУЕМЫЙ СЛИВ ПРОМЫВОЧНОЙ воды

ЗА БОРТ

МОЙКА ОТСТОЙНОГО ТАНКА Г СТУПЕНИ

Рис. 6. Схема типового технологического процесса полной водной мойки танков


Е


До подсоединения шлангов с моечными машинками необходимо прокачать моечную магистраль чистой забортной водой.

2.3.3.    Подготавливается рабочий и запасной комплекты исправных переносных моечных машинок (запасной комплект рекомендуется в размере 100% рабочего).

При наличии в составе моечной системы стационарных моечных машинок подготавливаются переносные приводы к ним.

Переносные моечные машинки и приводы к стационарным машинкам должны быть проверены в действии в соответствии с инструкциями по обслуживанию.

Подготавливается рабочий и запасной комплект моечных рукавов и рукавных соединений по числу переносных машинок.

Должно быть проверено наличие меток на рукавах, показывающих заданные положения моечных машинок по высоте от верхней палубы до оси вращения сопл.

При отсутствии меток их необходимо нанести нефтеводостойкой краской.

Метки должны соответствовать рабочему положению моечных машинок по высоте танка:

верхнее — на середине расстояния между палубой и верхним бортовым стрингером (или шельфом) и днищем.

При наличии шланговых лебедок вооружаются и проверяются в действии шланговые лебедки с каждого борта судна.

2.3.4.    Запас моющей воды или раствора химпрепарата приготавливается в специальных отстойных танках либо в грузовом танке, используемом в качестве отстойного.

Перед заполнением танки следует промыть холодной или горячей забортной водой со сбросом промывочной воды в грузовой танк.

Заполнять танки следует до максимально допустимого уровня с целью обеспечения наибольшей продолжительности проточного отстоя промывочной воды. Высота уровня воды должна быть не менее 5 м.

Если предполагается мойка горячей забортной водой по замкнутому циклу, то заполнение танка следует производить через водоподогрева-тель при включенных змеевиках подогрева в танке.

Температуру подогрева забортной воды в танке рекомендуется поддерживать в пределах 40—50°С.

Для производства химико-механизированной мойки в отстойных танках приготовляется раствор моющего химпрепарата.

Выбор концентрации моющего препарата, необходимое количество моющего раствора, температура нагрева и способ приготовления раствора определяют в соответствии с утвержденной инструкцией по применению используемого препарата.

Концентрация химпрепарата в моющем растворе определяется в зависимости от вида перевозимого груза, назначения мойки, степени загрязнения танков, количества ступеней отстоя.

В среднем она находится в пределах 0,1—0,3%.

После разведения химпрепарата моющий раствор следует в течение

1.5— 2,0 ч прокачивать моечным или зачистным насосом по замкнутому контуру: отстойный танк—насос—остойный танк.

2.3.5.    Перед началом мойки судну следует придать дифферент на корму.

В процессе мойки судну следует придать технологический крен

1.5— 2,0° на тот борт, со стороны которого расположены приемные патрубки зачистного трубопровода замываемых танков.

2.3.6.    Перебалластировка выполняется с целью обеспечения остой-

358

чивости судна при сливе грязного балласта из танков, в которые он был принят в порту выгрузки, для подготовки этих танков к мойке.

Перебалластировка заключается в приеме чистого балласта в группу танков, в которых произведена мойка и слив грязного балласта из танков, забаластированных в порту выгрузки, в море вне запретной зоны.

Варианты схемы балластировки судна и последующей перебалласти-ровки его в процессе мойки должны выбираться с учетом возможности построения технологических графиков моечных работ, предусмотренных п. 2.7, с наиболее рациональным использованием рабочего времени.

При этом, если выбранный вариант схем балластировки отличается от предусмотренных имеющейся на судне Информацией об остойчивости судна, то должен быть произведен и одобрен в соответствии с требованиями Регистра СССР дополнительный для этих схем расчет остойчивости и прочности судна.

Слив грязного балласта производится поэтапно.

Вначале сливают грузовыми насосами за борт отстоявшийся балласт с разрешенным для сброса нефтесодержанием. По мере уменьшения уровня воды производительность слива снижают.

При достижении уровня балласта в танках примерно до 1 м слив грузовыми насосами прекращают, а оставшийся балласт сливают за-чистными насосами через отстойные танки за борт с соблюдением мер по контролю за чистотой сброса, установленных Правилами сброса нефтяных смесей (см. п. 2.3.12).

2.3.7. Промывку грузового трубопровода рекомендуется производить во время приема балласта при выходе из порта выгрузки со сбросом промывочной воды в грузовые танки.

Промывку производят путем поочередной прокачки забортной водой с помощью грузовых насосов отдельных участков грузового трубопровода.

Порядок промывки участков грузового трубопровода определяется в зависимости от его схемы для конкретного типа судна.

Промывку днищевых грузовых трубопроводов и приемных патрубков в незабалластированных танках производят перед началом мойки их под чистый балласт путем поочередного открытия на 1—2 мин приемных клинкетрв.

Промывочную воду из танков при необходимости сливают зачистны-ми насосами в один из грузовых танков с грязным балластом, либо сливают за борт через отстойные танки в процессе последующей мойки танков по разомкнутому циклу.

Промывку палубных магистралей и наливных стояков производят путем прокачки их забортной водой грузовыми насосами при давлении нагнетания не менее 0,5 МПа (5 кгс/см2).

Для возможности промывки путем принудительной циркуляции воды по замкнутому контуру всех палубных поперечных труб приемо-отливные патрубки соединяют между собой при помощи специальных съемных перемычек (гибких либо жестких) так, чтобы обеспечить возможность последовательной прокачки водой всех участков.

Производить промывку участков грузового трубопровода со сливом нефтесодержащей воды непосредственно за борт запрещается.

Концевые участки грузового трубопровода, которые нельзя промыть по замкнутому контуру, например кормовую магистраль, следует промыть у причала со сливом воды в береговые приемные сооружения.

При перебалластировке, перед приемом чистого балласта в помытые танки, вторично промывают грузовой трубопровод в танках со сбросом1 воды в один из непромытых танков.

359

2.3.8.    Процесс мойки грузовых танков состоит из следующих одновременно выполняемых операций:

механизированной мойки;

удаления из танков промывочной воды и отмываемых остатков в отстойные танки;

отстоя промывочной воды;

контролируемого слива промывочной воды за борт (при разомкнутом цикле).

2.3.9.    Для обеспечения процесса механизированной мойки периодически должны выполняться нижеперечисленные вспомогательные операции.

При мойке стационарными моечными машинками выполняются: разноска съемных приводов моечных машинок и установка их на подготовляемых к работе машинках;

установка стволов машинок в исходное (нижнее) положение и проверка исправности их в действии.

При мойке переносными моечными машинками выполняются: разноска шлангов с моечными машинками. к моечным горловинам замываемых танков;

перемещение моечных машинок в рабочем диапазоне по высоте танка.

Операции по разноске шлангов и перемещению моечных машинок в рабочем диапазоне по высоте танка могут выполняться:

механизированным способом с помощью передвижной шланговой лебедки с автоматизированным управлением спуска и подъема; ручным способом (при отсутствии шланговых лебедок).

Время, затрачиваемое на перенос к моечной горловине одного шланга с моечной машинкой ручным способом, в среднем принимается 5 мин.

Механизированная мойка переборок и днища танков производится путем гидродинамического воздействия на слой налипших на стенках нефтеостатков высоконапорными моющими струями, перемещаемыми в заданных направлениях при помощи переносных или стационарных моечных машинок.

В качестве моющей жидкости применяют холодную или горячую забортную воду либо водный раствор моющего химпрепарата.

Для обеспечения эффективного уда'рного действия моющей струи на замываемые поверхности в необходимом радиусе действия минимальное давление, в МПа (кгс/см2), в палубной моечной магистрали должно быть не ниже указанного в табл. 2.

!


Дедвейт судна, тыс. т


Тип моечных машинок


от 15 до 20 i от 35 до 50 от 100 до 150

i    I    _


до 5


Таблица 2

Переносные    0,7(7)    0,85(8,5)    0,9-1,0(9-10)    1,0(10)

Стационарные    —    0,8(8)    0,8(8)    0,9(9)

Давление моющей жидкости допускается принимать ниже приведенных в табл. 2 значений при использовании в качестве моечного одного из грузовых насосов:

при мойке переносными моечными машинками — на 0,1 МПа (1 кгс/см2);

при мойке стационарными односопловыми моечными машинками на среднетоннажных танкерах (дедвейтом 35—50 тыс. т) — на 0,2 МПа (2 кгс/см2).

360

Рекомендуется определять температуру моющей забортной воды в зависимости от вида и характеристики отмываемых остатков груза в соответствии с табл. 3.

Таблица 3

Примечание

' Температура Вид и характеристика | моющей воды груза    |    в    моечной

Нефтепродукты:

светлые

темные (за исключением высоковязких парафинистых мазутов) мазуты высоковязкие парафинистые Нефть сырая: высоковязкая низкопарафинистая высокопарафинистая

Без подогрева 65—75

80—90

70—75

Не менее 75, либо до 50

; магистрали, °С

При температуре забортной воды выше температуры застывания нефтепродуктов

В интервале температур между 50—70° возможно выделение парафинов, растворенных в легких фракциях нефти, и стойкое отложение их на стенках после смыва легких фракций, а также коагуляции парафина в промывочной воде

При мойке раствором химпрепарата температура моющего раствора определяется в соответствии с утвержденной инструкцией по применению используемого химпрепарата.

При наличии в танках антикоррозийных покрытий температура моющей жидкости должна быть не выше разрешенной техническими условиями на эти покрытия. При отсутствии указанных ТУ температура нагрева моющей жидкости должна быть не выше 65°С.

Количество одновременно работающих моечных машинок следует выбирать с учетом возможности непрерывного и полного удаления за-чистными средствами промывочной воды из замываемых танков, а в случае подогрева моечной воды — и с учетом пропускной способности водоподогревателей.

Рёкомендуется определять количество одновременно работакнцих моечных машинок с таким расчетом, чтобы суммарный расход моющей воды не превышал 70% производительности всех зачистных средств, работающих на удаление промывочной воды.

В соответствии с рекомендацией Международной палаты судоходства (МПС) количество работающих переносных моечных машинок в одном танке в условиях мойки в неконтролируемой газовой среде с целью взрывобезопасности должно быть для моечных машинок с расходом воды до 50 м3/ч —не более 4, свыше 50 м3/ч — не более 3.

Переносные моечные машинки заводят в танк через моечные горловины и поочередно устанавливают в различных по уровню рабочих положениях в соответствии с метками, нанесенными на моечных рукавах, как указано в п. 2.3.3.

Время работы моечных машинок в каждом положении зависит от: целевого назначения мойки; положения моечной машинки по высоте;

сложности конструктивного набора в танках, особенно днищевого; вида перевезенного перед мойкой груза; степени загрязненности танка.

351

Рекомендованная продолжительность работы переносных моечных машинок на разных уровнях в танках с учетом вышеперечисленных факторов приведена в табл. 4.

Таблица 4.

Продолжительность работы моечных машинок на разных уровнях танка в циклах и мин

Целевое назначение мойки

Верхнее и промежуточное поло-

Нижнее положение машинок для танков с покрытием

жение машинок

антикоррозионным

без антикоррозионного

циклы | мин

циклы | мин

циклы | мин

Под балластный переход    1    20    2    40    2—3    40—60

Профилактическая, под    ре- 1—2    20—40    2—3    40—60    3—6    60—120

монт или смену вида груза

Примечание. Продолжительность цикла —• время, за которое сопло моечной машинки описывает полную сферу, ■— принято для переносных моечных машинок типа ММ-4А равным 20 мин.

При непрерывном возвратно-поступательном перемещении моечной машинки по высоте танка с помощью автоматизированной шланговой лебедки продолжительность работы моечной машинки в пределах одного полного цикла спуска—подъема составляет 2,0—2,5 ч.

При необходимости увеличить время работы моечной машинки в отдельных положениях по высоте танка (например, у днища) производят остановку вертикального перемещения моечной машинки путем перекрытия запорного крана привода лебедки.

2.3.10.    Удаление промывочной воды.

Удаление промывочной воды и остатков груза из замываемых танков производится по зачистному (или грузовому) трубопроводу зачист-ными (или грузовыми) насосами либо специально установленными для этой цели высокопроизводительными зачистными эжекторами.

Удаление промывочной воды из замываемого танка в процессе мойки должно быть непрерывным и по возможности полным.

Следует не допускать образования на днище танка большого слоя жидкости, препятствующего ударному воздействию моющих струй на донные отложения.

Уровень промывочной воды в танке по замерам через мерительную трубу не должен превышать 8—10 см.

Необходимую интенсивность стока и удаления промывочной воды с днища танка следует обеспечивать путем достаточных дифферента и крена судна в сторону расположения зачистных приемных патрубков (предусмотренных п. 2.3.5) и обеспечения бесперебойной работы зачистных средств с производительностью, превышающей не менее чем на 30% суммарный расход воды одновременно работающих моечных машинок.

При одновременной мойке двух танков удаление промывочной воды из каждого танка должно производиться самостоятельным зачистным средством по разным магистралям.

2.3.11.    Сепарацию промывочной воды от нефти в процессе мойки осуществляют путем проточного гравитационного отстоя ее, т. е. непрерывного протекания с малой скоростью через один или систему отстойных танков.

362

При отсутствии на танкере специальных отстойных танков для этой цели рекомендуется использовать кормовой грузовой танк.

При использовании двух отстойных танков осуществляют двухступенчатый проточный отстой нефтеводяной смеси.

В этом случае промывочная вода из замываемого танка непрерывно подается зачистным насосом или эжектором в отстойный танк I ступени, где происходит отделение основного количества нефти из воды путем гравитационного отстоя ее в верхнем слое.

Отстоявшаяся в нижней части танка вода перетекает по переливной трубе в отстойный танк II ступени, где происходит последующее более полное отделение нефти от воды с целью возможности использования ее в качестве моющей — при замкнутом цикле либо слива за борт — при разомкнутом цикле.

При отсутствии возможности использования двух отстойных танков осуществляется одноступенчатый проточный отстой нефтеводяной смеси в пределах одного отстойного танка I ступени по вышеописанной схеме. Степень очистки нефтесодержащих вод зависит от продолжительности отстоя, количества ступеней отстоя, правильного расположения отверстий входа и выхода нефтесодержащей смеси в системе отстойных емкостей, продолжительности проточного отстоя, состояния моря, удельного веса содержащейся в воде нефти, подогрева смеси.

Продолжительность проточного отстоя *(Г, ч) определяется по формуле (1) в зависимости от суммарной емкости отстойных танков (V, м3) и суммарного расхода моющей воды всеми одновременно работающими моечными машинками (Q, м3/ч):

Она должна определяться, с учетом других вышеперечисленных факторов, в пределах: при спокойном состоянии моря — не менее. 3— 4 ч, при волнении моря, вызывающем качку судна, — не менее 6—8 ч.

V

+ Фэж ’


Г=


Q


При удалении промывочной воды из танков с помощью зачистных эжекторов продолжительность отстоя определяется по формуле (2)

где <2эж — количество рабочей воды, подаваемой на эжектор.

При наличии в отстойных танках змеевиков для лучшего отстоя нефтесодержащую смесь следует подогреть до температуры не менее 40°С.

2.3.12. В процессе мойки танков по разомкнутому циклу вне пределов запретной зоны производят непрерывный слив за борт отстоявшейся от нефти в системе отстойных танков промывочной воды.

Слив производят через верхний забортный отливной клапан самотеком в процессе проточного замещения непрерывно поступающей в отстойные танки промывочной воды. На судах, где отсутствует верхний забортный отливной клапан, слив производят через днищевый кингстон.

Слив промывочной воды из отстойного танка должен быть контролируемым по нефтесодержанию и осуществляться с соблюдением критерия, установленного Конвенцией, в части мгновенной интенсивности и количества слива нефти в любой точке открытого моря.

Рекомендуется определять допустимую мгновенную интенсивность слива нефти (критерий 60 л на милю) по графику в Приложении 1 (рекомендуемом) и допустимое количество сброса нефтесодержащих вод — по формуле

к

а *


(3)


Q —


363


где Q — допустимое количество сброса нефтесодержащих вод, м3;

а — нефтесодержание в сливаемом потоке, частей нефти на миллион частей воды (мг/л);

К —максимальное количество нефти, допустимое к сбросу, равное 1/15000 от общего количества данного вида груза, из которого образовался остаток, м3.

Пример:

подлежащих мойке, равен 30000 м3;

Исходные данные: объем перевезенного груза в танках,

а=200 мг/л; К=    м3

Тогда


2^21=10000 м:


Q=


15000 м *

Нефтесодержание в сливаемом потоке следует определять при помощи судовой экспресс-лаборатории (СЭЛ) путем отбора проб через специальное пробоотборное устройство и анализа их, либо с помощью специального прибора — детектора, контролирующего содержание нефти в потоке.

Необходимо также осуществлять на протяжении всего периода слива визуальное наблюдение за появлением нефти в сливаемом потоке и на поверхности моря в районе слива.

При обнаружении нефти необходимо снизить интенсивность мойки, т. е. уменьшить число одновременно работающих моечных машинок.

2.3.13.    Вентиляцию танков производят после механизированной мойки с целью дальнейшего удаления взрывоопасных и токсичных паров нефти из воздушной среды танка.

Вентиляцию следует производить путем:

естественного вентилирования танка через открытые отверстия всех моечных горловин и сходных люков;

принудительного нагнетания в танк чистого атмосферного воздуха с целью вытеснения и разбавления паров нефти в воздушной среде танка.

Принудительную вентиляцию осуществляют с помощью переносных нагнетательных воздуходувок взрывобезопасного исполнения, устанавливаемых на моечных горловинах; стационарных вентиляторов через грузовой трубопровод; вентиляторов системы инертных газов.

Эффективность принудительной вентиляции зависит от соответствия производительности вентиляторов размерам вентилируемого танка.

Контроль за воздушной средой см. п. 2.6.

2.3.14.    Методы контроля качества мойки см. п. 2.6.2.

Трудноотмываемые участки днища и переборок, обнаруженные в результате осмотра, следует домывать моечными машинками путем заводки и установки их в местах, обеспечивающих доступ моечных струй к непромытым участкам.

При необходимости, по усмотрению капитана, домывочные работы отдельных участков днища допускается производить ручным способом, с помощью шланга со стволом ручной домывки с соблюдением требований п. 4.19—4.25.

2.3.15.    Слив отстоявшейся воды из отстойных танков производится после мойки всех грузовых танков с двухступенчатым отстоем промывочной воды с целью уменьшения объема нефтесодержащей воды и размещения ее в одном отстойном танке.

В случае мойки с одноступенчатым отстоем слив воды в море из отстойного танка I ступени в рейсе не производится, если в этом нет острой необходимости, а осуществляется на стоянке у причала в береговые приемные сооружения вместе со сливом нефтеостатков.

Общие и специальные правила перевозки наливных грузов 7-М. — М.: В/О «Мортехннформреклама», 1985. — 456 с.

Разработаны Центральным научно-исследовательским институтом морского флота (ЦНИИМФ) Черноморский филиал Директор филиала    Л.    Д. Иловой

Руководитель темы И. П. Горяйнов Ответственные исполнители: В. А. Бо-быр, Н. И. Вивденко, Н. В. Васин, М. П. Зинько, И. П. Корниенко, О. К. Кепинг, Т. В. Кузнецова, А. Ш. Кушнир, Н. И. Коваленко, В. В. Луговенко,


| И. Г. Потапов ,


,Н.


И.


Плявин.


| Я. Н. Спиридонов {, В. Н. Татаренко

Согласованы Главным управлением перевозок, эксплуатации флота и портов Минморфлота

Начальник    В.    С.    Збаращенко

Внесены    Главным    управлением    перевозок,    эксплуата

ции флота и портов Минморфлота Начальник    В.    С.    Збаращенко

Слив за борт чистой воды из отстойных танков производится периодически после статического отстоя ее, т. е. в непроточных условиях.

Слив следует производить только после достаточной продолжительности отстоя, определяемой по разделению нефтесодержаших вод на три различные друг от друга фазы: водную фазу — в нижней части танков; нефтеводяную эмульсию — в районе раздела фаз; нефтяную фазу — в верхней части танков.

Продолжительность отстоя зависит от удельного веса содержащегося в воде нефтепродукта, состояния моря и находится в пределах 12— 48 ч.

Определение поверхности раздела вода/нефть рекомендуется производить с помощью пробоотборных кранов, установленных в районе вероятной для определенного танка границы раздела, а также специального прибора для определения границы раздела вода/нефть.

2.3.16.    Оставшуюся в отстойном танке II ступени после слива чистой воды нефтеводяную эмульсию следует перекачать в отстойный танк I ступени с целью опорожнения и подготовки его для мойки.

2.3.17.    Выбор места и способа мойки отстойного танка II ступени зависит от района нахождения танкера и способа предшествующей мойки грузовых танков.

В рейсе мойка отстойного танка II ступени производится с одноступенчатым проточным отстоем промывочной жидкости в отстойном "танке I ступени.

Если нет острой необходимости, то мойка отстойного танка II ступени в рейсе не производится и выполняется у причала по разомкнутому циклу со сливом промывочной воды на очистные сооружения.

Способ выполнения мойки должен быть таким, какой применялся при мойке грузовых танков, т. е. замкнутый — при мойке раствором химпрепарата и разомкнутый — при мойке забортной водой.

На комплекс технологических операций, из которых состоит мойка отстойного танка II ступени, распространяются требования, предусмотренные для мойки грузовых танков п. 2.3.9.

2.3.18.    Слив нефтеостатков и нефтесодержащих вод из отстойного танка I ступени с целью последующей мойки его следует производить на стоянке в очистные сооружения или специально выделенные плавсредства.

Если в качестве отстойного танка I ступени использовался грузовой танк, то слив собранных в нем нефтеостатков может осуществляться в другие грузовые танки перед их наливом путем вовлечения этих остатков в груз.

2.3.19.    Мойка отстойного танка I ступени. После опорожнения и зачистки танка от нефтеостатков производится механизированная мойка его забортной водой по разомкнутому циклу со сливом промывочной воды без отстоя в очистные сооружения.

На танкерах, имеющих цистерну для сброса отмытых остатков груза, мойка танка I ступени может производиться в рейсе с непроточным периодическим отстоем промывочной воды и сливом за борт за пределами запретной зоны.

Мойка производится в соответствии с требованиями п. 2.3.9.

2.4. Технология мойки танков сырой нефтью

2.4.1.    Мойка танков нефтью допускается только из-под груза сырой нефти при его сливе способами, предусмотренными п. 2.2.7.

2.4.2.    Мойку танков грузом сырой нефти рекомендуется производить с целью:

более полного удаления из танков загустевших остатков груза за

В настоящий сборник включены руководящие нормативные документы по технологии безопасной и сохранной перевозки наливных грузов (нефти и нефтепродуктов, пищевых и химических грузов, сжиженных газов) с учетом изменений и дополнений по состоянию на 1 июля 1985 г., а также другие нормативные документы, регламентирующие работу морского наливного флота. В дальнейшем все изменения и дополнения, касающиеся вошедших в сборник документов, будут публиковаться в Сборниках правил перевозок и тарифов морского транспорта СССР.

ДРУГИЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ РАБОТУ МОРСКОГО НАЛИВНОГО ФЛОТА

МОЙКА ГРУЗОВЫХ ТАНКОВ И ТОПЛИВНЫХ ЦИСТЕРН ТАНКЕРОВ. ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ.

РТМ 31.2006—78 (РАЗРАБОТАН ЧЦПКБ)

Настоящий руководящий технический материал1 распространяется на технологические процессы мойки грузовых танков и топливных цистерн на надводных морских танкерах и нефтерудовозах всех классов, типов и назначений.

РТМ не распространяется на технологические процессы мойки танков и топливных цистерн, выполняемые специальными зачистными станциями.

РТМ устанавливает технические требования, способы выполнения, типовую технологию и требования безопасности при производстве моечных работ в грузовых танках и топливных цистернах, выполняемых судовыми средствами в процессе эксплуатации судна.

1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1.    Процесс мойки грузовых танков и топливных цистерн характеризуется высокой трудоемкостью и производственной опасностью. Поэтому организация и проведение технологического процесса мойки должны предусматривать максимально возможную механизацию трудоемких операций и устранение опасных и вредных производственных факторов.

1.2.    Технологические процессы мойки грузовых танков и топливных цистерн должны выполняться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.004-76 в части пожаровзрывобезопасности, удовлетворять общим требованиям безопасности ГОСТ 12.3.002-75 и специальным требованиям безопасности, предусмотренным настоящим РТМ.

1.3.    Технологические процессы мойки танков должны проводиться с учетом выполнения требований Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г.»2 в части сброса за борт нефтесодержащих вод и химических веществ и постановления Совета Министров СССР от 14 февраля 1974 г. № 118 «Об усилении борьбы с загрязнением моря веществами, вредными для здоровья людей или живых ресурсов моря» (приказ ММФ от 13 марта 1974 г. № 41).

1.4.    В соответствии с требованиями и рекомендациями настоящего РТМ применительно к различным типам судов должны разрабатываться технологические инструкции и графики, предусматривающие выполнение соответствующих технологических процессов мойки грузовых танков и топливных цистерн.

1.5.    При разработке технологических инструкций и технологических графиков мойки следует убедиться в том, что на судне:

система мойки грузовых танков, зачистная система, грузовой трубопровод, а также расположение моечных горловин удовлетворяют требованиям ОСТ 5.5057—71;

топливоперекачивающие трубопроводы машинного отделения, расположение горловин и зачистных патрубков топливных цистерн позволяют обеспечить возможность подачи моющей жидкости к замываемым поверхностям и эффективное удаление ее механизированным способом, без сброса в море.

В случае, если судовые системы и корпусные конструкции не удовлетворяют указанным требованиям, при разработке технологических инструкций и графиков должны быть предусмотрены рекомендации (в целесообразном объеме) по выполнению модернизационных мероприятий на судне, обеспечивающих возможность проведения технологического процесса мойки в соответствии с требованиями настоящего РТМ.

1.6.    Для успешного проведения технологического процесса мойки танков должно быть обеспечено исправное техническое состояние механизмов, арматуры, контрольно-измерительных приборов и трубопроводов моечной и зачистной систем, моечных машинок, моечных рукавов и быстроразъемных соединений.

1.7.    Переносные моечные машинки, быстроразъемные рукавные соединения, переносные вентиляторы и переносной инвентарь (ведра, лопаты, совки и др.), используемые при проведении технологического процесса мойки, должны удовлетворять требованиям взрывобезопасно-сти в условиях возможных соударений с корпусными конструкциями.

1.8.    Применяемые при мойке танков коечные рукава должны удовлетворять следующим основным техническим требованиям:

обеспечивать прочность при рабочем давлении до 1,2 МПа (12 кгс/см3);

быть стойкими к воздействию морской воды и нефтепродуктов при температурах рабочей жидкости в пределах от —5 до + 90°С;

сохранять работоспособность в интервале температур окружающей среды от —25 до +55°С;

обеспечивать отвод статического электричества, возникающего при прохождении рабочей жидкости;

иметь не менее 3-кратного запаса прочности с целью предотвращения разрывов, представляющих опасность при высоких температурах моющей воды.

Рекомендуется применять в качестве .моечных шлангов рукава резиновые напорные с нитяным усилением, неармированные по ГОСТ 10362-76.

1.9.    Моющие химические препараты, применяемые для мойки танков, должны удовлетворять следующим основным требованиям:

обладать высокоэффективными моющими свойствами;

быть нетоксичными, биологически окисляющимися, пожаровзрывобезопасными

и быть одобрены Минводхозом СССР, Минздравом СССР и Мин-рыбхозом СССР для применения при мойке грузовых танков и топливных цистерн на судах морского флота.

С этой целью все танкеры и нефтерудовозы оборудованы системой мойки грузовых танков и снабжены необходимым переносным моечным оборудованием и инвентарем.

2.1.3.    В зависимости от числа замываемых танков производится либо полная мойка всех грузовых и отстойных танков, либо частичная (одного или нескольких танков).

2.1.4.    В зависимости от назначения мойка производится с целью подготовки танков на балластный переход; под осмотр и профилактическое удаление отложений остатков груза и ржавчины; под смену вида груза, а также подготовки судна под ремонт.

2.1.5.    Мойка танков на балластный переход производится с целью снижения концентрации паров нефти в воздушной среде до взрыво-безопасного предела, принятого равным 50% НПВ.

НПВ — нижний предел взрываемости, равный наименьшей концентрации паров нефти в воздухе, при которой возможен взрыв.

2.1.6.    Предельно допустимая взрывобезопасная концентрация паров нефти на балластный переход (50% НПВ) установлена по бензину Б-70 и составляет 12,5 г/м3 в весовом выражении либо. 0,4% объема.

2.1.7.    Мойка танков для всех остальных назначений, указанных в п. 2.1.4, предусматривает дегазацию воздушной среды до санитарных норм с ц,елью возможности допуска людей в танки для осмотра, производства операций по выборке твердых остатков и последующих ремонтных работ.

2.1.8.    В зависимости от целевого назначения должна соблюдаться периодичность проведения моечных работ, указанных в табл. 1.

Таблица 1

Назначение мойки    Периодичность    выполнения    моечных    работ

На балластный переход:

полная мойка    При продолжительности балластного рейса бо

лее 10 сут — ежерейсно, за исключением случаев, когда по условиям плавания проведение моечных работ невозможно

частичная мойка    При продолжительности балластного рейса ме

нее 10 сут — по усмотрению капитана

Для осмотра, профилактического 1. При рейсах продолжительностью до 20 сут— удаления неоткачиваемых остатков через 4—б рейсов, но не реже одного раза в 3—4

мес

2.    При рейсах продолжительностью свыше 20 сут — не реже одного раза в 3—4 мес

3.    Вместо полной мойки в указанные сроки может производиться частичная мойка по несколько .танков ежерейсно

Под смену вида груза    При подготовке танков:

1.    Под светлые грузы — после перевозки темных нефтепродуктов

2.    Под пищевой груз — после перевозки нефтепродуктов или другого вида пищевого груза

Под ремонт:

полная мойка    Перед постановкой судна в заводской ремой!

или док

частичная мойка    Для выполнения неотложных ремонтных работ

по устранению повреждений в отдельных танках

2.2. Классификация способов мойки грузовых танков

2.2.1. Мойку грузовых танков следует выполнять способами, указанными на рис. 1.,

351

Рис. 1. Схема классификации мойки грузовых танков по способу выполнения

2.2.2.    В зависимости от применяемой моющей жидкости мойка подразделяется на водную и неводную.

При водной мойке в качестве моющей жидкости следует применять холодную или горячую забортную воду либо водный раствор химпрепа-рата.

При неводной мойке допускается применять сырую нефть, отбираемую из груза путем рециркуляции ее в период разгрузки судна.

Примечание. Применение других неводных жидкостей с растворяющими свойствами (сольвентов) настоящим РТМ не предусматривается.

2.2.3.    Водная мойка может выполняться по замкнутому либо разомкнутому циклу, предпочтительным является способ мойки по замкнутому циклу.

2.2.4.    Мойка по замкнутому циклу производится без сброса промывочной жидкости в море путем многократного использования подготовленной порции моющей воды или раствором химпрепарата, непрерывно очищаемых от нефти в процессе проточного отстоя в отстойных танках.

2.2.5.    Мойка по разомкнутому циклу производится только забортной водой, которая после одноразового использования и очистки от нефти в отстойных танках до разрешенной для сброса в море концентрации сливается за борт.

2.2.6.    Мойка сырой нефтью выполняется по разомкнутому циклу с удалением промывочной нефти на берег со сливаемым грузом.

2.2.7.    Мойка сырой нефтью может выполняться одноэтапным или двухэтапным способом.

При одноэтапном способе мойка каждого танка производится после окончания его разгрузки с отбором моющей нефти из сливаемого груза других танков.

При двухэтапном способе первый этап (мойка переборок) совмещается с выгрузкой замываемого танка, а второй этап (мойка только днища) производится после полной выгрузки танка с отбором моющей нефти из сливаемого груза других танков.

2.2.8.    В зависимости от способа очистки промывочной жидкости от нефти моечный процесс должен осуществляться:

с двухступенчатым проточным отстоем промывочной жидкости;

с одноступенчатым отстоем промывочной жидкости;

статическим (непроточным) отстоем промывочной жидкости;

без отстоя промывочной жидкости (при мойке сырой нефтью).

2.2.9.    Типовые схемы мойки танков по замкнутому циклу приведены на рис. 2, а, б.

Типовые схемы мойки танков по разомкнутому циклу приведены на рис. 3, а, б и рис. 4.

Типовые схемы мойки танков грузом сырой нефти приведены на рис. 5, а и б.

2.3. Типовой технологический процесс водной мойки танков

2.3.1.    Технологический процесс полной мойки танков судна водой или водным раствором химпрепарата состоит из комплекса технологических операций, назначение и последовательность выполнения которых приведены в схеме на рис. 6.

2.3.2.    Для обеспечения нормального проведения моечного процесса должно быть проверено техническое состояние труб, арматуры и контрольно-измерительных приборов системы мойки, зачистной и грузовой систем.

353

Для обеспечения контроля за рабочими параметрами моющей воды необходимо убедиться в наличии и исправности манометров и термометров на палубной моечной магистрали.

23 Заказ № 194


Я)


Рис. 2. Типовая схема мойки грузовых танков по замкнутому циклу: а — с двухступенчатым отстоем промывочной жидкости; б^е одноступенчатым отстоем промывочной жидкости.

1 — моечный насос; 2 — зачистной насос;

3 — подогреватель моющей воды; 4 — моечная машинка


354


1

В дальнейшем именуется РТМ.

2

В дальнейшем тексте именуется Конвенция,

3

ТЕХНОЛОГИЯ МОЙКИ ГРУЗОВЫХ ТАНКОВ

2.1. Общие положения

2.1.1.    Мойка грузовых танков от остатков груза является неотъемлемой частью комплекса технологических процессов перевозки наливных грузов.

2.1.2.    Основной процесс мойки грузовых танков должен выполняться механизированным способом, т. е. без применения ручного труда для моечных операций внутри танков.