Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

33 страницы

Купить РСН 37-70 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Указания регламентируют производство инженерно-геологических изысканий для строительства инженерных коммуникаций в районах распространения вечномерзлых грунтов. Указания являются обязательными для всех организаций независимо от их ведомственной подчиненности, проводящих инженерные изыскания для строительства на территории РСФСР. Указания определяют порядок и методы производства инженерно-геологических изысканий в районах распространения вечномерзлых грунтов для строительства внутриплощадочных трубопроводов и кабелей, а также внешних трубопроводов и кабелей, входящих в проект застройки площадки, и не распространяются на изыскания для транспортных линий, дорожной и воздушной сетей.

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общие положения

2. Инженерно-геологические изыскания для технического проекта

3. Инженерно-геологические изыскания для рабочих чертежей

4. Отчетные материалы

 
Дата введения27.10.1970
Добавлен в базу01.01.2019
Завершение срока действия10.05.1983
Актуализация01.02.2020

Этот документ находится в:

Организации:

27.10.1970УтвержденГосударственный комитет Совета Министров РСФСР по делам строительства
РазработанЦТИСИЗ
РазработанГосстрой РСФСР
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Издание официальное

Государственный комитет Совета Министров РСФСР по делам строительства (Госстрой РСФСР)

УКАЗАНИЯ

по производству инженерно-геологических изысканий для строительства инженерных коммуникаций в районах распространения вечномерзлых грунтов

PCH-t37-7Q Госстрой РСФСР

Утверждены

Государственным комитетом Совета Министров РСФСР по делам строительства 27 октября 1870 г.

Москва — 1871

Издание оФядиальное

Государственный комитет Совета Министров РСФСР по делам строительства (Госстрой РСФСР)

УКАЗАНИЯ

по производству инженерно-геологических изысканий для строительства инженерных Коммуникаций в районах распространения вечномерзлых грунтов

PC Н-37-70 Госстрой РСФСР

Утверждены

Государственным комитетом Совета Министров РСФСР по делам строительства 27 октября 1970 г.

Москва - 1971

в том числе в зависимости от температуры грунтов; криогенная текстура;

степень заполнения объема пор мерзлого грунта льдом И незамерзшей водой;

объемный вес скелета мерзлого грунта; относительное сжатие мерзлого грунта при переходе его в оттаявшее состояние;

характеристики грунтов для расчета мерзлых и оттаивающих оснований по прочности и устойчивости;

характеристики грунтов для расчета оснований и фундаментов по устойчивости и прочности на действий сил пучения;

засоленность1

Кроме этого, при изысканиях используются материалы геологических и гидрогеологических съемок по исследуемым районам, материалы по их климату, а также по специальным видам геологических исследований.

Определение характерибтик грунтов для расчета оснований по прочности, устойчивости и деформациям дифференцируется при Изысканиях для рабочих чертежей в зависимости от характера теплового взаимодействия сооружений с грунтами оснований.

Детальность изучения инженерно-геологических мерзлотных условий при изысканиях устанавливается в зависимости от стадии проектирования.

1.8. Технические задания на инженерно-геологические изыскания инженерИых коммуникаций должны содержать сведения, необходимые для быстрого и целенаправленного производства инженерно-геологических работ.

Технические задания должны содержать следующие данные:

на стадии технического проекта

назначение, характеристику (нагрузку на грунты, конструктивные особенности), размеры и протяженность коммуникаций;

начальные и конечные пункты коммуникаций; для внешних коммуникаций — тойокарту масштаба 1:25000-1:10000 с границами района, а пределах кого-* рого допускается выбор трассы, или с вариантами трассы, или с окончательным вариантом трассы;

особые Требования к грунтам оснований для проектируемых инженерных коммуникаций;

условия прокладки проектируемых коммуникаций, практикуемые при строительстве в обычных условиях, предполагаемые способы прокладки;

Температурный режим проектируемых коммуника^ ций» физические и теплофнэические характеристики материала их конструкций;

для внутриплощадочных коммуникаций - топокар-ту масштаба 1:5000-1:1000 с нанесенными трассами проектируемых коммуникаций*

Примечание, Длй внутриплощадочных коммуникаций указываются варианты трасс или их окончательный вариант;

на стадии рабочих чертежей материалы изысканий для технического проекта, если эти изыскания выполнялись другой организацией;

топокарту масштаба 1:5000-1:1000 с нанесенными трассами проектируемых коммуникаций;

технический проект проектируемых коммуникаций в части, касающейся условий их прокладки на различи ных участках трассы, температурного режима, нагрузок на грунты, характеристик материала конструкций и тль;

особые Требования по определению свойств грунтов на трассах иди участках трасс проектируемых коммуникаций (по предварительному согласованию с изыскательской организацией);

указания об организации специальных видов мерз-

П

лотных исследований, если в этом имеется необходимость (по предварительному согласованию с изыскательской организацией);

мощность сжимаемой толщи грунтов при строительстве на пластичномерзлых, оттаивающих и оттаявших грунтах для каждого сооружения;

давление в горизонтальных сечениях в грунтах оснований для каждого проектируемого сооружения (пластичномерзлые, оттаивающие и оттаявшие грунты).

1.10* Выбор трасс инженерных коммуникаций, осуществляемый при полевых работах, должен произ-г водиться при отсутствии снежного покрова.

Остальные виды инженерно-геологических работ выполняются круглогодично.

1.11.    Задачи инженерно-геологических изысканий для обоснования строительства инженерных коммуникаций формулируются следующим образом:

при изысканиях для технического проекта

1)    выбор вариантов трассы;

2)    определение и выбор наиболее благоприятного варианта трассы;

3)    определение инженерно-геологических мерзлотных условий выбранного варианта трассы по номенклатуре и в объеме, достаточном для составления технического проекта;

при изысканиях для рабочих чертежей

определение инженерно-геологических мерзлотных условий трасСы по номенклатуре и в объеме, дос*-таточиом для составления рабочих чертежей.

Примечание. Выбор трассы и наиболее благоприятного ее варианта производится с участием заказчика.

1.12.    Для решения Задач анженерно-геологиче-Зкях изысканий производятся следующие виды работ:

при изысканиях для технического проекта

мерзлотное обследование района работ, вариантов трассы я выбранной трассы;

12

геофизические работы; буровые работы; термокаротаж в скважинах; лабораторные работы;

прогнозирование инженерно-геологических мерзлотных условий;

камеральные работы; при изысканиях для рабочих чертежей геофизические работы; горнобуровые работы; термокаротаж в скважинах;

опытные полевые работы (при необходимости); лабораторные работы;

прогнозирование инжёнврнонгеологических мерз-* потных условий;

камеральные работы.

1.13.    Специальные исследования грунтов (например, определение коррозионной активности), необходимые для проектирования линейных сооружений, не свя^ занные со спецификой вечномерзлых грунтов, настоя щнми Указаниями не регламентируются.

1.14.    Инженерно-геологические изыскания для сооружений нелинейного характера на трассах инженерных коммуникаций (колодцы, коверы и т.д.) выполняются в соответствии с положениями РСН-31-69.

2. ИНЖЕНЕРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗЫСКАНИЯ ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

2.1. При изысканиях для технического проекта ц соответствии с п. 1.14 настоящих Указаний должна быть выбрана трасса проектируемого сооружения и определены ее инженерно-геологические мерзлотные условия.

Эти задачи решаются в следующей последовательности:

13


1) выделяются участки, которые иаляются неблагоприятными дли прокладки трассы проектируемого сооружения;

2)    выделяются участки, наиболее благолриятн ы е для прокладки трассы;

3)    намечаются варианты трассы;

4)    обследуются варианты трассы;

8) производится выбор варианта с наиболее бла-голриятиымй инженерно-геологическими мерзлотными условиями;

6) определяются инженерно-геологические мерз-лотные условия на выбранном варианте трассы*

П P и м е ч а и и е. Работы, перечисленные в п.п. 1-3, выполняются только при изысканиях внешних коммуникаций.

2,2. Оценка вариантов трассы, выбор ее окончат тельного варианта и определение инженерно-геологи-ческих мерзлотных условий на выбранном вариан т е трассы производится путем выполнения мерзлотного обследования, которое являема комплексом видов инженерно-геологических работ.

Оценка вариантов и выбор трассы внешних коммуникаций производится в соответствий с изложенным в п.п. 2.3-2,15 настоящих Указаний.

Оценк^ вариантов И выбор трассы внутриплоща-дочных коммуникаций производится в соответствии с изложенным в п.п. 2,10-2.27 и 2.20, 2.30, 2.33 на основе рекомендаций, содержащихся в п.п. 2.9, 2.14 и 2.32.

Изыскания На выбранной трассе производятся в соответствий с п.п. 2.10-2.38 Указаний. При этом для внутриплощадочных коммуникаций, для которых производилось мерзлотное обследование вариантов трассы, по выбранной трассе выполняются лишь работы в соответствии с it. 2.25, 2.28, 2.30-2.33.

14

Мерзлотное обследование для выбора трассы проектируемого сооружения (внешние коммуникации)*

2.3.    Мерзлотное обследование для выбора трассы проектируемого сооружения подразделяется на подготовительные (предполевые), полевые и камеральные работы.

2.4.    В процессе подготовительных (предполевых) работ производятся:

общая предварительная оценка инженерно-геологических мерзлотных условий района прохождения трассы;

предварительное выделение участков, неблагоприятных для прокладки трассы;

выбор и нанесение на топооснову вариантов трассы.

2.5.    Задачи предполевых работ решаются путем изучения литературных, фондовых и архивных материалов по району исследований, а также Топографических карт и плановых аэрофотоматериалов.

Масштаб топокарт и аэрофотоматёриалов должен быть не мельче 1:25000.

2.6.    Общая предварительная оценка инженерно-геологиНеских мерзлотных условий района прохождения трассы складывается из опенки следующих фактов ров:

^ П р и м е ч а н и е* При незначительной длине внеиг*-них коммуникаций, когда район возможного прохожде-^ ния трассы аналогичен по ландшафтным условиям площадке, к проекту застройки которой эти коммуникации относятся, для выбора трассы допускается использовать (экстраполировать) материалы, полученные при инженерно-геологических изысканиях на площадке. В этих случаях состав и объемы работ, перечисленные в п.п. 2.3-2J2, уточняются в зависимости от местных условий.

15

геологического строения; литологии, возраста и генезиса грунтов; гидрогеологических условий; геоморфологии и рельефа;

площадного распространения, вертикального строения, мощности и температурного режима веч номера-лых грунтов,

2.7.    На плановых аэрофотоматериалах производятся следующие работы:

предварительное выделение границ геоморфологии ческих элементов;

выделение однородных растительных элементов; выделение участков распространения мерзлотных физико-геологических процессов и явлений.

Указанные работы выполняются в соответствии с изложенным в пунктах 2,8-2.\1 РСН-31 -68.

2.8,    С целью получения предварительных поисковых признаков различных инженерно-геологичес к и К мерзлотных условий устанавливается приуроченность выделенных однородных растительных элементов или устойчивых комплексов этих элементов, выражающихся в масштабе аэрофотоматериалов, различным Геоморфологическим элементам и участкам развитий мерзлотных физико-геологических процессов и явлений.

В итоге этой работы на аэрофотоматериалах выделяются предварительно Ландшафтные районы. В данном случае под Ландшафтным районом следует пони -мать устойчивое сочетание однородных растительных элементов или Комплексов этих элементов с теми иди иными элементами рельефа И мерзлотными физнко-ля*-Логическими процессами и явлениями, выделяемое на тех или иных геоморфологических элементах.

Выделенные ландшафтные районы переносятся на топооснову. Одновременно переносятся геоморфологические элементы, растительные элементы и их сочетания и учасТки распространения мерзлотных физикогеологических Процессов и явлений.

2.8. На топокарте производится предварительное выделение участков, неблагоприятных для прокладки проектируемой трассы,

К неблагоприятным участкам относятся: участки распространения мерзлотных физико-геологических процессов и явлений;

участки вероятного развития грунтовых наледей; склоны и участки, примыкающие к склонам (для случаев прокладки трассы вдоль склонов); торфяники.

Одновременно устанавливается, каким ландшафтным районам соответствуют неблагоприятные участки.

После этого в предварительном порядке намечаются варианты трассы, исходя из условия их наименьшей протяженности на неблагоприятных участках.

2.10.    При отсутствии аэрофотоматериадов и топо-основы необходимых масштабов работы, перечисленные в п. 2.7-2.8, не производятся.

2.11,    В процессе полевых работ решаются следующие задачи:

выделение участков, неблагоприятных для прокладки проектируемого сооружения;

Оценка вариантов трассы, выделенных при пред-поЛевых работах;

выбор окончательного варианта трассы.

2.12,    Район возможного прохождения трассы проектируемого сооружения подвергаете!! ааровиэуальяо-му и наземному обследованию. применительно к изложенному в п.п. 2.23-2.3S PCН-31-.68 на топооснове масштаба не мельче 1:2б000. При отсутствии топоос-^ новы необходимых масштабов для обследования района в трассирования вариантов трассы допускается использование топоосновы 1:5000d-l :1$ЮООО.

2.13.    В результате обследования района возможного прохождения трассы проектируемого сооружения должно быть произведено ландшафтное районирование территории и по каждому выделенному ландшафтному району получены следующие характеристики:

17

литологический состав грунтов, залегающих с поверхности;

температурное состояние грунтов (Талые или мерзлые );

мерзлотные физико-геологические Процессы и явления;

глубина сезонного оттаивания (промррзания) на момент исследований.

2.14.    В соответствии с указанным В п. 2.0 выделяются участки, неблагоприятные для прокладки проектируемого сооружения. Одновременно выделяются участки, наиболее благоприятные для прокладки трассы проектируемого сооружения, к которым относятся:

участки распространения талых грунтов;

участки выхода на поверхность или близкого к поверхности залегания скальных, крупнообломьчных, гравийно-ганечниковых К дочетвертИчных Грунтов;

участки надпойменных речных террас.

2.15.    Оценка вариантов трасс проектируемого сооружения производится на основе Определения их протяженности на неблагоприятных и наиболее благоприятных участках с учетом общей протяженности варианта.

Мерзлотное обследотзани© выбранной трассы2

2,18. Мерзлотное обследование выбранной трассы производится путем маршрутного ее изучения в полосе шириной порядка 100-180 м.

При маршрутном обследовании используется топографическая карта масштаба не мельче 1:28000, а для внуТриплощйДочных коммуникаций не мельче 1:10000.

2.17.    При маршрутном обследовании выполняются следующие работы:

определяются границы геоморфологических элементов;

выделяются границы однородных растительных элементов или устойчив лх комплексов элементов, выражающихся а масштабе топокарты;

выделяются границы участков* где развиты мерзлотные физико-геологические процессы и явления;

определяются элементы ландшафта или комплексы элементов ландшафта, выражающиеся в масштабе топоосновы;

на каждом выделенном элементе или комплексе элементов ландшафта производится определение глубин сезонного оттаивания (промерзания) грунтов на момент исследований путем непосредственного или малоглубинного сейсмического зондирования.

По оси трассы определение глубин сезонного оттаивания (промерзания) производится в среднем через 90 м с учетом ландшафтного районирования трассы.

В пределах полосы трассы каждый ландшафтный элемент или комплекс элементов также должен быть охарактеризован глубинами оттаивания грунтов. В каждой точке, где *1роизводиТся определение глубин сезонного оттаивания, описываются растительность всех видов* меэо- и микрорельеф, а также грунты слоя сезонного оттаивания.

2.18.    Геофизические работы, производимые н а трассе, состоят из электропрофилирования, вертикального электрического зондирования и в некоторых случаях малоглубинного сейсмического зондирования, применяемого для определения глубины сезонного оттаивания грунтов (или положения кровли вечномерзлых Грунтов).

2.18.    Электропрофилирование применяется для выделения участков распространения вечномерзлых и талых грунтов и выявления скоплений подземных льдов.

18

Указания регламентируют производство инженерно-геологических изысканий для строительства инженерных коммуникаций в районах распространения веч-* номерзлых грунтов и дополняют 'Указания по производству инженерно-геологических изысканий в районах распространения вечномерзлых Грунтов* - РСН-31-89.

При разработке Указаний был обобщен опыт организаций, выполняющих взыскания для строительства на вечномерзлых грунтах.

Указания разработаны Центральным трестом ин-женерно-строитеЛьных изысканий Госстроя РСФСР. Согласованы с Госстроем СССР 12 октября 1870 г.

Редакторы: янж. А.И. Левковнч (ЦТИСИЗ), инж. Б. А. Плюс вин (Госстрой РСФСР), инж. А.П. Старицы в (Госстрой СССР).

Ha трассе проектируемого сооружения проходятся три продольных электропрофиля на расстоянии 28 м друг от друга. Средний электропрофиль проходится no оси трассы. Шаг профилирования - 10-20 м.

На участках, где хотя бы на одном из электро -профилей фиксируются аномально высокие значения удельного электрического сопротивления, которые могут служить признаком наличия скоплений подземных Льдов, проходятся дополнительные, в том числе поперечные электропрофили, в объемах, достаточных для оКонтури-вания зон высоких сопротивлений.

2.20.    Для определения литологического состава, оценки льяистости И мощности вечномерзлых грунтов до глубины 20-40 м в пределах поЛосы трассы заклав дываются точки вертикального электрического зондирования. Размещение точек ВЭЗ производится с учетом ландшафтного районирования территории при среднем расстоянии между ними по оси трассы порядка 300 м.

Точки ВЭЗ закладываются между скважинами и дополнительно у опорных скважин. На каждом элементе ландшафта должна быть, по крайней мере, одна опорная скважина.

При необходимости определения мощности подземных льдов допускается увеличение количества Точек ВЭЗ по сравнению с указанным выше. Количество дополнительных точек ВЭЗ и места их заложения опре-. деляются ответственным исполнителем работ.

2.21.    При выполнении геофизических работ следует руководствоваться ц.п. 8.1-9.8 РСН-31-88.

2.22.    В полосе трассы производится бурение скважин для решения следующих задач:

установления геологического строения участков трассы;

определения литологического состава грунтов;

определения температурного состояния грунтов (талые или мерзлые);

определения криогенных текстур грунтов;

отбора образцов;

20

Государственный Республиканские комитет Совета строительные нормы Министров РСФСР Указания по производив делам строи- ству инженерно-геоло-тельства    гнческих изысканий для

РСН-37-70

(Госстрой РСФСР Строительства инженерных коммуникадий в районах распространения вечномерзлых грунтов

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Указания определяют порядок и методы про-изводства инженерно-геологических изысканий в районах распространения вечномерзлых грунтов для строительства внутрнплощадочных трубопроводов я кабелей, а также внешних трубопроводов и кабелей, входящих в проект застройки площадки, и не распространяются на изыскания для транспортных линий, дорожной и воздушной сетей.

Указания ярлЯются обязательными для всех орга-низадий независимо от их ведомственной подчиненности, проводящих инженерные изыскания для строительства на территории РСФСР.

Примечали я. .1 .Методика видов работ, общая для площадных и линейных изысканий, дается в ссылках на РСН-31-68 - "Указания по производству инженерно-геологических изысканий в районах распространения вечномерзлых грунтов?

2. При изысканиях для городского и поселкового строительства хварталы (микрорайоны) применительно

Утверждены Государственным комитетом Совета Министров РСФСР по делам строительства 27 октября 1970 г.


Внесены Центральным трестом инженерностроительных изысканий Госстроя РСФСР


Срок введения 1 января 1971 г.

3


к содержанию настоящих Указаний следует рассматривать как площадки.

1.2.    Наименование видов мерзлых грунтов принимается по номенклатуре грунтов главы С НиП Н-Б. 1-82 'Основания зданий и сооружений. Нормы проектирования' (п.п. 2.1-2.4, 2.в-2,8 и 2.20) в соответствии3 с характеристиками этих грунтов, которые они приобрел тают после оттаивания.

В отличие от номенклатуры грунтов по СНиП П-Б.1-62 для мерзлых глинистых грунтов, содержащих частицы размером от 0,08 до 0,005 мм больше 50%, к обычному наименованию добавляется наименование 'пылевая тые'.3

Глинистые, мелкие и пылеватые песчаные, а также крупнообломочные грунты слоя сезонного оттаивания нли слоя сезонного промерзания, содержащие частицы размером менее 0,1 мм в количестве 30% и более, называются 'пучинистыми'.4

Грунтовые воды К районах распространения вечномерзлых грунтов подразделяются на надмерзлотные И подмерзлотные в соответствий с п. 2.10 главы С НиП 11-Б.8-68.

1.3.    При выборе трасс инженерных коммуникаций необходимо учитывать следующие особенности районов распространения вечномерзлых грунтов:

широкое развитие мерзлотных физико-геологических процессов и явлений;

возможность образования на некоторых участках грунтовых наледей;

плохая проходимость местности и почти полное отсутствие дйрог.

К числу специфических свойств вечномерзлых грунтов относится;

наличие льда в вечномерзлых грунтах; способность грунтов слоя сезонного оттаивания или слой сезонного промерзания (при несяивающе й с я мерзлоте) к пучению;

изменение естественного температурного режима вечномерзлых грунтов при изменении естественных условий На их поверхности;

изменение свойств вечномерзлых грунтов при изменении их температуры (см. РСН-31-89).

1.4. Инженерно-геологические изыскания для инженерных коммуникаций должны обеспечить получение исходных данных для их проектирования с учетом особенностей эксплуатации этих коммуникаций в районах распространения вечномерзлых грунтов и с учетом специфических свойств вечномерзлых грунтов, служащих основаниями для коммуникаций.

Обеспечение нормальной функциональной деятельности инженерных коммуникаций в зависимости от температур окружающей их среды производится на основе теплотехнического прогнозного расчета совместного температурного режима грунтов и инженерных коммуникаций в условиях эксплуатации последних, а при насэем-ной и надземной прокладхе - расчета температурного режима коммуникаций также в зависимости от температур воздуха.

Нормальная функциональная деятельность инженерных коммуникаций обеспечивается либо укладкой коммуникаций на глубинах с приемлемыми минимальными температурами грунтов оснований (по прогнозу), либо совместной прокладкой с коммуникациями, усиленно выделяющими тепло, либо периодическим или постоянным подогревом транспортируемого продукта, либо эффективной тепловой изоляцией коммуникаций *

Обеспечение конструктивной целостности коммун* ~ каций в зависимости от возможных пучении или осадок (оттаивания или уплотнения) производится на основе

5

прогнозного теплотехнического расчета совместного температурного режима грунтов оснований и инженерных коммуникаций.

Конструктивная целостность коммуникаций в этом случае обеспечивается их прокладкой на найденной оптимальной глубине, а также различными приёмам# тепловой мелиорации грунтов*

В отдельных случаях может быть использовано конструктивное усиление прочности коммуникаций*

Выпучивание инженерных коммуникаций связано с их прокладкой в слое сезонного оттаивания ил# слое сезонного промерзания (при несливаюшейся мерзлоте) Наибольшей опасноЬти при этом подвергаются коммуникации с малым или нулевым тепловыделением, а также хорошо теплоизолированные коммуникация*

Инженерные коммуникации с поглощением тепла, (с отрицательной температурой транспортируемого п£о-д> :та) могут подвергаться выпучиванию при их прокладке в оттаявших грунтах слоя сезонного оттаивания, слоя сезонного промерзания или между подошвой последнего н кровлей вечномерзлых грунтов.

Осадка инженерных коммуникаций при оттаивании грунтов оснований связана с прокладкой коммуникаций в вечномерзлых льдонасыщенных Грунтах, а также в пределах слоя сезонного оттаивайия или слоя сезонного промерзания* Осадка за счёт оттаивания опасна для тепловыделяющих коммуникаций. Остдка Коммуникаций за счет уплотнения пластичномерзлых грунтов возможна длй коммуникаций без тепловыделения (втом числе за счёт изоляции).

В связи с указанным изыскания должны дать материалы для обеспечения прокладки инженерных коммуникаций на наиболее благоприятных участках, получение исходных данных для расчета оснований коммуникаций по прочности* устойчивости и деформациям в условиях совместного прогнозного температурного режима грунтов и коммуникаций, данные для обеспечения нормальной функциональной деятельности коммуникаций 6

с учетом прогнозного температурного режима, а также Обеспечить получение упомянутого прогноза совместного температурного режима коммуникаций и грунтов оснований.

!.б. При обработке материалов инженерно-геологических изысканий и разработке рекомендаций по способам прокладки коммуникаций на различных участках Инженерные коммуникации следует подразделять на следующие группы:

A.    Инженерные коммуникации с повышенным тепловыделением, обеспечивающим их нормальную функциональную деятельность вне зависимости от величины отрицательных температур грунта*

Возможность осадки таких коммуникаций за счет оттаивания грунтов оснований или выпучивания коммуникаций при промерзании грунта находится в зависимости от степени их тепловой изоляции.

При прокладке коммуникаций без тепловой изоляции грунты оснований будут оттаивать, но смерзание грунтов с коммуникациями и выпучивание последних при этом исключается, С другой стороны, изоляция* препятствующая оттаиванию грунтов оснований, создает возможности для их смерзания с коммуникациями и выпучивания последних. При изоляции, препятствующей оттаиванию грунтов, также следует учитывать возможность осадки за счет уплотнения пластичномерзлых грунтов под нагрузкой.

Б. Инженерные коммуникации с тепловыделением, не обеспечивающие их нормальную функциональную деятельность при отрицательных температурах грунта.

При эксплуатации таких коммуникаций возможно их выпучивание при промерзании грунта. Возможны также осадки при уплотнении пластичномерэлых грунтов оснований под нагрузкой.

B.    Инженерные коммуникации без выделения и поглощения тепла, нормально функционирующие вне зависимости от величины отрицательных температур грунта.

7

При эксплуатации таких коммуникаций возможны ах выпучивание и осадки за счет уплотнения пластич-t померзлых грунтов оснований под нагрузкой.

Г. Инженерные коммуникации с поглощением тепла.

При эксплуатации этих коммуникаций возможно их выпучивание при промерзании окружающего грунта. Осадки за счет оттаивания для таких коммуникаций возможны лишь при прокладке их близко к поверхности грунта (в пределах слоя сезонного оттаивания или слоя сезонного промерзания) или на его поверхности.

1.6. Инженерно-геологические изыскания для внут-риплощадочных коммуникаций выполняются, как правил по, только для рабочих чертежей.

Изыскания для внешних коммуникаций выполняются в две стадии: для технического проекта и для рабочих чертежей.

При изысканиях для технического проекта вначале производится выбор трассы, а затем - изыскания на выбранной трассе. Изыскания для рабочих чертежей производятся на выбранной трассе.

При взысканиях для внешних коммуникаций в тех случаях, когда на район, в пределах которого допускается выблр трассы, имеются материалы инженерногеологической или мерзлотной съемки, трасса выбирается на основе упомянутых материалов, а работы, перечисленные в п.п. 2.3-2.12 настоящих Указаний^ не производятся.

Выбор трасс внутрвпЛощадочных коммуникаций производится при разработке генерального плана площадки на основе материалов изысканий для технического проекта проектируемых на площадке зданий и сооружений. В целом технический проект внутриплоща-дочных коммуникаций разрабатывается на основе этих же материалов,

В тех случаях, когда изыскания для внутрипло-щадочных коммуникаций необходимо выполнять на застроенной площадке, изыскания для технического проекта котопой не производились, их производят

8

в две стадии: для технического проекта и для рабочих чертежей*

1.7* При инженерно-геологических изысканиях для технического проекта перечень инженерно-геологиче — ских материалов для проектирования и, следовательно, состав, объемы и методика изысканий являются общими для всех видов инженерных коммуникаций.

При изысканиях для рабочих чертежей перечень инженерно-геологических материалов для проектЯрова* ния частично видоизменяется в зависимости от характера. теплового взаимодействия сооружения с грунтами оснований. Так же видоизменяется в связи с этим состав работ, в особенности лабораторных и горнобуровых.

1,8. При инженерно-геологических изысканиях трассы инженерных коммуникаций характеризуются следующим комплексом инженерно-геологических мерзлотных условий:

геологическое строение района трассы;, литологический состав грунтов по трассе, их возраст и генетическая характеристика;

распространение вечномерзлых и талых грунтов до трассе;

мощность вечномерзлых грунтов и вертикальное строение вечномерзлой толщн по трассе;

температурный режим грунтов по трассе (сред-t негодовые температуры, глубина распространения годовых колебаний температуры, динамика слоев сезонного оттаивания и сезонного промерзания);

характеристика грунтовых вод в районе трассы; мерзлотные фйэико-геологические процессы к явления по трассе;

физические, теплофизнческне н механические свойства грунтов трассы.

Дополнительными характеристиками мерзлых грунтов по сравнению с талыми являются:

суммарная влажность грунтов, включающая все виды воды в мерзлом грунте, к суммарная льдистость,

О

1

Вертикальной ЧерЧой слева выделены выдержки из главы СНиП П-Б.6-86 п. 2.5.

10

2

Примечание. В соответствии с п. 2.2 настоящих Указаний ряд положений этого раздела регламентирует оценку вариантов й выбор трасс внуТриплоща-дочных коммуникаций. Для изысканий на выбранных трассах этих коммуникаций (после обследования вариантов) следует руководствоваться иль 2.25, 2.28, 2,30-2.33,

3

п.2.2 главы СНиЙ II-Б.6-86 'Основания и фундаменты зданий и сооружений на вечномерзлых грунтах. Нормы проектирования'.

4

п. 1.2 РСН-31-88.

4