Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

33 страницы

319.00 ₽

Купить РД 34.45.502 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Инструкция содержит краткие сведения по конструкции серийных узлов контактных колец и щеточных аппаратов турбогенераторов мощностью 165-300 МВт и необходимые указания по обеспечению нормальной работы этих узлов.

 Скачать PDF

Консультация по подбору ГОСТабесплатно

Оглавление

Глава 1. Экслпуатация аппарата на вращвющемся турбогенераторе

Глава 2. Ремонт узла контактных колец и щеточного аппарата

Глава 3. Технология проточки и шлифовки контактных колец турбогенераторов мощностью 200-300 МВт

Глава 4. Техника безопасности при эксплуатации контактных колец и щеточных аппаратов

Приложение 1. Конструкция узла контактных колец и щеточных аппаратов турбоагрегатов мощностью 165-300 МВт

Приложение 2. Машины электрические. Общие технические требования

Приложение 3. Журнал измерения вибрации контактных колец турбогенераторов

Приложение 4. Журнал контроля работы щеточного аппарата турбогенератора

Приложение 5. Перечень наиболее характерных неисправностей узла контактных колец и щеточного аппарата и способы их устранения

Приложение 6. Замена контактных колец

Приложение 7. Замена изоляции втулки контактных колец

Приложение 8. Новая конструкция изоляции и уплотнения токоведущих болтов роторов турбогенераторов серии ТВВ и ТВФ

 
Дата введения01.07.2000
Добавлен в базу01.09.2013
Завершение срока действия01.07.2000
Актуализация01.02.2020

Этот документ находится в:

Организации:

15.10.1973УтвержденМинэнерго СССР
ИзданСЦНТИ ОРГРЭС1974 г.
РазработанЦКБ Главэнергоремонта
РазработанОРГРЭС
РазработанВНИИЭ

Guidelines for Operation of Slip Rings and Brushes of Turbine Generators with Power of 165-300 MW

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ СССР

ГЛАВНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭНЕРГОСИСТЕМ

ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ УЗЛА КОНТАКТНЫХ КОЛЕЦ И ЩЕТОЧНОГО АППАРАТА ТУРБОГЕНЕРАТОРОВ МОЩНОСТЬЮ 165-300 МВт

ОРГРЭС МОСКВА 1974

ГЛАВНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭНЕРГОСИСТЕМ

ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ УЗЛА КОНТАКТНЫХ КОЛЕЦ И ЩЕТОЧНОГО АППАРАТА ТУРБОГЕНЕРАТОРОВ МОЩНОСТЬЮ 165-300 МВт

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЦЕНТР НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ МОСКВА    1974

10 -


быть доведана практически до класса V8 -VIO.

При окончательном шлифовании необходимо собладать следующий режим:

а)    ротор с контактными кольцами должен гращаться от валодоворотного устройства с чаототой v - 5т? ш/мин;

Д

б)    частота вращения круга и s 20т

тЗО м/с;    Р

в)    глубина шлифования (поперечная подача) t = 0,005-0,01 мы;

г)    продольная подача S ~ (0,15-* **0,25) В мм/об.

При окончательном шлифовании рекомендуется применять круги с характеристиками, приведенными в табл.2.

Таблица 2

Материал

Характеристика

круга

контактных

колец

Абразивный материал

Зернистость по ГОСТ 3647-59

Твердость по ГОСТ 3761-47

Сталь

Хромистая

незакаленная

В

40-25

CM2-CI

Хромистая закаленная....

ЗБ, ЭХ

25

CM2-CI

Хромоникеле-вай не закаленная .....

Э

40-25

CI-C2

Хромоникелевая закаленная.........

ЗБ

25-16

GU2-C1

При окончательном шлифовании хорошие результаты дают круги на бакелитовой связке, работающие с самозатачиванием, например круги марки МЗБ25-16С26.

Круги из высокопористых материалов имеют меньшее количество режущих зерен на единице поверхности круга и интенсивно изнашиваются. Применение кругов из материалов плотных структур может вызывать прижоги на обрабатываемой поверхности. Поэтому целесообразно применять круги )й 6-9 из материалов, имеющих открытую или среднюю структуру.

32. По окончании шлифования необходима произвести проверку биения контактных колец, которое не должно превышать 0,02-0,03 мм, а затем окончательную полировку.

Полировка осуществляется при вращении ротора турбогенератора от валоповоротного

устройства.

Полировку поверхности колец, обеспечивающую высокую чистоту, следует производить мягким.; (войлочными) кругами, покрытыми пастой ГОИ.

33.    В процессе шлифования круг затупляется и реж^ая способность его снижается. Для восстановления режущей способности круга необходимо проводить правку круга.

Ыомент затупления круга, нарушение правильности формы и расположения его рабочей поверхности опре.елямхея по следующим внешним признакам: иоменению чистоты обрабатываемой поверхности; появлению прикогов; изменению характера шума, связанного с вибрацией приспособления.

Для правки шлифовального круга применяются технические алмазы ь виде алмазно-металлических карандашей или твердосплавные кольцевые диски.

При правке шлифовального круга необходимо соблюдать следующий режим:

а)    скорость продольной подачи Sn =

= 5 мм/с;

б)    поперечная подача t - 0,02+0,03мм;

в)    количество проходов с поперечной подачей р ~ Зт5;

г)    количество проходов бег поперечной подачи р2 — 1т2.

При правке круга твердосплавными дисками используется державка Д0-40 (ГОСТ 8768-58}, которая устанавливается на суппорте приспособления, причем ось вращения диска доляьа быть параллельна оси вращения круга.

34.    При шлифовании не следует применять охлаждающие жидкости, так как попадание влаги на изоляцию токоведущих частей может принести к резкому уменьшению сопротивления изоляции.

В качестве охлаждающей среды необходимо применять сухой воздух, подаваемый под давлением 3-4 кгс/см^ непосредственно в зону контакта шлифовального крута с кольцом.

35.    При шлифований могут возникать конусность, овальность, ожоги, бочкообраз-ность, вогнутость поверхности и другие дефекты.

Наиболее существенными дефектами, влияющими на работу контактно-щелочного узла, и причинами их образования являются:

а) овальность цилиндрической поверх-


II -

пости кольца, образуемая из-за изменения положения оси вращения ротора, неравножест-кости ротора по поперечным осям, а также из-за недостаточной жесткости шлифовального приспособления по оси шлифовальной головки ;

б) волнистость, возникающая в результате несовершенства процессов шлифования и колебательных движений в технологической системе.

Волнистость об чно вызывается:

-    некачественным изготовлением и биением круга;

-    упругими колебаниями системы кольцо - шлифовальный круг;

-    неуравновешенностью шпиндельного узла шлифовальной головки;

-    изменением условий шшфования (режущей способности круга, величины припуска и т.д.);

Таблица 3

Характеристика

Значение характеристики шлифовальной машины типа

ИЭ-2004

И 3-2002

ИП-2014

ЙП-2002

Диаметр абразивного круга, мм...........

150

150

150

125

Частота вращения шпинделя, об/мин:

при холостом ходе ....

5500

под нагрузки? ........

38U0

3160

4501)

5000

<.спинальная ыош-исть двигателя, Вт .......

800

800

1470

1030

Напряжение, В .,.......

36

36

-

Частота тока, Гц ......

200

200

-

-

Раоочее давление возду-ха, кгс/см* .........

*

_

5

5

Расход воздуха, м3/иин

-

1.4

1,8

Масоа, кг..............

5,5

5,2

6,0

4,75

Цена» руб.............

55

22,4

40,0

23,3

Изготовитель ..........

Завод

Завод

Завод ме-

Завод ме-

"Электро

инстру

мент"

ад-

"Электроинструмент* (г.Дау-гавпилс)

ханизиро-ванного hi струмента (Кокаково Калининой кая обл.)

ханизиро-[- ванного ин-[ струмента 1 (Конаково,

| Калининская обл.)

-    затуплением и засаливанием шлифовального круга, в результате чего на его поверхности появляются участки, потерявшие способность резания и образующие при шлифовании волнистую поверхность. G увеличением твердости шлифовального круга, уменьшением размера абразивного зерна увеличивается его засаливание. Этому способствует также недостаточная мощность привода шлифовального

устройства, вызывающая неспокойный характе работы;

в) ожоги и микротрещины на контактной поверхности кольца, возникающие при неправильных режимах шлифования и отсутствии охлаждения.

Ожоги и микротрещины при работе контактных колец споеобЬтвуют развитию элект-роэрозии и неравномерному износу контактной поверхности колец.

36. Проточка и шлифование контактных колец выполняются с использованием приспособления (рис.З), которое состоит из шлифовальной машины, суппорта и подставки.

Приспособление предназначено для проточки и шлифовки контактных колец турбогенератора ТГЕ-300 и может быть использовано для проточки колец других типов турбогенераторов при соответствующе* изменении конструкции подставки для установки суппорта.

Рекомендуется применять стандартные электрические шлифовальные машины ИЭ-2004 (Э-2005) ,Й$-2002 (С-499А) либо пневматические ИП-2014 СП-2013). ИП-2002 (П-44А).

Основные технические данные указанных машин приведены в табл.З.


- 12 -

Рис.З. Приспособление для проточки и шшфоеки контактных колец турбогенераторов ТГВ-300 (выкопировка с чертежа ЦКБ Главэнергоремонта М ТГ-525-00):

I - суппорт; 2 - подставка; 3 - основание; 4 - штырь; 5 - державка; 6 - накладка; 7 - болт М16х50; 8 - болт М30х70; 9 - болт М12х65; 10 - шайба 16; II - рым-болт MI2; 12 - электролигн-фовальная машина Ю-2002; 13 - державка для правки шлифовального круга

Примечания: I. Щи проточке контактных колец в суппорте вместо державки шлифовальной машины вставляется резец,-2* Два отверстия М1б согласовать о ояверстн-* ями в подставке-

- 13 -

Таблица 4

Наименование

Последовательность

Необходи-

Состав звена

Трудо-

операции

операции

мый ИИ-

электросле-

затра-

струмент

сарей

ты,

Разряд

Коли

чество

Разборка щеточ-

I. Отсоединить

Ключ 19

ного аппарата

кабели от травер-

сы

2. Снять вентилятор

Ключ 24

3. Снять уплотнение щеточного аппарата

Ключ 10

6

I

4. Вынуть щетки из щеткодержателей

Ключ Ю

3

I

29

5. Снять с помо-

Ключи

2

I

щью крана щеточный аппарат с

19-22

основания 6. Снять основа-

Ключи

_

ние щеточного

36-41

аппарата с фундаментной плиты

Проточка и шли-

I. Определить

Часовой

-

фовка контакт-

величину биения

индикатор

ных колец

контактных колец

2. Установить

Ключи

5

2

приспособление

27-41

для проточкн н шлифовки контакт-

Часовой

ных колец

ивдикатор

3. Проточить рез-

Ключи

4

2

24

цом контактную поверхность колец

17-19

4. Выполнить

Ключи

-

шифовку и полировку контактной

17-19

поверхности колец 5. Проверить каче-

Часовой

3

I

ство шлифовки,за-

индикатор

мерить конусность и биение

Скоба на

дяаметв

400-450

6. Снять прнспо-

Ключи

собленив

27-41

_1


Шлифовальная машина устанавливается и закрепляется при помощи деркавкн в суппорте.

Основные технические давнее суппорта

Продольный ход ......... 600    мм

Поперечный ход......... 100    мм

Касса .................. 47    кг

Суппорт применяется от токарного станка ДИП-300. Подставка приспособления закрепляется непосредственно на фундаментной плите после демонтажа щеткодер-

иательного аппарата.

В конструкции приспособления предусмотрена установка дерхавкн с твердосплавными кольцевыми дисками для правки круга.

37.    Технологическая карта операций при проточке и шлифовке контактных копей турбогенератора ТГВ-300 приведена в табл.4.

38.    Норматива трудозатрат на проточку и шллфювку контактных колец приведены в табл.5.


- 14 -


Таблица 5

Трудозатраты и

состав звена

Наименование

Специаль-

Разряд

Количество электрослесарей

работ

ность

ТВВ-

ТВВ-

ТГВ-200

ТГВ-300

200-2

320-2

I. Разборка щеточного аппа-

Электросле-

6

_

I

I

рата, отсоединение труб водяного охлаждения, пе-

сарь То ж©

%

ренос краном траверсы и

подставки на ремонтную

«.И —

3

X

I

I

I

площадку, снятие венти-

_И_

2

т

т

лятора с вала

Jr

Трудозатраты,

чел.-ч

4

4

29

29

2. Установка приспособления

Злектросле-

5

_

_

I

I

для проточки и шлифовки, проточка и шлифовка ра-

сарь То же

ц

I

т

т

т

бочей поверхности колец,

проверка качества шли-

„11,.

3

I

I

I

I

фовки, измерение конусности и биения, снятие

Токарь

5

I

I

I

I

приспособления

Трудозатраты,

24

24

24

24

чел.-ч

3. Установка и сборка ще-

Электро-

6

-

I

I

точного аппарата, присоединение труб водяно-

слесарь То же

5

I

го охлаждения, установ-

ка щеток, вентилятора

4

I

I

-

-

3

-

-

I

I

2

-

-

I

I

Трудозатраты,

чел.-ч

16

16

39

39


Глава 1У ТЕХНИКА БЕЗОГ АСЫОСТИ ПРИ 2К0ПЛУАТАЩИ КОНТАКТНЫХ КОЛЕЦ И ЩЕТОЧНЫХ АППАРАТОВ


39.    При обслуживай и щеточных: аппаратов на вращающемся турбогенераторе, а также при проточках и шлифовках контактных колец персонал должен строго соблюдать "Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок электрических станиий и подстанций" ("5Нергия", 1967), а также все правила техники безопасности при работах с электроинструментом и шлифовальными машинами.

40.    Дополнительно к указанным в п.39 Правилам необходимо вьподнять следующее:

а) при осмотрах щеточного аппарата и производстве работ по замене щеток глаза работающих должны быть защищены очками с небьюицш ся стеклами,*

б)    для предохранения рук от ожогов работы по замене щеток должьы проводиться в кожаных перчатках;

в)    пуск и останов валоповоротного устройства при проточке контактных колец должны производиться строго по сигналу производителя работ;

г)    запрещается производить поворот шяи< фовальной машины в суппорте при включенном электродвигателе;

д)    в процессе раооты необходимо следить за надежным креплением шлифовальной машины, суппорта, подставки.


Приложение I

КОНСТРУКЦИЯ УВЛА КОНТАКТНЫХ КОЛЕЦ И ЩЕТОЧНЫХ АППАРАТОВ ТУРБОГЕНЕРАТОРОВ МОЩНОСТЬЮ 165-300 МВт

Турбогенераторы TBB-I65-2 и ТВВ-200-2

Щеточные аппараты траверсы турбогенераторов обоих типов имеют одинаковую конструкцию (рис.4). Траверса

каждой полярности состоит из двух стоек, сочлененных болтами в вертикальной плоскости. Каждая стойка отлита из латуни вместе с то-кос обирагельной шиной. Для придания траверсе


А А

Рис Л. Траверса турбогенератора TBB-I65-2 (выкопировка с чертежа завода "Электросила"

№ 5БС-125-523):

I - с,с ка; 2 - каоелыши наконечник; 5 - держатель; 4 - щеткодержатель; 5 - щетка

- 16 -

необходимой жесткости стойки стянуты тремя стальными шпильками, изолированными бакели-зированной бумагой (в новой конструкции траверсы изоляция выполняется из стекло-ленты). Для удобства размещения щеткодержа-телей и равномерного износа контактных колец токособирательные шины изогнуты по винтовой линии. Между стойками траверсы установлено изоляционное кольцо, разделяющее токоведущие части траверс разных полярностей.

Контактные кольца турбогенераторов выполнены из специальной стали марки 38ХНЗМФА. Контактные кольца в нагретом состоявии насажены на общую промежуточную втулку, изолированную миканитом. Выступающая из-под колец изоляция втулки обмотана льняным шнуром с последующей покраской эмалью. Втулка с контактными кольцами представляет собой неразъемный узел.

При повреждении элементов этого узла заменяется весь узел.

Для охлаждения контактных колец в них предусмотрены наклонные вентиляционные отверстия. На поверхности контактных колец нарезаны спиральные канавки, способствующие "срыву воздушного клина" между кольцом и щетками.

Во втулке между кольцами вырезаны отверстия для прохода болтов и шинок токо-подвода, а также отверстия для крепления бандажной скобы.

Щеткодержатели указанных турбогенераторов имеют одинаковую конструкцию и изготовлены из латуни с последующей никелировкой поверхности (рис.5). Нижняя часть корпуса щеткодержателя представляет собой обойму, в которой помещена щетка. Отверстие в обойме калибруется так, чтобы щетка могла свободно перемещаться вдоль обоймы. Верхняя часть щеткодержателя выпол— йена в виде зубчатой рейки с вертикальными пазами, в которых перемещается упорная скоба. Щетка посредством стальной пружины и упорного латунного стержня прижимается к контактному кольцу.Регулирование усилия нажатия осуществляется перестановкой скобы на один или несколько зубцов.

Турбогенераторы комплектуются электрограмм тира ванными щетками марки НГ-Д. Количество щеток 112 шт. Размер щ^ток 22x30x60мм.

Турбогенераторы ТГВ-200 и ТГВ-300

Конструкции аппаратов щеткодержателей турбогенераторов первых выпусков идентичны и различаются лишь размерами.

Над каждым контактным кольцом расположены две кольцевые токоведущие шины. Шины состоят из трех сегментов, смещенных друг относительно друга. К шинам крепятся щеткодержатели, размер окна в обойме 22x30 мм. Шины посредством шинодержателей соединяются между собой тремя изолированными стальными шпильками, закрепленными в торцевых стенках каркаса аппарата щеткодержателей. Внутренние поверхности торцевых стенок, а также перегородка между разнополярными шинами облицованы изоляционными шайбами. С боковых сторон каркас закрыт сьемными дверцами, в в которых выполнены смотровые окна. Со сто-

Рис.5. Щеткодержатель (выкопировка с чертежа завода "Электротяжмаш" К? 4Т582)'-

1 - корпус; L - пружина; 3 - упорный стержень; 4 - упорная скоба

роны наружного контактного кольца к каркасу крепится улитка вентилятора. Каркас крепится на основании, внутри которого установлены воздухоохладитель и дильтры.

Подвод тока к аппарату щеткодержателей осуществляется кабелями, подключенными к специальному щитку в нижней части каркаса со стороны внутреннего кольца; щиток с помощью шин соединяется с токоведущими шинами.

Новая конструкция аппарата щеткодержателей турбогенератора ТГВ-ЗСО (рис.6, см, вклейку) отличается от прежней конструкции


-17-

7


вис? 6


Я Я


Рио.7. Узел контактных колец турбогенераторов ТГВ-200 и ТГВ-300 (выкопировка с чертежа завода "Злектротяжмаш" К? 5ТК-588-520):

I - контактное кольцо; 2 - распределительное кольцо; 3 - втулка; 4 - гибкая шина;

5 - токоведущий винт; 6 - контактный винт; 7 - стержень токоподвода; 8 - клинья;

9 - стальное кольцо


меньших весом и размерами, разомкнутым циклом вентиляции и большим удобством в обслуживании. Конструктивное исполнение токоведущих частей аппарата щеткодержателей аналогично прежней конструкции.

Контактные кольца турбогенераторов ТГВ-200 и ТГВ-300 изготавливаются из специальных сталей марок 35ХНШФАР, 38НВА,

38НЫ и 38НЗЫФАР. Каждое контактное кольцо (рис.7) насажено в горячем состоянии на два бронзовых распределительных полукольца»

охватывающих изолированную миканитом стальную втулку. Распределительные кольца предназначены для выравнивания распределения тока под щетками и уменьшения неравномерности срабатывания рабочих поверхностей контактных колец. В центральной утолщенной части втулки выфрезерованы окна для доступа к токоведущим винтам. Снаружи окна закрыты клиньями. Конструкция уела контактных колец разборная, съем и надевание контактных колец в условиях электростанции


18


осуществляется с помощью специального приспособления. Соединение контактных коДОц со стержнями токоподвода осуществляется посредством токоведущих винтов, гибких и®н и распределительных колец. Контактные кольца имеют осевые вентиляционные отверстия, а на рабочих поверхностях винтовую нарезку (спиральные канавки).

Вентиляция узла контактных колец и щеточного аппарата осуществляется по замкнутому или разомкнутому циклу. В обоих случаях холодный воздух движется от внутреннего кольца к наружному, после чего вентилятором подается через фильтр в воздухоохладитель (замкнутый цикл) либо выбрасывается Мвружу через улитку щеточного аппарата (разомкнутый цикл).

На ряде генераторов во избежание подсоса водорода в щеточный аппарат выброс воздуха выполнен в зоне между щеточным аппаратом и наружным щитом генератора.

В настоящее время завод "Эпекгротяжмаш" изготавливает щеточные аппараты только с разомкнутым циклом вентиляции.

Турбогенераторы ТГВ-200 оснащены щетками марки ЭГ-4 на кольцах обеих полярностей.

Турбогенераторы ТГВ-300 эксплуатируется либо со щетками марки ЗГ-4 на кольцах обеих полярностей, либо со смешанными щетками марок : 6IIQM - яа кольцах положительной полярности, ЭГ-4 - на кольцах отрицательной полярности. На ряде турбогенераторов установлены щетки марок ЗГ-2АФ (на кольце отрицательной полярности) и 6II0M (на кольце положительной полярности).

В опытной эксплуатации находятся щетки указанных марок с резиновыми амортизационными накладками.

Количество щеток на обоих кольцах турбогенераторов серии ТГВ - 128 шт.

Турбогенераторы ТВВ-320-2 и ТВМ-300

Траверсы турбогенераторов состоят из двух токособирательных латунных колец на каждый полюс, между которыми укреплены бра-кеты с установленными на них щеткодержателями (рис.8, см.вклейку). Щеткодержатели соседних бракетов (в турбогенераторах ТБР-320-2) сдвинуты друг относительно друга по ширине кольца. Токособирательные кольца имеют вертикальный разьем и устанавливаются на изолированной опорной шште кожуха (генератор

ТВВ-320-2) либо непосредственно на основании

подшипника (генератор ТВМ-300).

На турбогенераторах ТВВ-320-2 к наружным стенкам токособирательных колец крепятся гетинаксовне прокладки, которые изолируют кольца от кожуха. Снаружи щеточные аппараты закрыты защитными кожухами с откидными крышками. Кожух турбогенератора ТВМ-300 легко демонтируется, что упрощает операцию проточки колец (без разборки редуктора).

Подвод тока к траверсе осуществляется кабелями, присоединяемыми к специальным нижним бракетан либо непосредственно к токособирательным кольцам, как это предусмотрено в новой конструкции траверсы турбогенератора ТВВ-320-2. Преимуществом новой траверсы является: ббдьпая эффективность охлаждения контактного узла, наличие вертикального разъема траверсы и кожуха, что дает возможность демонтировать щеточной аппарат без снятия возбудителя, наличие установочных втифтов, упрощающих центровку траверсы при повторных сборках.

Узел контактных колец турбогенераторов ТВВ-320-2 выполнен аналогично узлу турбогенераторов TBB-I65-2 и ТВВ-200-2 с той разницей, что контактные кольца не имеют вентиляционных отверстий (рис.9).

С 1971 г. роторы турбогенераторов ТВВ-320-2 выпускаются с контактными кольцами новой конструкции, отличительной особенностью которых является то, что ва изолированную втулку насажены бронзовые токорас-пределительные кольца, на которые в горячен состоянии надеваются контактные кольца. Вместо шнурового бандажа, удерживающего выступающую из-под колец изоляцию втулки, используется стеклотекстолитовые полукольца, прикрепленные к токораспределительным кольцам. В кольцах выполнены аксиальные вентиляционные отверстия. Контактные кольца изготовлены из стали марки КП-70.

Контактные кольца турбогенератора ТВМ-300 (рис.10) насажены в горячем состоянии на промежуточную втулку, изолированную стеклотекстолитом. Выступающие из-под колец края изоляции втулки обмотаны льняным шнуром. Контактные кольца охлаждаются водой и соединены "по воде" последовательно изоляционными Трубками. На рабочей поверхности колец выполнены спиральные канавки .

Охлаждение щеточного аппарата и кон-

- 19 -



й-й

Рис.9. Узел контактных колец турбогенератора ТВВ-320-2 (выкопировка с чертежа завода

"Электросила" Н° 5БС-200-709):


I - вентилятор; 2 - контактное кольцо; 3 - гибкая шина; 4 - скоба; 5 - токоведущий болт; 6 - контактный винт; 7 - минанитовая изоляция; 8 - втулка; 9 - бандаж; 10 - вентилятор;

И - стержень токододвода


тактных колец турбогенератора ТВВ-320-2 осуществляется двумя центробежными вентиляторами, установленными с наружных сторон контактных колец (первые два генератора

были выполнены с вентиляторами между кольцами). Вентиляция выполнена по разомкнутому циклу: холодный воздух из машинного зала забирается через вентиляционные отверстия


Составлено трестом ОИТЭС, ЦКБ Главэнергоремонта и ВНИИЭИ

А я т о р н жнжбнвры В.А.ВАЛИТОВ (ОРГРЭС), В.Г.ЗАЙЧИКОВ (БНИИЭ), В.А,ШЕЛЕПОВ (ЦКБ Главэмвргормюита)

Редактор инк. З.Ф. ЗЯБКИНА

Инструкция содержит краткие сведения по конструкции серийных узлов контактных колец и щеточных аппаратов турбогенераторов мощностью 165-300 МВт и необходимые указания по обеспечению нормальной работы этих узлов. В Инструкции излагаются некоторые особенности наладки и ремонта элементов щеточного апларата,при-водятся описания технологических процессов механической обработки контактных колец, замены изоляции втулки колец изоляцией из стеклотекстолита и др.

Инструкция предназначена для персонала, обслуживающего узел контактных колец и щеточный аппарат турбогенераторов мощностью 165-300 МВт. Ряд положений Инструкции может быть использован при эксплуатации щеточных аппаратов генераторов меньшей и большей мощности.

С выходом настоящей Инструкции отменяется "Временная инструкция по эксплуатации, ремонту и наладке узла контактных колеи и щеточного аппарата турбогенераторов мощностью 300 МВт" (БНШЭпектромаш, 1967).

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава    I.    Эксплуатация щеточного аппарата на вращающемся турбогенераторе    3

Глава    П.    Ремонт узла контактных колец и щеточного аппарата ............ 6

Глава Ш. Технология проточки и шлифовки контактных колец турбогенераторов мощностью 200-300    мВт ............................................ 8

Глава 1У. Техника безопасности при эксплуатации контактных колец и щеточных аппаратов ........ 14

Приложение I. Конструкция узла контактных колец и щеточных аппаратов турбогенераторов мощностью 165-300 МВт ............................... 15

Приложение 2. Машины электрические. Общие технические требования

(выписка из ГОСТ 183-66) ......................;.......................... 21

Приложение 3. Журнал измерения вибрации контактных колец турбогенераторов ............. 21

Приложение 4. Журнал контроля работы щеточного аппарата турбогенератора .............................................................. 22

Приложение 5. Перечень наиболее характерных неисправностей узла

контактных колец и щеточного аппарата и способы их устранения ............ 22

Приложение    6. Замена контактных колец ...... 25

Приложение    7. Замена изоляции втулки контактных колец ............. 27

Приложение 8. Новая конструкция изоляции и уплотнения токоведущих

болтов роторов турбогенераторов серии ТВВ и ТВФ .......................... 29


Рис.10. Узел контактных колец турбогенератора TBM-3CQ (выкопировка с чертежа завода "Сиб-

электротяжмаш" № 5BK-200-I27);


I - контактное кольцо; 2 - втулка; 3 - шина; 4 - скоба; 5 - стеклотекстолитовая изоляция; 6 - стержень токоподвода; 7 - контактный винт; 8 - льняной шнур


в крышках кожуха, омывает щетки и кольца и вентиляторами выбрасывается наружу.

Турбогенераторы комплектуются электро-щетками ЗГ-2АФ и 6ПОМ, щетки ЗГ-2АФ (электрографитированные, созданные на базе щетки ЗГ-2А с пропиткой суспензией фторопласта для повышения антифрикционных

свойств) устанавливаются на кольцах отрицательной полярности. На кольцах положительной полярности применяются щетки 6II0M (графитные щетки, отличающиеся от стандартных щеток 6ИМ введением в их состав обогащенного графита и увеличенным содержанием связующего для уменьшения износа контакт-ных колец).


УТВЕВДАЮ:

Заместитель начальника Главтехуправления

ф. СИНЬЧУГОВ

15 октября 1973 г.

Глава I

ЗССПЛУАТАЩЯ РТОЧНОГО АППАРАТА НА ВРАЩАВДЕЫСЯ ГЕНЕРАТОРЕ

1.    Эксплуатация щеточного аппарата турбогенераторов мощностью 200 и 300 МВт осуществляется специально обученным ремонтным персоналом электроцеха, хорошо знакомым с конструкцией (приложение I) и особенностями, работы щеточного аппарата.

Обслуживание щеточных аппаратов турбогенераторов мощ! jcTbto 150 МВт (TBB-I65-2) осуществляется оперативным персоналом электроцеха.

2.    Регулярно, не реке одного раза в сутки долкен производиться осмотр щеточного аппарата. Цри осмотре необходимо:

а) определить степень искрения щеток. Допустимая степень искрения I 1/4 (приложение 2).

Причиной искрения щеток может быть плохая пришлифовка щеток, загрязнение контактных колец маслом, неровная поверхность контактных колец и повышенная вибрация, слабое прижатие щеток к кольцам, неравномерное нажатие на щетки, неправильный подбор щеток и т.п.

При степени искрения, превышающей указанную, необходимо провести продергивание искрящих щеток и регулировку накатия на щетки. Если эти меры эффекта не дадут, необходимо разгрузить генератор по реактивной, а затем по активной мощности, пока искрение не уменьшится до нормы,и проработать с этой нагрузкой 6-8 ч.

В исключительных случаях при искрении, которое не устраняется указанным способом (степень искрения 2 или 5), повышенном на

греве и массовом выходе из строя ще^ок одного кольца допускается при минимальном токе ротора, допустимом по условиям устойчивости генератора, заменять все щетки этого кольца либо при первой возможности остановить турбогенератор для проведения работ, указанных в главах П и Ш настоящей Инструкции.

При появлении кругового огня необходимо немедленно отключить генератор от сети и снять возбуждение;

б) проверить степень запыленности щеточного аппарата.

Доступные чарти щеточного аппарата с соблюдением мер предосторожности протереть сухой неволокнистой тканью.

Периодически, не реже одного-двух раз в неделю производить продувку щеточных аппаратов и контактных колец сухим чистым сжатым воздухом давлением 3 кгс/см^. Дополнительные продувки производить, если запыление аппарата щеткодержателей приводит к снижению сопротивления изоляции цепи возбуждения.

На турбогенераторах ТГВ-200, у которых остались в работе висциновые фильтры, регулярно (один раз в два-три месяца^производить промывку фильтров горячим содовым раствором и смазку висциновым маслом.

При высокой степени запыленности щеточных аппаратов турбогенераторов ТГВ-200 с замкнутым циклом вентиляции целесообразно реконструировать вентиляционную аистему, перейдя на разомкнутый цикл.


- 4 -


Если пыль шмт маслянистый характер, необходимо принять меры по устранению попадания масляных паров из подшипников турбогенератора или редуктора. В частности, на турбогенераторах ТГВ-300 с редукторной системой возбуждения жри неустранимой течи масла из редуктора волосообразно перенести заборное отвдрстие вентиляционной системы в торцовой стенке основания (каркаса) в зону, свободну# от масляных паров.

Если на турбогенераторах наблюдается значительное парение масла из выпарной трубы редуктора (подиипника турбогенератора), рекомендуется выполнить принудительный отсос паров масла, наиримор, соединить выпарные трубы с вакуумной линией эксгаустера маслобака турбины.

Необходимо следить за тем, чтобы вода, строительный мусор, угольная или сланцевая пыль не могли попасть внутрь щеточного аппарата;

в) извлечь и осмотреть поочередно 10-12 щеток с тем, чтобы в течение 10-12 дн проверить все щетки. Зону осмотренных щеток отмечать мелом на токособирательных кольцах.

При массовом выходе щеток из строя, чрезмерном их нагреве, значительной вибрации и искрении необходимо осмотреть все щетки;

Щетки, имеющие трещины, сколы, значительную выраоотку боковых поверхностей, "подсечку” токоведущих проводов и подгары, заменить новыми той же марки.

Отрегулировать нажатие на вновь установленных щетках так, чтобы оно было равно нажатию на исправных щетках.

Заменить дефектные нажимные элементы щеткодержателей (ослабленные пружины, поврежденные упорные скобы и стержни).

Замене подлежат щетки с нарушением заделки токоведущих проводов, наличием потемнения и цветов побежалости на поверхности латунных накладок, заклепок и токоведущих проводов, что является приз^коы ^или явилось результатом) недопустимого перегрева щеток. Такие щетки могут иметь повышенное переходное сопротивление в месте заделки токоведуних проводов в теле щетки и резке изменять токораспределение в параллельно работающих щетках. Замене подлежат также щетки при усыхании и потере упругости резиновых амортизационных накладок.

Допускается одновременная замена во время осмотра не более 10-15% щеток одной полярности;

~0 заменить щетки, изношенные до высоты 30 мм.

По мере износа щеток регулировать нажатие на щетку путем перестановки упорной скобы на один или несколько зубцов <еткодер-жателя;

д)    притереть каждую замененную щетку по месту с помощью шабера.

Для выполнения притирки рекомендуется пользоваться переносным приспособлением (рис.1), представляющим собой притирочное колесо диаметром, равным диаметру контактного кольца , о закрепленной стеклянной шлифовальной шкуркой. Щеткодержатель приспособления со вставленной в него щеткой, подлежащей замене, фиксируется гайками-барашками в положении, соответствующем плотному прилеганию рабочей поверхности щетки к колесу (тем самым учитывается нерадиальность установки каждой щетки на контактных кольцах). После этого в щеткодержатель вставляется новая щетка и производится ее притирка при вращении колеса;

е)    наблюдать по термосигвализаторам или термометрам сопротивления за температурой охлаждающего воздуха (воды) на турбогенераторах серии ТГВ-200 с замкнутым циклом вентиляции щеточного аппарата (с воздухоохладителями). Температура холодного воздуха на выходе из воздухоохладителя должна поддерживаться в пределах 25-35°С. Регулирование температуры воздуха осуществляется задвижкой на сливе воды из воздухоохладителя. Температура охлаждающей воды на входе

в воздухоохладитель должна быть не нике 18-20°С во избежание отпотевания трубок охладителя.

Для предотвращения образования воздушных пробок необходимо периодически открывать дренажные краники из верхьих водяных камер воздухоохладителя.

Операции по регулированию температуры охлаждающего воздуха л воды осуществляются дежурным персоналом котлотурбинного цеха.

3. Один раз в неделю выборочно, но не менее чем на 20% общего числа щеток проверять усилие нажатия на щетку с помощью пружинного динамометра со шкалой до 2 кгс. Величина на.:атия на всех щетках должна быть


- 5 -


одинаковой и составлять 1000-1200 гс. Оптимальная величина накатил на щетки должна выбираться опытным путем исходя из условий обеспечения минимальных износа контактных колец, перегрева щеток и недопустимого их искрения. Если высота новых щеток не позволяет выставить на них необходимое усилие накатин, щетки следует обрезать на 5-10 мм.

ния вибрации контактных колец турбогенератора (приложение 3).

При измерении вибрации в вертикальной плоскости щуп датчика во избежание касания им заземленных частей (кожуха траверсы) должен быть выполнен из изоляционного материала (эбонита) или обмотан изоляционной лентой. Если щеточный аппарат оборудован


Рис Л. Приспособление для притирки щеток турбогенераторов TBB-32Q-2 и ТВМ-300 (а) и узел крепления щеткодержателя в приспособлении для турбогенераторов ТГВ, TBB-I65-2 и

I - притирочное колесо; 2 - ось; 3 - стойка; 4 - планка;

5 - щеткодержатель; 6 - уголок

4. Один раз в месяц производить измерение вибрации контактных колец в режиме установившейся максимальной нагрузки турбогенератора.

Измерение виорации производить на каждом контактном кольце в двух крайних точках по ширине кольца в горизонтальной и вертикальной плоскостях через штатные щетки. Результаты измерений заносить в Курнал измере

щетками с резиновыми амортизационными накладками, то для измерения вибрации колец следует на время измерения заменить эти щетки щетками с латунными накладками.

Усилие прижатия щупа к щетке должно обеспечивать безотрывное перемещение щупа вслед за вибрирующей щеткой. Большое усилие прижатия щупа может привести к перегреву и повреждению щетки. Продолжительность из-


- 6 -


мерения вибрации на одной щетке не долина превышать 15-25 с. После измерений необходимо осмотреть щетки, при помощи которых измерялась вибрация.

Для измерения вибрации рекомендуются приборы ВИП-2Ы (выпускаются заводом "Вибро-прибор") со встроенным источником питания иди БИП-5 (выпускаются предприятием "Рос-товэнергоремонт") с диапазоном измеряемых вибросмещений (двойная амплитуда вибрации) до 1000 мкм.

Измерение вибрации прибором БИП-5 производить при двух положениях переключателя (полоса пропускания) 50 и 100 Гц. Прибор ВИП-2М измеряет полигарноническую вибрацию без выделения гармоник, кратных частоте вращения.

Предельно допустимый в процессе эксплуатации уровень вибрации контактных колец

в обоих направлениях не должен превышать 300 мкм (при любом частотном спектре вибрации). Для генераторов ТГВ-200М техническими условиями установлена норма 200 мкм.

Турбогенераторы, вибрация колец которых превышает установленный уровень, при резком ухудшении условии работы щеточного аппарата должны быть при первой возможности выведены в ремонт.

5. Результаты осмотров щеточных аппаратов, обнаруженные дефекты и неисправности с указанием принятых мер по нормализации работы щеточного узла, результаты измерения вибрации контактных колец должны заноситься в специальные журналы (приложения 3 и 4).

Наиболее характерные неисправности и повреждения узла контактных колец и щеточного аппарата приведены в приложении 5.


Глава П РЕМОНТ УЗЛА КОНТАКТНЫХ КОЛЕЦ И ЩЕТОЧНОГЬ АППАРАТА

6.    Ремонт и регулировка щеточного аппарата, ревизия узла контактных колец и их проточки, как правило, должны производиться при капитальном ремонте турбогенератора (один раз в два-три года), а в случае необходимости (при увеличении вибрации контактных колец и общем ухудшении работы щеточного аппарата) - при текущем ремонте.

7.    Измерить перед выводом турбогенератора в капитальный (текущий) ремонт вибрацию контактных колец в соответствии с требованиями п.4 гл.1.

8.    Измерить статическое биение контактных колец в холодном состоянии при вращении ротора от валоповоротного ус тротст-ьа. Измерение производить индикатором часового типа с ценой деления 0,01 мм, при этом на из> ерительном стержне индикатора необходимо закрепить текстолитовую планку или насадку из цветного металла шириной,большей ширины винтовой каьавки на контактных кольцах. Биение измерять в нескольких точках

по ширине обоих колец. В Дурнал контроля работы щеточного аппарата (см,приложение 4) заносится наибольшая величина биения каждого кольца.

Если величина статического биения контактных колец превышает 0,2-0,3 мм или если вибрация контактных колец перед остановом турбогенератора в ремонт превышает 300 мкм (200 мкм для турбогенератора ТГВ-200М), необходимо произвести проточку контактных колец (см.гл.1).

9.    Измерить износ контактных колец. Измерение износа рекомендуется производить набором щупов и лекальной линейкой, накладываемой на неиэнашиваемые участки колец

в нескольких точках по ширине кольца, а затем перемещаемой на 90° по окружности кольца. Ьаиоольшее значение износа фиксируется в Журнале (см,приложение 4).

10.    Измерить диаметр контактных колец мерительной скобой. При достижении минимально допустимого диаметра кольца подлежат замене (приложение б).

11.    Осмотреть шнуровые бандажи, изоляцию втулки контактных колец, водоподво-дяцие шланги kтурбогенератор ТВМ-300). Замеченные дефекты устранить. При необходимости восстановления изоляции втулки контактных колец рекомендуется заменить мика-нитовую изоляцию стеклотекстолитовой на


7


эпоксиднорезольных лаках    ( приложение 7).

12.    Разобрать узел токоподвода. Проверить состояние изоляции, контактных соединений и деталей уплотнения. В целях повышения надежности узла уплотнения токоведущих болтов целесообразно установить болты с новой конструкцией изоляции, выполненной из стеклотекстолита (приложение 8).

13.    Провести ревизию щеточного аппарата. При этой необходиио выполнить следующее:

а)    проверить состояние внутренней поверхности щеткодержателей; она должна быть чистой, без забоин, заусенцев, следов выработки и не имзть следов подгаров и оплав-

замене. Острые кромки закруглить радиусом I мм;

б)    осмотреть пружинь, упорные скобы и стержни. Пружины, имеющие цвета побежалости и потерю упругости, заменить новыми. Сильно изношенные латунные упорные стержни заменить новыми, выполненными из латуни иди стада. Заменить упорные скобы с большой выработкой отверстий. Для предотвращения износа упорных скоб и стержней целесообразно надеть на стержни хлорвиниловые трубочки (на клее 88Н) или вставить в отверстия скоб капроновые втулки;

в)    тщательно осмотреть щетки. Если контактные кольца при ремонте генератора не протачиваются, допускается оставить прежний комплект щеток. Щетки со значительными сколами рабочих поверхностей, выработкой боковых поверхностей, подгарами, неустранимыми протиркой спиртом, с цветами побежалости на токоведущих проводах и нарушением их заделки в теле щетки, а также изношенные больше нормы заменить новыми.

Если кольца подвесились проточке, установить новый комплект щеток. Ьовые щетки перед установкой на туроогенератор должны пройти детальную отбраковку.

Щетки целесообразно устанавливать из одной партии, имеющей, как правило, более стабильные физико-механические характеристики. Щетки должны быть однородными по структуре, не должны иметь раковин, трещин, расслоении и посторонних включений. На рабочей юверхности щетки не допускается более пяти сколов глубиной более 0,5 мм.

желательно подбирать щетки с одинаковым омическим сопротивлением, измеренным

мостом постоянного тока. На одно кольцо следует устанавливать щетки, сопротивление которых отличается не более чем на 10%. Сопротивление щетки измеряется между наконечником токоведущего провода и частью щетки в 5 мм от ее рабочей поверхности.

Проверить перед установкой новых щеток качество крепления токоведущих проводов в щетках, заделка которых выполнена вальцовкой. При ослаблении заделки проводов обжать развальцовочную трубку щеток. Проверить надежность заделки токоведущих проводов в щетках, выполненной конопаткой медным пороикоы.

14.    Установить аппарат щеткодержахе-(траъерлд) ха майта, ъЩгъгъуьъъъ ата

в осевом направлении так, чтобы щетки при всех режимах работы турбогенератора от холостого хода до максимальной нагрузки не сходили с контактных колец.

15.    Проверить правильность установки щеткодержателей. Установить одинаковые (2-2,5 ыы) радиальные зазоры между щеткодержателями и контактными кольцами. Для этого рекомендуется проложить лист картона необходимой толщины между щеткодержателями и контактными кольцами, отвернуть крепежные болты и опустить щеткодержатели до упора в картон. Выставить все щеткодержатели строго по радиусу (в пределах имеющихся зазоров между крепежными болтани и отверстиями в токособиратедьных шинах или брекетах).

16. Установить щетки в щеткодержателях. Щетки должны переыещаться в обойках свободно. Измерить щупом зазоры между обоймой щеткодержателя и боковой поверхностью щетки. Зазор должен быть в пределах 0,1-0,3 мм.

17. Притереть контактные поверхности вновь устанавливаемых щеток к рабочей поверхности контактных колец. Для этого проложить вкруговую между щеткодержателями и контактными кольцами полоску стеклянной шлифовальной шкурки, обращенной рабочей стороной к щеткодержателям, предварительно вынув все щетки. Вставить в щеткодержатели одного ряда (по окружности) несколько щеток, установив на них нормальное нажатие. Протягивая полоску шкурки вверх-вниз с обеих сторон кольца, притереть щетки до приработки 90-95% рабочей поверхности щетки. Вынуть притертые щетки, вставить еще несколько щеток того же ряда и аналогичным образом их притереть. Таким образом выполнить притирку


- 8 -


всего комплекта цеток.

Использование для притирки наждачного или карборундового полотна запрещается.

Допускается производить притирку щеток шлифовальной шкуркой, закрепленной на контактных кольцах, при вращении ротора от валбповоротного устройства.

18.    Продуть после притирки щеток щеточный аппарат и контактные кольца сухим сжатым воздухом для удаления угольной пыли. Доступные рабочие поверхности контактных колец протереть тканью, смоченной спиртом, включив валоповоротное устройство.

19.    Установить на всех щетках с помощью пружинного динамометра одинаковое нажатие пружин. Величина нажатия указана в п.З гл.1.

20.    Подключить питающие кабели от сборок возбуждения к аппарату щеткодержателей. Учитывая, что изьос наружного контактного кольца больше, чем внутреннего, вследствие больших вибраций, а также то, что износ кольца отрицательной полярности несколько больше, чем положительной, целесообразно для выравнивания износа обоих колец кабель отрицательной полярности подключить к токособирательным шинам внутреннего кольца. Изменение полярности контактных колец в процессе эксплуатации нецелесообразно .

21.    Проверить надежность затяжки и стопорения всех контактных соединений.

22.    Произвести после пуска турбогенератора измерение вибрации контактных колец на холостом ходу без возбуждения, а посл° включения в сеть - под нагрузкой в установившемся режиме.

Величина вибрации контактных колец не должна превышать 300 мкм (200 мкм для турбогенератора ТГВ-200М). Если вибрация колец выше нормы и частота ее совпадает с частотой вращения турбогенератора, необходимо провести подбалансировку консоли вала в соответствии с ’’Руководящими указаниями по балансировке роторов турбоагрегатов в собственных подшипниках" ("Энергия", 1967).

23.    Притереть щетки под током до образования зеркальности на 80% рабочей поверхности. Притирка должна осуществляться при работе турбогенератора на холостом ходу и

в процессе постепенного набора реактивной и активной нагрузок. При этом на рабочей поверхности контактных колец нарабатывается "политура" (оксидная гра^итированяая пленка),которая обеспечивает нормальную работу скользящего контакта.Рабочая поверхность колец приобретает темно-серый оттенок и глянцевитость.

24.    При пуске и наборе нагрузки необходимо осуществлять контроль за работой щеточного аппарата.


Глава Ш ТЕХНОЛОГИЯ ПРОТОЧКИ И ШЛИФОВКИ КОНТАКТНЫХ КОЛЕЦ ТУРБОГЕНЕРАТОРОВ МОЩНОСТЬЮ 200-300 МВт

25.    Узел контактных колец крупных турбогенераторов должен отвечать требованиям вьсокой надежности и обеспечивать нормальную работу щеточного узла в течение 2-3 лет эксплуатации без проточек контактных колец.

Выполнение этих требований г большой степени зависит от способа (проточка, шлифовка) и качества обраоотки контактной поверхности колец.

26.    Обработка (проточка, шлифовка) колец проводится в случае, если величина статического радиального биения и перепада высот рабочих дорожек (в холодном состоянии) для турбогенераторов с частотой вращения 3000 об/гин гревышет 0,3-0,2 ьы, а также

при ьаличии на контактной поверхности колец следов эрозии, подгароь и участков с матовой поверхностью (даже при нормальном биении колец).

27. Перепад высот между контактными поверхностями соседних дорожек кольца измеряется при неподвижном роторе не менее чем в трех точках по окружности кольца перемещением индикатора, закрепленного в суппорте, параллельно оси ротора, i редва-рительно неооходимо установить и закрепить на фундаментной плите приспособление для проточки контактных колец таким образом, чтобы линия продольной подачи суппорта была параллельна оси вал„; непараллельность не


- 9

должна превышать + 0,5 мм на длине L контактных колец. Правильность установки суппорта проверяется на нейснашиваемых участках контактной поверхности колец (рис.2). При этом учитывается разность диаметров (df - dz) в указанных местах.

1

Рис.2. Схема для проверки правильности установки приспособления для проточки контактных колец:

I - вал ротора с контактными кольцами; 2 - индикатор; 3 - суппорт приспособления

28.    При перепаде высот рабочих дорожек более I мм предварительно необходимо выполнить проточку колец резцами с пластинами

из твердых сплавов марок TI5K6, TI4K8,

T5KI0 и др.

29.    При проточке контактных колец необходимо соблюдать следующий режим:

а)    ротор с контактными кольцами должен вращаться от валоповоротного устройства с частотой v s 5*7 м/ыин;

б)    глубина резания t * 0,1*0,2 мм;

в)    продольная подача суппорта S = =0,1*0,15 мм/об.

Проточка производится до удаления с обрабатываемой поверхности всех дефектов, после чего чистовым резцом снимается последняя стружка.

30.    По окончании проточки контактные кольца необходимо охишфовать до класса 78 - 79.

Режимы шлифования устанавливаются в зависимости от требуемой чистоты обрабатываемой поверхности, режущей способности (зернистость, твердость) абразивного круга, а такие от состава и свойства материала контактных колец. Для выравнивания или восстановления однородной микроструктуры на контактной поверхности необходимо ь процессе шьфования снимать слой металла толщиной не менее 0,3-0,4 мм.

31.    Ьзы.фоыаше разделяется на предварительное (черновое) и окончательное (чистовое).

При предварительном шлифовании в случае, если не производилась проточка, полностью устраняется выработка и восстанавливается цилиндричность поверхности кольца по всей длине. Режим предварительного шлифования позволяет получить чистоту обрабатываемой поверхности класса V6 - 77.

При предварительном шлифовании необходимо соблюдать следующее:

а)    направление вращения шлифовального круга и контактных колец должно быть встречным;

б)    ротор о контактными кольцами вращается от валоповоротного устройства с частотой ьк = 5*7 м/мин;

в)    частота вращения шлифовального круга 1^= 20-30 м/с;

г)    глубина шлифования (поперечная подача) t ■ 0,01*0,02 мм;

д)    продольная подача суппорта S * =(0,5*0,6) В мм/об, где В - ширина щ>уга,мм.

При предварительном шлифовании контактных колец рекомендуется применять круги с керамической связкой с характеристиками, приведенными в табл.1.

Таблица I

Материал

контактных

колец

Характеристика

круга

Абразивный материал

Зернистость по ГОСТ 3647-59

Твердоеп по ГОСТ 3751-47

Сталь

Хромистая незакаленная

Э

50-40

CT2-CTI

Хромистая закаленная...

3L

40

CI-C2

Хромоникелевая не закаленная.....

Э

50-40

CTI-CT2

Хромоникелевая закаленная..........

ЭБ

40

CI-C2

Примечание. Э - электрокорунд нормальный; ЭБ - электрокорунд белый; Эх - электрокорувд хромистый.

Окончательное шлифование целесообразно проводить методом выхаживания, заключающимся в перемещении шлифовального круга только вдоль контактного кольца. При таком способе обраоотки чистота поверхности может