Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

81 страница

486.00 ₽

Купить РД 31.31.38-86 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Документ распространяется на проектирование реконструкции и усиления причальных сооружений морских портов и судоремонтных заводов.

  Скачать PDF

Документ не актуализирован. Изменения не внесены

Оглавление

1. Общие положения

2. Оценка технического состояния существующего причального сооружения

3. Выбор конструктивных схем реконструкции и методов усиления причальных сооружений

4. Конструктивные требования

5. Указания по расчету

6. Рекомендации по технологии реконструкции и усилению причальных сооружений

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Показать даты введения Admin

Нормативные ссылки

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА СССР

ИНСТРУКЦИЯ ПО УСИЛЕНИЮ И РЕКОНСТРУКЦИИ ПРИЧАЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ

РД 31.31.38—86

Москва

В/О «Мортехинформреклама» 1987

МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА СССР

ИНСТРУКЦИЯ ПО УСИЛЕНИЮ И РЕКОНСТРУКЦИИ ПРИЧАЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ

РД 31.31.38—86

Москва

В/О «Мортехинформреклама» 1987

*)

Рис. 3.2. Схемы реконструкции и усиления эстакады путем

устройства:

а — оторочки в виде заанкеренного больверка; б — оторочки в виде эстакады; в —вертикальных экранирующих элементов; г — разгружающей платформы; д — анкеровки; е — дополнительных опор; ж — закрепления грунта; / — проектное дно; 2 — существующее дно; 8 — оторочка; 4 — эстакада; 5 — экранирующий элемент; 6 — разгружающая платформа; 7 — свайное основание платформы; 8 — анкер; 9 — дополнительные сван; 10 — закрепленный грунт

Реконструкцию причальных сооружений ячеистого типа рекомендуется выполнять путем устройства оторочки в виде заанкеренного больверка.

ю




В)    г)

Рис. 3.3. Схемы реконструкции и усиления высокого свайного ростверка с передним и задним шпунтом путем устройства:


а, б, в — оторочки в виде заанкеренного больверка; г — оторочки в виде свайного ряда: д — дополнительных опор н усиления ростверка; / — проектное дно; 2 — существующее дно; 3 — оторочка; 4 — шпунт; 5 — ростверк; 6 сваи ростверка; 7 — железобетонная надстройка; в — дополнительная козловая опора: 9 — дополнительные сваи; 10 — усиленная плита ростверка

Реконструкцию гибкого свайного пала при удовлетворительном техническом состоянии рекомендуется выполнять путем добивки его с наращиванием длины существующей конструкции и устройства дополнительно с ним работающего гибкого пала.

II

Рис. 3.4. Схемы реконструкции и усиления гравитационных сооружений путем уст

ройства:


а — оторочки в виде заанкеренного больверка; б — оторочки в виде эстакады; в — оторочки в виде свайного ряда; г — оторочки в виде уголковой стенки; д — разгружающей платформы; е — консольных разгрузочных плит; ж — анкеровки; з — грунтовых анкеров; и — свайного основания подкрановой балки; к — закрепления грунта; 1 — проектное дно; 2 — существующее дно; 3 — отсрочка; 4 — гравитационное сооружение; 5 — разгружающая платформа; 6 — тыловая опора; 7 — упругая прокладка; 8 — разгрузочная плита; 9 — анкер; 10 — грунтовый анкер; // — подкрановая балка; 12 — свайное основанве; 13 — закрепленный грунт




Рис. 3-5. Схемы реконструкции и усиления пирсов и палов путем


устройства:

а — оторочки в виде заанкеренного больверка; б — оторочки в виде эстакады; в — оторочки в виде свайного ряда; г — оторочки в виде уголковой стенки; д — вертикальных экранирующих элементов; е — дополнительных) опор; 1 — проектное дно; 2 — существующее дно; 3 — оторочка; 4 — существующее сооружение; 5 — надстройка; 6 — экранирующий элемент; 7 — дополнительные козловые сваи

3.7.    Восстановление элементов существующего сооружения, получивших в процессе эксплуатации те или иные повреждения или ослабления, рекомендуется выполнять путем ремонтных работ.

3.8.    Основные условия применения рекомендуемых схем реконструкции и усиления приведены в табл. 3.1.

13

Основные условия применения рекомендуемых схем

реконструкции и усиления


Схема реконструкции и усиления


Основные условия применения


1. Оторочка:

в том числе —


заанкеренный больверк (рис. 3.1, а, 3.2, а, 3.3, а, б, в, 3.4, а, 3.5, а); эстакада

(рис. 3.1, б, 3.2, б, 3.4, б,

3.5, б)


в виде свайного ряда

(рис. 3.1, в, 3.3, г, 3.4,; в, 3.5, в)

уголковая стенка (рис. 3.4, г, 3.5, г)

2. Экранирующие элементы (рис. 3.1, г, 3.2, в, 3.5, б): в том числе —


возводимые способом «стена в грунте»


3. Разгружающие элементы: в том числе —


тыловые платформы (рис. 3.1, б, 3.2, г, 3.4, б);


консольные плиты (рис. 3.4, е)\

анкерная система (рис. 3.1, в, 3.2, б, 3.4, ж)


включая


Необходимость переноса линии кордона в сторону акватории;

необходимость увеличения глубины у причала и (или) повышения устойчивости сооружения;

наличие грунтов основания, допускающих погружение свай;

отсутствие ограничений по отраженной волне; наличие грунтов основания, допускающих погружение свай;

необходимость переноса линии кордона на расстояние не менее ширины эстакады;

необходимость улучшения волнового режима в акватории;

наличие грунтов основания, допускающих погружение свай;

наличие грунтового основания не ниже средней плотности

Недопустимость переноса линии кордона; частичный вывод сооружения из эксплуатации; при отсутствии каменной призмы в засыпке; наличие берегового оборудования для погружения элементов:

наличие песчаных и глинистых грунтов основания за исключением слабых илов (ф = 8-н10°);

наличие оборудования для производства работ способом «стена в грунте»

Недопустимость переноса линии кордона; необходимость повышения категории эксплуатационных нагрузок и установки нового более тяжелого технологического оборудования;

необходимость увеличения параметров прочности и устойчивости;

необходимость уменьшения напряжений в основании и усилий в элементах существующей конструкции;

наличие грунтов основания, допускающих погружение свай;

наличие берегового оборудования для погружения опор под платформы или для производства работ способом «стена в грунте»;

невозможность забивки свай или прокладки анкеров в конструкциях из массивовой кладки или массивов-гигантов;

возможность прокладки анкеров; необходимость устройства новой или усиление существующей анкерной системы;

необходимость углубления при достаточной несущей способности лицевой стенки в сооружениях типа «больверк»;


Основные условия применения

Схема реконструкции и усиления

грунтовые анкера (рис. 3.1, ж, 3.4, з); дополнительные опоры (рис. 3.1, з, 3.2, е, 3.3, дУ 3.4, «, 3.5, е)

4. Закрепление грунта (рис. 3.1, ы, 3.2, ж, 3.4, ж)

при наличии специального оборудования;

наличие грунтов основания, допускающих погружение свай

Наличие специального оборудования; необходимость предотвращения длительных незатухающих деформаций сооружения

4. Конструктивные требования

4.1. Общие требования

4.1.1. Конструирование и подбор строительных материалов для реконструкции и усиления причальных сооружений следует производить в соответствии с общими конструктивными требованиями и требованиями к строительным материалам, согласно указаниям СНиП 2.02.01—83, СНиП 2.02.02—85, СНиП IM7—77, СНиП П оо 7о* ВСН 3-80    ВСН    6/118—74

, Минморфлот » Минморфлот, Минтрансстрой и Дополнительными указаниями настоящего раздела.

4.1.2. При реконструкции и усилении причальных сооружений необходимо предусматривать мероприятия по обеспечению совместной работы элементов реконструкции или усиления с элементами существующего сооружения путем создания предварительного напряженного состояния в элементах реконструкции (натяжение анкерных устройств, обеспечение начальной деформации элемента реконструкции), полной или частичной разгрузки элементов существующего сооружения (снижение интенсивности эксплуатационной нагрузки, рыхление или частичное удаление обратной засыпки) и т. п.

4.1.3. Конструкция и расположение элементов реконструкции и усиления должны выбираться на основе технико-экономического сравнения вариантов с учетом:

компоновочного решения по реконструкции причала (района);

технического состояния и конструкции существующего сооружения;

необходимости максимального обеспечения целостности его элементов и минимального срока вывода сооружения из эксплуатации;

инженерно-геологических и гидрологических условий;

возможности наиболее полного использования несущей способности и наиболее благоприятного распределения усилий и деформаций между элементами.

15

4.2. Оторочки

4.2.1.    Минимальное расстояние между оторочкой и существующим сооружением необходимо принимать равным допустимому для производства работ по возведению оторочки. Оторочка должна располагаться за пределами каменной постели перед существующей конструкцией или на расстоянии не менее 3 d при ее отсутствии для оторочек типа «больверк» и свайных, где d — наибольший размер поперечного сечения погружаемых элементов.

4.2.2.    Оторочку перед существующим сооружением типа «боль-верк» рекомендуется размещать на расстоянии, определяемом п. 4.2.1, и жестко связывать с существующей стенкой омоноличи-вающей балкой. При этом низ реконструируемого больверка должен располагаться за пределами призмы обрушения грунта за оторочкой. Целесообразно также предусматривать дополнительные связи на уровне точек крепления анкерных тяг.

Зону между стенками рекомендуется заполнять песчаным или гравелисто-галечниковым грунтом.

4.2.3.    Оторочку в виде заанкеренного больверка перед сооружениями свайного или ячеистого типов рекомендуется размещать на таком расстоянии, при котором подошва свай ростверка (ячейки) располагалась бы ниже плоскости скольжения призмы обрушения грунта за оторочкой; при увеличении только нагрузок на причале — вблизи существующего сооружения на расстоянии, допустимом для выполнения работ по возведению оторочки.

4.2.4.    Пролет между оторочкой и передним шпунтом высокого свайного ростверка при значительном выносе линии кордона рекомендуется перекрывать железобетонными плитами, опирающимися на оголовок оторочки и ростверк.

4.2.5.    При реконструкции гравитационного сооружения, вызванной необходимостью увеличения глубины или существенного увеличения нагрузок на причале, оторочку рекомендуется размещать на таком расстоянии, при котором подошва гравитационного сооружения находилась бы за пределами призмы обрушения грунта за оторочкой, при этом нагрузку в пределах расстояния между оторочкой и гравитационным сооружением следует по возможности ограничить.

4.2.6.    В случае небольшого расстояния между оторочкой и существующим гравитационным сооружением (не более 3,0 м) рекомендуется пролет между ними перекрывать разгрузочной платформой.

При устройстве засыпки между оторочкой и существующим сооружением высоту ее рекомендуется определять по расчету, исходя из условий получения минимального изгибающего момента в оторочке и сохранения или уменьшения нормальных напряжений, действовавших под передней гранью существующей конструкции.

4.2.7.    При конструировании оторочек из элементов, не имеющих шпунтового зацепления, их грунтонепроницаемость должна быть обеспечена:

16

в зоне выше отметки существующего дна отсыпкой обратных фильтров или подвеской рулонных синтетических материалов

ВСН 3—80 Минморфлот *

либо бетонированием

в соответствии с требованиями

методом восходящего раствора между щитами опалубки;

в зоне ниже отметки существующего дна подводным бетонированием методом ВПТ через обсадные трубы; в этом случае допускается также устраивать завесу из плоского стального шпунта или производить цементацию либо силикатизацию грунтов основания от отметки существующего дна до отметки возможного размыва дна у реконструированного причала.

Для снятия гидростатического давления за оторочкой должны быть предусмотрены дренажные выпуски, расположенные ниже минимального уровня воды у причала с учетом зоны промерзания грунтов засыпки.

4.2.8.    Анкеровку оторочки необходимо осуществлять за распределительные пояса, а в случае применения крупноразмерных элементов повышенной жесткости — за каждый элемент.

Для уменьшения неравномерности загружения анкерных тяг, а также доведения их деформации до величины, обеспечивающей оптимальный режим работы оторочки, рекомендуется включать в тяги специальные муфты или устройства, обеспечивающие заданную деформацию (а.с. № 367221, 387076, 666246, 700596, 761666).

4.2.9.    Для обеспечения совместной работы элементов сооружения, выравнивания усилий в анкерных тягах и выборки люфтов рекомендуется до засыпки грунта за стенку предварительное натяжение анкеров.

торца анкерной опоры существующего сооружения.

4.2.11.    При стесненности территории или невозможности устройства анкерной опоры за пределами высокого свайного ростверка рекомендуется выполнять анкеровку оторочки за дополнительные козловые сваи, в том числе входящие в состав свайного основания сооружения. Не допускается размещение отдельных козловых свай в призме распора существующего сооружения.

В качестве козловых опор следует использовать металлические и железобетонные сваи, при необходимости с утолщениями в нижней части, буронабивные сваи типа Франки, сваи типа MV.

4.2.12.    Анкеровка за элементы существующего сооружения допускается в случаях, когда несущая способность анкерных тяг существующего больверка или несущая способность существующего ростверка либо гравитационного сооружения на горизонтальную нагрузку достаточна для восприятия анкерной реакции оторочки.

4.2.13.    При устройстве оторочки в виде больверка у существую


4.2.10.    Анкерную опору оторочки следует размещать по отношению к существующей анкерной опоре так, чтобы линия скольжения призмы выпора перед опорой оторочки проходила выше верхнего

щих конструкций эстакадного типа пространство под ростверком рекомендуется заполнять песчаным грунтом, для чего должно быть предусмотрено устройство специальных окон (люков) в ростверке,

17

2 Заказ N° 101

через которые производится засыпка грунта. При неполной засыпке откос грунта под ростверком должен быть не круче 1:2. Засыпку грунта под ростверк допускается не производить в случаях достаточной прочности ростверка для работы в новых условиях.

4.2.14.    Оторочку с увеличением глубины у причала рекомендуется размещать на расстоянии, обеспечивающем максимальное использование несущей способности существующего сооружения и устойчивость подпричального откоса с учетом указаний п. 4.2.1.

При устройстве эстакадной оторочки перед сооружением эстакадного типа необходимо предусматривать берму шириной не менее 3,0 м между подпричальными откосами существующего сооружения и оторочки.

4.2.15.    Для повышения устойчивости существующего сооружения типа «больверк» или гравитационного, реконструируемого путем создания оторочки в виде эстакады, рекомендуется выполнять перед ним отсыпку каменной призмы.

4.2.16.    Способ повышения несущей способности оторочки на действие горизонтальных нагрузок необходимо выбирать на основе технико-экономического сопоставления следующих вариантов: анкеровка оторочки, в том числе с применением жестких анкеров; устройство козловых свай; увеличение ширины оторочки.

4.2.17.    Анкеровка оторочки (при необходимости) должна осуществляться за анкерные опоры, расположенные за пределами существующего сооружения. Необходимо предусматривать предварительное натяжение анкеров с усилием 0,5—0,7 от расчетного анкерного усилия.

4.2.18.    При реконструкции пирса, предусматривающей необходимость усиления его верхнего строения, ростверк оторочки следует располагать поверху ростверка или плиты надстройки существующего сооружения и устраивать связь между ними омоноличива-нием.

4.2.19.    Оторочку в виде свайного ряда перед существующим эстакадным сооружением следует выполнять из вертикальных и наклонных свай, головы которых объединяются продольной железобетонной балкой, омоноличиваемой с ростверком.

4.2.20.    Оторочку в виде уголковой стенки перед сооружениями гравитационного типа рекомендуется устанавливать на расстоянии от его передней грани, равном 0,20—0,33 высоты сооружения.

Пространство между стенками следует заполнять песчаной, гравелистой или каменной засыпкой.

4.3. Вертикальные экранирующие элементы

4.3.1.    В качестве экранирующих элементов следует принимать составные сваи из сварного шпунта или шпунта типа Ларсен, металлические трубы, железобетонные сваи-оболочки, элементы, возводимые способом «стена в грунте» или буронабивные сваи.

4.3.2.    Расстояние между существующим больверком или тыловым рядом свай ростверка и ближайшим к нему рядом экраниру-

ющих элементов, а также между экранирующими элементами (стенками) следует назначать на основе расчета с учетом расположения подкрановых путей и конструктивных особенностей тылового сопряжения существующего сооружения. Рекомендуется принимать это расстояние равным 0,15—0,30 глубины у причала до реконструкции, но не менее 1,0 м или ширины разгружающей каменной призмы за существующей конструкцией.

Расстояние между экранирующими элементами в свету вдоль фронта сооружения не должно превышать расстояния до впереди стоящей стенки.

4.3.3.    Расстояние между экранирующим элементом и анкерной тягой существующей конструкции рекомендуется принимать не менее 0,5 м, а при погружении элементов на участках анкерных тяг, освобожденных от вышележащего грунта, — не менее 0,25 м.

4.3.4.    Сопряжение экранирующих свай с лицевой стенкой боль-верка допускается выполнять при помощи омоноличивающего их верх ростверка или путем установки между шпунтом и сваями распорного элемента, расположенного выше крепления анкера.

4.3.5.    Грунтонепроницаемость реконструируемого больверка с лицевой стенкой из железобетонного шпунта или свай-оболочек ниже отметки существующего дна должна обеспечиваться в соответствии с требованиями п. 4.2.7.

4.3.6.    Анкеровку экранирующих элементов рекомендуется выполнять:

за собственную опору с дополнительной анкеровкой существующего сооружения за экранирующие элементы;

путем заделки экранирующих элементов в разгрузочной платформе, причем разгрузочная платформа должна свободно упираться в существующее сооружение и располагаться выше отметки крепления анкера.

4.3.7.    При конструировании экранирующих элементов, возводимых способом «стена в грунте*, дополнительно к требованиям п. 4.3 следует выполнять указания РД 31.31.24—81.

4.4. Разгружающие платформы

4.4.1.    Положение платформы относительно существующего сооружения следует определять в зависимости от конструктивных особенностей реконструируемого сооружения, технологических требований, задач и целей реконструкции.

При необходимости снижения распорного давления на сооружение гравитационного типа и больверк платформу следует располагать непосредственно за существующим сооружением.

19

4.4.2.    Опирание платформы следует предусматривать на элементы существующего сооружения, если она расположена непосредственно за сооружением, а несущая способность его элементов достаточна для восприятия усилий от платформы, и на дополнительные опоры, расположение которых зависит от конструктивных особенностей реконструируемого сооружения.

2*

Инструкция по усилению и реконструкции причальных сооружений. РД 31.31.38—86. — М.:    В/О «Мортехинформ-

реклама», 1987. — 80 с.

РАЗРАБОТАН Государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом морского транспорта «Союзморниипроект»

Одесский филиал «ЧЕРНОМОРНИИПРОЕКТ» Заместитель директора по научной работе, руководитель темы канд. техн. наук

В. С. Зеленский Начальник сектора стандартизации и метрологии    И,    С, Вулихман

Ответственный исполнитель

канд. техн. наук Д. А. Шварцман

Исполнители:

канд: техн. наук А. П. Черепахин, И. П. Иванцова, 3. Ф. Шихиева Главный специалист Союзморниипроекта

Г. М. Гидаль

Ленинградский филиал «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ»

Главный инженер    В. А. Фирсов

Исполнители:

канд. техн. наук Ж. И. Барамидзе, Г. Я. Гришачева, канд. техн. наук Ф. А. Мартыненко, Т. И. Шильникова Одесским институтом инженеров морского флота

Проректор по научной работе

канд. техн. наук, проф. П. С. Никеров Исполнители:

канд. техн. наук Ю. И. Васильевский,

В. П. Коротких, Э. Н. Печко

УТВЕРЖДЕН Государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом морского транспорта «СОЮЗМОРНИИПРОЕКТ» Главный инженер    Ю.    А.    Ильницкий

gy В/О «Мортехинформреклама», 1987.

4.4.3.    При опирании тыловой платформы на существующее сооружение должно быть обеспечено шарнирное сопряжение с сооружением типа «больверк» и свободное опирание на сооружения гравитационного типа. Опирание на массивовую кладку рекомендуется осуществлять таким образом, чтобы давление от тыловой платформы обеспечивало выравнивание напряжений по подошве сооружения.

4.4.4.    Расстояние от тыловой грани (тылового ряда свай ростверка) существующего сооружения до лицевого ряда дополнительных опор под платформу следует определять по указаниям п. 4.3.2.

4.4.5.    Верхнее строение платформы следует выполнять из монолитных, сборно-монолитных или сборных железобетонных плит повышенной жесткости. Толщину плиты необходимо принимать по расчету, но не менее 0,8 м при монолитной конструкции плиты. При требуемой по расчету толщине плиты более 1,2 м рекомендуется предусматривать устройство дополнительного свайного ряда в пролете платформы. Ширина платформы определяется либо колеей перегрузочной машины с учетом зон омоноличивания на тыловых опорах, либо расчетом, учитывающим в зависимости от несущей способности существующего сооружения высоту его зоны экранирования платформой от действия полезной нагрузки.

4.4.6.    В качестве дополнительных опор под платформу рекомендуется применять сваи, указанные в п. 4.3.1.

В качестве тыловых опор могут применяться также ячейки из плоского шпунта, козловые опоры из призматических свай.

4.4.7.    При устройстве разгружающей платформы с опиранием ее на существующее сооружение и расчетном обосновании возможности восприятия нагрузок от навала судна и воздействия льда допускается предусматривать частичное удаление грунта засыпки под платформой.

4.4.8.    Для повышения общей устойчивости существующего сооружения или необходимости существенного повышения эксплуатационных нагрузок в тыловой зоне причала тыловую платформу следует располагать в зоне, определяемой положением опасных кривых скольжения или технологическими требованиями, а дополнительные опоры под платформу погружать ниже этих кривых на глубину, обеспечивающую заделку опор.

4.5. Консольные плиты

4.5.1.    Консольные плиты следует размещать под вновь сооружаемой надстройкой и связывать их с верхним курсом массивов в конструкциях из массивовой кладки или продольными и поперечными стенами — в конструкциях из массивов-гигантов.

Устройство консольной плиты под верхним курсом массивов допускается при соответствующем обосновании.

4.5.2.    Длина консоли плиты устанавливается расчетом, исходя из требуемого по условиям устойчивости выравнивания эпюры напряжений в основании стенки, и ограничивается недопущением рас-

20

РД 31.31.38—86

ИНСТРУКЦИЯ по УСИЛЕНИЮ И РЕКОНСТРУКЦИИ ПРИЧАЛЬНЫХ СООРУЖЕНИИ

Взамен РТМ 31.3008—75 РД 31.31.02—79,

РД 31.31.12—83

Срок введения в действие установлен

с 01.07.86 г.

Настоящая Инструкция распространяется на проектирование реконструкции и усиления причальных сооружений (далее усиление и реконструкция) морских портов и судоремонтных заводов.

1. Общие положения

1.1.    Реконструкция и усиление причальных сооружений осуществляются в целях увеличения пропускной способности причалов, повышения производительности и улучшения условий труда, продления срока службы сооружений, обеспечения требований охраны окружающей среды и т. п. путем увеличения глубины у причала, повышения категории эксплуатационных нагрузок и восстановления несущей способности сооружения и его элементов.

1.2.    Реконструкция причальных сооружений включает комплекс мероприятий, обеспечивающих повышение эксплуатационных характеристик физически изношенных и морально устаревших причалов путем изменения конструктивной схемы существующего сооружения.

Усиление причальных сооружений включает комплекс мероприятий, обеспечивающих увеличение или восстановление несущей способности существующего сооружения путем повышения прочностных характеристик его конструктивных элементов, в том числе получивших в процессе эксплуатации повреждения или ослабления.

1.3.    Проектирование реконструкции причальных сооружений в соответствии с требованиями настоящей Инструкции осуществляется, когда существующая конструкция или ее элементы оказывают влияние на прочность, устойчивость и деформации элементов реконструкции.

При незначительном влиянии элементов существующего сооружения (неудовлетворительное техническое состояние существующего сооружения, значительный перенос линии кордона в сторону акватории и т. п.) проектирование реконструкции следует выполнять в соответствии с нормативными документами по проектированию вновь возводимых причальных сооружений.

1.4.    При реконструкции и усилении необходимо:

максимально использовать в составе реконструированного причального сооружения существующую конструкцию;

3

отдавать предпочтение вариантам реконструкции, в минимальной степени нарушающим эксплуатационную деятельность порта (завода) и обеспечивающим выполнение строительно-монтажных работ в наиболее короткий срок;

разборку существующих конструкций, а также разуплотнение находящегося за ними грунта допускать только при специальном обосновании;

максимально использовать существующие индустриальные конструктивные элементы и строительное оборудование.

1.5.    При реконструкции и усилении причальных сооружений в сейсмических районах, в зонах распространения вечномерзлых, набухающих и торфяных грунтов, на территориях, подверженных оползням и карстам, и в других особых условиях должны соблюдаться дополнительные требования соответствующих нормативных документов и рекомендации специальных исследований.

1.6.    Инструкция содержит указания по проектированию реконструкции и усиления причальных сооружений, выполняемых путем устройства:

оторочек в виде заанкеренного больверка, эстакады, свайного ряда, уголковых стенок;

экранирующих и разгружающих элементов;

закрепления грунта основания и засыпки;

восстановления элементов существующего сооружения.

1.7.    Задание на проектирование реконструкции или усиления должно быть составлено в соответствии с требованиями СН 202—81* и содержать следующие данные: цель реконструкции, техническое состояние существующего сооружения, эксплуатационные (технологические) требования, естественные условия и условия производства работ.

1.8.    Техническое состояние существующего сооружения и его элементов следует определять на основе результатов специальных обследований, проводимых проектной организацией, с использованием материалов наблюдений порта.

*    ВСН 3—80

производства работ устанавливается —п-т в увязке с ус-

^    r J    Минморфлот    J    J

ловиями действующего порта (глубинами на подходах и акватории, отметками территории причалов, допустимой продолжительностью вывода сооружения из эксплуатации и т. п.).

1.10.    Класс надежности по назначению причального сооружения определяется в зависимости от степени экономической и социальной ответственности сооружения после реконструкции или усиления в соответствии с требованиями СНиП 2.06.01—86.

1.11.    При проектировании и осуществлении работ по реконст


1.9.    Состав технологических требований и данных об условиях

рукции или усилению причальных сооружений следует руководствоваться требованиями соответствующих глав СНиП, тлгт oi ОС 1Л ОС ВСН 34—85 ВСН 3—80

РД31.35.10—86,-гг-г,    —п-т и указаниями настоя-

^    Минтрансстрои    Минморфлот    J

щей Инструкции.

4

1.12.    На реконструируемых и усиливаемых причальных сооружениях или их отдельных участках следует предусматривать установку контрольно-измерительной аппаратуры (КИА) и знаков геодезической сети для проведения натурных наблюдений за работой сооружений и их оснований как в процессе производства работ по реконструкции, так и при эксплуатации. Отказ от установки КИА и знаков геодезической сети в реконструируемых сооружениях должен быть обоснован.

1.13.    При проектировании реконструкции, обеспечивающей увеличение глубины у причала более 3,0 м или повышение нагрузок более чем на 2 категории, следует предусматривать при специальном обосновании выполнение лабораторных испытаний.

2. Оценка технического состояния существующего причального сооружения

2.1.    Техническое состояние существующего сооружения должно определяться на основе:

паспорта и проекта сооружения, а также архивных материалов о его строительстве и эксплуатации;

комплексного обследования, включающего работы по уточнению размеров конструкции и ее элементов, проверке прочностных характеристик материалов, обнаружению дефектов и выявлению возможных резервов прочности сооружения;

дополнительных инженерно-геологических изысканий, учитывающих изменение в процессе эксплуатации физико-механических свойств грунтов;

поверочных расчетов конструкции и ее элементов по современным нормативным документам.

2.2.    Порядок проведения обследований, состав наблюдений и расчетов должен определяться в зависимости от наличия информации о сооружении и его конструкции, сроках постройки, режиме эксплуатации, инженерно-геологических и гидрологических условий, а также от цели и способа реконструкции или усиления.

2.3.    Обследования рекомендуется проводить группой специалистов проектной организации и заказчика. Результаты обследований следует оформлять в виде акта, утверждаемого главным инженером проекта.

2.4.    Состав работ по оценке технического состояния отдельных типов конструкций причальных сооружений приведен в табл. 2.1, где виды обследований обозначены цифрами, соответствующими порядковым номерам перечня рекомендуемого приложения 1.

2.5.    При невозможности оценки действительного состояния конструкции или ее элементов путем отбора образцов, визуального осмотра основных несущих элементов (элементы экрана в экранированном больверке и т. д.), а также при отсутствии опорных измерений допускается выполнять опытную статическую огрузку в соответствии с указаниями РД 31.35.06—81 или проводить статические испытания элементов:

5

одиночных свай на действие вертикальных и горизонтальных нагрузок по рекомендациям ГОСТ 5686-78; козловых опор и других узлов конструкции.

Таблица 2.1

Состав работ по оценке технического состояния причальных сооружений

Вид обследований

Конструкция причального сооружения

Больверк

Эстакада:

на железобетонных сваях и оболочках

на металлических сваях Высокий свайный ростверк с передним или задним шпунтом Ячеистая набережная Гравитационного типа: из массивовой кладки из массивов-гигантов уголковая ряжевая Пал:

стержневой

гравитационный


1_6, 8—11, 14—18, 20—23, 29—33,

35, 36

1—19, 29—36

1 — 12, 14—23, 29-32, 34—36 1—23, 29—36

1 —18, 20—23, 29—36

1—13, 15—18, 29—31, 34—36 1 — 18, 29—31, 34—36 1-12, 15-18, 23, 29—32, 34—36 1 — 12, 14, 24—31, 34—36

1-12, 15—23, 29, 31, 33-36 1 — 12, 20-23, 29, 33, 35, 36


Примечание. При технико-экономическом обосновании допускается включать в программу обследований дополнительные виды работ, не предусмотренные табл. 2.1.

Рис. 2.1. График зависимости напряжений о (дефор маций и) элементов причала от нагрузки q

2.6. Максимальную нагрузку q, действовавшую на причал распорной конструкции, рекомендуется определять по паспорту сооружения и уточнять по графику, приведенному на рис. 2.1, продлив ветвь кривой, расположенную за ее резким переломом, до оси абсцисс.

2.7. Несущая способность существующего причального сооружения по результатам опытной статической ог-рузки оценивается в соответствии с указаниями РД 31.35.06—81, а при испытании элементов с учетом разброса параметров состояний однотипных элементов конструкции:

при четырех и менее однотипных опытных элементах конструкции по наибольшему значению параметра ее напряженно-деформированного состояния (напряжения, прогиба, смещения и др.) и наименьшим значениям показателей прочности материалов конструкции;

при количестве опытных элементов более четырех по математическому ожиданию измеренных параметров напряженно-дефор-

6

мированного состояния, сложенному с тройным средним квадратичным отклонением.

Параметры прочности материала конструкции следует принимать равными математическому ожиданию за вычетом тройного среднего квадратичного отклонения.

2.8. Действующий в упругой стадии изгибающий момент в стальном шпунте, кН-м, следует определять по результатам измерений напряжений по формуле

M = oWt    (2.1)

где а — измеренное фибровое напряжение в шпунте, кПа,

а^Яу,    (2.2)

где Ry — расчетное сопротивление стали, кПа;

W — упругий момент сопротивления сечения 1 м шпунта, м3.

2.9. Действующие в упругой стадии усилия /?а и изгибающие моменты МА в анкерных тягах следует определять по результатам измерений фибровых напряжений oi и о2 в крайних точках сечения по формулам:

/?а = 0,5 (о,+ст2)Л;    (2.3)

Ма = 0,5(а,-а2а,    (2.4)

где А и Wa — площадь и момент сопротивления поперечного сечения анкерной тяги, м2 и м3 соответственно.

2.10.    По результатам обследований, включая результаты опытной огрузки, необходимо выполнить поверочные расчеты с целью уточнения несущей способности сооружения и его элементов с учетом изменения фнзико-механических характеристик грунтов основания и засыпки в процессе эксплуатации.

2.11.    Физико-механические характеристики грунта основания и засыпки существующего сооружения следует определять полевыми методами по данным дополнительных инженерно-геологических изысканий.

ВСН 3—80 Минморфлот’

2.12.    Поверочные расчеты существующего причального сооружения (устойчивость, прочность, деформации) следует выполнять при действии проектных эксплуатационных нагрузок на сооружение и максимальных нагрузок, зафиксированных в процессе эксплуата

ции сооружения или при опытной огрузке, по указаниям

РТМ 31.3016—78 с учетом требований СНиП 2.06.01—86 и рекомендаций приложений 2 и 3 настоящей Инструкции.

2.13. При наличии местных повреждений причальных сооружений расчеты рекомендуется выполнять в соответствии с Методическими указаниями по эксплуатации и усилению причальных сооружений, имеющих локальные повреждения (Минречфлот РСФСР).

3. Выбор конструктивных схем реконструкции и методов усиления причальных сооружений

3.1.    При выборе конструктивной схемы реконструкции или усиления причального сооружения необходимо учитывать следующие основные технические и эксплуатационные характеристики объекта проектирования:

требуемые новые условия эксплуатации сооружения; техническое состояние существующего сооружения; инженерно-геологические и гидрологические условия; возможность использования конструктивных элементов существующего сооружения в составе реконструированного; границу возможного переноса линии кордона; продолжительность вывода и возможность поэтапного вывода сооружения из эксплуатации;

возможные способы производства строительных работ.

3.2.    Возможность использования конструктивных элементов существующего сооружения при реконструкции следует устанавливать, исходя из условий предполагаемого назначения его работы в новых условиях.

3.3.    Границу возможного расположения линии кордона реконструируемого сооружения следует устанавливать в зависимости от общей компоновки района расположения сооружения, эксплуатационных требований, особенностей конструкции существующего сооружения, результатов расчетов и данных технико-экономического обоснования.

Возможны следующие случаи взаимного расположения линии кордона сооружения до и после его реконструкции: сохранение существующей линии кордона; вынос линии кордона в сторону акватории.

3.4.    Способы производства строительных работ по реконструкции или усилению причального сооружения должны согласовываться со строительной организацией с учетом возможности их выполнения узким фронтом без нарушения эксплуатационных условий на соседних участках.

3.5.    Выбор окончательной схемы реконструкции или усиления производится на основании технико-экономического сопоставления целесообразных в конкретных условиях вариантов. При существенном различии в продолжительности работ по реконструкции или усилению необходимо учитывать экономический эффект от сокращения сроков вывода сооружения или части его из эксплуатации или ввода их в действие.

3.6.    Настоящая Инструкция рекомендует схемы реконструкции и усиления конструкций следующих типов причальных сооружений:

больверк (рис. 3.1); эстакада (рис. 3.2);

высокий свайный ростверк с передним и задним шпунтом (рис. 3.3);

гравитационное (рис. 3.4); пирсы и палы (рис. 3.5).

8




Рис. 3.1. Схемы реконструкции и усиления больверка путем устройства:


s



а — оторочки з виде заанкеренного больверка; б — оторочки в виде эстакады; в — оторочки в виде свайного ряда; г— вертикальных экранирующих элементов; д — разгружающей платформы* с ~~ Дополнительных анкеров; ж — грунтовых анкеров; з — свайного основания подкрановой балки, и — закрепления грунта; / — проектное дно; 2 — существующее дно; 3 — оторочка; 4 — боль-верк, 5 узел омоноличивания; в -- экранирующий элемент; 7 — разгружающая платформа* 8 —


.    ....    разгружающая    платформа;    8

9 дополнительный пике;); 10 — грунтовый анкер; 11 —< подкрановая балка; — свайное основание; 13 — закрепленный грунт