Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

70 страниц

448.00 ₽

Купить РД 31.30.09-90 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Рекомендации составлены для разработки раздела "Автоматизированная система управления портом (ПК)" в составе проектов строительства новых, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих морских портов.

  Скачать PDF

Заменяет РД 31.30.09-81

Показать даты введения Admin

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА СССР

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАЗРАБОТКЕ РАЗДЕЛА АСУ ПРОЕКТА МОРСКОГО ПОРТА РД 31.30.09-90

Москва 1990

министерство морского флота есср (“Руководителям предприятий и I

организаций Микморфлота СССР (по списку)

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И

КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

ПТ <7/-Qfi-90


на №

(15 введении в действие РД 31.30.09-90

Институтом Ленморниипроект разработаны "Методические рекомендации по разработке раздела АСУ проекта морского порта"

РД 31.30.09-90 для строительства новых, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих морских портов.

ПРШАГАЮ:

1.    Ввести в действие

с 01.07.90

РД 31.30.09-90 "Методические рекомендации по разработке раздела АСУ проекта морского порта” (приложение).

В. В. Аристархов

2.    Считать утратившим силу РД 31.30.09-81.

Начальник

II

3.5.    Подраздел "Основные решения по технологии обработки данных и использованию вычислительного центра” следует разрабатывать, основываясь на типовых решениях, приведенных в приложениях 2,3,4, а в тех случаях, когда проектирование ведется на объекте, ка котором уже имеется АСУ, необходимо учитывать сложившуюся организацию и накопленный опыт ее эксплуатации.

3.6.    При разработке подраздела "Перечень основных помещений с определением потребной площади” необходимо руководствоваться требованиями, методическими указаниями и типовыми решениями, приведенными в приложениях 5 и 6. При этом в тексте подраздела перечисляются все рассмотренные варианты, а приводятся полностью только рекомендуемые решения. Все расчеты и обоснования выбора принятых вариантов остаются в техническом архиве,

3.7.    При разработке подраздела "Структура и расчет численности инженерно-технического персонала”следует руководствоваться рекомендациями приложения 6 с учетом конкретных условий и особенностей порта, перегрузочного комплекса.

3.8.    Спецификации и ведомости оборудования должны разрабатываться на основе типовых перечней технических средств вычислительных комплексов, приведенных в приложении 4, с необходимым согласованием номенклатуры с соответствующими предприятиями- изготовителями.

3.9.    Указанные в п. 2.9 данного РД технологические схемы блоков основных производственных помещений АСУ следует приводить в разделе АСУ только в том случае, если на данной стадии проектирования не предусматривается разработка проектной документации

13

ПРИЛОЖЕНИЕ I ( рекомендуемое)

Перечень

исходных данных, необходимых для разработки раздела АСУ,

I* Общие сведения о существующей и проектируемой системе управления, в том числе о функционирующей на объекте АСУ:

а) схема организационной структуры управления портом;

б)схема организационной структуры управления перегрузочными комплексами, отделами и участками, для которых разрабатывается проектная документация;

в)    сведения об особенностях организации управления, связанных с изменением функций тех или иных подразделений;

г)    организационная структура АСУ;

д)    структура комплекса технических средств;

е)    перечень и сведения о состоянии технических средств (включая используемые каналы связи);

ж)    перечень решаемых задач с составом выходных документов;

з)    сведения о характере взаимодействия с организациями смежных видов транспорта (железная дорога, автомобильный транспорт, речной транспорт) и с организациями, осуществляющими транспортно-экспедиторское обслуживание.

2, Данные по назначению объекта, структуре и объему грузооборота и судооборота:

а)    назначение проектируемого объекта (порта, перегрузочного комплекса и т,п.);

б)    категория порта (группа по оплате труда):

в)    род грузов, перерабатываемых на проектируемом перегрузочном комплексе (для навалочных - укрупненная иомен-

ттжмш, i

К

(продолжение)

клатура);

г)    годовой грузооборот проектируемого объекта на год ввода в эксплуатацию и на конец расчетного периода по родам грузов (генеральные, навалочные, лесные, наливные, контейнеризованные, автомобили, сельскохозяйственная и иная подвижная техника) с разбивкой по перегрузочным комплексам ( в случае проектирования АСУ для порта в целом);

д)    максимальный месячный грузооборот проектируемого объекта;

е)    судооборот проектируемого объекта,

3.    Данные по предусматриваемым к обработке транспортным средствам и технологическим схемам перегрузки:

а)    типы обрабатываемых транспортных средств (морские суда, речные суда, железнодорожные вагоны, автомобили);

б)    технологические схемы перегрузки (только для специализированных перегрузочных комплексов - ПК, где предусматривается применение специализированных перегрузочных установок и средств).

4.    Схема размещения объектов управления:

а)    схема генплана или выкопировка из нее (при проектировании перегрузочных комплексов с указанием расстояний до объектов управления портом по прямой и по транспортным коммуникациям);

б)    поэтажные планы зданий существующих объектов управления, в том числе помещений, занимаемых вычислительным центром, с экспликацией помещений;

в)    данные о размещении объектов смежных видов транспорта и транспортно-экспедиторских организациях, связанных с портом.

15

ПРИЛОЖЕНИЕ I (продолжение)

5.    Данные по существующей системе электроснабжения:

а)    отклонения от номинального напряжения, выходящие за пределы +IO-I55S;

б)    возможность временного переключения на другую ТП при отклонениях, выходящих за пределы, указанные в п.5а.

6.    Характеристики существующих линий связи:

а)    состав линий связи между существующими объектами управления;

б)    техническое состояние указанных вше линий связи;

в)    наличие свободных пар на объектах управления и колонках tj причалов.

7.    Климатические данные:

а)    средняя, максимальная и минимальная температура наружного воздуха;

б)    расчетные продолжительности сохранения температур наружного воздуха выше ЗСГС и максимальной;

в)    возможность запыленности наружного воздуха частицами более Змкм.

16

ирилоаение г

(рекомендуемое)

Назначение, состав и краткая характеристика АСУ "Порт"

I. Цели создания и развития АСУ "Порт"

АСУ "Порт" является производственной подсистемой АСУ "Морфлот" и должна обеспечить эффективное управление основной деятельностью морского транспорта, что предусматривает:

стыковку систем оперативного управления работы порта с системами оперативного управления работой флота при ведении непрерывного планирования, оперативного учета и анализа;

стыковку подсистем и комплексов задач, входящих в АСУ "Порт" и являющихся одновременно подсистемами и комплексами функциональных систем и подсистем АСУ "Морфлот", в т.ч. по подсистемам управления контейнерными и паромными операциями, управления транспортно-технологическими системами и системами автоматизированной обработки и передачи грузовых документов.

Развитие и совершенствование АСУ "Порт" должно: повысить интенсивность грузовых работ за счет автоматизации технологических процессов иа перегрузочных комплексах, оперативного планирования и регулирования работы портов, а также автоматизации обработки и передачи грузовых документов;

создать условия для повышения эффективности взаимодействия морского и смежных видов транспорта;

обеспечить срочное составление документов для ускорения производства взаиморасчетов и платежей;

обеспечить дальнейшее построение единой АСУ "Морфлот"; создать систему автоматизированного обмена информацией по каналам связи;

17

ПРИЛОЖЕНИЕ г (продолжение)

обеспечить создание системы международной координации морских перевозок, включающих системы АСУ морскими портами.

Необходимость развития существующей в данном порту АСУ, сопровождающегося разработкой раздела АСУ в составе проектной документации на расширение или реконструкцию порта, перегрузочного комплекса, может быть вызвана рядом факторов.

Наиболее характерными из этих факторов являются: строительство нового, расширение или техническое перевооружение существующего перегрузочного комплекса;

принципиальное изменение технологии погрузочно-разгрузочных работ;

планируемое изменение грузооборота и его структуры (в целом по порту, по перегрузочному комплексу);

моральное устаревание имеющегося комплекса технических средств.

2. Состав подсистем АСУ "Порт".

2.1. АСУ "Порт" имеет в своем составе следующие подсистемы: оперативное управление основной деятельностью порта; коммерческие и транспортно-экспедиционные операции; бухгалтерский и статистический учет и анализ; управление кадрами;

управление материально-техническим снабжением; управление технологическими процессами на перегрузочном комплексе;

обеспечение безопасности мореплавания.

В таблице 2.1 приведена связь подсистем и обслуживаемых подразделений порта. Каждая подсистема состоит из комплексов задач.

18


wmcmm г

tпродолжение) Таблица 2.1


Связь подсистем и обслуживаемых подразделений порта


Наименование подсистемы


Обслуживаемые подразделения


Функциональные


Производственные


Оперативное управление основной деятельностью Порта


Коммерческие и транспортноэкспедиционные операции


Бухгалтерский и статистический учет и анализ


Управление кадрами


Управление материально-техническим снабжением


Управление технологическими процессами на перегрузочном комплексе


Главная диспетчерская порта, управление порта, участок связи


Перегрузочные комплексы,порто-флот, морской вокзал железнодорожная группа порта


Транспортно-зкс-Складские груп-педиторская кон-пы тора,коммерческий отдел


Отделы: финан- Бее производст-совый, планово- венные отделы экономический, организации труда и заработной платы,б ухгалт е-рия


Отдел кадров,от дел труда и заработной платы


Нормировщики,табельная, учебно-курсовой комбинат


Отделы: механизации ,гидротехнических и инженерных сооружений, капиталь ного строительс тва, материальнс го снабжения, энергетического обеспечения, бухгалтерия, планово-оконо-мический отдел


Механические мастерские , группа механизации перегрузочного комплекса, авто и нефтебаза,нейтральный склад, подстанции и электрические сети, производственные котельные и теплосети, радиостанции и АТС,ре-монтно-строительный участок


Транспортно-экспедиторская контора порта, управление порта, главная диспетчерская, СВТ


Складской персонал перегрузочного комплекса


19

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (продолжение)

Продолжение табл.2Л

Наименование подсистемы

Обслуживаемые подразделения

Функциональные

Производственные

Обеспечение безопасности мореплавания

Служба капитана порта

Портнадзор,лоцманская и швартовая группа, служба регулирования движением судов

3. Типовые комплексы задач АСУ "Порт", находящиеся в опытной и производственной эксплуатации:

Оперативное управление основной деятельностью: непрерывное планирование работы порта; управление работой транспортного узла; оперативный учет и контроль работы порта; учет и анализ обработки судов; учет и анализ обработки вагонов; учет и анализ работы автотранспорта.

Коммерческие и транспортно-экспедишеяные операции:

учет грузов;

учет импортных грузов;

учет экспортных грузов;

Бухгалтерский и статистический учет и анализ: учет основных фондов;

учет себестоимости погрузо-разгрузочных работ и складских операций хранения грузов;

анализ технико-экономических показателей производственно-({инансовой деятельности;

управление организацией труда и заработной платы, управление финансовой деятельностью;

20

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (продолжение)

автоматизированная обработка наряд-заданий портовых рабочих;

сводный отчет и составленные отчетности; учет расчетов с различными организациями; статистический учет.

Управление кадрами:

учет и анализ движения кадров;

оперативная отчетность о движении кадров в порту;

статистическая отчетность по труду;

учет и анализ дисциплинарной практики;

учет и анализ текучести кадров;

учет и анализ по руководящим кадрам.

Управление материально-техническим снабжением: учет производственных запасов;

учет и отчетность о наличии, состоянии и движении ресурсов.

АСУ технологическими процессами: автоматизированная обработка документов (АОД); оперативное планирование работы перегрузочного комплекса; складской учет наличия и движения грузов на перегрузочном комплексе;

оперативный учет и контроль работы перегрузочного комплекса. В зависимости от специализации перегрузочного комплекса в АСУ ТП разрабатываются следующие комплексы задач;

оперативное планирование работы контейнерного терминала; оперативный учет и контроль контейнеров; оперативный учет и контроль работы контейнерного терминала; оперативный анализ работы контейнерного терминала(КГ); составление грузовых планов специализированных судов; внутрисменное управление работой КТ;

21

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (продолжение)

слежение за местоположением контейнеров;

формирование заданий водителям лайнера;

учет наличия легковых автомобилей на терминале;

АСУ "Паром".

Учет механизмов:

Учет работы перегрузочных механизмов;

Учет и анализ перегрузочных механизмов на отказ;

Контроль сроков технического переосвидетельства оборудования

4. Приоритетные направления развития АСУ "Порт" на дальнейшие годы и их краткая характеристика.

4.1.    "Управление основной эксплуатационной деятельностью портов" - состоит из комплексов задач оперативного управления обработкой транспортных средств, которые обеспечивают решение взаимоувязанных задач ведения непрерывных план-графиков, сменно-суточного планирования работы порта, учета и анализа обработки судов, оперативного учета и отчетности по работе порта, оптимального планирования ресурсов на период ведения информационно-справочной системы по основной деятельности порта.

Кроме того, функционально к этой системе относятся комплексы задач "Оперативное планирование работы перегрузочного комплекса" и "Оперативный контроль и учет работы перегрузочного комплекса".

Основные источники и потребители информации - Главная диспетчерская (ГДП), транспортно-экспедиторская контора (ТЭК), железнодорожная служба, руководство порта, инспекция портнад-зора, служба регулирования движением судов.

4.2.    "Ведение но рмативной базы по обработке и обслуживанию флота в портах" решается в пакетном режиме в период наименьшей

РАЗРАБОТАНЫ Государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом морского транспорта "Союзморниипроект"

В.И.Шабанов Ю.ЛГДмитриев А.А.Киселев Т.А* Погребняк А.И.Савченко Б.Е.Керштейн

Ленинградским филиалом "ЖШОРНИИНРОЕКГ"

Главный инженер Начальник отдела портов Главный специалист Исполнители:

Ведущий инженер по стандартизации

СОГЛАСОВАНЫ

Научно-техническим управлением МШ?

Зам.начальника    С.И.Андреев

Отделом технической экспертизы проектов и смет МЬ©

Начальник отдела    Л.А.Ровков

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ    РД 31.30.09 - 90

ПО РАЗРАБОТКЕ РАЗДЕЛА АСУ    Взамен

ПРОЕКТА МОРСКОГО ПОРТА    РД 31.30.09 - Ы

Письмом ГУПиКС от 08.06.90 № KC-3/I247 СР°К введения в действие

установлен с 01.07.90

Настоящие рекомендации составлены для разработки раздела "Автоматизированная система управления портом (ПК)" (раздел АСУ)

в составе проектов строительства новых, расширения, реконструкции

и технического перевооружения действующих морских портов.

РД устанавливает:

структуру, состав и содержание раздела АСУ при двухстадийном проектировании;

требования и рекомендации, которыми следует руководствоваться при разработке раздела АСУ.

I. Общие положения

1.1.    Раздел "Автоматизированная система управления" в составе проектов строительства новых, реконструкции и технического перевооружения действующих морских портов должен содержать принципиальные технические решения по АСУ портом. Состав, содержание

и объем проработок раздела АСУ определяются требованиями стандартов системы технической документации на АСУ и других нормативных документов и рекомендациями, содержащимися в разделе 2 данного РД.

1.2.    В целях сокращения объема передаваемой заказчику проектной документации необходимо приводить только выходные данные расчетов и рекомендуемый вариант решения, а все расчетные материалы и проработанные варианты решений хранить в техническом архиве, как рабочий материал.

1.3. Порядок и форма изложения раздела АСУ и его подразделов приведены в разделах 2 и 3 данного РД, а в

6

приложениях содержатся рекомендуемые и справочные материалы, содержащие вспомогательную информацию и примеры конкретных решений , которые могут быть использованы при разработке проекта АСУ.

2. Состав раздела АСУ и примерное содержание его подразделов

2.1.    Раздел АСУ проекта порта (перегрузочного комплекса) должен включать следующие подразделы:

1.    Исходные данные.

2.    Состав автоматизируемых функций управления портом.

3.    Основные решения по структуре системы и построению информационной базы.

4.    Основные решения по комплексу технических средств.

5.    Основные решения по технологии обработки данных и использованию вычислительного центра.

6.    Перечень основных помещений с определением потребной площади.

7.    Структура и расчет численности инженерно-технического персонала.

8.    Спецификации и ведомости оборудования.

9.    Основные чертежи.

2.2.    В подразделе "Исходные данные" должны быть освещены следующие вопросы:

а) общие сведения о существующей*^ и проектируемой системах управления объектом, в том числе о функционирующей на объекте АСУх);

х) здесь и далее: только при разработке проекта расширения, реконструкции и технического перевооружения действующего морского порта.

7

б)    данные по назначению объекта, структуре и объему грузооборота и судооборота;

в)    данные по предусматриваемым к обработке транспортным средствам;

г)    схема размещений объектов управления;

д)    данные по существующей системе электроснабжения3^;

е)    характеристика существующих линий связи между основными объектами управления*^;

ж)    климатические данные.

2.3.    Подраздел "Состав автоматизируемых функций управления портом" должен содержать:

а)    цели создания или развития существующей АСУ;

б)    перечень задач (комплексов задач, подсистем), подлежащих решению на проектируемом объекте (в течение 3-5 лет после ввода объекта в эксплуатацию);

в)    перечень задач (комплексов задач, подсистем) АСУ, подлежащих вводу на проектируемом объекте.

2.4.    Подраздел "Основные решения по структуре системы и построению информационной базы" должен содержать:

а)    решение по организационной структуре АСУ;

б)    решение по функциональной структуре АСУ;

в)    основные характеристики решения по построению информационной базы;

г)    сведения о взаимодействии функционирующих и предусмотренных х разработке комплексов задач.

2.5.    Подраздел "Основные решения по комплексу технических средств" должен содержать:

а)    структурную схему комплекса;

б)    перечень основных технических средств;

в)    установленную мощность технических средств и потребляемую электроэнергию;

г) номенклатуру и количественный состав каналов связи,

2.6.    Подраздел "Основные решения по технологии обработки данных и использовании) вычислительного центра" должен включать:

а)    решения по технологии обработки данных на рабочих местах;

б)    решения по организации взаимодействия С функциональными подразделениями порта и существующими подразделениями ИБЦ;

в)    мероприятия по охране труда и технике безопасности на рабочих местах, в зданиях и помещениях ИЗЦ;

г)    мероприятия по ограничению доступа в помещение ИВЦ.

2.7.    Подраздел "Перечень основных помещений с определением потребной площади" должен включать:

а)    описание схемы расположения основных организационно* функциональных элементов;

б)    перечень основных помещений с их площадями;

в)    описания технологических компоновочных схем основных производственных площадей;

г)    решения по очередности ввода в эксплуатацию технических средств, организации выполнения монтажных и пуско-наладочных работ.

2.8,    Подраздел "Структура и расчет численности инженерно-технического персонала" должен включать:

а)    структурную схему информационно-вычислительного центра;

б)    описание основных функций структурных подразделений ИВЦ;

в)    результирующие данные по численному составу инженерно-технического персонала ИВЦ (с разбивкой по подразделениям» должностям и специальностям).

2.9,    Подраздел "Основные чертежи" должен включать:

а) общую структурную схему управления с указанными

9

для АСУ каналами связи;

б)    схему информационной увязки-подсистем или комплексов задач;

в)    структурную схему комплекса технических средств;

г)    технологические компоновочные схемы блоков основных производственных помещений АСУ.

3. Указания по разработке подразделов раздела АСУ в проектах.

3.1.    Раздел АСУ в проектах строительства новых, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих морских портов оформляется, как правило, в виде самостоятельного или включается в состав части проекта "Структура и организация управления". При разработке его подразделов необходимо руководствовать ся указаниями п.п. 3.2-3.9 данного РД.

3.2.    В подразделе "Исходные данные" по всем вопросам, перечисленным в п.п. 2.2 данного РД, следует приводить только те данные, которые отсутствуют в соответствующих основных частях

и разделах проекта (генеральный план, технико-экономическая и технологическая часть, инженерные сети и т.п.КПо всем остальным исходным данным необходимо приводить ссылки на соответствующие части и разделы проекта. Подробный перечень исходных данных, требующихся при разработке раздела АСУ, приведен в приложении I.

3.3.    Разработку подраздела "Состав автоматизируемых функций управления портом" необходимо производить, исходя из конкретных условий проектируемого объекта (назначения порта, перегрузочного комплекса, структуры и объема грузопотока, судооборота, взаимного расположения объектов управления и функционал них подразде-10

лений и т.п.) и с учетом фактически эксплуатируемых задач.

При этом ь первую очередь следует предусматривать ввод в эксплуатацию системно-увязанных задач одновременно нескольких функциональных подсистем АСУ с использованием принципа однократного ввода информации с первичных документов с последующим внутри-и межмашинным обменом данными.

При изложении этого подраздела необходимо руководствоваться данными, приведенными в приложении 2. При этом следует учитывать, что помещенный в приложении перечень комплексов задач АСУ лПортм подлежит периодическому уточнению в связи с развитием средств вычислительной техники и АСУ "Морфлот".

3.4. Основные решения по комплексу технических средств следует разрабатывать на основе приведенных в приложении 4 положений и типовой структурной схемы, а при определении состава комплексов.технических средств необходимо руководствоваться типовыми перечнями, действующими в Минморфлоте и нормативно-техническими документами приложения 7.

Решения по номенклатуре и количеству каналов связи, требующихся для функционирования АСУ, следует разрабатывать на основе рекомендаций приложений 3 и 4 с учетом конкретных условий порта, перегрузочного комплекса. Эти решения должны быть представлены в объеме, достаточном для разработки соответствующей части (раздела) проекта средств связи.

Б проектных материалах этого подраздела обязательно должны быть освещены вопросы унификации основного комплекса технических средств, оргтехники и устройств связи, а также степень применения средств отечественного производства (в том числе выпускаемых странами СЭВ).