Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

169 страниц

881.00 ₽

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Документ устанавливает основные положения и технические требования по защите от коррозии и обрастания судовых конструкций применительно к назначению судна и району его плавания, системы электрохимической и комплексной защиты и системы окрашивания судовых конструкций, порядок приемки и контроля по защите от коррозии и обрастания и требования безопасности при проведении этих работ.

Заменяет РД 31.28.66-83
Заменяет РД 31.28.65-82
Заменяет РД 31.28.64-82
Заменяет РД 31.28.63-81
Заменяет РД 31.28.61-79
Заменяет РД 31.58.02-90

Оглавление

1. Область применения

2. Нормативные ссылки

3. Общие положения

4. Технические и технологические требования к системам окраски судовых конструкций

5. Системы комплексной защиты подводной части корпуса морских судов из конструкционных сталей

   5.1 Общие положения

   5.2 Расчет комплексной защиты подводной части корпуса

6. Защита конструкций, расположенных на подводной части корпуса

7. Комплексная защита внутрикорпусных конструкций

8. Комплексные методы защиты судовых систем, аппаратов и оборудования от коррозии и обрастания

Приложение А. Физико-химические и технологические свойства лакокрасочных материалов

Приложение Б. Свойства лакокрасочных материалов, подлежащие входному контролю

Приложение В. Межоперационные грунтовки, неудаляемые при сварочных работах

Приложение Г. Основные системы лакокрасочных покрытий для защиты судовых конструкций

Приложение Д. Дефекты лакокрасочных покрытий, причины их образования и способы устранения

Приложение Е. Технические характеристики оборудования для очистки судовых конструкций перед окраской

Приложение Ж. Технические характеристики оборудования для нанесения лакокрасочных материалов

Приложение И. Приборы для контроля качества подготовки и нанесения лакокрасочных материалов

Приложение К. Требования безопасности при работе с лакокрасочными материалами

Приложение Л. Основные производители алюминиевых и цинковых протекторов для защиты корпусов морских судов

Приложение М. Системы защиты питьевых цистерн, сертифицированные санитарными органами

Приложение Н. Материалы труб и арматуры в зависимости от назначения судовых систем

Показать даты введения Admin

Страница 1

Министерство транспорта Российской Федерации Служба морского флота

Комплексные методы защиты судовых конструкций от коррозии

РД 31. 28.10-97

Санкт-Петербург

1997

Страница 2

РД 31.28.10-97

. 2

Комплексные методы зашиты судовых конструкций от коррозии РД 31.28.10-97’

1. Разработай ЗАО "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота" (ЦНИИМФ)

Первый заместитель генерального директора доктор технических наук

Заведующий отделом конструктивной надежности и зашиты судов от коррозии канд.тсхн.наук

Заведующий отделом стандартизации

Заведующий сектором зашиты судов от коррозии и обрастания, руководитель разработки каил.техн.наук

С.Н.Драницын

Г. В. Маркою в А. П. Волъвачгнко

Ю. Е.Зооачев

Руководитель разработки и

ответственный исполнитель    Р.А.Маркович

Ответственные исполнители:    канд.техн.наук

Сочинская Э. В., Гаврильчик Л.Д. (системы окраски судовых конструкций) Цветкова И. В. (техника безопасности и дефекты покрытий)

2. Согласован Начальник отдела

Отделом технической эксплуатации флота Департамента мореплавания

В. А. Гудков

3. Внесен

Зам.начальника Департамента мореплавания Службы морскбго флота

Д.Д.Анисин

4. Утвержден и введен в действие

Распоряжением Первого заместителя Министра транспорта

ОТ _J7J_2.97_ .N&__МФ-34/2306

Настоящий руководящий документ не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен без разрешения Департамента Мореплавания Службы морского флота МТРФ.

Страница 3

РД 31.28.10-</7

1 - • .

'    -    *    '    ч

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4    • " *

РАСПОРЯЖЕНИЕ

17.12.97 Г.    М    МФ-34/2306

г.Москва    V-'.

Об утверждении и введении в действие РД 31.28.10-97 “Комплексные методы зашиты судовых конструкции от коррозии”

В целях осуществления единой технической политики и с учетом современных технологий защиты судовых конструкций от коррозии и обрастания Служба морского Министерства транспорта Российской Федерации утверждает РД 31.28.10-97 “Комплексные методы зашиты судовых конструкций от коррозии” со сроком введения в действие с I июля 1998 г.

Руководящий документ распространяется на предприятия, организации и учреждения морского транспорта независимо от форм собственности. v,

ПРЕДЛАГАЮ:

А

1.    Руководителям организаций, предприятий и учреждений морского транспорта обеспечить соблюдение требований и выполнение рекомендаций, изложенных в РД 31.2S. 10-97, при разработке технических требований и заданий на новые суда и при выполнении работ по защите от коррозии судовых конструкций.

2.    ЗАОДНИИМФ:

2.1.    В месячный срок издать и разослать РД 31.28.10-97 заинтересованным организациям и предприятиям морского транспорта.

2.2.    Оказывать методическую помошь организациям и предприятиям морского транспорта по применению РД 31.28.10-97.

3. Считать утратившими силу с 1 июля 1998 г. следующие документы:

РД 31.58.02-90 РД 31.28.61-79

РД 31.28!63-81

РД 31.28.64-82

РД 31.28.65-82

РД 31.28.66-83

“Правила окрашивания судов Минморфлота”;

“Инструкция по применению протекторной зашиты от коррозии теплообменных аппаратов морских судов”; •

‘‘Зашита от коррозии люковых закрытий трюмов сухогрузных су non. Технологическая инструкция":

“Комплексная зашита от коррозии и обрастания корпусов. Типовые схемы зашиты подводной части корпусов судов”: “Технологическая инструкция по применению летучих ингибиторов для зашиты от коррозии труднодоступных конструкций в танках, коффердамах и других отсеках морских судов” “Технологическая инструкция. Зашита от чорроэии района ПВЛ морских судов”.

Первый заместитель Министра. Руководитель службы морского флота

А.А.Луговец

Страница 4

РД 31.28.10-9?    . . 4 . „ _    '

* • ! * • *

СОДЕРЖАНИЕ . •

Стр.

1.    ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ........................................................................... 6

2.    НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ........................................................................ 6

3.    ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ................................................................................ 8

4.    ТЕХНИЧЕСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМАМ ОКРАСКИ СУДОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ......................................... 17

5.    СИСТЕМЫ КОМПЛЕКСНОЙ ЗАЩИТЫ ПОДВОДНОЙ ЧАСТИ КОРПУСА МОРСКИХ СУДОВ ИЗ КОНСТРУКЦИОННЫХ СТАЛЕЙ...........    20

5.1. Обшие положения................................................................................... 20

5.2.    Расчет комплексной защиты подводной части корпуса....................... 22

6.    ЗАЩИТА КОНСТРУКЦИЙ. РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ПОДВОДНОЙ

ЧАСТИ КОРПУСА......................................... 28

7.    КОМПЛЕКСНАЯ ЗАЩИТА ВНУТРИКОРЛУСНЫХ КОНСТРУКЦИЙ    32

8.    КОМПЛЕКСНЫЕ МЕТОДЫ ЗАЩИТЫ СУДОВЫХ СИСТЕМ. АППАРАТОВ И ОБОРУДОВАНИЯ ОТ КОРРОЗИИ И ОБРАСТАНИЯ.............. 38

ПРИЛОЖЕНИЕ А. Физико-химические и технологические свойства лакокрасочных материалов .*......................... 40

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Свойства лакокрасочных материалов, подлежащие

входному контролю...................;.......'................................ 41

ПРИЛОЖЕНИЕ В. Межоперационные грунтовки, неудаляемые при сварочных работах....................................................................... 44

ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Основные системы лакокрасочных покрытий для защи:

ты судовых конструкций..........*........................................ 45

ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Дефекты лакокрасочных покрытий, причины их образования и способы устранения.............................................. 120

ПРИЛОЖЕНИЕ Е. Технические характеристики оборудования для очистки

судовых конструкций перед окраской.............................. 128

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж. Технические характеристики оборудования для нанесения лакокрасочных материалов........................................ 139

ПРИЛОЖЕНИЕ И. Приборы для контроля качества подготовки и нанесения

лакокрасочных материалов ..........................................;....    13S

Страница 5

5    '    РД    31.28.10-97

,    Стр.

ПРИЛОЖЕНИЕ К. ПРИЛОЖЕНИЕ Л. ПРИЛОЖЕНИЕМ. ПРИЛОЖЕНИЕ Н.

Требования безопасности при работе с лакокрасочными

материалами............................................................ 140

Основные производители алюминиевых и цинковых протекторов для зашиты корпусов морских судов ...........    148

Системы зашиты питьевых цистерн, сертифицированные

санитарными органами..................................................... 158

Материалы труб и арматуры в зазисимости от назначения судовых систем..........................:...... 160

Страница 6

РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ

*    I*»    ,    '

. КОМПЛЕКСНЫЕ МЕТОДЫ ЗАЩИТЫ СУДОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ ОТ КОРРОЗИИ

Дата введения 01.07.1998 г.

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий руководящий документ (РД) устанавливает основные положения и технические требования по защите от коррозии и обрастания судовых конструкций применительно к назначению судна и району его плавания, системы электрохимической и комплексной защиты и системы окрашивания судовых конструкций, порядок приемки и контроля работ по защите от коррозии и обрастания и требования безопасности при проведении этих работ.

В РД включены системы защиты, применение которых на судах морского транспорта показало достаточную надежность и эффективность.

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем РД использованы ссылки на следующие стандарты и нормативные документы:

ГОСТ 9.056-75 ЕСЗКС. Стальные корпуса кораблей и судов. Общие требования к электрохимической защите при долговременном стояночном режиме.

ГОСТ 10885-85 Сталь листовая горячекатаная двухслойная коррозионно-стойкая. Технические условия.

ГОСТ 26251-84 Протекторы для защиты от коррозии. Технические условия.

ГОСТ 26501-85 Корпуса морских судов. Общие требования к электрохимической защите.

ISO 8501    Визуальная    оценка    чистоты    поверхности.

Страница 7

7

ISO S502 .

■i «

ISO 8503

ISO 8504 OCT 5.3089-76

OCT 5.9522-86 OCT 5.9741-85 OCT 5.9761-79 OCT 5.9898-83

OCT 5.9951-84

РД 5.5104-79

/

РД 5.5315-76

РД 5.9149-83 РД 5.9570-74

РД3.28.10-97

Испытания для оценки чистоты поверхности.

Характеристики шероховатости поверхности, стальной основы, очищенной методом струйной очистки.

Методы подготовки поверхности.

Защита электрохимическая от коррозии валовинто-вого комплекса морских судов. Контактно-щеточные устройства. Технические условия.

ЕСЗКС. Протекторная зашита корпусов судов. Типовой технологический процесс монтажа.

ЕСЗКС. Системы катодной защиты корпусов судов от коррозии.

ЕСЗКС. Защита комплексная судов от коррозии. Общие технические требования.

i:

ЕСЗКС. Узлы анодные систем катодной защиты корпусов судов от коррозии и изделий типа "Каскад”. Технические условия.

Электроды сравнения пористые хлорсерёбряныс для систем электрохимической защиты. Технические условия.

Трубопроводы судовые. Методика безотказности и долговечности элементов и допустимые скорости потока морской воды.

Защита протекторная судовых трубопроводов, аппаратов и оборудования. Правила и нормы проектирования.

ЕСЗКС. Защита катодная корпусов судов. Правила и . нормы проектирования.

«

Защита электрохимическая от коррозии валовинто-вого комплекса морских судов. Контактно-щеточные устройства. Типовой технологический процесс монтажа.

Страница 8

ГД 31.28 J.6-97

8

РД 31.28.06-89

?Суда морские. Требования к конструктивной защите от коррозии надстроек, рубок и обстройки судовых помещений.

РД 31.81.10-91

Правила техники безопасности на судах морского флота.

РД 31.83.04-89

Правила безопасности труда на . промышленных предприятиях Минморфлота.

3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3J. Использование комплексных методов защиты от коррозии обеспечивает снижение обшей скорости коррозии и предотвращает местные коррозионные, коррозионно-эрозионные и коррозионно-механические виды разрушений.

3.2.    Комплексная защита судовых металлических конструкций предусматривает возможность рационального использования различных методов защиты для достижения требуемого снижения или предотвращения коррозии.

3.3.    Надежность и долговечность судовых конструкций зависят от решения задач по:

-    выбору материалов и технологии их обработки;

-    оценки совместимости различных материалов;

-    расчету оптимальных толщин элементов конструкций;

-    выбору систем противокоррозионной защиты в соответствии с условиями эксплуатации конструкций.

3.4.    Особенности условий эксплуатации судовых конструкций, технические, санитарно-гигиенические и экологические требования к системам противокоррозионной зашиты приведены в Таблице 1.

3.5.    Все материалы, используемые в системах противокоррозионной защиты, должны иметь разрешение органов Госсанэпидемнадзора на их применение в судостроении и судоремонте. Разрешение выдастся на основе экспертной оценки или токсикологических испытаний и свидетельствуют, что токсичность материала не превышает национальных допустимых норм.

3.6.    Все материалы, используемые в системах противокоррозионной защиты, должны отвечать требованиям технических условий. Качество поступающих материалов должно быть подтверждено сертификатами и клеймами.

3.7.    При выборе систем комплексной защиты должны быть предусмотрены условия по соблюдению требований безопасности, а также

Страница 9

.    ...    Таблица    I

Основные требования к комплексным методам защиты от коррозии судовых кокструккмП

Palioil

судна

Наименование

конструкции

Тип н назначение судна или конструкции

Условия Эксплуатации

! 1 •

Методы зашиты

Орган сертификации •

С ..

Среда

Факторы воздействия

Подвод, пая масть корпуса

Форштевень, их-терштсвснь. киль, скуловые кили, кронштейны гребных валов, наружная обшивки

Суда неограниченного района плавания

Суда ледового плавания

Поток морской и пресной воды

Механические

повреждения.

обрастание*

Механические

повреждения.

обрастание

Система лакокрасочных покрытий совместно с электрохимической зашитой (протекторной или катодной!)

Система лакокрасочных похрытий совместно с электрохимической зашитой (катодной)

Российский . Морской Регистр судоходства

Ледоколы

Истирающее действие льда

Система лакокрасочных покрытий совместно с электрохимической э& • шитой (катодной в ледовом исполнении)

Пояс переменных ватерлиний

Форштевень, ахтерштевень, наружная обшивка

Суда неограниченного • района плавания

Переменное погружение. поток морской и пресной воды, морская атмосфера

Солнечное излучение. механические повреждения

Система лакокрасочных покрытий

Российский Морской Регистр судоходства

". % •

Страница 10

Район

Наименование

Тип и казна-

Условия эксплуатации

Методы защиты

Орган ссртифи-

судна

конструкции

ченнесудна

капни

л

или кон-

струкцпи

• •' .• . :•

Среда

Факторы воз-

1 * •

действия

Суда ледово-

Солнечное из-

Система лакокрасочных

го плавания

лучение, механические повреждения.

покрытии

истирающее действие льда

Ледоколы

-

Солнечное из-

Изготовление обшивки

лучение, меха-

ледового пояса из пла-

ннческие по-

кнроианных перла-

вреждения.

веющей сталью листов.

истирающее

обязательная катодная

действие льда

защита в подводной части корпуса

Копст-

Гребной винт

Все суда

Ноток морской

Кавитация

Электрохимическая за-

рукцнп.

или пресной во-

шита подводной части

рас полож

лы

корпуса (протекторная

синие на

или катодная) с приме-

подвод-

нашем контактно-

ной части кориу-

щеточного устройства

са

Гребной и *

Все суда

Морская вода

Знакоперемсн-

Система лакокрасочных

деидоудный вал

мыс нагрузки

покрытий СОПАЮСПЮ с электрохимической защитой

Страница 11

Район

сулни

Наименование

КОИС1 рукнни

Тип и назначение сулиа или конструкции

Условия эксплуатации

\

Методы зашиты

Орган сертификации

Среда

Факторы возденет пня

г

Внутренняя поверхность деидвудных труб

Все суда

Морская вода

Контакт разнородных металлов

Система лакокрасочных покрытии

Подруливающее ycrpoiicTDO. перо руля

Все суда

Поток морской воды

Электрохимическая зашита

Крыльевые уст-poiicroa

Все суда

Поток морской воды

Контакт разнородных металлов

Система лакокрасочных покрытии совместно с электрохимической защитой

Конструкции, располож СНИМС IUI ПОДВОД-

noil чисти корпуса

Наружная по-нерхность обтекателей

Кангстонные. ледовые ящики

Все суда Все суда

Поток морской воды

Морская вода

Контакт раз- . породных металлов

Система лакокрасочных покрытий

Система лакокрасочных покрытий совместно с электрохимической защитой)

II ал волнах часть корпуса

Форштевень, ахтерштевень. наружная обшивка, надстройки, рубки. комингсы ЛЮ-

Все суда

Морская атмосфера. брызги морской воды, атмосферные осадки'"'* "

Солнечнее излучение

Система лакокрасочных покрытии

Российский Морской Регистр судоходства- #

Страница 12

Район

судна

Наименование

конструкции

Тип и назначение судна или конструкции

Условия эксплуатации

Методы зашиты

Орган сертификации

Среда

Факторы воздействия

ков. тамбуров, вентиляторов, фальшборт к штормовые портики

Настил верхней палубы •’ • ’

Все суда

Морская атмосфера. брызги морской воды, атмосферные осадки

Солнечное излучение. нагрев поверхности

Система лакокрасочных покрытий с тепяоотра-лающими свойствами

Настил верхней палубы в районе швартовых работ

Все суда

Морская атмосфера. брызги морской воды, атмосферные осадки

Солнечное излучение. Истирание

Система лакокрасочных покрытий

Груэооые

помеще

нии

Грузовые трюма и твиндеки

Суда, перевозящие генеральные и навалочные грузы

Высокая влажность

Истирание

Система лакокрасочных покрытии

Российский Морской Регистр судоходства

Навалочники, перевозящие химически активные грузы

Высокая влажность. Солевые растворы с кислой и щелочной реакцией

Истирание

Система лакокрасочных покрытий

Российский Морской Регистр судоходства

ГД 31.28.10-97

Страница 13

Район

судна

Наименование

конструкции

Тип.и назначение судна или конструкции

Условия эксплуатации

Методы защиты

Орган сертификации ■ -

Среда

Факторы воздействия

Г рузовые помещения

Навалочники, переводящие пищевые грузы

Высокая влажность

Система лакокрасочных покрытии

Российский Морской Регистр судоходства. Органы санитарного надзора (контакт с пище-' выми грузами)

Балластные танки. ахтерпики. форпики,заполняемые коффер-дамы, 01секн креповые и диф-ферентные

Сухогрузы и танкеры

Морская вода, высокая влажность

Система лакокрасочных покрытий совместно с протекторной зашитой**

Российский Морской Регистр судоходства • *.

Грузобалластные

танки

Танкеры

Нефтепродукты. Морская вода.-Моющие средства

Система лакокрасочных покрытий совместно с электрохимической защитой (протекторной)

Грузовые танки

Танкеры

Нефтепродукты, жидкие пищевые грузы. Моюшне средства

Подтоварные

воды

Система лакокрасочных покрытий совместно с электрохимической (протекторной) зашитой днища

Органы санитарного надзора (контакт с пищевыми грузами)

Страница 14

Paiioii

cyan*

Наименование

конструкции

Тип н назначение судна или конструкции

Условия эксплуатации <*

Методы зашиты

Орган сертификации •

Среда

Факторы воздействия

1 llicicpliu пресной волы

Все суда

Пресная вод;.

Система лакокрасочных покрытий. Изготовление цистерн из листов плакированных слоем нержавеющей стили

Органы сани-. . тарного надзора (контакт с питьевой водой.'

Помеще

ния

внутри

корпуса

Помешения главных и вспомогательных двигателей. сухие отсеки. ко<|х|>срлимы, шахты лаю» н эхолотов

Все суда

Высокая влажность

Система лакокрасочных покрытий

Российский Морской Регистр судоходства (пожаробет-опасность)

Конструкции ниже настила двоимого дна. настил двойного дна. сточные колодцы машинных отделений и трюмом. напели во всех помещениях с повышенной влажностью. Помещения котлов и грузовых насосов

Тинкеры

Высокая влажность

Система лакокрасочных покрытий

м.

46-01'82-1£ Ifd

Страница 15

Район

судна

Наименование

конструкции

Тип и наша* “leiiuc судна или конструкции

Условия эксплуатации

Методы зашиты

Орган сертифи* капни

Среда

Факторы вот-дейстопя

Насосные

Танкеры

Высокий влажность

Система лакокрасочных покрытий

О

Помете-

Жиаые н СЛужеб*

Ike суда

Регламент tipi>-

Декоративные

Система лакокрасочных

Органы сани*

пня жилые. служебные н санитар-побитовою нлтначе-ння

ные

ванная влажность н перепады температур

требования

покрытий

тарного нидтора. Российский. Морской Регистр судоход* стпа (пожаро-безопасность)

Румпсльныс

Псе суда

Попы1иен|1аи

влажность

Декоративные

требования

Система лакокрасочных покрытий

Органы санитарного нидтора. Российский Морской Регистр судоходства (пожаробезопасность)

'1

Аккумуляторные

Зсе.суда *

Пары кислот

«

Декоративные

требования

Система лакокрасочных покрытни

Органы сани-Vrapnoro полтора. Российский Морской Регистр судоходства (пожаробст-опасность)

Страница 16

Район

судна

Наименование

конструкции

Тип и назначение судна или конструкции

Условия эксплуатации

Методы защиты

Орган сертнф|р кацни

1^'.....

' ■'

S**, • .. V

Среда

Факторы воздействия

Помеще

ния

внутри

корпуса

Санитарно-

бытовые

Все суда

Повышенная влажность, перепады температур

Декоративные

требования

Система лакокрасочных покрытий

> .

Органы санитарного надзора. Российский Морской Регистр судоходства (пожаробезопасность)

Примечания.

• Применение оловосодержащих противообрастающих эмалей запрещено по требованию национальных стандартов природоохранных органов ряда стран. Иностранные порты ограничивают заход судов, окрашенных этими эмалями. Требования отечественных природоохранных органов не содержат ограничений по использованию оловосодержащих протнвооб-растающих эмалей.

•• В требованиях зарубежных классификационных обществ и в Правилах постройки и классификации морских судов Российского Морского Регистра судоходства (до 1985 г.) разрешено использование цинковых и алюминиевых протесгороп. Установка алюминиевых протекторов не допускается в случаях, когда их потенциальная энергия превышает 275 дж.

Страница 17

17

■РД 31.20.10-97:

облегчающие труд при выполнении технологических процессов защиты от коррозий. •

4. ТЕХНИЧЕСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМАМ ОКРАСКИ СУДОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ

4.1.    Система окраски судовых конструкций предусматриваег последовательное выполнение следующих операций: выбор лакокрасочных материалов, подготовку поверхности металла к нанесению покрытий, подготовку лакокрасочных материалов, метод их нанесения и контроль качества исполнения работ.

4.2.    Ко всем видам лакокрасочных покрытий предъявляются следующие требования:

-    надежная и долговечная защита судовых конструкций от коррозии и обрастания:

-    совместимость с другими средствами противокоррозионной за-, шиты, применяемыми для судовой конструкции;

-    технологичность (возможность выполнения окрасочных работ при низкой температуре и высокой влажности; сокращение длительности работ за счет высоко)! скорости высыхания и уменьшения коли-> чества слоев системы покрытия);

-    возможность механизированного нанесения;

-    ремонтопригодность (пониженные требования к подготовке.ло-

всрхности под окраску, широкая гамма по совместимости лакокрасочных материалов, в том числе по старым покрытиям).    S

4.3.    Лакокрасочные материалы, применяемые при окрашивании, должны отвечать требованиям технических условий или другой технической документации. Перечень основных физико-химических и технологических свойств лакокрасочных материалов, который должна содержать техническая документация, приведен в Приложении А. Качество поступающих материалов должно быть подтверждено сертификатами и клеймами. Перечень основных показателей качества лакокрасочных материалов, подлежащих входному контролю организациями, производящими окрасочные работы, приведен в Приложении Б.

Однокомпонентные лакокрасочные материалы обычно поставляются готовыми к употреблению. В случае загустсвания возможно разбавление соответствующими разбавителями в количестве от 10 до 20% для обычных красок и до 5% - для тиксотропных.

Двух или трехкомпонентные материалы поставляются комплектно и перед применением смешиваются в соответствующих соотношениях. Соотношение компонентов, рабочая вязкость и срок годности приготовленных материалов должны быть оговорены в технических условиях на материал в соответствии с Приложением А.

Страница 18

10

4.4.    Для защиты стали в период храпения применяются межоперационные грунтовки. Кроме основных требований к лакокрасочным материалам (п.4.2) они должны допускать выполнение сварочных работ без удаления грунтовки, не снижая при этом прочностных свойств сварочного шва.

Межоперационные грунтовки, имеющие сертификат Российского Морского Регистра судоходства с рекомендациями по нанесению на них покрывных лакокрасочных материалов, приведены в Приложении В.

4.5.    Окрашивание проводится по установленным технологическим системам, нс допуская их упрощения, изменения и замены одного материала другим, если такая замена нс приведена в системах или примечаниях к ним в соответствии с Приложением Г. Если по производственной необходимости замена одного лакокрасочного материала другим все же производится, то она может быть согласована с разработчиком настоящего РД. На всех этапах технологического процесса соответствующие службы должны осуществлять контроль степени очистки и подготовки поверхности под покрытие, качества нанесения покрытия. В Приложении Д приведены причины появления дефектов лакокрасочных покрытий и рекомендации по их устранению.

4.6.    Подготовка поверхности пед окрашивание как в заводских условиях, так и на судне должна проводиться с соблюдением всех требований, так как качество очистки поверхности играет важную роль в защитных свойствах лакокрасочных покрытий и длительности их службы.

Вид и метод подголовки поверхности определяется выбранной системой окраски. При выборе системы окраски следует руководствоваться оснащенностью предприятия, ведущего работы соответствующим очистным оборудованием. Перечень основных типов оборудования для подготовки поверхности под окраску приведен в Приложении Е.

Полное удаление старого покрытия, включая грунтовки межоперационного хранения, производится ча тех участках поверхности, где оно имеет механические или коррозионные повреждения или плохую адгезию. В зависимости от сохранности старого покрытия может применяться общая или частичная очистка поверхности. Если ранее нанесенное покрытие прочное, без коррозионных повреждений и процент его разрушения менее 20% , необходимо использовать частичную обработку (в местах отсутствия покрытия, перекрывая прилегающие участки.на 15-20 см. по периметру), более 20% - общую обработку. Хорошо сохранившимся покрытием следует считать покрытие, которое не разр гшается струей воды под давлением 200 атм. или не удаляется металл ческой щеткой.-

Страница 19

19

РД 31.28.10-9?

4.7. Для получения качественного покрытия каждый материал необходимо наносить рекомендованнымДля него способом. Перечень основных методов нанесения и возникающие при нанесении материн- ’ лов дефекты и рекомендаций по их устранению приведен в При ложе- ' ним Д.

Приложение Ж содержит типы и технические параметры пневматических краскораспылителей, аппаратов и установок безвоздушного распыления (БР).

Окрасочные работы следует производить при температуре и влажности в соответствии с технической документацией на применение лакокрасочных материалов. Запрещается производить окрасочные работы в туманную погоду, во время дождя, при скорости ветра более 10-12 м/с. Запрещается окрашивать поверхности, покрытые инеем и льдом и имеющие температуру ниже точки росы.

При окрашивании ранее эксплуатируемых судовых конструкций планируемый расход лакокрасочных материалов следует определять по Таблице 2.

Таблица 2

Увеличение расхода лакокрасочных материалов в процентах * в зависимости от шероховатости поверхности корпусов морских судов    <

Рекомендуемая толщина лакокрасочного покрытия, мкм

Шероховатость корпуса судна.

мкм

100

200

300

400

500

100

50

100

150

200

250

200

25

50

75

100

125

300

15

35

50

70

83

400

12

25

37

50

62

500

10

20

30

40

50

Качество лакокрасочных покрытий характеризуется следующими контролируемыми показателями: адгезия, толщина и время высыхания одного слоя. Методы и приборы, применяемые для контроля качества лакокрасочных материалов и покрытий, приведены в Приложении И.

4.8. Фирма-производитель лакокрасочных материалов гарантирует срок службы покрытий при условии, что работы по нанесению

Страница 20

20

лакокрасочных материалов проводятся под наблюдением представителей фирм.'Д условия эксплуатации покрытий строго соответствуют рекомендациям фирмы.

Срок возобновления покрытий определяется условиями эксплуатации и зависит от состояния покрытия.

Осмотр состояния покрытия судовых конструкций проводится в ходе очередных освидетельствований. Оценка состояния покрытий проводится в соответствии с эталонами, приведенными в Таблице 3.

При удовлетворительном состоянии покрытия сроки его возобновления могут быть изменены.

Частичный ремонт поврежденных участков покрытия сроками не ограничивается и должен производиться по мере необходимости.

4.9. Все работы по подготовке поверхности к окрашиванию, приготовлению и хранению лакокрасочных материалов и по проверке окрасочных работ следует производить при строгом соблюдении требований РД 31.81.10-91 и РД 31.83.04-89. Основные правила техники безопасности при проведении работ по защите судов от коррозии с помощью лакокрасочных материалов приведены в Приложении К.

5. СИСТЕМЫ КОМПЛЕКСНОЙ ЗАЩИТЫ ПОДВОДНОЙ ЧАСТИ КОРПУСА МОРСКИХ СУДОВ ИЗ КОНСТРУКЦИОННЫХ СТАЛЕЙ

5.1. Общие положения

5.1.1.    Защита от коррозии подводной части корпусов морских судов должна осуществляться нанесением лакокрасочных покрытий совместно с применением электрохимической защиты.

5.1.2.    Роль электрохимической зашиты состоит в снижении коррозии на участках с местными повреждениями лакокрасочных покрытий, на которых при отсутствии электрохимической защиты развивается точечная и язвенная коррозия, что приводит к увеличению шероховатости обшивки и высоким скоростям местной коррозии.

5.1.3.    Систему лакокрасочных покрытий для зашиты корпусов судов следует назначать в соответствии с Приложением Г.

5.1.4.    Для подводной части корпуса применяется электрохимическая защита двух типов: катодная (защита наложенным током) и протекторная. Выбор типа электрохимической защиты осуществляется судовладельцем при проектировании судна. При ремонте и переоборудовании судов выбранныйтип защиты рекомендуется сохранять.

5.1.5.    Тип электрохимической защиты устанавливается в техническом задании на проектирование судна в зависимости от скорости хода судна, района плавания и системы выбранной лакокрасочной за-