Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

60 страниц

Купить РД 31.22.02-83 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Руководящий документ устанавливает методические принципы сбора, обработки, использования на судах и в пароходствах информации о надежности судовых технических средств и конструкций.

  Скачать PDF

Годен для справок

Оглавление

1. Общие положения

2. Ведение отраслевой информационной системы по надежности на судах

2.1. Оформление судовых учетных и отчетных документов

2.2. Дополнительные указания по составлению технического отдела судна

2.3. Особенности оформления рекламационного акта-донесения об отказе

2.4. Использование информации о надежности судовых технических средств и конструкций

3. Ведение отраслевой информационной системы по надежности в пароходстве

3.1. Состав работ по ведению системы

3.2. Обработка информации и надежности судовых технических средств и конструкций

3.3. Использование информации о надежности судовых технических средств и конструкций

Приложение 1 (справочное). Судовые технические средства. Классификация по функциональным признакам. Высшие классификационные группировки

Приложение 2 (справочное). Перечень внешних проявлений отказов

Приложение 3 (справочное). Перечень возможных (предполагаемых) причин отказов

Приложение 4 (справочное). Примеры использования эксплуатационной информации для оценки показателей надежности судовых технических средств и конструкций

Приложение 5 (обязательное). Номограммы для оценки показателей надежности

Показать даты введения Admin

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО СБОРУ, ОБРАБОТКЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ИНФОРМАЦИИ О НАДЕЖНОСТИ СУДОВЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И КОНСТРУКЦИЙ В ПАРОХОДСТВАХ

РД 31.22.02—83

Москва*В/О «Мортехинформреклама»

МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО СБОРУ, ОБРАБОТКЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ИНФОРМАЦИИ О НАДЕЖНОСТИ СУДОВЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И КОНСТРУКЦИЙ В ПАРОХОДСТВАХ

РД 31.22.02—83

Москва-В/О «Мортехинформреклама:

ляется одно донесение об отказе изделия с указанием в п. 9.5 «Характер отказа» — механический износ, предельный.

2.3.10.    Регистрация в техническом отчете судна аварийных случаев, вынужденных остановок судов в море по техническим причинам (п. 1.8 ф. ЭД-5), а также случаев нарушения работоспособности оборудования, замены деталей, сборочных единиц, которые могут быть квалифицированы как отказы (разд. III ф. ЭД-5), не освобождает от составления рекламационных актов-донесений об отказах (ф. ЭД-5.1) на эти случаи.

2.3.11.    Номер донесения (акта) формируется из кода части судна (по заведованию), к которой относится непосредственно отказавшее комплектующее изделие, подлежащее восстановлению {1 знак), порядкового номера донесения (акта) в пределах данной части судна за данный календарный год (3 знака) и двух последних цифр года, в котором зарегистрирован отказ или недостаток.

Примеры:

Номер 2.021.82 означает:

2    —код 2-й части (механической), свидетельствует об отказе механизма,

механического агрегата (например, двигателя дизель-генератора);

021 —порядковый номер донесения по данной (2-й) части в течение данного календарного года;

82 —обозначение 1982 г., в котором произошел отказ или обнаружен недостаток.

Номер 3.056.81 означает:

3    —код 3-й части (электрической), свидетельствует об отказе (недостат

ке) электрооборудования, электрической части агрегата, механизма, устройства (например, генератора в дизель-генераторном агрегате, электродвигателя насоса, генераторного автомата на ГРЩ, пускателя, прожектора и т. д.);

056 — порядковый номер донесения (акта) по данной (3-й) части в пределах данного календарного года;

81 —обозначение 1981 г.» в котором произошел отказ или обнаружен недостаток.

2.3.12.    Номер технического отчета судна формируется из номера отчетного квартала (1 знак) и двух последних цифр года.

Так как донесение (акт) является составной частью (обязательным приложением) конкретного технического отчета судна (ф. ЭД-5), обозначения года в обоих документах должны быть идентичны.

Номер


Наименование документа


Индекс


Пример: обозначение номеров документов

Технический отчет судна    ЭД-5    3.82

Рекламационный акт-донесение об отказе    ЭД-5.1    2.021.82

2.3.13. В гр. 1.3 наименования страны-поставщика и верфи-строителя судна указываются на русском языке (русским алфавитом).

Ю

2.3.14. Во всех позициях, где требуется заполнение пустых ячеек цифровой информацией, следует «прижиматься» к правой стороне. Например, чтобы занести в форму строительный номер судна 392, следует заполнить ячейки следующим образом:

2.3.15.    Для правильного заполнения разд. 2 и 6 необходимо учитывать структурное взаиморасположение отказавшего объекта и его составляющих элементов. Для этого в ф. ЭД-5.1 предусмотрено деление объекта (изделия) на несколько структурных уровней, в том числе:

основное изделие (п. 2.а);

комплектующее изделие (п. 2.6);

сборочная единица, сборка (п. 6.1.а);

узел, сборка несложная (п. 6.1.6);

деталь (п. 6.1.в).

При этом сборочная единица состоит из узлов и деталей, а узел — из деталей.

2.3.16.    Подробные сведения заполняются по основному и комплектующему изделиям.

Под основным изделием понимается технический объект (техническое средство), выполняющий в масштабе судна определенные функции и имеющий в своем составе комплектующие изделия самостоятельной поставки.

Как правило, основные изделия — это агрегаты, системы (например, осушительная система), самостоятельные механизмы (не входящие в агрегат), распределительные щиты и т. п.

Под комплектующим изделием понимается изделие, входящее в основное изделие, обладающее конструктивной самостоятельностью и, как правило, поставляемое по отдельным нормативнотехническим документам (дизель-генератор, электродвигатель, регулятор, пусковое устройство, клинкет системы забортной воды и т. д.).

В случае отказов элементов сложных систем, устройств, конструкций, изделий в п. 2.1.а указывается наименование системы, устройства (например, система забортной воды, главный двигатель, ГРЩ), а данные о непосредственно отказавших элементах, изделиях приводятся в п. 2.1.6 (например, сложный клинкет с гидроприводом) или в пп. 6.1.а и 6.1.6 (более простые элементы —соленоидный клапан, запорный клапан с ручным приводом, пускатель, реле, электронная карта), в зависимости от структурной сложности изделия.

2.3.17.    Порядок регистрации сведений по основному и комплектующему изделиям:

п. 2.1 —назначение, наименование и основные параметры изделия. Например:    Вспомогательный    дизель-генератор,    200    кВт,

и

400 В. Допускаются общепринятые сокращения и аббревиатуры, например: Вспом. ДГ, 200 кВт, 400 В;

п. 2.2 — судовой номер. При отсутствии установленного в документации судового номера и наличии на судне нескольких одинаковых изделий (основных) указать другой признак, однозначно характеризующий расположение изделия (носовой, кормовой, правого борта, главной палубы);

п. 2.3 — тип, марка изделия; указывается в фирменном обозначении на языке оригинала, например: ДГР 200/500 (дизель-генератор отечественного производства), ER516 (грузовой кран, ФРГ);

п. 2.5 — дата изготовления — месяц и год изготовления по паспортной табличке изделия; Дата установки — месяц и год установки (например, 03.80). Для изделий, установленных на судно при постройке, под датой установки понимается дата приемки судна в эксплуатацию; для изделий, установленных в процессе эксплуатации или ремонта, — месяц и год фактической установки на судно;

п. 2.6 — название страны и наименование фирмы-изготовителя указывать, как правило, на русском языке. В сложных случаях транслитерации наименований иностранных фирм русским алфавитом дополнительно в скобках указывать наименование фирмы на языке оригинала. Аббревиатуры общеизвестных инофирм указывать на языке оригинала (например, AEG, MAN, ASEA).

2.3.18. В разд. 6 для дальнейшего уточнения адреса (места) отказа приводятся сведения об отказавших сборочных единицах, узлах и деталях:

для сборочных единиц и узлов, представляющих собой покупные •изделия, в п. 6.1 указываются наименование (по назначению), тип (марка), основные параметры (характеристики) и фирма-изготовитель.

Примечание. Такие изделия самостоятельной поставки, как контакторы, реле, датчики, нагревательные элементы, автоматические выключатели и т. п., являющиеся составными элементами более крупных комплектующих изделий (механизмов, систем, щитов и т. д.), должны указываться в разд. 6 (а не в разд. 2);

для узлов и деталей, представляющих собой конструктивные элементы основного или комплектующего изделия, изготовляемые предприятием — изготовителем основного или комплектующего изделия, в п. 6.1 достаточно указать наименование по функциональному назначению (например, диск тормозной, пружина отжимная, блок питания и т. д.);

для всех сборочных единиц, узлов и деталей в случае наличия нескольких элементов одинакового наименования в п. 6.1 должны быть указаны дополнительные признаки, однозначно характеризующие их расположение или назначение (например: крышка верхняя, цилиндр № 5, 3-е поршневое кольцо, передний подшипниковый щит); исключение составляют случаи одновременного отказа (поломок, износа) нескольких одноименных деталей, работающих

12

в одинаковых условиях (например, пружины тормоза, болты крепления).

В п. 6.4 указывается количество отказавших элементов каждого уровня (сборочных единиц, узлов и деталей) рассматриваемого комплектующего изделия.

Если одновременно с отказавшими были заменены элементы неотказавшие (например, при наличии следов износа, микротрещин и т. д.), полный перечень и количество замененных элементов указываются в разд. II «Требуемые запасные части (изделия)».

В гр. 6.5 указывается наработка с начала эксплуатации до отказа сборочной единицы, узла, детали.

При составлении донесения (акта) на несколько однотипных отказов одинаковых элементов одного изделия (или нескольких однотипных изделий) в гр. 6.5 указывается среднее значение наработки до отказа рассматриваемых элементов. В таких случаях на оборотной стороне листа дополнительно указываются суммарная наработка всех элементов рассматриваемого типа (как отказавших, так и работавших безотказно) за отчетный период и общее количество находившихся в эксплуатации рассматриваемых однотипных элементов (сборочных единиц, деталей).

1-я группа

2.3.19. Условия эксплуатации (п. 9.2). В соответствии с инструкцией по заполнению ф. ЭД-5.1 следует отражать внешние факторы (условия), при которых произошел отказ и которые ускорили или вызвали возникновение отказа. При этом необходимо последовательно отмечать один из факторов в каждой группе:

1    — тропики

2    — умеренные широты

3    — северные широты

4    — южные широты

5    — все широты

2-я группа

1    — в грузу

2    — в балласте

3    — на палубе

4    — в трюме

5    — в МКО

6    — в служебных помещениях

7    — в жилых помещениях

5    — повышенная вибрация

6    — тряска, удары

7    — повышенная температура

8    — низкая (отрицательная)

3-я группа

0    — нормальные условия

1    — шторм

2    — спокойная вода

3    — во льдах

температура 9 — повышенная влажность

4    — чистая вода

Примеры возможных сочетаний:

111 — тропики, в грузу, шторм

115 — тропики, в грузу, повышенная вибрация

338 — северные широты, на палубе, низкая температура

13

В случае отказа, вызванного какими-либо экстремальными внешними условиями, следует дополнительно отражать эти факторы.

Для недостатков указываются внешние факторы (условия), при которых наиболее отрицательно проявляется данный недостаток.

2.3.20.    Режимы работы (п. 9.3). Заполнение производится по инструкции. Следует помнить, что необходимо отражать те режимы работы изделия, которые обусловили или ускорили возникновение (отказ) либо при которых проявляются описываемые конструктивные недостатки.

2.3.21.    Внешнее проявление (признак) отказа. Признак отказа — это непосредственное или косвенное воздействие на органы чувств наблюдателя явлений, характерных для неработоспособного состояния изделия или процессов, с ним связанных (например, биение выше нормы, неустойчивое срабатывание, выделение газов, повышенный шум, течь воды, повышенный нагрев и т. д.). Для конструктивных недостатков в п. 9.4 приводится краткое описание недостатка.

2.3.22.    Характер отказа. Заполнение п. 9.5 для отказа производится в соответствии с инструкцией к ф. ЭД-5.1.

В случае конструктивных и других недостатков поле п. 9.5 используется для продолжения описания недостатка (при необходимости).

2.3.23.    Последствия. В п. 9.8 отмечается код типовой формулировки последствия отказа, недостатка. Если типовые формулировки п. 9.8 не описывают последствия конструктивного недостатка, недостатков документации и т. п., необходимые пояснения приводятся на оборотной стороне листа.

2.3.24.    Исполнитель работ. В п. 9.9 отмечается код типовой формулировки исполнителя работ.

При использовании кода 9 (Прочие исполнители) на оборотной стороне листа указывается конкретное наименование исполнителя.

2.3.25.    Наработка до отказа. В п. 9.1).а указывается наработка до отказа агрегата, системы (описанных в п. 2.1.а), а в п. 9.11.6 — механизма или составной части, входящих в агрегат и описанных в п. 2.1.6. Может выражаться в часах работы (для изделий продолжительного режима работы с годовой наработкой более 1000 ч) либо в часах календарного времени эксплуатации (для изделий с кратковременным, повторно-кратковременным режимом работы при годовой наработке до 1000 ч). Поэтому в п. 9.12 приводится дополнительный код, характеризующий вид учетного времени: наработка, часы работы — код 1; календарное время эксплуатации в часах — код 2.

2.3.26.    Время восстановления. В п. 9.13 указывается время, затраченное непосредственно на поиск отказа и восстановление работоспособности изделия (длительность оперативного простоя основного изделия). Время организационных простоев (ожидание

U

ремонта, поиск инструмента и запасных частей и т. д.) в этот показатель не включается.

Если восстановление работоспособности основного изделия производится путем замены отказавших деталей (узлов) с последующим их ремонтом (восстановлением), то в п. 9.13 указывается только время оперативного простоя, т. е. время поиска отказа, замены детали и последующей настройки, регулировки.

2.3.27.    Трудоемкость восстановления. В п. 9.14 приводится трудоемкость поиска отказа и восстановления работоспособности изделия.

Если восстановление работоспособности изделия произведено путем замены деталей (узлов) с последующим их ремонтом (восстановлением), то в п. 9.14 указывается трудоемкость поиска отказа, замены отказавших элементов и их ремонта (восстановления) в судовых условиях.

Примечания к пп. 2.3.26 и 2.3.27. 1. Для случаев, когда отказ не устранен, но известен способ восстановления работоспособности, над соответствующим кодом п. 9.7 формы ЭД-5.1 делается пометка «треб» (требуется), а в пп. 9.13 и 9.14 указываются ожидаемое время (продолжительность) и трудоемкость восстановления с пометкой «ож» (ожидаемое).

2. Когда отказ не устранен (работоспособность не восстановлена), а время и трудоемкость в пп. 9.13 и 9.14 указаны, на оборотной стороне листа ф. ЭД-5.1 приводится характер выполненных (подготовительных, сопутствующих) работ.

2.3.28.    «Требуемые запасные части». В п. 11 включают детали и узлы, необходимые для пополнения судового запаса, израсходованного при устранении отказа (восстановлении работоспособности) .

Детали и узлы, необходимые для модернизации, создания обменного фонда, обеспечения предстоящих регламентных работ (планового технического обслуживания), рекомендуется включать в п. 5 разд. IV технического отчета судна (ф. ЭД-5).

2.3.29.    Подписи. Кроме подписей должностных лиц, предусмотренных ф. ЭД-5.1 (с учетом инструкции по заполнению), рекомендуется включать подпись ответственного по заведованию (электромеханика, 2-го механика и т. д.).

2.4. Использование информации о надежности СТСиК

2.4.1. Обслуживающий персонал судов использует материалы системы совместно с другими судовыми документами для анализа надежности, периодичности и трудоемкости технического обслуживания; при этом ответственные по заведованиям осуществляют:

выявление наименее надежных элементов СТСиК, сборочных единиц и деталей, характерных отказов и видов повреждений, устанавливают рациональные режимы работы и технического обслуживания, обеспечивающие оптимальный уровень надежности СТСиК и судов в целом;

составление обоснованных годовых заявок на СЗЧ и комплектующие изделия, на ремонтные работы силами СРБ, БТО и Б ЭР НК;

15

УДК 62-192(083.74)

Методические указания по сбору, обработке и использованию эксплуатационной информации о надежности судовых технических средств и конструкций в пароходствах.

РД 31.22.02—83.—М.: В/О «Мортехннформреклама», 1.984.— 60 с.

РАЗРАБОТАН Центральным ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательским институтом морского флота (ЦНИИМФ)

Зам. директора по научной работе —

д-р техн. наук С. Н. Драницын Зав. отделом, руководитель темы —

канд. техн. наук В. В. Маслов Ответственные исполнители:

ст. науч. сотр. А. Л. Кастальский мл. науч. сотр. В. В. Мандрик Ленинградским центральным проектно-конструкторским бюро (ЛЦПКБ)

Гл. инженер — В. А. Галицкий Зав. отделом — Я. А. Фридман Ответственный исполнитель, главный конструктор по надежности —

канд. техн. наук С. Ф. Мельканович

СОГЛАСОВАН Всесоюзным объединением «Мортехсудорем-пром»

Зам. начальника управления — В. М. Старостин

УТВЕРЖДЕН Всесоюзным объединением «Мортехсудорем-лром»

Зам. председателя — Ю. П. Бабий

НАЧАЛЬНИКАМ ПАРОХОДСТВ, РУКОВОДИТЕЛЯМ ПРЕДПРИЯТИИ И ОРГАНИЗАЦИЙ МИНИСТЕРСТВА МОРСКОГО ФЛОТА

МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА (МИНМОРФЛОТ) № МТ-21-2561 от 1(0.06.83 г. Москва

Всесоюзным объединением «Мортехсудоремпром» утвержден прилагаемый руководящий документ РД 31.22.02—83 «Методические указания по сбору, обработке и использованию эксплуатационной информации о надежности судовых технических средств и конструкций в пароходствах» со сроком введения с 1 июля 1984 г.

Использование эксплуатационной информации в соответствии с РД 31.22.02—83 должно обеспечить совершенствование методов управления, организации и планирования технической эксплуатации флота пароходств и содействовать повышению качества судовых технических средств и конструкций на основе постоянного анализа сведений об их надежности, содержащихся в судовых документах по технической эксплуатации, без введения дополнительных форм отчетности.

Для внедрения РД 31.22.02—83 ПРЕДЛАГАЮ:

1.    Начальникам пароходств:

1.1.    Обеспечить изучение настоящих Методических указаний непосредственно на судах и в технических службах пароходств.

1.2.    Принять меры для исключения дублирования информационных данных об отказах, дефектах, недостатках судовых технических средств и конструкций в судовых учетных и отчетных документах, считая основным отчетным документом о регистрации этих сведений ф. ЭД-5.1.

1.3.    Обратить внимание специалистов технических служб па-роходств и обслуживающего персонала судов на необходимость постоянного руководства РД 31.22.02—83 при оформлении судовых учетных и отчетных документов.

2.    ЦНИИМФу обеспечить контроль за выполнением РД 31.22.02—83 и оказание пароходствам методической помощи.

Ю■ П. Бабий

Зам. председателя В/О «Мортехсудоремпром

РУКОВОДЯЩИМ ДОКУМЕНТ

Методические указания по сбору,    РД 31.22.02—83

обработке и использованию эксплуатационной информации о на-    Вводится впервые

дежности судовых технических средств и конструкций в пароход-ствах

Инструктивным письмом от 10 июня 1983 г. № МТ-21-2561 срок введения установлен с 1 июля 1984 г.

Настоящий руководящий документ (РД) устанавливает методические принципы сбора, обработки, использования на судах и в пароходствах информации о надежности судовых технических средств и конструкций (СТСиК).

РД является составной частью комплекса отраслевых документов, обеспечивающих в Минморфлоте функционирование отраслевой информационной системы но надежности. РД разработан на основе действующих государственных стандартов с учетом специфических особенностей отрасли в развитие РД 31.22.01—81 «Качество технических средств судов Минморфлота. Система сбора и обобщения информации о надежности. Основные положения».

Методические указания предназначаются для использования экипажами транспортных судов, морских ледоколов и буксиров, а также специалистами служб пароходств Минморфлота, осуществляющих сбор, анализ и использование информации о надежности СТСиК в процессе выполнения своих должностных обязанностей.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Цель Методических указаний:

оказать судовому персоналу и специалистам технических подразделений пароходств методическую помощь по вопросам сбора и использования информации о надежности СТСиК;

обеспечить специалистов технических подразделений пароходств пособием, разработанным с учетом действующих нормативных документов по теории надежности и техническому обслуживанию, позволяющим на основе судовой отчетности обоснованно решать оперативные и текущие задачи управления, организации и планирования технической эксплуатации флота, а также перспективные задачи повышения качества СТСиК;

4

обеспечить поступление с судов регулярной и достоверной информации о применяемости и надежности СТСиК путем организации грамотного и полного оформления судовых учетных и отчетных документов.

1.2.    Методические указания ориентированы на комплекс судовых учетных и отчетных документов по технической эксплуатации, введенных .приказом Минморфлота от 30.08.79 г. № 167, в том числе:

машинный журнал (ф. ЭД-1);

электромеханический журнал (ф. ЭД-2);

формуляр судовой (ф. ЭД-3);

журналы учета технического состояния оборудования (ф. ЭД-4);

технический отчет судна (ф. ЭД-5);

рекламационный акт-донесение об отказе (ф. ЭД-5.1).

1.3.    Методические указания предусматривают определение показателей надежности, которые могут быть использованы для решения конкретных задач технической эксплуатации непосредственно на судах и в пароходствах, обеспечивая сопоставимость расчетных данных между отдельными судами и пароход-ствами.

1.4.    Основные вопросы организации работы по ведению в пароходствах информационной системы по надежности СТСиК, определенные в РД 31.22.01—81, а также вопросы, связанные с объемом и способами использования материалов системы для решения конкретных задач (см. п. 3.3 РД), должны решаться в каждом пароходстве индивидуально, с учетом состава флота и принятой структуры управления.

2. ВЕДЕНИЕ ОТРАСЛЕВОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПО НАДЕЖНОСТИ НА СУДАХ

2.1. Оформление судовых учетных и отчетных документов

2.1.1.    При заполнении и оформлении учетных и отчетных документов, содержащих информационные сведения о применяемости и надежности СТСиК, судовой персонал должен руководствоваться:

Правилами ведения формуляра (ф. ЭД-3) на судне;

Инструкциями по ведению журналов технического состояния (ф. ЭД-4);

Инструкцией по составлению «Технического отчета судна» (ф. ЭД-5) и дополнительными указаниями п. 2.2;

Инструкцией по заполнению ф. ЭД-5.1 «Рекламационный акт-донесение об отказе» и дополнительными указаниями п. 2.3.

2.1.2.    Для сокращения дублирования сведений о надежности в различных судовых учетных и отчетных документах при их ведении необходимо придерживаться представленного в табл. 1 порядка регистрации информации.

5

Таблица 1

Распределение содержания информационных сведении по судовым учетным и отчетным документам

Вид документа

Содержание регистрируемых сведений о надежности

Форма

Наименование

эд-з

Формуляр судовой

Наименование СТСиК, основные параметры, количество

ЭД-1

ЭД-2

Машинный -журнал

Электромеханический журнал

Наработка основных СТСиК.

Краткое содержание выполненных работ и трудоемкость (устранение отказов, техобслуживание и т. п.)

ЭД-4

Журналы учета технического состояния

Краткое указание о месте и характере отказа, принятые меры; результаты осмотров, замеров

ЭД-5

Технический отчет судна

Характеристика работы судна за отчетный период. Наработка основных СТСиК (на основании ф. ЭД-1 и ф. ЭД-2).

Случаи ухудшения техсостояния СТСиК, нс вызвавшие нарушения работоспособности оборудования, но требующие проведения ремонтных работ.

Сведения о техническом обслуживании

ЭД-5.1

Рекламационный акт-донесение об отказе (РАДО)

Полные сведения об отказах по всем реквизитам, предусмотренным ф. ЭД-5.1

2.2. Дополнительные указания по составлению технического отчета судна (ф. ЭД-5)

2.2.1.    При составлении технического отчета судна (ТОС) для обеспечения решения задач, перечисленных в п. 1.2 инструкции к ТОС, а также во избежание необоснованного дублирования сведений в разных документах следует учитывать дополнительные указания, приведенные ниже.

2.2.2.    В разд. III ф. ЭД-5 «Техническое состояние судовых конструкций и технических средств», как правило, включаются:

2.2.2.1.    Случаи ухудшения технического состояния СТСиК, которые не вызвали нарушения работоспособности (отказа), но требуют проведения ремонтных (профилактических) работ;

2.2.2.2.    Отказы зависимые (вторичные), возникшие как следствие первичных отказов смежных устройств, не характеризующие надежность «вторично» отказавших изделий, но требующие выполнения ремонтно-восстановительных работ, расхода запасных частей и т. д.

6

Примечание. Указание п. 2.2.2,2 следует особо учитывать при регистрации таких событий, как недопустимое снижение сопротивления изоляции электрических сетей и изделий, обесточивание судна, вывод из действия средств автоматизации и т. пи на которые, как правило, должны составляться рекламационные акты-донесения об отказах (ф. ЭД-5.1). В ТОС (ф. ЭД-5) такие события заносятся в случаях, которые не характеризуют надежности рассматриваемых систем, установок, изделий, а вызваны отказами (повреждениями) других технических средств.

2.2.3.    При заполнении разд. IV «Сведения о техническом обслуживании и ремонте»:

2.2.3.1.    Суммарная трудоемкость технического обслуживания (ТТО) в таблице и п. IV. 1 должна быть равна сумме ТТО, приведенных в последующих пунктах (IV.2, IV.3, IV.6);

22.3.2. В п. IV.6 записи группируются по однотипному оборудованию (например, охлаждающие насосы главного двигателя, компрессоры пусковые, лебедки швартовные). Допускается в одной строке объединять несколько модификаций изделий одного назначения (например: насосов охлаждающей забортной воды главных двигателей 3 шт., дизель-генераторов 2 шт., компрессоров 1 шт.). При этом ТТО указывается в виде суммы трудоемкостей по упомянутым модификациям (например:- 25+15+8);

2.2.3.3.    Не допускаются записи типа «согласно плану-графику», «ремонт» и т. п., а также включение в техобслуживание работ по устранению отказов;

2.2.3.4.    В п. 5 включаются запасные части и изделия, необходимые для модернизации оборудования, создания обменного фонда, создания увеличенного запаса в связи с особенностями поставки и условий плавания, для предстоящих регламентных работ (планового техобслуживания). Запасные части, необходимые для восполнения израсходованных при устранении отказов, указываются в рекламационных актах-донесениях об отказах (ф. ЭД-5.1).

2.2.4.    Во избежание потери листов при снятии копий на с. 20 и 22 (в верхней части) следует указывать название судна и номер технического отчета.

2.3. Особенности оформления рекламационного акта-донесения

об отказе (ф. ЭД-5.1)

2.3.1.    Рекламационный акт-донесение об отказе (ф. ЭД-5.1) является основным источником информации о надежности судовых технических средств и .конструкций и используется на различных уровнях реализации этой информации.

2.3.2.    Составление ф. ЭД-5.1 осуществляется на судне в соответствии с инструкцией по ее заполнению, определяющей основные принципы оформления данного документа.

2.3.3.    В настоящих Методических указаниях в развитие инструкции по заполнению донесения (акта) приводятся дополнительные разъяснения, рекомендации по заполнению отдельных рекви-

7

зитов (пунктов, граф), которые отражают особенности структуры документа, позволяют избежать ошибок, облегчить судовому персоналу период освоения новых форм судовой отчетности, ускорить обработку и использование эксплуатационной информации в па-роходствах и головных организациях Минморфлота.

Необходимость подобных уточнений вызвана сложностью судна как инженерного сооружения, на СТСиК. которого распространяется ф. ЭД-5.1.

2.3.4.    В ф. ЭД-5.1 наряду с отказами в соответствии с инструкцией по заполнению могут отражаться также сведения о недостатках, т. е. любые несоответствия нормативно-техническим документам изделия, требованиям и условиям эксплуатации на данном судне, в данной системе, в данном устройстве, выявленных в процессе эксплуатации (как в гарантийный, так и в послегарантийный период).

Необходимо различать следующие группы недостатков: недостатки конструктивных решений по корпусу, судовым конструкциям и устройствам;

неудовлетворительный выбор оборудования по основным параметрам и характеристикам, режимам работы и условиям эксплуатации;

неудовлетворительное расположение оборудования, конструкций, затрудняющее проведение обслуживания, рабочих операций, ухудшающее условия обитаемости и безопасности экипажа судна и пассажиров;

конструктивные недостатки технических средств, приводящие к снижению долговечности, ремонтопригодности, усложнению и увеличению трудоемкости технического обслуживания и ремонта;

низкое качество комплектующих изделий, материалов, покрытий и т. д.;

низкое качество корпусных, окрасочных и других работ, в результате чего уменьшается долговечность конструкций, защитных покрытий ит.п.;

несоблюдение проектов, конкретных требований в чертежах, схемах установки, монтаже, размещении, креплении и т. д.; применяемых материалов; способов обработки, покрытий, защиты; типов (марок) и характеристик комплектующего оборудования; комплектности сменно-запасных частей;

отсутствие, недостаточное количество или низкое качество отчетной документации по судну и оборудованию (описания, инструкции, схемы и т. д.);

недостаточное количество СЗЧ (хотя и соответствующее контрактному перечню), при котором не обеспечивается бесперебойная работа (эксплуатация) при действующей системе снабжения СЗЧ.

2.3.5.    Недостатки обычно выявляются в гарантийный период (после постройки или после ремонта). Если они приводят к отказам изделия, ф. ЭД-5.1 составляется на отказ этого изделия, а сами недостатки указываются в п. 9.6 формы «Причина предполага-

8

емая». В случае необходимости подробно недостаток описывается на оборотной стороне формы.

2.3.6.    В гарантийный период при определении целесообразности составления ф. ЭД-5.1 как рекламационного акта следует руководствоваться наличием оснований для предъявления претензий к поставщику и действовать в соответствии с документами:

Особыми условиями поставки судов гражданского назначения от 10.07.72 г. № 37/54 — для судов отечественной постройки (с учетом дополнений и изменений от 7 июня 1983 г. № 54/14);

Положением о порядке оформления и предъявления рекламаций и гарантийном ремонте судов Министерства морского флота, построенных на иностранных верфях, введенным в действие приказом Мннморфлота от 6.02.79 г. Ns 39.

Примечание. Следует помнить, что ф. ЭД-5.1 составляется либо как рекламационный акт, либо ка<к донесение об отказе и только один раз на каждый отказ какого-либо изделия или тип изделия. О том, составлена форма в качестве рекламации или донесения об отказе, должен свидетельствовать оставшийся незачеркнутым заголовок в правой верхней части формы. Например, если зачеркнуты слова «Донесение об отказе», то это означает, что форма составлена как рекламация, и наоборот. Ежеквартальная периодичность представления ф. ЭД-5.1 относится только к случаям заполнения, ее в качестве донесения об отказе в послегарантийный период. В гарантийный период ф. ЭД-5.1 оформляется как рекламационный акт и рассылается в установленные положениями сроки.

2.3.7.    Оборотная сторона ф. ЭД-5.1 заполняется в случаях:

необходимости подробного описания выявленных в процессе

эксплуатации недостатков;

регистрации дополнительных работ, выполненных (или подлежащих выполнению) для восстановления работоспособности изделия в связи с зависимыми (вторичными) отказами;

регистрации обнаруженных во время техническою обслуживания сопутствующих отказов (поломок, предельного износа) сборочных единиц и деталей с учетом того, что само донесение составляется на изделие (агрегат, механизм) с указанием сборочной единицы, детали, определяющих нарушение технического состояния изделия;

необходимости регистрации количественных характеристик для повторяющихся однотипных отказов на каждое изделие или каждый тип изделия, а именно общего количества отказов за рассматриваемый период и общего количества изделий (элементов) данного типа (марки), находившихся в эксплуатации в отчетный период;

необходимости дополнительных пояснений к пп. 9.8; 9.9 «Последствия», «Исполнитель работ».

2.3.8.    Одновременная замена нескольких детален одпого узла (сборочной единицы), проводимая с целью восстановления его работоспособности, регистрируется как один отказ изделия (узла),

2.3.9.    Если во время предремоитной дефектации изделия установлен предельный износ ряда сборочных единиц и деталей, характеризующий полный расход ресурса, и как следствие необходимость замены или капитального ремонта изделия в целом, состав-

9