Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

38 страниц

319.00 ₽

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Документ предназначен для предприятий и организаций Министерства морского флота, занимающихся предремонтной подготовкой судов и содержит требования на подготовку топливных, топливно-балластных, масляных цистерн, а также цистерн для загрязненных нефтепродуктами вод судов Министерства морского флота к заводскому и доковому ремонту, а также к классификационному освидетельствованию.

Заменяет РД 31.28.37-68
Заменяет РД 31.28.36-68

Оглавление

1. Общие положения

2. Организация предремонтной подготовки цистерн

3. Подготовка цистерн к ремонту и классификационному освидетельствованию

   3.1 Очистка и дегазация цистерн

   3.2 Заполнение цистерн инертными газами и контроль состояния газовой среды

   3.3 Заполнение цистерн водой

   3.4 Подготовка цистерн судна для проведения классификационного освидетельствования

4. Требования безопасности

Приложение 1. Справка-заявка на подготовку судна к огневым работам

Приложение 2. Нижний концентрационный предел взрываемости нефтепродуктов

Приложение 3. Методика определения подвижности нефтяных отложений

Приложение 4. Метод определения плотности топлива-растворителя и его смесей с отложениями

Приложение 5. Типовые схемы заполнения цистерн инертным газом через системы топливных трубопроводов

Приложение 6. Пробоотборный штуцер

Приложение 7. Перечень руководящих нормативных документов

Приложение 8. Основные термины и определения

Показать даты введения Admin

Страница 1

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ НАУЧНО-ИССДЕШОВАТКЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ МОРСКОГО 4IOTA

ТИПОВАЯ ИШТРУКШЯ

по предремонтнов подготовке топливных я масляных пыстерн судов морского флота

PI 31.21.84-82

Ленянгра8-1983

Страница 2

РАЗРАБОТАНА Центральным ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательским институтом морского флота Заместитель директора по научной работе д.т.н.

С.Н.Драницын

Руководитель разработки к.т.н., ст.н.е. А.К.Голь-денфон

Ответственный исполнитель мл.н.с. С.Б.Кири Ленинградски фолнзлом Всесоюзного научно-исследовательского института противопожарно* обороны МВД СССР

Начальник филиала к.т.н. В.П.Соиоь Руководитель разработка к.т.н.. ст.в.с, А.А.Котов

Ответственный нсполнатель к.т.н., ст.н.с. Г.А. Asaee

Балтийским ордена Октябрьской Революции морским пароходством

И.о. главного яниенере Ф.П.Еванв

И.о. начальника технического отдела А.В.Неллже

СОГЛАСОВАНА ЦК профсоюза рабочих морского и речного флота.

Заведующий отделом охраны труда В.И.Мерзлов. Управлением организации труда х заработной платы ММФ. Заместитель начальника Т.Н.Новяков. Отделом ВОХР ММФ. Начальник отдела И.А.Бедное. Министерством мелиорации и водного хозяйства СССР. Заместитель начальника Главного управления по охране вод Л.Ы.Сукин.    Министерством здравоохранения

РСФСР Заместитель главного государственного санитарного врача Л.Г.Подуаова. ПО "Севзапфяот". Главный инженер Н.С. Левяков. ПО "Дальфлот".

И.о. главного ннхенера И.Г.Титов. ПО "Окфиют". Главный ннхвяер В.Н.Втоада

7ТВКРДША Управлением технической зксплуаташси флота .а судоремонтных заводов ШФ Главный нвхенер О.П.Бабий

Страница 3

Ыинистерство морского флота (Иинморфлот)

103759 Москва, Ьганова, 1/4

от 07,07.92. * 7ТФ-1-2а/П55

Руководителям предприятий я организаций Ианморфлота

О введении РД 31.21.84-82

Управлением технической эксплуатация флота и судоремонтник заводов Мияморфлота утвержден руководящий документ РД 31.21.84-82 "Типовая инструкция по предремонтяой подготовке, топливных я масляных цистерн судов морского флота" со сроком введения в действие с I июля 1983 года.

Типовая инструкция разработана в развитие РД 31.21,28-81 "Требования похаровзрывобезодаскости к огневки работам на корпусах морских.судов. Основные положения", утвержденного ЬМФ 16.12.81, и устанавливает организацию я технологию подготовка судна к ремонту в частя, касающейся его топливных я масляных цистерн.

Внедрение РД 31.21.84-82 позволит сократить сроки я трудоемкость подготовки судов к ремонту а в результате удлинить експлуатацно. ый период работы флота.

Для внедрения Типовой ииструкпая прошу:

1.    Начальникам пароходств, руководителям предприятий и организаций:

1.1.    Издать распоряжение по пароходству о проведения подготовительных работ к внедрению РД 3I.2I.84-S2.

1.2.    При выполнении предремонтной подготовки судов руког водствоваться РД ЗГ.2Т.84-82.

2.    ОТИИКФу издать РД 31.21.84-82 я к I ноября 1982 гола направить его в пароходства, 'судоремонтные заводы и другие заинтересованные предприятия и организация.

Контроль за выполнением нестоящего директивного письма возложить на ШИИМФ.

Главный инженер УТЭФ

О.П.Бабий

Страница 4

Ш 629.Z2.0II.525.004.5

руководаий документ

ТИПОВАЯ ЖТРУКШЯ ПО ПРЕЯРШШТНОЙ    РД    31.21.84-82

ПОДГОТОВКЕ ТОГШВНЫХ И МАСЛЯНЫХ ПИ- Взамен РД 31.28. 36-63, СТЕРН СУДОВ МОРСКОГО МОТА    РД 31.28.37-68-

Директивным письмом * ГТФ-1-2аД155 of 07.07.82

срок введения установлен с 01.07.83

Настоящая Типовая инструкция предназначена для предприятий и организаций Министерства морского флота, занимающихся предремонтной подготовкой судов.

Инструкция распространяется на подготовку топливных, топ-ливно-балластныл, масляных цистерн, а такие пистери для загрязненных нефтепродуктами вод*' судов Министерства морского флота к заводскому я доковому ремонту, а такие к классификационному освидетельствованию.

Инструкция определяет организацию, способы и технологию подготовки судне к ремонту я классификационному освидетельствованию в частя, касающейся его цистерн.

'Инструкция не распространяется на прелремоятную подготовку цистерн наливных судов и судов-газовозов.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

I.I. При организации и проведении предремонтной подготовки. цистерн необходимо руководствоваться следующими основными нормативяо-тахяячесгаиш документами:

РД 31.20.01-80 "Положение о технической эксплуатации морского флота"; "Правила покарной безопасности при проведении огневых работ на судах н береговых объектах МКФ", утвержденные приказом \Ш от 12.03,73 Ж 41; РД 31.21.28-81 "Требования по-ааровзрывобезопасности к огневым работам на корпусах морских

х)

В тексте все эти емкости называются "цистерны"

Страница 5

Стр.2 РД 31.21.84-82

судов. Обвще положения".

1.2.    На основании настоящей Типовой инструкция судовладельцем применительно к конкретным условиям должны быть составлены рабочие инструкции по предреыонтиой подготовке топливных ж масляных цистерн судов.

1.3.    С вводом в действие настоящей инструкции отменяется РД 31.23.35-68 "Временная инструкция по предремонтяой очистке мазутных топливных тенков пароходов"; РД 31.28.37-68 "Временная аиструкция по предремонтяой очистке топливных танков теплоходов” .

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕЯРМОНТНОЙ ПОДГОТОВКИ ЦИСТЕРН

2.1.    Предремонтная подготовка цистерн является частью предремонтяой подготовки судна, организуется и выполняется судовладельцем, который несет ответственность за ее проведение.

2.2.    С целью сокращения продоллятельностя я трудоемкости предремонтной подготовки пястерн периодически во время эксплуатация судна в как обязательное мероприятие в рейсах судна перед ремонтом проводится профилактическая мойка в соответствии с РД 31.28.53-79 "Химические методы очистки судового оборудования".

2.3.    После окончания предремоятного рейса администрация судна проводит отборы проб топлива, которые затем передаются в теолохннзческую лабораторию для определения температуры вспышки. Все топливе я пасло, кроме запаса, оставляемого для перехода судна к судоремонтному предприятию (если это необходимо) я на судовые нужды на время ремонта, согласно РД 31.60.11-70 "Наставление по борьбе за живучесть судов морского флота Союза ССР* (ШлЯС-70), полностью сдастся на берег, после чего составляется "Карта размещения горючих и смазочных материалов на судне". Выбранная яля хранения топлива цистерна должна находиться т расстоянии не меяее 5 и от мест проведения на судне огневых работ.

К огневым работам относятся производственные операции, связанные с применением открытого огня, искрообразоваяием в нагревом дц температур, способных вызвать воспламенение материалов и конструкций.

Страница 6

РД 31.21.84-82 стр.З

2.4.    В соответствия с объемом я характером предстоящих ремонтных работ представитель судовладельца определяет способ предремсятной подготовки каадой цистерны я оформляет справку-заявку согласно обязательному приложена» I. которая передается производителю работ, назначенному судовладельцем.

2.5.    Выбор способа подготовки каждой цистерны к ремонту производится, исходя из необходимости обеспечения:

-    безопасных условий для работающих внутри цистерны;

-    пожаровзрывобезоаасности огневых работ.

2.5.1.    Шстерны, внутри которых будут проводиться огневые работы или освидетельствования, очищаются и дегазируются до санитарной нормы (содержание в воздухе паров углеводородов не более 0,3 г/ы3) с удалением твердых остатков.

2.5.2.    Цистервы, в которых хранилось топливо с температурой вспышки ниже 61°С, независимо от характера и места проведения на судне ремонтных работ очищаются и дегазируются до санитарной нормы с удалением твердых остатков.

2 ..5.3. Шстерны, на наружных поверхностях которых будут проводиться огневые работы, очищаются и дегазируются до концентрации паров нефтепродуктов, не превыиатей 5* от нвжнего концентрационного предела взрываемости, либо заполняются инертными газами для снижения концентраши кислорода в них до безопасного уровня.

Величины нижнего концентрационного предала взрызаеыостя нефтепродуктов приведены в справочном приложении 2.

2.8.4.    Шстерны, смежные с цистернами, указанными в п.2.5.1 я п.2.5.3, то есть имеюпие с ними либо общие переборки, либо подволоки или днища, е также расположенные ближе 5 м от мест проведения огневых работ, подготавливаются в соответствии с требованиями п.2,5.3 либо заполняются водой.

2.5.5.    Все прочие топливные и масляные цистерны очистке и дегазации, заполнению инертным газом или водой не подвергаются.

2.8. Вне зависимости от принятого способа предремонтвой подготовки, после ее окончания все клапаны и заглушки трубопроводов, связанных с топливными и масляными'циотернамн судна, должны быть закрыты.

2.7. Участки топливных и масляных трубопроводов, на которых планируется проведение огневых работ, отсоединяются от ос-

Страница 7

Стр.4 РД 31.21.84-82

таяьвых частей трубопровода, после чего ремонтируемый участок трубопровода демонтируется и по. всей длине пат нос ть с очищается от остатков нефтепродукта.

2.8.    Дифференцированный подход к выбору предремоятяой подготовки каждой отдельной цистерны с учетом требований п.2.5 при минимальной продолжительности и трудоемкости этих работ осуществляется с целью сокращения общего времени простоя судна перед постановкой его на судоремонтное предприятие.

2.9.    При применении инертных газов в качестве средства обеспечения покеровзрывобезопаскости топливных и масляных цистерн во время проведения огневых работ на судоремонтном предприятии долгие быть предусмотрена передваивая станция инертных газов с обслуживающим персоналом.

По решение судовладельца станция инертного газа с обслуживающим персоналок может также предусматриваться и у непосредственного производителя предремонтной подготовки топливных я масляных цистерн.

2.10.    Ответственность за заполнение пистерн инертпш газом а поддержание необходимых параметров газовой среды в них несет судовладелец иля судоремонтное предприятие, в зависимости от того, в чьем ведении находится станция инертного газа.

2.11.    По окончании подготовки цистерн к ремонту при сдаче их судоремонтному предприятию приемочной комиссия предъявляется справка-заявка, которая затем прилагается к "Акту приемки судна в ремонт", составленному согласно РД 31.50.03-78 "Положенно о ремонте судов на заводах ММФ*.

Разногласия, возникающие в процессе приемки цистерн, решаются главным инженером пароходства.

3. ПОДГОТОВКА ШСТЕРН К РЕМОНТУ И КЛАССИСМКА ПИОЯНОМУ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЮ

3.1,    Очистка и дегазация цистерн.

3.1.1.    Очистке я дегазация пистерн проводится с целью удаления отложений, образовавшихся в процессе хранения нефтепродуктов на стенках я днищах цистерн, для обеспечения безопасного проведения огневых работ внутри или на наружных поверхностях цистерн.

Страница 8

РД 31.21.84-62 стр.5

3.1.2. В зависимое та от применяемой моххцей среда мойка игетерн подразделяется на водную и яеводную.

3.1.2.1.    Водная мойка осуществляется путем:

-    эмульгирования отложений в водном растворе моющего химического препарата;

_ - пропаривания цистерн водяным паром;

-    гидромеханизироваяноб мойки забортной водой.

Эмульгирование допускается проводить только моющими химическими препаратами, одобренными дня мойки цистерн Минводхозом СССР, Минздравом СССР и Минрыбхозом СССР.

Эмульгирование в водном растворе моющего химического препарата проводится двумя способами: длительной выдержкой раствора внутри замываемой цистерны при качке судна или перекачивания раствора либо с помощью моечных машинок. В последнем Случае мойка называется химико-механизированной.

3.1.2.2.    Неводная мойка выполняется путем растворения отложений с помощью топлива-растворителя.

3.1.3.    Очистка цистерн после хранения тяжелых сортов топлива (моторного топлива, топочного мазута) выполняется последовательным проведением неводной я водной мойки.

3.1.4.    Очистка цистерн после хранения дизельного топлива выполняется с помощью водной мойки.

3.1.5.    Очистка цистерн от отложений, образовавшихся после хранения дизельного топлива, толщиной менее 10 мм проводится с помощью гидромеханизарованной мойки забортной водой.

3.1.6.    Растворение остатков нефтепродуктов с помощью топлива-растворителя.

3.1.6.1. Для выбора топлива-растворителя определяется подвижность отложений по методике, приведенной в справочном приложении 3.

При растворении неподвижных отложений, а также при боль -■ой толщине слоя подвижных отложений (свыше 100 мм) для растворения рекомендуется применять дизельное топливо.

При растворении подвижных отложений рекомендуется применять моторное топливо либо флотский мазут.

3.1.6.2. Для растворения отложений следует наибольшую из меидудонных шстерн заполнить на 1/3 ее объема выбранным топливом-растворителем.

Страница 9

Стр.б РД 31.21.84-82

3.1.6.3.    Мойка топливом-растворителем производится, как правило, в рейсе на ходовом режиме.

Процесс мойки состоят из следующих операций:

-    подогрева топлива-растворителя;

-    многократного его перекачивания;

-    контроля за процессом растворения отложений:

-    удаления топлива-растворителя из цистерн.

3.1.6.4.    Температура топлива-растворителя не должна превышать;

-    для флотского мазута - 70°С;

-    для моторного топлива - 55°С;

-    для дизельного топлива - 40°С.

3.1.6.5.    С целью повышения интенсивности растворения отложений следует производить многократную перекачку топлива-растворителя из пистеряы с топливом-растворителем в очередную вачищаемую цистерну и обратно.

В зависимости от характера отложений перекачку следует производить в каждую цистерну 4-6 раз. Продолжительность выдерживания топлива-растворителя в зачищаемой цистерне после каждой перекачка должна быть не менеё 2 часов.

3.1.6.8. Контроль за процессом растворения отложений проводится путем периодических замеров плотности топлива-растворителя. Пробы для определения плотности следует отбирать при каждой перекачке (не менее 0,8 л) и определять ах плотность по методике, приведенной в справочном приложении 4.

Прекращение увеличения плотности топлива-растворителя сти-дстельствует об окончании процесса растворения отложений.

3.1.6.7.    После окончания растворения отложений топливо-растворитель следует полностью откачать в одну из цистерн для последующего сжигания в судовых энергетических установка* после его предварительной подготовки (отстоя, сепарации, гомогенизации, смешения с топливом).

За процессом растворения остатков нефтепродуктов с помощью топлива-растворителя производится пропаривание цистерн водяным паром и эмульгирование отложений в водном растворе моющего химического препарата либо химико-механизированная мойка.

3.1.7.    Пропаривание цистерн водяным паром.

3.1.7.1. В зависимости от размеров цистерн пропаривание

Страница 10

РД 31.21.84-82 стр.7

проводится в течение 8-12 часов.

Пар подается под давлением 0,2-0,3 МПа (2-3 кгс/см*). О достаточности прогрева цистерн свидетельствует легкое парение через ее воздушные трубы. В процессе пропаривания необходимо периодически, через' 1-2 ч, проводить откачку конденсата в цистерну, выбранную для отстоя.

3.1.8. Эмульгирование отложений в водном растворе моющего химического препарата.

3.1.8.1.    Эмульгирование отложений с последуюдам удалением их из цистерны проводится путем длительного взаимодействия их с раствором химпрепарата (ИМФ-1 или другим, применение которого -согласовано с контролирующими организациями, перечисленными в п.3.1.3.1) в воде.

3.1.8.2.    Для приготовления моющего раствора химпрепарата одна из цистерн заполняется подогретой забортной водой в количестве, равном примерно 1/2 объема наибольшей мехдудояной цистерны, и вводится з нее химпрепарат.

Концентрацию моющего раствора и температуру нагрева следует привиматьв соответствии с инструкцией по применению химпрепарата, согласованной с Минводхозом СССР, Минздравом СССР и Минрыбхозом СССР.

3.1.8.3.    Процесс эмульгирования состоит из следующих операций:

-    подогрева растворе химпрепарата;

-- многократного перекачивания;

-    контроля за качеством мойки;

-    слива ноющего раствора.

3.1.8.4.    Многократное перекачивание раствора из замываемой цистерны в цистерну, выделенную для отстоя эмульсии, производится с целью повышения эффективности моечного процесса за счет циркуляции раствора я очистки его от отмытых нефтепродуктов путем отстоя.

С целью более”полного удаления с днища цистерны растворз и остатков топлива в процессе мойки следует придавать судну дифферент и крек в сторону расположения в цистерне приемных патрубков.

Перекачивание моющего раствора сл- дует производить непрерывно в течение нескольких часов.

Страница 11

Стр.8 РД 31.21.84-82

3.1.8.5.    Контроль за качеством мойки осуществляется путем отстоя отобранной пробы раствора в мерном цилиндре емкостью 250-500 мл. По величине слоя отстоявшегося нефтепродукта судят об эффективности мойки.

Эмульгирование считается законченным, когда величина слоя отстоявшегося нефтепродукта в пробах моющего раствора остается постоянной (либо слой нефтепродукта после отстоя отсутствует вообще). По окончании эмульгирования раствор перекачивают в цистерну, выбранную для отстоя, и затем используют для мойки следующей шстерны. При этом раствор подкрепляется путем добавки 15-20< химпрепарата от первоначально растворенного количества .

3.1.8.6.    Зачищенную цистерну пропаривают паром в течение 2-4 часов по технология, изложенной в п,3.1.7.

3.1.8.7.    Отработанный раствор сдают в приемные устройства порта, о чем в судовом журнале производится соответствующая запись.

3.1.9. Ягаико-механизированйая мойка водным раствором химпрепарата.

3.1.9.1.    Мойка производится путем гидродинамического воздействия на отложения высоконапорных с*руй моющего раствора, перемещаемых в различных направлениях переносными моечными машинками.

Приготовление раствора химпрепарата проводится ho технологии, изложенной в с.3.1.8.2. При этом количество моющего раствора для обеспечения отстаивания при непрерывной работе машинок должно соответствовать четырехкратной часовой производительности машинок. Цистерну, выбранную для приготовления моющего раствора,, целесообразно использовать и для отстоя.

3.1.9.2.    Процесс химико-механизированной мойки цистерн состоит из следухших операций:

-    подогрева раствора химпрепарата;

-    мойки раствором химпрепарата;

-    удаления и отстоя раствора для дальнейшего его использования.

3.1.9.3.    Для подачи моющего раствора к очищаемьм цистернам прокладывается линия шлангов, устанавливается распределительная коробка (коллектор), к которой присоединяются шланги

Страница 12

РД 31.21.84-82 стр.9

коечных машинок.

Моечная машинка опускается в горловину цистерны с последующее перестановкой и крепленаем к флорам,и производится промывка внутренних поверхностей цистерны. Удаление раствора из очищаемой пистеряы в отстойную происходит непрерывно.

3.1.9.4.    С целью более полного удаления из цистерн раствора в процессе мойки следует придавать судну дифферент и ярея в сторону расположения в цистернах приемных патрубков.

3.1.9.5.    После окончания мойки всех подлежащих очистке цистерн раствор сдают в приемное устройство порта, о чем в судовом журнале производится соответствующая запись.

3.1.10.    Гидромеханизированная мойка забортной водой.

3.1. ВЗЛ. Гидромехэнизированкая мойха проводится с помощью моечных машинок струями воды, подогретой до 40-70°С в соответствии с п.3.1.9.2, яо без добавки химпрепарата.

3.1.11.    Домнвочные работы и выборка твердых остатков.

3.1. П.1. Домнвочные работы и выборка твердых остатков производятся в конце моечных работ с целью очистки и дегазации цистерны.

3.1.II.2. Домывочяые работы производятся скатыванием поверхностей цистерн забортной водой с помощью переносного рукаве со стволом для ручной ломывки. Моющая вода подается при давления 0,4-0,6 МПа (4-6 кгс/см2) я температурой не выше 45°С.

После домывочяых работ производится выборка твердых остатков.

3.1.12.    Контроль газовой среды цистерны осуществляется

при:

-    о«астке и дегазации цистерн;

-    перед направлением людей в цистерны;

-    перед началом огневых работ;

-    по требованию органов пожарного надзора.

Анализ газовой среды и оформление документации проводятся в соответствия с РД 31.28.52-79 "Методы физико-химического контроля рабочих сред судового оборудования".

3.1.13.    После домывочяых работ и выбо. ки твердых остатков должна быть обеспечена дегазация цистерн согласно требованиям принятого способа предремонтной подготовки цистерн.

3.1.14.    Технологические процессы очистки дастерн должны

Страница 13

Стр.ГО РД 31.21.84-82

проводиться с учетом выполнения требований РД 31.04.08*79 "Наставление по предотвращению загрязнения с судов" и постановления Совета Министров СССР 5 118 от 14 февраля 1974 г. "Об усилении борьбы с загрязнением моря веществами, вредными для здоровья людей или живых ресурсов моря" (см. приказ ММФ от 13 марта 1974 Г. *41).

3.1.15. После очистки и дегазации цистерны закрываются все горловины, а такие клапаны и заглушки на трубопроводах, связанных с очищенной цистерной.

Уровень дегазации каждой очищенной цистерны фиксируется в справке-заявке (приложение I).

3.2. Заполнение цистерн инертными газами и контроль состояния газовой среды.

3.2.1.    Для заполнения внутреннего объема цистерн инертными газами (двуокись углерода, азот, дымовые газы) используются специальные станции (устройства, системы), Дозволяющие подавать требуемое количество инертного газа в оборудованные приборами газового контроля.

Инертный газ должен содержать не более 5f объемных кислорода и иметь температуру не более Э0°С.

Работа я обслуживание станции долины осуществляться в соответствии с Инструкцией по ее эксплуатации.

3.2.2.    Заполнение цистерн инертным газом проводится через систему приемки топлива а масла по трубопроводам судна (справочное приложение 5) либо через воздушные трубы цистерн. Для этого необходим комплект фланцев-переходников, позволяющих присоединять переносней газопровод • станции инертного газа к приемным флангом топливной и масляной систем либо к флангом воздушных труб.

3.2.3.    Подготовка к заполнению цистерн инертным газом через систему приемки топлива и масла судна.

3.2.3.1.    Переносной газопровод через фланец-переходник присоединяется к приемному флаяцу.топливной иля масляной системы, через которые производится заполнение цистерны.

3.2.3.2.    С помощью клапанов и заглушек на приемной система цистерна подключается к станции. Все остальные клапаны л заглушки трубопроводов, связанных с заполняемой цистерной, закрываются.

Страница 14

РД 31.21.84-82 CTp.II

3.2.4.    Подготовка к заполнению цистерн инертным газом через воздушные трубы.

3.2.4Л. Заполнение цистерн инертным газом через воздушные трубы проводится в тех случаях, когда невозможно заполнение по системам трубопроводов судна.

3.2.4.2.    Для присоединения переносного газопровода к цистерне снимается верхнее колено воздушной трубы.

Газопровод через фтанец-переходник соединяется с фланпем воздушной трубы.

3.2.4.3.    Клапаны я заглушки трубопроводов судна.-связанных с заполняемой цистерной, закрываются.

3.2.5.    Выход вытесняемой газовой среды из цистерны осуществляется через ее воздушную трубу.

3.2.5.1.    В случае, если щстерва имеет две воздушные трубы, то при заполнении через систему приемки топлива или масла судна одна из них закрывается воздухонепроницаемой тканью или пленкой я выход газов осуществляется через другую трубу, которая расположена в противоположной от места подвода инертного газа части цистерны. Для удаления воздуха из объема закрытой воздушной трубы ее кратковременно (на ^-5 минут) открывают в конце процесса заполнения цистерны инертным гбзом.

При заполнении цистерны через воздушную трубу одна из них используется для подвода, а .другая-для отвода газа.

3.3.5.2.    Если цистерна не имеет своей воздушной труби, тс при заполнении через систему приемки топлива или масла выход газов осуществляется через воздушную трубу цистерны, связанной трубопроводом с заполняемой. В этом случае происходят заполнение обеих емкостей инертным газом.

3.2.5.3.    Если цистерна имеет одну воздушную трубу и через нее происходит заполненае газом, выход газовой среды должен осуществляться через воздушную трубу другой цистерны, связанной с ней трубопроводом. Для этого открываются клапана" и заглушки на трубопроводе, соединяющем эти цистерны. В этом случав происходят заполнение инертным газом обеих" цистерн.

3.2.6.    Для проверки герметичности газопровода я. трубопроводов, правильности подключения цистерн, а также для устранения возможных пробок нефтепродуктов предварительно проводится их продувка с помощью вентилятора станции инертного газа. Все

Страница 15

Стр.12 РД 31.21.84-82

Ьбнаруженяые неплотности долины быть устранены. О правильности присоединения свидетельствует появление потока воздуха только на выходе из воздушной трубы заполняемой цистерны.

После етого производится заполнение цистерны инертным газом.

3.2.7.    Контроль газовой среды шстерны, заполняемой инертным газом.

3.2.7.1.    Контроль газовой среды цистерны проводится по содержанию кислорода.

Концентрация кислорода определяется на двух уровнях по высоте цистерны: нижнем - 0,3 м от поверхности нефгеостатка или днища, верхнем -0,3 м от подволока. В дальнейшем при условии равенства концентрации кислорода на указанных двух уровнях допускается определять концентрацию кислорода на одном из них.

Забор проб газовой среды из объема цистерны с регламентируемых уровней производится с помощью пробоотборных трубок, которые заводятся либо через воздушную трубу, либо через измерительную трубу (при наличии в ней отверстий для вывода пробо-отборных трубок на заданных уровнях), либо через специальный штуцер на крышке горловины цистерны’(справочное приложение 6).

Если цистерна имеет несколько горловин, крышка горловины со штуцером должна устанавливаться в противоположной от места подвода инертного газа части цистерны.

3.2.7.2.    Для контроля кислорода могут быть использованы газоанализаторы, индикаторы и другие приборы, предназначенные для определения содержания кислорода в требуемом интервале его значений.

В.начале каждой смены газоанализаторы должны проверяться на стандартных смесях согласно инструкции по их эксплуатации.

3.2.8.    Заполнение цистерны инертным газом считается законченным, если содержание кислорода в ней будет снижено до 8* (объемных) и менее при заполнении двуокисью углерода; и 8,5“? (объемных) и менее при заполнении азотом или дымовыми газами.

Результаты анализа, удостоверенные актом теплохимической лаборатории, заносятся в справку-заявку.

При невозможности достижения требуемой концентрации кислорода цистерна зачищается и дегазируется согласно требованиям

Страница 16

РД 31.21.Ч4-Я2 стр.13

п.2.5.3.

3.2.9. После окончания заполнения шстерны инертны* газом закрываются трубопроводы, по которым производилась подача и выход газов. Воздушные трубы закрываются воздухонепроницаемой тканью или пленкой.

3.3. Заполнение цистерн водой.

3.3.1.    Заполнение пистеря водой производится при плюсовых температурах наружного воздуха.

В холодное время заполнение цистерн водой разрешается только при наличии постоянного подогрева воды внутри цистерны для предотвращения образования льда.

3.3.2.    Заполнение цистерн водой осуществляется в соответствии с предварительно разработанной схемой по трубопроводам и временным соединениям. Выход вытесняемых газов осуществляется через воздушную трубу.

3.3.2.1.    Все клапаны и заглушки трубопроводов, связанных с цистерной, кроме клапанов системы, через которые происходит заполнение, закрываются.

3.3.2.2.    Цистерна заполняется до верхней ограничивающей поверхности. Контроль уровня воды в цистерне проводится ,-зрез ее измерительную трубу.

3.3.2.3.    После окончании заполнения все клапаны па трубопроводах, по которым происходило заполнение, закрываются к номера цистерн, заполненных водой, заносятся в п.5 справки-заявки (приложение I).

3.4. Подготовка цистерн судна для проведения классификационного освидетельствования.

3.4.1.    В соответствии с Правилами Регистра СССР (п.3.2.3) цистерны судне должны предъявляться к классификационному освидетельствованию один раз в 4 года.

Правилами Регистра СССР (п. 3.3.3.4, 3.3.4,3) допускается проводить первые два классификационных освидетельствования на плаву без очистки гистерн. Начиная с третьего освидетельствования, предъявление цистерн связано с их зачисткой и дегазацией для обеспечения возможности пребывания в них людей. В зтом случае цистерны должны подготавливаться согласно требованиям п.2.5.1.

3.4.2.    Подготовку цистерн к третьему и последующим осви-

Страница 17

Стр.14 РД 31.21.84^82

детельствованиям целесообразно совмещать с предремонтной под-rofoBKoft. При этом рекомендуется по согласованию с представителем Регистра СССР предварительно разделить цистерны на две группы и подготавливать их к предъявлению поочередно. Эту операцию для кайлой из групп цистерн с целью сокращения времени и трудоемкости подготовительных работ целесообразно совместить соответственно либо с подготовкой к доковому, либо заводскому ремонту.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

4.1.    При организации и проведении предремонтной подготовки цистерн долины соблюдаться требования безопасности, изложенные в руководящих нормативных документах (п.1.1), а также в РД 31.81.10-75 ’‘Правила техники безопасности на судах морского флота", РД 31.83.04-75 "Правила техники безопасности и производственной санитарии на промышленных предприятиях ММФ", "Санитарных правилах для морских судов СССР", утвержденных заместителем главного санитарного врача Союза ССР приказом от 22.07.64 Я 484-64, РД 31.81.18-73 "Правила по защите от статического электричества на морских судах".

4.2.    К выполнению работ допускаются липа, прошедшие спе-пиальяый инструктаж в соответствии с Положением об инструктаже и обучении безопасным приемам и методам работы на морском транспорте.

4.3.    Ответственность за соблюдение правил техники безопасности при-работах силами и средствами судна возлагается на руководителя работ (в соответствии с должностными обязанностями), силами и средствами береговых предприятий - на администрацию этих предприятий, силами судовой команды и береговых предприятий - на администрацию, которая руководит работами.

4.4.    Персоналу, участвующему в производстве моечных работ в цистернах, должны выдаваться защитные каски, спецодежда и обувь на .кожаной подошве, закрепленной рантом или деревянными (медными) шпильками. Запрещается использовать обувь с подошвой, пробитой стальными гвоздями или имеющую стальные'подковки.

4.5.    В случае пропаривания цистерн не допускается вводить в них моечные машинки, вентиляторы я другие электропроводящие

Страница 18

»Д 31.21.84-82 стр.15

устройства и предметы до полного конденсирования пара. При производстве предремонтной подготовки обязательно заземление корпусов указанных устройств.

4.6.    При мойке гистерн с'помощью переносных моечных машинок должна быть исключена.возможность появления искр при ударах машинок о борт и набор корпуса. Во время грозы моечные работы должны прекращаться и все открытке горловины закрываются.

4.7.    Спуск людей в цистерну для установки или перестановки моечных машинок, для выполнения работ по домывке и выборке твердых остатков допускается только с соблюдением всех мер безопасаости,•предусмотренных РД 31.81.10-75 (п.9.1.40).

4.8.    Спуск людей в цистерну для внутреннего осмотра и проведения ремонтных работ разрешается только после дегазации воздушной среды в пистеряе до санитарной нормы и при достаточной освещенности. При этом должны быть соблюдены требования безопасности, предусмотренные для замкнутых- и труднодоступных помещений, у которых естественный воздухообмен недостаточный и ограниченность пространства я проходов затрудняет нормальную работу и передвижение человека.

4.9.    На все время нахождения работающего внутри шстерны га ним должно быть организовано наблюдение и установлена с ним двухсторонняя связь спомощью условных сигналов, приведенных в п.1.4.20 РД 31.81.10-75. Для этой цели в районе ближайшей к работающему горловины должны безотлучно находиться наблюдающие. Наблюдающие яе должны уходить с поста до тех пор, пока не убедятся в том, что работающий вышел из цистерны.

4.10.    Заполнение цистерн инертным газом проводится только после окончания зачистки и дегазации я выхода людей из всех других цистерн судна.

4.11.    При заполнении цистерн инертными газами производится с помощью газоанализатора контроль содержания кислорода в воздухе помещений, расположенных в районе горловин цистерн. При снижении в них концентрация кислорода необходимо на входах в загазованное помещение вывесить запрещающие знаки "Воспрещается вход (проход)" в соответствии с ОСТ 31.0013-79, проводить вентилирование помещения, принять меры для обнаружения и устранения утечек газа.

4.12.    На всех горловинах цистерн, заполненных инертным

Страница 19

Стр.К И 31.21.84-82

газом, должны быть установлены • западающие знаки "Воспрещается вход (проход)" в соответствии с ОСТ 31.0013-79, которые должны оставаться на протяаениа всего периода ремонта.

4.13. Во время предремонтной подготовки все доступные внутри корпуса судна наружные поверхности яезачищеяных и незаполненных инертным газом зли водей шетерн очерчиваются желтой краской и маркируются надписью "Огнеопасно - тошшво!". Немедленно после постановка в док эти цистерны также очерчиваются и маркируются по наружному корпусу судна.

Страница 20

РД 31.21.84-82 етрЛ7

Приложение I осязательное

СПРАВКА-ЗАЯШ на подготовку судна к огневым работам

1.

2.

Судно____

ййимвйоваЕЙе 'судйё

Проязвести огневые работы _._

указать место я характер

3. Проиэвестя яке водой емкостей

зачнотку, дегазацию, инертизапию. эаполне-указать, какие емкости и

характер нх подготовки

Представитель судовладельца __

ПОДПИСЬ, К, О. $0 МИ ЛИЯ

4. При подготовке судна к ремонту зачищены и дегазированы

от остатка яефгепродукта емкости __

указать, какие емкости

Содержание паров нефтепродукта после зачкстных работ в указанных емкостях составляет:

5. Вик ости __

^сазать/какие емкости

заполнены инертным газом, водой

указать ? каким газом

содержание кислорода после заполнения составляет

6. Судно подготовлено к проведению огневых работ в районе

емкостей___

указать? каких“ёмкоетой

Представитель производителя работ

Подпись, и7о. фамилия