Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

34 страницы

151.00 ₽

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Документ определяет порядок действий и обязанности судовых экипажей и энергослужб портов при электроснабжении от береговых электрических сетей судов, постоянно или временно базирующихся в портах Министерства морского флота СССР, независимо от их ведомственного подчинения

Заменяет Утверждена Главсудомехом ММФ 04.02.1970 года

Оглавление

1. Общие положения

2. Порядок действий при подключении и отклонении судовых электрических сетей

3. Обязанности судового экипажа

   3.1 Подключение к береговой сети

   3.2 Контроль за электроснабжением судна

4. Обязанности энергослужб портов

5. Требования электро- и пожаробезопасности при электроснабжении судов от береговых сетей

   5.1 Требования электробезопасности

   5.2 Требования пожаробезопасности

Приложение. Заявка на электроснабжение судна от береговой сети

Показать даты введения Admin

Страница 1

МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА

ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЮ СУДОВ ОТ БЕРЕГОВЫХ СЕТЕЙ

РД 31.21.81—79

МОСКВА.ЦРИА «МОРФЛОТ* 1980

Страница 2

МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА

СОГЛАСОВАНА ПК профсоюза рабочих морского и речного флота

Заведующий отделом охраны труда Ф. П. Канпболоцкпй 12 сентября 1979 г.

УТВЕРЖДЕНА Управлением технической эксплуатации флота и СРЗ ММФ

Начальник Управления Н. Ф. Бабыннн

5 декабря 1979 г.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЮ СУДОВ ОТ БЕРЕГОВЫХ СЕТЕЙ

РД 31.21.81—79

МОСКВА-ЦРИА «МОРФЛОТ» 1980

Страница 3

Инструкция по электроснабжению судов от береговых сетей. РД 31.21.81—79. М., ЦРИА «Морфлот», 1980, 32 с.

Разработана Центральным ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательским институтом морского флота Заместитель директора по научной работе канд. техн. наук С. Н. Драницмн

Руководитель разработки и исполнитель канд. техн. наук Е. А. Калязин Ленинградским ордена Октябрьской Революции высшим инженерным морским училищем им. адм. С. О. Макарова

Заместитель начальника по научной работе д-р техн. наук проф. А. Е. Сазонов

Исполнитель канд. техн. наук Л. А. Лемин

С о г л а с о в а н а Управлением организации труда и заработной платы ММФ

Заместитель начальника Т. Н. Новиков

Главным управлением Регистра СССР Начальник отдела В. С. Бугров

@ Центральное рекламно-информационное

агентство ММФ (ЦРИА «Морфлот»), 1980 г.

Страница 4

Министерство морского флота 7 декабря 1979 г.

JV? УТФ-3-115/1588

Начальникам ГХО, па-роходств, портов, директорам судоремонтных заводов, начальнику Гидрографического предприятия

1.    Ввести с 1 января 1980 г. Инструкцию по электроснабжению судов от береговых сетей.

2.    Обеспечить изучение и строгое соблюдение настоящей Инструкции судовыми экипажами, персоналом энергослужб портов и судоремонтных заводов, имеющими отношение к электроснабжению судов от береговых сетей.

3.    Считать утратившей силу Временную инструкцию по электроснабжению судов с электростанциями переменного тока от береговых сетей, утвержденную Главсудомехом 4 февраля 1970 г.

НАЧАЛЬНИК УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ФЛОТА

НСРЗ    Н. Ф. БАБЫНИН

3

Страница 5

Инструкция по электроснабжению судов от береговых сетей

Взамен Временной инструкции по электроснабжению судов с электростанциями переменного тока от береговых сетей, утвержденной Главсу-домехом ММФ 4 февраля 1970 г.

Утверждена директивным письмом Управления технической эксплуатации флота и СРЗ от 7 декабря 1079 г. № УТФ-3-115/1588. Срок введения в действие установлен с 1 января 1980 г.

Настоящая Инструкция определяет порядок действий и обязанности судовых экипажей и энергослужб портов при электроснабжении от береговых электрических сетей судов, постоянно или временно базирующихся в портах Министерства морского флота СССР, независимо от их ведомственного подчинения.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Временные электрические сети на судах, ремонтируемых или строящихся на судоремонтных заводах ММФ. снабжаются эле.к-

4

Страница 6

троэнсргией от береговых сетей в соответствии с действующими Правилами по электробезопасности при электроснабжении ремонтируемых и строящихся судов ММФ и заводскими инструкциями.

Штатные электрические сети на судах, ремонтируемых или строящихся на судоремонтных заводах ММФ, снабжаются электроэнергией от береговых сетей в соответствии с общими положениями настоящей Инструкции и действующими заводскими инструкциями.

1.2.    Судовые электрические сеги трехфазного переменного тока с изолированной или заземленной нейтралью разрешается подключать непосредственно к береговым электрическим сетям с глухозаземленной нейтралью при равенстве линейных напряжений и частоты тока судовой и береговой сети.

1.3.    Если напряжение или частота тока судовой и береговой сети отличаются, обязательно применение трансформаторов или преобразователей электроэнергии.

1.4.    Непосредственное подключение к береговым сетям электрических сетей судов, перевозящих нефтепродукты и взрывоопасные грузы, в том числе транспортные средства с топливом в баках, не допускается, за исключением сетей судов, зачищенных от остатков нефтепродуктов и взрывоопасных грузов до пожаро-и взрывобезопасного состояния.

1.5.    Судовые сети плавучих бункеровщиков, зачпетных станций и нефтемусоросборщн-

5

Страница 7

ков портового флота разрешается подключать к береговым сетям на отстойных причалах через преобразователи или трансформаторы с изолированной со стороны судна нейтралью, установленные на берегу (в соответствии с требованиями гл. VII Правил устройства электроустановок) или на судне.

1.6.    Судовые силовые сети постоянного тока разрешается подключать к береговым сетям переменного тока только через преобразователи электроэнергии.

1.7.    Судовые однофазные сети переменного тока и сети освещения постоянного тока, в том числе на судах, корпуса которых заземлять не допускается (типа «Комета» и т. п.), разрешается подключать к береговым сетям переменного тока только через трансформаторы с питанием первичной обмотки линейным или фазным (по схеме «фаза — нуль») напряжением и изолированной со стороны судна нейтралью.

1.8.    Корпуса трансформаторов и преобразователей, установленных на берегу, подлежат заземлению и должны иметь металлическую связь с нейтралью береговой сети.

1.9.    Электроснабжение судов от береговых сетей переменного тока должно производиться через установленные на причалах стандартные электроколонки для электроснабжения судов. Кабельные линии питания электроколонок должны быть присоединены непосредственно к распределительным устройствам 0,4 кВ

6

Страница 8

подстанции порта раздельно от сети питания крановых элсктроколонок.

Примечание. До оборудования причалов стандартными эдектроколонкамн для электроснабжения судов допускается подключение судов к крановым электроколонкам.

1.10.    Качество электроэнергии в береговой сети должно соответствовать требованиям ГОСТ 13109-67.

1.11.    Подача электроэнергии от береговой электроколонки в штатную судовую сеть должна производиться только через судовой распределительный щит электроснабжения с берега (ЩЭБ).

1.12.    Электроснабжение судов трехфаз-ным током от береговых сетей должно осуществляться посредством судового четырехжильного гибкого шлангового кабеля. При электроснабжении судна непосредственно от сети с глухозаземленной нейтралью заземляющая (нулевая) жила кабеля служит для надежного соединения корпуса судна с заземляющей (нулевой) жилой береговой сети и заземляющими конструкциями электроколонки. На судовом ЩЭБ заземляющая жила кабеля присоединяется при помощи болтового соединения к корпусу судна; на электроколонке заземляющая жила кабеля присоединяется к заземляющему зажиму.

При электроснабжении судна с использованием трехфазного трансформатора заземля-

7

Страница 9

ющая жила судового кабеля служит для заземления корпуса судна.

1.13.    Если судовой кабель трехжильный, то допускается его совместное применение с до-иолнительно проложенным одножильным гибким заземляющим кабелем в одном жгуте с механическим скреплением кабелей между собой.

Сечение заземляющей жилы или одножильного заземляющего кабеля должно быть не менее одной трети сечения основной жилы.

1.14.    Стальные тросы и швартовы не могут служить заземляющими проводниками корпуса судна.

1.15.    Электроснабжение судов однофазным или постоянным током от береговых сетей должно осуществляться посредством судового двухжилыюго гибкого шлангового кабеля.

1.16.    При большом рабочем токе допускается применение двух кабелей, соединяемых параллельно.

1.17.    Для соединения ЩЭБ с электроколонкой не допускается применение кабелей, имеющих металлическую оболочку.

1.18.    Запрещается при электроснабжении судов трехфазным током подключать судовые сети или отдельные приемники между основными жилами и заземляющей жилой кабеля, обеспечивающего электроснабжение.

8

Страница 10

2. ПОРЯДОК ДЕЙСТВИИ ПРИ ПОДКЛЮЧЕНИИ И ОТКЛЮЧЕНИИ СУДОВЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СЕТЕЙ

2.1.    Подключение судовой сети к береговой должно производиться по заявке судна. При подходе к порту (не менее чем за два часа до швартовки) с судна подается радиограмма через Службу по обслуживанию транспортного флота (Трансфлот) или непосредственно дежурному диспетчеру порта (грузового района порта) о потребности судна в электроснабжении от береговой сети.

В случае стоянки судна у причала устная заявка подается средствами связи непосредственно дежурному по энергослужбе (сменному инженеру подразделения механизации грузового района) порта.

2.2.    В радиограмме или в заявке дежурному по энергослужбе порта указываются:

наименование судна и пароходства;

ориентировочные дата и время подключения к береговой сети;

потребляемая судовыми приемниками мощность в режиме стоянки без выполнения грузовых операций судовыми средствами;

род тока и напряжение судовой сети.

2.3.    Дежурный диспетчер порта передаст полученную радиограмму дежурному по энергослужбе порта, одновременно сообщая номер причала и время швартовки судна.

2.4.    Дежурный по энергослужбе порта при получении радиограммы или заявки с судна

9

Страница 11

определяет возможность электроснабжения судна от береговой сети на указанном причале и дает распоряжение дежурному электрику (грузового района) порта о подключении судовой сети к береговой.

2.5.    Для подключения и отключения судового кабеля от электроколонки выделяется дежурный электрик порта, имеющий необходимую квалификационную группу по Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правилам техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.

2.6.    Во всех случаях (кроме указанных в п. 2.14) на судне заполняется в двух экземплярах письменная заявка на электроснабжение судна от береговой сети по форме, указанной в приложении к настоящей Инструкции: один экземпляр для энергослужбы порта, второй — для судна. Исправления в заявке не допускаются.

Оформленная письменная заявка передается старшим электромехаником судна (первым электромехаником,электромехаником) или лицом, его заменяющим ', дежурному электрику порта, прибывшему для подключения судовой сети к береговой.

2.7.    Перед уходом из порта или перешвар-товке судна дежурному по энергослужбе порта с судна средствами связи должна быть по-

1 В дальнейшем тексте — электромеханик.

Страница 12

дана устная заявка на отключение судовой сети от береговой.

Не допускается подключение судового кабеля на электроколонке и отключение его лицами судового экипажа, за исключением случаев частых подходов к причалам судов портового и пассажирского флота местных линий, когда подключение их сетей к определенным электроколонкам и отключение по согласованию с энергослужбой порта может производиться лицами судового экипажа, прошедшими обучение и получившими квалификационную группу по Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правилам техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей (не ниже третьей).

2.8.    Общее руководство работами по подключению судового кабеля к электроколонке и отключению его осуществляет электромеханик.

2.9.    После подключения судовой сети к береговой дежурный электрик порта должен дождаться подтверждения с судна о нормальной работе судовой сети.

2.10.    Дежурный по энергослужбе порта после получения заявки о необходимости отключения судовой сети от береговой поручает дежурному электрику порта произвести отключение судового кабеля от электроколонки. Дежурный электрик порта снимает напряжение с зажимов электроколонки и производит отключение судового кабеля.

11

Страница 13

2.11.    Время включения и отключения судовой сети и показания электрического счетчика (при его наличии) должны быть занесены в оба экземпляра заявки. Записи в заявке заверяются подписями дежурного электрика порта, электромеханика, старшего механика судна и судовой печатью. Полностью оформленная заявка сдается дежурному по энергослужбе порта для выполнения расчета стоимости отпущенной электроэнергии.

2.12.    Определение фактического расхода электроэнергии, отпущенной судну от береговой сети, должно производиться по показаниям электрического счетчика, установленного в электроколонке, на подстанции или на судне. При отсутствии электрических счетчиков допускается определение расхода электроэнергии по величине средней суточной потребляемой мощности для данного типа судов (утвержденной главным инженером пароходства) и продолжительности электроснабжения судна от береговой сети.

При электроснабжении судов других паро-ходств (ведомств) за расчетную мощность принимается заявленная судном и проверенная при необходимости энергослужбой порта средняя потребляемая мощность.

2.13.    В случае ухода судна из порта без оформления расчета энергослужба порта в одностороннем порядке определяет сумму, подлежащую оплате за отпущенную судну электроэнергию.

2.14.    Паромы и другие суда, делающие ре-

Страница 14

гулярные заходы в порт, могут получать электроэнергию от береговой сети согласно договору, заключенному между судном и портом.

Подключение и отключение сетей таких судов производится энергослужбой порта без заявок согласно расписанию прихода и отхода судов.

2.15. Спорные вопросы, возникающие при электроснабжении судов от береговых сетей, разрешаются совместно энергослужбой порта и групповыми инженерами или механиками-наставниками по электрооборудованию пароходства.

3. ОБЯЗАННОСТИ СУДОВОГО ЭКИПАЖА

3.1. Подключение к береговой сети

3.1.1.    Электроснабжение судна от береговой сети выполняется с разрешения капитана судна. Необходимость электроснабжения от береговой сети определяется старшим механиком судна.

3.1.2.    Электромеханик судна отвечает:

за исправное состояние судовой сети, приемников и кабеля, соединяемых с береговой сетью;

за безопасную организацию работ лиц судового экипажа при подключении судового кабеля к электроколонке и его отключении;

за обучение лиц судового экипажа, имеющих отношение к электроснабжению судна от бедеговой сети правилам техники безопас-

13

Страница 15

ности и действиям при электроснабжении судна от береговой сети;

за наличие на судне бланков заявок установленной формы на электроснабжение судна от береговой сети;

за своевременное и правильное оформление заявки на электроснабжение судна от береговой сети.

3.1.3.    При подключении и отключении судового кабеля должно быть предотвращено появление на нем напряжения судовой и береговой сети.

Блокировка, исключающая одновременное включение выключателей судовых генераторов и выключателя фидера электроснабжения от береговой сети, должна быть исправной.

Если схемой главного судового электрораспределительного щита (ГРЩ) предусмотрен переход на электроснабжение от береговой сети без перерыва питания, должна быть предусмотрена защита, отключающая фидер электроснабжения от береговой сети при исчезновении на нем напряжения и тем самым предотвращающая подачу напряжения oi судовых генераторов в береговую сеть.

3.1.4.    При электроснабжении от береговой сети у ЩЭБ должны находиться необходимые диэлектрические защитные средства. При наличии в ЩЭБ предохранителей в нем должны быть запасные плавкие вставки.

3.1.5.    Электромеханик обязан подготовить судовую сеть приемников электроэнергии к электроснабжению от береговой сети и органи-14

Страница 16

зовать работу по подключению и отключению судовой сети.

3.1.6. Электромеханик перед подключением судовой сети к береговой при выключенном автомате (рубильнике) на ЩЭБ обязан:

произвести измерение сопротивления изоляции судовой сети при помощи приборов, установленных на ГР1Д;

проверить отсутствие напряжения на ЩЭБ, отключить на ГРЩ при необходимости выключатель фидера электроснабжения от береговой сети и вывесить на нем (на время перехода на электроснабжение о г береговой сети) предупредительный плакат с надписью «Не включать!»;

произвести осмотр коммутационно-защитной аппаратуры фидера электроснабжения от береговой сети;

подготовить питающий кабель, проверить отсутствие механических повреждений его оболочки и состояние наконечников;

надежно подключить кабель к трем входным зажимам ЩЭБ и четвертую (заземляющую) жилу кабеля к заземляющему зажиму, соединенному с корпусом судна; оставлять кабель на барабане не рекомендуется;

измерить сопротивление изоляции кабеля, подключенного к ЩЭБ; сопротивление изоляции каждой жилы по отношению к корпусу судна должно быть не менее 1,0 МОм;

подать кабель на берег для подключения к электроколонке;

сообщить по судовой трансляции перед пе-

15

Страница 17

рсводом судовой сети на электроснабжение от береговой сети и перед обратным переводом о предстоящем кратковременном снятии напряжения в судовой сети (если на судне не предусмотрено подключение и отключение без перерыва питания) для предотвращения возможных несчастных случаев.

3.1.7. Кабель, соединяющий судовой ЩЭБ с электроколонкой, должен прокладываться так, чтобы он не мешал работе береговых перегрузочных средств и была исключена возможность его механического повреждения, для чего:

кабель должен быть гибким с медными жилами и иметь запас длины, обеспечивающий его провисание при прокладке и предотвращающий его обрыв при крене судна, изменении уровня воды или осадки судна;

на концах кабеля у электроколонки и на судне должны быть установлены закрепляющие устройства для разгрузки контактных зажимов от внешних усилий;

при расположении ЩЭБ з помещении подвод кабеля должен выполняться, как правило, через специальные закрывающиеся отверстия; при отсутствии таких отверстий должны быть приняты меры, надежно предотвращающие повреждения кабеля;

доступ к кабелю должен быть свободным на всем его протяжении;

кабель, прокладываемый в местах производства грузовых и ремонтных работ, должен быть дополнительно надежно защищен от ме-

Страница 18

ханических повреждений; в таких местах, а также в местах прохода людей на кабеле или около него должны быть укреплены предупредительные плакаты: «Под напряжением. Опасно для жизни!»;

кабель должен быть защищен от наездов транспортных средств;

не допускается прокладывать кабель вблизи огнеопасных и взрывоопасных грузов и помещений (на расстоянии менее 3 м), а также заваливать его какими-либо предметами или грузами.

3.1.8.    При разноске и уборке кабеля в помощь судовой элсктрогрунпе распоряжением вахтенного помощника капитана должны выделяться матросы или другие члены команды.

3.1.9.    Электромеханик, прежде чем разрешить дежурному электрику порта начать подключение или отключение кабеля на электроколонке, должен убедиться, что па кабель не подастся напряжение от судовой сети, и сообщить об этом устно дежурному электрику порта.

3.1.10.    После подачи напряжения на ЩЭБ электромеханик проверяет правильность порядка следования фаз (полярность постоянного тока) и величину линейного напряжения. При необходимости изменения порядка следования фаз (полярности) электромеханик производит переключение с помощью специального переключателя на судне.

2 Заказ Л"? 885

17

Страница 19

Если на судне не установлен такой переключатель, электромеханик сообщает о необходимости переключения фаз (полярности) дежурному электрику порта, который снимает напряжение и производит переключение.

Повторная подача напряжения на судно производится дежурным электриком порта только после разрешения электромеханика, который затем повторно проверяет порядок следования фаз (полярность) и линейное напряжение, подаваемое на ЩЭБ судна.

3.1.11. После проверки правильности порядка следования фаз (полярности) электромеханик:

отключает устройство (при наличии его на судне), предназначенное для непрерывного контроля сопротивления изоляции судовой сети с изолированной нейтралью, на время электроснабжения судна непосредственно от береговой сети с глухозаземленной нейтралью;

отключает устройства элекгрохимической (катодной) защиты корпуса судна при подключении судовой сети непосредственно к береговой сети с глухозаземленной нейтралью;

производит выключение на 1РЩ фидеров тех приемников, которые не будут работать при электроснабжении судна от береговой сети, кроме фидеров пожарных насосов, и ограничивает суммарную электрическую нагрузку на береговую сеть до мощности, указанной в заявке на подключение к береговой сети;

включает автомат (рубильник) на Ш.ЭБ;

18

Страница 20

выполняет переключения на ГРЩ на электроснабжение от береговой сети;

проверяет вольтметром на ГРЩ величину линейного напряжения;

проверяет еще раз, чтобы суммарная нагрузка не превышала заявленную;

вывешивает на ГРЩ предупредительный плакат с надписью «Внимание! Питание от береговой сети!»;

сообщает вахтенному механику о возможности остановки генераторного агрегата;

снимает показания электрического счетчика вместе с дежурным электриком порта и записывает их и время подключения к береговой сети в оба экземпляра заявки.

3.2. Контроль за электроснабжением судна

3.2.1.    Электромеханик инструктирует вахтенных по правилам пользования электроэнергией при электроснабжении судна от береговой сети в соответствии с Правилами технической эксплуатации судового электрооборудования, Правилами техники безопасности на судах морского флота, требованиями настоящей Инструкции и сообщает им номер телефона или иной способ вызова дежурного электрика порта.

3.2.2.    Вахтенный матрос обязан системати* чески наблюдать за состоянием кабеля, соединяющего ЩЭБ с электроколонкой, и принимать меры по предотвращению механических

2*

19