Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

55 страниц

389.00 ₽

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Документ распространяется на синтетические канаты отечественного и зарубежного производства, применяемые на судах и плавсредствах Министерства морского флота в качестве швартовов, буксиров и канатов общесудового назначения и обязателен для всех судов и плавсредств, морских пароходств, портов, судоремонтных предприятий, научно-исследовательских и проектно-конструкторских институтов и групп наблюдений Министерства морского флота.

Заменяет РТМ 31.8007-76
Заменяет РТМ 31.8005-76

Отсутствует в "Перечне стандартов организаций, руководящих документов и рекомендаций, регулирующих деятельность объектов морского транспорта", по состоянию на 1 февраля 2011 года.

Оглавление

1. Технико-эксплуатационные требования к швартовым и буксирным канатам из полимерных материалов

2. Требования к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению и уходу

3. Правила приемки

4. Область и условия применения

5. Выбор размера каната для швартовов и буксиров

6. Правила заделки огонов и сращивания

7. Требования к поверхностям и размерам деталей швартового оборудования

8. Указания по снятию зарядов статического электричества

9. Рекомендации по эксплуатации

10. Осмотр и выбраковка

11. Требования безопасности

12. Виды гарантий предприятия-поставщика

Приложение 1. Марки полимеров, применяемых для изготовления синтетических канатов

Приложение 2. Физико-химические свойства синтетических канатов

Приложение 3. Размеры, число каболок (нитей), разрывная нагрузка каната в целом, масса 100 м канатов плетеных восьмипрядных отечественного производства

Приложение 4. Размеры, число каболок (нитей), разрывная нагрузка каната в целом, масса 100 м канатов крученных трехпрядных отечественного производства

Приложение 5. Размеры, разрывная нагрузка каната в целом, масса 100 м канатов плетенных восьмипрядных зарубежного производства

Приложение 6. Размеры, разрывная нагрузка каната в целом, масса 100 м канатов крученных трехпрядных зарубежного производства

Приложение 7. Перечень нормативно-технических документов, на которые даны ссылки в РД 31.03.03-90

Показать даты введения Admin

Страница 1

МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА СССР

ПРИМЕНЕНИЕ СИНТЕТИЧЕСКИХ КАНАТОВ НА СУДАХ МИНИСТЕРСТВА МОРСКОГО ФЛОТА

РД 31.03.03-90

Ленинград

1990

Страница 2

РАЗРАБОТАН

СОГЛАСОВАН

УТВЕРЖДЕН

Центральным ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом морского флота (ЦНИИМФ)

Заместитель директора по научной работе, д-р техн.наук С.Н.Драшщыя

Заведующий отделом стандартизации А.П.Вольваченко

Руководитель разработки, канд.техн.наук Ю.Е.Зоба-чев

Исполнители

канд.техн.наук Н.В.Жур инженер    В.И.Фадеев

Главным управлением Регистра СССР Начальник отдела А.ИЛульский

ЦК профсоюза рабочих морского и речного флота

Заведующий отделом охраны труда и здоровья В. И.Шаров

Главморинспекцией ММФ Заместитель начальника А.О.Сухов

Главным управлением кадров ММФ Заместитель начальника П.И.Ронжин

Главсудомехом ММФ Начальник Н.Н.Зенькович Главмортехснабом ШФ Заместитель начальника М.К.Атурин

Комбинатом крученых изделий "Нева*1 Главный инженер Н.Н.Шатина

Научно-техническим управлением ШФ Заместитель начальника С.И.Андреев

Страница 3

СССР

Руководителям предприятий и организаций ММФ

19 января 1990 г. г.Москва

МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА

Научно-техническим управлением ММФ утвержден руководящий документ РД 31.03.03-90 "Применение синтетических канатов на судах Министерства морского флота" (взамен РТМ 31.8005-76 и РТМ 31.8007-76) со сроком введения в действие с I января 1991 г.

В целях совершенствования эксплуатации синтетических канатов, требований безопасности при работе с ними на морских судах

ПРЕДЛАГАЮ

I. Руководителям предприятий и организаций ММФ

X.I. Обеспечить соблюдение требований, выполнение указаний и рекомендаций, изложенных в РД 31.03.03-90, при применении синтетических канатов на морских судах и плавсредствах ММФ.

1.2.    Организовать изучепие РД 31.03.03-90 судовыми экипажами, работниками соответствующих служб и отделов пароходств.

1.3.    Руководствоваться

1.3.1.    При разработке технических заданий на строительство новых судов в части оснащения швартовными и буксирными устройствами, исходя из применения синтетических канатов в качестве швартовов и буксиров.

1.3.2.    При согласовании проектов вормативно-техяической документации, (государственных и отраслевых стандартов, технических условий и т.п.) на материалы, изготовление и поставку синтетических канатов Мияморфлоту.

1.3.3.    При закупке синтетических канатов для швартовов и канатов общесудового назначения у зарубежных фирм.

1.3.4.    При заключении договоров с предприятиями-поставщиками на поставку синтетических канатов Минморфлоту.

Страница 4

2.    ЦНИИМФу

2.1.    Обеспечить оказание методической помощи пароходства*! при внедрении РД 31.03.03-90.

2.2.    До 15.03.90 подготовить РД 31.03.03-90 к типографскому изданию.

3.    Мортехияформрекламе

3.1. До 01.12.90 издать и разослать РД 31.03.03-90 пароходством и заинтересованным предприятиям, организациям и учебным заведениям Миаюрфлота по разнарядке, утвержденной ЦНИИМФом.

4.    PH! 31.8005-76 и P1W 31.8007-76 считать утратившими силу.

Контроль за выполнением настоящего инструктивного письма возлагается на ЦНИИМФ.

Заместитель начальника Научно-технического управления ММФ

С.И.Андреев

Страница 5

ШИМЕНЕНИЕ СИНТЕТИЧВСКИ1 КАНАТОВ    РД 31.03.ОЗ-ЭО

НА СУДАХ МИНИСТЕРСТВА MOFCKQTO    Взамев

ФЛОТА    РТЫ 31.8005-76

РТЫ 31.8007-76

Срок введения в дейотвие уотаиовлев с I января 1$91 г.

Настоящий руководящий документ распространяется на синтетические каната отечественного я зарубежного производства, применяемые на судах и плавсредствах Министерства морского флота в качестве швартовов, буксиров и канатов общесудового назначения.

руководящий документ устанавливает технико-эксплуатационные требования к полимерным материалам и конструкции швартовных и буксирных канатов; требования к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению и уходу; правила их приемки в порохе дствах и на судах; область и условия применения в зависимости от вида полимерного материала и типа канатов; правила выбора размера и типа канатов в зависимости от их назначения; сращивания, заделки огонов в зависимости от типа канатов; требования к рабочим поверхностям деталей швартовного оборудования; рекомендации по онятию зарядов статического электричества и эксплуатации канатов; правила осмотра и выбраковки канатов; требования безопасности при применении синтетических канатов на морских судах; виды гарантий предприятий-поставщнков*каяа-тов.

Руководящий документ обязателен для всех судов и плавсредств, морских пароходств, портов, судоремонтных предприятий, научно-исследовательских и проектво-конотрукторскнх институтов и групп наблюдения Министерства морского флота.

Страница 6

I. ТЕШКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ШВАРТОВНЫМ И БУКСИРНЫМ КАНАТАМ ИЗ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ

1.1.    Синтетические канаты должны соответствовать требованиям Регистра СССР и настоящего руководящего документа'.

1.2.    Канаты следует изготавливать из полиамидных и полиэфирных волокон, полипропиленовых фибриллированных пленочных нитей.

1.2.1.    Марки полимеров, наиболее часто применяемых для изготовления полиамидных, полиэфирных и полипропиленовых канатов, приведены в справочном приложении I.

1.3.    Нормированное влагопоглощение (вес влаги, содержа

щейся в волокне, пленке, в процентах сухого веса), не должно превышать:    полиамидных    - 4,0; полиэфирных - 0,4; полипропиле

новых - 0,1.

1.3.1.    Нормированная влажность канатов (нитэй, каболок)

не должна превышать:    полиамидных    -    5,0$; полиэфирных - 1,0$ п

полипропиленовых из фибриллированных пленочных нитей - 1,0$.

1.4.    Канаты должны обладать высокой устойчивостью к длительному воздействию температуры в пределах от минус 40 до плюс 60°С. При этом гибкость и исходная разрывная нагрузка канатов в целом (при отсутствии износа) должна сохраняться или восстанавливаться после их охлаждения, оттаивания и высыхания.

1.4.1.    Допускается введение при приготовлении полимерной композиции на основе полипропилена добавок, повышающих тегло-, термо- и морозостойкость полипропиленовых канатов.

1.4.2.    Допускается дополнительная обработка полипропиленовых фибриллированных пленочных нитей, каболок, а также канатов в целом при изготовлении или до поступления каната на судно составами, повышающими их тепло-, термо- и морозостойкость. При этом исходная разрывная яагрузха их не должна снижаться.

1.5.    Канаты должны обладать стойкостью против воздействия солнечных лучей. Потеря разрывной нагрузки каната в целом от воздействия солнечных лучей по отношению к исходной разрывной нагрузке не должна превышать 10,0$ за срок эксплуатации не менее трех лет. Изготовление полипропиленовых канатов из нв~ свэтостабилизированных фибриллированных пленочных нитей не допускается.

2

Страница 7

1.5Л. Допускается введение при приготовлении полимерных композиций на основе полиамидов и полипропилена светостабили-зирующих добавок, повышающих светостойкость полиамидных и полипропиленовых канатов.

1.5.2. Допускается дополнительная обработка полиамидных я полипропиленовых нитей и каболок, а также канатов в целом при изготовлении или до поступления каната на судно составами, повышающими их светостойкость. При этом исходная разрывная нагрузка их не должна снижаться.

1.6.    Канаты должны обладать свойствами, исключающими накапливание статического электричества.

1.6.1.    Допускается дополнительная обработка нитей, каболок, а также канатов в целом при изготовлении или до поступления канатов на судно составами, исключающими накапливание статического электричества. При этом исходная разрывная нагрузка их не должна снижаться.

1.7.    Материал канатов должен быть стойки/ к воздействию огня и по степени возгорания относиться к негорючим и трудно сгораемым.

1.7.1.    Допускается дополнительная обработка канатов в целом при их изготовлении или до поступления канатов на судно составами, повышающими гос огнестойкость. При этом исходная разрывная нагрузка их не должна снижаться.

1.6. Введение в полимерные композиции добавок и дополнительная обработка составами, повышающими тепло-, термо- и морозостойкость, светостойкость, огнестойкость, исключающими накопление статического электричества, оказывающими вредное действие на кожу человека, живые организмы, а также выделяющими ядовитые газы, вредные для здоровья человека при значительном нагревании или воздействии на них* (добавки, составы) огня, не допускается.

1.9.    Материал канатов должен обладать стойкостью к действию химических реагентов:

а)    органических растворителей - бензина, спирта, ацетона, скипидара и др.;

б)    разбавленных кислот и щелочей.

1.10.    Материал канатов должен обладать стойкостью к микроорганизмам и не должен плесневеть, гнить, поедаться насеко-

3

Страница 8

мыми и грызунами, а также не разрушаться под воздействием ветра.

1.11.    Физико-химические свойства полиамидных, полиэфирных и полипропиленовых канатов приведены в приложении 2.

1.12.    Наличие в канатах замасленных, грязных, с посторонними включениями волокон, нитей, каболок и прядей не допускается.

1.12.1.    Допускается удаление на канатах жировых и масляных пятен керосином, мытьем из шланга холодной водой.

1.13.    Для уменьшения удлинения полиамидных канатов в целом виде под нагрузкой допускается многократная вытяжка их при нагревании (термофиксация).

1.13.1.    Многократная вытяжка полиамидных нитей, предназначаемых для изготовления канатов, при нагревании (термофиксация) не допускается.

1.14.    Наличие в канате неоднородных синтетических нитей, однородных, но различающихся по относительной разрывной нагрузке до 5,0 гс/текс и удлинению до 2,5%, а также однородных нитей разных сортов не допускается.

1.15.    По показателям физико-механических свойств полиамидные, полиэфирные, полипропиленовые фибриллированные пленочные нити должны соответствовать нормам, предусмотренным действующими нормативно-техническими документами (государственными и отраслевыми стандартами, техническими условиями), а также приведенным в табл.1.

Таблица I

Показатели физико-механических свойств нитей

Материал витей

Метода

испытаний

Показатели

полиамид

полиэфир

полипро

пилен

1% Плотность, кг/м3

1,14*10®

1,38-Ю3

0,91-I03

-

(г/см3), не более

(1,14)

(1,38)

(0,91)

2. Температура размягчения, °С, ве менее

170

230

150

Страница 9

Продолжение тебяЛ

Материал нитей

Метода

испытаний

Показатели

полиамид

полиэфир

полипро

пилен

3. Температура плавления, °С, не менее

250

260

165

4. Фактическая относительная разрывная нагрузка, гс/текс, не менее

65

62

25

ГОСТ 6611.2-73

5. Фактическое удлинение при разрыве в исходном состоянии, %, не более

20

13

12

ГОСТ 6611.2-73

6. Потеря относительной разрывной нагрузки во влажном состоянии по сравнению с сухим, %, не более

15

Не теряет

Не теряет

-

1.16. 'Для изготовления швартовов следует применять плетеные канаты, а буксиров - плетеные или крученые.

1.17.    По конструкции плетеные канаты должны быть восьми-прядными.

1.17.1.    Для каждого каната четыре пряди должны иметь крутку 2 (правая), скручиваемых из каболок с левой {> круткой, и четыре пряди должны иметь крутку $ (левая), скручиваемых из каболок правой крутки. Каболки в нутре иных слоев прядей могут иметь то же направление кручения, что и прядь. Направление кручения каболок наружного слоя должно быть противоположным направлению кручений прядей.

1.17.2.    Допускается, в виде исключения, изготавливать полипропиленовые канаты из некрученых фибриллированных пленочных нитей.

1.18.    По конструкции крученые канаты должны быть трех-прядяыми. Канат изготавливается свивкой трех прядей в направлении *2. (правая). Каждая прядь должна иметь крутку $ (левая),

5

Страница 10

скручиваемую из каболок правой JEF крутки.

1.19.    Длина шага плетения канатов должна приниматься равной: а) для капроновых - от 3,0 до 3,5 их номинальных диаметров или от 1,0 до 1,2 номинальных длин окружностей; б) для про пиле но вЛ - от 3,6 до 3,8 их номинальных диаметров или от 1,1 до 1,2 номинальных длин окружностей.

1.20.    Ориентировочные размеры (в дальнейшем размеры) канатов плетеных восьмипрядных должны соответствовать величинам, указанным в табл.2.

Таблица 2

Длина окружа., мм

70

80

90

100

1X5

125

150

175

200

225

250

275

300

325

Диаметр,

мм

22

26

28

32

36

40

48

56

64

72

80

88

98

104

I.2I. Отклонения длины окружности, и диаметра канатов плетеных восьмипрядных не должны превышать величия, приведенных в табл.З.

Таблица 3

Длина окружности, мм

70-90

100-150

175-225

250-325

Диаметр, т

22-28

32-48

56-72

80-104

Отклонение, %, не более

от ♦б до -6

от *6 до -4

от ♦15 до -3

от ♦б до -2,0

1.22.    Длина поставляемого потребителю каната плетеного восьмипрядного устанавливается по соглашению сторон - изготовителя и потребителя.

1.23.    Длина окружности, диаметр, число каболок (нитей) в канате, разрывная нагрузка каната в полом и масса 100 м каната отечественного производства приведены для плетеных восьмипрядных в справочном приложении 3, крученых трехпрядных - в справочном приложении 4.

6

Страница 11

1.24. Длина окружности, диаметр, разрывная нагрузка каната в целом и масса 100 м каната зарубежного производства приведены для плетеных восьмипрядных в справочном приложении 5, крученых трехпрядных - в справочном приложении 6.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УПАКОВКЕ, МАЯШРОВКЕ, ТРАНСПОРТИРОВАНИЮ, ХРАНЕНИЮ И УХОДУ

2.1.    Упаковка

2.1.1.    Упаковка канатов должна соответствовать требованиям ГОСТ 27628-88.

2.1.2.    Канаты, отгружаемые в районы Крайнего Севера, Арктики и труднодоступные районы, должны упаковываться в соответствии с требованиями ГОСТ 15846-79.

2.1.3.    Каждая партия каната должна поставляться с сертификатом изготовителя, в котором должны быть указаны величины фактической разрывной нагрузки и относительного удлинения каната в целом при разрыве, а также указано соответствие каната требованиям Регистра СССР по установленной им форме. Примечание. Величины фактической разрывной нагрузки и относительного удлинения каната в целом при разрыве не включаются в сертификат в виде исключения до приобретения и установки горизонтальной разрывной машины канатной с разрывным усилием не менее 300 т.

В сертификат включается разрывная нагрузка канатов в целом в соответствии с действующей на них нормативно-технической документацией.

2.2.    Маркировка

2.2.1.    Маркировка канатов должна осуществляться в соответствии с требованиями ГОСТ 27628-88.

2.3.    Транспортирование

2.3.1.    Транспортирование канатов должно осуществляться в соответствии с ГОСТ 27628-88.

2.4.    Хранение и уход

2.4.1.    Хранение канатов и уход за ними должны осуществляться в соответствии с требованиями ГОСТ 27628-88 и настоя-

7

Страница 12

щвго руководящего документа.

2.4.2.    Канаты должны храниться чистыми и сухими в закрытых складских помещениях при температуре не более 30°С и относительной влажности не более 70%.

2.4.3.    Канаты следует хранить на деревянных решетках в бухтах или на вьюшках.

2.4.4.    Хранение канатов вблизи химикатов, котлов, трубопроводов и других нагревателей, а также на солнечном свете не допускается.

2.4.5.    При хранении на палубе все бухты или вьюшки с канатами должны быть укрыты брезентом или специальными чехлами.

2.4.6.    Хранение канатов, в том числе и кратковременное, загрязненных земельным грунтом, сажей, маслами, топливом, сырой нефтью, химическими веществами и т.п., не допускается.

2.4.7.    При загрязнении канаты перед сдачей на хранение должны очищаться щеткой и тщательно промываться водой; особо загрязненные места сначала необходимо очищать керосином, а затем промывать водой. После очистки и промывки канаты следует тщательно просушивать.

2.4.8.    При обмерзании каната перед уборкой на хранение следует его оттаивать воздухом или водой, нагретыми до температуры не выше 30°С.

2.4.9.    Канаты, имеющие коуши и сплесни, перед уборкой их на хранение необходимо проверить на наличие:

а)    слабины в огоне, вложенном в кип коуша; при наличии слабины ее следует устранить, перехватив у горловины крепким концом из синтетического волокна; кроме того, необходимо следить, чтобы сам коуш не был покороблен или поврежден, не имел ржавчины;

б)    роспуска и повреждений сплесня; при наличии роспуска (выползания прядей) и повреждений прядей в сплесне последний следует удалить, а концы каната сплесяевать.

2.4.10.    При хранении канатов крученых трехпрядных без вьюшки следует направление укладки менять через квартал.

8

Страница 13

3. ПРАВША ПРИЕМКИ

ЗЛ. При лосуллеяли канатов в пароходства должны быть проверены:

а)    наличие на бирках (ярлыках) и документах (сертификатах) , удостоверяющих качество канатов, штампа отдела технического контроля предприятия-изготовителя и Регистра СССР;

б)    соответствие указанных в сертификате основных размеров, показателей качества канатов, величины разрывной нагрузки каната в целом, а такие упаковки и маркировки требованиям действующих на эти канаты нормативно-технических документов.

3.2.    Пароходство должно осуществлять входной контроль, включающий внешний осмотр, определение длины окружности и диаметра, параметров кручения и плетения, фактической и кондиционной линейной плотности, разрывной нагрузки каната в целом, методами, предусмотренными ГОСТ 25552-82.

3.3.    В обоснованных случаях для определения дополнительных качественных показателей канатов пароходства могут потребовать от предприятий-изготовителей провести испытания, не предусмотренные действующей на эти канаты нормативно-технической документацией. При этом методы испытаний применяются по согласованию сторон.

3.4.    При приеме-передаче канатов на суда представители судов должны сверить дубликаты бирок (ярлыков) и сертификатов с подлинными, а также проверить длину окружности и диаметр получаемых канатов.

4. ОБЛАСТЬ И УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ

4.1.    Синтетические канаты отечественного и зарубежного изготовления рекомендуется применять для швартовов, буксиров и канатов общесудового назначения.

4.1.1.    При применении синтетических канатов на судах следует предпочтение отдавать канатам плетены)/ восьмипрядяым, обладающим по сравнению с кручеными полной равновесностью (отсутствие крутящего момента в напряженном состоянии), большей площадью контакта с поверхностью деталей швартовного оборудования и вследствие этого большой стойкостью к истиранию из-за

Страница 14

трения и вдвое большим сроком службы, высокой гибкостью, обусловливающей уменьшение разрушения каната от внутренних перенапряжений в процессе эксплуатации, способностью сохранять структуру и форму при обрыве одной или даже двух прядей и выдерживать в таком состоянии нагрузку до 75% от номинальной разрывной.

4.2.    Для швартовов следует применять канаты плетеные восьмипрядные: а) полиамидные; б) "полиэфирные; в) полипропиленовые.

Для швартовов, не воспринимающих больших усилий и требухь щих наибольшей тягучести, рекомендуется применять канаты полипропиленовые плетеные восьмипрядные.

Для швартовов, воспринимающих большие усилия и ударные нагрузки, рекомендуется применять канаты полиамидные плетеные восьмипрядные.

4.3.    Для избежания разрыва швартова, подаваемого на берег первым, разрывная нагрузка каната плетеного восьмипрядного полиамидного и полипропиленового должна быть на 20# больше разрывной нагрузки канатов этих типов, выбранных в соответствии с п.5.1 настоящего руководящего документа.

4.4.    Для вставок (пружин) к стальным швартовным канатам рекомендуется применять полиамидные и полиэфирные канаты плетеные восьмипрядные и крученые трехпрядные. Минимальные размеры вставки: длина не менее 10 м, диаметр - не менее 48нм. Прочность каната вставки должна превышать прочность стального швартовного каната не менее чем на 25%.

4.5.    Применение на судне одновременно швартовов из разных материалов не допускается, так как нагрузка будет в основном восприниматься наименее растягивающимися канатами, а канаты с большим растяжением - с меньшей нагрузкой.

4.6.    Для буксиров рекомендуется применять при буксировке судов и плавсредств: а) в открытом море - полиамидные плетеные восьмипрядные и крученые трехпрядные канаты; б) в порту - полиэфирные и полипропиленовые плетеные восьмипрядные.

4.7.    Для вставок (пружин) к стальным буксирам следует применять канаты плетеные восьмипрядные и крученые трехпрядные: а) полиамидные - для буксировки судов и плавсредств в открытом море; б) полиамидные термофиксированныв и полиэфирные -

Страница 15

для буксировки в порту.

4.7.1.    Минимальные размеры вставки:    длина    принимается

равной 2555 от обшей длины буксирного каната (например, 18 м синтетического каната на 55 м стального троса), но не менее 10 м; диаметр - не менее 56 мм.

4.7.2.    Разрывная нагрузка нового синтетического каната для вставок (пружин) долина быть не менее разрывной нагрузки каната, выбранного в соответствии с п.5.1.1 и 5.1.2 настоящего руководящего документа.

4.8.    Для общесудового назначения допускается применять канаты полиамидные, полиэфирные, полипропиленовые плетеные восьмипрядные и крученые трехпрядныв.

4.8.1.    Рекомендуется изготавливать:

а)    из полиамидных и полиэфирных канатов - сигнальные концы, шлюпочные снасти (концы подкильные, леер спасательный об-носной, сорлинь, канат и оттяжка к якорю плавучему), леерное ограждение забортных трапов, бросательные концы, оснастку кранцев, проводник, изделия судового снабжения, инвентарное имущество, расходный материал;

б)    из полипропиленовых канатов - бросательный конец, сигнальный фал, спасательный конец, предохранительные сетки под трапы и сходни.

4.8.2.    В случае применения полиамидных и полиэфирных канатов совместно с талями их предельная разрывная нагрузка не должна быть менее рабочей нагрузки самих талей.

4.9.    Синтетические канаты рекомендуется применять в качестве швартовов на судах, оборудованных автоматизированными швартовными лебедками постоянного натяжения швартовов с автоматически сматывающим барабаном, оборудованным канатоукладчи-ком, или автоматизированными швартовными лебедками с двойными барабанами или просто швартовными лебедками, имеющими разделитель барабана на рабочую и накопительную части. При этом на рабочей части должно помещаться не менее пяти шлагов.

4.10.    Допускается применять синтетические канаты в качестве швартовов на судах, оборудованных обычными швартовными лебедками и шпилями. В этом случае рекомендуется устанавливать кнехты с вращающимися тумбами с применением приспособлений (стспоров)в для временного крепления сбегашей с турачки ветви швартовного каната.

XI

Страница 16

4.10Л. На турачках швартовных механизмов, используемых для работы с сиятетическими канатами, допускаются цельнолитые, приварные или съемные (на винтах) вельпсы.

4.II* Синтетические канаты рекомендуется применять в качестве буксиров на судах, оборудованных буксирными лебедками с устройством для регулирования натяжения буксирного каната и каяатоукладчиком.

5. ВЫБОР РАЗМЕРА КАНАТА ДЛЯ ШВАРТОВОВ И БУКСИРОВ

5Л. При применении швартовов и буксиров из синтетических канатов их размер (длина окружности или диаметр) необходимо выбирать следующим образом.

5ЛЛ. Определяют разрывное усилив Fc синтетического швартовного или буксирного каната по формуле 4Л.6 Регистра СССР

К = 0,0 742. •    - г >кН.

с = 6,<24-^Pr */j]    .«го,

где Рс - разрывное усилие швартова (буксира) из синтетического каната в целом;

с£ - среднее относительное удлинение при разрыве швартова (буксира) из синтетического каната в целом в процентах, но не менее ‘30$;

FT- разрывное усилие швартовного (буксирного) каната в целом, регламентированное тайл.3Л.3-1 (раздел 3, часть Ш Правил классификации и постройки морских судов Регистра CCCPJI кН (кгс).

5.1.2. По величине разрывного усилия ^ синтетического каната выбирают нужный размер (длину окружности или диаметр) по разрывной нагрузке, приведенной в приложении 3 или 4 согласно действующей нормативно-технической документации на синтетические канаты, изготавливаемые отечественной промышленностью, или разрывной нагрузке, приведенной в приложениях 5 и 6 для канатов зарубежного' производства.

В случаях, когда величина разрывного усилия Г не совпа-

12

Страница 17

дает с разрывной нагрузкой, приведенной в приложениях 3 и 4 или Ь и б, размер длины окружности и диаметра синтетического каната для швартова (буксира) принимается соответствующим ближайшей, по отношению к расчетному разрывному усилию^ , большей разрывной нагрузке, приведенной в указанных приложениях.

5.2.    Независимо от разрывного усилия ^ синтетические канаты не должны применяться с длиной окружности менее 70 мм для швартовов и 90 мм для буксиров.

5.3.    Тросы для шлюпочных талей на шлюпбалках рекомендуется изготавливать из полиамидных плетеных восьмипрядных и крученых трехпрядных термофиксированных, повышенной светостойкости канатов диаметром 24-28 мм.

5.4.    При замене растительных канатов общесудового назначения полиамидными, полиэфирными или полипропиленовыми плетеными восьмипрядными и кручеными трвхпрядиыми диаметр последних следует принимать равным диаметру заменяемых растительных канатов.

6. ПРАВИЛА ЗАДЕЛКИ ОГОНОВ И СРАЩИВАНИЯ

6.1.    На полиамидных, полиэфирных и полипропиленовых канатах крученых трехпрядных и плетеных восьмипрядных рекомендуется изготавливать огоны двух видов; простых и с коушем.

6.2.    При изготовлении простого огона на канате крученом трехпрядном должна соблюдаться следующая последовательность операций и пробивки прядей.

На расстоянии 5-6 витков от конца каната накладывается временная марка, после чего канат распускается на пряди. На концах прядей накладываются временвые марки. Затем канат укладывается в виде огона (петли) нужных размеров и каждую из свободных прядей пробивают под соответствующую прядь нераспущенной части каната, как это показано на рис.1,а, б, в, г. Пробивка прядей выполняется по правилу "через одну под одну" в направлении, обратном спуску каната.

Количество пробивок каждой пряди должно быть не менее;

пяти при разрывной нагрузке каната в целом 50 т;

шести при разрывной нагрузке каната в целом свыше 50 т.

Для придания огону большей прочности половину сплесня клетнюют (рис Л, д).

13

Страница 18

Рис.2. Огон с коушем па канате крученом трехпрядном

Страница 19

6.3* При изготовлении огона рекомендуется конец каната пропустить в кусок пожарного шланга длиной, равной длине огона. При его отсутствии огон следует обшить парусиной.

6.4.    При изготовлении огона с коушем на канате крученом трехпрядном должна создаться следующая последовательность операций и пробивки прядей.

При подготовительных операциях канат вкладывается в кип коуша и скрепляется с ним линем (рис.2,а). Затем ходовые пряди всплескиваются в канат так, как это делается при выполнении простого огона с тем же количеством пробивок. Пробивка прядей показана на рис.2,б, в, г. По окончании работы линь, скрешип!)-щий канат с коушем, обрезают. Законченный огон с коушем показан на рис.2,д.

6.5.    Коуши для огонов должны иметь форму, предупреждающую износ каната.

6.6.    При выполнении огона с коушем следует применять коуши специальной конструкции, предназначенные для синтетических канатов.

Допускается применение коушей, предназначенных для растительных канатов. При этом место каната, заделываемое в коуши, необходимо обшивать парусиной и для предотвращения выпадения коуша при растяжении каната под нагрузкой его следует заклет-невать на канате.

Рис.З. Простой огон на канате плетеном восьмипрядном

15

Страница 20

6,7. При выполнении простого огона на канате плетеном восьмипрядном должна созидаться последовательность операций и пробивки прядей в соответствии с рис.3,а-3,и.

На расстоянии 5-6 витков от конца каната накладывается временная марка, после чего канат расцускается на пряди. На концах пар прядей I и 3 с направлением их кручения S (левая крутка), 2 и 4 с направлением их кручения 21 (правая крутка) накладываются временные марки во избежание раскручивания прядей. Затем канат укладывается в виде огсна (петли) нужных размеров (см.рис.3,а). Стрелка показывает направление и место,

16