Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
140.00 ₽

Купить РД 06-02-2009 — официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Типовая программа устанавливает основные направления инспекций безопасности объектов ядерного топливного цикла (ОЯТЦ) и определяет для каждого из этих направлений типовой перечень вопросов инспектирования.

Типовая программа является основой для составления рабочих программ комплексных и целевых инспекций безопасности ОЯТЦ.

Типовая программа при необходимости может использоваться для составления рабочих программ оперативных инспекций ОЯТЦ. Решение о необходимости составления программы оперативной инспекции принимает руководитель структурного подразделения территориального органа Федеральнай службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, принявший решение о проведении этой инспекции.

Оглавление

I. Общие положения
II. Основные направления инспекций безопасности ОЯТЦ
III. Типовые перечни вопросов инспектирования по основным направлениям инспекции безопасности ОЯТЦ
Приложение Указания по составлению рабочей программы комплексной и целевой инспекций безопасности ОЯТЦ
Пояснительная записка к проекту Типовой программы инспекции безопасности объектов ядерного топливного цикла

Показать даты введения Admin

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
от 31 июля 2009 г. № 662
"Об утверждении и введении в действие Типовой программы инспекции безопасности объектов ядерного топливного цикла"

В соответствии с п. 10.11 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3348; 2008, № 22, ст. 2581) приказываю:

1. Утвердить и ввести в действие прилагаемую Типовую программу инспекции безопасности объектов ядерного топливного цикла (РД-06-02-2009).

2. Типовую программу инспекции безопасности объектов ядерного топливного цикла (РД-05-02-2003), утвержденную приказом Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности от 24 апреля 2003 г. № 41, считать утратившей силу и не подлежащей применению.

И.О. руководителя

Б.А. Красных

Руководящие документы

РД-06-02-2009

"Типовая программа инспекции безопасности объектов ядерного топливного цикла"

Введена в действие 31 июля 2009 г.

Содержание

I. Общие положения

II. Основные направления инспекций безопасности ОЯТЦ

III. Типовые перечни вопросов инспектирования по основным направлениям инспекции безопасности ОЯТЦ

Приложение Указания по составлению рабочей программы комплексной и целевой инспекций безопасности ОЯТЦ

Пояснительная записка к проекту Типовой программы инспекции безопасности объектов ядерного топливного цикла

I. Общие положения

1. Типовая программа инспекции безопасности объектов ядерного топливного цикла (далее - Типовая программа) разработана на основании статей 23 и 25 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4552; 1997, № 7, ст. 808; № 29, ст. 2949; 2002, № 1, ст. 2; № 13, ст. 1180; 2003, № 45, ст. 4436; 2004, № 35, ст. 3606; 2006, № 52, ст. 5498; 2007, № 7, ст. 834; № 49, ст. 6079; 2008, № 29, ст. 3418; № 30, ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17); пунктов 5, 19 и 20 Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997 г. № 865 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 29, ст. 3528; 2002, № 41, ст. 3983; 2005, № 7, ст. 560; Российская газета, № 22, 02.02.2007); пункта 27 Положения о системе государственного учета и контроля ядерных материалов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 352; Правил физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2007 г. № 456; пункта 5.3.8 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору", с изменениями, внесенными в указанное Положение постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 404, а также Положения об организации государственного надзора за безопасностью при использовании атомной энергии (РД-03-43-98).

2. Типовая программа устанавливает основные направления инспекций безопасности объектов ядерного топливного цикла (ОЯТЦ) и определяет для каждого из этих направлений типовой перечень вопросов инспектирования.

3. Типовая программа является основой для составления рабочих программ комплексных и целевых инспекций безопасности ОЯТЦ (указания по составлению рабочей программы комплексной и целевой инспекций безопасности конкретного ОЯТЦ приведены в приложении к Типовой программе).

Типовая программа при необходимости может использоваться для составления рабочих программ оперативных инспекций ОЯТЦ. Решение о необходимости составления программы оперативной инспекции принимает руководитель структурного подразделения территориального органа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, принявший решение о проведении этой инспекции.

4. В Типовой программе под проверкой организационно-распорядительного документа (приказа, положения, инструкции и т.д.) понимается установление факта его наличия и определение соответствия изложенных в нем требований положениям законодательных актов, нормативных и руководящих документов, являющихся основой для разработки данного документа.

5. В Типовой программе используются термины, установленные в федеральных нормах и правилах:

Общие положения обеспечения безопасности объектов ядерного топливного цикла (НП-016-05);

Правила ядерной безопасности для объектов ядерного топливного цикла (НП-063-05).

II. Основные направления инспекций безопасности ОЯТЦ

5. Инспекции безопасности ОЯТЦ проводятся, как правило, по следующим направлениям:

а) организационное обеспечение ядерной безопасности ОЯТЦ;

б) техническое обеспечение ядерной безопасности ОЯТЦ;

в) организационное обеспечение радиационной безопасности ОЯТЦ;

г) техническое обеспечение радиационной безопасности ОЯТЦ;

д) обеспечение технической безопасности ОЯТЦ;

е) обеспечение безопасности при транспортировании ядерных материалов, изделий на их основе, отработавшего ядерного топлива;

ж) обеспечение безопасности при обращении с радиоактивными отходами;

з) организация и осуществление подготовки и допуска работников (персонала) ОЯТЦ к ядерно и радиационно-опасным работам;

и) обеспечение учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (РАО);

к) обеспечение физической защиты ядерных материалов, радиоактивных веществ, РАО, ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов, радиоактивных веществ и хранилищ РАО.

6. Направления инспекции безопасности конкретного ОЯТЦ определяются должностным лицом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, принявшим решение о проведении инспекции.

III. Типовые перечни вопросов инспектирования по основным направлениям инспекции безопасности ОЯТЦ

7. В части, относящейся к направлению "Организационное обеспечение ядерной безопасности ОЯТЦ", проверке подлежат:

7.1. Наличие у ОЯТЦ нормативных правовых актов, организационно-распорядительных документов соответствующего органа государственного управления использованием атомной энергии, определяющих требования к обеспечению ядерной и радиационной безопасности ОЯТЦ при осуществлении ОЯТЦ деятельности в области использования атомной энергии.

7.2. Наличие у ОЯТЦ лицензии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на осуществление деятельности, подлежащей лицензированию согласно Положению о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии, и выполнение условий действия лицензии в части, касающейся обеспечения ядерной и радиационной безопасности ОЯТЦ и отчетности об ее состоянии.

7.3. Наличие лицензий Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору у организаций, привлекаемых эксплуатирующей организацией для выполнения работ и оказания услуг, влияющих на обеспечение ядерной безопасности ОЯТЦ, деятельность которых подлежит лицензированию согласно Положению о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии.

7.4. Наличие документального подтверждения финансового обеспечения гражданско-правовой ответственности за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием в результате деятельности ОЯТЦ, установленного статьей 56 Федерального закона "Об использовании атомной энергии".

7.5. Наличие разрешений на ввод объектов ОЯТЦ в эксплуатацию (в том числе после проведения их реконструкции, модернизации, модификации, не предусмотренных регламентом и влияющих на ядерную и радиационную безопасность).

7.6. Наличие и полнота перечня нормативных документов, требования которых в части ядерной и радиационной безопасности распространяются на ОЯТЦ. Фактическое наличие нормативных документов.

7.7. Наличие и соблюдение требований документов, определяющих порядок ввода в действие, пересмотра и внесения изменений в документы предприятия.

7.8. Наличие утвержденного в установленном порядке перечня ядерно-опасных участков с указанием их границ.

7.9. Наличие заключений по ядерной безопасности, выданных в установленном порядке, и выполнение их требований.

7.10. Наличие, содержание и выполнение требований организационно-распорядительных документов, утвержденных руководством ОЯТЦ и разработанных в целях обеспечения ядерной и радиационной безопасности ОЯТЦ в соответствии с уставом предприятия, требованиями федеральных норм и правил, отраслевых нормативных документов, стандартов предприятия. Наличие приказов о назначении должностных лиц, ответственных за организацию и обеспечение ядерной и радиационной безопасности ОЯТЦ.

7.11. Наличие и выполнение мероприятий по устранению отступлений от требований нормативных документов по ядерной и радиационной безопасности или компенсирующих эти отступления.

7.12. Организация исполнения работ по замечаниям, изложенным в предписаниях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Наличие и содержание планов мероприятий по устранению выявленных нарушений, а также выполнение этих планов.

7.13. Наличие графиков и актов проверок ядерной безопасности службой ядерной безопасности ОЯТЦ, наличие и выполнение планов мероприятий по устранению замечаний. Наличие планов мероприятий по повышению уровня ядерной безопасности ОЯТЦ и ход их выполнения.

7.14. Организация контроля соблюдения требований ядерной безопасности. Организация обеспечения и контроля параметров ядерной безопасности технологических процессов. Система контроля норм загрузки (концентрации), закладки, накопления ядерных материалов в оборудовании, наличие графиков контроля и журналов регистрации результатов контроля.

7.15. Документация, подтверждающая наличие системы контроля геометрических форм и размеров оборудования, в котором перерабатываются и хранятся ядерные материалы.

7.16. Организация системы контроля взаимного расположения оборудования, упаковок, наличия и эффективности нейтронопоглощающих свойств конструкционных материалов.

7.17. Организация разработки, учета, обеспечения рабочих мест нормативной, организационно-распорядительной, проектной, конструкторской, эксплуатационной технологической документацией, порядок внесения изменений, порядок ознакомления персонала с документацией. Соблюдение требований к ведению оперативной и отчетной документации при эксплуатации ОЯТЦ.

7.18. Организация эксплуатации ОЯТЦ в соответствии с технологическими регламентами, инструкциями по эксплуатации и другой эксплуатационной документацией.

7.19. Порядок проведения мероприятий по внесению изменений в конструкцию, влияющих на безопасность систем (элементов) ОЯТЦ.

7.20. Наличие и содержание должностных инструкций, положений о подразделениях, определяющих обязанности и права персонала и руководства ОЯТЦ.

7.21. Наличие и соблюдение графиков замены опасного оборудования на безопасное или на оборудование с повышенным коэффициентом запаса.

7.22. Организация и обеспечение проведения противоаварийных мероприятий, в том числе:

- наличие в проектной документации ОЯТЦ перечня потенциальных радиационных аварий с прогнозом их последствий и прогнозом радиационной обстановки;

- наличие в документации ОЯТЦ критериев принятия решения при возникновении радиационной аварии;

- наличие, содержание и выполнение планов мероприятий по защите работников (персонала) и населения от радиационной аварии и ликвидации ее последствий, согласованных в установленном порядке;

- наличие и содержание планов и графиков проведения противоаварийных тренировок;

- наличие и содержание инструкций по проведению противоаварийных тренировок;

- наличие и содержание инструкций, определяющих действия персонала при возникновении предаварийных ситуаций, аварий и при ликвидации последствий аварий;

- наличие утвержденных маршрутов эвакуации, пунктов сбора персонала, наличие в помещениях ОЯТЦ указателей маршрутов эвакуации;

- оборудование пунктов сбора персонала приборами для контроля радиационной обстановки, оценки доз, полученных персоналом, уровней поверхностных загрязнений средств защиты, одежды и кожных покровов, проведение работ по санитарной обработке персонала и оказанию первой помощи пострадавшим;

- обеспеченность персонала средствами индивидуальной защиты, наличие аварийных запасов средств индивидуальной защиты, средств первой помощи пострадавшим при аварии, дозиметрических приборов;

- наличие и состояние основных и дублирующих средств связи, а также средств оповещения об аварии, наличие и содержание схем оповещения;

- обеспеченность ОЯТЦ техническими средствами ликвидации последствий аварий.

7.23. Организация расследования и учета нарушений в работе ОЯТЦ. Наличие и содержание отчетов о расследовании нарушений в работе ОЯТЦ. Выполнение на ОЯТЦ мероприятий по результатам расследования нарушений.

7.24. Наличие аттестованных в установленном порядке расчетных компьютерных программ, использованных для обоснования безопасности ОЯТЦ.

Примечание. Вопросы, изложенные в п.п. 7.1-7.7, 7.10-7.12, 7.17-7.20, 7.22-7.24 настоящей Типовой программы, рассматриваются с точки зрения, касающейся ядерной безопасности.

8. В части, относящейся к направлению "Техническое обеспечение ядерной безопасности ОЯТЦ", проверке подлежат:

8.1. Наличие и содержание перечня систем (элементов), важных для безопасности ОЯТЦ, подлежащих периодическим проверкам и испытаниям. Наличие программ, методик, графиков этих проверок. Соблюдение установленной проектом периодичности проверок и испытаний.

8.2. Соответствие размещения оборудования проекту.

8.3. Соответствие состояния и характеристик систем (элементов), важных для безопасности ОЯТЦ, требованиям нормативных документов и установленным проектом ОЯТЦ характеристикам.

8.4. Соответствие режимов эксплуатации ОЯТЦ требованиям проектной и нормативной документации. Соблюдение требований технологического регламента, инструкций по эксплуатации систем (элементов) ОЯТЦ, обеспечивающих ядерную и радиационную безопасность. Порядок проверки закладки и накопления ядерных материалов в оборудовании.

8.5. Состояние метрологического обеспечения измерительных средств, используемых для контроля параметров ядерной и радиационной безопасности. Организация поверки измерительной аппаратуры, контрольно-измерительных приборов. Наличие и выполнение графиков поверки.

8.6. Обоснованность использования опасного оборудования и оборудования с повышенным коэффициентом запаса.

8.7. Порядок ввода в эксплуатацию ядерно и радиационно-опасных объектов, нового оборудования и аппаратов, используемых при проведении ядерно и радиационно-опасных работ, организация контроля основных параметров оборудования.

8.8. Наличие и соответствие системы аварийной сигнализации (САС) о возникновения самоподдерживающейся цепной реакции (СЦР) требованиям нормативной документации, в том числе:

- наличие обоснования установки или отказа от установки САС, согласованного в установленном порядке;

- наличие средств радиационного контроля для оценки уровней внешнего и внутреннего облучения персонала при возникновении СЦР при выполнении разовых работ с ядерными материалами на производственном участке ОЯТЦ, не оснащенном стационарной САС, наличие приборов радиационного контроля с автоматическими звуковыми сигнализирующими устройствами о превышении порога срабатывания и о немедленной эвакуации персонала;

- соответствие характеристик блоков детектирования, устройств обработки сигнала, средств звуковой и световой сигнализации требованиям нормативной документации;

- обоснование расположения блоков детектирования САС;

- соответствие показателей надежности САС требованиям нормативной документации:

количество ложных срабатываний САС (не более двух раз в год);

возможность проверки работоспособности и настройки САС;

наличие систем само диагностирования с выдачей звуковых и/или световых сигналов о неработоспособности системы в постоянно обслуживаемое помещение;

конструктивная защищенность встроенных устройств для регулировок рабочих параметров САС от несанкционированных действий персонала;

состояние электросетей, питающих САС (промышленные электросети первой категории);

- наличие документации:

техническое задание на разработку средств САС и проекты САС для объектов с ядерными материалами, согласованные в установленном порядке;

схема расположения блоков детектирования САС с указанием ядерно-опасного оборудования и мест хранения ядерных материалов на ядерно-опасных объектах;

схема маршрутов немедленной эвакуации с указанием пунктов сбора персонала;

инструкция по действиям персонала в случае срабатывания САС;

план ликвидации аварий, связанных с возникновением СЦР;

наличие документально оформленных результатов проверки работоспособности САС;

- наличие биологической защиты от излучения при СЦР в помещениях, где расположены пульты управления и контроля за технологическими и производственными процессами, а также службы радиационного контроля, которые не могут быть покинуты персоналом во время возникновения СЦР, или размещение их за пределами ядерно-опасной зоны.

8.9. Наличие средств пожаротушения.

8.10. Организация и проведение ремонтных работ систем и оборудования, важных для безопасности. Наличие и содержание графиков проведения планово-предупредительных и капитальных ремонтов систем, оборудования, элементов ОЯТЦ. Соответствие фактически выполненных мероприятий графикам.

8.11. Организация контроля установленного срока службы систем и оборудования, важных для безопасности:

- организация установления остаточного ресурса систем и оборудования в процессе эксплуатации;

- мероприятия по замене оборудования и других элементов, выработавших свой ресурс;

- порядок продления срока эксплуатации систем, оборудования ОЯТЦ;

- наличие методик определения остаточного ресурса.

8.12. Наличие документов для регистрации и хранения информации об отказах систем (устройств), оборудования, неправильных действиях персонала ОЯТЦ. Состояние, содержание документов. Мероприятия по результатам анализа информации об отказах систем (устройств), оборудования, неправильных действиях персонала ОЯТЦ.

8.13. Наличие и состояние средств сбора, обработки, регистрации и хранения информации об отказах влияющего на безопасность оборудования, нарушениях нормальной эксплуатации, предаварийных ситуациях и авариях.

8.14. Наличие оборудования, аппаратуры, подлежащих сертификации в Системе сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения. Наличие сертификатов соответствия. Наличие актов инспекционного контроля оборудования, аппаратуры органом, выдавшим сертификат соответствия.

Примечание. Вопросы, изложенные в п.п. 8.1-8.5, 8.7, 8.9-8.14 настоящей Типовой программы, рассматриваются с точки зрения, касающейся ядерной безопасности.

9. В части, относящейся к направлению "Организационное обеспечение радиационной безопасности ОЯТЦ", проверке подлежат:

9.1. Вопросы, изложенные в п.п. 7.1-7.7, 7.10-7.12, 7.17-7.20, 7.22-7.24 настоящей Типовой программы, в части, касающейся радиационной безопасности.

9.2. Наличие оформленных в установленном порядке санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии условий и способов транспортирования радиоактивных веществ и ядерных материалов, устройств и установок с источниками излучения и радиоактивных отходов санитарным правилам. Наличие оформленных в установленном порядке санитарно-эпидемиологических заключений на право работы с источниками ионизирующего излучения. Соответствие проводимых на объектах ОЯТЦ работ условиям, установленным санитарно-эпидемиологическими заключениями.

9.3. Наличие оформленного в установленном порядке документа, устанавливающего категорию потенциальной радиационной опасности ОЯТЦ.

9.4. Наличие графиков и актов проверок радиационной безопасности службой радиационной безопасности ОЯТЦ, наличие и выполнение планов мероприятий по устранению замечаний.

9.5. Наличие санитарно-защитной зоны и зоны наблюдения. Соответствие санитарно-защитной зоны ее проекту. Соответствие организации и осуществления контроля радиационной обстановки в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения требованиям нормативных документов.

9.6. Наличие оформленного в установленном порядке санитарно-гигиенического паспорта организации, в которую входит ОЯТЦ, и территории, на которой он расположен.

9.7. Наличие оформленных в установленном порядке разрешений на сбросы и выбросы радиоактивных веществ. Соблюдение ОЯТЦ разрешенных выбросов и сбросов радиоактивных веществ.

9.8. Соответствие организации радиационного контроля требованиям нормативных документов. Наличие разрешительных документов, устанавливающих контрольные и рабочие уровни основных дозовых пределов. Наличие разработанных и введенных в действие в установленном порядке методик контроля параметров радиационной безопасности. Наличие средств измерения параметров радиационной безопасности, их поверка и калибровка.

9.9. Порядок контроля при вывозе оборудования и материалов с территории объектов в части обеспечения радиационной безопасности.

9.10. Порядок обращения с РАО, в том числе:

- порядок сбора и подготовки РАО для хранения и захоронения;

- наличие журналов учета, паспортов на партии РАО, актов комиссий по инвентаризации РАО;

- наличие на предприятии установок по переработке РАО; соответствие условий переработки РАО требованиям нормативной документации;

- порядок транспортирования РАО (санитарно-эпидемиологическое заключение на транспортные средства, транспортные упаковки, контейнеры, цистерны и емкости для перевозки РАО);

- согласованность с органами Госавтоинспекции маршрутов транспортирования РАО по дорогам общего пользования;

- организация и осуществление радиационного контроля за безопасностью при транспортировании РАО;

- порядок хранения (захоронения) РАО; фактическое состояние (характеристика) РАО, направляемых на захоронение; соответствие пунктов хранения (захоронения) РАО проектной документации, наличие разрешений на ввод в эксплуатацию, санитарно-эпидемиологических заключений;

- планируемые и проведенные мероприятия по уменьшению объемов РАО.

9.11. Наличие приказов о назначении ответственных за учет и хранение радиоактивных веществ, за сбор, временное хранение и передачу РАО, о назначении комиссий по инвентаризации радиоактивных веществ и РАО.

9.12. Наличие программы обеспечения качества при обращении с РАО.

10. В части, относящейся к направлению "Техническое обеспечение радиационной безопасности ОЯТЦ", проверке подлежат:

10.1. Вопросы, изложенные в п.п. 8.1-8.5, 8.7, 8.9-8.14 настоящей Типовой программы, в части, касающейся радиационной безопасности.

10.2. Соответствие планировки и оборудования помещений классу работ с использованием источников ионизирующего излучения.

10.3. Соответствие систем вентиляции, газоочистки и канализации требованиям нормативных документов, в том числе:

- обеспечение ОЯТЦ раздельными системами вентиляции для помещений, где ведутся работы с открытыми источниками ионизирующего излучения, и помещений, в которых проектом ОЯТЦ такие работы не предусмотрены;

- обеспечение расчетных значений разрежения в боксах и скорости движения воздуха в рабочих проемах вытяжных шкафов, оборудование камер и боксов приборами контроля степени разрежения;

- наличие резервных вентиляционных агрегатов для помещений, в которых проводятся работы I класса и работы с эманирующими и летучими радиоактивными веществами;

- наличие системы очистки воздуха перед выбросом в атмосферу, графики замены фильтров, обоснование сроков замены;

- наличие системы спецканализации, ее обеспечение средствами контроля количества и активности сточных вод.

10.4. Соответствие оборудования санпропускников требованиям нормативных документов.

11. В части, относящейся к направлению "Обеспечение технической безопасности ОЯТЦ", проверке подлежат:

11.1. Регистрация в органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору паровых и водогрейных котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды, грузоподъемных кранов, используемых при проведении ядерно и радиационно-опасных работ (далее - оборудование, работающее под давлением, и грузоподъемные краны).

11.2. Организация проведения работ с использованием оборудования, работающего под давлением, и грузоподъемных кранов. Наличие и содержание организационно-распорядительных документов, устанавливающих порядок проведения работ, выдачи наряда-допуска и инструктажа работников (персонала).

11.3. Наличие сертификатов соответствия оборудования, работающего под давлением, и грузоподъемных кранов, подлежащих обязательной сертификации. Наличие и содержание актов инспекционного контроля оборудования, работающего под давлением, и грузоподъемных кранов органом, выдавшим сертификат соответствия.

11.4. Соответствие условий применения оборудования, работающего под давлением, и грузоподъемных кранов условиям, определенным соответствующими разрешениями и (или) сертификатами.

11.5. Организация технического обслуживания и ремонта оборудования, работающего под давлением, и грузоподъемных кранов. Наличие и содержание инструкции по техническому обслуживанию. Соблюдение установленной периодичности работ по техническому обслуживанию.

11.6. Состояние и организация технического освидетельствования оборудования, работающего под давлением, и грузоподъемных кранов, соблюдение установленных сроков частичного и полного освидетельствования.

11.7. Наличие и содержание эксплуатационной документации, включая инструкции по эксплуатации, формуляры, паспорта, разрешения на работу оборудования, работающего под давлением, и грузоподъемных кранов.

11.8. Сроки службы, остаточный ресурс оборудования, работающего под давлением, и грузоподъемных кранов, их составных элементов. Порядок продления срока службы.

11.9. Наличие и содержание документации по обучению и проверке знаний персонала, обслуживающего оборудование, работающее под давлением, и грузоподъемные краны.

11.10. Выполнение условий действия лицензии в части, касающейся обеспечения технической безопасности ОЯТЦ и отчетности об ее состоянии.

12. В части, относящейся к направлению "Обеспечение безопасности при транспортировании ядерных материалов, изделий на их основе, отработавшего ядерного топлива", типовой перечень вопросов определяется в соответствии с приложением 2 к Инструкции по осуществлению надзора за ядерной и радиационной безопасностью объектов ядерного топливного цикла (РД-05-19-99).

13. В части, относящейся к направлению "Обеспечение безопасности при обращении с радиоактивными отходами", типовой перечень вопросов определяется в соответствии с приложением 5 к Инструкции по осуществлению надзора за ядерной и радиационной безопасностью объектов ядерного топливного цикла (РД-05-19-99).

14. В части, относящейся к направлению "Организация и осуществление подготовки и допуска работников (персонала) ОЯТЦ к ядерно и радиационно-опасным работам", проверке подлежат:

14.1. Порядок оформления допуска работников (персонала) ОЯТЦ к ядерно и радиационно-опасным работам.

14.2. Наличие и содержание утвержденных в установленном порядке программ и графиков подготовки (в том числе наличие в программах подготовки раздела о формировании у персонала культуры безопасности), стажировки, сдачи экзаменов персонала и руководства ОЯТЦ, участвующих в организации и проведении ядерно и радиационно-опасных работ.

14.3. Соблюдение сроков сдачи экзаменов. Наличие, содержание протоколов проверки знаний.

14.4. Наличие у работников разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии, полученных в установленном порядке, выполнение условий действия разрешений.

14.5. Наличие приказов о назначении комиссий по проверке знаний у работников.

14.6. Периодичность проведения инструктажа рабочих и инженерно-технических работников, соответствие проведения внепланового инструктажа установленным требованиям, оформление результатов инструктажа в установленном на предприятии порядке.

14.7. Штатная и фактическая численность персонала ОЯТЦ.

14.8. Периодичность проведения противоаварийных тренировок, полнота охвата персонала ОЯТЦ в их участии.

15. В части, относящейся к направлению "Обеспечение учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и РАО", типовой перечень вопросов определяется в соответствии с руководящими документами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору: Типовой программой целевой инспекции системы учета и контроля ядерных материалов в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами (РД-07-03-2006) и Типовой программой целевой инспекции системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организациях, осуществляющих обращение с указанными веществами (РД-07-11-2007).

16. В части, относящейся к направлению "Обеспечение физической защиты ядерных материалов, радиоактивных веществ, РАО, ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов, радиоактивных веществ и хранилищ РАО", типовой перечень вопросов определяется в соответствии с руководящим документом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - Типовой программой инспекции физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (РД-07-12-2007).

Приложение

Указания
по составлению рабочей программы комплексной и целевой инспекций безопасности ОЯТЦ

1. В соответствии с Положением об организации государственного надзора за безопасностью при использовании атомной энергии (РД-03-43-98) рабочая программа является одним из основных документов по планированию проведения комплексных и целевых инспекций и подлежит составлению в обязательном порядке.

2. Структура рабочей программы должна соответствовать требованиям к структуре указанного документа, изложенным в РД-03-43-98.

3. В рабочей программе предусматриваются те направления инспектирования, которые определены должностным лицом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, принявшим решение о проведении инспекции.

4. Рабочая программа составляется на основе изложенных в Типовой программе перечней вопросов, подлежащих проверке по каждому из предусмотренных в ней направлений инспектирования.

Указанные перечни дополняются вопросами, необходимость проверки которых вытекает из анализа информации о фактическом состоянии ядерной и радиационной безопасности конкретного ОЯТЦ. При этом, исходя из особенностей деятельности конкретного ОЯТЦ, в рабочую программу должны включаться вопросы, предусмотренные соответствующими приложениями к Инструкции по осуществлению надзора за ядерной и радиационной безопасностью объектов ядерного топливного цикла (РД-05-19-99).

5. Рабочую программу составляет и подписывает ответственный за проведение инспекции, а утверждает должностное лицо, определенное в РД-05-19-99.

6. Проверки и иные мероприятия, предусматриваемые в рабочей программе, а также методы и способы их выполнения не должны приводить к снижению безопасности ОЯТЦ в процессе проведения инспекции.

Пояснительная записка
к проекту Типовой программы инспекции безопасности объектов ядерного топливного цикла

Проект Типовой программы инспекции безопасности объектов ядерного топливного цикла (далее - Типовая программа) разработан в соответствии с Планом разработки проектов руководящих документов внутриведомственного характера, утверждаемых руководителем Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор), утвержденному руководителем Ростехнадзора 28.11.2008.

Проект Типовой программы разработан на основании статей 23 и 25 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4552; 1997, № 7, ст. 808; № 29, ст. 2949; 2002, № 1, ст. 2; № 13, ст. 1180; 2003, № 45, ст. 4436; 2004, № 35, ст. 3606; 2006, № 52, ст. 5498; 2007, № 7, ст. 834; № 49, ст. 6079; 2008, № 29, ст. 3418; № 30, ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17); пунктов 5, 19 и 20 Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997 г. № 865 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 29, ст. 3528; 2002, № 41, ст. 3983; 2005, № 7, ст. 560; Российская газета, № 22, 02.02.2007); пункта 27 Положения о системе государственного учета и контроля ядерных материалов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 352; Правил физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2007 г. № 456; пункта 5.3.8 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору", с изменениями, внесенными в указанное Положение постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 404, а также Положения об организации государственного надзора за безопасностью при использовании атомной энергии (РД-03-43-98).

Типовая программа не является документом нормативно-правового характера и не нуждается в государственной регистрации.

С введением в действие Типовой программы следует считать утратившей силу и не подлежащей применению Типовую программу инспекции безопасности объектов ядерного топливного цикла (РД-05-02-2003), утвержденную приказом Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности от 24 апреля 2003 г. № 41.

Руководитель разработки проекта Типовой программы: начальник Управления по регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла, ядерных энергетических установок судов и радиационно-опасных объектов, надзору за учетом и контролем ядерных материалов и радиоактивных веществ и физической защитой - А.И. Кислов.

Разработчики проекта Типовой программы:

начальник отдела Управления по регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла, ядерных энергетических установок судов и радиационно-опасных объектов, надзору за учетом и контролем ядерных материалов и радиоактивных веществ и физической защитой - С.Н. Удодов;

ведущий эксперт Управления по регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла, ядерных энергетических установок судов и радиационно-опасных объектов, надзору за учетом и контролем ядерных материалов и радиоактивных веществ и физической защитой - А.С. Дубовенко.

Начальник Управления по регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла, ядерных энергетических установок судов и радиационно опасных объектов, надзору за учетом и контролем ядерных материалов и радиоактивных веществ и физической защитой

А.И. Кислов

 

Текст документа и нумерация пунктов приводится в соответствии с источником

 

Заменяет РД 05-02-2003