Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

56 страниц

389.00 ₽

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Документ предназначен для работников проектных, конструкторских и научно-исследовательских организаций.

Оглавление

Предисловие

1. Общие положения

2. Расчет гидродинамической нагрузки на облицовку КРК со стороны проточной части гидротурбины

   2.1 Общие положения

   2.2 Модель течения жидкости в проточной части гидротурбины. Расчет гидродинамической нагрузки на КРК

   2.3 Расчет спектральных характеристик гидродинамической нагрузки на элемент облицовки КРК

   2.4 Определение режимных параметров ПЛ-гидротурбины, необходимых для расчета гидродинамической нагрузки

   2.5 Подготовка исходных данных для гидродинамического расчета проточной части ПЛ-гидротурбины

3. Расчет динамического напряженного состояния стальной облицовки

   3.1 Выбор расчетной схемы

   3.2 Нагрузка на элемент облицовки

   3.3 Основные предпосылки для прочностного расчета элемента облицовки

   3.4 Постановка задачи гидроупругости

4. Оценка надежности стальных облицовок КРК ПЛ-гидротурбин

   4.1 Оценка вероятности безотказной работы элемента облицовки

   4.2 Оценка долговечности элемента облицовки

   4.3 Оценка долговечности элемента облицовки с учетом реального графика работ

   4.4 Оценка надежности облицовки КРК как системы

Приложение 1. Краткая инструкция для работы с пакетом программ по расчету гидродинамических нагрузок, динамическому напряженному состоянию облицовку КРК и прогнозу их усталостной прочности

Приложение 2. Пример расчета гидродинамических нагрузок, напряженного состояния и долговечности облицовок КРК

Список литературы

Показать даты введения Admin

Страница 1

РАО «ЕЭС России»

Открытое акционерное общество «ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ГИДРОТЕХНИКИ им. Б.Е. ВЕДЕНЕЕВА»

ПОСОБИЕ ПО РАСЧЕТУ ДИНАМИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕННОГО СОСТОЯНИЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ОБЛИЦОВОК КАМЕР РАБОЧИХ КОЛЕС ПОВОРОТНО-ЛОПАСТНЫХ ГИДРОТУРБИН С ОЦЕНКОЙ ИХ УСТАЛОСТНОЙ ПРОЧНОСТИ

П77-2000 ВНИИГ~

Санкт-Петербург

2000

Страница 2

РАО «ЕЭС России»

Открытое акционерное общество «ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ГИДРОТЕХНИКИ им. Б.Е. ВЕДЕНЕЕВА»

ПОСОБИЕ ПО РАСЧЕТУ ДИНАМИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕННОГО СОСТОЯНИЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ОБЛИЦОВОК КАМЕР РАБОЧИХ КОЛЕС ПОВОРОТНО-ЛОПАСТНЫХ ГИДРОТУРБИН С ОЦЕНКОЙ ИХ УСТАЛОСТНОЙ ПРОЧНОСТИ

П 77-2000 ВНИИГ

Сайт-Пет ербург 2000

Страница 3

УДК 621.224

В Пособии содержатся основные материалы, необходимые для определения изменяющихся во времени гидродинамических нагрузок, динамического напряженного состояния и прогноза усталостной прочности облицовок камер рабочего колеса пропеллерных и поворотно-лопастных гидротурбин при различных схемах их работы.

Применение разработанных методик и программного обеспечения позволяет обосновать выбор плановых размеров и толщин облицовок камер рабочих колес (КРК) с помощью современных подходов к расчету нагрузок и динамического напряженного состояния облицовок КРК при обеспечении заданного уровня их надежности.

В приложениях к Пособию даны краткая инструкция для работы с пакетом программ по расчету гидродинамических нагрузок, динамическому напряженному состоянию облицовок КРК и прогнозу их усталостной прочности, а также пример расчета этих величин для конкретных ГЭС.

Отдельные разделы представленной методики могут быть трансформированы для соответствующих расчетов облицовок водосбросных сооружений и других элементов различных конструкций, испытывающих динамические нагрузки.

Пособие предназначено для работников проектных, конструкторских и научно-исследовательских организаций.

ISBN 5-85529-065-4

О ОАО “ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева”, 2000

Страница 4

ПРЕДИСЛОВИЕ

“Пособие по расчету динамического напряженного состояния металлических облицовок камер рабочих колес поворотно-лопастных гидротурбин с оценкой их усталостной прочности” содержит материалы, обоснованные современным опытом строительства, проектирования и исследований вопросов, связанных с различными аспектами условий работы металлических облицовок (динамическое воздействие потока, адгезия к бетону и другие разрушающие факторы), и помогает в практике проектирования и реконструкции пропеллерных и поворотно-лопастных гидротурбин (ПЛ-гидротурбин) при оценке надежности облицовок камер рабочих колес (КРК). Пособие включает современное программное обеспечение для определения изменяющихся во времени гидродинамических нагрузок, динамического напряженного состояния и прогноза усталостной прочности облицовок КРК при различных схемах их работы.

Металлические облицовки относятся к объектам экономической категории, стоимость их составляет значительную часть в общей стоимости гидросооружений. Технические параметры таких объектов, в том числе надежность, подлежат, по возможности, наиболее точной и корректной оценке на уровне современного состояния науки в данной области с учетом практики строительства и эксплуатации КРК ПЛ-гидротурбин.

Настоящее Пособие позволяет обосновать выбор плановых размеров и толщин облицовок КРК с помощью современных подходов к расчету нагрузок и динамического напряженного состояния облицовок КРК при обеспечении заданного уровня их надежности.

Пособие разработано во ВНИИГ им. Б.Е.Веденеева доктором физ.-мат. наук В.И.Климовичем и канд.техн.наук С.М.Левиной при участии ведущего инженера Н.Н.Короткова.

3

Страница 5

РАО «ЕЭС России»

Пособие по расчету динамического напряженного состояния металлических облицовок камер рабочих колес поворотнолопастных гидротурбин с оценкой их усталостной прочности

П 77 -2000 ВНИИГ

Вводится

впервые

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Анализ данных обследований разрушений облицовок КРК на действующих ГЭС позволяет выделить в качестве основных причин, приводящих к их непроектной работе, наличие пустот за КРК или отсутствие сцепления облицовок КРК со штрабным бетоном. Нарушение контакта с бетоном может происходить вследствие плохой проработки бетона, его усадки и выноса по фильтрационным ходам и т.п. Учет изменения проектных условий работы облицовок КРК должен быть произведен и в расчетах путем рассмотрения динамического напряженного состояния КРК с учетом эффекта гидроупругости и наличия подплитных областей. Кроме того, для расчета динамического напряженного состояния облицовок КРК необходимо также определить расчетным путем гидродинамические нагрузки, действующие на стенки КРК при различных режимах работы гидроагрегата, которые являются наиболее характерными для данной ГЭС. На основе указанных выше расчетов должен быть произведен прогноз усталостной прочности облицовки КРК и дана оценка его долговечности [1].

Схема монтажа типичной, наиболее распространенной камеры рабочего колеса ПЛ-гидротурбины (в Пособии рассматриваются только такие конструкции) позволяет рассматривать ее в виде конструкции, состоящей из отдельных элементов (облицовок) с заделкой по контуру, образованному

Внесены

Утверждены

Срок

ОАО «ВНИИГ

РАО «ЕЭС России»

введения в

им.Б.Е.Веденеева»

письмо № 02-1-03-4/632

действие

от 03.07.98

IV кв. 2000 г.

4

Страница 6

вертикальными и горизонтальными ребрами жесткости. Облицовки взаимодействуют с потоком воды, протекающим в проточной части гидротурбины.

Расчетные исследования производятся для металлических облицовок с учетом их местоположения, размеров и условий работы. Местоположение облицовки зависит от схемы расположения облицовок КРК. Размеры облицовок равны расстояниям между вертикальными и горизонтальными ребрами жесткости. Условия работы облицовок характеризуются наличием или отсутствием: подплитной полости, сцепления с бетоном, отверстия в облицовке, соединяющего подплитную полость с проточной частью гидротурбины.

Полная нагрузка на облицовку КРК равна сумме нагрузок, действующих как со стороны проточной части, так и со стороны штрабного бетона или подплитной полости. При этом вследствие вращения РК гидродинамическая составляющая нагрузки со стороны проточной части переменна во времени.

Расчеты гидродинамической составляющей нагрузки на облицовку, местоположение и размеры которой заданы, производятся для заданных режимов работы гидроагрегата с помощью современных методов расчета гидродинамики проточной части [2,3]. Зазоры между камерой и лопастью РК полагаются малыми.

При расчете гидродинамических нагрузок на облицовку со стороны камеры принимается гипотеза об идентичности спектра нагрузки на жесткую и упругую конструкции.

Режим работы гидроагрегата характеризуется расходом воды через гидротурбину, числом оборотов вращения РК, напором, высотой отсасывания, открытием направляющего аппарата (НА), углом установки лопастей РК.

Для гидродинамического расчета течений в проточной части гидротурбины требуется исходная информация (чертежи) о геометрии профиля НА, лопасти РК, нижнего и верхнего ободов проточной части.

Для расчета гидродинамической нагрузки на облицовку КРК необходимы чертежи КРК ПЛ-гидротурбин.

Режимные параметры гидротурбины определяют с помощью главной универсальной характеристики, при необходимости используют также эксплуатационную характеристику и соотношения по пересчету натурных и модельных параметров.

В качестве нагрузок, действующих с внутренней стороны подплитной полости, принимаются (задаваемые в каждом случае генпроектировщи-ком) наибольшие из них: инъекционное давление или фильтрационное давление с учетом вакуума внутри камеры рабочего колеса.

5

Страница 7

Облицовка рассчитывается как упругая пластина (схематизация облицовки КРК в виде плоских пластин для стандартных размеров элемента справедлива при диаметрах рабочего колеса больше Зм), закрепленная на прямоугольном жестком контуре, граничащая с одной стороны с потоком в проточной части, а с другой - с подплитной полостью, наполненной водой.

При динамическом расчете учитывается гидроупругое взаимодействие пластины с окружающей ее водной средой.

Для расчетов необходимы данные о прочностных характеристиках материала облицовки, кривой усталости и нагрузочных режимах.

Оценка надежности облицовки КРК, отказы которой носят преимущественно усталостный характер, основывается на понятиях безотказности и долговечности.

При расчете вероятности отказа элемента стальной облицовки КРК принимается во внимание два критерия отказа:

превышение уровнем статических напряжений в элементе предела прочности 5ст > RH (где - расчетные напряжения от статических нагрузок; RH - предел прочности);

нарушение условия усталостной прочности с учетом коррозии S > Rml\ где Syct - расчетные усталостные напряжения с учетом коррозии; Л * - условный предел коррозионно-усталостной прочности.

Расчет по первому критерию проводится при воздействии на облицовку статической нагрузки, по второму критерию - на основе динамического прочностного расчета.

Динамический прочностной расчет состоит из двух этапов: расчет спектра гидродинамических нагрузок и спектра напряжений, соответствующих этим нагрузкам.

Расчет долговечности стальной облицовки для данной совокупности режимов предлагается проводить по двум теориям: детерминистической и вероятностной.

При работе агрегата на разных режимах для определения ресурса стальной облицовки КРК используется линейная модель суммирования повреждений.

Расчеты гидродинамических нагрузок, напряженного состояния, а также оценка вероятности безотказной работы и долговечности металлической облицовки выполняются с помощью программного блока, снабженного программной оболочкой, обеспечивающей внутренний и внешний интерфейс.

Предлагаемая методика позволяет проводить сравнение проектируемых или реконструируемых вариантов конструкций металлических облицовок КРК по надежности, а также осуществлять их экономическую оптимизацию.

6

Страница 8

Область применения

Настоящее Пособие распространяется на расчеты металлических облицовок (обечаек) камер рабочих колес поворотно-лопастных гидротурбин, проводимые как на стадиях проектирования и реконструкции КРК, так и на стадии ремонтно-восстановительных работ.

Пособие предназначено для работников проектных, конструкторских и научно-исследовательских организаций.

Нормативные ссылки

В настоящем Пособии приведены ссылки на следующие нормативные документы:

ГОСТ 19185-73 “Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения”;

ГОСТ 27.002-89 “Надежность в технике. Основные понятия и определения”;

РТМ 108.243.101-83 “Турбины гидравлические поворотно-лопастные. Расчеты на усталостную прочность”.

Терминология

Термины и определения, использованные в настоящем Пособии, приняты в трактовке ГОСТ 19185-73 , ГОСТ 27.002-89 и РТМ 108.243.101-83.

2. РАСЧЕТ ГИДРОДИНАМИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ НА ОБЛИЦОВКУ КРК СО СТОРОНЫ ПРОТОЧНОЙ ЧАСТИ ГИДРОТУРБИНЫ

2.1.0бщие положения

Для расчета гидродинамической нагрузки на облицовку КРК со стороны проточной части гидротурбины необходимо для заданных режимов работы гидроагрегата рассчитать течение во всей проточной части, включая области НА, РК и свободных вихревых течений до НА, между НА и РК, за РК. Расчстно-тсорстичсскос изучение течения жидкости затрудняется вследствие сложной геометрической формы проточной части, пространственного характера течения, необходимости учета влияния вязкости,

7

Страница 9

наличие которой проявляется в образовании сильно завихренных областей пограничных слоев на стенках проточной части, а также вихревых следов за лопатками НА и за лопастями РК. В настоящее время существуют модели различной сложности для исследования потока в гидромашинах. При этом в основном используются двухмерные, квазитрехмерные и трехмерные модели. В настоящем Пособии используется квазитрехмерный подход к расчету параметров течения в проточной части гидротурбины. Целесообразность применения квазитрехмерной модели движения обуславливается возможностью учесть вихревой характер течения в проточных частях гидроагрегатов, а также взаимное влияние лопастных систем друг на друга. Практическая эффективность квазитрехмерных подходов объясняется удовлетворительным согласованием результатов квазитрехмерных расчетов с экспериментальными данными для проточных частей гидроагрегатов различного типа в широком диапазоне изменения их параметров.

2.2. Модель течения жидкости в проточной части гидротурбины.

Расчет гидродинамической нагрузки на КРК

Основным допущением квазитрехмерной модели движения является предположение, что течение жидкости в проточной части гидротурбины происходит на осесимметричных поверхностях тока. При этом допущении уравнения квазитрехмерной модели течения представляют собой систему уравнений для решения задач определения положения осесимметричных поверхностей тока и обтекания решеток профилей на этих поверхностях тока в слое переменной толщины.

В областях лопастных систем уравнения квазитрехмерной модели течения имеют вид [3]:

div тУ = 0;    @.1)

1

Я,Я2

'дН2Уг

Э<?,

ОД L

dq2

1 Э/ VtH2 д q2

+J(<t>.RK) + A,+A2+A,A2.2)

-r-=0; rot, У = 0; div У = 0.    (2.3)

OS

Здесь Я(, Я2, R - коэффициенты Ламе, соответствующие криволинейным координатам qx% qv ср (рис.2.1); V]f У2, Уи- компоненты абсолютной 8

Страница 10

скорости V , полученной путем осреднения скорости V по окружной координате ср в пределах межлопастного канала; s, п - естественная система координат в меридиональной плоскости, координатными линиями которой являются линии тока осредненного течения; I - интеграл Бернулли в относительном движении; ф -    q2) = 0 - уравнение

средней поверхности лопасти.

Отметим, что в случае густых лопастных систем (e = L/T> 1) уравнения, описывающие квазитрех-мерное течение, могут быть упрощены за счет отбрасывания слагаемых малого порядка А,, А2, Л3 и учета связи осредненных параметров

Рис. 2.1. Меридиональная проекция проточной части ПЛ-гидротурбины

fT d Я ЭФ- Я ЭФ -Vu - (OR = —-—V. +—-—V2 , H,d4l H2 dq2 2'

(2.4)

где О) - угловая скорость вращения лопастной системы.

В областях свободного вихревого течения уравнения квазитрехмер-ной модели течения имеют вид

divP = 0;

(2.5)

1

Я,Я,

'ад

Э?,

1    1    d(RVj    .

У,Н2 дд2 2V,R2H2 dq2    ”

(2.6)

(2.7)

9

Страница 11

где Е - интеграл Бернулли в абсолютном движении.

Отметим, что слагаемое А3 в формуле (2.6) в случае густых лопастных систем может быть отброшено, так как имеет малый порядок.

Численная схема решения уравнений (2.1)- (2.7) строится следующим образом. Уравнение (2.2) (см. также (2.6)), записанное для функции тока, аппроксимируется конечными разностями. Полученная нелинейная система разностных уравнений с учетом граничных условий решается методом установления. Решение задачи обтекания решеток профилей на осесимметричных поверхностях тока производится на основе программы, разработанной Б.С.Раухманом [4], в которую был добавлен расчет характеристик течения в канале между соседними профилями.

На основе полученного в результате расчета по уравнениям (2.1) -(2.7) поля скоростей из интеграла Бернулли определяется распределение давления в РК

где Ешик = gPn, Рп - атмосферное давление (м вод.ст.); Z, = Н$ - Z, Hs -высота отсасывания; Z - координата, отсчитываемая по оси гидротурбины

от оси поворота лопастей РК в направлении течения; /?Км,их - момент

окружной скорости на выходе из РК; ф - окружная координата в относительном движении.

Из последнего соотношения в координатах относительного движения получаем следующее выражение для давления Р (м вод.ст.) в РК

В случае возникновения областей с давлением Р < Рп (что соответствует зоне кавитации, Рп - давление парообразования) в этих областях полагалось Р- Р .

п

В предположении малости зазора между камерой и лопастью РК можно полагать, что распределение давления в канале между соседними лопастями в периферийном сечении колеса передается на камеру РК. Тогда распределение давления Р0 на камере РК определится с учетом вращения РК следующим образом

(Р = р/ф&))

(2.9)

(2.10)

10

Страница 12

где /- время; sp = sp(qr q2) - координата, отсчитываемая вдоль периферийного обода; ф0, qrq2- неподвижная система координат (<р0= <р + (л)/).

Вследствие осевой симметрии (между соседними лопастями РК распределение давления в канале одинаково) гидродинамическая нагрузка со стороны проточной части Я0 является периодической функцией по / с периодом, равным Т = 2p/(Nl(o)t где - число лопастей РК.

2.3. Расчет спектральных характеристик гидродинамической нагрузки на элемент облицовки КРК

После расчета параметров потока в проточной части ПЛ-гидротур-бины и гидродинамической нагрузки на КРК определяется средняя по площади нагрузка Pff) на облицовку КРК площадью S

^(0 = ~/ P(<pQ-(Ot,Z)dS.    (2.11)

л s

Спектральные характеристики гидродинамической нагрузки на облицовку Р (Г) находятся на основе разложения ЯД/) в ряд Фурье

где

2 nkt ,    .    2    nkt

cos-+ bk sin-

)■

T =

2n a Nt ca’

(2.12)

При этом спектральная плотность g (Q) динамической нагрузки ЯД/) имеет вид

-    2тlk

g„(V) = lcl «(Q-Q»).    (2.13)

кшО    /

со = °о/2.    с]    =    (в*    +    6,г) / 2.

Отметим, что спектральная плотность gJSI) имеет вид (2.13) при ее вычислении с помощью соотношений Хинчина-Винера [5]

11

Страница 13

(2.14)

g„(n) = -j*„,(T)cosflTA,

п О

-0

и учете разложения Pt(t) в виде (2.12).

Характеристики спектральной плотности гидродинамической нагрузки (коэффициенты с2 и ), рассчитанные с помощью зависимостей (2.12), (2.13), автоматизированно передаются в блок расчета динамического напряженного состояния облицовки (см. раздел 3).

2.4 Определение режимных параметров ПЛ-гидротурбины, необходимых для расчета гидродинамической нагрузки

Определение режимных параметров для расчета гидродинамики проточной части и гидродинамической нагрузки на КРК должно осуществляться на основе эксплуатационной и универсальной характеристик ПЛ-гидро-турбины. При этом, для заданного режима, т.е. при известных напоре Я, мощности Я и оборотах РК л, необходимо установить открытие НА а0, угол установки лопастей РК <ря, расход через турбину Q. Кроме того, для расчета распределения давления на КРК необходимо определить высоту отсасывания Я.

а

Режимные параметры а0, фл, QnHj при заданных Я, Я и л находятся следующим образом. По эксплуатационной характеристике гидроагрегата по заданным Я и Я вычисляются коэффициент полезного действия (кпд) Г| и высота отсасывания Hg. С помощью соотношения

N = pgQHr)/\000 (кВт)    (2.15)

определяется расход жидкости Q (м3/с) через турбину.

Далее рассчитываются приведенный расход Q[ и приведенные обороты п[:

О! = q!{d^4h\    п\    =    по,    /7я,    (2.16)

где Dt - диаметр РК.

С помощью универсальной характеристики по найденным значениям QI и л[ и с учетом поправки на масштаб модели находятся открытие НА 12

Страница 14

модельной турбины a'Q и угол установки лопастей РК фп. Окончательное открытие НА для условий натурной гидротурбины а0 пересчитывается следующим образом

a0=a'0DjDMt    (2.17)

где Du ~ диаметр модели турбины.

Для выполнения гидродинамического расчета необходимо также задать энергию потока Е0 на входе в проточную часть и закрутку потока

ЯУилху формируемую спиральной камерой. Эти значения находятся из соотношений:

E0=gH;    RV,„ = Q/(2nb0 tg 8 „),    (2.18)

где b0 - высота НА; 8сп - угол спирали.

Угол спирали 8сп выбирается на основе данных [6,7] в зависимости от угла охвата спиральной камеры, который известен для каждой гидротурбины.

2.5. Подготовка исходных данных для гидродинамического расчета проточной части ПЛ-гидротурбины

На основе полученных значений режимных параметров а0 и фя (см.п.2.3) для натурных условий необходимо решить две вспомогательные геометрические задачи по определению требуемых для гидродинамического расчета геометрических характеристик лопастных систем: коэффициента стеснения т(R, Z) и угловой координаты средней линии лопасти (лопатки) Ф(/?, Z) (см.п.2.2).

Для указанных геометрических задач требуется иметь теоретический чертеж лопасти РК и чертеж лопатки НА.

Для расчета функций Ф и т в НА по известному открытию задаются: число лопаток НА - N0;

координата Rw(м) цилиндрического радиуса оси поворота лопаток НА (^0*= DJ2)\

высота НА - Ь0 (м);

координата Z (м) нижнего кольца НА (Z = 0 на оси поворота лопастей

РК);

массив координат {*., у.) (м) верхней и нижней стороны профиля (рис.2.2);

координаты jc0, у0 (м) оси поворота лопатки НА;

13

Страница 15

координаты хл, уш (м) центра вписанной окружности и ее радиус гщ на входной кромке НА ;

координаты хЕ, уЕ (м) центра вписанной окружности и ее радиус гЕ (м) на выходной кромке НА (условно принимается, что радиус г£ равен половине толщины выходной кромки НА); открытие НА - а0 ( мм).

Для расчета функций Ф и т в РК по известному углу установки лопастей <рл задаются:

число лопастей РК N,;

число цилиндрических сечений R = const, в которых задаются сечения лопасти РК;

массив цилиндрических радиусов R (м) этих сечений ; расстояния до верхней Ьх (м) и нижней баз Ь2 (м) от оси поворота лопасти в развертке цилиндрического сечения на плоскость (рис.2.3); угол разворота лопастей (ря (град);

массивы координат {дг.в, у.} (м) точек верхней стороны профилей (от верхней базы) в сечениях R - const;

массивы координат {х/\ у.} (м) точек нижней стороны профилей (от нижней базы) в сечениях R = const;

массив координат хс> ус (м) центров вписанных окружностей на входных кромках профилей и их радиус г. (м) в сечениях R = const (хс отсчитывается от верхней базы);

массив координат х,, ус1 (м) центров вписанных окружностей на выходных кромках профилей и их радиус г., (м) в сечениях R = const (хс| отсчитывается от верхней базы, условно принимается, что г., равен половине толщины выходной кромки лопасти);

массив координату0(м) положения оси вращения лопасти в сечениях R - const.

14

Рис. 2.2. Профиль лопатки НА в сечении Z = const

Страница 16

Рис. 2.3. Развертка сечения лопасти РК цилиндрической поверхностью

R - const

Для расчета гидродинамики проточной части требуется также задание геометрии нижнего (CD) и верхнего (АВ) ободов проточной части (см. рис.2.1). При этом координаты R, Z линий АВ и CD должны выбираться в одинаковом числе точек и точки рекомендуется располагать приблизительно равномерно вдоль линий АВ и CD. Линии DA и ВС задаются соответственно как R = const и Z = const. Линия DA выбирается между статором и НА, линия ВС - за РК в конусе отсасывающей трубы.

Местоположение и размеры облицовки КРК (длина облицовки Ds по оси турбины, ширина облицовки DL в окружном направлении, координата Z положения нижнего края облицовки ZHO) находят с помощью чертежа КРК.

Помимо геометрических данных проточной части ПЛ-гидротурбины, в соотвествии с п. 2.4, находят также обороты РК п (об/мин), расход Q (м3/сек), энергию потока Е0 и закрутку потока RVU9X на входе в проточную часть, атмосферное давление Рп (м), высоту отсасывания Я (м).

15

Страница 17

3. РАСЧЕТ ДИНАМИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕННОГО СОСТОЯНИЯ СТАЛЬНОЙ ОБЛИЦОВКИ

3.1. Выбор расчетной схемы

В качестве расчетных схем для облицовок камер рабочих колес типичными, наиболее распространенными, принимаются две основные схемы (рис.3.1):

облицовка полностью омоноличена с основным бетоном сооружения: не имеет отверстий, подплитных полостей и отслоения металла от омоноличивающего раствора (рис.3.1,а);

облицовка в пределах рассчитываемой панели, ограниченной ребрами жесткости, не омоноличена и имеет подплитную полость глубиной а (рис.3.1,б, в - а > 0; рис.3.1, г - а = 0, что соответствует термину “отслоение”)- При этом выделяются два частных случая: облицовка не имеет отверстий в панели, соединяющих воду в подплитной полости с транзитным потоком (рис.3.1 ,б); облицовка имеет отверстие в панели, соединяющее воду в подплитной полости с транзитным потоком (рис.3.1, в,г).

3.2. Нагрузка на элемент облицовки

Полная нагрузка Р^ на облицовку КРК определяется соотношением

+    (3.1)

где Pt(g) - давление в камере со стороны проточной части, состоящее из осредненной Р и пульсационной Рг составляющих; - фильтрационное давление.

Данные о нагрузках со стороны проточной части получают из решения гидродинамической задачи (см. п. 2). Значения фильтрационного давления принимаются либо по проектным данным, либо путем введения некоторого коэффициента kpf, показывающего, какая доля от гидростатического (в месте расположения данного элемента облицовки) принимается за величину фильтрационного давления.

Страница 18

Рис. 3.1

а - облицовка полностью омоноличена с основным бетоном сооружения; б - под облицовкой имеется подплитная полость, связи с транзитным потоком нет; в - под облицовкой имееется подплитная полость, облицовка имеет отверстие, соединяющее воду в подплитной полости с транзитным потоком; г - отслоение облицовки от штрабного бетона, имеется отверстие в панели облицовки

17

Страница 19

3.3.Основные предпосылки расчета на прочность элемента облицовки

Расчет на прочность элемента облицовки состоит из статического и динамического расчетов.

Статический расчет проводится согласно существующим нормам и правилам проектирования механического оборудования гидротехнических сооружений. В качестве расчетной принимается нагрузка, имеющая наибольшее из значений: фильтрационное давление или давление цементного раствора (строительный случай) Рщн плюс вакуум при возможном внезапном опорожнении водовода Рш.

Фильтрационное давление Рф, которое может действовать на фрагмент облицовки со стороны подплитной полости, а также принимать различные значения в зависимости от реальных условий. Примем его в виде зависимости

/*Ф = kpf*(# - H+Zp)    (3.2)

где Н - напор; Я - высота отсасывания; - координата центра облицовки, отсчитываемая от оси поворота лопасти РК; kpf - коэффициент, меняющийся от 0 до 1 (значение 1 соответствует наихудшему случаю, когда давление в подплитной полости равно напору).

Анализ влияния фильтрационного давления и остаточных температурных напряжений на упругую устойчивость и вынужденные колебания облицовок, проведенный на основе решения задачи гидроупругости в нелинейной постановке, показал, что достижение границ статической и динамической устойчивости для применяемого в КРК диапазона толщин облицовок (точнее диапазона их жесткости) возможно и при реальных скоростях транзитного потока в том случае, если уровень напряжении в срединной поверхности облицовки Nx% Ny ~ (1 - 3)107 Н/м2.

При проведении расчетов динамического напряженного состояния и усталостной прочности фрагментов облицовки КРК и сопрягающего пояса следует придерживаться геометрической схематизации: расчетным элементом облицовки является фрагмент, ограниченный вертикальными и горизонтальными ребрами жесткости КРК, размеры которого отсчитываются по образующей цилиндрической конструкции КРК (b) и по окружности сечения КРК перпендикулярно ее оси (L = 2 /)• Фрагмент облицовки представляется как плоская, упругая панель постоянной толщины, радиусы кривизны К реальных фрагментов облицовки принимаются равными оо.

Следует иметь в виду, что это предположение может вносить сугцествснные погрешности в расчет спектра собственных частот панелей

18

Страница 20

при расчете КРКгидротурбин с малыми (< Зм) радиусами РК. В этом случае наличие цилиндричности панели приводит к уплотнению спектра собственных частот, подавлению одних и возбуждению других форм колебаний.

Учитывается наличие подплитной полости глубиной а и возможность хотя бы одного незаваренного инъекционного отверстия.

Транзитный поток, на жесткой границе которого находится упругая вставка, считается напорным, за глубину потока Я принимается расстояние между стенкой камеры и втулкой рабочего колеса.

При динамическом расчете фрагмента облицовки необходим учет гидроупругих эффектов. С ростом скорости транзитного потока собственная частота панели облицовки падает. Значение скорости Ud> при которой она становится равной нулю, соответствует потере пластинкой статической устойчивости (началу дивергенции - выпучиванию). В первом приближении оценку минимального значения этой скорости можно проводить по графику (рис.3.2)

0.7

0.6
з5°з

гЗ

0,4

03

03

0.1

о

L

V

\

\

°\

>ла

сть

С1

че

:кс

й

^Н(

!ус

TOV

чи

зос

ТИ

1    2    3    4    5    6    7    8    9    10    И    12    13    14

И

Рис. 3.2. Зависимость безразмерной скорости дивергенции (Л от безразмерного

р02 /

комплекса Ц =-—    (рп    -    плотность    воды;    р    - плотность металла; Л - толщина;

р тИ

21 - длина элемента облицовки).

--1/,/2/ц,,;----VJ2 /<0О1 = ЗО/(О,5о)О1)

Такие оценки показывают, что при реальных скоростях транзитного потока потери динамической устойчивости не происходит.

При решении задачи гидроупругости надо учитывать, что фрагмент облицовки, колеблющийся под воздействием давления транзитного потока, индуцирует в нем дополнительное поле скоростей и сам испытывает реакцию

19