Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

58 страниц

422.00 ₽

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Правила устанавливают порядок подготовки и проведения сертификации технических средств железнодорожного транспорта (ТСЖТ) в Системе сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (ССФЖТ).

Заменяет П ССФЖТ ЦТ 02-98
Заменяет П ССФЖТ ЦП 10-99
Заменяет П ССФЖТ 17-98

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Определения

4 Общие положения

5 Требования к нормативным докментам, используемым при сертификации

6 Порядок проведения сертификации ТСЖТ

7 Инспекционный контроль

8 Рассмотрение аппеляций

Приложение А. Схемы сертификации, применяемые при сертификации ТСЖТ

Приложение Б. Форма заявки на проведение сертификации ТСЖТ

Приложение В. Перечень документации, представляемой заявителем в РС ФЖТ

Приложение Г. Форма акта отбора образцов

Приложение Д. Перечень основных солставных частей и комплектующих изделий отдельных ТСЖТ, маркируемых при отборе образцов

Приложение Е. Форма акта аттестации средств испытаний изготовителя

Приложение Ж. Форма протокола испытаний

Приложение И. Форма таблицы соответствия

Приложение К. Форма комплексного заключения о соответствии ТСЖТ требованиям нормативных документов

Показать даты введения Admin

Страница 1

П ССФЖТ 31/ПМГ 40-2003

ПРАВИЛА ПО СЕРТИФИКАЦИИ

СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Порядок сертификации технических средств железнодорожного транспорта

Издание официальное

Москва

Страница 2

Предисловие

1    РАЗРАБОТАНЫ Регистром сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (PC ФЖТ) МПС России

ВНЕСЕНЫ Центральным органом Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте - Департаментом технической политики МПС России

ИСПОЛНИТЕЛИ: В. А. Матюшин, канд. техн. наук; В. А. Морозов; Л. В. Лесина

2    ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ указанием МПС России от 25 июня 2003 года № Р-634у

3    Настоящие правила представляют собой аутентичный текст правил по межгосударственной стандартизации ПМГ 40-2001 «Система сертификации на железнодорожном транспорте. Порядок сертификации железнодорожной продукции» с учетом особенностей законодательства Российской Федерации в области сертификации и Правил Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. Основные положения (П ССФЖТ 01-96)

4    ВЗАМЕН П ССФЖТ 17-98; П ССФЖТ ЦТ 02-98; П ССФЖТ ЦП 10-99

Настоящие правила не могут быть полностью или частично воспроизведены, тиражированы и распространены в качестве официального издания без разрешения МПС России

И

Страница 3

П ССФЖТ 31/ПМГ 40-2003

Содержание

1    Область применения........................................................ 1

2    Нормативные ссылки........................................................ 2

3    Определения.................................................................. 3

4    Общие положения........................................................... 8

5    Требования к нормативным документам, используемым’при сертификации ..................................................................... 13

6    Порядок проведения сертификации ТСЖТ........................... 14

7    Инспекционный контроль.................................................. 24

8    Рассмотрение апелляций................................................... 26

Приложение А Схемы сертификации, применяемые при’ сертификации ТСХСГ..................................... 27

Приложение Б Форма заявки на проведение сертификации

тела.................................................... 32

Приложение В Перечень документации, представляемой заявителем в PC ФЖТ................................... 34

Приложение Г Форма акта отбора образцов........................ 36

Приложение Д Перечень основных составных частей и комплектующих изделий отдельных ТСЖТ, маркируемых при отборе образцов..................... 37

Приложение Е Форма акта аттестации средств испытаний изготовителя ........................................... 40

Страница 4

П ССФЖТ 31/ПМГ 40-2003

Приложение Ж    Форма протокола испытаний....................... 43

Приложением    Форма таблицы соответствия.............. 47

Приложение К Форма комплексного заключения о соответствии ТСЖТ требованиям нормативных документов ................................................... 49

IV

Страница 5

ПРАВИЛА ПО СЕРТИФИКАЦИИ

С и стема сертиф и каци и на федеральном железнодорожном транспорте

Порядок сертификации технических средств железнодорожного транспорта

Дата ооедення 2003-00-27

1 Область применения

Настоящие правила устанавливают порядок подготовки и проведения сертификации технических средств железнодорожного транспорта (ТСЖТ)1 в Системе сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (ССФЖТ). Настоящие правила распространяются на следующие виды ТСЖТ:

-    элементы верхнего строения железнодорожных путей;

-    станционные технические средства;

-    локомотивы и их составные части;

-    моторвагонный подвижной состав и его составные части;

-    пассажирские и грузовые вагоны и их составные части;

-    специальный подвижной состав (путевые машины) и его составные части;

-    контейнеры;

-    рельсосмазывающие и гребнесмазывающие устройства и материалы для них;

-    устройства и оборудование контактной сети;

-    устройства и оборудование тяговых подстанций;

-    средства железнодорожной автоматики и телемеханики (аппаратура ЖАТ);

-    изделия из металлопродукции для железнодорожного транспорта;

-    изделия из резины и полимерных материалов для подвижного состава и верхнего строения железнодорожных путей;

-    средства измерений отраслевого применения.

Издание официальное

1 В РоссмПскоП Федерации вместо термина «железнодорожная продукция» по ПМГ 40-2001 используют термин «технические средства железнодорожного транспорта»

Страница 6

П ССФЖТ 31/ПМГ 40-2003

Настоящие правила обязательны для применения Регистром сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (PC ФЖТ), экспертными центрами по сертификации, испытательными центрами (лабораториями) и заявителями при проведении работ по сертификации ТСЖТ в ССФЖТ.

2 Нормативные ссылки

В настоящих правилах использованы ссылки на следующие нормативные документы:

П ССФЖТ 01-96 Правила Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации. Основные положения

П ССФЖТ 04-2003 Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации. Требования к экспертным центрам по сертификации и порядок их аккредитации

П ССФЖТ 05/ПМГ 39-2003 Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации. Требования к испытательным центрам (лабораториям) и порядок их аккредитации

П ССФЖТ 08-2003 Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации. Знаки соответствия. Технические требования и правила применения

П ССФЖТ 12-2003 Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации. Порядок организации и проведения надзора и контроля в Системе сертификации на федеральном железнодорожном транспорте

П ССФЖТ 46-2001 Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. Порядок разработки и аттестации методик сертификационных испытаний железнодорожной техники

П ССФЖТ 47-2001 Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. Порядок организации и проведения сертификационных испытаний

ГОСТ 2.60) -95 ЕСКД. Эксплуатационные документы ГОСТ 28195-89 Оценка качества программных средств. Общие положения ГОСТ 29156-91 Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к наносекундным импульсным помехам. Технические требования и методы испытаний

ГОСТ 29191-91 Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к электростатическим разрядам. Технические требования и методы испытаний

ГОСТ Р 50007-92 Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к микросекундным импульсным помехам большой энергии. Технические требования и методы испытаний

Страница 7

П ССФЖТ 31/ПМГ 40-2003

ГОСТ Р 50627-93 Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к динамическим изменениям напряжения сети электропитания. Технические требования и методы испытаний

ГОСТ Р 50656-94 Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость технических средств железнодорожной автоматики и телемеханики к кондуктивным электромагнитным помехам и электростатическим разрядам. Технические требования и методы испытаний

ОСТ 32.17-92 Безопасность железнодорожной автоматики и телемеханики. Основные понятия. Термины и определения

ОСТ 32.18-92 Безопасность железнодорожной автоматики и телемеханики. Выбор и общие правила нормирования показателей безопасности

ОСТ 32.19-92 Безопасность железнодорожной автоматики и телемеханики. Общие требования к программам обеспечения безопасности

ОСТ 32.41-95 Безопасность железнодорожной автоматики и телемеханики. Методы доказательства безопасности систем и устройств железнодорожной автоматики и телемеханики

ОСТ 32.78-97 Безопасность железнодорожной автоматики и телемеханики. Безопасность программного обеспечения

ОСТ 32.91-97 Система разработки и постановки продукции на производство. Аппаратура железнодорожной автоматики, телемеханики и связи. Порядок создания и производства

ОСТ 32.181-2001 Система разработки и постановки продукции на производство. Порядок заказа, разработки, постановки на производство, проведения испытаний и утилизации железнодорожной техники

3 Определения

В настоящих правилах применяются следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    сертификация: Процедура, посредством которой третья сторона документально удостоверяет, что продукция, процесс или услуга соответствуют заданным требованиям.2

3.2    регламент: Документ, содержащий обязательные правовые нормы.

3.3    технический регламент: Нормативный документ, содержащий технические требования непосредственно либо путем ссылки на стандарт, технические условия или кодекс установившейся практики, либо путем включения в себя этих документов.3

2 В РоссмЛскоЛ Федерации в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» используют термин «сертификация: Форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров»

1 В РоссмЛскоЛ Федерации о соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» используют термин «тсхннческнП регламент: Документ, который принят международным договором РоссмЛскоЛ Федерации, ратифицированным о порядке, установленном законодательством РоссмЛскоЛ Федерации, или федеральным законом. или уккзом Президента РоссмЛскоЛ Федерации, или постановлением Правительства РоссмЛскоЛ Федерации, и

3

Страница 8

3.4    объект сертификации: Технические средства железнодорожного

транспорта.

3.5    технические средства железнодорожного транспорта (ТСЖТ): Любая система; подсистема; сборка; подсборка; часть; компонент или программное обеспечение, которые могут быть использованы как в инфраструктуре, сигнализации, электро- и энергоснабжении, подвижном составе, так и в управлении движением, эксплуатационных сооружениях, или которые могут иметь отношение одновременно к нескольким данным областям.

3.6    система качества: Совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающая осуществление общего руководства качеством.

3.7    анализ состояния производства: Проверка и оценка производства сертифицируемой продукции, направленные на обеспечение необходимой уверенности в стабильности характеристик и показателей продукции, подтверждаемых при сертификационных испытаниях.

3.8    сертификат соответствия (сертификат): Документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия объекта сертификации требованиям, установленным в соответствующих нормативных документах.4

3.9    знак соответствия (по сертификации): Защищенный в установленном порядке знак, применяемый или выданный в соответствии с правилами системы сертификации и указывающий, что соответствующая продукция, процесс или услуга соответствуют нормативному документу.5

3.10    система сертификации: Совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в системе сертификации в соответствии с национальным законодательством.6

3.11    обязательная сертификация: Деятельность по сертификации технических средств железнодорожного транспорта по требованиям безопасности движения, безопасности для жизни и здоровья людей, имущества и окружающей среды, сохранности имущества и грузов, а также в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

3.12    добровольная сертификация: Деятельность по сертификации технических средств железнодорожного транспорта, не подлежащих обязательной сер-

устанпьлнвлет обязательные для применения м исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации)»

А В РосснПскоП Федерации в соответствии с Федеральным законом *0 техническом регулировании» используют термин «серзификат соответствия: Документ, удостоверающнП соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров»

5    В РосснПскоП Федерации в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» используют термин •опте соответствия: Обозначение, служащее для информирования приобретателеП о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольиоП сертификации или национальному стандарту»

6    В РосснПскоП Федерации в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» используют термин «система сертификации: Совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сергифнкяцнн а целом»

4

Страница 9

П ССФЖТ 31/11МГ 40-2003

тифнкацни, по инициативе юридических и физических лиц на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.

3.13    орган по сертификации (ОС): Орган, проводящий сертификацию определенных объектов сертификации.7

3.14    заявитель: Юридическое или физическое лицо, обратившееся в орган по сертификации с заявкой на проведение сертификации конкретного объекта сертификации.

3.15    аккредитация: Официальное признание органом по аккредитации компетентности (способности) организации или эксперта выполнять работы в определенной (заявленной) области деятельности по сертификации.

3.16    область аккредитации: Одна или несколько работ, на выполнение которых аккредитована конкретная организация.

3.17    аттестат аккредитации: Документ, выдаваемый организации в установленном порядке органом по аккредитации, который регистрирует факт официального признания ее компетентности в определенной области деятельности.

3.18    испытательный центр (ИЦ) (лаборатория): Оснащенное необходимым испытательным оборудованием и средствами измерений, технически компетентное и признанное независимым от изготовителей (поставщиков, исполнителей) и потребителей, либо только технически компетентное юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке и проводящее испытания для целей сертификации и выдачу протокола испытаний.

3.19    разработчик продукции: Юридическое лицо, осуществляющее разработку технических средств железнодорожного транспорта.

3.20    изготовитель продукции: Юридическое лицо, осуществляющее освоение производства и выпуск технических средств железнодорожного транспорта на основании действующих нормативных документов.

3.21    поставщик продукции: Юридическое лицо, поставляющее технические средства железнодорожного транспорта в установленном порядке.

3.22    заказчик: Железные дороги и другие юридические или физические лица, по принятой заявке или договору с которыми проводится разработка и (или) поставка технических средств железнодорожного транспорта.

3.23    потребитель: Юридическое или физическое лицо, использующее данную продукцию или услугу по назначению.

3.24    особо ответственные элементы конструкции (ООЭК): Элементы ТСЖТ, отказы которых могут привести к снижении) уровня безопасности эксплуатации объекта.

3.25    особо ответственные технологические процессы (ООТП): Технологические процессы, обеспечивающие стабильность основных параметров, влияющих на безотказность ООЭК.

7 В РосснПскоП Федерации в соответствии с Федеральным законом «О технической регулировании" используют термин «оргян по сертификации: Юридическое лнио или ниднвидупльныЛ предпринимали, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации»

5

Страница 10

3.26    особо ответственные детали (ООД): Агрегаты, детали и комплектующие изделия ТСЖТ, отказы которых могут привести к снижению уровня безопасности эксплуатации объекта.

3.27    типовая конструкция: Конструкция технического средства железнодорожного транспорта, соответствие которого требованиям нормативных документов установлено по результатам испытаний, которым оно подвергается при сертификации.

3.28    эксперт (по сертификации, аккредитации): Специалист, обладающий необходимой квалификацией для проведения одного или нескольких видов работ по сертификации (аккредитации) и аттестованный (аккредитованный) на право их проведения.

3.29    участники системы сертификации8: Министерство путей сообщения Российской Федерации, Центральный орган Системы сертификации, Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте, испытательные центры (лаборатории), заявители, обращающиеся в ССФЖТ (П ССФЖТ 01).

3.30    инспекционный контроль: Процедура, осуществляемая с целью определения, что продукция, процесс или услуга продолжают соответствовать заданным требованиям.

3.31    безопасность на железнодорожном транспорте (безопасность): Обеспечение требований безопасности движения, безопасности для жизни и здоровья людей, имущества и окружающей среды и сохранности имущества и грузов.

3.32    безопасность движения: Состояние защищенности железнодорожной транспортной системы от возникновения транспортных происшествий и связанных с ними возможных потерь.

3.33    испытания типа: Испытания выпускаемой продукции на основе оценивания одного или нескольких образцов, являющихся ее типовыми представителями.

3.34    безопасность аппаратуры ЖАТ: Свойство аппаратуры сохранять исправное, работоспособное или защитное состояние в течение некоторого времени или наработки.

3.35    защитное состояние: Неработоспособное состояние аппаратуры, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять функциональную безопасность, соответствуют требованиям нормативной и (или) конструкторской документации.

3.36    критерий опасного отказа: Признак или совокупность признаков опасного состояния аппаратуры, установленные в нормативной и (или) конструкторской документации.

3.37    опасное состояние: Неработоспособное состояние аппаратуры, при котором значение хотя бы одного параметра, характеризующего способность выполнять функциональную безопасность, не соответствует требованиям нормативной и (или) конструкторской документации.

* Определение изложено о соответствии с П ССФЖТ01-96 и отличается от приведенного в ЛМГ 40-2001

6

Страница 11

П ССФЖТ 3 i/ПМГ 40*2003

3.38    показатель безопасности: Количественная характеристика свойства функциональной безопасности аппаратуры.

3.39    нормируемый показатель безопасности: Показатель безопасное™, значение которого регламентировано нормативной и (или) конструкторской (проектной) документацией.

3.40    программа обеспечения безопасности: Документ, устанавливающий комплекс взаимосвязанных организационно-технических требований и мероприятий, подлежащих проведению на всех стадиях жизненного цикла аппаратуры и направленных на обеспечение заданного уровня безопасности.

3.41    испытания на безопасность: Испытания, проводимые с целью исследования функциональной безопасности аппаратуры.

3.42    документ «Доказательство безопасности»: Документ, содержащий сведения и подтверждающие материалы о выполнении требований функциональной безопасности по результатам проведенных расчетов и испытаний.

3.43    объективное доказательство: Информация, в отношении которой может, быть доказано, что она правдива, основана на фактах и получена путем наблюдения, измерения, испытания или иными способами.

3.44    доказательные документы: Документы, содержащие объективные доказательства соответствия объекта железнодорожного транспорта установленным требованиям.

3.45    безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации: Состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.9

3.46    риск: Вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда.9

3.46    знак обращения на рынке: Обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов. 9

3.47    идентификация продукции: Установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам.9

3.48    стандарт: Документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.9

9 Приведено дополнительно » соответствии с Федеральным законом «О техническом регулнроппнцн»

7

Страница 12

4 Общие положения

4.1    Необходимым условием для допуска ТСЖТ к эксплуатации является соответствие их установленным нормативными документами требованиям безопасности и наличие подтверждающего это сертификата соответствия.

При сертификации проверяют характеристики (показатели) ТСЖТ и используют методы испытаний и (или) оценки соответствия, позволяющие:

-    провести идентификацию ТСЖТ, в том числе проверить принадлежность к

классификационной группировке, соответствие технической документации,

происхождение, принадлежность к данной партии;

-    полно и достоверно подтвердить соответствие ТСЖТ установленным требованиям безопасности.

Состав других проверяемых показателей определяют, исходя из целей сертификации конкретных ТСЖТ.

4.2    Для технически сложных ТСЖТ разрабатывают перечни особо ответственных элементов конструкции (ООЭК) и особо ответственных деталей (ООД), а также перечни особо ответственных технологических процессов (ООТП) при изготовлении ООЭК. Соответствие ООЭК, ООТП и ООД установленным требованиям должно контролироваться при сертификации ТСЖТ, а при включении их в номенклатуру ТСЖТ, подлежащих обязательной сертификации, должно проверяться наличие соответствующих сертификатов.

4.3    Сертификацию в ССФЖТ проводит PC ФЖТ в соответствии с законодательством Российской Федерации в области сертификации и настоящими правилами.

PC ФЖТ аккредитован МПС России в качестве единого для всех видов ТСЖТ органа по сертификации с формированием соответствующих отдельных областей аккредитации и выдачей аттестатов аккредитации на право проведения работ по обязательной сертификации в этих областях аккредитации.

4.4    Соответствие ТСЖТ требованиям нормативных документов устанавливают на основании результатов необходимых видов и категорий испытаний, проводимых в аккредитованных в соответствии с П ССФЖТ 05/ПМГ 39 испытательных центрах (лабораториях), расчетов, моделирования, анализа опыта эксплуатации ТСЖТ.

При сертификации технически сложных ТСЖТ по решению PC ФЖТ могут учитываться результаты приемочных и других испытаний при условии, что они проводились в аккредитованных в ССФЖТ испытательных центрах (лабораториях) по согласованным с PC ФЖТ программам и под его контролем. В этом случае заявитель должен подать заявку на сертификацию до начала проведения испытаний и представить в PC ФЖТ график проведения испытаний. О начале и ходе проведения испытаний испытательный центр должен своевременно информировать PC ФЖТ. Указанные испытания могут быть учтены при сертификации только в том случае, если по их результатам в конструкцию ТСЖТ и технологию его изготовления не были внесены существенные изменения, требующие проведения повторных испытаний.

8

Страница 13

П ССФЖТ 31/ПМГ 40-2003

4.5    Испытания технически сложных ТСЖТ, проведенные до введения обязательной сертификации (до 01 октября 1998 г.) и требующие значительных затрат времени и средств, в порядке исключения могут быть зачтены по решению PC ФЖТ при условии, что они проводились компетентными в области испытаний ТСЖТ организациями, результаты испытаний должным образом документированы, могут быть распространены на объект сертификации и содержат все необходимые для оценки соответствия ТСЖТ установленным требованиям данные. При наличии существенных замечаний по содержанию документов, отсутствии необходимого объема испытаний при постановке продукции на производство, отсутствии протоколов предусмотренных нормативными документами периодических или типовых испытаний, наличии не устраненных по замечаниям приемочной комиссии недостатков должны быть назначены дополнительные сертификационные испытания в объеме, определяемом PC ФЖТ. Проведенные ранее испытания могут быть учтены при сертификации только в том случае, если по их результатам в конструкцию изделия и технологию его изготовления не были внесены существенные изменения, требующие проведения повторных испытаний. Пригодность для целей сертификации результатов указанных испытаний должна быть подтверждена аккредитованными в ССФЖТ испытательными центрами или экспертными центрами по сертификации, определяемыми PC ФЖТ.

Как правило, результаты испытаний давностью более пяти лет либо превышающей установленный срок проведения периодических испытаний для целей сертификации не рассматривают.

4.6    Для серийно выпускаемых ТСЖТ при отсутствии в результатах проведенных ранее испытаний подтверждения параметров, установленных в нормативных документах, введенных в действие после даты утверждения технического задания на разработку ТСЖТ, сертификат соответствия может быть выдан иа ограниченный срок не более одного года с условием подтверждения этих параметров в течение срока действия сертификата соответствия. Указанное положение применяют только при отсутствии рекламаций на сертифицируемые ТСЖТ.

4.7    Если для серийно выпускаемых ТСЖТ отдельные требования нормативных документов, введенных в действие после даты утверждения технического задания на разработку ТСЖТ, не могут быть применены физически (отсутствие в конструкции оборудования и элементов, к которым предъявляются сертификационные требования, отнесение требований к новым поколениям ТСЖТ н т.д.), в комплексном заключении или в таблице соответствия должны быть приведены соответствующие аргументированные пояснения. В случае несоответствия серийно выпускаемых ТСЖТ ввиду их низкого технического уровня отдельным требованиям нормативных документов решение о неприменении к ним указанных требований должно быть принято должностным лицом МПС России, в компетенцию которого входит утверждение нормативных документов, содержащих эти требования, исходя из степени потенциальной опасности и объема выпуска ТСЖТ . 10

10 Указанная процедура применяется до принятия соответствующих технических регломагтов

9

Страница 14

4.8    Для серийно выпускаемых ТСЖТ, производство которых освоено по документации головного изготовителя - держателя контрольного комплекта документации, результаты приемочных испытаний, проведенных у головного изготовителя, могут* быть зачтены для ТСЖТ, выпускаемых другими предприятиями, только при наличии положительных результатов квалификационных испытаний, проведенных на этих предприятиях.

4.9    При сертификации вновь разрабатываемых ТСЖТ, конструкторской документации на которые присвоена литера «О», используется схема № 1, предусматривающая испытания типа и выдачу сертификата соответствия только на подвергшийся испытаниям образец (образцы). Указанные ТСЖТ предназначены для опытной эксплуатации и обязательной сертификации не подлежат.

Для получения сертификата соответствия на другие образцы ТСЖТ той же типовой конструкции, кроме испытаний типа должен проводиться анализ состояния производства (схема 1а). При положительных результатах анализа состояния производства может быть выдан сертификат соответствия, распространяющийся на все ТСЖТ данного типа, изготовленные по зафиксированной при анализе состояния производства технологии. При отрицательных результатах анализа состояния производства сертификация опытных образцов с литерой «О» проводится по схеме № 1 с проведением полного цикла испытаний.

Для ввода в нормальную эксплуатацию ТСЖТ с любой литерой, присвоенной конструкторской документации, предназначенных для нормальной эксплуатации на сети железных дорог общего пользования, в соответствии с ОСТ 32.181 наличие сертификата соответствия ССФЖТ по показателям безопасности является обязательным.

4.10    Опытные образцы аппаратуры ЖАТ, содержащие устройства дискретной и (или) вычислительной техники, подлежат обязательной сертификации (при включении соответствующей аппаратуры в номенклатуру ТСЖТ, подлежащих обязательной сертификации). Сертификат соответствия установленным требованиям, которые могут быть подтверждены результатами стендовых испытаний и расчетов, является основанием для передачи опытного образца на эксплуатационные испытания.

4.11    Требования по сертификации вновь разрабатываемых ТСЖТ в случаях, если действующие требования не могут быть к ним предъявлены ввиду принципиальной новизны, разрабатываются и утверждаются МПС России параллельно с разработкой ТСЖТ. В случае, если к вновь разрабатываемым ТСЖТ не могут быть применены только отдельные действующие требования, разрабатывается документ «сертификационный базис», содержащий ссылки на пункты действующих требований по сертификации и дополнительные требования по сертификации, утверждаемый МПС Россиим.

4.12    На серийно выпускаемые ТСЖТ, заявляемые на сертификацию, должна быть оформлена конструкторская документация с литерой А (для серийного про- * 10

" Указанная процедура деПетдует до принятия соотаетстиуюшпх технических регляментоп

10

Страница 15

П ССФЖТ 3 i/ПМГ 40-2003

изводства) и литерой 0| (для единичного, единичного повторяющегося производства и производства ограниченного количества ТСЖТ). Указанные ТСЖТ предназначены для постоянной эксплуатации на сети железных дорог и подлежат обязательной сертификации (при включении их в номенклатуру ТСЖТ, подлежащих обязательной сертификации).

4.13    Сертификат на серийно выпускаемые ТСЖТ может быть выдан только по заявке предприятия - изготовителя, а на опытные образцы ТСЖТ - изготовителя или головного разработчика.

ОтветЬтвенность за соответствие серийно выпускаемых ТСЖТ сертифицированному образцу несет предприятие - изготовитель.

4.14    На подвижной состав, прошедший капитальный ремонт с продлением срока службы, распространяются те же процедуры сертификации, что и на вновь изготовленный подвижной состав. Особенности проведения работ устанавливают в отдельном порядке сертификации.

4.15    Сертификацию ТСЖТ на соответствие установленным требованиям осуществляет PC ФЖТ, сертификационные испытания ТСЖТ проводят аккредитованные в ССФЖТ испытательные центры (лаборатории). По поручению PC ФЖТ оценку соответствия объектов сертификации установленным требованиям могут осуществлять экспертные центры по сертификации, аккредитованные в соответствии с П ССФЖТ 04.

PC ФЖТ несет ответственность за соблюдение правил сертификации (отбора образцов для сертификационных испытаний, выдачи сертификата соответствия и предоставления права маркирования ТСЖТ знаком соответствия и знаком обращения на рынке’2).

Испытательные центры (лаборатории) несут ответственность за объективность и достоверность результатов испытаний, правильность выдачи протокола (отчета) испытаний.

Экспертные центры по сертификации несут ответственность за объективность и достоверность оценок соответствия и правильность выдачи документов, предусмотренных заключенным с PC ФЖТ договором на выполнение конкретных работ (заключения о соответствии, таблицы соответствия объекта сертификации установленным требованиям, раздела акта анализа состояния производства и др.).

Распределение работ по сертификации между испытательными центрами и экспертными центрами по сертификации в соответствии с областью их аккредитации, дислокацией и установленными при аккредитации критериями независимости осуществляет PC ФЖТ.

4.16    Сертификат соответствия на серийно выпускаемые технически сложные ТСЖТ, в состав которой входят составные части и комплектующие изделия, подлежащие обязательной сертификации (в том числе в Системе сертификации ГОСТ Р и других системах обязательной сертификации), может быть выдан толь-

После принятия Правительством РосснПскоЛ Федерации соответствующего постановления о знаке обращения на рынке

11

Страница 16

П ССФЖТ 31/ПМГ 40-2003

ко при наличии сертификатов соответствия на эти составные пасти и комплектующие изделия. В приложении к сертификату соответствия и в лицензии (соглашении) на применение знака соответствия делают запись о том, что маркирование ТСЖТ знаком соответствия осуществляется только при наличии сертификатов соответствия на подлежащие обязательной сертификации составные части. В порядке исключения, в период развертывания работ по сертификации допускается по решению PC ФЖТ выдача сертификата соответствия на серийно выпускаемые, технически сложные ТСЖТ при отсутствии сертификатов соответствия на составные части и комплектующие изделия собственного изготовления на ограниченный срок (не более одного года). При этом обязательным условием является наличие положительных результатов испытаний, анализа состояния производства и отсутствие претензий и рекламаций к этим ТСЖТ. В сертификате соответствия и в лицензии (соглашении) на применение знака соответствия указывают, что в течение срока действия сертификата соответствия держатель сертификата обязан получить сертификаты соответствия на все подлежащие обязательной сертификации составные части и комплектующие изделия.

4.17    При внесении изменений в конструкцию (состав) ТСЖТ или технологию их производства, которые могут повлиять на соответствие ТСЖТ требованиям, подтвержденным при сертификации, заявитель заранее извещает об этом PC ФЖТ, который принимает решение о необходимости проведения новых испытаний или анализа состояния производства этих ТСЖТ.

4.18    В сопроводительной документации, прилагаемой к сертифицированным ТСЖТ (паспорт, ярлык, этикетка и др.), а также в товаросопроводительной документации наносят знак соответствия ССФЖТ, знак обращения на рынке13 и делают запись о проведенной сертификации и указывают учетный номер бланка сертификата, его регистрационный номер, дату выдачи и срок действия.

4.19    Сертификацию ТСЖТ осуществляют по одной из схем, приведенных в приложении А. Выбор схемы сертификации осуществляет PC ФЖТ (при обязательной сертификации) или заявитель по согласованию с PC ФЖТ (при добровольной сертификации). С 01 января 2003 года схема сертификации № 5 введена в качестве обязательной.

4.20    Сертификацию ТСЖТ, производимых в Российской Федерации и получаемых по импорту, проводят по одним и тем же правилам.

4.21    Сертификаты соответствия вступают в силу с даты их регистрации в Государственном Реестре ССФЖТ, если в сертификате не указан более поздний срок введения его в действие.

4.22    Процедура обязательной сертификации должна включать контроль состояния производства.

4.23    Затраты на проведение сертификации оплачивает заявитель в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

° После принятия Правительством РосснПскоП Федерации соответствующего постанов ленив о знаке обращения на

рьние

Страница 17

П ССФЖТ 31/1JM1 4U-2003

5 Требования к нормативным документам, используемым при сертификации

5.1    К нормативным документам, используемым при обязательной сертификации, относят принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» технические регламенты, а также, до принятия соответствующих технических регламентов, утвержденные в установленном порядке Нормы безопасности на железнодорожном транспорте (НБ ЖТ) и устанавливающие обязательные требования к объектам сертификации государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р) и межгосударственные стандарты (ГОСТ), пригодные для целей обязательной сертификации в части, не противоречащей требованиям НБ ЖТ. Типовые методики сертификационных испытаний в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» разрабатываются федеральными органами исполнительной власти и утверждаются Правительством Российской Федерации. До утверждения указанных документов методики испытаний устанавливаются ГОСТ Р и ГОСТ, стандартами отраслей (ОСТ), стандартами ССФЖТ (СТ ССФЖТ). Допускается проведение сертификационных испытаний по одобренным PC ФЖТ методикам аккредитованных в ССФЖТ испытательных центров (лабораторий). Методики сертификационных испытаний должны быть аттестованы в порядке, установленном П ССФЖТ 46.

Конкретный перечень нормативных документов определяется Номенюшу рой ТСЖТ, подлежащих обязательной сертификации в Российской Федерации.

5.2    При проведении сертификации в системе сертификации на железнодорожном транспорте государств - участников «Соглашения между железнодорожными администрациями государств-участников Содружества Независимых Государств, Литовской Республики, Эстонской Республики о проведении согласованной политики по сертификации железнодорожной продукции от 28 мая 1999 г.» (далее - государств - участников Соглашения) используют единые технические регламенты государств - участников Соглашения, устанавливающие обязательные требования к объектам сертификации, и согласованные методики испытаний, аттестованные в установленном порядке. Номенклатура разрабатываемых технических регламентов определяется единым для государств - участников Соглашения перечнем железнодорожной продукции, подлежащей обязательной сертификации.

5.3    Технические регламенты должны содержать:

-    характеристики и требования, определяющие свойства ТСЖТ, связанные с обеспечением безопасности движения, безопасности для жизни и здоровья людей, имущества и окружающей среды, энергосбережения, охраны труда, пожарной безопасности, а также другие обязательные требования, предусмотренные законами Российской Федерации;

-    исчерпывающий перечень продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых уста-

13

Страница 18

П ССФЖТ 31/ПМГ 40-2003

навливаются требования технического регламента, и правила идентификации объекта технического регулирования для целей применения технического регламента. В техническом регламенте в целях его принятия могут содержаться правила и формы оценки соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Для аппаратуры ЖАТ технические регламенты, кроме того, должны содержать требования функциональной безопасности, электромагнитной совместимости, качества программного обеспечения в соответствии с ГОСТ 28195, ГОСТ 29191, ГОСТ 29156, ГОСТ Р 50007. ГОСТ Р 50627. ГОСТ Р 50656. ОСТ 32.14, ОСТ 32.18, ОСТ 32.19, ОСТ 32.41, ОСТ 32.78, ОСТ 32.91.

Номенклатура контролируемых при сертификации требований должна обеспечивать соблюдение требований безопасности, но не должна быть избыточной.

5.4    Используемые при сертификации нормативные документы должны содержать только те требования, которые могут быть объективно проверены. Если в нормативном документе наряду с требованиями по обязательной сертификации содержатся и другие требования, то требования по обязательной сертификации должны быть выделены отдельно.

5.5    Нормативные документы на методы испытаний (оценки соответствия) должны содержать четко сформулированные объективные методы, обеспечивающие необходимую точность, достоверность и воспроизводимость результатов испытаний (оценки соответствия).

5.6    Нормативные документы, используемые при сертификации, должны иметь соответствующее обозначение с целью возможности обеспечения их идентификации.

6 Порядок проведения сертификации ТСЖТ

6.1 Процедура проведения сертификации включает:

-    представление заявителем в PC ФЖТ заявки на проведение сертификации

ТСЖТ;

-    предварительную оценку заявки PC ФЖТ, принятие решения по ней и направление решения по заявке заявителю с указанием испытательных центров (лабораторий), где могут быть проведены испытания ТСЖТ;

-    проведение испытаний ТСЖТ в аккредитованном в ССФЖТ испытательном центре (лаборатории);

-    анализ состояния производства или сертификация системы качества или производства, если это предусмотрено схемой сертификации;

-    рассмотрение возможности признания имеющихся у заявителя сертификатов соответствия;

14

Страница 19

П ССФЖТ 31/ЛМГ 40-2003

-    экспертизу результатов испытаний, анализа состояния производства или сертификации системы качества или производства (при их проведении) и других доказательных материалов, принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия, либо обоснование отказа в выдаче сертификата соответствия;

-    оформление, регистрацию и выдачу сертификата соответствия и лицензии (соглашения) на применение знака соответствия, либо направление заявителю обоснованного отказа в выдаче сертификата;

-    осуществление инспекционного контроля за сертифицированными ТСЖТ, применением сертификата, знака обращения на рынке и знака соответствия;

-    информацию о результатах сертификации;

-    рассмотрение апелляций.

6.2 Представление заявителем в PC ФЖТ заявки на проведение сертификации ТСЖТ

Для проведения сертификации ТСЖТ заявитель направляет в PC ФЖТ заявку по форме, приведенной в приложении Б.

Перечень доказательной документации, представляемой заявителем с заявкой в PC ФЖТ, приведен в приложении В. Отсутствующие на данной стадии разработки ТСЖТ документы могут представляться по мере их готовности. При необходимости PC ФЖТ может потребовать дополнительные документы, необходимые для проведения работ по сертификации. Все представленные доказательные документы, на которые имеются ссылки в таблице соответствия, должны быть оформлены в установленном порядке (наличие необходимых реквизитов, утверждающих и согласующих подписей, идентификационного номера). Копни доказательных документов должны быть заверены подписью и печатью заявителя.

По завершении сертификационных испытаний заявитель оформляет и представляет в PC ФЖТ таблицу соответствия образца ТСЖТ установленным требованиям по форме приложения И. Таблица соответствия рассматривается как заявление - декларация изготовителя о соответствии выпускаемых им ТСЖТ установленным требованиям.

Все доказательные документы остаются в PC ФЖТ и подлежат хранению в соответствующих делах.

При отсутствии у заявителя информации об органах по сертификации и порядке сертификации интересующего его ТСЖТ, он может получить ее в PC ФЖТ или Департаменте технической политики МПС России - Центральном органе ССФЖТ.

С целью учета при сертификации результатов приемочных и других испытаний заявитель может представить заявку на проведение сертификации на ранних стадиях разработки. Заявка должна быть подана до начала испытаний, результаты которых предполагается учитывать при сертификации, с целью обеспечения возможности контроля за проведением испытаний со стороны PC ФЖГ,

15

Страница 20

уполномоченного им экспертного центра по сертификации, испытательного центра (лаборатории) или иного компетентного лица.

Для технически сложных ТСЖТ с целью повышения качества проведения работ по сертификации, сокращения объема повторно проводимых испытаний и экономии средств заявку на сертификацию рекомендуется направлять на стадии начала разработки технического проекта.

6.3    Предварительная оценка заявки PC ФЖТ, принятие решения по ней и направление решения по заявке заявителю с указанием испытательных центров (лабораторий), где могут быть проведены испытания ТСЖТ

PC ФЖТ рассматривает заявку и не позднее одного месяца после ее получения сообщает заявителю решение. Решение по заявке должно содержать все основные условия сертификации, в том числе указывается статус сертификации (обязательная или добровольная), схема сертификации, сроки проведения сертификации, порядок отбора и объем выборки образцов для проведения сертификационных испытаний, порядок проведения анализа состояния производства, условия проведения инспекционного контроля, перечень необходимых нормативных и технических документов, которые необходимо дополнительно представить для проведения работ по сертификации, перечень испытательных центров (лабораторий)- в которых могут быть проведены сертификационные испытания. Если решение по заявке не может быть оформлено в полном объеме ввиду отсутствия необходимых документов и сведений, заявителю направляется соответствующий запрос, а сроки рассмотрения заявки продляются на срок, необходимый заявителю для представления недостающих документов. При сертификации серийно выпускаемых ТСЖТ PC ФЖТ одновременно запрашивает в причастных департаментах и управлениях МПС России или службах железных дорог имеющуюся информацию об отказах, рекламациях и других недостатках заявленных на сертифи-кацню ТСЖТ, имевших место в эксплуатации.

6.4    Проведение испытаний ТСЖТ

Сертификационные испытания ТСЖТ проводят в соответствии с требованиями П ССФЖТ 47.

Испытания проводят на образцах, конструкция, состав и технология изготовления которых должны быть такими же, как у ТСЖТ, поставляемых потребителю (заказчику).

Количество образцов, порядок их отбора, правила идентификации и хранения устанавливают в соответствии с нормативными документами на ТСЖТ (техническими регламентами или методиками сертификационных испытаний) или методикой, разрабатываемой PC ФЖТ. При отсутствии конкретных указаний на количество отбираемых для сертификационных испытаний образцов принимают количество образцов, указанное в разделе «Периодические испытания» технических условий на ТСЖТ. Отбор образцов проводит PC ФЖТ или уполномоченный нм экспертный центр по сертификации, испытательный центр (лаборатория), инспектор МПС России или иное компетентное лицо на основании доверенности PC

16