Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

69 страниц

449.00 ₽

Купить П ССФЖТ 05/ПМГ 39-2003 — официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Правила предназначены для руководства и использования в ССФЖТ с целью признания результатов аккредитации в государствах участниках соглашения: - органом по аккредитации при аккредитации ИЦ и проведении инспекционного контроля за его деятельностью;

- испытательным центром при разработке документов, определяющих его статус, при подготовке к аккредитации и функционировании в качестве аккредитованного ИЦ

  Скачать PDF

Заменяет П ССФЖТ 05-97

Правила представляют собой аутентичный текст правил по межгосударственной стандартизации ПМГ 39-2001 "Система сертификации на железнодорожном транспорте. Требования к испытательным центрам или лабораториям и порядок их аккредитации" с учетом особенностей законодательства РФ в области аккредитации и Правил Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте.

Оглавление

1. Область применения

2. Определения

3. Общие положения

4. Основные требования к ИЦ

5. Организационная структура

6. Управляющий коллегиальный орган

7. Персонал ИЦ

8. Помещения и окружающая среда

9. Испытательное оборудование и средства измерений

10. Процедуры проведения испытаний технических средств железнодорожного транспорта

11. Демонстрация проведения испытаний

12. Нормативное обеспечение

13. Протоколы и регистрационные записи

14. Субподряды

15. Руководство по качеству

16. Конфиденциальность

17. Информационное обеспечение

18. Апелляции

19. Внутренние проверки

20. Права и обязанности ИЦ

21. Финансирование деятельности ИЦ

22. Порядок аккредитации ИЦ

Приложение А. Требования к оформлению и содержанию Паспорта испытательного центра

Приложение Б. Форма Декларации сотрудника испытательного центра

Приложение В. Перечень организаций, с которыми взаимодействует испытательный центр

Приложение Г. Форма заявки на аккредитацию испытательного центра

Приложение Д. Форма экспертного заключения по заявке на аккредитацию испытательного центра

Приложение Е. Требования к содержанию и оформления Программы аттестации испытательного центра

Приложения Ж. Форма решения о проведении аттестации испытательного центра

Приложения И. Форма акта аттестации испытательного центра

Приложения К. Форма решения о выдаче аттестата аккредитации испытательного центра

Приложение Л. Форма аттестата и области аккредитации испытательного центра

Приложение М. Форма акта идентификации объекта испытаний

Приложение Н. Форма титульного листа Положения об испытательном центре и требования к его содержанию

Приложение П. Анкета-вопросник о состоянии испытательного центра

Приложение Р. Форма протокола испытаний.

Показать даты введения Admin

П ССФЖТ 05/ПМГ 39-2003


ПРАВИЛА ПО СЕРТИФИКАЦИИ

СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Требования к испытательным центрам (лабораториям) и порядок их аккредитации

Издание официальное

МПС России Москва

Предисловие

1    РАЗРАБОТАНЫ Государственным учреждением «Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте» (PC ФЖТ) МПС России

ВНЕСЕНЫ Центральным органом Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте - Департаментом технической политики МПС России

ИСПОЛНИТЕЛИ: В. А. Матюшин, канд. техн. наук; В. А. Морозов; А В. Мышко

2    ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ указанием МПС России от 25 июня 2003 года № Р-634у

3    Настоящие правила представляют собой аутентичный текст правил по межгосударственной стандартизации ПМГ 39-2001 «Система сертификации на железнодорожном транспорте Требования к испытательным центрам или лабораториям и порядок их аккредитации» с учетом особенностей законодательства Российской Федерации в области аккредитации и Правил Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте

3 ВЗАМЕН ПССФЖТ 05 - 97

PC ФЖТ МПС России, 2003

Настоящие прарила не могут быть полностью или частично воспроизведены, тиражированы и распространены в качестве официального Издания без разрешения МПС России

II

Допускается, чтобы сотрудники ИЦ имели две должности: одну в рамках структуры ИЦ, аккредитованного в ССФЖТ, а вторую по своей основной работе в структуре юридического лица, подающего заявку на аккредитацию.

5.3    ИЦ должен иметь постоянный (штатный) квалифицированный и прошедший специальную подготовку и аттестацию персонал, возглавляемый Руководителем ИЦ.

Под штатным персоналом ИЦ, не имеющего собственного юридического лица, понимается штатный персонал организации, на базе которой создан ИЦ, который участвует в работе организационной структуры ИЦ, утвержденной при аккредитации.

5.4    Организационная структура ИЦ должна включать:

-    руководство ИЦ, обеспечивающее выполнение всех необходимых функций управления;

-    лицо ответственное за связь с органом по аккредитации;

-    управляющий коллегиальный орган (при необходимости);

-    исполнительные подразделения, осуществляющие проведение (или координацию проведения) испытаний ТСЖТ;

-    обеспечивающие подразделения, осуществляющие нормативное, метрологическое, информационное, организационное, финансовобухгалтерское, архивное, юридическое, материально-техническое и иные виды обеспечения деятельности ИЦ. Для ИЦ, не имеющих юридического лица, в качестве обеспечивающих подразделений могут выступать соответствующие подразделения организации, на базе которой создан ИЦ, при наличии необходимых распорядительных документов руководства организации;

-    схему взаимодействия с другими участниками ССФЖТ;

-    группы внештатных экспертов и специалистов (при необходимости).

6 Управляющий коллегиальный орган

Управляющий коллегиальный орган обеспечивает коллегиальное руководство деятельностью ИЦ в соответствии с требованиями настоящих правил и процедурами проведения испытаний ТСЖТ.

Управляющие коллегиальные органы целесообразно создавать в крупных многопрофильных ИЦ.

Основными функциями Управляющего коллегиального органа являются:

-    формирование технической политики, определяющей деятельность ИЦ;

-    контроль за реализацией принятой политики;

-    контроль за установлением тарифов на работы и услуги ИЦ;

-    утверждение в необходимых случаях состава нештатных специалистов, привлекаемых к проведению испытаний ТСЖТ.

6

П ССФЖТ 05/ПМГ 39-2003

7 Персонал ИЦ

7.1    Персонал ИЦ должен иметь, как правило, высшее образование по своей специальности, высокую квалификацию, опыт работы и стаж в области проведения испытаний ТСЖТ (или закрепленных видов испытаний) не менее трех лет, а также обладать высокими моральными качествами, позволяющими обеспечивать в своей работе беспристрастность и тактичность, умение правильно понимать клиентов и устанавливать с ними деловые отношения

7.2    Персонал ИЦ, непосредственно участвующий в проведении испытаний, должен пройти специальную подготовку и быть аттестован в установленном порядке на право их проведения.

Аттестация персонала ИЦ может проводиться специализированными учебными центрами либо руководством ИЦ в соответствии с действующим порядком аттестации инженерно-технических работников и квалификационным справочником для рабочих.

Для персонала ИЦ, не имеющего собственного юридического лица и входящего в состав другого юридического лица, аттестация должна проводится по графику, согласованному руководством ИЦ, с учетом требований ССФЖТ.

При проведении аттестации в обязательном порядке должны проверяться знания персонала ИЦ в части правил проведения сертификационных испытаний в ССФЖТ.

Ведущие специалисты (руководители испытаний, руководители бригад) ИЦ должны иметь глубокие теоретические знания, значительный (не менее пяти лет) опыт самостоятельной работы в области испытаний ТСЖТ (или закрепленных видов испытаний), обладать определенными организаторскими способностями, умением работать с коллективом и мобилизовывать его на качественную и эффективную работу.

7.3    В течении первых двух лет после аккредитации ИЦ в ССФЖТ руководители исполнительных подразделений должны пройти в установленном порядке обучение, стажировки и получить аттестаты аккредитации в ССФЖТ по специализации «эксперт по проведению сертификационных испытаний».

7.4    Персонал, временно привлекаемый к работам ИЦ на основе трудовых соглашений, договоров и контрактов, не должен иметь заинтересованности в получении определенного результата выполняемых работ.

7.5    Персонал ИЦ должен постоянно повышать свои знания и совершенствовать навыки, необходимые для качественного выполнения возложенных на него должностных обязанностей.

ИЦ должен вести и постоянно актуализировать учет сведений о квалификации, обучении и профессиональном опыте каждого сотрудника по форме приложения А.

В ИЦ должны иметься графики повышения квалификации и аттестации штатного персонала.

7.6    Все сотрудники ИЦ должны осуществлять свою деятельность в соответствии с должностными инструкциями. Специалисты ИЦ заполняют декла-

7

рации по форме, приведенной в приложении Б, и руководствуются в своей работе методиками испытаний соответствующих ТСЖТ, руководством по качеству ИЦ, должностными инструкциями, требованиями, предъявляемыми к специалистам.

В документах ИЦ должны быть определены меры воздействия (вплоть до отстранения от проведения испытаний ТСЖТ и увольнения) в случае нарушения сотрудником положений должностной инструкции и (или) декларации.

8    Помещения и окружающая среда

8.1    Помещения для проведения испытаний и работы персонгща должны соответствовать по производственной площади, общему состоянию и обеспечиваемым в них условиям (температура, влажность, чистота воздуха, освещенность, звуко - и виброизоляция, защита от излучений магнитного, электрического и других физических полей) инженерному обеспечению (снабжение электроэнергией, водой, сжатым воздухом, теплом, хладагентами и т.п.) требованиям применяемых методик испытаний.

ИЦ должен иметь заключения уполномоченных организаций о соответствии помещений для проведения испытаний и работы персонала санитарным нормам и правилам, требованиям безопасности труда и охраны окружающей среды.

Доступ к местам проведения испытаний и рабочим местам персонала должен находиться под контролем. Входные двери должны быть оборудованы замками и при необходимости приспособлениями для их опечатывания.

Доступ лиц, не относящихся к персоналу ИЦ, должен быть ограничен и может осуществляться только по разрешению администрации ИЦ.

Должны быть предусмотрены меры по поддержанию должного порядка в помещениях и их периодической уборке.

В помещениях ИЦ должна находиться спецодежда для персонала и посетителей, если этого требуют условия проведения испытаний и (или) условия окружающей среды.

Во всех помещениях должны быть таблички с указанием номера помещения, назначения и фамилии ответственного за обеспечение в них надлежащих условий.

8.2    Окружающая среда, в условиях которой проводятся испытания, должна соответствовать требованиям методик проведения испытаний.

Проведение испытаний в условиях окружающей среды, не соответствующих установленным требованиям, не допускаются.

9    Испытательное оборудование и средства измерений

9.1 ИЦ должен иметь в своем распоряжении испытательное оборудование и расходные материалы, необходимые для проведения испытаний, а также средства измерений параметров, определенных областью аккредитации. Характеристики испытательного оборудования и средств измерений должны соответ-

8

П ССФЖТ 05/ПМГ 39-2003

ствовать требованиям нормативных документов на методы испытаний, указанных в области аккредитации, и методик проведения испытаний

Для обеспечения признания результатов испытаний в государствах - участниках Соглашения нормативные документы на методы испытаний должны быть согласованы с железнодорожными администрациями.

При необходимости может быть предусмотрена возможность использования аттестованного испытательного оборудования и поверенных средств измерений других организаций на условиях аренды, обеспеченной договорами или другими документами.

9.2    Испытательное оборудование и средства измерений должны содержаться в условиях, определенных эксплуатационной документацией и обеспечивающих их сохранность и защиту от повреждений и внешних воздействующих факторов.

Для оборудования, требующего периодического технического обслуживания, должны быть разработаны и утверждены инструкции и графики технического обслуживания.

9.3    Испытательное оборудование должно проходить периодическую аттестацию, а средства измерений - периодическую поверку или калибровку в установленном порядке.

9.4    Каждая единица испытательного оборудования и средств измерений должна быть зарегистрирована. Регистрационный документ на каждую единицу оборудования должен включать следующие сведения.

-    наименование и вид;

-    наименования страны изготовителя, предприятия изготовителя (фирмы), обозначение типа (марки), заводской и (или) инвентарный номера,

-    даты изготовления, получения и ввода в эксплуатацию,

-    состояние при покупке (новое, бывшее в употреблении, после ремонта и т.п.);

-    место нахождения в ИЦ (при необходимости);

-    данные о неисправностях, ремонтах и техническом обслуживании,

-    данные об аттестации и поверках.

9.5    Неисправное испытательное оборудование и средства измерений должны сниматься с эксплуатации и этикетироваться соответствующим образом, указывающим на их непригодность для выполнения своих функций.

9.6    В ИЦ должен быть установлен и задокументирован порядок проведения аттестации испытательного оборудования, поверки и калибровки средств измерений, в котором должны быть отражены полномочия ИЦ в части проведения этих работ собственными силами.

Методики аттестации и поверки должны быть аттестованы в установленном порядке соответствующими компетентными органами

9.7    ИЦ должен располагать документированными процедурами и средствами для проведения ремонта испытательного оборудования и средств измерений в пределах своей компетенции, а также иметь договора или другие доку-

9

менты на выполнение остальных форм ремонта в специализированных организациях.

9.8 Средства измерений должны иметь этикетки (ярлыки, клейма) с указанием даты последней поверки (калибровки) и предполагаемой даты следующей поверки (калибровки).

10 Процедуры проведения испытаний ТСЖТ

10.1    ИЦ должен располагать документированными процедурами испытаний.

10.2    Программы испытаний в общем случае должны содержать следующие разделы:

-    область применения;

-    объект испытаний;

-    цель испытаний;

-    номенклатура контролируемых характеристик;

-    виды и последовательность испытаний;

-    условия проведения испытаний;

-    отчетность;

-    распределение обязанностей и ответственности участников испытаний.

10.3    Методики проведения испытаний, в общем случае, должны содержать следующие разделы:

-    область применения;

-    объект испытаний;

-    определяемые характеристики;

-    метод испытаний;

-    условия проведения испытаний;

-    средства проведения испытаний;

-    отбор образцов;

-    процедура испытаний;

-    представление данных испытаний;

-    обработка результатов испытаний и оценка их точности;

-    оформление результатов испытаний;

-    требования безопасности и охрана окружающей среды.

В качестве методик проведения испытаний могут применяться процедуры, изложенные в нормативных документах, в случае, если они удовлетворяют приведенным выше требованиям и степень подробности изложенных в них действий достаточна для качественного проведения испытаний.

Как правило, при проведении сертификационных испытан ай, должны применяться собственные методики ИЦ, учитывающие специфику средств испытаний ИЦ и организацию работ.

Собственные методики ИЦ должны быть разработаны и аттестованы в соответствии с П ССФЖТ 46 - 2002 «Порядок разработки и аттестации методик

П ССФЖТ 05/ПМГ 39-2003

сертификационных испытаний железнодорожной техники» на основе методов, установленных нормативными документами на методы испытаний

10.4    Отбор образцов для сертификационных испытаний производится представителем органа по сертификации либо уполномоченным органом по сертификации, путем выдачи доверенности, сотрудника экспертного центра по сертификации или иного компетентного лица (инспектора приемки МПС России, сотрудника испытательного центра и т.п.).

Отбор образцов производится в соответствии с порядком, установленным органом по сертификации. При отборе составляется акт по форме, установленной органом по сертификации.

10.5    Основанием для начала работ по сертификационным испытаниям в ИЦ является заявка от заказчика или приказ руководителя организации, в случае если заказчиком является организация, на базе которой аккредитован ИЦ

Как правило, началу испытаний предшествует подача заказчиком заявки на сертификацию ТСЖТ в орган по сертификации и выпуск органом по сертификации решения по заявке, в котором в том числе рекомендуются испытательные центры, имеющие в области аккредитации соответствующие ТСЖТ.

10.6    При приемке образцов в ИЦ его сотрудниками должна быть проведена процедура идентификации образцов на соответствие данным указанным в акте отбора. По результатам идентификации оформляется акт по форме приложения М

Процедура идентификации образцов, поступивших на испытания, должна

возможных ошибок при сопоставлении образцов и результатов проведенных испытаний.

10.7    При необходимости хранения образцов в особых условиях такие условия должны быть обеспечены, а также должны быть установлены порядок и процедуры контроля условий хранения, которые подлежат обязательной регистрации в установленном порядке.

Должны быть документально установлены процедуры приемки на испытания, хранения, возвращения заявителю, утилизации и списания объектов испытаний.

10.8    В ИЦ должны быть установлены и документированы процедуры, обеспечивающие наличие в установленных местах актуализированных нормативных документов, инструкций, руководств, необходимых в процессе проведения испытаний , а также связанных с обеспечением качества работ, техникой безопасности и регистрацией полученных результатов

10.9    Все данные, полученные расчетными методами или с использованием средств передачи данных, должны подвергаться соответствующей проверке

Автоматизированные системы обработки данных должны обладать характеристиками, исключающими возможность их искажения. Должна быть предусмотрена возможность обнаружения неисправностей вычислительных средств в процессе обработки данных для принятия соответствующих мер

В случае если при обработке данных применяется программное обеспечение, то оно должно быть аттестовано компетентной комиссией ИЦ, с привлечением при необходимости специалистов сторонних подразделений или организаций.

По результатам аттестации должен быть оформлен протокол, в котором на основании доказательных материалов (результатов контрольных расчетов, экспертных заключений и т.п.) делается вывод о пригодности программного обеспечения для проведения надлежащей обработки данных.

После аттестации программное обеспечение должно быть учтено (наименование, версия и т.п.). Должно быть обеспечено его хранение, исключающее несанкционированное внесение в него изменений.

Должны быть предусмотрены меры исключающие применение при сертификационных испытаниях неучтенного и не аттестованного программного обеспечения.

11 Демонстрация организации и проведения испытаний

При аккредитации ИЦ должен быть в состоянии продемонстрировать путем деловой игры и непосредственных действий с объектом испытаний:

-    подготовку распорядительных документов для организации испытаний;

-    доставку объекта испытаний от места хранения к месту проведения испытаний и обратно;

-    идентификацию объекта испытаний;

-    разработку программы испытаний;

-    подготовку испытательного оборудования и средств измерений к проведению испытаний;

-    проведение испытаний в соответствии с действующими методиками по испытаниям;

-    регистрацию данных в процессе испытаний;

-    обработку данных после испытаний (в случае необходимости);

-    процесс принятия решений и осуществления необходимых корректирующих воздействий в нештатных ситуациях;

-    соблюдение необходимых правил техники безопасности;

-    документирование данных испытаний и оформление протокола испытаний;

-    организацию идентификации и хранения образцов - ответчиков;

-    архивирование данных испытаний с формированием законченного дела.

12 Нормативное обеспечение

12 1 ИЦ должен располагать нормативными документами, указанными в заявленной области аккредитации (технические регламенты, государственные стандарты, межгосударственные стандарты, международные, региональные и

П ССФЖТ 05/ПМГ 39-2003

зарубежные национальные стандарты, стандарты отраслей, иные нормативные документы железнодорожных администраций, национальных органов по сертификации, промышленности и др.), а также основополагающими документами в области стандартизации, сертификации, метрологии, испытаний и управления качеством.

12.2    ИЦ должен иметь следующий комплект организационно-методических документов:

-    официальное издание настоящих правил;

-    Положение об испытательном центре по форме, приведенной в приложении Н:

-    Паспорт испытательного центра по форме, приведенной в приложении А;

-    метрологические нормы и правила;

-    требования по охране труда и правилам техники безопасности;

-    методики проведения испытаний ТСЖТ в соответствии с заявленной областью аккредитации;

-    комплект документов системы качества, включая Руководство по качеству;

-    должностные инструкции персонала ИЦ.

12.3    ИЦ должен располагать системой учета, контроля и актуализации документов, используемых его персоналом, обеспечивающей.

-    наличие у персонала ИЦ учтенных экземпляров актуализированных до-

VI /И Я OTJf'rrkT» •

-    своевременное внесение в документы изменений на основе соответствующего разрешения;

-    своевременное изъятие устаревших нормативных документов как в самом ИЦ, так и в организациях, работающих под его руководством;

-    своевременное оповещение органа по аккредитации и заинтересованных участников сертификации о внесении в документы ИЦ изменений.

13 Протоколы и регистрационные записи

13.1    ИЦ должен поддерживать в рабочем состоянии систему регистрации и протоколирования. Протоколы и регистрационные записи должны показывать, каким образом была выполнена каждая процедура при проведении испытаний ТСЖТ, включая отчеты о проведенных работах и доказательную документацию. Все протоколы и регистрационные записи должны надежно храниться в течение установленного срока при соблюдении конфиденциальности по отношению к интересам заявителя.

13.2    Соответствующие сведения должны быть занесены в журналы регистрации*

-    поступление и рассмотрение заявок;

-    протоколы испытаний ТСЖТ по форме, приведенной в приложении Р;

-    поступление и рассмотрение апелляций;

13

-    результаты инспекционного контроля органа по аккредитации за деятельностью ИЦ;

-    результаты внешних и внутренних проверок системы качества ИЦ.

13.3    Система регистрации и протоколирования должна обеспечивать регистрацию первичных данных и их прослеживаемость. Регистрации подлежат все производимые в обеспечение испытаний расчеты и другие данные, необходимые для подтверждения результатов работ.

При регистрации данных следует обеспечить исключение субъективности и максимально возможную автоматизацию процессов регистрации.

Объем и содержание зарегистрированной информации, предназначенной для хранения, должны обеспечивать возможность сопоставления результатов испытаний при повторном их проведении.

На всех стадиях регистрации и выдачи результатов испытаний должна быть обеспечена юридическая правомерность документирования (исключение не заверенных в установленном порядке исправлений, идентификация подписей, печатей, дат и др.).

При ручной регистрации первичных данных испытаний должны использоваться журналы регистрации, бланки, протоколы установленной формы, в общем случае содержащие:

-    сведения об объекте испытаний;

-    дату и время внесения записи;

-    наименование, значение и единицу зафиксированного параметра;

-    данные об использованных средствах измерения или методах объективного контроля;

-    параметры окружающей среды;

-    параметры систем, обеспечивающих функционирование объекта испытаний [напряжение питания, давление, расход рабочего тела, скорость (ускорение) вагона-лаборатории и др.];

-    подпись лица, внесшего запись.

13.4    Официальным документом, в котором представляются результаты испытаний, является протокол испытаний.

Протокол испытаний в обязательном порядке должен содержать следующие сведения:

-    наименование и обозначение документа, при этом обозначение документа повторяется на каждой странице;

-    наименование и адрес ИЦ, сведения об его аккредитации (номер, дата выдачи и срок действия аттестата аккредитации, наименование органа по аккредитации);

-    наименование и адрес заказчика;

-    обозначение (описание, маркировку) объекта испытаний, сведения об изготовителе и дату изготовления;

-    дату получения объекта испытаний на испытания;

-    сведения о содержании заказанных ИЦ испытаний;

П ССФЖТ 05/ПМГ 39-2003

-    дату проведения испытаний;

-    сведения об использованных при испытаниях стандартных и нестандартных методах и методиках испытаний;

-    сведения о хранении объекта испытаний до проведения испытаний, условиях окружающей среды, подготовке объекта испытаний к испытаниям и т.п.;

-    сведения об использованном собственном и арендуемом испытательном оборудовании и средствах измерений;

-    сведения о работах, проведенных субподрядчиками;

-    результаты испытаний, подкрепленные при необходимости таблицами, графиками, фотографиями и др.;

-    заявление о том, что протокол испытаний касается только образцов, подвергнутых испытаниям;

-    утверждающую подпись руководителя ИЦ;

-    подписи и должности ответственных исполнителей, проводивших испытания;

-    подпись и должность лица (лиц), ответственного за подготовку протокола от имени ИЦ (при необходимости);

-    подпись представителя органа по сертификации или уполномоченного лица (в случае только технически компетентного ИЦ);

-    дату выпуска протокола (отчета);

-    указание о том, что внесение исправлений и дополнений в протокол (отчет) допускаеюя юльки в дополнительном документе (в приложении к отчету, в новом протоколе, отменяющем и заменяющем предыдущий, на исправленных страницах с новой датой выпуска, заменяющих старые страницы).

-    заявление, исключающее возможность частичной перепечатки протокола испытаний без разрешения ИЦ.

К протоколу должна быть Приложена заверенная копия акта отбора образцов и копия акта о готовности к испытаниям для сложных ТСЖТ

Протокол испытаний не должен содержать рекомендаций или предложений, вытекающих из полученных результатов испытаний.

13.5 Хранение документации

13.5.1 Хранению в архиве ИЦ подлежат все официальные материалы, документы и данные, связанные с проведением испытаний, например:

-    заявки на проведение работ;

-    договорные и финансовые документы,

-    акты приемки изделий на испытания;

-    заверенные копии актов отбора образцов,

-    акты идентификации;

-    первичные данные, не вошедшие в протокол испытаний;

-    протоколы испытаний;

-    сведения о наладке и техническом обслуживании оборудования;

15

П ССФЖТ 05/ПМГ 39-2003

Содержание

Область применения........................1

Определения................................ 1

Общие положения................................ 3

Основные требования к ИЦ.....................4

Организационная структура........................5

Управляющий коллегиальный орган................6

Персонал ИЦ........................... 7

Помещения и окружающая среда............. 8

Испытательное оборудование и средства измерений .8

Процедуры проведения испытаний технических    10

средств железнодорожного транспорта

Демонстрация проведения испытаний...........12

Нормативное обеспечение....................... 12

Протоколы и регистрационные записи............13

Субподряды........................ .    16

Руководство по качеству....... 18

Конфиденциальность.................. .    . Л 8

Информационное обеспечение.................19

19

Апелляции..............................19

Внутренние проверки

III


-    расчетные материалы;

-    переписка с заказчиком;

-    другие документы и материалы, подтверждающие результаты испытаний

13.5.2    Архивы должны храниться в опечатанных шкафах, приспособленных для хранения документации. Условия хранения должны обеспечивать сохранность документации в течение всего срока хранения.

Условия хранения должны также обеспечивать компактность архивов, минимальное время доступа и поиска необходимых документов.

Архивные помещения должны быть оборудованы оперативными средствами репрографии для снятия необходимых копий архивных документов.

13.5.3    Сотрудник, ответственный за формирование и ведение архивов, назначается приказом Руководителя ИЦ

13    5.4 Материалы, направляемые в архив, должны формироваться в соответствующие “дела’*, комплектуемые для каждого объекта испытаний.

Каждому “делу” должен быть присвоен свой регистрационный номер. Каждое “дело” формируется в папке с жесткими обложками, приспособленной для подшивки и длительного хранения документации. В каждой папке должна быть вложена “внутренняя опись”, содержащая перечень хранящихся документов с указанием порядковых номеров листов.

В деле, в обязательном порядке, должны присутствовать первичные данные испытаний. В случае, если первичные данные не попали в протокол непосредственно (например, в случае расчета среднего значения оцениваемой величины и занесения только его в протокол) они должны быть официально переданы в дело по установленной форме с подписью ответственного исполнителя.

Документация и данные, содержащиеся в «деле», прошиваются и дело опечатывается соответствующей печатью ИЦ.

В случае, если первичные данные, полученные в результате испытаний, хранятся в виде, не позволяющем хранить их в «деле», (например, данные на магнитном носителе), то они должны быть идентифицированы и храниться с применением способа, исключающего несанкционированный доступ или непреднамеренное искажение. В соответствующих разделах «дела» должны быть сделаны ссылки, позволяющие быстро и безошибочно найти такие данные.

Обозначение “дела” и порядковый номер тома наносят на лицевую сторону папки и на ее корешок несмываемой краской контрастного по отношению к цвету папки цвета.

14    Субподряды

14.1 Объем работ, поручаемых ИЦ другим организациям, должен быть минимальным. ИЦ, претендующие на аккредитацию, должны обеспечивать выполнение собственными силами 75% объема всех испытаний, выполняемых по каждому виду испытываемых ТСЖТ.

П ССФЖТ 05/ПМГ 39-2003

20    Права и обязанности ИЦ......... 20

21 Финансирование деятельности ИЦ ..    22

22    Порядок аккредитации ИЦ............ 22

Приложение А Требования к оформлению и содержанию Паспорта испытательного центра............30

Приложение Б Форма Декларации сотрудника

испытательного центра............ 39

Приложение В Перечень организаций, с которыми взаимодействует испытательный центр.............40

Приложение Г Форма заявки на аккредитацию

испытательного центра............41

Приложение Д Форма экспертного заключения по заявке на аккредитацию испытательного центра.............43

аттестации испытательного центра . . 44

Приложение Ж Форма решения о проведении

аттестации испытательного центра .. 46


Приложение Е Требования к содержанию и оформлению Программы

Приложение И Форма акта аттестации

испытательного центра............47

Приложение К Форма решения о выдаче аттестата аккредитации испытательного центра...........................50

Приложение Л Форма аттестата и области аккредитации испытательного центра........................52

IV

П ССФЖТ 05/ПМГ 39-2003

Приложение М Приложение Н

Форма акта идентификации

объекта испытаний    54

Приложение П Приложение Р

Форма титульного листа Положения об испытательном центре и требования к его содержанию . .56

Анкета - вопросник о состоянии испытательного центра...... 58

Форма протокола испытаний . .    .. 61

V

ПРАВИЛА ПО СЕРТИФИКАЦИИ

Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте

Требования к испытательным центрам (лабораториям) и порядок их аккредитации

Дата введения

1    Область применения

Настоящие правила устанавливают основные требования, которым должен соответствовать испытательный центр (лаборатория) [далее - испытательный центр (ИЦ)], чтобы быть признанными в качестве компетентной организации для проведения испытаний в целях сертификации технических средств железнодорожного транспорта, поставляемых железнодорожному транспорту государств - участников “Соглашения между железнодорожными администрациями юсударств - участников Содружества Независимых Государств, Литовской Республики, Эстонской Республики о проведении согласованной политики по сертификации объектов сертификации железнодорожного транспорта от 28 мая 1999 г.” (далее - Соглашение).

Настоящие правила предназначены для руководства и использования в Системе сертификации на федеральном транспорте (ССФЖТ) с целью признания результатов аккредитации в государствах участниках соглашения:

-    органом по аккредитации при аккредитации ИЦ и проведении инспекционного контроля за его деятельностью;

-    испытательным центром при разработке документов, определяющих его статус, при подготовке к аккредитации и функционировании в качестве аккредитованного ИЦ.

2    Определения

В настоящих правилах применяются следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 орган по сертификации: Орган, проводящий сертификацию

определенных объектов сертификации

1

П ССФЖТ 05/ПМГ 39-2003

2.2    объект сертификации железнодорожного транспорта (объект ЖТ): Технические средства железнодорожного транспорта (ТС2КТ), поставляемые железным дорогам Российской Федерации, государств - участников Соглашения и другим юридическим лицам для эксплуатации на железнодорожном транспорте; системы качества; производство ТСЖТ, услуги, предоставляемые пассажирам на железнодорожном транспорте

2.3    аккредитация: Официальное признание органом по аккредитации компетентности (способности) организации или эксперта выполняй» работы в определенной (заявленной) области деятельности по сертификации.

2.4    орган по аккредитации: Орган, который управляет системой аккредитации и проводит аккредитацию.

2.5    критерии аккредитации: Требования, используемые органом по аккредитации, которым должна отвечать организация (как объект аккредитации), чтобы быть аккредитованной.

2.6    область аккредитации: Одна или несколько работ, на выполнение которых аккредитована конкретная организация.

2.7    аттестация (организации): Проверка организации с целью определения ее соответствия установленным требованиям (критериям) аккредитации.

2.8    аттестат аккредитации: Документ, выдаваемый организации органом по аккредитации в установленном им порядке, который регистрирует факт официального признания ее компетентности в определенной области деятельности.

2.9    третья (независимая) сторона: Лицо или организация, признанные независимыми от сторон (изготовителей, поставщиков, исполнителей -первая сторона, и потребителей - вторая сторона), участвующих в рассматриваемом вопросе.

2.10    испытательный центр (ИЦ) (лаборатория): Оснащенное необходимым испытательным оборудованием и средствами измерений, технически

2

П ССФЖТ 05/ПМГ 39-2003

компетентное и признанное независимым от изготовителей (поставщиков, исполнителей) и потребителей либо только технически компетентное юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке и проводящее испытания для целей сертификации и выдачу протокола испытаний.

3 Общие положения

3.1    Испытания для целей сертификации ТСЖТ проводятся аккредитованными ИЦ.

Аккредитация ИЦ в соответствии с законодательством Российской Федерации и правилами ССФЖТ проводится федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта (ФОИВ ЖТ), являющимся в ССФЖТ органом по аккредитации.

ИЦ могут быть также аккредитованы в других системах аккредитации государств - участников Содружества в соответствии с ПМГ 39-2001 «Система сертификации на железнодорожном транспорте Требования к испытательным центрам (лабораториям) и порядок их аккредитации»

г'т быть аккредитованы технически компетентные и


3.2    Аттестация ИЦ проводится комиссией органа по аккредитации с участием в случае необходимости представителей национального органа по аккредитации и иных заинтересованных организаций в порядке, установленном настоящими правилами.

признанные независимыми от изготовителей (поставщиков, исполнителей) и потребителей юридические лица, независимо от их отраслевой принадлежности и формы собственности, удовлетворяющие требованиям настоящих правил.

Возможна аккредитация ИЦ в качестве только технически компетентного при условии проведения испытаний под контролем представителя органа по сертификации либо уполномоченного органом по сертификации, путем выдачи доверенности, сотрудника экспертного центра по сертификации или иного компетентного лица.

ИЦ, созданные на базе научно-исследовательских, учебных, проектных и проектно-конструкторско-технологических организаций железнодорожного транспорта и промышленности, признаются независимыми при соблюдении следующих условий:

-    устав организации подтверждает ее статус как третьей (независимой) стороны в сфере заявляемой области аккредитации;

-    наличии утвержденной организационной структуры, обеспечивающей выполнение работ в заявленной области аккредитации;

-    наличии отдельного счета в банке или внутреннего субсчета;

-    отсутствии у руководителя ИЦ контракта с вышестоящей организацией, заинтересованной в результатах испытаний (железнодорожной администрацией, корпорацией, концерном, акционерным обществом и тд)

ИЦ, созданные на базе предприятий-изготовителей, могут быть признаны независимыми в части проведения испытаний ТСЖТ других предприятий-изготовителей, если документально подтверждено, что:

-    виды однородной продукции, заявляемые в области аккредитаций, не изготавливаются на предприятии - заявителе на аккредитацию;

-    предприятие - заявитель на аккредитацию не связано никакими коммерческими отношениями с предприятиями, изготавливающими виды однородной продукции, заявляемые в области аккредитации;

Окончательное решение о признании статуса независимости ИЦ принимается органом по аккредитации

3.4    Все аккредитованные ИЦ подлежат обязательной регистрации в Реестре, который ведется органом по аккредитации.

3.5    Деятельность ИЦ должна осуществляться в соответствии с. положением об ИЦ и настоящими правилами на основе аттестата аккредитации (документа об уполномочивании) или иного документа на право проведения испытаний ТСЖТ для целей сертификации, выдаваемого органом по аккредитации.

4 Основные требования к ИЦ

4.1    ИЦ должен обеспечить заявителю беспрепятственный доступ к информации о предоставляемых им услугах и процедурах проведения испытаний, не должен выдвигать неприемлемых для заявителя финансовых или иных условий, не обусловленных объективными причинами. Процедуры, с помощью которых ИЦ осуществляет свою деятельность, не должны носить дискриминационного характера.

4.2    ИЦ должен:

-    иметь юридический статус в соответствии с законодательством Российской федерации. ИЦ может обладать статусом юридического лица либо входить в состав другого юридического лица в качестве самостоятельного структурного подразделения, деятельность которого определена соответствующим распорядительным документом. ИЦ может входить в состав экспертного центра по сертификации;

-    быть укомплектован персоналом, соответствующим требованиям раздела 7 настоящих правил, обладающим определенным опытом работы с нормативными документами, опытом работы в области испытаний и оценки качества ТСЖТ в соответствии с заявленной областью аккредитации;

-    иметь испытательное оборудование, аттестованное в соответствии с ГОСТ Р 8.568 «Аттестация испытательного оборудования. Основные положения», средства измерений, поверенные или калиброванные в соответствии с Законом Российской Федерации «Об обеспечении единства

4

П ССФЖТ 05/ПМГ 39-2003

измерений», позволяющие проводить испытания ТСЖТ в соответствии с областью аккредитации;

-    иметь подробные документированные процедуры проведения испытаний ТСЖТ, учитывающие специфику средств испытаний ИЦ и его организационную структуру в соответствии с требованиями раздела 10 настоящих правил.

-    быть способным продемонстрировать при аккредитации практическое проведение контрольных испытаний в соответствии с организационно-методическими документами ИЦ;

-    иметь необходимые помещения для проведения работ и средства обеспечения в них параметров окружающей среды, соответствующих установленным требованиям;

-    выполнять функции, обеспечивающие проведение испытаний ТСЖТ в соответствии с заявленной областью аккредитации;

-    предотвращать коммерческое, финансовое или другое давление на персонал ИЦ, способное оказать влияние на результаты испытаний ТСЖТ,

-    обладать компетентностью, позволяющей объективно и достоверно проводить испытания ТСЖТ;

-    иметь актуализированный фонд нормативных документов, устанавливающих требования к ТСЖТ и методы испытаний;

-    иметь систему регистрации результатов испытаний ТСЖТ и хранения материалов, подтверждающих результаты проведенных испытаний;

-    иметь документированную функционирующую систему обеспечения качества.

4.3 ИЦ не должен заниматься деятельностью, способной подорвать доверие в отношении его независимости и беспристрастности при проведении испытаний ТСЖТ.

5 Организационная структура

5.1    Структура ИЦ должна гарантировать его беспристрастность и обеспечивать четкое выполнение всех его функций, в первую очередь процедуры проведения испытаний ТСЖТ в соответствии с заявленной областью аккредитации.

5.2    При аккредитации ИЦ, не имеющего собственного юридического лица и входящего в состав другого юридического лица, его структура должна быть определена приказом руководителя юридического лица, подающего заявку на аккредитацию.

В-лриказе о создании ИЦ должен быть назначен руководитель ИЦ и оговорено его право использования печати юридического лица для утверждения протоколов сертификационных испытаний, выпускаемых ИЦ для ССФЖТ

Создаваемая структура ИЦ может не рассматриваться как постоянно действующее подразделение, а только предназначаться для функционирования в целях проведения сертификационных испытаний в ССФЖТ

5