Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

209 страниц

Купить Пособие к СНиП II-19-79 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В руководстве приведены рекомендации по расчету и проектированию невиброизолированных фундаментов машин и оборудования с динамическими нагрузками эксплуатационного характера, вызываемыми действием неуравновешенных сил и моментов, возникающих при возвратно-поступательном, вращательном и т. п. движении масс, ударов движущихся или падающих частей машины, а также фундаментов машин и оборудования, чувствительного к вибрациям, колебания которых возникают вследствие распространения волн в грунте от фундаментов – источников колебаний.

  Скачать PDF

Оглавление

Предисловие

1 Общие положения

2 Фундаменты машин с вращающимися частями

3 Фундаменты машин с кривошипно-шатунными механизмами

4 Фундаменты кузнечных молотов

5 Фундаменты формовочных машин литейного производства

6 Фундаменты формовочных машин для производства сборного железобетона

7 Фундаменты оборудования копровых бойных площадок

8 Фундаменты дробилок

9 Фундаменты мельничных установок

10 Фундаменты прессов

11 (12) Фундаменты металлорежущих станков

12 (13) фундаменты вращающихся печей

Показать даты введения Admin

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

НИИОСП им. Н. М. Герсеванова Госстроя СССР

Руководство

Г по проектированию фундаментов машин с динамическими нагрузками

Москва 1982


ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ОСНОВАНИЙ И ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИИ им. Н. М. ГЕРСЕВАНОВА (НИИОСП им. Н. М. ГЕРСЕВАНОВА) ГОССТРОЯ СССР

РУКОВОДСТВО

ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ФУНДАМЕНТОВ МАШИН С ДИНАМИЧЕСКИМИ НАГРУЗКАМИ

МОСКВА СТРОЙ ИЗ ДАТ 1982

симально возможном расстоянии от объектов, чувствительных к вибрациям (зданий и помещений, оборудованных станками особо высокой точности или точной измерительной аппаратурой), а также от жилых и общественных зданий.

Фундаменты машин с динамическими нагрузками являются источниками распространяющихся в грунте волн, оказывающих вредное влияние на расположенные вблизи конструкции зданий и сооружений, объекты с оборудованием и аппаратурой, чувствительной к вибрациям, жилые здания и пр.

Вибрации, распространяющиеся от фундаментов машин, могут вызвать неравномерные осадки фундаментов зданий и дополнительные напряжения в конструкциях близрасположенных зданий и сооружений, что приводит к образованию в них трещин и даже разрушению, влияет на работу некоторых машин (например, точных станков), измерительную аппаратуру и пр.

При размещении машин и оборудования с динамическими нагрузками и назначении безопасных расстояний до объектов, чувствительных к вибрациям, уровень вибраций, распространяющихся в грунте от фундаментов машин, может быть приближенно оценен по формуле [68 (19)]. При этом следует учитывать следующее.

Наибольшее влияние на колебания конструкций близраоположен. ных зданий и сооружений оказывают волны, распространяющиеся в грунте от фундаментов низкочастотных машин (с числом оборотов порядка 400 об/мин и менее), возбуждающие колебания с частотами, близкими к частотам собственных колебаний зданий. Для уменьшения колебаний зданий следует стремиться к тому, чтобы основные частоты собственных колебаний зданий и их несущих конструкций отличались от частоты колебаний, распространяющихся в грунте, не менее чем на 20%. Расчет частот собственных колебаний зданий может быть произведен при этом в соответствии с существующими нормативными документами по расчету конструкций зданий на динамические нагрузки.

Колебания от машин со средней (более 400 об/мин) и высокой (более 1500 об/мин) частотой являются, как правило, менее опасными с точки зрения вибраций соседних сооружений, что обусловлено, во-первых, отсутствием условий возникновения резонансных колебаний зданий, а во-вторых, более интенсивным затуханием высокочастотных колебаний с расстоянием при их распространении в грунте.

Колебания от машин ударного действия (кузнечных молотов, копров, формовочных машин литейного производства) могут вызвать значительные осадки грунтов, особенно водокасыщенных песчаных, и как следствие, деформации конструкций, расположенных в непосредственной близости от них.

Для уменьшения уровня распространяющихся колебаний используют различные мероприятия, в том числе соответствующий выбор габаритов фундамента (массы, площади подошвы, конфигурации), изменение жесткости основания, соединение общей плитой нескольких фундаментов, применение активной и пассивной виброизоляции, применение динамических гасителей и присоединенных плит, применение уравновешивающих противовесов, изменение числа оборотов машины, регулирование по фазе пуска синхронных двигателей и пр.

11.10. Фундаменты машин допускается проектировать отдельными под каждую машину (агрегат) или общими под не-

сколько машин (агрегатов). Общие фундаменты под несколько машин следует проектировать в случаях, когда это позволяет наиболее удобно размещать машины и производить перестановку их в период эксплуатации, дает экономический эффект, а также уменьшает амплитуды колебаний фундаментов.

При выборе типа фундамента из условий взаимного размещения машин в цехе следует иметь в виду, что групповая установка машин на общем фундаменте приводит к уменьшению амплитуд колебаний преимущественно при горизонтальных1 низкочастотных динамических нагрузках в связи с увеличением жесткости фундамента в горизонтальном направлении.

1.11.    Фундаменты машин с динамическими нагрузками, как правило, должны отделяться от смежных фундаментов здания, сооружения и оборудования сквозным швом. Расстояния между боковыми гранями фундаментов машин и смежных фундаментов конструкций должны быть не менее 100 мм.

Пр имечание. В отдельных случаях, указанных в соответствующих разделах главы СНиП 11-10-79, в виде исключения допускается соединение фундаментов машин с фундаментами здания или опирание на них конструкций здания.

Устройство зазора между фундаментами машин и фундаментами (надземными конструкциями) здания или фундаментами смежного оборудования необходимо с целью уменьшения передачи на них вибраций, что особенно важно для низкочастотных машин периодического действия и машин с ударными нагрузками. Фундаменты машин других видов можно соединять с фундаментами (надземными конструкциями) зданий или опирать неответственные части конструкций зданий на фундамент машины. Например, на нижнюю плиту фундаментов рамного типа высокочастотных машин можно опирать стойки, поддерживающие перекрытия над подвалом. При этом рекомендуется использовать упругие изолирующие прокладки (из резины, войлока, толя и т. п.).

Фундаменты маломощных машин с незначительными динамическими нагрузками могут быть жестко соединены с фундаментами зданий. В некоторых случаях, например, при устройстве рамных фундаментов, возможно устройство единой фундаментной плиты для здания и машины.

1.12.    Для уменьшения вибраций фундаментов машин с динамическими нагрузками рекомендуется (при технико-экономическом обосновании) предусматривать виброизоляцию, руководствуясь при этом требованиями соответствующих нормативных документов по проектированию виброизоляции.

Виброизоляция может быть применена для фундаментов машин с импульсными нагрузками—кузнечных молотов (для молотов с весом падающих частей 10 тс и более она является обязательной), прессов, для фундаментов высокочастотных машин периодического действия, а также некоторых средне- и низкочастотных машин, за исключением горизонтальных компрессоров, лесопильных рам и некоторых других.

При устройстве виброизоляции следует руководствоваться требованиями нормативных документов по проектированию конструкций, испытывающих динамические воздействия (Руководство по проектированию виброизоляции машин и оборудования, М., Стройиздат, 1972 и др.).

11

Для уменьшения вибраций фундаментов под машины, создаю-щие горизонтальные низкочастотные (с частотой колебаний менее б Гц) динамические нагрузки, при технико-экономическом обосновании возможно применение железобетонных плит, соединенных с фундаментом. Размеры и конструкцию присоединенных плцт назначают по расчету, разработанному ДИСИ.

1.13. При наличии в основании фундаментов машин слоев слабого грунта (заторфованного, илистого и т. п.) в проекте следует предусматривать мероприятия, направленные на уменьшение возможных недопускаемых деформаций основания, руководствуясь соответствующими требованиями, изложенными в главах СНиП по проектированию оснований зданий и сооружений и по проектированию свайных фундаментов. При этом выбор мероприятия, а следовательно, и вида основания и фундаментов (например, фундаментов на естественном или искусственно закрепленном основании, на свайных фундаментах с прорезкой слоев слабых грунтов и т. п.) должен производиться по результатам технико-экономического сравнения вариантов с учетом конкретных условий строительства.

С целью уменьшения возможных динамических осадок естественного основания, сложенного грунтами с неблагоприятными строительными свойствами (рыхлые пески любой крупности и влажности, водонасыщенные пылеватые и мелкие пески средней плотности, текучие глинистые грунты, водонасыщенные илы и за-торфованные грунты и пр.), и увеличения его несущей способности должна производиться специальная подготовка основания в соответствий с рекомендациями главы СНиП II-15-74.

При этом в зависимости от типа грунта, толщины слоя слабого грунта, статического давления, величины и характера динамических нагрузок могут быть использованы различные мероприятия, основными из которых являются следующие:

а)    замена слоя слабого грунта подушками из песка, гравия, щебня или других аналогичных видов грунтов, с послойным трамбованием;

б)    искусственное закрепление грунтов химическим, электрохимическим, термическим и др. способами;

в)    устройство свайного основания;

г)    устройство шпунтового ограждения по периметру фундамента.

В некоторых случаях эффективным является уплотнение части или всего слоя слабого грунта (например, водонасыщенного песка) трамбованием, устройство предпостроечной пригрузки водонасыщенных илов и заторфованных грунтов насыпью, глубинное водопо-нижение в слабых водонасыщенных грунтах и пр.

При выборе мероприятия по укреплению основания следует иметь в виду, что устройство свайного фундамента приводит к увеличению жесткости основания и соответственно к увеличению собственных частот при вертикальных колебаниях фундаментов. Устройство свайного фундамента практически не сказывается на упругой жесткости основания в горизонтальном направлении.

1.14. Устройство фундаментов машин с динамическими нагрузками, за исключением фундаментов турбоагрегатов мощностью более 25 тыс. кВт, допускается ш насыпных грунтах, если такие грунты не содержат гумуса, древесных опилок (стружек), органического мусора и др. примесей, вызывающих неравномерные осадки грунта при сжатии. При этом основание из насып -

12

ных грунтов должно быть тщательно уплотнено (тяжелыми трамбовками, вибрированием или другими способами) и удовлетворять требованиям глав СНиП по проектированию оснований зданий и сооружений и по устройству оснований и фундаментов.

Примечание. Фундаменты машин неимпульсного (неударного) действия с двигателями мощностью менее 500 кВт со средним давлением на грунт менее 0,7 кгс/см2 допускается возводить на насыпных грунтах без искусственного уплотнения, если возраст насыпи из песчаных грунтов составляет не менее двух лет и из глинистых грунтов — не менее пяти лет.

В случае если использование насыпных грунтов в качестве естественных оснований с применением мероприятий по уплотнению невозможно, используется прорезка насыпных грунтов свайными фундаментами или устройство песчаных, щебеночных или грунтовых подушек*

1.15. Общий центр тяжести проектируемого фундамента машины и засыпки грунта на обрезах и выступах фундамента и центр тяжести площади подошвы фундамента, как правило, должны располагаться на одной вертикали. При этом величина эксцентриситета не должна превышать для грунтов с условным расчетным давлением Яо=^1,5 кгс/см2 3%, а для грунтов с условным расчетным давлением > 1,5 кгс/см2 — 5% размера стороны подошвы фундаментов, в направлении которой происходит смещение центра тяжести. Величину R0 следует определять в соответствии с требованиями главы СНиП по проектированию оснований зданий и сооружений; для фундаментов турбоагрегатов величина эксцентриситета не должна превышать 3% независимо от величины условного расчетного давления. Для оснований, сложенных скальными грунтами, величина эксцентриситета не нормируется.

Требование о расположении общего центра тяжести фундамента, машины и засыпки грунта на обрезах фундамента и центра тяжести площади подошвы фундамента на одной вертикали связано с необходимостью обеспечения равномерной осадки фундамента. Кроме того, выполнение эгого условия позволяет упростить расчет колебаний фундамента. В случае если такое условие невыполнимо и значения эксцентриситетов в распределении масс превышают указанные значения, расчет собственных частот и амплитуд колебаний фундамента следует производить с учетом эксцентриситета в соответствии с п. 1.35 настоящего руководства.

В случае опирания на фундамент соседних строительных конструкций общий центр тяжести фундамента определяется с учетом веса конструкций, передающегося на фундамент. При этом расчет колебаний фундамента при наличии упругих прокладок допускается производить без учета веса конструкций.

Величину условного расчетного давления для грунтов, залегающих в основании фундамента, R0 допускается определять по табличным данным приложения 4 главы СНиП И-15-74.

1.16. Размеры и форму верхней части фундамента машины следует назначать в соответствии с результатами расчетов, выполняемых при проектировании фундаментов, с учетом требований, предъявленных заводом — поставщиком оборудования.

При этом необходимо предусматривать наиболее простые формы фундамента, а в случае применения сборно-монолитных

13

или сборных фундаментов — учитывать также условия возможно большей унификации и простоты конструкций сборных элементов фундаментов.

При проектировании фундаментов машин с динамическими нагрузками следует применять типовые проекты, которые разработаны под компрессоры и молоты разных марок, при этом следует руководствоваться «Инструкцией по типовому проектированию для промышленного строительства» СН 227-70.

1.17.    Подошву фундаментов машин следует предусматривать, как правило, прямоугольной формы в плане и располагать на одной отметке.

Примечание. В неводонасыщенных грунтах в отдельных случаях при соответствующем обосновании допускается предусматривать уступы в подошве монолитных фундаментов под глубокими приямками или в местах примыкания таких фундаментов к фундаментам здания.

Размеры подошвы фундамента в плане назначаются исходя из габаритных размеров фундаментов, задаваемых заводом — изготовителем машины и содержащихся в задании на проектирование, с учетом направления действия динамических нагрузок (горизонтальных сил и моментов), габаритов цеха, расстояний до фундаментов зданий и цр.

При наличии плотных грунтов в плитных фундаментах в целях экономии бетона допускается устраивать прямоугольный вырез или использовать ленточный фундамент, если это не ухудшает условий работы конструкции при колебаниях и допустимо с точки зрения ее прочности и жесткости.

При устройстве уступов в подошве фундаментов более заглубленная часть, включая переходные участки, должна располагаться в центральной трети подошвы, причем отношение высоты уступа к его длине должно быть не более чем 1:2Ц

1.18.    Глубину заложения фундаментов машин следует назначать в зависимости от:

а)    конструкции фундамента, глубины заложения расположенных рядом с фундаментом каналов, приямков, фундаментов зданий, установок и др,;

б)    инженерно-геологических условий строительной площадки; в случае установки машин вне зданий на открытых площадках или в зданиях с неотапливаемыми помещениями надлежит учитывать глубину сезонного промерзания грунта в соответствии с требованиями главы СНиП по проектированию оснований зданий и сооружений.

В связи с тем, что статические давления от фундаментов машины, как правило, незначительны, глубина заложения фундамента в большинстве случаев назначается не из грунтовых условий, а пб конструктивным соображениям в зависимости от типа машины и конструкции фундамента, его минимальной высоты, назначаемой в соответствии с п. 1.19 по условиям размещения и крепления машины, вспомогательного оборудования и коммуникаций, а также в зависимости от условий производства работ. При этом учитывается, например, наличие близко расположенного уровня грунтовых вод, близость фундаментов зданий или соседних установок и пр.

При устройстве фундаментов машин вблизи фундаментов зданий или соседних установок следует учитывать рекомендации СНиП II-15-74 и Руководства к этой главе СНиП о допустимой

14

разности отметок заложения фундаментов здания и машины с целью исключения их неблагоприятного взаимного влияния.

Передача вибраций, вызываемых работой машин, близрасполо-женным зданиям практически не зависит от взаимного по высоте расположения подошвы фундамента машины и фундаментов зданий. Поэтому при выборе глубины заложения фундамента машины этот фактор не учитывается.

1.19.    Высоту фундаментов машин следует назначать минимальной по условиям размещения в них технологических выемок и шахт, а также надежной заделки фундаментных болтов с учетом следующих требований:

а)    расстояние от нижних концов наиболее глубоко заделанных болтов до подошвы фундамента должно быть не менее 100 мм;

б)    толщина нижней плиты монолитных фундаментов принимается в консольных частях по расчету в зависимости от вылета консоли, но не менее 0,4 м, под замкнутыми углублениями — не менее 0,2 м.

Если по местным грунтовым условиям или по условиям размещения фундамента глубина его заложения значительно превышает указанную минимальную высоту фундамента, рекомендуется в целях экономии бетона предусматривать устройство под фундаментом подушки из тщательно уплотненного песчаного или крупнообломочного грунта, или глинистого грунта при наличии просадочных грунтов.

1.20.    Для крепления машин следует применять фундаментные болты: глухие изогнутые и с анкерной плитой, устанавливаемые непосредственно в массив фундамента или в колодцы, заранее предусмотренные при бетонировании фундамента;

съемные, устанавливаемые в массив фундамента с изолирующей трубой;

глухие и съемные прямые и с коническим концом, устанавливаемые в готовые фундаменты в просверленные скважины.

Болты, устанавливаемые в просверленные скважины готовых фундаментов, предпочтительно должны применяться, когда это возможно по технологическим и монтажным условиям и удовлетворяет требованиям расчета прочности заделки.

При ударной нагрузке, а также при высоких уровнях динамической нагрузки, требующей установки болтов диаметром не менее 42 мм, следует применять съемные фундаментные болты с изолирующей трубой.

По согласованию с заводом — поставщиком машин допускается изменять указанные в задании на проектирование типы и диаметры болтов и уменьшать их длину до пределов, обоснованных расчетом по заданным нагрузкам, действующим на болты. Если нагрузки не могут быть точно определены, глубину заделки фундаментных болтов в бетон следует принимать равной 15 диаметрам болта — для болтов с анкерной плитой и 20 диаметрам — для    болтов с отгибом; при этом длина болтов

должна быть не более 1>5 м.

Материал и установочные параметры фундаментных болтов (глубину заделки в бетон, минимальные расстояния между осями болтов и от оси болта до грани фундаментов) следует назначать в сответствии с требованиями нормативных документов и Государственных стандартов на фундаментные болты.

15

При установке фундаментных болтов следует руководствоваться «Инструкцией по креплению технологического оборудования фундаментными болтами» СН 471-75, ГОСТ 24379.0-80 и ГОСТ 24379.1—80.

В случаях, когда из условия эксплуатационной надежности и технологии производства возможно применение фундаментных болтов различных типов, тип болта следует выбирать по лучшим технико-экономическим показателям: минимальному расходу металла (на болты и кондукторные устройства), минимальной себестоимости и трудоемкости установки.

Подбор сечения фундаментных болтов необходимо производить из условия нераскрытия стыка в системе фундамент—оборудование и сечение проверять на выносливость (усталостное разрушение).

1.21.    При назначении размеров верхней части фундамента с учетом габаритов, заданных заводом — поставщиком машин, расстояние от грани колодцев фундаментных болтов до наруж^ ной грани фундаментов следует принимать: для болтов диаметром до 24 мм включительно—не менее 50 мм и для болтов большего диаметра —не менее 100 мм.

В случае применения болтов с анкерными плитами расстояние от оси болта до края фундамента следует принимать равным не менее четырех диаметров болта. При невозможности соблюдения этого условия между болтом и гранью фундамента следует предусматривать установку дополнительных арматурных сеток*.

1.22.    Армирование фундаментов, в том числе стыкование, анкеровку арматуры, следует предусматривать в соответствии с требованиями главы СНиП по проектированию бетонных и железобетонных конструкций с учетом следующих дополнительных требований:

а)    для общего армирования монолитных фундаментов машин следует предусматривать применение сварных сеток и каркасов, а для армирования их отдельных элементов (участков фундаментов) — вязаную’ арматуру;

б)    для армирования (в том числе косвенного) участков фундаментов, воспринимающих ударные нагрузки, применение сварных сеток и каркасов не допускается; в этих случаях должна применяться только вязаная горячекатаная стержневая арматура, как правило, периодического профиля.

1.23.    Армирование монолитных массивных и стенчатых фундаментов машин должно производиться по расчету в следующих случаях:

а)    общее — когда фундамент рассматривается как балка или плита на упругом основании, а также при одновременном воздействии на фундамент динамических нагрузок и высоких температур;

б)    местное — когда элементы фундамента загружены местной нагрузкой.

В остальных случаях следует предусматривать конструктивное армирование (без расчета).

1.24.    Конструктивное армирование монолитных массивных фундаментов машин неударного действия объемом 20 м3 и менее, как правило, следует предусматривать только в виде местного армирования, а таких же фундаментов объемом более 20 м3 и фундаментов машин ударного действия (независимо от их объема) — в виде местного и общего армирования.

16

Конструктивное армирование монолитных стенчатых фундаментов во всех случаях надлежит предусматривать как общим, так и местным.

1.25.    Конструктивное местное армирование массивных и стенчатых фундаментов следует предусматривать в местах резкого изменения размеров сечений фундамента, а также по контуру вырезов с размерами сторон более 600 мм и в местах*, значительно ослабленных отверстиями или выемкам и. В качестве арматуры для местного армирования следует прим ей ять сетки из стержневой арматуры класса A-I или A-II диаметром 10—12 мм, расположенных с шагом в обоих направлениях 200 мм.

1.26.    Конструктивное общее армирование массивных и стенчатых фундаментов следует предусматривать в виде гори-зональных сеток, укладываемых по подошве фундамента и у его верхней грани, а для стенчатых фундаментов, кроме того, в виде вертикальных сеток, устанавливаемых по боковым граням стен. Противоположные сетки арматуры стен следует соединять между собой стержнями (шпильками), устанавливаемыми в шахматном порядке через 3—4 стержня сеток.

В местах сопряжения стен с верхней горизонтальной плитой (или рамой) следует предусматривать установку дополнительной вертикальной арматуры с площадью сечения, равной 50% площади сечения основной арматуры; стержни дополнительной арматуры следует заводить в тело плиты (рамы) и стены на глубину заделки стержней основной арматуры.

Глубину заделки кондов вертикальных стержней арматуры стен в верхнюю горизонтальную плиту (раму) и нижнюю фундаментную плиту назначают не менее установленной для заделки концов растянутых стержней арматуры.

Площадь сечения арматуры верхней железобетонной плиты (или рамы) следует определять по расчету в соответствии с требованиями главы СНиП по проектированию бетонных и железобетонных конструкций. Кроме того, в верхней горизонтальной раме, а также в обвязочных балках должна быть предусмотрена арматура, устанавливаемая по боковым вертикальным граням.

Для общего армирования следует применять сетки из стержневой арматуры класса A-I или А-П. Количество сеток, расстояние между стержнями и их диаметры для фундаментов различных типов машин приведены в соответствующих разделах главы СНиП II-19-79.

Армирование массивных и стенчатых фундаментов может производиться пространственным каркасом (арматурный каркас на весь фундамент), что позволяет производить арматурные работы в стороне от площадки и сократить сроки строительства.

Армирование сборных и сборжьмонолитных фундаментов -по количеству и общему размещению арматуры производится так же, как и армирование монолитных фундаментов. При этом должна быть обеспечена равнопрочность стыковых соединений и сборных элементов*

1.27.    Армирование рамных монолитных, сборно-монолитных и сборных фундаментов должно производиться в соответствии с требованиями главы СНиП по проектированию бетонных и железобетонных конструкций с учетом следующих дополнительных указаний:

17

а)    арматура всех балок, ригелей и колонн должна иметь замкнутые хомуты или стержни, приваренные по периметру попе-речного сечения конструкции;

б)    колонны во всех случаях следует армировать симметричной арматурой; при этом расстояния между продольными стержнями должны составлять не более 300 мм и каждые 3—5 стержней должны охватываться хомутами или шпильками;

в)    по наружным боковым граням балок и ригелей промежуточные стержни следует устанавливать не реже, чем через 300 мм по высоте сечения; диаметры этой стержневой арматуры класса A-I или А-Н принимают 16—18 мм для элементов верхнего строения и 10—12 мм — для элементов нижнего ростверка;

г)    заделку рабочей арматуры ригелей и балок в колонны следует предусматривать как для жестких рамных узлов;

д)    независимо от требования расчета во всех отверстиях в элементах фундамента при размерах стороны отверстий более 300 мм надлежит предусматривать окаймляющую противо-усадочную стержневую арматуру диаметром 10—12 мм класса A-I или А-Н, расположенную соответственно через 150— 200 мм, с запуском концов стержней в тело бетона на длину, принимаемую в соответствии с требованиями главы СНиП, указанной в настоящем пункте;

е)    в монолитных фундаментах арматуру колонн при толщине нижней плиты до 1 м доводят до низа последней; при большей толщине плиты арматуру колонн следует заводить в плиту на глубину анкеровки в соответствии с требованиями главы СНиП, указанной в настоящем пункте.

1.28.    Стыки элементов сборно-монолитных и сборных конструкций рамных фундаментов должны устраиваться в соответствии с требованиями главы СНиП по проектированию бетонных и железобетонных конструкций с учетом следующих дополнительных указаний:

а)    стыки сборных элементов следует располагать в узлах рам;

б)    стыкование элементов следует, как правило, предусматривать в виде свариваемых между собой выпусков арматуры с последующим замоноличиванием узлов,

1.29.    Толщину защитного слоя бетона следует принимать в соответствии q требованиями главы СНиП по проектированию бетонных и железобетонных конструкций. При этом для арматуры, устанавливаемой на участках фундаментов, воспринимающих ударную нагрузку, защитный слой следует принимать во всех случаях не менее 30 мм.

Толщина защитного слоя бетона для фундаментов, подвергающихся действию температур, превышающих 50°С, должна приниматься с учетом рекомендаций «Инструкции по проектированию бетонных и железобетонных конструкций, предназначенных для работы в условиях воздействия повышенных и высоких температур» СН 482-76.

1.30.    Температурно-усадочные швы надлежат устраивать в соответствии с требованиями главы СНиП по проектированию бетонных и железобетонных конструкций, при этом швы следует располагать таким образом, чтобы на отдельных участках

18

фундамента в пределах между швами располагалось оборудование, не связанное жестко между собой.

Для уменьшения усадочных деформаций допускается устраивать временные усадочные швы шириной 0,7—1,2 м. С обеих сторон шва следует предусматривать выпуски верхней и нижней арматуры, которую сваривают между собой спустя 20—30 дней после бетонирования. Сварные соединения должны быть равнопрочны соединенным стержням. Заполнение временных усадочных швов следует предусматривать бетоном той же проектной марки, что и бетон фундамента. При отсутствии арматуры в месте расположения временного усадочного шва в проекте должна быть предусмотрена установка выпусков из стержней диаметром 20 мм класса А-П с шагом 200 мм в один ряд с последующей их сваркой и замоноличиванием.

При ограничении прогиба фундамента по технологическим требованиям вместо температурно-усадочных швов следует предусматривать противоусадочные мероприятия при укладке бетона и противоусадочное армирование. В этом случае устройство временных усадочных швов допускается только в виде исключения.

Расстояния между температурно-усадочными швами при воздействии температур не выше 50°С принимаются в соответствии с п. 1.23 СНиП 11-21-75. Для температур, превышающих 50°С, расстояния между швами должны быть уменьшены в соответствии с рекомендациями СН 482-76.

При расчете колебаний протяженный фундамент с температурно-усадочными швами рассматривается как монолитный.

1-31. Гидроизоляцию фундаментов или дренаж следует проектировать с учетом требований соответствующих нормативных документов. Внутри приямков следует предусматривать днище с уклоном и зумпфы, позволяющие производить при необходимости откачку воды.

Для фундаментов или их отдельных участков, подвергаемых воз действию агрессивных грунтовых (или производственных) вод, а также технических масел или других агрессивных по отношению к бетону жидкостей, должны быть предусмотрены меры по их защите в соответствии с требованиями главы СНиП по проектированию антикоррозионной защиты строительных конструкций.

При заглублении фундаментов машин ниже уровня грунтовых вод следует предусматривать специальные мероприятия (дренаж, общеплощадочное водолонижение, гидроизоляцию) по защите фундаментов от грунтовых вод, а при их агрессивности — мероприятия по защите бетона от разрушения. При этом могут быть использованы различные типы гидроизоляции в там числе цементная (торкрет-штукатурная), асфальтовая (литая, штукатурная), пластмассовая (окрасочная, листовая) и др.

1.32. Примыкающие к фундаменту паро- и воздухопроводы должны быть изолированы таким образом, чтобы температура на поверхности изоляции не превышала 50°С. Между поверхностью изоляции и телом фундамента должен быть оставлен воздушный просвет не менее 50 мм.

Общие указания по расчету оснований и фундаментов

11.33. В настоящем подразделе содержатся только общие специфические указания по расчету оснований и фундаментов

19

УДК 624.159.11.04


Рекомендовано к изданию решением секций ученого совета «Основания и фундаменты» и «Механика грунтов» НИИОСП им. Н. М. Герсеванова.

Руководство по проектированию фундаментов машин с динамическими нагрузками / НИИОСП им. Н. М. Герсеванова. — М.: Стройиздат, 1982. — 207 с.

Составлено к главе СНиП II-19-79 «Фундаменты машин с динамическими нагрузками» и содержит рекомендации, детализирующие эти нормы проектирования по вопросам определения динамических характеристик грунтов, расчета колебаний фундаментов различных типов машин и оборудования с динамическими нагрузками и пр.

Для инженерно-технических работников проектных организаций.

Табл. 38, ил. 30.


р 3202000000 546 иНСХруКТ..НОрмат., И вьш. — 57—81


047(01)—82


(g) Стройиздат, 1982


машин, вытекающие из особенностей эксплуатационных воздействий машин.

Эти указания являются дополнительными к общепринятым требованиям по расчету оснований зданий и сооружений, а также по расчету элементов бетонных и железобетонных конструкций, регламентируемым соответствующими главами СНиП.

Расчет фундаментов машин должен производиться, как правило, с помощью ЭВМ по разработанным для этой цели типовым программам.

1.34. Расчет фундаментов машин и их оснований состоит из:

а)    определения амплитуд колебаний фундаментов А или отдельных их элементов;

б)    проверки среднего статического давления на грунт рср для фУнДаментов на естественном основании и несущей способности основания для свайных фундаментов;

в)    расчета прочности элементов конструкций фундамента. Фундаменты машин и их основания в соответствии с главами

СНиП II-АЛ0-71 и СНиП 11-15-74 должны раосчитьшаться по двум группам предельных состояний: по первой группе — по несущей способности, по второй группе — по деформациям (колебаниям, прогибам, осадкам), затрудняющим нормальную эксплуатацию установленных на фундаментах машин и оборудования или соседних объектов, чувствительных к вибрациям.

Расчет по первой группе предельных состояний включает:

а)    проверку среднего статического давления под подошвой для фундаментов на естественном основании или несущей способности основания для свайных фундаментов. Эта проверка производится для всех без исключения типов машин, предусмотренных главой СНиП 11-19-79, в соответствии с п. 1.36 для естественных оснований и в соответствии с пп. 4.1 и 4.3 главы СНиП И-17-77 для свайных фундаментов с введением дополнительных коэффициентов условий работы /псв и mica в соответствии с п. 1.51 СНиП II-19-79;

б)    расчет прочности отдельных элементов конструкции фундамента. Расчет выполняется для отдельных элементов рамных и стенчатых фундаментов, а также для отдельных сечений массивных фундаментов, ослабленных отверстиями или выемками; расчет производится в соответствии с указаниями главы СНиП Н-21-75.

В некоторых случаях определяется реакция основания (сила реакции и реактивный момент).

Расчет фундаментов по деформациям включает:

а)    определение амплитуд колебаний фундаментов или отдельных их элементов. Расчет производится в соответствии с главой СНиП П-19-79 в случаях, указанных в отдельных разделах этой главы, и является определяющим при проектировании фундаментов машин с динамическими нагрузками;

б)    определение осадок и деформаций (прогибов, крена и т. п.) фундаментов или их элементов. Эти расчеты производятся в отдельных случаях для ответственных сооружений, например, фундаментов турбоагрегатов, а также фундаментов станков, при наличии в задании на проектирование технологических требований, ограничивающих перемещения и деформации фундамента из условий обеспечения нормальной эксплуатации оборудования.

1.35. Амплитуды вынужденных и свободных колебаний фундамента или отдельных его элементов следует определять для различных типов машин согласно требованиям соответствующих

20

ПРЕДИСЛОВИЕ

Руководство по проектированию фундаментов машин с динамическими нагрузками подготовлено к главе СНиП II-19-79 и дает пояснения к отдельным его пунктам.

Руководство разработано лабораторией динамики грунтов НИИ оснований и подземных сооружений им. Н. М. Герсеванова Госстроя СССР при участии Донецкого Промстройниипроекта, института Ленинградский Промстройпроект, Харьковского Промстройниипроекта, ЦНИИпромзданий, НИИЖБа, ЦНИИСКа им. В. А. Кучеренко Госстроя СССР, ВНИИГа им. Б. Е. Веденеева, Ленинградского отделения института Теплоэлектропроект Минэнерго СССР, ДИСИ Минвуза Украинской ССР, Красноярского Промстройниипроекта Минтяжстроя СССР, института Фундаментпроект и его Ленинградского отделения Минмонтажспецстроя СССР, института Гипромез Минчермета СССР и ЭНИМСа Минстанкопрома.

3

Руководство составляли: разд. 1 «Общие положения» — д-р техн. наук В. А. Ильичев, кандидаты техн. наук О. Я. Шехтер, М. Н. Голубцова, Ю. В. Монголов, В. М. Шаевич (НИИОСП); д-р техн. наук О. А. Савинов (ВНИИГ им. Веденеева); канд. техн. наук С. И. Гриб, инж. А. К. Косннокий (Красноярский ПСНИИП); разд. 2 «Фундаменты машин с вращающимися частями»— канд. техн. наук Г. Г. Аграновский (ВНИИГ им. Веденеева); инженеры И. С. Литвин, Е, Г. Бабский (ЛОТЭП); разд. 3 «Фундаменты машин с кривошипно-шатунными механизмами» — кандидаты техн. наук О. Я- Шехтер, М. Н. Голубцова (НИИОСП); инж. С. К. Лапин (ЛО Фундаментпроект); разд. 4 «Фундаменты кузнечных молотов»— кандидаты техн. наук О. Я- Шехтер, М. Н. Голубцова (НИИОСП); канд. техн. наук Н. С. Швец (ДИСИ); инж. А. Е. Курган (Фундаментпроект); разд. 5 «Фундаменты формовочных машин литейного производства» — канд. техн. наук Н. С. Швец (ДИСИ); разд. 6 «Фундаменты формовочных машин для производства сборного железобетона» — д-р техн. наук О. А. Савинов (ВНИИГ им. Веденеева); разд. 7 «Фундаменты оборудования копровых бойных площадок» — канд. техн. наук М. Р. Свинкин (Харьковский ПСНИИП); разд. 8 «Фундаменты дробилок» — инж. Б. К.

\* Зак. 276

Александров (Ленинградский ПСП); разд. 9 «Фундаменты мельничных установок» — канд. техн. наук В. М. ПятецкиЙ, инж. И. Н. Файнберг (Ленинградский ПСП); инж. А. Я. Жучкова (Харьковский ПСНИИП); разд. 10 «Фундаменты прессов» — инженеры И. И. Файнберг, И. И. Талагаева (Ленинградский ПСП); разд. 12 «Фундаменты металлорежущих станков» — д-р техн. наук В, В. Каминская (ЭНИМС); разд. 13 «Фундаменты вращающихся печей» — канд. техн. наук В. М. ПятецкиЙ, инженеры Д. А. Акимов, Б. К. Александров (Ленинградский ПСП); прил. 1 «Методика определения упругих и демпфирующих характеристик естественного основания по результатам экспериментов» — д-р техн. наук В. А. Ильичев, кандидаты техн. наук О. Я. Шехтер, М. Н. Голубцова, В. Г. Таранов (НИИОСП); канд. техн. наук В. М. ПятецкиЙ, инж. Б. К. Александров (Ленинградский ПСП); инж. Л. П. Волков (Донецкий ПСНИИП); прил. 2 «Методика полевых испытаний свай динамическими нагрузками» — кандидаты техн. наук Ю. В. Монголов, В. М. Шаевич (НИИОСП); прил. 3 «Методика прогнозирования колебаний грунта на основе экспериментальных исследований» — канд. техн. наук М. Р. Свинкин (Харьковский ПСНИИП).

Руководство разработано под общей редакцией докторов технических наук В. А. Ильичева, Д. Д. Баркана, кандидатов технических наук О. Я. Шехтер, М. Н. Голубцовой.

В Руководстве приведен текст главы СНиП 11-19-79, выделенный слева вертикальной чертой.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Область распространения норм

U. Нормы настоящей главы должны соблюдаться при проектировании фундаментов машин с динамическими нагрузками, в том числе фундаментов машин с вращающимися частями, машин с кривошипно-шатунными механизмами, кузнечных молотов, формовочных машин для литейного производства, формовочных машин для производства сборного железобетона, копрового оборудования бойных площадок, дробильного оборудования, мельничных установок, прессового оборудования, прокатного оборудования, металлорежущих станков и вращающихся печей.

В руководстве приведены рекомендации по расчету и проектированию невиброизолированных фундаментов машин и оборудования с динамическими нагрузками эксплуатационного характера, вызываемыми действием неуравновешенных сил и моментов, возникающих при возвратно-поступательном, вращательном и т. п. движении масс, ударов движущихся или падающих частей машины, а также фундаментов машин и оборудования, чувства;ельного к вибрациям, колебания которых возникают вследствие распространения волн в грунте от фундаментов — источников колебаний.

1.2.    При наличии в проектируемом здании коммуникаций, примыкающих к фундаментам машин с динамическими нагрузками или проходящих вблизи них, а также при расположении вблизи фундаментов сосудов под давлением надлежит учитывать требования соответствующих нормативных документов по проектированию, устройству и эксплуатации этих коммуникаций, а при наличии трубопроводов, транспортирующих горючие, токсичные и сжиженные газы и жидкости, или сосудов под давлением — также требования соответствующих правил Госгортехнадзора СССР по устройству и безопасной эксплуатации таких трубопроводов и сосудов под давлением.

Проектирование фундаментов машин с динамическими нагрузками при наличии указанных в п. 1.2 коммуникаций и трубопроводов должно производиться с учетом требований следующих нормативных документов:

СНиП III-31-78* «Технологическое оборудование. Основные положения»;

ПУГ-69, «Правила устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов для горючих, токсичных и сжиженных газов»;

«Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением», М., Госгортехнадзор СССР, 1970,

«Правила устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды» М., Госгортехнадзор СССР, 1970.

1.3.    Фундаменты машин с динамическими нагрузками, предназначенные для строительства в особых природно-климатических и технологических условиях, в том числе в районах Северной строительно-климатической зоны, на просадочных, набухающих, насыпных и за торфов а ним v грунтах, в сейсмических районах, на подрабатываемых территориях, на геологически неустойчивых площадках (на которых имеются или могут возникнуть оползни, карсты, сели), на предприятиях с систематическим воздействием повышенных (более 50°С) технологических температур, агрессивных сред и в других особых условиях, над-

5

I лежит проектировать с учетом требований, предъявляемых соответствующими нормативными документами к проектированию и строительству зданий и соооружений в этих условиях.

При проектировании фундаментов машин с динамическими нагрузками следует учитывать требования следующих нормативных документов:

СНиП II-15-74 «Основания зданий и сооружений»; СНиП Л-18-76    «Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах»;

СНиП П-8-78 «Здания и сооружения на подрабатываемых тер-риториях». СНиП II-7-81 «Строительство в сейсмических районах. Нормы проектирования»; СНиП П-28-73* «Защита строительных конструкций от коррозии. Нормы проектирования»; СН-475-75 «Инструкция по проектированию оснований зданий и сооружений, возводимых на заторфованных территориях»; СН-482-76 «Инструкция по проектированию бетонных и железобетонных конструкций, предназначенных для работы в условиях воздействия повышенных и высоких температур».

Состав задания на проектирование фундаментов

1.4. Задание на проектирование фундаментов машин с динамическими нагрузками в дополнение к общим данным по оборудованию, предусмотренным Инструкцией по разработке проектов и смет для промышленного строительства, должно содержать:

а) техническую характеристику машин (наименование, тип, число оборотов в минуту, мощность, общий вес и вес движущихся частей, скорость ударяющих частей и т. п.);

б) данные о величинах, местах приложения и направлениях действия статических нагрузок, а также об амплитудах, частотах, фазах, местах приложения и направлениях действия динамических нагрузок, в том числе усилий, действующих на расчетные (силовые^ фундаментные болты;

в) данные о предельно допускаемых деформациях фундаментов и их оснований (осадка, крен, прогиб фундамента и его элементов, амплитуда колебаний и др.), если такие ограничения вызываются условиями технологии производства или работы машины (оборудования);

г) требования к условиям размещения машины (оборудования) на фундаментах: отдельные фундаменты под каждую машину (агрегат) или групповая их установка на общем фундаменте;

д) чертежи габаритов фундамента в пределах расположения машины, элементов ее крепления, а также вспомогательного оборудования и коммуникаций с указанием расположения и размеров выемок, каналов и отверстий (для фундаментных болтов, закладных труб и других деталей, необходимых для подвода электроэнергии, воды, пара, воздуха, смазки и т. п.), размеров подливки и пр., чертежи расположения фундаментных болтов с указанием их типа и диаметра, закладных деталей, обортовок и т. п.;

е) чертежи всех коммуникаций, примыкающих к фундаментам машин и проходящих через них;

ж) данные об инженерно-геологических условиях участка строительства и физико-механических свойствах грунтов основания на глубину сжимаемой толщи, определяемой в соответствии с

требованиями главы СНиП по проектированию оснований зданий и сооружений;

з)    данные о привязке проектируемого фундамента к конструкциям здания (сооружения), в частности к его фундаментам, данные об особенностях здания (сооружения), в том числе о виде и расположении имеющегося в нем оборудования и коммуникаций;

и)    специальные требования к защите фундамента и его приямков от грунтовых вод, агрессивного воздействия смазочных материалов и воздействия высоких, а также низких (отрицательных) температур;

к)    размеры и данные о расположении и материале футеровки участков фундамента, подверженных воздействию высоких температур;

л)    данные об использовании машин по времени для фундаментов, строящихся на вечномерзлых грунтах основания.

Кроме перечисленных выше данных, включаемых в состав задания на проектирование, в соответствующих разделах главы СНиП II-19-79 приведены также дополнительные данные к заданию на проектирование, вытекающие из специфики каждого вида машин.

Задание на проектирование по пп. «а»—«в», «д», «и»—«л» составляется, как правило, на основании паспортных данных, представляемых заводами — поставщиками машин.

При отсутствии паспортных данных по п. 1.4«б» определение динамических нагрузок может быть произведено расчетом в соответствии с «Инструкцией по определению динамических нагрузок от машин, устанавливаемых на перекрытиях промышленных зданий» (М., Стройиздат, 1966) или по рекомендациям, приведенным в отдельных разделах настоящего руководства.

В целях облегчения конструкций фундаментов данные, представляемые заводом-поставщиком по условиям размещения и крепления машин, размерам и расположению выемок, каналов и отверстий, закладных деталей и анкерных креплений, могут быть изме^ йены проектной организацией по согласованию с заводом-поставщи-ком.

Инженерно-геологические изыскания на площадке строительства должны производиться в соответствии с требованиями главы СНиП 11-9-78 по инженерным изысканиям для строительства и «Инструкции по инженерным изысканиям для промышленного строительства» СН 225-79. При этом результаты инженерно-геологических исследований должны содержать данные, необходимые для решения вопросов об определении глубины заложения и размеров подошвы фундаментов под машины, выбора типа основания, а в случае необходимости, выбора мероприятий по улучшению свойств грунтов основания, а также данные о физико-механических свойствах грунтов, необходимые для определения их упругих и демпфирующих характеристик и оценки возможности возникновения длительных осадок фундаментов в результате действия вибраций. В случае необходимости при наличии сложных грунтовых условий пли при проектировании ответственных объектов в объем инженерно-геологических исследований должны включаться опытные работы по определению характеристик жесткости и демпфирования грунтов основания на конкретной строительной площадке.

В случае устройства свайных фундаментов инженерно-геологические исследования должны выполняться в соответствии с тре-

7

бованиями главы СНиП If-17-77 «Свайные фундаменты».

При устройстве висячих свай в слабых водонасыщенных песчаных и глинистых грунтах в объем изысканий должны быть включены также испытания свай с целью определения их несущей способности при динамических нагрузках.

Материалы фундаментов

1.5.    Фундаменты машин с динамическими нагрузками следует проектировать бетонными или железобетонными монолитными и сборно-монолитными, а при соответствующем обосновании — сборными.

Монолитные фундаменты допускается предусматривать под все виды машин с динамическими нагрузками, а сборно-монолитные (или сборные) — главным образом под машины периодического действия (с вращающимися частями, с кривошипношатунными механизмами и др.); устройство сборно-монолитных и сборных фундаментов под машины с ударными (импульсными) нагрузками, как правило, не допускается.

В качестве материала для возведения фундаментов машин с динамическими нагрузками, как правило, применяется железобетон. Неармированный бетон применяется в отдельных случаях для фундаментов небольших размеров, выполняемых в виде сплошных блоков под машины малой мощности с незначительными динамическими нагрузками, а также фундаментов станков весом до 30 тс.

Тип фундамента по способу изготовления выбирается исходя из технико-экономической целесообразности для конкретных условий строительства с учетом максимального снижения материалоемкости, трудоемкости и стоимости строительства,.

Сборный железобетон для устройства фундаментов машин целесообразно применять при возведении на одной площадке большого количества однотипных фундаментов или фундаментов, состоящих из однотипных элементов, позволяющих применение унифицированных блоков; кроме того, применение сборных и сборномонолитных фундаментов целесообразно ввиду сокращения сроков их возведения, уменьшения объема работ по изготовлению опалубки и пр.

При назначении размеров и веса сборных элементов сборномонолитных и сборных фундаментов учитываются возможности заводов или полигонов — поставщиков сборного железобетона, условия транспортирования и грузоподъемность монтажных механизмов.

1.6.    Проектная марка бетона по прочности на сжатие для монолитных и сборно-монолитных фундаментов должна быть не ниже М 150, а сборных — не ниже М 200. Для неармиро-ванных фундаментов станков допускается бетон марки М 100. В случае одновременного воздействия на фундамент динамической нагрузки и повышенных технологических температур марка бетона должна быть не ниже М 200.

Проектная марка бетона по морозостойкости должна быть не ниже Мрз 50, если по условиям, указанным в задании -на проектирование, не предусмотрены более высокие требования к бетону по морозостойкости.

Проектная марка бетона по морозостойкости назначается для фундаментов машин, подвергающихся постоянному или эпизоди-

8

ческому воздействию отрицательных температур наружного воздуха.

Проектная марка бетона для замоноличивания стыков элементов сборных железобетонных фундаментов по прочности «а сжатие и по морозостойкости должна быть не ниже принятой для стыкуемых элементов.

Фундаменты машин, работающие в условиях повышенных и высоких технологических температур, не превышающих 300°С, следует, как правило, предусматривать из обычного бетона, для температур свыше 300°С — из жаростойкого бетона в соответствии с «Инструкцией по проектированию бетонных и железобетонных конструкций, предназначенных для работы в условиях воздействия повышенных и высоких температур» СН 482-76.

1.7.    Арматурная сталь, а также фасонный, листовой и другие виды проката, применяемые для армирования фундаментов, для закладных и соединительных деталей, а также монтажных (подъемных) петель сборных элементов, должны назначаться в соответствии с требованиями главы СНиП по проектированию бетонных и железобетонных конструкций, а в части фасонного, листового и других видов проката — главы СНиП по проектированию стальных конструкций. При этом должны учитываться температурные и технологические условия эксплуатации и характер действующих нагрузок и воздействий.

Арматурная и прокатная сталь, применяемая для фундаментов, работающих в условиях повышенных и высоких температур, должна назначаться с учетом предельно допустимой температуры в соответствии с табл. 17. СН 482-76.

Общие требования к проектированию фундаментов

1.8.    Фундаменты машин с динамическиим нагрузками должны удовлетворять условиям прочности, устойчивости и экономичности, а также требованиям санитарных норм в части уровня предельно допустимых вибраций для обслуживающего персонала.

Колебания фундаментов не должны оказывать вредного влияния на технологические процессы, оборудование и приборы, расположенные на фундаменте или вне его, а также на находящиеся вблизи конструкции зданий и сооружений.

Влияние колебаний на людей учитывается при проектировании фундаментов машин, если на этих фундаментах расположены рабочие места. При этом учитывается длительность пребывания людей на фундаменте.

Предельно допускаемые вибрации (перемещения, скорости, ускорения) для обслуживающего персонала должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.012-78, а также требованиям «Санитарных норм проектирования промышленных предприятий» СН 245-71.

Влияние колебаний фундаментов машин на технологические процессы, машины и оборудование, устанавливаемое на них, лимитируется допускаемыми амплитудами (перемещений, скоростей или ускорений), значения которых в необходимых случаях задаются технологами и содержатся в задании на проектирование.

11.9. При составлении планов размещения оборудования машины с динамическими нагрузками следует располагать на мак-

9