Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

35 страниц

319.00 ₽

Купить ОСТ 37.001.016-70 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на все виды автотранспортных средств, предназначенных для эксплуатации на автомобильных дорогах общей сети СССР.

 Скачать PDF

Раздел 2, за исключением пункта 2.1.2, введен с 01.01.1975 года, пункт 2.1.2 введен с 01.10.1975 года.

Оглавление

1. Классификация автотранспортных средств

2. Требования к тормозным системам

     2.1. Общие требования

     2.2. Требования к рабочей тормозной системе

     2.3. Требования к запасной тормозной системе

     2.4. Требования к стояночной тормозной системе

     2.5. Требования к вспомогательной тормозной системе

     2.6. Требования к тормозным системам автопоездов, автомобилей-тягочей, прицепов (полуприцепов)

     2.7. Требования к системам сигнализации и контроля

3. Определение эффективности тормозных систем

     3.1. Общие требования

     3.2. Условия проведения испытаний

     3.3. Определение эффективности рабочей тормозной системы

     3.4. Определение эффективности запасной тормозной системы

     3.5. Определение эффективности стояночной тормозной системы

     3.6. Определение эффективности вспомогательной тормозной системы

4. Нормативы эффективности тормозных систем

     4.1. Нормативы эффективности рабочей тормозной системы

     4.2. Нормативы эффективности запасной тормозной системы

     4.3. Нормативы эффективности стояночной тормозной системы

     4.4. Нормативы эффективности вспомогательной тормозной системы

5. Погрешности измерений

6. Объемы испытаний по определению эффективности тормозных систем

Приложение 1 Основные термины, принятые в настоящем стандарте, и их определения

Приложение 2 Метод расчета эффективности тормозных систем автотранспортных средств по результатам дорожных испытаний

 
Дата введения01.10.1973
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.02.2020

Этот документ находится в:

Организации:

28.12.1970УтвержденМинавтопром СССР
ИзданИздательство стандартов1974 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Автомобили, прицепы и полуприцепы


ШИН

Шш

шш

щш


ЧАСТЬ


АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ

АВТОМОБИЛИ, ПРИЦЕПЫ И ПОЛУПРИЦЕПЫ

СБОРНИК ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ОТРАСЛЕВЫХ СТАНДАРТОВ

И ОТРАСЛЕВЫХ НОРМАЛЕЙ

Т О М I

Часть 1

Издание официальное

ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ Москва 1974

ОСТ 37.001.016—70

2.6.6.    Рабочая тормозная система прицепа (полуприцепа) подкатегории 02 должна образовывать с рабочей тормозной системой автомобиля-тягача непрерывную, полунепрерывную или инерционную тормозную систему автопоезда.

2.6.7.    Инерционную тормозную систему допускается применять нц прицепах подкатегории 02 только при условии, что полная масса прицепа не превышает 1,5 т и составляет не более 60% полной массы автомобиля-тягача.

Инерционная тормозная система должна приводиться в действие только во время и вследствие торможения автомобиля-тягача.

2.6.8.    Рабочая тормозная система прицепов (полуприцепов) подкатегорий 03 и 04 должна образовывать с рабочей тормозной системой тягача непрерывную или полунепрерывную тормозную систему автопоезда.

2.6.9.    Прицеп (полуприцеп), имеющий рабочую тормозную систему, должен иметь также стояночную тормозную систему для его затормаживания при отсоединении от автомобиля-тягача. Эта стояночная тормозная система должна с соблюдением требований безопасности приводиться в действие водителем или другим лицом, находящимся на дороге.

Прицепы, предназначенные для перевозки пассажиров, должны иметь, кроме того, орган управления стояночной тормозной системы, расположенный внутри прицепа.

2.7.    Требования к системам сигнализащии и контроля

2.7.1.    При отказе какого-либо элемента тормозного привода, приводящем к нарушению основных функций последнего, сигнализирующее устройство должно подавать водителю акустический или оптический сигнал красного цвета.

2.7.2.    Сигнал должен подаваться не позднее момента приведения в действие органа управления тормозной системы и быть легко различимым в любых условиях эксплуатации.

2.7.3.    Возможная неисправность какого-либо элемента сигнализирующего устройства не должна приводить к потере эффективности торможения.

2.7.4.    При использовании в тормозной системе аккумуляторов энергии тормозная система должна иметь сигнализирующее устройство, подающее акустический сигнал о падении уровня энергии в аккумуляторах ниже 65% номинального значения.

2.7.5.    Водитель должен иметь возможность легко контролировать исправность сигнализирующих устройств.

2-7.6. Резервуары тормозной жидкости должны быть изготовлены и установлены таким образом, чтобы можно было, не открывая их, контролировать уровень жидкости.

2.7.7.    Для обеспечения в эксплуатации контроля за состоянием тормозных систем, использующих полностью или частично пневма-

ОСТ 37.004.016—70

тические тормозные приводы, в каждом контуре последних должно быть предусмотрено устройство» позволяющее подключать контрольную аппаратуру. Конструкция этого устройства должна обеспечивать герметичность тормозного привода.

3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТОРМОЗНЫХ СИСТЕМ

3.1.    Общие требования

3.1.1.    Эффективность тормозных систем должна определяться дорожными испытаниями.

3.1.2.    Эффективность тормозных систем составного автотранспортного средства должна определяться как для автопоезда, так и его автомобиля-тягача.

3.1.3.    Автотранспортные средства категории О должны проходить испытания в составе автопоезда. Эффективность тормозных систем одиночных автотранспортных средств категории О может определяться стендовыми испытаниями.

3.1.4.    Испытания по определению эффективности тормозных систем допускается проводить способами, эквивалентными способам, установленным настоящим стандартом.

3.2. Условия проведения испытаний

3.2.1. Состояние автотранспортного средства и его агрегатов должно соответствовать техническим условиям предприятия-изготовителя.

3.2.2- Автотранспортные средства перед определением эффективности тормозных систем должны пройти обкатку в соответствии с инструкцией предприятия-изготовителя.

3.2.3.    Автотранспортное средство должно иметь полную массу и ее распределение по осям в соответствии с техническими условиями предприятия-изготовителя. В случае нескольких вариантов распределения полной массы по осям испытания должны проводиться с таким распределением, при котором осевые массы пропорциональны максимально допустимым нагрузкам на оси.

Испытания городских автобусов должны проводиться при допустимых предельных нагрузках.

3.2.4.    Испытания автотранспортных средств, в тормозных приводах которых используются аккумуляторы энергии, должны начинаться при нормальных значениях параметров, характеризующих запас энергии-

3.2.5.    Агрегаты трансмиссии ходовой части, кроме тормозных механизмов, должны быть предварительно прогреты.

3.2.6.    Износ рисунка протектора шин должен быть равномерным и не должен превышать 50 %.

3.2.7.    Участок дороги, на котором проводятся испытания, должен быть прямым и горизонтальным- Допускаются продольные уклоны не более 0,5%.

35

ОСТ 37.001.016—70

3.2.8.    Поверхность участка дороги, на котором проводятся испытания, должна иметь твердое сухое ровное связанное покрытие и обеспечивать хорошее сцепление колес с дорогой.

3.2.9.    Испытания должны проводиться при температуре окружающей среды от минус 5 до плюс 30°С.

3.2.10.    Испытания должны проводиться при скорости ветра не более 3 м/с.

3.2.11.    Температура наружной поверхности тормозного барабана или диска, замеренная непосредственно перед каждым испытанием, должна быть в пределах от 50 до 100°С.

3.2.12.    Испытания считаются недействительными и должны быть повторены, если в процессе торможения автотранспортное средство разворачивается на угол свыше 8° или выходит за габариты коридора шириной 3,5 м. При торможении водитель не должен исправлять траекторию движения автотранспортного средства с помощью рулевого управления, если только этого не требует безопасность движения-

3.3. Определение эффективности рабочей тормозной системы

3.3.1.    Критериями оценки эффективности рабочей тормозной системы при дорожных испытаниях являются величина тормозного пути и величина установившегося замедления.

3.3.2.    Критериями оценки эффективности рабочей тормозной системы при стендовых испытаниях являются величина суммарной тормозной силы, развиваемой в контакте колес с опорной поверхностью, и время, прошедшее с начала торможения до момента, когда давление в колесном тормозном аппарате, находящемся в наименее благоприятных условиях, достигнет значения, соответствующего предписанной величине суммарной тормозной силы.

3-3.3. Величины критериев оценки эффективности рабочей тормозной системы могут определяться непосредственно или с помощью пересчета результатов дорожных испытаний по методу, изложенному в приложении 2.

3.3.4.    Испытания по определению эффективности рабочей тормозной системы разделяются на три типа: испытания «ноль», испытания I, испытания II.

3.3.5.    Испытания «ноль» предназначены для определения эффективности рабочей тормозной системы при холодных тормозных механизмах.

3-3.6. Испытаниям «ноль» подвергаются все автотранспортные средства

3.3.7. Испытания «ноль» должны проводиться с соблюдением условий, изложенных в подразделе 3.2, и должны повторяться на автотранспортном средстве, не имеющем полезной нагрузки. В последнем случае в автотранспортном средстве, кроме водителя, может находиться лицо, проводящее испытания, и располагаться необходимая испытательная аппаратура и оборудование.

86

ОСТ 37.001.016—70

3.3.8. Испытания «ноль» проводятся как с двигателем, отсоединенным от трансмиссии, так и с двигателем, соединенным с ней

3.3.9- Испытания «ноль» с двигателем, отсоединенным от трансмиссии, заключаются в определении величин критериев оценки эффективности при торможении, режим которого задан в подразделе 4.1.

Автотранспортное средство считается удовлетворительно прошедшим испытания «ноль», если показанная им эффективность торможения соответствует нормативам, приведенным в подразделе 4.1.

3.3.10. Испытания «ноль» с двигателем, соединенным с трансмиссией, заключаются в определении величин критериев оценки эффективности полных торможений, произведенных с разных на-'чальных скоростей. При этом значение наибольшей начальной скорости торможения должно равняться 80 %, а наименьшее значение— 30 % максимальной скорости автотранспортного средства. Результаты данных испытаний должны фиксироваться в протоколе испытаний.

Примечание. Максимальной скоростью с'тах является максимальная скорость автотранспортного средства, объявленная предприятием-изготовителем в технических условиях на данное автотранспортное средство.

3-3.11. Испытания 1 предназначены для определения эффективности рабочей тормозной системы при нагретых тормозных механизмах.

3.3.12.    Испытаниям I подвергаются все автотранспортные средства.

3.3.13.    Автотранспортные средства, которые подвергаются испытаниям I, должны иметь полную массу.

3.3.14.    Испытания I состоят из двух этапов: предварительного, во время которого тормозные механизмы нагреваются, и основного, во время которого определяется эффективность рабочей тормозной системы-

3.3.15.    Предварительный этап испытаний I автотранспортных средств категорий М и N и подкатегорий 0\ и 02 (в составе автопоезда) проводится способом последовательных торможений, режим которых должен соответствовать табл. 2. Испытания должны проводиться при соблюдении условий, изложенных в подразделе

3.2, за исключением п. 3.2.3.

3.3.16.    Предварительный этап испытаний I автотранспортных средств подкатегорий 03 и 04 проводится способом непрерывного торможения их в составе автопоезда. За время предварительного этапа тормозные механизмы должны нагреваться так, чтобы количество поглощенной ими энергии было равно количеству энергии, поглощаемой за тот же промежуток времени тормозными механизмами данного автотранспортного средства, двигающегося со

87

Таблица 2

РЕЖИМ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ЭТАПА ИСПЫТАНИЙ I

Подкатегория

автотранс

портного

средства

Начальная скорость торможения км/ч

Конечная скорость торможения vK, км/ч

Длительность цикла торможения тц. с

Число торможений, т

Ml

0,8 утах, но не более 120

0,5уо

45

15

ма

0,8 итах, но не более 100

0,5и0

55

15

М3

0,8 итах, но не более 60

0,5и0

60

20

Ni

0,8 итах, но не более 120

0,5уо

55

15

0,8 утах, но не более 60

О,5о0

60

20

N3

0,8 Vmax, но не более 60

0,5у„

60

20

Примеч а я и я:

1.    Длительностью цикла торможения является время, прошедшее между началом двух последовательных торможений.

2.    Если в силу характеристик автотранспортного средства не представляется возможным выдержать предписанное значение длительности цикла торможения, это значение можно увеличить таким образом, чтобы, помимо времени, .необходимого для торможения и ускорения автотранспортного средства, в каждом цикле имелся отрезок времени для движения с постоянной скоростью, который был бы не более ilO с.

3.    Усилие, приложенное к органу управления рабочей тормозной системы, должно обеспечивать при первом последовательном торможении установившееся замедление равное 3 м/с2. Это усилие должно сохраняться постоянным во время остальных торможений.

4.    Разгон автотранспортного средства после торможения до заданной начальной скорости должен производиться ‘максимально быстро.

скоростью 40 км/ч по спуску с постоянным уклоном 7% на расстоянии 1,7 км. При этом двигатель автомобиля-тягача должен быть отсоединен от трансмиссии.

Предварительный этап испытаний должен проводиться при соблюдении условий, изложенных в подразделе 3.2, за исключением пп. 3.2.3 и 3.2.8.

3.3.17.    Основной этап испытаний I должен проводиться аналогично испытаниям «ноль» с отсоединенным двигателем не позднее чем через 45 с после окончания предварительного этапа. При проведении основного этапа испытаний I должны соблюдаться условия, изложенные в подразделе 3.2, за исключением п. 3.2.11.

Допускается основной этап испытаний I проводить на участке дороги с продольным уклоном более 0,5 %. При этом результаты испытаний должны быть пересчитаны по методу, изложенному в приложении 2.

3.3.18.    Автотранспортное средство считается удовлетворительно прошедшим испытания I, если выполняются следующие условия:

а) величины тормозного пути и установившегося замедления соответствуют нормативам, приведенным в подразделе 4.1;

68

ОСТ 37.001.016—70

б) величина тормозного пути не превышает 165 % величины тормозного пути, определенной при испытаниях «ноль».

3.3-19. Испытания II предназначены для определения эффективности рабочей тормозной системы при движении на затяжных спусках.

3.3.20.    Испытаниям II подвергаются все автотранспортные средства.

3.3.21.    Автотранспортные средства, которые подвергаются испытаниям IL должны иметь полную массу.

3.3.22.    Испытания II состоят из двух этапов: предварительного, во время которого тормозные механизмы нагреваются, и основного, во время которого определяется эффективность рабочей тормозной системы.

3.3.23.    Предварительный этап испытаний II проводится способом непрерывного торможения-

Во время предварительного этапа тормозные механизмы должны нагреваться так, чтобы количество поглощаемой ими энергии было равно количеству энергии, поглощаемой за тот же промежуток времени тормозными механизмами данного автотранспортного средства, движущегося со скоростью 30±5 км/ч по спуску с постоянным уклоном 6% на расстоянии 6 км. При этом в трансмиссий должна быть включена передача, при которой выполняются следующие условия:

а)    число оборотов двигателя не превышает числа оборотов, соответствующего максимальной мощности последнего;

б)    обеспечивается максимально возможная в данных условиях эффективность торможения двигателем.

Предварительный этап испытаний должен проводиться при соблюдении условий, изложенных в подразделе 3.2, за исключением пп. 3.2.3 и 3.2.8.

3.3.24.    Основной этап испытаний II должен проводиться аналогично испытаниям «ноль» с отсоединенным двигателем не позднее чем через 45 с после окончания предварительного этапа. При .проведении основного этапа испытаний II должны соблюдаться условия, изложенные в подразделе 3-2, за исключением п. 3.2.11.

Допускается основной этап испытаний II проводить на участке дороги с продольным уклоном более 0,5 %. При этом результаты испытаний должны быть пересчитаны по методу, изложенному в приложении 2.

3.3.25.    Автотранспортное средство считается удовлетворительно прошедшим испытания II, если показанная им эффективность соответствует нормативам, приведенным в подразделе 4.1.

3.4. Определение эффективности запасной тормозной системы

3.4.1. Критериями оценки эффективности запасной тормозной системы при дорожных испытаниях являются критерии, приведенные в п. 3.3-1.

89

ОСТ 37.001.016—70

Величины этих критериев должны определяться при торможении, режим которого задан в п. 4.2.

3.4.2.    Критериями оценки эффективности запасной тормозной системы при стендовых испытаниях являются критерии, приведенные в п. 3.3.2.

3.4.3- Величины критериев оценки эффективности запасной тормозной системы могут определяться непосредственно или с помощью пересчета результатов испытаний по методу, изложенному в приложении 2.

3.4.4.    Испытания запасной тормозной системы проводятся аналогично испытаниям «ноль» с отсоединенным двигателем.

3.4.5.    Автотранспортное средство считается удовлетворительно прошедшим испытания по определению эффективности запасной тормозной системы, если показанная им эффективность соответствует нормативам, приведенным в подразделе 4.2.

3.5.    Определение эффективности стояночной тормозной системы

3*5.1. Критерием оценки эффективности стояночной тормозной

системы является величина суммарной тормозной силы, развиваемой тормозными механизмами этой системы.

3.5.2.    Величина критерия оценки эффективности стояночной тормозной системы может определяться непосредственно или с помощью пересчета результатов испытаний.

3.5.3.    Автотранспортные средства, которые подвергаются испытаниям по определению эффективности стояночной тормозной системы, должны иметь полную массу.

3.5.4.    Испытания по определению эффективности стояночной тормозной системы должны проводиться на участке дороги, имеющем продольный уклон, равный величине, которая задана техническими условиями на данное автотранспортное средство, но не менее 25%.

Испытания должны проводиться при направлении автотранспортного средства вверх и вниз по уклону. Двигатель автотранспортного средства должен быть отсоединен от трансмиссии.

3.5.5.    Испытания по определению эффективности стояночной тормозной системы должны проводиться при соблюдении условий, изложенных в подразделе 3.2, за исключением пп. 3.2.3, 3.2.7 и 3.2-12.

3.5.6.    Автотранспортное средство считается удовлетворительно прошедшим испытания по определению эффективности стояночной тормозной системы, если показанная им эффективность соответствует нормативам, приведенным в подразделе 4.3.

3.6- Определение эффективности вспомогательной тормозной системы

3.6.1. Критерием оценки эффективности вспомогательной тормозной системы является величина суммарной тормозной силы, развиваемой тормозными механизмами этой системы.

ОСТ 37.001.016—70

3-6.2. Величина критерия оценки эффективности вспомогательной тормозной системы может определяться непосредственно или с помощью пересчета результатов испытаний.

3.6.3. Автотранспортные средства, которые подвергаются испытаниям по определению эффективности вспомогательной тормозной системы, должны иметь полную массу.

3-6.4. Испытания по определению эффективности вспомогательной тормозной системы должны проводиться торможением этой системой автотранспортного средства при его движении по спуску, имеющему заданные в подразделе 4.4 значения уклона и длины.

Испытания должны проводиться при соблюдении условий, изложенных в подразделе 3-2, за исключением пп. 3.2.3 и 3.2.7.

При испытаниях допускается включение передачи, при которой число оборотов двигателя не превышает числа оборотов, соответствующего максимальной мощности последнего.

3.6.5. Автотранспортное средство считается удовлетворительно прошедшим испытания по определению эффективности вспомогательной тормозной системы, если показанная им эффективность соответствует нормативам, приведенным в.подразделе 4.4.

4. НОРМАТИВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТОРМОЗНЫХ СИСТЕМ

4.1.    Нормативы эффективности рабочей тормозной системы

4.1.1* Нормативы эффективности рабочей тормозной системы

при дорожных испытаниях приведены в табл. 3 и 4.

4.1-2. При определении эффективности рабочей тормозной системы автотранспортных средств категории О во время стендовых испытаний величины критериев должны иметь следующие значе-ния:

а)    при непрерывной или полунепрерывной рабочей тормозной системе автопоезда тормозная сила в процентах доли полной массы, приходящейся на соответствующую ось в статическом положении, должна составлять:

до 1 января 1975 г. 45 %,

с 1 января 1975 г. 56 %.

При инерционной рабочей тормозной системе автопоезда такая эффективность должна обеспечиваться при толкающем усилии в сцепном устройстве, не превышающем 6 % полной массы прицепа;

б)    время, прошедшее с начала торможения до момента, в который давление в колесном тормозном аппарате, находящемся в наименее благоприятных условиях, достигнет значения, соответствующего предписанной величине тормозной силы, должно быть не более 0,6 с. При этом время приведения в действие органа управления рабочей тормозной системы должно быть не более 0,2 с.

4.2.    Нормативы эффективности запасной тормозной системы

4.2.1. Нормативы эффективности запасной тормозной системы

при дорожных испытаниях приведены в табл. 5 и 6.

91

о

to


Таблица 3

НОРМАТИВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОЧЕЙ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ

(Действуют до 1 января 1975 г.)

Тип автотранспортного средства

Категория автотранспортного средства

Подкатегория автотранспортного средства

Начальная скорость торможения v0, км/ч

Усилие на органе управления ^пед» кгс, не более

Допустимые значения критериев оценки эффективности при испытаниях

„ноль-

I

п

Тормозной путь 50, м, не более

Установившееся замедление / , м/с3, не менее

Тормозной путь Sit м, не более

Установившееся замедление /уст, м/с*, не менее

Тормозной путь 5ц, м, не более

Установившееся замедление /уст, м/с*, не менее

Одиночные автотранспортные средства и автопоезда

м

Мг

80

50

50,7

5,8

63,4

4,4

67,4

4,1

м2

60

70

36,7

5,0

45,9

3,8

48,8

3,5

м3

Одиночные автотранспортные средства

N

N1

70

53,1

4,4

66,4

3,4

70,6

3,1

N,

50

29,2

36,5

3,3

38,8

N3

40

19,9

24,9

26,5

3,0

Автопоезда

Ni

70

55,2

69,0

73,4

3,1

N*

50

30,7

38,4

40,8

3,0

N3

40

21,1

26,4

3,2

28,1

2,9


ОСТ 37.001.016—70


Таблица 4

нормативы Эффективности рабочей тормозной системы

(Действуют до 1 января 1975 г.)

Тип автотранспортного средства

Категория автотранспортного средства

Подкатегория автотранспортного средства

Начальная скорость торможения о0, км/ч

Усилие на органе управления Яцед, кгс, не более

Допустимые значения критериев оценки эффективности при испытаниях

.ПОЛЬ*

I

II

Тормозной путь 50, м, не более

Установ ивш е еся замедление / ,

м/с1, не менее

Тормозной путь 5] , м, не более

Установившееся замедление / , м/с*, не менее

1

Тормозной путь 5ц, м, не более

Установившееся замедление / ,

м/с1, не менее

Одиночные автотранспортные средства и автопоезда

м

Мг

80

50

43,2

7,0

54,0

5,4

57,5

5,0

м2

60

70

25,8

32,3

5,3

34,3

4,9

М3

32,1

6,0

40,1

4,5

42,7

4,1

Одиночные автотранспортные средства

N

Ni

70

44,8

5,5

56,0

4,1

59,6

3,8

N*

50

25,0

31,3

4,0

33,3

3,7

40

17,2

21,5

22,9

3,6

Автопоезда

70

46,9

58,6

4,1

62,4

3,8

N*

50

26,5

33,1

4,0

35,2

3,7

40

18,4

23,0

3,9

24,5

3,6

О

п

СО

со

УДК 629.114.4(083.74)


В сборник «Автомобилестроение. Автомобили, прицепы и полуприцепы» включены государственные и отраслевые стандарты и отраслевые нормали, утвержденные до 1 апреля 1974 года.

В стандарты и нормали внесены все изменения, принятые до указанного срока. Около номера стандарта и нормали, в которые внесены изменения, стоит знак *.

Текущая информация о вновь утвержденных и пересмотренных государственных стандартах, а также о принятых к ним изменениях, публикуется в выпускаемом ежемесячно «Информационном указателе стандартов», об отраслевых стандартах и нормалях — в выпускаемом ежеквартально «Информационном указателе отраслевых стандартов (нормалей) автомобилестроения».

© Издательство стандартов, 1974


Примечания к табл. 3 и 4:

1.    Нормативные значения тормозного пути и установившегося замедления даны для торможения на горизонтальной дороге.

2.    Если автотранспортное средство не может развить начальную скорость торможения, указанную в табл. 3 и 4, торможение должно производиться с максимальной скорости данного автотранспортного средства. В этом случае нормативное значение тормозного пути должно быть рассчитано согласно пл. 4—6 данных примечаний подстановкой в формулы значений максимальной скорости.

3.    Предписанные величины усилия на органе управления должны быть получены за 'время не более 0,2 с.

4.    Нормативные значения тормозного пути для испытаний «ноль» рассчитаны:

а) -в табл. 3 по формулам

v<?

So<0,10u0+-j5Q— для подкатегории

5Ох<0, ISt'o+jgQ —для подкатегорий М2 и М3; о02

So<0,15oo+j"25—для одиночных автотранспортных средств категории jV;

V(?

So-<0,18yo+ |25—для автопоездов категории N;

б) в табл. 4 по формулам

Щ2,

5о^0, Юу0 + 282“ 'Для подкатегорий Mi и М2;

Щ2

S0<0,15o04-ygg—для подкатегории М3; v ^

So<C0, 15у0+243~'для одиночных автотранспортных средств категории N;

v ^

50^0,1800-1-243 — для автопоездов категории N.

о. Нормативные значения тормозного пути для испытаний I и II рассчитаны исходя из нормативных значений для испытаний «ноль» но формулам

Sj 1, 25Sq и Sjj 1»33S0*

__

26 (KSo-Ai'o)


/уст >


f


6. Нормативные значения установившегося замедления при испытаниях I и II рассчитаны по формуле

где К=' 1,25 для испытаний I;

К=\,33 для испытаний II;

Л = 0,10 для подкатегорий М\\

А “О,110 для подкатегорий М2 в табл. 4;

А = 0,16 для подкатегорий М2 в табл. 3;

А =0,15 для подкатегорий М3 и одиночных автотраншортных средств категории JV;

А— 0,18 для автопоездов категории N,

ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ


ТОРМОЗНЫЕ СВОЙСТВА АВТОМОБИЛЬНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Технические требования и условия проведения испытаний


ОСТ 37.001 016-70


Утвержден 28/XII 1970 г.


Срок введения установлен


раздела 2, за исключением п. 2.1.2,

п. 2.1.2


с 1/Х 1973 г. с 1/1 1975 г, с 1/Х 1975 г.


Настоящий отраслевой стандарт распространяется на все виды автотранспортных средств, предназначенных для эксплуатации на автомобильных дорогах общей сети СССР*.

Стандарт устанавливает требования к тормозным системам автотранспортных средств, нормативы эффективности торможений, типы испытаний по определению эффективности тормозных систем, а также условия проведения этих испытаний.

Стандарт не распространяется на автотранспортные средства, максимальная скорость которых не превышает 20 км/ч, а также на автотранспортные средства с двигателем, имеющие менее четырех колес, если их полная масса не превышает 1 т.


1. КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ


1.1. Автотранспортные средства по назначению и весовым данным подразделяются на категории и подкатегории, указанные в табл. 1.


* Основные термины, принятые в настоящем стандарте, и их определения приведены в приложении /.


Издание официальное    Перепечатка    воспрещена


ОСТ 37.001.Q16—70


Таблица I

КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ


и

82

а,

о


СЙ

а

о

U

а»

f-

cq

ьг

=t

о

П


Тип


Полная масса, т


Примечание


М


N


О


78


мг


Автотранспортные средства с двигателем, предназначенные для перевозки пассажиров

Автотранспортные средства с двигателем, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие не более 8 мест для сидения, кроме места водителя, а также для перевозки мелких грузов при полной массе, соответствующей полной массе базовой модели легкового автомобиля


Мо Автотранспортные средства с двигателем, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 мест для сидения, кроме места водителя

А4з Т о же

Автотранспортные средства с двигателем, предназначенные для перевозки грузов

То же

»


А',


N


з


Ох

О,


03

04


В данную категорию входят легковые автомобили, автобусы и автопоезда В данную подкатегорию включаются созданные на базе легковых автомобилей модификации: пикапы, универсалы и т. п.


До 5


Свыше 5


До 3,5


Свыше 3,5 до 12


В данную категорию входят грузовые автомобили, автомобили-тягачи и автопоезда


»


Прицепы и полуприцепы То же »


Свыше 12


До 0,75

Свыше 0,75 до 3,5

Свыше 3,5 до 10

Свыше 10


ОСТ 37.001.016—70

1.2. При определении подкатегории автотранспортного средства необходимо учитывать следующие положения:

а)    полной массой полуприцепа условно считается полная масса полуприцепа без массы, которая в статическом положении переносится с полуприцепа на тягач;

б)    полной массой седельного автомобиля-тягача является масса тягача в снаряженном состоянии с добавлением части полной массы полуприцепа, которая в статическом положении переносится на тягач. При наличии полезной нагрузки на самом тягаче ее масса включается в полную массу автомобиля-тягача;

в)    сочлененное автотранспортное средство категории М, состоящее из единиц, нерасцепляемых в процессе эксплуатации» рассматривается как одно автотранспортное средство.

2. ТРЕБОВАНИЯ К ТОРМОЗНЫМ СИСТЕМАМ

2.1.    Общие требования

2.1.1.    Автотранспортное средство, за исключением специально оговоренных случаев, должно иметь рабочую, запасную и стояночную тормозные системы.

2.1.2.    Автотранспортные средства подкатегорий М3 и iV3, а также предназначенные для эксплуатации в горных местностях автотранспортные средства подкатегорий N2 и 04 должны быть оборудованы вспомогательной тормозной системой.

2.1.3.    Тормозные системы могут иметь общие элементы. Однако в любом случае на автотранспортном средстве должно быть не менее двух независимых органов управления разных тормозных систем.

2.1.4.    Расположение органов управления тормозных систем должно обеспечивать удобство управления тормозными системами, а также не должно создавать опасность для водителя и пассажиров в случае дорожно-транспортного происшествия.

2.1.5.    Тормозная система должна удовлетворять требованиям настоящего стандарта вне зависимости от вибраций, возникающих при работе автотранспортного средства, и от износа, коррозии и старения ее элементов в условиях эксплуатации, для которых предназначено данное автотранспортное средство.

2.1.6.    Рабочая, запасная и стояночная тормозные системы должны воздействовать на поверхности трения, постоянно и жестко связанные с колесами автотранспортного средства при помощи деталей, которые не должны выходить из строя при эксплуатации.

2.1.7.    Тормозные системы после обкатки автотранспортного средства, проведенной согласно инструкции предприятия-изготовителя, должны обеспечивать одинаковое распределение тормозных сил между колесами данной оси. Допустимое отклонение не должно превышать 15 % наибольшего значения тормозной силы.

79

ОСТ 37.001.016—70

2.1.8.    Тормозные системы должны обеспечивать предписанную эффективность торможения без регулировки зазоров после нагрева тормозных ‘механизмов, а также при допустимой степени износа накладок.

Износ фрикционных поверхностей тормозных механизмов должен легко компенсироваться системой ручного или автоматического регулирования.

2.1.9.    Устройства, не относящиеся к тормозным системам, не должны получать энергию из аккумуляторов энергии тормозных систем в случае, если при выходе из строя источника энергии во время движения автотранспортного средства работа данных устройств или их неисправность приводит к падению уровня энергии в этих аккумуляторах ниже 90 % номинального значения.

2.1.10.    Аппараты тормозного привода должны быть изготовлены и установлены таким образом, чтобы попадание пыли и грязи в их рабочие полости при эксплуатации автотранспортного средства не нарушало их работоспособность.

2.1.11.    Расположение и крепление элементов магистралей тормозных систем должны обеспечивать их сохранность в эксплуатации, а также при поломке трансмиссии и рулевого управления автотранспортного средства.

2.1.12.    Аппараты тормозного привода, элементы магистралей, резервуары тормозной жидкости и аккумуляторы .энергии не должны располагаться в непосредственной близости от тех частей автотранспортного средства, которые могут вызвать их недопустимый нагрев.

2-1.13. Время растормаживания любой тормозной системы не должно превышать 150 % времени срабатывания при равном темпе воздействия на орган управления этой системы.

2.1.14,    Такие элементы тормозных систем, как тормозная педаль и ее кронштейн, главный тормозной цилиндр, тормозной кран, соединения между тормозной педалью и главным тормозным цилиндром или тормозным краном, воздухораспределитель, колесные тормозные цилиндры, узлы регулировочных рычагов и разжимных кулаков и подобные им элементы считаются элементами гарантированной прочности.

Элементы гарантированной прочности не должны выходить из строя по поломкам на протяжении всего срока службы автотранспортного средства в любых условиях эксплуатации.

2.1.15.    Элементы тормозных систем должны быть легко доступны для технического обслуживания.

2.2. Требования к рабочей тормозной системе

2.2.1. Рабочая тормозная система должна обеспечивать регулирование скорости и остановку автотранспортного средства вне зависимости от его скорости, нагрузки и величин уклонов дорог, для которых оно предназначено.

80

OCT 37.t§1.016—70

2.2.2.    Рабочая тормозная система должна действовать на все колеса автотранспортного средства- Действие рабочей тормозной системы должно быть плавным и рационально распределяться по осям автотранспортного средства.

2.2.3.    Водитель должен иметь возможность управлять рабочей тормозной системой со своего рабочего места, не отрывая обеих рук от рулевого управления. Исключение допускается при управлении специальными автотранспортными средствами, предназначенными для инвалидов.

2.2.4.    Привод рабочей тормозной системы автотранспортных средств категорий М и N и подкатегории 04 должен иметь не менее двух контуров. При отказе какого-либо контура (контуров) оставшийся исправным контур (контуры) должен обеспечивать торможение автотранспортного средства с эффективностью не менее 30 % значения» предписанного для рабочей тормозной системы данного автотранспортного средства.

2.2.5.    При использовании в рабочей тормозной системе источников энергии, кроме мускульной силы водителя и вакуумных' устройств, необходимо иметь для каждого контура привода либо свой источник энергии, либо автономный аккумулятор энергии при общем источнике энергии для всей тормозной системы.

При повреждении какого-либо контура привода источник энергии не должен прекращать питание исправных контуров.

2.2.6.    В рабочих тормозных системах, имеющих аккумуляторы энергии, ее запас должен даже при неработающем источнике энергии обеспечивать не менее пяти торможений автотранспортного средства с эффективностью, предписанной для его рабочей тормозной системы.

2.2.7.    Запас хода органа управления рабочей тормозной системы должен обеспечивать предписанную эффективность торможения и работоспособность тормозной системы в эксплуатации. Ход этого органа управления при неисправности какого-либо контура тормозного привода должен обеспечивать предписанную эффективность торможения с первого воздействия на этот орган управления.

2.3. Требования к запасной тормозной системе

2.3.1.    Запасная тормозная система должна обеспечивать остановку автотранспортного средства в случае выхода из строя рабочей тормозной системы при условии, что в тормозных системах одновременно не может произойти более одного отказа. Действие запасной тормозной системы должно быть плавным-

2.3.2.    Автотранспортные средства категории О могут не иметь запасной тормозной системы.

2.3.3.    В случае отсутствия на автотранспортном средстве автономной запасной тормозной системы ею считается и должен выполнять ее функции каждый контур рабочей тормозной системы или стояночная тормозная система.

81

ОСТ 37.001.016—70

2.3.4-    Водитель должен иметь возможность управлять запасной тормозной системой со своего рабочего места, контролируя три этом по крайней мере одной рукой рулевое управление.

2.3.5.    Орган управления запасной тормозной системы может быть как независимым, так и общим с рабочей тормозной системой или со стояночной тормозной системой.

2.3.6.    При общем органе управления рабочей и запасной тормоз' ных систем связь между этим органом и элементами их передаточных механизмов не должна ухудшаться в процессе эксплуатации.

2.3.7.    При наличии независимых органов управления рабочей и запасной тормозных систем одновременное приведение в действие этих органов управления не должно ухудшать тормозные свойства автотранспортного средства как в случае исправности тормозных систем, так и в случае выхода из строя одной из них.

2.3.8.    Повреждение какого-либо элемента, кроме элементов гарантированной прочности, а также всякие другие неисправности тормозных систем не должны препятствовать тому, чтобы с помощью запасной тормозной системы или систем, выполняющих ее функцию, можно было бы затормозить автотранспортное средство с эффективностью, не меньшей, чем предписанная для торможения запасной тормозной системой.

2.4.    Требования к стояночной тормозной системе

2.4- 1. Стояночная тормозная система должна обеспечивать неподвижность автотранспортного средства па подъеме и спуске даже при отсутствии водителя.

2.4.2. Водитель должен иметь возможность управлять стояночной тормозной системой одиночного автотранспортного средства и автопоезда со своего рабочего места.

2.4- 3. В тормозном приводе стояночной тормозной системы может использоваться любой вид энергии, однако удержание в заторможенном состоянии тормозных механизмов этой системы должно осуществляться устройством, действующим чисто механическим способом (без применения нетвердых тел).

2.4.4.    Стояночная тормозная система должна иметь орган управления и передаточный механизм привода, независимый от рабочей тормозной системы.

2.4.5.    При общем органе управления рабочей и запасной тормозных систем стояночная тормозная система должна быть такой, чтобы ее можно было приводить в действие во время движения автотранспортного средства для его остановки. Действие стояночной тормозной системы в этом случае должно быть плавным.

2.4.6.    Любой усилитель, используемый в стояночной тормозной системе, может иметь автономный аккумулятор энергии. При выходе из строя этого аккумулятора действие стояночной тормозной системы должно обеспечиваться любым другим аккумулятором энергии.

82

ОСТ 37.001.016—70

2.5.    Требования к вспомогательной тормозной системе

2.5.1.    Вспомогательная тормозная система должна обеспечивать поддержание постоянной скорости автотранспортного средства и регулирование ее самостоятельно или одновременно с рабочей тормозной системой с целью разгрузки последней.

2.5.2.    Водитель должен иметь возможность управлять вспомогательной тормозной системой со своего рабочего места, контролируя при этом по крайней мере одной рукой рулевое управление.

2.6.    Требования к тормозным системам автопоездов, автомобилей-тягачей, прицепов (полуприцепов)

2.6.1.    При торможении автомобиля-тягача любой тормозной системой рабочая тормозная система прицепа (полуприцепа) должна срабатывать с эффективностью, не нарушающей устойчивость движения автопоезда. Это требование должно выполняться и при выходе из строя какого-либо контура привода рабочей тормозной системы автомобиля-тягача.

2.6.2.    Автомобиль-тягач должен иметь устройство, позволяющее затормозить автопоезд рабочей тормозной системой автомобиля-тягача при выходе из строя тормозной системы прицепа (полуприцепа) или при разрушении соединительных трубопроводов. Эффективность такого торможения должна быть не менее предписанной для запасной тормозной системы автопоезда.

2.6.3.    При разрыве сцепного устройства во время движения рабочая тормозная система прицепа должна автоматически обеспечивать его остановку с эффективностью, не хуже предписанной з табл. 3 и 4 для соответствующего автопоезда. Это требование не распространяется на одноосные прицепы полной массой не более 1,5 т при условии, что они оборудованы дополнительным сцепным устройством (цепями, тросами и т. п.), которое при разрыве главного сцепного устройства не позволяет дышлу касаться дороги и обеспечивает управление прицепом.

2.6.4.    В случае разгерметизации одного из соединительных трубопроводов автопоезда водитель должен иметь возможность привести в действие тор'мозные механизмы прицепа (полуприцепа) с помощью рабочей или запасной тормозной системы автомобиля-тягача или с помощью специального органа управления, если только эта разгерметизация не вызывает автоматического затормаживания прицепа (полуприцепа).

2.6.5.    На прицепах (полуприцепах) подкатегории Ох рабочая тормозная система не обязательна. Однако если такой прицеп (полуприцеп) разрешено сцеплять с автомобилем-тягачом подкате-горни Mi или с автотранспортным средством, имеющим снаряженную массу меньше удвоенной полной массы прицепа (полуприцепа), последний должен удовлетворять требованиям, предъявленным к автотранспортным средствам подкатегории Оз-

83