Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

18 страниц

258.00 ₽

Купить ОСТ 36-28-78 — официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на все виды такелажных работ, проектируемых и выполняемых организациями Минмонтажспецстроя СССР при подъеме, перемещении и установке в проектное положение грузов (оборудования, конструкций, трубопроводов, их блоков, узлов, деталей и др.) за исключением погрузочно-разгрузочных работ, регламентированных ГОСТ 12.3.009-76 "Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности".

  Скачать PDF

Сведений об отмене нет

С 30.06.2003 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" прекратил действие Закон РФ от 10.06.1993 N 5154-1 "О стандартизации", который причислял стандарты отраслей к нормативным документам по стандартизации. В 184-ФЗ не предусмотрена отраслевая стандартизация, осуществляемая федеральными органами исполнительной власти. В нем установлены только два уровня стандартизации (ст. ст. 13 - 17):

- национальная стандартизация, закрепленная за национальным органом РФ по стандартизации (Ростехрегулированием);

- стандартизация на уровне организаций, проводимая коммерческими, общественными, научными организациями, саморегулируемыми организациями и объединениями юридических лиц.

Более того, в п. 3 ст. 4 184-ФЗ специально отмечено, что федеральные органы исполнительной власти, к которым относятся и разработчики отраслевых стандартов) вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера.

После завершения переходного периода в 7 лет (п.7 ст. 46) с 30.06.2003г. (с 30.06.2010 г.) на территории РФ в сфере техрегулирования и стандартизации в т.ч. имеют право на хождение только указанные в законе документы. Отраслевых стандартов в числе таких документов нет.

Ростехрегулирование на своем официальном сайте разъясняет, что пути легитимизации отраслевых нормативных документов (ОСТ, ТУ, РД и др.) по установившейся практике выбирают сами отрасли, перерабатывая эти документы либо в национальные стандарты (ГОСТ или ГОСТ Р), либо в стандарты организаций. Специальными актами на федеральном уровне отраслевые стандарты отменяться не будут.

Оглавление

1. Общие положения

2. Требования к технологическим процессам

3. Требования к зоне производства такелажных работ

4. Требования к материалам, их хранению, транспортировке и применению

5. Требования к эксплуатации и размещению производственного оборудования и приспособлений

6. Требования к организации рабочих мест

7. Требования к персоналу, допускаемому к выполнению такелажных работ

8. Требования к применению средств защиты работающих

9. Контроль за выполнением требований безопасности

Показать даты введения Admin

РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Краснодарским филиалом Все»

союзного научно-исследовательского института по монтажным

и специальным строительным работам.

Директор В. М. Колосов

Руководитель темы К- К. Котов

Ответственный исполнитель В. И. Островерхое

Зав. группой стандартизации В. А. Карасик

ПОДГОТОВЛЕН К yTBFr    ^НИЮ Главным    техническим управлением Минмонта    ■* СССР.

Начальник В. М. Орлов

Начальник отдела В. И.

СОГЛАСОВАН с Главн    гвлением    Министерства монтажных н сь    ьных    работ

СССР.

Зам. начальника В. Г. Кис

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН L    Юм    №н-

монтажогецстртуя СССР В марта 1

ОСТ 36-28-78 Стр. 9

4.5.    Сматывание каната с барабана (катушки) или бухты, должно производиться путем вращения барабана (катушки), бухты.

Не допускается сматывать канат с барабана (катушки) или бухты путем сбрасывания петель.

4.6.    Крепление стального каната к элементам такелажных средств, не-подведомственных Госгортехнадзору СССР, при их совместном многократном использовании должно производиться неразъемной, а при однократном использовании — разъемной петлями.

Крепление канатов узлами не допускается.

4.7.    Неразъемная петля на конце каната при креплении его к такелажному приспособлению должна выполняться при помощи обжимной гильзы, гильзоклинового соединения или заплетки.

4.8.    Сращивание канатов разных диаметров и конструкций заплеткой не допускается.

4.9.    Разъемная петля на конце каната при креплении его к такелажному приспособлению должна выполняться с применением коуша и зажимов или разъемных клиновых зажимов.

4.10.    Для разъемных соединений канатов должны применяться клиновые зажимы с вкладышем, выполненным по профилю соединяемых канатов, а также рожковые зажимы или зажимы других типов, у которых имеется дужка, изогнутая по диаметру каната.

4.11.    Расположение и крепление канатов в такелажных средствах должны исключать возможность их схода с барабанов, блоков и направляющих, а также касания с конструкциями и другими канатами.

Соприкосновение канатов и элементов такелажных средств с токоведущими проводами не допускается.

4.12.    В местах резких перегибов канатов должны устанавливаться подкладки, предохраняющие канаты от разрушения.

5. ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЛУАТАЦИИ И РАЗМЕЩЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБОРУДОВАНИЯ И ПРИСПОСОБЛЕНИЙ

5.1.    Оборудование, применяемое при производстве такелажных работ, должно удовлетворять требованиям ГОСТ 12.2.003-74. «ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности».

5.2.    Такелажные работы должны выполняться с использованием грузоподъемных машин, механизмов, такелажных и

Стр. 10 ОСТ 36-28—78

еъемных грузозахватных приспособлений, прошедших техни-ческое освидетельствование и испытание в установленном порядке.

5.3.    Установка, регистрация, освидетельствование, испытание и эксплуатация грузоподъемных машин, механизмов (кранов, лебедок, талей) и съемных грузозахватных приспособлений (стропов, траверс, захватов) должны производиться в соответствии с требованиями «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», утвержденных Госгортехнадзором СССР.

5.4.    Ширина проходов между оборудованием, механизмами, такелажными приспособлениями и строениями, грузами, конструкциями и т. д. должна быть не менее 1 м.

5.5.    Якори для расчалок такелажных приспособлении (мачт, порталов, стрел и т. п.) должны быть удалены от такелажного приспособления на расстояние не менее высоты этого приспособления.

5.6.    Лебедка должца устанавливаться за пределами территории, образованной окружностями с радиусами, равными 1,35 наибольшей высоты поднимаемого груза или такелажных приспособлений на расстоянии от ближнего отводного блока не менее 20 длин барабана лебедки.

5.7.    Схема использования лебедки должна обеспечивать наматывание каната на ее барабан снизу плотными ровными рядами.

5.8.    Угол между плоскостью рамы лебедки и направлением навиваемого на барабан лебедки каната в вертикальной плоскости не должен превышать 5°.

Допускается увеличение угла между плоскостью рамы лебедки и направлением навиваемого на ее баран каната в вертикальной плоскости до 90° при дистанционном управлении лебедкой в случаях, специально предусмотренных ППР и обоснованных расчетом.

6. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ

6.1.    Организация рабочих мест должна обеспечивать безопасность выполнения работ. Рабочие места при необходимости должны иметь ограждение в соответствии с п. 6.2, а предохранительные устройства и приспособления — с н. 8.3 настоящего ОСТ а.

6.2.    Рабочие места, расположенные над землей или перекрытием на расстоянии 1 м и выше, должны быть ограждены.

ОСТ 36-28-78 Стр. И

Конструкция ограждения должна отвечать требованиям ГОСТ 12.2.012-75 «ССБТ. Приспособления по обеспечению безопасного производства работ. Общие требования безопасности».

6.3.    Отверстия в перекрытиях и проемы, к которым возможен доступ людей, должны быть закрыты сплошным настилом или ограждены по всему периметру.

6.4.    При примыкании настила (перекрытия) к стене, имеющей открытый ироем, нижняя часть которого возвышается над поверхностью при,мыкаемого настила (перекрытия) менее чем на 0,7 м, проем должен быть огражден.

6.6.    Рабочие места должны быть очищены от мусора и отходов, не загромождены материалами, деталями конструкции и т. п., освобождены от воды, разлитых масел, химических жидкостей, а в зимнее время года — очищены от снега, льда и посыпаны песком, шлаком или золой.

Рабочие места должны быть защищены от сквозняков.

6.6.    При размещении рабочего места в условиях действующих производств должны быть приняты меры, исключающие воздействие на работающего опасных факторов и снижающие уровень вредных факторов до допустимых пределов.

6.7.    Не допускается расположение на рабочем месте оборудования для газоэлектросварочных работ и разделительной резки металла.

6.8.    При одновременной работе на различных высотах размещение рабочих мест по одной вертикали не допускается.

7. ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРСОНАЛУ, ДОПУСКАЕМОМУ К ВЫПОЛНЕНИЮ ТАКЕЛАЖНЫХ РАБОТ

7.1.    К такелажным работам допускаются лица не моложе 18 и не старше 60 лет, прошедшие соответствующие обучение, инструктаж, проверку знаний требований безопасности и имеющие квалификационное удостоверение.

7.2.    При поступлении на работу такелажники должны пройти предварительный медицинский осмотр, а в дальнейшем проходить периодические медицинские осмотры в установленном порядке.

7.3.    Инструктаж такелажников по технике безопасности должен производиться при каждом изменении вида или условий работы, но не реже одного раза в 3 месяца.

Стр. 12 ОСТ 36-28—78

7.4.    Повторное обучение такелажников и проверка их зна ний по технике безопасности должны производиться не реже одного раза в год в установленном порядке.

7.5.    К руководству такелажными работами могут быть допущены инженерно-технические работники, прошедшие обучение и проверку знании по технике безопасности в соответствии с «Типовым положением о порядке проверки знаний правил, норм и инструкций по технике безопасности руководящими и инженерно-техническими работниками» Госгортехнадзора СССР не реже одного раза в 3 года.

7.6.    К такелажным работам не допускаются лица, имеющие медицинские противопоказания к работе на высоте, предусмотренные соответствующими перечнями Министерства здравоохранения СССР.

8. ТРЕБОВАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ РАБОТАЮЩИХ

8.1.    Такелажники должны обеспечиваться средствами индивидуальной защиты по номенклатуре типовых отраслевых норм выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений.

Средства индивидуальной защиты, выдаваемые такелажникам, должны отвечать конкретным условиям труда.

8.2.    Спецодежда для такелажников должна защищать их от механических воздействий проволочек стальных канатов, влаги, холода и отвечать санитарно-гигиеническим условиям труда.

При работах в условиях возможного воздействия на человека агрессивных химических веществ (кислот, щелочей, мас-лопродуктов и др.), электромагнитных полей, а также при работах в нагретой воздушной среде и на нагретых поверхностях должна применяться спецодежда, изготовленная из материалов, обеспечивающих защиту от этих воздействий.

8.3.    При производстве такелажных работ на высоте должны устраиваться леса, подмостки, площадки в соответствии с требованиями главы СНиП по технике безопасности в строительстве и ГОСТ 12.2.012-75 «ССБТ. Приспособления по обеспечению безопасного производства работ. Общие требования безопасности».

При отсутствии лесов, подмостей, площадок работающие должны пользоваться предохранительными поясами и страховочными устройствами.

ОСТ 36-28—78 Onp. 13

Специальные устройства и места для крепления карабинов предохранительных поясов и страховочных устройств должны быть указаны в ППР.

8.4.    Рабочие должны быть обеспечены спецобувью, предохраняющей ноги от механических травм, влаги и скольжения.

8.5.    Для защиты головы от механических травм должны применяться защитные каски. Каски должны удобно сочетаться с головным убором, соответствующим температуре среды в различное время года.

8.6.    При работе такелажников в условиях повышенной запыленности и загазованности воздуха должны использоваться средства индивидуальной защиты органов дыхания.

8.7.    При производстве такелажных работ в условиях, представляющих опасность для групп работающих, должны применяться специальные средства коллективной защиты.

8.8.    Конструкция, порядок и способы использования средств коллективной защиты должны быть разработаны в ППР.

8.9.    'Спецодежда по и.п. 8.1, 8.2, защитные каски по п. 8.5 и спецобувь по п. 8.4 настоящего ОСТа должны применяться в течение всего времени пребывания на строительной площадке.

9. КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ

9.1.    Проверка состояния воздушной среды с повышенным содержанием вредных веществ осуществляется путем определения концентрации вредных веществ в зоне, производства такелажных работ.

Предельно допустимые концентрации вредных веществ з воздухе зоны производства работы должны определяться по ГОСТ 12.1.005-76 «ССБТ. Воздух рабочей зоны. Общие санитарно-гигиенические требования».

9.2.    Шумовые характеристики следует определять по ГОСТ 8.055-73 «Государственная система обеспечения единства измерений. Машины. Методика выполнения измерений для определения шумовых характеристик».

9.3.    Средства индивидуальной защиты работающих должны подвергаться периодическим контрольным осмотрам и проверкам в сроки, установленные нормативно-технической документацией на соответствующие средства.

9.4.    Проверка несущей способности грунтового основания под механизмами и такелажными приспособлениями (кранами, мачтами, порталами, шеврами и т. д.) должна произво-

Стр. 14 ОСТ 36-28—78

диться по методикам, разработанным и утвержденным в установленном порядке.

9.5.    Положение грузоподъемных машин, такелажных приспособлений и поднимаемого груза должно контролироваться с помощью геодезических инструментов или приборов, установленных на механизмах, приспособлениях и поднимаемом грузе.

9.6.    Канаты, съемные грузозахватные устройства и приспособления должны подвергаться периодическим контрольным осмотрам и проверкам в сроки, установленные «Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», утвержденными Госгортехнадзором СССр.

9.7.    Затяжка зажимов для канатов, должна контролироваться по общей толщине стянутых канатов, которая должна составлять 0,6 суммы диаметров канатов до затяжки.

9.8.    Леса, подмости и другие приспособления для выполнения работ на высоте должны подвергаться техническому освидетельствованию в сроки, установленные главой СНиП по технике безопасности в строительстве.

9.9.    Усилия в элементах такелажной оснастки должны контролироваться методами и средствами, указанными в ППР.

9.10.    Грузоподъемные машины, механизмы (лебедки, краны, тали) и съемные грузозахватные приспособления (стропы, траверсы, захваты) должны подвергаться периодическим осмотрам и испытаниям в сроки, установленные правилами Госгортехнадзора СССР.

Домкраты должны подвергаться периодическим осмотрам и испытаниям в сроки, установленные главой СНиП по технике безопасности в строительстве.

9.11.    Прочие опасные и вредные производственные факторы по п. 1.3 настоящего ОСТа должны контролироваться методами и средствами, указанными в ППР.

СОДЕРЖАНИЕ

1.    Общие положения    1

2.    Требования к технологическим процессам    2

3.    Требования к зоне производства такелажных работ    5

4.    Требования к материалам, их хранению, транспортировке и применению    8

5.    Требования к эксплуатации и размещению производственного оборудования и приспособлений    9

6.    Требования к организации рабочих мест    !0

7.    Требования к персоналу, допускаемому к выполнению такелажных работ    11

8.    Требования к применению средств защиты работающих    12

9.    Контроль за выполнением требований безопасности    13

Редактор Л. Л. Злобяна Технический редактор Н. С. Громова Корректор Л. А. Рындина

Сдано в набор 24/VIIH978 г.    Подписано    в    печать 10/Х4978 г.

Формат бОХУш Печ. л. 1,0 Уч.-изд. л. 0,9 Бумага типограф. № 2 Изд. № 9197    Зак.    2929    Тираж    tlOOOO    Цена    15    коп.

ЦБНТИ Минмонтажспецстроя СССР Москва, В-49, ул. Димитрова, 38а Ът. Мшмонтажспецстроя СССР, г. Москва, Садовая-Черногряэская, 16/18

ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ f rT ТРУДА. ПРОЦЕССЫ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ. Jz V*1 2 „ ТАКЕЛАЖНЫЕ РАБОТЫ. ОБЩИЕ    ~гЬ

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

Вводится впервые

Перепечатка воспрещена


Издание официальное


Стр. 2 ОСТ 36-2в—78

1.2.    Такелажные работы должны выполняться в соответствии с требованиями настоящего стандарта, главы СНиП по технике безопасности в строительстве, действующих Инструкций и Правил органов государственного надзора (Госгортехнадзора СССР, Главного управления пожарной охраны МВД СССР, Госэнергонадзора СССР и др.).

1.3.    При выборе метода подъема и перемещения грузов следует учитывать степень безопасности выбранного метода. Должны быть учтены следующие опасные производственные факторы и их взаимные сочетания:

топографические (рельеф местности, планировка, размеры опасной зоны, отметка расположения работающего от условного нуля и др.);

организационные (совмещение работ, в том числе по высоте; условия действующего цеха и т. п.);

метеорологические (температура, ветер, туман, дождь, снегопад и т. п.);

вредность и опасность окружающей среды (загазованность, запыленность, взрыво- и пожароопасность и т. п.);

эргономические (физическая и психологическая нагрузка на работающего, освещенность рабочего места, соответствие индивидуальных качеств работающего характеру выполняемых работ и т. п.);

возможность наблюдения за движением груза;

связь между участниками подъема й перемещения груза;

потенциальная опасность (напряжения в канатах, элементах такелажных приспособлений, якорей, оборудования и т. п.).

2. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССАМ

2.1.    Такелажные работы должны производиться в строгом соответствии с ППР, технологическими картами и технологическими записками, разработанными и утвержденными в установленном порядке.

В ППР, технологических картах и технологических записках на такелажные работы должны быть отражены вопросы техники безопасности.

2.2.    При разработке и выполнении технологических процессов такелажных работ следует предусматривать максимальную их механизацию, автоматизацию, применение дистанционного управления процессами и операциями.

2.3.    При выборе метода подъема и перемещения груза, используемого оборудования и приспособлений необходимо

ОСТ 36-28-78 Стр. 3

учитывать конкретные условия зоны производства такелажных работ.

Должны быть приняты меры, обеспечивающие безопасность работающих от действий опасных факторов, свойственных выбранным методам и зоне производства такелажных работ, а также сочетания опасных факторов.

2.4.    Система связи и сигнализации (обмена информацией) должна выбираться с учетом конкретных условий и обеспечивать четкость передачи информации и однозначность ее понимания.

2.5.    При укладке, подъеме, перемещении груза отдельные его детали и части должны быть закреплены, а также приняты меры, обеспечивающие устойчивость груза и исключающие возможность его неуправляемого перемещения и перенапряжения какого-либо элемента или узла.

2.6.    При подъеме или перемещении груза с использованием нескольких подъемных или тяговых средств должны быть приняты меры, исключающие возможность перегрузки какого-либо подъемного или тягового средства.

2.7.    При перемещении груза с использованием неограж-денных канатов расстояние, отделяющее людей от канатов, должно быть не менее расстояния между перемещаемым грузом и тяговым средством.

Допускается расположение людей около канатов при условии применения ограждений, исключающих травмирование людей при разрыве каната.

2.8.    При перемещении груза по горизонтальному участку пути любым способом люди должны находиться сбоку от перемещаемого груза; при перемещении груза по наклонному участку пути люди должны находиться с возвышенной стороны от перемещаемого груза.

2.9.    Строповка поднимаемого груза должна производиться за специальные места в соответствии со схемой строповки, разработанной в ППР.

Строповка должна исключать возможность нарушения формы и опрокидыванйя груза.

2.10.    Перед подъемом груз должен быть приподнят на 200—300 мм и удерживаться в таком положении не менее 10 мин, после чего должны проверяться надежность строповки груза и состояние основания под такелажными приспособлениями или кранами.

Если полностью приподнять груз перед началом подъема невозможно (подъем вертикальных конструкций методом скольжения), необходимо провести испытание всех элементов, участвующих в подъеме.

Стр. 4 ОСТ 36-28—78

2.11.    При горизонтальном перемещении поднятого груза расстояние между низом груза и выступающими частями оборудования, конструкций, фундаментов и т. п. должно быть не менее 0,5 м; боковой зазор между грузом и выступающими частями оборудования, конструкций, фундаментов и т. п. не менее 1,0 м с учетом амплитуды раскачивания груза.

2.12.    Нахождение людей в боковом зазоре между грузами и выступающими частями оборудования, конструкций, фундаментов и т. д. в процессе перемещения груза не допускается.

2.13.    При подъеме грузов любыми методами должны быть приняты меры, исключающие возможность касания поднимаемого груза элементов кранов, такелажных приспособлений, окружающих строений, фундаментов, оборудования и т. п.

При передвижении крана с грузом зазор между стрелой крана и грузом должен быть не менее 0,5 м с учетом амплитуды раскачивания груза.

2.14.    Перемещение груза, поднятого двумя или несколькими кранами, должно производиться в соответствии с ППР, разработанным специализированной организацией.

2.15.    При подъеме и перемещении груза тремя и более стреловыми кранами движение любого крана (поворот, изменение вылета стрелы, передвижение) должно производиться в соответствии с циклограммой работы кранов, разработанной в ППР, исключающей возможность перегрузки любого крана.

2.16.    Работы по подъему и перемещению грузов двумя или несколькими кранами должны выполняться под непосредственным руководством специально назначенного инженерно-технического работника.

2.17.    Реконструкция грузоподъемных кранов с целью изменения их грузовых характеристик (временное расчалива-ние стрел, опирание стрел, соединение стрел ригелем и др.) должна осуществляться в соответствии с проектом, разработанным специализированной организацией и удовлетворяющим требованиям ст. 36 «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», утвержденных Госгортехнадзором СССР.

2.18.    При подъеме груза методом поворота вокруг шарнира с использованием грузоподъемных средств и дотягивающей системы грузоподъемные средства должны освобождаться после полной передачи нагрузки на дотягивающую систему.

2.19.    Отстроповка груза, установленного в проектное положение, должна производиться после надежного его закрепления.

ОСТ 36-28—78 Стр. 5

2.20.    Прн одновременном подъеме нескольких грузов методом поворота вокруг шарнира с использованием одной монтажной мачты должны быть приняты меры, обеспечивающие перемещение центра масс поднимаемых грузов вдоль продольной оси симметрии монтажной мачты.

Допускаемое отклонение центра масс поднимаемых грузов от продольной оси симметрии монтажной мачты должно определяться расчетом и обеспечивать прочность и устойчивость монтажной мачты.

2.21.    Использование не эксплуатируемых технологических трубопроводов, оборудования, элементов строительных конструкций и т. п. в качестве приспособлений для выполнения такелажных работ должно быть согласовано с организацией, в ведении которой находятся указанные трубопроводы, оборудование, конструкции и т. п., а также с организацией, проектировавшей указанные сооружения.

Не допускается использование в качестве приспособлений для выполнения такелажных работ эксплуатируемых технологических трубопроводов и оборудования.

2.22.    Действия работающих при подъеме и перемещении груза должны определяться только инструкциями и указаниями руководителя, назначенного в установленном порядке.

По сигналу «Стоп», независимо от того, кем он подан, все работы по подъему и перемещению груза должны быть прекращены.

2.23.    При перерывах в работе должны быть приняты меры, исключающие возможность самопроизвольного движения груза.

2.24.    При нарушении работы какого-либо узла или элемента такелажной оснастки, приспособления, оборудования, грузоподъемной машины, системы обмена информацией и т. ц. работы по подъему и перемещению груза должны быть прекращены, люди из опасной зоны удалены и приняты меры по устранению аварийной ситуации.

3. ТРЕБОВАНИЯ К ЗОНЕ ПРОИЗВОДСТВА ТАКЕЛАЖНЫХ РАБОТ

3.1.    Зона производства такелажных работ может быть расположена на открытой площадке, непосредственно в строящемся или эксплуатируемом здании, сооружении, установке и т. и.

3.2.    Зона производства такелажных работ должна отвечать требованиям ППР, действующих санитарных норм, а также главы СНиП по технике безопасности в строительстве.

Стр. 6 ОСТ 36-28—78

3.3.    На крутых склонах гор зона производства такелажных работ должна устраиваться на специально спланированных площадках или эстакадах.

Устройство этих зон в местах горных камнепадов и снежных обвалов не допускается.

3.4.    При перемещении механизмов и такелажных приспособлений (лебедок, кранов, порталов, мачт и т. п.) по строительным конструкциям (плитам покрытия каналов тоннелей, перекрытий зданий и т. д.), а также при установке механизмов и такелажных приспособлений на строительные конструкции должны быть приняты меры, согласованные с проектной организацией и заказчиком, обеспечивающие распределение напряжений в строительных конструкциях от устанавливаемых механизмов и такелажных приспособлений, не превышающих расчетные.

3.5.    Требования к опасной зоне

3.5.1.    Размеры опасной зоны должны назначаться с учетом расположения якорей, лебедок; габаритов груза,' такелажного приспособления, используемого механизма; высотной’ отметки производства работ; расположения линий электропередачи и т. п.

3.5.2.    Для такелажных работ, выполняемых на высоте, граница опасной зоны должна проходить за пределами горизонтальной проекции рабочей площадки на нижележащую поверхность (промежуточное перекрытие, поверхность земли и-т. п.), увеличенной на 1/3 высоты (но не менее 2 м) ее расположения относительно нижележащей поверхности.

3.5.3.    Для работ с применением автомобильных, гусеничных и пневмоколесных самоходных кранов граница опасной зоны должна проходить за пределами площадки радиусом, равным длине стрелы крана, увеличенной на расстояние, равное наибольшему расстоянию от края груза до его центра тяжести.

3.5.4.    Для работ с применением башенных кранов опасная зона должна быть ограничена размером площадки радиусом, равным горизонтальной проекции стрелы, увеличенной на 1/3 высоты по вертикали от головки подкранового рельса до оголовка стрелы, но не менее 7 м — при высоте подъема груза до 20 м и не менее 10 м — при высоте подъема груза до 100 м. Длина опасной зоны должна определяться расстоянием между крайними стоянками крана, увеличенным на два радиуса опасной зоны.

ОСТ 36-28—78    Стр. 7

3.5.5.    Для работ с применением нескольких башенных кранов опасная зона должна определяться совокупностью опасных зон по п. 3.5.4. настоящего стандарта для каждого крана.

Расстояние между оголовками стрел при их максимальном вылете должно быть не менее 1 м.

3.5.6.    Для работ с применением монтажных мачт, порталов, шевров и других такелажных средств граница опасной зоны должна проходить за пределами расположения якорей, лебедок и территории, образованной окружностями с радиусами, равными 1,35 наибольшей высоты поднимаемого груза или такелажных приспособлений.

3.5.7.    Для работ с применением козловых и мостовых кранов граница опасной зоны должна проходить за пределами проекции путей грузовой тележки крана, увеличенной на 1/3 высоты подъема груза (но не менее 2 м). Длина опасной зоны должна определяться расстоянием между крайними стоянками крана, увеличенным на 2/3 высоты подъема груза.

3.5.8.    При монтаже оборудования безмачтовым способом, путем крепления грузоподъемного средства к строительным конструкциям каркаса здания, граница опасной зоны должна проходить за пределами расположения лебедок, отводных блоков и горизонтальной проекции поднимаемого груза, увеличенной на 1/3 высоты подъема груза (но не менее 2 м).

3.5.9.    Перед началом работ должны быть приняты меры, исключающие возможность расположения в пределах опасной зоны людей, не имеющих отношения к выполняемой работе.

3.5.10.    Действующие трубопроводы в пределах опасной зоны должны быть отключены, освобождены от взрывоопасных, Горючих и вредных веществ и обезврежены.

Допускается эксплуатация подземных трубопроводов в пределах опасной зоны с обеспечением мер для их безопасной работы, которые должны быть предусмотрены ППР.

3.6. Требования к освещению

3.6.1.    .При работе в темное время суток зона производства такелажных работ должна обеспечиваться освещением участков, где по условиям производства возможно пребывание людей.

Освещение этой зоны должно производиться в соответствии с требованиями СН 81-70 «Указания по проектированию электрического освещения строительных площадок».

3.6.2.    При необходимости эвакуации людей или продолжения работы, в случае внезапного отключения освещения, зона

Стр. S ОСТ 36-28-78

производства такелажных работ должна быть обеспечена аварийным освещением.

3.6.3.    К линии аварийного освещения не допускается подключать какие-либо другие (потребители электроэнергии.

3.6.4.    Для аварийного освещения допускается использование электрических фонарей с 'аккумуляторами или сухими батареями и других переносных источников света.

3.6.5.    Подъем и перемещение крупногабаритного оборудования и вертикальных конструкций в ночное время запрещаются.

4. ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛАМ, ИХ ХРАНЕНИЮ, ТРАНСПОРТИРОВКЕ И ПРИМЕНЕНИЮ

4.1.    Для производства такелажных работ должны применяться канаты, отвечающие требованиям ГОСТ 3241-66 «Канаты стальные. Технические требования», а также ГОСТов на канаты определенного типа и конструкции.

Применение канатов из синтетических и других материалов должно производиться в соответствии с инструкциями по их эксплуатации, хранению и браковке, разработанными специализированными организациями.

4.2.    Не допускается использование пеньковых канатов в качестве грузовых.

4.3.    Стальные канаты и изделия из них должны храниться смазанными, в закрытом сухом проветриваемом помещении, на стальном, бетонном, деревянном полу или деревянных подкладках.

Канаты должны смазываться:

при постоянной работе — один раз в 3 месяца;

при хранении на складе или эпизодической работе — один раз в год.

Для канатов должны применяться смазки в соответствии с ГОСТ 5570-69 «Смазка канатная 39у. Технические требования» или смазки, рекомендуемые заводами-изготовителями канатов.

4.4.    Для транспортировки и хранения канат должен быть намотан на барабан (катушку) диаметром не менее 15 диаметров каната.

Допускаются транспортировка и хранение каната диаметром до 30 мм при массе до 700 кг в бухтах, прочно перевязанных в 4—6 местах.

1

Приказом Минмонтажспецстроя СССР от 6 марта 1978 г. № 80 срок введения установлен с 1 января 1979 г.

Несоблюдение стандарта преследуется по закону

Настоящий стандарт распространяется на все виды такелажных работ, проектируемых и выполняемых организациями Минмонтажспецстроя OCGP при подъеме,перемещении и установке в проектное положение грузов (оборудования, конструкций, трубопроводов, их блоков, узлов, деталей и др.) за исключением погрузочно-разгрузочных работ, регламентированных ГОСТ 12.3.009-76 «Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности».

2

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. К такелажным работам относятся: подъем, перемещение, установка в проектное положение и закрепление грузов, а также подготовительные и заключительные работы при установке и освобождении такелажных приспособлений и механизмов.