Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

38 страниц

319.00 ₽

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на краны-штабелеры стеллажного типа комплектовочные СК, автоматические СА и с ручным управлением СР, изготовляемые для нужд народного хозяйства и для поставки на экспорт.

Заменен на ОСТ 24.090.39-83: Технические условия
Действие завершено 01.07.1984

Оглавление

1. Основные параметры

2. Технические требования

3. Требования безопасности

4. Комплектность

5. Правила приемки

6. Методы испытаний

7. Маркировка, упаковка, транспортировка и хранение

8. Указания по эксплуатации

9. Гарантии изготовителя

Показать даты введения Admin

Страница 1

КРАНЫ-ШТАБЕЛЕРЫ

СТЕЛЛАЖНЫЕ

Технические условия

ОСТ 24.090.39-78

Издание официальное

Страница 2

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН в действие приказом Министерства тяжелого и транспортного машиностроения от 17 апреля 1978 г. N? РА-002/3835.

Исполнители Л.В. Сергиевская» Л. И. Дроздова

СОГЛАСОВАН с Министерством тракторного и сельскохозяйственного машиностроения В. Ф. Петров

Всесоюзным объединением * Маш иконке порт* Ю.А. Г у-р ин

Министерством здравоохранения СССР А.И. Зайченко

Центральным комитетом профессионального союза рабочих автомобильного» тракторного и сельскохозяйственного машиностроения В. А. Виза пин

ВНИИПТмашем В.Д. Тимофеев

С) Центральный нэучио-исспедоеетельский институт информации и техник о* экономических исследееений по тяжелому и транспортному машиностроению. 1979

Страница 3

ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ

КРАНЫ-ШТАБЕЛЕРЫ СТЕЛЛАЖНЫЕ

Технические условия

ОСТ 24.090.39-78

Вводится впервые

Приказом Министерства тяжелого и транспортного машиностроения от 17 апреля 1978 г. N? РА-002/3835 срок введения установлен с 01.07.1979 г., на СА—с 01.09.1979 г. на CK-016-c 01.07.1978 г., на новые разработки с 0L071978 г.

Несоблюдение стандарта преследуется по закону.

Настоящий стандарт распространяется на краны-штабелеры стеллажного типа комплектовочные СК, автоматические СА и с ручным управлением СР, изготовляемые для нужд народного хозяйства и для поставки на экспорт.

Исполнения крано^-штабелеров, назначение, область и условия применения по ГОСТ 16553-76.

Краны-штабелеры не предназначены для работы во взрывоопасной среде.

Стандарт не распространяется на краны-штабелеры, предназначенные для работ в пожароопасной (за исключением П—Г fa) среде, в помещениях с парами кислот и щелочей, концентрации которых вызывают разрушение электрической изоляции и металлических конструкций, а также в помещениях, в которых возможно выделение вредных веществ в воздух рабочей среды.

Стандарт соответствует рекомендациям СЭВ PC 2746-70, PC 3937-73, PC 347 7-72, PC 4249-73.

1. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

1.1. Основные параметры кранов-штабелеров должны соответствовать ГОСТ 16553-76.

Страница 4

Ctr^2—g£T ^4jO90*aa-.79

1.2. Механизмы крано&-штабелеров должны быть оборудованы приводами, обеспечивающими работу на установочных скоростях, не превышающих значений, приведенных в табл. 1.

Таблица 1

Способ управления

Установочная скорость механизмов. м/мин

подъема

передвижения

крана-штабе

лера

выдвижения

захвата

Ручной из кабины ....................

8,0

4,0

16,0

6,0

8.0

4,0

Автоматический .......................

1.3.    Пример условного обозначения к рана-штабе лера напольного комплектовочного грузоподъемностью 0,5 т с высотой подъема грузонесущего органа 15,3 м и размерами груза в плане 0,8x0,6 м:

Кран-штабелер СК-0,5-15,3-0,8x0,6 ОСТ 24.090.39-78.

1.4,    Пример условного обозначения стеллажного автоматического крана-штабелера грузоподъемностью 1,0 т с высотой подъема грузонесущего органа 14,4 м и размерами груза в плане 1,2x0,8 м:

Кран—штабелер СА—1,0-14,4—1,2x0,8 ОСТ 24.090.39-78.

Пример условного обозначения стеллажного крана—штабе лера с ручным управлением грузоподъемностью 2,0 т с высотой подъема грузонесущего органа 14,0 м# и размерами груза в плане 1,6x1,2 м:

К ран—штабе лер CF^>2,0-14,0-1,6x1,2 ОСТ 24.090.39-78.

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Краны-штабелеры должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта, "Условиями поставки товаров для экспорта", утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 14 января 1960 г. N? 32, ОСТ 24.001.17-75 по технической документации, утвержденной в установленном порядке.

В части электрооборудования краны-штабелеры должны удовлетворять требованиям "Правил устройства электроустановок (ПУЭ-76)", утвержденных Главным техническим управлением по эксплуатации энергосети и Государственной инспекцией по

Страница 5

QC.T ?4дР.аО|3^79,£хв,.3

энергетическому надзору Министерства энергетики и электрификации СССР 15 апреля 1976 г.

2.2.    Покупные изделия и метизы, применяемые для изготовления кранов-штабелеров, должны соответствовать требованиям стандартов и технических условий и поставляться в том же исполнении, в каком поставляется основное изделие.

2.3.    Требования к материалам.

2.3.1.    Несущие и вспомогательные элементы сварных металлических конструкций кранов-штабелеров должны изготовляться из сталей марок, указанных во "Временных указаниях по выбору материалов для изготовления сварных стальных конструкций грузоподъемных кранов для заводов Минтяжмаша", утвержденных Минтяжмашем 30.05.74 г.

2.3.2.    Основные детали и сборочные единицы крановых механизмов должны быть изготовлены из заготовок и материалов не ниже марок, указанных в табл. 2.

Таблица 2

Детали и сборочные единицы

Заготовки

Материал

Примечание

марка

N? стандарта

1

2

3

4

5

Барабаны

грузовые

Литые

СЧ 15-32 СЧ 18-36 Сталь 25Л-П

ГОСТ 1412-70 ГОСТ 977-75

Для механиз-мов группы режимов работы 5 и 6 (PC 5138-75)

ТОЛЬКО ИЗ

стали

ВСтЗсп5

Из труб

Сталь 20

ГОСТ 1050-74

Сварные

Сталь

ВСтЗпс4

ГОСТ 380-71

Сталь 0ЭГ2; 1 7ГС

Сталь 09Г2С

ГОСТ 19281-73 ГОСТ 19282-73

Блоки

Литые

Чугун СЧ 15-32 СЧ 18-36

ГОСТ 1412-70

Сталь 25Л-Л

ГОСТ 977-75

Штампованы е

Сталь

ВСтЗпс4

ГОСТ 380-71

Страница 6

Продолжение табл. 2

1

2

3

4

5"

Для механизмов группы режимов работы 5 и 6 (PC 5138-75) только из стали ВСтЗсп5

Корпуса и

крышки

редукторов

Литые

Чугун СЧ 15-32

ГОСТ 1412-70

Сталь 25Л-Л

ГОСТ 977-75

Сварные

Сталь

ВСтЗпо4

ГОСТ 380-71

Сталь 06Г2. 1 7ГС

ГОСТ 19281-73

Сталь 09Г2С

ГОСТ 19282-73

Буксы ходовых колес

Литые

Сталь 35Л-П

ГОСТ 977-75

-

Штампова-

ные

Сталь 35

ГОСТ 1050-74

Шкивы

тормозные

Литые

Сталь 45Л-П Сталь 35Л-П

ГОСТ 97 7-75

Чугун СЧ 28-48

ГОСТ 1412-70

Только для механизмов передвижения

Штампованные, кованые

Сталь 45

ГОСТ 1050-74

Рычаги

тормозов

Штамлова-ные, кованые

Сталь

ВСтЗпс4

ГОСТ 380-71

Сварные

Сталь 09Г

ГОСТ 19281-73

Сталь

ВСтЗпсб

ГОСТ 380-71

Литые

Сталь 35Л-П

ГОСТ 977-75

Зубчатые колеса, шестерни и рейки теле-сх одических захватов

Штампова-ные, кованые

Сталь 45

ГОСТ 1050-74

Сталь 4 ОХ Сталь 40ХН

ГОСТ 4543-71

Литые

Сталь

45Л-Ш

ГОСТ 977-75

Страница 7

ОСТ 24.090.-39-78 Стр. 5

Продолжение табл. 2

1

2

3

4

5

Из проката штампова~ ные, кованые

Сталь 45

ГОСТ 1050-74

Валы и оси

Сталь 40Х Сталь 40ХН Сталь 45ХН Сталь ЗОХГТ

ГОСТ 4543-71

Вал торсион> ного ограничителя грузоподъемности

Из проката

Сталь 6СС2

ГОСТ

14950-69

Корпус огре-

Литые

Сталь 35Л-П

ГОСТ

977-75

скорости

Сварные

Сталь

ВСтЗлс

ГОСТ

380-71

Грузы центробежного ограничителя скорости

Литые

Сталь 45Л-Л Сталь 25Л

ГОСТ

977-75

Башмаки и клинья ловителей

Поковки

Сталь 1 5

ГОСТ

1050-74

Колеса ходовые и направляющие ролики

Штампование, кованые, катаные

Сталь 75 Сталь 65Г

ГОСТ

1050-74

2.3.3. Марка и качество материалов должны быть подтверждены сертификатом предприятия-изготовителя, а при отсутствии его - лабораторными испытаниями или документом, подтверждающим их пригодность.

2.4. Требования к прокату, отливкам, поковкам, штамповкам и сварным соединениям.

2.4.1.    Требования к прокату, отливкам, поковкам, штамповкам, сварным соединениям и геометрической форме сварных соединений должны соответствовать ОСТ 24.940.01-75.

2.4.2.    Сварные конструкции кранов-штабелеров являются ответственными конструкциями.

Страница 8

Sir,, e qct H.o.afl«aarja

2.5. Требования к механической обработке.

2.5.1. Шероховатость основных деталей должна быть не гру* бее указанной в табл. 3.

Таблииа 3

Наименование поверхностей деталей

Шероховатость по ГОСТ 2789-73

Рабочая поверхность тормозного шкива

Ra 1,25

Посадочные поверхности отверстий ходовых колес, тормозных шкивов, зубчатых колес, барабанов, блоков и муфт. Посадочные поверхности валов

Ra 2,5

Поверхности катания ходовых колес. Поверхности канавок барабанов и блоков •

Rz 20

Шероховатость поверхностей под подшипники качения по ГОСТ 3325*55.

2.5.2.    Резьба должна выполняться в соответствии с требованиями ГОСТ 9150*59. Поле допуска на резьбу для болтов - 8д, для гаек 7Н по ГОСТ 16093*70, выход резьбы, сбеги, проточки и фаски - по ГОСТ 10549*63.

2.5.3.    Срывы резьбы, неполная или дробленная резьба не допускаются. Допускаются местные срывы резьбы общей протяженностью не более половины витка.

2.5.4.    Твердость рабочих поверхностей после термической обработки должна быть:

для стального тормозного шкива - HRC 38... 43 на глубине закалки 2...3 мм;

для стального ходового колеса - НВ 300 ... 360 на глубине закалки, указанной в ГОСТ 3569*74;

для зубьев клиновых ловителей * HRC 55 ...60.

2.5.5.    Детали после термообработки должны быть очищены от окалины и масла. Детали с неравномерной твердостью, превышающей допустимую, трещинами, следами пережогов браку* ются.

2.6. Требования к сборке.

2.6.1. Все детали и сборочные единицы, поступившие на сборку, должны иметь клеймо ОТК или документ, удостоверяют ший их пригодность.

Страница 9

ОСТ 24.090,39-78 Сто. 7

2.6.2.    Перед сборкой все детали должны быть очишены от загрязнений и коррозии.

2.6.3.    Места посадок подшипников, трущихся пальцев и

осей, резьбовые поверхности должны быть смазаны тонким ело ем смазки ЦИАТИМ-203 ГОСТ 8773-73 или    лит о л-2 4

ГОСТ 21150-75.

2.6.4.    При сборке не допускается попадание влаги, грязи, стружки и других посторонних предметов в подшипниковые узлы, на трущиеся поверхности и в полости редукторов.

2.6.5.    Резьбовые соединения должны быть надежно затянуты и предохранены от самоотвинчивания.

2.6.6.    Металлические конструкции, перемещаемые с помощью подъемно—транспортных средств, должны иметь приспособления для их строповки или специально обозначенные места, предназначенные для зацепления грузозахватными устройствами.

2.6.7.    Готовые металлические конструкции не должны иметь короблений, величина которых превышает величины, указанные в конструкторской документации. При наличии короблений, превышающих установленные отклонения, допускается правка конструкции.

2.7.    Требования к конструкции.

2.7.1.    Стальные проволочные канаты, используемые в качестве несущих органов крано^штабелеров, должны иметь запас прочности не менее приведенных в табл. 4.

Канаты механизма подъема кабины должны быть по диаметру не менее 7,0 мм.

2.7.2.    Начальные колебания и статические отклонения свободного конца колонны под действием массы грузоподъемника с грузом и массы кабины (включая массу оператора) не должны превышать значений, приведенных в табл, 5.

2.7.3.    Прогиб свободного конца верхней секции телескопического захвата при максимальном выдвижении ее с грузом не должен превышать 1/100 хода захвата.

2.7.4.    Коэффициент запаса торможения механизма подъема должен быть не менее 2 для групп режима работы 4 и 5. Для группы режима работы 6 - не менее 2,5.

2.7.5.    Приводы кранов-штабелеров должны развивать ускорения (замедления) в пределах, указанных в табл. 6.

Страница 10

Таблица 4

Способ перемещения кабины

Устройство для аварийной остановки кабины при превышении допустимой скорости опускания

Группа

режима

работы

механизма

Коэффициен

прочности

н

г запаса К, не ме-ее

механизма

главного

подъема

механизма

подъема

кабины

Кабина эахреплена на грузоподъемнике, телескопической раме или поднимается с помощью подхватов, установленных на грузоподъемнике

Ловители кабины

Для всех режимов

6,0

Кабина поднимается собственным механизмом подъема

Ловители кабины

3; 4 5; 6

5,5

6,0

9,0

Кабина отсутствует

Не предусматриваются

3; 4 5; 6

5,5

6,0

-

Таблица 5

Начальные колебания свободного кон-

Статические от-

ца колонны при пуске или остановке

ключейия свобод-

Исполнение

к ре на-штабе л ера, мм

ного конца колон-ны под действием момента от массы грузоподъемника с грузом, мм

к ре на-штабе лера

при высоте подъема до 10 м

при высоте подъема более 10 м

СК; СР

30

40

20

СА

20

30

10

Таблица 6

Привод

Ускорение (замедление) при высоте подъема (м),м/с2

До 6

До 15

Свыше 15

Передвижения кра-

0,3-0,6

0,3-0,5

0.2-0,4

на-штабелера Подъема груза

Не более 1,0*

Не более 1,5

Не более 1,5

Страница 11

ОСТ 24.0Э0.ЯЙ-7В Сто, .а

2.8. Требования к покрытиям.

2.8.1. Класс покрытий и группа условий эксплуатации долж* ны соответствовать указанным в табл. 7.

Таблица 7

Вид поверхности

Класс покрытия по ГОСТ 9.032-74

Группа условий эксплуатации по ГОСТ 9.009-73

Наружные и внутренние поверхности металличесхих конструкций, механизмов, сборочных единиц с электрооборудованием и запасные части

VI

ж2

Наружные и внутренние поверхности кабины оператора

V

Cl

Шкафы с электрооборудованием и пульты управления

VI

Cl

Внутренние поверхности редукторов и корпусных деталей

VI

ж2

2.8.2.    Предприятие-изготовитель производит грунтовку металлических конструкций крана-штабелераг транспортируемых без упаковки. Сборочные единицы, транспортируемые упакованными (кроме мягких сборочных единиц и деталей металлических конструкций), полностью окрашиваются предприятием—изготовителем.

2.8.3.    Окончательную окраску металлических конструкций крана-штабелера, транспортируемых беэ упаковки, производит потребитель на месте монтажа в соответствии с инструкцией по эксплуатации.

2.8.4.    Кран-штабе лер окрашивается в желтый цвет согласно указаниям на чертежах. Допускается окраска в серый цвет или коралловый.

2.8.5.    Места заливки и нанесения смазки окрашиваются в красный цвет.

2.8.6.    Краны-штабе леры экспортного исполнения должны поставляться полностью окрашенными.

2.8.7.    Крепеж часто разбираемых соединений должен быть с металлическим покрытием.

Допускается оставить без покрытия детали, работающие в среде обильной густой или жидкой смазки.

Страница 12

2.8.8.    Направляющие колонны, тормозные шкивы, рабочие поверхности ходовых колес и направляющих роликов не окрашиваются и должны быть подвергнуты консервации.

2.8.9.    Подготовка поверхности для нанесения лакокрасочных покрытий и нанесение покрытий производится по ОСТ 24.090.01-76, подготовка поверхности для нанесения металлических и неметаллических покрытий поГОСТ 3002-70.

2.8.10.    Защитные покрытия и консервационная смазка доли*, ны обеспечивать хранение кранов-штабелеров в неотапливаемых помещениях и под навесом. Шкафы и пульты с электроаппаратурой хранить в закрытых отапливаемых помещениях. Условия хранения даны в разделе 7 настоящего стандарта.

2.9.    Требования к электромонтажу.

2.9.1. Монтаж электрооборудования на краны-штабе леры должен выполняться в соответствии с требованиями технической документации и "Правил устройств электроустановок (ПУЭ-76)".

2.10.    Требования к надежности.

Средний срок службы крана—штабелера 10,0 лет.

Средний срок службы крана-штабелера до первого капитального ремонта 4,0 года.

Средний срок службы колес 3,0 года.

Средний срок службы канатов 0,5 года.

Коэффициент простоев 50,0 ч/тыс. ч.

2.11.    Краны-штабелеры, поставляемые на экспорт, должны быть проверены по стране поставки и по СССР на патентную чистоту.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

3.1.    Краны-штабелеры должны быть оборудованы устройствами и приборами безопасности в соответствии с требованиями PC 4249-73 и табл. 8.

3.2.    Ограничитель скорости.

3.2.1.    Ограничитель скорости должен быть механическим. Скорость, при которой должен срабатывать ограничитель скорости, должна быть в пределах 1,15-1,4 от номинальной, но не менее 0,5 м/с.

3.2.2.    Ограничитель скорости должен создавать не менее, чем двукратную силу, необходимую для приведения в действие ловителей.

Страница 13

ОСТ 24,090.39-78 Стр. 11

Таблица 8

Исполнение к ра на-штабе лера

Нйимсиоuaiihtj уыриАсть и лрибороь безопасности

СК

СР

СА

1

2

3

4

Ловители кабины оператора с приводом от центробежного ограничителя скорости

+

+

+i

Ограничитель грузоподъемности

+

+

+

Ограничитель слабины канатов механизма подъема груза

+

+

+

Ограничительные упоры и буферные устройства, ограничивающие перемещения: к рана-штабе л ера

+

+

+

гр уэопо дьемника

+

+

+

телескопических захватов

+

4-

противовеса

+3

+3

♦3

Тормоза механизмов:

передвижения крака-штабелера;

+

+

+

подъема груза;

+

+

+

выдвижения телескопических захватов

♦2

+

+

Устройство для 'занятости'' рук оператора при включенных механизмах подъема или передвижения

+

-

-

Устройство для возврата телескопических захватов в среднее положение в случае занятости ячейки стеллажа (при наличии груза на грузоподъемнике)

*

+

Устройство для контроля наличия груза на г ру эолод ъемн ихе

-

-

+

Устройство для контроля положения груза на грузоподъемнике

-

-

+

Устройство для натяжения каната привода центробежного ограничителя скорости

+

+

+1

Страница 14

Стр. 12 ОСТ 24.090.39-78

Конечные выключатели для переключения рабочей скорости на установочную: (при наличии двухскоростных приводов):

передвижения крана-штабелера;

подъема груза;

выдвижения телескопических захватов

Конечные выключатели (рабочие) для выключения механизмов в крайних положениях: передвижения к рана-штабе л ера;

подъема груза;

выдвижения телескопических захватов

Конечные выключатели аварийные для выключены всех механизмов в случае отказа рабочих конечных выключателей при: передвижении к рана-штабе лера,

подъеме грузоподъемника на максимальную высоту

Конечный выключатель контроля натяжения каната (струны) привода центробежного ограничителя скорости

Конечный выключатель контроля срабатывания ловителей кабины

Конечный выключатель, исключающий движение к рака-штабе лера при открытой двери кабины

Аварийный выключатель для снятия напряжения силовой цепи и цёпи управления на пультах управления

Страница 15

ОСТ 24т090.39—78 Стр. 13

Продолжение табл. 8

-I-i

2

3

4

Световой индикатор включения литания, установленный на пульте управления

+

+

И

Заземление

+

+

+

Механические ловители (подхваты) к рана-штабе лера, препятствующие отрыву ходового колеса от головки кранового рельса

+

+

+

Устройства для эвакуации оператора из кабины крана-штабелера (люк, лестница, стеллаж и т. д.)

+

+5

Звуковая или световая сигнализация

+

+

♦ 1

В системе управления кранами-штабелерами должны быть предусмотрены следующие электрические блокировки, не допускающие включения:

любого механизма, если:

дверь кабины оператора не закрыта;

+

+1

ослаблен канат (струна) привода центробежного ограничителя скорости;

+

+

+ 1

сработали аварийные конечные выключатели механизма подъема или передвижения крана-штабелера

+

+

+

любого механизма, за исключением привода подъема груза, при включении вверх, если появилась слабина грузового каната или сработали ловители кабины;

+

+

любого механизма, за исключением привода подьема груза, при включении вниз, если сработал ограничитель грузоподъемности;

+

+

механизма передвижения и механизма подьема, если:

обе руки оператора не находятся на рукоятках управления,

-

-

груз неправильно лежит на грузоподъемнике;

-

-

+

Страница 16

Стр. 14 ОСТ 24.090.39-78

Продолжение табл. 8

механизма передвижения и механизма подъема на рабочих скоростях при захватах, смешенных относительно среднего положения.

механизма выдвижения захватов, если:

включен механизм подъема или передвижения;

датчики точной остановки не совпали с линейкой вертикального или горизонтального адресования;

грузоподъемник с грузом находится у занятого загрузочного устройства;

грузоподъемник без груза находится у свободного загрузочного устройства или на последнем не зафиксировано наличие груза и правильность его положения

2 Только для кранов-штабелеров. оборудованных кабиной.

Только для кранов-штабелеров, оборудованных телескопическими захватами.

4    Только для кранов-штабелеров, оборудованных противовесами.

На кранах-штабелерах СА устанавливаются на пультах управления кабины, наладочных и стационарных.

5

Если кабина управления предназначена для наладки крана-штабелера, устройство для эвакуации не обязательно. В этом случае, при управлении кра* ном-штабе лером из кабины, обязательно присутствие второго лица в непосредственной близости от работающего крана.

3.2.3.    Для изготовления элементов ограничителя скорости, подвергающихся динамическим нагрузкам, применение серого чугуна не допускается.

3.2.4.    Крепление каната привода ограничителя скорости должно выполняться способами, допустимыми для несущих канатов.

3.2.5.    Канат ограничителя скорости должен натягиваться грузом. Возможно применение пружин, работающих на сжатие.

Страница 17

ОСТ 24.090.39—78 Сто. 15

3.2.6.    Положение натяжного груза (или пружин) должно контролироваться конечным выключателем, отключающим все механизмы при ослаблении натяжения каната привода ограничи-теля скорости.

3.2.7.    Для включения ограничителя скорости может применяться стальной канат или струна диаметром не менее 6 мм. Коэффициент запаса прочности каната или струны должен §ыть не менее 8.

3.3.    Ограничитель грузоподъемности.

3.3.1.    Ограничитель грузоподъемности должен отключать механизм подъема при превышении номинальной грузоподъемности крана-штабелера на 25%.

3.3.2.    При установке на кране-штабе лере двух независимых друг от друга ветвей канатов ограничитель грузоподъемности устанавливается на каждой ветви.

3.4.    Механизмы крана-штабелера.

3.4.1.    Все механизмы крана-штабелера оборудуются конечными выключателями независимо от величины скорости перемещения.

3.4.2.    Механизм передвижения крана-штабелера должен переключиться на установочную скорость конечным выключателем на расстоянии от конечного упора, равном не менее полного пути торможения. Выключение механизма передвижения рабочим конечным выключателем должно произойти на расстоянии от конечного упора, равном не менее пути торможения с установочной скорости до полной остановки крана-штабелера с добавлением 100 мм. Аварийный конечный выключатель механизма передвижения должен быть установлен на расстоянии 100 мм от рабочего.

3.4.3.    Конечные упоры и буферные устройства для ограничения перемещения крана-штабелера должны быть рассчитаны на наезд крана-штабелера с номинальной скоростью. Замедление крана штабелера при наезде с номинальной скоростью на концевые упоры не должно превышать 4 м/с^.

3.4.4.    Рабочий конечный выключатель крайнего верхнего положения грузоподъемника должен быть установлен так, чтобы после остановки механизма подъема этим выключателем расстояние от упора до соответствующей части грузоподъемника оставалось не менее 60 мм. После остановки механизма подгя* ема аварийным конечным выключателем указанное расстояние

Страница 18

Стр. 16 ОСТ 24.090.39—78

должно быть не менее 50 мм. Аварийный выключатель может быть установлен в цепи управления, при этом он должен отключать дополнительный контактор.

3.4.5.    При наезде каждым механизмом на конечные выключатели (в их крайних положениях), последующее включение каждого механизма должно быть возможно только в обратном направлении.

3.4.6.    Конструктивные части электрических машин и аппаратов, а также металлические конструкции, которые могут оказаться под напряжением, вследствие повреждения изоляции, должны быть заземлены в соответствии с требованиями и указаниями 'Правил устройства электроустановок*' (ПУЗ-76).

3.5. Кабина оператора.

3.5.1.    Кабина оператора должна выполняться для работы оператора в положении 'сидя" или "стоя".

3.5.2.    Кабины операторов могут быть открытыми (у кра-нов-штабелеров СК) и закрытыми.

3.5.3.    Кабина оператора должна быть оборудована: внутренним освещением;

отоплением (при работе крана-штабелера в неотапливаемых помещениях);

рукоятками включения приводов передвижения и подъема, оборудованными дополнительными контактами, допускающими включение приводов только при одновременном включении этих контактов на двух рукоятках (при занятости обеих рук оператора);

звуковым сигналом;

естественной вентиляцией (в закрытых кабинах); огнетушителем;

аптечкой первой помощи (комплектует заказчик); регулируемым по высоте креслом с мягким откидывающимся сиденьем, спинкой, и, при необходимости, подлокотниками (работа оператора 'сидя');

блокировочным устройством двери;

диэлектрическим ковриком размером не менее 500x700 мм; крюком для одежды.

3.5.4.    Внутренние размеры кабины оператора должны быть не менее:

глубина - 800 мм. В кабинах, где оператор работает 'сидя', глубина без пульта должна быть не менее 700 мм;

Страница 19

ширина - 800 мм;

высота - 2000 мм. Высоту кабины кранов-штабе леров СА допускается уменьшить до 1800 мм, если оператор работает 'сидя". Внутреннее освещение кабины должно быть достаточ-ным и удовлетворять требованиям СН 1204-76; СН и П 11 •А 9-71.

Остекление кабины должно обеспечивать зону зрения с углами зрения:

по вертикали не менее 50 ;

по горизонтали не менее 120 ;

остекление должно обеспечивать оператору наблюдение за грузозахватными устройствами в течение полного цикла работы крана-шта белера.

3.5.5.    Ловители кабины должны быть механически связаны с ограничителем скорости.

3.5.6.    После включения привода подъема в сторону подъема ловители должны самостоятельно вернуться в исходное положение.

3.5.7.    Ловители должны создавать тормозное усилие величиной не менее 1,25 от усилия, создаваемого массой улавливаемых элементов.

3.5.8.    Дверь кабины должна быть оборудована замочным устройством и дополнительной механической защелкой, открываемой оператором изнутри кабины.

3.5.9.. При отключении электрооборудования, размещенного на к ране-штабе лере, освещение кабины должно    оставаться

включенным.

3.5.10. Электронагревательные приборы должны быть заземлены и безопасны в пожарном отношении. Токоведущие части должны быть ограждены.

3.6. Требования к рабочему месту оператора.

3.6.1.    Расположение элементов рабочего места оператора должно соответствовать ГОСТ 22269-76.

3.6.2.    Пульт управления должен соответствовать следующим требованиям:

панель пульта управления должна быть расположена перед оператором с учетом требований п. 3.5.4;

органы управления должны быть расположены на панели пульта управления в пределах зоны досягаемости моторного

Страница 20

Стр. 18 ОСТ 24.090.39-78

поля рабочего места оператора по фронту не более 800 мм и по глубине не более 350 мм;

угол наклона панели пульта управления 0-20 ; высота рабочей поверхности панели пульта управления должна быть равна 690-720 мм (при работе "сидя");

наиболее часто употребляемые органы управления (передвижения к рана-штабе лера, подъема грузонесушего органа и выдвижения захвата) должны быть расположены в наиболее удобных для работы зонах досягаемости моторного поля рабочего места оператора;

рычаги управления должны быть расположены слева и справа на пульте управления в пределах 300-350 мм от центра сиденья и отделены от кнопок и индикаторов;

в верхней части пульта должны быть расположены все средства индикации;

органы управления должны удовлетворять    требованиям

ГОСТ 21753-76.

3.6.3. Сиденье оператора и его расположение в кабине должны удовлетворять следующим требованиям:

расстояние от уровня пола до поверхности сиденья 370 -520 мм;

ширина поверхности сиденья не менее 400 мм; глубина поверхности сиденья не менее 350 мм; передний край сиденья должен быть закруглен; высота опорной поверхности спинки не менее 200 мм; высота свободного пространства под спинкой не менее 180—200 мм;

ширина опорной поверхности спинки не менее 350 мм; расстояние от поверхности сиденья до подлокотника 240 мм; длина подлокотника 240-300 мм; ширина подлокотника не менее 70 мм;

расстояние между внутренними гранями подлокотников 400 мм;

передний угол наклона сиденья 4-5 ; задний угол наклона сиденья 5-10 ; угол наклона спинки 95 ;

расстояние от поверхности сиденья до нижней плоскости пульта управления, расположенного перед оператором, 200    -

250 мм;