Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

11 страниц

191.00 ₽

Купить ОСТ 1 02611-87 — официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Устанавливает общие требования к обеспечению контроле-пригодности (КП) конструкции планера самолета методами неразрушающего контроля (НК).

  Скачать PDF

Оглавление

1. Общие положения

2. Организация работ по КП планера самолета и порядок подготовки технической документации

3. Общие требования к параметрам и характеристикам контролируемых конструкций планера самолета и типовые условия контроля

Приложение (справочное). Пояснения к терминам, применяемым в стандарте

Показать даты введения Admin

УДК 629.734.333:620.179

ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ


Группа Т59


ОСТ 1 02611-87


КОНТРОЛЕПРИГОДНОСТЬ ПЛАНЕРА САМОЛЕТА

Общие требования


На 11 страницах


Введен впервые


ОКСТУ 0004


убямната    I    |    №изя.


Ю


сс

ю


3


Распоряжением Министерства от 28 мая 1987 г.    N»    299-10

срок введения установлен с 1 июля 1988 г.


Настоящий стандарт устанавливает общие требования к обеспечению контроле-пригодности (КП) конструкции планера самолета методами неразрушающего контроля (НК).

Пояснения терминов, используемых в настоящем стандарте, приведены в справочном приложении.


*


Издание официальное


ГР 8405511 от 27.08.87    Перепечатка    воспрещена


ОСТ 1 02611-87 Стр. 2

1. ОБ11_,ИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    КП планера самолета характеризует приспособленность конструкции к обнаружению трещин и других дефектов сплошности материалов, не превышающих критические размеры, средствами НК при заданных периодичности и трудоемкости контроля.

1.2.    КП планера самолета должна обеспечиваться на этапе проектирования и повышаться по результатам ресурсных и летных испытаний и в эксплуатации.

1.3.    Обеспечение КП конструкции планера самолета должно осуществляться на основе требований:

по приспособленности деталей, узлов и конструкции планера самолета к оптимальным методам и средствам НК,в том числе и встроенным;

по трудоемкости НК и демонтажных работ, проводимых на планере самолета;

по расположению и размерам люков и смотровых окон на конструкции и размерам рабочих пространств в зоне контроля.

1.4.    Требования по приспособленности деталей, узлов и конструкции планера самолета к методам НК должны содержать:

требования к дефектоскопическим и физико—механическим характеристикам материалов;

требования к форме, размерам и покрытию деталей;

требования к видам соединений, элементам крепежа, сочетанию материалов и толщин в конструкции.

1.5.    Требования по трудоемкости НК и демонтажных работ должны содержать:

требования по трудоемкости демонтажных работ (подготовки детали, узла,

конструкции к контролю);

требования по трудоемкости НК (подготовки средств контроля, проведения контроля и оформления результатов).

ю

Н

СО

ю

1.6.    Требования к конструкции планера самолета по расположению и размерам люков и смотровых окон и размерам рабочего пространства в зоне контроля определяются конструктором на основании руководящих документов по эксплуатационным люкам и специальных требований в условиях эксплуатации.

1.7.    Обеспечение КП планера самолета осуществляется для деталей, узлов и конструкций, подвергающихся обязательному контролю в условиях эксплуатации.

►-

Л

ж

1.8.    Перечень контролируемых деталей, узлов и конструкций планера самолета составляется на этапе проектирования специалистами по прочности совместно с конструктором и согласовывается с подразделениями НК разработчика изделия.

о


I В-ЯС/Ни С A*    о/

ОСТ 1 02611-87 Стр. 11


». У« дубликата_

Ни». № яодлимика__5615


ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ

Номер

иэме—

нения

Номер листа (страницы)

Номер

доку

мента

Подпись

Дата

внесе

ния

изм.

Дата

введения

изм.

изме

ненного

заме

ненного

нового

аннули

рован

ного

fg-К\p#ctwя'мсгпирмл 580о7


ОСТ 1 02611-87

Стр. 3

2

п

ж

Z

00

О

X

ЭЕ

5615

Пнв № дубликата

Инв N; подлинника

Перечень включает в себя детали, узлы и конструкции планера самолета, изготавливаемые по серийной технологии, а также с применением новых материалов и новой технологии, повреждение которых оказывает влияние на безопасность полетов.

1.9.    Перечень контролируемых деталей, узлов и конструкций планера самолета уточняется в процессе испытаний и эксплуатации.

1.10.    Определяющим параметром контроля конструкции планера самолета является размер повреждения ее элементов. Для конструкции планера самолета характерным повреждением является усталостная трещина, которая может возникнуть:

в критических местах силовых элементов:

в местах скрытых производственных дефектов;

в местах коррозионных и механических повреждений.

1.11.    Критические места силовых элементов должны быть определены при проектировании конструкции на основе расчетов и анализа усталостных повреждений аналогичных конструкций при испытаниях и в эксплуатации.

1.12.    Безопасность эксплуатации конструкции планера самолета при коррозионных и механических повреждениях, обнаруживаемых при внешних осмотрах в открытых зонах, достигается обеспечением остаточной прочности.

1.13.    Конструкция планера самолета должна проектироваться таким образом, чтобы усталостные трещины, возникающие в ее внутренних элементах, в процессе развития выходили на наружную поверхность и обнаруживались прежде, чем размеры повреждений превысят критические. Для тех зон планера самолета, где невозможно выполнить это требование, по согласованию с заказчиком должен быть обеспечен контроль элементов внутри конструкции.

1.14.    Размеры допустимых обнаруживаемых трещин и периодичность контроля устанавливаются на этапе проектирования специалистами по прочности и согласовываются с конструкторами и специалистами по методам контроля с учетом доступа, трудоемкости и возможностей методов НК и уточняются при ресурсных испытаниях и в эксплуатации. Методы и средства НК назначаются специалистами по методам контроля.

1.15.    Совершенствование или ремонт конструкции планера самолета, проводимые в процессе эксплуатации, не должны снижать КП конструкции планера самолета.

1.16.    Конструкция планера самолета считается КП, если обеспечены условия для применения средств НК с заданной чувствительностью и трудоемкостью в объеме перечня контролируемых деталей, узлов и конструкций.


ОСТ 1 02611-87

Стр. 4

2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО КП ПЛАНЕРА САМОЛЕТА И ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

2.1.    КП планера самолета обеспечивается разработчиком изделия.

2.2.    Содержание работ и организация технических мероприятий, направленных на обеспечение КП планера самолета, определяются 'Комплексной программой обеспечения эксплуатационного контроля пилотируемого летательного аппарата', которая оформляется в соответствии с ГОСТ 18731-83.

2.3.    Разработчик на основе перечня контролируемых деталей, узлов и конструкций планера самолета устанавливает основные принципы обеспечения КП и обосновывает целесообразность принятых решений.

2.4.    Перед началом эксплуатации разработчик составляет заключение о соответствии КП конструкции планера самолета планируемому регламенту технического обслуживания самолета.

Если регламент изменяется в процессе эксплуатации самолета, то выпускается дополнение к указанному заключению.

Заключение о соответствии КП конструкции планера самолета и его дополнения согласовываются с заказчиком и головными организациями отрасли по контролепригодности авиационной техники.

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПАРАМЕТР АЛД И ХАРАКТЕРИСТИКАМ КОНТРОЛИРУЕМЫХ КОНСТРУКЦИЙ ПЛАНЕРА САМОЛЕТА И ТИПОВЫЕ УСЛОВИЯ КОНТРОЛЯ

3.1.    Визуально-оптический метод контроля назначается для поиска поверхностных дефектов (широкораскрытых трещин, коррозионных и эрозионных повреждений, забоин, открытых раковин, пор и др.), а также мест разрушения элементов конструкций, остаточных деформаций, течей, загрязнений и посторонних предметов.

ю

тН

со

ю

Проверяемые объекты должны быть доступны для визуального наблюдения или контроля с помощью оптических приборов.

3.1.1.    Расстояние от глаз оператора до контролируемой поверхности при визуальном контроле должно быть от 250 до 500 мм.

Л

Н-

С«

3.2. Ультразвуковой метод контроля обеспечивает возможность контроля при одностороннем доступе к детали и может назначаться для выявления как поверхностных, так и внутренних дефектов типа трещин, пор, расслоений, волосовин и т.п. Поверхностные дефекты могут располагаться как со стороны установки ультразвукового преобразователя, так и с противоположной стороны деталей.

3.2.1. Ультразвуковому контролю подлежат детали из металлических и неметаллических материалов, структура и физические свойства которых обеспечивают надежное прохождение упругих колебаний от точки ввода до зоны контроля.

0.3

1/У~н\рлогрряМсе}Ш?/и 5Кйоу //■ t£>38/pa7oaJr

ОСП 02611-87 Стр.5

3 2.2 Ультразвуковым методом контроля могут проверяться открытые поверхности, галтепьные переходы толщин, отверстия, сварные швы, элементы крепежа

3.2.3. Размеры открытой поверхности детали для установки и сканирования преобразователя должны определяться типом и размерами преобразователя, методом контроля, толщиной контролируемой детали, расположением зоны контроля относительно зоны сканирования и схемой проэвучивания.

3 2.4 На поверхности установки и сканирования преобразователя допускается наличие лакокрасочного покрытия толщиной не более 0,03 мм.

2

W

S

CD

m

X

••

Z

13

тН

CD

СО

Инв № дубликата

Инв N: подлинника

325. На поверхности установки и сканирования преобразователя не допускается выступания элементов крепежа.

3 2.6. Не допускается наличие элементов крепежа или конструктивно-технологических отверстий, проточек и других отражателей на пути распространения

ультразвуковых колебаний на поверхности детали в зоне сканирования преобразователя и от точки ввода до всех точек зоны контроля.

3-2.7. При контроле соединений деталей из листовых материалов спой герметика между листовым материалом и накладкой должен быть равномерным по толщине.

3.2.8.    Стыковые сварные соединения должны иметь плоскопараплепьные поверхности. Наличие валиков усиления как в вершине так и у основания сварного шва делает соединение неконтропепригодным при контроле трещин в зоне валиков усиления

3.2.9.    Элементы крепежа, подлежащие ультразвуковому контролю, должны иметь диаметр не менее 10 мм

3.2.10.    Наличие на крепежных элементах шпицев, углублений (от центров при изготовлении на токарных станках), конструктивно-технологических отверстий, проходящих через ось крепежного элемента, а также клеймения делает болты и шпильки неконтролепригодными.

3.3 Акустические низкочастотные методы (нмпедансиый и свободных колебаний) позволяют выявлять непрокпей и расслоения по клеевому соединению непосредственно под преобразователем.

3 3.1. Виды типовых контролируемых конструкций:

пакет многослойного клеевого или паяного соединения типа "обшивка—заполнитель (соты) - обшивка* с разными материалами обшивок и заполнителя;

клеевые соединения листовых металлических и неметаллических материалов;

клеевые соединения в местах приклейки обшивок к силовым элементам.

ОСТ 1 02611-87

Стр. 6

3.3.2 К объектам контроля предъявляются следующие требования: в зоне контроля не должно быть макронеровностей типа натеков клея и герметика, а также вмятин глубиной более 2 мм при диаметре менее 10 мм; в зоне контроля не допускается выступания элементов крепежа; толщина лакокрасочного покрытия не должна превь.шать 0,5 мм при неравномерности не более Ю %;

толщина обшивки клееной многослойной конструкции при контроле импеданс-иым методом не должна превышать 2,5 мм — из алюминиевого сплава и 1,6 мм — из стали.

3 4 Вихретоковый метод контроля назначается для контроля поверхностных и подповерхностных трещин на деталях, поверхность которых доступна для ее сканирования вихретоковым преобразователем вручную или с помощью специальных устройств.

Вихретоковым методом могут проверяться гаптельные переходы, кромки, ребра жесткости, колодцы, отверстия (свободные), пазы, участки вокруг заклепок и т п. При использовании специализированных дефектоскопов могут проверяться элементы конструкций под металлической немагнитной накладкой толщиной до 2 мм или пс таким же слоем герметика

3 4 1 Вихретоковый метод позволяет обнаруживать поверхностные трещины длиной от одного диаметра преобразователя и более. По мере увеличения глубины залегания подповерхностной трещины чувствительность метода снижается

Инв Ns дубликата    N°    изм

Инв Ns подлинника    5615    N°    изв

3.4    2 Вихретоковому контролю подлежат детали, изготовленные из немагнитных однородных по электромагнитным свойствам материалов, удельная электрическая проводимость которых от 0,5 до 60 МСм/м.

3.4    3. Максимальная топшина неудапяемого в зоне контроля покрытия (за исключением случаев применения специализированных дефектоскопов) может быть:

-    неметаллического - не более 0,5 мм;

-    металлического - не более 0,05 мм.

Покрытие должно быть равномерным по толщине Изменение толщины на 10 % и более в пределах зоны контроля снижает достоверность результатов контроля.

3 4.4. Радиусы галтельных переходов в зоне контроля должны быть не менее 2 мм.

3 4.5 Между краем зоны контроля и ферромагнитными элементами за ее пределами, например, болтами заклепками должно быть расстояние не менее двух диаметров вихретокового преобразователя

3.5. Капиллярные методы контроля (цветной, люминесцентный) назначаются для обнаружения поверхностных дефектов на деталях конструкций, зоны контроля которых доступны для прямого наблюдения.

ОСТ 1 02611-87

Стр. 7

2

ж

ot

а

X

Э?

5G1 5

Иив. № дубликата

Я

Ж

Z

Z

ж

о

с

•«

»

Z

3.5.1.    Перед капиллярным контролем на деталях должны удаляться лакокрасочные покрытия, остатки смазок, нагар и другие эксплуатационные загрязнения без повреждения поверхности детали.

3.5    2 Капиллярным методом могут проверяться детали, изготовленные из непористых, стойких к воздействию органических растворителей материалов, при любой форме поверхности.

3.5    3 Глубина контролируемой зоны в отверстиях, трубопроводах и пазах не превышает диаметра отверстия (трубы) или глубины паза

3.5.4 Ширина проточек, радиусы галтелей должны быть не менее 3 мм,

3.5    5 Освещенность зоны контроля должна быть не менее 4000 лк при применении люминесцентных источников света и не менее 3000 лк - при использовании ламп накаливания.

3.5.6 Облученность контролируемой поверхности при использовании источников ультрафиолетового излучения для метода ЛЮМ 1-ОВ должна быть не менее 300 относительных единиц по ГОСТ 18442-80.

3.6. Магни гопорошковый метод контроля назначается для контроля поверхностных и подповерхностных дефектов на деталях конструкций, доступных для прямого наблюдения и намагничивания с применением катушки (соленоида), гибкого кабеля, элекгрокарандашей или электромагнита.

3.6.1.    Материал детали должен быть ферромагнетиком, однородным по магнитным свойствам.

3.6.2.    Допускается наличие неметаллического или металлического немагнитного покрытия толщиной не более 0,03 мм.

Покрытия толщиной более 0,03 мм должны удаляться растворителями.

3 6.3. Не допускаются в зоне контроля неплавные переходы толщин и уступы с углами менее 90°.

3.7. Рентгенографический метод контроля назначается для обнаружения в контролируемых объектах дефектов: внутренних нарушений сплошности и однородности материала, а также отклонений взаимного положения, формы и размеров недоступных для визуального осмотра деталей и узлов.

Чувствительность в значительной мере снижается при затенении (в направлении просвечивания) контролируемой детали другими деталями из материалов с большей плотностью материала и при удалении места размещения кассеты с рентгеновской пленкой от проверяемой детали

Метод контроля имеет низкую чувствительность при выявлении:

дефектов, если их изображения на рентгеновских снимках совпадают с изображением острых углов, резких перепадов толщин сопряженных деталей;

трещин, плоскость которых не совпадает с направлением просвечивания;


включений с коэффициентом ослабления излучения, близким коэффициенту ослабления излучения материала детали, в которой они находятся.

ОСТ 1 02611-87 Стр. 8

3.7.1 Контролируемыми объектами могут быть детали и многослойные узлы и агрегаты из любых материалов и их сочетаний, простой или сложной формы, с любой шероховатостью поверхности.

3 7.2 Проверяемая конструкция должна обеспечивать возможность двухстороннего доступа к зоне контроля для расположения излучателя рентгеновского аппарата и кассеты с рентгеновской пленкой с противоположных сторон объекта контроля .

Инв № дубликата    №    изм

Инв № подлинника    5G15    Ns    изв

3.8. Шероховатость поверхности (£z) в зоне контроля при капиллярном методе должна быть не более 20 мкм, для других методов в зоне контроля и установки преобразователя — не более 40 мкм.

\Poir,шум xcetwe/u SgDoT //-

ОСТ 1 02611-87 Стр.9

ПРИЛОЖЕНИЕ

Справочное

ПОЯСНЕНИЯ К ТЕРМИНАМ, ПРИМЕНЯЕМЫМ В СТАНДАРТЕ


Термин


Пояснение


1. Внешний осмотр


2. Внутренний осмотр


3. Встроенный контроль


4. Допускаемые повреждения


5. Зона контроля


6.    Контролепригодность

7.    Критическое место элемента конструкции


Инв № дубликата    N:    изм

Ини Hi подлинника    5615    N°    изв


8. Критический размер повреждения


9. Механические повреждения


10.    Начальный обнаруживаемый размер повреждения

11.    Несиловые элементы конструкции

12. Остаточная прочность


Осмотр конструкции снаружи без демонтажа или с частичным снятием люков

Осмотр конструкции изнутри с частичным демонтажом, снятием люков, панелей

Непрерывный контроль технического состояния конструкции с помошью бортовых средств

Повреждения, не уменьшающие остаточную прочность ниже нормируемого уровня Конструкция или часть конструкции,в пределах которой обеспечены необходимые условия для проведения контроля По ГОСТ 19919-74 Ограниченная зона, в которой наиболее вероятно образование и развитие усталостной трещины в результате накопления повреждений под действием переменных напряжений

Размер повреждения, при котором конструкция полностью разрушается под действием статической нагрузки, нормируемой для безопасно повреждаемых конструкций Повреждения конструкции в виде рисок, вмятин и т.д., не связанные с выполнением функций данного агрегата и возникающие в процессе производства и эксплуатации


Размер повреждения, надежно обнаруживаемый при заданных условиях и средствах контроля

Элементы, разрушения или повреждения в которых непосредственно не угрожают безопасности полета

Прочность конструкции при наличии повреждений


\в в \рл скорм MCe.HUе/и SX6n7