Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

11 страниц

191.00 ₽

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Устанавливает общие требования к обеспечению контроле-пригодности (КП) конструкции планера самолета методами неразрушающего контроля (НК).

Оглавление

1. Общие положения

2. Организация работ по КП планера самолета и порядок подготовки технической документации

3. Общие требования к параметрам и характеристикам контролируемых конструкций планера самолета и типовые условия контроля

Приложение (справочное). Пояснения к терминам, применяемым в стандарте

Показать даты введения Admin

Страница 1

Им N? дтбдмита     Nt    ми.

Им. N* МДММ1М    5015    №    и»

УДК 029.734.333:620.179    Группа    Т59

ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ

КОНТРОЛЕПРИГОДНОСТЬ ПЛАНЕРА САМОЛЕТА Общие требования

ОСТ 1 02611-87

На 11 страницах Введен впервые

ОКСТУ 0004

Распоряжением Министерства от 28 мая 1987 г.    И<    299-10

срок введения установлен с 1 июля 1988 г.

Настоящий станпарт устанавливает общие требования к обеспечению контроле-прнгопности (КП) конструкции планера самолета метопами нсраэрушающеГО контроля (НК).

Пояснения терминов, используемых в настоящем стандарте, приведены в спраночком приложении.

IB B! Р*с»о/>*мчни/Л1 SS0»r If W’S8l/>*1fad.*.o5

Иэдаяае официальное    ГР    8405511    от 27.08.87    Перепечатка    «оспрещеиа

*

Страница 2

подлинника    5615    I    I    Nt    mi

OCT 1 02611-87 Стр. 2

1. ОБИ.HE ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    КГ1 планера самолета характеризует приспособленность конструкции к обнаружению трещин и прутик дефектен сплошности материалов, нс превышающих критические размеры, средствами НК при запанных периодичности и трудоемкости контроля.

1.2.    КП планера самолета должна обеспечиваться но этапе проектирования и повышаться по результатам ресурсных и летных испытаний и в эксплуатации.

1.3.    Обеспечение КП конструмши планера самолета должно осуществляться на основе требований:

по приспособленности деталей, узлов и конструкции плинора самолета к оптимальным метопам и средствам НК,в том числе и встроенным;

по трудоемкости НК и демонтажных работ, проводимых на планере самолета;

по расположению и размерам люков и смотровых окон на конструкции и размерам рабочих пространств в зоне контроля.

1.4.    Требования по приспособленности деталей, узлов н конструкции плейера самолета к методам НК должны содержать:

требования к дефектоскопическим и «^лико-механическим характеристикам материалов;

требования к форме, размерам и покрытию деталей;

требования к видам соединений, элементам крепежа, сочетанию материалов и толщин в конструкции.

1.5.    Требования по трудоемкости НК и демонтажных работ должны содержать:

требования по трудоемкости демонтажных работ (подготовки детали, узла,

конструкции к контролю);

требования по трудоемкости НК (подготовки средств контроля, проведения кехггроля и оформления результатов),

1.6.    Требования к конструкции планера самолета по расположению и размерам токов и смотровых окон и размерам рабочего пространства в зоне контроля определяются конструктором на основании руководящих документов по эксплуатационных* люкам и специальных требований в условиях эксплуатации.

1.7.    Обеспечение КП планера самолота осуществляется для деталей, узлов и конструкций, подвергающихся обя.чательному контролю в условиях эксплуатации.

1.8.    Перечень контролируемых деталей, узлов и конструкций планера самолета составляется на этапе проектирования специалистами по прочности совместно с конструктором и согласовывается с подразделениями НК разработчика изделия.

Страница 3

ОСТ 1 02611-87

Стр. 3

и

п

Ж

«

п

ж

Ж

5615

S

т

Ж

ш

*

«о

«С

*

1

Ж

ж

X

X

к

1

ж

т

X

Перечень включает о себя детали, узлы и конструкции планера самолета, изготавливаемые по серийной технологии, а также с применением новых материалов и новой технологии, повреждение которых оказывает влияние на безопасность полетов.

1.9.    Перечень контролируемых деталей, узлов и конструкций планера самолета уточняется в процессе испытаний и эксплуатации.

1.10.    Определяющим параметром контроля конструкции планера самолета является размер повреждения ее элементов. Для конструкции планера самолета характерным повреждением является усталостная трещина, которая может возникнуть:

в критических местах силовых элементов:

в местах скрытых производственных дефектов;

в мостах коррозионных и механических повреждений.

1.11.    Критические места силовых элементов должны быть определены при проектировании конструкции на основе расчетов и анализа усталостных повреждений аналогичных конструкций при испытаниях и в эксплуатации.

1.12.    Безопасность эксплуатации конструкции планера самолета при коррозионных и механических повреждениях, обнаруживаемых при внешних осмотрах в открытых зонах, достигается обеспечением остаточной прочности.

1.13.    Конструкция планера самолета должна проектироваться таким образом, чтобы усталостные трещины, возникающие в ее внутренних элементах, в процессе развития выходили на наружную поверхность и обнаруживались прежде, чем размеры повреждений превысят критические. Для тех зон планера самолета, где невозможно выполоть это требование, по согласованию с заказчиком должен быть обеспечен контроль элементов внутри конструкции.

1.14.    Размеры допустимых обнаруживаемых трещин и периодичность контроля устанавливаются на этапе проектирования специалистами по прочности и согласовываются с конструкторами и специалистами по метопам контроля с учетом доступа, Трудоемкости и возможностей методов ПК и уточняются при ресурсных испытаниях и в эксплуатации. Метопы и средства НК назначаются специалистами по методам контроля.

1.15.    Совершенствование или ремонт конструкции планера самолета, проводимые в процессе эксплуатации, не должны снижать КП конструкции планера самолета.

1.16.    Конструкция планера самолета считается КП, если обеспечены условия для применения средств НК с заданной чупствительностыо и трудоемкостью в объеме перечня контролируемых деталей, узлов и конструкций.

Страница 4

Иив № дубликата    N-    юм

Иив Ni подлинника    5615    И»    ил

ОСТ 1 02611-87

2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО КП ПЛАНЕРА САМОЛЕТА И ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

2.1.    КП планера самолета обеспечивается разработчиком изделия.

2.2.    Содержание работ и организации технических мероприятий, направленных на обеспечение КП планера самолета, определяются "Комплексной программой обеспечения эксплуатационного контроля пилотируемого летателыюго Аппарата', которая оформляется в соответствии с ГОСТ 18731-83.

2.3.    Разработчик на основе перечня контролируемых деталей, узлов и конструкций планера самолета устанавливает основные принципы обеспечения KI1 и обосновывает целесообразность принятых решений.

2.4.    Перед началом эксплуатации разработчик составляет зак/иочонне о соответствии КП конструкции планера самолета планируемому регламенту технического обслуживания самолета.

Если регламент изменяется в процессе эксплуатации самолета, то выпускается пополнение к указанному заключению.

Заключение о соответствии КП конструкции планера самолета и его пополнения согласовываются с заказчиком и головными организациями отросли по контролепригодности авиационной техники.

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПАРАМЕТРАМ И ХАРАКТЕРИСТИКАМ КОНТРОЛИРУЕМЫХ КОНСТРУКЦИЙ ПЛАНЕРА САМОЛЕТА И ТИПОВЫЕ УСЛОВИЯ КОНТРОЛЯ

3.1.    Визуально-оптический метод контроля назначается для поиска поверхностных дефектов (широкораскрытых трещин, коррозионных и эрозионных повреждений, забоин, открытых раковин, пор и ар.), а также мест разрушения элементов конструкций, остаточных деформаций, течей, загрязнений и посторонних предметов.

Проверяемые объекты должны быть доступны для визуального наблюдения или контроля с помошыо оптических приборов.

3.1.1.    Расстояние от глаз оператора до контролируемой поверхности при визуальном контроле должно быть от 250 по 500 мм.

3.2. Ультразвуковой метод контроля обеспечивает возможность контроля при одностороннем доступе к детали и может назначаться для выявления как поверхностных, так и внутренних дефектов тина трещин, пор, расслоений, волосовин и т.п. Поверхностью дефекты могут располагаться как со стороны установки ультразвукового преобразователя, так и с противоположной стороны деталей.

3.2.1.    Ультразвуковому контролю подлежат детали из металлических и неметаллических материалов, структура и физические свойства которых обеспечивают надежное прохождение упругих колебаний от точки ввода до зоны контроля.

—    \H-n\p*c*vps,MctiauW    bYOtn

Страница 5

ОСТ 1 02611-87 Стр. 5

3

ш

X

ю

т

X

£

О

-<

о

о

т

се

ас

ж

*

%

ч

£

X

ж

т

ас

X

х

я

5

о

с

ж

X

Ж

3 2.2 Ультрлзву косым методом контроля могут проверяться открытые поверхности, глптеяьные переходы толщин, отворстия, сварные швы, элементы крепежл

3.2.3. Размеры открытой поверхности детали для установки и сканирования преобразователя должны определяться типом и размерами преобразователя, методом контроля, толшкной контролируемой детали, расположением зоны контроля относительно зоны сканирования и схемой прозвучи вами я.

3 2.4 На поверхности установки н сканирования преобразователя допускается наличие лакокрасочного покрытия толщиной нс более 0.03 мм.

325. На поверхности установки и сканирования преобразователя нс допускается выступания элементов крепежл.

3 2.6. Не допускается наличие элементов крепежа или конструктив1Ю-тохно-логических отверстий, проточек и других отражателей на пути распространения ультразвуковых колебаний но поверхности детали в зоне сканирования преобразователя и от точки ввода до всех точек зоны контроля.

3-2.7. При контроле соединений деталей из листовых материалов слой герметика между листовым материалом и накладкой должен быт», равномерным по толщине.

3.2.8.    Стыковые сварные соединения должны иметь плоскопараллельныо поверхности. Наличие валиков усиления как в вершине так и у основания сварного шва делает соединение неконтролеприголным при контроле трещин в зоне валиков усиления

3.2.9.    Элементы крепежа, подлежащие ультразвуковому контролю, должны иметь диаметр не менее 10 мм

3-2.10. Наличие на крепежных элементах шлицев, углублений (от центров при изготовлении но токарных станках), конструктивно-технологических отверстий, проходящих через ось крепежного элемента, а также клеймения делает болты и шпильки нсхонтролепрнгопнымн.

3.3 Акустические низкочастотные методы (нмпсдансный и свободных колебаний) позволяют выявлять непроклей п расслоения по клеевому соединению непосредственно под преобразователем.

3 3.1. Виды типовых контролируемых конструкций;

пакет многослойного клеевого или паяного соединения типа 'обшивка-заполнитель (соты) - обшивка* с разными материалами обшивок и заполнителя;

клеевые соединения листовых металлических и неметаллических материалов;

клеевые соединения в мостах приклейки обшивок к силовым элементам.

Страница 6

ОСТ 1 02611-87

3.3.2 К объектам контроля предъявляются следующие требования: в зоне контроля не должно быть макронеровностей типа натеков клея и герметика, а также вмятин глубиной более 2 мм при диаметре менее 10 мм; в зоне контроля не допускается выступании элементов крепежа; толщина лакокрасочного покрытия не должна превышать 0,5 мм при неравномерности не более 10 %;

толщина обшивки клееной многослойной конструкции при контроле импеданс-пым методом не должна превышать 2,5 мм — из алюминиевого сплава и 1,6 мм — из стали.

3 4 Вихретоковый метод контроля назначается для контроля поверхностных и подповерхностных трещин но деталях, поверхность которых доступна для ее сканирования вихретоковым преобразователем вручную или с помощью специальные устройств.

Вихретоковым методом могут проверяться гантельные переходы, кромки, ребра жесткости, холодцы, отверстия (свободные), пазы, участии вокруг заклепок и т п. При использовании специализированных дефектоскопов могут проверяться элементы конструкций пол металлической немагнитной накладкой толщиной до 2 мм или пс таким же слоем герметика

3 4 1 Вихретоховый метод позволяет обнаруживать поверхностные трешины длиной от одного диаметра преобразователя и более. Но мере увеличения глубины залегания подповерхностной трешины чувствительность метода снижается

3.4 2 Вихретоковому контролю подлежат детали, изготовленные из немагнитных однородных но электромагнитным свойствам материалов, удельная электрическая проводимость хоторых от 0,5 до 60 МСм/м.

ш

И

о

ю

3.4 3. Максимальная толщина нсудаляомого в зоне контроля покрытия (за исключением случаев применения специализированных дефектоскопов) может быть:

-    неметаллического - нс более 0.5 мм;

-    металлического - но Солее 0.05 мм.

Покрытие должно быть равномерным по толщине Изменение толщины на 10 % и болео в пределах зоны контроля снижает достоверность результатов контроля.

3 4.4. Радиусы гантельных переходов в зоне контроля должны быть не менее 2 мм.

3 4.5 Между краем зоны контроля и ферромагнитными элементами за ее пределами, например, болтами заклепками должно быть расстояние не менее двух диаметров вихретокового преобразователя

3.5. Капиллярные методы контроля (цветной, люминесцентный) назначаются для обнаружения поверхностных дефектов на деталях конструкций, зоны контроля которых доступны для прямого наблюдения.

Страница 7

OCT t 02611-87

Стр. 7

3

ж

Ж

*■»

«

£

5G15

т

л

ж

я

ж

«*

*

»

X

т

ж

ж

ж

ж

5

g

ж

ж

3.5.1.    Пород капиллярным контролем на деталях должны удаляться лакокрасочные покрытия, остатки смазок. нагар и другие эксплуатационные загрязнения без повреждения поверхности детали.

3.5    2 Капиллярным методом могут проверяться детали, изготовленные из непористых, стойких к воздействию органических растворителей материалов, при любой форме поверхности.

3.5    3 Глубина контролируемой зоны в отверстиях, трубопроводах и пазах не превышает диаметра отверстия (трубы) или глубины поза

3.5.4 Ширина проточек, радиусы галтелей должны быть ко менее 3 мм.

3.5    5 Освещенность зоны контроля должна быть не менее 4000 лк при применении люминесцентных источников света и не менее 3000 лк - при использовании ламп накаливания-

3.5.6 Облученность контролируемой поверхности при использовании источников ультрафиолетового излучения для метода ЛЮМ 1-ОВ должна быть не менее 300 относительных едишш по ГОСТ 18442-80.

3.6. Магни гопорошковый метод кон г рол я назначается для контроля поверхностных и подповерхностных дефектов но деталях конструкций, доступных для прямого наблюдения и намагничивания с применением катушки (соленоида), гибкого кабеля, элекгрокарокдашей или электромагнита.

3.6.1.    Материал детали должен быть ферромагнетиком, однородным по магнитным свойствам.

3.6.2.    Допускается наличие неметаллического или металлического немагнитного покрытия толщиной не более 0.03 мм.

Покрытия толщиной более 0,03 мм должны удаляться растворителями.

3 6.3. Не допускаются в зоне контроля ноплапные переходы толшин и уступы с углами менее 90°.

3.7. Рентгенографический метод контроля назначается для обнаружения в контролируемых объектах дефектов: внутренних нарушений сплошности и однородности материала, а также отклонений взаимного положения, формы и размеров недоступных для визуального осмотра деталей и узлов.

Чувствительность в значительной мере снижается при затенении (в направлении просвечивания) контролируемой дотали другими деталями из материалов с большей плотностью материала и при удалении места размещения кассеты с рентгеновской пленкой от проверяемой детали

Метод контроля имеет низкую чувствительность при выявлении: дефектов, если их изображения на рентгеновских снимках совпадают с изображением острых углов, резких перепадов толщин сопряженных деталей;

трещим, плоскость которых не совпадает с направлением просвечивания; включений с коэффициентом ослабления излучения, близким коэффициенту ослабления излучения материала потали, в которой они находятся.

Страница 8

Ии» № дубликата    Nt    изм

Ина Nt подлинника    5С15    Nt    иэв

ОСТ 1 02611-87 Стр. 8

3.7.1 Контролируемыми объектами могут быть детали и многослойные узлы и агрсготы из любых материалов н их сочетаний, простой или сложной формы, с любой шероховатостью поверхности.

3 7.2 Проверяемая конструкция должна обеспечивать возможность двухстороннего доступа к зоне контроля для расположения излучателя рентгеновского аппарата и кассеты с рентгеновской пленкой с противоположных сторон объекта контроля .

3.8. Шероховатость поверхности (fz) в зоне контроля при капиллярном методе должна быть ие более 20 мкм, для других методов в зоне контроля и установки преобразователя - не более 40 мкм.

Страница 9

Ин» #• дублмата    N-    mim

Ииа N« подлинника    5015    Ni    «за

ОСТ 1 02611-67

Стр. 9

ПРИЛОЖЕНИЕ

Справочное

ПОЯСНЕНИЯ К ТЕРМИНАМ, ПРИМЕНЯЕМЫМ В СТАНДА1УГП

Термин

Пояснение

1. Внешний осмотр

2. Внутренний осмотр

3. Встроенный контроль

4. Попускаемые поврежаеиин

5. Зона контроля

6.    Контролепригодность

7.    Критическое место элемента конструкции

8. Критический размер повреждения

9. Механические повреждения

10. Начальный обнаруживаемый размер повреждения

11. Несиловые элементы конструкции

12. Остаточная прочность

Осмотр конструкции снаружи без демонтажа или с частичным снятием люков

Осмотр конструкции изнутри с частичным демонтажом, снятием твоков, панелей

Непрерывный контроль технического состояния конструкции с помощью бортовых средств

Повреждения, не уменьшающие остаточную прочность ниже нормируемого уровня Конструкции или часть конструкции,в пределах которой обеспечены необходимые условия для проведения контроля По ГОСТ 19919-74 Ограниченная зона, в которой наиболее вероятно образование и развитие усталостной треишны в результате накопления повреждений под действием переменных напряжений

Размер повреждении, при котором конструкция полностью разрушается под действием статической нагрузки, нормируемой для безопасно повреждаемых конструкций Повреждении конструкции в виде рисок, вмятин и т.д., но сняэанныс с выполнением фунхиий данного агрегата н возникающие в проиоссс производства и эксплуатации

Размер повреждения, надежно обнаруживаемый при заданных условиях и средствах контроля

Элементы, разрушения или повреждения в которых непосредственно не угрожают безопасности полета

Прочность конструкции при наличии повреждений

\В'В\е«с*о/>я*х*Щ'л» SMoi

Страница 10

IO

со

•о

fg-i ]f*c цр^> t мкниет 5 go or    r.i s

Страница 11

tirmgAV ад »

OCT 1 02611-87 Стр. li

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ

Номер

изме

нения

Номер листа (страницы)

Номер

аоку-

мекта

Подпись

Лата

внесе

ния

иэм.

Лата

введения

иэм.

изме

ненного

ЗЛМО-

МеНИОГО

нового

аннули

рован

ного

Ysn \pt'rtwf Я 'Mttnup/u 5 go от    о.    i