Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

25 страниц

300.00 ₽

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на оборудование, имеющее в своем составе электрические цепи, устанавливаемое во взрывоопасных средах, которые существуют или возникают в результате утечек легковоспламеняющихся жидкостей на борту самолетов и вертолетов гражданской авиации.

Оглавление

1. Классификация взрывобезопасного оборудования по видам взрывозащиты

2. Типы взрывоопасных сред, возникающих на борту самолетов

3. Общие требования к оборудованию по виду взрывозащиты

4. Требования и методы испытаний взрывобезопасного оборудования с видом взрывозащиты "искробезопасная электрическая цепь"

5. Оценка вероятности увеличения токов и напряжений в искробезопасных цепях

6. Требования и методы испытаний взрывобезопасного оборудования со специальным видом взрывозащиты

7. Требования и методы испытаний взрывобезопасного оборудования с видом взрывозащиты "взрывонепроницаемая оболочка"

8. Требования к испытаниям оборудования на перегрев

9. Оценка взрывобезопасности оборудования категории Х

Приложение (справочное). Термины и пояснения

Приложение (рекомендуемое). Формы документов для регистрации результатов испытаний на взрывобезопасность

Показать даты введения Admin

Страница 1

Ни. № дублиага__|    I    Hfe    |3ц.

ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ

ОБОРУДОВАНИЕ БОРТОВОЕ САМОЛЕТОВ И ВЕРТОЛЕТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ Общие требования и методы испытаний на взрывобезопасность ОКСТУ 7509

ОСТ 1 02603-86

На 25 страницах Введен впервые

Распоряжением Министерства от 5 декабря 1986 г.    М    299-07

срок введения установлен с 1 июля 1987 г.

Настоящий стандарт распространяется на оборудование, имеющее в своем составе электрические цепи, устанавливаемое во взрывоопасных средах, которые существуют или возникают в результате утечек логковоспламенязощихся жидкостей на борту самолетов и вертолетов гражданской авиации (в дальнейшем изложении - самолетов).

Издание официальное

ГР 8390338 от 25.12.86

Перепечатка юспрешена

Страница 2

ж

е>

£

m

9%

я

м

8

<0

ю

S

S

•*

к

5

X

J

я

5

1

1 *

£

;

2

\L

*

Стандарт устанавливает общие требования к бортовому оборудованию в зависимости от видов взрывозашиты, типы взрывоопасных сред и методы испытаний на вэрывобезопа сность.

Термины и пояснения приведены в приложение 1.

1. КЛАССИФИКАЦИЯ ВЗРЫВОБЕЗОПАСНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ПО ВИДАМ

ВЗРЬВОЗАШИТЫ

1.1.    Взрывобеэопасность оборудования обеспечивается следующими видами взрывозащиты:

-    исхробезопасная электрическая цепь (категория И);

-    герметичная оболочка (категории А и В), относящаяся к специальному виду взрывозащиты;

-    взрьшонопронкиаомая оболочка, предотвращающая передачу взрыва в окружающую среду при восилимонении смеси внутри нее (категории С я Д).

К взрывобезопасному оборудованию относится также оборудование, возможность приме иония которого в зонах со взрывоопасными средами определяется вероятностным росчотом при условии, что вероятность возникновения взрывоопасной ситуации сведена к событию практически невероятному (категория X).

1.2.    Исхробеэопасныо электрические цепи подразделяются на две категории:

-    категория И ^ - искробезопасиые цепи, в которых имеется кормально-искря-ший контакт (контакты);

-    категория - искробезопасиые цепи, в которых отсутствует нормалыю-искряшнй контахт (контакты).

1.3.    Оборудование в герметичной оболочке, относящейся к специальному виду взрывозащиты, подразделяется на четыре категории:

-    категория А^ - оборудование в металлической оболочке или оболочке из других материален», способных сохранять геометрические размеры и форму во всех условиях эксплуатации и хранения. Оболочка должна быть загерметизирована только сваркой или пайкой;

-    категория А^ - оборудование в оболочке из любого материала, загормети-зированной сваркой или пайкой, а также с помощью резьбовых соединений и уплотнений;

-    категория - оборудование в металлической оболочке или оболочке из других материалов, способных сохранять геометрические размеры и форму во всех условиях эксплуатации и хранения, с подсоодивекпыми каналами и трубопроводами. Герметизация производится только сваркой или пайкой;

-    категория - оборудование в оболочке из любого материала с подсоединенными каналами и трубопроводами, загерметизированными любым способом.

Страница 3

i

л

ш

•»

X

ж

со

ю

8

Й

S

1

4

;

ж

п

ж

1

ж

»

X

ж

1.4. Нпгормотичиоо оборудовании, относящеюся к виду взрывозашиты 'иоры-воиепроницаемия оболочка', подразделяется на 2 категории:

-    категория С - оборудование в металлической оболочко, имеющей внутри электрические дени с нормально-искряшими контактами;

-    категория Д - оборудование в металлической оболочко, внутри которой отсутствуют нормально-искряшие контакты.

2. ТИПЫ ВЗРЫВООПАСНЫХ СРЕД, ВОЗНИКАЮЩИХ НА БОРТУ САМОЛЕТОВ

2.1.    Тип взрывоопасной среды определяется уровнем суммарной вероятности образования взрывоопасной смеси паров топлива с воздухом D данном отсеке.

2.2.    По взрывоопасности установлено 5 типов окружающих сред:

тип I - взрывоопасная среда, в которой постоянно или периодически находится смесь паров топлива с воздухом (например, в топливных баках);

тип II - взрывоопасная среда, возникающая только в результате уточок топ-

с

лива с вероятностью /Э > 10” (например, в зоне размещения агрегатов, оборудования и трубопроводов топливных систем с большим количеством соединений);

тип Ш - взрывоопасная среда, возникающая только в результате утечек топлива с вероятностью в диапазоне 10    ?    PQ    >    10”* (например, d местах размеще

ния оборудования и трубопроводов топливной системы с небольшим количеством соединений);

тип 1У - среда, возникающая только в результате утечек топлива с вероят-

_7

и остью PQ 4 10    ,    которая    является    достаточно    малой    и    ею    можно пренебречь

(например, в местах размещения оборудования и трубопроводов топливной системы с несколысимн соединениями повышенной надежности), или среда отсеков, попадание паров топлива D которые исключено;

тип У - среда, возникающая внутри пожароопасных зон, оборудованных системами пожарной сигнализации и пожаротушения.

2.3.    Взрывоопасные смеси различают по категориям и группам по ГОСТ 12.1.011-78.

Категории и группа взрывоопасной смеси учитываются при выборе и испытаниях оборудования, устанавливаемого во взрывоопасной сродо.

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБОРУДОВАНИЮ ПО ВИДУ ВЗРЫВОЗАЩИТЫ

3.1.    Примененко той или иной категории взрывозащиты обусловлено типом взрывоопасной среды в данной зоне самолета.

3.2.    Во взрывоопасной среде типа 1 должно устанавливаться только оборудование категорий А^, В^, Д. Любые возможные поврожлония оборудования не должны вызывать:

-    нарушения целостности оболочки;

Страница 4

Ии*. № дубликата    Mi    изм.

Ииа. Nt лоддяиияка    5556    Nt    hi

-    увеличения температуры любой поверхности оболочки до уровня, способного вызвать воспламенение;

-    возиих ново имя искры, способной воспламенить взрывоопасную смесь.

3.3.    Во взрывоопасных «средах типоо II и III может устанавливаться оборудование любой категории. Все возможные повреждения оборудования но должны вызывать:

-    нарушения целостности оболочки;

-    увеличения температуры любой поверхности оболочки до уровня, способного вызвать воспламенение;

-    возникновения искры, способной воспламенить взрывоопасную смесь.

3.4.    В среде типа 1У устанавливается оборудование, к которому не предъявляются требования по взрывобезопасное гк.

3.5.    В среде типа У без ограничений может устанавливаться оборудование, в котором отсутствует нормолыю-искряшнй контакт (коитахты). Оборудование с нормалько-искряшими контактами должно быть искробезопасным или заключено в оболочку любой категории.

3.6.    Оборудование категории X может применяться во всех средах, за исключением взрывоопасной среды типа I.

4. ТРЕБОВАНИЯ И МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ ВЗРЫВОБЕЗОПАСНОГО ОБОРУДОВАНИЯ С ВИДОМ ВЗРЫВОЗАШИТЫ 'ИСКРОБЕЭОПАСНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЦЕПЬ'

4.1.    По требованиям и методам испытаний в нормальном режиме взрывобезопасное оборудование с видом взрывозащиты 'искробеэопасная электрическая цепь' должно соответствовать ГОСТ 22782.5-78.

4.2.    Количество повреждений, которое необходимо учитывать при определении параметров исследуемой или проектируемой искробоэопасной электрической цепи категорий И^ и И^, приведено в табл. 1.

Таблица 1

Категория нскробеэ-опасной электрической цепи

Количество повреждений, для взрывоопасных сред типа

I

II

III

У

И!

-

2

1

2

И2

2

1

0

0

Примечание. Для взрывоопасной среды типа I оборудование с нормально-искрящими контактами не применяется.'Для среды типа У оборудование, в котором отсутствуют нормально-искряшие контакты, применяется без ограничений.

Страница 5

Ии», to дубликата__Нт    »>м

Ии». Hi подлинника    5556    Hi    nib

4.3. Параметры электрических цепей оборудования в нормальных условиях работы и при наличии указанного количества отказов и повреждений но должны превышать значений, проведенных в табл. 2.

Таблица 2

Состояние

функциональной

системы

оборудования

Электрический параметр искробеэопасных цепей категорий И^, для взрывоопасных сред типа

I

11

Ill

У

И1

И2

И1

И2

И1

И2

И1

И2

Нормальная

работа

N/V

N/T)

N/7)

m

N

N/T)

1 К

§2 е§

:i

Одди отказ

-

N/TJ

N/T)

N

N

-

N/T)

Два отказа

-

N

N

-

-

-

N

Примечание.

N - параметр электрической цепи (ток или напряжение), вызывающий воспламенение среды с вероятностью 10""®;

7) - коэффициент безопасности, 7) - 1,5.

4.4.    Если действующие токи н напряжения меньше безопасных значений на 20 %, то оценку яскробезопасности цепей можно производить без испытаний во взрывной камере.

При повышении воспламсняххоях значений N цепь классифицируется как искро-опасная. В остальных случаях проводятся испытания по определению вероятности воспламенения среды от действующих параметров цепи.

4.5.    По результатам испытаний оборудования с видом взрывозащиты 'искро-безопасная электрическая цепь' оформляется протокол в соответствии с приложением 2, форма 1.

5. ОЦЕНКА ВЕРОЯТНОСТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ТОКОВ И НАПРЯЖЕНИЙ В ИСКРОБЕЭОПАСН ЫХ ЦЕПЯХ

5.1.    Испытания электрических цепей на искробоэопасность проводятся только при нормальной работе функциональной системы, а возможность увеличения токов и напряжений в испытываемых цепях оценивается с помощью вероятностных расчетов с рассмотрением но более чем двух независимых повреждений (отказов) в функциональной системе.

5.2.    Значение вероятности отказа элемента должно быть рассчитано на 1 ч работы оборудования.

Страница 6

Полученные злаченая вероятности должны быть умножены:

-    на время функционирования , если отказ элемента оборудования вызывает появление очевидного отказа функциональной системы;

-    на значение технического ресурса оборудования, осли отказ элемента является неочевидным отказом функциональной системы.

5.3.    При наличии в функциональной системе нескольких однотипных каналов, выполняющих однородные функции, значение вычисленной вероятности должно быть умножено на число зтях каналов.

5.4.    Вероятность увеличения тока и напряжения в испытуемой пели при возможных повреждениях оценивается расчетом, причем расчетная вероятность не должна превьшшть 10 7

5.5.    При превышении значений вероятности увеличения токов и напряжений необходимо выполнить конструктивные мероприятия, уменьшающие возможность появления отказов (заливку опасных участков цепи и элементов схемы термореактивными заполнителями, установку в цепи необходимых защитных элементов и т.д.).

5.6.    После выполнения мероприятий по снижению вероятностей увеличения токов и напряжений необходимо повторять вероятностный расчет.

Если не удается понизить вероятность увеличения токов и напряжений в искро-безопасных цепях до значений, указанных в п. 5.4, то испытания проводятся с учотом повышенных значений токов и напряжений.

5.7.    Анализ отказов функциональной системы ц расчет вероятности увеличения токов и напряжений осуществляется по монтажным электрическим схемам с учетом всех элементов цепей, в том числе штепсельных разъемов и электропроводки.

5.8.    Залитые компаундом место монтажных соединений считаются неповреж-даемыми.

в. ТРЕБОВАНИЯ И МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ ВЗРЫВОБЕЗОПАСНОГО ОБОРУДОВАНИЯ СО СПЕЦИАЛЬНЫМ ВИДОМ ВЗРЫВОЗАЩИТЫ

6.1,    По требованиям и методам испытаний взрывобезопасное оборудование должно соответствовать ГОСТ 22782.3-77.

6.2,    Должны выполняться обито требования к оболочкам по ГОСТ 22782.0-81.

6.3,    Нормы количественной оценки герметичности (утечек и натеканий) оборудования - по ОСТ 1 00128-74.

Страница 7

»»" *H     gggg_*ииння|ПГои    >ц    аии

4t    civxHirgAv    Щ    'виц

6.4.    Технологические и электрические инода и выводы должны быть загерметизированы. Например, присоединение проводов и кабелей может быть осуществлено с помошью электрического соединителя или болтового соединения, а также прямого ввода в оболочку. Для категорий оборудования в герметичной оболочке рекомендуется использовать герметичные штопсольныо разъемы. Уплотнение болтовых соединений или проводников в вводном устройстве должно осуществляться при помощи эластичных прокладок или заливочных материалов, обеспечивающих герметичность оболочки при температурных изменениях и воздействии влаги.

6.5.    Оболочка оборудования категории А^ должна быть загерметизирована

только сваркой или пайкой мягким или твордым припоем. Оболочка должна быть

прочной, чтобы без нарушения ^рметичности выдерживать внутреннее давление,

в семь раз превышающее абсолютное рабочее давление в корпусе, однако это

2

давление должно быть не менее 785 кПа (8 кгс/см ).

6.6.    Оболочка оборудования категории и ее элементы могут быть загерметизированы с помощью резьбовых соединений и уплотнений. Оболочка должна

быть прочной, чтобы без нарушения герметичности выдерживать внутреннее кэбы-

2

точпое давление в 93,3 кПа (0,9 кгс/см ).

6.7.    Оболочка оборудования категории В^, а также каналы и трубопроводы, подсоединенные к ней, должны быть загерметизированы только сваркой или пайкой твердым или мягким припоем.

Оболочка оборудования вместе с системой каналов и трубопроводов должна быть настолько прочной, чтобы могла выдерживать без повреждений и нарушений герметичности максимальное давление, образующееся при внутреннем взрыве.

6.8.    Оболочка оборудования категории вместе с подсоединенной системой каналов может быть загерметизировала с помошью фланцевых и резьбовых соединений с прямойо1шем уплотняющих прокладок.

Оболочка оборудования вместо с системой каналов, подсоединенных х ной,

должна быть достаточно прочной, чтобы выдерживать без нарушения герметичности

и без повреждений давление внутри нее, в 1,25 раза превышающее максимальный

поропал давления, который может возникать при эксплуатации, однако это давле-

2

пне должно быть не момсо 10О кПа (1 кгс/см ).

6.9.    Прочность оболочек оборудования категорий А^, А^. В^, В2 должна быть подтверждена расчетом или специальными гидравлическими испытаниями на давление, соответствующее каждой из указанных категорий.

6.10.    Методы испытания герметичной оболочка оборудования

6.10.1. При испытаниях на прочность оболочки оборудования категорий А

А2 И пР°водятса:

- проверка технической документации и контрольный осмотр оболочки;

Страница 8

Им. N? дубликата    Ni    изм.

Иив. Na подлинника    5556    Ni    иза

-    гидравлические испытания оболочки на прочность;

-    пневматические испытания с предварительным расчетом оболочки на прочность.

6.10.2.    Гидравлические испытания оболочки проводятся на испытательном стенде, оборудованном насосом, обеспечивающим создание нормированного давления, и прибором, измеряющим это давление с заданной точностью.

Испытуемая оболочка не должна содержать внутри себя частей (например, обмотку), которые могут быть повреждены при гидравлических испытаниях (для испытаний может быть подготовлен специальный образец без внутренней компоновхи). При заполнении водой свободного объема из оболочки должен быть удален воздух через отверстие, имеющееся в оболочке или через специальное устройство. После полного заполнения водой свободного объема отверстие для выхода воздуха должно быть закрыто.

Перед испытанием наружную поверхность оболочки следует вытереть насухо.

Давление воды в оболочке должно плавно доводиться до нормированного значения и поддерживаться в точение времени, необходимого для осмотра корпуса, но но менее 1 мин. Если при этом наблюдается деформация стенок, то испытательное давление должно поддерживаться дополнительно еще 2 мин.

Оболочха считается выдержавшей гидравлические испытания, если:

-    не происходит выброс воцы струйкой;

-    натекание, вызванное отпотеванием корпуса, не превышает трех капель d 1 мин;

-    деформация стенок во время испытаний не приводит к остаточным деформациям.

Оболочка, не выдержавшая гидравлических испытаний, бракуется.

По результатам испытаний составляется акт (см. приложение 2, форма 2).

6.10.3.    Пневматические испытания оболочки разрешается проводить только

в тех случаях, когда гидравлические испытания по каким-либо причинам неприемлемы. При этом предварительно следует сделать расчет оболочки на прочность.

Пневматические испытания проводятся на испытательном стенде, оборудованном насосом для создания нормированного давления, и прибором, обеспечивающим заданную точность измерения. Давление воздуха должно плавпо доводиться до нормированного значения и поддерживаться в течение времени, необходимого для осмотра корпуса (оболочки), но не менее 1 мин.

Если при этом наблюдается деформация стенок оболочки, то испытательное давление должно поддерживаться дополнительно еще 2 мин.

Оболочка считается выдержавшей испытанна, если:

-    не происходит утечка воздуха, что определяется обмыливакием оболочки;

-    деформация стенок но приводит к остаточным деформациям.

По результатам испытаний составляется акт (см. приложение 2, форма 2).

Страница 9

Ии>. № дубликата_ Ni    изы

Ии». Nt подлинника    5556    Ni    из»

6.10.4,    При испытаниях на прочность оболочек оборудования категории проводятся:

-    проверка техническое документации и контрольный осмотр оболочки;

-    испытания оболочхи на прочность, выполняемые во взрывной камере.

В соответствии с требованиями по техники безопасности после проведения взрыва оболочха выдерживается во взрывной камере в течение 10 мин.

Оболочка считается выдержавшей испытание, если:

-    деформация стенок но приводит к остаточным деформациям;

-    не происходит падение давления в оболочке за указанный период времени. Оболочка, но выдержавшая испытаний, бракуется.

По результатам испытаний составляется акт.

6.10.5.    При испытаниях на герметичность оболочки оборудования категорий А^, В^, А£ и проводятся:

-    проверка технической документации и контрольный осмотр оболочки;

-    испытания на гормотичность методом погружения d жидкость или методом определения течи с использованием специальных газов-индикаторов.

При испытании на герметичность оболочки оборудования методом погружения в жидкость изделно погружается d ванну с жидкостью на глубину не менее 10 мм. Температуру жидкости следует поддерживать в диапазоне от 15 до 30 °С.

Изделие должно быть погружено в ванну таким образом, чтобы испытуемые уплотнители находились сверху. При наличии уплотнителей на нескольких сторонах изделия последнее следует поворачивать в процессе испытания так, чтобы каждый уплотнитель поочередно находился в верхнем положении.

Изделии, в оболочках которых не может быть создано повышенное давление ci>epx атмосферного (например, некоторое оборудование категории А^), испытываются с применением вакуумкровлшгоЯ камеры. Испытуемое изделие помешается в

ванну, устанавливаемую в барокамере. Давление воздуха над поверхностью жид-

2

кости уменьшается до 5 кПя (0,05 кгс/см ) за время не более 5 мин. Если выделение пузырьков воздуха нс наблюдается, то указанное давление в барокамере поддерживается в точение 10 мин.

Изделия, внутри оболочки которых может создаваться избыточное давление,

испытываются таким же методом, но без использования барокамеры. Внутри обо-

о

дочки оборудования создается избыточное давление в 100 кПа (1 кгс/см ) и изделие погружается в ванну с жидкостью. Если выделения пузырьков воздуха не наблюдается, то изделие должно находиться в жидкости в течение 30 мин.

В качестве испытательной жидкости может быть использована дистиллированная вода или другая жидкость, имеющая кинематическую вязкость не более 22 сСт при температуре 38 °С.

Страница 10

Инг № дубликата_ Гй    иэм

Ии». Nt подлинника    5556    Hi    изв

При испытаниях на герметичность в барокамере в качество испытательной жидкости целесообразно использовать масло, которое должно быть дегазировано и иметь следующие характеристики:

нлотиость при 20 °С............ 830 кг/м^

кинематическую вязкость при 30 °С ... 90 сСт кинематическую вязкость при 50 °С ... 25 сСт

Наружная поверхность оболочки оборудования, испытуемого иа герметичность погруженном в жидкость, должна быть очищена от пыли и грязи.

6.10.6. При испытаниях на герметичность методом определения течи с использованием газов-индикаторов оборудование, внутри хоторого может быть создано избыточное давление, наддувается газом-индикатором и помешается в барокамеру, соединенную с масс-спектрометром. В качестве газа-индикаторв используются водород, инертные газы или смесь инертного газа с азотом (например, 95 % азота и 5 % гелия).

Оборудование, внутри ободочки которого не можот быть создано избыточное

давление, помешается в среду газа-индикатора, находящеюся при избыточном дав-

2

ленни 294 кЛа (Зкгс/см ). Образец выдерживается в указанных условиях 12 ч, а затем помещается в барокамору с масс-спектрометром. Перед установкой образца в барокамеру с его поверхности должны быть удалены следы загрязнений и остатки газа-индикатора.

Для всех видов оборудования образец, помещенный в барокамеру, должен быть выдержан в вакууме но мене о 1 ч, при этом но должно быть зафиксировано утечки газа-индикатора в камеру.

По результатам испытаний составляется акт (см. приложение 2, форма 2).

7. ТРЕБОВАНИЯ И МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ ВЗРЫВОБЕЗОПАСНОГО ОБОРУДОВАНИЯ С ВИДОМ ВЗРЫВОЗАШИТЫ ' В ЗРЫ ВОН ЯП РОНИ ПАЕМ ЛЯ ОБОЛОЧКА*

7.1.    Негерметичные оболочки оборудования категорий С и Д, эксплуатируемого во взрывоопасных средах, должны быть вэрывонепрошшлемыми.

Взрывонопронииаемыо соединения частей оболочек могут быть плосхямн, цилиндрическими и комбинированными.

7.2.    Толщина стенок оболочек и фланцев, диаметр крепежных элементов и расстояние между ними должны соответствовать требованиям механической прочности оболочки, обеспечивать заданные значения ширины н длины взрывонепрони-цаемых щелей.

Допустимые значения длины взрывонепрогошаемой шоли и максимальные значения ширины щели (плоской и радиальной) приведены в табл. 3.

Страница 11

Ииа. № дубликата    N<    изм

Ин». Nt подлинника    5556    №    им

1 аолицА ij

мм

Длина

взрывочопроиииаемой

щелк

Максимальная ширина взрывонепронкцаомой шаля для

плоского

соединения

радиального

соединения

3.0 4 L С 6.0

0,15

0,22

6,0 4 1 < 12,5

0,25

0,38

L * 12,5

0,38

0,57

7.3.    Все соодиноиия должны быть плотными. Ширина шали должна быть но бол со максимального значения, ы длина щели - не менее заданных значений (см. табл. 3).

7.4.    Если радиальный зазор увеличивается при нормальной работе, то необходимо принять меры по предотвращению этого увеличения или обеспечить, чтобы максимальное значение зазора в конце ресурса изделия но превышало заданных значений (см. табл. 3).

7.5.    В корпусах электродвигателей погружного типа (находящихся в топливе) допустимы сквозные отверстия длиной и диаметром не более:

- 1,0 мм при 3,0 мм £ L    6,0 мм;

- 1,4 мм при 6,0 мм 4 L <■ 12,5 мм;

-    2,0 мм при L > 12,5 мм.

7.6.    Методы испытаний взрывобезопасного оборудования с видом взрывозащиты 'взрывомепроницаемая оболочка'

7.6.1.    Испытания иогорметичных взрывонепронмцаемых оболочек оборудовании категорий С и Д проводятся специальными испытательными организациями D следующей последовательности:

-    проверка технической документации;

-    контрольный осмотр образца;

-    испытании во взрывной камере.

7.6.2.    Испытательная организация должна проверять соответствие технической документации предъявляемым требованиям с тем, чтобы документация содержала все данные, необходимые для определения всех элементов, обеспечивающих взрывобозопасность оборудования.

Испытательная организация убеждается в выполнении требований для оборудования категорий С и Д и при необходимости можот потребовать внесения в документацию изменений с целью приведения ее в соответствие с этими требованиями.

7.6.3. Испытательная организация должна убедиться в том, что исполнение оборудования соответствует представленной документации и выполнены все предъявляемые требования.

Страница 12

Ии». Н> дубликата_ Nt    мм

Ии». Ni подлинника    5556    К>    изв

При контрольном осмотре образца а собрашюм виде проворяются:

-    надежность кропления наружных деталей;

-    наличие необходимых заглушек для вводных отверстий кабельных коробок;

-    параметры всех взрывонепроницаемых соединений при нормально затянутых винтах, болтах, гайках посредством щупов.

При осмотре каждой часта взрывонепроницаемой оболочки проводятся:

-    проверка размеров взрывооашятпых поверхностей и качества их обработки, неплоскостности поверхностей, состояния средств антикоррозионной зашиты, толщины стенок и других параметров, которые невозможно установить яри наружном осмотре;

-    вычисление длины щелей и ширины радиальных шел о Я между сопрягаемыми частями оболочки по данным измерений;

-    проверка наличия и правильности размещения «ластичных прокладок в соответствии с документацией.

Проверка параметров взрывозашитных соединений производится измерительным инструментом, при этом:

-    диаметры цилиндрических взрывозашитных поверхностей и ширина щели между плоскостями измеряются с погрешностью измерения до + 0,01 мм;

-    длина взрывозашитаых сопряжений определяется с погрешностью измерения до +0,5 мм.

7.6.4.    Все испытания изделия проводятся в специальной камере, заполненной взрывоопасной смесью, боз изменении внутреннего свободного объема оборудования и без удалепшя каких-либо прокладок.

7.6.5.    В качестве источника воспламенения используется искра свечи зажигания высокого напряжения или искра, образуемая при пережигании медной проволоки. рели имеется встроенное коммутирующее устройство, то допускается его использовать в качестве источника зажигания.

Источник воспламенения и датчик устанавливаются по усмотрению испытательной организации в той тонко свободного объема оболочки, в которой ожидается максимальное давление взрыва.

7.6.6.    Для определения действительного давления взрыва проводится ио менее трех опытов. Если имеет место значительная разница в значениях давлений, то число опытов необходимо увеличить для более точного определения фактического давления взрыва.

Для вращающихся машин опыты проводятся при остановленной машине и при по вращении.

7.6.7.    При испытаниях оболочки оборудования категорий С и Д на ьзрывоысп-роницаемость рекомендуется применять более активную взрывоопасную смесь с добавкой кислорода.

Страница 13

. № дубликата    Ni    иэм.

№ подлинника    5556    Hi    ил

7.6.8.    Подготовленный образец помотают во взрывную камору, заполненную воспламеняющейся см осью того состава, что и во внутренней полости оборудования. Рекомендуется производить заполнение камеры взрывоопасной смесыо через испытуемый образец. Сиось внутри оболочки поджигают лрл помощи свочя высокого напряжения или любого другого источника.

7.6.9.    Проводятся испытания оболочек с малым свободньвп объемом, при атом испытуемое изделие соединяется с помошыо трубки с экспериментальной заранее испытанной взрывонепронидаемой оболочкой объемом до 0,5 л. Диаметр и длина соединительной трубки принимаются такими, чтобы обеспечивалась передача взрыва вэ экспериментальной оболочки в испытуемое отдаление.

Датчики давления и источники зажигания при этом устанавливаются в экспериментальной оболочко.

7.6.10.    Нели испытуемая оболочка состоит из нескольких отделений, имеющих одинаковые размеры и конфигурацию, то испытанию подвергается одно из них.

7.6.11.    Для оценки взрывонепронииаемости оболочки проводится не менее 10 опытов.

В случае испытания отлолоиий оболочки вращающихся машин проводится не мсноо 5 опытов при остановленной машине и при ее вращении.

Оболочка счнтавтсч выдержавшей испытание, если но происходит передачи взрыва из нее во взрывную камеру.

7.6.12.    По результатам контрольного осмотра опытного (серийного) образца составляется протокол согласно приложению 2. форма 3. Результаты испытаний образца оборудования на вэрывонепрокицаомость оформляются протоколом в соответствии с приложением 2, форме 4.

8. ТРЕБОВАНИЯ К ИСПЫТАНИЯМ ОБОРУДОВАНИЯ НА ПЕРЕГРЕВ

8.1.    Коль испытания оборудования на перегрев - показать, что температура любой поверхности оборудования не достигает уровня, способного вызвать воспламенение взрывоопасной смеси.

8.2.    Испытания оборудования на перегрев должны проводиться при нормальном режиме работы оборудования и при любом вероятностном повреждении, способном увеличить температуру любого элемента изделия или участка электрической цопи.

8.3.    Во всем остальном методы испытания оборудования на перегрев должны соответствовать требованиям к проверке теплового режима по ГОСТ 22782.0-81.

9. ОПЕНКА ВЗРЫВОБЕЭОПАСНОСТИ ОБОРУДОВАНИЯ КАТЕГОРИИ X

9.1. К оборудованию категории X относится оборудование в ногерметичком корпусе (оболочко) с зазорами выше допустимых значений для категорий оборудования С и Д.

Страница 14

Им. Н; дубликата__Nt    иэм.

Иив. N< пода*мниха    5556 Nt    из*

Для оборудования категории X экспериментальным путем должна определиться вероятность передачи взрыва из его оболочки в окружающую взрывоопасную среду (при использовании реальной взрывоопасной смеси), причем эта вероятность не должна превышать 10“^» г.е. должна быть сведена практически к невероятному событию.

9.2.    Для каждого вида оборудования категории X вероятность возникновения опасной ситуации рассчитывается по формуле:

Р» P0fnmPtPiPJt    (1)

где Рд - вероятность образования взрывоопасной среды D месте расположения оборудования;

1 - отношение времени работы оборудования к общему времени полета самолета;

П - количество образцов данное оборудования, устанавливаемого в среде определенного типа;

/7? - коэффициент, зависящий от используемой испытательной смеси;

Р, - вероятность проникновения взрывоопасной смеси в оболочку оборудования;

Р2 - вероятность образования поджигающего фактора (повышенной температуры или искры) внутри оболочки оборудования;

- вероятность передачи взрыва из оболочки оборудования в окружающую взрывоопасную среду.

9.2.1. При отсутствии расчетных значений вероятности образования ьзрыво-

—3

опасной среды вероятность PQ принимается для сроды типа II - 10    ;    для    среды

типа HI - Ю-5; для среды типа У - 10” .

9.3.    Вероятность проникновения взрывоопасной смеси в оболочку оборудования Р{ определяется путем проведения испытаний во взрывоопасной среда с имитацией изменения давления по профилю полета при непрерывной работе изделия (исходя из продолжи гели юс ги ого работы в реальных условиях).

Примечание. Для негермотичных оболочек оборудования следует принимать

9.3.1. Испытании по определению Pf могут быть проведены в следующем порядке:

-    изделие помещается в камеру, которая заполняется испытательной взрывоопасной смесью;

-    изделие включается в работу, и в соответствии с профилем полота изменяется давление в камере;

-    после выдерживания изделия во взрывоопасной среде в течение времени, ровного временя полота, определяется наличие внутри изделия взрывоопасной смеси.

Страница 15

Ии». № дубликата__Nt    иэм

Ииа. Ni подлинника    5556    N<    изв

Присутствие внутри оболочхи оборудования взрывоопасной смеси определяется путем отбора пробы и анализа ее газового состава или, что более приемлемо, воспламенением (поджиганием) смеси с помощью специального источника (напримор, свечей зажигания).

9.3.2. Если в результате многократных испытаний подтверждается проникновение смеси d оболочку оборудования за время полета, то следует уменьшить время выдержки изделия во взрывоопасной среде до времени, необходимого для заполнения оболочки взрывоопасной смесью. В этом случае Pf можно выразить формулой;

(2)

где Тп - время полета, ч;

Т6 - время выдержки изделия в камере с взрывоопасной средой, после которого отмечено присутствие взрывоопасной смеси в оболочке изделия, ч.

9.3.3.    Если результаты многократных испытаний подтверждают, что времени полета недостаточно для заполнения оболочки оборудования взрывоопасной смесью, то Pf можно принять рапным отношению среднего времени продолжительности снижения воздушного судна с расчетной высоты до посадки ко времени всего полета.

9.3.4.    Оборудование, внутри оболочки которого отсутствует свободный объем, например, при заливке специальными заполнителями, является взрывобезопасным, так как в этом случае взрывоопасная смесь но может проникнуть в его оболочку и поэтому Р{ - О.

9.4.    Вероятность образования поджигающего фактора Р£ оценивается по результатам работы изделия вне взрывоопасной среды, если имеется достаточный опыт эксплуатации данного вида оборудования. В этом случае

Р2

(3)

где Л - наработка на отказ, образующий поджигающий фактор, ч.

9.4.1. Для экспериментального определения вероятности образовании поджигающего фактора изделие со снятыми крышками к заглушками (с целью облегчения доступа взрывоопасной смеси к возможному источнику воспламенения) помешается во взрывную камеру, заполненную взрывоопасной смесью. Изделие включается в непрерывную работу до получения каких-либо факторов воспламенения. В этом случае

p2*yk>    (4)

где Т - время работы (или число включений) до получении поджигающего фактора ч;

Страница 16

f' - коэффициент, зависящий от числа взрывов, которые происходят в камере от возникшего поджигающего фактора.

9.4.2. Зависимость коэффициента К от числа взрывов Л (для доверительного

указана в

табл. 4

*

Табл

ица 4

К

и

К

и

К

a

3.0

0

4.7

1

6.3

2

7,8

3

8.7

4

10,5

5

9.5. Для экспериментального определения вероятности передачи взрыва из оболочки оборудования в окружающую взрывоопасную среду Ру изделие в рабочем состоянии (надежно затянуты все крепежные элементы, установлены заглушки и т.д.) помещается во взрывную камеру. После заполнения оболочки изделия и все-it) объема взрывной камеры вспомогательной взрывоопасной смесью с помошыо источника воспламенения, введенного в изделие (например, свечи зажигания), производят взрывы внутри оболочки изделия и фиксируют отсутствие или наличие передачи взрыва в объем камеры.

9.5.1. Для получения достоверного значения при применении эталонной взрывоопасной смеси необходимо проводить большое количество опытов. Использование более активных взрывоопасных смесей позволяет существенно сократить число опытов. В этом случае учитывается болео низкое значение коэффициента испытательной смеси т, которое определяется экспериментально.

9.5.2. Вероятность

определяется по формуле:

(5)

где 5 - число взрывов в оболочке испытуемого оборудования до получения одного взрыва в камере.

9.6. Если значение вероятности Р, определенной по формуле (1), не превышает 10 то оборудование соответствует требованиям взрывобсзопасвостк.

Примечание. Опойка взрывобеэопасности оборудования категории X возможна, если произведение т4 0,3 и тР^ 4 0,3. При тР2 > 0.3 или ГР Ру >    0,3    образец не подходит под оборудование категории X аа исключением

случаев, когда одна из вероятностей /3, Р^ , р^ равна нулю.

9.7. Оценка взрывобезопасно сто оборудования категории X оформляется заключением в соответствии с приложением 2, форма 5.

Страница 17

ТЕРМИНЫ И ПОЯСНЕНИЯ

Термин 1. Взрывоопасная смось

2. Взрывоопасная среда

3.    Взрывозащита

4.    Взрывобезопасное электрооборудование

5.    Взрывонепронипаемая оболочка

6.    Искробоэопасная элохтри-ческая цепь

7.    Отсек

8. Специальный вид взрывозащиты

Пояснение

Смось горючих газов или паров легковоспламеняющихся жидкостей с воздухом в определенном соотношении, способная взрываться при наличии источника воспламенения

Пространство отсека, характеризующееся постоянным или периодическим присутствием взрывоопасной смеси, а также появлением оо с определенной степенью вероятности в результате утечек топливо

Мероприятия, предотвращающие возможность возникновения взрыва

Электрооборудование, в котором взрывозащита обеспечивается как при нормальном режиме работы, так и при признанных вероятных повреждениях, определяемых условиями эксплуатации, кроме повреждений средств взрывозащиты

Оболочка, выдерживающая давление взрыва внутри нее и предотвращающая распространение взрыва на оболочки в окружающую взрывоопасную среду

Электрическая цепь, выполненная так, что алехтрвчоский разряд или оо нагрев но может воспламенять взрывоопасную среду при предписанных условиях испытаний

Пространство внутри самолета или вертолета, выделенное конструктивными элементами фюзеляжи, крыла или специальными герметичными перегородками

Заключенно электрооборудования в герметичную оболочку со степенью защиты 1Р67, герметизация электрооборудования материалами, обладающими иэоля иконными свойствами

Страница 18

Рекомендуемое

ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПЫТАНИЙ НА ВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТЬ

Форм а 1

ПРОТОКОЛ №

испытаний на искробеэопасность цепей (макетного, опытного, серийного) образце ___

типа

наименование цадшшя заводской №_шифр    чертежа

Продприятяо-разработник _

Испытательная организация Дата испытаний __

Испытания проводились в соответствии с

со

«о

со

со

е

2

Я

ч

наименование нормативного документа Условия испытаний

Исхробезопаспыс пони

типа

наямонованяе изделия испытывались во взрывной хдмере _____

заполненной легховоспламсняюгаейся смесью

состав испытательной смеси

>

С, давление в каморе _

Температура _

Результаты испытаний сводятся в таблицу

кПа (хгс/см )

_) показали, что указанные цели

Испытания цепей прибора (чорт. N» _

являются искробезопасными для взрывоопасны к смесей категорий

Подписи (указываются должности и фамилии лип, проводивших испытания).

Страница 19

Форме 2

СОГЛАСОВАНО Руководитель предприятия

УТВЕРЖДАЮ Руководитель предприятия

19 г.

19

г.

АКТ № _

по результатам опенки взрывобезопасное ги

наименование изделия

Образец _типа     заводской    №    _

Категория корпуса оборудования ______

Оценка проводилась в соответствии с _

основание и наименование нормативного документа Взрывобсоопасность доказывалась на основе:

-    расчета на прочность корпуса (если это необходимо);

-    результатов гидравлических (пневматических) испытаний на прочность корпуса;

-    результатов испытаний на герметичность;

-    результатов испытаний на внутренний взрыв (для оборудования категории Bj, с приложением протокола испытательной организации).

1.    Расчет корпуса на прочность

зависимости наименование нормативного документа расчет

Примечание. При необходимости к расчету прилагаются чертежи узлов или эскизы. Результаты расчета напряжения элементов корпуса, запасов прочности сводятся в таблицу.

2.    Гидравлические (пневматические) испытания на прочность корпуса.

Корпус (черт. N» _)    испытан    гидравлическим    (пневматическим)    давле-

2

ии®м __ к] 1а (кгс/см ) в течение _мин.

краткое описание испытаний

Вывод

результаты

Страница 20

3. Испытания на герметичность корпуса Корпус испытав__

методы и результаты испытаний

Вывод

Корпус изделия

Заключение (не) соответствует * требованиям

тип

наименование нормативного документа

____категория    корпуса    ___

Подписи (указываются должности и фамилии лип, проводивших испытания, н лиц, согласовавших акт).

При несоответствии изделия требованиям вэрывобеэопасности в акте указывается перечень дефектов и необходимых доработок.