Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

6 страниц

136.00 ₽

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на стационарную кислородную систему с химическими источниками кислорода (в дальнейшем изложении - кислородная система) для обеспечения кислородом пассажиров и бортпроводников гражданских самолетов в случае аварийной разгерметизации кабины на высотах до 12000 м.

Показать даты введения Admin

Страница 1

Иш. № дубликата_ изм

Иие. N; подлинника    5762    Н*

УДК [620.7 35.33+629.735.4 с]. С 18.05    Группа Д19

ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ

МШМИИИИИММИ«аЮ1а»>г^1ЦШИЯИИИИИИИМИВИИИИИМ11 w wra tti i ii in

OCT 1 01160-88

ОБОРУДОВАНИЕ БОРТОВОЕ САМОЛЕТОВ И ВЕРТОЛЕТОВ

На 24 страницах

Методы испытаний на молниестойкость

ОКСТУ 7540

Дата введения 01.07.89

Несоблюдение стандарта преследуется по закону

Настоящий стандарт распространяется на бортовое оборудование (БО), имеющее в своем составе электрические (электронные) блоки и устройства с проводными линиями связи, выход из строя или ложное срабатывание которых в отдельности или при множественном отказе в полете может привести к аварийной или катастрофической ситуации при ударе молнии в самолет (вертолет).

Издание оФицма/оиое    Перепечатка    воспрещена

Страница 2

Инв. № дубликата__К    ,зм.

Инв N* подлинника    5762    N?    изэ.

ОСТ 101160    с.    2

Стандарт устанавливает методы, условия и нормы испытаний, проводимых и в лабораторных условиях, и на самолете (вертолете), по оценке молннестойкости БО к импульсным наводкам, индуцируемым в бортовых электрических цепях.

Стандарт но распространяется на БО, имеюшее электрическую проводную связь с наружными устройствами (антеннами, аэронавигационными огнями, маяками, фарами, элементами эпс-хтричесхой противообледенительной системы и пр.).

Пояснения к терминам, применяемым в стандарте, приведены в приложении 1.

1. ОБШИБ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Лабораторные испытания проводятся в соответствии с требованиями конструкторской документации, устанавливающей функциональные параметры и допустимые уровни воздействующих импульсов напряжения для отдельных изделий БО.

Натурныо испытания проводятся в соответствии с инструкциями на проведение наземных испытаний на самолете (вертолете).

1.2. Лабораторные испытания изделий DO проводятся на этапе предварительных и государственных испытаний.

Натурные испытания проводятся на этапе предварительных или государственных испытаний.

1.3.    Оборудование, испытательные установки и аппаратура, используемые для проведения лабораторных и натурных испытаний, должны отвечать требованиям настоящего стандарта, должны быть аттестованы в соответствии с ГОСТ 24555-81 и иметь эксплуатационную документацию.

1.4.    Разработчиком самолета (вертолета) в техническом задании (ТЗ)

на БО задаются требования к его моли нестойкости по одной из пяти указанных в п. 5.1.4 категорий жесткости.

Страница 3

ОСТ . . . 60-88

с. з

1.5.    Разработчиком БО проводятся лабораторные испытания на молннестой-

кость но >I- i-эанной категории жесткости, выдается cootbv. . ..юшее заключение с данными о параметрах наводок в контрольных (наиболее характерных) точках, указанных и программе испытаний.

1.6.    Разработчиком самолета (вертолета) проводятся натурные испытания, при которых уточняются электромагнитные условия на борту путем измерения ыаьодон в контрольных точках, указанных в програм'.'е чсг>’тл“ий.

При несоответствии электромагнитных условий на борту заданной в ТЗ категории жесткости (измеренные на борту наводки превышают измеренные при лабораторных испытаниях или заданные в ТУ) разработчик самолета (вертолета) обес-печиьае! конические мероприятия по снижению наводок в БО путем дополнительной экранировки жгутов, сокрашения'их длины, изменения трассировки и пр.).

1.7.    В случае обеспечения нормированных воздействий в соответствии с требованиями пп. 5.2.2, 5.2.4 и 5.2.5 моли нестойкость БО определяется при натурных испытаниях.

1.8. Приведенные в настоящем стандарте общие методы, условия и нормы испытаний могут использоваться при оденхе моли нестойкости электрического (электронного) оборудования, выход из строя которого не ведет к аварийкой или катастрофической ситуации, а также оборудования, имеющего гидравлические, пневматические и механические дублирующие системы, не подверженные воздействию молнии.

2. ОТБОР ОБРАЗЦОВ

2.1.    Лабораторные испытания проводятся на полностью собранных изделиях БО с имеющимися защитными устройствами за исключением случаев, когда отсутствие какого-либо элемента заведомо не может повлиять на стойкость изделий БО к импульсным наводкам. При этом допустимость отсутствия этого элемента должна быть обоснована и указана в программе испытаний.

Оформление программы испытаний приведено в приложении 2.

2.2.    Если проверяемое БО состоит из нескольких отдельных блохов, то допускается эти блоки испытывать отдельно, сохраняя необходимые межблочные связи и эквиваленты нагрузок отсутствующих блоков.

2.3.    Натурные испытания проводятся на специально выделенном самолете (вертолете) в аэродромных условиях на открытых стоянках или ангарах при климатических условиях, соответствующих месту и времени проведения испытаний.

Страница 4

<T 1 01160-88

а 4

2.4. Если испытуемый самолет (вертолет) размешается на открытой чiпиалке, испытания следует проводить при отсугс'гг-г»и дождя, тумана, изморози и мокрого снега, а также при отсутствии выпадения росы на оборудовании и уст-I оЛствах высоковольтной установки, измерительной аппаратуры и испытуемом БО.

3. ИСПЫТАТЕЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ. ОБОРУДОВАНИЕ И АППАРАТУРА

3.1.    Лабораторные испытания

3.1.1.    Испытания проводятся на установках, обеспечивающих генерацию ич{-пульоов напряжения с параметрами, соответствующими требованиям пп. 5.1.3.

3.1.2.    Приниципиальные схемы, характеристики и номиналы основных элементов установок, предназначенных для лабораторных испытаний БО на молниестой-кость и отвечающих требованиям п. 3.1.1, приводятся в приложении 3.

3.1.3.    Испытательная плошадка, на которую должны устанавливаться блоки ЕЮ, представляет собой металлическую (алюминиевую, медную или латунную^ пластину. Толшина медной и алюминиевой пластин должна быть не менее 0,25 мм. а латунной - не менее 0,50 мм.

Размеры пластины должны обеспечивать размещение на ней испытуемою оборудования и соединительных кабелей в соответствии с требованиями п. 4.1.4.

При изготовлении сборной испытательной плошадки отделы!ые элементы площадки должны быть соединены металлизированными перемычками с переходным сопротивлением не болео 600 мкОм.

3.1.4.    Все средство измерений должны быть поверены. Порядок проведения поверки средств измерений - в соответствии с ГОСТ 8.513-84.

3.2. Натурные испытания

3.2.1.    Натурные испытания проводятся с помощью установок, обеспечивающих протекание через испытуемый самолет (вертолет) импульсов силы тока с параметрами, соответствующими требованиям пп. 5.2.2 и 5.2.3.

3.2.2.    Для натурных испытаний используются вэрывомагнитные генераторы или генераторы импульсных токов с емкостными или емкостно-индуктивными накопителями энергии.

3.2.3.    Натурные испытания проводятся на плошадке, которая должна иметь контур заземления, отвечающий требованиям действующих правил устройства электроустановок.

Страница 5

ihb Ng дубликата     К.    хзм

не N? подлинника    5762    N«    изв.

ОСТ 1 01160-88 с. 5

3.2.4.    Для замыкания разрядного контура 'высоковольиая установка - испытуемый самолет (вертолет)' должен применяться обратный токопровол, ''оифигура-иия которого определяется модельными испытаниями на растекание силы тока молнии по корпусу самолета (вертолета).

3.2.5.    Контроль за работой и параметрами высоковольтной испытательной установки осуществляется с помощью входящих в ее состав серийной контрольно-

устройств (высоковольтных делителей напряжения, токовых шунтов и пр.).

Относительная погрешность измерений должна быть не более 10 %.

3.2.6.    При регистрации значений воздействующих на самолет (вертолет) импульсов силы тока в качестве датчиков могут быть использованы токовые шунты, воздушные тороидальные трансформаторы тока типа 'пояса Вэговского' с помехозащитным экраном и (или) другие устройства с относительной погрешностью измерения не более 10 %.

3.2.7.    Регистрация параметров наводок в выделенном для проверки ЕЮ производится при съеме сигнала наводки либо непосредственно с элементов бортовых цепей, либо через согласующие устройства.

3.2.8.    Регистрация значений воздействующих на самолет (вертолет) импульсов силы тока и наводок в бортовых цепях может осуществляться на серийных электронных осциллографах, приборах с цифровой индикацией сигналов или иной быстродействующей аппаратуре с шириной полосы пропускания не менее 2,5 МГц.

3.2.9.    Регистрирующая аппаратура может размешаться как на борту испытуемого самолета (вертолета), так и вне его.

3.2.10.    Передача сигналов к регистрирующей аппаратуре производится по коаксиальным высокочастотным каоелям с допо/иительным помехозащитным экраном с изоляционной оболочкой и (или) по волоконно-оптическим линиям связи с относительной погрешностью передачи сигналов, не превышающей 10 %.

3.2.11.    При передаче сигналов с борта испытуемого самолета (вертолета) ив регистрирующую аппаратуру, находящуюся вне борта, по кабельным линиям связи их вывод из самолета fвертолета) должен производиться только в одном месте с обшей металлизацией дополнительных помехозащитных экранов кабелей и корпуса самолета (вертолета).

3.2.12.    Для одновременной передачи сигналов с нескольких разнесенных по самолету (вертолету) то«ок измерений с выводом линий связи из самолета (вертолета) в нескольких Mi должны использоваться волоконно-оптические линии связи.

Страница 6

ОСТ 1 01160-88

3.2.13. Проверка работоыююх.^сти и регистрации функциональных перемотал., проверяемого БО до, в процессе и после испытаний проводится по ГОСТ 21653-70 и (или) НТД на испытуемое оборудование.

4. ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЯМ

4.1.    Лабораторные испытания

4.1.1.    Испытуемое оборучоплнче перед испытаниями должно быть проверено на функционирование в соответствии с НТД. Значения функциональных характеристик должны быть отражены в акте (протоколе) готовности к испытаниям, приведенном в приложении 4.

4.1.2.    Испытательные установки перед началом испытаний должны быть прокалиброваны.

Калибровка установки для генерации воздействия импульсом типа 'длинная волна' (черт. 1) производится в режиме холостого хода с помощью электронного осциллографа или иного быстродействующего регистратора с шириной полосы пропускания не менее 2,5 МГц.

Осциллограф (регистратор) подключается к точке а схемы, представленной на черт. 4. При этом выход генератора отключается от испытуемого оборудования.

Изменяя напряжение источника питания, контролируемое по вольтметру, должен быть получен импульс, соответствующий пп. 5.1.3 и 5.1.4.

Значение напряжения и форма импульса фиксируются в протоколе калибровки.

Калибровка установки для генерации воздействий импульсами типа 'короткая волна' (черт. 2) и 'колебательная (затухающая) волна' (черт. 3) также производится в режиме холостого хода. Для этого в импульсный трансформатор (черт. 5> испытательной установки вместо соединительного кабеля испытуемого БО устанавливается одновитковая вторичная обмотка, подсоединенная к регистратору с шириной полосы пропускания не менее 50,0 МГц.

Изменением напряжения источника питания, контролируемого по вольтметру, должен быть получен импульс, соответствующий пп. 5.1.3. и 5.1.4.

*t. .l.O.    ;w.ui.bu<mIiuC<C£    iiO uC.. . - '-’ С* ГТ”С    Г

вотствни со штатным размещением на борту самолета (вертолета) и крепится к монтажным основаниям, включая амортизаторы, если они предусмотрены в конструкции. Если монтажные устройства снабжены металлизированными перемычками, то они должны быть соединены с испытательной площадкой (металлической плас-> иной).

Металлизация испытуемых блохов и соединительных жгутов должна производиться в соответствии с требованиями НТД. Если на оборудовании имеются наружные клеммы 'Заземление', подлежащие соединению с обшей клеммой 'Элект-