Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

27 страниц

300.00 ₽

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на средства измерений, прошедшие государственные испытания по ГОСТ 8.001-80, ГОСТ 8.383-80 и нестандартизованные средства измерений, на которые распространяются требования ГОСТ 8.326-78, и устанавливает правила выбора средств измерений массы, силы и ускорения для контроля параметров технологических процессов производства и проведения измерений при изготовлении изделий основного производства в случае, когда средства измерений не указаны в нормативно-технической или конструкторской документации.

Оглавление

1. Выбор средств измерений массы

2. Выбор средств измерений силы

3. Выбор средств измерений ускорений

Приложение 1 (рекомендуемое). Выбор верхних пределов измерения и цены деления шкалы средств измерений массы в зависимости от значения измеряемой величины и допуска

Приложение 2 (рекомендуемое). Выбор верхних пределов измерения и погрешности динамометра в диапазоне от 9,81 до 490000 Н (от 1 до 50000 кгс) в зависимости от значения измеряемой силы и допуска

Приложение 3 (рекомендуемое). Структурные схемы и принцип действия силоизмерительных систем

Приложение 4 (справочное). Рабочие средства измерений, применяемые в силоизмерительных системах

Приложение 5 (справочное). Структурная схема погрешностей измерений силоизмерительной системы

Приложение 6 (справочное). Методика расчета погрешности силоизмерительной системы

Показать даты введения Admin

Страница 1

УДК 021.316.345:331.015.11    Групп»    Д10

ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ

СИСТЕМА ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ В КАБИНАХ ЭКИПАЖА Общие эргономические требования

ОСТ 1 00396-86

На 12 страницах

ОКСТУ 7502

Взамен ОСТ 1 00396-80

Распоряжением Министерства от 3 сентября 1966 г.    №    29S-06

срок введения установлен с 1 июля 1987 г.

Настоящий стандарт устанавливает общие эргономические требования к составу системы органов управления (СОУ), включающей пульты (щитки), панели и органы управления, к виду средств управления и их компоновке в кабинах (на рабочих местах) экипажа самолет а (вертолета).

V-

«<

£

И»даиаа социальное

4

ГР 8387765 от 11.11.86

Перепечатка воспрещена

Страница 2

ОСТ 1 00396-86

Стр. 2

1. ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВУ СОУ И К ВИДУ СРЕДСТВ УПРАВЛЕНИЯ

1.1.    Органы, пульты (ыиткн) и панели управления, устанавливаемые на рабочих местах экипажа самолета (вертолета), относяшиося к различным комплексам, системам и устройствам, должны представлять собой единую систему, удовлетворяющую, наряду с другими требованиями, требованиям эргономики.

1.2.    Число отдельных органов управления и пультов должно быть лги’ммалыю необходимым, обеспечивающим надежное выполнение экипажем самолета (вертолета) всех эксплуатационных задач.

Для сокращения числа органов управления слодует:

-    автоматизировать операции управления;

-    использовать комбинированные органы управления - один орган управления для ручного управления агрегатом и переключения на автоматическое;

-    использовать комплексные органы управления и многофункциональные пульты управления, в том числе многорежимные, обеспечивающие последовательное или одновременное управление несколькими системами (устройствами);

-    применять общио планки на группы выключателей, в том числе и на автоматы защиты сетей, подлежащих одновременному включению (отключению);

-    отказываться от излишнего дублирования органов управления, например, устанавливать на центральном пульте кабины общие органы управления для первого и второго летчика;

-    использовать речевое управление;

-    использовать сенсорное управление с экрана или лицевой части экранного индикатора.

Целесообразно также использовать:

-    один орган управления при нормальной работо системы (агрегата) и при ее отказе, например, объединять рычаги основного и резервного выпуска шасси;

-    один выключатель для включения питания нескольких взаимосвязанных функциональных систом или подсистем.

1.3.    При проектировании СОУ необходимо предусматривать цен гра.ти гос анисе управление бортовыми системами. Для этого следует обеспечивать:

-    централизованное управление различными по назначению системами (включение, отключение) с помощью одних и тех жо органов управления (одного пульте управления);

-    централизованный ввод параметров в несколько систом с одного набор,пго поля.

1.4.    Оформление и вид лицевой части пультов и органов управления должны быть наглядными, удовлетворяющими требованиям мнемоники и облегчающими их

Страница 3

ОСТ 1 00396-86

Стр.з

использование), и должны иметь характерные признаки, обеспечивающие быстрое обнаружение данного пульта или органа управления на рабочих местах членов экипажа и снижающие вероятность случайного использования соседних (особенно рядом расположенных).

Для этого необходимо использовать кодирование органов управления формой, цветом, размером, размещением, символом, надписью.

Выбор формы и цвета рукояток органов управления, надписей и символов на них должен производиться с учетом требований мнемоники, функционального назначения и действующих нормативно-технических документов в отрасли.

Форма, размеры и цвет рукояток ряда основных и аварийных органов управления для самолетов с двумя летчиками должны соответствовать требованиям ОСТ 1 03956-70, а для самолетов с одним летчиком - ОСТ 1 04018-83.

Рекомендуется форму рухоятки рычага выбирать сообразно с внешним видом или профилем агрегата, к которому относится данный рычаг, напримор, рукоятку рычага выпуска шасси выполнять в виде колоса.

Форма и размеры рухоятох рычагов управления должны обеспечивать удобство их захвата и надежного удержания в процессе управления.

Окрасха рухояток органов управления должна быть матовой с учетом спектрального состава внутрикабинного освещения. Рукоятки аварийных органов управления должны быть окрашены в красный цвет с белыми полосами (окраска типа 'зебра').

Для упрощения управления работой систем необходимо использовать мнемосхемы по ОСТ 1 02550-85.

На лицевых частях панелей и пультов должно быть минимально необходимое число надписей. Надписи выполнять в соответствии с требованиями ОСТ 1 00446-82.

1.5. Выбор органов управления следует производить с учетом вида, требуемой быстроты и точности выполнения операций управления.

Для операций 'вхлючоно-отключено' следует применять рычажные или кнопочные выключатели, обеспечивающие хорошие зрительный контроль своего положения. Кнопочные выключатели предпочтительное использовать при необходимости обеспечения минимального времени выполнения операции и улучшения защиты от случайного выключения.

При дискретном изменении регулируемого параметра от нуля до максимального значения (обогрев стекол, выпуск фар) следует применять выключатели с положениями, соответствующими регулировочным значениям параметра ('отключено-слабо--сильно', или 'убрано-руленио-вэлет (посадка)'.

Для точного регулирования, когда требуется прилагать небольшие усилия, следует использовать кремальеры.

При дискретном перемещении органов управления, когда тробуотся прилагать умеренные или большие усилия, следует использовать рычаги.

Страница 4

ОСТ 1 00396-86

Стр. 4

Для ввода новых (заданных) значений параметров следует использовать цифро-буквенные наборные поля, состоящие из кнопочных выключателей, а для заранее запрограммированных команд могут применяться галетные переключатели.

Для ряда последовательно выполняемых операций выключения (переключения) режимов работы аппаратуры необходимо обеспечивать блокировку возможности одновременного включения двух (нескольких) кнопок.

1.6.    Средства управления должны обеспечивать нормальное функционирование системы 'экипаж - авиационный комплекс' не только при исправной работе автоматики упраалеты самолетом (вертолетом), силовой установкой и системами, но и при ее отказах. С этой целью в СОУ следует предусматривать использование таких средств управления, которые обеспечивали бы экипажу быстрое выполнение действий по устранению последствий неисправностей, либо по переходу иэ разоренью сроа-ства управления, а такжо, в случае необходимости, быстрое 'вписывание' челоеека-оператора в контур ручного управления при сохранении выработанных навыков управления.

Такими средствами являются:

-    кнопочные переключатели со световой сигнализацией;

-    интегральные сигнализаторы, вмонтированные в рукоятки рычагов управления двигателями или стоп-кранов самолетов с несколькими двигателями;

-    совмещенное (смешанное) управление.

Средства управления должны обладать достаточно высокой надежностью, исключающей необходимость их дублирования.

1.7.    При проектировании органов управления и средств отображения информации должен соблюдаться принцип совместимости двигательной реакции членов экипажа и показаний индикаторов, согласно которому показания индикаторов должны вызывать 'естественные" (ожидаемые) движения, не противоречащие установившимся стереотипам действий.

Направления перемещения стрелок и соответствующих органов управления должны быть увязаны между собой; в частности, вращение крсмальоры по часовой стрелке должно вызывать перемещение стрелки индкхатора в том же направлении. Кроме того, должно быть выбрано определенное передаточное отношение между движением органа управления и движением стрелки индикатора, с тем чтобы продесс управления был оптимальным по времени и точности.

1.8.    Псремешснио органов управления при выполнении операций должно быть простым, легким и обеспечивающим максимальную эффективность управления. Перемещение должно быть оптимальным и согласованным с требованиями точности и ощущения положения органа управления.

1.9.    Направление перемещения органе управления, насколько это практически возможно, должно быть мнемонически согласовано с действием, которое он

Страница 5

ОСТ 1 00396-86

Стр. 5

оказывает на самолет (вертолет) или управляемый им агрегат. Направление движения рычагов уборки (выпуска) шасси, закрылков и механизации крыла (при расположении рычагов в нижней части кабины) должно быть следующим: вверх, впоред (от себя) - уборка; вниз, назад (на себя) - выпуск.

Направление движения выключателей как отдельно стоящих, так и разметаемых на пультах управления, должно быть единым для рабочих мест всех членов экипажа: вверх, вперед (от себя) - включение; вниз, назад (на себя) - выключение. Исключение составляют двухлозиционные выключатели, устанавливаемые на потолке кабины, направление движения которых должно быть обратным: назад - включение.

Не допускается устанавливать органы управления на пультах и рабочих мостах экипажа таким образом, чтобы их включение осуществлялось движением влево или вправо. Исключение составляет случаи, когда такая установка диктуется требованиями мнемоники, например, для управления триммерами элеронов или руля направления.

Для кремальер индикаторов включение задатчика следует осуществлять перемещением кремальеры от плоскости индикатора, а выключение - к плоскости индикатора.

1.10.    Усилия для приведения в движение органов управления должны исключать возможность самопроизвольного или случайного их включения (перемещения).

Однако эти усилия не должны быть столь большими, чтобы они могли затруднить удовлетворительное использование органа управления.

Значения этих усилий при перемещении органа управления должны обеспечивать:

-    эффективное использование органа управления;

-    точность и скорость операций управления;

-    ощущение положения органа управления;

-    плавность движения;

-    предотвращение случайного включения органа управления при воздействии ударов, вибрации и т.п.

Допустимые значения усилий на органы управления должны соответствовать требованиям ГОСТ 21752-76, ГОСТ 21753-76, ГОСТ 22614-77,

ГОСТ 22615-77.

Нажатие кнопок должно сопровождаться увеличением упругого сопротивления, заканчивающимся ощутимым щелчком (кроме кнопок наборного поля).

1.11.    Органы управления, в особенности аварийные и те, случайное включение или выключение которых может привести к опасной ситуации, должны проектироваться и выполняться так, чтобы исключалась возможность их непроизвольного включения (выключения) в полете (органы управления запуском двигателей, огнетушителей, отключения автомата торможения колес и т.п.).

Страница 6

ОСТ 1 00396-86

Стр. О

Предотвращение случайного включения (отключения) органо» управления может быть достигнуто путем:

-    использования двухпоэииионкых органов управления с фиксацией;

-    использования предохранительных устройств (колпачков, скоб, эашелок и т.п.);

-    использования специальных фиксаторов;

-    блокировки - с целью выполнения елределенной последовательности операций;

-    заглубления ("уталливания') органа управления;

-    соответствующего расположения (определенный порядок, изоляция);

-    соответствующей ориентации органа управления;

-    выбора соответствующих значений силы сопротивления и типа сопротивления.

Для органов управления одного назначения, устанавливаемых рядом, рекомендуется использовать общие прозрачные колпачки.

Указанные предохранителыые устройства не должны метать пользоваться органами управления и их опознавать.

1.12.    Органы управления должны давать экипажу возможно большую информацию о своей функциональной принадлежности, положении и состоянии управляемого объекта (двигателя, системы, агрегата). Для этого:

-    кнопочные выключатели должны обеспечивать наглядный контроль их включенного положения;

-    органы управления должны различаться между собой минимум по двум-трем признакам (местоположением, формой и т.л.).

1.13.    При проектировании СОУ необходимо предусматривать возможность безошибочного управления рядом органов управления наошупь (прежде все»чэ теми, которыми пользуется член экипажа, когда взгляд его направлен во внекабиккое пространство). Для этого следует:

-    обеспечивать унифицированное размещение органов управления на ручке управления самолетом (вертолетом) или на штурвале;

-    размешать при рядной кемпоновко наиболее значимые органы управления крайними в ряду;

-    предусь'атривать специальную форму и размеры органов управления, xir.p-i.vcp, разную высоту рычагов управления двигателями, и симметричность их раз:..ешет.:я (при количестве двигателей более двух).

1.14.    Габаритные размеры пультов и органов управления должны быть по возможности минимальными и но должны вызывать при этом затруднений при пользовании ими.

Габаритные и присоединительные размеры корпусов пультов - по

ГОСТ 17046-81.

Страница 7

ОСТ 1 00396-86

Стр. 7

2. ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПУЛЬТАМ УПРАВЛЕНИЯ

2.1.    При разработке пультов управлении необходимо обеспечивать максимальную вероятность безошибочных действия члена экипажа при минимуме временных затрат на выполнение операций, а также предусматривать блокировку его неправильных действий при управлении.

2.2.    На пульте управления должны размешаться органы управления, используемые одновременно или на одном этапе полота, либо органы управления, относящиеся к одному управляемому объекту или системе, но применяемые в полете эпизодически.

Установка на пультах органов управления, но используемых в полете, как

правило, не допускается.

2.3.    Состав средств отображения информации и управления, используемых на пульте для решения задач управления, должен быть минимальным.

Не допускается размешать но пультах управления аварийные сигнализаторы. Число уведомляющих сигнализаторов на пультах должно быть минимальным. В частности, не рекомендуется устанавливать сигнализаторы для контроля наличия напряжения питания.

2.4.    Конструкция пульта и ого компоновка должны обеспечивать:

-    логическое группирование средств отображения информации и органов управления по функциональному назначению соответственно алгоритму деятельности члена экипажа;

-    единство и простоту мнемоники в анализе информации и в выполнении управляющих действий.

2.5.    При размещении органов управления на пульте необходимо учитывать логику работы с ними члена экипажа, чтобы последовательность их размошония совпадала с последовательностью использования. При этом должно обеспечиваться минимальное расстояние, иа которое перекосится рука.

2.6.    Наиболее важные, даже при редком использовании, или часто используемые органы управления, а также средства информации, требующие от члена экипажа более внимательного анализа, должны располагаться в наиболее удобном мосте пульта управления.

Индикационная часть пульта управления должна размешаться в его верхней или

центральной части.

2.7.    При размещении на пульте управления большого количества однотипных элементов (кнопок, сигнальных ламп) их следует выделять в массивы. В этом случае желательно группирование элементов производить вдоль горизонтальных и вертикальных рядов и размешать их в виде матрицы.

Страница 8

ОСТ 1 00396-86

Стр. в

При размещении таких однотипных элементов необходимо создавать возможными способами (большими интервалами, цветом и т.д.) мнемоническую схему для облегчения поиски.

2.8.    При использовании в процессе одной операции нескольких органов уттравле-ния они должны располагаться последовательно слева направо или сверху вниз в соответствии с расположением связанных с ними индикаторов.

2.9.    Набираемые на пульте управления параметры (координаты местоположения самолета, заданные путевые углы и другие) должны обязательно индицироваться на пульте или индикаторе.

2.10.    Если при компоновке пульта управления системой мнемосхема не используется, то следует обеспечить четкое поханальное расположение средств управления и контроля, исключающее возможность спутывания каналов.

Требования к проектированию мнемосхем на пультах управления - по ОСТ 1 02550-85.

2.11.    Клавиши, используемые в наборных полях для набора заданных и любых других значений параметров, должны располагаться на пульте, как правило, не менее чем в 2-3 рядах. Кнопки-клавиши 'север', 'юг', 'запад', 'восток' должны располагаться на пульте в соответствии с правилами мнемоники.

2.12.    При размещении на пультах управления кнопок и клавиш расстояние между кромками соседних кнопок (клавиш) должно быть не менее 11 мм. а между кромками клавиш, предназначенных для использования в наборных полях, - 1 мм. Поворотные ручки и переключатели должны устанавливаться на расстоянии но менее 15 мм между краями.

2.13.    Если стандартные размеры пульта управления превышают необходимые для размещения органов управления одной системы, то на нем можно размешать и органы управления родственной системы, близкой по алгоритму работы. При этом они должны быть четко разделены между собой.

2.14.    Надписи на пультах должны располагаться так, чтобы при установке пульта на рабочем мосте члона экипажа они были горизонтальными. Но рекомендуется применять надписи, наносимые по вертикали.

Надписи около переключателей должны наноситься в соответствии с положением переключателей.

Рекомендуется наносить надпись 'Отключено', соответствующую выключенному положению органа управления.

2.15.    Для освещения надписей на лицевых частях пультов управления в ночных условиях должна использоваться встроенная система освещения по

ОСТ 1 00789-82, ОСТ 1 00415-81.

Страница 9

ОСТ 1 00396-86

Стр. 9

Выключении агрегатов и систем должно приводить, как правило, к выключению подсвета их пультов управления в ночном полете (кроме подсвета органов включо-иия).

3. ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОМПОНОВКЕ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ

3.1.    Компоновка органов, пультов (щитков) и панелей управления на рабочем месте члена экипажа должна производиться на основе учета его летной деятельности как при нормальной работе систем и агрогатов, так и при их отказах.

При этом необходимо обеспечивать минимальные длины траекторий и число рабочих движений.

3.2.    Органы управления должны размешаться на рабочих местах экипажа компактными группами. Группировка органов управления должна производиться по одному из следующих признаков:

-    по функциональному назначению принадлежности к комплексу оборудования, например, пилотажно-навигационному; к системе, например, топливной, противопожарной и т.п. и к агрегату, например, двигателю;

-    по времени использования: в полото или при стоянке на земле; на определенном этапе полета, например, взлете и посадхе; в определенной временной последовательности, например, выработки топлива из баков или в соответствии с алгоритмом работы экипажа; при одной аварийной ситуации;

-    по значимости для данного члена экипажа.

В случае возникновения трудностей с реализацией требований группировки (из-за недостатка плошали или других причин) предпочтение следует отдавать группировке по функциональному назначению систем или подсистем. Однако при этом не рекомендуется включать в одну общую группу органы управления, используемые в полете, и органы управления, используемые только на земле.

Нельзя располагать рядом органы управления разныо по функциональному назначению, используемые в каждом полете, и органы управления, используемые тал fa-ко прч аварийной ситуации (например, стоп-кран двигателя и выключатель управления выпуском тормозного парашюта).

3.3.    Пульты и группы органов управления в зависимости от их роли в процессе выполнения полета должны размешаться по зонам рабочего места члена экипажа, различающимся можау собой удобством работы. Необходимо обеспечивать наиболее полное соответствие между иерархией групп средств управления по важности и иерархией зон рабочего места члена экипажа по характеристикам досягаемости и обзора (удобству работы).

Органы управления, используемые кратковременно, попускается размешать в

верхней части кабины (выше плечевого пояса члена экипажа).

Страница 10

ОСТ 1 00396-86

Стр. io

Органы управлении, используемые при маневрировании самолета (вертолета), рекомендуется размешать на основных рычагах управления или на горизонтальных панелях пультов.

Органы управления, испольэуеьоде только при стоянке на земле, не долниы размешаться в кабине. В отдельных случаях допускается размешать их в менее удобных зонах рабочих мест экипажа, не ухудшая расположения органов управления, используемых в полете.

3.4.    Должны быть обеспечены хороший обзор и удобство использования пультов и органов управления благодаря ориентировке на соответствующего члена экипажа.

Для этого следуот устанавливать:

-    горизонтальные панели Сортовых пультов с наклоном в продольном направлении под углом но менее 5° и в поперечном направлении в диапазоне от О до 45°;

-    вертикальные панели бортовых пультов с наклоном не менее 10° относительно вертикали;

-    наклонную и верхнюю панели центрального пульта кабины с наклоном в про-

- - О    _о

дольном направлении под углом соответственно до 30 и не менее 5 .

Приборные доски для обеспечения ориентировки на члена экипажа должны Сыть наклонены от вертикали, как правило, на угол не менее 15° и при необходимости изогнуты в нижней части.

3.5.    При компоновке средств управления в группах, а также при разработке пультов и мнемосхем следует устанавливать пространственное, временное или пространственно-временное соответствие между размещением средств управления и контроля на приборной доске или бортовом пульте (мнемосхеме) и их размещением или последовательностью использования в реальной системе на самолете (вертолете).

3.6.    На самолетах (вертолетах) с несколькими членами экипажа для повышения надежности управления параметрами, имеющими важное значение для обеспечения безопасности полета, необходимо:

-    или дублировать органы управления на рабочих местах нескольких (не менее двух) членов экипажа;

-    или размешать их между двумя членами экипажа ток, чтобы они могли пользоваться ими в равной степени;

-    или устанавливать их на рабочем месте одного члена экипажа таким образом, чтобы ими мог пользоваться по крайней мере ошо один член экипажа.

3.7.    Для сохранения у членов экипажа навыков управления и контроля, выработанных в процессе эксплуатации самолетов (вертолетов) данного класса, при комлоиов-ке органов управления на их рабочих местах необходимо:

-    выполнять требования действующих государственных или отраслевых стандарт:.» на компоновку органо» управления на самолетах (вертолетах) данного класса. обеспечивающих типизацию компоновки кабин;

Страница 11

ОСТ 1 00396-86

Стр. 11

- сохранять неизменным взаимное относительное положение групп органов управления на рабочем месте члена экипажа и их положение в группах на самолетах

(вертолетах) ленного класса.

3.8.    Органы управления, используемые каждым членом экипажа, должны быть расположены относительно его хресла таким образом, чтобы обеспечивалось необходимое полное и беспрепятственное перомошение каждого органа управления без какого-либо отрицательного влияния на это перомошение конструкции кабины, возможных комбинаций положений других органов управления и одежды членов летного состава.

3.9.    Органы управления должны размешаться на рабочих местах экипажа таким образом, чтобы при пользовании ими в полете но было перекрещивания рук членов

экипажа.

Органы управления в кабинах самолетов (вертолетов) с двумя летчиками должны размешаться таким образом, чтобы на этапах взлета, захода на посадку, посадки и ухода на второй круг для выполнения необходимых действий летчиком но требовалась смена рук на штурвалах.

3.10.    Основной и резервный органы управления, принадлежащие к одной системе (объекту) и имеющие одинаковое назначение, рекомендуется устанавливать в пределах одной зоны рабочего моста члена экипажа.

3.11.    Размещение органов управления на рабочих местах экипажа и пультах должно быть упорядоченным и иметь ряаиую структуру (горизонтальные или вертикальные ряды).

Расстояние между соседними органами управления должно выбираться так, чтобы обеспечить удобстьо их захвата и приведения о действие и исключить одновременное непреднамеренное включение (отключение) или нажатие (с учетом возможности использования зимнего обмундирования).

3.12.    Органы управления, устанавливаемые на индикаторах, следует располагать в нижней части индикаторов так, чтобы при их использовании рука члена экипажа не мешала обзору индикаторов.