Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

85 страниц

486.00 ₽

Купить ОДМ 218.3.028-2013 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Методические рекомендации разработаны в развитие "Технических правил ремонта и содержания автомобильных дорог", предназначены для использования при содержании и ремонте цементобетонных покрытий автомобильных дорог общего пользования.

 Скачать PDF

Имеет рекомендательный характер.

Документ не имеет официального издания. Размещен на сайте /docs.php?htname=prikazyi_rasporyajeniya

Оглавление

Предисловие

1. Общие положения

2. Нормативные ссылки

3. Содержание цементобетонных покрытий автомобильных дорог

     3.1 Состав работ

     3.2 Очистка дорожных покрытий от мусора, пыли и грязи, уборка посторонних предметов

     3.3 Восстановление геометрии деформационных швов и их герметизация .

     3.4 Консервация сквозных трещин

     3.5 Ремонт сколов кромок плит

     3.6 Ремонт усадочных (поверхностных) трещин

     3.7 Укрепление поверхности бетона специальными составами

4 Ремонт цементобетонных покрытий автомобильных дорог

     4.1 Устройство компенсационных швов на цементобетонных покрытиях

     4.2 Выравнивание поверхности жестких покрытий и замена отдельных участков плит

     4.3 Ремонт поверхностного слоя цементобетонных покрытий

     4.4 Устройство поверхностной обработки, защитных слоев и слоев износа.

5. Капитальный ремонт цементобетонных покрытий

     5.1. Назначение и обоснование технологии капитального ремонта цементобетонных покрытий

     5.2 Подготовительные работы при капитальном ремонте цементобетонных покрытий

     5.3 Капитальный ремонт цементобетонных покрытий с использованием асфальтобетонных смесей

     5.4 Капитальный ремонт цементобетонных покрытий с применением слоев

     5.5 Контроль качества работ при капитальном ремонте цементобетонных покрытий

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ОДМ 218.3.028-2013


ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕМОНТУ И СОДЕРЖАНИЮ ЦЕМЕНТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО (РОСАВТОДОР)

МОСКВА 2013

1

ОДМ 218.3.028-2013

Содержание

Предисловие................................................................................3

1.    Общие положения.......................................................................4

2.    Нормативные ссылки...................................................................5

3.    Содержание цементобетонных покрытий автомобильных дорог.............6

3.1    Состав работ.............................................................................6

3.2    Очистка дорожных покрытий от мусора, пыли и грязи, уборка

посторонних предметов...................................................................7

3.3    Восстановление геометрии деформационных швов и их герметизация ... 8

3.4    Консервация сквозных трещин....................................................12

3.5    Ремонт сколов кромок плит.........................................................12

3.6    Ремонт усадочных (поверхностных) трещин....................................19

3.7    Укрепление поверхности бетона специальными составами.................20

4 Ремонт цементобетонных покрытий автомобильных дорог...................23

4.1    Устройство компенсационных швов на цементобетонных покрытиях ...23

4.2    Выравнивание поверхности жестких покрытий и замена отдельных

участков плит..............................................................................28

4.3    Ремонт поверхностного слоя цементобетонных покрытий.................36

4.4    Устройство поверхностной обработки, защитных слоев и слоев износа..46

5. Капитальный ремонт цементобетонных покрытий.............................54

5.1. Назначение и обоснование технологии капитального ремонта цементобетонных покрытий............................................................54

5.2    Подготовительные работы при капитальном ремонте цементобетонных

покрытий....................................................................................59

5.3    Капитальный ремонт цементобетонных покрытий с использованием

асфальтобетонных смесей...............................................................61

5.4    Капитальный ремонт цементобетонных покрытий с применением слоев

усиления из цементобетона.............................................................70

5.5    Контроль качества работ при капитальном ремонте цементобетонных

покрытий....................................................................................80

2

в) удаление бетона с помощью механических молотков, устройство камеры: отклонение от назначенных размеров камеры

мм

±5

измери

тельная

линейка

3

Дорезка бетона (при необходимости)для увеличения глубины камеры до размеров, указанных на чертежах: высота вертикальных стенок камеры от дна до наклонных плоскостей

мм

не менее 5

измери

тельная

линейка

4

Дополнительная очистка камеры шва (дна и боковых стенок) после выполнения работ по п.п.2 и 3

См. Примечание к п. 1 данной таблицы

5

Сушка стенок и дна камеры: влажность бетона

%

не более 3

прибор типа Сап МВ-35

6

Укладка уплотнительного шнура или пенополиуретана: диаметр уплотнительного шнура

мм

0,2-1,4) В, где В -ширина шва

штан

генцир

куль

7

Нанесение грунтовочного материала с помощью кистей с втиранием

Грунтовочный материал должен плотно и равномерно покрывать боковые грани камеры

Для повышения надежности покрытия в последующий период эксплуатации рекомендуется выполнить работы по нанесению укрепляющей пропитке и гидрофобизации бетона на участках выполненных работ. Пропитку бетона следует выполнять по обе стороны деформационных тттвов на удалении 150... .200 мм от границы камеры.

На рис.3.1. представлена схема герметизации швов с разрушением кромок шириной более 35 мм.

и

ОДМ 218.3.028-2013

Ширина разрушения кромок трещины J3 >35 гл>,-

Рис.3.1. Герметизация швов с разрушением кромок шириной более

35мм.

3.4 Консервация сквозных трещин

3.4.1    До начала консервации трещин они должны быть разделаны и тщательно очищены от каменной мелочи, пыли, грязи и других посторонних предметов, препятствующих хорошему сцеплению материалов с бетоном.

3.4.2    Разделку трещин распиливанием на глубину 30 мм осуществляют машинами с дисковыми пилами небольшого диаметра. Очистку трещин производят щеточной машиной или стальными щетками. Трещину следует продуть сжатым воздухом, а при влажном бетоне продувку осуществить горячим воздухом, запрессовать уплотнительный шнур или засыпать в трещину резиновую крошку, обработать стенки трещин подгрунтовочным составом и выполнить герметизацию.

3.4.3    Уплотнительный шнур применяют с целью формирования оптимального поперечного сечения герметика в шве. Отношение глубины к ширине шва может изменяться от 1:1 до 1:2.

3.5 Ремонт сколов кромок плит

3.5.1 При ремонте сколов кромок плит первоначально выполняют маркировку и оконтуривание дефектных мест с помощью нарезчика швов с алмазными дисками. Удаляют разрушенный бетон пневмоинструментом с

12

ОДМ 218.3.028-2013

малой энергией удара (специальным перфоратором, игольчатым пистолетом) и тщательно очищают место ремонта металлическими щетками.

3.5.2    Для выполнения работ по ремонту сколов бетона в небольших объемах и в короткие сроки применяют метакрилатные, модифицированные эпоксидные и другие искусственные смолы.

3.5.3    Материалы на основе метакрилатных смол относят к двухкомпонентным реактивным смолам, не содержащим растворителей, а следовательно, и имеющим минимальную усадку в процессе твердения.

3.5.4    Для обеспечения прочного сцепления бетона с ремонтным материалом используют специальные грунтовочные составы метакрилатной смолы, обладающие малой вязкостью и большой проникающей способностью.

Характеристика метакрилатной смолы для грунтовки поверхности бетона представлена в табл. 3.3.

Таблица 3.3

Свойства метакрилатной смолы для грунтовки поверхности бетона

Наименование показателей

Ед. изм.

Значение

Вязкость при 20°С

МПа*с

60-80

Время истечения при 20°С. 4 мм

С

18-21

Плотность

г/см3

0,987

Жизнеспособность при 20°С (100 г смолы и 3% отвердителя)

Мин

12-15

Время отвердения

1

около 1

Паропроницаемость

Ом

1.4* 1012

3.5.5 Для получения полимербетона на основе искусственной смолы в качестве наполнителя используют сухой фракционированный кварцевый песок. Предварительно приготавливают смесь минерального наполнителя и отвердителя (пероксид бензоила), в которую на месте производства ремонтных работ вводят строго дозированное количество смолы, что позволяет получить бетоны стабильного качества с минимальной усадкой в процессе твердения. Такие полимербетоны можно использовать для выполнения ремонтных работ при отрицательной температуре до —10 °С.

13

ОДМ 218.3.028-2013

Свойства полимербетона на основе метакрилатной смолы приведены в табл. 3.4.

3.5.6 Для ремонта сколов кромок плит наряду с материалами на основе искусственных смол рекомендуется использовать материалы на основе минеральных вяжущих, такие как специально приготовленные сухие бетонные смеси. При использовании этих материалов необходим уход за поверхностью отремонтированного покрытия, который осуществляют с применением пленкообразующих составов.

Таблица 3.4.

Свойства полимербетона на основе искусственной смолы

Наименование показателей

Ед. изм.

Значение

Плотность

г/см3

2.15

Прочность при сжатии

МПа

75

Прочность на растяжение при изгибе

МПа

27

Прочность на разрыв

МПа

7.5

Коэффициент линейного температурного расширения

град.'1

2.5*105

Модуль упругости

МПа

7000

Водонасыщение

%

1

Время твердения при 20°С

ч

1 - 1.5

3.5.7 Ремонтные работы целесообразно выполнять на ранней стадии разрушения в противном случае объем повреждений увеличивается и соответственно возрастают затраты на ремонт. На рис.3.2 представлена схема ремонта плит со сколотыми кромками.

14

ОДМ 218.3.028-2013


Опалубка Стержни из арматуры классе А-ll 01О-12мм


Ремонтный материал


Мастика


Уплотнительный

шнур

Рис.3.2. Ремонт плит со сколотыми кромками


В табл. 3.5 приведены технологические операции по устранению сколов кромок плит и требования к качеству выполнения работ.


15


Таблица 3.5

Технологические операции и требования к качеству выполнения работ

п/п

Наименование рабочих операций и контролируемых параметров

Ед.

изм.

Допустимые отклонения или размеры

Измери

тельные

средства

Примечание

1

Разметка мест, предназначенных для выполнения ремонтных работ: отклонение от назначенных размеров

мм

+10

измери

тельная

линейка

Места предназначенные для ремонта в плане не должны иметь острых углов

2

Распиливание бетона по контуру разметки: отклонение от намеченного контура

мм

±5

Измерительная линейка

3

Удаление бетона с помощью отбойных молотков или перфораторов : отклонение от назначенной глубины камеры

мм

+5

Измерит-

линейка

4

Устройство отверстий для анкеров: -отклонение от назначенной глубины

мм

±5

измерит, шток и линейка.

-отклонение от назначенного диаметра

мм

±1

штанген

циркуль

-отклонение от назначенного расстояния между отверстиями

мм

±5

измерит.

линейка

5

Очистка(продувка) отверстия

визуально

В отверстии не должно бить пыли, грязи, посторонних предметов

6

Просушка отверстий в случае использования полимерных вяжущих для крепления анкеров или увлажнение в случае использования минеральных вяжущих для крепления анкеров

визуально

Поверхность отверстий должна быть влажной. Свободная вода на поверхности и на дне отверстия не допускается

7

Установка анкеров с использованием назначенного вида вяжущего

визуально

Продолжение табл. 3.5

8

Установка и сварка (вязка) арматурных стержней:

- величина защитного слоя бетона

мм

не менее 15

измери

тельная

линейка

- отклонение от назначенного диаметра арматурных стержней

мм

±1

штанген

циркуль

9

Очистка(продувка) боковых поверхностей и дна камеры от пыли, продуктов разрушения бетона

визуально

На поверхностях камеры не должно быть пыли, грязи, на дне посторонних предметов

10

Просушка боковых поверхностей и дна камеры в случае использованы поли -мерных материалов : влажность бетона

%

не более 3

прибор типа Gan МВ-35

Свободная вода на боковых гранях и дне камеры не допускается

Увлажнение камеры в случае использования цементных материалов

11

Установка мягкой опалубки с пропиткой антиадгезионным составом: отклонение от назначенной толщины опалубки

мм

±2

штанген

циркуль

Материал опалубки должен легко сжиматься пальцами. Толщина опалубки должна быть min 10мм

12

Приготовление и нанесение

грунтовочного состава на боковые грани и дно камеры(в случае, если предусмотрено применение грунтовочного состава)

визуально

Грунтовочный слой должен равномерно покрывать боковые поверхности и дно камеры

13

Укладка ремонтного материала, отделка поверхности

измерит.

линейка

Поверхность должна быть ровной. Превышение над гранью смежной плиты не должно быть более Змм

14

Уход за ремонтным материалом (в случае применения ремонтного материала на минеральном вяжущем)

15

Восстановление герметизации шва на участке выполненного ремонта

17

Средства механизации, рекомендуемые для устранения сколов кромок плит, герметизации деформационных швов и консервации трещин, представлены в табл.3.6.

Таблица 3.6

Специальные средства механизации

Виды работ

Рекомендуемые механизмы

Назначение

1 .Нарезчик швов

1. Разделка швов

Г ерметизация

2. Щеточная машина

2. Очистка швов

деформационных швов

3. Компрессор от 6 атм.

3. Очистка швов

4. Генератор горячего воздуха до

600 °с.

4. Просушивание полости шва

5.Шприц — распылитель

5.Нанесение грунтовочного состава на подготовленную поверхность швов

6.Котел - заливщик с

6.Разогрев герметизирующих

принудительным перемешиванием и подогревом термомасла.

мастик, заливка швов.

Консервация трещин

1 .Пальчиковая фреза

1 .Разделка трещин

2.Щеточная машина

2.Очистка трещин

3.Компрессор от 6 атм

3 Очистка трещин

4.Генератор горячего воздуха до 600 °С

4.Просушивание трещин

5.Шприц - распылитель

5.Нанесение грунтовочного состава на подготовленную поверхность трещин

6.Котел-заливщик с

6.Разогрев герметизирующих

принудительным перемешиванием и подогревом термомасла

мастик, заливка трещин

1 .Нарезчик швов

ГОконтуривание дефектных

Устранение сколов

мест

кромок плит

2.Перфоратор с энергией удара до

2.Удаление разрушенного

28 кДж

бетона

3 .Игольчатый пистолет

3.Очистка поверхности бетона

4.Компрессор от 6 атм

4.Очистка поверхности бетона

5.Установка горячего воздуха до 600°С

5.Сушка поверхностей

покрытий, подготовленных для ремонта

6.Сверлильный станок с

6.Устройство скважин для

поворотным лафетом

металлических штырей

7.Сверлильный станок для

7.Устройство скважин для

горизонтального бурения

металлических штырей

8.Миксер

8.Приготовление раствора (бетона)

18

ОДМ 218.3.028-2013

3.6 Ремонт усадочных (поверхностных) трещин

3.6.1 Усадочные трещины ремонтируют путем наполнения их цементной суспензией. Цементно-водную суспензию готовят при водоцементном отношении 0,5- 0,7 с добавлением суперпластификатора. Для приготовления суспензии используют особо тонкодисперсные цементы. После перемешивания в течение 1-3 мин цемента с водой с помощью высокооборотного смесителя (3000 — 7000 об/мин) суспензия приобретает очень высокую пенетрационную способность.

3.6.2    Перед нанесением суспензии поверхность плиты тщательно очищают от мусора, пыли, грязи и увлажняют.

3.6.3    С помощью щеток наносят и втирают суспензию на обрабатываемую поверхность до прекращения впитывания в бетон. Осуществляют уход за поверхностью бетона обычными средствами. Наибольший эффект достигается в тех случаях, когда трещины устраняют непосредственно после их появления.

3.6.4 Основные технологические операции и требования к качеству выполнения работ представлены в таблице 3.7.

Таблица 3.7

Технологические операции по устранению усадочных трещин, консервации сквозных трещин и требования к качеству выполнения работ

п/п

Наименование рабочих операций и контролируемых параметров

Ел.

изм.

Допусти

мое

отклонен

ие

Измерительные средства

Примечание

1

2

3

4

5

6

1

Усадочные трещины Очистка, продувка трещин

-

-

визуально

На поверхности не должно быть грязи, масляных пятен. Кромки трещин должны быть хорошо заметны

Продолжение табл. 3.7

Пропитка должна проводиться до полного впитывания суспензии

Пропитка бетона

19

3

Сквозные трещины

Устройство камеры: - ширина камеры

мм

+2

штангенциркуль или измери-тельная линейка

-минимальная глубина камеры

мм

20

4

Очистка, просушка камеры (при необходимости)

визуально

Поверхность должна быть сухой и не иметь видимых загрязнений

5

Укладка уплотнительного шнура:

-диаметр шнура

мм

(1.2-1.4)В

штанген

циркуль

В-ширина камеры,мм

6

Грунтование стенок камеры

-

-

визуально

Грунтовочный состав должен равномерно покрывать поверхность бетона

7

Заполнение паза герметизирующей мастикой:

- разница уровней герметизирующей мастики и поверхности покрытия:

мм

-(2...3)

штангенциркуль или измери-тельная линейка. Термометр с ценой деление 1°С

- отклонение от рабочей температуры герметизирующей мастики

град

+5

3.7 Укрепление поверхности бетона специальными составами

3.7.1    Ослабление поверхностного слоя покрытия в процессе эксплуатации в большинстве случаев, происходит из-за недостаточной морозостойкости бетона, являющейся следствием нарушений технологии работ при строительстве. Поэтому замедлить (или прекратить) начавшийся деструктивный процесс, приводящий к шелушению возможно с помощью обработки поверхности бетона специальными составами. Стабилизацию поверхности бетона целесообразно проводить при начальной стадии образования шелушения (разрушение цементного камня на глубину до 5 мм).

3.7.2    Особенность работ по стабилизации поверхности бетона состоит в том, что помимо разрушенных участков, необходимо выполнить также работы на соседних участках плит. В связи с этим приобретает существенное значение диагностика состояния плит покрытия для того, чтобы определить границы и размеры этих участков.

20

ОДМ 218.3.028-2013

Предисловие

1.    РАЗРАБОТАН ООО «Инновационный технический центр»

2.    ВНЕСЕН Управлением эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства

3.    ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного

агентства от_№_

4.    ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

5.    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

3

ОДМ 218.3.028-2013

Диагностика должна выполняться до начала производства работ на

участках покрытия, где необходимо выполнить работы по стабилизации бетона.

Диагностика производится посредствам измерения скорости распространения ультразвуковых волна на базе до 100 мм, что обеспечивает получение информации о состоянии поверхностного слоя, включая нижележащие слои.

3.7.3    Рекомендуется использовать для укрепления бетона составы, обеспечивающие паропроницаемость бетона, а именно растворы фторсиликата магния, цементно-водные суспензии, приготовленные на основе тонкодисперсных цементов, а также растворы полиэтил-гидросилоксана.

Нанесение раствора фторсиликата магния производят на поверхность бетона, очищенную от загрязнений и посторонних веществ, препятствующих проникновению раствора в бетон.

Для этой цели поверхность бетона подвергается пескоструйной или водоструйной (160- 180 атм.) обработке.

3.7.4    Гидрофобизация — это обработка поверхности цементобетонного покрытия растворами кремнийорганических соединений с целью придания ей гидрофобных свойств, т.е. способности несмачивания водой.

Гидрофобизирующие растворы образуют на поверхности покрытия пленку, которая упрочняет поверхность, повышая стойкость цементобетонного покрытия к климатическим и транспортным воздействиям.

При гидрофобизации применяют водные и уайтспиритовые растворы полиэтилгидросилоксана (кремнийорганическая жидкость) концентрацией 3 -5%.

3.7.5    Гидрофобизацию бетонной поверхности производят нанесением равномерного слоя гидрофобизирующего раствора краскораспылителем или кистями вручную на чистую сухую поверхность. Выполняют работы при

21

ОДМ 218.3.028-2013

Общие положения

1.1.    Настоящие «Методические рекомендации» разработаны в развитие «Технических правил ремонта и содержания автомобильных дорог», предназначены для использования при содержании и ремонте цементобетонных покрытий автомобильных дорог общего пользования и носят рекомендательный характер.

1.2.    Цементобетонные покрытия автомобильных дорог в процессе эксплуатации под воздействием транспортных нагрузок и природно-климатических факторов постепенно изнашиваются. Разрушение покрытий, как правило, имеет место в случаях, когда напряжения и деформации, возникающие в плитах, превышают допустимы значения. К характерным деформациям и разрушениям цементобетонных покрытий относят: образование трещин, отколы углов и краев плит, шелушение поверхностного слоя бетона, появление выбоин и раковин, вертикальные смещения плит и их коробление, разрушение стыковых соединений и заполнителей швов.

1.3.    Для обеспечения необходимого транспортно-эксплуатационного состояния цементобетонных покрытий организуют дорожную службу, оснащенную специальными машинами, механизмами и инструментами. Ремонт покрытий состоит из подготовительных и основных работ. Подготовительные работы включают подвоз и складирование ремонтных материалов, обеспечение необходимым комплектом инструментов, машин и механизмов, подготовку участка покрытия к ремонту.

К основным работам относят приготовление ремонтных материалов, их распределение и окончательную обработку, отделку и уход за отремонтированными участками покрытия, контроль качества работ.

Виды и состав работ, выполняемых дорожной службой, определены действующей классификацией работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог.

4

ОДМ 218.3.028-2013

2 Нормативные ссылки

2.1    ГОСТ 10180-90. Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам

2.2    ГОСТ 10060.0-95. Бетоны. Методы определения морозостойкости. Общие требования.

2.3    ГОСТ 18105-2010. Межгосударственный стандарт. Бетоны. Правила контроля и оценки прочности

2.4    ГОСТ 28570-90 (СТ СЭВ 3978-83). Бетоны. Методы определения прочности по образцам, отобранным из конструкций

2.5    ГОСТ 26633-91. Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия

2.6    ГОСТ 30459-2008. Межгосударственный стандарт. Добавки для бетонов и строительных растворов. Определение и оценка эффективности

2.7    ГОСТ 30740-2000. Материалы герметизирующие для швов аэродромных покрытий. Общие технические условия

2.8    СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги

2.9    СНиП 3.06.03-85. Автомобильные дороги

2.10    ГОСТ 10178-85. Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия

2.11    ГОСТ 7473-2010. Межгосударственный стандарт. Смеси бетонные. Технические условия

2.12    ГОСТ Р 50597-93. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения

2.13    ГОСТ 10181-2000. Смеси бетонные. Методы испытаний

2.14    ГОСТ 12801-98. Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний

2.15    ГОСТ 22690-88. Бетоны. Определение прочности механическими методами неразрушающего контроля

2.16    ГОСТ 17624-87. Бетоны. Ультразвуковой метод определения прочности

5

ОДМ 218.3.028-2013

2.17    ГОСТ 30412-96. Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерений неровностей оснований и покрытий

2.18    ГОСТ 30413-96. Дороги автомобильные. Методы определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием

2.19    ОДН 218.046-01 Проектирование нежестких дорожных одежд

2.20    Рекомендации по применению геосинтетических материалов при строительстве и ремонте автомобильных дорог (взамен ВСН 49-86)

2.21    ВСН 37-84. Инструкция по организации движения и ограждению мест производства работ

2.22    Классификация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования

2.23    Методические рекомендации по проектированию жёстких дорожных

одежд, №ОС-Ю66-р Росавтодора

3 СОДЕРЖАНИЕ ЦЕМЕНТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

3.1 Состав работ

3.1.1    Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения; (ст.З 257-ФЗ).

Работы по содержанию цементобетонных покрытий осуществляются систематически (с учетом сезона года) на всем их протяжении.

Эти работы, как правило, не требуют составления проектной документации и выполняются на основе нормативов, ведомостей дефектов и смет.

Оптимально выбранная последовательность работ и оперативное устранение причин, вызывающих образование дефектов минимизирует затраты по поддержанию в работоспособном состоянии цементобетонных

покрытий и уменьшает объем повреждений, требующих больших капитальных вложений.

3.1.2    Очередность ликвидации дефектов устанавливают на основе

обследования состояния покрытий, выявления причин их образования и в

6

ОДМ 218.3.028-2013

зависимости от значимости (весомости) различных видов повреждений покрытий.

В состав работ по содержанию входят:

очистка дорожных покрытий от мусора, пыли и грязи, уборка посторонних предметов;

восстановление геометрии деформационных швов и их герметизация; консервация трещин на покрытии; ремонт сколов и обломов плит;

выравнивание поверхности покрытий и замена отдельных участков

плит;

ремонт усадочных трещин;

укрепление поверхности бетона специальными составами.

3.2 Очистка дорожных покрытий от мусора, пыли и грязи, уборка посторонних предметов

3.2.1    В летний период дорожная служба систематически выполняет работы по очистке проезжей части дороги от пыли и грязи, особенно при неблагоприятных погодных условиях. Очистку ведут механическими щетками, поливочно-моечными и подметально-уборочными машинами.

3.2.2    Мойку и уборку покрытий производят от оси дороги к обочине. Проезжую часть с разделительной полосой начинают убирать от левой по ходу движения кромки покрытия. Первая машина начинает уборку по оси проезжей части, а остальные идут уступом друг за другом с интервалом 10 -20 м, причем очищенная передней машиной полоса должна перекрываться следующей на 0,25 - 0.5м.

Данные виды работ проводят в период дня с наименьшей интенсивностью движения транспортных средств (желательно в ночной период). Это обуславливается тем, что в это время происходит меньший перенос загрязнений колесами транспортных средств по покрытию.

7

ОДМ 218.3.028-2013

3.3 Восстановление геометрии деформационных швов и их герметизация

3.3.1    Восстановление герметизации деформированных швов включает в себя следующие операции: очистку швов от старой мастики, разделку шва нарезчиком швов, очистку шва металлическими щетками, продувку сжатым воздухом, просушивание горячим воздухом при влажном бетоне, запрессовку уплотнительного шнура, обработку стенок шва подгрунтовочным составом (праймером), герметизацию.

3.3.2    Удаление существующего герметика производят с помощью мини-трактора, оборудованного специальным шовным плугом с металлическими зубьями переменной ширины или нарезчиком швов с набором дисков толщиной 9 мм для получения паза шириной не менее 10 мм, а также с помощью ручного инструмента. В случае, если по краям шва имеются остатки старой массы герметика, их удаляют с поверхности с помощью скребка-ножа.

В швах с неровными боковыми гранями, а также при ширине шва менее 8 мм проведение разделки шва осуществляют с использованием нарезчика швов.

3.3.3    Очистку швов выполняют щеточной машиной. Вращение щетки осуществляется против движения. Такое вращение щетки наиболее эффективно очищает шов.

При необходимости для очистки швов от грязи применяют водоструйную очистку под высоким давлением. После промывки пазы швов продувают и сушат горячим воздухом. Период между сушкой и нанесением грунтовочного состава не должен превышать 15 мин.

3.3.4    Для предотвращения обламывания кромок шва под нагрузкой и разгерметизации швов рекомендуется снятие фасок 5 мм у швов под углом 45° специальным алмазным диском.

3.3.5    Операция по грунтовке швов должна выполняться в обязательном порядке с применением специальных грунтовочных составов. Нанесение

ОДМ 218.3.028-2013

грунтовочного состава на подготовленную поверхность швов

осуществляется шприц - распылителем.

3.3.6    Мастики для герметизации швов должны удовлетворять следующим основным требованиям:

- надежно и герметично закрывать шов, предотвращая проникновение поверхностной воды или других жидкостей (химикатов, топлива и т. д.), а также грязи;

-долговременно выдерживать воздействие увлажнения и других агрессивных сред;

-без разрывов воспринимать напряжения и деформации вызванные движением транспортных средств и воздействием природно - климатических факторов;

-воспринимать перемещение кромок шва в 25%-Н35% относительно изначальной ширины камеры шва.

3.3.7    При выборе типа герметика следует учитывать возможные максимальные отрицательные и положительные температуры воздуха региона, где расположено покрытие. Большую роль на эффективность работы герметика в швах и его срок службы оказывает деформативность герметизирующих материалов.

Выделяют следующее характерное состояние швов в зависимости от степени обрушения кромок (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Характерные состояния швов

Степень

обрушения

кромок

Расстояние между кромками (мм)

Рекомендуемый материли для герметизации

Обрушение отсутствует

по проекту

Герметизирующая мастика с грунтовкой

Средняя

до 35

Г ерметизирующая мастика с грунтовкой

Сильная

35...60

Минерально-мастичная смесь с грунтовкой

Очень сильная

60... 100

Восстановление кромок шва быстротвердеющим составом и герметизация мастикой или устройство минеральномастичной вставки с грунтовкой

ОДМ 218.3.028-2013

3.3.8    Плиты с очень сильной степенью обрушения кромок рекомендуется ремонтировать (до герметизации швов) с помощью специальных цементно-минеральных быстротвердеющих смесей.

3.3.9    Использование для ремонта кромок минерально-мастичной смеси рассматриваются как недолговременное мероприятие. В конкретных случаях вопрос о применении того или иного материала должен решаться на основе технико-экономического анализа.

В табл.3.2 приведена последовательность технологических операций по восстановлению геометрии деформационных швов и их герметизации, а также требования к качеству выполнения работ.

Таблица 3.2

Технологические операции и требования к качеству выполнения работ

п/п

Наименование рабочих операций и контролируемых параметров

Ед.

изм.

Допус

тимые

отклоне

ния

Изме

рительные

средства

Примечание

1

2

3

4

5

6

Очистка камеры от пыли, грязи (в том числе от старой герметизирующей мастики на эксплуатируемом покрытии)

На поверхности не должно быть пыли, грязи.

Допускается 10% площади, покрытой остатками старой герметизирующей мастики, которая не удаляется механическими щетками

2

Работы для случая значительного разрушения кромок: а) разметка покрытия перед устройством вертикальных стенок камеры: отклонение от назначенных размеров

мм

±5

измери

тельная

линейка

б) распиливание бетона по линиям разметки: отклонение от намеченной линии

мм

±5

измери

тельная

линейка

Продолжение табл. 3.2

ю