Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

78 страниц

471.00 ₽

Купить ОДМ 218.3.026-2012 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

ОДМ распространяется на высокоплотные асфальтобетоны, приготовленные на основе полимерно-битумных вяжущих, предназначенные в качестве материала для дорожного строительства в России при устройстве покрытий в процессе строительства, реконструкции и ремонта дорог, мостов и аэродромов.

 Скачать PDF

Имеет рекомендательный характер.

Документ не имеет официального издания. Размещен на сайте /docs.php?htname=prikazyi_rasporyajeniya

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Общие положения

5 Материалы, применяемые для приготовления ПБВ и высокоплотного асфальтобетона на его основе

6 Технические требования к ПБВ и высокоплотному асфальтобетону на его основе для устройства покрытий автомобильных дорог в различных климатических условиях России

7 Технический контроль

8 Транспортирование и хранение

9 Техника безопасности

10 Требования охраны окружающей среды

Приложение А. Графики для определения требуемого состава ПБВ

Приложение Б. Технические требования к ПАВ

Приложение В. Требования к трещиностойкости и сдвигоустойчивости асфальтобетона. Климатическое районирование

Приложение Г. Требования к усталостной прочности и глубине вдавливания штампа асфальтобетона

Приложение Д. Ориентировочные составы ПБВ и асфальтобетона на его основе

Приложение Е. Методы испытания

Библиография

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ОДМ 218.3.026-2012

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ВЫСОКОПЛОТНЫХ АСФАЛЬТОБЕТОНОВ НА ОСНОВЕ ПОЛИМЕРНО-БИТУМНЫХ ВЯЖУЩИХ ДЛЯ ПОКРЫТИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ В РАЗЛИЧНЫХ КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО (Росавтодор)

Москва 2012

ОДМ 218.3.026-2012

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Инновационный технический центр» и Обществом с ограниченной ответственностью «СК Дорстройтехнологии»

2    ВНЕСЕН    Управлением    научно-технических

исследованийинформационного обеспечения и ценообразования Федерального дорожного агентства

3    ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от07.05.2013 № 663-р

4    ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

II

ОДМ 218.3.026-2012

4.5Специфические условия дорожных мостовых и аэродромных покрытий в России определяются суровым и резко континентальным климатом, с одной стороны, с низкими отрицательными температурами, так температура воздуха наиболее холодных суток колеблется от минус 63°С до минус 9°С, то есть изменяется в 7 раз (на 622 %), для 98 % населенных пунктов России составляет от минус 22°С до минус 63°С (СНиП 23.01.99 [1]), в том числе для 75% населённых пунктов-ниже минус 37°С, а для 50 %-ниже минус 43°С; а с другой стороны поверхность покрытия в жаркие летние дни может нагреваться до высоких положительных температур, так расчетная температура сдвигоустойчивости покрытия, то есть максимально возможная средняя температура его поверхности, определенная по методике Я.Н. Ковалева на основе температуры воздуха, радиационного и теплового баланса асфальтобетонного покрытия, его альбедо (коэффициент отражения) и скорости ветра колеблется в среднем в России от 55°С до 62 °С( для 90% населённых пунктов от 57,5°С до 62°С )- то есть изменяется в 1,13-1,08 раза (на 8-13%)-существенно меньше, чем низкие отрицательные температуры; температурный интервал, в котором работает покрытие достигает 117°С. Кроме того в потоке автомобилей значительнуючасть составляют грузовые, которые и определяют повышенные динамические воздействия на покрытия, увеличивая амплитуду прогиба, провоцируя усталостные процессы и ускоряя накопления пластических деформаций и микротрещин.

4.6 Исходя из перечисленных в п. 4.5 климатических условий эксплуатации покрытий в целях обеспечения их требуемой трещиностойкости и сдвигоустойчивости температура трещиностойкости высокоплотного асфальтобетона на основе ПБВ должна быть не выше температуры воздуха наиболее холодных суток района их эксплуатации, а сдвигоустойчивость должна

ОДМ 218.3.026-2012

обеспечиваться при температурах не ниже расчетной температуры сдвигоустойчивости покрытия, определенной по методике Я.Н. Яковлева. Для выполнения этой задачи применяемое ПБВ должно сохранять работоспособность во всем диапазоне эксплуатационных температур: не переходить в хрупкое состояние при низких отрицательных и в текучее при высоких положительных температурах.

4.7Исходя из условий движения автомобилей, обуславливающих многократные динамические воздействия колес автомобилей на покрытия высокоплотный асфальтобетон на основе ПБВ должен обладать высокой усталостной и долговременной прочностью. Для этого ПБВ должно обладать высокой эластичностью (способностью к большим обратимым деформациям), которая присуща эластомерам.

4.8Температура трещиностойкости асфальтобетона на основе ПБВ(Ттр) в целях обеспечения требуемой трещиностойкости покрытия принимается равной или более низкой, чем температура воздуха наиболее холодных суток района эксплуатации покрытия. Для выполнения этой задачи требуемые значения температуры хрупкости ПБВ по Фраасу (Тхрф) рассчитывается по следующей формуле:

Ттр = 0,8696 х Тхрф-0,8818    (1)

Определение температуры хрупкости (Тхр) асфальтобетона на основе ПБВ, то есть температуры, при которой высока вероятность появления трещины на покрытии, рассчитывается по следующей формуле:

Тхр = О.ввбхТжр®- 4,6448    (2)

4.9В целях обеспечения требуемой сдвигоустойчивости покрытия температура размягчения ПБВ, используемого для приготовления асфальтобетона должна быть не ниже расчетной температуры сдвигоустойчивости асфальтобетонного покрытия, рассчитанной по методике Я.Н. Ковалева. При этом исходим из

ОДМ 218.3.026-2012

представления о том, что в составе асфальтобетона часть органического вяжущего находится в объемном состоянии и именно она в первую очередь способствует образованию дефектов в виде колей, волн, наплывов.

4.10В целях обеспечения высокой выносливости асфальтобетонных покрытий с применение ПБВ (высокой усталостной и долговременной прочности) замедлению образования сдвигов и сетки трещин показатель эластичности этого вяжущего должен быть не менее 85 % при 25°С и неменее 75 % при 0°С для дорог I и II категории и не менее 80 % и 70 %, соответственно, для дорог более низких категорий, а в зависимости от марки ПБВ соответствовать требованиям ГОСТ Р 52056.

4.11В целях обеспечения высокой коррозионной стойкости покрытия, исключения дефектов в виде шелушений, выкрашиваний, выбоин ПБВ, используемые для приготовления высокоплотного асфальтобетона должны содержать необходимое количество поверхностно-активных веществ двойного действия, предпочтительно с активными малеиновыми группами. При этом показатель сцепления со щебнем и песком, входящими в состав высокоплотного асфальтобетона на основе ПБВ должен удовлетворять требованиям «выдерживает по контрольному образцу №2» (ГОСТ 11508 Метод А).

4.12Анализ климатических условий в России свидетельствует о том, что значения наиболее низких отрицательных температур воздуха, а следовательно, и покрытия изменяются в несопоставимо большем диапазоне, чем наиболее высокие положительные температуры поверхности асфальтобетонных покрытий, что требует уделять особое внимание показателям свойств асфальтобетона при отрицательных температурах: трещиностойкости и морозостойкости. Такая ситуация обуславливает необходимость и целесообразность климатического районирования территории России по критерию:

ОДМ 218.3.026-2012

температура воздуха наиболее холодных суток. Учитывая этот критерий в технических заданиях на проектированиестроительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог, мостов и аэродромов, а также в основной части проектов и в ППР, необходимо закладывать соответствующие требования к температуре трещиностойкости высокоплотного асфальтобетона на основе ПБВ и соответствующие требования к температуре хрупкости ПБВ по Фраасу.

4.130сновываясь на приведенных в СНиП 23.01.99 [1] данных о температуре воздуха наиболее холодных суток, полученных в результате многолетнего круглосуточного анализа температур воздуха на всей территории России, рекомендуется климатическое районирование России состоящее из 19 зон, каждая из которых содержит 3 значения температуры воздуха наиболее холодных суток, что соответствует значению сходимости при определении температуры хрупкости битума или ПБВ (3°С) по Фраасу в соответствии с требованиями ГОСТ 11507.

4.14    На основании рекомендуемого    климатического

районирования выбрано 5 зон: №№ 5, 7, 8, с температурами воздуха наиболее холодных суток от минус 51 °С до минус 42 °С, представляющие около 43% населенных пунктов в России, №11 со средними значениями этого критерия - от минус 41 °С до минус 30 °С, представляющие еще 28% населенных пунктов и №15 с самым высоким значением этого критерия - от минус 26 °С до минус 9 °С, представляющие 10% населенных пунктов России. Для каждой из выбранных зон выбраны конкретные населенные пункты: г. г. Ачинск, Тюмень, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Семлячики, для которых требуемая    температура трещиностойкости    асфальтобетона

составляет не выше минус 49 °С, минус 45 °С, минус 42 °С, минус 33 °С, минус 19 °С соответственно (см. п. 4.9), расчетная температура сдвигоустойчивости покрытия составляет 60 оС, 59 оС, 58 оС, 52 оС

ОДМ 218.3.026-2012

соответственно. Для этих городов подобраны составы ПБВ и высокоплотных асфальтобетонов на их основе требуемого качества, определены комплексы показателей их свойств, построены графики зависимости показателей их свойств и содержания компонентов от выбранного критерия, позволяющие рассчитать сметную стоимость этих материалов в проектах и составить представление об их ориентировочных составах при строительстве покрытий автомобильных дорог в любом регионе России в соответствии с климатом и условиями движения автомобилей. Кроме того полученные данные позволили сопоставить качество высокоплотных асфальтобетонов на основе битумов и ПБВ, а так же сопоставить свойства вяжущих.

4.15 Для указанных населенных пунктов рассчитаны по формуле (1) необходимые значения температуры хрупкости ПБВ по Фраасу, позволяющие обеспечить требуемую трещиностойкость покрытия, которые составили соответственно не выше: минус 56,4°С, минус 51,9°С, минус 48,4°С, минус 38°С, минус 21,9°С и приняты необходимые значения температуры размягчения ПБВ по методу «Кольцо и Шар» равные расчетной температуре сдвигоустойчивости покрытия, позволяющие обеспечить требуемую сдвигоустойчивость верхнего слоя покрытия в первую очередь для дорог I и II категории, мостов и аэродромов не ниже 62°С, 61 °С, 60°С, 54°С, соответственно.

4.16 Во всем рассматриваемом диапазоне климатических условий России для приготовления ПБВ на основе битума марки БНД 60/90, полимера марки ДСТ- 30- 01 и пластификатора-индустриального масла марки И-40А необходимо введение в битум ( Приложение Дтаблица 8)от 3 % до 4,2 % полимера -блоксополимера бутадиена и стирола типа СБС и от 10% до 38% пластификатора - индустриального масла, то есть содержание полимера изменяется в 1,4 раза (на 40 %), а пластификатора в 3,8 раз

15

ОДМ 218.3.026-2012

(на 280 %), свидетельствуя о важнейшей роли пластификатора для обеспечения требуемого комплекса свойств ПБВ. При этом для обеспечения требуемых сдвигоустойчивости и трещиностойкости высокоплотных асфальтобетонов на основе ПБВ для выбранных населенных пунктов России оптимальные составы ПБВ характеризуются следующими основными эксплуатационными показателями ( Приложение Д таблица 9 ): температурами размягчения (Тр) в пределах от 55°С до 63°С и температурами хрупкости (ТхрФ) в пределах от минус 24°С до минус 59°С, то есть Тр изменяется в 1,14 раза (на 14,8%), а Тхрф - в 2,46 раза (на 146%). Очевидно, что получение дорожных битумов с такими показателями свойств Тхрф ниже минус 25°С и Тр более 50°С одновременно, существующими способами из имеющегося на нефтеперерабатывающих предприятиях сырья или за счет добавки только пластификатора невозможно. ПБВ в отличие от битумов при высоких значениях Тр, характеризуются высокой пенетрацией при 25°С (126x0,1 -340x0,1) мм и при 0°С (68x0,1 - 252x0,1) мм, что позволяет получить асфальтобетонные смеси    с    высокой

удобоукладываемостью и уплотняемостью, а после уплотнения асфальтобетон с высокой сдвигоустойчивостью при высоких положительных температурах и одновременно с    высокой

пластичностью и деформативностью при низких температурах и трещиностойкостью при отрицательных температурах.

4.17 Оптимальные составы высокоплотных полимерасфальтобетонов (Приложение Д таблица 10    )    на    основе ПБВ требуемого качества,

гранитного щебня фракций : 15- 20мм.; 10- 15мм.; 5- 10мм.; Сычёвского песка и минерального порошка Песковского комбината, пригодные для устройства верхнего слоя покрытия во всем диапазоне рассмотренных климатических условий содержат от 55 % до 61 % щебня, от 27% до 19% песка, от 18% до 20% минерального

16

ОДМ 218.3.026-2012

порошка, от 4,6 % до 4,5 % ПБВ. При этом наиболее резкое изменение состава наблюдается при наиболее низких температурах воздуха наиболее холодных суток ниже минус 40°С и предполагает применение ПБВ с минимальной вязкостью, что и вызывает необходимость развивать минеральный остов асфальтобетона и одновременно увеличивать степень структурированности ПБВ. Для этого приходится увеличивать содержание щебня с 57 % до 61 % (преимущественно наиболее крупной фракции) и минерального порошка с 19% до 20%, резко снижать содержание песка, который отрицательно влияет на сдвигоустойчивость покрытия с 24 % до 19 % при неизменном содержании ПБВ и снижении его вязкости с П25=290х0,1 мм до П25=340х0,1 мм.

4.18 Высокоплотный асфальтобетон на основе ПБВ для всех рассмотренных регионов России характеризуется низкими значениями остаточной пористости от 1,5 до 1,8 %, водонасыщения от 1,0 до 1,5 % и достаточно высокими объемами замкнутых пор от 16,7 до 38,9%, что и объясняет его высокую водостойкость, в том числе при длительном водонасыщении и морозостойкость. Максимальный объем замкнутых пор в асфальтобетоне на основе ПБВ характерен для регионов с температурой воздуха наиболее холодных суток в пределах от минус 43°С до минус 32°С. Одновременное длительное воздействие воды и льда (попеременное замораживание и оттаивание) оказывает значительно большее деструктирующее воздействие на высокоплотный асфальтобетон на основе ПБВ, предназначенный для регионов с температурой наиболее холодных суток ниже минус 40°С и приготовленный на основе ПБВ с низкой вязкостью (П25 выше 200x0,1 мм), что, предположительно, связано с разрывом не только адгезионных, но и когезионных связей.

4.19Высокоплотные асфальтобетоны на основе ПБВ характеризуются заметным снижением стандартных показателей свойств: пределов

17

ОДМ 218.3.026-2012

прочности при сжатии при 20°С и 0°С только для условий, где температура воздуха наиболее холодных суток ниже минус 45°С и соответственно применяются для его приготовления наименее вязкие ПБВ со значениями П25 более 300x0,1 мм, для остальных регионов эти показатели практически неизменны и соответствуют требованиям ГОСТ 9128.

4.20В регионах России, характеризующихся очень низкими температурами воздуха наиболее холодных суток (ниже минус 40°С) необходимо применять составы высокоплотного асфальтобетона, на основе ПБВ, характеризующиеся повышенной пористостью минерального остова (содержание щебня увеличено с 57 % до 61 %), что в свою очередь вызывает необходимость повышать степень структурированности ПБВ (содержание минерального порошка повышено с 19 % до 20 % при том же содержании ПБВ).

4.21 Стандартные показатели, характеризующие сдвигоустойчивость высокоплотного асфальтобетона, на основе ПБВ - угол внутреннего трения tg4> и сцепления при сдвиге при 50°С удовлетворяют требованиям ГОСТ 9128, предъявляемым к высокоплотным асфальтобетонам на основе битумов, для рассмотренных регионов России. При этом показатель сцепления при сдвиге С50 выше требований ГОСТ 9128 на 20% и заметно увеличивается для регионов с более высокими летними температурами. Показатели высокоплотного асфальтобетона на основе ПБВ, характеризующие его сдвигоустойчивость в статическом режиме нагружения (Н50) и при динамическом многократном воздействии нагрузки (N50) превышает предъявляемые к ним требования в ОДМ 218.2.003-2007 [2] и подтверждают требуемую высокую сдвигоустойчивость покрытий с его применением во всех регионах России и оказываются весьма чувствительны к изменениям, происходящим в структуре ПБВ при изменении соотношения полимер:

ОДМ 218.3.026-2012

пластификатор в них. Зависимости этих двух показателей в связи с этим носят полиэкстримальный характер, но при этом указывают на существенное повышение сдвигоустойчивости для высокоплотных асфальтобетонов на основе ПБВ для регионов с более высокими летними температурами и соответственно с увеличением температуры воздуха наиболее холодных суток выше минус 40°С.

4.22    Стандартный показатель - предел прочности на растяжении при расколе при 0°С характеризующий трещиностойкость покрытия для всех регионов России находится для высокоплотного асфальтобетона на основе ПБВ в пределах требований, предъявляемых ГОСТ 9128 к высокоплотному асфальтобетону на битуме. Показатель - температура трещиностойкости Ттр для высокоплотного асфальтобетона на основе ПБВ находится в пределах от минус 20°С до минус 50°С, то есть не выше температуры воздуха наиболее холодных суток рассмотренных регионов России, что гарантирует требуемую трещиностойкость покрытий с применением этого материала во всех рассмотренных регионах России.

4.23    Сопоставление свойств ПБВ и битумов, использованных в качестве вяжущих для высокоплотных асфальтобетонов на основе ПБВ показало, что ПБВ позволяет принципиально расширить диапазон пригодных для широкого применения маловязких вяжущих (с П25 до 340x0,1 мм), характеризующихся наряду с высокой трещиностойкостью Тхрф (от минус 24°С до минус 59°С), одновременно требуемой высокой теплостойкостью (Тр от 55°С до 63°С), что исключено в случае битумов, которые не могут обеспечить требуемую сдвигоустойчивость и трещиностойкость покрытий ни в одном из рассмотренных регионов России. При этом ПБВ в отличие от битумов характеризуется высокой эластичностью (более 87 % при 0°С и более 91 % при 25°С), что позволяет отнести его к классу эластомеров в

ОДМ 218.3.026-2012

отличие от битумов, которые относятся к классу термопластов, что и объясняет принципиальное различие в качестве этих вяжущих, а также в качестве высокоплотных асфальтобетонов на основе ПБВ и на основе битумов. ПБВ разработанных составов, характеризуются очень высокими значениями глубины проникания иглы при 25°С (в пределах от 126x0,1 мм до 340x0,1 мм), что позволяет полагать высокую удобообрабатываемость и удобоукладываемость асфальтобетонных смесей на его основе при рабочих температурах (135 ±5) °С.

4.24    В целях обеспечения требуемого качества высокоплотных асфальтобетонов температура размягчения ПБВ в регионах с температурой наиболее холодных суток от минус 50°С до минус 30°С повышается с 61 °С до 63°С, а при ее повышении до минус 19°С постепенно снижается до 55°С, а температура хрупкости практически прямо пропорционально повышается от минус 59°С до минус 24°С, что сопровождается снижением его пенетрации как при 25°С (с 340x0,1 мм до 126x0,1 мм), так и при 0°С (с 252x0,1 мм до 68x0,1 мм), снижением показателя эластичности при 25°С (с 100 % до 91 %) и при 0°С (с 99 % до 87 %). При этом независимо от региона ПБВ обладает хорошими адгезионными свойствами - обеспечивает сцепление с поверхностью минерального порошка, щебня и песка с оценкой не ниже «выдерживает по контрольному образцу №2».

4.25    ПБВ разработанных составов характеризуются существенными преимуществами перед дорожными битумами при равной условной вязкости (например, П25=200х0,1 мм): теплостойкость (температура размягчения равна 62°С и 43°С) выше на 44,2 %; трещиностойкость (температура хрупкости минус 44°С и минус 25°С) лучше на 76 %; деформативность при низких температурах (пенетрация при 0°С - 125x0,1 мм и 70x0,1 мм) выше на 78,6%; пластичность при низких температурах (растяжимость при 0°С-60 см и

ОДМ 218.3.026-2012

Содержание

1    Область применения.............................................................................4

2    Нормативные ссылки.............................................................................4

3    Термины и определения.......................................................................6

4    Общие положения.................................................................................9

5    Материалы, применяемые для приготовления ПБВ и высокоплотного

асфальтобетона на его основе..............................................................22

6    Технические требования к ПБВ и высокоплотному асфальтобетону

на его основе для устройства покрытий автомобильных дорог в различных климатических условиях России.........................................24

7    Технический контроль.........................................................................30

8    Транспортирование и хранение...............................................33

9.Техника безопасности..............................................................34

10 Требования охраны окружающей среды...................................37

Приложение АГрафики для определения требуемого состава ПБВ

.................................................................................................................39

Приложение Б Технические требования к ПАВ.................................42

Приложение В Требования к трещиностойкости и сдвигоустойчивости    асфальтобетона

. Кл иматическоерайонирование......................................................

..................43.

Приложение Г Требования к усталостной прочности и глубине

вдавливания штампа асфальтобетона................................................54

Приложение Е Методы испытания Библиография..............................

Приложение Д Ориентировочные составы ПБВ и асфальтобетона на его основе............................................................................54

67

76

III

ОДМ 218.3.026-2012

20 см) выше на 200 %; эластичность при 25°С равна 99 %, при 0°С-97%, а у битума не превышает 10%, то есть выше более чем на 850 %.

4.26    Результаты проведенных исследований свидетельствуют о невозможности получения битумов с требуемой для рассмотренных регионов России и достаточной теплостойкостью и одновременно трещиностойкостью только за счет введения в них пластификаторов и соответственно высокоплотного асфальтобетона на их основе с необходимой для этих регионов сдвигоустойчивостью, трещиностойкостью водо- и морозостойкостью.

4.27    Высокоплотные асфальтобетоны, разработанных составов на основе ПБВ характеризуются существенными преимуществами перед высокоплотными асфальтобетонами на основе битумов при ровной условной вязкости вяжущих (например, при П25=200.0,1 мм): сдвигоустойчивость по пределу прочности при сжатии при 50°С (1,28 МПа и 1,06 МПа) выше на 20,8%; по показателю сцепления при сдвиге при 50°С (0,29 и 0,25) выше на 16 %; по глубине вдавливания штампа при 50°С (1,06 и 1,4) выше на 32 %; по числу циклов до разрушения под действием много-кратной вертикальной нагрузки при 50°С, то есть по усталостной прочности при 50°С (15 и 8) выше на 87,5%; трещиностойкость по показателю температуры трещиностойкости (минус 40°С и минус 20°С) лучше на 100%; морозостойкость по коэффициенту морозостойкости через 50 циклов замораживания и оттаивания (0,77 и 0,66) выше на 16,7 %.

4.28    Полученные на основе результатов проведенных исследований, графики изменения состава и показателей основных эксплуатационных свойств ПБВ и высокоплотных асфальтобетонов на их основе в зависимости от температуры воздуха наиболее холодных суток позволяет при разработке технического задания на проектирование заявить обоснованные, необходимые конкретные для

21

ОДМ 218.3.026-2012 ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

Рекомендации по применению высокоплотных асфальтобетонов на основе полимерно-битумных вяжущих для покрытий автомобильных дорог в различных климатических условиях Российской Федерации

1    Область применения

Настоящий отраслевой дорожный методический документ (далее - ОДМ) распространяется на высокоплотные асфальтобетоны, приготовленные на основе полимерно-битумных вяжущих (ПБВ), предназначенные в качестве материала для дорожного строительства в России при устройстве покрытий в процессе строительства, реконструкции и ремонта дорог, мостов и аэродромов.

Настоящий отраслевой дорожный методический документ устанавливает требования к ПБВ и высокоплотному асфальтобетону на его основе, а так же рекомендует их ориентировочные составы для различных климатических условий России.

2    Нормативные ссылки

В настоящем ОДМ использованы нормативные ссылки на следующие документы.

ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности

ГОСТ 12.1.044-89 (ИСО 4589-84) Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения

ГОСТ 12.3.002-75 Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности

4

ОДМ 218.3.026-2012

ГОСТ 12.04.011-89 Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация ГОСТ 12.4.021-75 Система стандартов безопасности труда. Системы вентиляционные. Общие требования

ГОСТ 17.2.3.02-78 Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями

ГОСТ 1510-84 Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение

ГОСТ 3344-83 Щебень и песок шлаковые для дорожного строительства. Технические условия

ГОСТ 4333-87 Нефтепродукты. Методы определения температур вспышки и воспламенения в открытом тигле

ГОСТ 6613-86 Сетки проволочные тканые с квадратными ячейками. Технические условия

ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 8736-93 Песок для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 9128-2009 Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия

ГОСТ 11501-78 Битумы нефтяные. Метод определения глубины проникания иглы

ГОСТ 11505-75 Битумы нефтяные, растяжимости

Метод

определения

ГОСТ 11506-73 Битумы нефтяные, температуры размягчения по Кольцу и Шару

Метод

определения

ГОСТ 11507-74 Битумы нефтяные, температуры хрупкости по Фраасу

Метод

определения

5

ОДМ 218.3.026-2012

ГОСТ 11508-74 Битумы нефтяные. Методы определения

сцепления битума с мрамором и песком

ГОСТ 12801-98 Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний

ГОСТ 18180-72 Битумы нефтяные. Метод определения изменения массы после прогрева

ГОСТ 20799-88 Масла индустриальные. Технические условия

ГОСТ 22245-90 Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия

ГОСТ Р 52056-2003 Вяжущие полимерно-битумные дорожные на основе блоксополимеров типа стирол-бутадиен-стирол. Технические условия

ГОСТ Р 52129-2003 Порошок минеральный для асфальтобетонных и органоминеральных смесей. Технические условия

3 Термины и определения

В настоящем ОДМ применены следующие термины с соответствующими определениями.

3.1    полимерно-битумное вяжущее (ПБВ):    Вяжущее,

полученное введением блоксополимера типа СБС, пластификатора и ПАВ в вязкие дорожные битумы.

3.2    эластичность:    Способность к большим обратимым

деформациям в широком диапазоне температур.

3.3    асфальтобетонная смесь: Рационально подобранная

смесь минеральных материалов : щебня (гравия),    песка    и

минерального порошка(или без него) с битумом, взятых в определенных соотношениях и перемешанных в нагретом состоянии.

3.4    асфальтобетонная смесь на основе ПБВ: Рационально подобранная смесь минеральных материалов: щебня (гравия), песка

ОДМ 218.3.026-2012

иминерального порошка ( или без него) с полимерно-битумным вяжущим, взятых в определенных соотношениях и перемешанных в нагретом состоянии.

3.5    асфальтобетон: Уплотненная асфальтобетонная смесь.

3.6    асфальтобетон на основе ПБВ:    Уплотненная

асфальтобетонная смесь, приготовленная на основе ПБВ.

3.7    теплостойкость: Устойчивость материала к образованию и накоплению необратимых (остаточных) деформаций под действием высоких эксплуатационных температур и нагрузки, возникающей от автомобилей.

3.8    трещиностойкость:    Устойчивость материала к

образованию трещин при отрицательных температурах и деформаций, возникающих при движении автомобилей.

3.9    трещинопрерывающая    прослойка-подгрунтовка:

Сплошной слой из специальных материалов под верхним слоем покрытия для склеивания его с нижележащим слоем и исключения образования отраженных трещин на покрытии.

3.10    поверхностная обработка:    Слой, состоящий из

высокопрочных труднополируемых каменных материалов, приклеенный с помощью ПБВ требуемого качества к верхнему слою покрытия.

3.11    дорожная одежда:    Многослойное искусственное

сооружение, ограниченное проезжей частью автомобильной дороги, состоящее издорожного покрытия, слоев основания и подстилающего слоя, воспринимающее многократно повторяющиеся воздействия транспортных средств и погодно -климатических факторов и обеспечивающее передачу транспортной нагрузки на верхнюю часть земляного полотна.

3.12    слои усиления дорожной одежды: Конструктивные слои, необходимые для обеспечения требуемой капитальности дорожной

7

ОДМ 218.3.026-2012

одежды, выполняемые перед устройством покрытия в процессе ремонта или реконструкции автомобильной дороги.

3.13    долговременная прочность:Число циклов нагружения, которое выдерживает образец материала до разрушения при многоцикловом испытании и малых амплитудах относительной деформации порядка 1 х10'4 ч 1 х10'3.

3.14    усталостная прочность:Число циклов нагружения, которое выдерживает образец до разрушения, при малоцикловом испытании и больших амплитудах деформации порядка 2x10'3 - 1x10'2.

3.15    коэффициент парной корреляции:    Коэффициент в

уравнении линейной регрессии, свидетельствующий о том, насколько тесно взаимосвязаны между собой переменные данного уравнения.

3.16    альбедо покрытия:Величина, характеризующая способность поверхности покрытия отражать падающий на нее поток электромагнитного излучения или частиц и равная отношению отраженного потока к падающему.

3.17    выносливость асфальтобетонных покрытий: долговременная и усталостная прочность материала, использованного для устройства покрытия (см. 3.13 и 3.14).

3.18    пластификаторы: вещества, которые входят в состав

лаков, красок, клеёв (а в данном случае в ПБВ) для повышения их пластичности    и (или )    эластичности. В качестве

пластификаторов используют главным образом нелетучие, химически инертные вещества, например нефтяные масла.

3.19    ПАВ ( поверхностно-активные вещества ): вещества, способные накапливаться на поверхности соприкосновения двух тел ( сред, фаз ) понижая её свободную энергию ( поверхностное натяжение).

3.20    ПАВ двойного действия:    поверхностно активные

вещества, которые обеспечивают повышение адгезии органических

ОДМ 218.3.026-2012

вяжущих материалов как к поверхности материалов кислых, так и основных пород.

4 Общие положения

4.1    Высокоплотные асфальтобетоны характеризуются высокой усталостной прочностью, износостойкостью, водо- и морозостойкостью, присущей литым асфальтобетонам, а так же в течении длительного времени сохраняют шероховатость, свойственную высокощебенистым смесям и по своей поровой структуре занимают промежуточное положение между литыми и уплотняемыми асфальтобетонами, отличаясь низкой пористостью минерального остова.

4.2    Применение ПБВ по ГОСТ Р 52056 в составе высокоплотных асфальтобетонов взамен битумов по ГОСТ 22245 позволяет значительно повысить его качество, так как даже при сопоставлении значений показателей гарантированных указанными нормативными документами очевидны значительные преимущества ПБВ, а главное - их свойства в отличие от битумов можно регулировать в широких пределах и следовательно учитывать фактические климатические условия и условия движения автомобилей, при которых эксплуатируются дорожные, мостовые и аэродромные покрытия в любом регионе России.

4.3    Работоспособность покрытия, его ровность, отсутствие или наличие дефектов на нем является важнейшей, а в ряде случаев и главной характеристикой потребительского качества автомобильной дороги, аэродрома или моста, так как она определяется быстро и визуально.

4.4 Комплексное решение, позволяющее значительно повысить межремонтные сроки службы без образования дефектов в виде трещин, сдвигов, коллей, шелушений, выкрашиваний, выбоинна

9

ОДМ 218.3.026-2012

дорожных, мостовых и аэродромных покрытиях при условии обеспечения требуемой капитальности дорожной одежды и работоспособного водоотвода, заключается в проведении следующих мероприятий:

-для устройства верхнего слоя покрытия из высокоплотного асфальтобетона и поверхностной обработки, устраиваемых одновременно, рекомендуется применять ПБВ по ГОСТ Р 52056, удовлетворяющие требованиям, которые продиктованы климатическими условиями, условиями движения автомобилей в районе эксплуатации покрытия и не противоречащие требования действующих государственных стандартов;

-    поверхностная обработка, возобновляемая по мере её износа, предназначена, в первую очередь, для обеспечения требуемойбезопасности движения автомобилей, а также для значительного повышения сроков службы верхнего слоя покрытия за счет исключения его износа и проникания в материал покрытия и в другие конструктивные слои дорожной одежды атмосферных осадков, а также агрессивных жидкостей;

-    в целях исключения образования отраженных трещин на покрытиях подгрунтовка под верхним слоем покрытия должна выполнять роль трещинопрерывающей прослойки в течение межремонтного срока службы покрытия;

-    в целях минимизации стоимости производства работ в процессе ремонта и реконструкции дорожной одежды, в частности, снижения толщины верхнего слоя до минимально возможной, но не менее 5 см, рекомендуется устраивать слой усиления, необходимый для обеспечения требуемой капитальности дорожной одежды, выполняемый из смесей на основе высоковязких вяжущих, характеризуемых высоким расчетным модулем упругости.