Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

96 страниц

495.00 ₽

Купить ОДМ 218.2.007-2011 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Методический документ содержит рекомендации по применению и соблюдению норм проектирования элементов обустройства вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорог (за исключением пунктов весового контроля, пунктов взимания платы, сооружений, предназначенных для охраны автомобильных дорог и искусственных сооружений), а так же требований к их транспортно-эксплуатационному состоянию, обеспечивающие доступные и безопасные условия для самостоятельного движения инвалидов и других маломобильных групп населения.

 Скачать PDF

Имеет рекомендательный характер.

Документ не имеет официального издания. Размещен на сайте /docs.php?htname=prikazyi_rasporyajeniya

Оглавление

Раздел 1 Область применения

Раздел 2 Нормативные ссылки

Раздел 3 Термины и определения

Раздел 4 Общие положения

Раздел 5 Технические рекомендации к тротуарам и пешеходным дорожкам

Раздел 6 Технические рекомендации к пешеходным переходам

Раздел 7 Технические рекомендации к остановочным пунктам

Раздел 8 Технические рекомендации к автомобильным стоянкам (парковкам)

Раздел 9 Технические рекомендации к зонам отдыха инвалидов

Раздел 10 Технические рекомендации к обустройству мест проведения дорожных и строительных работ

Раздел 11 Технические рекомендации к обустройству автомобильных дорог средствами информирования и ориентирования инвалидов и других маломобильных групп населения

Ключевые слова

Приложение А. Ширина одной полосы пешеходного пути для инвалидов и других маломобильных групп населения

Приложение Б. Типовые схемы размещения и обустройства мест стоянки (парковки) транспортных средств инвалидов

Приложение В. Кресла. диваны, сидения, урны для мусора

Приложение Г. Типовые схемы обустройства остановочного пункта и подходов к нему тактильными наземными указателями

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДОСТУПА ИНВАЛИДОВ К ОБЪЕКТАМ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО (РОСАВТОДОР)

МОСКВА 2013

ОДМ 218.2.007-2011

Предисловие

1.    РАЗРАБОТАН:    Открытым акционерным обществом «Научно-

исследовательский институт автомобильного транспорта»

2.    ВНЕСЕН:    Управлением строительства и проектирования

автомобильных дорог Федерального дорожного агентства

3.    ИЗДАН: на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 05.06.2013 № 758-р

5.    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6.    ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

II

ОДМ 218.2.007-2011

дорог для всех людей, включая инвалидов и другие маломобильные группы населения;

-    единством методологии и положений нормативных правовых актов, других нормативных документов системы технического регулирования в сфере дорожного хозяйства и автомобильного транспорта применительно к инвалидам и другим маломобильным группам населения;

-    комплексностью применения элементов обустройства автомобильных дорог для всех пешеходов, включая инвалидов и другие маломобильные группы населения;

-    непрерывностью связи элементов обустройства автомобильных дорог, приспособленных для инвалидов и других маломобильных групп населения на всем протяжении маршрутов их движения: между собой, со зданиями, сооружениями, стоянками (парковками), остановочными пунктами пассажирского транспорта общего пользования и т.д.;

-    доступностью, беспрепятственностью и безопасностью элементов обустройства автомобильных дорог для всех пешеходов, включая инвалидов и другие маломобильные группы населения.

4.2    Основанием для проектирования элементов обустройства автомобильных дорог, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, являются требования и условия, указанные в задании на проектирование автомобильной дороги.

4.3    Условия взаимодействия заказчиков, инвесторов, научно-исследовательских, проектных и строительных организаций, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности между собой и с органами государственной власти, а также порядок подготовки исходноразрешительной документации, разработки, согласования, утверждения и реализации проектной документации для строительства и реконструкции автомобильных дорог с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения принимается в соответствии с положениями РДС 35-2001-99.

4.4    В составе основных видов и стадий разработки утверждаемой части проектной документации на строительство или реконструкцию автомобильной дороги выполняется специальный раздел проекта с пояснительной запиской «Основные решения по обеспечению доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения».

ОДМ 218.2.007-2011

4.5    Нормы на проектирование элементов обустройства автомобильных дорог устанавливаются исходя из трех основных условий их доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения:

а)    комфортные - наилучшие по уровню удобства условия движения (при отсутствии ограничений на условия проектирования применяются в качестве основных);

б)    нормальные - менее удобные, по сравнению с комфортными, условия движения, обеспечивающие приемлемый уровень доступности элементов обустройства автомобильных дорог при наличии незначительных ограничений применения основных норм проектирования;

в)    стесненные - минимально допустимые (ограниченные в пространстве и, преимущественно, временные) условия движения, характеризуемые значительными ограничениями применения основных норм проектирования.

Применение норм проектирования с учетом комфортных и/или нормальных условий доступности устанавливается в задании на проектирование автомобильной дороги.

Применение норм проектирования с учетом стесненных условий, а также условий, менее удобных для инвалидов и других маломобильных групп населения, чем установлено в задании на проектирование автомобильной дороги, обосновывается в проекте и имеет согласование со всеми заинтересованными организациями в порядке, установленном РДС 35-2001-99.

4.6    Элементы обустройства автомобильных дорог, доступные для инвалидов и других маломобильных групп населения, в соответствии с положениями ГОСТ Р 52766-2007, СНиП 2.05.02-85, СП 42.13330.2011 и СП 35-105-2002, располагают в пределах населенных пунктов, на подходах к ним, а также на подходах к объектам, расположенным вблизи автомобильных дорог вне населенных пунктов:

-    в зонах жилой застройки;

-    в зонах исторической застройки;

-    в зонах общественных центров, в том числе торговых центров, пунктов питания, объектов бытового обслуживания, учреждений культуры, спорта, мест культового назначения, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, органов государственной власти и др.;

-    в зонах специализированных центров, в том числе в местах размещения домов престарелых и инвалидов, специализированных учреждений здравоохранения, предприятий, относящихся к обществу инвалидов и др.;

9

ОДМ 218.2.007-2011

-    на подходах к контрольно-пропускным пунктам (входам) предприятий и организаций;

-    в рекреационных зонах;

-    в местах пересечения пешеходных и транспортных потоков;

-    на подходах и в зоне размещения остановочных пунктов и объектов дорожного сервиса (автовокзалы, автостанции, авто- и газозаправочные станции, и др.).

4.7    Элементы обустройства автомобильных дорог, подлежащие адаптации для инвалидов и других маломобильных групп населения, проектируются на перспективный срок, устанавливаемый в задании на проектирование автомобильной дороги.

4.8    В случае невозможности реализации мероприятий по обеспечению доступности элементов обустройства автомобильных дорог для инвалидов и других маломобильных групп населения, приведенных в настоящем отраслевом дорожном методическом документе, необходима разработка рациональных маршрутов обхода проблемного участка или иные альтернативные решения (например, организация транспортного обслуживания инвалидов), обеспечивающие потребности указанных групп населения в передвижении, в порядке, установленном РДС 35-2001-99, другими нормативными и методическими документами.

4.9    Тротуары и пешеходные дорожки, включая пешеходные улицы, подходы к зданиям, сооружениям и объектам транспортной инфраструктуры, а также лестницы, пандусы, пешеходные переходы, пешеходные мосты, зоны отдыха и остановочные пункты выполняются с твердым покрытием.

Материал поверхности покрытия и его структура выбирается с коэффициентом сцепления 0,6...0,75, обеспечиваемым при любых погодных условиях. Для открытых участков объектов, расположенных в климатических районах России со среднемесячной температурой воздуха не более 0°С, допускается снижение нижнего допустимого предела коэффициента сцепления в эти периоды года до 0,4.

4.10    Поверхность покрытия объектов, указанных в пункте 4.9, не может иметь повреждений, просадок, выбоин и выступов (кроме технологических).

В случае выполнения поверхности указанных объектов в виде плитки, брусчатки или других подобных материалов, все элементы покрытия плотно подгоняют друг к другу (расстояние между ними не может превышать 5 мм), а при невозможности - стыки между элементами покрытия заполняют твердым материалом (рисунок 1).

10

ОДМ 218.2.007-2011

Неправильно!

Неправильно!    Изгибы    или    рифленность    поверхности    Правильно!

Избегайте открытых стыков    должны    использоваться    только    Плитки    ровные,    стыки    заполнены

как направляющие линии для слепых

Рисунок 1 - Неправильная и правильная формы поверхности покрытия пешеходной части элементов обустройства автомобильных дорог

4.11 Решетки ливневой канализации, при необходимости их расположения в пределах объектов, указанных в пункте 4.9, следует предусматривать в стороне от их пешеходной части.

В сложных условиях, когда избежать обустройства решеток ливневой канализации в пределах пешеходной части указанных объектов не представляется возможным, их допускается выполнять только на основании соответствующего технико-экономического обоснования в проекте в виде решеток с шириной ячеек не более 10 х 10 мм или с продольными ячейками, шириной не более 13 мм, которые следует располагать перпендикулярно направлению движения людей в кресле-коляске.

В пределах ширины пешеходной части элементов обустройства автомобильных дорог, предназначенных для движения и нахождения на них инвалидов и других маломобильных групп населения, не допускается размещение люков любого назначения.

Раздел 5 Технические рекомендации к тротуарам и пешеходным дорожкам

5.1    Общие рекомендации

5.1.1 К тротуарам, расположенным на автомобильных дорогах, и пешеходным дорожкам предъявляются требования по геометрическим параметрам, типу, их обустройству и состоянию покрытия в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ Р 52875-2007, СП 42.13330.2011, СНиП 2.05.02-85, «Рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах» (утв. Распоряжением Минтранса России от 24.06.2002 № OC-557-p).

5.1.2    При проектировании тротуаров и пешеходных дорожек следует соблюдать следующие рекомендации:

- тротуары и пешеходные дорожки необходимо проектировать в целях обеспечения непрерывности связей элементов комплекса пешеходных и транспортных путей, а также свободного доступа для всех людей, в том числе

11

ОДМ 218.2.007-2011

инвалидов и других маломобильных групп населения, к объектам их тяготения (зданиям, сооружениям, включая объекты транспортной инфраструктуры);

-    тротуары и пешеходные дорожки следует прокладывать по кратчайшим (наиболее удобным) путям движения инвалидов и других маломобильных групп населения, с учетом обеспечения беспрепятственности и безопасности движения по ним указанных групп пешеходов;

-тротуары и пешеходные дорожки следует, по возможности, выполнятьбез изменения уровня продольного профиля, с минимальным числом пересечений с проезжей частью автомобильных дорог;

-    необходимо обеспечение частичного или полного разделения основных встречных и пересекающихся потоков пешеходов в зонах массового тяготения населения, в том числе посредством организации одностороннего движения пешеходов с выделением в пределах тротуаров или пешеходных дорожек специальных полос, предназначенных для движения инвалидов и других маломобильных групп населения.

5.1.3 Рекомендации по обеспечению доступности тротуаров и пешеходных дорожек для инвалидов и других маломобильных групп населения распространяются на тротуары мостовых сооружений и пешеходные мосты.

5.2. Параметры продольного и поперечного профиля

5.2.1 Продольные уклоны тротуаров и пешеходных дорожек, по которым осуществляется или предполагается передвижение инвалидов и других маломобильных групп населения, устанавливаются с учетом следующих пространственно-территориальных ограничений:

а)    Для обеспечения комфортных условий движения продольный уклон в проектных решениях следует принимать не более 25%о.

При наличии уклонов 20...25%о через каждые 100 м наклонной поверхности необходимо предусматривать устройство промежуточных горизонтальных площадок длиной не менее 5,0 м.

б)    Для нормальных условий движения продольный уклон следует принимать не более 50%о, а в климатических районах России со среднемесячной температурой воздуха в холодные периоды года 0°С и ниже -не более 40 %о. При наличии уклонов более 25%о необходимо предусматривать устройство промежуточных горизонтальных площадок, расстояние между которыми и их длина устанавливаются по таблице 5.1 (рисунок 2).

Таблица 5.1

12

О ДМ 218.2.007-2011

Уклон, °/оо

Расстояния между горизонтальными площадками (не более), м

длина площадки не менее 1,8 м

длина площадки не менее 5,0 м

26.

.28

50,0

90,0

28.

.31

45,0

32.

.34

40,0

85,0

35.

.37

30,0

38.

.40

25,0

80,0

41.

.42

24,0

43.

.44

23,0

75,0

45.

.46

22,0

47.

.48

21,0

70,0

49.

.50

20,0

26... 40%о

41...50%с _

1

25.0...50.0 ,

> 1.8 ^

к 20.0...24.0 t

>5.0 ^

70.0.

.90.0

Рисунок 2 - Пример планировки тротуара (пешеходной дорожки) с продольным уклоном, соответствующим нормальным условиям движения инвалидов

в) В стесненных условиях, когда по условиям рельефа местности невозможно обеспечить указанные для случаев а) и б) значения продольного уклона, допускается его увеличение до 80%о, а в горных условиях и в районах с сильно пересеченной местностью - до 100%о, совокупной протяженностью не более 100 м, при этом через каждые 10 м наклонной поверхности необходимо предусматривать устройство промежуточных горизонтальных площадок длиной не менее 1,5 м, а через каждые 21,5...25,0 м - длиной не менее 5,0 м (рисунок 3).

Применение в этих условиях подъемника(ов) или лифта(ов) (см.пункт 5.4.4) обеспечивает комфортные условия для движения инвалидов и других маломобильных групп населения.

Рисунок 3 -Пример планировки тротуара (пешеходной дорожки) с продольным уклоном, соответствующим стесненным условиям движения инвалидов

13

ОДМ 218.2.007-2011

5.2.2    При невозможности выполнения условий, перечисленных в пункте 5.2.1, следует предусматривать альтернативные способы передвижения данных групп пешеходов (например, обходные маршруты или организация специализированных перевозок инвалидов).

5.2.3    На участках тротуаров и пешеходных дорожек, имеющих разные уклоны, длина промежуточных горизонтальных площадок, расположенных между этими уклонами, устанавливается по наибольшему уклону согласно пункту 5.2.1 (рисунок 4).

■> 41...50%о 1

51. ..100%^

1

20,0...24,0

t >1.8 »

10,0

( >5.0 ^

1 *

Рисунок 4 - Пример планировки тротуара (пешеходной дорожки) с различнымипродольными уклонами

5.2.4    На уклонах 80%о и более тротуары и пешеходные дорожки рекомендуется выполнять в продольном профиле в виде отдельных участков, соединенных между собой лестницами и пандусами. Пандус допускается не выполнять, если в пределах указанных объектов предусматривается специальный подъемник или лифт, обеспечивающий необходимую пропускную способность инвалидов и других маломобильных групп населения.

5.2.5    Участки тротуара или пешеходной дорожки, на которых предполагается размещение лестницы совместно с пандусом, подъемником или лифтом не должны превышать:

-    для стесненных условий 80%о;

-    для нормальных условий 50%о;

-    для комфортных условий 25%о.

5.2.6    Поперечный уклон тротуара или пешеходной дорожки не рекомендуется устанавливать более (рисунок 5):

-    для комфортных и нормальных условий, а также для открытых участков, расположенных в климатических районах России со среднемесячной температурой воздуха в холодные периоды года 0°С и ниже 10%о;

-    для стесненных условий - 20%о.

14

ОДМ 218.2.007-2011


Э


Рисунок 5 - Максимально допустимые значения поперечного уклона

5.3 Габаритные размеры

5.3.1    Габаритные размеры тротуара и пешеходной дорожки устанавливают по ГОСТ Р 52766-2007, СП 42.13330.2011, а также с учетом «Рекомендаций по проектированию улиц и дорог городов и сельских поселений» (составлены к главе СНиП 2.07.01-89*, утв. ЦНИИП градостроительства Минстроя России 01.01.1994) и настоящего отраслевого дорожного методического документа.

5.3.2    Расчет ширины тротуаров, пешеходных дорожек и других элементов обустройства автомобильных дорог следует выполнять для смешанных пешеходных потоков, при этом выбор ширины полос и определение их числа следует выполнять раздельно для полос, предназначенных для движения маломобильных групп населения (включая инвалидов) и полос, предназначенных для движения пешеходов, не имеющих физических ограничений.

5.3.3    Ширина одной полосы тротуара или пешеходной дорожки, предназначенной для движения инвалидов и маломобильных групп населения, устанавливается по приложению А путем выбора максимального ее значения между предполагаемыми группами пешеходов и с учетом условий доступности, установленных заданием на проектирование автомобильной дороги.

5.3.4Пропускная способность одной полосы пешеходной части тротуара или пешеходной дорожки определяется с учетом их назначения, места расположения и условий пешеходного движения в соответствии с таблицей 5.2.

Таблица 5.2

Пешеходные пути

Пропускная способность одной полосы движения инвалидов н других МГН(1), чел./ч(2)

Тротуары вдоль общественных зданий и сооружений

280

Тротуары вдоль жилых зданий

245

Тротуары, обособленные разделительными полосами

210

Пешеходные дороги н улицы

175

Пешеходные дорожки

140

*МГН - маломобильные группы населения;(2) фактическая интенсивность

15

ОДМ 218.2.007-2011

5.3.5 Значение ширины пешеходной части тротуара или пешеходной дорожки не следует принимать меньше установленного в таблице 5.3.

Таблица 5.3

Категория автомобильной дороги

Ширина пешеходной части тротуара, м

Магистральные улицы:

общегородского значения:

- непрерывного движения

4,5

- регулируемого движения

3,0

районного значения:

- транспортно-пешеходные

2,25

- пешеходно-транспортные

3,0

Сельские улицы и дороги:

дороги

-

главные улицы

2,25

Для других категорий автомобильных дорог, в том числе улиц, переулков, проездов, ширина пешеходной части тротуара или пешеходной дорожки принимается не менее:

-    для условий двухстороннего движения пешеходов - 1,8 м;

-    для условий одностороннего движения пешеходов (в отношении каждой стороны) - аналогично пункту 5.3.3.

При наличии расхождения ширину пешеходной части тротуара или пешеходной дорожки следует привести в соответствие нормативной.

5.3.6 В местах, где предполагается изменение направления движения людей в кресле-коляске, необходимо выделять соответствующие зоны, габаритные размеры которых в плане следует принимать не менее (длина х ширина):

-    для комфортных условий движения пешеходов - 1,8 х 1,8 м;

-    для прочих условий 1,5 х 1,5 м (рисунок 6).

Рисунок 6 - Пример выполнения зоны изменения направления движения людей в кресле-коляскедля стесненных условий

5.3.7 При необходимости обеспечения встречного разъезда людей в кресле-коляске, а также в случае наличия пространственно-территориальных

16

ОДМ 218.2.007-2011

возможностей, уширение тротуара в плане следует выполнять размером не менее (длина х ширина):

-    для комфортных условий движения пешеходов 3,0 х 1,8 м (рисунок 7);

-    для нормальных условий движения пешеходов 2,0 х 1,7 м.

з,о

Рисунок 7 - Пример выполнения зоны для встречного разъезда людей в кресле-коляске для комфортных условий движения

5.3.8    Ширину полос, предназначенных для движения инвалидов и других маломобильных групп населения, следует принимать неизменной на всем протяжении маршрута их движения. Исключение могут составлять участки тротуара или пешеходной дорожки, которые отнесены к стесненным условиям движения указанных групп пешеходов и обоснованы в проекте.

В стесненных условиях участки минимальной ширины принимаются протяженностью не более 10,0 м, между которыми следует предусматривать зоны для разворота кресла-коляски, проектируемые в соответствии с пунктом 5.3.6.

5.3.9    Место расположения полос, предназначенных для движения инвалидов и других маломобильных групп населения в пределах тротуара, пешеходной дорожки или других элементов обустройства автомобильных дорог, определяется для каждого проекта индивидуально.

5.3.10    В пределах полос, предназначенных для движения инвалидов и других маломобильных групп населения, не допускается наличие каких-либо ограничений (узких мест, малых архитектурных форм, решеток любого назначения, припаркованных транспортных средств, выступающих частей зданий и сооружений, уличного оборудования, а также влияния открытых дверей зданий и др.), которые могут их уменьшить и, как следствие, привести к травмированию пешеходов.

5.3.11    Высота в свету свободного пространства (расстояние от поверхности пешеходногопутидо нависающих над ними препятствий) составляет не менее:

-    для стесненных условий - 2,1 м;

-    для прочих условий - не менее 2,3 м.

17

ОДМ 218.2.007-2011

Содержание

Стр.

Раздел 1    Область применения    1

Раздел 2    Нормативные ссылки    2

Раздел 3    Термины и определения    4

Раздел 4    Общие положения    7

Раздел 5    Технические рекомендации    к    тротуарам    и    пешеходным    ^ ^

дорожкам

Раздел 6    Технические    рекомендации    к пешеходным переходам    27

Раздел 7    Технические    рекомендации    к    остановочным пунктам    48

Раздел 8 Технические рекомендации к автомобильным стоянкам

(парковкам)    54

Раздел 9    Технические    рекомендации    к зонам отдыха инвалидов    58

Раздел 10 Технические рекомендации к обустройству мест проведения

дорожных и строительных работ    59

Раздел 11    Технические рекомендации    к обустройству автомобильных

дорог средствами информирования и ориентирования инвалидов и других маломобильных групп населения    62

Ключевые слова    82

Приложение А    83

Приложение Б    84

Приложение В    86

Приложение Г    90

ш

ОДМ 218.2.007-2011

5.4 Элементы обустройства тротуаров и пешеходных дорожек

5.4.1    Ступени и лестницы

5.4.1.1    Ступени и лестницы следует проектировать с учетом требований СП 59.13330.2012 и настоящего отраслевого дорожного методического документа.

5.4.1.2    Отдельные ступени (в том числе бортовые камни) и лестницы целесообразно применять на маршрутах движения слепых и слабовидящих людей, людей, использующих индивидуальные опоры (кроме опор на колесах), а также людей, не имеющих физических ограничений.

5.4.1.3    Все ступени, том числе ступени лестниц и бортовые камни, расположенные на маршрутах движения инвалидов и других маломобильных групп населения, выполняются в соответствии с пунктом 4.9-4.10 и оборудуются подступенками.

5.4.1.4    Ширина отдельных ступеней (в том числе бортового камня) и ступеней лестниц принимается не менее 1,35 м. Глубина проступей - не менее 0,4 м.

5.4.1.5    Резкие перепады высот пешеходных путей, в том числе высота отдельных ступеней и ступеней лестниц, принимаются не более 0,12 м - для комфортных условий движения и0,13...0,15м - для прочих условий движения (рисунок 8).

В местах применения бортового камня, его верхняя поверхность выполняется в одном уровне с поверхностью пешеходного пути.

Рисунок 8 - Пример обустройства места резкого перепада высот пешеходного пути на пересечении с проезжей частью дороги

5.4.1.6Для обеспечения комфортных условий движения, ступени (отдельные и лестниц) следует выполнять без выступов. В нормальных и стесненных условиях допускается наличие сплошного выступа, величиной не более 20 мм. Ребро ступени рекомендуется выполнять с закруглением радиусом 10... 25 мм (рисунок 9).

ОДМ 218.2.007-2011

Раздел 1 Область применения

Отраслевой дорожный методический документ «Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступности инвалидов к объектам дорожного хозяйства» разработан в соответствии с Конвенцией о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г., Федеральным законом от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов». Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ст. 48, и. 12, пи. 10), Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Настоящий методический документ содержит рекомендации по применению и соблюдению норм проектирования элементов обустройства вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорог (за исключением пунктов весового контроля, пунктов взимания платы, сооружений, предназначенных для охраны автомобильных дорог и искусственных сооружений), а так же требований к их транспортно-эксплуатационному состоянию, обеспечивающие доступные и безопасные условия для самостоятельного движения инвалидов и других маломобильных групп населения.

Основные положения настоящего документа распространяются также на пешеходные улицы, тротуары мостовых сооружений, пешеходные мосты, пешеходные переходы через трамвайные пути и территорию объектов сервиса (за исключением зданий).

Раздел 2 Нормативные ссылки

В настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие документы:

1)    СП 35.13330.2011. Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84*

2)    СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*

3)    СП 52.13330.2011. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*

1

ОДМ 218.2.007-2011

4)    СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001

5)    СП 136.13330.2012. Свод правил. Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СП 35-101-2001

6)    СП 35-105-2002. Свод правил. Реконструкция городской застройки с учетом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения

7)    СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги

8)    ГОСТ Р 50597-93. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения

9)    ГОСТ Р 50602-93. Кресла-коляски. Максимальные габаритные размеры

10)    ГОСТ Р 50844-95. Автобусы для перевозки инвалидов. Общие технические требования

11)    ГОСТ Р 50918-96. Устройства отображения информации по системе шрифта Брайля. Общие технические условия

12)    ГОСТ Р 51090-97. Средства общественного пассажирского транспорта. Общие технические требования доступности и безопасности для инвалидов

13)    ГОСТ Р 41.36-2004 (Правила ЕЭК ООН № 36). Единообразные предписания, касающиеся сертификации пассажирских транспортных средств большой вместимости в отношении общей конструкции

14)    ГОСТ Р 51256-2011. Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования

15)    ГОСТ Р 51261-99.    Устройства    опорные стационарные

реабилитационные. Типы и технические требования

16)    ГОСТ Р 51264-99. Средства связи, информатики и сигнализации реабилитационные электронные. Общие технические условия

17)    ГОСТ Р 51630-2000. Платформы подъемные с вертикальным и

наклонным перемещением для    инвалидов.    Технические требования

доступности

18)    ГОСТ Р 51648-2000. Сигналы звуковые и осязательные, дублирующие сигналы светофора, для слепых и слепоглухих людей. Параметры

19)    ГОСТ Р 51671-2000. Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности

2

ОДМ 218.2.007-2011

20)    ГОСТ Р 41.52-2005 (Правила ЕЭК ООН № 52). Единообразные предписания, касающиеся транспортных средств малой вместимости категорий М2и М3 в отношении их общей конструкции

21)    ГОСТ Р 51764-2001. Устройства подъемные транспортные реабилитационные для инвалидов. Общие технические требования

22)    ГОСТ Р 52131-2003. Средства отображения информации знаковые для инвалидов. Технические требования

23) ГОСТ Р 1.12-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения

24) ГОСТ Р 1.5-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения

25)    ГОСТ Р 52282-2004. Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний

26)    ГОСТ Р 52289-2004. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств

27)    ГОСТ Р 52290-2004. Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования

28)    ГОСТ Р 52398-2005. Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования

29)    ГОСТ Р 52605-2006. Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения

30)    ГОСТ Р 52765-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация

31)    ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования

32)    ГОСТ Р 52875-2007. Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования

33)    ГОСТ Р 51631-2008 (ЕН 81-70:2003). Лифты пассажирские. Технические требования доступности, включая доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения

з

ОДМ 218.2.007-2011

34)    ОСТ 218.1.002-2003. Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования

35)    ВСН 37-84. Инструкция по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ

36)    РДС 35-201-99. Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры

37)    Рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах (утв. Распоряжением Минтранса России от 24.06.2002 № OC-557-p)

38)    МД С 35-10.2000. Промышленные предприятия, здания и сооружения для труда инвалидов различных категорий

Раздел 3 Термины и определения

В настоящем отраслевом дорожном методическом документе применяются следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 автомобильная дорога: объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитныедорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (автомобильная дорога включает улицы в городах и сельских поселениях, требования к которым установлены СП 42.13330.2011).

3.2дорожное хозяйство: часть отрасли материального производства, призванная совместно с автомобилями наиболее полно удовлетворять потребности народного хозяйства и населения в автомобильных перевозках (включает сеть автомобильных дорог общего пользования со всеми сооружениями, необходимыми для ее нормальной эксплуатации, а также предприятия и организации по строительству, ремонту и содержанию этих дорог).

3.3доступность: свойство элемента обустройства автомобильной дороги, обеспечивающее территориальную доступность и беспрепятственность

4

ОДМ 218.2.007-2011

движения по нему инвалидов и других маломобильных групп населения с учетом их безопасности.

3.4инвалиды:    лица    с    устойчивыми    физическими,    психическими,

интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.

3.5коэффициент продольного сцепления:отношение максимального касательного усилия, действующего вдоль дороги на площади контакта сблокированного колеса с дорожным покрытием, к нормальной реакции в площади контакта колеса с покрытием.

3.6 кресло-коляска:мобильное средство реабилитации, предназначенное для передвижения при пользовании инвалидом или иным лицом с нарушением опорно-двигательных функций, имеющее ручной, механический или электрический привод, размеры которого не превышают, установленных ГОСТ Р 50602-93, а в сложенном виде, если это предусмотрено конструкцией, не превышают 350 х 1100 х 1200 мм.

3.7маломобильные группы населения:    люди, испытывающие

затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве (инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, пожилые люди, беременные женщины, люди с детскими колясками, с малолетними детьми, тележками, багажом).

3.8надземный (подземный) пешеходный переход:    пешеходный

переход, выполненный над (под) проезжей частью автомобильной дороги с целью разделения транспортных и пешеходных потоков в пространстве.

3.9остановочная площадка:    элемент обустройства остановочного

пункта, предназначенный для остановки маршрутных транспортных средств с целью посадки и высадки пассажиров.

З.Юостановочный пункт: элемент обустройства автомобильной дороги, предназначенный для остановки маршрутных транспортных средств, высадки и посадки пассажиров, а также ожидания людьми прибытия маршрутных транспортных средств.

3.11 павильон:    элемент обустройства остановочного пункта,

располагаемый в пределах площадки ожидания и предназначенный для укрытия людей, ожидающих прибытие маршрутного транспортного средства.

5

ОДМ 218.2.007-2011

от воздействия неблагоприятных погодных условий (осадки, солнечная радиация, ветер и т.п.).

3.12пандус:    Сооружение,    имеющее    сплошную    наклонную по

направлению движения поверхность, предназначенное для перемещения с одного уровня горизонтальной поверхности пешеходного пути на другой, в том числе на кресле-коляске.

3.13пассажирский транспорт общего пользования: совокупность видов пассажирского транспорта (автобус, трамвай, троллейбус), осуществляющих перевозки пассажиров и багажа на основании публичного договора перевозки по обращению любого гражданина и юридического лица.

3.14пассажир: лицо, находящееся в транспортном средстве, а также лицо, которое входит в транспортное средство или выходит из него, кроме водителя и других работников транспорта, находящихся в транспортном средстве с целью выполнения своих прямых служебных обязанностей (кондукторов, контролеров и пр.).

3.15перегон: участок автомобильной дороги, расположенный между двумя смежными перекрестками.

3.16пешеход: лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу (к пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалиднуюколяску).

3.17    пешеходные путигэлементы обустройства автомобильной дороги, предназначенные для движения и нахождения на них людей - тротуары, пешеходные дорожки, пешеходные дороги и улицы, тротуары мостовых сооружений, пешеходные мосты, а также лестницы, пандусы, пешеходные переходы, пешеходные галереи и др.

3.18    пешеходный переход:участок проезжей части, выделенный для движения пешеходов через дорогу и обозначенный знаками и/или разметкой согласно ГОСТ Р 52289-2004.

3.19    площадка ожидания: элемент обустройства остановочного пункта, предназначенный для ожидания людьми прибытия маршрутного транспортного средства.

3.20    посадочная площадка: элемент обустройства остановочного пункта, предназначенный для осуществления посадки людей в транспортное средство и высадки из него.

6

ОДМ 218.2.007-2011

3.21 объекты (пункты) тяготения: объекты народно-хозяйственного комплекса, являющиеся целями передвижения значительной части населения: жилые массивы, предприятия и учреждения, общественные и торговые центры, станции внеуличного транспорта, железнодорожные станции, вокзалы, порты, места массового отдыха и другие.

3.22стесненные условия: условия, при которых пешеходная часть элементов обустройства автомобильных дорог, предназначенная для движения инвалидов и других маломобильных групп населения, ограничена по ширине, длине или высоте препятствиями в виде объектов капитального строительства, временных построек, сложного рельефа местности.

3.23тактильная информация: информация, которая предназначена для тактильного восприятия и может быть воспринята (опознана) человеком путем прикосновения к источнику этой информации (тактильному объекту).

3.24тактильный наземный указатель:    средство отображения

информации, представляющее собой полосу из различных материалов определенного цвета и рисунка рифления, позволяющих инвалидам по зрению распознавать типы дорожного покрытия путем осязания стопами ног, тростью или используя остаточное зрение.

3.25элементы обустройства автомобильных дорог: сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения,предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.

Раздел 40бщие положения

4.1 Проектирование элементов обустройства вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорог, а также их транспортноэксплуатационное состояние обеспечивается:

- выполнением в дорожном хозяйстве специальных государственных функций по обеспечению доступности элементов обустройства автомобильных

7