Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

281 страница

Купить НИМП-72 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В наставлении даны рекомендации по выбору трассы мостовых переходов, рассмотрены гидрологические, гидрометрические и инженерно-геологические работы, необходимые при изысканиях переходов, а также освещены гидрологические и гидравлические расчеты при проектировании и назначении отверстий сооружений. Наставление рекомендовано Главтранспроектом Минтрансстроя СССР в качестве пособия при изысканиях и проектировании мостовых переходов.

 Скачать PDF

Рекомендовано к применению Пособие к СНиП 2.05.03-84 "Мосты и трубы" по изысканиям и проектированию железнодорожных и автодорожных мостовых переходов через водотоки (ПМП-91)

Оглавление

Предисловие

Основные положения

     Глава I. Подготовительные и топографо-геодезические работы

     Глава II. Гидрометрические работы

     Глава III. Морфометрические работы

     Глава IV. Инженерно-геологические работы

     Глава V. Гидрологические расчеты водотоков в бытовых условиях

     Глава VI. Гидрологические расчеты водотоков с нарушенным бытовым режимом

     Глава VII. Прогнозы русловых процессов

     Глава VIII. Размещение водопропускных отверстий и расчеты размывов

     Глава IX. Назначение отверстий мостов в особых условиях

     Глава X. Расчет для проектирования регуляционных сооружений и пойменных насыпей

Приложение

Список литературы

 
Дата введения01.01.2019
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2019

Этот документ находится в:

Организации:

13.06.1971ПринятГлавтранспроект
ПринятГипротрансмост
ПринятЛенгипротрансмост
ИзданТранспорт1972 г.
РазработанЦНИИС-Главтранспроект
РазработанТомгипротранс
РазработанМосгипротранс
РазработанСаратовский политехнический институт
УтвержденМинистерство транспортного строительства СССР
РазработанСоюздорпроект Минтрансстроя
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО ТРАИСООРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА СССР ЦИИИС-ГЛАВТРДНСПРОЕИТ

НАСТАВЛЕНИЕ по изысканиям и проектированию железнодорожных и автодорожных мостовых переходов через водотони

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА СССР

ЦНИИС - ГЛАВТРАНСПРОЕКТ

НАСТАВЛЕНИЕ ПО ИЗЫСКАНИЯМ И ПРОЕКТИРОВАНИЮ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ И АВТОДОРОЖНЫХ МОСТОВЫХ ПЕРЕХОДОВ ЧЕРЕЗ ВОДОТОКИ

(НИМП-72)

Москва, «Транспорт», 1972

осадках, температурный режим воздуха, скорости и направления ветров и т. д,; эти факторы изучают в основном метеостанции, находящиеся в ведении местных управлений Гидрометеослужбы.

Материалы этих наблюдений публикуют в издаваемых Гидрометеослужбой;

а)    справочниках по климату СССР;

б)    метеорологических ежемесячниках и метеорологических ежегодниках.

6.    С целью изучения инженерно-геологических условий района перехода собирают данные по истории формирования рельефа, геологическому строению и гидрогеологическим условиям, неблагоприятным физико-геологическим явлениям и инженерно-геологическим процессам. Необходимо собрать сведения о месторождениях строительных материалов в районе перехода.

Материалы по геологии сосредоточены в Геолфонде и архивах республиканских и местных геологических управлений и трестах инженерно-строительных изысканий, а также в организациях, выполняющих инженерно-геологические исследования, частично перечисленных в п. 4.

В состав геологических материалов входит геологическое описание района перехода, геологические разрезы, профили и колонки буровых скважин, а также сведения:

а)    о грунтах русла реки и поймы;

б)    об уровнях и режиме подземных вод на участках расположения сооружений и анализы воды;

в)    об оползнях и мокрых косогорах;

г)    о сейсмических и карстовых явлениях.

7.    Для учета требований судоходства и сплава при выборе перехода необходимо получить в местном бассейновом управлении пути Министерства речного флота, а также сплавных организациях следующие сведения, характеризующие условия судоходства и сплава:

а)    класс реки;

б)    лоцманские карты или атласы судоходных рек с судовыми ходами;

в)    габариты судов, буксируемы^ составов и плотов и перспективы увеличения их габаритов;

г)    особенности условия движения судов и плотов в районе перехода;

д)    допускаемые поверхностные скорости для сплавного и взводного судоходства;

е)    интенсивность судоходства и сплава и перспективы дальнейшего их развития.

8.    Следует ознакомиться с проектно-изыскательскими материалами по ближайшим мостам и с материалами наблюдений за их работой.

С этой целью в службах пути управлений железных дорог, в дистанциях пути, в управлениях автомобильных дорог и других орга-

низациях железнодорожного и автомобильного транспорта следует запросить:

а)    планы и карты с нанесенными вариантами переходов;

б)    пояснительные записки с расчетами отверстий мостов;

в)    схемы мостов с геологическими разрезами и расчетными уровнями;

г)    характеристику работы моста по пропуску паводков;

д)    совмещенные профили живого сечения по промерам под мостом;

е)    материалы наблюдений водпоста под мостом;

ж)    случаи размывов, разрушений и повреждений на переходе (подмыв опор, регуляционных сооружений, их укрепление и др.);

з)    сведения о работе регуляционных сооружений и состоянии укрепления их откосов;

и)    все имеющиеся отметки УВВ с указанием дат пиков половодий и паводков.

9.    Для проектирования мостового перехода в зоне водохранилища или нижнем бьефе плотины необходимо получить в организациях, эксплуатирующих существующие или проектирующих новые водохранилища, материалы, характеризующие бытовой режим реки до постройки ГЭС и измененный после создания водохранилища.

Для проектирования мостового перехода в зоне существующих или проектируемых наземных, подземных и воздушных коммуникаций (ЛЭП, линий связи, трубопроводов и пр.) необходимо собрать в проектирующих и эксплуатирующих организациях проектную документацию, исполнительные чертежи сооружений и сведения о перспективе их переустройства.

10.    При расположении мостового перехода вблизи населенных пунктов или промышленных объектов необходимо получить планировочные материалы в местных учреждениях: городских архитектурно-планировочных управлениях (АПУ), плановых отделах райисполкомов, отделах капитального строительства (ОКС) промышленных предприятий.

В состав указанных материалов входят планы:

а)    существующей застройки населенного пункта или промышленного предприятия с показанием подземных коммуникаций и красных линий проектируемой перепланировки;

б)    расположения существующих и проектируемых набережных, пристаней, элеваторов, электростанций и т. д.

11.    Следует собрать сведения о наличии в районе перехода:

а)    местных строительных материалов и условиях доставки их на переход;

б)    электроэнергии в количестве, потребном для нужд строительства перехода;

в)    строительных, промышленных и транспортных предприятий, которые могут быть использованы при строительстве перехода;

г)    рабочей силы и жилищ.

12.    Для учета экономических требований необходимо получить * в местных организациях сведения:

11

а)    о размещении и производственных связях грузо- и пассажирообразующих точек, а также о перспективах развития народного хозяйства в районе изысканий;

б)    об объемах и направлениях перевозок грузов и пассажиров автомобильным и другими видами транспорта для решения вопросов координации их работы;

в)    о работе автотранспортных предприятий, транспортно-эксплуатационных показателях работы автомобильного транспорта и данные по учету движения автомобилей, проводимому дорожноэксплуатационной службой;

г)    об эксплуатационно-стоимостных показателях работы существующего мостового перехода, паромной переправы, низководного моста и т. п.;

д)    о простоях, задержках, перерывах движения и косвенных потерях народного хозяйства.

13. Для правильной организации изыскательских работ должно быть составлено общее представление о режиме реки, климатических, гидрологических, топографических, экономических и геологических условиях района изысканий на основе изучения и обработки собранных материалов.

По этим данным предварительно намечают основные решения. Для этого приближенными методами устанавливают ориентировочные значения:

а)    расчетного расхода воды;

б)    предполагаемого отверстия моста;

в)    размеров и положения регуляционных сооружений;

г)    ожидаемых глубин размывов подмостового русла.

§ 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМА И МЕТОДОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЛЕВЫХ РАБОТ, СОСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Составлению технического проекта мостового перехода предшествуют изыскания, включающие топографо-геодезические, гидрологические и геологические полевые работы. Перед выполнением изысканий необходимо выявить перечень и объем работ, установить метод их производства, составить программу и определить сроки выполнения.

Объем и характер полевых работ зависят от полноты имеющихся материалов, размеров перехода и заданных сроков разработки проекта.

При наличии полных и надежных материалов следует сократить объем работ, не допуская повторений и ограничиваясь привязкой данных к створу перехода с обязательной проверкой соответствия их натуре. Например, имея план перехода в нужном масштабе, необходимо предусмотреть контрольные промеры русла в характерных точках (плёс, перекат), а также проверить плановое положение берегов, островов, рукавов, и т. п., которое могло измениться вследствие руслового процесса.

Геологические разрезы речной долины, совпадающие со створом

перехода или близкие к нему, корректируют по результатам бурения контрольных скважин (см. гл. IV).

Имеющиеся гидрологические материалы обычно относятся к створам, не совпадающим со створом намечаемого перехода. В таких случаях предусматривают перенос расчетных расходов и уровней воды на створ перехода.

Иногда необходимо проверить данные наблюдений на месте и провести контрольные промеры в случае неучета поймы или других частей живого сечения водного потока.

2.    Независимо от наличия топографического материала предусматривают съемку мест пересечения автомобильных и железных дорог для проектирования развязок, переездов или путепроводов через железные дороги. Следует также предусмотреть съемку всех изменений ситуации.

3.    При составлении программы изыскательских работ нужно ориентироваться на выполнение их современными методами и инструментами. Большие площади необходимо снимать аэрофотограм-метрическими методами; неприступные расстояния и базисы опорных сетей нужно определять прецизионными методами, русловые съемки производить с помощью эхолотов, а измерение скоростей течения и расходов воды на крупных реках методами аэрогидрометрии.

При определении сроков камеральной обработки полевых материалов следует учитывать использование ЭВМ при вычислении координат опорной сети, статистической обработке рядов расходов и уровней воды, морфометрических и других расчетах.

4.    При изысканиях мостовых переходов учитывают возможность укладки трассы на стереомодели местности,

5.    При изысканиях мостовых переходов производятся, как правило, морфометрические работы; в необходимых случаях их дополняют гидрометрическими работами.

При гидрометрических работах определяют расходы воды, скорости течения, уклоны водной поверхности в период прохода паводка. Гидрометрические изыскания наиболее ценны, если охватывают период высокого (выше уровня выхода воды на пойму) половодья или паводка.

При морфометрических работах, которые можно выполнять в беспаводочный период, определяют количественные соотношения между морфометрическими и гидравлическими характеристиками русла и пойм реки.

Ограничиться морфометрическими работами можно в случаях, когда:

а)    вблизи проектируемого перехода имеются водомерные посты, материалы наблюдений которых обеспечивают надежное определение расчетных гидрологических параметров;

13


б)    вблизи проектируемого расположен существующий переход, нормальная работа которого проверена за период эксплуатации и размеры сооружений которого могут служить аналогом для проектируемого;

в)    мостовой переход располагается на участке реки с небольшими поймами;

г)    изыскания носят срочный характер, и время их производства не совпадает с паводочным периодом;

д)    трасса дороги пересекает несколько водотоков, расположенных в одном гидрологически однородном районе.

В остальных случаях целесообразно применение гидрометрических или смешанных гидроморфометрических изысканий, выполняемых в весенне-летний период.

Производство морфометрических изысканий в зимнее время не рекомендуется, за исключением тех районов, где имеются преимущества в организации и проведении изыскательских работ, а также если требуется изучение зимнего режима рек.

6. В зависимости от объема полевых работ комплектуют штат технических работников, составляют программу и определяют сроки выполнения работ.

Сетевой график изысканий мостовых переходов составляют исходя из сроков, установленных на все проектно-изыскательские работы, и с учетом того, что отдельные их виды на мостовых переходах можно выполнять в определенный период года (например, то-погеодезические, когда поймы свободны от воды и снежного покрова, гидрометрические — во время паводков).

§ 4. ТРАССИРОВАНИЕ МОСТОВЫХ ПЕРЕХОДОВ

1.    Трассу мостового перехода намечают так, чтобы она удовлетворяла требованиям п. 3 Основных положений и в наименьшей степени отклонялась от общего направления проектируемой дороги. В сложных условиях направление трассы подходов может подчиняться выбранному створу перехода с возможным удлинением трассы.

Во всех случаях необходимо изучение вариантов трассы перехода в зависимости от условий топографических, геологических, гидрологических, экономических, судоходства и сплава. До назначения вариантов трассы необходимо решить задачу об оптимальном расположении мостового перехода исходя из наименьших потерь при перевозке грузов и пассажиров, т. е. расположить мостовой переход так, чтобы он наилучшим образом обслуживал все транспортные связи.

Для этого до начала изысканий определяют зону возможного расположения вариантов мостового перехода. Затем проводят камеральное трассирование вариантов и отбирают наиболее конкурентоспособные для полевого трассирования.

2.    Трасса перехода должна приближаться к прямой. Элементы плана и профиля трассы перехода должны соответствовать требованиям СНиП П-Д. 1-62 для железных дорог [62] и СНиП П-Д. 5-62 для автомобильных дорог [63].

Повороты трассы в пределах поймы допускаются при их доказанной целесообразности. На активно работающей пойме при углах

Рис. I. Варианты перехода через реку с широкой поймой

поворота вниз по течению образуются водные «мешки», создающие угрозу прорыва насыпи и затрудняющие слив воды с поймы в отверстие моста (рис. 1, вариант /), но вместе с тем исключающие течение вдоль насыпи. При угле поворота вверх по течению вдоль верховой стороны насыпи возникают повышенные скорости потока, что потребует защиты ее от подмыва (рис.Л, вариант II),

При пересечении поймы следует использовать для трассы перехода местные возвышенности (остатки прирусловых валов, выступы берегов и т. п.), избегая пересечения озер, болот, староречий и активных проток.

3.    При трассировании мостовых переходов необходимо учитывать естественный русловой процесс (см. гл. VII). В извилистых узких долинах, когда трасса многократно пересекает русло реки, одновременно с вариантами устройства мостов на пересечениях русла целесообразно рассматривать варианты спрямлений и отводов русла от запроектированной трассы (рис. 2).

Косое пересечение реки, а также расположение моста на кривой должны быть обоснованы сравнением вариантов.

4.    При трассировании перехода через конус выноса возможны три варианта его пересечения:

а)    в вершине конуса, вблизи горловины ущелья;

б)    в средней активной части конуса;

в)    в нижней, части конуса или в обход его.

При пересечении в вершине конуса размеры отверстия и регуляционных сооружений оказываются наименьшими, но при этом обычно происходит излишний набор и потеря высоты по трассе. Пе-

15

Рис. 2. Расположение трассы в извилистых долинах:

/ — спрямление русла; 2 — отвод русла; $ — граница разлива при УВВ

ресечение в середине конуса обычно бывает кратчайшим, но стоимость моста и регуляционных сооружений наибольшей. При обходе конуса часто возникает возможность заменить одно большое отверстие моста несколькими малыми и обойтись без дорогостоящих регуляционных сооружений, однако при этом, как правило, трасса удлиняется.

Поэтому если местные условия или особые требования не диктуют какое-либо однозначное решение, трассирование перехода и полевые работы следует производить для нескольких вариантов с последующим их сравнением.

Существующие автомобильные дороги часто пересекают конусы выноса в их наиболее широкой части с несколькими мелкими водопропускными сооружениями временного характера или бродами и это положение трассы оказывается наименее благоприятным для проектирования капитального мостового перехода. Поэтому на дорогах низших категорий (по согласованию с заказчиком) возможно проектирование бродов капитального типа вместо мостов, что следует учитывать при трассировании подходов.

При пересечении конусов выноса в средней или нижней части трассу следует располагать нормально к образующей конуса, т. е. по кривой с углом поворота, равным или несколько большим угла растекания потока по конусу (рис. 3). Такое положение трассы облегчает регулирование потока и не допускает свала его в пониженные места.

Указанное требование не относится к случаям, когда сток по конусу от горловины ущелья до перехода заключен в канал (см. § 60).

5. При пересечении реки вблизи проектируемого гидроузла трассу мостового перехода располагают с учетом проекта организации строительства этого гидросооружения.

Мостовые переходы в зоне водохранилищ и нижних бьефов проектируемых плотин трассируют с учетом бытового и измененного плотиной режима реки. При этом возможны случаи:

а)    мостовой переход располагается в нижнем бьефе плотины; в этом случае трассу располагают вне зоны сосредоточенного размыва русла за плотиной;

б)    переход располагается по плотине ГЭС; такой вариант перехода решается в ее проекте;

в)    переход располагается в пределах распространения подпора; в этом случае трассу перехода надо располагать в наиболее узком месте водохранилища;

г)    переход располагается в верхней части водохранилища, где возможны заторы льда; в этом случае следует установить границы заторной зоны (см. § 38) и располагать мостовой переход вне ее.

При расположении перехода ниже некапитальной плотины должна учитываться возможность ее прорыва со всеми последствиями для перехода.

При проходе дороги вдоль берега водохранилища трасса ее должна быть удалена на безопасное расстояние от прогнозируемой бровки перерабатываемого волнобоем берега водохранилища.

Расположение перехода выше или ниже существующего гидроузла назначают на основе сравнения вариантов.

6. При трассировании мостового перехода вблизи существующего необходимо учитывать:

Рис. 3. Расположение трассы на конусе выноса:

— регуляционные сооружения; 2 — желательное положение трассы; 3 — угол поворота трассы, больший или .равный углу растекания потока; 4—*

а)    наличие, расположение и состояние регуляционных сооружений и укреплений с верховой и низовой сторон насыпи подходов к мосту;

б)    конфигурацию русла и размывы его у существующего моста;

в)    образование ветровой волны с обеих сторон от существующего перехода;

г)    условия производства строительных работ.

При трассировании мостового перехода вблизи существующего автодорожного мостового перехода следует учитывать возможность полного его использования или использования отдельных сооружений.

Следует рассмотреть вариант его ликвидации с переводом движения на вновь устраиваемый переход или использования его при организации строительных работ.

17

Если существующий мост сохраняется, то новый переход следует располагать на достаточном расстоянии от него, чтобы деформации русла, вызываемые одним переходом, не были опасны для другого; в крайнем случае необходимо предусмотреть защитные мероприятия.

При близком расположении проектируемого мостового перехода от существующих следует учитывать возможность совместного их регулирования.

При трассировании мостового перехода необходимо учитывать достаточность его удаления от существующих коммуникаций, ЛЭП, газопроводов, нефтепроводов и оценить возможность их переноса» переустройства или смещения трассы перехода. При этом необходимо учитывать распространение размыва от моста вдоль реки.

Следует избегать расположения трассы перехода в пределах действия аварийных водосбросов ГЭС, особенно высоконапорных.

При расположении трассы перехода по территориям добычи полезных ископаемых ее, как правило, необходимо прокладывать по местам, в которых не намечаются разработки.

Трасса перехода должна проходить вне промышленных объектов и населенных мест, но достаточно близко к ним для сокращения подъездов.

Следует учитывать необходимость устройства развязок, съездов и переездов при пересечении дорог местной сети.

7.    При трассировании мостовых переходов небходимо использовать следующие официальные документы:

а)    «Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик», 1968 г.;

б)    постановления Совета Министров СССР и советов министров союзных республик по вопросам использования и отвода земель, занимаемых для строительства, и директивные документы, издаваемые в развитие этих постановлений;

в)    ведомственные приказы и распоряжения о вопросах и порядке согласований.

8.    Вопросы, связанные с проложением трассы перехода в районе залегания полезных ископаемых, должны быть также согласованы с территориальными геологическими управлениями и республиканскими министерствами геологии.

9.    Согласованию подлежат следующие вопросы, связанные с организацией строительства:

а) отвод земель для временных сооружений и строительных площадок под полигоны железобетонных конструкций, временных дорог, мастерских, стоянок дорожных машин и других транспортных средств, складов горюче-смазочных материалов и взрывчатых веществ (ВВ) —с землепользователями, местными советами, заинтересованными организациями; склады ВВ — также с органами гостехнадзора и МВД;

б.) условия и сроки получения строительных материалов из действующих карьеров и изготавливаемых местной промышленно-

стью, — с организациями, эксплуатирующими предприятия, районными и областными плановыми комиссиями;

в)    аренда существующих и использование ведомственных железнодорожных тупиков и разгрузочных площадок, постройка новых тупиков и разгрузочных площадок различного назначения — с отделениями и управлениями железных дорог, с предприятиями, а при постройке новых тупиков и разгрузочных площадок — с Гос-санинспекдией и пожарной охраной;

г)    возможность получения электроэнергии, пара, воды, газа — с предприятиями и их вышестоящими инстанциями;

д)    возможность применения средств гидромеханизации для возведения насыпей подходов и регуляционных сооружений — с Гос-санинспекцией, Госрыбнадзором, с бассейновыми управлениями пути и пароходствами МРФ;

е)    возможность доставки грузов к месту строительства по водным речным путям —с бассейновым управлением водного пути и пароходством МРФ.

10. Трасса перехода и места расположения его сооружений по конкурирующим вариантам (с примерными размерами намечаемых к постоянному и временному изъятию земельных площадей) должны быть согласованы: с советами министров союзных и автономных республик; местными советами; с совхозами, колхозами и другими землепользователями; с архитектурно-планировочными управлениями в городах; с Госрыбнадзором; с органами Министерства обороны; с предприятиями и организациями, интересы которых затрагивают сооружения мостового перехода; с бассейновыми управлениями пути Министерства речного флота; лесосплавными организациями; республиканскими управлениями речного транспорта или отделами малых рек; с проектными организациями, если на пересекаемом водотоке намечается строительство гидротехнических сооружений.

§ 5. ПРИМЕНЕНИЕ АЭРОФОТОСЪЕМКИ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ

ГЕНЕРАЛЬНЫХ И ДЕТАЛЬНЫХ ПЛАНОВ МОСТОВОГО ПЕРЕХОДА.

ФОТОТЕОДОЛИТНАЯ СЪЕМКА

1.    Применение комплекса аэрометодов на изысканиях мостовых переходов позволяет одновременно получить необходимые данные для составления генеральных и детальных планов перехода и ряд гидрологических характеристик реки.

Аэрофотосъемочные работы выполняют согласно Техническим указаниям {69].

2.    Масштабы аэрофотосъемки для составления топографических генеральных планов определяются шириной пересекаемого водотока. Их принимают по таблице на стр. 20.

3.    В необжитых труднодоступных районах и при обеспеченности материалов аэрофотосъемки показаниями статоскопа и радиовысотомера наземное планово-высотное обоснование аэроснимков можно не производить. Планы перехода создаются в условной системе

19

УДК 624 2/8 001.2

Наставление по изысканиям и проектированию железнодорожных и автодорожных мостовых переходов через водотоки. Ц Н И И С — Главтранспроект Министерства транспортного строительства СССР. Изд-во «Транспорт», 1972, стр 1—280.

В наставлении даны рекомендации по выбору трассы мостовых переходов, рассмотрены гидрологические, гидрометрические и инженерно-геологические работы, необходимые при изысканиях переходов, а также освещены гидрологические и гидравлические расчеты при проектировании и назначении отверстий сооружений.

Наставление составлено по материалам научно-исследовательских работ и накопленного опыта в области способов и технологии изыскательских работ по гидрологии, топографии, геологии и методов расчета основных размеров сооружений мостовых переходов

Наставление рекомендовано Главтранспроектом Минтрансстроя СССР в качестве пособия при изысканиях и проектировании мостовых переходов

Настоящее издание Наставления заменяет Наставление, изданное Главтранспроектом в 1961 г. Наставление по изысканиям и проектированию железнодорожных и автодорожных мостовых переходов через водотоки является практическим пособием и рассчитано на инженерно-технических работников, выполняющих проектно-изыскательские работы по мостовым переходам Рис 93, табл 74, библ. 86

3-18-1

39-БЗ-32-72

ЦНИИС — Главмранспроект

Наставление по изысканиям и проектированию железнодорожных и автодорожных мостовых переходов через водотоки

Редактор К. М. Ивановская

Технический редактор Т. М Плёшкова

Корректоры А. П Новикова и С. Н. Мясникова

Сдано в набор 6/VI 1972 г    Подписано    в печать 16/XI 1972 г.

Формат бумаги 60X 90Vi6 № 2. Печ л 17,5 Уч -изд л 18,8 Тираж 7000 экз. Зак. тип 1218 Цена 1 р 08 к    Т—19321.    Изд № 1к—3—1/15 № 5662

Издательство «Транспорт», Москва, Басманный туп, 6а

Московская типография № 8 «Союзполиграфпрома» при Государственном комитете Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли.

Хохловский пер . 7

координат и высот. Эти планы могут быть в последующем привязаны к государственной системе координат или к системе координат и высот, в которой ведутся изыскания трассы.

4. В обжитых районах при составлении планов производится прйвязка аэроснимков в системе координат близлежащего населенного пункта. В этом случае на участке съемки необходимо получить

Масштабы

Ширина разлива, м

аэрофотосъемки

плана

150—500

1: 3000—1: 7000

1:1000—1: 2000

500-1000

1: 7000—1:12000

1:2000-Ь 5000

>1000

1:15000—1:20 000

1:5000—1:10000

не менее четырех-пяти опознаков. Высотная привязка аэроснимков производится в абсолютной системе высот.

5. Планы переходов через реки с шириной разлива до 1,5 км составляют на основе материалов маршрутной аэрофотосъемки, а при оолыпеи ширине разлива для составления планов используют площадную аэрофотосъемку и каркасные маршруты.

6.    Камеральные работы при составлении планов перехода включают: построение планово-высотной основы стереофотограмметри-ческими методами, фототрансформирование аэроснимков и составление фотоплана.

При составлении плана мостового перехода по материалам площадной аэрофотосъемки развивают опорные сети вдоль морфоство-ров и намечаемой оси мостового перехода.

7.    Фототрансформирование аэроснимков и составление фотоплана мостового перехода выполняют обычными методами. На полученный в результате камеральных работ фотоплан перехода наносят всю топографическую информацию, результаты полевого и камерального гидрологического и инженерно-геологического дешифрирования.

8.    Планы переходов, характеризующихся широкой затопляемой поймой, не изображающейся на аэрофотоснимках одного маршрута, составляют по аэрофотоснимкам каркасного маршрута масштаба мельче 1 : 12 000 вдоль основного створа перехода.

9.    Планово-высотной основой аэрофотосъемки на участках с широкой затопляемой поймой является опорная сеть, полученная в результате аналитического фототриангулирования.

В этом случае планово-высотные опознаки должны располагаться не реже чем через шесть-семь базисов фотографирования в случае аналитического сгущения и через четыре-пять базисов при сгущении на универсальных приборах (масштаб съемки 1 :1000—1 : 12 000). Планы составляют на стереометрографе, стереопроекторе и т. п.

Расхождения в высотах по сводкам между стереопарами допускаются в пределах 1 м.

10.    Планы переходов, характеризующихся крутыми, обрывистыми и высокими берегами, составляют по фотоснимкам, полученным

20

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящее Наставление разработано взамен «Наставления по изысканиям и проектированию железнодорожных и автодорожных мостовых переходов через водотоки», изданного Главтранспроектом в 1961 г.

В Наставлении учтены опыт применения предыдущего издания Наставления, новые нормативные, методические и другие руководящие документы и рекомендованы прогрессивные методы и технология гидрологических, топографических и инженерно-геологических изысканий с использованием современных приборов и инструментов, а также электронных вычислительных машин.

Новыми в Наставлении являются разделы по прогнозированию русловых процессов, классификации существующих мостовых переходов по водопропускной способности и аэрогидрометрии. Значительно переработаны разделы по промерным, морфометрическим и инженерно-геологическим работам, расчеты общих и местных размывов, назначение и расчет групповых отверстий и др.

Наставление разработано ЦНИИСом, Мосгипротрансом и Со-юздорпроектом при участии Саратовского политехнического института и Томгипротранса.

Авторы Наставления: Л Г. Бегам, В. С. Муромов, Н. Н. Чего-даев, Ю. С. Смирнов, Г. П. Кудрявцев, М. К. Дружинин, В. Ш. Цыпин (ЦНИИС) — § 5, 9—15, 24—27, 28, 35, 39, 48, 51—53, 62—67, Л. Л. Лиштван, Н. И. Маслов, С. М. Быханов, П. Н Березин, А П. Иванчук, Г. Г. Зуева (Мосгипротранс) —§ 1—4, 6—8, 16—20, 23, 30, 32—34, 36, 38, 40, 42—50, 54, 57, 61, 69; Б. Ф. Перевозников, Н. А. Словинский, А. А. Александров, В С. Смирйов, С М. Блик-штейн, И. Б. Тимофеев, В Д. Марков (Союздорпроект) —§ 1—4, 21—22, 24—27, 29, 31, 41, 58—60, 68, 70, 71; Б. А. Костелянец (Томгипротранс) — § 37, 72 и И. С. Ротенбург (Саратовский политехнический институт) — § 55—56

3

Наставление рассмотрено Гипротрансмостом и Ленгипротранс-мостом, одобрено Главтранспроектом, секцией изысканий и проектирования железных и автомобильных дорог научно-технического совета Минтрансстроя СССР (протокол от 13 июня 1971 г.), а также комиссиями мостов и тоннелей и строительства научно-технического совета МПС (протокол от 26 октября 1971 г).

Общая редакция выполнена Л. Г. Бегамом, В. С; Муромовым, Л. Л. Лиштваном, Б. Ф. Перевозниковым и В. Ш. Цыпиным.

Рецензирование Наставления выполнено канд. техн. наук Ф В. Залесским (ПНИИИ Госстроя СССР), сотрудниками кафедры изысканий и проектирования железных дорог (зав. кафедрой чл-корр. АН СССР А В. Горинов), кафедры гидравлики и водоснабжения (зав. кафедрой проф. Г. В. Железняков) МИИТа, специалистами Гипротран-смоста и Ленгипротрансмоста.

Зам директора    Начальник Мое-    Директор Союз-

ЦНИИСа    гипротранса    дорпроекта

И Ф НАСЕДКИН    Ю В РЕИНГАРДТ    В Ф РОГОЖЕВ

Руководитель отделения изысканий и проектирования железных дорог

ЦНИИСа

Г 3 ВЕРЦМАН

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.    Настоящее Наставление составлено в дополнение и развитие Строительных норм и правил, технических условий и норм и других нормативных документов.

2.    Наставление является пособием, предназначенным для использования при изысканиях и проектировании мостовых переходов постоянного типа через водотоки, перекрываемые средними и большими мостами \ новых железных и автомобильных дорогах, вторых путей и при реконструкции существующих мостовых переходов.

3.    Мостовой переход через водоток, включающий мост, подходы и регуляционные сооружения, должен обеспечивать безопасный пропуск высоких вод, ледохода и плывущих предметов (карчей и т п.) при расчетных гидрологических условиях в течение срока службы перехода.

В соответствующих случаях мостовой переход должен удовлетворять требованиям судоходства и лесосплава, а также обеспечивать беспрепятственное движение сухопутного транспорта под мостом в его эстакадной части или в береговых пролетах, если это необходимо по местным условиям.

Мостовой переход следует располагать так, чтобы вызванное его сооружением изменение гидрологических условий не нарушало хозяйственных интересов местного населения, промышленных и других предприятий и организаций.

4.    Выбор трассы перехода зависит от общего направления дороги и местных условий, определяющих тиц и размеры элементов мостового перехода, и в проекте обосновывается технико-экономическими расчетами, базирующимися на материалах изысканий.

В результате изысканий должны быть получены данные о топографии, инженерно-геологических условиях района перехода, гидрологическом режиме и русловом процессе пересекаемого водотока, а также собраны сведения о наличии строительных материалов и другие данные, необходимые для составления проекта организации строительных работ и сметы.

5.    Проектирование мостового перехода, как правило, выполняют в две стадии: 1) технический проекг; 2) рабочие чертежи.

1 К средним относятся мосты полной длиной свыше 25 до 100 м, к большим —- свыше 100 м [73].

5

Перед составлением технического проекта выполняют весь комплекс топографических, инженерно-геологических и гидрологических изысканий, предусмотренный соответствующими разделами Наставления. Перед разработкой рабочих чертежей, как правило, выполняют необходимые для этой стадии топографические, инженерногеологические и в отдельных случаях также и гидрологические работы в составе и объеме, учитывающем результаты рассмотрения и утверждения технического проекта.

В случаях несложных проектных решений разрабатывают техно-рабочий проект мостового перехода, для которого выполняют все изыскательские работы, обеспечивающие обе стадии проектирования.

В сложных случаях разработке проекта перехода предшествует составление технико-экономического обоснования (ТЭО). Методика и объем изыскательских работ для ТЭО Наставлением не регламентируются и устанавливаются специальной программой.

6.    При выполнении проектно-изыскательских работ, помимо рё-комендаций Наставления, должны соблюдаться общеобязательные инструкции и указания по технике безопасности, геодезическому надзору, а также правила использования материалов Геологического и Гидрометеорологического фондов СССР.

7.    Наставление предусматривает работы, необходимые для составления проекта мостового перехода. Перечень и объем их в каждом случае определяют в зависимости от изученности реки и сложности перехода.

8.    В Наставлении приведены методы расчетов и способы выполнения работ, предусмотренные нормативными и другими официальными документами, методическими указаниями, рекомендованными Главтранспроектом, а также оправдавшиеся в практике изысканий и проектирования.

Методы расчета и способы производства работ, приведенные в Наставлении, не исключают использования и других методов, которые проектные институты признают целесообразным применить в данных условиях для решения отдельных задач при соответствующем обосновании правомерности их применения. Результаты таких расчетов сопоставляют с результатами расчетов по Наставлению.

Глава I

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ И ТОПОГРАФО-ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

§ 1. ВЫБОР МЕСТА ПЕРЕХОДА

1.    Трассу перехода намечают согласно заданному направлению проектируемой дороги с учетом условий гидрологических, топографических, инженерно-геологических, судоходства и сплава. В случаях, обоснованных расчетами, место перехода может определять на отдельных участках [13] направление дороги

2.    Проектируемый мостовой переход должен удовлетворять условиям п. 3 Основных положений. Для этого трассу перехода назначают с учетом следующих требований:

а)    участок русла реки в месте перехода должен быть устойчивым, плесовым, по возможности прямолинейным, или представлять^ собой плавну/о излучину; на участке перехода направления течений в русле и на пойме должны быть параллельными и мало изменяться с изменением уровня воды;

б)    на участке перехода поймы должны быть наиболее узкими, расположенными на высоких отметках, незаболоченными, без озер, проток и староречий;

в)    створ перехода не следует располагать на перекатном участке реки, в местах образования наледей, заторов, зажоров льда или заломов при молевом сплаве, а также в местах, где река имеет рукава или острова;

г)    не рекомендуется располагать переход непосредственно ниже устья притока во избежание скопления наносов под мостом;

д)    ось проектируемого перехода следует располагать, как правило, нормально к направлению руслового и пойменного потоков при расчетном паводке; косое расположение перехода допускается при наличии технико-экономических обоснований;

е)    если направления пойменного и руслового потоков не параллельны, створ перехода располагают нормально к среднему направлению более мощного из потоков; методы определения средних направлений руслового и пойменного потоков приведены в [16].

3.    При выборе мостового перехода предпочтение по инженерногеологическим условиям следует отдавать варианту, где коренные и плотные породы располагаются на более высоких отметках.

4.    Не рекомендуется располагать сооружения перехода на участках, имеющих карстовые явления или сложенных гипсом и другими выщелачиваемыми породами. Следует избегать расположения подходов на берегах, подверженных оползням или имеющих мокрые косогоры, на заболоченных поймах, пересечениях пойменных

7

озер, проток и староречий, а также на участках, где образуются наледи.

5 Мостовой переход через судоходные и сплавные реки располагают в соответствии с требованияйи НСП 103-52 {50]:

а)    на судоходных и сплавных реках мост надо располагать нормально к направлению судовых и плотовых ходов при расчетном судоходном, среднем и низком уровнях воды;

б)    оси судовых ходов при средних и низких уровнях воды должны быть параллельны берегам русла на протяжении тройной длины буксируемого каравана с верховой стороны от оси моста и на протяжении полуторной длины каравана с низовой. При камеральном трассировании соблюдение этого требования устанавливается по лоцманским картам;

в)    отклонение оси моста от нормали к направлению течения без увеличения ширины габарита судоходных пролетов допускается не более 5°. Косина перехода более 5° допускается при условии увеличения ширины подмостового габарита и устройства соответствующих регуляционных сооружений;

г)    не следует располагать ось моста на участке русла реки, имеющем перевал судового хода от одного берега к другому;

д)    расположение перехода на судоходной реке в пределах речного порта не должно ухудшать условий рейдовых операций. При выборе варианта перехода необходимо учитывать требования местных бассейновых управлений пути МРФ, а также организаций, производящих сплав леса.

§ 2. СБОР И ОБРАБОТКА ДАННЫХ О РАЙОНЕ ПЕРЕХОДА

1. До начала изыскательских работ производят сбор и изучение материалов, содержащих сведения о режиме пересекаемой реки и районе перехода. К ним относятся материалы:

а)    картографические и топографо-геодезические;

б)    гидрологические;

в)    метеорологические;

г)    геологические;

д)    сведения о судоходстве и сплаве на реке;

е)    сведения о ближайших железнодорожных, автодорожных и городских мостах, а также материалы ранее производившихся изысканий для проектирования этих мостов;

ж)    сведения о ближайших существующих и проектируемых ГЭС и других гидротехнических сооружениях;

з)    сведения о существующих и проектируемых коммуникациях (ЛЭП, линиях связи, трубопроводах и пр.);

и)    материалы по планировке населенных пунктов и промышленных объектов;

к)    технико-производственные и экономические сведения, в том числе сведения о строительных материалах.

2. Картографический материал получают в Картгеофонде СССР и его республиканских и областных управлениях; там же получают

8

выписку из каталога марок и реперов и координаты пунктов триангуляции и полигонометрии.

Следует собрать плановые материалы съемок прошлых лет (в том числе крупномасштабных), которые могут оказаться в наличии в организациях, перечисленных в пп. 2—4.

По материалам разновременных съемок можно установить характер и интенсивность руслового процесса на участке перехода.

3. Гидрологический режим рек СССР изучают на стационарной сети постов и станций Гидрометеослужбы СССР (ГМС); материалы этих наблюдений приводятся в следующих изданиях Главного управления Гидрометеослужбы при Совете Министров СССР (ГУГМС) и Государственного гидрологического института (ГГИ):

а)    Сведения об уровнях на реках и озерах СССР за период с 1891 по 1935 г. включительно;

б)    Материалы по режиму рек СССР, содержащие основные гидрографические и гидрологические данные по рекам СССР с начала систематических наблюдений на них по 1935 г. включительно;

в)    Гидрологические ежегодники, в которых помещены данные гидрологических наблюдений на реках и озерах СССР с 1936 г. по настоящее время;

г)    Ресурсы поверхностных вод СССР, материалы водного кадастра CCCR (издание состоит из трех серий).

серия 1 — Гидрологическая изученность — содержит сведения о количестве и размерах рек и озер и их изученности;

серия 2 — Основные гидрологические характеристики — содержит материалы наблюдений водопостов ГМС на реках, озерах и водохранилищах за период до 1962 г. включительно,

серия 3 — Ресурсы поверхностных вод СССР — представляет научные обобщения данных о режиме рек, озер и водохранилищ, а также региональные формулы по расчету стока,

д)    Материалы по максимальному стоку талых вод рек СССР;

е)    Труды и другие издания Государственного гидрологического института, освещающие вопросы гидрологии рек отдельных районов СССР;

ж)    Атлас вскрытия и замерзания рек европейской части СССР;

з)    Каталог отметок наивысших уровней воды рек и озер СССР;

и)    Материалы по максимальному стоку дождевых паводков рек СССР.

4.    Данные по режиму рек можно также получить в организациях:

а)    Гидропроекте Министерства энергетики и электрификации СССР и его перифирийных отделениях;

б)    Гипроводхозе Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР и его отделениях;

в)    Гипроречтрансе Министерства речного флота РСФСР;

г)    институтах разных министерств и ведомств, проектирующих железные и автомобильные дороги, трубопроводы и т. д.

5.    На ближайших к переходу репрезентативных метеостанциях собирают данные, характеризующие климат района; сведения об

9