Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

25 страниц

Купить НД 2-029901-005 — официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Справочник представляет собой набор рекомендаций, которые могут применяться в полном объеме или частично сторонами, принимающими участие в перевозке навалочных грузов. Кроме того, Справочник является источником информации и служит пособием для специалистов, использующих в своей работе документы по определению осадки судов.

  Скачать PDF

Оглавление

Методические указания по составлению Справочника

Образцы форм для составления Ведомости расчета груза

Инструкции по заполнению форм А - Е

Показать даты введения Admin

Электронный аналог печатного издания, утвержденного 26.08.04


РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

Инструкция по составлению Справочника по определению количества груза


НД No 2-029901-005

Санкт-Петербург

2004

Настоящая Инструкция по составлению Справочника по определению количества груза разработана в соответствии с Директивой ЕЭК. Измерение осадки судна является одним из наиболее общих методов, используемых во всем мире, для определения веса насыпных грузов с малым удельным весом, перевозимых морским путем.

ISBN 5-89331-112-4

Справочник представляет собой набор рекомендаций, которые могут применяться в полном объеме или частично сторонами, принимающими участие в перевозке навалочных грузов. Кроме того, Справочник является источником информации и служит пособием для специалистов, использующих в своей работе документы по определению осадки судов.

© Российский морской регистр судоходства, 2004

ВЕДОМОСТЬ РАСЧЕТА i-1

ДО ПОГРУЗКИ

I-1 ПОСЛЕ ПОГРУЗКИ

ФОРМА Е

НАВАЛОЧНОГО ГРУЗА 1-1

(РАЗГРУЗКИ)

1-1 (РАЗГРУЗКИ)

Название юридического лица:

Название судна:

ЗАМЕР №:

ВЕДОМОСТЬ РАСЧЕТА ГРУЗА


Водоизмещение до погрузки (разгрузки) с поправкой Водоизмещение после погрузки (разгрузки) с поправкой


Разница в водоизмещении = ОБЩАЯ МАССА НАВАЛОЧНОГО ГРУЗА СОСТАВЛЯЕТ:


Метрические тонны


ПРИМЕЧАНИЕ: Количество груза на берегу

(если имеется) метрич. тонн    _

Отметьте все необычные условия, отступления от требований Справочника, идентификацию (источник, чертеж №, дата, название, одобряющий орган) в отношении каждого судового документа, использованного при переводе снятых замеров осадки в массу и, где применимо, причины отказа инспектора от выполнения замера или невозможности выполнения замера:


Метрические тонны

Водоизмещение судна порожнем с поправкой =

Вычитаемая масса =

Судно без груза =

Судовая постоянная =

Среднее значение предыдущих судовых постоянных =


Подтверждаю, что судовая постоянная, вычисленная на основании применения процедур расчета

осадки судна, занесена в Акт расчета судовой постоянной, находящийся на борту._

По моей оценке, погодные условия, состояния моря и судна в момент произведения замера осадки находились в приемлемых пределах и не повлияли на точность результатов этого замера. Данный

подробный документ состоит из_страниц,    включая эту страницу, каждая из которых

соответствующим образом подписана инициалами или полной подписью, документ составлен беспристрастно и в интересах всех, кого он может касаться.


Название фирмы, выполнившей расчеты по осадке судна (официальное название)


(подпись инспекгора(ов))

Фамилия(и) печатными буквами_

Подтверждаю свое присутствие на всех этапах выполненного замера осадки судна и согласие с полученными результатами. Подтверждаю получение судовой копии.


Подпись:    Должность:    Фамилия (печатными    буквами):


ИНСТРУКЦИИ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ФОРМ А — Е

Идентификационные номера, приводимые ниже в инструкциях, соответствуют номерам строк, указанным с левой стороны на бланках всех форм А — Е.

ФОРМА А

Представленные на этой странице данные содержат общую информацию, относящуюся к определению массы груза по осадке судна. В данном случае возможно внесение дополнительных данных, относящихся к конкретным ситуациям, которые могут приводиться в качестве подробных комментариев к каждой строке.

001 Указать, производится ли замер осадки судна для определения массы груза до или после погрузки

—    (разгрузки). В случае необходимости в Ведомость может быть добавлен штамп типа «Весовой 003 сертификат» или др.

004, Указать официальное название юридического лица.

005

006, Указать отделения и/или портовые службы более крупных юридических лиц.

007

008, Указать номера телефона, факса и телекса.

009

010, Указать название судна (в том случае, если название судна изменилось за время погрузки или разгрузки

011    — указать только последнее название); позывные, которые используются для связи с судном, и серийный номер замера: последний номер должен совпадать с номером, который в конечном итоге указывается в вахтенном журнале инспектора.

012, Последовательно указать возможные старые названия судна, а также имеющиеся в настоящее время 013 судовое Свидетельство и регистрационный номер.

014, Указать год постройки судна, название верфи (с номером корпуса судна) и флаг судна в момент

015    заполнения формы.

016    Последовательно указать названия юридического лица, посылающего заявку на выполнение замера;

—    юридического лица, за чей счет выполняется замер и, если это применимо, указать других, кроме 021 инспектора и членов команды лиц, присутствующих при замере. Третьи лица обычно присутствуют в

следующих случаях: в качестве второго инспектора, участвующего в выполнении замеров, арбитра или просто наблюдателя (обычно со стороны или продавца, или покупателя).

023    В оставленном свободном месте указать порт.

024    В оставленном свободном месте указать тип принятого на борт или снятого с борта судна груза. Необходимо уточнить, что, включая такие сведения в Ведомость, инспектор не несет никакой ответственности за тип и/или качество принятого на борт или снятого с борта судна груза.

025    В оставленном свободном месте инспектор должен указать номер трюма, в который был погружен или из которого был выгружен груз. Если трюмы заполнены лишь частично, это можно указать в сносках или в приложении к Ведомости.

031, На первой строке указать дату выполнения замера до погрузки (разгрузки) и дату выполнения замера

032    после погрузки (разгрузки). На второй строке указать количество часов, потребовавшихся для выполнения замеров.

033    Указать фамилию(ии) инспектора(ов), производившего(их) замеры до и после погрузки (разгрузки).

034    Указать фамилию капитана. Нередки случаи, когда между замером до погрузки (разгрузки) и замером после погрузки (разгрузки) происходит смена капитана.

12

035, Указать фамилии старшего помощника и главного механика Нередко в период между замером до

036    погрузки (разгрузки) и замером после погрузки (разгрузки) происходит смена этих должностных лиц.

037    Последовательно указать фамилии и должности наблюдателей, присутствовавших при снятии марок

—    углубления и измерении уровней жидкости в цистернах. Часто на этих строках указываются фамилия

041    старшего помощника (который обычно присутствует при измерении осадки) и фамилия главного механика (который обычно присутствует при измерении уровней содержимого цистерн).

042    Указать терминал, пирс или якорную стоянку, на которой стояло судно в момент выполнения замеров до и после погрузки (разгрузки).

043    Указать температурные условия в градусах Цельсия и состояние моря.

045

046, Указать курс судна.

047

048    Указать направление ветра.

049    В тех портах, в которых скорость течения имеет значение, указать ее в км/ч.

050, Указать уровень прилива в момент выполнения замеров до и после погрузки (разгрузки).

051

052, Указать, в тех случаях, когда это применимо, ледовые условия.

053

054, Дать описание временно установленного на борту судна погрузочно-разгрузочного оборудования с 055 точным указанием его массы.

056, На этих строках, как правило, указывается масса якоря и якорной цепи и/или другого временно

057    отсутствующего на корабле оборудования.

ФОРМА В

058    Указать производится ли замер осадки судна для определения массы груза до или после погрузки

—    (разгрузки).

060

061, Указать название юридического лица.

062

063, Указать название судна и серийный номер замера.

064

065    Сделать отметку в соответствующей клетке для указания критериев, использованных для расчета

—    поправок.

072

073    Указать утвержденные гидростатические данные судна. В этой связи необходимо подчеркнуть, что

—    диапазон гидростатических данных должен охватывать значения от осадки судна порожнем до

078    наибольшей разрешенной осадки грузовой ватерлинии.

079    Сделать отметку в соответствующей клетке в отношении калибровки цистерн.

081

13

082, Указать диапазон значений в таблицах поправок на дифферент. В том случае, если дифферент 083 превышает приводимые в таблицах значения, выполнение замеров осадки следует прекратить до тех пор, пока на судне не будет установлен дифферент, значение которого находится в диапазоне значений в утвержденных таблицах.

084, Указать последовательно номер верфи, номер корпуса, место и дату составления документа, из 085 которого получена информация.

086, Указать все несоответствия, очевидные для квалифицированного инспектора. Если отведенного для

087    этого в форме места недостаточно, к Ведомости можно приложить дополнительную страницу с более подробным описанием возникших проблем.

088    Капитан судна заранее, до начала выполнения замера, должен указать подробные сведения о судне для — сокращения времени на предварительные формальности. Инспектор, естественно, может потребовать 097 проверки приведенных данных с данными оригинала утвержденного документа.

Расчет судовой постоянной

090 При завершении замера, производимого при отсутствии груза на борту судна, т.е. или до погрузки, или после разгрузки, следует выполнить следующие расчеты для сравнения с предыдущими данными по этому судну:

Рассчитанная судовая _ водоизмещение с    водоизмещение    судна    порожнем,    указанное    в

постоянная    поправкой    (без    груза)    утвержденной    Информации    об    остойчивости,

(строка 090)    =    (строка    170)    —    (строка    092)

Эта неопределенная масса не должна приниматься в качестве судовой постоянной, ее следует рассчитывать заново при каждом замере осадки судна и записывать в Акт расчета поправок к водоизмещению судна порожнем, который должен иметься на борту судна и в котором должна быть отражена следующая информация:

Акт расчета судовой постоянной

Дата

Место

Судовая постоянная или поправка к водоизмещению судна порожнем, метрич. тонны

Подписи

Фамилия или штамп инспектора

Старший

помощник

Инспектор

Значительные расхождения должны быть отражены в данной таблице для справки на будущее.

098 Инспектор должен указать характеристики судна, определенные в ходе выполнения замеров до и после

—    погрузки (разгрузки).

106

107 В соответствии с обнаруженными условиями, на каждой из этих строк сделать отметку

—    «Удовлетворительно» или «См. форму Е». В последнем случае на свободном пространстве в форме Е

109    или на дополнительных прилагаемых листках дать краткое описание отклонений от нормы.

110    В оставленном свободном месте указать важные дополнительные сведения и/или привести краткие

—    замечания по содержимому предыдущих строк.

ИЗ

14

ФОРМА С

117 Указать производится ли замер осадки судна для определения массы груза до или после погрузки — (разгрузки).

119

120, Указать название юридического лица.

121

122, Указать название судна и серийный номер замера.

123

126 Указать время начала и окончания замеров до и после погрузки (разгрузки). Часы указываются от 00 до 24, минуты — от 00 до 60.

129,    Измерение осадки следует производить по маркам углубления на носу, на корме и на миделе на обоих

130,    бортах непосредственно перед началом погрузки (разгрузки) и затем еще раз сразу же после окончания

136,    погрузки (разгрузки). Все замеры должны быть произведены в присутствии уполномоченного

137,    вахтенного помощника капитана и утверждены им (заполнить строку 39 формы А). Если с пирса 145, или со спущенного трапа невозможно замерить осадку надлежащим образом, замеры производятся со 146 шлюпки, которая должна приблизиться к маркам. Если волнение моря препятствует выполнению

точных замеров, то, когда это позволяют местные условия, следует применять трубку для измерения осадки, которая уменьшает амплитуду колебаний поверхности воды. В открытых портах использование шлюпки может оказаться непрактичным или даже опасным. Возможной альтернативой в такой ситуации является измерение осадки по маркам углубления со стороны причала и использование кренометра для определения осадки с обратной стороны путем расчета влияния крена судна. Использование кренометра может также позволить произвести расчеты крена в условиях волнения.

Независимо от наличия марок углубления в мидельной части, осадка судна на миделе с обоих бортов должна определяться путем измерения надводного борта от линии главной палубы до ватерлинии. Для точного определения высоты борта судна следует сложить величину летнего надводного борта, указанную в Свидетельстве о грузовой марке судна, с величиной летней осадки судна. Необходимо отметить, что следует всегда использовать Свидетельство о грузовой марке, которое является официальным источником этих сведений (а не летнюю грузовую марку на борту судна). Из полученной таким образом величины высоты борта судна следует вычесть величину высоты надводного борта с обеих сторон; полученная разность и будет осадкой судна на миделе.

131,    Средняя осадка на марке углубления является средней арифметической значений осадки с правого и 138 левого бортов.

Осадка на перпендикулярах с учетом поправок

133,    В значения осадки на марках углубления следует внести поправки для получения осадки на носовом и

134,    кормовом перпендикулярах. Это делается по следующим формулам:

140,

141 Осадка на перпендикуляре = осадка на марке + поправка на отклонение от перпендикуляра.

Т

Поправка на отклонение от перпендикуляра = + {-щ D2),

где Т — дифферент между марками углубления;

D1 — расстояние между марками углубления;

D2 — расстояние от марки углубления до перпендикуляра.

Знак поправки на отклонение от перпендикуляра зависит от уклона площади ватерлинии между маркой углубления и перпендикуляром.

143 Средняя осадка носом и кормой выражается в виде средней арифметической значений осадки носом (с поправкой на носовом перпендикуляре) (строка 134) и осадки кормой (с поправкой на кормовом перпендикуляре) (строка 141).

147 Средняя осадка на миделе определяется как среднее арифметическое значений осадки на миделе с правого и левого бортов (строки 145 и 146).

148, Если марки углубления на миделе находятся не на равном расстоянии между носовым и кормовым

149    перпендикулярами, в значение средней осадки на миделе (строка 147) следует внести поправку на среднюю точку по следующей формуле:

Осадка на миделе = осадка по маркам углубления на миделе + поправка на миделе.

Т

Поправка на миделе = М,

где Т — дифферент между марками углубления;

D1 — расстояние между марками углубления;

М — расстояние от марки осадки на миделе до перпендикуляра.

Знак поправки на миделе зависит от уклона площади ватерлинии между маркой углубления и миделевым сечением.

Расчет прогиба/перегиба

150    Деформация корпуса судна, т.е. деформация днища судна, линия которого из прямой становится вогнутой (прогиб) или выпуклой (перегиб), определяется по следующей формуле:

(строка 150) = (строка 149) — (строка 143);

если получен результат со знаком “ + ”, судно имеет прогиб; если получен результат со знаком “ — ” , судно имеет перегиб.

Расчет средней осадки

151,    Определение средней осадки является приблизительным методом расчета водоизмещения с учетом

152,    поправки на деформацию корпуса судна. Это метод, описанный в пункте а), должен использоваться во 154 всех случаях, кроме указанных в пунктах б), в) или г) особых обстоятельств.

а)    При наличии прогиба или перегиба судна в значение осадки судна, используемое в расчетах водоизмещения, следует внести поправку по следующим формулам:

М =    =    (строка    143);

М/М = М +^MS = (СТр0Ка 151);

itntnt М/М + MS ,

М/М/М - ---=    (строка    152),

где DHn — осадка носом ( с поправкой на носовом перпендикуляре (строка 134);

DKn — осадка кормой ( с поправкой на кормовом перпендикуляре (строка 141);

MS — осадка на миделе (с учетом поправки) (строка 149);

М/М/М — поправка на прогиб/перегиб (строка 152).

б)    Если на судне имеется утвержденная таблица с указанием поправки на деформацию корпуса судна, эта поправка используется вместо предписываемой в пункте а). Об использовании такой поправки следует ясно указать в форме Е, чтобы тот же метод применялся во всех расчетах осадки судна, осуществляемых в ходе одного и того же рейса.

в)    Если до начала рейса достигнуто соглашение о расчете водоизмещения путем интегрирования площадей поперечного сечения, представляющих погруженную часть корпуса с его фактическим дифферентом и деформацией и с соответствующей поправкой на массу наружной обшивки и на выступающие части корпуса, этот метод используется вместо поправки, предписываемой пунктом а). Общая деформация корпуса, измеренная по миделю, должна быть распределена по всем теоретическим шпангоутам между носовым и кормовым перпендикулярами по параболе с использованием коэффициента, приведенного в таблице. В форме Е следует сделать соответствующую отметку, чтобы та же методика применялась в ходе выполнения всех последующих замеров осадки судна.

16

Таблица

Поправка на прогиб/перегиб корпуса, применимая к значениям

Теоретический

Пропорция

осадки судна на теоретических шпангоутах при расчете

шпангоут

прогиба или

гидростатических характеристик для фактической ватерлинии с

перегиба

дифферентом

Носовой

1,00

перпендикуляр

‘/2

0,81

1

0,64

2

0,36

3

0,16

4

0,04

5

0

6

0,04

Применять пропорциональную поправку к осадке, отсчиты-

7

0,16

васмую от прямой наклонной линии, проходящей по миделю

8

0,36

судна. При перегибе поправка вносится со знаком при

9

0,64

прогибе — со знаком “ ”

9—12

0,81

Кормовой

1,00

перпендикуляр

г) Если до начала рейса достигнуто соглашение о внесении поправок на деформацию корпуса относительно площади ватерлинии, вместо предписываемой в пункте а) поправки используется описываемый ниже метод.

Об использовании этого метода должна быть сделана соответствующая отметка (в форме Е), чтобы та же согласованная методика применялась в соответствии с соглашением при последующих замерах осадки.

При перегибе корпуса судна:

D =

При прогибе корпуса судна:

D = M+f(MS-M),

где D — расчетная осадка с учетом поправки па прогиб/перегиб (строка 154);

М средняя осадка по носовому и кормовому перпендикулярам (строка 143);

MS — средняя осадка на миделе (строка 149);

/— коэффициент из графика.

Коэффициенты поправки на прогиб/перегиб

17

Расчет дифферента

155 Дифферент судна на нос или корму должен рассчитываться по осадке судна с поправками на перпендикулярах (строки 134 и 141) по следующей формуле:

Дифферент = £>m - DHro

где DKn — осадка кормой (с поправкой на кормовом перпендикуляре) (строка 141);

DHn — осадка носом (с поправкой на носовом перпендикуляре) (строка 134);

при дифференте на корму используется знак “ + при дифференте на нос используется знак “ - ”.

Определение водоизмещения (1)

153, За исключением случаев, указанных в пунктах а) и б), водоизмещение определяется по утвержденным

161    гидростатическим таблицам судна для осадки М/М/М путем линейной интерполяции.

а)    В том довольно необычном случае, когда гидростатические данные даются относительно основной линии, прежде чем применять гидростатические таблицы, из осадки М/М/М следует вычесть толщину горизонтального киля с поправкой (строка 153).

б)    В том случае, если вместо таблиц на корабле имеются гидростатические кривые, водоизмещение (1), т.е. строка 161, должно устанавливаться путем определения водоизмещения по кривым по самой ближней на диаграмме отметке и с внесением поправки на фактическую осадку М/М/М по следующей формуле:

D{\) = DC + ТРС • (разница между CD и М/М/М),

где £)(1) — водоизмещение (1) (строка 161);

DC — водоизмещение по калибровке;

CD — используемая калибровка осадки;

ТРС — тонны на сантиметр осадки.

Знак, применяемый в расчетах, зависит от того, находится ли М/М/М выше или ниже использованных в расчетах отметок осадки.

Расчет водоизмещения (2)

166 Водоизмещение (2) = водоизмещение (1) + общая поправка на дифферент.

(строка 166)    (строка    161)    (строка    164)

Необходимости производить этот расчет нет, если водоизмещение вычисляется непосредственно способом, указанным в пункте в) раздела о расчете осадки М/М/М, где учитывается влияние как дифферента, так и деформации корпуса, т.е. получаемая этим способом величина равна водоизмещению (2).

Расчет общей поправки на дифферент

162    а) За исключением тех случаев, когда общая поправка на дифферент в значении водоизмещения — вносится методом, описанным в пункте в) раздела о расчете осадки М/М/М, а также за исключением 164 случаев наличия таблиц поправок на дифферент, общая поправка на дифферент должна

рассчитываться по следующим формулам:

Первая поправка на дифферент (поправка LCF) _ ТРС 'LCF'T' 100 (строка 162)    LBP

Знак поправки LCF определяется по следующей таблице:

Дифферент

LCF (нос)

LCF (корма)

Корма

-

+

Нос

+

18

Вторая поправка на дифферент (поправка Немото) _ 50(dM/dZ)T2 #

(строка 163)    LBP    ’

поправка Немото всегда имеет знак “ + ”,

где ТРС — тонны на сантиметр осадки (строка 099);

LCF — положение центра тяжести площади ватерлинии (строка 100), м;

Т— дифферент между перпендикулярами (строка 155), м;

LBP — длина между перпендикулярами (строка 090), м;

(<dM/dZ) — разница в моментах, изменяющих дифферент судна на 1 см для двух значений осадки:

одна — 50 см выше среднего зарегистрированного значения осадки, другая — 50 см ниже зарегистрированного значения осадки, м-т).

Тогда общая поправка на дифферент = + поправка LCF + поправка Немото.

(строка 164).

164 б) Если на судне имеются утвержденные таблицы поправок на дифферент, вместо описанных в пункте а) расчетов следует использовать поправку из такой таблицы.

Расчет поправки на плотность

157 Пробы должны браться при помощи солемера или аналогичного прибора.

— Результаты всех замеров должны быть усреднены и их следует сравнить с результатами других 159, замеров, произведенных в последнее время в этом порту или на этой стоянке. В случае неожиданных 167 изменений следует, если необходимо, взять новые пробы воды и сделать новые замеры с интервалами в один метр с обоих бортов судна.

Во многих портах плотность воды меняется в зависимости от глубины и прилива. Вследствие этого для получения правильного значения средней плотности воды следует взять ряд проб на разных глубинах и в разных местах. Во время прилива плотность также может изменяться.

Ареометр должен содержаться в чистоте, иначе он будет показывать плотность с недопустимыми отклонениями от действительной.

а)    Плотность воды, в которую погружено судно, должна измеряться или непосредственно перед замерами осадки, или сразу же после замеров осадки. Измерение следует производить стеклянным ареометром, точность которого гарантируется изготовителем и который откалиброван для показаний плотности при атмосферном давлении. На строке 159 должны быть указаны серийный номер и название этого прибора.

Сначала плотность следует измерить в мидельной части около поверхности воды, а затем - у нижней части киля. Если показания совпадают, должны быть произведены дополнительные замеры у носа и кормы. Если показания не совпадают с результатами предыдущих проб, пробы у носа и кормы следует взять на двух глубинах. Плотность (строка 157) будет равна средней арифметической значений всех полученных результатов.

б)    В значение массы судна со всем его содержимым следует внести поправку на разницу между фактической массой при атмосферном давлении вытесненной судном воды и расчетной массой, которую использовали судостроители при расчете осадки по таблице водоизмещения. Эта поправка определяется по следующей формуле:

Поправка на среднюю плотность _ RD—MD водоизмещение (2),

(строка 167)    RD    (строка 161)

где RD — плотность воды, указанная в гидростатистических характеристиках судна (строка 158);

MD — средняя плотность воды, полученная в соответствии с инструкциями пункта а) (строка 157).

Не следует принимать во внимание полученный математический знак, так как поправку следует вносить в соответствии с правилом, изложенным ниже.

19

Расчет водоизмещения (3)

168    Водоизмещение (3) = водоизмещение (2) + поправка на среднюю плотность.

(строка 168)    (строка    166)    (строка    167)

Знак поправки на среднюю плотность зависит от соотношения между полученной в результате измерения плотностью и плотностью, приведенной в гидростатических данных. Таким образом, если значение измеренной плотности оказывается меньше значения плотности, приведенной в гидростатических данных, поправка на плотность имеет знак “ - ” и наоборот.

Расчет общей вычитаемой массы

169    При расчете массы груза по осадке судна необходимо выделить массу перевозимого груза из массы других грузов, находящихся на борту. Для этого определяется и суммируется масса всех находящихся на борту грузов, не являющихся перевозимыми грузами. Измерения и расчеты производятся по формам D/l, D/2 и D/3. Должны выполняться следующие особые инструкции.

а)    При замере осадки до погрузки (разгрузки) следует установить точный перечень всех подлежащих вычитанию грузов, находящихся на борту в момент замера осадки, а масса каждого из них должна быть отражена в Ведомости. Сложение всех этих значений и даст величину общей вычитаемой массы.

б)    Если между замером до и замером после погрузки (разгрузки) не произошло серьезных изменений, таких, как например, слив запасов пресной воды перед завершением размещения груза, нет необходимости повторять процедуру, описанную в пункте а). Вместо этого по форме D/2 следует заново измерить уровень и рассчитать массу содержимого только в балластных цистернах. Масса топлива, пресной воды и других переменных запасов в момент выполнения замера осадки после погрузки (разгрузки) должна определяться путем вычитания запасов, потребляемых во время стоянки в порту, из массы, отраженной в Ведомости при выполнении замера до погрузки (разгрузки).

в)    Если в промежуток между замером до и замером после погрузки (разгрузки) на борт принято топливо, пресная вода или другие переменные запасы, их масса, указанная в накладных, должна быть включена в расчеты изменения массы, в связи с потреблением запасов во время стоянки в порту, при условии, что указанные значения массы находятся в допустимых пределах. В иных случаях фактическую массу топлива и воды следует определять при замерах осадки до и после погрузки (разгрузки).

г)    В том случае, когда в период между замером до и замером после погрузки (разгрузки) судно проводит в порту длительный срок, замеры и расчеты вычитаемой массы по формам D/l, D/2 и D/3 должны выполняться в ходе обоих замеров.

д)    В тех редких случаях, когда состояние судна в момент выполнения замера осадки до погрузки (разгрузки) не позволяет точно измерить уровень содержимого цистерн, измерения и расчеты, предусмотренные в формах D/l, D/2 и D/3, за исключением измерения уровней в балластных цистернах, можно отложить до замера после погрузки (разгрузки). Массу запасов, израсходованных за время стоянки, нужно будет прибавить к массе, указанной при замере осадки после погрузки (разгрузки). В сносках должна быть сделана соответствующая отметка.

е)    В исключительных случаях бывает необходимо внести поправку на массу, не являющуюся частью перевозимого груза и не отражаемую в строках 357 — 359 формы D/3. Это случается, когда значительная масса, являющаяся частью судовой конструкции или основного оборудования (т.е. учтенная в утвержденном водоизмещении судна порожнем), не находится на борту во время выполнения замера осадки судна. Если такое положение сохраняется как во время выполнения замера до погрузки (разгрузки), так и во время выполнения замера после погрузки (разгрузки), это не влияет на массу груза, но способствует росту судовой постоянной, указываемой на строке 090 формы В. Если это положение складывается только во время выполнения одного из замеров, это также отразится на массе груза Поэтому при заключительном определении массы груза, указываемой на строках 376 — 380 формы Е, в нее должна вноситься поправка. В форме Е следует привести подробную информацию о внесении такой поправки.

Расчет окончательного водоизмещения с поправкой

170    Водоизмещение с поправкой = водоизмещение (3) - общая вычитаемая масса.

(строка 170)    (строка    168)    (строка    169)

20

СОДЕРЖАНИЕ


Методические указания по составлению Справочника....................................... 4

Образцы форм для составления Ведомости расчета груза..................................... 5

Инструкции по заполнению форм А — Е................................................ 12


3


ФОРМА D/l

Эта форма должна заполняться во время выполнения замера осадки судна до погрузки (разгрузки).

178 Указать производится ли замер осадки судна для определения массы груза до или после погрузки

—    (разгрузки).

180

181, Указать название юридического лица.

182

183, Указать название судна и серийный номер замера.

184

185, Указать время начала и окончания замеров содержимого балластных цистерн и цистерн с пресной 186 водой; часы указывать от 00 до 24, минуты - от 00 до 60. Указать соответственно дату или даты и уточнить дифферент судна во время выполнения замеров уровней в балластных цистернах и цистернах с пресной водой.

Балластные цистерны

195 Перечислить последовательно все отсеки, в которых имеется балластная вода (по одному на каждую

—    строку от носа к корме). Уровень во всех балластных цистернах должен быть замерен градуированной 210 стальной мерной лентой с водочувствительной пастой. На открытых стоянках, где движение судна

может вызвать погрешности в измерении уровня воды в цистернах, проводится не меньше трех замеров стальной мерной лентой с водочувствительной пастой, после чего выводится среднее значение. Пробы воды из балластных цистерн должны браться по измерительным трубкам при помощи соответствующего оборудования (например, небольшого насоса и пластмассовых трубок), а плотность воды должна вычисляться при помощи оборудования и с применением процедур, описанных на строках 157 — 167. В полученные значения должны вноситься поправки на бортовую качку и дифферент, в том числе должны учитываться допуски на неоткачиваемую воду из порожних цистерн. В Ведомости должны отражаться все несоответствия в калибровочных таблицах цистерн в отношении объемов или поправок на дифферент. Названия всех граф этой формы говорят сами за себя, и нужно сделать лишь следующие замечания.

а)    Уровень жидкости должен быть тщательно замерен во всех цистернах. Нельзя использовать такие отметки, как “полная” или “пустая” цистерна с соответствующей цифрой на ней.

б)    Следует учитывать дифферент судна. При крене в предположительно “полных” цистернах часто образуются пустоты. При небольших количествах в условиях сильного дифферента жидкость может принимать призматическую форму, и, если на судне нет соответствующих таблиц, ее объем можно определить лишь в результате сложных геометрических измерений.

в)    Чтобы определить точную массу жидкости в цистерне, особое внимание следует уделять ее плотности. Это особенно важно при определении массы балластной воды, так как по очевидным причинам ее удельный вес может меняться в пределах от 1 до 1,025. Если использовать в расчетах последнюю (или первую) цифру, тогда как истинное значение составляет нечто среднее между ними, можно допустить серьезную ошибку в отношении крупных судов.

210 Трюмы: во всех трюмах должны быть выполнены замеры уровней жидкости или подтверждено их

—    сухое состояние путем визуального осмотра. Акты осушения трюмов должны находиться на борту, и

214    капитан должен вести точные записи откачки содержимого трюмов за борт во время плавания. Эти записи должны представляться инспектору со стороны получателя груза в порту разгрузки, а одна копия должна храниться на борту. Для обеспечения точности данных вода из трюмов должна сначала откачиваться в калиброванную цистерну, откуда после ее заполнения вода уже должна откачиваться за борт. Это очень важный момент, без учета которого, как это было объяснено в предыдущих пунктах, трудно будет согласовать результаты замеров, выполненных в портах погрузки и разгрузки.

215    Коробчатые кили и плавательные бассейны: следует учитывать необходимость выполнения замеров в

—    таких особых емкостях, как коробчатый киль, или осмотра плавательных бассейнов и т.п. при замерах 218 осадки до и после погрузки (разгрузки). Масса воды в плавательных бассейнах должна указываться

отдельно от балластной воды и содержимого других отсеков в строке 357 формы D/3.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО СОСТАВЛЕНИЮ СПРАВОЧНИКА

1.    Справочник по определению количества груза1 разрабатывается для конкретного судна на языке понятном экипажу и должен содержать перевод на английский язык.

2.    Цель снабжения судов Справочником - предоставление помощи капитану и контролирующим организациям в определении массы груза по осадке судна в соответствии с требованиями Директивы ЕЭК.

3.    Справочник должен содержать:

а)    размерения судна, данные опыта кренования;

б)    общую схему судна;

в)    гидростатические таблицы (или кривые);

г)    калибровочные таблицы для всех цистерн: балластных, топливных, пресной воды, отстойных и т.п. с поправками на дифферент;

д)    марки углубления на носу, корме и в мидельной части, линию главной палубы и летнюю грузовую марку, как на правом, так и на левом бортах;

е)    Свидетельство о грузовой марке;

ж)    формы с инструкцией заполнения.

4.    При проведении каждого замера осадки судна инспектор должен представить своему клиенту Ведомость расчета груза2, являющуюся эквивалентом Весового сертификата. В этой Ведомости должен быть описан порядок выполнения замера, приведены расчеты и отражена любая другая информация, касающаяся определения массы груза по осадке судна, включая возникшие проблемы. Образцами для составления такой Ведомости служат формы А, В, С, D/l, D/2, D/3 и Е.

Эти формы предназначены для:

достижения единообразия Ведомостей;

облегчения проверок Ведомостей;

согласования перечня приспособлений, используемых при заполнении Ведомости, от карандаша до компьютера;

предоставления полной информации, которая может использоваться в базах данных в интересах торговых и промышленных предприятий.

5.    В разделе А Справочника дается вводное описание методов измерения массы груза по осадке судна и излагаются некоторые общие принципы.

В разделе В дается построчное описание надлежащего использования форм.

В разделе С дается краткое описание факторов, которые могут повлиять на точность определения массы груза по осадке судна.

1

2

В разделе D даются рекомендации для повышения точности расчетов.

В дальнейшем - Справочник. В дальнейшем - Ведомость.

ОБРАЗЦЫ ФОРМ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ВЕДОМОСТИ РАСЧЕТА ГРУЗА

ВЕДОМОСТЬ РАСЧЕТА НАВАЛОЧНОГО ГРУЗА □

ДО ПОГРУЗКИ 1 1 (РАЗГРУЗКИ)

ПОСЛЕ ПОГРУЗКИ (РАЗГРУЗКИ)

ФОРМА А

Название юридического лица:

Адрес бюро:

Телефон:

Факс:

Телекс:

Название судна:

Позывные:

ЗАМЕР №:

Предыдущие названия судна:

Судовое

свидетельство:

Г од постройки:

Кем построено судно:

Флаг:

Расчет груза осуществляется по требованию: Оплата обеспечивается:

При замерах также присутствовали:

в качестве: □ второго инспектора,    □ арбитра □ наблюдателя

участвующего в выполнении

_замеров    _

Настоящим удостоверяется, что нижеподписавшиеся присутствовали на борту

указанного судна, находившегося в порту_при    расчете    по

осадке судна количества_ погруженного,    разгруженного

(трюмы №_)    и    в    соответствии    с    положениями, установленными

Справочником, зарегистрировали следующее:

Присутствовали при расчете: Инспектор(ы)

Капитан

Старший помощник Главный механик Лица, присутствовавшие при замерах осадки Лица, присутствовавшие при замерах в судовых цистернах

ЗАМЕР ПОСЛЕ ПОГРУЗКИ (РАЗГРУЗКИ)

Дата_

время: с_до_

ЗАМЕР ДО ПОГРУЗКИ (РАЗГРУЗКИ)

Дата_

время: с_до_


Расположение судна Температура воздуха Состояние моря

Курс судна

Направление ветра Скорость течения, км/ч Прилив

Ледовые условия

Находящееся на борту погрузочно-разгрузочное оборудование:

Отсутствующее судовое оборудование:

ВЕДОМОСТЬ РАСЧЕТА

ДО ПОГРУЗКИ

ПОСЛЕ ПОГРУЗКИ

ФОРМА В

НАВАЛОЧНОГО ГРУЗА □

(РАЗГРУЗКИ)

1 1 (РАЗГРУЗКИ)

Название юридического лица:

Название судна:

ЗАМЕР №:


Общие замечания инспекторате) Поправка на отклонение штевней, полученная: путем расчета

по табл.

Поправка на дифферент (1), полученная:

путем расчета

по табл.

Поправка на дифферент (2), полученная:

путем расчета

по табл.

Поправка на дифферент для жидкостей,

при измер. ур. жидкости

по объ-

применяемая:

в цистернах

емам

Поправка на дифферент для жидкостей, получаемая:

путем расчета

по табл.

Утвержденные гидростатические таблицы судна и информация о водоизмещении судна порожнем. Кем и когда выдана информация:


Калибровка цистерн соответствует Справочнику:

□ Д*

НЕТ

Диапазон значений в имеющихся таблицах поправок на дифферент:

Верфь №: Корпус №:

Дата:

Замечания инспектора, касающиеся судовых документов:


метрич.

Заявленная постоянная    тонны

Рассчитанная судовая постоянная

Водоизмещение порожнем

Вес судна порожнем

Летнее водоизмещение

Летний дедвейт

Чистая вместимость судна в

тоннах

Валовая вместимость судна в тоннах


метры

Наибольшая длина Длина между перпендикулярами Наибольшая ширина Расчетная ширина

Полная высота борта, вкл. горю, киль Теоретическая высота борта Летняя осадка Летний надводный борт


ЗАМЕР

ПОСЛЕ

ПОГРУЗКИ

(РАЗГРУЗКИ)

ЗАМЕР ДО ПОГРУЗКИ (РАЗГРУЗКИ)

Тонны на сантиметр осадки    -

Положение центра тяжести плоскости ватерлинии    -

Марки углубления по нос. перпендикуляру (нос-корма+) -

Марки углубления по корм, перпендикуляру (нос-корма+) -

Марки углубления по миделю (нос-корма+)    -

Момент, изменяющий дифферент судна на один см + 50    -

Момент, изменяющий дифферент судна на один см - 50    -

Крен судна    -

Доступ к мерительным трубкам    -

Состояние футштоков    -

Разборчивость марок углубления    -

Для экономии времени/сил капитану судна следует заранее до начала замера заполнить графы данной формы, касающиеся конструктивных данных судна.

ВЕДОМОСТЬ РАСЧЕТА ,-,

НАВАЛОЧНОГО ГРУЗА 1-1

ДО ПОГРУЗКИ (РАЗГРУЗКИ)

1-1 ПОСЛЕ ПОГРУЗКИ

1-1 (РАЗГРУЗКИ)

ФОРМА С

Название юридического лица:

Название судна:

ЗАМЕР №:

ДАННЫЕ ЗАМЕРА ОСАДКИ

ЗАМЕР ДО ПОГРУЗКИ ЗАМЕР ПОСЛЕ ПОГРУЗКИ ВРЕМЯ СНЯТИЯ ПОКАЗАНИЙ    (РАЗГРУЗКИ)    (РАЗГРУЗКИ)

с    до    с    до

метры    метры

Осадка носом с левого борта Осадка носом с правого борта Средняя осадка носом

Поправка на отклонение форштевня Осадка носом (с поправкой на носовом перпендикуляре)

Осадка кормой с левого борта Осадка кормой с правого борта Средняя осадка кормой

Поправка на отклонение ахтерштсвня Осадка кормой (с поправкой на кормовом перпендикуляре)

Средняя осадка по носовому и кормовому

перпендикулярам

Осадка на миделе с левого борта

Осадка на миделе с правого борта

Средняя осадка на миделе

Поправка для осадки на миделе

Осадка на миделе (с учетом поправки)

Прогиб (+) Перегиб (-)

Средняя осадка

Поправка на прогиб/перегиб

Поправка (-) на толщину киля, если применимо

Расчетная осадка с учетом поправки на

прогиб/перегиб

Дифферент между перпендикулярами

кг/м3

кг/м3

Фактическая плотность воды (Судовые таблицы плотности, кг/м3

)

(Ареометр №

)

метрич. т

метрич. т

Водоизмещение (при плотности воды в

кг/м3)


(примечание: Использовать строку 152 или 154)

Первая поправка на дифферент (поправка LCF) Вторая поправка на дифферент (поправка Немото) Общая поправка на дифферент

Водоизмещение с учетом поправки на дифферент Поправка на среднюю плотность Водоизмещение с учетом поправки на плотность Общая вычитаемая масса Водоизмещение с поправкой

Снятие показаний марок углубления, плотности, запасов пресной и балластной воды произведено в присутствии старшего помощника и согласовано с ним. Замеры в топливных цистернах произведены в присутствии главного механика и согласованы с ним при условии, что иное не предусмотрено в форме А._

ВЕДОМОСТЬ РАСЧЕТА i-1

НАВАЛОЧНОГО ГРУЗА 1-1

ДО ПОГРУЗКИ I-1 ПОСЛЕ ПОГРУЗКИ

(РАЗГРУЗКИ) 1-1 (РАЗГРУЗКИ)

ФОРМА D/1

Название юридического лица:

Название судна:

ЗАМЕР №:

Замеры уровня жидкости в цистернах до погрузки с до Дата Дифферент (разгрузки)

Всего А

В - ПРЕСНАЯ ВОДА

Всего В 1

Название

Максималь-

Замер

Поправка на диф-

Объем с

Плот-

Общая

емкости:

ная

уровня

ферент/крен к

поправкой

ность

масса.

цистерна № льялы коробчатый киль

измеренная

высота

(*),м

жидкости/

незапол

ненного

объема,

м

уровню жидкости/незапол-ненного объема, м

на диффе-рент/крен, м3

воды при атмосф. давл., кг/м3

метр.

тонны

А-БАЛЛАСТ


ВЕДОМОСТЬ РАСЧЕТА ,-,

НАВАЛОЧНОГО ГРУЗА 1-1

ДО ПОГРУЗКИ ,-, ПОСЛЕ ПОГРУЗКИ

(РАЗГРУЗКИ) 1_1 (РАЗГРУЗКИ)

ФОРМА D/2

Название юридического лица:

Название судна:

ЗАМЕР №:

Замеры уровня жидкости в цистернах после погрузки (разгрузки)

с до Дата Дифферент

Всего А

Название

Максималь-

Измере-

Поправка на диф-

Объем с

Плот-

Общая

емкости:

ная

ние уров-

ферент/крен к

поправкой

ность

масса.

цистерна №

измеренная

ня

уровню

на диффе-

воды

метр.

льялы

высота

жидкости/

жидкости/незапол-

рент/крен.

при

тонны

коробчатый

(*),М

неза-

ненного объема, м

м3

атмосф.

киль

полнен.

давл..

объема, м

кг/м3

А-БАЛЛАСТ



В - ПРЕСНАЯ ВОДА

Всего В 2

Название емкости цистерна № сливная цистерна

Общая глубина цистерны, м

ЗАМЕР ДО ПОГРУЗКИ (РАЗГРУЗКИ)

ЗАМЕР ПОСЛЕ ПОГРУЗКИ (РАЗГРУЗКИ)

Измере

ние

Уров

ня

жидкости/

неза-

полнен.

объема,

м

Фактиче

ская

плот

ность,

кг/м3

Факти

ческий

объем,

м3

Масса,

метрич.

тонны

Измере

ние

уров

ня

жидкости/

неза-

полнен.

объема,

м

Фактиче

ская

плот

ность,

кг/м3

Факти

ческий

объем,

м5

Масса,

метрич.

тонны

С - Тяжелое топливо

Всего С

D - Легкое топливо

Всего D

ИТОГО ПОДЛЕЖАЩЕЙ ВЫЧЕТУ МАССЫ

Замер до погрузки (разгрузки), метрич. тонны

Замер после погрузки (разгрузки), метрич. тонны

Балластная вода Пресная вода Тяжелое топливо Легкое топливо Отходы

Смазочное масло Плавательный бассейн Якорь и якорная цепь Прочее

Всего подлежащей вычету массы

ВЕДОМОСТЬ РАСЧЕТА ,-,

НАВАЛОЧНОГО ГРУЗА 1-1

ДО ПОГРУЗКИ ,-, ПОСЛЕ ПОГРУЗКИ

(РАЗГРУЗКИ) 1-1 (РАЗГРУЗКИ)

ФОРМА D/3

Название юридического лица:

Название судна:

ЗАМЕР №:

ПОКАЗАНИЯ УРОВНЯ ЖИДКОСТИ В ЦИСТЕРНАХ


1

Указание на наличие засоров в измерительной(ых ) трубке(ах):

2

Указание на наличие засоров в измерительной(ых ) трубке(ах):