Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

344 страницы

Купить НД 2-020101-058 — официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Требования настоящих Правил распространяются на прогулочные суда с наибольшей длиной корпуса от 2,5 м до 24 м включительно, определяемой согласно 3.2, и пассажировместимостью не более 12 человек, а также их составные части.

  Скачать PDF

Оглавление

Общие положения

Часть I. Классификация

Часть II. Корпус

Часть III. Устройства, оборудование и снабжение

Часть IV. Остойчивость, запас плавучести и надводный борт

Часть V. Механические установки. Механизмы. Системы и трубопроводы

Часть VI. Автоматизация

Часть VII. Электрическое оборудование

Часть VIII. Радио- и навигационное оборудование

Часть IX. Спасательные средства

Часть X. Противопожарная защита

Часть XI. Материалы

Часть XII. Средства по предотвращению загрязнения с судов

Показать даты введения Admin

Электронный аналог печатного издания, утвержденного 21.10.09


РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТОА

ПРАВИЛА

КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МАЛЫХ ПРОГУЛОЧНЫХ СУДОВ


НД No 2-020101-058

Санкт-Петербург

2009

Правила классификации и постройки малых прогулочных судов Российского морского регистра судоходства утверждены в соответствии с действующим положением и вступают в силу с момента опубликования.

Правила учитывают применимые для целей классификации прогулочных судов требования Директивы 94/25/ЕС Европейского Парламента и Совета от 16 июня 1994 г с учетом Директивы 2003/44/ЕС от 16 июня 2003 г.

Требования, изложенные в настоящих Правилах, в полной мере применяются к судам, судовым механизмам, устройствам, оборудованию и материалам, документация на которые представляется на рассмотрение Российскому морскому регистру судоходства после вступления в силу настоящих Правил.

ISBN 978-5-89331-075-7

Во всех других случаях требования, изложенные в настоящих Правилах, применяются в той мере, в какой это целесообразно и возможно, что является предметом специального рассмотрения Регистром.

© Российский морской регистр судоходства, 2009

ния пропульсивной установки мощностью меньше определенной по формуле (1.2.3.2) части I «Классификация».

Судно с вспомогательным подводным крылом/крыльями - судно, которое спроектировано таким образом, что во время движения значительная часть его массы поддерживается гидродинамическими силами, которые образуются на подводном крыле/крыльях.

Туристическое судно —прогулочноесудно, годное по своей конструкции и мореходным качествам для совершения многодневных плаваний по планируемому туристическому маршруту (маршрутам).

Тримаран - судно, у которого главный средний корпус соединен мостовой конструкцией с двумя боковыми корпусами.

Шлюпка - общее название гребных и моторных малых судов, входящих в оборудование и устанавливаемых на судах для различных целей.

Яхта- прогулочное палубное самоходное судно, исключая гребные суда, предназначенное для водных прогулок с проживанием на воде и имеющее закрытые помещения, предназначенные для размещения всех лиц, предусмотренных к нахождению на судне.

Яхта моторная - яхта с двигателем (двигателями) внутреннего сгорания пропульсивной установки мощностью не менее определенной по формуле (1.2.3.2) части I «Классификация».

Яхта моторно-парусная - яхта моторная с парусным вооружением площадью не менее определенной по формуле (1.2.3.1) части I «Классификация».

Яхта парусная - яхта с парусным вооружением площадью не менее определенной по формуле (1.2.3.1) части I «Классификация».

Яхта парусно-моторная - яхта парусная с двигателем (двигателями) внутреннего сгорания пропульсивной установки мощностью меньше определенной по формуле (1.2.3.2) части I «Классификация».


3 ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ О СУДНЕ

Данный раздел, в соответствии с Директивой 94/25/ЕС, устанавливает однородность определений главных размерений и данных о состоянии нагрузки прогулочного судна согласно стандарту ИСО 8666:2002 «Малые суда. Основные данные».

Обозначения, применяемые в настоящих Правилах, указываются в скобках при их отличии от ИСО 8666:2002.

3.1 ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

ЗЛЛ В настоящей части Правил приняты следующие определения и пояснения.

Ватерлиния, WL (В Л) — линия пересечения плоскости поверхности спокойной воды с корпусом судна, при плавании судна без крена и дифферента.

Ватерлиния конструктивная, WLref, (К В Л) - ватерлиния готового к эксплуатации судна в состоянии полной нагрузки.

Линия ширстрека- линия пересечения палубы с бортами корпуса судна, а в случае отсутствия палубы - верхний край корпуса судна, исключая фальшборт.

Ширина транца, В т — максимальная ширина корпуса по верхней кромке транца, однако не выше линии ширстрека, исключая выступающие части (расширения) корпуса. Если брызгоотражатели действуют как скулы или часть глиссирующей поверхности, то их учитывают при измерении ширины транца.

Для судна с округленной или заостренной кормой или с транцем шириной, меньшей чем половина мак

симальной ширины судна, ширину транца определяют как наибольшую ширину корпуса на (или ниже) линии ширстрека в кормовой четверти длины корпуса.

Водоизмещение, (А) — масса воды, замещенной судном. Водоизмещение измеряют в килограммах или тоннах.

Водоизмещение в полном грузу, m LDC, (А шах) - масса воды, замещенной готовым к эксплуатации судном в состоянии полной нагрузки.

Водоизмещение объемное, l'D, (Г) - объем воды, замещенной судном, который соответствует массе воды по водоизмещению, как определено выше, м3.

Вместимость цистерны - максимально возможный объем резервуара, используемый при эксплуатации судна.

3.1.2 Основные обозначения (сокращения) и единицы их измерения, используемые в различных частях настоящих Правил, приведены в табл. 3.1.2.

Таблица 3.1.2

Обозначения (сокращения) и единицы измерения:

Обозначения

(сокращения)

Определения

Единица

измерения

1

2

3

а

Проектная площадь парусности

М2

В„(В)

Ширина корпуса

М

в

шах

Максимальная ширина

м

вп(ввл)

Ширина по ватерлинии

м

В,

Ширина транца

м


3*2*1 Размеры должны быть установлены для судна без крена и дифферента на тихой воде при водоизмещении по конструктивную ватерлинию, если не оговорено иное.

3*2*2 Размеры судна должны быть измерены перпендикулярно миделевой, диаметральной или основной плоскости либо параллельно ватерлинии судна, как расстояния между двумя перпендикулярами к соответствующим плоскостям.

3*2*3 Габаритная длина судна, Lmax.

Габаритная длина включает все структурные и неотъемлемые части корпуса судна, такие как форште

вень, ахтерштевень, фальшборт и другие устройства и сооружения, присоединенные к корпусу судна.

Если применимо, габаритная длина должна включать такие части как рангоут, бушприт, площадки, привальные брусья, стационарные кранцы, навесные рули, крепления подвесного двигателя, забортные движительные агрегаты, водометы и любые другие сооружения, например платформы для плавания и/или посадки на судно.

Забортные движительные агрегаты, водометы и все подвижные части должны быть измерены в их нормальном эксплуатационном режиме к их максимальному продольному простиранию, когда судно готово к движению.

Эта длина исключает подвесные двигатели, а также любой другой тип оборудования, которое может быть отделено без использования инструментов.

См. рис. 3.2.3-1 и 3.2.3-2 для измерений однокорпусного судна и рис. 3.2.3-3 для измерений многокорпусного судна.

3.2.4    Длина корпуса, L^

Эта длина включает все структурные и неотъемлемые части судна, такие как деревянные, пластмассовые или металлические форштевни или ахтерштевни, фальшборты и соединения корпуса с палубой.

Эта длина исключает сменные части, которые могут быть отделены неразрушающим способом, не затрагивая структурную целостность корпуса судна, например: рангоутное дерево, бушприты, фальшборты и площадки судна, стыки верхней оконечности форштевня, рулей, забортных движительных агрегатов, подвесных двигателей и их креплений, платформ для плавания и посадки на судно, привальные брусья и стационарные кранцы.

Эта длина не исключает съемные части корпуса, которые действуют как гидростатическая или динамическая поддержка, когда судно находится соответственно в покое или на ходу.

Для многокорпусного судна длина каждого корпуса должна быть измерена индивидуально. В качестве длины корпуса такого судна должна быть принята длина наибольшего из его корпусов.

См. рис. 3.2.3-1 и 3.2.3-2 для измерений однокорпусного судна и рис. 3.2.3-3 - для измерений многокорпусного судна.

3.2.5    Длина по ватерлинии, L (LKW/).

Длину корпуса по ватерлинии определяют с учетом 3.2.1 и 3.2.2 для ватерлинии, соответствующей положению готового к эксплуатации судна в состоянии полной проектной нагрузки, при плавании судна без крена и дифферента.

3*2*6 Максимальная ширина, В •

г    7    max

Максимальная ширина измеряется с учетом 3.2.1 и 3.2.2 между перпендикулярами к основной плоскости, проходящими через наиболее удаленные части судна.

Максимальная ширина включает все структурные или неотъемлемые части судна типа свесов (криноли-

Продолжение табл. 3.1.2

1

2

3

D

шах

Максимальная высота борта

м

Высота борта на миделе (высота борта)

м

F

Надводный борт

мм

Надводный борт в корме

мм

F,

Надводный борт в носу

мм

Надводный борт на миделе

мм

н

а

Надводный габарит

м

Длина корпуса (длина наибольшая)

м

L

шах

Максимальная длина (габаритная длина)

м

^WL (Дсвл)

Длина по ватерлинии

м

тв

Масса судна брутто

кг, т

mLDC ( Апах)

Водоизмещение в полном грузу

кг, т

WICC (Aiin)

Масса судна порожнем

кг, т

mN

Масса судна нетто

кг, т

тр

Масса

при эксплуатационных испытаниях

кг, т

тТ

Масса судна при перевозке на трейлере

кг, т

mMTi(DW)

Наибольшая нагрузка (дедвейт)

кг, т

T{d)

Осадка

м

TcW

Осадка конструктивная

м

T (d )

max 4 max7

Максимальная осадка

м

r».i» «.i»)

Минимальная осадка

м

Объемное водоизмещение

м3

V

Объем судна

м3

Объем корпуса

м3

V*

Объем надстройки

м3

WL( ВЛ)

Ватерлиния

(КВЛ)

Ватерлиния конструктивная

p

Угол килеватости

град.

3.2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗМЕРЕНИЙ ОДНА





Определение размерений L и LH для моторных однокорпусных судов


Рис. 3.2.3-2

Определение размерений L и LH для парусных однокорпусных судов



mix




max


Рис. 3.2.3-3

Определение размерений L , Lw В и BR для многокорпусных судов


Правша классификации и постройки малых прогулочных судов

нов) корпуса, соединений корпуса с палубой, фальшборт, привальные брусья, стационарные кранцы и леерное ограждение, а также другие выступающие части судна.

3.2.7 Ширина корпуса, Вн (В).

Ширина корпуса измеряется с учетом 3.2.1 и 3.2.2 между перпендикулярами к основной плоскости, проходящими через наиболее удаленные части корпуса.

Ширина корпуса включает все структурные или неотъемлемые части судна типа расширения (продления) корпуса, соединений корпуса с настилом палубы и фальшборты.

Ширина корпуса исключает сменные части, которые могут быть отделены неразрушающим способом и не затрагивая целостность судна, например: привальные брусья, кранцы, поручни и подпорки, простирающиеся за борт судна, и другое подобное оборудование.

В ширину корпуса должны быть включены съемные части корпуса, которые действуют как гидростатическая или динамическая поддержка, когда судно находится соответственно в покое или на ходу.

Для многокорпусных судов ширина корпуса должна быть измерена соответственно для каждого индивидуального корпуса.

См. рис. 3.2.7 для измерений однокорпусного и рис. 3.2.3-3 для измерений многокорпусного судна.

3.2.8 Ширина по ватерлинии, Bw/)-

Ширина по ватерлинии должна быть измерена с учетом 3.2.1 и 3.2.2 как максимальное расстояние





Рис. 3.2.7

Определение размерений 5 , Вw DnT (d)


Примечания:

1 - касательная линия к миделевому шпангоуту при наличии перегиба.

Верхнее положение Птш зависит от угла наклона борта корпуса или настила палубы а в районе соединения фактической палубы с бортом. При а > 45° применяется более низкое положение, а при а < 45° применяется более высокое положение.

Т (d) - в тексте остальных частей и разделов настоящих Правил для обозначения осадки будет использоваться обозначение d.

между точками пересечения поверхности корпуса плоскостью ватерлинии при определенном состоянии нагрузки судна.

Для многокорпусных судов ширина по ватерлинии должна быть установлена для каждого корпуса индивидуально.

3.2.9    Высота борта максимальная. D .

1    7    max

Высота борта максимальная измеряется как вертикальное расстояние между линией ширстрека на половине ватерлинии, L (LKBJ> и самой низкой точкой киля. При этом следует иметь ввиду, что на традиционном судне с развитым килем или со строительным дифферентом наклон киля может увеличивать высоту борта в корму судна и, соответственно, килевая точка для этого измерения не будет находиться в полудлине ватерлинии или полудлине длины корпуса.

3.2.10    Высота борта на миделе (высота борта),

^LWLIl Ф)*

Высота борта на миделе должна быть измерена в полудлине ватерлинии L (LKBJ как расстояние между линией палубы и самой низкой точкой киля в том же самом сечении.

3.2.11    Надводный борт, F.

Надводный борт должен быть измерен как кратчайшее расстояние между линией ширстрека в определенном продольном местоположении и плоскостью ватерлинии при определенном состоянии нагрузки судна.

3.2.12    Надводный борт в корме, FA*

Надводный борт в корме должен быть измерен в соответствии с 3.2.11 в кормовой точке линии ширстрека.

3.2.13    Надводный борт на миделе, F^

Надводный борт на миделе должен быть измерен в соответствии с 3.2.11 в полудлине корпуса.

3.2.14    Надводный борт в носу,

Надводный борт в носу должен быть измерен в соответствии с 3.2.11 в самой носовой точке линии ширстрека.

3.2.15    Осадка, Т (d).

Осадка должна быть измерена как вертикальное расстояние между ватерлинией судна в полностью загруженном готовом к эксплуатации состоянии и определенной точкой подводной части корпуса (см. рис. 3.2.7).

3.2.16    Максимальная осадка, Т (d ).

7 max 4 max7

Максимальная осадка должна быть измерена до самой низкой точки подводной части корпуса или присоединяемого устройства, включая опускные кили, в их самом низком положении.

3.2.17    Минимальная осадка, Т . (d .).

^    7    mm    v    тик

Минимальная осадка измеряется до самой низкой точки судна или не выдвигающегося присоединяемого устройства, в зависимости от того, что ниже. Все подвижные подводные части судна должны быть подняты в их самое высокое положение.

3.2.18    Осадка конструктивная, Тс (*/ ).

Осадка конструктивная должна быть измерена между пересечением корпуса с диаметральной плоскостью судна в самой низкой точке корпуса. В случаях, где киль не может быть легко отделен от корпуса, осадка конструктивная должна быть определена в точке пересечения наименее крутой касательной к поверхности корпуса с диаметральной плоскостью.

3.2.19    Высота помещения.

Высота помещения должна быть измерена как вертикальное расстояние от наивысшей плоскости покрытия пола каюты/отсека до нижней стороны палубного бимса или зашивки подволока (в зависимости от того, что ниже) в назначенном месте. Строитель может указывать высоту помещения и в других местах (например, над койкой).

3.2.20    Надводный габарит, На.

Надводный габарит должен быть измерен как вертикальное расстояние от поверхности воды при водоизмещении судна порожнем и до самой высокой точки судовой конструкции или мачты.

Строитель может указать в Руководстве для владельца судна о необходимости учитывать поправку к указанному надводному габариту на топовый огонь и, возможно, установленную антенну (антенны).

3.2.21    Угол килеватости,/?.

Угол килеватости - углом наклона днища от горизонтального положения в поперечном сечении судна, град, измеряемый в соответствии с рис. 3.2.21.

3*2.22 Проектная площадь парусности, А^

Проектную площадь парусности судна, м2, определяют как сумму проектируемых профильных площадей всех парусов, которые могут быть одновременно установлены при движении судна курсом «бейдевинд» и присоединены к гикам, гафелям, бушпритам или другому рангоуту, и площади косых парусов мачт к наиболее удаленным фока-штагам, постоянно присоединенных при эксплуатации судна (без наложений друг на друга); при этом передние и задние шкаторины косых парусов принимаются как прямые линии.

Площадь косых парусов для каждой мачты должна быть определена, как:

AS = I-JI 2,    (3.2.22)

где / и J — расстояние между передней кромкой мачты, кормовой кромкой фока-штага и линией палубы у борта, как показано на рис. 3.2.22.

Если фока-штаги между мачтами не достигают палубы, площадь косых парусов должна быть принята как показано на рис. 3.2.22 (Р и Е), в случае если паруса являются несущими, что может быть установлено по наличию соответствующих укреплений (оттяжек).

Площадь рангоута не включают в определяемую проектную площадь парусов, кроме мачт, имеющих профиль крыла.


Правша классификации и постройки малых прогулочных судов


а) Млжкт днище    Ь)    Вогнутое    днище    с    килем

Примечание: Без учета редана и других выступающих частей    Примечание:    Килеватость    измеряют    между



точками пересечения с килем и скулой.

с) Выпуклое днище    d) Вогнутое днище с крылом

Примечанне: Килеватость измеряют    Примечание:    Килеватостиизмеряют между

между 1/4 и 3/4 Вц&    основной    линией    и    внешним    концом    крыла.



Рис. 3.2.21 Определение килеватости Обозначения: 1 — высота; 2 — ширина. Вычисление угла килеватости: /? = arctg (1:2)

Примечание. Мачту, имеющую профиль крыла, характеризует ее поперечное сечение, которое имеет гладкий переход в кормовой оконечности в парус, таким образом способствуя его движущей силе. Поперечные сечения мачт обычно имеют овальную, иногда - круглую или прямоугольную форму.

Рис. 3.2.22 Измерение площади парусности

3.2.23 Объем судна, V.

Объем малого судна, м3, определяется по следующей формуле:

V=VH+VS,    (3.2.23)

где VH - объем корпуса, м3;

V — объем надстройки, м3.

Объем судна должен быть установлен для каждого элемента принятыми в морской архитектуре методами или в соответствии с приблизительной оценкой, изложенной в 3.2.23.1 и 3.2.23.2.

Объем может быть установлен на основании измерений, выполненных как указано на рис. 3.2.23.

3.2.23.2 Объем надстройки,

Объем надстройки, м3, должен быть определен как сумма объемов для каждой части надстройки выше бортовой линии палубы. Любое пространство, которое является «открытым» не более чем с одной стороны, должно быть включено в вычисление.

«Открытый» в этом смысле означает, что не более 10 % площади может быть закрыто конструкцией надстройки.

Объемы менее 0,05 м3 могут не учитываться.

3.2.24 Масса судна нетто, ту.

Масса судна нетто должна включать также все закрепленное и перемещаемое оборудование, поставленное строителем в комплектации судна, но не должна включать устройства, используемые при перевозке или транспортировке судна.



Рис. 3.2.23 Измерения для определения объема


3.2.23.1 Объем корпуса,

Используя приближенный метод, объем корпуса, м3, может быть определен на основании измерений, выполненных согласно рис. 3.2.23, по формуле

Гя = 0,15 LH (BJ)0 + BwD20 + BJ)40 + BmDm + BSODSO +

+ BiaPJ-    (3.2.23.1)

3.2.25    Масса судна брутто, та.

Масса судна брутто включает в себя массу судна нетто в соответствии с 3.2.24, а также такие устройства как стапель, трейлер и т. п.

3.2.26    Масса судна порожнем, mLCd.

3.2.26.1 Конструкции и оборудование, включаемые


Правша классификации и постройки малых прогулочных судов

Масса судна порожнем должна включать:

.1 все конструктивные детали, включая балластный киль и/или выдвижной киль/шверт/шверцы, а также руль/рули;

.2 балласт, включая и переменный балласт (твердый или жидкий), который используется и/или предусмотрен строителем к погрузке на судно при его эксплуатации;

.3 внутренние конструкции и оборудование, включая: переборки и выгородки, изоляцию, настилы, встроенную мебель, плавучие материалы, окна, люки и двери, материалы обшивки;

.4 двигатель и топливная/масляная система. Двигатель и топливные/масляные системы, установленные стационарно.

Стационарно установленные двигатель и топливные/масляные системы представляют собой двигатель (двигатели), расположенный внутри судна, включая все снабжение и устройства управления, необходимые для его работы, и постоянно установленные топливные/масляные системы, включая их цистерны. Подвесные двигатели.

Масса судна должна быть указана с массой подвесного двигателя (двигателей), включая:

массу самого тяжелого двигателя (двигателей), рекомендованного к применению строителем судна, независимо от того, что упаковка машинного и относящегося к нему оборудования при отгрузке судна строителем может осуществляться отдельно;

массу любой стационарно установленной топлив-ной/масляной системы;

массу устройств управления двигателем и рулем;

.5 внутреннее оборудование, включая: все оборудование, постоянно находящееся на судне в эксплуатации, например: резервуары (вкладные цистерны и канистры), систему/системы сточных и хозяйственно-бытовых вод, оборудование для хранения и перемещения воды, осушительную систему (системы), камбузные и нагревательные устройства, холодильное оборудование, систему (системы) вентиляции;

электрическую установку и оборудование, включая аккумуляторные батареи;

установленное навигационное и электронное оборудование;

противопожарное оборудование;

постельные принадлежности и элементы интерьера;

.6 внешнее оборудование.

Для всех судов в массу внешнего оборудования включают:

все постоянно установленные стандартные или специфичные палубные дельные вещи и оборудование, например: поручни, площадки и пульты, бушприты и их оснащение, платформы для купания, внешние трапы, рулевое устройство, лебедки, шлюпочный (катерный) тент (тенты), навесы, оснащение кокпита, решетки, сигнальные мачты;

жоря, жорные тросы и цепи;

не закрепленное внешнее оборудование, например: кранцы, тросы, фалинь.

Для судна с парусным вооружением в массу внешнего оборудования дополнительно включают: мачты, гики, шпринт и различные реи, стоячий и бегучий такелаж, стандартные рабочие и штормовые паруса, стандартное снабжение.

3.2.26.2 Изделия, оборудование и иное, не включаемое в т1СС:

не закрепленное внутреннее оборудование, например: столовые приборы, посуда, посуда камбуза, постельное и камбузное белье;

не закрепленное электронное и навигационное оборудование (например, штурманские карты и др.); инструменты, запасные части; дополнительные (запасные) паруса; оборудование спасательное, в т. ч. персональное; провизия и другие запасы, если они предусмотрены в документации судна; трюмная вода; сточные воды; питьевая вода; топливо и смазочное масло; личное оборудование; спасательный плот; судовая шлюпка; экипаж и пассажиры;

перевозимый груз, если он предусмотрен в документации судна.

3.2.27 Масса судна при эксплуатационных испытаниях, тр.

Масса судна при эксплуатационных испытаниях должна включать все постоянно установленное стандартно предусмотренное оборудование и изделия. Кроме того, судно должно быть оснащено всеми не стационарно устанавливаемыми изделиями и оборудованием, необходимыми для безопасной эксплуатации судна, например: тросами;

якорями/цепями/такелажем; рабочими парусами; двигателем (двигателями); аккумуляторными батареями.

Кроме того, должны быть включены следующие массы:

количества людей, необходимого для безопасного испытания судна;

наполнения по крайней мере 25 %, но не более 50 % вместимости постоянно устанавливаемых топливных цистерн, или одного переносного резервуара для двигателя, который будет по крайней мере на 50 % полон в начале каждого испытания судна;

оборудования для личной безопасности всех людей, находящихся на борту судна.

В массу судна при эксплуатационных испытаниж, если в них нет необходимости при проведении испытаний, не должны включаться следующие массы:


СОДЕРЖАНИЕ

ПРАВИЛА КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МАЛЫХ ПРОГУЛОЧНЫХ СУДОВ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1    Область распространения.................................8

2    Общие определения и пояснения    9

3    Основные данные о судне................................11

3.1    Определения и пояснения..................................11

3.2    Определение размерений судна.........................12

3.3    Основные требования к состоянию нагрузки

судна.....................................................................22

3.4    Допускаемые отклонения основных данных

о судне..................................................................23

3.5    Руководство для владельца судна......................23

3.6    Т абличка строителя............................................24

4    Проектная категория судна и

гидрометеорология...........................................25

4.1    Общие положения...............................................25

4.2    Проектные категории.........................................27

4.3    Гидрометеорология.............................................27

5    Категории внутренних водных путей...........29

Приложение. Перечень Европейских внутренних

водных путей, географически разделенных на Зоны 1, 2 и 3...................................................31

ЧАСТЬ I. КЛАССИФИКАЦИЯ

1    Определения и пояснения...............................36

2    Класс судна.........................................................36

2.1    Общие требования..............................................36

2.2    Символ класса судна...........................................37

2.3    Изменение символа класса.................................39

2.4    Судовые документы............................................39

3    Техническая документация судна..................40

3.1    Проектная документация для судна

в постройке..........................................................40

3.2    Проектная документация

для восстанавливаемых и переоборудуемых судов.....................................................................42

ЧАСТЬ II. КОРПУС

1    Общие положения.............................................44

1.1    Область распространения..................................44

1.2    Общие требования..............................................44

1.3    Определения, обозначения и пояснения...........44

2    Стальной корпус...............................................45

2.1    Общие положения...............................................45

2.2    Наружная обшивка.............................................58

2.3    Одинарное дно....................................................60

2.4    Двойное дно........................................................62

2.5    Бортовой набор...................................................68

2.6    Палубы и платформы..........................................71

2.7    Переборки и туннель гребного вала..................74

2.8    Носовая и кормовая оконечности......................76

2.9    Пиллерсы и распорные бимсы..........................81

2.10    Штевни, кили, кронштейны руля и гребного

вала.......................................................................82

2.11    Фундаменты под механизмы

и котлы.................................................................85

2.12    Надстройки, рубки, квартердек.........................86

2.13    Машинные шахты...............................................91

2.14    Фальшборт...........................................................91

3    Корпус из алюминиевых сплавов..................92

3.1    Общие положения...............................................92

3.2    Основные положения по определению размеров

элементов корпусных конструкций...................92

3.3    Специальные требования...................................92

4    Корпус из стеклопластика...............................93

4.1    Общие положения...............................................93

4.2    Основные положения по определению размеров

элементов корпусных конструкций...................96

Приложение 1. Рекомендуемые типы

стеклопластиков................................................108

Приложение 2. Физико-механические свойства

стеклопластиков................................................109

Приложение 3. Определение размеров связей

корпусов судов расчетным методом................112

ЧАСТЬ III. УСТРОЙСТВА, ОБОРУДОВАНИЕ И СНАБЖЕНИЕ

1    Общие положения...........................................113

1.1    Область распространения................................113

1.2    Определения и пояснения................................113

1.3    Объем освидетельствований............................115

1.4    Материалы и сварка..........................................116

1.5    Учет инерционных нагрузок............................116

1.6    Специальные прочные конструкции...............116

1.7    Руководство для владельца судна....................116

2    Рулевое устройство.........................................117

2.1    Общие положения.............................................117

2.2    Исходные расчетные параметры.....................118

2.3    Констру кция пера руля.....................................120

2.4    Баллер руля........................................................120

2.5    Транцевые рули.................................................121

2.6    Соединение баллера с пером руля...................122

2.7    Подшипники руля.............................................123

2.8    Скег и подпятник руля......................................123

2.9    Румпель и сектор руля......................................123


пресной воды; сточных вод;

провизии и других запасов;

не закрепленного внутреннего оборудования, например: столовых приборов, посуды, посуды камбуза, запасных частей и т. д.

3.2.28 Масса судна при перевозке на трейлере,

тт.

3.2.28.1    Общие требования.

Масса судна при перевозке на трейлере должна быть определена для судна, рекламируемого как судно, перевозимое на трейлере, чтобы позволить владельцу/ пользователю идентифицировать массу дополнительного оборудования, которое разрешено транспортировать, не превышая возможности трейлера.

Масса должна включать изделия и оборудование, указанные в 3.2.28.2, а также изделия для закрепления судна на трейлере. Масса трейлера должна быть указана отдельно, даже в том случае, если постройку/продажу судна и трейлера осуществляет строитель/дилер.

Строитель/дилер должен составить перечень частей, компонентов и оборудования, которые включены в эту массу, как определено выше, и должен заявить полную (суммарную) массу, кг. Это может быть указанно в Руководстве для владельца судна или в описании изделия.

Любые изделия и оборудование, обычно поставляемые для судна строителем/дилером, не предназначенные для размещения на судне или трейлере при транспортировке трейлером, должны быть указаны в списке отдельно.

3.2.28.2    Конструкции, оборудование, изделия и др., входящие в in г

.1 конструкции.

Конструкции, составленные из всех конструктивных деталей, включая балластный киль и/или опуск-ной/выдвижной киль (шверт/шверцы) и руль (рули).

Если переменный балласт или части балластного киля не должны перевозиться на трейлере, эти части должны быть конкретно указаны и внесены в перечень не включаемого оборудования (см. 3.2.28.4);

.2 внутренние конструкции и оборудование. Внутренние конструкции и оборудование включают: переборки и выгородки, изоляцию, настилы, встроенную мебель, плавучие материалы, окна, люки и двери, материалы обшивки;

.3 внутреннее оборудование, включая: все оборудование, постоянно находящееся на судне в эксплуатации, например:

систему (системы) сточных и хозяйственнобытовых вод, оборудование для хранения и перемещения воды, осушительную систему (системы), камбузные и нагревательные устройства, холодильное оборудование, систему (системы) вентиляции;

электрическую установку и оборудование, включая аккумуляторные батареи;

установленное навигационное и электронное оборудование;

противопожарное оборудование;

постельные принадлежности и элементы интерьера;

.4 внешнее оборудование.

Для всех судов в массу внешнего оборудования включают:

все постоянно установленные палубные дельные вещи, например: поручни, площадки и пульты, бушприты и их оснащение, платформы для купания, внешние трапы, рулевое устройство, лебедки, шлюпочный (катерный) тент (тенты), навесы, оснащение кокпита, решетки, сигнальные мачты;

якоря, якорные тросы и цепи; не закрепленное внешнее оборудование, например: кранцы, тросы, фалини.

Для судна с парусным вооружением в массу внешнего оборудование дополнительно включают: мачты, гики, шпринт и различные реи, стоячий и бегучий такелаж, стандартные рабочие и штормовые паруса, стандартное снабжение;

.5 двигатель и топливная/масляная системы. Двигатель и топливные/масляные системы, установленные стационарно.

Стационарно установленные двигатель и топливные/масляные системы представляют собой двигатель (двигатели), расположенный внутри судна, включая все снабжение и устройства управления, необходимые для работы, и постоянно установленные топливные/масляные системы, включая их цистерны.

Подвесные двигатели.

Масса судна должна быть указана с массой подвесного двигателя (двигателей), включая:

массу самого тяжелого двигателя (двигателей), рекомендованного к применению строителем судна, независимо от того, что упаковка машинного и относящегося к нему оборудования при отгрузке судна строителем может осуществляться отдельно;

массу любой стационарно установленной топлив-ной/масляной системы;

массу устройств управления двигателем и рулем; .6 цистерны и их содержимое: содержимое постоянно установленных топливных/ масляных цистерн;

переносные резервуары (емкости) и их содержимое; содержимое цистерн пресной воды.

Масса жидкостей должна быть рассчитана и соответствовать полному объему цистерн (резервуаров), пригодных к эксплуатации при перевозке судна на трейлере.

3.2.28.3 Конструкции, оборудование, изделия и др., не входящие в тГ

не закрепленное внутреннее оборудование (например: столовые приборы, посуда, посуда камбуза, постельное и камбузное белье);


Правила классификации и постройки малых прогулочных судов

2.10 Комплектация рулевых устройств рулевыми

приводами..........................................................124

2.11    Гельмпортовая труба........................................125

3    Якорное устройство........................................126

3.1    Общие положения.............................................126

3.2    Характеристика якорного снабжения..............126

3.3    Якоря..................................................................127

3.4    Тросы и цепи.....................................................128

3.5    Цепной ящик.....................................................128

3.6    Размещение якорного оборудования

на судне..............................................................128

3.7    Якорные механизмы.........................................129

4    Швартовное и буксирное устройства    130

4.1    Общие положения.............................................130

4.2    Швартовное оборудование судна....................130

4.3    Размещение швартовного устройства

на судне..............................................................130

4.4    Буксирное устройство......................................131

4.5    Швартовные и буксирные канаты...................131

5    Рангоут и такелаж судов с парусным

вооружением....................................................132

5.1    Общие положения.............................................132

5.2    Допустимые нагрузки.......................................134

5.3    Размеры такелажа.............................................136

5.4    Расчеты рангоута...............................................139

5.5    Материал рангоута и такелажа........................142

5.6    Монтаж и эксплуатация рангоута....................142

5.7    Паруса................................................................143

6    Сигнальные мачты.........................................144

6.1    Общие положения.............................................144

6.2    Мачты, раскрепленные стоячим

такелажем..........................................................144

6.3    Мачты, не раскрепленные стоячим

такелажем..........................................................144

6.4    Мачты особой конструкции.............................145

7    Ограждения на открытых палубах.............145

7.1    Общие положения.............................................145

7.2    Леерное огр аждение.........................................146

7.3    Штормовые страховочные леера.....................147

7.4    Крепления для страховочных поясов..............147

7.5    Фальшборт.........................................................148

7.6    Леера парусных судов......................................148

8    Основные, запасные и аварийные

выходы..............................................................149

8.1    Общие положения.............................................149

8.2    Пути эвакуации на судах длиной 15 м

и менее...............................................................150

8.3    Пути эвакуации на судах длиной

более 15м..........................................................150

9    Люки, двери, иллюминаторы, окна,

крышки и горловины.....................................151

9.1    Определения и пояснения................................151

9.2    Общие положения.............................................152

9.3    Защита от атмосферных воздействий.............154

9.4    Двери наружные................................................154

9.5    Иллюминаторы..................................................155

9.6    Штормовые крышки.........................................157

9.7    Сходные, световые люки и палубные

иллюминаторы..................................................157

9.8    Требования к материалам.................................157

9.9    Горловины..........................................................159

10    Кокпиты............................................................160

10.1    Определения и пояснения................................160

10.2    Общие положения.............................................161

10.3    Типовые конструкции и основные

характеристики..................................................162

10.4    Высота днища быстроотливного кокпита

над ватерлинией................................................163

10.5    Высота комингса и отверстия в кокпитах.......164

10.6    Водонепроницаемость......................................164

10.7    Осушение быстроотливного кокпита..............165

10.8    Время осушения................................................165

10.9    Количество отверстий системы осушения.....165

10.10    Размеры отверстий системы осушения..........165

10 11 Кожух опускаемого киля и другие типы

системы осушения............................................166

10.12    Трубопровод системы осушения.....................166

10.13    Арматура системы осушения...........................166

10.14    Постоянно открытые вентиляционные

отверстия...........................................................166

И    Сигнальные средства.....................................167

11.1    Общие положения.............................................167

11.2    Навигационные и технические требования к сигнально-отличительным фонарям

и сигнальным фигурам.....................................170

11.3    Установка сигнальных средств на судах.........173

11.4    Снабжение судов сигнальными средствами... 174

11.5    Нормы снабжения сигнально-отличительными

фонарями и сигнальными фигурами...............175

11.6    Нормы обеспечения судов пиротехническими

сигнальными средствами.................................177

11.7    Нормы обеспечения звуковыми сигнальными

средствами.........................................................177

12    Аварийное снабжение, запасные части

и инструмент....................................................178

12.1    Общие положения.............................................178

12.2    Нормы снабжения.............................................178

12.3    Хранение аварийного снабжения....................179

12.4    Маркировка.......................................................179

12.5    Запасные части к устройствам.........................179

12.6    Инструкции по эксплуатации..........................179

Приложение. Рекомендации по нормированию

управляемости...................................................180

ЧАСТЬ IV. ОСТОЙЧИВОСТЬ,

ЗАПАС ПЛАВУЧЕСТИ И НАДВОДНЫЙ БОРТ

1    Общие положения...........................................183

1.1    Область распространения................................183

1.2    Определения и пояснения................................183

1.3    Общие технические требования......................185

1.4    Опыт кренования и взвешивания....................189


Содержание

1.5    Отступления от Правил....................................191

2    Остойчивость...................................................191

2.1    Основные критерии остойчивости..................191

2.2    Расчет параметров внешнего воздействия.....192

2.3    Предельно допустимый кренящий момент.... 196

2.4    Диаграмма статической остойчивости...........196

2.5    Мет ацентрическая высота...............................197

2.6    Требования к углам заливания.........................198

2.7    Дополнительные требования

к остойчивости..................................................198

3    Запас плавучести............................................204

3.1    Общие положения.............................................204

3.2    Деление на отсеки.............................................205

4    Требования к элементам плавучести..........206

5    Защита от заливания.....................................207

5.1    Общие положения.............................................207

5.2    Отверстия в корпусе.........................................207

6    Надводный борт и грузовая марка..............208

6.1    Общие положения.............................................208

6.2    Палубная линия и грузовая марка...................208

6.3    Назначение минимального надводного

борта...................................................................208

6.4    Базисный надводный борт и расстояние

безопасности.....................................................210

6.5    Шкалы осадки...................................................212

Приложение. Вспомогательные материалы

для расчетов остойчивости..............................213

ЧАСТЬ V. МЕХАНИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ. МЕХАНИЗМЫ. СИСТЕМЫ И ТРУБОПРОВОДЫ

1    Общие положения...........................................217

1.1    Область распространения................................217

1.2    Определения и пояснения................................217

2    Механические установки..............................218

2.1    Область распространения................................218

2.2    Объем технического наблюдения....................219

2.3    Мощность главных двигателей.......................219

2.4    Устройства и посты управления.

Средства связи...................................................220

2.5    Машинные помещения.....................................222

2.6    Расположение механизмов и оборудования... 223

2.7    Расположение топливных цистерн..................224

2.8    Изоляция нагревающихся поверхностей........224

2.9    Валопроводы.....................................................224

2.10    Движители.........................................................227

2.11    Крутильные колебания.....................................228

2.12    Средства активного управления судами.........229

2.13    Вибрация............................................................229

2.14    Материалы и сварка..........................................229

2.15    Запасные части..................................................230

3    Механизмы.......................................................230

3.1    Область распространения.

Объем наблюдения............................................230

3.2    Двигатели внутреннего сгорания....................230

3.3    Передачи, разобщительные муфты.................232

3.4    Вспомогательные механизмы..........................232

3.5    Палубные механизмы.......................................232

3.6    Приводы гидравлические.................................232

4    Системы и трубопроводы..............................232

4.1    Область распространения................................232

4.2    Металлические трубопроводы........................234

4.3    Трубопроводы из пластмасс.............................236

4.4    Арматура............................................................238

4.5    Прокладка трубопроводов................................239

4.6    Осушительная система.

Балластная система...........................................240

4.7    Системы воздушных, переливных

и измерительных трубопроводов....................243

4.8    Газовыпускная система....................................244

4.9    Система вентиляции.........................................245

4.10    Топливная система............................................247

4.11    Система смазочного масла...............................250

4.12    Системы охлаждения двигателей внутреннего

сгорания.............................................................251

4.13    Система сжатого воздуха.................................252

4.14    Системы сжиженного газа...............................253

4.15    Калориферные установки и отопительные

приборы.............................................................255

ЧАСТЬ VI. АВТОМАТИЗАЦИЯ

1    Общие положения...........................................256

1.1    Область распространения и общие

требования.........................................................256

1.2    Определения и пояснения................................256

1.3    Объем технического наблюдения....................256

1.4    Техническая документация..............................257

2    Конструкция оборудования

автоматизации.................................................257

2.1    Автоматизированные главные механизмы.....257

2.2    Автоматизированные судовые

электростанции.................................................257

2.3    Автоматизированные котельные установки... 258

2.4    Автоматизированные осушительные установки

машинных помещений.....................................258

2.5    Автоматизированные компрессорные

установки...........................................................259

2.6    Автоматизированные насосные установки.... 259

2.7    Устройства в рулевой рубке.............................259

2.8    Устройства в машинном отделении................259

2.9    Системы аварийно-предупредительной

сигнализации, защиты и индикации механической установки..................................259

ЧАСТЬ VII. ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

1    Общие положения...........................................262

1.1    Область распространения................................262

1.2    Определения и пояснения................................262

1.3    Объем технического наблюдения....................263

2    Общие требования..........................................263


Правша классификации и постройки малых прогулочных судов

2.1    Размещение электрического оборудования.... 263

2.2    Условия работы.................................................264

2.3    Материалы.........................................................265

2.4    Конструктивные требования и степень защиты

электрического оборудования..........................265

2.5    Защитные заземления.......................................266

2.6    Молниезащита...................................................268

2.7    Электрическое оборудование

взрывозащищенного исполнения....................270

2.8    Электромагнитная совместимость..................271

3    Источники электрической энергии.............273

3.1    Основной источник...........................................273

3.2    Аккумуляторы...................................................274

3.3    Аварийные электрические установки.............274

3.4    Питание от внешнего источника электрической

энергии...............................................................276

3.5    Альтернативные источники электрической

энергии...............................................................276

4    Распределение электрической энергии......277

4.1    Общие положения.............................................277

4.2    Системы распределения электрической

энергии...............................................................277

4.3    Распределительные щиты................................277

5    Электрические приводы судовых механизмов

и устройств.......................................................281

5.1    Общие положения.............................................281

5.2    Коммутационная и пускорегулирующая

аппаратура.........................................................281

2.4 Размещение спасательных средств на судне.. 300 ЧАСТЬ X. ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА

5.3    Электрические приводы и управление рулевых

устройств...........................................................282

5.4    Электрические приводы якорных и швартовных

механизмов........................................................282

5.5    Электрические приводы насосов....................282

5.6    Электрические приводы вентиляторов...........283

6    Электрическое освещение.............................283

6.1    Общие положения.............................................283

6.2    Питание цепей основного освещения.............283

6.3    Аварийное освещение......................................284

6.4    Выключатели в цепях освещения....................284

6.5    Штепсельные розетки......................................284

6.6    Освещенность...................................................285

6.7    Сигнально-отличительные фонари.................285

7    Сигнализация и внутрисудовая связь........286

8    Защита...............................................................286

8.1    Общие положения.............................................286

8.2    Защита генераторов..........................................286

8.3    Защита электрических двигателей..................287

8.4    Защита рулевых устройств...............................287

9    Кабельная сеть................................................288

9.1    Общие положения.............................................288

9.2    Подбор кабелей по нагрузке............................288

9.3    Монтаж кабелей................................................289

9.4    Изоляционные материалы................................291

10    Дополнительные требования к системам и оборудованию с напряжением

выше безопасного...........................................292

10.1    Общие положения.............................................292

10.2    Защитные заземления.......................................292

10.3    Устройства защитного отключения.................293

10.4    Руководство для владельца судна....................293

ЧАСТЬ VIII. РАДИО- И НАВИГАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

1    Общие положения...........................................294

2    Радиооборудование.........................................294

2.1    Функциональные требования..........................294

2.2    Состав радиооборудования судна...................294

2.3    Источники электрической энергии.................294

3    Навигационное оборудование.......................295

3.1    Общие положения.............................................295

3.2    Магнитный компас...........................................295

3.3    Приемоиндикатор системы

радионавигации.................................................295

ЧАСТЬ IX. СПАСАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

1    Общие положения...........................................297

1.1    Область распространения................................297

1.2    Определения и пояснения................................297

2    Спасательное снабжение...............................298

2.1    Общие положения.............................................298

2.2    Общие требования по обеспечению судов

спасательными средствами..............................298

2.3    Требования к спасательным средствам..........299

1    Общие положения...........................................303

1.1    Область распространения................................303

1.2    Определения и пояснения................................303

1.3    Объем технического наблюдения....................304

1.4    Техническая документация..............................305

2    Конструктивная противопожарная

защита...............................................................305

2.1    Общие положения.............................................305

2.2    Требования к расположению...........................305

2.3    Требования к материалам и конструкции

противопожарной защиты................................305

2.4    Защита варочных и отопительных

приборов............................................................307

2.5    Защита машинных помещений и топливных

цистерн...............................................................307

2.6    Сауны.................................................................308

2.7    Местное печное отопление (печи/камины).... 308

3    Противопожарное оборудование

и снабжение......................................................309

3.1    Общие положения.............................................309

3.2    Классификация пожаров по ИСО 3941:1977.. 309

3.3    Размещение оборудования...............................309

3.4    Оборудование помещения камбуза.................309


Содержание

3.5    Оборудование машинного помещения..........

3.6    Другие замкнутые пространства....................

3.7    Открытая палуба..............................................

4    Переносные огнетушители..........................

4.1    Область применения........................................

4.2    Общие положения............................................

4.3    Тип, объем и количество переносных

огнетушителей.................................................

5    Системы пожаротушения.............................

5.1    Общие положения............................................

5.2    Монтаж систем.................................................

5.3    Система углекислотного тушения..................

5.4    Аэрозольная система пожаротушения...........

5.5    Водопожарная система....................................

6    Работоспособность систем............................

7    Расчетное количество огнетушащего

вещества...........................................................

1.1    Общие положения.............................................

1.2    Расчетное количество углекислого газа стационарной противопожарной системы ....

1.3    Расчетное количество аэрозолеобразующего

вещества аэрозольной системы пожаротушения................................................

8    Визуально отображаемая информация.......

9    Испытания устройств с открытым

пламенем ..........................................................

10    Руководство для владельца судна................

10.1    Противопожарное оборудование.....................

10.2    Общие требования...........................................

ЧАСТЬ XI. МАТЕРИАЛЫ

1    Общие положения...........................................

1.1    Область распространения................................

1.2    Определения и пояснения................................

1.3    Освидетельствование.......................................

1.4    Маркировка и документы...............................

1.5    Лаборатории, проводящие испытания...........

2    Сталь и чугун.................................................

3    Алюминиевые сплавы..................................

4    Сплавы меди...................................................

5    Древесина........................................................

5.1    Общие положения............................................

5.2    Вальса................................................................

5.3    Качество сплошной древесины......................

5.4    Качество фанеры...............................................

5.5    Насыщение (импрегнация) древесины...........

6    Стеклопластики..............................................

6.1    Типы стеклопластиков......................................

6.2    Физико-механические свойства

стеклопластиков................................................

7    Пластмассы и материалы органического

происхождения.................................................

8    Металлический крепеж.................................

ЧАСТЬ XII. СРЕДСТВА ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ С СУДОВ

1    Общие положения...........................................329

1.1    Область распространения................................329

1.2    Определения и пояснения................................329

1.3    Т ехническая документация..............................329

2    Конструкция, оборудование и устройства

судов по предотвращению загрязнения нефтью..............................................................330

2.1    Общие положения.............................................330

2.2    Определения и пояснения................................330

2.3    Сбор и сохранение нефтесодержащих

отходов...............................................................330

2.4    Системы сбора, сдачи и сброса

нефтесодержащих отходов...............................332

3    Средства по предотвращению загрязнения

сточными водами............................................333

3.1    Общие положения.............................................333

3.2    Область распространения................................333

3.3    Определения и пояснения................................333

3.4    О бьем технического наблюдения....................333

3.5    Системы сточных вод.......................................334

3.6    Требования к сборным цистернам..................336

3.7    Руководство для владельца судна....................336

3.8    Типовые схемы туалетных систем..................337

3.9    Установки для обработки сточных вод...........337

3.10    Системы для измельчения и обеззараживания

сточных вод.......................................................337

4    Требования к оборудованию и устройствам

судов по предотвращению загрязнения мусором.............................................................338

4.1    Общие положения.............................................338

4.2    Инсинераторы...................................................338

4.3    Устройства для сбора мусора...........................338

5    Требования к двигателям внутреннего

сгорания по предотвращению загрязнения атмосферы выхлопными газами.................339

5.1    Общие положения.............................................339

5.2    Уровни выбросов..............................................340

6    Предотвращение использования

озоноразрушающих веществ........................341

6.1    Область распространения................................341

6.2    Определения и пояснения................................341

6.3    Озоноразрушающие вещества.........................341

7    Шум, производимый судами.........................342

7.1    Общие положения.............................................342

7.2    Основные требования к уровню шума...........342

8    Сжигание на судне..........................................343

8.1    Определения и пояснения................................343

8.2    Общие требования............................................343

9    Содержание серы в судовом топливе..........343

9.1    Определения и пояснения................................343

9.2    Общие требования............................................343


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1 ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

1.1    Область распространения настоящих Правил классификации и постройки малых прогулочных судов1 Российского морского регистра судоходстваустановлена с учетом применимых положений Директив Европейского Парламента и Совета 94/25/ЕС от 16 июня 1994 г. и 2003/44/ЕС от 16 июня 2003 г. (Directive 94/25/ЕС of The European Parliament and of The Council of 16 June 1994 on the approximation of the laws, regulations and administrative provisions of the Member States relating to recreational craft. Directive 2003/44/EC of The European Parliament and of The Council of 16 June 2003 amending Directive 94/25/EC)3.

1.2    Требования настоящих Правил распространяются на прогулочные суда с наибольшей длиной корпуса от 2,5 м до 24 м включительно, определяемой согласно 3.2, и пассажировместимостью не более 12 чел., а также их составные части.

1.3    Требования настоящих Правил не распространяются на:

спортивные и военные суда, гоночные суда, в том числе суда для тренировок;

каноэ, байдарки, гондолы, водные велосипеды и другие типы гребных судов;

водные лыжи, санки, «бананы» и подобные типы буксируемых плавсредств;

доски для серфинга и виндсерфинга, в т. ч. укомплектованные механическим двигателем; надувные и каркасно-тканевые суда; персональные суда; экранопланы; подводные аппараты;

антикварные исторические суда и их копии; экспериментальные суда,

а также на малые суда, используемые в качестве судового оборудования (спасательные и рабочие шлюпки, плоты) на борту судов, которые не являются прогулочными.

1.4    Требования настоящих Правил применяются к: .1 самоходным судам с корпусом, предназначенным

для движения в режимах: водоизмещающем, переходном и/или глиссирующем со скоростью менее 14,0 м/с, независимо от мощности главных двигателей;

.2 несамоходным и стоечным судам, в том числе, на которых установлены механизмы и оборудование с

суммарной мощностью первичных двигателей энергетической установки 100 кВт и более;

.3 материалам и изделиям, предназначенным для установки на вышеуказанных судах.

1.5    Настоящие Правила состоят из следующих частей:

I    «Классификация»;

II    «Корпус»;

III    «Устройства, оборудование и снабжение»;

IV    «Остойчивость, запас плавучести и надводный борт»;

V    «Механическая установка. Механизмы. Системы и трубопроводы»;

VI    «Автоматизация»;

VII    «Электрическое оборудование»;

VIII    «Радио и навигационное оборудование»;

IX    «Спасательные средства»;

X    «Противопожарная защита»;

XI    «Материалы»;

XII    «Средства по предотвращению загрязнения с судов».

1.6    На малые прогулочные суда распространяются также, где это целесообразно и применимо, требования следующих правил Регистра:

.1 Правил классификации и постройки морских судов (частей: X «Котлы, теплообменные аппараты и сосуды под давлением»; XII «Холодильные установки»; XIII «Материалы»; XIV«Сварка»; XVI «Конструкцияи прочность корпусов судов и шлюпок из стеклопластика»);

.2 Правил по оборудованию морских судов (для прогулочных судов проектных категорий А, А1 и А2, указанных в 3.2.1);

.3 Правил классификации и постройки высокоскоростных судов (д ля прогулочных судов, способных развить скорость движения, превышающую 40,0 км/ч);

.4 Правил обмера морских судов;

.5 Правил обмера судов внутреннего плавания;

.6 Правил по грузоподъемным устройствам морских судов;

.7 Правил классификации и постройки судов внутреннего плавания (для Европейских внутренних водных путей);

.8 Правил классификационных освидетельствований судов в эксплуатации.

1.7    При применении настоящих Правил следует учитывать соответствующие положения Общих положений о классификационной и иной деятельности.

1.8    Настоящими Правилами определяются требования, при выполнении которых судну может быть присвоен класс Регистра.


1.9    Требования настоящих правил, по согласованию с Регистром, могут применяться для классификации судов, не перечисленных в 1.2 и 1.4.

По согласованию с Регистром, требования настоящих Правил могут быть применены к прогулочным судам с пассажировместимостью более 12 чел., но не более 36 чел., и/или с длиной корпуса более 24 м, но не более 40 м. При этом:

.1 прогулочные суда с пассажировместимостью более 12 чел. подлежат специальному рассмотрению Регистром с учетом требований настоящих Правил и положений Директивы Европейского Парламента и Совета № 98/18/ЕС от 17 марта 1998 г. (Council Directive 98/18/ЕС of 17 March 1998 on Safety Rules and Standards for Passenger Ships)4;

.2 морские прогулочные суда с длиной корпуса более 24 м подлежат специальному рассмотрению Регистром с учетом требований настоящих Правил и применимых положений Правил классификации и постройки морских судов.

1.10    Прогулочные суда, указанные в 1.2 и 1.4 и предназначенные для эксплуатации на Европейских внутренних водных путях, должны также удовлетворять применимым положениям Резолюции ЕЭК ООН № 61 от 16 марта 2006 г. «Рекомендации, касающихся согласованных на европейском уровне технических предписаний для внутреннего плавания» (United Nations. Economic Commission for Europe. Resolution No. 61 “Recommendations on Harmonized Europe-wide Technical Requirements for Inland Navigation Vessels”, 2006)5.

1.11    Требования настоящих Правил распространяются на все суда, проекты которых представлены Регистру на рассмотрение после даты вступления в силу настоящих Правил.

Некоторые требования настоящих Правил применяются к судам в эксплуатации, независимо или зависимо от даты постройки, если об этом указано в Правилах.

К судам, которые находятся в постройке на момент вступления в силу настоящих Правил, требования последних применяются при необходимости, по решению Регистра, насколько это возможно и целесообразно.

К судам, которые переоборудуются или модернизируются после вступления в силу настоящих Правил, их требования применяются в объеме насколько это возможно и целесообразно, если в Правилах не оговорено иное.

При переклассификации находящегося в эксплуатации судна, классифицированного по иным Правилам, требования настоящих Правил применяются для обоснования решений о присвоении класса Регистра.

1.12    Подтверждение соответствия требованиям Правил является прерогативой Регистра и осуществляется в соответствии с установленным Регистром порядком.

Любые утверждения о соответствии объекта наблюдения Регистра требованиям Правил, сделанные или документально оформленные иной, чем Регистр, организацией, или не имеющие должным образом оформленного подтверждения Регистра, не могут служить подтверждением такого соответствия.


2 ОБЩИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

2.1 В настоящих Правилах приняты следующие определения и пояснения, если иное не оговорено специально в отдельных частях Правил.

«Банан» и подобные- несамоходные надувные плавучие средства, которые буксируются моторным судном и предназначены для непродолжительной водной спортивно-развлекательной прогулки пассажиров, которые сидят на оборудованных местах на надувном корпусе плавучего средства сверху.

Беспалубное судно -судно, которое на длине менее 2/3 длины судна от носовой оконечности является палубным судном, и/или которое имеет кокпиты с общим коэффициентом объема К >\, и/или не удовлетворяющие требованиям разд. 10 части III «Устройства, оборудование и снабжение».

Водный велосипед - плавучее средство, ко-

торое движется за счет физической силы человека путем приведения в действие винта/винтов или гребного колеса/колес и предназначено для перевозки одного или больше лиц, которые располагаются на специальных местах для сидения на корпусе судна.

Высота волн - характеристика рассматриваемого в настоящих Правилах волнения с определениями и обозначениями:

значительное волнение - hm, волны 1-процентной обеспеченности - hl%> волны 3-процентной обеспеченности - h3%, волны 5-процентной обеспеченности - h5%.

Для оценки сопоставимости этих величин допускается применение зависимости:

hw = 1,33 h,n = 1,08 hw = 0,87 h= 0,66 h

3%    *    1/3    5    5%    5    l°/o    5 max.

Высота значительного волнения (A1/3) - средняя высота одной трети наиболее высоких из всей совокупности высот волн при непрерывном длительном наблюдении (в пределах квазистационарности волнения).


Правша классификации и постройки малых прогулочных судов

Высота волн 1-процентной обеспеченности (h ) — расчетная высота нерегулярного волнения, при назначении которой предполагается, что при непрерывном длительном наблюдении 1 % фактических волн могут иметь высоту, превышающую расчетную.

Высота волн 3-процентной обеспеченности (/г ) — расчетная высота нерегулярного волнения, при назначении которой предполагается, что при непрерывном длительном наблюдении 3 % фактических волн могут иметь высоту, превышающую расчетную.

Высота волн 5-процентной обеспеченности (h5%) — расчетная высота нерегулярного волнения, при назначении которой предполагается, что при непрерывном длительном наблюдении 5 % фактических волн могут иметь высоту, превышающую расчетную.

Глиссирующее судно — судно, которое при движении с определенной скоростью поддерживается главным образом за счет гидродинамических сил. Режим глиссирования соответствует скорости движения судна, при которой число Фруда по водоизмещению:

FrA i- \,е \1' ■ 1,5,

где v - скорость движения судна, м/с;

g - ускорение свободного падения, м/с2;

V- объемное водоизмещение судна по ватерлинии, м3. Для переходного режима 0,5 < Fr <1,5.

Защищенная акватория - участок водной акватории, примыкающий к берегу и защищенный от волнения и ветра естественным образом либо защищенный от волнения гидротехническим сооружением.

Катамаран - судно, которое состоит из двух корпусов, соединенных мостовой конструкцией.

Катер - моторное судно с длиной корпуса от 6,0 м до 15,0 м включительно, кроме судов, несущих парусное вооружение.

Международный рейс— рейс между портами разных государств.

Место убежища - любая естественно или искусственно защищенная акватория, которая может быть использована судном как убежище при возникновении обстоятельств, которые угрожают его безопасности.

Открытое судно - палубное судно, у которого люковые закрытия не имеют достаточной прочности, жесткости или степени водонепроницаемости, или на котором люки не имеют закрытий.

Палубное судно - судно, у которого горизонтальная проекция площади, ограниченной бортовой линией, состоит из водонепроницаемой палубы и/или надстройки и которое имеет быстроосушаемые

кокпиты, соответствующие требованиям разд. 10 части III «Устройства, оборудование и снабжение» и разд. 2-4 части IV «Остойчивость, запас плавучести и надводный борт», и/или водонепроницаемые кокпиты, соответствующие требованиям разд. 10 части III «Устройства, оборудование и снабжение», с суммарным объемом меньше чем LH/BH/FJA(), и все закрытия имеют достаточную прочность, жесткость и степень водонепроницаемости, соответствующие требованиям разд. 9 части III «Устройства, оборудование и снабжение».

Пассажир - любое лицо на борту прогулочного судна, кроме капитана и членов экипажа, а также детей возрастом до одного года.

Пассажировместимость - наибольшее количество пассажиров, допускаемых к нахождению на конкретном судне.

Персональное судно - прогулочное судно с длиной корпуса менее 4 м, на котором установлен двигатель внутреннего сгорания с водометным насосом в качестве основного источника пропульсивной силы, предназначенное для движения по поверхности воды в переходном или глиссирующем режиме и эксплуатации одним или несколькими лицами, которые находятся на корпусе судна в положении сидя, стоя или на коленях, но не внутри корпуса. К таким судам относятся водный мотоцикл, водный скутер и им подобные.

Плавучая дача (плавучий дом) — самоходное или несамоходное судно, включая стоечное судно, оборудованное для отдыха и/или проживания людей на воде.

Прогулочное судно - судно любого типа, независимо от средств движения, используемое на некоммерческой основе исключительно в целях отдыха на воде.

Расстояние до места убежища - максимально допустимое расстояние в морских милях (или километрах), которое измеряется вдоль кратчайшего безопасного в навигационном отношении пути от любой точки на избранном для плавания судна маршруте, к ближайшему доступному порту или месту убежища.

Судно моторное - судно с двигателем (двигателями) внутреннего сгорания пропульсивной установки мощностью не менее определенной по формуле (1.2.3.2) части I «Классификация».

Судно моторно-парусное - судно моторное с парусным вооружением площадью не менее определенной по формуле (1.2.3.1) части I «Классификация» .

Судно парусное - судно с парусным вооружением площадью не менее определенной по формуле (1.2.3.1) части I «Классификация».

Судно парусно-моторное - судно парусное с двигателем (двигателями) внутреннего сгора-


1

   Далее - настоящие Правила.

2

   Далее - Регистр.

3

   Далее - Директива 94/25/ЕС и Директива 2003/44/ЕС.

4

   Далее - Директива 98/18/ЕС.

5

   Далее - Резолюция ЕЭК ООН № 61.