Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

234 страницы

Купить НД 2-020101-046 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Требования правил являются специфичными для судов, перевозящих опасных химические грузы наливом, и дополняют правила классификации и постройки морских судов и Правила по оборудованию морских судов Российского морского регистра судоходства.

 Скачать PDF

Оглавление

Часть I. Классификация

Часть II. Конструкция химовоза

Часть III. Грузовые емкости

Часть IV. Остойчивость, деление на отсеки и надводный борт

Часть V. Противопожарная защита

Часть VI. Системы и трубопроводы

Часть VII. Электрическое оборудование

Часть VIII. Измерительные устройства

Часть IX. Конструкционные материалы

 
Дата введения01.01.2007
Добавлен в базу01.09.2013
Завершение срока действия01.07.2014
Актуализация01.02.2020

Этот документ находится в:

Организации:

27.12.2006УтвержденРоссийский морской регистр судоходства
РазработанРоссийский морской регистр судоходства
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Электронный аналог печатного издания, утвержденного 27.12.06


РОССИЙСКИЙ МИРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

ПРАВИЛА

КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ ХИМОВОЗОВ


НД No 2-020101-046

Санкт-Петербург

2006

ЛИСТ УЧЕТА ЦИРКУЛЯРНЫХ ПИСЕМ, ИЗМЕНЯЮЩИХ /дополняющих НОРМАТИВНЫЙ ДОКУМЕНТ

_НД    2-020101-046_

_Правила    классификации    и    постройки    химовозов    (2006)_

(номер и название нормативного документа)

п/п

Номер циркулярного письма, дата утверждения

Перечень измененных и дополненных пунктов

1.

007-2.5-244Ц от 14.05.07

Часть XI "Сводная таблица технических требований".

2.

007-2.1-253ц от 07.06.07

Часть 1: 4.2.1,4.2.2, 4.2.3.

3.

009-1.8-255Ц от 27.06.07

Часть VIII: 1.2.2. Часть XII: 14.2, 16.3.

4.

009-6.6.3-352ц от 21.08.08

Часть V: 2.4. Часть XI "Сводная таблица технических требований". Приложение 4.

5.

009-6.6.3-376ц от 25.12.08

Часть V: разд. 1.

6.

009-6.6.3-411 ц от 10.08.09

Часть V: 2.4.

11/05

Предел взрываемости - значения концентрации газов или паров в воздухе (в процентах к объему смеси), при которых газ (пар) горит или взрывается в присутствии источника воспламенения.

Пустое помещение - закрытое помещение, не предназначенное для непосредственного заполнения жидким грузом и его парами и не являющееся балластным отсеком, топливной емкостью, насосным или компрессорным помещением, трюмным помещением или любым помещением, обычно используемым персоналом.

Расчетное давление паров Р — максимальное давление в верхней части грузовой емкости, которое учитывается в расчетах конструкций емкости.

Температура вспышки - минимальная температура, измеряемая в градусах Цельсия, при которой жидкость выделяет достаточное количество горючих паров для воспламенения при наличии источника зажигания. Определяется по методу испытаний в закрытом сосуде.

Температура кипения - температура, измеряемая в градусах Цельсия, при которой жидкость кипит при атмосферном давлении.

Химовоз - наливное судно, построенное или приспособленное для перевозки опасных химических грузов наливом.

1.2.2 Пояснения.

Биологическая опасность применительно к каждому грузу учтена в Правилах при назначении степени конструктивной защиты судна, типа емкости, системы обнаружения паров, специальных требований (см. часть XI «Сводная таблица технических требований») и др.

Различная степень реакционной способности и коррозионной агрессивности грузов учитывается при назначении дифференцированных требований к каждому виду груза (см. часть XI «Сводная таблица технических требований»).

1.3 СОКРАЩЕНИЯ

1.3.1 В Правилах приняты следующие сокращения:

ГНО - грузовые насосные отделения;

Кодекс - Международный кодекс постройки и оборудования судов, перевозящих опасные химические грузы наливом;

МАРПОЛ-73/78 - Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. с Протоколом 1978 г. к ней;

ПТФЭ - политетрафторэтилен;

ПУГО - пост управления грузовыми операциями;

ЦПУ - центральный пост управления.

2 РАВНОЦЕННЫЕ ЗАМЕНЫ

2.1 Регистр может дать согласие на применение материалов, конструкций судна, его отдельных устройств и изделий, предназначенных к установке на судно, иных, чем это предусмотрено Правилами. При этом отклонения от Правил, на которые распространяются положения Кодекса, может быть допущено Регистром только в тех случаях, когда такие отклонения допускаются этим Кодексом.

В указанных случаях Регистру должны быть представлены данные, позволяющие установить соответствие этих материалов, конструкций и изделий условиям, обеспечивающим безопасность судна, охрану человеческой жизни, надежную перевозку грузов и предотвращение загрязнения с судов.

3 ДОКУМЕНТЫ

3.1    На суда, отвечающие требованиям Правил и Кодекса и, в дополнение к документам, предусмотренным в Общих положениях о классификационной и иной деятельности, на основании положительных результатов освидетельствования, отраженных в актах освидетельствований, выдается Международное свидетельство о годности судна к перевозке опасных химических грузов наливом*.

Срок действия Свидетельства о годности химовоза - не более 5 лет.

3.2    Свидетельство о годности химовоза должно постоянно находиться на борту судна и быть доступным для инспектора.

3.3    В случае, если на судне Регистром разрешены равноценные замены, регламентируемые разд. 2, в Свидетельстве о годности химовоза должно быть отражено содержание этих замен.

4 СИМВОЛ КЛАССА И КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ

4.1 СИМВОЛ КЛАССА СУДНА

4.1.1 Основной символ класса судна и дополнительные знаки присваиваются в соответствии с указаниями 2.2 части I «Классификация» Правил классификации.

1 В дальнейшем - Свидетельство о годности химовоза.

11

4.2 СЛОВЕСНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА В СИМВОЛЕ КЛАССА

4.2.1    Суда, отвечающие требованиям 2.2.11 части I «Классификация» Правил классификации и требованиям настоящих Правил, получают к основному символу класса словесную характеристику «химовоз».

4.2.2    В зависимости от того, в какой степени судно отвечает требованиям части IV «Остойчивость, деление на отсеки и надводный борт», а также от расположения грузовых емкостей относительно наружной обшивки судна и от максимального количества груза, допускаемого к перевозке в любой единичной емкости, к словесной характеристике добавляются слова «тип 1», или «тип 2», или «тип 3».

4.2.3    Если химовоз предназначен для перевозки только одного конкретного груза, в символе класса дополнительно указывается название этого груза, например: «химовоз тип 3 (серная кислота)». В этом случае требования, предъявляемые к судну, должны учитывать опасности, связанные с перевозкой этого груза.

4.2.4    Если химовоз предназначен для перевозки нескольких конкретных грузов, требования назначаются, исходя из совокупности свойств наиболее опасных перевозимых грузов.

4.3    КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ

4.3.1    Первоначальное и/или периодические освидетельствования химовозов с целью присвоения и/или подтверждения класса проводятся в соответствии с разд. 3 части III «Дополнительные освидетельствования судов в зависимости от их назначения и материала корпуса» Правил классификационных освидетельствований судов.

4.3.2    Освидетельствование судна с целью выдачи Свидетельства о годности химовоза проводится при первоначальном или периодическом освидетельствовании судна.

4.4    Ежегодные освидетельствования судна проводятся в пределах трех месяцев до или после истечения каждого годичного срок со дня выдачи Свидетельства о годности химовоза и имеют целью установить, что оборудование, арматура, устройства и материалы судна отвечают соответствующим требованиям Правил.

О проведенных освидетельствованиях в Свидетельстве о годности химовоза делается соответствующая запись.

4.5    Суда, предназначенные для перевозки опасных химических грузов, а также сами эти грузы являются в каждом случае предметом специального рассмотрения Регистром.

5 ДОКУМЕНТАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОЕКТА СЭДНА В ПОСТРОЙКЕ

5.1 В дополнение к технической документации, указанной в разд. 3 части I «Классификация» Правил классификации, Регистру должны быть представлены следующие технические данные и документы, подтверждающие выполнение Правил:

Л перечень грузов, предполагаемых к перевозке на судне.

В перечне должны быть указаны:

наименование и химическая формула каждого груза;

основные физические свойства: плотность, температуры вспышки, кипения, самовоспламенения и плавления, плотность и давление паров;

основные химические свойства: коррозионная агрессивность способность реакции с воздухом, водой и другими веществами, склонность к полимеризации;

основные представляющие опасность свойства, связанные с перевозкой и хранением груза: токсичность, предельно допустимая концентрация паров, предел взрываемости;

опасность загрязнения моря в соответствии с категоризацией, приведенной в Дополнении I к Приложению II к МАРПОЛ-73/78;

.2 чертежи расположения и вместимости грузовых емкостей с указанием расстояния от обшивки борта и днища до емкостей, включая данные об используемых материалах, в том числе о покрытиях;

.3 чертежи и расчеты прочности грузовых емкостей;

.4 чертежи опор и других конструкций для крепления вкладных грузовых емкостей или емкостей, расположенных на палубе;

.5 расчеты аварийной остойчивости;

.6 чертежи грузовой системы с указанием таких элементов и узлов, как компенсаторы, фланцевые соединения, запорная и регулирующая арматура;

.7 чертежи грузовых насосов, включая приводы;

.8 чертежи и расчеты осушительной и балластной систем в грузовой зоне, насосных отделениях, коффердамах, трубных туннелях и трюмных помещениях;

.9 схемы и оборудование для осушения грузовых насосов и трубопроводов в насосном отделении;

.10 схемы и оборудование для зачистки грузовых емкостей и осуше-ния/зачистки грузовых трубопроводов;

.11 диаграммы мойки емкостей;

13

.12 расположение и оборудование отверстий для подводного сброса остатков вредных жидких веществ;

.13 чертежи быстрозапорных устройств грузосодержащей системы;

.14 схемы систем подогрева или охлаждения грузов и расчет теплопередачи;

.15 схемы термоизоляции (если она применяется) с обоснованием годности изоляционных материалов для использования в грузовой зоне;

. 16 схемы устройства и расположения аварийных душей и устройств для промывания глаз, включая подвод воды и оборудование для предотвращения замерзания системы;

.17 чертежи и описания системы инертных газов;

.18 обоснование годности огнетушащих веществ, приборов систем обнаружения и тушения пожара для перевозимых грузов, а также документы, подтверждающие принятые в проекте расчетное время тушения пожара, интенсивность подачи огнетушащих веществ и запас огнетушащих веществ на судне;

.19 схемы расположения и описания стационарных установок для тушения пожара в газоопасных помещениях и газоопасных зонах;

.20 схемы и расчеты системы вентиляции помещений в грузовой зоне и других помещений, к которым необходим доступ для выполнения грузовых операций. На схемах должны быть приведены данные о годности материалов, примененных для изготовления воздуховодов, а также крыльчаток и корпусов вентиляторов;

.21 чертежи переносных вентиляторов и схемы, показывающие места и способы их установки;

.22 описание оборудования и схемы дегазации грузовых емкостей и трубопроводов, а также оборудования для системы вентилирования емкостей;

.23 схемы и расчеты газоотводной системы;

.24 схемы и описания сальников и уплотнений переборочных проходов в газонепроницаемых переборках;

.25 чертежи и описания всех систем и устройств для измерения и контроля количества и характеристик груза и обнаружения газов;

.26 чертежи предохранительных и вакуумных предохранительных клапанов, грузовых емкостей;

.27 схемы систем регулирования давления и температуры груза;

.28 принципиальные схемы электрических систем измерений и сигнализации;

.29 принципиальные схемы систем автоматического и дистанционного отключения электрического оборудования, дистанционного управления клапанами, обогрева корпусных конструкций;

.30 чертежи расположения электрического оборудования в газоопасных зонах;

.31 чертежи прокладки кабелей во взрывоопасных помещениях и пространствах;

.32 чертежи заземления электрического оборудования, кабелей, трубопроводов, установленных в газоопасных помещениях и зонах;

.32 перечень взрывозащищенного оборудования со ссылками на чертежи и сертификаты компетентного органа, подтверждающие взрывобе-зопасность.

5.2    На чертежах общего расположения судна или на отдельных чертежах должно быть показано расположение:

грузовых люков, лючков для моечных машинок и любых других отверстий в грузовых емкостях;

дверей, люков и любых других отверстий в насосные отделения и другие газоопасные помещения и пространства;

газоотводных труб, вентиляционных труб и отверстий грузовых емкостей, насосных отделений и других газоопасных помещений;

дверей, иллюминаторов, тамбуров, мест выхода вентиляционных труб и других отверстий в помещения надстройки и помещения, примыкающие к грузовой зоне, в том числе на баке;

грузовых трубопроводов и трубопроводов возврата паров груза на палубе с устройства для подсоединения к береговым системам, включая трубопроводы для кормовой разгрузки;

плана размещения на палубе всего оборудования для операций с грузом (с указанием его типов), такого как для измерения уровня, контроля за переливом, измерения температуры и т. п.

5.3    Дополнительные чертежи, описания или иная информация могут быть потребованы в зависимости от конструкции и оборудования, примененных в проекте.

15

ЧАСТЬ II. КОНСТРУКЦИЯ ХИМОВОЗА

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1    В качестве основного типа химовоза принято судно с кормовым расположением механической установки.

1.2    Грузовая зона химовоза должна оканчиваться коффердамами, простирающимися от борта до борта по всей высоте корпуса судна.

1.3    Требования к конструкции и размерам коффердамов изложены в

2.7.5.2 части II «Корпус» Правил классификации.

1.4    В качестве коффердамов могут рассматриваться также насосные отделения, балластные емкости, трюмные помещения, охватывающие вкладные грузовые емкости, цистерны судового топлива.

1.5    Если вместо юта устроена рубка, то ее носовая переборка должна быть продолжена от борта до борта в виде комингса высотой не менее 600 мм над горизонтальной частью палубы.

1.6    Грузы, перечисленные в перечне грузов, не допускается перевозить в цистернах форпика и ахтерпика.

Грузы, перевозка которых осуществляется на химовозах типа 3, допускается перевозить в грузовых емкостях, расположенных в пространствах двойных бортов и двойного дна.

1.7    Расположение и устройство грузовых емкостей, пустых помещений и других помещений в грузовой зоне должны обеспечивать свободный доступ для полного их осмотра персоналом в защитной одежде, использующим индивидуальные приборы для дыхания, а также обеспечивать возможность беспрепятственной эвакуации на носилках или в люльках пострадавших, находящихся в бессознательном состоянии.

1.8    Доступ в коффердамы, балластные и грузовые емкости и другие помещения в грузовой зоне должен быть предусмотрен непосредственно с открытых частей палубы. Доступ в помещения и пространства двойного дна допускается устраивать через помещения ГНО, насосных отделений, глубокие коффердамы, туннели для трубопроводов, специальные шахты. При этом должна быть обеспечена надлежащая вентиляция таких помещений и шахт.

1.9    Как правило, из помещений в грузовой зоне должно быть предусмотрено два независимых выхода, которые должны быть максимально удалены друг от друга.

Грузовые емкости могут быть оборудованы одним выходом.

1.10    Размеры выходов в свету должны быть не менее следующих:

600 x 600 мм - для выходов через горизонтальные отверстия, лазы, люки;

600 х 800 мм - для выходов через вертикальные отверстия и лазы, обеспечивающие перемещение по длине и ширине помещений.

При этом нижняя кромка выреза должна располагаться не выше 600 мм от настила дна, если не предусмотрены решетки, ступеньки или другие опоры.

Меньшие размеры, чем указано выше, могут быть допущены в отдельных случаях после специального рассмотрения Регистром.

1.11    Туннели для трубопроводов должны иметь не менее двух независимых выходов в противоположных концах туннеля, ведущих на открытую палубу.

По согласованию с Регистром могут быть допущены выходы из туннеля в насосные помещения или в пустые помещения в грузовой зоне. Эти выходы должны иметь закрытия одобренного Регистром типа.

1.12    Размеры и конструкция туннелей для трубопроводов должны обеспечивать возможность беспрепятственного осмотра и ремонта трубопроводов, а также эвакуации пострадавших, находящихся в бессознательном состоянии.

1.13    Насосы, трубопроводы, клапаны и другая арматура систем, расположенных в грузовой зоне, должны иметь отличительную маркировку, позволяющую определить, какую из грузовых емкостей они обслуживают.

2 РАСПОЛОЖЕНИЕ ГРУЗОВЫХ ЕМКОСТЕЙ

2.1 Расположение грузовых емкостей должно отвечать следующим требованиям:

.1 для химовоза типа 1 грузовые емкости должны располагаться за пределами глубины повреждения борта и протяженности днищевого повреждения по вертикали, размеры которых приведены в 3.2.1.2 и

3.4.6.2 части V «Деление на отсеки» Правил классификации. Ни в одной точке по периметру наружной обшивки расстояние от нее до грузовой емкости не должно быть менее 760 мм (см. рис. 2.1.1);

.2 для химовоза типа 2 грузовые емкости должны располагаться за пределами протяженности днищевого повреждения по вертикали, указанного в 3.4.6.2 части V «Деление на отсеки» Правил классификации, и не менее 760 мм от бортовой обшивки в любом месте по ее периметру (см. рис. 2.1.2).

17


5*760


Рис. 2.1.2


Для химовоза типа 3 требования к расположению грузовых емкостей не предъявляются.

2.2 Требования 2.1.1 и 2.1.2 не применяются к сливным емкостям для сбора промывочных вод.

18

2.3    Приемные колодцы химовозов, за исключением химовозов типа 1, установленные в грузовых емкостях, могут располагаться в пределах вертикальной протяженности повреждения днища, указанной в 3.4.6.2 части V «Деление на отсеки» Правил классификации, при условии, что такие колодцы будут иметь минимальный объем, а их глубина в пределах вертикальной протяженности повреждения не будет превышать 25 % высоты двойного дна или 350 мм, в зависимости от того, что меньше.

Выступ приемного колодца вкладных цистерн ниже верхнего предела повреждения днища, если не предусмотрено двойное дно, не должен превышать 350 мм.

Такие колодцы могут не учитываться в расчетах аварийной посадки и остойчивости.

2.4    Твердый балласт, как правило, не должен укладываться в двойном дне в районе грузовых емкостей.

Если укладка балласта в двойном дне неизбежна, она должна быть выполнена таким образом, чтобы исключить передачу ударных нагрузок, которые могут возникнуть при повреждении днища, непосредственно на грузовую емкость.

3 ПОСТЫ УПРАВЛЕНИЯ, ЖИЛЫЕ, СЛУЖЕБНЫЕ И МАШИННЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

3.1    Посты управления, жилые, служебные и машинные помещения не должны располагаться в районе грузовых емкостей, отделяющих их коффердамов и помещений, используемых в качестве коффердамов, за исключением того, что они могут размещаться над уступами насосных помещений, указанных в 2.4.7 части VI «Противопожарная защита» Правил классификации.

Грузовые емкости и сливные цистерны не должны располагаться в корму от носовой переборки жилых помещений.

Жилые, служебные и машинные помещения, а также цистерны питьевой воды должны отделяться от грузовых емкостей коффердамами, ГНО, насосными помещениями, топливными цистернами или другими подобными помещениями.

3.2    Расположение и конструкция воздухозаборников, дверей, иллюминаторов и других отверстий в жилых, служебных и машинных помещениях и постах управления должны отвечать требованиям 2.4.4 и 2.4.5 части VI «Противопожарная защита» и 12.4 части VIII «Системы и трубопроводы» Правил классификации, предъявляемым к нефтеналивным судам.

19

Правила классификации и постройки химовозов утверждены в соответствии с действующим положением и вступают в силу с 1 января 2007 г

Настоящее издание Правил составлено на основе Правил классификации и постройки химовозов издания 1998 г с учетом изменений и дополнений, включенных в Бюллетень изменений и дополнений № 1 (2001 г), а также подготовленных непосредственно к моменту переиздания.

В Правилах учтены положения Международного кодекса постройки и оборудования судов, перевозящих опасные химические грузы наливом с соответствующими изменениями к нему, введенными резолюциями MSC.176(79) и МЕРС.119(52) Международной морской организации.

ISBN 5-89331-081-0

Требования Правил являются специфичными для судов, перевозящих опасные химические грузы наливом, и дополняют Правила классификации и постройки морских судов и Правила по оборудованию морских судов Российского морского регистра судоходства.

© Российский морской регистр судоходства, 2006

4 ГРУЗОВЫЕ НАСОСНЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ (ГНО)

4.1    Грузовые и зачистные насосы, оборудование и клапаны управления грузовой системой должны размещаться в отдельном помещении, не имеющем непосредственного сообщения с другими помещениями, кроме трубных туннелей. Такое помещение должно отделяться от других помещений газонепроницаемыми переборками.

4.2    Двигатели, служащие для привода грузовых и зачистных насосов и вентиляторов, установленных в ГНО, должны устанавливаться в соответствии с требованиями 4.2.5 части VII «Механические установки» Правил классификации.

4.3    В ГНО должен быть обеспечен беспрепятственный доступ ко всем клапанам управления грузовой системой лицам в защитном снаряжении и беспрепятственный подъем с нижнего настила и с любой площадки трапа.

4.4    Трапы не должны быть вертикальными. Они должны иметь площадки через интервалы не более 6 м по высоте. Трапы и площадки должны иметь непрерывное леерное ограждение.

4.5    ГНО должны быть оборудованы стационарным устройством, обеспечивающим безопасный подъем на спасательном тросе пострадавшего в защитном снаряжении, находящегося в бессознательном состоянии.

4.6    Манометры на стороне нагнетания насосов должны устанавливаться у насосов и вне ГНО.

4.7    Должно быть обеспечено осушение и сбор любых возможных утечек от насосов, арматуры и трубопроводов, расположенных в ГНО. Осушительная система, обслуживающая ГНО, должна управляться из поста вне ГНО.

20

СОДЕРЖАНИЕ

ЧАСТЬ I. КЛАССИФИКАЦИЯ

1    Общие положения....................................................................................7

2    Равноценные замены.............................................................................11

3    Документы..............................................................................................11

4    Символ класса и классификационные    освидетельствования............11

5    Документация технического проекта судна    в постройке..................13

ЧАСТЬ II. КОНСТРУКЦИЯ ХИМОВОЗА

1    Общие положения..................................................................................16

2    Расположение грузовых емкостей........................................................17

3    Посты управления, жилые, служебные

и машинные помещения.......................................................................19

4    Грузовые насосные отделения (ГНО)..................................................20

ЧАСТЬ III. ГРУЗОВЫЕ ЕМКОСТИ

1    Определения...........................................................................................21

2    Общие требования.................................................................................21

3    Требования к емкостям для отдельных видов груза...........................22

ЧАСТЬ IV. ОСТОЙЧИВОСТЬ, ДЕЛЕНИЕ НА ОТСЕКИ И НАДВОДНЫЙ БОРТ

1    Остойчивость.........................................................................................23

2    Деление на отсеки и остойчивость поврежденного    судна................23

3    Надводный борт.....................................................................................24

ЧАСТЬ V. ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА

1 Общие требования.................................................................................26

2 Грузовые насосные отделения (ГНО)..................................................26

3

3    Грузовая зона..........................................................................................27

4    Специальные требования......................................................................29

ЧАСТЬ VL СИСТЕМЫ И ТРУБОПРОВОДЫ

1    Грузовая система....................................................................................30

2    Регулирование температуры груза.......................................................37

3    Регулирование состава атмосферы в грузовых емкостях..................38

4    Газоотводная система грузовых емкостей...........................................40

5    Система дегазации грузовых емкостей...............................................44

6    Система инертных газов.......................................................................45

7    Осушительная и балластная системы в грузовой зоне......................48

8    Система вентиляции помещений в грузовой зоне..............................49

ЧАСТЬ VIL ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

1    Общие требования.................................................................................52

2    Взрывоопасные зоны и выбор электрического оборудования..........53

3    Заземление..............................................................................................56

ЧАСТЬ VIII. ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА

1    Общие положения..................................................................................57

2    Устройства замера уровня.....................................................................58

3    Устройства замера температуры груза.................................................58

4    Устройства замера давления паров груза............................................58

5    Устройства обнаружения паров груза..................................................58

6    Сигнализация.........................................................................................60

ЧАСТЬ IX. КОНСТРУКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

1    Общие требования.................................................................................62

2    Специальные требования......................................................................62

4

ЧАСТЬ X. АВАРИЙНОЕ СНАБЖЕНИЕ

1    Аварийное снабжение...........................................................................64

2    Защитное снаряжение...........................................................................64

3    Снаряжение, обеспечивающее безопасность......................................65

ЧАСТЬ XI. СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ТЕХНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ

Пояснения к таблице.............................................................................67

ЧАСТЬ XII. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

1    Общие требования...............................................................................184

2    Требования к перевозке ацетонциангидрида и раствора нитрила

молочной кислоты концентрацией по весу 80 % и менее...............184

3    Требования к перевозке раствора азотнокислого аммония

концентрацией по весу 93 % или менее............................................184

4    Требования к перевозке сероуглерода...............................................186

5    Требования к перевозке этилового эфира.........................................189

6    Требования к перевозке растворов перекиси водорода...................189

7    Требования к перевозке антидетонационных присадок

к моторному топливу, содержащих алкилы свинца.........................193

8    Требования к перевозке желтого и белого фосфора.........................193

9    Требования к перевозке окиси пропилена и смесей этилена -окиси пропилена при содержании окиси пропилена

по весу не более 30 %..........................................................................195

10    Требования к перевозке раствора хлорноватокислого натрия

концентрацией по весу 50 % и менее................................................201

11    Требования к перевозке жидкой серы

(в расплавленном состоянии).............................................................201

12    Требования к перевозке неорганических кислот..............................202

13    Требования к перевозке алкилов нитратов (все изомеры)...............203

14    Требования к перевозке токсичных грузов.......................................203

15    Требования к перевозке грузов,

ингибированных против самопроизвольной реакции......................204

16    Требования к перевозке грузов с давлением паров

выше 0,1013 МПа при 37,8 °С............................................................205

17    Требования к предотвращению загрязнения груза...........................206

5

18    Требования к вентиляции повышенной интенсивности..................206

19    Специальные требования к ГНО........................................................207

20    Контроль перелива груза.....................................................................207

Приложение 1. Эксплуатационные требования..............................209

Приложение 2. Руководство по осмотру, очистке, пассивации

и загрузке грузовых емкостей для перевозки растворов перекиси

водорода концентрацией по весу 8 - 60 %........................................213

Приложение 3. Названия и синонимы растительных масел,

рыбьего жира и животных жиров......................................................218

Приложение 4. Глава 18 «Перечень химических грузов,

к которым требования Кодекса не применимы»...............................230

6

ЧАСТЬ I. КЛАССИФИКАЦИЯ

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1 ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

1ЛЛ Требования Правил классификации и постройки химовозов1 распространяются на специально построенные или переоборудованные суда независимо от валовой вместимости и мощности пропульсивной установки, которые предназначены для перевозки опасных химических грузов наливом.

На химовозы в полной мере распространяются требования Правил по оборудованию морских судов, Правил по грузоподъемным устройствам морских судов. Правил о грузовой марке морских судов и Правил по предотвращению загрязнения с судов. Требования Общих положений о классификационной и иной деятельности, а также Правил классификации и постройки морских судов2 распространяются на химовозы в той мере, в какой это оговаривается в тексте настоящих Правил.

1Л.2 Опасные химические грузы, рассматриваемые в настоящих Правилах, перечислены в части XI «Сводная таблица технических требований».

1.2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

1.2Л Определения.

Биологическая опасность - опасность, определяемая раздражающим или токсичным воздействием перевозимого груза на живой организм при попадании на кожу или через дыхательные пути и учитывающая такие свойства груза, как растворимость в воде, летучесть, запах, вкус, давление и плотность паров.

Вредное вещество - любое вещество, которое при попадании в море способно создать опасность для здоровья людей, причинить ущерб живым ресурсам, морской флоре и фауне, ухудшить условия отдыха или помешать другому правомерному использованию моря.

1    В дальнейшем — Правила.

2    В дальнейшем - Правила классификации.

7

Газоопасные помещения - помещения в пределах грузовой зоны, в которых не предусмотрены приборы и оборудование, обеспечивающие безопасное состояние атмосферы в этих помещениях, а также закрытые помещения вне грузовой зоны, через которые проходят грузовые трубопроводы.

К газоопасным помещениям относятся: встроенные грузовые емкости;

трюмные помещения с вкладными грузовыми емкостями; помещения, примыкающие к встроенным грузовым емкостям; грузовые насосные и грузовые компрессорные помещения; помещения, через которые проходят трубопроводы, или в которых расположены емкости или оборудование, используемые для любых операций с грузом, в том числе кладовые для хранения загрязненных грузовых шлангов или другого оборудования, используемых при операциях погрузки/выгрузки или перекачки груза; кладовые проб груза;

закрытые или полузакрытые помещения, из которых предусмотрен выход непосредственно в газоопасное помещение или газоопасную зону.

Газоопасные зоны - участки открытой палубы или полузакрытые помещения на палубе, которые находятся в пределах:

3 м от любых люков или отверстий, ведущих в грузовую емкость; от фланцев грузовых трубопроводов; от клапанов грузовой системы; от входов и отверстий в газоопасные помещения, в которых имеются возможные источники выделения газа, такие как, например, фланцы грузовых трубопроводов, грузовые клапаны или грузовые насосы;

4,5 м от выходных отверстий системы вентиляции грузовых насосных помещений;

5 м от дыхательных клапанов грузовых емкостей;

10 м от выходных отверстий газоотводных труб грузовых емкостей (измеряется по горизонтали),

а также участки открытой палубы, расположенные на 3 м в нос или в корму от грузовой зоны (по высоте граница этой зоны равна 2,4 м от уровня палубы).

Для судов длиной менее 100 м могут быть допущены меньшие расстояния, чем указано выше, после специального рассмотрения Российским морским регистром судоходства1.

Грузовая зона- часть судна, ограничиваемая наружной обшивкой и палубой, в которой размещаются грузовые емкости, трюмные помещения, отстойные емкости, грузовые насосные и компрессорные помещения, коффердамы, примыкающие к грузовым емкостям, балластные емкости или пустые помещения, а также площадь палубы по всей ширине судна и по длине над перечисленными выше помещениями.

Коррозионная агрессивность - свойство вещества оказывать разрушающее воздействие на всгупающие с ним в контакт материалы.

Максимальное количество груза - допускаемое к перевозке в любой единичной емкости химовоза количество груза, равное: 1250 м3 - для химовозов типа 1;

3000 м3 - для химовозов типа 2.

Для химовозов типа 3 количество груза не ограничено. Несовместимые грузы - вещества, при взаимодействии вступающие в опасную реакцию или образующие новые вещества, являющиеся опасными.

Опасность загрязнения моря -опасность, определяемая: биоаккумуляцией, сопровождающейся опасностью для морских растений и животных или здоровья человека, либо приводящей к заражению съедобных моллюсков;

ущербом живым ресурсам; опасностью для здоровья человека; ухудшением природной привлекательности моря.

Опасность, создаваемая реакционной способностью груза - опасность, которая выражается нестабильностью химического вещества, склонностью к полимеризации или склонностью легко вступать в реакцию с водой и другими веществами, а также коррозионной агрессивностью.

Опасные жидкие химические грузы - жидкости с абсолютным давлением паров, не превышающим 28 кПа при температуре 37,8 °С, и твердые вещества, которые перевозятся и перегружаются в расплавленном состоянии, обладающие по крайней мере одним из следующих свойств: пожаро-, взрыво- или биологической опасностью, либо опасной реакционной способностью.

Плотность паров - отношение плотности паров или газа (при отсутствии воздуха) к плотности воздуха, имеющего равный объем, при одинаковых давлении и температуре.

Пожаро- и взрывоопасность - опасность, которая определяется температурой вспышки, точкой кипения, пределами взрываемости и температурой самовоспламенения химического груза.

9

1

В дальнейшем - Регистр.