Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

91 страница

Купить М4153 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Документ предназначен для использования при проектировании искусственного освещения вновь строящихся и реконструируемых музеев: исторических (общеисторических, историко-революционных, археологических. этнографических). естественно-научных ) зоологических, ботанических, геологических), искусствоведческих (изобразительного искусства, прикладного искусства, театральных, музыкальных), литературных, технических, а также мемориальных и комплексных, например, историко-краеведческих и общественных. Рекомендации могут использоваться также при устройстве освещения временных выставок

  Скачать PDF

Оглавление

Введение

Принятые сокращения

1. Общие положения

2. Основные требования к искусственному освещению

3. Виды освещения

4. Системы освещения

5. Освещенность, коэффициент запаса и качество освещения

6. Источники света

7. Осветительные приборы и устройства

8. Требования к защите экспонатов от вредного действия света

9. Электротехническая часть

     Распределительные устройства и распределение энергии для освещения

     Управление освещением

     Выполнение осветительных сетей

     Безопасность осветительных установок

10. Эксплуатация осветительных установок

11. Рекомендуемые способы освещения

     Графика, живопись

     Скульптура и барельефы

     Витрины

     Витражи

     Панорамы и диорамы

     Реставрационные мастерские

     Фондохранилища

Приложение 1. Требования к устройству светопроемов естественного света в зданиях музеев

Приложение 2. Рекомендации по применению светозащитных устройств и материалов

Показать даты введения Admin

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ВСЕСОЮЗНЫЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ НАУЧНО-liCXUG^^BATEJfijCKHH, ПРОЕКТНЫЙ И ПРОЕКТНО ШНСЛ^КГОРСКИЯ ИНСТИТУТ

да ДООШКСЯОЙ эошкгришшш промышленных объектов

"ТЯКИРОМЭЛЕКТРОПРОЕКТ” шеям Ф. R Якубовского

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ИСКУССТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ МУЗЕЕВ,

I

КАРТИННЫХ ГАЛЕРЕЙ И ВЫСТАВОЧНЫХ ЗАЛОВ

Москва 1992

всесоюзный ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ. ПРОЕКТНЫЙ И ПРО0ШЮ-1ГОНСТРУ1т)РСЖИЙ ИНСТИТУТ НО КОМПЛЕКСНОМ ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ ПРОШШЕШШХ ОБЪНСГОВ

"ТЯЖПРОМЭЛЕКТРОПРОВСГ шеям Ф. В. Лсубовского

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ

ИСКУССТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ МУЗЕЕВ

Главный инженер института

КАРТИННЫХ ГАЖРЕЙ И ВЫСТАВОЧНЫХ ЗАЛОВ

Начальник технического отдела

Отдел светотехнических установок


СОГЛАСОВАН)

Мэсква 199 £.

нов применение разрядных ламп, прежде всего люминесцентных. Однако, наличие в спектре эти дамп, выпускаемых в настоянае время отечественной промышленностью. УФ излучений, интенсивность которых значительно выше, чем у ламп накаливания, а танке практическое отсутствие выпуска в навей стране фильтров (покрытий на лампах), снихахших интенсивность УФ излучений, в ряде случаев приводит к вынужденному более широкому применению, по крайней мере, на данном этапе, менее экономичных дамп накаливания,

С другой стороны, избыток тепловых излучений в спектре ламп накаливания также может ограничивать область их приме-    .

нения в определенных случаях (например, в витринах), когда    J

перегрев зксповатов недопустим*    j

Рекомендации по выбору способов свето за щиты экспонатов | приведены в разделе 8,    !

1*5, Освежение музейных экспонатов необходимо осуществлять с учетом их назначения, формы, материала и его светостойкости, цветовых характеристик, размещения в экспозиции.

Музейные экспонаты (произведения живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства, предметы нумизматики, археологии, фотодокументы, газеты, коллекции насекомых, животных, растений, диорамы) весьма разнообразны по размерив и фактуре, они могут быть плоскими или объемными, цветными или черно-белыми, светостойкими и весветостонкими, располагаться на полу, стеках, специальных стендах, витринах, шкафах, вертикально, горизонтально или наклонно.

Классификация экспонатов в зависимости от их светостойкости, цветовых характеристик и формы приведены в табд.1.1; причем, по светостойкости все экспонаты разделены ш 8 группы:

Таблица -IЛ

Классификадия музейных экспонатов во светостойкости, цветовым характеристикам и форме

Наиманованне экспонатов в

Группа

Группа

материалов

по све-

по цве

Форш

твстёй-

кости

товым

харак-

тарас-

X

2

3

4

Живопись:

масло, темпера.

П

3.4

Плоская

акварель, пастель

ш

3,4

П»л

Графика:

черно-белая

ш

I

Плоская

цветная

S

3,4

Иконопись

ш

3.4

Плоская

Рукописи, книги, газеты

ш

I

Фотографии

ш

1.3

_ п_

Марки

ш

4

Драгоценности

I

3

Объемная

Монеты, макали, ордена

I

2

Рельефная

Значки

I

4

Оружие

I

2

Объемная

М4-/53

Проволнение табл.I.I


I

I


2    3    4

irvrmr цпидитг w г irrim-tt-rnr г~ттгтр fr “t ~тгтг i -цмг'Г


038ijiat ткани, гобелен, кружева, ковры, мах, кожа


2.4

2


Плоская

Объемная


&

о,

&



it

1 • <•* N.

\ЬМ

i )i s<§

i 4 ^ Ь

I 'o -k: 5-

u'iH :£?£ : J

f cf > Ъ ><js

L

4'

Кость

Фарфор, керамика, стекло, эмаль

I

2,3

Утварь: стеклянная, металлическая

I

I

Объемная

леревяшшя

П

%

|

Скульптура:

мраморная, гипсовая, чугунная

I

1

_

Объемная

бронзовая

I

2

w-

Мебель леревяшшя

П

3

Объевшая

Минералы, горные порозы

I

1,2,3

Бабочки, чучела

ш

4

_п_

Техническое оборудование

I

1.2,3

_ н_


I


М 4 /55


/ii

кппи an iff с/ л


Фо/Эт&т Йк


I - высоко®, П - совиной 1 Ш - вязкой светостойкое*!;

по цветовым характеристикам - на 4 группа:

1    - ахроматические нив серые, т.в. не имеющие выраженного цветового тона;

2    - окноцветные, имеющие оо всей поверхности более или менее оливаковый тон;

3    - многоцветные тональные, в пределах площади поверхности которых цветовой тон меняется, но при атом ляжет быть выделен преобладавший (например, теплый, холодный или нейтральный) ;

4    - многоцветные пестрые, для которых можно считать равноценными все цветовые тона.

Определение группы светостойкости экспонатов должно выполняться с участием хранителей музеев.

1.64 Проектирование искусственного освещения музеев необходимо производить с учетом естественного света и во вновь строянихся зданиях рекомендуется, как правило, применять систему совмещенного освещения, т.е. освещения, при котором недостаточное по нормам естественное освещение пополняется искусственным; при этом рекомендуется предусматривать регулирование искусственного освещения в зависимости от уровня естественного света*

1*7. В комплексе с освещением должны решаться строительная часть я архитектурное оформление интерьеров в музеях*

- а) С целью более эффективного использования естественного света для освещения экспонатов при проектировании вновь строящихся зданий музеев устройство с вето проемов в экспозиционных залах необходимо увязывать с учетом размещаемой в валах экс-



позиции. Рекомендуется часть экспозиционных помещений устраивать с верхними с вето проемами, например, вдя экспозиции масляной живописи; часть помещений - с боковыми светопроамами - для экспозиции объемных экспонатов, например, скульптуры, и часть помещений - без естественного света, для размещения экспонатов низкой светостойкости*

б)    Для снижения интенсивности естественной освещенности, исключения попадания прямого солнечного света на экспонаты, а также ограничения ультрафиолетовой и тепловой радиации естественного света, светопроеыы необходимо снабжать светозащитными устройствами (СЗУ), как стационарными ( козырьки, экраны, ячей-, ни), так и регулируемыми (шторы, жалюзийные решетки). Экрана- | рованне светопроемов должно осуществляться в течение всего года в светлое время суток. Светоэкранирующие устройства должны предусматриваться при строительстве зданий.

в)    Строительные элементы 8даниб музеев должны проактироваться с учетом размещения осветительных приборов» электрооборудования и электропроводок*

г)    Отделка внутренних поверхностей экспозиционных помещений должна производиться материалами макс шал ьво поглощавши ультрафиолетовые излучения, в частности, должны применяться . Красители на основе окиси цинка или двуокиси титана. Окрашенные поверхности должны быть.матовыми, создавать необходимый фон для экспонатов ( реэко контрастирующий фон нежелателен)

и -иметь коэффициенты отражения, указанные в табл.1.2,-

'.....л) Совместно с вопросами освешения§ как правило, должны

решаться вопросы вентиляции и кондиционирования воздуха в помещениях для поддержания необходимого темпе ратурно-влажнеет-

Таблица 1*2

Рекомендуемые значения коэффициентов отражения поверхностей экспозиционных помещений

Экспозиционные помещения

Коэффициенты отр

ажения

потолка

стен

пола

Картинные галереи    0,8    0,2-0,35    0,1-0,3

Скульптурные залы    0,8    0,25-0,5    0,25-0,4

Залы технических музеев    0,75    0,2-0,65    0,35-0,5

ного режима (рекомендуемые температура окружаювего воздуха в экспозиционных помещениях 17-*21°С а относительная влажность 50*60%).

е) При разработке музейного оборудования (витрин, стендов и т.п.) необходимо предусматривать встроенное или пристроенное освещение, в случае, если стенды и витрины не освещаются светильниками обоего равномерного или общего локализованного освещения*    .......

"1.8, В помещениях существующих музеев, расположенных в старинных зданиях или дворцах, представляющих историческую и архитектурную ценность, со своеобразными интерьерами, а также в помещениях, имеющих мемориальное значение, рекомендуется, по возможности, сохранять способы освещения, принятые в них ранее, причем, если они освещались свечами, газом или керосиновыми лампами, то в старых арматурах'следует устанавливать

МЫ53

электрические ламш. Для поле ветки отдельны* экспонатов, при необходимости. может предусматриваться местное освежение* 1.9, Проектные решения по электроосвещению основных помещения рекомендуется согласовывать с хранителями музеев, а при необходимости - с Государственной Инспекцией по охране памятников.

2. ОСШШЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИСКУССТВЕНШМУ . ШВЕДЕНИЮ

2*1, Искусственное освещение музеев должно выполняться в соответствии с их назначением, архитектурно-строительными особенностями, художественным оформлением помещений, с учетом содержания экспозиции и требованиями сохранности экспонатов.

2*2. Освещение должно обеспечивать:

-    возможность полноценного осмотра экспонатов при достаточном уровне освещенности и правильной цветопередаче;

-    создание достаточного общего уровня зрительной адаптации и светового комфорта для находящихся в помещении людей;

-    возможность выявления представляющих художественную ценность деталей архитектурного оформления интерьера (резьбы, росписи и т.д«);

\ •

-    сохранность экспонатов от вредного воздействия света* особенно излучений в ультрафиолетовой и инфракрасной областях спектра;

-    условия для круглосуточной охраны экспонатов и уборки

помещений в темное время суток;    ,    -    -



М 4/53


-    нормальные условия работы в рабочих помещениях;

-    возможность безопасно! эвакуация люде! и, в необходимых случаях*, для бесперебойной работы отдельных объектов при нарушении нормальных условий электроснабжения (см.разделы 3 и 9).

2.3. Указанные в п.2.2 задачи должны решаться путем выбора рациональных способов освещения с учетом обеспечения качественных показателей, надежности и пожаробезопасности осветительных установок, требований экономики и удобства эксплуатации.

3. В1ДЫ ОСВДЕШЯ

3.1.    В музеях предусматриваются следующие виды искусственного освещения: рабочее; аварийное, эвакуационное и дежурное.

3.2.    Во всех помещениях музеев должно устраиваться рабочее освещение, обеспечивающее нормируемые освещенности.

3.3.    Аварийное освещение должно устраиваться для обеспечения бесперебойной работы диспетчерских, операторских, кино-аппаратшх, узлов связи, электро щитовых, аккумуляторных* дежурных пожарных постов, постов постошной охраны, в гардеробах с числом мест хранения 300 и более, в главных кассах*

В помещениях насосных, тепловых пунктов и бойлерных аварийное освещение выполняется только при постоянном пребывании в них дежурного персонала или, если электроприемники данных помещений относятся к нагрузкам I категории по надежности электроснабжения.



Л/4/53

В музеях местного значения, а также в музеях-квартирах и т.п. небольших музеях аварийное освещение попускается не устраивать.

Зж4. Эвакуационное освещение предусматривается для эвакуации людей, а также в необходимых случаях и музейных ценностей из здания музея.

Эвакуационное освещение рекомендуется устраивать на всех путях эвакуации из зпанийг в экспозиционных залах, переходах, коридорах» холлах, фойе и вестибюлях, гардеробах, лестницах, а также в фондохранилищах, реставрационных шстерских и в других производственных помещениях, в которых вследствие отключения рабочего освещения и продолжения при этом работы производственного оборудования может возникнуть опасность травматизма (ремонтные мастерские, производственные помещения? пункты общественного питания и т.п.5.

Для эвакуационного освещения используются световые указатели выхода, отдельные лампы в многоламповых светильниках или устанавливаются дополнительные светильники*

Для аварийного и эвакуационного освещения, включаемого или переключаемого на питание от аккумуляторной установки, должны применяться лампы накаливания.

3*5. В помещениях музеев Необходимо устанавливать световые указатели, указывающие выход из помещений или здания и направление к выходу. Расстояние мажду указателями на путях эвакуации рекомендуется принимать не более 20 и. Предпочтительна их установка вал дверными проемами. В качеотве световых указателей могут использоваться специально разработанные светильники, либо светильники общего назначения, а также



A/4/5J

электро люминесцентные панели или светильники со встроенными автономными источниками питания. На поверхности указателей делается налаясь "Выход" со стрелкой в направлении выхода или выполняется пиктограмма.

3.6. Дежурное освещение в музеях устраивается с целью охраны экспонатов и может использоваться во время уборки помещений. Для дежурного освещения в экспозиционных залах, коридорах, вестибюлях, реставрационных мастерских и фондохранилищах рекомендуется использовать светильники эвакуационного освещения или часть светильников рабочего освещения.

4. СИСТЕМЫ ОСВЕЩЕНИЯ

4.1* В основных помещениях музеев преимущественно рекомендуется применять:    .

а)    в экспозиционных залах в зависимости от характера экспонатов и способа их размещения - систему общего или комбинированного (общее плюс местное) освещения;

б)    в реставрационных мастерских - систему комбинированного освещения;

в)    в фондохранилищах - систему общего освещения.

4.2.    Общее равномерное освещение рекомендуется предусматривать в экспозиционных залах, в которых основной экспозицией является мебель, отделка или убранство, а также в залах исторических и технических музеев, когда экспонаты не требуют подсвета*

4.3,    В экспозиционных залах, в которых преобладают экспонаты, расположенные на стенах, рекомендуется, как правило.


СОДЕРЖАНИЕ


с:

V

р*

Г\

(|

А

wL

V

СП

о

t"

1

3-

«о

«О

В

Е

б

S

Гч?

<*.

£

о

В


Обложка

Титульный лист Содержание

Основные исполнители работы Введение

Принятые сокращения

1.    Общие положения

2.    Основные требования к искусственному освещению

3.    Виды освещения

4.    Системы освещения

5о Освещенность, коэффициент запаса и качество освещения


5 £ о «

%t

* *

и

Л ^

I-S


6

7

8


Jt листа

1

2 3

5

6

7

8

17

18 20

22

32


i

I

тэ

Е

о

о

с:

Г§

g

тс


10


Источники света

Осветительные приборы и устройства

Требования к защите экспонатов от

вредного действия света

Электротехническая часть Распределительные устройства и распределение энергии для освещения Управление освещением Выполнение осветительных сетей Безопасность осветительных установок

Эксплуатация осветительных установок


43

45

48

39

50

51

53


МЫ 55


Лион

3


о базе вокализованное освещение или сочетание общего равномерного и направленного на экспозицию (вокализованного) освещения*

4.4.    Для залов с трехмерншя объектами (скульптурой, барельефами, разными натуральными экспонатами и др.) обаяй рассеянный свет необходимо дополнять направленным тенеобразующим (как правило, верхнебоковым) освещением для выявления форм объектов*

4.5.    При расположении в экспозиционных залах экспонатов на стендах (картины) может быть принята в зависимости от строительных параметров помещения и конструкций стендов как система общего освещения (равномерного и локализованного), так

и система комбинированного освещения.

4*6. Комбинированное освещение преимущественно рекомендуется для залов, где экспонаты располагаются в витринах, шкафах, на стеллажах и т.д*

4.7* При всех системах освещения экспозиционных залов для улучшения условий восприятия экспонатов рекомендуется создавать вне зоны их расположения пониженные уровни освещенности*

4.8.    В случаях, когда предполагаются последующие перепланировки экспозиций, следует предусматривать возможность устройства "гибких”, т.е. легко трансформирующихся систем освещения, обеспечивающих возможность установки и подключения источников света по мере необходимости в различных точках помещения.

4.9.    Для стабилизации светового режима в экспозиционных залах должна предусматриваться регулируемая система общего

М U15Z

II« Рекомендуемые способы освещения Графика, живопись Скульптура и барельефы Витрины Витражи

Панорамы и диарамы Реставрационные мастерские Фондохранилища

Приложение I. Требования к устройству свето-проемов естественного света в заднйях щузеев

Приложение 2. Рекомендации по применению светозащитных устройств и материалов

54

55 58 58

61    |

62    !

63 68

80

82    !

Лист



Основными исполнителями ванной работы являются* Ю.Б*Оболвнцвв, В*И.Геосонекая (Ленингравское отведение ВНИШ

Тяжпромэяежтропроект), (Центральное произволе тво ШИШ Тяжпромэлектропровкт),

(ШИШ),

З.КвГорбачева, С.А.Клюев

Бревняков А.В., Девина Р.А.

Е.А.Оболвнцева

Ю. В.Тимохин

та (£а$о'егофб^'82. /t-т? Ф09-79

(ГосужаретвенныЙ Эрмитаж), (НШСФ).


ВВЕДЕНИЕ

С

В 1987-88 гг. по заданию Министерства культуры СССР была выполнена работа "Рекомендации по искусственному освещению музеев", заманившая аналогичную работу, выполнявшуюся в 1973 году. Исполнителей работы 1987-88 гг. были ВНИШ Тяжпромэдектро- I проект Сотдвлы светотехнических установок Ленинградского отделения института и Центрального производства в Москве) при участии Всесоюзного научно-исследовательского института реставрации (ВНИИР) Министерства культуры СССР, Государственного Эрмитажа и Научно-исследовательского института строительной физики (НИШФ) Госстроя СССР.    !

Настоящая работа выполнена на основании указанных выше I "Рекомендаций" 1987-88 гг. с учетом накопленного за последние 2-3 года пополнительного опыта по устройству искусственного [ освещения музеев и картинных галерей.    |

При выполнении работы учтен отечественный и зарубежный опыт освещения музеев, как например, экспозиций музеев Московского Кремля, витрин Государственной Оружейной палаты Московского Кремля, экспозиции Государственного Эрмитажа, Государственной картинной галереи СССР, галереи "Тейт" в Лондоне, реставрированной части музея "Прадо" в Мадриде, Новой Пинакотеки в Мюнтене и во.

Дм**

Использованы результаты исследований, проведенных ЛО ВНИШ Тяжпромэлектропроект совместно с БНШР по выбору оптимальных уровней освещенности и цветности источников света при освещении различных видов музейных экспонатов, результаты исследований и рекомендаций БНШР по завште экоповатов от вредного действия излучений естественного света, по применению

М4 /53

новых осветительных приборов с зеркальными лампами накаливания, разработанных ШИИР совместно с Всесоюзным научно-исследователъ-ским и конструкторско-технологическим институтом технических средств культуры (ВШКТИ ТСК).

В настоящее время в мировой практике освещения музеев

наблюдается тенденция ограниченного использования естествен*

\

но го свата и стремление к преобладающему акцентированию света на экспонатах. Применяется современная аппаратура для автоматического поддержания постоянной заданной освещенности в экспозиционных залах как при естественном, так и искусственном освещении, а также необходимого спектрального состава излучения и ограничения времени его воздействия. Такие осветительные уста-ноши создают возможность для наиболее благоприятного восприятия произведений искусства и наилучшей их сохранности.    |

Создание подобных осветительных установок в отечествен- f вой практике в полном объеме пока трудно выполнимо. Имеются лишь отдельные примеры автоматического управления искусственным освещением в зависимости от уровня естественного освещения и в зависимости от наличия посетителей (музеи Московского Кремля, реконструируемая Третьяковская галерея).

Недостаточно удовлетворителен также ассортимент отечественных источников света, обеспечивающих качественную цветопередачу и имеющих минимально безопасную для экспонатов активность УФ и ИК излучений, а также целевых осветительных приборов для музейных экспозиций.

Большинство рекомендаций, содержащихся в данной работе по устройству освещения музеев, могут использоваться при проектировании освещения картинных галерей и выставочных залов раз- I

ного назначения

МЫ 53

ПРИНЯТЫЕ СОКРАДЕНШ

1ЯН - Галогенные лампы накаливания ИК - Инфракрасное излучение ИЗ - Источник света

КЕ-0 - коэффициент естественной освевенноети

ЛИ - Лампы накаливания

ЛЛ - Люминесцентные даман

ГОЭ - Правила устройства электроустановок

РЛВД - Разрядные лампы высокого давления

ОЗУ - Светозащитные устройства

Тцв - Цветовая температура

I


- ерормагт №

Уф - Ультрафиолетовое излучение

M4I53

Копировал

I. ОБЩИЕ ИЗЛОЖЕНИЯ

1.1,    Настоящая работа предназначена для использования при проектировании искусственного освещения вновь строящихся и реконструируемых музеев: исторических (общеисторических, историко-революционных, археологических, этнографических и т.п.), вс тес тввнно- научных (зоологических, ботанических, геологических и т.п,), искусствоведческих (изобразительного искусства, прикладного искусства, театральных, музыкальных и т.п.), литературных, технических, а также мемориальных и комплексных, например, историко-краеведческих и общественных. Рекомендации могут использоваться также при устройстве освещения временных выставок,

1.2.    Наряду с указаниями данной работы при проектировании освещения музеев должны учитываться требования действующих общанормативных документов: Правил устройства электроустановок (ПУЭ) 6-го издания, главы СНиП П-4-79 по проектированию естественного и искусственного освещения, ВСН 59-88/Гос-комархитактура "Электрооборудование жилых и общественных зданий*.

В работе учтены уточненные в соответствии с разъяснениями ГУШ МВД (письмо S 7/1/825 от 28.03.86 г.) положения "Правил пожарной безопасности для театрально-зрелищных и культурно-просветительных учреждений" (Москва, Министерство Культуры СССР 1981 г.), а также требования "Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР" (Москва, Министерство культуры СССР, 1984 г.).

ерорм&т fi*~t

J.3. Указания данной работы распространяются ва проектирование электрического освещения основных помещений музеев:'

копировал

экспозиционных (выставочных) валов, фоштохоанидии-(запасников) и реставрационных мастерских. Ос веление остальных помещений (кабинетов административно-хозяйственной службы, рабочих комнат сотрудников, лабораторий, производственных мастерских, библиотек, актовых залов и кинозалов, фойе, гардеробов, лестниц, коридоров и т.н.) должно выполняться в соответствии с обженорматившаш требованиями к освежению общественных и зрелищных зданий и помещений*

1*4. Особенностью устройства освежения музеев является то, что при создании условий для показа экспонатов, обеспечивающих их полноценное восприятие, т.е. с достаточным уровнем освещенности, высоким качеством цветопередачи и т.п., необходимо также учитывать возможный вред, который может нанес-; ти экспонатам свет. Музейные экспонаты необходимо показывать J так, чтобы они несмотря на воздействие света по возможности дольше сохраняли свой первозданный вид.

Указанное требование вызывает необходимость ограничения влияния на экспонаты как видимых излучений (снижение освещенности и времена ее воздействия), так особенно ультрафиолетовых (УФ) и инфракрасных (Ж) излучений, присутствующих в спектре применяемого источника света. Чем выше освещенность, УФ и тепловое воздействие на экспонаты, там больше вероятность изменения их вида и даже разрушения (выцветание, образование трежин и т.д.).

Требованиями зажиты экспонатов от вредного действия света обусловлен выбор типов источников света (см.разпел 6). Так, адсокие значения световой отдачи, срока службы и, для многих типов ламп, качество цветопередачи определяют предпочтитедь^