Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

258 страниц

1389.00 ₽

Купить ИД 26.2001 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Сборник может быть использован при подготовке и проверке знаний по охране труда руководящих работников и специалистов организаций, предприятий и учреждений строительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства, а также при проведении общественного контроля за решением вопросов охраны труда профсоюзными работниками и активистами.

 Скачать PDF

2-е издание, дополненное (по состоянию на 1 июля 2001 года)

Оглавление

Раздел 1. Правовые основы охраны труда

     Часть 1. Законодательные основы охраны труда

     Часть 2. Порядок обязательного социального страхования и возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем или иным повреждением здоровья

     Часть 3. Ответственность за нарушение трудовых прав граждан

Раздел 2. Основные направления государственной политики в области охраны труда

     Часть 1. Обеспечение совместных действий по вопросам охраны труда органов исполнительной власти, объединений работодателей и профсоюзов

     Часть 2. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде

     Часть 3. Расследование и учет несчастных случаев и аварий на производстве

     Часть 4. Государственное нормирование по охране труда. Стандартизация и сертификация

 
Дата введения01.02.2020
Добавлен в базу21.05.2015
Актуализация01.02.2020

Этот документ находится в:

Организации:

01.01.2002УтвержденГосстрой России
ИзданГосстрой России2002 г.
РазработанАИЦ Стройтрудобезопасность

List of Regulatory and Legal Documents for Architectural and Urban Development Activity of Russian Federation Constituent Entities and Local Agencies of Self-Administration

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

СБОРНИК ОФИЦИАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ «ОХРАНА ТРУДА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ»

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

ИД 26.2001

2-е издание, дополненное (по состоянию на 1 июня 2001 г.)

ГОССТРОЙ РОССИИ АИЦ .СТРОЙТРУДОБЕЗОПАСНОСГЬ.

Москва 2002

СБОРНИК ОФИЦИАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ «ОХРАНА ТРУДА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ»

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

ИД 26.2001

2-е издание, дополненное (по состоянию на 1 июня 2001 г.)

ГОССТРОЙ РОССИИ АИЦ «СТРОЙТРУДОБЕЗОПАСНОСТЬ*

Москва 2002

Правовые осаош охраны труда. Государственное управление в области охраны труда. ИД 26.2001: Сборник официальных материалов «Охрана труда в строительстве*. — 2-е ЮД..ДОП. / Госстрой России. АИЦ «Стройтрудобеэоласностъ*. — М.: ГУП ЦПП, 2002. - 256 с.

В сборнике систематизированы (по состоянию на 01.06.2001 г.) законодательные акты, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства России, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (Минтруда и Госстроя России) и органов государственного надзора и контроля (Федеральной инспекции груда, Госгортехнадзора России), а также другие действующие нормативные акты, утвержденные министерствами и ведомствами, необходимые при решении вопросов охраны труда на всех уровнях.

Сборник может быть использован при подготовке и проверке знаний по охране труда руководящих работников и специалистов организаций, предприятий и учреждений строительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства, а также при проведении общественного контроля за решением вопросов охраны труда профсоюзными работниками и активистами.

Составлен авторским коллективом: В. А. Алексеев — канд. техн. наук, директор ФГУ ЦОТС Госстроя России, А. Г. Зверев —директор АИЦ «СтроЙтру-добезопасностъ», В.И. Макаревич - директор ГУП ЦПП.

ISBN 5-881! 1-107-9

Рецензенты : В.К. Ягодин (Госстрой России). П.А. Грищенко (ЦНИИОМТП).

© Госстрой России,

ЛИЦ «Стройтрудобезопасность*. ГУП ЦПП. 2001

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящий Сборник официальных материалов содержит положения охраны труда, которые являются обязательными для строительного производства, промышленности строительных материалов и строительной индустрии.

Сборник входит в состав Комплекта официальных материалов и нормативных документов, подготовленного Госстроем России для обязательного применения в строительстве и промышленности строительных материалов, которые в соответствии с СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования*, должны быть в каждом производственном подразделении организации и предоставляться работникам для самоподготовки.

Данное издание является переработанным и дополненным по состоянию на 1.06.2001 г. двухтомного издания Сборника «Охрана труда в строительстве и промышленности строительных материалов*, выпущенного Стройиэдатом в 1995 г.

В первом разделе Сборника излагаются правовые основы государственной политики в области охраны труда и другие документы, которые основываются на фундаментальных положениях Конституции России, гражданского и трудового, административного и уголовного кодексов, Федеральных Законов России: «Об основах охраны труда в Российской Федерации», «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и ряде других важнейших межотраслевых и отраслевых нормативно-правовых актов в области охраны труда (части 1 — 3 разд. 1).

Выработка совместных действий по охране труда органов исполнительной власти, объединений работодателей и профсоюзов относится к основным направлениям государственного управления в области охраны труда (часть 1 разд. 2). Подобная практика принята в ряде развитых стран и рекомендована Международной организацией труда (МОТ). К числу основных документов, определяющих совместные действия участников трудовых отношений на перспективу, являются генеральное и тарифные (отраслевые) соглашения. Указанные документы содержат разделы, предусматривающие решение важнейших вопросов охраны труда. В качестве примера подобного документа в Сбор

ник включено тарифное (отраслевое) соглашение между профсоюзом работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации, профсоюзом трудящихся военных и специализированных строительных организаций Российской Федерации, Российским союзом строителей. Министерством труда Российской Федерации на 2001 г.

В связи с притоком в Россию рабочей силы из стран СНГ важное значение приобретают межгосударственные соглашения по регулированию трудовых отношений, в том числе по вопросам охраны труда. В каждый раздел Сборника включены наиболее важные документы по этому вопросу.

Осуществление государственного надзора за охраной труда также является приоритетным направлением государственной политики в области охраны труда. Созданные в 1993 г. органы государственного надзора за охраной труда (Федеральная инспекция труда) призваны, в первую очередь, обеспечить реализацию прав трудящихся на безопасные условия труда (часть 2 разд. 2)

В Сборник включен ряд новых документов федерального уровня о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, а также участии в расследовании несчастных случаев представителей вновь созданного Фонда социального страхования. Учитывая, что надзор за охраной труда в определенной степени осуществляется также и другими органами государственного надзора (Госгортехнадзор, Госкомсанэпидемнадзор, Энергонадзор России), в Сборнике приведены акты, характеризующие функции и права этих органов (часть 3 разд. 2)

Важнейшим инструментом практической реализации функций государственного управления охраной труда являются вопросы технического нормирования, стандартизации и сертификации. В Сборник включены наиболее важные документы, характеризующие степень решения этих проблем на период подготовки данного Сборника (часть 4 разд. 2).

Представленные в Сборнике документы будут изменяться, дополняться и расширяться, поэтому по мере выхода новых документов планируется издание новых выпусков.

3



Глава I

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

Статья 1

1.    Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2.    Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Ста тья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Статья 4

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

Статья 6

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

Статья 7

1.    Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2.    В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 15

3.    Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они нс опубликованы официально для всеобщего сведения.

Глава И

ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Статья 17

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и граж

данина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2.    Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3.    Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 18

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 19

1.    Все равны перед законом и судом.

2.    Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3.    Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Статья 30

1.    Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

2.    Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Статья 32

5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Статья 33

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Раздел 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА

Часть 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

(Российская газета, 25 декабря 1993 г. Официальный отдел)

(Извлечение)


4



С т а т ь я 37

1.    Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2.    Принудительный труд запретен.

3.    Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4.    Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5.    Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Статья 38

1.    Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2.    Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

3.    Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Статья 39

1.    Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2.    Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3.    Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Статья 41

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в

государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2.    В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3.    Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным Законом.

Статья 42

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию об ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статья 45

1.    Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

2.    Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Статья 46

1.    Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2.    Решения и действия (или бездействие) органов государе гве и ной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

3.    Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 17 июм 1999 г., № 181-ФЗ

(Принят Государственной Думой 23 июня 1999 г.

Одобрен Советом Федерации 2 июля 1999 г.)

Настоящий Федеральный закон устанавли- условий труда, соответствующих требованиям вает правовые основы регулирования отноше- сохранения жизни и здоровья работников в ний в области охраны труда между работодате- процессе трудовой деятельности, лями и работниками и направлен на создание


5



Глава I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия;

условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника;

вредный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию;

опасный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме;

безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы;

рабочее место — место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя;

средства индивидуальной и коллективной защиты работников — технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения;

сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности) — документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда;

производственная деятельность — совокупность действий людей с применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации об охране труда и сфера его применения

1. Законодательство Российской Федерации об охране труда основывается на Конституции

Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2.    Действие настоящего Федерального закона распространяется на:

работодателей;

работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;

членов кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии;

студентов образовательных учреждений высшего профессионального и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального образования и образовательных учреждений среднего (полного) общего, основного общего образования, проходящих производственную практику;

военнослужащих, направляемых на работу в организации;

граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях.

3.    На граждан Российской Федерации, работающих по найму в других государствах, распространяется законодательство об охране труда государства работодателя, а на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в организациях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, распространяется законодательство об охране труда Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

4.    Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

Статья 3. Государственные нормативные требования охраны труда

1.    Государственными нормативными требованиями охраны труда (далее — требования охраны труда), содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах, и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

2.    Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими

6



лицами, указанными в пункте 2 статьи 2 настоящего Федерального закона, при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

3. Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 4. Основные направления государства мой политики в области охраны труд а

1. Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются: обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

государственное управление охраной труда; государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

зашита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

координация деятельности в области охраны труда, деятельности в области охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;

организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

международное сотрудничество в области охраны труда;

проведение эффею-ивной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной зашиты работников;

установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

2. Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области охраны труда

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны труда относятся:

определение основных направлений и проведение единой государственной политики в области охраны труда на территории Российской Федерации;

разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации об охране труда;

определение основ государственного управления охраной труда;

разработка и реализация федеральных целевых и отраслевых целевых программ улучшения условий и охраны труда и контроль за их выполнением;

определение расходов на охрану труда за счет средств федерального бюджета;

определение структуры, задач, функций и полномочий органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда;

7



установление единого порядка расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

формирование органов, осуществляющих государственную экспертизу условий труд а, и определение порядка деятельности указанных органов;

организация и проведение сертификации работ по охране труда в организациях;

организация обучения специалистов по охране труда, установление единых требований к проверке знаний лиц, ответственных за обеспечение безопасности труда;

обеспечение взаимодействия opianoe государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов в реализации государственной политики в области охраны труда;

координация научно-исследовательской работы и распространение передового отечественного и мирового опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

международное сотрудничество в области охраны труда; другие полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области охраны труда.

Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда относятся:

реализация государственной политики в области охраны труда на территории субъекта Российской Федерации;

принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда;

государственное управление охраной труда на территории субъекта Российской Федерации;

участие в разработке и реализации федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

разработка и утверждение территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда, контроль за их выполнением;

определение расходов на охрану труда за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

разработка и осуществление мер экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда;

организация обучения специалистов по охране труда, проверки знаний требований охраны труда лицами, ответственными за обеспечение безопасности труда;

организация государственной экспертизы условий труда работников, сертификации работ по охране труда в организациях;

передача в случае необходимости органам местного самоуправления отдельных полномочий на государственное управление охраной труда на территориях муниципальных образований;

другие полномочия, не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны трула.

Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны труда

Органы местного самоуправления обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда в пределах своих полномочий, а также полномочий, переданных им органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке.

Глава II. право и гарантии права

РАБОТНИКОВ НА ТРУД В УСЛОВИЯХ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯМ ОХРАНЫ ТРУДА

Статья 8. Право работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда

Каждый работник имеет право на: рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;

обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством Российской Федерации;

получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов;

отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;

обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты работников в соответ-

8



ствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;

обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;

профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;

запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда или органами общественного контроля за соблюдением требований охраны труда;

обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда;

личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или его профессионального заболевания;

внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанного медицинского осмотра;

компенсации, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, коллективным договором (соглашением), трудовым договором (контрактом), если он занят на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда.

Статья 9. Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда

1.    Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.

2.    Условия труда, предусмотренные трудовым договором (контрактом), должны соответствовать требованиям охраны труда.

3.    На время приостановления работ органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда вследствие нарушения требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок.

4.    При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности.

В случае, если предоставление другой работы по объективным причинам невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.    В случае необеспечения работника средствами индивидуальной и коллективной защиты (в соответствии с нормами) работодатель не вправе требовать от работника выполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6.    Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором (контрактом), не влечет за собой его привлечения к дисциплинарной ответственности.

7.    В случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещение указанного вреда осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8.    В целях предупреждения и устранения нарушений законодательства об охране труда государство обеспечивает организацию и осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение указанных требований.

Статья 10. Ограничение выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда

1.    На тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда запрещается применение труда женщин и лиц моложе восемнадцати лет, а также лиц, которым указанные работы противопоказаны по состоянию здоровья.

2.    Перечни тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин и лиц моложе восемнадцати лет, утверждаются Правительством Российской Фе-

9