Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

36 страниц

319.00 ₽

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В Пособии приводятся организационно-технологические решения по производству строительно-монтажных работ при сооружении промысловых трубопроводов Ямбургского газоконденсатного месторождения.

Оглавление

1 Общие положения

2 Организация строительства

3 Подготовительные работы на строительной полосе

6 Разработка траншей

7 Бурение скважин и установка сваи

8 Нанесение антикоррозионной и тепловой изоляции

9 Монтаж надземных трубопроводов

10 Монтаж электрохимзащиты

12 Режим труда и отдыха

13 Охрана окружающей среды

Показать даты введения Admin

Страница 1

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ВСЕСОЮЗНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ

ВНИИСТ

ПОСОБИЕ

ПО ТЕХНОЛОГИИ И ОРГАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА ПРОМЫСЛОВЫХ ТРУБОПРОВОДОВ ЯМБУРГСКОГО ГАЗОКОНДЕНСАТНОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ

К ВСН 005-8Я

И ипн ефтегазстрой

"Строительство промысловых трубопроводов Технология и

организация

Москва 1989

Страница 2

УДК 621.643.002.2(24-17)(083.75)

В настоящем Пособии приводятся организационно-технологические решения по производству строительно-монтажных работ при сооружении промысловых трубопроводов Ямбургского газоконденсатного месторождения.

Пособие разработали сотрудники ВНИИСТа: канд.техн. наук Р.Д.Габелая, канд.техн. наук С.В.Головин, канд. техн. наук Е.А.Аникин, канд.техн. наук В.Ф.Николенко, канд.техн. наук И.А.Борисенков, канд.техн. наук Н.Е.Маховиков, канд.техн. наук Л.П.Семенов, канд. хил* наук В.К.Семенченко, канд.техн. наук В.Г.Селиверстов, канд. хим. наук И.В.Гаэуко, канд.техн. наук А.И.Тоут, д-р твлн. наук А.Г.Мааель, канд.техн. наук В.Д.Тарлинокий, канд.техн. наук Г.А.Гнллер, канд.техн-.наук М.Ю. Митрохин, канд.техн. наук А.С.Шацкий, канд.техн. наук Р.М.Исмаги-лов, канд.техн. наук А.А.Лейнова, канд.техн. наук Л.Г. Генкина, канд.мед. наук Ю.М.Багданов, канд.техн.наук Т.Х.Саттаров, М.Н.Каганович, А.С.Антошин, В.И.Булаев,

К.А. Орсйпян, Ю.В.Колотилов, М.В.Машков, С.В.Покровский,

В.В.Козырев; Г.Г.Карпенко, А.В.Членов (Главямбургнефте-газстрой); В.В. Гродзинокий (трест Ямбургспецгаэстрой); Е.Н.Шймаков(трест Ямбурггазпромстрой); А.В.Сибирев (трест Севергаэстрой); В.Е.Каминский (трест Надымгаз-промстрой); Л.В.Ильин, А.С.Аберков (ССО Нефтегазыонтаж).

СОГЛАСОВАНО:

Главямбурггазстрой - главный инженер В.Г.Завиэион.

©

Всесоюзный научно-исследовательский институт по строительству магистральммл трубопроводов ТВНИИСТ),

Страница 3

Министерство строительства предприятий нефтяной и газовой промып-ленности

J Пособив по технологии и организации! Г

строительства промысловых трубопро-f додов Ямбургского газоконденсатного!

! ме

! К

ения

ВСН 005-88    nr    I

Диннафтагаас-пЬоЖ "Строительство |

! Впервые

*

! промысловых трубопроводов. ! Технология и организация"

I. ОБШЕ ПОЛОЖЕНИЯ

I.I. По строению инженерно-геологического разреза, криогенным особенностям, величине лъдистост* пород и характеру геологических процессов территорию Ямбургского месторождения, занятую под сооружение трубопроводных систем, можно подразделить на участки 4 типов различной сложности.

Участки I типа. К ним относятся участки, сложенные преимущественно слабольдиетши супесчано-песчанши грунтами,подстилаемыми слаболъдистыми суглинками, имеющие относительно простые инженерно-геологические условия прокладки трубопроводов.

Участки П типа. Характеризуются почти повсеместны* распространением торфяников мощностью О,5-1,2 м, подстилаемых глубиной 1,5-2,0 м и наличием высокольдистого горизонта суглинков и супесей.

Факторами, осложняющими условия сооружения и эксплуатации трубопроводов, являются:

развитие процессов термокарста при нарушении естественных условий теплообмена (снятие покрова, нарушение режима снегонакопления и пр.);

потенциальная неравномерная осадка и образование болот при оттаивании льдистого горизонта.

Участки Ш типа. Характеризуются повсеместны! распространением высокольдистых торфяников мощностью 2,5-5,0 м и наличием высокольдистого суглинистого горизонта до глубины 3,0-3,2 м.

Виес^ВНИИСТом [ Утверждены ВНИИСТом j Срок введения в

! I декабря 1988 г. !

I    ! I марта 1989 г.

Страница 4

При формировании вокруг трубопроводов ореолов протаивалия воз-мокли неравномерные осадки, а в отдельных местах - быстрое формирование термокарстовых заболоченных понижений.

Участки 1У типа. Характеризуются наибольшей сложностью, повсеместным распространением мощных (до 4 м)торфяников,расчлененных термокарстевыми котловинами и озерами. Торф в сезонно-и вечномерзлом состоянии характеризуется высокой льдистостью (больше 0,5) и в ряде случаев залеганием полигональножильных льдов. Торф подстилается повсеместно высокольдиеты* 0,34-0,48 (суглинистым) горизонтом с подошвой до 4,5 м.

1.2.    Строительство на Ямбургском ГКМ должно вестись с неукоснительны* выполнением требований по охране природы, устанавливаемых проектом, во избежание нанесения непоправимого .урона природной среде.

1.3.    Основные положения по технологии и организации строительства, изложенные в данном Пособии, могут быть использованы при опытном строительстве промысловых трубопроводов на месторождениях п-ва Ямал.

2 ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА

2.1.    При строительстве проми:ловых трубопроводов необходимо максимальное применение индустриальных методов, к котори*

относятся:

заводское или базовое изготовление элементов опор;

изготовление компенсаторов в базовых условиях;

нанесение антикоррозионной и тепловой изоляции высокопроизводительными установками в базовых условиях;

укрупненная сборка трубных узлов в базовых условиях.

2.2.    Работы по сооружению промысловых трубопроводов следу-т выполнять поточно.

На Ямбургском месторождении целесообразно применять 3 •ила промысловых труболроводостроительных потоков (ПТП), что •низано с необходимостью строительства на промысле трубопроводов различного назначения с разными диаметрами и способами прокладки, изоляцией и т.д.

1-й тип ГГГП - сооружение поиземных гаэопроводов-коялекторов и газопроводов-подключений лиаметром 1420 мм и 1020 ьел

Страница 5

2- й тип ПТП - сооружение надземных газопроводов-шлейфов.

3- й тип ПТП - строительство водоводов и системы-канализации.

Организационные структуры потоков трех типов ПТП-I, ГТГП-2, ПТП-3 приведены на рис. 1,2,3.

2.3. Структуре линейных потоков должна соответствовать организационно-управленческая структура треста. Для строительства промысловых трубопроводов на Ямбургеком ГКМ предлагается организовать специализированный трубепроводостроительный трест, которому непосредственно должны быть подчинены комплексные потоки. Эта аеобходиыооть диктуется ограниченностью территории промысла, обязательна применением гибкой технологии, широким маневрированием ресурсами, а также динамична! оперативна! управлением.

2.4. Организационно-технологическая схема сооружения подземных промысловых трубопроводов должна быть аналогична схеме, используемой на строительстве магистральных трубопроводов.

2.5.    В условиях интенсивных снежных заносов необходимо сформировать специализированное ввело для поддержания дорог в надлежащем для проезда состоянии.

Автотранспорт должен двигаться колоннами. Следует сформировать колонну обслуживания в составе: топливозаправщик, бензовоз (для дизельного топлива), масловаправщик, авторемонтная мастерская, бортовая машина с запаенши деталями и агрегатами, которая должна обеспечивать бесперебойную работу всей техники.

2.6.    Технология выполнения строительно-монтажных работ при сооружении газопроводов-шлейфов приведена на рис.4.

5

Страница 6

Трест

L

Промысловый трубопроводе строительный потен ПТП-1 L Трест {СУ)

Трудозогото-еительная база (Т3б)

Заготовка

гнутых

отбедоб

' Сборка по-

впеотных

стыков

Патак подг о-тбительных робот ТПР)

Транспортный

П0П70К(ТЛ)

1—

I

Расчистке и планировке трассы

Вывозка грузеб сомом свалами

Строительство еоольтрассоА вых дорог

Вывезла труб 1

и секции гт^лЛ бевозаыа

ВЕР

Разработке грунта в карьере

явг

вахтовым

транспортом

Мяа* цвести

ков а дкеоЯ-

баллостирп. ко трубопрс вода

НонаюжтёхА нолозически

ей 3Q-

Рйс.1. Организационная структуре промыслового трубопроводе' строительного потока по строительству подземных газопроводов больтих диаметров

Страница 7

Трест ------1    Промысловой    трубопрояодостроитедьный    поток    /ТТ/1-&---,    Трест    (СУ)

\ !    г^=—■    1    _i_

Сворка

»W

Расчистка и планировка трассы

Sarajs1:

'■wa труби

Строительство в Рен» т/х дара г

Твплошола -

ЯЯГ*

Изготовление

коипенсато-

83Ж*

сварка узлов

Изготовлена

опор

Транспорты*. Поток по

С^1 та

Основной

потон(ОП)

\\ бурение

По грохано-

%Шы/*'в\

|| Установи i свайных || опор

Сбарна секций в ппвТтги

I Очистка , I

пру&апроесМ

мтаж 11| Испытание I

Ряс.2.Организационная структура промыслового трубогтроводо-строктелъного потока по строительству надэекчьх гаэопроводов-сле йров

Страница 8

ftrc.3. Органквацяоннад структуре промыслового трубопроводо-строктелъиого потока по строктелъству водоводов к каналгаеш :

Страница 9

Pic.4. Поточно-индустриальный метод строительства газопроводов-олейфов за ЛгЗургском ГКУ:

I-бульдозер мощный; 2- буяздозер-планирозщих; 3- трактор-тягач; 4- трубоукладчик; 5- буровая установка; 6- трубовоз; Т- передвигная парогенераторная установка; 8- автомобиль с инструментами 9- сварочный агрегат; 10- электростанция: II- насосная станция; 12- гкд-рэдомхрат; 13- электроинструмент джя зачистки зоны шва; 14- внутренний центратор; 15- га-зопрозод-аяейф; 16- изолированная сепия; 17- катушка; 18- протаскиваемый метаяожнгровод; 19- укладыьаэкнй метанолопровод; 20- изолированные трубн; 21- свая; 22- рягелн; 23- теплоизоляционный материал; 24- трассовая дорога

Страница 10

з. подготовительный работо на строительной полосе

3.1.    К основным видам подготовительных работ относятся: восстановление и закрепление геодезических знаков трассы; геодезическая разбивка строительной полосы; выполнение мероприятий по продлению срока службы зимних

дорог;

вертикальная планировка строительной полосы; устройство защиты строительной полосы от заноса снегом; строительство временных подъездных и технологических дорог;

разработка грунта в карьерах;

устройство водоотвода поверхностных и грунтовых вод со строительной полосы;

завоз грунта на технологические проезды.

3.2.    При восстановлении и закреплении трассы необходимо обозначить места с залеганием жильных и подземных льдов, участки морозного пучения и т.п.

3.3.    Для выравнивания рельефа местности вертикальную планировку следует выполнять в основном подсыпкой низинных мест привозным минеральным грунтом, состав которого определяет лаборатория строительной организации.

На участках трассы с подземными льдами и грунтами с льдистостью 0,4 подсыпку выполняют с учетом возможности стока поверхностных вод. Для подсыпки следует применять легко уплотняемые грунты. При этом необходимо предусматривать меры, исключающие ^ильтращго воды через подсыпку или основание и проникновение ее в зону разработки траншеи и в тело насыпи временной дороги.

Планировку привозного грунта выполняют бульдозером послойно, а уплотнение каждого слоя осуществляют проходом груженных грунтом автосамосвалов и другой техники. На участках трассы с грунтами, имеющими льдистость менее 0, 3, вертикальную планировку трассы можно выполнять бульдозером срезкой грунтовых выступов и последующим перемещением их в низинные места.

10

Страница 11

3.4.    Защиту строительной полосы от заноса снегом, расчистку или задержание снега осуществляют в соответствии с требованиями проекта с учетом розы ветров и интенсивности снегопе-реноса.

Расчистку трассы от снега рекомендуется производить в два этапа: сначала для проезда машин, развозки и раскладки труб и трубных секций, а также элементов свайных опор, затем расчищаются остальные участки непосредственно перед выполнением свайных и земляных работ.

3.5.    Временные дороги в зимний период следует устраивать путем промораживания болот и заболоченных участков при необходимости с подсыпиой грунта.

Для летнего проезда сооружают грунтовые дороги с прослойкой из нетканаго синтетического материала (НСМ).

3.6.    Зимние дороги необходимо строить с продленнш сроком их Акционирования в соответствии с ЙЬшнв^твгавотроЯ'-"Строительство магистральных и промысловых трубопроводов

в условиях вечной мерзлоты*.

3.7.    Для пропуска колесных и гусеничных машин в летнее время на болотах и участках, расположенных на вечномерзлых грунтах, насыпь должна быть отсыпана высотой 0,3-0,5 м.

Насыпь следует отсыпать слоями толщиной 20-30 см с уплотнением грунта продольными ходами бульдозера и проездами груженных автосамосвалов; юс движение должно быть организовано по всей ширине отсыпанного слоя.

3.8.    При пересечении рек временнши дорогами следует устраивать переправы. Зимой - ледяные переправы, усиленные ледя-нъыи стойками; летом для переправ через небольшие водотоки следует использовать устройства дли водогтропуска (отбракованные трубы стальные и др.) с отсыпкой на прослойку из НСМ грунтового покрытия.

3.9.    В карьерах разработку грунта осуществляют перемещением его в бурты; немерзлый грунт целесообразно заготавливать

гидронамывом. Рыхление мерзлого грунта выполняют буровзрывные методом, механическими рыхлителями или роторными экскаваторами.

II

Страница 12

магистральных и промысловых трубопроводов. Контроль качества и приемки работ”.

Таблица I

!

f

Электрода по ГОСТ 9467-75

’Нормативное •’значение вре-’менного сопротивления ’разрыву ме-

назначение ; . в электрода 1эЛ^тро-’покры ! да * тия » !

1 ’

’ Марка

-f

t

I

’метр, f мм 1 !

Для прихватки, сварки, ремонта первого (корневого) слоя

Э50А

Б

У0НИ-ГЗ/55 ЛБ-52У ВС0-50СК ФОКС ЕВ50

2,0-

3,25

Др 588 (60) включительно

Для сварки и ремонта заполняющих и облицовочного слоев шва

Э50А

Б

УОШ 13/55

ФОКС ЕВ50 ОХ/ВНИИСТ--27

3,0-

4,0

До 540 (55)

Э60

Б

ВСФ-65

0Х-24М

540-588 (60) включительно

ЛБ-62Д Шварц ЗК

со

оо

1

asm

Нибаэ 65

Таблица 2

Марка флюса по

ГОСТ 9087-81

г

Пооволока

Нормативное значение

| Го8тв2246-70 1*2^’; \ ! !

временного сопротивления разрыву метал-

Св-08ХМ

АН-47    Св-08МХ    2-3    490-588    (50-60)

Св-08ГНМ

Страница 13

6. РАЗРАБОТКА ТРАНШЕЙ

6.1.    Для разработки траншей промысловых трубопроводов диаметром до 100 мм в мерзлых грунтах целесообразно применять фрезерные экскаваторы ЭФ-131 с глубиной копания 1,3 м. Ширина траншей, разрабатываемых этими экскаваторами, может быть увеличена до 400 мм изменением расстановки зубьев на фрезе.

6.2.    Для разработки траншей большей ширины следует использовать роторные экскаваторы ЭТР 254-01 с глубиной копания до 2,5 м и шириной рабочего органа 1,2 м.

6.3.    В немерэлых, частично мерзлых грунтах и в грунтах с включениями валунов траншем целесообразно разрабатывать одноковшовыми экскаваторами Э0-5123ХЛ и Э0-4121 вместимостью ковша 0,5-1,0 мэ, а также экскаватором НД-1500 со сменным узким ковшом.

6.4.    При разработке мерзлых грунтов могут быть использованы рыхлители на базе одноковшовых экскаваторов со сменным оборудованием, бульдозеры-рыхлители, а также фрезерные экскаваторы для нарезания щелей и последующей разработкой оставшегося целика.

При этом предполагается предварительная засыпка щелей для обеспечения прохождения землеройных машин.

6.5.    Разработка траншей в вечномерзлых грунтах под при-гружаемые трубопроводы диаметром 1020-1420 мм осуществляют поточно-расчлененным методом комплектом машин, состоящим из роторных экскаваторов ЭТР 254-01, мощных бульдозеров-рыхлителей Д-355А и одноковшовых экскаваторов НД-1500.

Под трубопроводы диаметром до 1020 mi вечномерзлые грунты крепостью до 400 ударов плотномера ДррНИИ разрабатываются роторным экскаватором ЭТР 254-01 в один проход.

Под пригруяаемые трубопроводы диаметром 1020 мм и более траншеи в вечномерзлых грунтах той же крепости разрабатываются ЭТР-254-01 в два прохода с разработкой целика шириной от 0,1 до 0,6 м одноковшовым экскаватором НД-1500. При этом для обеспечения перемещения экскаватора отрытые траншеи предварительно засыпают (рис.5). Для обеспечения надежной работы ЭТР-254-01 на глубине h * 2,5 м дополнительно используется бульдозер ДЗ-27С, который перемещает разработанный грунт из-под транспортера экскаватора.

15

Страница 14

Рис.5. Технологическая схема разработки траншей в вечномерзлых грунтах для прокладки погружаемых трубопроводов диаметром 1020-1420 мм на участках глубиной от 2,2 до 2,5 м:

I -разработка тришеи экскаватором ЭТР 254-01 шириной

jobJdA2-2,5 и; 0-эасыпка траншей бульдозером

кскаватором м: 1У-засыпка

... .. __________JB-27C; У-раэ-

работка траншеи одноковиои*! экскаватором НД-1500

Страница 15

8.6.    Для разработки траншей глубиной до 3 м под трубопроводы диаметром 1420 мм в вечномерзлых грунтах крепостью до 400 ударов плотномера ДорНИИ осуществляется разработка ‘’корыта" шириной 7 м и глубиной до 0,5 м бульдозерами-рыхлителями типов Д-355А или Д-455А, далее согласно п.6.5.

6.7.    Для разработки траншей глубиной более 3 м в вечномерзлых грунтах крепостью более 400 ударов плотномера ДэрНИИ, а также с наличием валунов рекомендуется применение одноковшовых экскаваторов Э0-4121 или НД-1500 с предварительным рыхлением грунтов буро-взрывнши способами. Для бурения шпуров под взрыв используют буровые машины БТС-150, УРБ-2А, МБШ-321. Бурение шпуров производят на глубину» превышающую на 0,2 м глубину основной траншеи.

После взрыва грунт в траншее планируется, после чего обрабатывается одно ко вшо вш экскаватором.

6.8.    Присыпку уложенного в траншею трубопровода рекомендуется производить грунтом отвала, разрыхленного (проходкой по предварительно спланированной насыпи отвала) ротор™ траншейным экскаватором ЭТР 254-01. Слой разрыхленного грунта над трубопроводом должен составлять не менее 20 см над верхней образующей трубы.

7. БУДНИЕ СКВАЖИН И УСТАНОВКА СВАИ

7.1. При сооружении свайных оснований под надземные трубопроводы^ зависимости от структурного состава, прочностных свойств и температурного режима вечномерзлых грунтов на отдельных участках, оснащения строительных организаций соответствующей буровой техникой и оборудованием, могут применяться следующие способы уотройотва свайных опор:

бурозабивной - при забивке трубчатых свай в предварительно пробуренные буровмя станками лидерные скважины;

буроопускной - при установке свай погружением в предварительно пробуренные буровши станками скважины с заливкой эа-трубного пространства специальным раствором;

забивной - при аабивке или погружении свай в предварительно оттаиваемый грунт огневыми герелками (термобурами);

17

Страница 16

комбинированный - при установке и погружении свай в сква-пину, пробуренную на 0,5 ее глубины буровыми станками и пропаренную до проектной отметки.

7.2.    При буроаабивном способе бурение лидерных скважин рекомендуется осуществлять диаметром на 1-2 см меньше сечения применяемых свай. Глубина лидерных скважин для бурозабивных свай не должна превышать глубины погружения сваи; при этом нижний конец (острие) сваи после забивки должен находиться ниже забоя скважины. Для бурения скважин под установку свай диаметром от 219 до 325 мм рекомендуется применять преимущественно буровые станки с термомехеническим рабочим органом типа I-ТБС и ТБС, а также со шнековым рабочим органом типа Като-PFI200. Проходку скважин под установку свай диаметром менее 219 мм можно наряду с указанными буровыми станками также выполнять машинами марки УШ-2Т, УШ-2ТВ, БТС-150, оснащенными рабочим органом диаметром требуемых параметров.

Технология бурения скважин и установка свайных опор в вечномерзлых грунтах с использованием станков термомеханического бурения должна производиться в соответствии с требованиями ^^нв^егазстрой"" "Строительство промысловых трубопроводов. Технология и организация".

Забивка трубчатых свай в предварительно пробуренные сква-;шаы в твердомерзлых грунтах высокой прочности при применении станков механического бурения со шнековым рабочим органом типа Като-РН1200, УШ-2Т, УН1-2ТВ, БТС-150 и других более затруднительна и трудоемка. Если используется шлам в качестве заполнителя межтрубного пространства, то требуется специальный подогрев.

Погружение свай в предварительно пробуренные скважины рекомендуется осуществлять сваебойными машинами: дизель-молотами типа СП-49, вибромолотами и вибропогружателями.

7.3.    Диаметр предварительно пробуренных скважин при буроопускном способе должен быть не менее 5 см наибольшего диаметра устанавливаемой сваи. Буроопускной метод рекомендуется на тех участках трассы с трудоемкими работами, на которых для бурения скважин используют буровые станки со шнековыми рабочими органами.

18

Страница 17

Установленная на проектную отметку свая делима быть выверена и расклинена деревиннши клиньями для обеспечения вертикального положения.

Приготовление и заливку раствора рекомендуется производить с помощью автобетеносмесителя СБ-92 и цементировочных агрегатов ЦАБ-320 на базе автомобиля КрАЗ-258.

7.4.    Забивной способ погружения свай в предварительно оттаиваемый грунт огне вши горелками (термобурами) рекомендуется применять при установке свай преимущественно малых диаметров: 159, 108 мм и менее на глубину до 5 м.

7.5.    Комбинированный способ рекомендуется применять в основном на участках прочных твердомерэлых грунтов, на которых используются для устройства скважин станки, оборудованные шнековыми рабочими органами.

8. НАНЕСЕНИЕ АНТИКОРРОЗИОННОЙ И ТЕПЛОВОЙ ИЗОЛЯЦИИ

8.1.    Для повипения индустриализации и качества строительства и снижения его сроков следует использовать теплоизолированные трубы, изготовленные в заводских или базовых условиях.

Теплоизолирование трубопроводов в траооовых условиях производят только при отсутствии баз или цехов по теплоизоляции труб в близлежащих районах строительства.

8.2.    Конструкция тепловой изоляции включает антикоррозионное, теплоизоляционное и тпвомэоляционное покрытия.

8.3.    В качестве антикоррозионного покрытия используют грунтовки ГТ-832 НИК (ТУ 102-350-83), В-1С-0235 (ТУ 6-10-1972-84) или сочетание грунтовки с липкой полимерной лентой типа Поликен.

8.4.    Для получения теплоизоляционного покрытия монолитного или в виде скорлуп применяют заливочный пенополиуретан типа Сиспур или ППУ-331.

8.5.    При подеемной прокладке в качестве антикоррозионного покрытия используют липкую ленту типа Поликен 980-25 в 2 слоя: для надземной прокладки - липкую ленту Нитто 53-635 в 1,5 слоя и алюминиевую фольгу (ГОСТ 618-73 с иям.1) для защиты ленты от воздействия ультрафиолетовых лучей.

19

Страница 18

При MuiiTeue теп/iODoW п.оллции на трассе в качестве защит-по го иокулткл ьспол^у^т ал&дшшевый лист толщиной 0,5-0,7 мм или оцинкошлюе делено толщчной 0,7-0,9 мм.

0.6. D йшомк уелоь-mx подготовку наружной поверхности труб, а тонко iioiiecomio противокоррозионного покрытия на основе грунтовой производят на линии ПТЛ-2, входящей в состав тру-Оозаготовктельного комплекса и переоборудованной применительно к технологии комплекса. При этом осуществляются следующие операции:

в зимнее время секции труб очищают от снега или наледи, высушивают и подогревают до температуры не менее +15°С;

наружную поверхность секции труб очищают вращающимися круглыми металлическими щетками от грязи, ржавчины, копоти, жировых пятен, следов топлива, рыхлой окалины и т.п. Очищенная поверхность должна быть сухой и иметь серый цвет с характерными проблесками металла.

8.7. Грунтовку наносят на трубы методом полива аа один проход с последующим растиранием ее по поверхности трубы специальными полотенцами. Нанесенный слой грунтовки должен быть ровным, без пропусков, подтеков, сгустков, пузырей. Расход грунтовки В-ЖС-0235 составляет 150-200 г на I м** поверхности трубы, ориентировочный расход грунтовок ГГ-832 НИК 0,12-0,25 л/м2

0.8. Трубы, предназначенные для надземной прокладки, поело нанесения грунтовок подаются на участок сушки. При использовании грунтовок IТ-832 НИК и ГТП-821 сушку проводят обдувом воздуха огрунтованной поверхности. При применении грунтовки В-ЖС-0235 участок сушки должен быть оборудован дополнительными стеллажами или камерой, в которую с помощью воздуходувки нагнетается горячий воздух. Условия сушки на стеллажах - 24 ч при* 20°С, в камере - 20 мин - при +Ю0°С. После сушки грунтовки проводят операции контроля качества и ремонт, затем трубы подаются в отделение нанесения теплоизоляции.

8.9. Трубы, предназначенные для подземной прокладки, после нанесения грунтовки сразу подаются на участок нанесения липкой полимерной ленты. Ленту наносят методом спиральной намотки на движущуюся поступательно-вращательную трубу в один слой с величиной нахлеста слоев ленты 20-30 мм стационарно установленной изоляционной машиной.

20

Страница 19

Изоляционную ленту следует наносить без перекосов, морщин, гофров, вздутий, складок, отвисаний; должно быть обеспечено плотное прилегание ленты по всей защищаемой поверхности и создана герметичность в нахлесте. Для этого необходимо систематически проверять vi регулировать натяжение ленты (усилие натяжения 1,5-2 кгс/см^ при температуре от +Ю°С).

8.10.    Монолитную пенополиуретановую теплоизоляцию наносят в герметично закрывающихся разъемных формах. Трубу укладывают в полость формы на специальные полукольцевые вшгадыши из пенополиуретана, центрирующие трубу соосно с формой. Форму закрывают, трубу нагревают до 20-35°С, затем в полость формы заливают исходную полимерную композицию. Приготовление смеси и заливку ее в форму осуществляют с помощью заливочной машины типа "Трузпома” или ДСУ-3.

Залитую в форму смесь выдерживают в течение 15-20 мин до полного вспенивания и отверждения. Затем форму открывают, трубу извлекают из формы и укладывают на конвейерную линию гидроизоляции.

6.11.    Нанесение гидроизоляции производят путем обмотки теплоизоляционного слоя полимерной лентой (Поликен 980-25 либо Нитто 53-635 в зависимости от назначения)в соответствии с Миннефтёгазстрйй "Ведомственные строительные норш. Строитель-ство магистральных и промысловых трубопроводов. Противокоррозионная и тепловая изоляция”.

8.12.    При надземной прокладке для теплоизолированных труб в качестве защитного покрытия используют комплексное покрытие, состоящее из полуторного слоя полимерной ленты Нитто

и светозащитного алюминиевого покрытия.

Первый слой ленты наносят с полуторнш шагом липкой стороной вверх, второй слой ленты, наноожюй липкой стороной вниз, должен закрывать незаизолированную часть трубы с нахлестом по 50-100 мм на первый слой с каждой стороны. При этом образуется клеевой замок, т.е. в нахлесте ленты прочно склеиваются, образуя герметичное покрытие. Обмотку полимерными лентами производят с помощью обмоточной машины.

8.13. Светозащитный слой (алюминиевая фольга ГОСТ 618-73 шириной 350-450 мм, толщиной 0,1-0,7 мм) наносят спиральной намоткой с нахлестом 20 мм. При этом фольгу приклеивают к лип-

21

Страница 20

кому слою гидроизоляционной ленты и прикатывают гтрикатнш роликом. Концы фольги на обоих концах секции закрепляет проволочными скрутками или металлическими бандажами.

Нанесение теплоизоляции в трассовых условиях

8.14.    Тепловую изоляцию в трассовых условиях осуществляют на трубы как с антикорровиониым покрытием, так и без покрытия.

8.15.    При использовании неизолированных ТГУ6 участки сваренного в нитку трубопровода, уложенного на опоры, перед нанесением тепловой изоляции подвергают очистке от грязи, окалины, масляных пятен и других загрязнений. На очищенный трубопровод наносят грунтовку ГТ-832 НИК. Наносить грунтовку разрешается при температуре окружающего воздуха не ниже минус 40°С. При температуре окружающего воздуха ниже +3°С трубу следует подогреть до температуры не ниже +15°С.

8.16.    Теплоизоляционное покрытие монтируют из пенополиуретановых или пенополистирольных скорлуп, предварительно изготовленных на базах. Скорлупы крепят на трубе с помощью проволоки или узкими металлическими бандажами.

8.17.    Поверх теплоизоляции наносят светозащитное покрытие, которое крепят широкими металлическими бандажами, закрывающими одновременно поперечные стыки.

Изоляция стыков теплоизолированных трубопроводов

8.18.    В полевых условиях после сварки секций в нитку и положительного заключения о качестве сварного соединения поверхность стыка перед нанесением противокоррозионного слоя необходимо очистить. Очистку поверхности шва и околошовыой зоны рекомендуется выполнять ашвф*ашииками или металлическими щетками.

Сушку и подогрев изолируемой зоны сварного стыка производят с помощью газовых горелок, тем самш обеспечивается сохранность теплоизоляционного и гидроизоляционного покрытия, выполненных в базовых условиях.

8.19.    На очищенную поверхность стыкового соединения наносят грунтовку ГТ-832 НИК. Для ее нанесения рекомендуется применять окрасочные нолос^ртае кисти или поролоновые валики; можно также использовнть метод распыления.

22